88190

Таможенный перевозчик. Назначение. Порядок получения статуса таможенного перевозчика, деятельность в качестве таможенного перевозчика

Курсовая

Таможенное регулирование

Развитие внешнеэкономических связей России в 90-х гг., повлекшее значительное увеличение внешнеторговых потоков, и недостаточно высокий уровень пропускной способности пограничных пунктов пропуска привели к тому, что таможни, расположенные вдоль границы, оказались не в состоянии...

Русский

2015-04-27

183 KB

23 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 2

Курсовая работа

Тема: Таможенный перевозчик. Назначение. Порядок получения статуса таможенного перевозчика, деятельность в качестве таможенного перевозчика


Содержание:

[1] Курсовая работа

[2] Тема: Таможенный перевозчик. Назначение. Порядок получения статуса таможенного перевозчика, деятельность в качестве таможенного перевозчика

[3] Содержание:

[3.0.1]
Введение

[4]
Глава I. Основные положения о таможенном перевозчике

[4.1] 1.1. Понятие таможенного перевозчика

[4.2] 1.2. Порядок включения в Реестр таможенных перевозчиков

[5] Приказ ФТС РФ от 30.09.2011 N 1992 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра таможенных перевозчиков» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 48, 28.11.2011.

[5.1] 1.3. Права и обязанности таможенного перевозчика

[6]
Глава II. Взаимодействие таможенного перевозчика с иными субъектами таможенного оформления

[6.1] 2.1. Взаимодействие таможенного перевозчика с таможенными органами

[6.2] 2.2. Взаимодействие таможенного перевозчика с отправителем, получателем и перевозчиком

[6.3] 2.3. Юридическая ответственность таможенного перевозчика

[6.3.1]
Заключение

[7]
Список использованных источников:


Введение

Развитие внешнеэкономических связей России в 90-х гг., повлекшее значительное увеличение внешнеторговых потоков, и недостаточно высокий уровень пропускной способности пограничных пунктов пропуска привели к тому, что таможни, расположенные вдоль границы, оказались не в состоянии осуществлять таможенное оформление перемещаемых через границу грузов. В подавляющем большинстве случаев этим стали заниматься внутренние таможни, расположенные в глубине таможенной территории.

Перенос места таможенного оформления в «тыл» таможенной территории поставил перед таможней задачу соблюдения таможенного законодательства на этапе перемещения товара от пограничной до внутренней таможни, где и должно произойти таможенное оформление груза.

Таможенные органы обязаны принимать все необходимые меры для обеспечения соблюдения действующего законодательства при перевозке товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита (ВТТ). Эти меры должны гарантировать сохранность грузов и транспортных средств, содействовать поддержанию в неизменном состоянии основных качественных и количественных характеристик товаров, которые могут повлиять на размер причитающихся таможенных платежей, и в конечном итоге воспрепятствовать совершению любых незаконных действий в отношении перемещаемых под таможенным контролем объектов.

Использование услуг таможенного перевозчика способствует соблюдению таможенного законодательства Российской Федерации. Таким образом, таможенный перевозчик является важной составляющей околотаможенной сферы и в целом таможенного дела, что обуславливает наличие одноименного правового института в таможенном законодательстве России.

Целью работы является определение правового статуса таможенного перевозчика, а именно его прав и обязанностей, путем анализа соответствующих нормативно-правовых актов. Для достижения поставленной цели определим основные задачи, которые необходимо выполнить в работе:

- дать определение понятию таможенный перевозчик, раскрыть суть его деятельности;

- установить права и обязанности, выполняемые перевозчиком для полномерной реализации своих функций;

- выявить последствия невыполнения перевозчиком своих обязанностей.


Глава I. Основные положения о таможенном перевозчике

1.1. Понятие таможенного перевозчика

Таможенный перевозчик осуществляет деятельность по перевозке товаров, находящихся под таможенным контролем, в случае и на условиях, которые установлены Таможенного кодекса Таможенного союза. Такими видами перевозки являются перевозка товаров в рамках таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита и в рамках таможенного режима международного таможенного транзита1.

Таможенный перевозчик - это вид деятельности в области таможенного дела по перевозке товаров (находящихся под таможенным контролем) в пределах таможенной территории Российской Федерации. Это особый правовой институт в таможенном праве России. Таможенным перевозчиком признается российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных перевозчиков. С теоретической точки зрения таможенного перевозчика целесообразно рассматривать в статусе лица, осуществляющего деятельность в области таможенного дела.2

Получение права на занятие деятельностью в качестве таможенного перевозчика не ограничивает юридическое лицо в возможности выступать в роли иных участников таможенной, в том числе таможенно-перевозочной деятельности.

