88212

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ

Курсовая

Физкультура и спорт

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но уже начинает утрачивать детскую непосредственность, в поведении у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность.

Русский

2015-04-27

340.5 KB

37 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 31

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ГИБКОСТЬ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО………………...

  1.  Виды гибкости………………………………………………………….
    1.  Сенситивные периоды развития гибкости…………………………....
    2.  Факторы развития гибкости……………………………………………

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ…………………………

  1.  Средства развития гибкости……………………………………………
    1.  Методы развития гибкости……………………………………………
    2.  Возрастные особенности ( анатомо-физиологические, психологические особенности ) развития девочек 7-8 лет в школе……………………
    3.  Критерии оценивания качества гибкости……………………………

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..

[1] ВВЕДЕНИЕ

[2] ГИБКОСТЬ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

[3] Виды гибкости

[4] 1.2 Сенситивные периоды развития гибкости

[5] 1.3  Факторы развития гибкости

[6] МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ

[7]  Средства развития гибкости

[8] 2.2 Методы развития гибкости

[9] Возрастные особенности (анатомо-физиологические, психологические особенности) развития девочек 7-8 лет в школе.

[9.1] Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но уже начинает утрачивать детскую непосредственность, в поведении у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он не только приобретает новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни" - пишет психолог Н. Ю. Кулагина. Сорокоумова Е.А. «Возрастная психология».

[9.2] Д. В. Савицкая в своей статье пишет: "К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства "Я должен" над мотивом "Я хочу". К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе".

[9.3] В данном возрасте (6 - 8 лет и далее) основательно меняются все органы и ткани организма. Меняется и поведение. У ребенка развивается воля, деятельность обретает направленность и смысл, появляется привычка придерживаться правил и норм поведения. Развиваются чувства, эстетические переживания, интересы. "Ребенок 7-ми лет больше направлен в себя", "как бы отвернувшись" от окружающего мира. В каком-то смысле он спокойнее, замкнут, любит одиночество. Он хочет иметь свою комнату, свой "угол" в который может удалиться или складывать свои игрушки.

[9.4] Дети в данном возрасте становятся постоянными зрителями какой-либо передачи. Они как бы творят себя наблюдая, думая, передумывая. Но их руки постоянно заняты, они все хотят попробовать, потрогать. 
Дети рисуют. Любят не только сам процесс, но и результат работы. Начинают играть в игры по правилам. Много требуют от себя, поэтому им надо помочь остановиться. Иногда, что-либо начав, могут пожертвовать этому делу много времени и энергии и вдруг устав, остановиться. Для них бывают хорошие и плохие дни. В отношениях в семье могут впадать в крайности, обожествлять то отца, то мать. Дети 8 - ми лет "встречают мир". Им все легко. Их надо охранять от попыток сделать слишком много и от высокой самокритики. Они стремятся к общению, им не только интересно, что люди делают, но и что они думают. В общении с матерью они требуют, чтобы отношения были глубокими, основаны на взаимопонимании. Они хотят, чтобы мамы думали также, как и они. Отцу они уделяют меньше внимания. Отношения с братьями и сестрами плохие. У восьмилеток изменчивое настроение: то очень хорошее, то очень плохое". 
"Семи-восьми-летние дети мыслят используя логические операции конкретного операционного мышления. Лучше понимают связь между временем, пространством и расстоянием. Уменьшается эгоцентричность ребенка, он начинает все лучше понимать точку зрения других людей. У ребенка появляется чувство юмора (по теории Пиаже). После 1 - 2 лет обучения в школе, у ребенка улучшается память, речь, логика - все это результат обучения" Жукаускене Р. «Особенности работы учителя с детьми 1-2 классов».

[9.5] Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей. Бальсевич В.К. Как понять школьника? « Физическая культура и спорт».

[9.6] Мышечная система ребенка развивается довольно интенсивно, но неравномерно: отстают в развитии мелкие мышцы. У школьника 7--8 лет мышцы составляют 27% массы тела, а в 15 -- 33%. Сила мышц рук увеличивается приблизительно на 2 кг ежегодно. Сила кисти у девочек в 7--8 лет меньше, чем у мальчиков, примерно на 5 кг. Развитию мышц способствуют движения: гимнастические упражнения, игры, прогулки на свежем воздухе. Ведь желание бегать, лазить, прыгать, просто двигаться -- миологическая потребность ребенка.

[9.7] Сердечно-сосудистая система младших школьников находится в стадии развития и совершенствования, однако она хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Самусев Р.П. Атлас анатомии человека.

[9.8] Сердечная мышца ребенка 7--8 лет еще сравнительно слаба. В этом возрасте масса сердца и масса тела находятся примерно в таком же соотношении, как у взрослых. Однако снабжение кровью всех тканей тела происходит вдвое быстрее благодаря большей частоте сердечных сокращений и более быстрому кровообращению. Этим самым обеспечивается более интенсивный обмен веществ. Солодков А.С. «Физиология человека».

[9.9] Различные зоны коры головного мозга созревают не одновременно. Быстрее всего формируются функциональные системы, включающие вертикальные связи между корой и периферическими органами, недостаточность межсистемных взаимосвязей.

[9.10] Требуется значительная длительность сна, 7-10 лет - 10 часов, а у взрослых - 7-8 часов.

[9.11] Недостаточно развито ощущение усталости. При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорковые процессы внимания, что отражается как непроизвольный характер их внимания.

[9.12] Высшая нервная деятельность детей младшего школьного возраста характеризуется медленной выработкой отдельных условных рефлексов и формирования динамических стереотипов, а также особенной трудностью их переделки. Большое значение для формирования двигательных навыков имеет использование подражательных рефлексов, эмоциональность занятий, игровая деятельность. У 5-6 летних детей увеличивается сила и подвижность нервных процессов. Они способны осознанно строить программы движений и контролировать их выполнение, легче перестраивают программы. Акрушенко А.В. «Психология развития и возрастная психология».

[9.13] В младшем школьном возрасте уже возникают преобладающие влияния коры на подкорковые процессы. Зрительная сенсорная система особенно быстро развивается. Острота зрения повышается постепенно: к 7-8 годам она достигает нормальной величины взрослого человека - 1,0. Поле зрения резко увеличивается с 6 лет, достигая к 8 годам величин взрослого человека.

