88170

Проверка операций по учету основных средств и нематериальных активов

Лекция

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Задачи и источники информации по проверке операций с основными средствами. Проверка сохранности основных средств и их технического состояния своевременности и качества проведения инвентаризации и переоценки. Проверка операций по поступлению внутреннему перемещению и выбытию основных средств.

Русский

2015-04-26

131 KB

2 чел.

Тема 7: Проверка операций по учету основных средств и нематериальных активов.

1. Задачи и источники информации по проверке операций с основными средствами.

2. Проверка сохранности основных средств и их технического состояния, своевременности и качества проведения инвентаризации и переоценки.

3. Проверка операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств.

4. Проверка правильности начисления амортизации.

5. Проверка операций по ремонту основных средств.

6. Проверка операций с  нематериальными активами.

1. Задачи и источники информации по проверке операций с основными    средствами.

Задачами контроля основных средств являются:

- проверка их сохранности и технического состояния;

- проверка законности и правильности документального оформления операций по поступлению, перемещению и выбытию основных средств;

- проверка правильности начисления амортизации, своевременности и полноты включения в затраты производства;

- проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операций по перемещению и выбытию основных средств;

- проверка выполнения планов ремонта, их своевременности и качества.

Источниками проверки операций по учету основных средств являются:

- первичная документация на приобретение, выбытие и внутреннее перемещение (акты о приеме-передаче объекта основных средств по форме №ОС-1; акты о приеме-передаче групп объектов основных средств по форме №ОС-1а; накладные на внутреннее перемещение объектов основных средств по форме №ОС-2; акты о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме №ОС-4; акты о списании автотранспортных средств по форме №ОС-4а; акты о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) но форме №ОС-4б; инвентарные карточки учета объектов основных средств по формам №ОС-6, ОС-6а; инвентарная книга учета объектов основных средств по форме №ОС-6б; инвентарные списки основных средств по форме №ОС-13; акты инвентаризации №1-инв; сличительные ведомости результатов инвентаризации основных средств по форме №15-инв),

- документы на ремонт (акты о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме №ОС-3);

- по начислению амортизации (разработочные таблицы (машинограммы) по начислению амортизации),

- учетные регистры и др.

2. Проверка сохранности основных средств и их технического состояния, своевременности и качества проведения инвентаризации и переоценки.

Приступая к проверке основных средств аудитор проводит обследование, в ходе которого устанавливает расположение основных цехов, оборудования, устанавливает порядок хранения оборудования, обследует его техническое состояние.

В случае не обеспечения правильного хранения оборудования ревизор назначает инвентаризацию основных средств.

Особенно внимательно проверяется оборудование, которое хранится на открытых площадках, разукомплектовано, устанавливаются причины и виновные лица.

Обеспечение сохранности основных средств зависит от  правильности, полноты и своевременности постановки их на учет.

Важно изучить правильность отнесения объектов к основным средствам. Для чего необходимо изучить учетную политику предприятия в части отнесения объектов к основным средствам по их стоимости.

Поэтому проверяя состояние аналитического учета, выясняют все ли основные средства закреплены за материально-ответственными лицами, правильно ли проведена инвентаризация и как оформлены ее результаты.

Аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках или инвентарных книгах.

Организация учета на инвентарных карточках позволяет снизить трудоемкость учетной работы, дает возможность группировать основные средства по классовым группам и автоматизировать учетный процесс.

В карточках приводятся все необходимые данные: дата ввода в эксплуатацию, его инвентарный номер, стоимость, сведения о перемещении объекта и его ликвидации, о количестве и стоимости ремонта.

Таким образом, в карточке накапливается информация с момента поступления объекта и до его выбытия.

Также ревизор (аудитор) обращает внимание на правильность заполнения всех реквизитов в карточке, что имеет большое контрольное значение и предотвращает замену одноименных новых предметов старыми.

Для проверки полноты и достоверности карточек сопоставляют данные описей инвентарных карточек с имеющимися инвентарными карточками.

При отсутствии карточки необходимо выявить причину, убедиться в наличии (отсутствии) объекта и восстановить аналитический учет.

Также проверяется достоверность данных о наличии и движении основных средств по классификационным группам.

Для этого сопоставляют стоимость объекта, проставленную в инвентарной карточке, с показателями карточки учета основных средств по какой-либо классификационной группе.

Проверяется соответствие данных аналитического учета данным синтетического учета по счету 01. Для этого сумму остатков по классификационным группам сопоставляют с остатками по синтетическому счету 01 Главной книги. При расхождении данных – выяснить причины и виновных лиц.

Важным условием сохранности основных средств является качественное проведение инвентаризации. Поэтому в процессе контроля необходимо проверить полноту и своевременность проведения инвентаризации и правильность отражения ее результатов в бухгалтерском учете.

Проверяющему это необходимо для того, чтобы убедиться насколько можно доверять проведенной инвентаризации на предприятии. Качество инвентаризации основных средств определяется соблюдением установленного порядка  проведения, правильностью оформления, подведения итогов инвентаризации и принятия решений по выявленным недостаткам и излишкам. Следует проверить инвентаризационные описи основных средств (форма №1-инв) и сличительные ведомости (форма №15-инв). Если в результате инвентаризации выявлены излишки и недостача, надо проверить правильность отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета. При этом аудитор должен знать, что стоимость излишков основных средств при принятии их на бухгалтерский учет определяется на дату проведения инвентаризации на основании заключения об их оценке, проведенной оценщиками, или документов, подтверждающих стоимость аналогичных объектов основных средств. Взыскание недостачи основных средств  с виновных лиц, (а при их отсутствии, отнесение недостачи на  финансовые результаты) осуществляется по остаточной стоимости.