В зависимости от территориальных масштабов своей деятельности, таможенные перевозчики могут быть:

- общероссийскими (при планируемых перевозках товаров по всей территории РФ либо в рамках регионов двух и более региональных таможенных управлений);

- региональными (при планируемых перевозках товаров между всеми таможенными органами одного регионального таможенного управления или конкретными таможенными органами одного регионального таможенного управления).3

Институт таможенного перевозчика создан в целях предоставления дополнительной возможности участникам ВЭД осуществить перевозку товаров в случае, когда импортер или другие заинтересованные лица не имеют возможности внести необходимое обеспечение исполнения обязательств перед таможенными органами при перевозке товаров под таможенным контролем. Если перевозка товаров осуществляется таможенным перевозчиком, таможенные органы не требуют обеспечения уплаты таможенных платежей и принятия иных мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем таможенном транзите. Уплата таможенных платежей в данном случае гарантируется обеспечением, произведенным таможенным перевозчиком на весь период своей деятельности для включения в Реестр таможенных перевозчиков.

Перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем, поручается таможенному перевозчику в случае, если у таможенного органа имеются основания полагать, что обычный перевозчик либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдение положений таможенного законодательства. При этом заинтересованное лицо вправе самостоятельно воспользоваться услугами таможенного перевозчика с ведома таможенного органа4.

Перевозка всегда осуществляется на основании договора перевозки. Устанавливая обязанность осуществления перевозки на основании договора, Гражданский кодекс Российской Федерации при определении условий перевозки грузов, а также ответственности сторон по отдельным разновидностям перевозок отдает предпочтение нормам ГК РФ, транспортных уставов и кодексов, иным законам и издаваемым в соответствии с ними правилам. Соглашение сторон о таких условиях и ответственности субъектов перевозки допустимо, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и правилами перевозки не установлено иное5. Поэтому применение такого рода соглашений возможно, когда в нормативных актах предусмотрено право субъектов перевозки сделать выбор в пользу тех или иных условий.

К числу «иных законов и издаваемым в соответствии с ними правилам», которым отдается предпочтение при определении условий перевозки, можно отнести и нормы таможенного законодательства. Это императивные нормы, которые устанавливают обязательные требования к участникам перевозочного процесса и которые не могут быть изменены по соглашению сторон. Кроме того, таможенные органы вправе в пределах своей компетенции давать обязательные для исполнения указания. Так, например, таможенный перевозчик по решению таможенного органа обязан перевезти товары под таможенным контролем. Таможня отправления определяет пункт назначения, маршрут, сроки перевозки и так далее.

Но по общему правилу согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации отношения между сторонами перевозки регулируются договором перевозки. Договор таможенного перевозчика о перевозке товаров, находящихся под таможенным контролем, является публичным договором. Таможенный перевозчик вправе отказаться от заключения договора только при отсутствии возможности осуществить перевозку товаров6.

1.2. Порядок включения в Реестр таможенных перевозчиков

Как уже упоминалось, деятельность в качестве таможенного перевозчика вправе осуществлять только те лица, которые включены в Реестр таможенных перевозчиков7. Законодательством определены следующие условия включения в Реестр:

Условиями включения российского юридического лица в Реестр являются:

1) осуществление заявителем деятельности по перевозке грузов в течение не менее 2 (двух) лет на дату обращения в ФТС России;

2) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем двумстам тысячам евро по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день предоставления такого обеспечения;

3) наличие разрешительного документа на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется на основании соответствующих разрешений (лицензий);

4) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде используемых для перевозки товаров транспортных средств, в том числе транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;

5) отсутствие на день обращения в ФТС России неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;

6) отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в ФТС России к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.11, 16.15 и частями 2 и 3 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях8.

Для включения в Реестр российское юридическое лицо обращается в соответствующий таможенный орган с заявлением, составленным в письменной форме, которое должно содержать:

Заявление о включении в Реестр должно содержать:

1) обращение в ФТС России с просьбой о включении в Реестр;

2) сведения о наименовании, организационно-правовой форме, месте нахождения (почтовый адрес и иные контактные данные), открытых банковских счетах заявителя;

3) сведения о сроке осуществления заявителем деятельности по перевозке грузов;

4) сведения о находящихся во владении и пользовании заявителя транспортных средствах международной перевозки (общее количество, сведения о допущении указанных транспортных средств к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями), которые предполагается использовать заявителем при осуществлении деятельности в качестве таможенного перевозчика, в том числе о транспортных средствах, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;

5) сведения об обеспечении уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленном в соответствии с подпунктом 2 статьи 19 ТК ТС9.