[9.14] Слуховая сенсорная система ребенка имеет важнейшее значение для развития речи. Острота слуха у детей 7-13 лет намного ниже, чем в 14- 19 лет, когда достигается наиболее высокая чувствительность. Слуховая сенсорная система, анализируя продолжительность звуковых сигналов, темпа и ритма движений, участвует в развитии чувства времени, а благодаря наличию двух ушей (бинауральный слух) включается в формирование пространственных представлений ребенка.

[9.15] Двигательная сенсорная система созревает у человека одной из первых. Подкорковые отделы двигательной сенсорной системы созревают раньше, чем корковые: к возрасту 6-7 лет объем подкорковых образований увеличивается до 98% от конечной величины у взрослых, а корковых образований - лишь до 70-80%. Солодков А.С. «Физиология человека».

[9.16] На протяжении первого года жизни, и в возрасте 7 лет происходит заметный прирост длинны тела, в 7-12 лет - двуглавая мышца голени. Интенсивный рост стоп у девочек наблюдается после 7 лет. От 5-7 лет до 10-11 лет быстро увеличивается длина конечностей, превышая скорость роста тела. Прирост массы тела отстает от скорости увеличения длины тела.

[9.17] В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ и воды, но мало минеральных веществ. Гибкие кости могут легко изгибаться при неправильных позах и неравномерных нагрузках. Легкая растяжимость мышечно-связочного аппарата обеспечивает ребенку хорошо выраженную гибкость, но не может создать прочного «мышечного корсета» для сохранения нормального расположения костей. В результате возможны деформации скелета, развитие асимметричности тела и конечностей, возникновение плоскостопия. Требуется особое внимание к организации нормальной позы детей и использованию физических нагрузок.

[9.18] В возрасте 6-7 лет увеличиваются размеры и дифференциация элементов мышечных, суставных и сухожильных рецепторов, достигая достаточного совершенства.

[9.19] Мышечная масса детей невелика в 7-8 лет - 27% от веса тела. Тонус мышц-сгибателей превышает тонус разгибателей. Мышцы конечностей (особенно мелкие мышцы кисти) относительно слабее, чем мышцы туловища. Сила мышц мальчиков в младшем школьном возрасте равна силе мышц девочек. Самусев Р.П. «Атлас анатомии человека».

[9.20] По мере взросления детей в их крови повышается количество эритроцитов и гемоглобина, а количество лейкоцитов снижается. Сердце отличается малыми размерами. Минутный объем крови примерно в 2 раза меньше, чем у взрослых, низкий уровень артериального давления. Преобладание симпатических влияний на сердце обусловливает высокую частоту сердечных сокращений. Время кругооборота крови очень невелико.

[9.21] Частота дыхания у детей повышена. Она постепенно снижается с возрастом. В силу высокой возбудимости детей частота дыхания чрезвычайно легко нарастает при умственных и физических нагрузках, эмоциональных вспышках, повышении температуры и других воздействиях. Дыхание часто оказывается неритмичным, появляются задержки дыхания, недостаточность произвольной регуляции дыхания. В возрасте 7-11 лет отношение жизненной емкости легких к массе тела (жизненный показатель) составляет 70 мл/кг (у взрослого 80 мл/кг). Минутный объем дыхания постепенно растет. В 7 лет - 3,8 л/мин. Продолжительность задержки дыхания у детей невелика, так как у них очень высокая скорость обмена веществ, большая потребность в кислороде и низкая адаптация к анаэробным условиям.

[9.22] С ослаблением тормозных влияний эпифиза после 7-летнего возраста нарастает активность гипоталамуса и формируется тесная взаимосвязь его функций с гипофизом, т.е. оформляется гипоталамо-гипофизарная система, передающая влияния Центральной нервной системы (ЦНС) через различные железы внутренней секреции на все органы и системы организма.

[9.23] Нарушение гормональной функции поджелудочной железы встречается уже в детском возрасте, чаще всего в возрасте 6-12 лет, приводя к заболеванию сахарным диабетом. Этому способствуют нарушения режима и питания детей - недостаточность двигательной активности, переедание, ожирение.

[9.24] В целом, в период младшего школьного возраста (7-11 лет) организм ребенка отличается гармоничным развитием и стабильным гормональным статусом.

[9.25] В возрасте 7-9 лет деятельность зрительно-двигательной системы начинает полностью контролироваться хорошо выраженными проприоцептивными обратными связями, которые приобретают значение ведущего механизма управления движениями. Механизм кольцевого рефлекторного регулирования достигает своего совершенства.

[9.26] В 7-8 лет при беге хорошо выражена безопорная фаза, что заметно повышает скорость бега. Средняя скорость бега составляет 4,83 м/с.

[9.27] Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, обладает достаточным глазомером. Однако в 7-8 лет еще недостаточно развиты процессы экстраполяции, планирования действий в предстоящие моменты. Это происходит из-за более медленного созревания передних третичных полей - ассоциативных лобных зон коры. Самусев Р.П. «Атлас анатомии человека».

[9.28] Физические качества у детей формируются гетерохронно, в разные возрастные периоды. Время простой двигательной реакции на свет в возрасте 5-7 лет составляет 0,3-0,4 с, что вдвое превышает величины взрослых.

[9.29] Около 20-25% семилетних здоровых детей характеризуются низкой подвижностью нервных процессов. Это так называемые «медлительные» дети. Они имеют внешнее развитие. Соответствующее возрастным нормам, но их реакции замедленны, а работоспособность ниже почти в 2-3 раза по сравнению с «быстрыми» детьми.

[9.30] Вес мышечной массы в 7-8 лет - 27% массы тела (у нетренированных взрослых - 44%, у спортсменов 50% и более).

[9.31] Общая выносливость (длительность бега со скоростью 70% от максимальной) начинает увеличиваться в младшем школьном возрасте. В возрасте от 7 до 11 лет заметно увеличивается выносливость к аэробной работе (составляющей 50% от максимальной мощности), но не растет выносливость к анаэробной работе (100% максимальной мощности).

[9.32] Развитию ломкости у детей способствуют созревание высших отделов мозга, совершенствование центральной регуляции моторных функций, улучшение функций скелетных мышц.

[9.33] Наибольшие сдвиги координационных способностей обнаруживаются после семи лет. Показатели координации и точности движений у семи-восьми-летних детей в 1,5-2 раза хуже, чем у 14-15-летних.

