88194

Особенности изображения Петербурга Достоевским Ф.М. в романе «Преступление и наказание»

Курсовая

Литература и библиотековедение

Роман Достоевского «Преступление и наказание» многие критики называют «петербургским романом». И это название в полной мере характеризует произведение. На страницах «Преступления и наказания» автор запечатлел всю прозу жизни столицы России 60-х годов XIX столетия.

Русский

2015-04-27

166 KB

5 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 8

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3-5

ГЛАВА I. ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ИЗОБРАЖЕНИИ РУССКОЙ

        ЛИТЕРАТУТЫ………………………………………………………...6

              1.1. Образ Петербурга в изображении А.С. Пушкина…………...6-10

     1.2. Образ Петербурга в изображении Н.В. Гоголя…………….10-13

     1.3. Петербург в изображении Н.А. Некрасова…………………13-17

ГЛАВА II. ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕСКОГО

 «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»…………………………..18

      2.1. Петербург Достоевского…………………………………......18-19

      2.2. Интерьер в романе Ф.М. Достоевского «Преступление

   и наказание»………………………………………………......19-24

      2.3. Пейзажи в романе Ф.М. Достоевского……………………..24-28

      2.4. Сцены уличной жизни в романе Ф.М. Достоевского

    «Преступление и наказание»………………………………..28-30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………31-32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...........33

ВВЕДЕНИЕ

Город, место пребывания человека, всегда интересовал литературу. С одной стороны, город формировал свой тип человека, с другой – являлся самостоятельным телом, живущим и имеющим равные права со своими обитателями.

Петербург, Северная столица России, город белых ночей. Им «пропитана отечественная литература: он так завораживающе красив, так значителен, что просто не мог не войти в творчество художника, писателя, поэта»1.

Каждая эпоха в истории русского общества знает свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему. Для поэтов XVIII века: Ломоносов, Сумарокова, Державина – Петербург предстает как «преславный град», «Северный Рим», «Северная Пальмира». Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование. Лишь писатели XIX века придали образу города трагические черты.

Образ Петербурга занимает видное место и в творчестве                       Ф.М. Достоевского. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений, в том числе и романы «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».

Роман Достоевского «Преступление и наказание» многие критики называют «петербургским романом». И это название в полной мере характеризует произведение. На страницах «Преступления и наказания» автор запечатлел всю прозу жизни столицы России 60-х годов XIX столетия. Города доходных домов, банкирских контор и торговых лавок, города мрачного, грязного, но в то же время по-своему прекрасного.

 Цель исследования – проследить особенности изображения Петербурга Достоевским Ф.М. в романе «Преступление и наказание».

 Задачи исследования:

  1.  используя текст художественного произведения, выявить характерные особенности Петербурга Достоевского;
  2.  определить черты сходства и различия в изображении города у разных писателей;
  3.  установить, какие приемы использует Ф.М. Достоевский в создании образа Петербурга.

          Объект – художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как отражение действительности того времени.

Предмет – приемы мастерского изображения автором романа Петербурга как действующего лица.

Мы выбрали эту тему курсовой работы, так как считаем ее актуальной. Каждое художественное произведение ценно прежде всего своей актуальностью, тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Роман Достоевского «Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, книга великой скорби. Чудовищные трагедии, которые происходят на улицах Петербурга, описывает Достоевский: девушка-ребенок торгует собой на бульваре, безразличие доводит людей до такого состояния, что они в порыве отчаяния готовы на самоубийство. И в наше время много девушек вынуждены продавать себя за какие-то бумажки, мало кто задумывается над тем, что творится у них внутри, что подтолкнуло их на этот путь. А то безразличие, с которым мы относимся к нищим, просящим подаяния на улице! Многие из нас просто делают вид, что не замечают их, проходя мимо. А ведь им нужно только немножко тепла и ласки, которыми они обделены.

Достоевский убеждает нас в том, что путь к человечности, братству заключен в единении, в способности к страданию, с состраданию, к самопожертвованию. Роман волнует нас и сейчас, более чем через сто лет, так как ставит вечные, всегда современные вопросы: преступления и наказания, нравственности и безнравственности, душевной жестокости и чувственности. Я думаю, что сегодняшнее время является как бы своеобразным отражением жизни Петербурга и его людей, описанных в романе «Преступление и наказание». Однако это отражение является немного кривоватым, поскольку идет время, меняются взгляды, но отношение к людям и попытки осмысления вечных проблем остаются всегда актуальными, а значит, остается актуальным и весь роман «Преступление и наказание».

 

ГЛАВА I. ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ИЗОБРАЖЕНИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Образ Петербурга в изображении А.С. Пушкина

       …и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…2

А.С. Пушкин

В Петербурге Александр Сергеевич Пушкин провел более трети своей жизни – лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и житейских проблем. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством, как «град Петров».

Петербург для поэта – воплощение петровского духа, символ созидательных сил России.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит3.

Впервые, как цельный образ выступает Петербург в «Оде на вольность» (1819). Из тумана вырисовывается романтический замок мальтийского рыцаря – «уверенного злодея».

Когда на мрачную Неву

Звезда полуночи сверкает

И беззаботную главу

Спокойный сон отягощает,

Глядит задумчивый певец

На грозно спящий меж тумана

Пустынный памятник тирана

Забвенью брошенный дворец.

Этим зловещим образом начинает свою речь о Петербурге Пушкин. Позднее в полушутливой форме вспоминая маленькую ножку и локон золотой, поэт вновь создает безотрадный образ.

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный

Скука, холод и гранит.

Город, полный двойственности. В стройной, пышной Северной Пальмире, в гранитном городе, под бледно-зеленым небом ютятся его обитатели — скованные рабы, чувствующие себя в родном городе как на чужбине, во власти скуки и холода, как физической, так и духовной — неуютности, отчужденности. Вот образ Петербурга, который придется по вкусу последующей упадочной эпохе. Но Пушкин сумеет с ним сладить и выводит его лишь в шутливом стихотворении. Судьба Петербурга приобрела самодовлеющий интерес. Пусть стынут от холода души и коченеют тела его обитателей — город живет своей сверхличной жизнью, развивается на пути достижения великих и таинственных целей4.

