88242

Счета и двойная запись. Учет хозяйственных процессов

Лекция

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Баланс дает обобщенное выражение имущества и его источников в единой денежной оценке на отчетную дату, вне их движения. Организации важно знать наличие имущества в движении за более короткие промежутки времени (ежедневно) как в денежном, так и в натуральном выражении.

Русский

2015-04-27

410.5 KB

0 чел.

Тема 4 Счета и двойная запись. Учет хозяйственных процессов

4.1  Бухгалтерские счета, их сущность, строение и назначение

4.2  Характеристика активных, пассивных и активно-пассивных счетов

4.3  Сущность двойной записи хозяйственных операций на счетах

4.4 Счета синтетического и аналитического учета, контрольная связь их показателей

4.5  Обобщение данных текущего учета. Оборотные и сальдовые ведомости

4.6  Учет операций по созданию предприятия

4.7  Учет процесса снабжения

4.8  Учет процесса производства

4.9  Учет процесса реализации. Выявление финансовых результатов

4.1 Бухгалтерские счета, их сущность, строение и назначение

Баланс дает обобщенное выражение имущества и его источников в единой денежной оценке на отчетную дату, вне их движения. Организации важно знать наличие имущества в движении за более короткие промежутки времени (ежедневно) как в денежном, так и в натуральном выражении.

Средством для ведения текущего учета хозяйственных операций является система счетов бухгалтерского учета.

Счетом называется способ отражения хозяйственных операций по экономически однородным объектам имущества и его источников на основе носителей информации.

Счет представляет собой двустороннюю таблицу в виде буквы "Т" ("Т-счет"). Модель счета включает такие элементы, как название, номер, левая часть — дебет, правая часть — кредит и выглядит следующим образом:

                                                Счет  _______________________________

                                                                                        (название)

                      

            Дебет                                                                                                                           Кредит

Счет имеет входящий остаток, он может быть и 0 (нулевым) и называется сальдо (С-до) на начало. После отражения всех хозяйственных операций рассчитывается и отражается конечное сальдо (С-до на конец месяца).

Сумма (итог) записей хозяйственных операций по дебету или кредиту счета за определенный период (как правило, за месяц) называется оборотом.

Открыть счет — это значит дать ему название, проставить номер (согласно плану счетов бухгалтерского учета) и записать начальное сальдо, если оно есть. Открываются счета по отдельным видам активов и пассивов организаций: денежным средствам в кассе, денежным средствам, находящимся в банке, основным средствам, товарам, материалам, уставному капиталу, прибыли (убыткам), и т.д.

Сальдо на начало месяца при открытии счета записывается из баланса на начало отчетного месяца. Сальдо на конец месяца со счета записывается в отчетный (заключительный)  баланс на конец отчетного месяца.

Произвести запись в левой части счета — это значит дебетовать счет, произвести запись в правой части счета — кредитовать его.

4.2 Характеристика активных, пассивных и активно-пассивных счетов

Активными счетами называются счета, на которых учитывается имущество организации. Активные – от слова актив баланса. То есть на каждую строку (статью) актива баланса открывается  отдельный активный счет.

В активных счетах остаток (сальдо) на начало месяца записывается по дебету, увеличение имущества – по  дебету, уменьшение имущества – по кредиту, конечный остаток (сальдо) –  по дебету.

Для определения конечного сальдо по активному счету к сальдо на начало добавляют оборот по дебету и вычитают оборот по кредиту.

Схема активного счета

                                                   Счет__________________________

                                                                (название,

Дебет                                                                                                                                                                                                                                                   

номер)

     Кредит

Остаток (сальдо) на начало месяца

Запись операций, связанных с уменьшением имущества (активов) (-)

Запись операций, связанных с увеличением имущества (активов) (+)

Оборот по дебету счета (сумма всех хозяйственных операций

Оборот по кредиту счета (сумма всех хозяйственных операций

Остаток (сальдо) на конец месяца

Пассивными счетами называются счета, на которых учитываются источники формирования имущества. Пассивные – от слова пассив баланса. То есть на каждую строку (статью)  пассива баланса открывается  отдельный пассивный счет.

В пассивных счетах остаток (сальдо) на начало месяца записывается по кредиту, увеличение источников – по  кредиту, уменьшение источников – по дебету, конечный остаток (сальдо) –  по кредиту.

Для определения конечного сальдо по пассивному счету к сальдо на начало добавляют оборот по кредиту и вычитают оборот по дебету.

Схематически порядок записей на активных и пассивных счетах можно представить следующим образом:

Схема пассивного счета

                                       Счет__________________________

                                                                (название,

Дебет                                                                                                                                                                                                                                                      

номер)

    Кредит

Остаток (сальдо) на начало месяца

Запись операций, связанных с уменьшением источников (пассивов) (-)

Запись операций, связанных с увеличением источников (пассивов) (+)

Оборот по дебету счета (сумма всех хозяйственных операций)

Оборот по кредиту счета (сумма всех хозяйственных операций)

Остаток (сальдо) на конец месяца

Таким образом, деление счетов на активные и пассивные увязывается с балансом, в котором в активе сгруппированы активы организаций, а в пассиве — их источники формирования (пассивы).

Остатки по активным счетам отражаются в активе баланса, а остатки по пассивным счетам — в пассиве.

Кроме активных и пассивных счетов, в бухгалтерском учете имеется группа счетов, обладающих свойствами активных и пассивных счетов.

В зависимости от характера совершаемых хозяйственных операций на счетах этой группы остатки могут быть либо по дебету, либо по кредиту или одновременно дебетовыми и кредитовыми. Следовательно, остатки по таким счетам могут быть отражены в активе или в пассиве баланса. Такие счета называются активно- пассивными. К ним относятся счета "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", "Расчеты с учредителями", "Внутрихозяйственные расчеты" и другие счета по учету расчетов.

В активно-пассивных счетах отражаются суммы дебиторской задолженности по дебету, а суммы кредиторской задолженности — по кредиту.

Для определения сальдо в активно-пассивных счетах необходимо использовать данные аналитического учета, которые свидетельствуют о состоянии расчетов с каждым дебитором и каждым кредитором.

Сальдо выводится по каждому дебитору и кредитору (то есть по каждой организации или физическому лицу) и затем определяется итоговый остаток дебиторской и кредиторской задолженности.

Схема активно-пассивного счета

Счет

(название)

Дебет  Кредит

Остаток (сальдо) на начало месяца дебиторской задолженности

Остаток (сальдо) на начало месяца кредиторской задолженности

1.Запись операций, связанных с увеличением дебиторской задолженности

2. Запись операций,  связанных уменьшением кредиторской задолженности

1. Запись операций, связанных с увеличением кредиторской задолженности

2. Запись операций,  связанных  уменьшением дебиторской задолженности

Остаток (сальдо) на конец месяца дебиторской задолженности

Остаток (сальдо) на конец месяца кредиторской задолженности

Схематически порядок записей на активно-пассивных счетах можно представить следующим образом:

Таким образом, активно-пассивные счета носят смешанный характер, однако записи хозяйственных операций на них соответствуют общему правилу деления счетов на активные и пассивные.

