88216

Проблемы неуплаченных налогов организациями

Курсовая

Налоговое регулирование и страхование

Общая характеристика преступления уклонения от уплаты налогов. Общее понятие преступлений по уклонению от уплаты налогов минимизация налогов. Классификация способов уклонения от уплаты налогов. Выявление налоговых преступлений.

Русский

2015-04-27

285.72 KB

0 чел.

КР.460200.080100.62.1171110.ПЗ

Лист

28

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Общая характеристика преступления уклонения от уплаты налогов………………………………………………………………………………...

1.1. Общее понятие преступлений по уклонению от уплаты налогов, минимизация налогов………………………………………………………………...3

1.2. Классификация способов уклонения от уплаты налогов…………….4

1.3. Правонарушения, связанные с уплатой НДС, налога на прибыль….6

1.4. Выявление налоговых преступлений………………………………….15

Глава 2. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации…….

2.1. Объект, объективная и субъективная сторона преступления………….21

2.2. Субъект преступления 24

2.3. Условия, определяющие наступления уголовной ответственности 25

Заключение 27

Список использованных источников 28


Введение 

Современное положение экономики российского государства заставляет некоторые организации прибегать к сокрытию прибылей и неуплате налогов. Налоги – это один из основных источников наполнения государственного бюджета Российской Федерации. Неуплата налогов организациями влечет уменьшение бюджета, и соответственно, приводит к дефициту денежных средств.

Целью данной работы является раскрытие проблемы неуплаченных налогов организациями, рассмотрение путей решения проблем.

Предметом выступают организации.

Объектом исследования являются налоговые преступления.

Тема данной работы является актуальной так, как на сегодняшний день налоговые преступления представляют собой реальную проблему для государства.

Необходимо понимать, что за счет денег, недополученных бюджетом в предыдущих годах, из-за массового сокрытия финансового положения и отсутствия перечисления средств организациями, государство теряет финансовую силу.

Задача данной работы заключается в том, чтобы проанализировать существующую проблему по налоговым преступлениям организаций, найти пути решения поставленной проблемы.

Все это рассмотренно в данной курсовой работе.

Информационным обеспечением послужили НК РФ, УК РФ, ГК РФ, экономические журналы, официальные научно – экономические сайты.


Глава 1. Общая характеристика преступления уклонения от уплаты налогов.

Общее понятие приступлений по уклонению от уплаты налогов, минимизация налогов.

Среди ученых-юристов, экономистов сложился ряд мнений о причинах уклонения от уплаты налогов гражданами и организациями. Чаще всего в теории приводятся следующие причины:

- нравственно-психологические

- экономические факторы

- технико-юридические причины[1]

Барулин С.В. раскрывает данные причины следующим способом.

По его мнению, нравственно-психологические причины уклонения от уплаты налогов сложились, в связи с появлением в 90-е годы большого количества различных налоговых льгот, которые могли поставить их потенциальных получателей в значительно более выгодное положение, по сравнению с другими налогоплательщиками. Также  отмечается тот факт, что в 90-е годы в России проводилась политика высоких налогов, что вынуждало граждан массово уходить в «теневую» (нелегальную) и «серую» (полулегальную) секторы экономики для минимизации выплачиваемых ими налогов.[2]

Именно в минимизации выплачиваемых налогов заключается экономические причины уклонения от уплаты налогов. Данные причины напрямую связаны с финансовой стабильностью налогоплательщика. Как отмечает Барулин, в случае, если налогоплательщик финансово нестабилен, минимизация выплачиваемых налогов может стать единственным способом избежать банкротства. В случае относительной финансовой стабильности налогоплательщика значение имеет лишь размер минимизации выплат и уровень потенциального риска привлечения к ответственности за данное налоговое преступление.

Указанное несовершенство в основном заключается в сложности структуры налоговой системы (обилие налоговых льгот, различия налоговых ставок и т.п.) и недостатки юридической техники (двусмысленное толкование норм налогового законодательства вследствие неточности формулировок и т.п.)

Однако стоит отметить, что минимизация налоговых выплат также может быть законной (см. табл. 1)

 

Таблица 1.

Как видно из приведенной таблицы, существует целый ряд легальных и нелегальных способов минимизации налоговых выплат.

 

1.2. Классификация способов уклонения от уплаты налогов.

    Начать предстоящее исследование хотелось бы с краткого рассмотрения такого вида минимизации налоговых выплат, как обход налогов. Обход налогов может подразделяться на законный обход и незаконный обход налогов.  Если говорить о незаконном обходе налогов, то можно сказать, что он по некоторым признакам схож с уклонением от уплаты налогов, но имеет одно веское отличие, которое заключается в отсутствие злого умысла налогоплательщика. Незаконный обход налогов включает в себя совершение по неосторожности противоправного деяния налогоплательщиком, которое могло, повлечь уменьшение налоговых выплат или не уплатить их вообще. При данных обстоятельствах преступление считается совершенным по неосторожности, если налогоплательщик не осознавал противоправного характера своих действий (бездействий) или не мог предвидеть наступления противоправных последствий. Некоторые юристы приводят дополнительные критерии, как разовость налогового правонарушения в течение одного налогового периода, отсутствие сговора и др.

         После краткого рассмотрения обхода налогов, как незаконного способа минимизации налоговых выплат, следует перевести направление исследование на основной вопрос данного параграфа – способы уклонения от уплаты налогов.