В сжатых и простых образах рисует Пушкин в «Арапе Петра Великого» новый город. «Ибрагим с любопытством смотрел на новорожденную столицу, которая поднималась из болот по манию своего государя. Обнаженные плотины, каналы без набережной, деревянные мосты повсюду являли недавнюю победу человеческой воли над сопротивлением стихий. Дома, казалось, наскоро построены. Во всем городе не было ничего великолепного, кроме Невы, не украшенной еще гранитною рамою, но уже покрытой военными и торговыми судами»5.

Это стремление заглянуть в колыбель Петербурга свидетельствует об интересе к росту города, к его необычайной метаморфозе. Эта тема особенно затрагивала Пушкина.

Петербург преломляется в его творчестве в различное время года, дня, в разнообразных своих частях: в центре и предместьях; у Пушкина можно найти образы праздничного города и будней.

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит6.

Городская жизнь во всех проявлениях находит в поэзии Пушкина свое отражение. Вялость предместья отразилась в «Домике в Коломне». Бытовые картины столицы сделаются на время единственной темой Петербурга, возбуждающей интерес общества, и здесь мы находим у Пушкина совершенные образцы. Мотив «ненастной ночи», когда воет ветер, падает мокрый снег и мерцают фонари, который сделается необходимым для Гоголя, Достоевского набросан также Пушкиным в «Пиковой Даме». «Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светили тускло. Улицы были пусты. Изредка тянулся Ванька на тощей кляче своей, высматривая запоздалого седока. Германн стоял в одном сюртуке, не чувствуя ни дождя, ни снега»7

Как ни выразительны все эти разнообразные образы, освещающие облик Петербурга с самых различных сторон, все они становятся вполне постижимыми только в связи с тем, что гениально выстроил Пушкин в своей поэме «Медный Всадник».

В поэме «Медный всадник» облик Петербурга – «Петра творенья» - рисуется Пушкиным с чувством патриотической гордости и восхищения, воображение поэта поражено невиданной красотой северной столицы, ее «строгим, стройным видом», дивным ансамблем площадей и дворцов, Невой, закованной в гранит, белыми ночами. Но это и город социальных контрастов и противоречий, отразившихся в злосчастной судьбе Евгения и его любимой Параши, ничем не защищенных от превратностей жизни и становящихся жертвами созданного, казалось бы, для счастья людей изумительного города.

Поэт задумывается над философской проблемой столкновения интересов личности и неумолимого хода истории8.

Поэт видит в столице Российской империи лишь замечательную пышность. Подбирая возвышенные эпитеты и метафоры, Пушкин превозносит красоту города. Но за этим он не замечает истинной сущности Петербурга, его пороков. Читая о несчастной судьбе бедного чиновника Евгения, обратившись к повести «Станционный смотритель», к страницам о том, как неласково принял Петербург Самсона Вырина, мы увидим холодный и равнодушный к судьбам «маленьких людей» город9. Самое худшее, за что «бранит» этот город Александр Пушкин, это вековечная «хандра» и безделье его обитателей.

 Пушкин был последним певцом светлой стороны Петербурга. С каждым годом все мрачнее становится облик северной столицы. Ее строгая красота словно исчезает в туманах. Петербург для русского общества становится мало-помалу холодным, скучным, «казарменным» городом больных, безликих обывателей. Иссякает вместе с тем и мощное творчество, созидавшее целые художественные комплексы величественных строений «единственного города» (Батюшков). Начался упадок города, странным образом совпавший со смертью Пушкина. И невольно вспоминается плач Кольцова:

Почернел ты весь,
Затуманился,
Одичал, замолк.
Только в непогодь
Воешь жалобу
На безвременье.
10

  1.  Образ Петербурга в изображении Н.В. Гоголя

Все мы вышли из его шинели.

Ф. Достоевский

Тема города является одной из основных тем в творчестве Гоголя. В его произведениях мы встречаем разные типы городов: столичный — Петербург — в «Шинели», «Мертвых душах», «Вечерах на хуторе близ Диканьки»; уездный в «Ревизоре», губернский в «Мертвых душах».

Для Гоголя не важен статус города, он показывает нам, что жизнь во всех русских городах одинакова, и не важно, Петербург ли это или губернский город N. Город для Гоголя — это странный, алогичный мир, лишенный всякого смысла. Жизнь города пуста и бессмысленна.

Образ Петербурга Гоголь создает в целом ряде своих произведений.

В раннем романтическом произведении Гоголя «Ночь перед Рождеством» Петербург описан в духе народной сказки. Петербург предстает перед нами как красивый, сказочный город, где живет величественная и могущественная императрица. Кажутся, что образ Петербурга основан на вере народа в доброго, справедливого царя. Но все-таки в образе Петербурга присутствуют некоторые признаки чего-то неестественного, которые получат дальнейшее развитие в более поздних произведениях Гоголя. В «Ночи...» Петербург еще не город ада, а фантастический город, чуждый Вакуле. Прилетевший на черте, видавший по дороге и колдунов, и колдуний, и нечистую силу, Вакула, попав в Петербург, очень удивляется. Для него Петербург — город, где могут сбыться все желания. Все для него необычно и ново: «... стук, гром, блеск; по обоим сторонам громоздятся четырехэтажные стены, стук копыт коня, звук колеса... домы росли... мосты дрожали; кареты летали, извозчики кричали». Здесь присутствуют мотивы беспорядочного движения, хаоса. Характерно, что черт себя чувствует в Петербурге вполне естественно.