К заявлению о включении в Реестр прилагаются разрешительные документы на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется на основании соответствующих разрешений (лицензий), а также подтверждающие заявленные сведения следующие документы:

1) учредительные документы заявителя;

2) документ, подтверждающий факт внесения записи о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц;

3) свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

4) документы, подтверждающие право владения и пользования заявителя транспортными средствами международной перевозки, которые предполагается использовать при осуществлении деятельности в качестве таможенного перевозчика;

5) свидетельства о допущении транспортных средств международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями, если они имеются;

6) документы, подтверждающие предоставление ФТС России обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем двумстам тысячам евро по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день предоставления такого обеспечения;

7) подтверждения из банков об открытых в них счетах заявителя;

8) договоры перевозки грузов, подтверждающие осуществление заявителем деятельности по перевозке грузов в течение не менее двух лет на дату обращения в ФТС России.

Решение о включении заявителя в Реестр оформляется приказом таможенного органа и выдачей заявителю свидетельства о включении в Реестр. Данное свидетельство выдается непосредственно руководителю заявителя или иному уполномоченному представителю заявителя.

Свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков действительно в течение пяти лет. Оно содержит: наименование таможенного перевозчика, указание его организационно-правовой формы и местонахождения, сведения об обеспечении уплаты таможенных платежей, регион деятельности таможенного перевозчика (в случае ограничения им своей деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов) 10.

 Во включении в Реестр может быть отказано при несоблюдении условий включения. Решение об отказе доводится до заявителя в письменной форме незамедлительно после его принятия с изложением причин отказа.

Основаниями для исключения российского юридического лица из Реестра являются:

1) несоблюдение условий включения в Реестр, указанных в пункте 22 Административного регламента;

2) несоблюдение перевозчиком обязанностей, предусмотренных подпунктами 1 - 3 статьи 21 ТК ТС.

Подтверждением несоблюдения таможенным перевозчиком таких обязанностей является привлечение его к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьей 16.1 и (или) частью 1 статьи 16.9 КоАП России, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, предусмотренных указанными статьями, при условии, что сумма наложенных административных штрафов, в том числе в совокупности, составила 250 000 рублей и более, за исключением следующего случая.

В случае, если в течение года, предшествующего последнему административному правонарушению, количество перевозок по процедуре таможенного транзита превысило 4 000 перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом, либо 300 перевозок, осуществляемых воздушным транспортом, либо 5 000 перевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом, либо 100 перевозок, осуществляемых водным транспортом, сумма наложенных административных штрафов в совокупности должна составлять 800 000 рублей и более;

3) заявление таможенного перевозчика об исключении его из Реестра в письменной форме;

4) ликвидация российского юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) реорганизация российского юридического лица.

Решение об исключении российского юридического лица из Реестра реализуется изданием приказа ФТС России об исключении российского юридического лица из Реестра.

Проект приказа ФТС России об исключении российского юридического лица из Реестра подготавливается уполномоченным должностным лицом и направляется на согласование в структурные подразделения ФТС России в соответствии с внутренними правилами делопроизводства в ФТС России.

Структурное подразделение ФТС России, получившее проект приказа ФТС России об исключении юридического лица из Реестра на согласование, рассматривает его в кратчайший срок, но при всех условиях в течение не более 3 (трех) дней. В случае, когда проект вносится повторно после устранения замечаний, срок визирования не должен превышать 2 (двух) дней.

Приказ ФТС России об исключении российского юридического лица из Реестра подписывается руководителем ФТС России либо лицом, его замещающим.

Таким образом, перевозка всегда осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Таможенные органы вправе в пределах своей компетенции давать обязательные для исполнения указания. Учет со стороны таможенных органов перевозок товаров под таможенным контролем таможенным перевозчиком ведется таможней, в регионе деятельности которой находится таможенный перевозчик. Помимо того для регулирования деятельности таможенных перевозчиков используется Реестр таможенных перевозчиков, в котором регистрируются все организации, занимающиеся перевозочной деятельностью товаров, находящихся под таможенным контролем.

1.3. Права и обязанности таможенного перевозчика 

Статус таможенного перевозчика предполагает наличие у него определенных прав в процессе осуществления своей деятельности.

Основное право таможенного перевозчика, отличающее его от других перевозчиков, является право перевозить товары, находящиеся под таможенным контролем, без таможенного сопровождения и обеспечения уплаты таможенных платежей (залога товаров и транспортных средств, гарантии третьего лица, внесения на депозит причитающихся сумм). Таможенные органы не требуют обеспечения уплаты таможенных платежей и принятия иных мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем таможенном транзите. Уплата таможенных платежей в данном случае гарантируется обеспечением, произведенным таможенным перевозчиком на весь период своей деятельности для включения в Реестр таможенных перевозчиков11.

Также таможенному перевозчику предоставлено право перевозить товары не только своими транспортными средствами и с использованием своего транспортного оборудования, но и с использованием транспортного оборудования иных лиц. В любом случае транспортные средства должны отвечать установленным требованиям.