На начало отчетного периода счета открываются на основании бухгалтерского баланса. Суммы, числящиеся в активе баланса — записываются на дебетовой стороне активных счетов, а суммы, числящиеся в пассиве баланса —  на кредитовой стороне пассивных счетов.

В течение месяца записи хозяйственных операций на счетах производятся на основании документов, в которых они зафиксированы.

После записи всех хозяйственных операций за отчетный период по мере их совершения в хронологическом порядке, как правило, за месяц, на счетах подсчитываются обороты по дебету и кредиту и выводятся остатки (сальдо) на конец месяца, которые являются основанием для составления нового баланса.

При этом остатки (сальдо) по дебету счетов отражаются в активе баланса, а остатки (сальдо) счетов по кредиту — в пассиве баланса. В этом проявляется тесная связь счетов бухгалтерского учета с документацией и балансом.

Таким образом, система счетов бухгалтерского учета включает активные, пассивные и активно-пассивные счета, которые формируют показатели о предмете бухгалтерского учета, т.е. о составе, размещении и использовании имущества (активов) и источниках их формирования (пассивов).

4.3 Сущность двойной записи хозяйственных операций на счетах

Изменения состояния средств предприятия являются результатом хозяйственных операций, которые учитываются на счетах способом двойной записи. Двойная запись представляет собой такой способ отражения хозяйственных операций, при котором каждая операция фиксируется на двух взаимосвязанных счетах, то есть по дебету одного счета и кредиту другого в одинаковой сумме.

Двойная запись отражает изменение в составе средств и источников их образования на двух взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Какие счета конкретно затрагиваются данной операцией, определяется по содержанию, экономическому смыслу самой операции на основе первичного документа.

При совершении каждой конкретной хозяйственной операции в бухгалтерском учете между двумя определенными счетами возникает временная связь, которая в называется корреспонденцией, а сами счета — корреспондирующими.

Запись на двух корреспондирующих счетах с указанием их дебета и кредита, а также суммы операции в бухгалтерском учете называют корреспонденцией счетов, или бухгалтерской проводкой.

Для достоверного ведения хозяйственного учета очень важно правильно определить корреспонденцию счетов.

 Поэтому для осуществления каждой бухгалтерской записи необходимо:

  1.  Определить – какие объекты учета затрагиваются (денежные средства в кассе, денежные средства на счетах в банке, материалы и т.д.);
  2.  Определить, какой это счет – активный, пассивный, активно-пассивный;
  3.  Установить характер изменений на счетах, то есть что увеличивается, что уменьшается;
  4.  Посмотреть схемы записей на активных, пассивных и активно-пассивных счетах;
  5.  Установить корреспонденцию счетов.

Рассмотрим на примере порядок  составления корреспонденции счетов и ведения учета на счетах. В таблице 1 приведены хозяйственные операции организации за текущий месяц.

Таблица 1 – Реестр хозяйственных операций за текущий месяц

п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, млн.р.

Дебет счета

Кредит счета

шифр

название

шифр

название

1

Получены денежные средства с расчетного счета в кассу

50

 

Касса

51

Расчетные счета

400

2

Начислена заработная плата работникам основного производства

20

Основное производство

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

500

3

Удержан из заработной платы подоходный налог

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

68

Расчет по налогам и сборам

60

4

Выдана из кассы заработная плата

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

50

Касса

440

5

Выданы из кассы деньги подотчетным лицам на командировочные расходы

71

Расчеты с подотчетными лицами

50

Касса

40

6

Получены материалы от поставщиков

10

Материалы

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

1 500

7

Оплачено поставщикам с расчетного счета

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

51

Расчетный счет

1 000

8

Оплачено поставщикам краткосрочным кредитом

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

66

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

500

9

Отпущены материалы со склада в основное производство

20

Основное производство

10

Материалы

2 000

10

Оприходована готовая продукция из основного производства

43

Готовая продукция

20

Основное производство

3 000

Всего

х

х

х

х

9440

Так, для составления корреспонденции счетов по хозяйственной операции № 1 «Получены денежные средства с расчетного счета в кассу»  осуществляем следующее:

  1.  Определяем объекты – это денежные средства в кассе и денежные средства на расчетном счете;
  2.  Счет 50 «Касса» и 51 «Расчетный счет»  счета активные;
  3.  Денежные средства в кассе – увеличились, а денежные средства на расчетном счете –  уменьшились;
  4.  По схеме записей на активных счетах видим, что записи связанные с увеличением имущества  записываются по дебету счета, то есть при увеличении денежных средства в кассе счет 50 «Касса» дебетуется. А записи, связанные с уменьшением имущества – по кредиту счета, то есть при уменьшении денежных средств на расчетном счете счет 51 «Расчетные счета»  кредитуется.  
  5.  Таким образом составлена следующая корреспонденция счетов: Дебет счета 50 «Касса» и кредит счета 51 «Расчетные счета» на сумму 400 млн р.

Таким же образом составлена корреспонденция счетов по другим хозяйственным операциям.

Хозяйственная операция № 2: «Начислена заработная плата работникам основного производства». В результате данной  хозяйственной операции увеличиваются затраты в основном производстве и увеличивается кредиторская задолженность перед работниками по заработной плате. Счет 20 «Основное производство» –  активный, увеличение затрат отражается по дебету счета. Счет 70  «Расчеты с персоналом по оплате труда» –  активно-пассивный. Увеличение кредиторской задолженности отражается по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета  20 «Основное производство»

Кредит счета 70  «Расчеты с персоналом по оплате труда»

на сумму 500 млн. р.

Хозяйственная операция № 3: «Удержан из заработной платы подоходный налог». В результате данной хозяйственной операции уменьшается кредиторская задолженность по заработной плате перед работниками на сумму подоходного налога, которую удерживают из заработной платы и одновременно увеличивается кредиторская задолженность перед бюджетом. Таким образом, одновременно уменьшается кредиторская задолженность перед работниками и увеличивается кредиторская задолженность перед бюджетом на одну и ту же сумму. Уменьшение кредиторской задолженности отражается в активно-пассивных счетах по дебету счета, увеличение – по кредиту счета.  Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета  70  «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 68  «Расчеты по налогам и сборам»

на сумму 60 млн. р.

Хозяйственная операция № 4: «Выдана из кассы заработная плата». В результате данной хозяйственной операции уменьшается кредиторская задолженность по заработной плате перед работниками, и уменьшаются денежные средства в кассе. Уменьшение кредиторской задолженности отражается в активно-пассивных счетах по дебету счета и уменьшение имущества в активных счетах отражается по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета  70  «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 50  «Касса»

на сумму 440 млн. р.

