88224

Формирование этнокультурной компетентности младших школьников

Курсовая

Педагогика и дидактика

Перемены, происходящие в российском полиэтническом обществе, находят отражение в социальном заказе образованию. Изменился образ жизни человека: характер его труда, быта, общения. В этой связи традиционная система образования, которая обеспечивала подготовку детей к жизни, претерпевает кардинальные изменения.

Русский

2015-04-27

159.5 KB

15 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет Педагогического Образования и Биологии

Кафедра педагогики

Курсовая работа

По дисциплине: «Педагогика»

На тему: «Формирование этнокультурной компетентности младших школьников»

Выполнила: студентка 2 курса

Специальность: «Начальное образование»

Чирвина А.Ю

                                     Проверила: Кюнкрикова И.В

Элиста 2014г.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………3

Глава I. Теоретические основы формирования этнокультурной компетентности младших школьников..………………………….……………5

1.1. Понятие этнокультурной компетентности………………………………...5

1.2. Значение этнокультурной компетентности младших школьников……...14

Глава II. Технология игровой деятельности в процессе воспитания младших школьников…………………………………………….………………….……22

2.1. Игровые технологии как средство воспитания………………………….22

2.2. Система реализаций игровых методик в процессе воспитания младших школьников………………………………………………………………..…....29

Заключение..........................................................................................................37

Литература……………………………………...………………….………..….38

Введение

Перемены, происходящие в российском полиэтническом обществе, находят отражение в социальном заказе образованию. Изменился образ жизни человека: характер его труда, быта, общения. В этой связи традиционная система образования, которая обеспечивала подготовку детей к жизни, претерпевает кардинальные изменения. Задачей школы становится подготовка личности, гражданина принадлежащего, с одной стороны, к определенному этносоциуму, культуре, исторической эпохе, с другой – гражданина России, мира [1, c.20].

В настоящее время мы столкнулись с этническим парадоксом современности. В обществах разных стран возникло стремление народов сохранить свою самобытность, возродить культуру, осознать значимость этнической идентичности. Проблема межэтнической напряженности особенно актуальна в современной России.

Проблемой формирования этнокультурной компетентности занимались такие ученые как Т. И. Бакланова, О.Д. Мукаева, А. Б. Панькин, В. К. Шаповалов и др. Решению теоретико-методологических аспектов изучения этнокультуры способствовали культурологические исследования А.И.Арнольдова, С.Н.Артановского, А.А.Аронова, М.М.Бахтина, Л.Н.Гумилева, Н.А.Бердяева, B. И.С.Гуревич, Д.С.Лихачева и др.

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать систему мероприятий, направленных на формирование этнокультурной компетентности младших школьников.

Объект исследования: внеурочная деятельность младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования этнокультурной компетентности младших школьников.

Исходя из этого можно сформулировать следующую гипотезу:

формирование этнокультурной компетентности младших школьников будет эффективно при условии:

- определения сущности этнокультурной компетентности детей младшего школьного возраста

- систематического использования этнокультурного материала;

- анализа деятельности педагогов по формированию этнокультурной компетентности школьников;

- проведения опытно-экспериментальной работы по формированию этнокультурной компетентности учащихся начальной школы.

Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:

1.Рскрыть особенности этнокультурной компетентности младшего школьника;

2. Проанализировать деятельность педагогов по формированию этнокультурной компетентности школьников;

3. Провести опытно-экспериментальную  работу по формированию этнокультурной  компетентности учащихся начальной  школы.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседы.

База исследования: Элистинская средняя школа №4.

Структура работы: курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.

Глава I. Теоретические основы формирования этнокультурной компетентности младших школьников.

1. 1. Понятие этнокультурной компетентности

Прежде чем дать определение «этнокультурной компетентности»

Словарь иностранных  слов раскрывает понятие «компетентный» как обладающий кругом прав и полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению. Французское competent переводится как компетентный, правомочный. Оно также имеет юридический оттенок. В английском языке в термине competence доминирует смысл качества личности: компетентность трактуется как способность.

Понятие «компетенция»  чаще применяется для обозначения:

- образовательного результата, выражающегося в подготовленности, «оспособленности» выпускника, в  реальном владении методами, средствами  деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами;

- такой формы сочетания  знаний, умений и навыков, которая  позволяет ставить и достигать  цели по преобразованию окружающей  среды.

Суффикс «-ность» в русском  языке означает степень овладения  определенным качеством, поэтому термин «компетентность» чаще используется для обозначения определенных качеств, степени овладения ими.

Под компетентностью  чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей  способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности

Таким образом, понятия  компетенций, компетентностей значительно  шире понятий знания, умения, навыки. Оно включает направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.). Способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер - самостоятельность, целеустремленность, волевые качества. Можно также понимать под компетентностью владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.

Компетенция предполагает некоторое отчужденное наперед  заданное требование к образовательной (включая профессиональную) подготовке обучаемого, а компетентность есть уже состоявшееся личностное качество. Одним из наиболее распространенных определений рассматриваемого термина в отечественной психолого-педагогической литературе является следующее: качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности". Э.Ф.Зеер под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.

На наш взгляд, можно  утверждать, что компетентность представляет собой присвоенную, отрефлексированную им в ходе профессиональной деятельности систему социально-значимых и личностно-значимых компетенций.

Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. В педагогическом словаре под редакцией Мижериковой В.А. мы находим похожее определение: Компетенция – возможность установления субъектом деятельности связи между знанием и ситуацией, или  способность найти, обнаружить ориентировочную основу действий, процедуру, необходимую для разрешения проблемы в конкретной ситуации.

«Этнокультурная компетентность – это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [4, c.35].

То есть обладать этнокультурной компетентностью – значит признавать мультикультурализм, обладать глубокими знаниями об этнических общностях и их культуре, осознавать их различия. При этом хотелось бы отметить, что знания не рассматривается, как некая сумма обладания информацией о той или иной этнической общности, а как деятельностные основания, реализуемые для достижения эффективного межэтнического взаимопонимания и взаимодействия.

Этнокультурная компетентность предполагает понимание происхождения источников и последствий нетерпимого отношения к другим. Важно также знать причины межэтнических напряжений и конфликтов и пути их урегулирования. В этом случае этнокультурная компетентность помогает достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения, присущих этническим группам и их представителям без применения давления, преимущественно при помощи компромиссного и приемлемого для всех решения [5, c.58].

Цель этнокультурной компетентности имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель состоит в стабилизации межнациональных отношений и учете этнических особенностей, интересов каждого народа, в стремлении к межэтническому диалогу. Внутренняя целевая направленность заключается в том, что учащийся должен быть не только «носителем» знаний в области этнокультуры и межэтнического взаимодействия, но и их активным пользователем.

Базовыми направлениями формирования этнокультурной компетентности учащихся начальной школы являются: 1) развитие у них принятия и понимания других народов, признания ценности этнокультурного многообразия; 2) воспитание их в духе мира, гуманного межэтнического общения, развитие толерантных качеств личности; 3) приобретение ими знаний, представлений об истории, географии, культуре, обычаях, получение в начальной школе учащимися знаний о традициях, образе жизни, ценностях разных народов; 4) формирование у школьников осознания и признания приоритета общечеловеческих ценностей над- классовыми и групповыми, понимания необходимости гармонизации общечеловеческих и национальных интересов, а также поиск общих культурных элементов, интересов, потребностей; 5) развитие у младших школьников конструктивных коммуникативных умений и поведенческих моделей во взаимодействии с представителями других этносов и национальностей.

Проблемой формирования этнокультурной компетентности занимались такие ученые как Ю.В.Бромлей, Ф.Ф.Болонев, И.С.Кон, С.В.Лурье, Мукаева, А. Б. Панькин, В. К.  и др. Решению теоретико-методологических аспектов изучения этнокультуры способствовали культурологические исследования (А.И.Арнольдова, С.Н.Артановского, А.А.Аронова, М.М.Бахтина, Л.Н.Гумилева, Н.А.Бердяева, B. И.С.Гуревич, С.Н.Иконниковой, Д.С.Лихачева и др.) [2,263].

Формирование этнокультурной компетентности неразрывно связано с воспитанием этнической толерантности, так как именно она является инструментом, механизмом достижения межэтнического взаимопонимания и взаимодействия. Этническая толерантность, основанная на признании и принятии этнокультурного разнообразия, дает возможность учащимся младшей школы понять другие народы, сформировать начальный этнический опыт и знания.

Этнокультурная компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения. Способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а ,следовательно, и устранения нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой. Этнокультурная компетентность как объективно – субъективное явление включает в себя готовность школьника изучать различные культуры с целью комфортного существования в полиэтнической среде, преодолевая узости кругозора, постижения взаимовлияния народов. Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и в иные культуры[39].

Быть этнокультурно  компетентным - значит признавать принцип  плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах понимать их своеобразие и ценность. Этнокультурная компетентность соединяет знания, представления об этнических общностях и их культуре и толерантные и поведенческие отношения. Этнокультурная компетентность – степень проявления человеком знаний, навыков и умений, позволяющих ему правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия. Она реализуется, прежде всего, в высокой степени понимания, правильного учета своеобразия функционирования национально-психологических особенностей представителей тех или иных наций, выражающейся в тщательной фиксации и учете:

- потребностей, мотивов  и ценностных ориентаций представителей  конкретных национальных ориентаций, этническая специфика проявлении которых существенно влияет на общение с ними;

-фактов, свидетельствующих  о наличии несоответствия между  потребностями и мотивами представителей  конкретных национальных общностей  и функционирующими в общественном создании населения традиционными нормам делового, политического и межнационального взаимодействия между людьми;

-своеобразия проявления  национального самосознания представителей  конкретных национальностей;

-специфики форм защиты  политического самосознания представителей конкретных этнических общностей от элементов национализма, шовинизма в ходе межнационльных отношений.

Таким образом, сущность этнокультурной компетентности младших школьников заключается в том, что это сложное индивидуальное образование, которое интегрирует в себе теоретические знания, практические умения, навыки, этнокультурные ценности и сознательный выбор моделей поведения.

1.2. Классификация и виды игр.

В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребёнок, писал Макаренко, должен играть, «надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». Эта сторона жизни коллектива нашла свое яркое выражение в эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки и т. п. ) и во всей структуре и деятельности коллективов.

К. Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Разработанная К. Д. Ушинским теория детской игры , явилась большим вкладом не только в русскую, но и в мировую педагогику. Она не зависит от религиозно-мистических толкований. Ушинский показал характер и значение детской игры, дал ценные методические указания об использовании игр в работе с детьми .