[9.34] Гибкость - одно из наиболее ранних по развитию качеств. Начиная с 5-летнего возраста, она быстро совершенствуется на всем протяжении младшего школьного возраста благодаря хорошей растяжимости мышечных волокон и связочного аппарата у детей. Во всех возрастных периодах гибкость лучше выражена в женском организме по сравнению с мужским. Солодков А.С. «Физиология человека».

[10] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Непрерывный рост результатов в спорте требует поиска новых форм, средств, методов работы с юными спортсменами. Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса – это сложнейший процесс, успех которого определяется целым рядом факторов. Одним из таких факторов является развитие гибкости и выявления более эффективных способов, средств, методов, при помощи которых можно за минимальный промежуток времени достичь наивысшего результата.

Актуальность темы определена тем, что в настоящее время характерными чертами современного спорта является значительное его омоложение и неуклонный рост спортивного достижения.

Объект исследования – процесс развитие гибкости .

Предмет исследования - методика развития гибкости.

Цель – совершенствование развитие гибкости.

Задачи:

1. Анализ учебной, научной и методической литературы ( виды гибкости, сенситивные периоды развития гибкости, факторы развития гибкости).

2.  Выявить особенности методики развития гибкости.

При написании курсовой работы мною были использованы следующие методы научного исследования: изучение монографических публикаций и статей; аналитический метод.


  1.  ГИБКОСТЬ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО
    1.  Виды гибкости

Впервые определение гибкости предложил Н.Г.Озолин в 1949г.   

 Гибкость - способность человека выполнять движения с большой амплитудой.

В 1977г. Л.П.Матвеев предложил такое определение:

Гибкость  –  это  морфофункциональные  свойства  опорно-двигательного аппарата, которые обуславливают степень подвижности его звеньев относительно друг друга.

Термин «гибкость» целесообразно применять для суммарной подвижности нескольких сочленений или всего тела. Применительно же к отдельным суставам, правильнее говорить об их подвижности (например, подвижность в голеностопном суставе, плечевом и др.).

Различают два вида (формы проявления) гибкости – активная и пассивная[2].  

Активная  гибкость – это способность человека достигать больших  амплитуд  движений  за  счет  сокращения  мышечных  групп, проходящих через тот или иной сустав (например, амплитуда подъема ноги в равновесии «ласточка»).

Пассивная  гибкость  -  понимают  способность  выполнять движения с наибольшей амплитудой под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений.  

Информативным показателем состояния суставного и мышечного аппарата является разница между показателями активной и пассивной гибкости. Эта разница называется дефицитом активной гибкости. (Годик М.А., 1989)  

Различают также динамическую и статическую гибкость. Первая проявляется во время движений, а вторая – в позах.

Гибкость может быть общей и специальной.

Общая гибкость – это подвижность во всех суставах человеческого тела, позволяющая выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой.

Специальная гибкость – это значительная или предельная подвижность лишь в отдельных суставах, соответствующая требованиям конкретного вида деятельности.  

Рис. 1. Основные разновидности гибкости[12]

1.2 Сенситивные периоды развития гибкости

Возрастная сенситивность — это «присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств или процессов. «Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сенситивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.»[7]

Благоприятные воздействия на организм в сенситивные периоды оптимальным образом содействуют развертыванию наследственных возможностей организма, превращению врожденных задатков в определенные способности, а неблагоприятные задерживают их развитие, вызывают перенапряжение функциональных систем, в первую очередь, нервной системы, нарушение психического и физического развития.

Сенситивные периоды для развития различных физических качеств проявляются гетерохронно[10].

Сенситивные периоды: для пассивной гибкости – 9-10 лет, активной – 10-14 лет; мальчики – 9-10; 13-14; 15-16 лет, девочки – 14-15; 16-17 лет.

Обычно подвижность крупных звеньев тела постепенно увеличивается до 13-14 лет, в этом возрасте мышечно-связочный аппарат наиболее эластичен и растяжим, и именно в этом возрасте наблюдается стабилизация гибкости. Как правило к 16-17 годам стабилизация заканчивается, происходит остановка развития, а затем это качество имеет устойчивую тенденцию к снижению, поэтому даже если после 13-14 лет не выполнять упражнения на растягивание, гибкость начнет снижаться уже в юношеском возрасте, и, наоборот, практика показывает, что даже в возрасте 40-50 лет и старше гибкость суставов и позвоночника можно сохранить в хорошем состоянии -  это доказывают артисты балета, просто артисты, спортсмены, да и обычные люди, продолжающие регулярные тренировки[10].

1.3  Факторы развития гибкости

Проявление гибкости зависит от многих факторов: прежде всего от строения суставов, эластичности свойств связок, сухожилий  мышц, силы мышц, формы суставов, размеров костей, а также от нервной регуляции тонуса мышц. С ростом мышц и связок гибкость увеличивается. Отражают подвижность анатомические особенности связочного аппарата. Причем мышцы – это тормоз активных движений. Мышцы плюс связочный аппарат и суставная сумка, в которую заключены концы костей и связок – это тормоза пассивного движения, и, наконец, кости – это ограничитель движения. Чем толще связки и суставная сумка, тем больше ограничена подвижность сочленяющихся сегментов тела. Кроме того, размах движений лимитирован напряжением мышц-антогонистов, поэтому проявление гибкости зависит не только от эластичности мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от способности человека сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, т.е. от совершенства мышечной координации. Чем выше способность мышц-антогонистов к растяжению, тем меньшее сопротивление они оказывают при выполнении движений и тем «легче» выполняются эти движения. Недостаточная подвижность в суставах, связанная с несогласованной работой мышц, вызывает «крепощение» движений, что затрудняет процесс освоения двигательных навыков. К снижению гибкости может привести систематическое (или на отдельных тапах подготовки) применение силовых упражнений, если в тренировочный процесс не включаются упражнения на растягивание[5].

Проявление гибкости в той или иной степени зависит и от общего функционального состояния организма, и от времени суток, температуры мышц и окружающей среды, степени утомления. Обычно до 8-9 часов утра гибкость несколько снижена, однако тренировка в утренние часы весьма эффективна. В холодную погоду и при охлаждении тела гибкость снижается, при повышении температуры среды и тела – увеличивается. Утомление также ограничивает амплитуду активных движений и растяжимость мышечно-связочного аппарата.

