88243

Предмет и метод бухгалтерского учета

Лекция

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Предметом бухгалтерского учета является состояние и использование средств (имущества) предприятий, организаций и учреждений, находящихся в их распоряжении и имеющих стоимостную (денежную) оценку. Однако существуют и другие подходы. Например, в качестве предмета рассматриваются процессы производства...

Русский

2015-04-27

27.81 KB

0 чел.

Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета

 

2.1 Предмет и объекты бухгалтерского учета.

2.2 Хозяйственные операции и хозяйственные процессы. Кругооборот средств (имущества) организации

2.3 Классификация и характеристика средств (имущества) предприятия

2.4 Метод бухгалтерского учета

2.1 Предмет и объекты бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета является состояние и использование средств (имущества) предприятий, организаций и учреждений, находящихся в их распоряжении и имеющих стоимостную (денежную) оценку. Однако существуют и другие подходы. Например, в качестве предмета рассматриваются процессы производства, распределения, обмена и потребления или процесс расширенного воспроизводства целиком. Некоторые авторы понимают под предметом фактические результаты экономических процессов хозяйственной деятельности предприятия.

Предмет бухгалтерского учета является собирательным, обобщенным понятием. На практике он представлен множеством отдельных разнообразных объектов — средств и предметов труда. Однако общим для этих различных объектов является то, что они:

  1.  имеют денежную оценку;
  2.  подлежат бухгалтерскому учету;
  3.  ответственность за их использование в соответствии с действующим законодательством и уставом всегда возложена на конкретное юридическое лицо Объектами бухгалтерского учета являются:
  4.  активы (имущество);
  5.  источники формирования имущества (пассивы — обязательства и капитал);
  6.  хозяйственные процессы (в организациях промышленности это – снабжение, производство и реализация).

Предметом бухгалтерского учета является имущество организации и источники его формирования, а также хозяйственные процессы, вызывающие их изменения

2.2 Хозяйственные операции и хозяйственные процессы. Кругооборот средств (имущества) организации

При осуществлении хозяйственной деятельности имущество организации и источники их формирования постоянно изменяются. Одних становится меньше, других больше, некоторые переходят из одного состояния в другое, изменяются суммы задолженностей. Эти изменения — следствие финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которую можно представить в виде трех основных, относительно самостоятельных процессов:

  1.  снабжения;
  2.  производства;
  3.  реализации.

Любой из рассмотренных выше процессов кругооборота средств в действительности состоит из целого ряда отдельных хозяйственных операций.

Хозяйственная операция — это действие или событие, которое ведет к изменению объема, состава, размещения и использования активов и (или) пассивов организации. Основное содержание бухгалтерского учета заключается в отражении хозяйственных операций. В бухгалтерском учете отражаются завершенные хозяйственные операции и совершившиеся события (факты хозяйственной деятельности).

Процесс снабжения заключается в том, что предприятия для своей деятельности приобретают сырье, материалы, комплектующие изделия и др. у поставщиков. В результате таких хозяйственных операций у предприятий-покупателей материалов становится больше, а у предприятий-поставщиков меньше. При этом возникает задолженность покупателя перед поставщиком. Покупатель оплачивает поступившие ценности со счетов в банке, поставщик получает денежные средства на свои счета в банке.

Схема процесса снабжения:

Д                       Т

где Д – деньги

      Т - товар

У промышленных предприятий далее начинается процесс производства. В процессе производства используемые основные средства изнашиваются и по ним начисляется амортизация, расходуются сырье и материалы, работникам начисляется заработная плата. В конечном итоге получаем готовую продукцию, в стоимость которой будут включены все осуществленные затраты при производстве продукции.

Схема процесса производства:

Т                       П………..                      Т (ГП)      

где Д – деньги

      Т – товар

   ГП – готовая продукция

Готовая продукция реализуется покупателям со складов предприятий-изготовителей. В результате у покупателей возникает задолженность за полученную готовую продукцию. Предприятие-покупатель со своих счетов в банке перечисляет денежные средства на счета в банке предприятию-изготовителю.