На следующем этапе проверки следует ознакомиться в натуре с сохранностью основных средств на местах их хранения и эксплуатации (путем осмотра объектов основных средств). Необходимо установить, на всех ли объектах основных средств имеются инвентарные номера, как обеспечивается их сохранность. Фактическая проверка состояния сохранности основных средств дополняется контрольной инвентаризацией отдельных объектов. Особое внимание надо обратить на объекты без инвентарных номеров, не закрепленные за материально ответственными лицами, числящиеся под одним инвентарным номером, преждевременно списанные под видом изношенных и непригодных к эксплуатации.

В ходе проверки сохранности основных средств ревизор проверяет правильность проведения переоценки основных средств.

Переоценка основных средств проводится по состоянию на 1 января отчетного года по решению правительства. Переоценка основных средств может проводится путем применения коэффициентов, разработанных Министерством статистики и анализа согласованным с МинФином, или же прямым счетом.

Все применяемые цены на оборудование, здания должны быть подтверждены предприятиями-изготовителями, оптовыми базами и другими источниками.

Поэтому ревизор (аудитор) проверяет, включены ли все основные средства в ведомость переоценки, правильность применения коэффициентов, подтверждены ли цены.

Проводится арифметическая проверка расчетов результатов переоценки выборочным путем.

3. Проверка операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств

При проверке операций по поступлению основных средств следует установить целесообразность их строительства или приобретения, своевременность и правильность документального оформления, правильность определения первоначальной стоимости.

Целесообразность строительства и приобретения определяется производственной необходимостью и эффективностью их использования.

Полноту и своевременность их оприходования определяют путем сопоставления даты отражения операций на счете 01в журнале-ордере №13 с датой, указанной в первичных документах.

Первичными документами на ввод основных средств являются: акт ввода в эксплуатацию, акт приема-передачи основных средств, акт перевода животных из группы в группу, акт приема многолетних насаждений и передача их в эксплуатацию (подробнее см. в вопросе 1 данной темы).

Несвоевременное оприходование основных средств влечет за собой недоначисление амортизации, что приводит к искажению остаточной стоимости, себестоимости продукции и финансового результата.

Внимательно проверяются операции по оприходованию безвозмездно полученных основных средств. При этом необходимо установить не нарушено ли Положение об порядке отчуждения государственными предприятиями зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства.

Также необходимо проверить правильность оценки основных средств, поступивших на предприятие. Они оцениваются по первоначальной стоимости, включая затраты на их возведение или приобретение, стоимость проектно-сметной документации, расходы по доставке и монтажу, и сумму налогов.

(порядок формирования первоначальной стоимости см в лекциях по бух учету)

Первоначальная стоимость объектов не подлежит изменению за исключением случаев достройки, дооборудования в порядке капитальных вложений; в случаях переоценки основных средств.

На следующем этапе проверки надо установить, правильно ли отражены на счетах бухгалтерского учета записи, связанные с поступлением объектов основных средств.

При этом аудитор должен знать, что отражение операций на счетах бухгалтерского учета, связанных с поступлением основных средств, зависит от источников их поступления. Для данной проверки надо ознакомиться с аналитическими данными счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Проверка отражения операций на счетах бухгалтерского учета производится на основании данных журнала-ордера №13 и машинограмм (карточек счета). (Порядок отражения операций по поступлению основных средств из разных источников см в лекциях по бухучету)

Документальной проверке подлежат операции по списанию основных средств. В каждом отдельном случае необходимо проверить правильность оформления документов на выбытие основных средств, законность и целесообразность их выбытия, правильность отражения в учете операций, связанных с ликвидацией и выбытием основным средств.

Операции, связанные с выбытием основных средств, целесообразно подвергнуть сплошной проверке путем изучения первичных документов на выбытие (актов списания, актов о приеме-передаче основных средств, ТТН по форме ТТН -1, товарных накладных по форме  ТН-2 и других документов) и регистров аналитического и синтетического учета (инвентарных карточек, машинограмм, карточек счета и т.д.).

При списании с баланса объекта основных средств вследствие их изношенности (ликвидации) надо выяснить причины списания, законность и целесообразность этих операций. Основными документами для проверки списания с баланса объектов основных средств являются: акты о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме № ОС-4; акты о списании автотранспортных средств но форме №ОС-4а; акты о списании групп объектов основных средств по форме №ОС-4б и другие документы.

В процессе данной проверки надо установить, своевременно и правильно ли оформлены акты на списание, указаны ли в них все требуемые реквизиты, правильно ли составлен расчет результатов ликвидации объекта. Следует внимательно рассмотреть все расходы, связанные с ликвидацией объектов и отнесенные в дебет счета 91. Следует также проверить полноту оприходования материальных ценностей и запасных частей, полученных от ликвидации основных средств.

Если в процессе проведения проверки будет установлено, что металлолом, полученный после ликвидации основных средств, не оприходован и его сдача не подтверждена соответствующими документами, аудитор должен по данным первичных документов определить количество металлолома, которое необходимо оприходовать и отразить это в отчете проверки. В процессе проверки надо установить, списывались ли основные средства с баланса по причине стихийного бедствия (пожар, наводнение) или аварии. Если было такое списание, надо установить, имеются ли все документы и заключения соответствующих компетентных органов на списание с баланса объектов основных средств.