Касаясь возрастного аспекта проявления гибкости, важно отметить, что гибкость зависит от возраста человека. Дети более гибки, чем взрослые[6].

Зависит гибкость также от психического состояния человека, разминки, массажа, уровня силовой подготовки, исходного положения тела и его частей, ритма движения, предварительного напряжения мышц.

Гибкость зависит также от пола человека; обычно у девочек и девушек это качество на 20-30 % более выражено, чем у мальчиков и юношей. Ну а самое главное – процесс развития гибкости индивидуализирован, и развивать и поддерживать гибкость необходимо постоянно!  

Рис. 2. Факторы, определяющие проявление гибкости (или подвижности в суставах) [12]:

Таким образом, гибкость - одно из основных двигательных качеств человека. Определяют гибкость, прежде всего эластические свойства мышц и связок, строение суставов, а так же центрально-нервная регуляция тонуса мышц. Регулярные занятия физическими упражнениями помогают не только сохранить гибкость, но в определенной мере даже развить ее в любом возрасте.


  1.  МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ
    1.   Средства развития гибкости

В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнения на растягивание. Основными ограничителями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) – задача упражнений на растягивание.

Для развития совершенствования гибкости наиболее эффективны упражнения на растягивание. Это растягивание может выполняться в виде баллистических движений (махи руками и ногами, наклоны и т.п.), выполняемых с различной амплитудой, скоростью и иногда с отягощениями.

Среди упражнений на растягивание различают: активные, пассивные и статические.

Активные упражнения включают в себя маховые, вращательные, пружинистые движения, наклоны, выпады и тому подобные движения в различных суставах. Активные упражнения могут выполняться без отягощений и с небольшими отягощениями (3-5 кг.). Применение небольших отягощений повышает эффективность упражнений на гибкость, вследствие увеличения амплитуды движений (за счёт использования инерционных сил). Упражнения на гибкость можно выполнять и с предметами (гимнастическими палками, обручами и т. п.).

Пассивные упражнения – связаны с преодолением сопротивления растягиваемых мышц и связок за счёт тяжести тела или отдельных его частей, а также с помощью вспомогательных средств (отягощений, партнёра, резинового амортизатора и т. п.). Величина отягощений не должна превышать 50% от уровня силовых возможностей растягиваемых мышц. Развитию пассивной гибкости способствуют различные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т. п.).

Статическое растягивание заключается в том, что ученик принимает определенную позу и удерживает ее в течение определенного времени. После этого следует расслабление, а затем повторение задания.

Для развития и совершенствования гибкости традиционно применялись и применяются сейчас динамические упражнения, при многократном выполнении которых постепенно возрастают углы сгибания (или разгибания). Эффективность этих упражнений бесспорно как для спортсменов разной квалификации, так и для людей, не занимающихся спортом. Следует отметить, однако, что при выполнении баллистических упражнений возникает рефлекс растягивания, в результате которого мышцы-антагонисты сокращаются и лимитируют увеличение амплитуды движений[13].

2.2 Методы развития гибкости

Для развития гибкости применяются следующие методы:

1) повторный

2) сопряженный

3) игровой

4) соревновательный.

При выполнении упр. на растягивание необходимы следующие требования:

а) разминка является основным методическим условием, перед выполнением движений на растягивание, готовит организм к предстоящей работе, «разогревает» мышцы, увеличивая их растяжимость;

б) при выполнении упражнений на растягивание нужно ставить перед учащимися конкретную цель: коснуться определенной точки или предмета;   

в) упр. выполнять сериями в определенной последовательности ;

г) между упражнениями на растягивание выполняются упражнения на расслабление;

д) выполняя упражнение, амплитуду увеличивать постепенно;

е) комплексное использование упражнений на растягивание и силовых упражнений приводит к гармоническому развитию гибкости[11].

Важное значение в развитии гибкости отводится разминке. Хорошая разминка и правильно проведенные упражнения на развитие гибкости позволяет:

  •  повысить эффективность обучения и совершенствования техники;
  •  предотвратить возможные травмы;
  •  стимулировать развитие других физических качеств: силы, быстроты, выносливости;
  •  выполнять упражнения с более высокой скоростью.

На скорость развития гибкости оказывает существенное влияние такие факторы, как: структура суставов, объем мышечной массы, эластичность связок, сухожилий, суставных сумок, мышц, кожи, а также внешние факторы: возраст, пол, телосложение и осанка, структура упражнений, усталость, психический настрой, температура.

Общие рекомендации для выполнения упражнений на гибкость.

  1.  Выбор упражнения вытекает из специализации и уровня подготовленности.
  2.  Упражнения следует выполнять ежедневно.
  3.  Вначале необходима хорошая разминка.
  4.  Между упражнениями следует выполнять упражнения на расслабление.
  5.  Одновременно следует выполнять силовые упражнения.
  6.  При динамических упражнениях серия содержит 10-20 повторений с 3-5 повторами каждого упражнения.
  7.  Упражнения должны неоднократно достигать предела движения, т.е. амплитуда их выполнения доводится до легких болевых ощущений.
  8.  Сначала проводятся пассивные упражнения, затем более активные.
  9.  Упражнения на растягивание должны проводится, когда мышца расслаблена. [4]

При развитии гибкости желателен невысокий темп движения. В этом случае мышцы подвергаются достаточно большому растягиванию, увеличивается длительность воздействия на соответствующие суставы. Медленный темп – также надежная гарантия от травм мышц и связок.

     При использование различных дополнительных отягощений, способствующих максимальному проявлению подвижности в суставах, нужно, чтобы величина отягощения не превышала 40-50% уровня силовых возможностей растягиваемых мышц. Величина отягощения в значительной мере зависит от характера упражнений: при выполнении медленных движений с принудительным растягиванием отягощения достаточно, велики, а при использовании маховых движений достаточно отягощения массой 1-3 кг.

Интервалы отдыха между упражнениями должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение в условиях восстановившейся работоспособности. Продолжительность пауз колеблется в широком диапазоне (обычно от 10-15 секунд до 2-3 минут) и зависит от характера упражнений, их продолжительности, объема мышц, вовлеченных в работу. Например, многократное выполнение наклонов туловища, развивающее подвижность в позвоночном столбе, потребует значительно большего отдыха по сравнению пятнадцатисекундным принудительным растягиванием голеностопного сустава. Однако нужно следить за тем, чтобы паузы между упражнениями не были излишне длительными, так как это приводит к уменьшению подвижности суставов и снижению эффективности тренировки. На практике оптимальную продолжительность пауз определяют по субъективным ощущениям человека, т.е. готов ли он к выполнению очередного упражнения.

