88202

Место и роль социального партнерства в реализации социальной политики в Республике Беларусь

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Предмет исследования: место и роль социального партнерства в реализации социальной политики в Республике Беларусь. Цель курсовой работы: изучение роли социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь рассмотрение теоретических и практических проблем социальной политики.

Русский

2015-04-27

642.5 KB

5 чел.

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 37 страниц, 5 рисунков, 19 источников, 1 приложение.

Ключевые слова: СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА, МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА.

Объект исследования: социальная политика Республики Беларусь.

Предмет исследования: место и  роль социального партнерства в реализации социальной политики в Республике Беларусь.

Методы исследования: использованы общенаучные методы: диалектика, анализ, синтез, системность; а также специальные способы обработки практических данных: сравнение, выборка, обследование.

Цель курсовой работы: изучение роли социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь, рассмотрение теоретических и практических проблем социальной политики.

Задачи исследования: изучение содержания, принципов и моделей социальной политики; анализ зарубежного опыта в области социального партнерства; рассмотрение тенденций и перспектив социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь.

Элементы научной новизны полученных результатов: приведенный в курсовой работе аналитический материал объективно отражает роль и принципы построения системы социального партнерства в мире и в Республике Беларусь, может быть использован для анализа тенденций развития и построения современной демократичной системы социального партнерства в нашей стране. Все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на источники информации.

Экономическая и социальная значимость работы: механизмы социальной защиты работников, действовавшие долгое время при централизованной административно-плановой экономике, не отвечают требованиям ведения хозяйства в условиях рынка. Это вызывает необходимость реформирования системы социального партнерства и требует изучения накопленного в развитых странах опыта построения таких систем.

______________________________

(подпись студента)


СОДЕРЖАНИЕ

[1] СОДЕРЖАНИЕ

[2] ВВЕДЕНИЕ

[3] 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ, МОДЕЛИ

[4] 2. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

[5] 3. ТЕНДЕНЦИИ, РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

[6] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[7] СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[8] ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Основной целью функционирования любой экономической системы является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. 

Рассматривая человека в качестве объекта социальной политики, нужно учитывать, что конечной целью его экономической деятельности является создание материальной базы для улучшения условий собственной жизни. Также нужно учитывать, что поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, то и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. Это требует согласованной деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни всех индивидов. Данной деятельностью и занимается социальная политика.

Социальное партнерство в системе социальной политики, с точки зрения функционирования экономической системы, играет двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий для трудовой деятельности становится одной из целей экономической деятельности, поскольку эти условия являются мотивом для высокопроизводительного труда работника. Во-вторых, социальное партнерство является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы в общем и социального партнерства в частности, как составной части этой сферы.

Все эти проблемы обусловили актуальность темы курсовой работы.

Цель написания курсовой на данную тему – изучение роли социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь, рассмотрение теоретических и практических проблем социальной политики.

Задачами исследования являются:

-изучение содержания, принципов и моделей социальной политики;

-анализ зарубежного опыта в области социального партнерства;

-рассмотрение тенденций и перспектив социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь.

Объектом курсовой работы является социальная политика Республики Беларусь. Предметом курсовой работы является роль и место социального партнерства в системе социальной политики Республики Беларуси.

Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе раскрывается понятие социальной политики, её сущность, функции, затрагиваются и характеризуются проблемы социальной политики. Во второй главе описываются механизмы социальной политики, используемой в зарубежных странах. В третьей главе рассматриваются особенности проведения социальной политики в Республике Беларусь и перспективы ее дальнейшего развития.

Теоретическую и информационную базу курсовой работы составляют: законодательные нормативные документы Республики Беларусь в области социальной политики, публикации в периодической печати, учебные пособия и методические разработки, материалы сети Интернет по данной тематике.

В качестве основных методов исследования и обработки практического материала использованы общенаучные методы: диалектика, анализ, синтез, системность; а также специальные способы обработки практических данных: сравнение, выборка, обследование.

Курсовая работа структурно состоит из реферата, содержания, введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Курсовая работа включает 37 страниц, 5 рисунков, 19 источников, 1 приложение.


1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ, МОДЕЛИ

Государству как институту экономической системы наряду с общественными организациями и международными движениями и блоками принадлежит важная роль в области преодоления различных социальных проблем.

Для повышения общего уровня и качества жизни населения государство постоянно проводит определенную экономическую политику. Однако ни фискальная, ни монетарная и другие виды политики государства не способны решить такие проблемы, как высокая степень дифференциации доходов, недоступность основных жизненно важных благ для населения, обеспечение детей равными правами и возможностями в доступности образования, культуры и т.п.

Наряду с экономической политикой государство проводит и социальную политику  совокупность мероприятий, направленных на улучшение экономических и социальных условий жизни общества и отдельных слоев, достижение социальной справедливости. Социальную справедливость можно рассматривать как меру общественной пользы норм и законов, устанавливающих и поддерживающих такой порядок жизнедеятельности, который способствует выживанию и прогрессивному развитию общества [, с.93].

Социальная политика призвана выполнять следующие функции:

1) стимулирование экономической активности населения;

2) гарантия обеспечения минимального уровня жизни;

3) стабилизация и поддержание социального мира и спокойствия;

4) оказание адресной помощи нуждающимся гражданам.

Социальная политика осуществляется по следующим направлениям:

а) стимулирование полной занятости населения (политика занятости);

б) снижение степени дифференциации доходов (политика доходов);

в) обеспечение социальных гарантий и социальной защиты населения;

г) социальное партнерство;

д) защита здоровья нации;

е) обеспечение защиты окружающей среды.

Основными стратегическими направлениями современной социальной политики являются: политика доходов, политика занятости, политика здравоохранения, политика социальной защиты, жилищная стратегия, образовательная политика и др. (рис. 1.1).

Рисунок 1.1 – Направления социальной политики

Источник – собственная разработка. Рисунок составлен на основе изучения учебной литературы.

Политика занятости  это направление социальной политики, посредством которого решается или снижается степень остроты проблем трудоустройства, безработицы, переквалификации. Политика занятости рассматривается в комплексе мер по стимулированию экономического роста и преследует цели:

- создание для трудоспособных членов общества возможностей наиболее полно реализовать свой потенциал;

- забота о безработных и их семьях, трудоустройство и переквалификация безработных;

- более полное использование частично занятой рабочей силы;

- создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;

- инвестирование в человеческий капитал в целях увеличения производительности труда, его сохранения и накопления;

- развитие механизмов адаптации к требованиям рынка и содействие развитию производственной и социальной инфраструктур.

Осуществляя политику занятости, государство большую часть средств расходует на меры пассивного характера  выплату пособий по безработице, при этом в ряде стран законодательно закрепляется увязка получения пособия с профессиональной подготовкой, переподготовкой или получением дополнительного образования, а также использование вынужденных отпусков в целях переподготовки и получения дополнительного образования [, с.91].