Хозяйственная операция № 5: «Выданы из кассы деньги подотчетным лицам на командировочные расходы». В результате данной хозяйственной операции увеличивается дебиторская задолженность подотчетного лица перед организацией, и уменьшаются денежные средства в кассе. Увеличение дебиторской задолженности отражается в активно-пассивных счетах по дебету счета и уменьшение имущества в активных счетах отражается по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета  71  «Расчеты с подотчетными лицами»

Кредит счета 50  «Касса»

на сумму 40 млн. р.

Хозяйственная операция № 6: «Получены материалы от поставщиков». В результате данной хозяйственной операции  увеличиваются материалы в организации, и увеличивается кредиторская задолженность перед поставщиками на сумму полученных материалов. Увеличение имущества в активных счетах отражается по дебету счета, и увеличение кредиторской задолженности отражается в активно-пассивных счетах по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета  10  «Материалы»

Кредит счета 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

на сумму 1 500 млн. р.

Хозяйственная операция № 7: «Оплачено поставщикам с расчетного счета». В результате данной хозяйственной операции  уменьшается кредиторская задолженность перед поставщиками, и уменьшаются денежные средства на расчетном счете. Уменьшение кредиторской задолженности отражается в активно-пассивных счетах по дебету счета и уменьшение имущества в активных счетах отражается по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета  60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счета 51 «Расчетные счета»

на сумму 1 000 млн. р.

Хозяйственная операция № 8: «Оплачено поставщикам краткосрочным кредитом». В результате данной хозяйственной операции  уменьшается кредиторская задолженность перед поставщиками, и увеличивается кредиторская задолженность перед банком по краткосрочным кредитам. Уменьшение кредиторской задолженности отражается в активно-пассивных счетах по дебету счета, и увеличение кредиторской задолженности отражается в активно-пассивных счетах по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета  60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

на сумму 500 млн. р.

Хозяйственная операция № 9: «Отпущены материалы со склада в основное производство». В результате данной хозяйственной операции  увеличиваются затраты на производство на стоимость материалов, и уменьшаются материалы на складе предприятия. Увеличение в активных счета отражается по дебету счета и уменьшение  в активных счетах отражается по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета  20 «Основное производство»

Кредит счета 10 «Материалы»

на сумму 2 000 млн. р.

Хозяйственная операция № 10: «Оприходована готовая продукция из основного производства». В результате данной хозяйственной операции  увеличивается готовая продукция, и уменьшаются затраты на производство. Увеличение в активных счета отражается по дебету счета и уменьшение  в активных счетах отражается по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета  43 «Готовая продукция»

Кредит счета 20 «Основное производство»

на сумму 3 000 млн. р.

Запись хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета на основании проверенных документов, свидетельствующих об их совершении, называется разноской.

Исходя из содержания баланса организации на начало отчетного периода, необходимо открыть соответствующие счета бухгалтерского учета, сделать по ним разноску хозяйственных операций с использованием способа двойной записи.

По окончании отчетного периода (месяца) определяется оборот по дебету и кредиту каждого счета, выводятся остатки по счетам бухгалтерского учета, на которых были отражены хозяйственные операции, составляется баланс на конец отчетного периода.

Таблица 2–Баланс организации

АКТИВ                                                                                                                           ПАССИВ

Статьи актива

Сумма, млн.р.

Статьи пассива

Сумма, млн.р.

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1.Долгосрочные активы

22 000

22 000

3. Собственный капитал

21 000

21 000

Основные средства

20 000

20 000

Уставные капитал

17 000

17 000

Нематериальные активы

500

500

Нераспределенная прибыль

2 000

2 000

Вложения в долгосрочные активы

1 500

1 500

Резервный капитал

500

500

Добавочный капитал

1500

1 500

2. Краткосрочные активы

9 700

11 260

4. Долгосрочные обязательства

4 000

4 000

Материалы

5 000

4 500

Долгосрочные кредиты

4 000

4 000

Незавершенное производство

1 200

700

Долгосрочные займы

Готовая продукция  

800

3 800

5. Краткосрочные обязательства

7 700

8260

Краткосрочная дебиторская задолженность- всего, в т.ч.:

  •  покупателей

2 100

2 000

2 260

2 000

Краткосрочные кредиты

2 000

2500

Краткосрочные займы

-

Кредиторская задолженность:

  •  поставщикам и подрядчикам

5700

5 000

5760

5 000

  •  подотчетных лиц

10

50

  •  прочая

90

90

  •  по налогам и сборам

100

160

Денежные средства в кассе

100

20

  •  по социальному страхованию

100

100

Денежные средства на счетах в банке

1 500

100

  •  по оплате труда

500

500

  •  прочая

ВСЕГО

32 700

33 260

ВСЕГО

32 700

33 260

Каждая хозяйственная операция, отраженная на счетах, имеет свой номер в порядке ее совершения.

Для открытия счетов из вступительного баланса (то есть на начало месяца) запишем остатки на счетах.

После установления  корреспонденции счетов по каждой хозяйственной операции производится их разноска по счетам бухгалтерского учета.

Далее подсчитываем обороты по дебету и обороты по кредиту по каждому счету.

Оборот по дебету по дебету – это сума записей  по дебету счета, а оборот по  кредиту счета – это сума записей  по кредиту счета.

Д-т  01     «Основные средства» К-т            Д-т  04 «Нематериальные активы» К-т       Д-т  08 «Вложения в долгосрочные К-т

                                                                                                                                                                                         активы» 

С-до на начало м-ца   20 000

С-до на начало м-ца   500

С-до на начало м-ца  1500

Оборот       –

Оборот       –

Оборот       –

Оборот       –

Оборот       –

Оборот       –

С-до на конец месяца  20 000  

С-до на конец месяца   500

С-до на конец месяца  1500  

Д-т      10 «Материалы»                 К-т              Д-т 20 «Основное производство» К-т        Д-т     43 «Готовая продукция»    К-т

С-до на начало м-ца   5000

С-до на начало м-ца   1200

С-до на начало м-ца   800

6) 1500

9)  2000

2)    500

9)  2000

10) 3000

10) 3000

Оборот   1500

Оборот   2000

Оборот  2500

Оборот   3000

Оборот   3000

Оборот       –

С-до на конец месяца   4500  

С-до на конец месяца  700  

С-до на конец месяца    3800

Д-т  62 «Расчеты с покупателями К-т     Д-т 71 «Расчеты с подотчетными К-т   Д-т       76 «Расчеты с разными     К-т

                     и заказчиками»                                          лицами»                                           дебиторами и кредиторами»                                                                                                                                       

