88234

Учет собственного капитала и резервов

Лекция

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Порядок формирования и учет уставного капитала В соответствии с Гражданским кодексом в РБ функционируют следующие формы деятельности коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества: ООО ОДО ОАО ЗАО; производственные кооперативы; унитарные организации.

Русский

2015-04-27

73 KB

0 чел.

18. Учет собственного капитала и резервов

18.1 Порядок формирования и учет уставного капитала

18.2 Учет резервного капитала и добавочного капитала

18.3 Учет резервов предстоящих платежей

18.1 Порядок формирования и учет уставного капитала

В соответствии с Гражданским кодексом в РБ функционируют следующие формы деятельности коммерческих организаций:

  1.  хозяйственные товарищества и общества: ООО, ОДО, ОАО, ЗАО;
  2.  производственные кооперативы;
  3.  унитарные организации.

Каждая из организаций должна располагать определенными средствами для осуществления своей деятельности в виде уставного капитала.

Коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных капиталов, за исключением открытых и закрытых акционерных обществ.

Объявленный в уставе капитал должен быть сформирован в течение двенадцати месяцев с даты государственной регистрации организации.

Коммерческие организации, сформировавшие в течение определенного срока  уставный капитал в меньшем размере, чем это предусмотрено в их уставах, обязаны уменьшить первоначально объявленный размер уставного капитала до его фактически сформированного размера. Коммерческие организации, для которых законодательством установлены минимальные размеры уставных капиталов, обязаны уменьшить размер уставных капиталов до фактически сформированного размера, который не может быть ниже установленного законодательством минимального размера уставного капитала.

Минимальный размер уставного капитала устанавливается в сумме, эквивалентной:

100 базовым величинам, – для закрытых акционерных обществ;

400 базовым величинам, – для открытых акционерных обществ.

Минимальные размеры уставных капиталов определяются в белорусских рублях исходя из размера базовой величины, установленного на день, в который устав (изменения или дополнения, связанные с изменением размера уставного капитала) представляется в регистрирующий орган.

В бухгалтерском учете и отчетности уставный капитал отражается в сумме, зафиксированной в учредительных документах организации..

Формироваться уставный капитал может за счет  денежных и неденежных вкладов учредителей. Неденежный вклад может быть внесен основными средствами, нематериальными активами, оборудованием, инвентарем, другими материальными ценностями и ценными бумагами.

Имущество, поступившее в качестве вклада в уставный капитал, оценивается экспертным путем или по согласованию  между учредителями.

Для учета уставного капитала в бухгалтерском учете используется счет 80 «Уставный капитал». 

Счет 80 «Уставный капитал» применяется также для обобщения информации о наличии и движении вкладов участников договора о совместной деятельности в общее имущество простого товарищества.

Для учета расчетов с учредителями используется активно-пассивный счет 75 «Расчеты с учредителями», к которому могут быть открыты субсчета:

  1.  Расчеты по вкладам в уставный капитал
  2.  Расчеты по выплате дивидендов и других доходов.

По учету уставного капитала составляются следующие бухгалтерские записи:   

Д-т сч. 75            К-т сч. 80     начислена дебиторская задолж. учредителей по вкладам в уставный капитал

Д-т сч. 51, 52       К-т сч. 75     поступили денежные средства в качестве вклада в уставный капитал 

Д-т сч. 08             К-т сч. 75   поступили ОС, НА материалы в качестве вклада в уставный капитал

Д-т сч. 84             К-т сч. 80     пополнен уставный капитал за счет нераспределенной прибыли

Д-т сч. 82             К-т сч. 80     пополнен уставный капитал за счет резервного капитала  

Д-т сч. 84             К-т сч. 75  начислены доходы учредителям, которые не являются работниками

                                                              организации

Д-т сч. 75-2          К-т сч. 68     удержан налог на доходы от начисленных дивидендов

Д-т сч. 84             К-т сч. 70     начислены доходы учредителям, которые  являются работниками

                                                              организации

Д-т сч. 75-2          К-т сч. 51,50    выплачены  учредителям дивиденды

18.2 Учет резервного капитала и добавочного капитала

Резервный капитал создается  в соответствии с законодательством РБ и учредительными документами организации. Размер резервного капитала определяется уставом акционерного общества. Создание резервного капитала препятствует распределению прибыли между учредителями и оттоку собственных средств организации.