В последнее время наблюдается тенденция роста роли активных мер, направленных на регулирование спроса на труд: выплаты предприятиям, предоставляющим работу определенным контингентам рабочей силы, временных субсидий, покрывающих часть заработной платы этих работников. Подобная мера применяется для стимулирования найма длительно безработных, молодежи и обычно не ведет к созданию дополнительных рабочих мест, однако содействует занятости тех контингентов, перспективы которых наименее благоприятны.

Дорогостоящей, но перспективной мерой являются прямые государственные вложения в создание новых рабочих мест. Такие программы наиболее рационально используются при финансировании инфраструктурных проектов, в том числе в сельской местности, что предоставляет людям работу и дает импульс развитию хозяйственной деятельности региона.

Среди активных мер можно выделить рациональное использование гибких форм занятости и частичной занятости на основе гибких графиков. Это позволяет сохранить квалифицированную рабочую силу, а работники получают возможность маневрировать своим временем, выбирая удобный для себя режим труда.

Важным направлением политики занятости является поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. Сегодня основная часть новых рабочих мест создается сегодня не на крупных, а на мелких и средних предприятиях.

Политика занятости (рис. 1.2) стимулирует рост спроса на рынке труда и приводит к временному уменьшению безработицы в краткосрочном периоде до уровня, соответствующего отрезку ВС (или L1L2). В долгосрочном периоде безработица вернется к естественному уровню, но «цена» действий правительства такова: повышение средней зарплаты с w0 до w1 в составе издержек фирм приведет к росту уровня цен и к инфляции [, с.245].

Рисунок 1.2 – Последствия политики занятости

Источник – собственная разработка. Рисунок составлен на основе изучения учебной литературы.

Жилье является одной из первостепенных потребностей населения. Степень удовлетворения потребности в жилье во многом предопределяет социальное и экономическое поведение людей, психологическое состояние и здоровье человека, его производственную деятельность, духовное и материальное благосостояние и развитие всей нации. Одним из приоритетов социально-экономического развития страны и снижения остроты жилищной проблемы является жилищное строительство. В условиях рыночной экономики объем строительства жилья определяется спросом на него, который зависит от финансовых возможностей семей, от стоимости приобретения, содержания и обслуживания жилья. При значительной дифференциации доходов часть населения не способна самостоятельно решить жилищную проблему, поэтому проводится жилищная политика, направленная на улучшение жилищных условий граждан. При реализации этой политики в качестве инструментов используются:

- льготы на строительство, покупку и оплату аренды жилья;

- система налоговых скидок;

- система регулирования оплаты социального жилья;

- государственные займы на строительство жилых домов;

- субсидии и выдача кредитов на строительство и приобретение жилья;

- жилищные пособия для пенсионеров и семей с низкими доходами;

- субсидии на ремонт, реконструкцию и улучшение жилья и т.д.

- специальные программы по строительству жилья.

Государство, проводя социальную политику, отслеживает состояние здоровья населения. Охрану и укрепление здоровья человека государство рассматривает как один из приоритетов государственной социальной политики.

Государственная политика в области здравоохранения направлена на обеспечение всех социальных групп качественной доступной медицинской помощью, повышение уровня санитарной культуры, внедрение и пропаганду здорового образа жизни. Для достижения таких целей, как снижение заболеваемости, смертности и увеличение продолжительности жизни, государство принимает меры, которые дают наибольший медицинский, социальный и экономический эффект. К ним относятся: первичная медико-санитарная помощь, иммунопрофилактика, выделение групп риска и регулирование системы профилактических осмотров и диспансерного наблюдения с целью профилактики и раннего выявления заболеваний, совершенствование системы укрепления здоровья. Кроме того, для улучшения медико-демографической ситуации государство:

- стимулирует развитие реабилитационной службы на стационарном, амбулаторном, санаторном этапах по основным заболеваниям;

- совершенствует систему защиты населения от роста социально опасных заболеваний;

- развивает профилактику заболеваний и травматизма.

Здоровье нации в первую очередь зависит от решения вопросов охраны здоровья женщины и ребенка, поэтому особое внимание уделяется предоставлению медицинской помощи, направленной на снижение материнской и детской заболеваемости и смертности.

Политика здравоохранения, как правило, реализуется в виде финансирования специальных программ, направленных на решение конкретной проблемы или преодоление конкретных заболеваний («Туберкулез», «Онкология», «Здоровый образ жизни» и др.).

Цель социальной политики государства – формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов. Следовательно, можно выделить две основные функции социальной политики – стимулирующую и стабилизирующую. Реализация первой функции базируется на следующих основах:

- стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля;

- формирование высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду;

- учет доли каждого работника в созданном продукте.

Реализация второй функции достигается на основе:

- перераспределения доходов,

- развития системы социальных гарантий и социальной защиты как населения в целом, так и его социальных групп.

Реализация всех этих условий требует больших усилий и определенного времени, решения целого комплекса сложных и противоречивых задач и базируется на ряде принципов:

1) Принцип социальной справедливости предполагает, с одной стороны, равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий в возможностях (уравнительный тип справедливости); с другой – дифференциацию населения по заслугам (распределительный тип справедливости). В соответствии с этим государство должно стремиться обеспечить всем гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших социальных потребностей, но для тех членов общества, которые наиболее активны, способны и работоспособны, государство должно создать возможность получать за свой труд больший объем благ.

2) Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам в том случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами. Реализация этого принципа осуществляется через механизм налогов и трансфертов посредством перераспределения финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей.

3) Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.

4) Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества с дифференцированным подходом.

С точки зрения субъектов социальной политики, выделяют два ее уровня – общегосударственный и региональный.

Государственная социальная политика характеризуется единым законодательным пространством для всего населения, единой социальной инфраструктурой. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране; устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; определяется порядок предоставления гражданам льгот и социального обслуживания; разрабатываются целевые социальные программы [, с.52].

Региональная социальная политика предназначена для обеспечения удовлетворения потребностей жителей конкретного региона с учетом особенностей культурного, исторического, религиозного и иного характера. На этом уровне принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие социально-экономические отношения в регионе, а также региональные социальные программы, направленные на решение конкретных проблем населения региона.

Существуют также различные виды социальной политики, сориентированные на отрасли социально-культурного комплекса и различные группы населения. За последнее столетие в развитых странах мира с рыночной экономикой сложились различные модели механизма реализации социальной политики государства. По типу субъекта социальной ответственности различают либеральную (американо-британскую) модель, корпоративную (континентальную) модель и общественную (скандинавскую) модель. Они отличаются одна от другой ролью и степенью участия в реализации социальной политики основных субъектов экономики (государства, корпорации, личности) и других институтов гражданского общества. В основе каждой из моделей социального государства лежит свой базовый принцип, который вытекает из соотношения доли участия в реализации социальной политики ее основных субъектов [, с.251].

Так, либеральная модель предполагает принцип личной ответственности каждого члена общества за судьбу своей семьи. В данном случае роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована. Ее основными субъектами являются личность и различные негосударственные организации  социально-страховые фонды и ассоциации. Финансовую основу реализации социальных программ при данной модели составляют не средства государственного бюджета, а частные сбережения и частное страхование.