В «Шинели» образ Петербурга создается при помощи описания грязных улиц, сырых дворов, убогих квартир, зловонных лестниц, «проникнутых насквозь тем «спиртуозным запахом, который ест глаза», серых невзрачных домов, из окон которых выливаются помои. Стихия у Гоголя тоже играет важную роль в раскрытии образа Петербурга: зима продолжается чуть ли не круглый год, дует постоянный ветер, леденящий, фантастический, непрекращающийся холод сковывает все. В повести «Шинель» гибель героя среди холода и мрака бесконечной зимы соотносится с холодом бездушия, окружавшим его всю жизнь. Эта философия всеобщего равнодушия, безразличия к человеку, власть денег и чинов, царящие в Петербурге, превращают людей в «маленьких» и незаметных, обрекают их на серую жизнь и гибель. Петербург делает людей нравственными калеками, а потом убивает их. Для Гоголя Петербург — это город преступлений, насилия, тьмы, город ада, где человеческая жизнь совсем ничего не значит.

Петербург в «Мертвых душах» — это негармоничный город, город дьявола. Гоголь продолжает тему искусственного города, построенного сатаной. В «Повести о капитане Копейкине» просматривается тема грядущего возмездия. Петербург не только приводит к гибели людей, но и делает из них преступников. Так, из капитана Копейкина, защитника отечества, отдавшего за него руку и ногу, Петербург сделал разбойника.

В «Петербургских повестях» автор создает загадочный и таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.

Открывающее повесть описание Невского проспекта представляет собой своеобразный «физиологический» очерк Петербурга, блещущий разнообразием жизненных красок, богатством представленных в нем образов. Невский проспект для Гоголя – олицетворение всего Петербурга, тех жизненных контрастов, которые он включает в себя. На главной петербургской улице можно столкнуться с явлением необычным: «Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстух… Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые… Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда… А какие встретите вы дамские рукава на Невском проспекте!.. Здесь вы встретите улыбку единственную, улыбку верх искусства…»11.

Словно бакенбарды, усы, талии, дамские рукава, улыбки и т.д. прогуливаются по Невскому проспекту сами по себе. Выходят из-под контроля и вещи, и части тела, и некие человеческие действия, превращаясь в самостоятельные субъекты12.

Изображая Невский проспект в разное время дня, Гоголь как бы характеризует социальный профиль Петербурга, его общественную структуру. Среди петербургского населения писатель выделяет прежде всего простых людей, людей, имеющих занятия, несущих на себе бремя жизни. Ранним утром «по улицам плетется нужный народ; иногда переходят ее русские мужики, спешащие на работу, в сапогах, запачканных известью, которых и Екатерининский канал, известный своею чистотою, не в состоянии был обмыть… Можно сказать решительно, что в это время, то есть до 12 часов Невский проспект не составляет ни для кого цели, он служит только средством: он постоянно наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои заботы, свои досады, но вовсе не думающие о нем»13.

С простыми людьми, занятыми своим делом, трудом, писатель составляет «избранную», занятую публику, убивающую время на пустяки; для них Невский проспект «составляет цель» - это место, где можно показать себя.

«Восторгаясь» чинами, пышностью, блеском «благородной» публики, автор показывает ее внутреннюю пустоту, ее «низкую бесцветность».

Если в раннем творчестве Гоголя Петербург — это сказочный город, то в зрелом - это мрачный, страшный, непонятный, ненормальный город, давящий на личность и убивающий ее, город духовно мертвых людей.

  1.  Петербург в изображении Н.А. Некрасова

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую14.

Н. Некрасов

Одной из любимых тем лирики Некрасова было изображение Петербурга, где Некрасов прожил 40 лет. В молодости ему пришлось влачить жизнь голодного бедняка, на себе испытать нужду и лишения, а также узнать все превратности жизни в трущобах столицы.

О Петербурге Некрасов писал в разные периоды своей жизни. На глазах поэта менялся облик Петербурга. Столица капитализировалась, теряла свой «строгий, стройный вид», на ее окраинах вырастали фабрики и заводы, рядом с уютными дворянскими особняками строились огромные Доходные дома «под жильцов», застраивались пустыри. Некрасивые, угрюмые дома с дворами-колодцами портили классические ансамбли.

Некрасов показал читателям не только красоту Петербурга, но и его глухие окраины, заглянул в темные сырые подвалы, ярко отразил социальные противоречия большого города. И неизменно, когда Некрасов обращался к петербургской теме, он изображал два мира - миллионеров и нищих, владельцев роскошных палат и обитателей трущоб, счастливцев и несчастливцев.

В изображении Петербурга Некрасов идет вслед за Пушкиным. Почти цитируя описание театра в романе Пушкина «Евгений Онегин», он пишет:

…В стенах твоих

И есть и были в стары годы

Друзья народа и свободы…

  («Несчастные»)15

Но в русской поэзии до Некрасова еще не изображался Петербург как город чердаков и подвалов, город тружеников и бедняков:

В нашей улице жизнь трудовая;

Начинают ни свет ни заря

Свой ужасный концерт, припевая,

Токари, резчики, слесаря,

А в ответ им гремит мостовая!..

Все сливается, стонет, гудет,

Как-то глухо и грозно рокочет,

Словно цепи куют на несчастный народ,

Словно город обрушиться хочет.

  («О погоде», 1859)16

Все «петербургские» стихотворные циклы пронизаны этим настроением.

В поэтической манере Некрасова рано проявляется характерная особенность – внимание к примелькавшимся мелочам петербургского быта, и повседневным сценам, в которых пристальный взгляд поэта обнажает глубокий смысл:

Под жестокой рукой человека,

Чуть жива, безобразно тоща,

Надрывается лошадь-калека,

Непосильную ношу влача.

Вот она зашаталась и стала.

«Ну!» - погонщик полено схватил

(Показалось кнута ему мало) –

И уж бил ее, бил ее, бил!

 («О погоде»)17

Уличный эпизод вырастает в символ страдания и жестокости. Перед нами не просто описание события, а лирический образ. Каждое слово передает нам чувства поэта: гнев против уродливого быта, порождающего жестокость, боль от собственного бессилия, невозможность смириться со злом… Каждая новая подробность как бы вонзается в память и остается в ней, не давая покоя:

Ноги как-то расставив широко,

Вся дымясь, оседая назад,

Лошадь только вздыхала глубоко

И глядела… (Так люди глядят,

Покоряясь неправым нападкам).