Таможенный перевозчик имеет право изменить место доставки товара. В случае изменения пункта назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации в области транспорта при внутреннем таможенном транзите перевозчик вправе обратиться в таможенный орган с просьбой об изменении места доставки товаров. При этом перевозчик представляет в любой таможенный орган, находящийся по пути его следования, заявление об изменении пункта назначения, составленное в произвольной форме, документы, подтверждающие изменение пункта назначения. Указанное решение оформляется путем завершения внутреннего таможенного транзита в отношении товаров, место доставки которых изменено, и выдачи нового разрешения на внутренний таможенный транзит. Новое разрешение на внутренний таможенный транзит выдается в день принятия решения об изменении места доставки товаров.

Перевозчик вправе представить документы для таможенного контроля (часть документов) в форме электронных документов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Таможенный перевозчик вправе заявить о внесении изменений в сведения о своей организации в Реестр таможенных перевозчиков. Решением о внесении изменений является издание приказа ФТС России или РТУ о внесении изменений в свидетельство и Реестр. Приказ о внесении изменений в свидетельство и Реестр подготавливается и проходит согласование в структурных подразделениях ФТС России или РТУ в соответствии с внутренними правилами делопроизводства таможенного органа. Приказ о внесении изменений в свидетельство и Реестр подписывается руководителем таможенного органа либо лицом, его замещающим. В случае если изменяются сведения, подлежащие указанию в свидетельстве, выдается новое свидетельство.

Помимо этого, таможенный перевозчик наделяется определенными правами в случае привлечения его к ответственности за административные правонарушения. Он может воспользоваться ими на любой стадии процесса. К числу таких прав относятся:

- право на получение от таможенных органов исчерпывающей информации о том, за какое правонарушение он привлекается к ответственности;

- право на представление объяснений, доказательств;

- право на пользование родным языком или другим языком (относящимся к числу распространенных), которым он владеет, а также пользование услугами переводчика;

- обжалование решений и действий таможенных органов и их должностных лиц в установленном порядке;

- ознакомление с материалами дела;

- пользование услугами адвоката или юридической помощью иного лица.

Кроме перечисленных прав, таможенный перевозчик имеет право участвовать в проведении ряда процессуальных действий, таких как осмотр и проведение экспертизы.

Таможенные органы требуют от таможенного перевозчика выполнения определенных действий с целью обеспечения контроля за его деятельностью и соблюдения таможенного законодательства. Таким образом, для таможенного перевозчика установлен большой перечень обязанностей.

Основной обязанностью, определяющей суть перевозки, является доставка таможенным перевозчиком вверенного ему внешнеторгового груза в пункт назначения, а также его выдача управомоченному на получение груза лицу (получателю).

Помимо конкретных обязанностей, непосредственно связанных с обеспечением перевозки товаров и закрепленных в договоре, таможенное законодательство возлагает на таможенного перевозчика выполнение специфических обязанностей, обеспечивающих доставку товаров. К их числу относятся:

- соблюдать условия и требования в отношении перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем;

- вести учет перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров;

- уплачивать таможенные пошлины, налоги в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения;

- соблюдать конфиденциальность информации, полученной от отправителя товаров, их получателя или экспедитора.

Для обеспечения надлежащего исполнения принятых на себя обязательств на таможенного перевозчика возлагается обязанность заключить договор страхования. Объектом страхования является ответственность перед таможенными органами и лицами, товары которых перевозятся.

Таможенный перевозчик несет ответственность за уплату таможенных платежей до момента фактической передачи товаров владельцу склада временного хранения в месте доставки либо фактической передачи товаров лицу, обладающему полномочиями в отношении этих товаров, с разрешения таможенного органа назначения после доставки товаров в этот орган.

Стоит отметить, что перевозчик должен поддерживать транспортные средства в надлежащем техническом состоянии.

Перевозчик обязан соблюдать установленным таможенным органом отправления сроки и маршруты ВТТ. Сроки ВТТ устанавливаются в соответствии с обычными сроками доставки исходя из возможностей транспортного средства, установленного маршрута и других условий перевозки. Предельный срок определяется из расчета две тысячи километров за один месяц12. Несоблюдение установленного таможенным органом срока внутреннего таможенного транзита (недоставление товара в таможенный орган назначения в установленный срок) может повлечь ответственность, предусмотренную ст. 16.10 КоАП РФ.

После принятия груза таможенный перевозчик обязан обеспечить его сохранность с учетом норм естественной убыли, за нарушение которой он несет ответственность перед отправителем, а также перед таможенными органами.