         На практике существует множество способов уклонения от уплаты налогов. Основным критерием, по которому можно разделить способы уклонения от уплаты налогов, является их правомерность и неправомерность.

         Для упрощения повествования данное разделение можно представить схематично.

 Таблица 2.

 

         В общем виде, незаконные способы уплаты налогов заключаются в уходе бизнеса в теневой сектор экономики, фальсификация бухгалтерской и налоговой отчетности и использование фиктивных документов, использование услуг третьих лиц и подставных организаций.[3]   

         Термин «теневой» сектор экономики означает закрытую от контроля государства часть экономики.

         По данному вопросу можно выделить ряд последствий:

- снижаются объемы налоговых поступлений в бюджет, что может привести к невыполнению государственных программ по социально-экономическому развитию, в силу недостатка бюджетных средств;

- нарушаются основополагающие признаки рыночной конкуренции, в силу того, что уклонение от уплаты налогов ставит налогоплательщика на порядок более выгодное положение по сравнению с добросовестным налогоплательщиком;

- уклонение от уплаты налогов одним лицом предполагает переход налогового бремени на других налогоплательщиков, что может привести к снижению возможностей государства и заставляет его искать дополнительные источники увеличения налоговых платежей в бюджет;

- проводит к общему росту преступности в стране.

1.3. Правонарушения, связанные с уплатой НДС, налога на прибыль.

Характерные нарушения законодательства о налогах и сборах

Таблица 4.

Пункт, статья второй части НК РФ, которая была нарушена

Описание нарушения законодательства о налогах и сборах

1. Налог на прибыль организаций

п.1 ст. 247, п.1 ст.252

Завышение расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, по сделкам с участием  «фирм-однодневок» (недостоверные сведения в первичных документах, расходы документально не подтверждены, отсутствие реальных хозяйственных операций по приобретению товаров (работ, услуг) у проблемных контрагентов)

ст.40, ст.247, п.1 ст.248,

п.1,2 ст.249, п.6 ст.274

Занижение налоговой базы в результате реализации товаров (работ, услуг) взаимозависимым лицам, по внешнеторговым сделкам по  ценам ниже рыночных цен на идентичные (однородные) товары (работы, услуги)

п. 1, п. 2 ст. 249

Занижение выручки от реализации товаров (работ, услуг) в результате расхождения данных, отраженных в налоговых декларациях, с данными бухгалтерского и налогового учета и первичными документами

п. 18 ст. 250

Занижение внереализационных доходов на сумму кредиторской задолженности, подлежащей списанию в связи с истечением срока исковой давности

п.6 ст. 250, ст.271

Неотражение в составе внереализационных доходов процентов, начисленных по договорам займа

п. 1 ст. 252

Неправомерное отнесение на расходы затрат без надлежащего документального подтверждения или отсутствия подтверждения реальности произведенных расходов

п. 1 ст.252

Неправомерное признание расходов, не связанных с деятельностью, направленной на получение доходов (например, участие в различных конференциях, спартакиадах, профсоюзных собраниях при отсутствии приглашений организаторов, программ данных мероприятий, отсутствие тематики мероприятий, что не позволяет подтвердить производственную направленность расходов)

ст.255, ст.270

Неправомерный учет в составе расходов по оплате труда сумм материальной помощи, а также сумм премий, выплаченных не за производственные результаты; отсутствие в трудовых и (или) коллективных договорах ссылки на положения о премировании (оплаты труда) в организации

п.1 ст.252, ст.264

Неправомерный учет расходов по содержанию объектов (например, услуги по охране, эксплуатации офиса), которые не используются в производственной деятельности и не сдаются в аренду

п.1 ст.252, ст.270

Неправомерный учет в составе расходов услуг по эксплуатации, содержанию и страхованию помещений, собственником либо арендатором которых предприятие не является

п. 1 ст. 252, пп. 1 п. 1 ст. 259.3.

Завышение расходов на амортизацию в отношении основных средств, не подверженных влиянию агрессивной среды, эксплуатация которых не вызывает повышенного износа, вследствии неправомерного применения к основной норме амортизации специального коэффициента 2

ст.253, п.1 ст. 258

Включение завышенных сумм амортизационных отчислений по основным средствам в результате неправильного их отнесения к амортизационным группам

п.2 ст. 257

Единовременное включение в состав расходов затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию объектов основных средств

п.10 ст.264

Неправомерный учет в составе прочих расходов арендных платежей при отсутствии арендных отношений (договор аренды отсутствует, либо отсутствует подтверждение принадлежности имущества арендодателю на праве собственности)

п.12 ст.264

Неправомерный учет в составе прочих расходов сумм командировочных расходов (в частности, выплаченные лицам, которые не являются сотрудниками данного предприятия; суммы оплаты дополнительных услуг в гостиницах (мини-бар, питание и пр.), не относящиеся к расходам по проживанию; оплата полисов добровольного страхования ответственности перевозчика при приобретении авиа - и ж/д билетов)

ст. 265

Завышение внереализационных расходов на сумму дебиторской задолженности, по которой не истек срок исковой давности, на сумму  убытков по документально не подтвержденным безнадежным долгам с истекшим сроком исковой давности.

