88236

Учет производственных запасов

Лекция

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Для правильной организации бухгалтерского учета материалов должны быть созданы соответствующие условия а именно: Наличие складских помещений оснащенных весовыми и измерительными приборами мерной тарой и другими приспособлениями; Закрепление ценностей за конкретными материально-ответственными лицами и документальное...

Русский

2015-04-27

134 KB

1 чел.

Тема 13. Учет производственных запасов

13.1  Производственные запасы и их классификация

13.2 Документальное оформление и учет поступления и выбытия производственных запасов

13.3 Учет транспортно-заготовительных расходов

13.4 Организация учета материалов на складе и в бухгалтерии

13.5 Инвентаризация производственных запасов, отражение ее результатов в учете

  1.  Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утв. Постановлением Мин. фин. № 133 от 12.11.2010г.
  2.  Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утв. Постановлением Мин. фин. № 180 от 30.11.2007  в ред. № 50 от 22.04.2010).
  3.  Инструкция о порядке бухгалтерского учета строительных материалов, утв. Пост. Мин. фин. 24.01.2008 № 4

13.1  Производственные запасы и их классификация

 

Производственные запасы  –  это краткосрочные материальные активы, предназначенные для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Для правильной организации бухгалтерского учета материалов должны быть созданы соответствующие условия, а именно:

  •  Наличие складских помещений, оснащенных  весовыми и измерительными приборами, мерной тарой и другими приспособлениями;
  •  Закрепление ценностей за конкретными материально-ответственными лицами и документальное оформлений материальной ответственности;
  •  Нормы расхода материалов и другие факторы, обеспечивающие их сохранность и экономное использование.

Для правильной организации учета материалов,  как на складе, так и в бухгалтерии необходимо:

- установить четкую систему документации и документооборота;

- разработать перечень номенклатуры материалов и при использовании специальных методов учета – номенклатуру–ценник;

- проводить в установленном порядке инвентаризацию и контрольные выборочные проверки остатков материалов;

- своевременно отражать в учете их результаты;

- разработать элементы учетной политики организации, связанные с движением материально-производственных запасов.

Для правильной организации учета необходима  группировка производственных запасов по определенным признакам.

По назначению и роли в процессе производства выделяются следующие группы:

  •  сырье  (руда в металлургическом производстве, хлопок-сырец в текстильной   промышленности и т.п.)
  •  основные материалы (черные металлы в машиностроении, лес в деревообрабатывающей промышленности)
  •  покупные полуфабрикаты (моторы в станкостроении, шины в автомобилестроении)
  •  вспомогательные материалы (смазочные материалы, краска, лак и т.п.)
  •  отходы производства (стружка, опилки, обрезки труб);
  •  тара и тарные материалы (деревянная, картонная, металлическая)
  •  топливо (дрова, каменный уголь)
  •  запасные части (отдельные детали машин)
  •  инвентарь и хозяйственные принадлежности (отвертки, стамески, хозяйственный инвентарь, спецодежда и т.п.)

По техническим свойствам выделяют следующие группы материальных запасов:

  •  черные металлы;
  •  цветные металлы;
  •  резинотехнические изделия и др.

По месту нахождения производственные запасы подразделяются на:

  •  находящиеся в организации;
  •  находящиеся в пути;
  •  переданные другим организациям  (на переработку)

В  момент их первоначального признания запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость запасов, приобретенных за плату, определяется в сумме фактических затрат организации на приобретение.

К фактическим затратам на приобретение запасов относятся:

  •  стоимость запасов по ценам приобретения;
  •  таможенные сборы и пошлины;
  •  вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены запасы;
  •  затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;
  •  затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию;
  •  транспортно-заготовительные расходы
  •  другие затраты, непосредственно связанные с приобретением и доставкой материалов.

Не включаются в фактическую себестоимость материалов, а относятся на расходы того отчетного периода, в котором они были осуществлены:

  •  проценты за пользование кредитами, займами, полученными для приобретения этих материалов, а также вознаграждения банкам за обслуживание этих кредитов;
  •  вознаграждения банкам по открытию и исполнению аккредитивов по расчетам за приобретенные материалы;
  •  затраты на содержание отделов снабжения и других служб организации с аналогичными функциями, а также на хранение материалов в организации;
  •  курсовые разницы по обязательствам в иностранной валюте перед поставщиками за приобретенные материалы;
  •  затраты, связанные с приобретением иностранной валюты для расчетов с поставщиками или погашения кредитов за приобретенные материалы;
  •  расходы на реализацию;
  •  другие затраты, непосредственно не связанные с приобретением и доставкой материалов и доведением их до состояния, пригодного к использованию.