Он опять: по спине, по бокам,

И, вперед забежав, по лопаткам

И по плачущим, кротким глазам!

 («О погоде»)18

В стихотворениях из цикла «На улице» («Вор», «Гробок», «Ванька») Некрасов показывает трагичность судьбы человека, выросшего в бедных кварталах столицы, вынужденного добывать себе деньги самым постыдным способом: воровать, продавать себя:

Спеша на званый пир по улице прегрязной,

Вчера был поражен я сценой безобразной:

Торгаш, у коего украден был калач,

Вздрогнув и побледнев, вдруг поднял вой и плач.

И, бросясь от лотка, кричал: «держите вора!»

И вор был окружен и остановлен скоро.

Закушенный калач дрожал в его руке;

Он был без сапогов, в дырявом сюртуке;

Лицо являло след недавнего недуга,

Стыда, отчаянья, моленья и испуга…19

С сердечной болью описывает Некрасов петербургские углы и ютящийся в них нищий, голодный люд, «мрачные сцены», «окаймляющие столицу кругом». Вместо роскошных дворцов и великолепных ансамблей Петербурга Некрасов показал окраины, где «каждый дом золотухой страдает», где «штукатурка валится и бьет тротуаром идущий народ», где мерзнут дети на «ложе своем». На улицах красивого города он видит прежде всего людей униженных и обиженных, видит картины, которые до него старательно обходили поэты: у памятника Петру I он замечает «сотни крестьянских дворней, которые у присутственных мест дожидаются».

Петербург как некое безвоздушное пространство встречается у Некрасова в стихотворении «Дни идут… все так же воздух душен,…»:

…в июле пропитан ты весь

Смесью водки, конюшен и пыли –

Характерная русская смесь.

Прекрасная панорама пушкинского города исчезает, сменяясь картиной лишений, отчаяния, страдания, безнадежного и бессмысленного. Зло ироничным в этом контексте оказывается эпиграф к стихотворению «О погоде»:

Что за славная столица

Развеселый Петербург!

Роскошную столицу, один из красивейших городов мира, Некрасов увидел глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым.

Некрасовский Петербург - это принципиально новое явление в русской литературе. Поэт видел такие стороны жизни города, в которые до него мало кто заглядывал, а если и заглядывал, то случайно и ненадолго.

ГЛАВА II. ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

2.1. Петербург Достоевского

Редко где найдется столько мрачных,

резких и странных влияний на душу человека, как Петербург.

Ф. Достоевский «Преступление и наказание»

В книгах Достоевского редко встретим Невский проспект, дворцы, сады, парки – скорее перед нами откроется город «униженных и оскорбленных».

В двадцати произведениях Федора Михайловича присутствует Петербург: или как фон, или как действующее лицо. Достоевский открыл в своих книгах совсем иной город: это город-мечта, город-призрак. Петербург писателя враждебен человеку. Герои его книг не могут обрести душевное спокойствие: они отчуждены и разобщены20.

Каков Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»? В чем особенность изображения города на Неве писателем?

В романе широко воссоздана жизнь большого города с его трактирами и распивочными, с огромными пятиэтажными домами, густо заселенными всяким промышленным людом – «портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.,»; с «крошечными клетушками» - комнатами, «где вот-вот стукнешься головой о потолок»; полицейскими конторами, рынком на Сенной и многолюдными улицами. Население этого города – те, с кем постоянно сталкивает жизнь бедного разночинца, полунищего бывшего студента: квартирные хозяйки, дворники, такие же, как он сам, бывшие студенты, уличные девицы, ростовщики, полицейские чиновники, случайные прохожие, завсегдатаи питейных домов. Перед нами типичная картина повседневной жизни мещанского, мелкочиновного Петербурга. В романе нет подчеркнутых социальных контрастов, резкого противопоставления имущих и неимущих, как, например, у Некрасова («Убогая и нарядная», «Жизнь Тихона Тростникова», где герой размышляет о «несчастливцах», которым нет места на чердаках, потому что «есть счастливцы, которым тесны целые домы»)21.

С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Сотрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героев в каморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения.

Сцены уличной жизни приводят нас к выводу, что от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга враждебно и с недоверчивостью.

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры «улов» - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

2.2. Интерьер в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

 Роман начинается описанием жилища Раскольникова. При этом автор обнаруживает душевное состояние героя, живущего в нем. «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал все, что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик»22.

В описание комнаты Раскольникова явственно чувствуется мотив запустения, безжизненности, мертвенности. Потолки в этой каморке до того низкие, что высокому человеку, попадающего в эту клетушку, становится в ней жутко. А Родион ростом выше среднего. Большой стол с книгами и тетрадями покрыт толстым слоем пыли. Пульхерии Александровне комната сына кажется похожей на гроб.

И действительно, жизнь как будто остановилась в этой «желтой каморке». Раскольников задавлен нищетой, мысль о собственном безвыходном положении угнетает его, и он избегает людей, перестав заниматься своими насущными делами. Оставив учебу в университете, Раскольников бездействует, он целыми днями лежит неподвижно, уединившись в своей каморке. В таком угнетенном состоянии герой не замечает беспорядка, не пытается сделать комнату чистой, оживить ее интерьер, не думает о том, чтобы в своей «клетушке» создать хотя бы немного комфорта и уюта. Спать ложится, не раздеваясь, без простыни. Все это говорить о начале его нравственного падения.

Комната старухи-процентщицы также тесна, убога, как жилище Раскольникова. «…в небольшой комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в рукавах, - вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада23».

Неоднократно повторяются эпитеты небольшой, желтый. Повторы усиливают мысль о ветхости, мрачности, убогости этого жилища. В такой обстановке старуха постепенно становится злой и бессердечной, она попадает в зловещую власть денег – повседневную власть медной копейки, которой так недостает бедняку на хлеб насущный. И здесь мы видим, как влияет обстановка на человека, угнетает его, ведет к моральному разложению. Читатель наблюдает нравственное падение старухи, у которой чувство милосердия полностью атрофировалось.