Ст.268

Неправомерный единовременный учет в составе внереализационных расходов сумм убытка, полученного от реализации основного средства

п. 1 ст. 269

В расходах, уменьшающих налогооблагаемую базу, неправомерно учтены проценты по долговым обязательствам сверх норматива, определяемого с учетом ставки ЦБ РФ

п.2 ст.269

Неправомерно учтены в составе внереализационных расходов проценты, превышающие предельную величину процентов по контролируемой задолженности по кредиту (займу) иностранной компании.

П. 2 ст. 270

Неправомерный учет в составе внереализационных расходов сумм пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций

п. 1 ст. 272

Завышение расходов, уменьшающих  сумму доходов  от реализации товаров (работ, услуг) на расходы  не относящиеся к данному налоговому периоду, в том числе в части расходов на ремонт основных средств; нераспределение расходов по отчетным периодам по сделкам, когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко; единовременное списание расходов при наличии документов, подтверждающих что сделка относится к нескольким отчетным (налоговым) периодам (например, расходы по приобретению неисключительных прав на программные продукты, приобретение лицензий с определенным сроком действия и т.п.)

п.9, 10  ст.274

Завышение расходов, учитываемых для целей налогообложения, в связи с отсутствием раздельного учета по видам деятельности, как переведенных на уплату ЕНВД, так облагаемых по общему режиму налогообложения.

П.2 ст. 286

Занижение суммы налога на прибыль к доплате (уменьшению) вследствие неправильного исчисления ранее начисленных сумм авансовых платежей по налогу на прибыль по строке 210 Листа 02 декларации по налогу на прибыль

п. 3 ст. 286

Неисчисление огромных  сумм ежемесячных авансовых платежей организациями, у которых доходы от реализации за предыдущие 4 квартала, превысили в среднем 10 миллионов рублей за каждый квартал

ст. 318, п.1 ст. 319

Завышение суммы прямых расходов, уменьшающих доходы для целей налогообложения по налогу на прибыль на сумму расходов, приходящуюся на остатки незавершенного производства, а также на остатки нереализованной продукции, что привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль

ст.318, 254

Не включение в состав прямых расходов материальных затрат, непосредственно связанных с производством продукции, что привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль

2. НДС

ст.40, п.1 ст.146, ст.153

Занижение налоговой базы в результате неполного отражения реализации товаров (работ,услуг), в том числе в результате отсутствия корректировки налоговой базы в соответствии со статьей 40 НК РФ

п.п. 2 п. 1 ст. 146

Неисчисление налога на добавленную стоимость при передаче на территории Российской Федерации товаров  (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций

пп. 3 п. 1 ст. 146

Невключение в налогооблагаемую базу строительно-монтажных работ, выполненных для собственного потребления.

П.1 ст.146

Занижение налоговой базы на стоимость безвозмездно переданного имущества

ст. 149

Неправомерное применение освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость в связи с не представлением документов, подтверждающих реализацию товаров (работ, услуг) необлагаемых налогом на добавленную стоимость в соответствии со ст. 149 НК РФ

п.4 ст.149, п.4 ст.170

Отсутствие раздельного учета при осуществлении операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), и неправомерное заявление в связи с этим вычетов по НДС

п. 2 ст. 149,  п. 2 ст. 170, п. 2 ст. 171

Неправомерное применение налоговых вычетов по услугам, приобретенным для осуществления операций, освобождаемых от налогообложения

п.1 ст.154

Занижение налоговой базы на суммы оплаты, частичной оплаты (авансы полученные) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

П. 2, 3 ст. 161

Неисполнение обязанности либо занижение налоговой базы налоговыми агентами по исчислению, удержанию и  перечислению в бюджет НДС (в частности, арендаторами федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации, муниципального имущества)

п.1. п.2.  ст.164

Неправомерное применение пониженной налоговой ставки 10%, в частности, при реализации изделий медицинского назначения, не входящих в перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 688)

п.2 ст.169, пп.1,2 ст.171, п.1 ст.172

Завышение налоговых вычетов по причине неправомерного принятия к учету налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, полученным от «проблемных» контрагентов. Первичные документы подписаны неустановленными лицами, содержат недостоверные сведения; реальность сделок не подтверждена.

П.1 ст. 172

Неправомерное включение в состав налоговых вычетов сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, в связи с отсутствием документов подтверждающих факт принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также договоров, счетов-фактур

п.3 ст. 170

Не восстановление сумм НДС, ранее принятых к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам при переходе на специальные налоговые режимы

пп.3 п.3 ст.170

Не восстановление сумм НДС, ранее принятых к вычету при перечислении предоплаты в счет предстоящих покупок, в том налоговом периоде, в котором суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) подлежат вычету (по мере их реализации)

пп.1п.2 ст.171

Неправомерное предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость по  товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, не признаваемых объектами налогообложения.

П.3 ст.172

Необоснованное предъявление налоговых вычетов по экспортным операциям, по которым пакет документов, предусмотренный ст.165 НК РФ, не собран или собран не в полном объеме

п.5.ст.173

Неуплата НДС в бюджет  лицами,  не являющимися налогоплательщиками данного налога, при выставлении покупателям счетов-фактур с выделением сумм на НДС [4]

1.4. Выявление налоговых преступлений.

    Деловая активность организаций и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица выражается в различных хозяйственных операциях: приобретение и использование сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, производство из них продукции, выполнение работ, оказание услуг, перевозка товаров, сопровождаемых получением кредитов, ссуд, осуществлением платежей и т.д.