При кратковременных паузах, как правило, планируется пассивный отдых, а длительные интервалы заполняются малоинтенсивной работой, обычно, упражнениями на расслабление, а также массажем или самомассажем мышц.

Обще-подготовительные упражнения на развитие гибкости представляют собой движения, основанные на сгибании, разгибании, наклонах и поворотах.  Эти упражнения направлены на повышение подвижности во всех суставах и выполняются без учёта специфики вида спорта. Вспомогательные упражнения подбирают с учётом роли подвижности в тех или иных суставах и характерных движений для данного вида спорта, требующих максимальной подвижности сгибания, разгибания, отведения, приведения, вращения. Специально подготовленные упражнения троят в соответствии с требованиями к основным двигательным действиям. Используют упражнения, разносторонне воздействующие на суставы и мышцы, ограничивающие гибкость.

Развитию активной гибкости способствуют упражнения, выполняемые без отягощения и с отягощениями. Это различного рода маховые и пружинистые движения, рывки и наклоны. Применение отягощения (гантели, набивные мячи, гриф, штанги, амортизаторы, различные силовые тренажеры) повышает эффективность упражнений, поскольку способствует увеличению амплитуды движений.

Упражнения на развитие гибкости широко включают в разминку перед тренировочными занятиями в утреннюю зарядку. Планируя работу по развитию гибкости необходимо помнить, что активная гибкость развивается в 1,5 – 2 раза медленнее пассивной. Разное время требуется и на развитие подвижности в различных суставах. Приведенная продолжительность работы – лишь приблизительный ориентир. Время может изменяться в зависимости от структуры сустава и мышечной ткани, возраста и, прежде всего, от системы построения тренировочного процесса.

Осуществляя развитие гибкости, надо максимально разнообразить тренировочную программу, как по характеру упражнений, так и по режиму их выполнения. Комплексы упражнений, развивающих активную гибкость, а также активно-статические силовые упражнения, требующие максимального проявления гибкости, применяются не более трех раз в неделю; упражнения, способствующие развитию пассивной гибкости, можно применять ежедневно.

Время, ежедневно затрачиваемое на развитие гибкости, может варьировать в пределах от 15-20 до 45-60 минут. По-разному может распределяться эта работа в течение дня.

Важной является последовательность выполнения упражнений. Обычно начинают с упражнений, вовлекающих в работу крупные мышечные группы, хотя в принципе не имеет значения, с какого сустава начинать. Нужно только следить за тем, чтобы лишь после выполнения упражнений, развивающих подвижность в одном суставе, переходить к упражнениям для другого сустава.

Активные статические упражнения обычно непродолжительны. Пассивные сгибательные и разгибательные движения могут выполняться длительное время.

При развитии гибкости целесообразны такие соотношения различных упражнений на растягивание: 40% активных, 40% пассивных и 20% статических. Но существует такая закономерность: чем меньше возраст, тем большую долю должны составлять активные упражнения и меньшую - статические.

Особенностями развития гибкости у девочек и девушек, помимо отмеченных выше различий, касающихся дозировки упражнений является ограничение упражнений, связанных с прогибом назад, которые могут вызвать загиб матки, и целесообразность некоторого увеличения объема работы по развитию гибкости в период менструации, когда создаются наилучшие условия для максимального проявления гибкости. [3].

Работу на развитие гибкости необходимо сочетать с развитием силовых способностей. В этом случае большой эффективностью обладают занятия с использованием упражнений с применением дополнительных отягощений, причем величина их не должна превышать 50% от уровня силовых возможностей растягиваемых мышц. Величина отягощения в значительной мере зависит от характера двигательного действия: при использовании маховых упражнений вполне достаточно отягощения 1-3 кг, а при выполнении упражнений с принудительным растягиванием должно быть больше.   

Для расслабления и снижения мышечного напряжения целесообразно использовать психорегулирующие методы[8].      

  1.  Возрастные особенности (анатомо-физиологические, психологические особенности) развития девочек 7-8 лет в школе.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но уже начинает утрачивать детскую непосредственность, в поведении у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он не только приобретает новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни" - пишет психолог Н. Ю. Кулагина. Сорокоумова Е.А. «Возрастная психология».

Д. В. Савицкая в своей статье пишет: "К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства "Я должен" над мотивом "Я хочу". К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе".

В данном возрасте (6 - 8 лет и далее) основательно меняются все органы и ткани организма. Меняется и поведение. У ребенка развивается воля, деятельность обретает направленность и смысл, появляется привычка придерживаться правил и норм поведения. Развиваются чувства, эстетические переживания, интересы. "Ребенок 7-ми лет больше направлен в себя", "как бы отвернувшись" от окружающего мира. В каком-то смысле он спокойнее, замкнут, любит одиночество. Он хочет иметь свою комнату, свой "угол" в который может удалиться или складывать свои игрушки.

Дети в данном возрасте становятся постоянными зрителями какой-либо передачи. Они как бы творят себя наблюдая, думая, передумывая. Но их руки постоянно заняты, они все хотят попробовать, потрогать. 
Дети рисуют. Любят не только сам процесс, но и результат работы. Начинают играть в игры по правилам. Много требуют от себя, поэтому им надо помочь остановиться. Иногда, что-либо начав, могут пожертвовать этому делу много времени и энергии и вдруг устав, остановиться. Для них бывают хорошие и плохие дни. В отношениях в семье могут впадать в крайности, обожествлять то отца, то мать. Дети 8 - ми лет "встречают мир". Им все легко. Их надо охранять от попыток сделать слишком много и от высокой самокритики. Они стремятся к общению, им не только интересно, что люди делают, но и что они думают. В общении с матерью они требуют, чтобы отношения были глубокими, основаны на взаимопонимании. Они хотят, чтобы мамы думали также, как и они. Отцу они уделяют меньше внимания. Отношения с братьями и сестрами плохие. У восьмилеток изменчивое настроение: то очень хорошее, то очень плохое".
 
