88244

Бухгалтерский учет и его место в системе управления деятельностью организации

Лекция

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Первые учетные документы, обнаруженные археологами, относятся к 30 в. до н.э. Это зарубки на костях и бивнях мамонта, наскальные рисунки и т.п. На самых древних документах имеются упорядоченное чередование линий, комбинации однотипных знаков (точки, дуги, прямые и волнистые линии)...

Русский

2015-04-27

44.74 KB

5 чел.

1. Бухгалтерский учет и его место в системе управления деятельностью организации

1.1 Исторический аспект возникновения учета

1.2 Хозяйственный учет и исторические этапы его развития. Измерители,  применяемые в учете.

1.3 Виды хозяйственного учета. Роль бухгалтерского учета и его место в системе управления деятельностью организации.

1.4 Задачи и основные принципы ведения бухгалтерского учета

1.5 Государственное регулирование бухгалтерского учета. Учетная политика организации

1.1 Исторический аспект возникновения учета

На первом этапе развития человеческого общества вся информация умещалась в голове. Но памяти человека было достаточно, чтобы запомнить важные события. С усложнением хозяйственной жизни появилась необходимость записи подсчитанного.

 Первые учетные документы, обнаруженные археологами, относятся к 30 в. до н.э. Это зарубки на костях и бивнях мамонта, наскальные рисунки и т.п. На самых древних документах имеются упорядоченное чередование линий, комбинации однотипных знаков (точки, дуги, прямые и волнистые линии), но отсутствуют качественные характеристики учетных объектов (наименование, дата или срок хранения и т.п.).

Система письма также имела варианты — рисунки, иероглифы, клинопись. Носителями письменной информации были каменные плиты (Шумер), папирус (Древний Египет), керамические и деревянные (навощенные или выбеленные) таблички (Древняя Греция, Шумер) и другие.

Таким образом, достижения первобытных людей в области учета заключаются в том, что появились системы исчисления и записи, позволяющие регистрировать учетные объекты в натуральных измерителях. Это привело к возникновению первых документов — материальных носителей информации. Но методологии сбора, обработки и анализа числовой информации еще не было.

Чтобы уметь учитывать, требовалось овладеть письмом и счетом, запомнить огромное число знаков, а затем умело применять их. Знанием обладали писцы. Они совмещали в своей деятельности функции управления, учета, жречества и составляли профессиональную касту.

Функции древних бухгалтеров были более широкими и значимыми, чем функции современных бухгалтеров. Кроме профессиональных знаний, ценились и нравственные достоинства учетных работников. Писцы, заподозренные в махинациях, переводились в разряд земледельцев или сборщиков налогов. Профессиональная иерархия была сложной: от простых до высших писцов.

Вначале преобладающей формой учета в отдельных хозяйствах были описи с перечнем различных объектовинвентари. Их можно считать первым признаком системности. Основным назначением древнего учета являлось — определить государственные ресурсы и распределить их.

В хозяйствах Древнего Вавилона, как и в хозяйстве Древнего Египта, были распространены инвентарная и приходо-расходная формы учета. 

Важной составной частью учета стало определение затрат на производство. Производство заканчивалось сдачей изготовленного на центральные склады, а расчеты с государством сводились к распределению средств в натуральном выражении.

Особое место занимал учет расчетов. Расчеты осуществлялись в рамках натурального хозяйства, они не охватывали всю экономику. Расчеты велись в весовых единицах, поскольку монет еще не знали.

С конца V в. до н.э. мощное влияние на экономику оказывает денежное обращение. Монеты стали выдающимся изобретением древних греков. До этого в качестве эквивалента использовались самые разные предметы — шкуры, соль, металл в слитках и др. Но только монеты стали всеобщим универсальным эквивалентом и стоимостным измерителем в бухгалтерии. Денежное измерение позволяло обобщать разнородные факты хозяйственной жизни, группировать учетные объекты и операции, получать системную информацию. Так начался поворот от натурального учета к стоимостному.