Резервный капитала создается для:

  •  Возмещения возможных убытков от хозяйственной деятельности;
  •  Выплаты доходов учредителям по привилегированным акциям при отсутствии или недостаточности прибыли;
  •  Обеспечения выплаты заработной платы работникам в случае банкротства или ликвидации организации;
  •  Для иных целей в соответствии с законодательством.

Образуется резервный капитал за счет прибыли или за счет целевых взносов учредителей.  Для обобщения информации о состоянии и движении резервного  капитала предназначен счет  82 «Резервный капитал».

Бухгалтерские записи:

Д-т сч. 84       К-т сч. 82     образован резервный капитал за счет прибыли

Д-т сч. 75       К-т сч. 82     пополнен резервный капитал за счет  взносов учредителей   

Д-т сч.  82      К-т сч. 84     погашается убыток за счет резервного капитала

Д-т сч.  82      К-т сч. 75     начислен доход учредителям при недостатке прибыли  

Д-т сч.  82       К-т сч. 80    увеличен уставный капитал за счет резервного капитала

При ликвидации хозяйствующего субъекта происходит распределение имущества (чистых активов) среди его участников (учредителей). В этом случае сумма резервного капитала, причитающаяся каждому участнику, отражается

 Д-т сч.  82                К-т сч.  75 - 2    

Добавочный капитал – это источник собственных средств организации, аккумулируемых в результате прироста стоимости активов (если данный прирост не является доходом при определении прибыли).

Для обобщения информации о добавочном капитале организации предназначен счет 83 «Добавочный капитал».

Д-т сч. 01,03,04, 07,08     К-т сч. 83    прирост стоимости  долгосрочных активов в результате переоценки  

Д-т сч.  83                         К-т сч.  02   отражается дооценка амортизации основных средств

Д-т сч.  83       К-т сч. 01,03,04,07,08   снижение стоимости  долгосрочных активов в результате

                                                                             переоценки  

Д-т сч.  83                      К-т сч.  84       списывается добавочный капитал по выбывающим основным

                                                                            средствам

18.3 Учет резервов предстоящих платежей

Резервы предстоящих платежей создаются для равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства и обращения и более точного определения финансовых результатов деятельности организации за отчетный период.

Счет 96 «Резервы предстоящих платежей» предназначен для обобщения информации о наличии и движении обязательств, в отношении которых имеется неопределенность в суммах будущих платежей, необходимых для их погашения.

К счету 96 «Резервы предстоящих платежей» могут быть открыты субсчета по видам резервов предстоящих платежей.

На счете 96 «Резервы предстоящих платежей» отражаются:

  •  суммы предстоящих платежей по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию,
  •  резервы по затратам на реструктуризацию организации, резервы по обременительным договорам,
  •  резервы по выводу основных средств из эксплуатации и аналогичным обязательствам,
  •  прочие резервы, установленные законодательством и учетной политикой организации.

Суммы создаваемых резервов отражаются по дебету счетов 08 «Вложения в долгосрочные активы», 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» и других счетов и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих платежей».

Произведенные расходы и платежи, на которые был создан резерв, отражаются по дебету счета 96 «Резервы предстоящих платежей» и кредиту счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и других счетов.

Аналитический учет по счету 96 «Резервы предстоящих платежей» ведется по каждому резерву.

Учет резервов осуществляется на пассивном счете 96 «Резервы предстоящих платежей».

 По кредиту счета отражается создание резервов в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат на производство и расходов на реализацию. По дебету – использование  зарезервированных сумм.

Д-т сч. 20,23,25,26,44,97       К-т сч. 96        отчисления в резервы предстоящих платежей

Д-т сч.  96       К-т сч. 20  списание затрат на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание

Д-т сч.  96       К-т сч. 28     списание затрат по ремонту проданной продукции, возвращенной

                                               потребителями в течение гарантийного срока

Д-т сч.  96       К-т сч. 76     отражается стоимость услуг сторонних организаций по гарантийному

                                              ремонту, гарантийному обслуживанию и предпродажной подготовке

Правильность образования и использования созданных  резервов периодически уточняется,  проводится их инвентаризация.