При реализации данной модели социальной политики государство берет на себя ответственность лишь за обеспечение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наиболее обездоленных слоев населения, гарантию гражданских прав и свобод, но при этом оно стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки.

При либеральной модели социальной политики реализуется принцип эквивалентности, возмездности, предполагающий прямую зависимость между размерами взносов и объемом социальных услуг, получаемых в системе социального страхования. Данная модель социальной политики государства присуща США, Англии, Ирландии и др.

Корпоративная модель социальной политики. Вторая модель социального государства  корпоративная. Корпоративная модель предполагает принцип корпоративной ответственности. Это означает, что максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение. Предприятие стимулирует работников к максимальному трудовому вкладу, за что предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских услуг и образования. В данной модели ответственность за социальное благополучие в обществе несут государство, негосударственные организации и непосредственно личность, но более существенную роль здесь играют предприятия, которые имеют собственную разветвленную социальную инфраструктуру, социально-страховые фонды.

Классическими представителями корпоративной модели социальной политики государства являются Япония и Германия [, с.251].

Общественная модель социальной политики. Следующая модель социальной политики государства  общественная. В ее основе лежит принцип солидарности, т.е. ответственности всего общества за судьбу его членов.

Эту модель называют перераспределительной, при которой богатый платит за бедного, здоровый  за больного, молодой  за старого. Осуществляет это перераспределение государство. Именно оно берет на себя ответственность за социальное благополучие своих граждан.

Финансовым механизмом перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды, средства которых идут на обеспечение широкого спектра государственных социальных гарантий, выступающих для населения в большей части в бесплатной (безвозмездной) форме. В условиях рыночной экономики наличие развитой государственной системы социального обеспечения и социального обслуживания не исключает возможность существования негосударственных (частных и корпоративных) институтов социальной политики, однако наиболее значительную роль в ее обеспечении все же играет государство. Примером такой модели являются страны так называемого рыночного социализма (Швеция, Швейцария, Дания) [, с.252].

По характеру участия государства в решении социальных вопросов выделяют:

- стимулирующую модель, которая предполагает косвенное участие государства в решении социальных проблем, когда государство задает правовые, кредитно-финансовые и налоговые «правила игры». Это выражается в создании таких условий, которые делают выгодным вложения в социальную сферу;

- административную модель, предполагающую активное государственное вмешательство в рынок. Условием реализации данной модели является наличие развитых систем перераспределения доходов, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости. Механизм этой модели заключается в том, что государство принуждает организации частного и общественного сектора выполнять социальные функции, например, заставляя их производить отчисления в социальные фонды, выплачивать заработную плату не ниже установленного уровня и др.

Выбор той или иной модели осуществления социальной политики определяется особенностью исторических, социальных, культурных и экономических условий, а также типом общественно-политического устройства государства и др.

Социальная политика определяет многие стороны жизнедеятельности человека и общества, в том числе ситуацию с предложением рабочей силы, с квалификационными характеристиками работников, с миграционными настроениями населения, с его репродуктивным поведением и демографической ситуацией. По существу, без поддержки с социальной стороны невозможно нормальное воспроизводство общественного продукта [, с.18].

Социальная политика должна также обеспечивать возможность самореализации человека, свободного выбора в приложении его способностей, в том числе и на рынке труда. По существу, социальная политика должна обеспечивать развитие человеческого потенциала в широком смысле этого слова.


2. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Когда прекращение первобытных, традиционных отношений разрушило солидарность, основанную на кровном родстве либо на разделении труда, все больше стала обнаруживаться беззащитность людей, антагонистичнее становились их отношения, более массовыми и грозными конфликты.

Историческое развитие рыночной экономики и соответствующих ей отношений вело к конфликтности участвующих сторон, особенно работников и работодателей. Все чаще возникали забастовки как форма социального протеста, выраженного в отказе от работы с предъявлением работодателям экономических либо политических требований. Высшей формой забастовочной борьбы стала всеобщая политическая стачка, используемая в фазе революционного подъема. К концу XIX-началу ХХ в. забастовочное движение было практически постоянным явлением в мире.

В крупных западных странах в ХХ в. забастовочное движение приобрело значительный размах. В США в период 1948-1957 гг. ежегодное число забастовок составляло 3-5 тыс. с числом бастующих по 2-4 млн. человек. В 1948-1949 гг. во Франции в забастовках участвовали более 6 млн. человек и ежегодно было по 1,5-3 тыс. забастовок [, с.78].

Социальная конфликтность давно привлекала внимание мыслителей. В числе первых на эту проблему обратил внимание английский философ Ф. Бэкон (1561-1626). В своих работах он показал, что к возникновению конфликтов в обществе ведет пренебрежение интересами и мнениями разных социальных сословий.

Необходимость поиска согласия стала сутью идеи об «общественном договоре», которую широко развивал французский философ-просветитель Жан-Жак Руссо (1712-1778). Такой договор, по мысли философа, способен вернуть людям общее согласие и мир.

Немецкий философ И. Кант (1724-1804) был активным сторонником компромисса в общественно-экономических отношениях. Человеческие отношения он рассматривал как взаимные действия, полезные для обеих сторон и поэтому требующие взаимных уступок, компромисса.

В России идеи социального мира распространял в своих трудах экономист и социолог В.В. Берви-Флеровский (1829-1918). В работе «Положение рабочего класса в России» он критиковал произвол хозяина по отношению к работнику, ужасающие условия быта рабочих и их детей. Но выход ученый видел не в противостоянии, а в солидарности, в товариществе. Он писал, что «борьбе за существование» нужно противопоставить «союз за существование».

Еще выразительнее эти идеи звучат у русского экономиста Н.Х. Бунге (1823-1895), бывшего одно время Председателем Кабинета Министров. Он подчеркивал, что взаимодействие в производстве и отношения предпринимателей и рабочих   стороны одного процесса. Поэтому, не враждуя, а подавая руку друг другу, они могут добиться общего успеха. Формулой успеха он считал участие рабочих в прибылях.

Важную роль государства и законодательства в регулировании и согласовании противоречивых интересов работников и капиталистов раскрывал в своих работах В.П. Литвинов-Фалинский, изучавший промышленное развитие России в начале ХХ в. Именно государство должно заниматься балансированием интересов работников и собственников, считал он [, с.79].

Теоретической основой социального партнерства явилось углубляющееся понимание того, что процесс производства и воспроизводства осуществляется на базе взаимодействия труда и капитала и невозможен при столкновении и несовместимости интересов работодателей и работников.

Резкое нарастание реальных противоречий и противостояний привело к тому, что в начале ХХ века оказались непримиримыми и две теории:

- первая доказывала необходимость революционного переустройства капитализма;

- вторая обосновывала необходимость его реформирования на основе компромиссов.