"Семи-восьми-летние дети мыслят используя логические операции конкретного операционного мышления. Лучше понимают связь между временем, пространством и расстоянием. Уменьшается эгоцентричность ребенка, он начинает все лучше понимать точку зрения других людей. У ребенка появляется чувство юмора (по теории Пиаже). После 1 - 2 лет обучения в школе, у ребенка улучшается память, речь, логика - все это результат обучения" Жукаускене Р. «Особенности работы учителя с детьми 1-2 классов».

Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей. Бальсевич В.К. Как понять школьника? « Физическая культура и спорт».

Мышечная система ребенка развивается довольно интенсивно, но неравномерно: отстают в развитии мелкие мышцы. У школьника 7--8 лет мышцы составляют 27% массы тела, а в 15 -- 33%. Сила мышц рук увеличивается приблизительно на 2 кг ежегодно. Сила кисти у девочек в 7--8 лет меньше, чем у мальчиков, примерно на 5 кг. Развитию мышц способствуют движения: гимнастические упражнения, игры, прогулки на свежем воздухе. Ведь желание бегать, лазить, прыгать, просто двигаться -- миологическая потребность ребенка.

Сердечно-сосудистая система младших школьников находится в стадии развития и совершенствования, однако она хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Самусев Р.П. Атлас анатомии человека.

Сердечная мышца ребенка 7--8 лет еще сравнительно слаба. В этом возрасте масса сердца и масса тела находятся примерно в таком же соотношении, как у взрослых. Однако снабжение кровью всех тканей тела происходит вдвое быстрее благодаря большей частоте сердечных сокращений и более быстрому кровообращению. Этим самым обеспечивается более интенсивный обмен веществ. Солодков А.С. «Физиология человека».

Различные зоны коры головного мозга созревают не одновременно. Быстрее всего формируются функциональные системы, включающие вертикальные связи между корой и периферическими органами, недостаточность межсистемных взаимосвязей.

Требуется значительная длительность сна, 7-10 лет - 10 часов, а у взрослых - 7-8 часов.

Недостаточно развито ощущение усталости. При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорковые процессы внимания, что отражается как непроизвольный характер их внимания.

Высшая нервная деятельность детей младшего школьного возраста характеризуется медленной выработкой отдельных условных рефлексов и формирования динамических стереотипов, а также особенной трудностью их переделки. Большое значение для формирования двигательных навыков имеет использование подражательных рефлексов, эмоциональность занятий, игровая деятельность. У 5-6 летних детей увеличивается сила и подвижность нервных процессов. Они способны осознанно строить программы движений и контролировать их выполнение, легче перестраивают программы. Акрушенко А.В. «Психология развития и возрастная психология».

В младшем школьном возрасте уже возникают преобладающие влияния коры на подкорковые процессы. Зрительная сенсорная система особенно быстро развивается. Острота зрения повышается постепенно: к 7-8 годам она достигает нормальной величины взрослого человека - 1,0. Поле зрения резко увеличивается с 6 лет, достигая к 8 годам величин взрослого человека.

Слуховая сенсорная система ребенка имеет важнейшее значение для развития речи. Острота слуха у детей 7-13 лет намного ниже, чем в 14- 19 лет, когда достигается наиболее высокая чувствительность. Слуховая сенсорная система, анализируя продолжительность звуковых сигналов, темпа и ритма движений, участвует в развитии чувства времени, а благодаря наличию двух ушей (бинауральный слух) включается в формирование пространственных представлений ребенка.

Двигательная сенсорная система созревает у человека одной из первых. Подкорковые отделы двигательной сенсорной системы созревают раньше, чем корковые: к возрасту 6-7 лет объем подкорковых образований увеличивается до 98% от конечной величины у взрослых, а корковых образований - лишь до 70-80%. Солодков А.С. «Физиология человека».

На протяжении первого года жизни, и в возрасте 7 лет происходит заметный прирост длинны тела, в 7-12 лет - двуглавая мышца голени. Интенсивный рост стоп у девочек наблюдается после 7 лет. От 5-7 лет до 10-11 лет быстро увеличивается длина конечностей, превышая скорость роста тела. Прирост массы тела отстает от скорости увеличения длины тела.

В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ и воды, но мало минеральных веществ. Гибкие кости могут легко изгибаться при неправильных позах и неравномерных нагрузках. Легкая растяжимость мышечно-связочного аппарата обеспечивает ребенку хорошо выраженную гибкость, но не может создать прочного «мышечного корсета» для сохранения нормального расположения костей. В результате возможны деформации скелета, развитие асимметричности тела и конечностей, возникновение плоскостопия. Требуется особое внимание к организации нормальной позы детей и использованию физических нагрузок.

В возрасте 6-7 лет увеличиваются размеры и дифференциация элементов мышечных, суставных и сухожильных рецепторов, достигая достаточного совершенства.

Мышечная масса детей невелика в 7-8 лет - 27% от веса тела. Тонус мышц-сгибателей превышает тонус разгибателей. Мышцы конечностей (особенно мелкие мышцы кисти) относительно слабее, чем мышцы туловища. Сила мышц мальчиков в младшем школьном возрасте равна силе мышц девочек. Самусев Р.П. «Атлас анатомии человека».

По мере взросления детей в их крови повышается количество эритроцитов и гемоглобина, а количество лейкоцитов снижается. Сердце отличается малыми размерами. Минутный объем крови примерно в 2 раза меньше, чем у взрослых, низкий уровень артериального давления. Преобладание симпатических влияний на сердце обусловливает высокую частоту сердечных сокращений. Время кругооборота крови очень невелико.

Частота дыхания у детей повышена. Она постепенно снижается с возрастом. В силу высокой возбудимости детей частота дыхания чрезвычайно легко нарастает при умственных и физических нагрузках, эмоциональных вспышках, повышении температуры и других воздействиях. Дыхание часто оказывается неритмичным, появляются задержки дыхания, недостаточность произвольной регуляции дыхания. В возрасте 7-11 лет отношение жизненной емкости легких к массе тела (жизненный показатель) составляет 70 мл/кг (у взрослого 80 мл/кг). Минутный объем дыхания постепенно растет. В 7 лет - 3,8 л/мин. Продолжительность задержки дыхания у детей невелика, так как у них очень высокая скорость обмена веществ, большая потребность в кислороде и низкая адаптация к анаэробным условиям.