Перевозчик обязан обеспечивать загрузку или перегрузку товаров на свои транспортные средства, выгрузку или перегрузку с них своими силами или на основании договора с другими предприятиями или организациями. По требованию таможенного органа назначения перевозчик немедленно либо в установленный этим органом срок должен обеспечить изменение места стоянки, выгрузку или перегрузку товаров, изменение первоначального места нахождения товаров, вскрытие упаковки, упаковку или переупаковку товаров, изменение, удаление или уничтожение средств идентификации.

Если доставка товаров в место прибытия прерывается, а также, если таможенный перевозчик делает вынужденную остановку на таможенной территории Российской Федерации вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров или осуществлению остановки в установленных местах, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, недопущения какого-либо неразрешенного их использования, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах, о месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом, а также и предпринять другие меры, которые будут определены этим таможенным органом для обеспечения таможенного контроля.

Установление перечисленных обязанностей направлено на стимулирование выполнения таможенным перевозчиком взятых на себя обязательств путем регламентации ответственности за их нарушение.

Таким образом, в правовом статусе перевозчика преобладают его обязанности. Несмотря на жесткий контроль, некоторые перевозчики пренебрегают своими обязанностями, что зачастую приводит к нарушению таможенных правил. Как показывает судебная практика, малейшее нарушение таможенных правил может привести к судебным разбирательствам. В случае если таможенный перевозчик неоднократно привлекался к ответственности, он по решению таможенного органа вообще может быть исключен из Реестра, и как следствие из этого, лишен права осуществление перевозочной деятельности товаров под таможенным контролем.


Глава II. Взаимодействие таможенного перевозчика с иными субъектами таможенного оформления

2.1. Взаимодействие таможенного перевозчика с таможенными органами

Перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем, поручается таможенному перевозчику в случае, если у таможенного органа имеются основания полагать, что обычный перевозчик либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдение положений таможенного законодательства. При этом заинтересованное лицо вправе самостоятельно воспользоваться услугами таможенного перевозчика с ведома таможенного органа13.

Взаимодействие таможенного перевозчика с таможенными органами в рамках процедуры ВТТ начинается с момента выдачи таможенным органом отправления разрешения на ВТТ товаров и заканчивается в таможенном органе назначения оформлением завершения ВТТ.

Причем ВТТ товаров допускается с письменного разрешения таможенного органа отправления. Разрешение на ВТТ товаров выдается при соблюдении следующих условий:  

1) если ввоз товаров в Российскую Федерацию не запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) если в отношении ввозимых товаров проведены пограничный контроль и иные виды государственного контроля в месте их прибытия в случае, когда товары подлежат такому контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации в месте их прибытия;

3) если в отношении товаров представлены разрешения и (или) лицензии в случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации перемещение этих товаров по таможенной территории Российской Федерации допускается при наличии указанных разрешений и (или) лицензий;

4) если в отношении товаров представлена транзитная декларация;

5) если обеспечена идентификация товаров;

6) если транспортное средство оборудовано надлежащим образом в случае, когда товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями;

7) если приняты меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Как было сказано выше, несоблюдение установленного таможенным органом срока внутреннего таможенного транзита (недоставление товара в таможенный орган назначения в установленный срок) может повлечь ответственность, предусмотренную ст. 16.10 КоАП РФ14.

По мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает установленный срок внутреннего таможенного транзита в пределах срока. Если при перевозке товаров в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита перевозчик не сможет доставить товары в первоначально установленный срок вследствие аварии или действия непреодолимой силы, с разрешения таможенного органа в письменной форме срок внутреннего таможенного транзита может быть продлен на срок, превышающий предельный срок.

При прибытии в таможенный пункт назначения вне времени работы таможенного органа, перевозчик обязан разместить товары в зоне таможенного контроля. После доставки товаров без разрешения таможенного органа назначения перевозчик не имеет права оставлять их без присмотра, изменять место стоянки, выгружать и перегружать товары, изменять первоначальное место нахождения товаров, вскрывать упаковку, упаковывать и переупаковывать товары, изменять, удалять и уничтожать средства таможенной идентификации.

Таможенные органы осуществляют контроль соблюдения условий ВТТ и товаров с момента выдачи разрешения на ВТТ товаров и до окончания ВТТ товаров.

Таможенный орган назначения обязан зарегистрировать прибытие транспортного средства в место доставки товаров в течение двух часов с момента представления перевозчиком необходимых документов. К ним относятся транзитная декларация, а также имеющиеся у него другие документы на товары. После регистрации документов таможенный орган обязан выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства по форме, определяемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

Таможенный перевозчик и его обособленное структурное подразделение, а также таможенные органы ведут учет перевозок товаров под таможенным контролем. Учет со стороны таможенных органов перевозок товаров под таможенным контролем таможенным перевозчиком ведется таможней, в регионе деятельности которой находится таможенный перевозчик или его обособленное структурное подразделение.