Очень уродлива, мрачна и комната Сони, похожая на сарай. «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок24».

В этом описании резкий контраст: комната Сони огромна – сама же она маленькая и худенькая. Этот контраст портрета и интерьера символизирует несоответствие чего-то огромно-нелепого и детски-слабого, беспомощного в поведении и в образе героини.

Комната Сони в виде неправильного четырехугольника как будто разрушает основу основ, что-то вечное незыблемое, как сама жизнь. Вековые устои жизни здесь как будто подорваны. И жизнь Сони, действительно, фактически разрешена. Спасая семью от гибели, каждый вечер она выходит на улицу. На то, насколько тяжело для нее это занятие, Достоевский намекает уже в пьяной исповеди Мармеладова. Рассказывая Раскольникову историю своего семейства, он замечает, что, когда Соня первый раз принесла  домой тридцать целковых, то «ни словечка при этом не вымолвила, а, укрывшись платком, молча легла на диван и долго плакала». Город Достоевского – это город уличных девиц, падению которых способствуют разные Дарьи Францевны. Нищета рождает преступность. Соня Мармеладова, неспособная честным трудом заработать пятнадцати копеек в день, преступает нравственные законы – идет на улицу. Мир Петербурга – жестокий, бездушный мир, в котором нет места доброте и милосердию, составляющих, по Достоевскому, основу жизни, ее незыблемость.

Картину ужасающей нищеты являет собой и жилище Мармеладова. В комнате его везде разбросано детское тряпье, через задний угол протянута дырявая простыня, из мебели – лишь ободранный диван, два стула и старый кухонный стол, некрашеный и ничем не накрытый. «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем е покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике25». Характерно, что комнату Мармеладова освещает маленький огарок свечи. Деталь эта символизирует собой постепенное угасание жизни в этой семье. И действительно, сначала умирает Мармеладов, раздавленный богатым экипажем, потом – Катерина Ивановна. Соня уезжает с Раскольниковы, поместив детей в сиротские заведения.

Лестница в квартиру Мармеладова темная, мрачная. Это словно путь к «вратам ада». Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети.

Обстановка практически всех жилищ в «Преступлении и наказании» говорит не только о крайней бедности, нищете их обитателей, но и об их жизненной неустроенности, бесприютности. Дом не является для героев крепостью, не укрывает их от жизненных невзгод. Маленькие, уродливые комнатушки неуютны и неприветливы к своим обитателям, они как будто стремятся изгнать героев на улицу.

Стоит отметить, что во всех описаниях обстановки в романе преобладает желтый тон. Желтенькие пыльные обои в каморке Раскольникова, в комнате Сони, в квартире Алены Ивановны, в гостинице, где остановился Свидригайлов. Кроме того, в доме старухи-процентщицы мебель из желтого дерева, картина в желтых рамках.

Сам по себе желтый цвет – цвет солнца, жизни, общения и открытости. Однако у Достоевского символическое значение цвета перевернуто: в романе он подчеркивает не полноту жизни, а безжизненность. Характерно, что в описаниях обстановки мы нигде не встречаем яркого, чистого желтого цвета. В интерьерах у Достоевского всегда присутствует грязно-желтый, уныло-желтый. Тем самым жизненный тонус персонажей в романе как бы автоматически снижается.

Таким образом, описания обстановки в романе – это не только фон, на котором происходит действие, не только элемент композиции. Это и символ жизненной, человеческой бесприютности героев. Это и символ Петербурга, города «неправильных четырехугольников». Кроме того, детали интерьера нередко предваряют будущие события в романе.26

2.3. Пейзажи в романе Ф.М. Достоевского

 Из темных, мрачных и грязных клетушек, коморок, сараев, шкафов, полураздавленные ими, выходят наши герои на улицы Петербурга. Какой пейзаж открывается им и что они чувствуют при этом?

С первых строк романа «Преступление и наказание» мы вместе с героем погружаемся в атмосферу удушья, жары и зловония. «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки…»27. И еще: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом потрясло и без того расстроенные нервы юноши»28. Город отвратителен, в нем жить не хочется. «Духота, пыль и та особенная вонь» подчеркивают крайнее отвращение. А Раскольников вынужден находиться в столице. Мало того, он идет «делать пробу» своему преступлению. Город от этой детали становится еще более мрачным, зловещим.

Еще одна деталь характеризует город – летняя жара. Как заметил         В.В. Кожинов: «Чрезвычайно жаркое время – это не просто метеорологическая примета: как таковая она была бы излишней в романе (не все ли равно – летом или зимою совершается преступление?). Через весь роман пройдет атмосфера невыносимой жары, духоты, городской вони, сдавливающих героя, мутящих его сознание до обморока. Это не только атмосфера июльского города, но и атмосфера преступления…»29.

Картину города, в котором невыносимо жить Раскольникову, дополняет еще одно описание: «Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города было особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершали грустный колорит картины»30. Здесь опять повторяется слов «вонь». Оно помогает сохранить первоначальное впечатление, подчеркивает крайнее отвращение.

Духота преследует героя на протяжении всего романа: «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики»31. Вот Раскольников вышел из дома после убийства ростовщицы: «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха»32. Повтор слова «опять» подчеркивает типичность, привычность такого пейзажа. Складывается впечатление, что ветер никогда не посещает Петербург, и эта особенная духота и вонь непрерывно давят на сознание главного героя. Градационный ряд (вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха) усиливает мысль о том, что город нездоров нравственно, им заражен воздух, которым дышит герой.

Герою неуютно на петербургских улицах, они оказывают на него раздражающее действие. Зной, духота и зловоние используются Достоевским для того, чтобы показать психологическое состояние человека, который чувствует себя запертым в этом «каменном мешке». Именно жара и атмосфера, в которой находится Раскольников, мутят его сознание до обморока, именно в этой атмосфере у Раскольникова рождается бредовая теория и готовится убийство старухи-поцентщицы.

Город угнетает главного героя романа, ему не хватает воздуха, его слепит солнце. Не случайно следователь Порфирий Петрович в последнем разговоре с Раскольниковым сказал: «Вам давно уж переменить воздух надо…»33. «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем»34. Так входит в роман образ Северной столицы.