При проверке операций по поступлению и выбытию основных средств надо также проверить начисления налогов в соответствии с действующим законодательством.

4. Проверка правильности начисления амортизации.

Для достоверного определения себестоимости продукции и финансовых результатов необходима четкая система финансового контроля за динамикой износа основных средств.

В условиях перехода к рыночной экономике начисленная сумма амортизации основных средств является основным источником финансирования капиталовложений в основные средства.

В ходе проверки необходимо установить:

- все ли объекты основных средств приняты в расчет для начисления износа;

- правильно ли производится начисление износа на вновь поступившие и выбывшие основные средства;

- определен ли метод начисления износа в учетной политике предприятия;

- правильно ли относятся суммы износа на издержки производства;

- правильно ли отражена сумма амортизации в регистрах бухгалтерского учета.

В начале ревизии рекомендуется проверить правильность начисления амортизации. При этом устанавливают, по всем ли объектам основных средств начисляется износ. Для этого балансовую стоимость основных средств, указанную в ведомости, сравнивают с данными Главной книги по счету 01.

При этом из этой стоимости вычитают стоимость основных средств, по которым износ не начисляется:

- библиотечные фонды;

- фонды, переданные на консервацию;

- фонды, остановленные на техническое перевооружение;

- фонды бюджетных организаций, включая научно-исследовательские и конструкторские организации;

- здания и сооружения, являющиеся памятниками архитектуры и искусства;

- многолетние насаждения, не достигшие плодоносящего возраста;

- продуктивный скот;

- экспонаты животного мира в зоопарках и других аналогичных учреждениях;

- экспонаты, образцы, модели и другие наглядные пособия, находящиеся в кабинетах и лабораториях и используемые в научных целях.

Износ по непроизводственным ОФ, по объектам благоустройства и жилым зданиям учитывается на забалансовых счетах.

В ходе проверки следует изучить, нет ли фактов прекращения начисления амортизации по объектам основных средств во время их ремонта и простоя.

Затем приступают к проверке правильности применения избранного метода начисления амортизации.

Следует помнить, что  предприятия могут выбрать любой метод начисления износа исходя из срока полезного использования основных средств: линейный, нелинейный, производительный.

В ходе контртольно-ревизионных процедур необходимо проверить законность и обоснованность установленного срока полезного использования основных средств.

Срок полезного использования ожидаемый или расчетный – это период эксплуатации основных средств, нематериальных активов в процессе предпринимательской деятельности.

Срок полезного использования определяется при  приобретении или строительстве основного средства и оформляется актом комиссией, которая формируется из числа специалистов организации.

При установлении срока полезного использования комиссия исходит из ожидаемого физического износа, зависящего от условий производства:

- режима эксплуатации, естественных условий, влияния окружающей среды, системы проведения ремонтов, морального износа в результате удешевления стоимости или повышения производительности вновь вводимых аналогичных объектов основных средств и нематериальных активов;

- утвержденных бизнес-планов или планов технологического обновления и реконструкции производства;

- нормативно-правовых и других ограничений использования объекта основных средств (срока аренды).

Диапазоны срока полезного использования и производных от них линейных норм амортизации устанавливаются по группам амортизационных основных средств и нематериальных активов.

Затем надо проверить и установить, правильно ли производится индексация амортизационных отчислений и отражается на счетах бухгалтерского учета.   При этом аудитор должен знать, что организации имеют право проводить ежемесячно индексацию амортизационных отчислений  основных средств, которые используются  в предпринимательской деятельности, если амортизация по ним начисляется линейным способом и включается в себестоимость продукции.

Нарушения, выявленные в ходе ревизии, отражаются во вспомогательной ведомости.

По всем фактам неправильного начисления амортизации необходимо определить излишне начисленные или недоначисленные суммы амортизации, установить как это повлияло на стоимость продукции и финансовый результат, установить причины нарушений и виновных лиц; принять меры по недопущению нарушений в будущем.

5. Проверка операций по ремонту основных средств

Приступая к проверке операций по ремонту основных средств, проверяющий должен знать, что предприятия (организации) всех форм собственности включают расходы на все виды ремонта основных производственных фондов в состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). На себестоимость продукции (работ, услуг) не относят затраты на проведение ремонтов зданий и сооружений, предназначенных для культурно-просветительской, физкультурно-оздоровительной работы и другие, а относят за cчет собственных источников организации. В начале проверки надо установить, какие способы применяет организация при отнесении затрат на себестоимость продукции при проведении ремонтов основных cpeдств. Один из способов предусматривает, что если затраты на текущий  и капитальный ремонт отдельных видов основных средств значительны и производятся в течение года неравномерно, может создаваться ремонтный фонд (или резерв) по утвержденным организацией нормативам отчислений от стоимости соответствующих видов основных средств. Норматив разрабатывается сроком на шесть лет в твердой фиксированной сумме или в процентах к первоначальной стоимости основных средств. Этот фонд образуется за счет отчислений, относимых ежемесячно на себестоимость продукции. При наличии такого фонда (или резерва) надо проверить правильность его образования и использования при отнесении расходов на ремонт основных средств.