Товары, приобретенные организацией для реализации, оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, осуществляющие розничную торговлю, могут оценивать приобретенные товары по розничным ценам.

Фактическая себестоимость запасов при их изготовлении в организации определяется в сумме фактических затрат, связанных с производством данных запасов.

13.2 Документальное оформление и учет поступления и выбытия производственных запасов

Операции, связанные с поступлением, перемещением и отпуском  материальных ценностей, должны оформляться первичными документами.

По пост  Сов. Мин. от 24.03.2011. №360 только по 8 документам утверждается их форма.

Наименование документа

Госуд орган, утв. форму документа

1. Товарно-транспортная накладная

Министерство финансов

2. Товарная накладная

»

3. Приходный кассовый ордер

»

4. Расходный кассовый ордер

»

5. Акт о приеме-передаче основных средств

»

6. Акт о приеме-передаче нематериальных активов

»

7. Акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ

Министерство архитектуры и строительства

8. Акт о передаче не завершенного строительством объекта

»

Формы других первичных документов разрабатываются непосредственно организацией и прилагаются к учетной политике организации. Первичные документы являются основой  ведения бухгалтерского и налогового учета.

Поступление материалов в  организацию контролирует отдел маркетинга, который следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они своевременно не прибыли в организацию.

При приемке материалов кладовщик проверяет соответствие фактического количества, качества и ассортимента поступивших материалов и указанного в документах поставщика. Количество обычно указывается в товарных накладных ф. ТН-2, товарно-транспортных накладных ф. ТТН-1, Качество указывается в сертификатах, удостоверениях и т.п.

При отсутствии расхождений материально-ответственное лицо выписывает приходный ордер.  Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов могут оформляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа, и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру.

При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в сопроводительных документах, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям, приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов.

Если не было недостачи, то составляются бухгалтерские записи:

Д-т сч. 10, 15   К-т сч. 60             100

Д-т сч. 18         К-т сч. 60               20

Если была недостача

Д-т сч. 10, 15   К-т сч. 60               90

Д-т сч. 18         К-т сч. 60               20

Д-т сч. 94         К-т сч. 60              10 (без НДС)

 Приходные ордера и акты о приемке материалов составляются в день поступления соответствующих материалов на склад или в другие установленные в организации сроки в пределах сроков, установленных для приемки поступающих грузов.

Оприходование материалов, закупленных за наличный расчет, производится на основании документов, подтверждающих покупку (товарных и кассовых чеков, квитанций к приходному кассовому ордеру, актов о закупке товаров у физических лиц и др.), которые прилагаются к авансовому отчету.

При получении материалов со складов поставщиком непосредственно представителем организации-покупателя, экспедитор должен иметь доверенность.  Доверенность выдается и регистрируется бухгалтерией, подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Срок действия доверенности устанавливается в зависимости от возможности получения и вывоза получаемых ценностей, но  не более 15 дней.

Выдаваемые доверенности регистрируются бухгалтерией в Книге (журнале) учета  доверенностей. Лицо, которому выдана доверенность, обязано не позднее дня следующего после получения материальных ценностей представить в бухгалтерию документы о получении продукции и сдаче ее на склад. Неиспользованные доверенности должны быть возвращены в бухгалтерию не позднее, чем на следующий день после истечения срока доверенности.

Сдача подразделениями организации материалов на склад оформляется накладными на внутреннее перемещение материалов, когда:

Выбывать производственные запасы могут на сторону, то есть реализовываться и отпускаться на производство.

Отпуск материалов сторонним организациям оформляется товарно-транспортной накладной ф. № ТТН-1 (при вывозке материалов автотранспортом) или товарной накладной ф. № ТН-2 (при перемещении внутри территории объекта).

Под отпуском  материалов на производство понимается выдача их со склада непосредственно для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также отпуск материалов для управленческих нужд организации.

Отпуск материалов со складов организации в ее подразделения может оформляться лимитно-заборной картой, требованием-накладной, требованием, накладной.

При списании (отпуске) материалов по себестоимости каждой единицы материалов могут применяться два варианта исчисления себестоимости единицы материалов:

  •  включая все расходы, связанные с приобретением запаса;
  •  включая только стоимость материала (упрощенный вариант).