У Достоевского есть и «другой» Петербург. Раскольников идет к Разумихину и видит совсем другой пейзаж, отличный от того, что он видит обычно на улицах Петербурга. «Таким образом прошел он весь Васильевский остров, вышел на Малую Неву, перешел мост и поворотил на острова. Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим дома. Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие»35. И этот простор давит на него, мучит, гнетет, как и духота, теснота.

И другим героям произведения тяжело жить в Петербурге. Аркадий Иванович Свидригайлов, «двойник» Раскольникова, цинизмом и вседозволенностью опустошил себя. За моральною смертью следует смерть физическая – самоубийство. Именно в Петербурге Свидригайлов ощутил, что и ему «некуда больше пойти».

Картина последнего утра Свидригайлова передает ощущение холода, сырости. «Молочный, густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошел по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве. Ему мерещились высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты…»36. Пейзаж отвечает душевному состоянию Свидригайлова. Холод, сырость прохватывают его тело, его знобит. Досада, уныние. Физический дискомфорт соединен с душевным. Не случайна здесь такая деталь, как издрогшая собачонка. Это словно двойник Свидригайлова. Героя пробирает холод, его знобит, и собачонка, издрогшая, грязная, словно тень его.

Символично, что гибель Аркадия Ивановича показана на фоне грозы и наводнения, которые весьма нередки в Петербурге: «К десяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождь хлынул, как водопад. Вода падала не каплями, а целыми струями хлестала на землю. Молния сверкала поминутно, и можно было сосчитать до пяти раз в продолжение каждого зарева»37.

В уста Свидригайлова Достоевский вложил собственное наблюдение о Петербурге: «Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как Петербург. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем»38.

Говоря о пейзаже, необходимо также заметить особое отношение Достоевского к закату солнца. В «Преступлении и наказании» пять сцен происходят в лучах закатного солнца. Наиболее драматическим переживаниям Раскольникова с первых же страниц сопутствует свет заходящего солнца. Вот его первое появление у старухи-процентщицы: «Небольшая комнатка, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями … была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. «И тогда, стало быть, также будет солнце светить!..» - как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова…»39. Само убийство мерещится в тревожном освещении закатного солнца. После совершенного убийства Раскольников вышел из дома: «Было часов восемь, солнце заходило». Страданиям Раскольникова всегда и всюду сопутствует это бередящее и пламенеющее закатное солнце. Пейзажи в «Преступлении и наказании» усиливают значимость каждой сцены, делают их напряженнее.

Таким образом, для создания образа Петербурга очень важны и погода, и явления природы, время года, потому что они помогают понять психологическое состояние человека.

2.4. Сцены уличной жизни в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

 Петербург в романе не просто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное «действующее лицо» - город, который душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи.

Голодный студент чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин. На мосту, с которого открывается величественная невская панорама, Раскольников чуть не попал под богатую коляску, и кучер хлестнул его кнутом на потеху прохожим … Но дело тут не только в том, что лично его оскорбили. «Необычным холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…» Герою больше по сердцу Сенная площадь, в окрестностях которой ютятся бедняки. Здесь он чувствует себя своим.40

В романе часто рисуются уличные сцены. Вот одна из них. Раскольников, в глубокой задумчивости стоя на мосту, видит женщину «с желтым, продолговатым испитым лицом и красноватыми впавшими глазами». «Неожиданно она бросается в воду. И слышаться крики другой женщины: «До чертиков допилась, батюшки, до чертиков… анамнясь удавиться тоже хотела, с веревки сняли»41. Словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния. Раскольников, став свидетелем всего происходящего, испытывает странное ощущение равнодушия, безучастия, ему «противно», «гадко». Это не вызывает в нем сочувствия.

На улицах Петербурга разыгрываются не просто сцены уличной жизни, но человеческие трагедии. Вспомним встречу Раскольникова с пьяной пятнадцатилетней девочкой, которую напоили и обманули. «Вглядевшись в нее, он тотчас же догадался, что она совсем была пьяна. Странно и дико было смотреть на такое явление. Он даже подумал, не ошибается ли он. Перед ним было чрезвычайно молоденькое личико, лет шестнадцати, даже, может быть, только пятнадцати, - маленькое, белокуренькое, хорошенькое, но все разгоревшееся и как будто припухшее. Девушка, кажется, очень мало уж понимала; одну ногу заложила за другую, причем выставила ее гораздо больше, чем следовало, и, по всем признакам, очень плохо сознавала, что она на улице»42. Начало ее трагедии разыгралось еще до встречи с Раскольниковым, а развивается она на глазах героя, когда появляется новый «злодей» в этой трагедии – франт, который не прочь попользоваться девочкой. Родиона поражает увиденная сцена, он беспокоится о дальнейшей судьбе девушки и отдает деньги (хотя их у него так много и ему самому не на что жить) городовому, чтобы тот отправил девушку домой, заплатив извозчику.

На улице раздавлен Мармеладов. Но это происшествие никого не тронуло. Публика с любопытством следила за происходящим. Кучер,  раздавивший лошадьми Мармеладова, не очень был испуган, потому что экипаж принадлежал богатому и значительному лицу, и это обстоятельство будет скоро улажено.

На Екатериненском канале, недалеко от дома Сони автор рисует еще одну страшную сцену: сумасшествие Екатерины Ивановны. Здесь упадет она на мостовую на глазах у праздных зевак, кровь хлынет из ее горла. Несчастную отнесут в дом Сони, где она умрет.

Уличные сцены в романе показывают, что Петербург – это город, которому не чуждо насилие над слабыми. Вся уличная жизнь отражает состояние людей, живущих в нем. Достоевский так часто выносит действие романа на улицу, площадь, в распивочные, потому что хочет показать одиночество Раскольникова. Но одинок не только Раскольников, одиноки и другие обитатели этого города. У каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но собравшись вместе в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее. Мир, который показывает Достоевский, - это мир непонимания, равнодушия людей друг к другу. От такой жизни люди отупели, они смотрят друг на друга враждебно, недоверчиво. Между всеми людьми только безразличие, звериное любопытство, злорадная насмешка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, Петербург в романе — это реальный город определенного времени, в котором произошла описанная трагедия.