Затем надо проверить организацию учета затрат на ремонты основных средств. При этом проверяющий должен знать, что в зависимости от объема работ, сложности ремонта, затрат по его выполнению различают капитальный и текущий ремонты. К текущему ремонту относят частичную замену отдельных деталей объекта, а именно: ремонт дверей в помещении, побелка потолков, оклейка стен, заделка штукатурки стен и т.д. В процессе проверки надо установить, имеются ли сметы на проведение текущих ремонтов и правильно ли отражены затраты на cчетах бухгалтерского учета.

Проверяющий должен знать, что текущий ремонт может производиться силами ремонтно-механической мастерской или ремонтными бригадами, и в данном случае затраты учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства». После окончания ремонта расходы списываются с этого cчетa на себестоимость продукции, другие cчетa или за счет ремонтного фонда. Ремонт, производимый подрядным способом, оформляется договором. При этом способе ведения ремонта расходы несет подрядчик. После приемки работ, в соответствии с заключенным договором, подрядчик  предъявляет для оплаты заказчику платежное требование. В этом случае надо проверить, правильно ли отражены расходы на счетах бухгалтерского учета.

Затем надо проверить правильность отнесения затрат при капитальном ремонте основных средств. Необходимо знать, что капитальным ремонтом машин и оборудования считается такой peмонт, при котором производится разборка агрегата, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов, последующая сборка и испытание отремонтированного оборудования. Капитальный ремонт основных агрегатов подвижного состава автомобильного транспорта (двигатель, коробка передач, задний и передний мосты и т.д.) зависит от нормы пробега и марки, модели подвижного состава (грузоподъемности).

Капитальный ремонт зданий, сооружений, машин, оборудования производится с периодичностью эксплуатации объектов свыше одного года. В процессе проведения ремонтов получают материальные ценности, которые подлежат оприходованию. Надо проверить и установить, оприходованы ли материальные ценности, полученные при их замене.

В процессе проверки необходимо также установить правильность списания материалов, запасных частей, начисления заработной платы и отнесения других расходов на проведение ремонтов.

6. Проверка операций с  нематериальными активами.

Основными задачами проверки нематериальных активов (далее НА) является проверка правильности:

-отнесения активов в состав нематериальных,

- отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с поступлением и выбытием НА,

- формирования первоначальной стоимости НА с учетом способа их поступления в организацию,

- начисления амортизации по НА, определения финансовых результатов при выбытии НА.

При проверке нематериальных активов используются следующие источники информации:

- акты приемки НА (форма №НА-1),

- инвентарные карточки учета НА (форма №НА-2),

- учетные регистры (машинограммы, карточки счета, журналы-ордера) и др.

Приступая к проверке операций по учету НА необходимо вначале проверить соответствие данных аналитического учета данным синтетического учета по счету 04.

Как правило, объем операций с НА в организациях незначителен, поэтому целесообразно проводить проверку НА сплошным способом.

В процессе проверки следует установить правильность отнесения активов в состав нематериальных активов.

(Какие активы относятся к НА см. лекции по бухучету)

На следующем этапе проверки надо установить, правильно ли произведена оценка НА.

(См. лекции по бухучету – первоначальная стоимость НА поступающих из разных источников  (за плату, безвозмездно и т.д.))

При наличии изменений первоначальной стоимости объектов НА надо установить их причину (переоценка, платежи по подтверждению имущественных прав).

На следующем этапе проверки надо проверить и установить, правильно ли отражены операции, связанные с поступлением НА на счетах бухгалтерского учета. Особое внимание надо обратить на правильность отнесения затрат, связанных с их поступлением.

(См. лекции по бухучету – учет поступления НА с использованием счетов 08 и 04)

Затем надо проверить правильно ли начислена амортизация НА. Особое внимание уделяется правильности определения нормативных сроков службы и сроков полезного использования НА. Надо также проверить все ли НА участвуют  в предпринимательской деятельности,  т.к. от этого зависит порядок отражения на счетах начисленной амортизации.

Если НА участвуют в предпринимательской деятельности, но в отчетном периоде фактически не использовались, то амортизация относится на финансовые результаты, а если использовались, то   в отчетном месяце амортизация относится в дебет счетов по учету затрат (23, 25, 26 и др.)

На следующем этапе проверки устанавливается правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета по выбытию НА.

(См. лекции по бухучету – причины выбытия НА (продажа, дарение и др.) и порядок отражения на счетах бухгалтерского учета выбытия).

В  первую очередь надо проверить обоснованность выбытия НА и установить, правильно ли оформлены соответствующие первичные документы на их выбытие, законность и обоснованность списания их с баланса. Затем надо проверить, правильно ли отражены операции, связанные с выбытием НА на счетах бухгалтерского учета.

Следует иметь в виду, что результаты выбытия На (доходы и расходы) отражаются в бух. учете того отчетного периода, в котором произошло выбытие. Необходимо внимательно проверить, правильно ли определены результаты от реализации (выбытия) НА, правильно ли исчислены соответствующие налоги, предусмотренные законодательством.

На следующем этапе проверки надо установить, проводится ли инвентаризация НА в соответствии с действующим законодательством и отражение результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета.


Тема 8: Проверка операций по учету товарно-материальных ценностей.

1. Задачи и источники информации по проверке операций с материальными запасами.

2. Проверка организации материальной ответственности и обеспечения сохранности материальных запасов на предприятии.

3. Проверка операций по движению материальных ценностей и правильности их оценки.