При упрощенном варианте величина отклонения (разница между фактическими затратами по приобретению материала и его ценой) распределяется пропорционально стоимости списанных (отпущенных) материалов.  

В аналитическом учете и местах хранения материалов могут применяться учетные цены.

В качестве учетных цен на материалы применяются:

  1.  фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего отчетного периода.
  2.  планово-расчетные цены.
  3.   средняя цена каждого наименования материалов.

Отпуск производится в соответствии с установленными нормами и объемами производственной программы. При отпуске материалы должны измеряться в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, поштучно).

Согласованные с главным бухгалтером списки лиц, которым предоставлено право получать со складов материалы, а также образцы их подписей должны быть доведены лицам, осуществляющим отпуск материалов со складов и кладовых.

В первичных учетных документах на отпуск материалов со складов указываются наименование материала, количество, цена (учетная цена), сумма, а также назначение, то есть номер или наименование заказа, изделия, продукции, для изготовления которого отпускаются материалы.

Материалы могут отпускаться и в кладовые подразделений без указания назначения. В этом случае отпуск считается как внутреннее перемещение, а сами материалы считаются в подотчете у МОЛ получившего подразделения.

На фактически израсходованные материалы подразделение-получатель материалов составляет акт расхода, в котором указывается количество, цена, сумма, для чего были использованы. На основании акта  расхода производится списание материалов с подотчета МОЛ соответствующего подразделения и отнесение их стоимости на затраты производства конкретного вида продукции.

Основными документами на отпуск материалов являются лимитно-заборные карты и требования-накладные. Лимитно-заборная карта выписывается на  один или несколько видов материалов, относящихся к одному производственному заказу или к определенному коду производственных затрат. Лимитно-заборные карты используются при постоянном систематическом отпуске материалов и выписываются на 10-15 дней или в целом на месяц. Выписываются лимитно-заборные карты в 2-х экземплярах: один – цеху, другой – складу.

При отпуске материалов со склада  кладовщик расписывается в лимитно- заборной  карте цеха, а представитель цеха-получателя в лимитно- заборной карте склада. В обоих экземплярах после каждого отпуска выводится остаток неиспользованного лимита. По окончании срока действия лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию и на их основе  оформляется отпуск материалов и осуществляется  текущий контроль за  соблюдением установленных лимитов.

Для оформления однократного отпуска материалов  на хозяйственные и прочие нужды выписывается требование-накладная на отпуск материалов. Требованиями также оформляется и сверхлимитный отпуск. Их выписывают в двух экземплярах, один передается цеху-получателю, другой – складу.

От качественного оформления первичных документов по движению материалов зависит их сохранность, выполнение плана обеспеченности материалами, правильное распределение их по объектам калькуляции.

При отпуске материалов на производство составляются бухгалтерские записи:

Д-т счета 20        К-т счета 10 по фактической себестоимости

Или

Д-т счета 20        К-т счета 10 по учетным ценам

Д-т счета 20        К-т счета 16 списываются в конце месяца отклонения от учетных цен

13.3 Учет транспортно-заготовительных расходов

В фактическую стоимость материалов включаются транспортно-заготовительные расходы.

 К ТЗР относятся:

  •  затраты по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов;
  •  вознаграждения за оказанные услуги, причитающиеся посредническим организациям;
  •  затраты на хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах;
  •  другие затраты, непосредственно связанные с приобретением и доставкой материалов в организацию.

Эти расходы в зависимости от учетной политики, принятой в организации, могут учитываться непосредственно на счет 10 «Материалы» и обособленно вначале на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» и затем на счете  16 «Отклонения в стоимости материалов».

При  первом варианте, когда счета 15 16  не используются, в учете при поступлении материалов составляются следующие бухгалтерские записи:

Д-т счета 10       К-т счета 60   на стоимость материалов, поступивших от поставщиков

Д-т счета 18       К-т счета 60   на сумму НДС, указанную в документах поставщика   

Д-т счета 10       К-т счета 60   начислено посреднической организации за доставку     

Д-т счета 18       К-т счета 60   учтен  НДС по документам подрядчика

Д-т счета 10       К-т счета 76   учтены расходы по страхованию груза при доставке

Д-т счета 10       К-т счета 68  начислены таможенные сборы и пошлины

 Д-т счета 10       К-т счета 71  учтены командировочные расходы по  доставке материалов  

и другие в зависимости от  источника поступления и характера расходов по заготовке и доставке материалов.