С-до на начало м-ца   2000

С-до на начало м-ца   10

С-до на начало м-ца   90

5)      40

Оборот       –

Оборот       –

Оборот   40

Оборот       –

Оборот       –

Оборот       –

С-до на конец месяца    2000  

С-до на конец месяца    50

С-до на конец месяца    90   

  Д-т                    50 «Касса»                 К-т          Д-т       51   «Расчетные счета»     К-т          Д-т   80  «Уставный капитал»  К-т

С-до на начало м-ца  100 

С-до на начало м-ца  1500

С-до на начало м-ца   17000

1)   400

4)    440

1)   400

5)      40

7) 1000

Оборот    400

Оборот   480

Оборот    –

Оборот     1400

Оборот       –

Оборот       –

С-до на конец месяца   20

С-до на конец месяца     100

С-до на конец месяца  17000  

Д-т 84 «Нераспределенная прибыль К-т          Д-т 82  «Резервный капитал» К-т           Д-т  83 «Добавочный капитал» К-т    

                   (непокрытый убыток)

С-до на начало м-ца  2000

С-до на начало м-ца   500

С-до на начало м-ца   1500

Оборот       –

Оборот       –

Оборот      –

Оборот       –

Оборот       –

Оборот       –

С-до на конец месяца    2000

С-до на конец месяца   500 

С-до на конец месяца   1500 

Д-т 67 «Расчеты по долгосрочным К-т          Д-т 66«Расчеты по краткосрочным К-т     Д-т 60 «Расчеты с поставщиками» К-т    

         кредитам и займам»                                        кредитам и займам»                                          и подрядчиками

С-до на начало м-ца  4000

С-до на начало м-ца   2000

С-до на начало м-ца   5000

8)  500

7) 1000

6) 1500

8)   500

Оборот       –

Оборот       –

Оборот       –

Оборот     500

Оборот   1500

Оборот  1500

С-до на конец месяца  4000  

С-до на конец месяца    2500

С-до на конец месяца    5000

    Д-т 68  «Расчеты по налогам и    К-т            Д-т 69   «Расчеты по социальному  К-т   Д-т 70 «Расчеты с персоналом по К-т    

                 сборам»                                                          страхованию и обеспечению»                             оплате труда»                                       

С-до на начало м-ца   100

С-до на начало м-ца  100

С-до на начало м-ца   500

3)   60

3)      60

2)  500

4)    440

Оборот       –

  60

Оборот       –

Оборот       –

Оборот    500

Оборот   500

С-до на конец месяца       160  

С-до на конец месяца   100  

С-до на конец месяца    500

После подсчета оборотов по счетам, считаем остатки (сальдо) на конец месяца по каждому счету. Конечные остатки со счетов переносим в баланс на конец отчетного периода (заключительный баланс).

4.4 Счета синтетического и аналитического учета, контрольная связь их показателей

На счетах бухгалтерского учета накапливается информация о состоянии имущества и источниках его формирования как в целом по видам, так и в разрезе отдельных составных его частей. Для принятия управленческих решений в одних случаях необходимы обобщенные данные об объектах бухгалтерского учета в денежном выражении, а в других — детализированные, выраженные не только в суммовом, но и в натуральном показателях. Так, иногда нужна информация о сумме остатков готовой продукции на складе, а иногда о количестве и сумме отдельных видов готовой продукции. Иногда нужна информация о сумме всей кредиторской задолженности перед поставщиками, а иногда – о сумме задолженности перед конкретным поставщиком.

Поэтому по характеру формирования информации об объектах бухгалтерского учета счета делятся на синтетические и аналитические.

Счета, на которых осуществляется учет имущества, источников его формирования, хозяйственных процессов только в обобщенном виде, без дополнительной детализации по составным частям называются синтетическими. Регистрация хозяйственных операций на таких счетах представляет собой синтетический учет.

Синтетические счета называются счетами первого порядка. Показатели на них приводятся только в денежной оценке, как и в балансе.

Однако, как отмечалось, для оперативного руководства хозяйственной деятельностью организации необходимо располагать конкретными, детализированными сведениями об учитываемых объектах. Поэтому для полной детализации записей, контроля за отдельными видами материальных ценностей и расчетов с отдельными дебиторами и кредиторами открываются и ведутся аналитические счета.

На аналитических счетах, предназначенных для учета товарно-материальных ценностей, записи ведутся не только в денежном, но и в натуральных измерителях по каждому их виду. Показатели, в которых детализируется информация на аналитических счетах, могут быть представлены денежными, натуральными или денежными и натуральными измерителями.

Синтетические и аналитические счета взаимосвязаны, так как однородная группа аналитических счетов объединяется в один синтетический счет. В этой связи существует определенное правило записи по синтетическим и аналитическим счетам, которое заключается в том, что если в синтетическом счете сальдо или обороты записываются по дебету, то и во всех его аналитических счетах сальдо или обороты отражаются также по дебету. Это правило относится и к записям по кредиту.

Взаимосвязь между синтетическими и аналитическими счетами обуславливает необходимость сверки информации, отраженной на них.

4.5 Обобщение данных текущего учета. Оборотные и сальдовые ведомости

Для обобщения данных текущего бухгалтерского учета, большое значение в учетной практике принадлежит оборотно-сальдовым ведомостям.

Они заполняются для получения сводных данных о состоянии имущества и источниках его формирования в целом за отчетный период. Они составляются по счетам синтетического и аналитического учета. 

Оборотная ведомость по синтетическим счетам составляется на основании остатков и оборотов, исчисленных по каждому синтетическому счету.

Составим оборотную ведомость по синтетическим счетам (таблица 3) на основании данных приведенного выше примера отражения хозяйственных операций в учете.

Оборотно-сальдовая ведомость по синтетическим счетам представляет собой свод оборотов и сальдо по всем счетам, предназначенный для проверки учетных записей, составлении нового баланса и общего ознакомления с состоянием и изменениями имущества и источников их формирования (таблица 3).

В оборотной ведомости по синтетическим счетам должно присутствовать равенство трех пар итогов. 

Первая параравенство итогов остатков (сальдо) на начало месяца по дебету и кредиту счетов (гр.3 = гр.4). Это равенство обусловлено тем, что данные остатки указаны в балансе на начало отчетного периода: дебетовые остатки по счетам отражены в активе, а кредитовые – в  пассиве баланса.

Вторая параравенство итогов оборотов по дебету и кредиту счетов (гр.5 = гр.6). Это равенство вытекает из применения двойной записи хозяйственных операций на счетах.

Третья параравенство итогов остатков (сальдо) на конец месяца по дебету и кредиту счетов (гр.7 = гр.8). Это равенство обусловлено равенством первой и второй пары итогов. Данные остатки представляют собой баланс на начало следующего отчетного периода.