В деле воспитания детей К. Д. Ушинский видное место отводил природе - «одному из значительных агентов в воспитании человека». Природные явления и предметы рано начинают занимать ум ребенка. Общение детей с природой помогает развивать их умственные способности. Наблюдение и изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию. С ранних лет необходимо воспитывать у детей бережное отношение к сохранению природной среды. Эстетическое воспитание Ушинский ставил в прямую связь с нравственным воспитанием детей дошкольного и младшего школьного возраста. Детскими чувствами надо руководить, не насилуя их, указывал он, надо заботиться о создании окружающей обстановки, удовлетворяющей эстетическим и педагогическим требованиям. «Украшайте, - говорил Ушинский, - комнату дитяти красивыми вещами, но только красота которых доступна ребенку». Простые по изложению, доступные для понимания, художественные рассказы, стихи, статьи, данные К. Д. Ушинским в «Родном слове», служили для миллионов русских детей ценным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Возникшая теория воспитывающего обучения активизировала применение игр в дидактике, но практически не вывела игры на учащихся. Отрадно, что в общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра принимается, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно. В России дидактическое значение игры доказывал еще К. Д. Ушинский. Педагогическое явление игры учащихся истолкован в трудах А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского.

Труд и игра имеют способность дополнять друг друга, взаимопроникать друг в друга. Они родственны по происхождению, по сверхзадаче. Исследователь народной культуры В. М. Григорьев отмечает, что игра - это занятие, во-первых, не по обязанности, а добровольное, по желанию, приносящее радость; во-вторых, эта радость непосредственна, свободна от расчета на вознаграждение; в-третьих, игра не похожа на учение, труд, искусство и другие серьезные стороны жизни, но способна во многом воспроизводить, моделировать абсолютно любые из них; в-четвертых, в игре создается на время особый, условный мир, со своими законами.

Современную детскую игру нельзя рассматривать в рамках выше описанного «тренингово-операционального» понимания. Л. С. Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры.

В исследованиях содержания детской игры Е. О. Смирновой зафиксировано, в частности,что дети играют в «черепашек-ниндзя», «инопланетян», «покемонов», большинство игр не имеют ничего общего с положительными навыками. Если раньше дети находились рядом с взрослыми, при этом непосредственно участвуя в их деятельности, то сейчас детство - это отдельный период жизни, совершенно отдаленный от взрослых форм деятельности.

С. А. Шмаков вычленил ряд положений, отражающих сущность феномена игры. Игра - это самостоятельный вид развивающей деятельности; самая свободная и естественная форма проявления деятельности, в которой осознается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения; путь поиска ребенком в коллективах сотоварищей, в обществе, человечестве, во Вселенной; свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество; главная сфера общения детей. Культура общения как одно из выражений нравственно-эстетического самосознания и социальной сущности человека возникла лишь на определенной ступени развития человеческого общества и носит, следовательно, исторический характер.

Воспитание - одно из основных функций общества. В ходе процесса воспитания передается и усваивается опыт поколений, внедряются в сознание и поведение людей моральные нормы, принятые в данном обществе. Под воспитательным процессом понимается процесс, в котором в соответствии с целями и задачами общества совершается организованное воспитательное влияние, конечным своим результатом предусматривающее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В известных словарях, таких как, В. И. Даля, С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова значение существительного «формирование» приведено в контексте значений глаголов «формировать» и «формироваться» в следующем виде:

1) придавать чему-либо определенную форму и вид в результате развития и роста;

2) приобретать законченность, определенность, устойчивость в результате развития и изменений;

3) придавать чему-нибудь установленную, принятую форму в результате воздействия;

4) создавать, составлять, организовывать чего-либо;

         5) физически развиваться, приобретая зрелый вид и др.

Воспитательный процесс выступает перед нами как, необходимый и значимый для личности и общества. Его социальное значение состоит в том, что здесь формируется личность, и происходит это на основе важнейших социальных форм жизни человека - его деятельности и общения. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Следует помнить, что воспитание это не только «воспитывание», т. е. целенаправленное и квалифицированное воздействие на детей, но это и творческая активность индивидуальной личности каждого своего воспитанника.

Речь идет о двустороннем взаимоотношении ребенка и воспитателя. Важно найти в этом взаимоотношении «золотую середину». А для народной педагогики стремление к «золотой середине», ладу между, бесконечным многообразием подходов в рамках целого народа жизненно необходимо, закономерно. Ведущие педагоги справедливо считают, что принцип двусторонности процесса воспитания и обучения легко применим в процессе игры. Превращение игры в целенаправленное средство воспитания стало одним из первых педагогических свершений человечества. Игра – это некая школа социализации ребенка.

С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, культура общения, воспитанная детей вне игры. С другой стороны, увлекательное содержание игр, изображение коллективного труда, благородных поступков, способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей. Такое единство игровых и реальных отношений помогает создать нравственную направленность поведения детей.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В. П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. [5]

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

1.Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.

2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

3. Игра – первая ступень деятельности ребенка , его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.

4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

6. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т. д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников [15].

В силу некоторых причин, о которых будет сказано далее, игра необычайно привлекательна для участников любого возраста. Школьники тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в »конверсионных» целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности.