При использовании данного варианта учета, на счете 10 собираются все расходы по доставке материалов, и формируется их фактическая себестоимость.

При списании их на производство определяется  их средневзвешенная цена или материалы списываются по методу ФИФО:

Д-т счета 20        К-т счета 10

При  втором варианте, когда  используются счета 15 16,  в учете при поступлении материалов составляются следующие бухгалтерские записи:

Д-т счета 15       К-т счета 60   на стоимость материалов, поступивших от поставщиков

Д-т счета 18       К-т счета 60   на сумму НДС, указанную в документах поставщика   

Д-т счета 15       К-т счета 60   начислено посреднической организации за доставку     

Д-т счета 18       К-т счета 60   учтен  НДС по документам подрядчика

Д-т счета 15       К-т счета 76   учтены расходы по страхованию груза при доставке

Д-т счета 15       К-т счета 68  начислены таможенные сборы и пошлины

 Д-т счета 15       К-т счета 71  учтены командировочные расходы по  доставке материалов  

и другие в зависимости от  источника поступления и характера расходов по заготовке и доставке материалов

Оприходование поступивших материалов по учетным ценам отражается в момент их поступления: Д-т счета 10        К-т счета 15

Сумма отклонений фактической себестоимости материалов от их стоимости по учетным ценам в полном объеме списывается по окончании месяца следующей записью      

Д-т счета 16    К-т счета 15   положительное со знаком  

Т.о. на счете 16  будет учтена сумма ТЗР и разница между стоимостью материала по покупной цене и его учетной ценой

При списании материалов на производство:

стоимость материалов по учетным ценам   на протяжении месяца списываются  записью:

Д-т счета 20        К-т счета 10  по учетным ценам   

Отклонения в стоимости материальных ценностей, относящиеся на израсходованные материалы списываются по окончании месяца бух. записью:

Д-т счета 20       К-т счета 16 отклонения (стоимость материалов по учетным ценам,

                                                списанная на счет 20, умножается на процент отклонений)

Списание отклонений производится ежемесячно пропорционально стоимости материалов по учетным ценам. Для этого в конце месяца составляется расчет суммы отклонений. Определяется отношение суммы остатка величины отклонение на начало месяца (остаток по счету 16) и  текущих отклонений за месяц (оборот по дебету счета 16) к сумме остатка материалов  на начало месяца (остаток счета 10) и поступивших материалов в течение месяца по учетной стоимости (оборот по дебету счета 10).  Полученный результат  деления суммы отклонений на стоимость материалов по учетным ценам умножается на 100. Это и будет процент, который занимают отклонения в стоимости материалов по учетным ценам.

13.4 Организация учета материалов на складе и в бухгалтерии

Организация учета материалов на складе и в бухгалтерии зависит от метода учета материалов. Метод предусматривает порядок и последовательность ведения учета материалов, виды учетных регистров, их количество, взаимосверку показателей.

Организация может выбрать один из двух наиболее часто применяемых методов: количественно-суммовой и оперативно-бухгалтерский.

При количественно-суммовом методе и в бухгалтерии, и на складе ведется количественно-суммовой учет материалов. Такой метод учета громоздкий и увеличивает трудозатраты.

Наиболее рациональным является оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учета. Он предполагает ведение только складского учета материалов по сортам или партиям  с последующим использованием его данных для целей бухгалтерского учета. Последовательность ведения учета на складе следующая.

Карточки складского учета материалов на каждый номенклатурный номер материала открывает бухгалтерия и под расписку передает их заведующему складом. По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер и регистрирует его в карточке складского учета материалов. На основе расходных документов (лимитно-заборные карт, требований накладных и др.) в карточке регистрируется расход материалов.

Записи в карточках делаются в день совершения операции. Разноска расхода из лимитно-заборных карт  может производиться по мере закрытия карт, но не позднее 1-го числа месяца следующего за отчетным.

Остаток материала выводится в карточке после каждой записи. В установленные графиком документооборота сроки кладовщик составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов. Бухгалтерия принимает от МОЛ документы при реестрах непосредственно на складе, при  этом тщательно проверяет правильность отражения основных реквизитов, всех документов в карточках складского учета, сверяет все записи  в карточках складского учета с первичными документами по приходу и расходу материалов  и подтверждает своей подписью правильность выведения остатков в карточках, после чего карточка принимает силу бухгалтерского регистра.