 

Схема процесса реализации:

Т                          Д

где Д – деньги

      Т – товар

В ходе процесса реализации определяется финансовый результат (прибыль или убыток):

если   Д < Д, то получена прибыль,

если   Д > Д , то получен убыток  

Полученные денежные средства на счета в банке используются предприятием-изготовителем на покупку сырья, материалов и др. И таким образом начинается новый кругооборот средств.

2.3 Классификация и характеристика средств (имущества) предприятия

Чтобы лучше понять систему бухгалтерского учета, отдельные объекты учета классифицируются по различным признакам. В основу бухгалтерского учета положено два классификационных признака:

  1.  по составу и размещению имущества
  2.  по источникам формирования имущества

Первая классификация отвечает на вопросы – какое имущество имеет организация, для чего оно используется и какую роль играет в деятельности организации.

Вторая классификация этих же объектов отвечает на вопросы – кому и на какую сумму они принадлежат, чьи это объекты.

По составу и размещению или по функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности имущество организации подразделяется на:

1) долгосрочные активы (имущество долгосрочного использования), к которым относятся основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные активы, вложения в долгосрочные активы, долгосрочная дебиторская задолженность, долгосрочные финансовые вложения.

2) краткосрочные активы (имущество краткосрочного использования), к которым относятся запасы и затраты, в том числе: сырье и материалы, животные на выращивании и откорме, незавершенное производство; готовая продукция и товары, а также краткосрочная дебиторская задолженность; краткосрочные финансовые вложения и денежные средства.

Источники формирования имущества подразделяются на следующие группы:

1) собственный капитал: уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль;

2) долгосрочные обязательства: задолженность организации по долгосрочным кредитам банков и долгосрочным займам;

3) краткосрочные обязательства: задолженность организаций по краткосрочным кредитам банков, по краткосрочным займам; кредиторская задолженность поставщикам, подрядчикам, бюджету по налогам, ФСЗН, работникам по оплате труда, учредителям и другие краткосрочные долги.

2.4 Метод бухгалтерского учета

Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов, позволяющих получить всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности организации.

Основные приемы:  

  1.  документация и инвентаризация, с помощью которых в бухгалтерском учете осуществляется наблюдение за хозяйственными операциями;
  2.  оценка и калькуляция, которые являются способами стоимостного измерения объектов учета;
  3.  система счетов и двойной записи – позволяет производить текущую группировку и регистрацию хозяйственных операций;
  4.  составление баланса и других форм отчетности – позволяет обобщать записи, производимые на счетах и представлять итоговую бухгалтерскую информацию.

 

  1.  Документация представляет собой способ сплошного и непрерывного оформления хозяйственных операций. В документах содержится описание каждой хозяйственной операции и ее количественное выражение. Каждая хозяйственная операция оформляется документом. То есть наблюдение за объектом фиксируется в документе. В нем отражается содержание хозяйственной операции, дата совершения, единица измерения и др. Каждый документ имеет юридическую силу, так как имеет подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции. У каждого документа есть название.
  2.  Инвентаризация – это способ проверки наличия имущества организации и источников его образования путем сопоставления фактического наличия с учетными данными.

Ведя учет на основе документов не всегда можно быть уверенным в достоверности его данных, так как при осуществлении расчетов, записей могут возникать арифметические ошибки; могут быть неточности при измерении, взвешивании; документы могут потеряться; у некоторых видов имущества может быть естественная убыль (испарение, распыление, порча, усушка и т.п.); могут быть случаи хищения; потери при стихийных бедствия и другое.

С целью проверки соответствия данных бухгалтерского учета по документам фактическому наличию имущества, обязательств и др. проводится инвентаризация. Таким образом, с помощью инвентаризации данные учета приводятся в соответствие с фактическими данными.