Нас интересует игра как воспитательное средство. В этом определении не хватает указания на личную включенность участников, фактор неожиданности, возможности игроков влиять на развитие событий и других свойствах, присущих именно игре (азарт, интерес, волшебство). В следующем разделе мы рассматриваем механизмы, обуславливающие привлекательность игры.

Какими свойствами игры детерминируется ее привлекательность?Д. Кавторадзе определяет игру как «способ группового диалогичного исследования возможной действительности в контексте личностных интересов». В определении выделено наличие: личных интересов каждого участника; «возможной действительности» (иной реальности); возможность действий в этой действительности (исследования); группы (включенность в общение); диалога (в тексте работы автор уточняет, что более точным было бы понятие «полилога»). Единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства- это непосредственно игра. Игра представляет собой возможность вытворять многое - в очень многих областях жизни. В области межличностных отношений (классические игры типа «дочки-матери»), в управлении (игры в «города», которые дети населяют вымышленными персонажами), собственно в исполнительском творчестве - вылепить из пластилина, нарисовать, сшить костюм Ю. В. Геронимус выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса: удовольствие от контактов с партнерами по игре; удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока; азарт от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры; необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях; быстрое выяснение последствий принятых решений. Это выяснение, как правило, возможно только в ходе игры, так как последствия зависят еще и от непредсказуемых действий других игроков; удовлетворение от успеха - промежуточного или окончательного; если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль; если игра азартная, то интерес к денежному выигрышу.

Б. Д. Эльконин в выступлении на конференции «Педагогика развития» сформулировал такой из механизмов возникновения интереса, как энергии исследования новых возможностей. Новоприобретенная возможность обычно подталкивает к опробованию. Это, например, объясняет интенсивность увлечения детей и взрослых Интернет - эта сеть дает ощущение практически неограниченных возможностей. В определении образовательной игры Д. Кавторадзе также говорится об «исследовании возможной действительности». То есть привлекательность игры заключается, в частности, в возникновении новых возможностей. Каких именно? Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Правда, следует отметить, что математические игры, решение головоломок, не апеллирующие ни к каким потребностям, часто увлекают не менее, чем игры с денежным выигрышем. Проблема игровой мотивации очень важна, но исследована пока не в полном объеме. Можно рассмотреть следующий перечень потребностей, которые могут быть реализованы в играх: наличие собственной деятельности; творчество; общение; власть; потребность в ином; самоопределение через ролевое экспериментирование; самоопределение через пробы деятельностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что педагоги во все времена придавали большое значение игре как средству воспитания и развития детей.

Глава II. Технология  игровой деятельности в процессе воспитания младших школьников.

2.1. Игровые технологии как средство воспитания.

 Историографический анализ психолого-педагогической литературы позволяет сказать, что в последние годы усилилось внимание ученых к разработке сущности феномена «педагогическая технология», выявлению основополагающих его характеристик и типов. Исследованию этой проблемы посвящены работы ведущих отечественных педагогов: В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревской, М.П. Горчаковой – Сибирской, М.В. Кларина, М.М. Левиной, В.М. Монахова, О.П. Околелова, С.Я. Савельева, В.В. Серикова, И.Б. Сенновского, Н.Ф. Талызиной, П.И. Третьякова и других.  Прежде всего, выясним, что такое технология в целом. В толковом словаре технология определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. По Шепелю В.М. технология - это искусство, мастерство, умение,совокупность методов обработки, изменения состояния[33].          Наиболее привычное понятие «технология» имеет отношение к производственному процессу и определяется как «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния свойств, форм сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции». Технология воплощает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.          Совокупность технологических операций образует технологический процесс. Современная наука использует термин «технология» в таких сочетаниях, как «технология обучения образовательного процесса, лечения, управления» [12].           Такое трактование термина позволяет сделать следующие выводы:  термин пришел в педагогику из технических наук;   технология – это способ преобразования чего-либо;   технология предусматривает последовательность в действиях.   Как видим, предпринятое толкование феномена «технология» является общим, применительно ко многим отраслям знаний: медицине, технике, в том числе и педагогике.         Под педагогической технологией понимается «система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная единой концептуальной основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников» [12].    В словаре понятий и терминов по образованию и педагогике определяются критерии педагогической технологии, включающие основные характеристики и показатели, по которым оценивается педагогическая деятельность. Это результативность (обеспечение поставленной цели), воспроизводимость (возможность использования в измененных условиях), транслируемость (возможность передачи опыта ее использования в виде знаний).           Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль его достижения. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса.        В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н.В. Бордовской и А.А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии. Наибольший интерес, в нашем исследовании, представляют игровые технологии. В данной классификации игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.         Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.    Прутченков А.С. определил игровую технологию как определенную последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов, результатов игровой деятельности [27].  Игровые технологии все чаще стали применяются в современном образовательном процессе. Игровая деятельность, организуемая учителем в начальной школе, включает правила, при выполнении которых учащиеся приобретают определенные знания, применимые в реальной жизни. Игровая деятельность наиболее результативна, если носит творческий и обучающий характер.
По определению В. С. Кукушина игровая технология - определенная последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов, результатов игровой деятельности [17].