   4. Проверка операций по использованию материальных ценностей в производстве.

5. Проверка соблюдения порядка инвентаризации, переоценки материальных запасов и правильности отражения в учете их результатов.

6. Особенности проверки учета тары, драгоценных металлов (камней), хоз. принадлежностей и спецодежды.

1. Задачи и источники информации по проверке операций с материальными запасами.

Учитывая, что обеспечение предприятий материальными ресурсами является весьма сложным, это обуславливается не только дефицитом, но и недостаточной сохранностью текущих материальных ресурсов, которыми располагает предприятие.

Поэтому перед ревизором (аудитором) стоят задачи:

- проверить состояние учета, хранение и использование производственных запасов;

- проверить правильность оценки производственных запасов;

- проконтролировать полноту и своевременность оприходования материальных ценностей, законность и целесообразность их расходования и списания;

- выявить факты нерационального использования, растрат, недостач и хищений, установить причины и должностные лица, виновные в допущенных недостачах и нецелесообразном использовании материалов;

- проверить обоснованность и соблюдение установленных норм расхода сырья, материалов, топлива и других ценностей;

- проверить своевременность проведения инвентаризаций производственных запасов и правильность принимаемых решений по их результатам.

Источниками проверки движения МЦ являются регистры синтетического и аналитического учета, на которых собирается информация о наличии и движении МЦ.

Проверяются счета 10, 15, 16, а также отчеты материально-ответственных лиц с приложенными первичными документами.

2. Проверка организации материальной ответственности и обеспечения сохранности материальных запасов на предприятии.

В процессе проведения данной проверки надо установить следующее:

- пригодны ли складские помещения для хранения материальных ценностей;

- оборудованы ли они стеллажами и другими приспособлениями;

- не допускается ли порча материалов из-за ветхости складских помещений.

Особое внимание следует обратить на то, исправны ли крыши, полы, стены, наружные и внутренние запоры на дверях и воротах.

А также проверить:

- пригодны ли стеллажи, полки, ящики для хранения;

- прикреплены ли к местам хранения ярлыки с указанием номенклатурных номеров;

-  обеспечивается ли полная сохранность материальных ценностей, возможность свободного доступа и быстрого нахождения при приемке, отпуске и проверке фактического наличия;

- обеспечены ли склады исправными весоизмерительными приборами и мерной тарой, соблюдаются ли сроки проверки и клеймения этих приборов;

- обеспечены ли складские помещения и другие места хранения материалов охраной, противопожарным оборудованием и инвентарем.

На складах надо установить, знают ли заведующие складами (кладовщики) порядок приема, хранения и отпуска материальных ценностей; умеют ли они пользоваться весоизмерительными приборами; правильно ли составляются первичные документы.

Одновременно устанавливается, правильно ли ведется организация учета материальных ценностей на складе. С этой целью надо установить, своевременно и правильно ли производятся записи по приходу и расходу материалов в карточках складского учета материалов по форме № М -17А, все ли подписи имеются в них. При наличии ведения материальных отчетов надо установить, правильно ли они ведутся. При проверке состояния складского хозяйства следует также выяснить, как обеспечивается пропускная система, обеспечивает ли она должный контроль за вывозом материальных ценностей, имеются ли на складах образцы подписей материально ответственных лиц, которым предоставлено право получать материальные ценности.

На следующем этапе проверки аудитор  (ревизор) устанавливает, заключены ли договоры о материальной ответственности с заведующими складами (кладовщиками) и другими работниками, которым доверены получение, хранение и отпуск материальных ценностей; обеспечивается ли должный контроль за их работой. Следует также проверить, правильно ли оформляется при смене материально ответственных лиц (или уходе их в отпуск) передача материальных ценностей от одного материально ответственного лица другому.

3. Проверка операций по движению материальных ценностей и правильности их оценки 

Проверка обеспечения сохранности материальных ценностей осуществляется приемами фактического контроля (обследование объектов, инвентаризация).

Приступая к данной проверке, проверяющий должен установить, какая первичная документация по движению материальных ценностей используется в организации, соответствует ли она типовым и ведомственным формам первичной учетной документации.

На следующем этапе проверки необходимо данные синтетического учета сверить с данными аналитического учета. Следует сальдо по счету 10 «Материалы»  по Главной книге сверить с ведомостью «Движение материалов в денежном выражении»  на отдельные дaты проверки.

Затем надо проверить правильность и своевременность оприходования материальных ценностей. Для этой цели данные приходных документов (приходные ордера, акты о приемке материалов, ТТН и др.) сверяются с данными документов поставщиков (платежные требования, счета и др.).

Надо проверить правильность ведения журнала-ордера №6. Данные этого учетного регистра сверяются с  платежными требованиями, счетами поставщиков, платежными поручениями, ведомостью «Движение материалов в денежном выражении».

На следующем этапе проверки надо обратить внимание, в каких единицах измерения приходуются материалы. Если материальные ценности поступают в организацию в одной единице измерения, а отпускаются в производство в другой, то необходимо либо вести учет в обеих единицах измерения, либо произвести перевод количества из одной единицы в другую и оформить это актом перевода.

Необходимо также проверить, какими документами оформляются материальные ценности, поступившие на склады от поставщиков, если при их приемке установлены недостачи (на заметку - их приемка производится комиссией, которая составляет акт о приемке материалов по форме № М-7).