С возникновением денег бывшее ранее натуральным хозяйство постепенно приобретает черты товарного. Развивается торговля между городами.

К этому времени устоялась учетно-экономическая сторона банковских расчетов, возникли финансовые традиции, но судить об этом можно только по литературным источникам, так как, ни одна учетная книга не сохранилась.

Учетные книги вел сам банкир, записи делались совершенно секретно и никому не доверялись. В документах, касающихся более поздней деятельности банков, прямо говорится о письменном оформлении вкладов и расчетов с клиентами.

Между первичным учетом и отчетностью стоял (как и в наше время) текущий учет.

На развитие учета влияли техника письма и система счета.

К XIII веку в Западной Европе сложилась система учета кассовых операций, складского учета, торговых операций. При этом господствующей была простая бухгалтерия, которая существовала в виде хронологической записи текущих оборотов в записных книжках.

До XIII в. учет велся с помощью униграфической (простой) записи, основанной на идее учетного натурализма. Факты хозяйственной жизни отражались в тех измерителях, которые существуют в реальной жизни (натуральные измерители). Абстрактные величины, такие, как прибыль, в системе учета не фиксировались.

Диаграфическая (двойная) бухгалтерия сводится к тому, что в перечень счетов простой бухгалтерии вводятся счета источников формирования имущества. Все факты хозяйственной жизни отражаются дважды. Это возможно в случае, если все учетные объекты фиксируются в одном учетном измерителе – денежном.

Появление двойной записи — это революция в мышлении деловых людей, часть микромира любой организации.

Происхождение двойной записи до сих пор достоверно не установлено, хотя приводятся различные версии. Считается, что двойная бухгалтерия зародилась одновременно в нескольких городах северной Италии между 1250—1350 гг., откуда феномен двойной бухгалтерии распространился на страны Европы, а потом и всего мира.

Значение двойной записи для современной бухгалтерии трудно переоценить. Первым автором, исследовавшим природу двойной записи, стал Бенедетто Котрульи.

Бенедетто Котрульи) — итальянский купец XV в. и неаполитанский дипломат, автор книги «О торговле и совершенном купце», один из создателей итальянской бухгалтерии. Книга написана в 1458 г., но вышла только в 1573, т.е. через 115 лет после написания. Поэтому считается, что Котрульи опередил итальянский математик с мировым именем, человек универсальных знаний Лука Пачоли.

Лука Пачоли — итальянский математик (1445—1515). В 1494 г.  выходит в свет его труд «Трактат о счетах и записях», который содержит первое описание двойной бухгалтерии. Основные идеи, описанные Л. Пачоли, сводятся к следующему.

Впервые сформулированы две цели бухгалтерского учета:

  1.  получение информации о состоянии дел, «ибо учет следует вести так, чтобы можно было без задержки получать всякие сведения, как относительно долгов, так и относительно требований»;
  2.   исчисление финансового результата, «ибо цель всякого купца состоит в том, чтобы получить дозволенную и соответственную выгоду для своего содержания».

1.2 Хозяйственный учет и исторические этапы его развития. Измерители,  применяемые в учете.

Хозяйственный учет неразрывно связано с хозяйственной деятельностью людей, которая нуждается в управлении. Управление хозяйственными процессами предполагает получение информации. Информация о хозяйственной деятельности формируется в процессе хозяйственного учета. Учет – это количественное отражение на различных носителях информации фактов (событий) в общественной жизни и хозяйственной деятельности организаций для последующего использования информации в практических и научных целях.

Информация о хозяйственной деятельности формируется в процессе хозяйственного учета, состоящего из следующих этапов (приемов): наблюдение, измерение, регистрация, обобщение.

Наблюдение – целенаправленное восприятие объектов и определение их качественных характеристик.

Измерение – установление количественных характеристик наблюдаемых объектов.

Регистрация – фиксация результатов измерения на материальных носителях информации.