Таблица 3 – Оборотная ведомость по счетам синтетического учета за текущий месяц

№ счета

Название счета

 

Остаток на начало месяца

Оборот за месяц

Остаток на конец месяца

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

6

7

8

01

Основные средства

20000

20000

04

Нематериальные активы

500

500

08

Вложения в долгосрочные активы

1500

1500

10

Материалы

5000

1500

2000

4500

20

Основное производство

1200

2500

3000

700

43

Готовая продукция

800

3000

3800

62

Расчеты с покупателями и заказчиками

2000

2000

71

Расчеты с подотчетными лицами

10

40

50

76

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

90

90

50

Касса

100

400

480

20

51

Расчетные счета

1500

1400

100

80

Уставный капитал

17000

17000

84

Нераспределена прибыль (непокрытый убыток)

2000

2000

82

Резервный капитал

500

500

83

Добавочный капитал

1500

1500

67

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

4000

4000

66

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

2000

500

2500

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

5000

1500

1500

5000

68

Расчеты по налогам и сборам

100

60

160

69

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

100

100

70

Расчеты с персоналом  по оплате труда

500

500

500

500

Всего

32700

32700

9440

9440

33260

33260

Таким образом, оборотная ведомость составляется для обобщения данных синтетических счетов и взаимной проверки правильности записей на них. С ее помощью обнаруживаются ошибки в записях на счетах, которые нарушают принцип двойной записи. Неравенство итогов свидетельствует о допущенных ошибках при подсчете итогов, выведении сальдо или при записи хозяйственных операций на счетах.

Однако оборотная ведомость по синтетическим счетам не позволяет обнаружить ошибки, которые не нарушают принципа двойной записи. Например, если сумма является правильной, но корреспонденция счетов установлена неверно, или же по дебету и кредиту счетов отражена неправильная сумма, или же запись операции вообще отсутствует. Для обнаружения таких ошибок производят сверку итогов оборотной ведомости с итогами регистрационного журнала хозяйственных операций и оборотными ведомостями по аналитическим счетам.

Оборотные ведомости по аналитическим счетам бывают двух видов: оборотные ведомости по счетам расчетов (расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, подотчетными лицами и др.) и по счетам для отражения материальных ценностей. В оборотных ведомостях по аналитическим счетам нет попарного равенства, как в оборотных ведомостях но синтетическим счетам. По счетам расчетов оборотные ведомости аналитического учета ведутся только в стоимостном выражении.

Приведем пример оборотной ведомости по аналитическим счетам к синтетическому счету "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (таблица 4)  

Таблица 4 – Оборотная ведомость по счетам аналитического учета к счету 60 "Расчеты с покупателями и заказчиками", тыс. р. за___________20ХХ г.  

                                                                                        месяц

п/п

Наименование счетов

Остаток на начало месяца

Обороты за месяц

Остаток на конец месяца

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

1

2

3

ОАО «Дикий мед»

ОАО «Рассвет»

РУП «БМЗ»

50000

82000

14000

25000

160000

55000

80000

90000

30000

11000

5000

12000

Итого по счету синтетическому счет  60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

50000

96000

240000

200000

11000

17000

В оборотных ведомостях по аналитическим счетам к счетам по учету товарно-материальных ценностей показатели приводятся не только в стоимостном выражении, но и в натуральных измерителях. Итоги по таким ведомостям подсчитываются только в денежном выражении для сравнения с соответствующими показателями синтетического учета. Приведем пример оборотной ведомости по аналитическим счетам в таблице 5.

Таблица 5 – Оборотная ведомость по счетам аналитического учета к счету 10 "Материалы", тыс. р. за___________20ХХ г.

 Наименование аналитических счетов

Ед.

изм.

Остаток на начало месяца

Обороты за месяц

Остаток на конец месяца

приход

расход

к-во

сумма, тыс.р.

к-во

сумма, тыс.р.

к-во

сумма, тыс.р.

к-во

сумма, тыс.р.

Материал "А"

м

8

80000

5

50000

4

40000

9

90000

Материал "Б"

штук

6

48000

3

24000

3

24000

Материал "В"

тонн

4

52000

3

25500

7

77500

Итого

180000

75500

64000

191500

                                        месяц

 

Итоги приведенной оборотной ведомости по остатку на начало месяца, оборотам за месяц и конечному остатку должны быть равны соответствующим суммам счета "Материалы".  

4.6  Учет операций по созданию предприятия

Создать организацию имеют право учредители: государство – в лице соответствующих органов, физические и юридические лица. Каждая организация имеет уставный капитал, утвержденный учредителями. В уставе записывается размер уставного капитала. Сумма уставного капитала утверждается одновременно с утверждением устава организации и затем регистрируется при государственной регистрации самой организации в исполнительных государственных органах по месту ее нахождения.   

Первая хозяйственная операция вновь созданной организации, регистрируемая в бухгалтерском учете, — отражение на счетах суммы уставного капитала и возникновение дебиторской задолженности учредителей по взносам в уставный капитал. Эта операция отражается следующей корреспонденцией счетов:

Д-т сч. 75 «Расчеты с учредителями»

К-т сч. 80 «Уставный капитал»

Свою дебиторскую задолженность перед предприятием учредители должны погасить теми видами средств, которые необходимы для нормальной деятельности предприятия. Прежде всего, это денежные средства, которые могут быть зачислены на расчетный или валютный счет предприятия или внесены наличными в кассу; основные средства, сырье и материалы и т.д.:

Д-т сч. 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 10 «Материалы» и др.

К-т сч. 75 «Расчеты с учредителями»

При увеличении размера уставного капитала, например, за счет нераспределенной прибыли или средств резервного капитала составляется следующая корреспонденция:

Д-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 82 «Резервный капитал»

К-т сч. 80 «Уставный капитал».

4.7  Учет процесса снабжения

Имущество организаций постоянно находится на разных стадиях движения и участвует в различных хозяйственных процессах: снабжения, производства, реализации.

       Д                       Т                      П…….                     Т (ГП)                             Д

где Д – деньги

      Т – товар

      П – производство

   ГП – готовая продукция

 Первой стадией такого кругооборота средств является приобретение (заготовление) их у предприятий-изготовителей или посредников. На данной стадии кругооборота происходит постоянное возобновление запасов имущества. На стадии снабжения денежная форма имущества заменяется товарной.

Схема процесса снабжения:

Д                       Т

В процессе снабжения заготавливается все необходимое для процесса производства: товарно-материальные ценности, включающие сырье, материалы, топливо, запасные части и др.

Процесс снабжения представляет собой совокупность операций, в результате которых организация обеспечивает себя материальными и нематериальными активами, необходимыми для производства.

Стоимость заготавливаемых материальных ценностей складывается из всех расходов по покупке и доставке их в места хранения, т.е. из стоимости, согласно счетам поставщиков и транспортно-заготовительных расходов.