Учет таможенным перевозчиком (его обособленным структурным подразделением) перевозок товаров под таможенным контролем осуществляется путем ведения книги учета.

2.2. Взаимодействие таможенного перевозчика с отправителем, получателем и перевозчиком

Таможенный перевозчик оказывает услуги по перевозке. Как и любая транспортная услуга, она выражается в пространственном перемещении грузов в пункт назначения. Особенность заключается в том, что в данном случае перевозятся товары, находящиеся под таможенным контролем и в отношении которых еще не завершено таможенное оформление. Целью данной перевозки является обеспечение сохранности груза и доставка его в неизменном состоянии до таможни назначения, где и будет завершено таможенное оформление и таможенный контроль. Тем самым обеспечивается соблюдение таможенного и иного законодательства РФ в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров.

Согласно нормам гражданского права основанием возникновения отношений по перевозке является свободное волеизъявление сторон, которое выражается в заключении договора перевозки.

Договорные взаимоотношения между таможенным перевозчиком и его контрагентом в лице перевозчика, отправителя или получателя строятся на возмездной основе. За оказываемую услугу по транспортировке под таможенным контролем груза и связанные с ней работы отправитель обязан уплатить таможенному перевозчику установленную плату. Причитающаяся плата и все прочие платежи уплачиваются отправителем при сдаче груза к перевозке. Поскольку это публичный договор, то плата должна устанавливаться в тарифах и не изменяется в зависимости от того, кто обратился к таможенному перевозчику.

Предприятие таможенного перевозчика не вправе отказать в перевозке грузов под таможенным контролем обратившемуся к нему лицу, перемещающего товары через таможенную границу. Таможенный перевозчик обязан заключить договор перевозки. Здесь существует лишь одно ограничение. Поскольку таможенный перевозчик может быть региональным или общероссийским, то он может осуществлять свою деятельность только в регионе РТУ или всей России. Поэтому если условия перевозки противоречат этому правилу, то таможенный перевозчик не сможет осуществить перевозку грузов под таможенным контролем.

Таможенный перевозчик имеет права и обязанности перед отправителем груза, установленные договором и гражданским законодательством.

Расходы, возникшие у таможенного перевозчика в связи с перевозкой товаров под таможенным контролем, таможенными органами не возмещаются. Они подлежат урегулированию соответственно между перевозчиком, отправителем и получателем.

Непосредственной транспортировке груза предшествует обязанность подачи перевозчиком транспортных средств к обусловленному сроку в место погрузки и предъявления отправителем к тому же сроку груза к перевозке. После этого осуществляется погрузка (выгрузка), размещение груза. Обязанности погрузки (выгрузки) распределяются между перевозчиком и грузовладельцем в соответствии с условиями договора. Необходимым элементом перевозки служит оформление на погруженный груз надлежащих документов и их передача перевозчику.

После принятия груза таможенный перевозчик обязан обеспечить его сохранность с учетом норм естественной убыли, за нарушение которой он несет ответственность перед отправителем, а также перед таможенными органами.

Передача груза получателю закрепляется документально и удостоверяется подписью последнего в соответствующей накладной. Только после этого договор перевозки груза может считаться прекращенным ввиду его исполнения.

Таким образом, мы рассмотрели обязанности таможенного перевозчика в двух аспектах: во-первых, в свете публичных обязанностей перед таможенными органами; во-вторых, в свете обязательств по гражданско-правовому договору в частноправовой сфере. Основные обязанности таможенного перевозчика перед таможенными органами и контрагентом по договору по своей сути совпадают.

2.3. Юридическая ответственность таможенного перевозчика

Как было упомянуто выше, таможенный перевозчик, оказывающий транспортные услуги перевозки товаров по процедуре ВТТ, может нести два вида юридической ответственности: административно-правовую и гражданско-правовую. Это обусловлено тем, что он вступает в правоотношения двоякого рода – с таможенными органами и с отправителем товара. Административную ответственность таможенного перевозчика здесь рассматривается как ответственность за нарушения таможенных правил, гражданско-правовая ответственность – в рамках нарушения договорных обязательств перед отправителем.

Особенность заключается в том, что за нарушение одной и той же обязанности таможенный перевозчик может подвергнуться санкциям одновременно административно-правового и гражданско-правового характера. Так, например, за нарушение сохранности груза в виде его утраты, недостачи, повреждения наступает ответственность за нарушения таможенных правил, а кроме того, таможенный перевозчик должен возместить стоимость утраченного, поврежденного товара и возвратить провозную плату грузовладельцу.