Понятие «социальное партнерство» в литературе все еще определяется по-разному. Одни исследователи рассматривают социальное партнерство как метод регулирования конфликтных социально-трудовых отношений. Другие же трактуют его как сложный, многоплановый общественный процесс.

В целом очевидно, что социальное партнерство  это определенные взаимоотношения между людьми. Это, во-первых. Во-вторых, очевидно и то, что существуют три основных субъекта этих отношений: работодатели, работники и государство. В-третьих, объектами таких отношений обычно являются условия труда, уровень доходов, социальное положение субъектов, их место, роль и права в создании и распределении произведенного продукта. Главной целью социального партнерства являются учет и сбалансированность интересов его субъектов.

Необходимость возникновения и развития социального партнерства обусловлена объективно. Она связана с тем, что основные субъекты  работодатели и наемные работники не могут реализовать свои интересы друг без друга, без взаимодействия. Ни собственник средств производства (работодатель), ни работники не смогут получить: одни  прибыль, а другие  средства для жизни, если не объединятся в одном процессе производства. При этом субъектов соединяет общий интерес. Но одновременно их роли и функции  разные. Это ведет к существенным различиям в их положении и личных интересах, которые могут разрастись до серьезных противоречий и даже вооруженных конфликтов. Необходимо обеспечить оптимально возможный баланс интересов субъектов.

Насколько долго и трудно складывались в истории сами партнерские отношения, настолько непросто и небыстро, методом проб и ошибок, формировались принципы социального партнерства. Главная цель социального партнерства состоит в достижении социального согласия и мира. Можно назвать пять основных принципов партнерства в социальной сфере (рис. 2.1):

1) взаимное признание интересов сторон (партнера) как важных и правомерных;

2) паритетность на всех стадиях партнерских отношений, в том числе и при принятии решений;

3) социальную справедливость при регулировании интересов и действий, особенно в сфере труда и распределения доходов;

4) поиск и нахождение компромисса при решении спорных и конфликтных вопросов, преследующие главную цель партнерства   достижение социального согласия;

5) взаимную ответственность сторон за исполнение (и неисполнение) согласованных решений.

Рисунок 2.1 – Основные принципы социального партнерства

Источник – собственная разработка. Рисунок составлен на основе изучения учебной литературы.

Практическая реализация принципов социального партнерства  трудная задача. Она предполагает учет не только своих интересов, но в равной степени интересов партнеров. Это требует немалых усилий, терпения, умения идти на компромисс. Достижение согласованности интересов и действий приносит весьма ощутимые плоды  сглаживается поляризация общества, повышается экономическая активность участников созидательного процесса, растет устойчивость, как политическая, так и социальная, создаются условия для прогрессивного развития, а главным результатом социального партнерства является согласие и мир в обществе. Его достижение требует решения ряда сложных задач.

Первой из них является выделение и четкое определение субъектов партнерских отношений, а также тех институтов, которые могут правомерно их представлять. С исторической точки зрения, первая структура субъектов партнерства была представлена двумя сторонами: работник  работодатель. Такое двустороннее партнерство получило название «бипартизм». Затем структура субъектов-партнеров претерпевает существенные изменения, так как в переговорном процессе начинает участвовать и государство. Возникшее трехстороннее партнерство называется «трипартизмом» [, с.76].

Модель трехстороннего соглашения была закреплена в Конвенции Международной организации труда (МОТ). По этой Конвенции государство становится социальным партнером и подписывает общенациональное партнерское соглашение-договор наряду с союзами работников и работодателей.

Сегодня структура социального партнерства усложнилась еще больше  введено многоуровневое сотрудничество. Принцип трипартизма должен соблюдаться не только на общенациональном уровне, но и на отраслевом, а также на уровне предприятия. Это ведет к тому, что, при заключении договора на предприятии партнеры должны учитывать содержание отраслевого договора, а при принятии отраслевого договора следует учитывать позиции, закрепленные в общенациональном договоре о социальном партнерстве.

Вторая структурная часть партнерства   объекты партнерских отношений. Кроме субъектной структуры социальное партнерство в целом включает в себя и структуру объектов, по поводу которых достигается социальное партнерство. Поначалу объектом были только тарифы заработной платы. Затем объектами становились условия труда, занятость, безработица, социальная защита и т.д.

Третьим элементом системы социального партнерства следует считать стратегию и тактику его достижения. Это означает необходимость выработки основной стратегии, соответствующей общей социально-экономической цели, а также тактики ее достижения.

Четвертый структурный элемент системных партнерских отношений представляет их механизм (правовая база, гарантии работодателей, процедуры  взаимодействия субъектов трудовых отношений и органов государственного и местного управления, примирительные мероприятия и т.д.). Эта составляющая очень важна и специфична, требует постоянного особого внимания участников и точного соблюдения.

Пятым элементом современной системы социального партнерства является культура и этичность поведения партнеров. Под этим понимается взаимное уважение партнеров, их честность, доверие, высокая ответственность, без которых невозможна реализация партнерских отношений в обществе.

Элементы социального партнерства в отдельности не обеспечат выполнение его задач. Только все вместе, в системном единстве они способны достичь главной цели социального партнерства  социального согласия и мира в обществе [, с.67].

Общая структура системы социального партнерства показана на рис. 2.1.

Рисунок 2.1. Структура системы социального партнерства

Источник – собственная разработка. рисунок составлен на основе изучения учебной литературы.

Под механизмом социального партнерства, как элементом его системы в целом, понимается совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон. Как всякий механизм, он имеет ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции.

Главным элементом рассматриваемого механизма является переговорный процесс между партнерами. Этот стержневой элемент настолько важен, что остальные обслуживают его, обеспечивая эффект его функционирования.

Следующим элементом механизма социального партнерства служат процедуры выявления и согласования позиций партнеров (например, создание и работа специальных комиссий по изучению и нахождению «контактных» точек в интересах и позициях партнеров).

Еще одним важным элементом следует считать экспертную работу по анализу и оценке предлагаемых положений в общий договор партнеров.

Схематично механизм социального партнерства представлен на рис. 2.2.

Рисунок 2.2.  Механизм социального партнерства

Источник – собственная разработка. Рисунок составлен на основе изучения учебной литературы.

В социальном партнерстве большая роль принадлежит созданию законов и других нормативных документов, которые призванных фиксировать юридические рамки партнерства. Это  важный элемент механизма партнерства. В механизме социального партнерства должен быть контрольный элемент, главной функцией которого является отслеживание выполнения согласованного и принятого договора партнеров, выявление его нарушений и нарушителей. В этом механизме для обеспечения его эффективности должен быть элемент с функцией арбитража.

Глубинной особенностью социального партнерства является разрешение социальных противоречий. Такие противоречия между субъектами в экономике, не будучи разрешенными или смягченными, способны затормозить, прервать и даже остановить социально-экономическое развитие. Более того, вызвать социальное напряжение, социальный конфликт или противостояние в опасных формах.

Социальное партнерство должно определяться на основе этой сущностной особенности. При таком подходе социальное партнерство обеспечит разрешение и смягчение противоречий, сбалансированность действий партнеров на основе равноправного взаимного учета их интересов в переговорно-договорном процессе.