     Эти операции изменяют состояние экономических показателей хозяйствующих субъектов и должны отражаться в бухгалтерском учете.
Если в учетном процессе выполняются обязательные требования сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного отражения всех хозяйственных операций, то принципиально невозможно скрыть в бухгалтерских документах признаки преступного уклонения от уплаты налогов. Причем каждая разновидность преступного посягательства характерна конкретной формой воздействия на учетный процесс и систему экономических показателей.
Высокий уровень латентности налоговых преступлений диктует необходимость оптимизации способов их выявления, среди которых одним из основных стал анализ бухгалтерской документации. Перед проверкой достоверности отчетных данных, представляемых организациями и гражданами, нужно тщательно изучить всю информацию о налогоплательщике, имеющуюся в правоохранительных и налоговых органах: учредительные документы, отчеты, декларации, материалы предыдущих проверок. Важные данные могут содержаться в письмах и заявлениях граждан, в данных, полученных из органов управления (например, о выдаче лицензии на конкретный вид предпринимательской деятельности) и почерпнутых из средств массовой информации (рекламные объявления).
   Для выявления налоговых преступлений весьма эффективны:

  1.  встречная сверка документов и операций;
  2.  анализ различных направлений хозяйственной деятельности и балансовых счетов в их взаимосвязи;
  3.  проверка контролирующих регистров одновременно с документами;
  4.   динамический анализ хозяйственных процессов с сопоставлением однородных операций;
  5.  проверка соответствия списания материальных ценностей нормам затрат;
  6.  сравнение объяснений тех, кто осуществлял хозяйственные операции.


Эффективна проверка хозяйственных операций на определенную дату. Сопоставление динамики однородных данных на конкретные даты показывает, как идет проверяемая хозяйственная деятельность, какие уловки используются для сокрытия доходов, например незаконные списания, нарушения кассовой дисциплины и др. Выявляются налоговые преступления и посредством внешних и внутренних сравнений, в частности сопоставлением однородных документов.

     Например, ведомостей на выдачу заработной платы за разные месяцы со сличением подписей в них и личных делах ее получателей в отделе кадров.
По хозяйственным операциям, в которых задействовано несколько организаций, необходимо получить информацию обо всех партнерах.

    При анализе непроизводительных расходов (неустойки, пени, штрафы за простой вагонов и др.) нужно проверять всех контрагентов, оформлявших и совершавших эти платежи: поставщиков, перевозчиков, получателей и т.д.
Выбирая способ совершения налогового посягательства, его субъект отдает предпочтение тем хозяйственным операциям, которые недостаточно защищены системой бухгалтерского учета.
 Ориентируясь на уязвимые нормы законов и бухгалтерские операции, налоговые преступники подбирают оптимальный, с их точки зрения, способ уклонения от уплаты налогов. Следы, остающиеся в документах бухгалтерского учета, можно классифицировать на экономические, документальные и учетные. Документальные следы остаются на уровне первичной регистрации хозяйственных операций, отраженных в бухгалтерской документации и материалах инвентаризаций, а учетные на уровне бухгалтерского учета. Они проявляются как разного рода несоответствия между первичными документами и реальной хозяйственной деятельностью, а также между разными первичными документами; учетные между данными учета и отчетности, учетом и первичными документами либо внутри учета (например, между его аналитической и синтетической частями); экономические в системе отчетных или аналитических показателей. Для их выявления используются методы документального, бухгалтерского и экономического анализа. 

   Достаточно очевидными следами совершения налогового преступления считаются:
1) полное несоответствие произведенной хозяйственной операции ее документальному отражению;
2) несоответствие записей в первичных, учетных и отчетных документах;
3) наличие подлогов в документах, связанных с расчетами величины дохода (прибыли) и сумм налога.
К числу неявных признаков совершения налоговых преступлений относятся:
1) несоблюдение установленных правил ведения учета и отчетности;
2) нарушение правил производства кассовых операций;
3) необоснованные списания товарно-материальных ценностей;
4) неправильное ведение документооборота;
5) нарушения технологической дисциплины.
Камеральная налоговая проверка. Каждый хозяйствующий субъект обязан к установленному сроку представить в ФНС России бухгалтерский отчет и расчеты по всем видам налогов. Налоговый инспектор убеждается в наличии всех требуемых приложений к бухгалтерскому отчету и налоговых расчетов. Затем он проверяет правильность их заполнения, корреляцию показателей, приведенных во всех формах отчетности и в налоговых расчетах, с показателями бухгалтерского отчета, выясняет причины неувязок, законность применения налоговых ставок и льгот.