Основанием ответственности таможенного перевозчика является совершение таможенного правонарушения, выразившееся в нарушении таможенных правил. Нарушением в данном случае можно признать невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него таможенным законодательством. В КоАП содержаться статьи, устанавливающие административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела. Они являются юридическим основанием ответственности таможенного перевозчика.

Представляется удобным выделить несколько групп таких правонарушений:

1. Недоставка товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом в место доставки (ч.1 ст.16.9 КоАП);

2.Утрата товаров (ч.1 ст.16.9 КоАП);

3.Правонарушения в процессе транспортировки товара:

- несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита (ст.16.10 КоАП);

- непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы (ст.16.6 КоАП);

- выдача без разрешения таможенного органа находящихся под таможенным контролем товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении (ч.1 ст.16.9 КоАП);

4. Уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации (ст. 16.11 КоАП);

5. Недоставка документов на товары, перевозимые в соответствии с внутренним таможенным транзитом в место доставки (ч.2 ст.16.9 КоАП)15.

За недоставление и несохранность груза таможенный перевозчик несет также гражданско-правовую ответственность согласно нормам ГК.

Выполнение таможенным перевозчиком своих обязанностей не в полной мере, либо вообще их невыполнение зачастую приводит к совершению правонарушений. Судебная практика по делам о нарушении таможенных правил показывает, что таможенные перевозчики достаточно часто привлекаются к административной и гражданско-правовой ответственности.

При выдаче без разрешения таможенного органа, утрате товаров или недоставлении их в таможенный орган назначения таможенный перевозчик должен уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате соответственно при таможенных режимах выпуска для свободного обращения или экспорта.

Однако уплата таможенным перевозчиком таможенных платежей не освобождает его от ответственности за нарушения таможенных правил. Размер ответственности зависит от вида таможенного правонарушения. К нарушителю практически по всем вышеперечисленным составам применяются предупреждение, административный штраф, конфискация товаров, явившихся предметом административного правонарушения. Наиболее распространенным видом административного наказания по рассматриваемым правонарушениям является административный штраф, представляющий собой денежное взыскание.

В результате неоднократного привлечения таможенного перевозчика в связи с неисполнением им своих обязанностей к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ: 16.1 (незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ); 16.2 (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств); 16.3 (перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов РФ и других запретов и ограничений) и т. д., таможенный орган может отозвать Свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков, в результате чего организация будут лишена права на осуществление перевозки грузов под таможенным контролем.

Однако отдельные нормы таможенного законодательства определяют основания освобождения таможенного перевозчика от ответственности.

Ответственность за вышеуказанные нарушения исключается в следующих случаях:

- если товары оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы;

- если недостача произошла в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

В нормах ГК о договоре перевозки также содержится специальное основание освобождения от ответственности: перевозчик несет ответственность, если не докажет, что утрата недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ч.1 ст.796 ГК).

Как было показано выше в некоторых случаях основания административно-таможенной и гражданско-правовой ответственности таможенного перевозчика совпадают. Также сходны и основания освобождения от ответственности, хотя, безусловно, есть и различия, обусловленные характером договорных отношений.


Заключение

Итак, таможенным перевозчиком является коммерческое юридическое лицо, осуществляющее транспортную деятельность в области таможенного дела. Предприятие таможенного перевозчика обладает специальной правоспособностью, так как оно должно получить специальное разрешение (свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков).

Не только получение свидетельства о включении в Реестр, но и сама деятельность таможенного перевозчика подвергается пристальному контролю со стороны государства в лице таможенных органов. Их контролирующие функции по отношению к таможенному перевозчику обусловлены тем, что его деятельность направлена на обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле, т.е. на соблюдение общегосударственных интересов. Хотя, надо признать, что главной целью для самого таможенного перевозчика в этой деятельности является извлечение прибыли (как и для любого коммерческого юридического лица). Поэтому он вступает в договорные отношения с отправителем.

Несмотря на эти условия перевозки должны соответствовать таможенным правилам, соблюдение которых контролируют и обеспечивают таможенные органы.

В процессе ВТТ, т.е. с момента принятия товара и до момента его выдачи управомоченному лицу, таможенный перевозчик должен исполнять много других обязанностей, установленных нормативно-правовыми актами о таможенном деле. Их несоблюдение влечет юридическую ответственность, налагаемую на основаниях и в порядке, установленном законом.

Деятельность таможенного перевозчика обеспечивает соблюдение таможенного законодательства и способствует более эффективному взаимодействию таможенных органов с участниками ВЭД. Таким образом, таможенный перевозчик является важной составляющей околотаможенной сферы и в целом таможенного дела, что обуславливает наличие одноименного правового института в таможенном законодательстве России.