Использование игровых технологий позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.  Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. Важное значение в этом процессе отводится педагогическим играм.           Педагоги по-разному классифицируют педагогические игры. Они, в отличии от других игр, направлены на познание, освоение преобразование деятельности, а также используются в качестве средств воспитания.  В нашем исследовании мы базируемся на классификации педагогических игр, разработанных Г. К. Селевко. Это игры по
области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические. По характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.По предметной среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические.
По предметной области: математические, химические, биологические, экологические, музыкальные, театральные, литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военные, прикладные, туристические, народные, общественные, управленческие, экономические, коммерческие.          Согласно классификации С. Л. Новоселовой [24], игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в две группы:         игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), - самостоятельные игры (игры-экспериментирования, сюжетно-отобрази-тельные, сюжетно-ролевые, режиссерские и тетрализованные);

игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, - организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);
игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, - народные игры.             Игры первой группы, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка.  Воспитательное и развивающее значение игр второй группы состоит в том, что они формируют культуру игры, способствуют усвоению социальных норм и правил.

Трудно найти деятельность ребенка, которая по важности соперничала бы с игрой. Воспитание использует огромное многообразие игр.

  Технологический алгоритм игры в процессе воспитания состоит из   трех  основных компонентов.[11]

 1.Создание у участников игрового состояния. Любая игра начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Опытный и творческий воспитатель для этой цели использует разные атрибуты, отличительные знаки участников, эмблемы, бумажные шапочки, он переставит мебель в помещении и изменит интерьер, организует неожиданный приход "почтальона" с "секретным" пакетом и др. Ребенку порой достаточно надеть бескозырку, чтобы он сразу себя почувствовал моряком, готовым отправляться в дальнее плавание.

 В такой момент у участников игры возникает специфическое эмоциональное отношение ко всему происходящему, к окружающим людям и к самим себе, появляется романтическое настроение, предчувствие чего-то загадочного и интересного. Игра, в которой момент начала не связан с созданием игрового состояния, а построен на запоминании правил игры, рассаживании или построении участников, прямых дисциплинарных установках, обречена на неудачу.

2.Организация игрового общения.  Игровое общение по своей природе - процесс двуединый: оно предполагает как реальное общение конкретных участников игры, так и воображаемое общение игровых персонажей, принятых ролей. Поэтому при организации игровых групп, при распределении ролей важно учитывать реальные отношения воспитанников: их возраст, опыт, интересы, симпатии. Но не менее важно обеспечить участникам игры и воображаемое общение: поддерживать их ролевые действия и переживания, эмоциональную идентификацию с персонажем и соучастие в ролевом взаимодействии {"капитан" - "боцман", "вождь племени" - "разведчик"). Эта технологическая задача решается с помощью ряда педагогических операций: установления личного контакта участников игры;  добровольного принятия детьми игровой роли; установления игровых правил, обязательных для всех участников; обеспечение авторитетного судейства, контроля за выполнением правил игры; организации общения "от ребенка".
      Очень важно включение самого педагога в игровое общение детей, принятие им игровой позиции. Игра в процессе воспитания не может существовать как стихийное взаимодействие детей; только при педагогическом участии воспитателя игра становится важнейшим средством воспитания.
        3. Организация игрового действия.  Игровое действие всегда связано с психической и физической активностью воспитанников и проявляется в выполнении ими определенных движений (командная игра в мяч), трудовых операций ("Мастерская Деда Мороза"), поведенческих действий (сюжетно-ролевая игра "В поисках таинственного острова"). Игровое действие направляется правилами игры или ее сюжетом. Нередки случаи, когда детей нужно обучить первым игровым действиям: познакомить с правилами игры, показать приемы ориентирования на местности и др. Но технология педагогически организованной игры обязывает "скрывать" обучающее начало, считаясь с особенностями этого вида деятельности ребенка.
   Педагог, организующий игру, всегда ставит перед собой определенную педагогическую цель, например; развить двигательные навыки младших школьников, расширить их кругозор, дать представление о тех или иных сторонах социальной жизни, раскрыть творческие возможности детей , создать для них ситуации переживания успеха, обогатить опыт дружеского общения в коллективе и др. Но ребенок в игре прямо не реализует эти педагогические цели, они должны быть преобразованы в его индивидуальные цели, которые связаны со стремлением, "чтобы было весело, интересно", "чтобы выиграть", "чтобы победить противника", "чтобы доказать, что мы лучше", "чтобы получить приз" и др.
   Игра, несущая воспитательный характер  должна иметь результативное завершение. И это не только факт состоявшейся победы, поражения (или "победила дружба"), но и яркое эмоциональное переживание итога игрового действия. В педагогически организованной детской игре важно отметить всех участников: победителей - особыми призами, присвоением "званий" и "титулов"; проигравших - за проявленные достижения в ходе игры, за особые творческие "взлеты", за стремление к победе, за выручку и взаимопомощь...
    Таким образом, основная идея технологии игры направлена на то, чтобы воспитательное воздействие приобрело опосредованные, скрытые для младших школьников формы. Воспитание в игре тем результативнее, чем она увлекательнее и чем больше педагог воспринимается детьми как желанный участник их игры.

2.2. Система реализаций игровых методик в процессе воспитания младших школьников.

Центральная идея предлагаемых методик - создание ситуации «свободного выбора», в которой только и становится реальным выявление отношений. «Свободный выбор» представлен либо как умозрительный выбор, либо как эмоциональное предпочтение, либо в качестве создаваемой практическо-действенной ситуации реального поведенческого выбора. Использование представленных игровых методик позволило решать задачу в развитии личности ребенка - активизировать его внимание к собственному «Я», развивать потребность познания себя, самосовершенствовании, стимулировать самореализацию каждого в доступной деятельности с учетом индивидуальности.