При этом работники бухгалтерии должны также проводить на складах контрольные и выборочные проверки фактического наличия остатка материалов, особенно дефицитных и дорогостоящих. О выявленных недостатках ставят в известность главного бухгалтера.

По состоянию на 1-е число каждого месяца МОЛ переносит количественные остатки материалов в ведомость учета остатков материалов. Она открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца, а 1-2 числа следующего за отчетным месяца кладовщик возвращает ее в бухгалтерию.

По истечении календарного года на карточках складского учета выводятся остатки на 1 января года, следующего за отчетным, а карточки истекшего года закрываются. В них делаются отметки: «Остаток перенесен карточку 2000_  года №__ , брошюруются и сдаются в архив организации.

Синтетический учет материалов в бухгалтерии  может быть организован с использованием только счет 10 или 10,15,16

Для обобщения информации о наличии и движении материалов предназначен счет 10 «Материалы».

К счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета:

10-1 «Сырье и материалы»;

10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия»;

10-3 «Топливо»;

10-4 «Тара и тарные материалы»;

10-5 «Запасные части»;

10-6 «Прочие материалы»;

10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;

10-8 «Временные сооружения»;

10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты»;

10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;

10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»;

10-12 «Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы».

На субсчете 10-1 «Сырье и материалы» учитываются наличие и движение сырья, основных материалов (в том числе строительных материалов – у подрядчика), вспомогательных материалов, сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки, и т.п.

На субсчете 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия» учитываются наличие и движение полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, приобретаемых для комплектации выпускаемой продукции, которые требуют затрат по их обработке или сборке. Изделия, приобретаемые для комплектации, стоимость которых не включается в себестоимость продукции, а подлежит возмещению покупателями отдельно, учитываются на счете 41 «Товары».

На субсчете 10-3 «Топливо» учитываются наличие и движение горюче-смазочных материалов.

На субсчете 10-4 «Тара и тарные материалы» учитываются наличие и движение тары, кроме используемой для осуществления технологического процесса производства (технологическая тара) и для хозяйственных нужд, а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта, в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность.

На субсчете 10-5 «Запасные части» учитываются наличие и движение запасных частей, используемых при проведении ремонтов для замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также шин транспортных средств в запасе и обороте.

Шины транспортных средств (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

На субсчете 10-6 «Прочие материалы» учитываются наличие и движение отходов производства, неисправимого брака, материалов, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в организации, изношенных шин и утильной резины и т.п. Отходы производства и вторичные материалы, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10-3 «Топливо».

На субсчете 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» учитывается движение материалов, переданных в переработку другим лицам, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство полученных из них изделий.

На субсчете 10-8 «Временные сооружения» учитываются наличие и движение временных сооружений в соответствии с законодательством.

На субсчете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты» учитываются наличие и движение хозяйственных принадлежностей, инструментов, инвентаря, в том числе тары, используемой организацией для осуществления технологического процесса производства (технологическая тара) и для хозяйственных нужд.

На субсчете 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» учитываются наличие и движение специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной (защитной), форменной и фирменной одежды и обуви, находящихся на складах организации или в иных местах хранения.

На субсчете 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» учитываются наличие и движение специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной (защитной), форменной и фирменной одежды и обуви в эксплуатации.

На субсчете 10-12 «Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы» учитываются наличие и движение лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

На отдельном субсчете к счету 10 «Материалы» могут учитываться почтовые марки, оплаченные авиабилеты и другие аналогичные документы в сумме фактических затрат на их приобретение.

Оприходование фактически поступивших в организацию материалов, в том числе после завершения таможенного оформления, приемки по количеству и качеству, отражается записью

Д-т сч.   10  К-т сч. 15   по учетным ценам.

Д-т сч.   16  К-т сч. 15   отражается сумма разницы между фактической

                  себестоимостью материалов и их стоимостью по учетным ценам списывается

Если организацией не используются счета 15 и (или) 16, принятие к бухгалтерскому учету материалов отражается записью:

 Д-т сч.   10  К-т сч.  20, 23, 60, 71  и других счетов.