Размеры желудка постепенно увеличиваются, к 6-7 годам он приобретает форму, характерную для взрослого организма. К этому возрасту заметно развиваются мышцы, обеспечивающие движение желудка и перистальтику кишечника. Еще малочисленны и недоразвиты пищеварительные железы. Низкое содержание соляной кислоты снижает бактерицидные свойства желудочного сока, что приводит к частым желудочно-кишечным расстройствам у детей. В возрасте 6-9 лет активность желез пищеварительного тракта значительно усиливается, пищеварительные функции совершенствуются. Принципиальное отличие пищеварения в детском организме от взрослого заключается в том, что у детей представлено только пристеночное пищеварение и отсутствует внутриполостное переваривание пищи. Особенностью обменных процессов в детском организме является преобладание анаболических процессов (ассимиляции) над катаболическими (диссимиляции). Растущему организму требуются повышенные нормы поступления питательных веществ, особенно белков. Для детей характерен положительный азотистый баланс, т.е. поступление азота в организм превышает его выведение. В связи с большой интенсивностью обменных процессов для детей характерна более высокая, чем у взрослых, потребность в воде и витаминах. В 7-10 лет - 1,4 л. Также необходимо поступление в организм минеральных веществ. Суточный расход энергии растет с возрастом и в 7 лет - 2400 ккал. Солодков А.С. «Физиология человека».

Дети отличаются недостаточно налаженными механизмами теплообмена. Они легко перегреваются и легко теряют тепло. С переходом к младшему школьному возрасту границы терморегуляции расширяются, а механизмы теплообмена совершенствуются. Нарастание мышечной массы улучшает теплоизолирующие свойства покровов тела, совершенствование сосудистых реакций облегчает регуляцию теплообмена на поверхности кожи. Улучшается регуляция потоотделения, уточняется информация от терморецепторов тела и деятельность центров терморегуляции. Все это позволяет лучше поддерживать постоянство температуры тела в различных условиях среды и при разных формах деятельности. Вес почек у детей к 7-летнему возрасту удваивается по сравнению с годовалым возрастом. Мочеиспускание в младшем школьном возрасте - 7-8 раз. При этом количество образующейся за сутки мочи у детей меньше в 7-8 лет - 1,2 л. Гормоны коркового слоя надпочечников (кортикоиды) регулируют обменные процессы в организме, способствованию налаживанию белкового, углеводного и жирового обмена. Их среднесуточная секреция временно снижается в 7-летнем возрасте, но затем снова нарастает вплоть до взрослого состояния.

С ослаблением тормозных влияний эпифиза после 7-летнего возраста нарастает активность гипоталамуса и формируется тесная взаимосвязь его функций с гипофизом, т.е. оформляется гипоталамо-гипофизарная система, передающая влияния Центральной нервной системы (ЦНС) через различные железы внутренней секреции на все органы и системы организма.

Нарушение гормональной функции поджелудочной железы встречается уже в детском возрасте, чаще всего в возрасте 6-12 лет, приводя к заболеванию сахарным диабетом. Этому способствуют нарушения режима и питания детей - недостаточность двигательной активности, переедание, ожирение.

В целом, в период младшего школьного возраста (7-11 лет) организм ребенка отличается гармоничным развитием и стабильным гормональным статусом.

В возрасте 7-9 лет деятельность зрительно-двигательной системы начинает полностью контролироваться хорошо выраженными проприоцептивными обратными связями, которые приобретают значение ведущего механизма управления движениями. Механизм кольцевого рефлекторного регулирования достигает своего совершенства.

В 7-8 лет при беге хорошо выражена безопорная фаза, что заметно повышает скорость бега. Средняя скорость бега составляет 4,83 м/с.

Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, обладает достаточным глазомером. Однако в 7-8 лет еще недостаточно развиты процессы экстраполяции, планирования действий в предстоящие моменты. Это происходит из-за более медленного созревания передних третичных полей - ассоциативных лобных зон коры. Самусев Р.П. «Атлас анатомии человека».

Физические качества у детей формируются гетерохронно, в разные возрастные периоды. Время простой двигательной реакции на свет в возрасте 5-7 лет составляет 0,3-0,4 с, что вдвое превышает величины взрослых.

Около 20-25% семилетних здоровых детей характеризуются низкой подвижностью нервных процессов. Это так называемые «медлительные» дети. Они имеют внешнее развитие. Соответствующее возрастным нормам, но их реакции замедленны, а работоспособность ниже почти в 2-3 раза по сравнению с «быстрыми» детьми.

Вес мышечной массы в 7-8 лет - 27% массы тела (у нетренированных взрослых - 44%, у спортсменов 50% и более).

Общая выносливость (длительность бега со скоростью 70% от максимальной) начинает увеличиваться в младшем школьном возрасте. В возрасте от 7 до 11 лет заметно увеличивается выносливость к аэробной работе (составляющей 50% от максимальной мощности), но не растет выносливость к анаэробной работе (100% максимальной мощности).

Развитию ломкости у детей способствуют созревание высших отделов мозга, совершенствование центральной регуляции моторных функций, улучшение функций скелетных мышц.

Наибольшие сдвиги координационных способностей обнаруживаются после семи лет. Показатели координации и точности движений у семи-восьми-летних детей в 1,5-2 раза хуже, чем у 14-15-летних.

Гибкость - одно из наиболее ранних по развитию качеств. Начиная с 5-летнего возраста, она быстро совершенствуется на всем протяжении младшего школьного возраста благодаря хорошей растяжимости мышечных волокон и связочного аппарата у детей. Во всех возрастных периодах гибкость лучше выражена в женском организме по сравнению с мужским. Солодков А.С. «Физиология человека».

  1.  
    Критерии оценивания качества гибкости

Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в линейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты. Аппаратурными способами измерения являются [1]:

  1.  механический (с помощью гониометра);
  2.  механоэлектрический (с помощью электрогониометра);
  3.  оптический;
  4.  рентгенографический.

Для особо точных измерений подвижности суставов применяют электрогониометрический, оптический и рентгенографический способы. Электрогониометры позволяют получить графическое изображение гибкости и проследить за изменением суставных углов в различных фазах движения. Оптические способы оценки гибкости основаны на использовании фото-, кино- и видеоаппаратуры. Рентгенографический способ позволяет определить теоретически доступную амплитуду движения, которую рассчитывают на основании рентгенологического анализа строения сустава.