Для определения эффективности используемых игр, игровых методик и средств рекомендовалось использование также многочисленных данных, полученных с помощью наблюдения за школьниками , их опроса, анализа продукта их деятельности (сочинения, метод незаконченных предложений и т. д. ).

Одной из главных задач планирования нашей работы была выбрана задача воспитания патриотических, нравственных, умственных качеств, качеств коллективизма детей 6-9 лет с помощью игры.

Для формирования патриотических качеств личности детей были отобраны игры, содержание которых включало как знание об истории России, так и краеведческий материал. Полученные знания отражались в играх детей, когда они как бы были строителями родного города, города будущего, совершили путешествие по родным местам, готовились стать космонавтами. Подобные игры захватывали детей, но порой можно было наблюдать, как во время оживленной игры кто-то из ребят покидал товарищей, переходил к игре с другим содержанием. И здесь мы использовали рекомендации  педагогов-практиков: никогда не оставлять без внимания казалось бы незначительный факт: надо учить детей ответственности, доводить дело до конца, особенно если ее участники заняты таким серьезным делом, как подготовка к полету в космос или строительство нового города. Иногда ребенок нуждался в подсказке педагога. И если помощь ему оказывалась вовремя, игра продолжалась.

При решении задач нравственного воспитания на первое место мы ставили формирование у детей такого качества как целеустремленность. Целеустремленность поведения ребенка заключается в умении поставить реальную задачу, выбрать средства для  ее достижения, преодолеть возникающие трудности. Целеустремленность формируется главным образом в играх типа, например «Казаки-разбойники», «Последний герой».

Дети разбиваются на две команды: команду казаков и команду разбойников. «Разбойникам» надо за определенное время спрятаться самим на оговоренной территории и спрятать «клад»: какую-то игрушку, предмет, конфету. После этого «казаки» разбегаются по двору в поисках всех «разбойников» и «клада». Чтобы сбить с толку и запутать «казаков», «разбойникам» разрешается рисовать на заборах, асфальте и стенах стрелки. После удачных поисков команды меняются местами.

Ведущий: Ребята! Кто из вас любит смотреть передачу «Последний герой»? А хотите сами отправится на необитаемый остров, на поиски сокровищ? Каждый участник должен быть смелым, умелым и дружным. У нас все такие? Тогда постройтесь в 2 ряда. У нас будет 2 команды. Вам нужно придумать названия для своих команд. (Жюри из 3 человек оценивает игру)

1 тур: Морские испытания.

Ведущий: К острову мы плывем на корабле. Наш корабль уже в открытом океане. Начинаются морские испытания. Перед вами названия морей. Каких морей не существует? Белое, Синее, Черное, Желтое, Зеленое, Красное. (Жюри оценивает правильность ответа. Нет Синего и Зеленого моря. )

Ведущий: А теперь сыграем в морскую игру: «Море, берег, парус»По сигналу «Море!» - все делают шаг вперед,по сигналу «Берег!» - шаг назад,по сигналу «Парус!» - поднимают руки. Ведущий: Настоящие моряки умеют хорошо плавать. А вы? Какие стили плавания вы знаете? Попробуйте их изобразить. (Дети изображают, как они плывут)

2 тур: Жизнь на острове.

Ведущий: Мы с вами благополучно доплыли до острова. Каждая команда может взять с собой 5 самых нужных вещей для жизни на необитаемом острове. У вас есть одна минута, чтобы посовещаться с командой и написать их названия. (Жюри оценивает находчивость команд по 10 балльной системе)

Ведущий: А где вы будете жить на острове? Нужно построить себе дом. Каждая команда нарисует свой дом на листе бумаги. Проявите фантазию: может быть, это будет хижина из бамбука, или шалаш под пальмой, или дом на ветвях дерева. Главное условие: каждый игрок должен принять участие в рисовании. Напишите рядом свои имена. (Каждый художник получает фломастеры в подарок. Рисунки вывешивают рядом. Жюри оценивает оба дома).

Ведущий: Дома вы себе построили. Пришла пора исследовать свой остров. Недалеко от ваших домов течет ручеек с чистой питьевой водой. Идите вдоль ручейка, и приготовьтесь к новым испытаниям. На этот раз команды играют сообща. «Ручеек»(Звучит музыка. Дети встают парами - одна команда напротив другой. Игрок, бегущий по ручейку, выбирает товарища, с которым встает первой парой. Музыку выключают).

Ведущий: Игрок, оставшийся без пары, получает приз - бутылку лимонада. Он должен разделить ее с 1 и 2 парами. Но вместе с призом вы получаете и задание. (На каждой бутылке записка с заданием: спеть песню, рассказать по строчке каждый: «У Лукоморья дуб зеленый», изобразить морскую картину, придумать танец пиратов, изобразить Нептуна и его свиту.

Игра в ручеек продолжается. Наконец все дети делятся на группы по 5 человек, и получают задания. Каждая группа выполняет свое задание. В награду - лимонад и сладости).