Транспортно-заготовительные расходы включают следующие виды затрат по заготовке и доставке материальных ценностей:

  •  таможенные пошлины;
  •  расходы по транспортировке, разгрузке и доставке (в том числе и услуги сторонних организаций);
  •  расходы по командировкам, связанным непосредственно с заготовкой ценностей и доставкой их до места назначения;
  •  расходы по  таре и упаковке;
  •  расходы по страхованию грузов и другие.

Таким образом, стоимость материальных ценностей, оплаченная поставщикам по договорным ценам и транспортно-заготовительные расходы составляют фактическую себестоимость их заготовления, по которой они отражаются в балансе и включаются в затраты процесса производства.

В зависимости от принятой организацией учетной политики учет поступления материальных ценностей может быть организован:

  1.  с использованием счета 10 «Материалы», где будут отражены и стоимость материалов, оплаченная поставщикам и сумма транспортно-заготовительных расходов
  2.   с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов» и 10 «Материалы».

В теории  и практике учета известны следующие способы оценки, при которых транспортно-заготовительные расходы учитываются непосредственно на счете 10«Материалы»:

  •  по средневзвешенным ценам
  •  по методу «ФИФО»
  •  по методу «ЛИФО»

Применение того или иного метода значительно влияет на стоимость израсходованных материалов (а значит на затраты производства и прибыль организации в отчетном периоде). Применяемый метод должен быть заложен в учетной политике организации. Рассмотрим сущность этих методов на примерах.

Пример 1. По средневзвешенным ценам (цифры взяты условно в учебных целях)

Таблица 1 – Расчет фактической стоимости материалов, израсходованных на производство продукции в текущем месяце по средневзвешенным ценам

№ п/п

Показатели

Количество

Цена, тыс.р.

Сумма, тыс.р.

1

Остаток материалов на начало месяца

100

10

1000

2

Поступило материалов за месяц:

2.1

первая партия

150

12

1800

2.2

вторая партия

250

13

3250

2.3

третья партия

200

15

3000

3

Итого поступлений с остатком

700

12,93

(9050 : 700)

9050

4

Израсходовано за месяц

500

12,93

6464 (12,93*500)

5

Остаток на конец месяца

200  (700 – 500)

12,93

2586 (9050 – 6464)

При использовании метода учета материалов по средневзвешенным ценам в текущем месяце на затраты производства будет отнесена стоимость материалов в сумме 6464тыс.р.

Это метод учета требует расчета средневзвешенной цены, которая может определяться или по окончании месяца или после каждой поступившей партии, что является  достаточно трудоемким процессом в учете. Этот метод учета может быть использован в организациях, где поставки материалов производятся один-два раза в месяц.

Пример 2. По методу «ФИФО»  (цифры взяты из примера 1).

Метод «ФИФО» (первый в запас – первый в производство) предполагает, что первой должна списываться в производство первая поступившая партия, потом вторая и т.д. Остаток оценивается по ценам последних партий, оставшихся неиспользованными.

По данным примера 1 на производство в течение отчетного месяца было израсходовано (использовано) на производство 500 единиц материалов. При этом спишется:

  1.  остаток                                     100 ед.  по  10 тыс.р.  на сумму   1000 тыс.р.
    1.  первая поступившая партия  150 ед.   по 12 тыс.р.  на сумму   1800 тыс.р.
      1.  вторая поступившая партия  250 ед.   по 13 тыс.р.  на  сумму   3250 тыс.р.

                                          Всего  500 ед.                          на сумму   6050 тыс.р.

                        В остатке останется   200 ед.   по 15 тыс.р.  на сумму   3000 тыс.р.

При  учете материалов по методу «ФИФО» в текущем месяце на затраты производства будет отнесена стоимость материалов в сумме 6050тыс.р.

Это метод учета достаточно трудоемкий, так как требует обособленного учета каждой поступившей партии. Положительным является то, что стоимость остатков материалов оценивается по наиболее реальным ценам.

Пример 3. По методу «ЛИФО» (цифры взяты из примера 1).

Метод «ЛИФО» (последний в запас – первый в производство) предполагает, что первой должна списываться в производство последняя поступившая партия, потом предпоследняя и т.д. в обратном порядке поступления. Остаток оценивается по ценам партий, оставшихся неиспользованными.

По данным примера 1 на производство в течение отчетного месяца было израсходовано (использовано) на производство 500 единиц материалов. При этом спишется:

  1.  последняя поступившая партия                    200 ед.  по  15 тыс.р.  на сумму  3000 тыс.р.
    1.  предпоследняя поступившая партия            250 ед.  по 13 тыс.р.   на сумму  3250 тыс.р.
      1.  из препредпоследней поступившей партии  50 ед.   по 12 тыс.р.   на  сумму   600тыс.р.

                                                   Всего       500 ед.                          на сумму  6850 тыс.р.

                       В остатке останется        100 ед.   по 12 тыс.р.   на сумму 1200 тыс.р.

                                                                 100 ед.   по 10  тыс.р.  на сумму  1000 тыс.р.

                       Всего остаток                  200 ед.   по  11 тыс.р.  на сумму  2200 тыс.р.

При  учете материалов по методу «ЛИФО» в текущем месяце на затраты производства будет отнесена стоимость материалов в сумме 6850тыс.р.

Это метод учета также достаточно трудоемкий, так как требует обособленного учета каждой поступившей партии. Данный метод оценки приближает к рыночной цене не остаток, а расход материалов, что позволяет в наибольшей степени восстанавливать израсходованные материалы. Данный метод учета эффективен при высоком уровне инфляции.  

При учете материалов по выше рассмотренным методам схема учета будет следующей:

60 «Расчеты с поставщиками         10 «Материалы»                  20 «Основное производство»

Д-т     и подрядчиками» К-т           Д-т                  К-т                         Д-т                            К-т

                                    1                                                 3    

Д-т   76 (71, 70 ,69 и др.) К-т

                                             2

Рис. 1. Схема учета процесса снабжения с отражением транспортно-заготовительных расходов на счете 10 Материалы» (методы по средневзвешенным ценам, «ФИФО», «ЛИФО»

Первая хозяйственная операция – поступили материалы от поставщиков:

Дебет счета  10 «Материалы»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Вторая хозяйственная операция – учтены транспортно заготовительные расходы:

Дебет счета  10 «Материалы»

Кредит счетов 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами»,

Третья хозяйственная операция – отпущены материалы на основное производство по фактической себестоимости:

Дебет счета  20 «Основное производство»

Кредит счета 10 «Материалы»

При большой номенклатуре используемых материалов их фактическую себестоимость можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалтерия имеет все составляющие себестоимости, то есть все оправдательные документы, подтверждающие расходы, связанные с заготовлением материалов.