В физическом воспитании наиболее доступным и распространенным является способ измерения гибкости с помощью механического гониометра – угломера, к одной из ножек которого крепится транспортир. Ножки гониометра крепятся на продольных осях сегментов, составляющих тот или иной сустав. При выполнении сгибания, разгибания или вращения определяют угол между осями сегментов сустава (рис. 15, 9).

Основными педагогическими тестами для оценки подвижности различных суставов служат простейшие контрольные упражнения (рис. 15).

  1.  Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад (рис. 15, 1). Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот (рис. 15, 2). Кроме того, наименьшая расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев (рис. 15, 5).
  2.  Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед (рис. 15, 3, 4, 6). Испытуемый в положении стоя  на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки – знаком «плюс» (+).

«Мостик» (рис. 15, 7). Результат в сантиметрах измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

  1.  Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремиться как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки (рис. 15, 8). Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.
  2.  Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой (рис. 15, 10, 11). О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.
  3.  Подвижность в голеностопных суставах (рис. 15, 12, 13) Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условиях условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на подвижность в суставах.

Рис. 15. Контрольные упражнения (тесты) для оценки уровня развития гибкости

Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешних воздействий. Ее определяют по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы, величина которой должна быть одинаковой для всех измерений, иначе нельзя получить объективную оценку пассивной гибкости. Измерение пассивной гибкости приостанавливают , когда действие внешней силы вызывает болезненное ощущение.

Информативным показателем состояния суставного и мышечного аппарата испытуемого (в сантиметрах или угловых градусах) является разница  между величинами активной  и пассивной гибкости. Это разница называется дефицитом активной гибкости [13].


ВЫВОДЫ

1. Анализ научно-методической литературы показывает, что развитие гибкости у детей младшего школьного возраста имеет отличия в связи с возрастными особенностями детского организма. Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15-17  лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной – 10-14 лет.

2. Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7  лет. У детей 9 – 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.  Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости.

3.Для воспитания гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Уровень гибкости обусловливает развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Аустер Л.В. Подвижные игры для учащихся младшего школьного возраста / МС. Коренева, Т.Г. Ольхова, Л.В. Аустер. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2000. — 42с.
  2.  Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник. М.: Просвещение, 1990. 287 с.
  3.  Коротков И.М. Подвижные игры в школе / И.М. Коротков. — М.:      Просвещение, 1979. — С.14.
  4.  Кузин В.В. 500 игр и эстафет / С.А. Полиевский, В.В. Кузин. — М.: ФиС, 2000 — 352с.
  5.  Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.
  6.  Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. М.: Советский спорт. 2003. 224 с.
  7.  Лях В. И. Гибкость и методика, ее развитие / В. И. Лях // Физкультура в школе. – 1999. – № 1. – С. 25.
  8.  Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет:  Учебник  для  высших  специальных  физкультурных  учебных заведений. 3-е изд.  СПб.: Издательство «Лань», 2003. 160 с.
  9.  Менхин, А.В. Гибкость и особенность её проявления в художественной гимнастике / А.В. Менхин, Л.А. Новикова, А.С. Исмаилова // Теория и практика физической культуры . – 2011. - № 8. – С. 11-15.
  10.  Осипова В. Н.Возрастная физиология и психофизиология. Учебное пособие – М., МГИУ, 2010. – 190 С.
  11.  Основы спортивной тренировки. Учебное пособие/ Сычугова В.А. – Смоленск, ФГОУ СУОР, 2007.
  12.  Туманян Г.С. Гибкость как физическое качество.// Теория и практика физической культуры. – 1998. - №2.- с. 48-51
  13.  Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
  14.  Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. :  Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
  15.  Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 480 с.
  16.  Чикуров А.И., Шумилин А.П. «Развитие гибкости»: Метод. указания к практ. занятиям для студентов всех специальностей. – Красноярск: ГАЦМиЗ., 2002.
  17.  Шурпач М.В. Дифференцированная методика развития координационных способностей и гибкости у детей 7-8 лет на уроках физической культуры // Фитнес: теория и практика. – 2013. – № 1.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55214. Функції посилань та масиви, математичні та логічні функції Microsoft Excel (MICROSOFT OFFICE 2010) 570 KB
  Мета: Навчитися створювати формули для обчислення даних в масиві, використовувати математичні та логічні функції, умовне форматування комірок.
55215. Форматування тексту 43.5 KB
  Мета: навчальна: продовжувати формувати знання вміння та форматування тексту; розвивати самостійне логічне мислення працьовитість. Запитання: Яку тему ви опрацювали на сьогоднішній урок Відповідь: Форматування тексту. І звичайний текст набраний на клавіатурі може виглядати яскраво красиво і різноманітно...
55216. Особливості галузевої структури господарського комплексу Придніпровського економічного району України. Його роль в е Територіально-галузева структура економіки 25.34 KB
  сновою промислового комплексу району є енергетика, яка базується на використанні місцевих гідроенергетичних ресурсів, привізного донецького вугілля, шебелинського газу і місцевого бурого вугілля.
55219. Зв’язок науки про РПС і регіональну економіку з іншими науками. Роль науки РПС у розвитку економіки регіонів 25.47 KB
  Теорія розміщення продуктивних сил базується на загальних економічних законах. Тому розміщення продуктивних сил повинно здійснюватися за законами, керуючись якими, можна досягти максимального економічного й соціального ефекту при мінімальних витратах. Основним законом, який визначає характер РПС
55220. Наши права и обязанности 35 KB
  Оборудование: карточкизнаки по правам человека; выставка детских рисунков и литературы по правовому воспитанию; индивидуальный раздаточный материал. Учитель: Права ребенка Лишь появиться ребенок И начнет едва дышать У него уже с пеленок Всякие права Он имеет право жить Развиваться и дружить Иметь просторный дружный...
55221. Права і обов’язки дитини 73.5 KB
  Мета Розширити знання дітей про основні права та обов’язки громадян які гарантує Основний закон України –- Конституція а також Декларація прав дитини; розвивати бажання дбати про повноцінність свого життя; мовленнєві компетенції; виховувати...
55222. Знаємо свої права, виконуємо обов'язки 41.5 KB
  Обладнання: картки роздатковий матеріал Конвенція ООН про права дитини Конституція України прислів’я. Дорогі діти 20 листопада 2009року виповнилося 20 років з дня прийняття Генеральною Асамблеєю ООН Конвенції про права дитини.