При списании материалов на производство:

Дебет счета 20,23,25,26      Кредит  счета  10 «Материалы» по фактической себестоимости

Или  

 Дебет счета 20,23,25,26                     Кредит  счета  10 «Материалы» по учетным ценам

Дебет счета 20,23,25,26                     Кредит  счета  16  отклонения в стоимости материалов

13.5 Инвентаризация производственных запасов, отражение ее результатов в учете

Инвентаризация проводится в обязательном порядке (Закон «О бух учете и отчетности» ст. 13) в следующих случаях:

  •  при реорганизации или ликвидации организации;
  •  перед составлением годовой отчетности;
  •  при смене материально ответственных лиц;
  •  при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
  •  при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  •  в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

а также

  •  по решению руководителя организации;
  •  по решению контролирующих органов;
  •  и в иных случаях, установленных законодательством.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств в следующие сроки:

  •  основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации  - не ранее 1 ноября;
  •  незавершенного производства и полуфабрикатов - не ранее 1 ноября;
  •  животных на выращивании и откорме - не ранее 1 ноября;
  •  денежных средств - не ранее 1 декабря;
  •  обязательств и других активов - не ранее 1 декабря.

Периодичность проведения инвентаризаций:

  1.  основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в том числе товары на складах, товары в розничной торговле, тара под товаром и порожняя, покупные изделия, продукция подсобного сельского хозяйства) - не менее одного раза в год;
  2.  незавершенного производства и полуфабрикатов - не менее двух раз в год;
  3.  животных на выращивании и откорме (в том числе молодняка животных) - не менее одного раза в год;

По решению руководителя организации число инвентаризаций может быть увеличено.

Перед проведением инвентаризации руководитель организации издает приказ, которым создается инвентаризационная комиссия.

В крупных организациях для проведения инвентаризаций создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии. Центральные инвентаризационные комиссии создаются в составе: руководителя организации или его заместителя, главного бухгалтера или его заместителя, начальников структурных подразделений.

Рабочие инвентаризационные комиссии создаются в составе: представителя руководителя организации, назначившего инвентаризацию, специалистов: товароведа, инженера, технолога, механика, производителя работ, экономиста, работника бухгалтерской службы и других.

МОЛ не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей.

До начала проверки фактического наличия активов приходные и расходные документы должны быть сданы в бухгалтерию (бухгалтеру).

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "______" (дата)", что является основанием для определения остатков активов к началу инвентаризации по учетным данным.

МОЛ дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на активы сданы в бухгалтерию или переданы рабочей инвентаризационной комиссии и все активы, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Фактическое наличие активов при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Сведения о фактическом наличии активов и учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи, которые составляются не менее чем в двух экземплярах.

На активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом, составляются отдельные описи.

Если инвентаризация активов проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся эти активы, при уходе инвентаризационной комиссии опечатываются.

На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров активов и общий итог фактического количества в натуральных показателях, записанных на данной странице.

Исправление ошибок (описок) производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.

В описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией активов в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

По окончании инвентаризации все материалы по ней передаются на рассмотрение постоянно действующей центральной инвентаризационной комиссии   или руководителю организации.

При выявлении отклонений фактических данных от учетных составляются сличительные ведомости. По каждому случаю выявленных отклонений комиссия берет объяснения от материально ответственных лиц.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия активов и данных бухгалтерского учета оформляются протоколом заседания инвентаризационной комиссии и представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает соответствующее решение.

Сумма излишков активов, выявленных при инвентаризации, отражается в бухгалтерском учете:

Д-т счета  10 «Материалы»

К-т  счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»

Сумма недостачи и порчи активов  отражается:

Д-т счета 94 «Недостачи и потери от порчи имущества»

К-т счетов, на которых учитывались недостающие и испорченные активы. (10, 41).

Сумма недостачи, порчи активов в пределах установленных норм естественной убыли списывается по распоряжению руководителя организации:

Д-т счетов учета затрат на производство  20, 23, 25, 26, 29,44   и др.

К-т счета 94 «Недостачи и потери от порчи имущества».

Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Убыль активов в пределах установленных норм определяется после зачета недостач излишками по пересортице. При отсутствии норм естественной убыли убыль рассматривается как недостача сверх норм.

Сумма недостач, а также порча активов сверх норм естественной убыли отражается в бухгалтерском учете:

К-т счета 94 «Недостачи и потери от порчи имущества»

Д-т счетов:

73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», если по недостаче или порче

                                                                                           определено виновное лицо;

90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», если виновное лицо не установлено

                                                       или судом отказано в возмещении с виновного лица,

                                                           других случаях выявления невозмещенных недостач.