В разных странах Запада процесс формирования двустороннего партнерства, а затем и трипартизма, протекал со своими особенностями. Но в целом эти процессы имеют ряд общих черт. В зависимости от уровня переговорных процессов можно выделить три основные модели социального партнерства.

Первая модель сформировалась в Швеции, Финляндии, Норвегии, Бельгии. Она характеризуется активным вмешательством государства в трудовые отношения и их регулирование. В этой модели трехуровневое партнерство: уровень общенациональный, отраслевой и уровень предприятия.

В Бельгии на высоком общенациональном уровне существует Национальный совет по труду. В него входит равное число участников от каждого из партнеров. Государство берет на себя еще и законодательную функцию. На втором, отраслевом уровне создаются паритетные комиссии. На уровне предприятия вопросы решаются на двусторонней основе: предприниматели  профсоюзы.

Особенно активно трехстороннее сотрудничество стало складываться на Западе в период мирового кризиса 1929 1933 гг. и сразу после него. Во многом именно благодаря этому странам, вставшим на путь социальной ориентации, удалось достичь общественного согласия [, с.78].

Вторая модель социального партнерства отличается одноуровневостью. Она ограничивается заключением коллективных договоров в основном на уровне предприятий. Эта модель характерна для Канады и США, Японии, ряда стран Латинской Америки. Объединения предпринимателей и профсоюзов через своих депутатов стараются оказать влияние на законодательство, а через него  на отношения между социальными партнерами.

Третья модель типична для Центральной Европы (Германия, Австрия и др.). Она может рассматриваться как промежуточная между первой и второй моделями. В третьей модели главный акцент в социальном партнерстве ставится на отраслевом уровне. На уровне же всей страны совместные соглашения трех сторон не принимаются, дело ограничивается консультациями, и то не вполне обязательными. Главный переговорный процесс по этой модели идет в отраслях. Коллективные договоры на предприятиях не заключаются. Предприятия ориентируются на параметры отраслевого соглашения и руководствуются ими.

Одной из форм реализации такой модели является так называемое «образцовое» соглашение, которое создается и заключается в промышленной отрасли и служит затем своего рода ориентиром для других. Например, доминирующее положение в германской отрасли промышленности компании «JG Metall» привело к тому, что ее партнерское соглашение служит пилотным для остальной германской экономики.

Широко применяется эта модель в Голландии и Швейцарии. В Голландии более 200 отраслевых соглашений распространяются на большинство компаний и их работников. В Швейцарии принимают около 500 региональных и отраслевых соглашений, которые охватывают почти 1,5 млн. работников [, с.96].

Особо следует отметить развитие социального партнерства на уровне Европейского союза (ЕС). ЕС использует при этом первую, т.е. трехстороннюю модель. В трехсторонних переговорах на уровне созданного Экономического и Социального совета ЕС участвуют также представители объединений работодателей (ассоциация UNICE) и представители объединения профсоюзов ЕС. В 1992 г. в Маастрихте социальными партнерами стран ЕС был подписан протокол, признававший работодателей и работников партнерами, с которыми Союз должен согласовывать свои меры.

Модель трипартизма была поддержана на встрече глав государств по социальному развитию, прошедшей под эгидой ООН в 1995 г. в Копенгагене. Там отмечалось, что социальный прогресс недостижим, если надеяться только на механизм рынка. Главными задачами были названы обеспечение занятости и борьба с бедностью. Средством станут вложения в развитие человеческих ресурсов.

Требование защищать интересы трудящихся перед работодателями как обязанность государства зафиксирована в целом ряде международных документов. Так, в Социальной хартии, принятой в 1961 г. Советом Европы, подписавшие ее государства приняли на себя обязательства поддерживать права граждан на труд, на справедливое вознаграждение, на достойные условия труда и отдых, на объединение и заключение коллективных договоров.

В 1998 г. по инициативе Дании состоялась международная конференция по проблемам социального партнерства, в которой участвовали более 25 стран Европы, Америки и Азии. Обсуждалось обеспечение социального благосостояния в третьем тысячелетии. Большое внимание уделялось новым инициативам по снижению уровня безработицы, повышению занятости людей с ограниченной дееспособностью, подготовке и переподготовке кадров, а также повышению социальной ответственности предприятий и компаний. Предварительно проведен специальный анализ, включавший социологический опрос, который показал рост числа тех, кто признает, что забота о работниках должна лежать в первую очередь на самом предприятии, ибо эти меры влекут за собой рост производительности труда, творческую отдачу, укрепление репутации фирмы и ее прибыльность.

Первым критерием классификации социального партнерства является уровень переговорных процессов, вторым критерием классификации социального партнерства в разных странах рассматривается уровень участия работников в представительстве. При этом выделяются три основные модели.

Модель профсоюзного представительства характерна тем, что профсоюзы по закону являются представителями работников, а часто и той части работников, которые не являются членами профсоюзов. Эта модель представлена в США, Канаде, Японии, Великобритании, Ирландии и других странах. В зависимости от особенностей профсоюзов и их поведения различают ситуации [, с.86]:

а) профсоюзы ориентированы на сотрудничество с властью;

б) профсоюзы нацелены на конфликтность с государственной властью.

Модель чистого представительства работников отличается тем, что трудовой коллектив выбирает своих собственных представителей, которые и ведут переговорный процесс с работодателем. В основном такой комитет имеет консультативно-информационные полномочия. Степень учета мнений комитета работодателем должна быть специально оговорена в коллективном соглашении. Такую модель используют в Испании, Греции, Португалии и других странах.

Модель смешанного представительства выделяется тем, что в комитеты, избираемые трудовым коллективом, включаются представители работодателя. Здесь полномочия комитета более широкие, так как комитет может участвовать в принятии решений на основе консенсуса. Круг вопросов, по которым могут приниматься решения, должен оговариваться законодательством либо соглашением. Глава предприятия обязан ежегодно представлять комитету доклад о хозяйственном обороте, заработной плате, штатах и их изменениях, об условиях труда. Если же работодатель примет решение по этим вопросам без консультации с комитетом, то оно может быть аннулировано в судебном порядке. Такая модель характерна также для Бельгии, Дании, Ирландии и других стран [, с.89].

Многообразный опыт развития социального партнерства в зарубежных странах Запада подтверждает его эффективность. Социальное партнерство все больше играет роль эффективного фактора социальной стабилизации и устойчивости. Это главное условие всех успехов начавшегося нового, ХХI века.


3. ТЕНДЕНЦИИ, РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Беларусь переживает сегодня процесс трансформации социально-экономических и социально-трудовых отношений, сформированных в условиях административно-командной системы. Наша страна делает попытку создать современную эффективную систему отношений и приблизиться к уровню жизни населения в экономически развитых государствах. При этом социальная политика должна не только смягчить негативные социальные процессы, но и помочь населению адаптироваться к новым условиям, способствовать сохранению социальной поддержки реформ, реализовать позитивные сдвиги в экономике.

