88186

Перспектива. Перспективы в работе над рисунком

Лекция

Культурология и искусствоведение

Незнание законов перспективы в работе над рисунком приводит к невероятно нелогичным нарушениям в рисунке. На рисунке слева геометрические тела изображены неправильно в так называемой обратной перспективе а также в чрезмерном перспективном искажении.

Русский

2015-04-26

878.52 KB

2 чел.

Перспектива – от латинского -  perspicere,  что означает «видеть насквозь», «сквозь что-нибудь».

Явления перспективы можно наблюдать всюду. Например, когда с железнодорожной платформы смотрим вдаль на железнодорожные пути, то кажется, что по мере удаления промежуток между рельсами сокращается, они как будто сходятся в одной точке.   Рис.№1.                                                     

Линии рельсов, проводов, насыпи, уходящие от зрителя в глубь картины, направлены в одну точку, которая расположена на линии горизонта. Эта точка в перспективе называется точкой схода. (Рис.1)

Термин «горизонт» в переводе с греческого означает «разграничивающий». «кажущаяся граница между небом и землей». В изобразительном искусстве  «горизонт» - прямая горизонтальная линия на изобразительной плоскости, которая служит художнику ориентиром при построении изображения. Она указывает зрителю, на каком уровне высоты находился глаз художника, с какой точке зрения он изображал натуру. «Горизонт» - делит изобразительную и картинную плоскость на две части – верхнюю и нижнюю. В теории перспективы горизонтом называют линию, образующуюся при пересечении условной (воображаемой) горизонтальной плоскости (которая как бы проходит от глаз наблюдателя) с картинной плоскостью (воображаемая плоскость, находящаяся между наблюдателем и наблюдаемым предметом). Горизонт всегда находится на уровне глаз наблюдателя.

Незнание законов перспективы в работе над рисунком приводит к невероятно нелогичным нарушениям в рисунке. На рисунке слева, геометрические тела изображены неправильно, в так называемой обратной перспективе, а также в чрезмерном перспективном искажении.(Рис.2).

Рис. №2.

Наблюдая куб, стоящий под углом к зрителю, мы видим,  что все его стороны находятся в перспективном сокращении по отношению к рисующему. Мысленно продолжая стороны куба, увидим, что одни сходятся в точке слева, другие – справа.  Таким образом,  мы наблюдаем  две точки схода.  (Рис.3)

Рис.№3.

Пример рисунка куба с одной точкой схода. Перед нами – куб. На линии горизонта намечаем одну точку,  точку схода. Все линии сторон куба направлены на нее.  (Рис.4.)

 Рис.№4.

Знание законов линейной перспективы дает возможность правильно изображать предметы на картинной плоскости в соответствии с нашим зрительным  восприятием видимых форм  пространстве, способствует выработки навыков такого изображения. На рисунке показаны приемы и правила изображения простых геометрических форм (куб) на плоскости в линейной перспективе.  

Рис.№5.

Изображение куба меняется относительно расположения линии горизонта  и точек схода. (Рис.5.)

Усвоив систему и принципы логического построения изображения на плоскости , мы понимаем, что рисование – не механическое копирование натуры, а сознательное построение изображения, требующее знания закономерностей строения формы предметов и законов изобразительного искусства.

Выполнить серию рисунков ( 3 – 4 ) простых предметов: табурет, стол с книгой, шкаф. Простые и ясные по форме и конструкции, наиболее близкие в своей основе к простым геометрическим телам. (Рис. 6,7,8,9 ).

Рис. № 6.

           

Рис. № 7.                                                             Рис. № 8.                                Рис. № 9.