Затем надо проверить поступление материалов на склады от своих подсобных производств и вспомогательных хозяйств, подотчетных лиц, разборки зданий и сооружений и из других источников.

На следующем этапе надо проверить и установить достоверность операций по отпуску и реализации материальных ценностей. Материальные ценности отпускаются со складов и кладовых на производство, нужды подсобных и вспомогательных производств, хозяйственные и другие цели. При проверке данного вопроса необходимо посмотреть лимитно-заборные карты, требования, накладные на отпуск материалов, комплектовочные карты и др. Одновременно надо установить, лимитируется ли отпуск материальных ценностей и по каким нормам рассчитывается потребность в материалах.

На следующем этапе проверки необходимо проверить организацию отпуска материалов сторонним организациям и частным лицам. В начале данной проверки надо выяснить, что если организация приобретала материалы для дальнейшей их реализации другим юридическим или физическим лицам, они должны учитываться на счете 41 «Товары» и дальнейшая их реализация отражается с использованием счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет 1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг». При проверке выбытия материалов следует установить соответствие данных складского учета данным синтетического учета по счету "Материалы", для чего общий итог ведомости остатков на конец месяца сверяют с остатками на конец месяца, которые приведены в ведомости учета материальных ценностей, товаров и тары. Такое сравнение следует проводить по каждому складу в отдельности на 1-е число проверяемого периода. При установлении отклонений устанавливаются их причины и виновные лица. Затем надо проверить, правильно ли сформированы отпускные цены.  При этом проверяющий должен знать, что если организация приобретала материалы для собственного производства или потребления и не использовала их для этих целей, их отпуск сторонним организациям отражается в учете с использованием счета 90 ««Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет «Прочие доходы по текущей деятельности». Одновременно надо проверить, правильно ли определены финансовые результаты от реализации материалов сторонним организациям.

На следующем этапе проверки надо установить, правильно ли отражаются на счетах бухгалтерского учета операции по движению материальных ценностей, проверить ведение оперативно-бухгалтерского (сальдового) метода учета материалов, правильно ли ведутся материальные отчеты и сальдовые ведомости. Затем надо проверить, правильно ли производятся записи из накопительных ведомостей и материальных отчетов в ведомость «Движение материалов в денежном выражении» и отнесение израсходованных и реализованных материалов на соответствующие счета.

На следующем этапе проверки надо проверить и установить, правильно ли отражены в учете транспортно-заготовительные расходы и произведено их списание на соответствующие счета.

Затем надо проверить, правильно ли оцениваются материальные ценности в текущем учете и при их списании на производство продукции. При этом проверяющий должен знать, что материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материалов включает все расходы на их приобретение и заготовление, за исключением НДС.  При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка может производиться организацией одним из способов:

- по себестоимости каждой единицы,

- по средней себестоимости,

По способу ФИФО.

Подробнее оценку материалов см. лекции по Бухучету.

4.Проверка операций по использованию материальных ценностей в производстве.

Основными источниками проверки являются накопительные ведомости по расходу материалов, журнал-ордер по кредиту счета 10 "Материалы", сальдовые или оборотные ведомости о движении материалов, карточки или книги складского учета материалов, первичные документы по использованию материалов в производстве и другие. Если документооборот по отпуску материалов в производство большой, проверяющие должны выбрать документы по интервалу.

Отделы материально-технического снабжения или плановые отделы на основе установленных норм расхода материалов на выпуск определенного вида изделий разрабатывают лимиты отпуска материалов в производство, и отпуск их производится в пределах этих лимитов. Отпуск материалов со складов в производство оформляют лимитно-заборными картами или ведомостями отпуска, актами-требованиями на замену материалов или на дополнительный отпуск, комплектовочными ведомостями, раскройными картами, заборными листами и другими документами в зависимости от принадлежности предприятия к отрасли. Отпуск материалов в производство должен производиться в пределах лимита на выпуск определенного вида продукции. Отпуск материалов в производство может осуществляться в соответствии с утвержденными калькуляциями, в которых компоненты набора сырья и вспомогательных материалов не нарушают качество изделия и оно соответствует ГОСТам или техническим условиям, но только в тех случаях, где лимиты не установлены. При аудите использования материальных ценностей в производстве проверяется списание отклонений в стоимости материалов на выпуск готовой продукции, для чего анализируются данные ведомости учета материальных ценностей, товаров и тары. Проводится оценка техники расчета отклонений, проверяется правильность подсчета среднего процента отклонений и списание отклонений по направлениям расхода материалов, включая и остаток их на складе.  Тщательной проверке подвергается расходование строительных и ремонтных материалов, так как на них приходится высокий удельный вес растрат и недостач. Во всех случаях рекомендуется производить контрольные инвентаризации наличия наиболее дефицитных материалов, а при необходимости — и контрольного обмера их фактического использования на те или иные строительные или ремонтные работы.

5. Проверка соблюдения порядка инвентаризации, переоценки материальных запасов и правильности отражения их результатов.

Периодические инвентаризации ТМЦ предприятие проводит в сроки, предусмотренные в их планах контрольно-инвентаризационной работы, утверждаемых руководителем предприятия. В каких случаях проводится обязательная инвентаризация ценностей см. бухучет. 

Изучение материалов инвентаризаций начинается с проверки наличия в бухгалтерии всех необходимых документов, подтверждающих факт проведения инвентаризации: приказов или распоряжений о проведении инвентаризации и составе инвентаризационных комиссий; материальных отчетов; инвентаризационных описей или актов инвентаризации ценностей; сличительных ведомостей; письменных объяснений МОЛ по результатам инвентаризаций; протоколов, приказов и других документов по рассмотрению и утверждению результатов инвентаризаций.