Движение же материалов происходит на предприятиях ежедневно. Кроме того, рассчитывать среднюю цену при каждом новом поступлении материалов трудоемко.

Поэтому в бухгалтерском учете чаще всего применяются в течение месяца твердые неизменные, так называемые учетные цены, которые разрабатываются на предприятии и устанавливаются на длительный срок.

При данном методе учета фактическая себестоимость материалов учитывается на двух счетахна счете 10 «Материалы», где материалы учитываются по твердым учетным ценам и на счете 16 «Отклонения в стоимости материалов», где учитываются отклонения от учетных цен.

Пример 4. По учетным ценам с обособленным учетом отклонений от учетных цен (цифры взяты условно в учебных целях)

Таблица 2 – Расчет фактической стоимости материалов, израсходованных на производство продукции в текущем месяце при использовании метода учета материалов по учетным  ценам с обособленным учетом отклонений от учетных цен

 

п/п

Показатели

По учетным ценам

(счет 10

«Материалы»)

Отклонения от учетных цен

(16 «Отклонения в стоимости материалов»)

Фактическая стоимость материалов

(гр. 3 + гр. 4)

1

2

3

4

5

1

Остаток на начало месяца

10000

1800

11800

2

Поступило за месяц:

10000

2200

12200

3

Итого поступлений с остатком

20000

4000

24000

4

Процент отклонений в стоимости

материалов по учетным ценам                                20% (4000 : 20000)

5

Израсходовано за месяц

15000

3000 (15000 *20 :100)

18000 (15000 + 3000)

6

Остаток на конец месяца

5000

1000 (4000 – 3000)

6000 (24000 – 18000)

7

Итого расход с остатком

20000

4000

24000

Данный метод учета материалов предполагает использование следующих счетов: 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов» и 10 «Материалы». При учете материалов по данному методу схема учета будет следующей:

60 «Расчеты с поставщиками   15 «Заготовление и              10 «Материалы»                20 «Основное               

и подрядчиками»                      приобретение материалов»                                              производство»

Д-т                        К-т             Д-т                                 К-т         Д-т                К-т           Д-т                    К-т

                          1                                                  3                                5

                                                                                           16 «Отклонения в

                                                                                        стоимости материалов»

Д-т   76 (71, 70 ,69 и др.) К-т                                                   Д-т                            К-т                           

                                                                                                                 

                                      2                                                  4                                 6

                         

Рис. 2. Схема учета процесса снабжения с обособленным отражением транспортно- заготовительных  расходов и использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов» и 10 «Материалы»

Первая хозяйственная операция – поступили материалы от поставщиков:

Дебет счета  15 «Заготовление и приобретение материалов»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Вторая хозяйственная операция – учтены транспортно заготовительные расходы:

Дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» Кредит счетов 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Третья хозяйственная операция – приходуются материалы, поступившие от поставщиков по учетным ценам на протяжении месяца:

Дебет счета  10 «Материалы»

Кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материалов»

Четвертая хозяйственная операция – списываются по окончании месяца отклонения в стоимости материалов:

Дебет счета  16 «Отклонения в стоимости материалов»

Кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материалов»

Пятая хозяйственная операция – списываются отпущенные материалы на основное производство по учетным ценам на протяжении месяца:

Дебет счета  20 «Основное производство»      Кредит счета 10 «Материалы»

Шестая хозяйственная операция – списываются отклонения в стоимости материалов на основное производство по окончании месяца (на основании расчета по таблице 2):

Дебет счета  20 «Основное производство»

Кредит счета 16 «Отклонения в стоимости материалов»

Таким образом, при данном методе учета фактическая себестоимость материалов списывается с двух счетов: 10 «Материалы» и 16 «Отклонения в стоимости материалов».  

4.8  Учет процесса производства

Процесс производства – это совокупность операций по изготовлению продукции. При производстве продукции предприятия несут затраты: расходуют сырье, материалы, топливо, электроэнергию, оплачивают труд рабочих и служащих, амортизация основных средств и нематериальных активов.  

                     Т                      П…….                     Т (ГП)                             

Где:

      Т – товар, П – процесс производства,   ГП – готовая продукция

Все затраты на основное производство собираются по дебету счета 20 «Основное производство».  Схема учета производства выглядит следующим образом:

   10 «Материалы»                                           20 «Основное производство»                    43 «Готовая продукция»

Д-т                       К-т                                    Д-т                                          К-т                  Д-т                              К-т

                                         1                                                                   

                                                                                                              8

70 «Расчеты с персоналом

по оплате труда»

Д-т                        К-т

                                                 2

Д-т         69, 76      К-т

                                                   3

                                             

23 «Вспомогательные

     производства»

Д-т                       К-т

                                                    4

97 «Расходы будущих периодов»

Д-т                       К-т

                                                      5

            

02  «Амортизация

основных средств»

Д-т                       К-т

                                                       6

25 «Общепроизводственные

Д-т             затраты»      К-т

                                                          7

                И другие

                         Рис. 3. Схема учета процесса производства

Первая хозяйственная операция – израсходованы материалы на основное производство:

Дебет счета  20 «Основное производство»

Кредит счета 10 «Материалы»

Вторая хозяйственная операция – начислена заработная плата работникам основного производства:

Дебет счета  20 «Основное производство»

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Третья хозяйственная операция – произведены обязательные отчисления на суммы заработной платы в Фонд социальной защиты населения и по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

Дебет счета  20 «Основное производство»

Кредит счетов 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Четвертая  хозяйственная операция – оказаны услуги вспомогательными производствами основному производству:

Дебет счета  20 «Основное производство»

Кредит счета 23 «Вспомогательные производства»

Пятая хозяйственная операция – отнесена на затраты текущего месяца часть расходов будущих периодов:

Дебет счета  20 «Основное производство»

Кредит счета 97 «Расходы будущих периодов»

Шестая хозяйственная операция – начислена амортизация по основным средствам основного производства:

Дебет счета  20 «Основное производство»

Кредит счета 02 «Амортизация основных средств»

Седьмая хозяйственная операция – Отнесена на основное производство часть общепроизводственных затрат:

Дебет счета  20 «Основное производство»

Кредит счета 25 «Общепроизводственные затраты»

Таким образом по дебету счета 20 «Основное производство» собираются все затраты на производство продукции. А общая сумма всех затрат  и составляет фактическую производственную себестоимость произведенной основным производством продукции.

Полностью готовая продукция приходуется на склад готовой продукции. Оценивается готовая продукция в конечном итоге по фактической себестоимости, то есть по сумме всех произведенных затрат.

Восьмая хозяйственная операция – оприходована готовая продукция с основного производства:

Дебет счета  43 «Готовая продукция»

Кредит счета 20 «Основное производство»

Остаток (сальдо) на начало месяца по счету 20 «Основное производство» показывает стоимость незавершенного производства, которое будет завершено в следующем отчетном периоде.