В Республике Беларусь выстроена система коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. В его основе – Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов, выполнение которого регулярно рассматривается на заседаниях Национального совета по трудовым и социальным вопросам.

На основе Генерального соглашения заключаются отраслевые (тарифные) и региональные (территориальные) соглашения, оговаривающие темпы развития, экономические и социальные гарантии работникам отдельных отраслей и регионов. В эти соглашения, как правило, закладываются еще более высокие параметры. На уровне предприятий заключаются коллективные договоры между первичной профсоюзной организацией и нанимателем [].

Значение коллективных договоров с каждым годом возрастает, так как именно благодаря этой форме взаимодействия профсоюзов и нанимателей решаются вопросы защиты трудовых и социально-экономических прав работников.

Коллективно-договорным регулированием трудовых отношений охвачено 96,4% работников предприятий, учреждений, организаций. В отраслях экономики республики по состоянию на 1 января 2011 г. заключено 17408 коллективных договоров, действие которых распространяется на 19459 предприятий, учреждений, организаций. Гарантии и льготы через коллективные договоры распространяются на 3,8 млн. работников, пенсионеров, студентов и учащихся.

Помимо Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов по инициативе профсоюзов трудовые и социально-экономические отношения в республике регулируют 7 областных, 52 республиканских тарифных, 73 областных тарифных, 311 районных, городских тарифных и 100 местных соглашений.

Характерной особенностью принимаемых в последние годы коллективных договоров, соглашений является то, что в них больше стало вноситься дополнительных, по сравнению с действующим законодательством, положений в части материального стимулирования, защиты трудовых и социально-экономических прав работников. В отличие от предыдущих лет, когда тарифные соглашения и коллективные договоры заключались в большинстве своем на один–два года, наметилось увеличение сроков их действия.

В рамках социального партнерства по настоянию Федерации профсоюзов Беларуси в Генеральное соглашение между правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов, в тарифные и местные соглашения, а также в коллективные договоры годы включен ряд дополнительных положений, направленных на защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов трудящихся.

Беларусь сравнительно быстро восстановила рост ВВП после экономического кризиса начала 90-х годов: в 1995 году ВВП составлял 121403 тыс. руб., в 2001 году – 17173 тыс. руб. (после деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз)). В 2009 – 136790 тыс. руб. В январе-октябре 2010 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 130,9 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-октябрем 2009 г. в сопоставимых ценах на 6,8%. Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 27,8%, сельского хозяйства – 8,3%, строительства – 10,8%, транспорта и связи – 9,3%, торговли и общественного питания – 11% [].

Сегодня наиболее важными социальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения (в 2009 году безработица составляла 0,9%, в настоящий момент уровень безработицы составляет 0,8% (программными документами предусмотрено 1,2-1,4%)), охрана и безопасность труда, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей, государственное регулирование социальной сферы [].

Проведение макроэкономических реформ предполагает перестройку социальной политики, обеспечивающую переход к рыночной модели, основанной на социально-экономической ответственности трудоспособных членов общества, выработке механизмов адресной социальной защиты, смягчающих негативное воздействие рыночных реформ. Эта модель предполагает:

1) обеспечение доступности и бесплатности для всех граждан основных базовых минимальных социальных услуг в образовании и здравоохранении;

2) перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых, малообеспеченных групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям;

3) предоставление трудоспособным гражданам возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечивать свое благосостояние;

4)сокращение бедности и социального неравенства;

5) развитие человеческого потенциала.

Переход к новой модели социальной политики предполагает изменения в занятости, в политике оплаты труда, сфере социального страхования, социальной помощи населения. На формирование рыночной модели социальной политики значительное влияние оказывает ситуация на рынке труда и в сфере занятости.

Важнейшим компонентом рынка труда является заработная плата. В настоящее время в Республике Беларусь политика оплаты труда основывается на принципах государственного регулирования, установления государственных гарантий и самостоятельности предприятий. Сегодня прежняя система государственного управления заработной платой разрушена, а рыночная так и не создана. Реальная практика свидетельствует о росте заработной платы при снижении объемных показателей, о складывающихся необоснованных, межотраслевых различиях в заработной плате и об уравнительности в оплате труда различных групп работников в бюджетной сфере. []

В разрезе социальной политики заработная плата должна выполнять двойную функцию: стимулировать опору на собственные силы через высокую производительность труда и способствовать сокращению бедности. Ни одну из этих функций заработная плата в республике не выполняет. Действующая модель заработной платы не обеспечивает мотивацию высокопроизводительного труда и трудовую активность работников, не стимулирует предприятия к совершенствованию структуры рабочих мест и не создает условий для сокращения дифференциации доходов и уменьшению бедности.

Перестала выполнять роль социальной гарантии для работников и минимальная заработная плата (МЗП). Месячная минимальная заработная плата установлена в размере 460000 руб., часовая – 2710 руб. Хотя это и выше, чем в России, но данная МЗП не может в полной мере выступать в качестве нижней границы цены рабочей силы. Ухудшается ее соотношение со средней заработной платой и минимальным потребительским бюджетом. Минимальная заработная плата в республике ранее играла несвойственную ей роль технического норматива при определении различного рода выплат: штрафов, пошлин, сборов, стипендий, социальных пенсий и т.д. Это не позволяло существенно увеличить размер МЗП и только Декрет № 3 от 15 февраля 2002 года «О некоторых вопросах минимальной заработной платы» позволил разорвать эту порочную связь [].

В качестве основных задач, которые должны быть решены в результате совершенствования механизма оплаты труда, следует выделить:

- восстановление воспроизводственной функции заработной платы посредством приближения тарифной ставки первого разряда к величине бюджета прожиточного минимума и далее минимальному потребительскому бюджету;

- усиление зависимости роста заработной платы от результатов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятий и организаций, личного вклада каждого работника в эти результаты, восстановление мотивационной, стимулирующей функции заработной платы.

Система социальной защиты в республике представлена тремя видами социальных программ: социального страхования, социального обслуживания и социальной помощи. Особенно много проблем накопилось в программах социального страхования, включая пенсионное обеспечение и социальной помощи.

Система пенсионного обеспечения в Республике Беларусь построена по принципу текущего финансирования, когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений от фонда заработной платы работающих.

Население Беларуси в соответствии с классификацией ООН считается старым. Доля лиц старше 65 лет достигла 12,4%. Четвертая часть населения (26%)   лица пенсионного возраста (Приложение А).

Большинство пенсионеров республики являются получателями трудовых пенсий. Источником финансирования этих пенсий с 1991 года являются страховые взносы нанимателей (в основном   35 % фонда оплаты труда) и работников (1 % индивидуальной заработной платы). До 80 % общей суммы этих отчислений направляется на финансирование выплаты трудовых пенсий, а остальные средства  на выплату пособий по временной нетрудоспособности, в связи с рождением ребенка, при наступлении других страховых случаев, предусмотренных законодательством, и на финансирование оздоровления населения.