Ведущий: Объявляю Маленький пикник на острове для последних героев. (Дети отдыхают и угощаются), (Жюри называет сумму баллов каждой команды за игру)

3 тур: Сокровища(В классе развешены рисунки с изображением морских обитателей. На оборотной стороне семи рисунков - 7 разноцветных букв:Н - красного цвета,А - оранжевого,Д - желтого,Е - зеленого,Ж - голубого,Д - синего,А - фиолетового).

Ведущий: Ребята! Обе команды оказались дружными и находчивыми. Впереди финальная игра! Вы отправляетесь на поиски сокровищ. Ключ к сокровищам вам даст волшебное слово. 1 команда должна найти 7 букв. В этом вам помогут морские обитатели. 2 команда должна сложить из найденных букв - волшебное слово. (Команды ищут буквы и составляют слово)

Ведущий: Ребята! Вы нашли волшебное слово. В любом самом трудном деле - надейтесь на лучшее. И пусть рядом с вами всегда будут надежные друзья. Настало время - объединиться. Теперь вы одна классная команда. Ключ к сокровищам - в ваших руках. Посмотрите, что вам напоминает сочетание цветов в вашем слове? Правильно, радугу. Оглянитесь вокруг: над нашим островом протянулась радуга. Сокровища вы найдете под ней. (Дети находят рисунок с радугой и спрятанные сокровища)

Ведущий: Поздравляю вас с победой! Все вы последние герои.

Ведущий: Ручеек привел вас на красивую солнечную поляну. Это Поляна чудес. Здесь мы отдохнем и поиграем в одну известную игру. Игра: Поле чудес. В каждом туре играют по 2 игрока от команд. Загадываются слова, связанные с морем и путешествиями: Бригантина, дельфин, горизонт, экватор, жемчуг. Победители получают призы. «Последний герой.

Эпизод III»Первый конкурс. Подпрыгнуть до потолка - гостю завязывают глаза, сзади него становится кто-то с доской. Затем просим гостя подпрыгнуть, он прыгает, но до потолка не достает. Просим подпрыгнуть еще раз, при этом над головой гостя поднимаем доску на такую высоту, чтобы гость мог до нее достать. (4 чел. )

Второй конкурс. Пройти по «болоту» - при помощи 2-х листков бумаги дойти до конца стены, не ступая на пол. (26 человек - разделить в 2 группы по 13 человек)Третий конкурс. Найти тайник в темноте - гость ставится перед стулом с каким-нибудь предметом, отходит от него на 8-10 шагов, затем гостю завязывают глаза, предлагают повернуться вокруг себя и пройти обратно до стула и взять предмет. (6 чел. )Четвертый конкурс. Пройти между рифами - гость должен с завязанными глазами пройти между пластиковыми бутылками, не задев их (можно сразу несколько человек). (4 чел. )«На пригорке»Все встают в круг. В центр кладут подушку. Участники ходят вокруг нее, напевая. Ведущий берет подушку и ходит внутри круга. Хоровод останавливается при окончании песни. Ведущий же останавливается на одном человеке. Берет его, они садятся на подушку.

Наблюдение за подготовкой и проведение игры показало значительные изменения в развитии детей. Многие дети проявляли инициативу, вносили свои предложения в сценарий игры, по ее совершенствованию.

Педагогам-практикам хорошо известно, что влияние коллектива на личность ребенка зависит от слияния его с коллективом, от того, насколько он влюблен в свой коллектив, в какой мере он ощущает себя его членом, в какой мере ценности коллектива являются его собственными ценностями. Поэтому в нашей работе мы приведем ряд игр, направленных на сплочение младших школьников:

Ты мне нравишься.

Цели: Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. "Паутина" представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех учеников класса.

Материалы: Клубок цветной шерсти.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика.

Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в "паутине". После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: "Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что..." Например, я говорю: "Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс". Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: "Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике". При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Ни одна семья, ни один коллектив не смогут быть полноценными и эффективными, пока в них будут оставаться "козлы отпущения" и "аутсайдеры". Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы "Ты мне нравишься, потому что...", то позвольте им заменить ее словами "Мне понравилось, как ты...".

Постепенно "паутина" будет расти и заполняться. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Хороший друг.

Цели: Умение налаживать дружеские взаимоотношения дети приобретают еще в семье, но развивать этот навык в полной мере они могут, только находя друзей за пределами свого дома. Поэтому очень важно способствовать развитию дружбы между детьми в классе. Игра "Хороший друг" вносит свою лепту в эту важную воспитательную задачу.

По завершении этого упражнения Вы можете дать дополнительное задание: представь себе такого человека, который вообще не хочет иметь друзей, этот человек делает все, чтобы остаться в одиночестве. Знаешь ли ты такого человека? Напиши историю или нарисуй картину о том, кто не хочет иметь близких друзей.

Материалы: Бумага, карандаш, фломастеры — каждому ребенку.

Инструкция: Подумай о своем хорошем друге. Это может быть реальный человек, с которым ты на самом деле дружишь. Если же у тебя такого друга еще нет, то ты можешь его себе просто вообразить. А можешь подумать и том, с кем ты только собираешься подружиться.
Что ты можешь сказать об этом человеке? Что вы любите делать вместе? Как выглядит этот твой друг? Что тебе больше всего нравится в нем? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба все больше и больше крепла?

Подумай над этими вопросами. Ответы на них ты можешь записать на бумаге, можешь нарисовать, а можешь сделать и то, и другое. (15 минут.)