Камеральная налоговая проверка включает изучение налоговых деклараций и годовых лицевых счетов, сравнение приведенных в них данных со сведениями предыдущих лет, анализ соотношения оценок и баланса. В результате выявляются искажения в отчетных документах, направленные на сокрытие или занижение прибыли либо иных объектов налогообложения.
В ходе выездных проверок ведется углубленный анализ деятельности хозяйствующего субъекта на основе первичных бухгалтерских документов и учетных регистров, выявляются нарушения, приведшие к минимизации налоговых платежей. Обязательно выясняются:
а) правильность отражения в бухгалтерском учете и отчетности прибыли и убытков от реализации продукции (работ, услуг), прочей реализации и внереализационных операций;
б) достоверность отражения учетных данных фактической себестоимости продукции (работ, услуг);
в) правильность расчетов по уплачиваемым налогам, в том числе правомерность применения различных льгот.
В первую очередь контролируется правильность исчисления налогооблагаемой прибыли и уплаты с нее налога.
Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах бывает сплошной или выборочной, когда проверяется часть документов в каждом месяце проверяемого периода. Если обнаруживаются грубые нарушения налогового законодательства, дальнейшую проверку ведут сплошным методом с обязательным изъятием документов, содержащих искаженные данные, свидетельствующие об укрытии от уплаты налогов или страховых взносов.
При анализе каждого документа противоречия, скрытые в его содержании, обнаруживают путем формальной, арифметической или нормативной проверки. При формальной проверке анализируют соблюдение установленной формы документа и всех его реквизитов, поскольку Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» гласит, что к учету принимаются документы, составленные по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Такая проверка может обнаружить следующие признаки преступных действий: использование в документообороте бланков ненадлежащей формы, отсутствие в них нужных реквизитов и наличие лишних. Разновидностью последних будут различные посторонние записи и пометки на документах, которые делает налоговый преступник. Особое внимание необходимо обращать на имеющиеся исправления, следы подчисток, дописок, а также на черновые записи.

На следующем этапе формальной проверки определяют, нет ли в документе сомнительных реквизитов, сопоставляя последние между собой. Сопоставляются тождественные элементы разных реквизитов, например название организации в штампе и печати либо реквизиты данного документа с аналогичными реквизитами других. Кроме того, реквизиты сопоставляют с нормативными представлениями о безукоризненной хозяйственной деятельности организаций и частных предпринимателей без образования юридического лица. Несоответствия между реквизитами дают повод отнести документ к подозрительным.
Арифметическая проверка контроль правильности подсчетов, произведенных при составлении конкретного учетного документа. С ее помощью обнаруживаются несоответствия, внесенные путем исправления, дописок, травления и т.п. в первичные документы, учетные регистры и финансовую отчетность.
Нормативная проверка глубокий анализ содержания отраженной в документе хозяйственной операции в плане соответствия действующим нормам, правилам, инструкциям. Она позволяет выявлять правильно оформленные, но ложные по сути документы. Для их обнаружения используют такие приемы криминалистического анализа документов, как встречная проверка и взаимный контроль.

    Типичные признаки совершения налоговых преступлений следующие: отсутствие в компетентных органах надлежащих регистрационных документов; несоответствие действительности юридического адреса; недекларирование доходов при наличии обязанности вносить налоговые платежи; отсутствие официального бухгалтерского учета доходов или предпринимательской деятельности; неправильное ведение бухгалтерских книг, «двойная» бухгалтерия, искажение бухгалтерского учета путем внесения изменений в документы; уничтожение бухгалтерских документов; представление подложных документов в обоснование искаженных данных, внесенных в налоговую декларацию, расчеты по налогам и др.; оформление в разных банках нескольких счетов, не зарегистрированных в налоговой инспекции; размещение прибыли от торговой или иной деятельности в заграничных банках на личные счета и счета оффшорных компаний; использование наличных денег, а не банковских счетов при крупных закупках или других расчетах; недекларирование источников дохода, поступление денег неизвестно откуда; наличие сведений о том, что ценные приобретения подозреваемого оформлены в собственность третьих лиц; искажение (завышение) данных об удержаниях, кредитах и льготах; значительные личные расходы, декларированные как затраты на предпринимательскую деятельность.
Деятельность налогоплательщиков физических лиц в последнее время находится в зоне особого внимания ФНС России, так как в общей массе налоговых преступлений очевиден рост доли их посягательств. Граждане укрывают от налогообложения, как правило, доходы, полученные от предпринимательской или иной деятельности (например, от сдачи в аренду жилых домов, дач, квартир).

    Во вторую группу включаются все те способы, которые связаны с умышленным искажением в декларациях сведений о доходах и расходах путем различных бухгалтерских махинаций. Наиболее типичными являются: занижение объема реализованной продукции, сокрытие выручки от розничной торговли путем фальсификации или уничтожения документов после продажи, завышение затрат на приобретение, транспортировку, хранение товаров и т.п.
Наибольшее количество налоговых преступлений индивидуальные предприниматели совершают в сфере розничной торговли, где чаще всего производятся расчеты наличными деньгами, занижаются объемы реализованных товаров, скрывается выручка путем фальсификации или уничтожения документов, завышаются затраты. Нередко реальный товарооборот и сумма доходов, получаемых такими предпринимателями, превышают показатели крупных объединений. Объектом активности служат товары, пользующиеся устойчивым и постоянным спросом: продукты питания, табачные и ликероводочные изделия, иной ширпотреб.
Уклонение от уплаты налогов с организаций совершается путем занижения (сокрытия) в первичных бухгалтерских документах сведений о доходах (выручке), завышения истинных расходов, а также сокрытия иных объектов налогообложения. Тогда искаженные данные об этих объектах переносятся из первичных учетных документов в бухгалтерские регистры (балансовые счета, журналы-ордера, ведомости и т.п.), а из них  в документы бухгалтерской отчетности и в расчеты сумм налогов, которые направляются в ФНС России. Завершается уклонение от уплаты налогов или страховых взносов проплатой в бюджет заниженных сумм или неперечислением их вообще.
Для сокрытия налогооблагаемой прибыли и оборота от реализации товаров (работ, услуг) по НДС виновные занижают в бухгалтерских документах данные о выручке (доходе) или полностью скрывают их. Если выручка поступает наличными деньгами, их оприходуют не полностью, вообще не составляют приходных кассовых ордеров либо не отражают последние в кассовой книге организации.