Список использованных источников:

Нормативно-правовые акты

  1.  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. – 1996. - №5. – Ст.410.
  2.   Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. – 2002. - №1 (ч.1). – Ст.1.
  3.  Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) // СЗ РФ. – 2010. - №50. – Ст.6615.
  4.  Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» (ред. от 05.05.2014) // "Российская газета", N 269, 29.11.2010.
  5.  Приказ ФТС РФ от 30.09.2011 N 1992 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра таможенных перевозчиков» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 48, 28.11.2011.

Научная и учебная литература

  1.  Андриашин Х.А., Свинухов В.Г., Таможенное право: Учебник. – М.: Магистр, 2012.
  2.  Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учеб. – М.: Юристъ, 2013. – 427 с.
  3.  Богомолова А.А. Таможенное право. -  М.: Издательство Юрайт, 2011.-170с.
  4.  Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. М.: Издательство НОРМА, 2012.
  5.  Глазьев С. Преимущества таможенного союза // Таможенное регулирование. Таможенный контроль .-№8.- 2010.
  6.  Гражданское право. Часть 2: Учебник / Под общ. Ред. А.Г. Калпина. – М.:Юристъ, 2012. С.246.
  7.  Игнатюк А.З. Таможеное право таможенного союза. Курс лекций. -Мн.:Амалфея,2011.-252с.
  8.  Кутлубаев Н. Лицо нового кодекса // Таможенное регулирование. Таможенный контроль.- №7.- 2010.
  9.  Моисеев Е.Г. Комментарий к Таможенному кодексу таможенного союза.- Проспект, 2011.
  10.  Пунтус А. А. Таможенный перевозчик // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2012. - № 5. – С. 73-76.
  11.  Саяпина С. С., Смирнов В. А. Сроки диктует таможенный кодекс // Таможня. – 2013. - № 14. – С. 18-19
  12.  Свинухов В.Г. Право и экономика. – М.: Магистр, 2012. С.153.
  13.  Таможенное право Российской Федерации. Учебник/Под общ. Ред. В.А. Шамахова. – М.: СофтИздат, 2012.
  14.  Халипов С.В. Таможенное право: учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2012. С.70-71
  15.  

1 Пунтус А. А. Таможенный перевозчик // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2012. - № 5. – С. 73-76.

2 Халипов С.В. Таможенное право: учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2012. С.70-71

3 Свинухов В.Г. Право и экономика. – М.: Магистр, 2012. С.153.

4 Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учеб. – М.: Юристъ, 2011. – 427 с.

5 Ст. 784 ГК РФ (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. – 1996. - №5. – Ст.410.

6 Гражданское право. Часть 2: Учебник / Под общ. Ред. А.Г. Калпина. – М.:Юристъ, 2012. С.246.

7 Приказ ФТС РФ от 30.09.2011 N 1992 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра таможенных перевозчиков» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 48, 28.11.2011.

8 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. – 2002. - №1 (ч.1). – Ст.1.

9 Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) // СЗ РФ. – 2010. - №50. – Ст.6615.

10 Приказ ФТС РФ от 30.09.2011 N 1992 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра таможенных перевозчиков» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 48, 28.11.2011.

11 Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) // СЗ РФ. – 2010. - №50. – Ст.6615.

12 Саяпина С. С., Смирнов В. А. Сроки диктует таможенный кодекс // Таможня. – 2013. - № 14. – С. 18-19

13 Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учеб. – М.: Юристъ, 2013. – 427 с.

14 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. – 2002. - №1 (ч.1). – Ст.1.

15 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. – 2002. - №1 (ч.1). – Ст.1.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66851. Местоимения it, that 118 KB
  It is a new subject. It is very important for our future speciality. We shall study it for two years. 3. It is known that the knowledge of general engineering subjects is the basis for the study of special subjects. 4. It is said that the chemistry laboratory of our institute is good.
66852. Методы, техника и технология социологического исследования 140.5 KB
  Виды и типы анкетных вопросов: 1 по содержанию вопросы о фактах сознания отношения поведения личности респондента; 2 по форме открытые закрытые полузакрытые прямые и косвенные; 3 по методической функции основные и неосновные вопросы-фильтры вопросы-ловушки и др.
66853. Инженерная геодезия 308.5 KB
  Основная задача инженерно-геодезических изысканий при проектировании сооружений линейного типа сводится к определению на местности оси сооружения (трассы) в плане и по высоте. Рассмотрим порядок наиболее типичной программы геодезических работ применительно к дорожным изысканиям.
66858. Архитектура ЭВМ. Взаимодействие подсистем ЭВМ через магистраль. Структура магистрали 120.89 KB
  Шина данных шина предназначенная для передачи информации. На материнской плате шина может также состоять из множества параллельно идущих через всех потребителей данных проводников например в архитектуре IBM PC. Основной характеристикой шины данных является её ширина в битах.