4.9  Учет процесса реализации. Выявление финансовых результатов

Процесс реализации завершает кругооборот средств организаций. Реализация представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции. Ее основой является заключение договоров (заказов) с покупателями продукции, в которых определяется ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество поставляемой продукции, условия поставки, цена, форма расчетов.

Реализация является последней стадией  кругооборота средств  На данной стадии кругооборота  товарная форма имущества заменяется денежной.

Схема процесса реализации:

Т                          Д

где Д – деньги,           Т – товар

В ходе процесса реализации определяется финансовый результат (прибыль иди убыток).  

Для учета реализации используется счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», особенностью которого является то, что по дебету и кредиту отражается одна и та же реализованная продукция (одинаковое количество) в разных оценках: по дебету — в сумме фактических затрат на производство и реализацию продукции, НДС и др. налогов, а по кредиту — в сумме выручки по ценам реализации с НДС и другими налогами, включаемыми в цену реализации.

Эта особенность позволяет выявлять на данном счете результат процесса реализации — прибыль или убыток.

Сумма превышения кредитового оборота над дебетовым оборотом свидетельствует о полученной прибыли и относится в кредит счета 99 «Прибыли и убытки». Превышение дебетового оборота над кредитовым оборотом означает убыток и относится в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».

Готовая продукция считается реализованной, если она отгружена со склада и начислена дебиторская задолженность покупателю за реализованную продукцию.

Для учета отгрузки и реализации продукции используются счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

43 «Готовая                     90 «Доходы и расходы по»       62 «Расчеты с покупателями              51 «Расчетный

  продукция»                     текущей деятельности»                         и заказчиками»                                счет»               

Д-т                        К-т         Д-т                                    К-т         Д-т                              К-т           Д-т                     К-т

             

                                      1                                              2                                         5

       68 «Расчеты

по налогам и сборам»

Д-т                        К-т

                        3

     44 «Расходы                                                                                                                  99 «Прибыли и

    на реализацию»                                                                                                             Д-т   и убытки»   К-т

Д-т                        К-т                                                                                                                                

                      4  

                                                                                      6б

                                                                                         

                                             6а

Рис. 4. Схема учета процесса реализации  

Первая хозяйственная операция – реализована готовая продукция покупателю (по фактической производственной себестоимости):

Дебет счета  90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»

Кредит счета 43 «Готовая продукция»

Вторая хозяйственная операция – начислена дебиторская задолженность покупателям за реализованную продукцию по продажным (договорным) ценам с учетом налогов с выручки, включенным в цену товара:

Дебет счета  62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»

Третья хозяйственная операция – начислен НДС и другие налоги с выручки:

Дебет счета  90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Четвертая хозяйственная операция – списываются расходы на реализацию продукции:

Дебет счета  90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»

Кредит счета 44 «Готовая продукция»

Пятая хозяйственная операция – поступили денежные средства на расчетный счет от покупателей:

Дебет счета  51 «Расчетные счета»

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Шестая хозяйственная операция – списывается финансовый результат от реализации продукции (прибыль или убыток):

6а – прибыль   Дебет счета  90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»

                           Кредит счета 99 «Прибыли и убытки»

6б – убыток      Дебет счета  99 «Прибыли и убытки»

                           Кредит счета 99 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»

Схема счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» в части реализации продукции выглядит следующим образом:

           Счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»

Дебет

Кредит

  1.  Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг

     с кредита счетов 43, 20, 23

1. Выручка от реализации продукции, работ, услуг

       в дебет счетов 62 или  50, 51, 52

  1.  Расходы на реализацию, относящиеся к отгруженной продукции, работам, услугам

       с кредита счета 44

  1.  Управленческие расходы

с кредита счета 26

  1.  Сумма налогов, включаемых в цену товара

       с кредита счета 68  

Рис. 5. Схема счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»

Таким образом, независимо от метода учета выручки, сумма прибыли (убытка) от реализации продукции выявляется на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» исходя из объема реализованной продукции по продажным (договорным) ценам и фактической себестоимости продукции, налогов с выручки, управленческих расходов  и расходов на реализацию продукции.

41

PAGE   \* MERGEFORMAT 21


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66962. Поговоримо про дружбу 404.5 KB
  Наприклад: Правдивий друг любить за всякого часу в недолі ж він робиться братом Є товариші на розбиття та є й приятель більше від брата прив’язаний. Не смійся коли хтось говорить за винятком якщо хтось жартує Завдання № 1 На початку уроку звучить запис пісні Справжній друг муз.
66964. Заняття з елементами СПТ «Чи знаєш ти про вплив тютюнового диму?» 52 KB
  Йдеться про проблему куріння. Під час куріння кожен три чотири рази затягувався випускаючи дим через ніздрі. куріння проникло до Іспанії Португалії Франції Англії Голландії. Проте Холтер Ролі фаворит двора королеви Єлизавети популяризував куріння тютюну.
66965. Прощавай наш дитсадок! 77.5 KB
  Ведуча: Шановні мами і тата, дорогі бабусі і дідусі! Сьогодні ми всі трохи сумуємо, тому що настав час розставання. Незабаром для наших випускників продзвенить перший шкільний дзвінок. Позаду залишилися дні, наповнені цікавими подорожами у світ непізнаного, нерозгаданого...
66967. Свято 1 Дзвоника 61.5 KB
  І сьогодні радісний і світлий Він відкриє двері знань для нас. Увага Сьогодні 1 вересня 2010 року починається новий відлік часу для наших первачків В1. Зустрічайте наші першокласники Таке велике сьогодні свято Радіють мами бабусі й тата Усмішки всюди і гарні квіти Сьогодні в школу говорять діти.
66968. ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЛИНЕЙКА, ПОСВЯЩЕННАЯ ПРАЗДНИКУ ПЕРВОГО ЗВОНОКА 51.5 KB
  Школа, здравствуй! Учеба, здравствуй! Идем за знаньями в поход. Сегодня праздник! Школьный праздник! Встречаем мы учебный год! ВЕДУЩИЙ 1. Настал поистине чудесный день, Которого мы долго ждали, Ведь в школе нашей – юбилей Поэтому мы здесь собрались!
66969. Spring. Easter 51.5 KB
  Teaching goals: engagement into intercultural communication acquiring knowledge about cultural traditions of other peoples mastering basic skills in listening, speaking Developing goals: development of speaking, intellectual and cognitive abilities...
66970. Осень – лету конец, всей работе венец 44 KB
  Цель: познакомить учащихся с результатами работы на учебно-опытном участке, с явлениями, происходящими в природе осенью, с народными обычаями и традициями, связанными с этим временем года. Показать необходимость проведения опытнической и исследовательской работы в природе и на участке.