Затем определяется компетентность инвентаризационных комиссий, проводивших инвентаризацию, включены ли в состав комиссии специалисты, хорошо знающие потребительские признаки ценностей (сорта, марки и др.), условия их хранения, порядок, и технику учета ценностей, а если инвентаризация проводилась без участия материально ответственных лиц или после стихийных бедствий, устанавливают, включен ли в состав комиссии представитель вышестоящего звена или местного органа власти в качестве председателя комиссии.

После проверки полноты материалов инвентаризации и компетентности состава комиссий приступают к проверке полноты и качества проведенных инвентаризаций. Для проверки качества проведенных инвентаризаций нужно проанализировать данные инвентаризационных описей и установить: указаны ли в них наименование предприятия, место, где проводилась инвентаризация (склад, цех, кладовая и др.) и время ее проведения; полностью ли записаны наименования материалов, их марки, сортность, артикулы и другие отличительные признаки; оговорены ли исправления в установленном порядке; приведены ли на каждой странице описи прописью показатели числа порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общий итог количества всех единиц в натуральном выражении; наличие на инвентаризационных описях подписей членов инвентаризационной комиссии, а также записи материально ответственных лиц с их подписью о правильности проведения инвентаризаций и принятии ценностей на ответственное хранение. Наличие нарушений при оформлении инвентаризационных материалов обязывает проверяющих изучить их причины. Они могли быть результатом небрежного отношения комиссии к выполнению своих обязанностей или результатом должностного подлога с целью сокрытия установленных фактов недостач и излишков отдельных видов материальных ценностей. Для установления и подтверждения таких нарушений привлекают другой экземпляр инвентаризационной описи, первичные документы, данные аналитического учета, калькуляций и т. п. Если в инвентаризационной описи приведены только наименования материалов без указания потребительских признаков (сорта, размера, марки, номера) или в эти показатели внесены исправления, для проверки нужно использовать первичные документы на оприходование материалов, а также данные аналитического учета. Путем взаимной сверки показателей этих документов с данными инвентаризационной описи устанавливают достоверность записи в опись.

Если же по соответствующей группе материалов учет осуществляется в суммарном выражении, для проверки по документам восстанавливается количественный учет по сортности материалов. Полученные остатки по данным учета сопоставляются с остатками материалов, приведенных в инвентаризационной описи. При изучении сличительной ведомости проверяют достоверность приведенных в ней остатков товарно-материальных ценностей по данным бухгалтерского учета и инвентаризационной описи, Для проверки остатков по данным бухгалтерского учета используют количественно-сортовой учет, оборотные ведомости, сальдовые ведомости и другие, в зависимости от принятого порядка ведения аналитического учета в бухгалтерии.

В процессе проверки обращается внимание на правильность составленных расчетов на списание потерь в пределах норм естественной убыли и сверх этих норм. Такие потери могут быть списаны только по надлежаще-оформленным документам с разрешения руководителя предприятия в том случае, когда выявлена недостача и имеются утвержденные нормы естественной убыли. При этом списание может быть произведено не свыше размеров выявленной недостачи по сличительной ведомости. Потери от порчи брака и боя во всех случаях комиссией оформляются отдельной инвентаризационной описью или актом с указанием периода образования по каждому виду ценностей, причин потерь и возможного их использования. Списание же их за счет предприятия может быть произведено по решению руководителя предприятия  при наличии актов об уничтожении с указанием способов и места, накладных по вывозу на свалку или сдачу в утиль. В процессе проверки выясняют, соблюдается ли установленный порядок оформления списания потерь и не производится ли их повторное списание или предъявление таких ценностей при последующих инвентаризациях с целью изъятия с оборота доброкачественных ценностей. При определении результатов инвентаризации могут выявляться недостачи и излишки отдельных ценностей. Как исключение, допускается возможный зачет недостач излишками, образовавшимися в результате их пересортицы. Но,  зачет недостач излишками может производиться только в отношении одной и той же группы товарно-материальных ценностей (по ТМЦ одного и того же наименования, по одной и той же сельскохозяйственной культуре), если они выявлены на одну и ту же дату, у одного и того же материально ответственного лица, за один и тот же проверяемый период. Поэтому в процессе проверки выявляют, соблюдается ли установленный порядок зачета недостач образовавшимися излишками и отнесены ли на виновных лиц суммовые разницы в результате того, что стоимость недостающих ценностей выше оказавшихся в излишке.

Корреспонденцию счетов по отражению результатов инвентаризации (недостачи, излишки) см. в теме Ревизия и аудит расчетных операций.

6.Особенности проверки учета драгоценных металлов (камней), инвентаря, хозяйственных принадлежностей и специальной одежды.

Приступая к проверке операций, связанных с движением драгметаллов (камней), проверяющий должен ознакомиться с организацией первичного учета но движению драгоценных металлов и драгоценных камней. Для этой цели надо ознакомиться с инвентарными карточками по форме №ОС-6, карточками складского учета материалов по форме №М -17 А и другими документами, в которых отражены данные о количестве драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в соответствующих объектах учета. Следует отметить, что содержание драгметаллов и камней указывается на основании технической документации, а фактическое количество можно  установить только после списания объекта учета  на основании сведений предприятий по переработке вторичных

драгоценных металлов.