    Известны и факты занижения выручки (дохода) при ее полном оприходовании, что достигается путем перечисления большей ее части на расчетные счета другой (обычно дочерней) организации по подложным платежным поручениям и договорам.
Для сокрытия налогооблагаемой прибыли применяется и другой способ завышение расходов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Обычно завышают расходы на производство. К затратам виновные относят стоимость материалов, сырья, полуфабрикатов, фактически в производственном процессе не использованных.
Типичные способы совершения налоговых преступлений, как показал анализ практики борьбы с ними, таковы:
1) покупка и реализация товарно-материальных ценностей за наличный расчет без отражения этих операций в бухгалтерском учете;
2) сокрытие прибыли от налогообложения путем завышения в первичных документах данных о материальных затратах;
3) взаиморасчеты «товар за товар» без их отражения в бухгалтерских документах;
4) составление фиктивных актов о списании материалов на производство;
5) занижение стоимости основных средств;
6) завышение объема и (или) стоимости приобретенных товаров;
7) занижение стоимости реализованных товаров;
8) завышение численности работающих;
9) занижение выручки в главной книге, балансе и отчете о финансовых результатах деятельности;
10) завышение данных о материальных затратах в отчете о финансовых результатах;
11) перечисление прибыли на предприятие, имеющее налоговые льготы;
12) незаконное применение льгот по налогообложению.
Существенный эффект должны дать введение индивидуального номера налогоплательщика (ИНН) и компьютерные методы выявления недобросовестных налогоплательщиков. Источником информационного обеспечения деятельности ФНС России по борьбе с налоговыми преступлениями становится интегрированная информационная система (ИСИНПОЛ). Она осуществляет определенную обработку информации во взаимосвязанных банках данных, которые охватывают преступные нарушения налогового законодательства.
Первым практическим шагом, создающим предпосылки для компьютерного поиска неплательщиков налогов, стало формирование органами налоговой полиции собственных автоматизированных информационных массивов, а также использование сведений, накапливаемых в налоговых, правоохранительных органах и расчетно-кассовых центрах Центрального банка РФ. В Москве использование компьютерных методов анализа и обработки информации позволяет ежегодно доначислять в бюджет в среднем порядка 10% от общей суммы собранных налогов.

Глава 2. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации.

    2.1. Объект, объективная и субъективная сторона преступления.

Переходя к подробному рассмотрению вопроса уклонения от уплаты налогов с организации, начать, стоит с исследования объекта, объективной и субъективной сторон данного состава преступления.

Схематично состав преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, можно представить в следующем виде:

Таблица 5.

Элемент правового регулирования

Характеристика

Объект преступления

Налоговые правоотношения в сфере установления, введения, исчисления, взимания и уплаты налогов и сборов с юридических лиц (за исключением  таможенных платежей)

Объективная сторона

Действие или бездействие

Субъект

Лицо, на которое в соответствии с его полномочиями возложена обязанность обеспечить уплату налогов и сборов с организации

Субъективная сторона

Прямой умысел

 

По мнению И.Н.Соловьева, объектом преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ, является финансово-хозяйственная система государства в части отношений, возникающих в связи с исчислением и внесением в бюджет государства налогов, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.[5]

Данное определение также подкрепляется и п.1 Постановления, в котором особое внимание уделяется тому факту, что уклонение от уплаты налогов влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему РФ, а, следовательно, может  привести к нарушениям в финансово-хозяйственной деятельности государства, о чем уже упоминалось в предыдущей главе данной работы.

При рассмотрении данного вопроса также стоит упомянуть следующую цитату Лопашенко Н.А.: «Составной частью указанного непосредственного объекта налоговых преступлений является принцип добропорядочности субъектов экономической деятельности, обеспечения свободной и честной конкуренции на рынке»[6]

В теме объекта преступления уклонения от уплаты налогов с организации, отдельно стоит рассказать о предмете данного преступления. Исходя из теории,  предмет данного преступления можно определить в виде денежных средств, подлежащих уплате в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды РФ.

         Обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ является уклонение от уплаты налогов в крупном размере. Законодатель определяет и способы уклонения от уплаты налога:

- непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным

- включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере[7]

         В примечании в ст.199 законодателем определяется значение крупного размера для данной статьи: «Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей».

         Для более ясной картины исследования отдельно стоит дать определение налога, налоговой декларации и объекта налогообложения.

         Во введении к данной курсовой работы уже давалось определение налога, которое закреплено в налоговом кодексе РФ, которое звучит следующим образом: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»[8]

Так налоговый кодекс РФ в ст. 80 определяет налоговую декларацию: «Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога»[9].

Согласно ч.1 ст. 38 Налогового кодекса РФ: «Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога».

Согласно п.3 Постановления Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», моментом окончания преступления, предусмотренного статьей 198 или статьей 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством[10].

Исходя из данной позиции Верховного Суда РФ можно сделать вывод о том, что состав, предусмотренный ст.199 УК РФ, является формальным, поскольку он считается оконченным (т.е. в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления) с момента выполнения субъектом преступления всех признаков объективной стороны.