На конец года  образование, использование и остаток созданных резервов обязательно проверяется по данным смет, расчетов и т.п. Суммы излишне созданных резервов сторнируются, а недоначисленных – доначисляются.

Аналитический учет по счету 96 ведется по отдельным резервам.

PAGE  152


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33554. Эволюция управленческой мысли. Важнейшие подходы, внесшие существенный вклад в развитие теории и практики управления 70.5 KB
  Важнейшие подходы внесшие существенный вклад в развитие теории и практики управления. Школа научного управления. Создатели школы научного управления Ф. Основой методологии научного управления стал анализ содержания работы выявление ее основных компонентов и рационализация ее выполнения.
33555. Цели и функции управления 50.5 KB
  Характеристики эффективности целей. Критерии эффективности управления Характеристики эффективности целей. Постоянный контроль целей и результатов их достижения позволяет уточнить промежуточные цели и порядок их важности. Характеристики эффективности целей: Конкретность и измеримость целей фиксация сроков достижения цели: подразумевает возможность их выражения в количественном виде.
33556. Планирование как функция управления 50.5 KB
  Планирование как функция управления Планированием называется процесс определения целей организации и способов их достижения. Цель это конкретное состояние отдельных характеристик организации достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность. Основная цель деятельности организации раскрывающая смысл её существования называется миссией организации. Формулировка миссии должна отражать 2 основных аспекта: Какие группы населения являются клиентами организации Какие потребности клиентов...
33557. Управленческие коммуникации 44.5 KB
  Коммуникации обмен информации на основе которого руководитель получает сведения необходимые для принятия эффективных управленческих решений и доводит принятые решения до работников организации. Основная часть формальной информации в организации передается в рамках вертикальных коммуникаций которые могут осуществляться по нисходящей линии т. В процессе нисходящих коммуникаций обычно сообщается о: ► целях и стратегии организации ►текущих задачах ►изменении приоритетов в конкретных заданиях ►рекомендуемых в процедурах и правилах....
33558. Лидерство, власть и влияние в организации 45 KB
  Лидерство власть и влияние в организации. Руководство лидерство власть влияние. Власть основанная на принуждении. Власть основанная на вознаграждении.
33559. Основы управления человеческими ресурсами 25.5 KB
  Основные направления управления: Кадровое планирование Набор и отбор персонала внешний: СМИ Службы занятости частные агенства по найму связи со школами и т. привитие новой организациоонй культуры Достижение квалификации Профессиональное обучение персонала новый. Цель кадрового планирования: Оценка имеющихся трудовых ресурсов текучесть кадров производительность труда соответствие количествен и кач состава персонала штатному расписанию простоев потерях рабочего времени нетрудоспособности персонала перевод на другие места...
33560. Требования, предъявляемые к руководителям. Оценка труда руководителя 33.5 KB
  Навыки и умения которыми должны обладать руководители могу быть объединены в 3 категории: Концептуальные; Человеческие; Технические. Руководители высшего звена Концептуальные навыки Человеческие навыки Технические навыки Руководители среднего звена Руководители низового звена Неуправленческие работники персонал Концептуальные навыки когнитивные познавательные способности человека воспринимать организацию как единое целое и в тоже время четко выделять взаимосвязи ее частей. Концептуальные навыки необходимы всем руководителям но особое...
33561. Стиль руководства. Выбор стиля руководства 48.5 KB
  Стиль руководства. Выбор стиля руководства Негативное и позитивное принуждение к труду. Влияние внешней среды на стиль руководства. Понятие стиля руководства.
33562. Предмет и основные понятия социологии управления 33 KB
  Предмет и основные понятия социологии управления Социологий управления как отрасль появилась в 20 веке в 4050ые годы.значимость управленческих процессов в обществе и накопленный общей социологией объем знаний в области управления. СУ это синтез теории управления социологии менеджмента политологии. Социология управления это наука о взаимосвязях и взаимодействиях которые складываются в системе управления с учетом различных предметных сфер и уровней деятельности а также форм методов и средств управленческих взаимодействий субъектов.