Пенсионное обеспечение военнослужащих, служащих органов внутренних дел, государственных служащих, лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лиц, получающих социальные пенсии, производится  за счет средств государственного бюджета.

Пенсионная система сегодня не в состоянии в полной мере обеспечить взятые на себя обязательства перед получателями пенсий. Если в 2001 году пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) достигли 83,8 тысячи человек, то в 2005 году численность таких лиц увеличилась до 105,3 тысячи, а в 2010 увеличилось до 136,2 тысячи. Это привело к тому, что страховые средства будут распределяться между большим числом получателей, что может привести к снижению уровня пенсий. Поэтому нужно искать резервы внутри самой пенсионной системы. Достижению этой цели должна способствовать Программа реформирования пенсионного законодательства Республики Беларусь о построении многоуровневой пенсионной системы, которая будет сочетать государственные и негосударственные формы пенсионного обеспечения граждан.

Много проблем накопилось и в программах социальной помощи. Среди них: высокий уровень расходов на развитие программы социальной помощи; неэффективная адресность в помощи малообеспеченным семьям; отсутствие показателя бедности для назначения пособий и механизма учета расходов получателей социальной помощи, построенного на проверке состояния семьи и одиноких граждан, оценки их нуждаемости; раздробленность программ, схем управления ими и финансирования.

Переход к рыночной модели социальной политики предполагает соответствующие изменения в предоставлении социальной помощи. К числу таких изменений следует отнести:

- поэтапный переход от традиционно сложившегося уравнительного принципа предоставления социальной помощи к адресному ее назначению на основе единых критериев, основанных на принципах нуждаемости;

- определение критерия оценки нуждаемости, основанного на исчислении совокупного дохода семьи, одиноко проживающих граждан и проведении обследования их материально-бытовых условий жизни, что позволяет обеспечить адресный охват малообеспеченного населения;

- постепенное введение унифицированных критериев во все программы социальной помощи;

- отмена неадресных пособий, льгот и субсидий;

- консолидация действующих программ в рамках единой программы адресной социальной помощи.

Стратегия государства по улучшению качества жизни требует принятия мер по укреплению здоровья населения, расширению возможностей получения образования, улучшению условий труда и проживания, расширению возможностей отдыха и др. В качестве основных механизмов реализации социальной политики предполагаются: рост денежных доходов населения и повышение их реального содержания; сокращение отставания минимальных доходов от прожиточного минимума; сокращение имущественного расслоения населения, ликвидация массовой бедности. В Беларуси в 2010 году доля расходов на образование увеличена до 10% ВВП с 6,9% ВВП в 2006 году. Завершена подготовка Кодекса об образовании. Наряду с этим Минобразования Беларуси разрабатывает программу «Кадры», в соответствии с которой будет отслеживаться прибытие выпускников к месту работы в соответствии с обязательным распределением [].

На основании главы можно сделать следующие выводы: расходы Беларуси на образование и здравоохранение самые высокие в СНГ и превышают средний уровень аналогичных расходов государств – членов Организации экономического сотрудничества и развития. Беларусь сравнительно быстро восстановила рост ВВП после экономического кризиса начала 90-х годов, значительно снизила уровень бедности и сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами. Переход к новой модели социальной политики предполагает изменения в занятости, в политике оплаты труда, сфере социального страхования, социальной помощи населения. На формирование новой рыночной модели социальной политики значительное влияние оказывает ситуация на рынке труда и, прежде всего, в сфере занятости. Система социальной защиты в республике представлена тремя видами социальных программ: социального страхования, социального обслуживания и социальной помощи.

Сегодня наиболее важными социальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения, охрана и безопасность труда, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей, государственное регулирование социальной сферы. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели   создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная политика занимает важное место в экономике, так как ее главными целями являются повышение общественного благосостояния, улучшение качества жизни народа и обеспечение социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. В основу социальной политики положен принцип социальной справедливости, что в самом общем плане означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов, то есть обеспечивается создание равных возможностей на начальном этапе, защита лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и происходит обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.

Структура социальной политики представлена следующими направлениями: политикой обеспечения занятости; политикой регулирования доходов населения; политикой защиты здоровья и экологической безопасности населения и политикой социальной защиты и социальных гарантий. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Основой для формирования системы социальной защиты, которая позволит предупреждать возможные факторы социально риска и обеспечит соблюдение важнейших социальных прав членов общества, является система минимальных социальных стандартов. Формирование и применение социальных стандартов осуществляется на основе общедоступности социальной защиты и услуг; целевого и адресного финансирования; широкой информативности граждан о социальных стандартах. Результативность социальной политики можно оценить при помощи следующих параметров: уровня и качества жизни, которые достаточно сложны в расчете. Поэтому в последнее время рекомендуется использовать такой показатель, как ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала. ИРЧП, определяемый как среднеарифметическая величина трех индексов: уровня образования; реального ВВП на душу населения; ожидаемой продолжительности жизни.

Переход на рыночные отношения сопровождается трансформацией структуры денежных доходов населения: расширяется круг их источников, наряду с оплатой труда появились доходы от собственности, продажи недвижимости, предпринимательской деятельности. В современных условиях оплата труда пока еще остается основным источником доходов населения Республики Беларусь. Анализируя оценки социально-экономических показателей, видно, что происходит увеличение покупательной способности за счет увеличения реальных доходов населения. В последнее время в Республике Беларусь наблюдается постепенный рост благосостояния наших граждан.

В области социальной защиты населения реформирование идет по двум направлениям:

1) Для трудоспособного населения создаются условия для вовлечения всех в сферу труда и предпринимательства.

2) Для незащищенных слоев населения – оказание адресной социальной помощи в различных формах.