Применительно к специфике налоговых преступлений весьма важным элементом объективной стороны преступления является способ его совершения, поэтому наиболее характерные способы уклонения от уплаты налогов, которые были приведены в предыдущей главе данной работы.

В литературе преобладает следующее определение субъективной стороны – это психическое, внутреннее отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию и его последствиям.

Тимофеев А.М. дает следующее определение субъективной стороны данного преступления: «Лицо осознает, что не представляет налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо включает в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложные сведения с целью уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации в крупном размере и желает эти действия (бездействие) совершить».

Субъективная сторона преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, характеризуется прямым умыслом и не может быть совершено по неосторожности, так как это специально не предусмотрено соответствующей статьей особенной части УК РФ.

Говоря об элементах субъективной стороны данного преступления, стоит отметить два основных элемента: цель и мотив. Если говорить кратко, целью является сам факт уклонения от уплаты налогов, а мотивом корыстное побуждение и желание минимизировать налоговые выплаты с целью обогащения.

2.2. Субъект преступления.

Согласно юридической литературе: «Субъектом преступления является лицо, осуществляющее воздействие на объект уголовно-правовой охраны и способное нести за это ответственность. Признаки субъекта преступления образуют один из элементов состава преступления. Наличие у лица, совершившего преступление, определённых субъективных признаков может рассматриваться также как условие уголовной ответственности»[11]. По закону для данного преступления предусмотрен общий субъект, то есть достигшее 16 лет вменяемое лицо.

Однако если обратиться к п.7 Постановления Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», можно заметить, что оно трактуется несколько шире, а именно: «К субъектам преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера)»[12].

         Данная трактовка является более широкой в силу того, что в нем расширяется количество лиц, которые могут быть привлечены к ответственности по статье 199, так, например, в качестве субъектов преступления могут признать «фактически выполнявших обязанности руководителя или главного бухгалтера». При этом в вышеуказанном постановление не придается значение вопросу, действовало ли лицо на основании договора или иного полномочия либо выполнило эту работу без каких-либо правовых оснований. Таким образом, можно назвать перечень лиц, которые могут понести ответственность за данной преступление следующим образом:

- руководитель организации-налогоплательщика;

- главный (старший) бухгалтер;

- лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера.

В том же пункте закреплено, что иные служащие организации налогоплательщика  могут быть привлечены к ответственности в качестве пособником.

         Также стоит отметить, что по данному преступлению имеются следующие квалифицирующие признаки – совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере.

2.3. Условия, определяющие наступление уголовной ответсвенности.

Среди условий наступления уголовной ответственности по статье 199 Уголовного кодекса РФ можно выделить несколько основных условий, например, наличие общего субъекта преступления (вменяемого лицо, достигшее 16 лет), преступление должно иметь общественную опасность, преступление должно быть оконченным и совершал ли лицо преступления до этого.

         Как следует из примечания 2 к ст.199 в случае, если лицо совершило преступление впервые, то оно освобождается от уголовной ответственности. В случае, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

         Нормой статьи 199 Уголовного кодекса РФ установлены следующие меры ответственности:

- штраф от 100000 до 300000 рублей

- штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет

- принудительные работы до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

- арест до 6 месяцев

- лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

         При наличии квалифицированного состава преступления (группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере):

- штраф от 200000 до 500000 рублей

- штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет

- принудительные работы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

- лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

 


Заключение

          В данной курсовой работе было проведено исследование такого серьезного вопроса, как уклонение от уплаты налогов с организации.

         Этой теме уделяется большое внимание, так как немалая часть налоговых поступлений в бюджет страны приходится на налоги с организаций, поэтому преступления в данной сфере оказывают серьезное влияние не только на экономическое благополучие государства, но и на социально-общественную обстановку в стране.

         В начале работы были рассмотрены основные причины уклонения от уплаты налогов, которые главным образом произрастают из недостатков в юридической технике написания законов, нравственно-психологических аспектов и экономических причин.

         Анализ действующего законодательства, работ ученых-юристов и статистики преступлений в сфере уклонения от уплаты налогов позволило автору работы достичь поставленных перед исследованием целей и задач. А именно, была дана общая характеристика преступления уклонения от уплаты налогов (понятие, классификация),  также отдельно были рассмотрены следующие вопросы: минимизация налоговых выплат,  состав преступления уклонение от уплаты налогов с организации (объект, объективная, субъективная сторона, субъект) и условия, определяющие наступление уголовной ответственности по данному преступлению.

Список использованных источников

  1. Барулин, С.В. Налоговый менеджмент: управление в налоговой сфере. – М., 2007. – 272 с. – Библиогр.: с. 205-219.
  2. Дмитриев, Д.Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. – М., 2011. – 356 с. – Библиогр.: с. 54-68.
  3. Елатов, Н.Г. Теневая экономика. – М., Норма, 2012. – 154 с. – Библиогр.: с. 18-20.
  4. НК РФ – М., 2013. Глава 23, часть 2. ст.
  5. Соловьев, И.Н. Уголовно – правовая и криминалистическая характеристика налоговых преступлений: дис. … докт. юрид. наук: 10.08.11: защищена 21.10.11: утв. 26.11.11 / Соловьев Иван Николаевич. – М., 2011. – 169 с. – Библиогр.: с. 63-64.
  6. Лопашенко, М.А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий уголовному закону. – М., 2006. – 270 с. – Библиогр.: с. 4-10.
  7. УК РФ – М., 2013 Глава 3, часть 2, ст.199
  8. УК РФ – М., 2013 Глава 3, часть 1, ст.199 п.1
  9. НК РФ – М., 2013 Глава 1, часть 1, ст.80
  10.  Постановление Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»
  11.   Русаков, Ф.И. Государство и право: учебное пособие. – М., 2012. – 300 с. – Библиогр.: с. 3-4.
  12.  Постановление Пленума ВС  РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»