Город Достоевского имеет особый психологический климат, располагающий к преступлению. Раскольников вдыхает вонь распивочных, всюду видит грязь, страдает от духоты. Жизнь человека оказывается зависимой от этого «зараженного городом воздуха». Все к этому привыкли. Свидригайлов подчеркивает его ненормальность: «город полусумасшедших», «странно сочинился».

Петербург — город пороков, грязного разврата. Публичные дома, у трактиров пьяные преступники, а образованная молодежь «уродуется в теориях». Дети порочны в порочном мире взрослых.   Свидригайлову  снится пятилетняя девочка  с порочными глазами. Конченый человек, он ужасается.

Город страшных болезней и несчастных случаев. Никого не удивляют самоубийства. Женщина на глазах у прохожих бросается в Неву, Свидригайлов стреляется на глазах охранника, попадает под колеса коляски Мармеладов.

Люди не имеют дома. Главные события в их жизни происходят на улице. Катерина Ивановна умирает на улице, на улице Раскольников обдумывает последние детали преступления, на улице происходит его покаяние.

      «Климат» Петербурга делает человека «маленьким». «Маленький человек» живет ощущением надвигающейся катастрофы. Его жизнь сопровождается припадками, пьянством, лихорадкой. Он болен своими несчастьями. «Нищета — порок», так как разрушает личность, ведет к отчаянию. В Петербурге человеку «некуда пойти».

Привыкание к оскорблению, быть скотом дорого обходится людям. Катерина Ивановна сходит с ума, даже в «забытьи» вспоминает о былом «благородстве». Соня становится проституткой, чтобы спасти от голода семью. Милосердием, любовью к людям она и жива.

      «Маленький» человек у Достоевского обычно живет только своими несчастьями, он ими упоен и не пытается что-то изменить в своей жизни. Спасением же для него, по Достоевскому, является его любовь к такому же человеку или страдание. Человек не родился для счастья ни в какие времена.

Петербург в романе является той исторической точкой, в которой сосредоточились мировые проблемы. Сейчас Петербург — нервный узел истории, в его судьбе, в его социальных болезнях решаются судьбы всего человечества.

       Петербург в романе Достоевского дается в восприятии Раскольникова и Свидригайлова. Город преследует Раскольникова, как кошмарный сон, неотвязчивый призрак, как наваждение.

       Куда бы ни повел нас писатель, мы не попадаем к человеческому очагу, к человеческому жилью. Комнаты называются «каморками», «проходными углами», «сараями». Господствующий мотив всех описаний — безобразная теснота и духота.

      Постоянные впечатления от города — толчея, давка. Человеку в этом городе не хватает воздуха. «Петербургские углы» производят впечатление чего-то нереального, призрачного. Человек не признает этот мир своим. Петербург — город, в котором невозможно жить, он бесчеловечен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Амелина Е.В. Интерьер и его значение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», [электронный ресурс]. Режим доступа: www.a4format.ru. – c.8 (а4).
  2.  Анцифьев Н.П. Душа Петербурга. – П.: «Издательство Брокгауз – Ефрон – С.П.Б.», 1922 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/146636/read.
  3.  Бирон В.С. Петербург Достоевского. – Л.: Товарищество «Свеча», 1990.
  4.  Гоголь Н.В. Записки сумасшедшего: Избранное. – М.: ИД «Комсомольская правда», 2007.
  5.  Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1970.
  6.  История русской литературы XIX в.: 1800-1830-е годы/ Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М.: ВЛАДОС, 2001– Ч.1.
  7.  Качурин М.Г., Мотольская Д.К. Русская литература. – М.: Просвещение, 1982.
  8.  Кожинов В.В. «Преступление и наказание» Достоевского// Три шедевра русской классики. – М.: «Художественная литература», 1971.
  9.  Литература в школе, 2011,  № 3.
  10.  Манн Ю.В. Постигая Гоголя. – М.: Аспект Пресс, 2005.
  11.  Некрасов Н.А. Избранное. – М.: «Художественная литература», 1975.
  12.  Пушкин А.С. Арап Петра Великого. – М.: «Советская Россия», 1984.
  13.  Пушкин А.С. Евгений Онегин. – М.: «Детская Литература», 1964.
  14.  Пушкин А.С. Проза/ Сост. и коммент. С.Г. Бочарова. – М.: Сов. Россия, 1984.
  15.  Пушкин А.С. Поэмы. – М.: «Детская литература», 1971.
  16.  Этов В.И. Достоевский. Очерк творчества. – М.: Просвещение, 1968.

1 Бирон В.С. Петербург Достоевского. – Л., 1990. – с. 3.

2 А.С. Пушкин. Поэмы. – М., «Детская литература», 1971. – с. 156.

3 А.С. Пушкин. Поэмы. – М., «Детская литература», 1971.  – с. 156.

4 Анцифьев Н.П. Душа Петербурга. – П.: «Издательство Брокгауз – Ефрон – С.П.Б.», 1922 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/146636/read

5 А.С. Пушкин. Арап Петра Великого. – М., «Советская Россия», 1984. – с. 13.

6 А.С. Пушкин. Евгений Онегин. – М., «Детская литература», 1964. – с. 69.

7 А.С. Пушкин. Проза. – М., Сов. Россия, 1984. – с. 221.

8. История русской литературы XIX в.: 1800-1830-е годы/ Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., ВЛАДОС, 2001– Ч.1, с. 278.

9 «Литература в школе» № 3, 2011, с. 33.