На следующем этапе проверки аудитор должен проверить акты на списание с баланса оборудования, инструментов, которые содержат драгоценные металлы, правильно ли они составляются. Затем надо установить полноту оприходования драгоценных металлов и камней после списания объектов учета, своевременно ли они сдаются на специализированные предприятия (переработчики). Затем надо проверить и установить, проводится ли инвентаризация драгоценных металлов (камней). С этой целью надо проверить наличие и правильность составления инвентаризационных описей.

Приступая к проверке операций, связанных с движением инвентаря и хозяйственных принадлежностей вначале надо проверить соответствие данных аналитического учета (материальных отчетов, машинограмм, сальдовых ведомостей и т.д.) данным синтетического учета по счету 10 «Материалы», субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инвентарь». При выявлении расхождений между данными аналитического и синтетического учета надо установить их причины.

Особое внимание необходимо уделить проверке обоснованности отнесения объектов к группе «Отдельные предметы в составе оборотных средств», т.к. часто происходит необоснованное отнесение объектов основных средств к группе предметов в составе оборотных средств. Для этого сначала необходимо ознакомиться с лимитом отнесения объектов к вышеназванной группе, который содержится в учетной политике предприятия. В любом случае, следует помнить, что лимит стоимости  не должен превышать 30 базовых величин (ограничение установленное  Постановлением Министерства финансов РБ 23 марта 2004 г. № 41 «О лимите стоимости активов, учитываемых в бухгалтерском учете в составе средств в обороте» с последними изменениями от 22 апреля 2010 г. № 50).

Затем следует установить, правильно ли оцениваются в учете инвентарь и хозяйственные принадлежности (должны учитываться по фактической себестоимости).

На следующем этапе проверки надо рассмотреть первичную документацию, на основании которой производится отпуск инвентаря и хозяйственных принадлежностей со склада (кладовых) в подотчет материально ответственным лицам и установить, правильно ли она ведется.

Особо внимательно надо проверить погашение (перенос) стоимости инвентаря и хозяйственных принадлежностей на себестоимость продукции. (см. методы переноса стоимости в лекциях по бухучету.)

Затем надо проверить правильность списания с баланса  инструментов и хозяйственного инвентаря (правильность оформления первичной документации на выбытие, правильность составления корреспонденции счетов на выбытие).

Приступая к проверке операций, связанных с движением специальной одежды в первую очередь надо проверить организацию аналитического учета полученной и выданной рабочим спецодежды. Для чего изучаются личные карточки учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений по форме № МБ-6.

Затем надо проверить и установить, по нормам ли выдается спецодежда и обувь. Строительные организации имеют право выдавать спецодежду и сверх норм, однако расходы на ее использование должны относиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Затем надо проверить отражение операций на счетах бухгалтерского учета, связанных с погашением (переносом) стоимости специальной  одежды на себестоимость продукции. (См. лекции по бухучету).

На следующем этапе проверки надо установить, правильно ли производится списание спецодежды по различным причинам (для чего изучают акты на списание) и отражение операций, связанных с выбытием на счетах бухгалтерского учета.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38727. ХИРУРГИЯ РЕАНИМАТОЛОГИЯ 150.5 KB
  Представленные тесты с выбором одного правильного ответа из 4х предложенных охватывают все разделы новых учебных программ: организация хирургической травматической онкологической и реанимационной помощи этиопатогенез клиника и диагностика принципы лечения и реабилитации больных с наиболее часто встречающейся хирургической патологией. При затруднении в ответах на тестовые задания рекомендуем воспользоваться предложенной в конце книги литературой затем попытаться повторно ответить на вопросы и лишь после этого обратиться для...
38728. Ключевые понятия интеллигентности 169.5 KB
  Лишь постепенно выясняется, насколько содержательным, объемным, сложным, многогранным и интересным оказывается явление интеллигентности. Все попытки ее определения и описания сопровождаются использованием понятий, свойственных носителям интеллигентности или как-то их характеризующих. Но есть понятия, интеллигентность обусловливающие. От того, насколько глубоко мы способны их осознать, зависит очень многое в нашем жизни.
38731. Создание мобильного пространства школьного музея 4.31 MB
  Учебно-методическом пособии: «Музей-пространство образования» выпуск 1 «Педагогический музей: от традиций к новациям» отражена концепция музейно-педагогического комплекса как образовательного поля-особой развивающей среды, в которой:
38732. Моделирование механизма изменения светимости красного гиганта, инициированного гравитационным взаимодействием в кратных системах 473.5 KB
  Исследование в основе своей опирается на методы математического моделирования. В качестве основного методологического подхода для построения исходной модели изучаемой системы использовался один из вариационных принципов механики – принцип Гамильтона (принцип наименьшего действия)
38733. Протокол LLC уровня управления логическим каналом. Типы протоколов и их структуры 289 KB
  Локальной вычислительной сетью принято называть сеть, все элементы которой располагаются на сравнительно небольшой территории. Такая сеть обычно предназначена для сбора, передачи и распределённой обработки информации в пределах одного предприятия или организации.
38734. Основы менеджмента 874.5 KB
  Менеджмент и деловая активность организации. Место и роль менеджмента в системе деловой активности организации. Менеджмент и деловая активность организации 1. Сущность объект и предмет теории управления Для достижения целей организации необходима скоординированность ее задач.