Пересортица возникает в случаях выявления у одного и того же проверяемого лица за один и тот же проверяемый период в отношении активов одного и того же наименования в тождественных количествах излишков или недостач. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют объяснения инвентаризационной комиссии.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть произведен только по решению руководителя организации.

PAGE   \* MERGEFORMAT 116


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26992. Действие НПА во времени,пространстве и по кругу лиц 5.22 KB
  Действие НПА во временипространстве и по кругу лиц. НПАакт правотворчествапринятый в особом порядке строго определенными субъектами и содержащий норму права. Признаки: а содержание норм права; б особый порядок принятияназываемый правотворческий процессгосударственное правотворчествонепосредственное правотворчествопринятие или не принятие НПАпредлагаемых госм; в иерархическая подчиненность; г оформление в письменном виде как официальный гос.В разных странах разные правила вступления в силу НПА: с момента принятия...
26993. Понятие системы права. Основные структурные элементы 6.31 KB
  Понятие системы права. СИСИТЕМА ПРАВА–исторически сложившаяся ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВАкоторая выражается в единстве и разделении права на относительно самостоятельные части. ПРИЗНАКИ: ОБЪЕКТИВНОСТЬвнутренняя структура права обусловлена реально складывающимися общественными отношениямине создается по усмотрению правовых субъектов; ЕДИНСТВО и взаимосвязь составляющих ее ПРАВОВЫХ ПРЕДПИСАНИЙкоторые согласованны; УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ структуры праваотражающая их функциональное назначение различного порядка. ОСНОВНЫЕ...
26994. Соотношение материального и процессуального права 4.25 KB
  Соотношение материального и процессуального права. МАТЕРИАЛЬНОЕ правосовокупность норм праванепосредственно регулирующих общественные отношенияа также совокупность отраслей правав которых основной упор делается на УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ субъектов.Нормы материального права закрепляют формы собственностиюридическое положение имущества и лиц определяют порядок образования и структуру государственных органовустанавливают правовой статус гражданоснование и пределы ответственности за правонарушениЯ.ОБЪЕКТ материального...
26995. Соотношение частного и публичного права 5.71 KB
  Соотношение частного и публичного права. ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО–та часть системы действующего праванормы которого направлены на защиту общего благагосударственного интересасвязаны с полномочиями и организационновластной деятельностью государствас выполнением общественных целей и задач. а также все процессуальные отрасли праваПУБЛИЧНЫЕ.Остальные отрасли права регулирующие общественные отношения с участием частных субъектовдействующих в своих собственных интересахобразуют блок так называемых частных отраслей...
26996. Отрасль права:понятие и виды.Основание деления права на отрасли 8.97 KB
  Отрасль права:понятие и виды.Основание деления права на отрасли. СИСТЕМА ПРАВАисторически сложившаяся ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВАкоторая выражается в единстве и разделении права на относительно самостоятельные части. ОТРАСЛЬ ПРАВАэлемент системы правасовокупность норм праварегулирующих однородную сферу общественных отношений.
26997. Понятие и признаки нормы права.структура юридической нормы 6.87 KB
  понятие и признаки нормы права.структура юридической нормы. ПРИЗНАКИ: 1 регулятор типовых общественных отношенийсоциальная роль нормы; 2 общий НЕПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ характер; 3 ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ характер; 4 имеет предоставительнообязывающий характерс одной стороны свобода действийнаправленных на удовлетворение интересовс другойобязывает совершать или не совершать определенные действияограничивая свободу отдельных лиц; 5 устанавливается или САНКЦИОНИРУЕТСЯ ГОСМ; 6 реализация нормы обеспечивается мерами ГОС.ответственность за...
26998. Классификация норм права 6.38 KB
  ПРИЗНАКИ: 1 регулятор типовых общественных отношенийсоциальная роль нормы; 2 общий НЕПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ характер; 3 ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ характер; 4 имеет предоставительнообязывающий характерс одной стороны свобода действийнаправленных на удовлетворение интересовс другойобязывает совершать или не совершать определенные действияограничивая свободу отдельных лиц; 5 устанавливается или САНКЦИОНИРУЕТСЯ ГОСМ; 6 реализация нормы обеспечивается мерами ГОС.ответственность за нарушение норм; 7 ФОРМАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬимеет строго...