Теперь соберитесь в группы по четыре человека. Если хотите, можете показать друг другу свои рисунки и сочинения. А можете еще и рассказать, о чем вы думали, выполняя это упражнение. Внимательно выслушайте, что скажут вам остальные дети из вашей четверки. (10 минут.)

Педагогическая практика подтвердила, что воспитание детей происходит успешнее, если воспитатель использует разнообразные  игры.

Заключение.

Анализ теоретической и методической литературы позволил сделать следующее обобщение понятия игры и ее места в воспитании младших школьников. В педагогической литературе как классической, так и современной достаточно полно разработаны теоретические и практические основы игры как средства воспитания младших школьников. Теоретическую основу игры как средства воспитания составляют разработанные педагогами понятия игры, игровая деятельность, а также принципы и особенности игры как деятельности детей. Ученые дают четкую классификацию видов игр, указывают на роль воспитателя в организации игровой деятельности младших школьников. Игра рассматривается как процесс, который включает в себя подготовку, проведение и подведение итогов игры. Важную роль в игре играет личность ребенка. Учет индивидуальных особенностей детей, их потребностей, мотивов позволяет создать правильный микроклимат при осуществлении игровой деятельности. Только в этом случае можно избежать многих ошибок при проведению игр с детьми. Ведущее место в игровой деятельности занимают сюжетно-ролевые игры. Именно они способствуют в большей мере как воспитанию, так и развитию личности младшего школьника. Применяя игру как метод воспитания младшего школьника, необходимо учитывать, что в управлении его ведущая роль должна принадлежать воспитателю.

Литература

  1.  Васильева А.А. Поликультурное образование в контексте мирового опыта: аккультурационный и диалоговый подходы //Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции/Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. – 349 с. С.20-24.
  2.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/Под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152.
  3.  Морозов И.А. Современное образование: компетенции, компетентности, универсальные учебные действия //Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции/Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. – 349 с. С.34-39.
  4.  Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности //Педагогика. – 2005. – № 3. – С. 35–42.
  5.  Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие /В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 240 с. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33241. Электромагнит 13.3 KB
  Обычно электромагнит состоит из обмотки и ферромагнитного сердечника который приобретает свойства магнита при прохождении по обмотке ток Регулирование скорости асинхронного двигателя Наиболее распространены следующие способы регулирования скорости асинхронного двигателя: изменение дополнительного сопротивления цепи ротора изменение напряжения подводимого к обмотке статора двигателя изменение частоты питающего напряжения а также переключение числа пар полюсов. Регулирование частоты вращения асинхронного двигателя путем введения...
33242. Закон полного тока 13.38 KB
  2Преимущества асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором следующие: приблизительно постоянная скорость при разных нагрузках; возможность кратковременных механических перегрузок; простота конструкции; простота пуска и легкость его автоматизации; более высокие соs j и к. чем у двигателей с фазным ротором. Практически асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором применяются в тех случаях когда не требуется регулирования скорости вращения двигателя. Преимущества асинхронных электродвигателей с фазным ротором: большой...
33243. Закон ома для магнитной цепи 12.92 KB
  Когда по катушке состоящей из до витков проходит ток I то он возбуждает магнитный поток Ф величина которого будет тем больше чем больше будет число ампервитков Iw. Произведение тока I на число витков w намагничивающая сила измеряется в амперах.
33244. Ферромагнитные материалы 13.25 KB
  Вращаясь вместе с ротором относительно статора поток в соответствии с законом электромагнитной индукции ЭМИ индуцирует в каждой фазе обмотки статора ЭДС . При замкнутой внешней цепи по обмоткам статора протекает ток нагрузки I который в свою очередь образует МДС статора . МДС создает магнитный поток реакции якоря и поток рассеяния аналогичный асинхронному двигателю который замыкается поперёк пазов статора и вокруг лобовых частей обмотки статора. Потоки и наводят в обмотке статора соответственно ЭДС и .
33245. Гистерезис 13.81 KB
  Электрические потери Рэл возникают в обмотках трансформатора и обусловлены их нагреванием при протекании по ним электрического тока. КПД трансформатора определяется как отношение активной мощности на выходе трансформатора к активной мощности на выходе первичной обмотки. КПД трансформатора зависит: 1 от конструкции трансформатора; 2 от степени загрузки трансформатора рис 4.9 Максимальный КПД будет у трансформатора с коэффициентом загрузки β = 045.
33246. Потенциал электростатического поля 13.32 KB
  Потенциал электростатического поля скалярная величина равная отношению потенциальной энергии заряда в поле к этому заряду: энергетическая характеристика поля в данной точке. Потенциал численно равен работе поля по перемещению единичного положительного заряда из данной точки электрического поля в бесконечность. Напряжение численно равно работе электростатического поля при перемещении единичного положительного заряда вдоль силовых линий этого поля.
33247. Зако́н Куло́на 13.12 KB
  μετρεω измеряю измерительный прибор предназначенный для определения мощности электрического тока или электромагнитного сигнала. В цепях постоянного тока мощность измеряют электро или ферродинамическим ваттметром. Мощность может быть также подсчитана перемножением значений тока и напряжения измеренных амперметром и вольтметром. В цепях однофазного тока измерение мощности может быть осуществлено электродинамическим ферродинамическим или индукционным ваттметром.
33248. Электри́ческое сопротивле́ние 13.23 KB
  Из систем многофазного тока наибольшее применение на практике получил трехфазный переменный ток.