10 Анцифьев Н.П. Душа Петербурга. – П.: «Издательство Брокгауз – Ефрон – С.П.Б.», 1922 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/146636/read

11 Н.В. Гоголь. Записки сумасшедшего: Избранное. – М., ИД «Комсомольская правда», 2007. – с.54

12 Ю.В. Манн. Постигая Гоголя. – М., Аспект Пресс, 2005.  – с. 28

13 Н.В. Гоголь. Записки сумасшедшего: Избранное. – М., ИД «Комсомольская правда», 2007. – с. 53

14 Некрасов Н.А. Избранное. – М., «Художественная литература», 1975. – с. 17.

15 М.Г. Качурин, Д.К. Мотольская. Русская литература. – М., Просвещение, 1982. – с. 144.

16 М.Г. Качурин, Д.К. Мотольская. Русская литература. – М., Просвещение, 1982. – с. 145.

17 М.Г. Качурин, Д.К. Мотольская. Русская литература. – М., Просвещение, 1982. – с. 145.

18 М.Г. Качурин, Д.К. Мотольская. Русская литература. – М., Просвещение, 1982. – с. 145.

19 Н.А. Некрасов. Избранное. – М., «Художественная литература», 1975. – с. 19.

20 «Литература в школе» № 3, 2011, с. 34.

21 В.И. Этов. Достоевский. Очерк творчества. – М., Просвещение, 1968. – с. 187.

22 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. – Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1970. – с. 22.

23 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. – Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1970. – с. 6.

24 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. – Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1970. –        с. 242.

25 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. – Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1970. – с. 20.

26 Е.В. Амелина. Интерьер и его значение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», [электронный ресурс]. Режим доступа: www.a4format.ru. – c.8 (а4).

27 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. – Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1970. – с. 3.

28 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. – Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1970. – с. 4.

29 Кожинов В.В. Три шедевра русской классики. – М., 1971. – с. 121.

30 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. – Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1970. – с. 4.

31 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. – Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1970. – с. 73.

32 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. – Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1970. – с. 119.

33 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. – Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1970. – с. 353.

34 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. – Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1970. – с. 354.

35 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. – Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1970. – с. 42.

36 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. – Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1970. – с. 393.

37 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. – Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1970. – с. 384.

38 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. – Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1970. – с. 359.

39 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. – Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1970. – с. 6.

40 М.Г. Качурин, Д.К. Мотольская. Русская литература. – М., Просвещение, 1982. – с. 229.

41 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. – Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1970. – с. 131.

42 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. – Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1970. – с. 37.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47796. ТЕОРІЯ ЙМОВІРНОСТЕЙ І МАТЕМАТИЧНА СТАТИСТИКА 5.91 MB
  Класичне означення ймовірності появи події Ймовірність одне з основних понять теорії ймовірностей. Знайти ймовірність встановлення верстату що виготовлений: а третім заводом постачальником подія А; б першим заводомпостачальником подія В. Властивості ймовірності Ймовірність вірогідної події дорівнює одиниці. Ймовірність неможливої події дорівнює нулю.
47797. Информатика и вычислительная техника. Конспект лекций 3.51 MB
  Практические курсант должен по окончании курса иметь такие знания умения и навыки: Понятие информации ее виды формы и способы ее хранения передачи кодирования измерения; Назначение и функции операционных систем и операционных оболочек; Распространенное современное прикладное программное обеспечение назначение и основные функции систем обработки текстов электронных таблиц и их назначения системы управления базой данных Порядок составления алгоритмов и их реализацию. Создание базы данных в Microsoft Excel. Операции над базой...
47798. Основи екології. Курс лекцій 688.5 KB
  Науковотехнічний прогрес швидкість якого на декілька порядків перевищує швидкість адаптування організмів до змінених людиною умов існування породжує нові джерела збурення тиску на біосферу її забруднення знищення природних ресурсів катастрофічне зменшення біорозманіття. Трансграничні забруднення та локальні поліпшення стану довкілля за рахунок руйнування екосистем інших регіонів лише призведуть до подальшої деградації глобальної екосистеми та посилення небезпеки для всієї планети. Екологи України зробили вагомий внесок у розробку...
47800. Учёт и анализ расчётов с персоналом по оплате труда 421.5 KB
  Заработная плата представляет собой выраженную в денежной форме часть общественного продукта, которая выплачивается наёмному работнику исходя из количества и качества выполненного им труда, и максимальным пределом не ограничивается.
47801. Проект редуктора привода ленточного транспортера для перемещения багажа в аэропорту 1.15 MB
  Материалы для шестерни и зубчатого колеса выбираем по таблице «Механические характеристики сталей» При этом твердость поверхности НВ1 для материала шестерни устанавливаем на 20/25 единиц выше твердости поверхности НВ2.
47802. КУЛЬТУРОЛОГІЯ. КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ 2.5 MB
  Особистість у світі культури. Феномен української культури. Тенденції розвитку сучасної української культури. В загальній спрямованості сучасного гуманітарного знання до ствердження пріоритету індивідуальноособистісних сенсожиттєвих орієнтацій проблема всебічного осмислення культури постає однією з найактуальніших і безпосередньо пов’язується з виявленням найглибших світоглядних засад людського буття.
47803. Мікроекономіка. Навчальний посібник 2.26 MB
  Значна увага приділяється теорії виробництва та механізму вибору його обсягів які максимізують прибуток виробника в умовах різних моделей ринку. При аналізі теорії виробництва особлива увага приділяється формуванню затрат і залежності динаміки продукту від динаміки затрат факторів виробництва. Проаналізовано також закономірності формування витрат виробництва в короткотерміновому та довготерміновому періодах. Чотири теми що їх включає в себе цей розділ присвячені відповідно прийняттю фірмою рішення про ціни та обсяги виробництва в умовах...
47804. Вікова фізіологія. Опорний конспект лекцій 10.52 MB
  Навпаки в наркоманів та алкоголіків біологічний годинник набагато випереджає хронологічний: зовні вони виглядають на 10 років старшими за свій вік мають мляву мускулатуру опущені плечі ледве пересуваються; пам’ять та інші розумові процеси сповільнені емоції знебарвлені. На відміну від паспортного віку де міжвіковий інтервал дорівнює одному рокові біологічний або анатомофізіологічний вік обіймає ряд років життя людини протягом яких відбуваються певні біологічні зміни. Формування людського організму продовжується після...