28

1

листов

лист

лит.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31813. Модели процесса принятия решений 27 KB
  2политические – система предпочтений лица принимающего решение 3организационные – в большинстве организаций есть организованные анархии процесс принятия решений в которых обладает особенностями. 4 Три типа ППР 1Сначала думаю: определение проблемы диагностика проектирование решениевыбор 2Сначала вижу: подготовка инкубирование проектирование верификация 3Сначала делаю: действие выбор закрепление 5 Классификация процессов взаимодействия руководителя со своими подчиненными: 1 Вы решаете задачу самостоятельно используя ту...
31814. Теория игр в разработке управленческих решений: основные понятия, виды 27.5 KB
  Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию которая может вести к выигрышу или проигрышу в зависимости от поведения других игроков. Стратегия игрока – правила действия игрока в каждой из возможных ситуаций игры. Платежная матрица – матрица эффективности матрица игры. Она включает все значения выигрышей.
31815. Позиционные игры и метод «Дерево решений» при разработке управленческих решений 34 KB
  Позиционные игры и метод Дерево решений при разработке управленческих решений. Позиционные игры класс бескоалиционных игр в которых принятие игроками решений т. в ходе процесса принятия решений субъект проходит последовательность состояний в каждом из которых ему приходится принимать некоторое частичное решение. Дерево решений – это графоаналитический метод позволяющий визуально оценить различные действия различных факторов на выбор УР.
31816. Технология ведения деловых бесед 29 KB
  К числу целей требующих проведения деловой беседы можно отнести вопервых стремление одного собеседника посредством слова оказать определенное влияние на другого человека или группы к действию с тем чтобы изменить существующую деловую ситуацию или деловые отношения другими словами создать новую деловую ситуацию или новые деловые отношения между участниками беседы; вовторых необходимость выработки руководителями соответствующих решений на основании анализа мнений и высказываний сотрудников. В сравнении с другими видами речевой...
31817. Личные качества менеджера, темперамент и психологический тип лица, принимающего решения 34 KB
  Личные качества менеджера темперамент и психологический тип лица принимающего решения. менеджер занимается приемом передачей и обработкой информации необходимой для работы предприятия; руководитель принимает решения которые ложатся в основу работы предприятия. К основным личным качествам современного менеджера можно отнести такие качества как: жажда знаний профессионализм новаторство и творческий подход к работе; упорство уверенность в себе и преданность делу; нестандартное мышление изобретательность инициативность и...
31818. Организация процесса разработки, принятия и выполнения управленческих решений 26 KB
  Фактор виляющие на организацию проц ЛПР: 1Степень структурированности проблемы 2Степень загрузки ЛПР 3Налич инфи 4Степень неопределенности 5Наличие ресв 6Масштабность проц принимаемого решения 7 организационная культура предприятия Особенности разработки запрограммированных и не запрограммированных решений: Алгоритм разрки запрогго решения: 1Распредеелние ресв на разработку решения 2Назаначение ответственных за выполнение УР Алгоритм разрки не запрогго решения: 1Создание временного труд колва по РУР 2Координация проц РУР 3Контроль хода...
31819. Использование власти и личностного влияния в процессе принятия управленческих решений 24 KB
  Управленческие отношения формируются самим рукм в сфере его воздействия в поле его влияния. Формализованные УР ориентируют рукля на жесткие требования а работников на подчинение этим требованиям. Персонализированные ориентируют руководителя на мягкие требования а работников на самостоятельное решение проблем. Виды: 1Атхократические подчиняются силе воли рукля 2Технократические – рабки подчиняются производственному проц 3Бюрократические – подчиняются организационному порядку в ущерб делу Персонализированные упре отношения:...
31820. Современные программные средства, используемые для поддержки принятия решений 24 KB
  Продукт SS Wrehouse dministrtor позволяет реализовать хранилища данных на верхнем уровне и SS OLP ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ В РЕЖИМЕ реального времени. Продукт Orcle Wrehouse Builder OWB – средства для проектирования и развертывания хранилищ данных витрин данных и приложений по деловому интеллекту в Интернет. Система Business Objects – предназначен для создания самых сложных консолидирующих упрх и аналитических отчетов на основе накопленных в организации разнородных данных рассылки этих отчетов корпоративным сервером. Система...
31821. Понятие и классификация автоматизированных информационных систем в управлении 28.5 KB
  Автоматизированная информационная система АИС совокупность программноаппаратных средств предназначенных для автоматизации деятельности связанной с хранением передачей и обработкой информации. АИС являются с одной стороны разновидностью информационных систем ИС с другой автоматизированных систем АС вследствие чего их часто называют ИС или АС. В АИС за хранение информации отвечают: на физическом уровне встроенные устройства памяти RM внешние накопители дисковые массивы на программном уровне файловая система ОС СУБД...