Таким образом, в настоящее время необходим выбор таких приоритетов социальной политики, которые способствуют оздоровлению социально-экономической обстановки и созданию условий для экономического роста. В сфере политики доходов – создание эффективной системы оплаты труда, позволяющей повысить уровень жизни населения и стимулировать высокопроизводительный труд; в сфере социальной защиты населения – защита населения от социальных рисков, социальная защита детей, семей, молодежи и других категорий.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Антюшина Н.В. Шведская модель экономической реформы / Н.В. Антюшина // Экономист. – 2008. – №1. – С. 85-94.
  2.  Василевич Г.А. Особенности формирования социального правового государства в переходный период // Веснiк БДУ. Серыя 3. Гiсторыя. Фiласофiя. Палiталогiя. Сацыялогiя. Эканомiка. Права.- 2010.- № 3.- С.93-98.
  3.  Василевич Г.А. Становление социального государства // Государственное управление: политика в действии.- Мн.: 2007.- С.91-105.
  4.  Макроэкономика: социально ориентированных подход: учебник для студентов экон. специальностей и учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: 2-е изд., перераб. и доп. / Э.А. Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн: ИВЦ Минфина, 2010. – 442 с.
  5.  Макроэкономика: учеб. пособие / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2009. – 380 с.
  6.  Морова, А.П. Безопасность Республики Беларусь в социальной сфере / А.П. Морова // Проблемы управления. – 2009. – № 1 – С. 25-29.
  7.  Морова, А.П. Социальная политика в сфере трудовых отношений – Мн.: ИСПИ, 2000. - 176 с.
  8.  Морова, А.П. Социальная составляющая качества экономического роста: теоретико-методологическая трактовка / А.П. Морова // Проблемы управления. – 2010. – № 1 – С. 18-23.
  9.  Новикова С.И. Социальное государство: идеи формирования и функции социального государства // Правовые аспекты экономического развития Республики Беларусь: Материалы II республиканской научно-практической конференции (15 июня 2007г.) – Мн.: Интегралполиграф, 2008.- С.162-165.
  10.  Официальный сайт Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/trud/norm3. Дата доступа: 10.02.2011 г.
  11.  Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь / Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/ indicators/ uroven.php. Дата доступа: 10.02.2011 г.
  12.  Официальный сайт Организации Объединённых Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ development/hdr/ 2010/hdr_2010_ complete.pdf Дата доступа: 10.02.2011 г.
  13.  Сафаревич Д.З. К вопросу о критериях правового социального и эффективного государства // Государственно-правовое строительство в Республике Беларусь в контексте европейских правовых процессов: материалы международной научной конференции, 20-21 марта 2004 г., Гродно : в 2 ч.- Гродно : ГрГУ, 2004.- Ч.1.- С.40-43.
  14.  Сивец С.М. Формирование социального государства и проблемы реализации конституционного права на жизнь // Конституционные основы социального государства.- Мн.: 2000.- С.60-62.
  15.  Соколова, Г. Состояние и использование человеческого капитала в Республике Беларусь / Г. Соколова // Общество и экономика. – 2010. – № 5. – С. 85-105.
  16.  Солоневич И.А. Модели социального государства // Государственно-правовое строительство в Республике Беларусь в контексте европейских правовых процессов : материалы международной научно-практической конференции, 20-21 марта 2004 г., Гродно : в 2 ч. - Гродно: ГрГУ, 2004.- Ч.1.- С.77-79.
  17.  Солоневич И.А. Направления развития социального государства в Республике Беларусь // Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь.- 2005.- № 4.- С.75-81.
  18.  Щёткина, М.А. Итоги работы системы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в 2009 году и задачи на 2010 год / М.А. Щёткина // Охрана труда и социальная защита. – 2010. – № 3 – С. 4-8.


ПРИЛОЖЕНИЯ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42681. Исследование процесса испытания конструкционных материалов при случайном режиме нагружения 40 KB
  Ознакомиться c гипотезами накопления повреждений; Стандартизированными спектрами нагружения используемых при изучении усталостных характеристик летательных аппаратов. ВОПРОСЫ В чем заключается смысл концепции линейного накопления повреждений при усталости Основные недостатки линейной гипотезы накопления повреждений В чем заключается смысл модифицированных гипотез...
42682. Автоматические системы контроля технического состояния самолета. Деформационный рельеф плакированных сплавов как показатель истории нагруженности 1.63 MB
  Ознакомиться с проблемами концентрации напряжения и коэффициентами которые определяют ее; принципами построения автоматизированной системой контроля технического состояния самолета; деформационным рельефом который является показателем поврежденности конструкции самолета. На распечатанном рисунке самолета А380 формат А2 нанести примеры применения систем контроля целостности конструкции. ВОПРОСЫ В чем...
42683. Основные приемы работы в СУБД Microsoft Access 292 KB
  Основные приемы работы в СУБД Microsoft ccess Приложение ccess является программой входящий в пакет Microsoft Office и предназначено для работы с базами данных. База данных. В общем смысле термин база данных можно применить к любой совокупности связанной информации объединенной вместе по определенному признаку организованных по определенным правилам предусматривающим общие принципы описании хранения и манипулирования данными которые относятся к определенной предметной области. Система управления базами данных СУБД – прикладное...
42684. Аппаратное обеспечение персональних ЭВМ 43.5 KB
  Харьков 2010 Лабораторная работа №1 Аппаратное обеспечение персональних ЭВМ Цель работы: Ознакомление с составом и структурой ПЭВМ. Порядок выполнения работы: Визуально ознакомится с составом ПЭВМ. Определить составные части ПЭВМ и...
42685. Операционная система Windows XP/2000, основные элементы 78 KB
  С помощью проводника WinE создали на диске С: каталог Группа АП10Б. В каталоге группы на двух членов бригады создали файл с помощью редактора Notepd. В файле записали: Стерлик Дмитро Кунченко Алексей Созданный файл открыли с помощью редактора WordPd и отредактировали его. С помощью графического редактора Pint нарисовали картинку размножили ее по экрану и сохранили в каталоге Группа АП10Б.
42686. Работа в операционной системе Windows XP2000 79 KB
  С помощью проводника WinE создали на диске С: каталог Группа АП10Б. В каталоге группы на двух членов бригады создали файл с помощью редактора Notepd. В файле записали: Стерлик Дмитро Александрович Алексей Кунченко Михайлович Созданный файл открыли с помощью редактора WordPd и отредактировали его. С помощью графического редактора Pint нарисовали картинку размножили ее по экрану и сохранили в каталоге Группа АП10Б.
42687. ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОПОЛУПЕРИОДНОГО И ДВУХПОЛУПЕРИОДНОГО ВЫПРЯМИТЕЛЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМЫ СХЕМОТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ «ELECTRONICS WORKBENCH» 159 KB
  Краткие теоретические сведения Среднее значение выходного напряжения постоянная составляющая в схеме однополупериодного выпрямителя рисунок 2. Среднее значение выходного напряжения постоянная составляющая мостового выпрямителя рис.3 Частота выходного сигнала для схемы с однополупериодным или двухполупериодным выпрямителем а так же для схемы с двухполупериодным мостовым выпрямителем вычисляется как величина обратная периоду выходного сигнала: . Если на выход любого из выше рассмотренных выпрямителей включить конденсатор то...
42688. Meeting people for the first time. Talking about what you do. Opening a meeting 150.5 KB
  When a person has been introduced to you, Pleased to meet you /Nice to meet you are both semi-formal responses. They sound natural and are useful for most situations. Less formal responses include Good to meet you / Great to meet you. The most formal response is How do you do? This is used less in modern business. When introducing two people, it is helpful to say a little about what they do, e.g. This is Jane, she s organising training courses for our Singapore branch. The information should be brief but include enough detail to encourage conversation between the two people being introduced.
42689. Getting through to the right person. Taking / Leaving a message. Checking information. 74.5 KB
  Mаking telephone clls in nother lnguge cn mke some Ss nervous t this level becuse of the lck of visul clues tht usully help with context nd understnding. Hve ll documents nd informtion tht you need t close hnd s well s prepred list of ny useful phrses. When exchnging informtion check nd clrify tht you hve understood been understood correctly. If someone clls you nd you re unprepred sy tht you re busy t the moment nd will cll them bck.