  1.  Оценка используется для получения обобщенных данных об объектах бухгалтерского учета путем перевода натуральных и трудовых измерителей в денежный. Перевод осуществляется с помощью расценок, ставок, цен и т.д.
  2.  Калькуляция – это исчисление себестоимости единицы изготовленной продукции путем подсчета всех затрат, относящихся к данному виду продукции и деления их на полученное ее количество.
  3.  Бухгалтерские счета – это способ группировки и текущего отражения изменений в составе имущества организации и источников его образования. На каждый объект учета открывается отдельный счет. Записи на нем производятся на основании информации, содержащейся в первичных документах.
  4.  Двойная запись – это способ отражения хозяйственных операций на двух счетах бухгалтерского учета одновременно, так как каждая хозяйственная операция вызывает изменение не менее как в двух объектах учета.
  5.  Баланс – это способ обобщения и отражения в денежной оценке показателей об остатках имущества организации и источников его образования на определенную дату в виде двусторонней таблицы.
  6.  Отчетность – системное отражение итоговых показателей, характеризующих результаты деятельности организации за определенный период. Основной формой отчетности является баланс организации.

Хозяйственная операция — это действие или событие, которое ведет к изменению объема, состава, размещения и использования активов и (или) пассивов организации. Основное содержание бухгалтерского учета заключается в отражении хозяйственных операций. В бухгалтерском учете отражаются завершенные хозяйственные операции и совершившиеся события (факты хозяйственной деятельности).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10644. Приемы обеспечения технологичности программных продуктов 295 KB
  Приемы обеспечения технологичности программных продуктов Понятие технологичности программного обеспечения. Модули и их свойства. Нисходящая и восходящая разработка программного обеспечения. ВВЕДЕНИЕ В условиях индуст...
10645. Обеспечения технологичности программных продуктов 617 KB
  Тема: Обеспечения технологичности программных продуктов 1.Структурное и неструктурное программирование. Средства описания структурных алгоритмов. Стиль оформления программы. 2. Эффективность и технологичность. 3. Программирование
10646. Тестирование программных продуктов 1.29 MB
  Тестирование программных продуктов Виды контроля качества разрабатываемого программного обеспечения Ручной контроль программного обеспечения Структурное тестирование Функциональное тестирование Тестирования модулей и к...
10647. Обеспечение функциональности и надежности программного средства 83.5 KB
  Обеспечение функциональности и надежности программного средства 1. Примитивы качества программных средств. 2. Защитное программирование. В спецификации качества ПС могут быть дополнительные характеристики критериев качества обеспечен...
10648. Управление конфигурацией в жизненном цикле программных средств 200.5 KB
  Управление конфигурацией в жизненном цикле программных средств 1. Процессы управления конфигурацией программных средств 2. Этапы и процедуры при управлении конфигурацией программных средств Вопрос 1. Процессы управления конфигурацией пр...
10649. Разработка требований к программным средствам 196 KB
  Тема: Разработка требований к программным средствам 1. Организация разработки требований к сложным программным средствам 2. Процессы разработки требований к характеристикам сложных программных средств 3. Структура основных документов отражающих требования к прогр
10650. Пакеты программ MathCad и Excel 247 KB
  Лабораторная работа 1 Пакеты программ MathCad и Excel Подавляющее большинство лабораторных работ по курсу €œЧисленные методы€œ может быть выполнено на базе программ MathCad и Excel которые содержат все необходимые вычислительные инструменты; удобны в испо...
10651. Действия над приближенными числами 153.5 KB
  Лабораторная работа 2 Действия над приближенными числами Цель работы. Изучить правила округления приближенных чисел на примере сходимости степенного ряда к известному значению и с заданной точностью. Освоить понятия абсолютной и относительной погрешностей и ...
10652. Решение систем линейных уравнений 263.5 KB
  Лабораторная работа 3 Решение систем линейных уравнений Цель работы. Выяснить какие технические и технологические задачи встречающиеся на практике приводят к системам линейных уравнений. Исходя из таблиц опытных данных научиться составлять такие сис