Обобщение – накопление, группировка, формирование сводных показателей, их классификация и представление информации в виде, удобном для восприятия пользователем.

Таким образом, хозяйственный учет представляет собой систему наблюдения, измерения, регистрации, преобразования и передачи информации о фактах хозяйственной деятельности экономического субъекта. Он является основой управленческой деятельности.

В учетной практике для количественного выражения хозяйственных операций используются три вида измерителей: натуральный, трудовой, денежный.

Натуральные измерители используются для характеристики учитываемого объекта в натуре, т.е. по данным взвешивания, измерения и пересчета. Учет в таких единицах измерения называют натуральным. 

Отличительной чертой натуральных измерителей является использование их только для характеристики однородных предметов. К натуральным измерителям относят меры массы, объема, длины, площади, времени и др.

В отдельных отраслях экономики применяются специфические условно-натуральные измерители, такие как машино-день, нормо-смена, тонно-километры, эталонные гектары, кормовые единицы и др.

С помощью натуральных измерителей осуществляется количественный учет товарно-материальных ценностей, готовой продукции, выполненных работ, услуг. В качестве обобщающих показателей их применять нельзя.

Трудовой измеритель используется для подсчета количества затраченного труда и выражается в единицах времени — рабочих днях, часах, минутах.

Трудовой измеритель, как и натуральные, невозможно использовать в качестве обобщающего измерителя хозяйственной деятельности организации в целом.

Денежный измеритель применяется в качестве обобщающего для отражения различных фактов и явлений хозяйственной деятельности в денежном выражении. В РБ денежным измерителем является рубль.

1.3 Виды хозяйственного учета. Роль бухгалтерского учета и его место в системе управления деятельностью организации.

Система хозяйственного учета включает оперативный, налоговый и статистический, бухгалтерский виды учета.

Оперативный учет – это система текущего наблюдения и контроля за отдельными процессами, он обобщает и систематизирует информацию об отдельных хозяйственных операциях, происходящих в структурных подразделениях организации с целью управления ими при совершении. Основными измерителями, используемыми в оперативном учете являются натуральный и трудовой, но при необходимости может применяться и денежный.

Налоговый учет – это осуществление организацией (плательщиком налогов) учета объектов налогообложения и определение налоговой базы по налоговым платежам. Ведется исключительно в целях налогообложения, осуществления налогового контроля. Используется денежный измеритель.

Статистический учет – это система изучения процессов развития национальной экономики и общественной жизни, которая обобщает и устанавливает причины и тенденции развития, систематизирует информацию о массовых явлениях и процессах в жизни общества. Используются все три вида измерителей в зависимости от цели и объектов исследования.

Бухгалтерский учет – это система непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии, движении имущества и обязательств организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством. При данном виде учета используются все три вида измерителей, но основным является денежный.

Существует деление бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. Финансовый учет — это учет, в системе которого формируются конечные финансовые результаты работы предприятия. Использоваться финансовая информация (в форме финансовой отчетности) может заинтересованными внешними пользователями (налоговыми и контролирующими органами, инвесторами и т.д.). Именно финансовый учет регулируется в той или иной степени системой стандартов, норм, правил и принципов

Управленческий учет — это относительно самостоятельная система учета, предназначенная главным образом для сбора и обработки информации о себестоимости выпускаемой продукции. Эти сведения необходимы для управления производственными процессами внутри предприятия по центрам ответственности (подразделениям). Организация такого учета зависит от специфики производства и целей, которые преследует руководство компании. Управленческая информация, формируемая в системе управленческого учета, доступна только менеджерам предприятия и является коммерческой тайной

Бухгалтерский учет занимает одно из ведущих мест в системе экономической информации и играет важнейшую роль в управлении общественным производством. В этом качестве учет в современном обществе выполняет три основные функции:

  1.  управленческую — отражает ход выполнения управленческих решений и через экономический анализ, планирование и прогнозирование воздействует на финансово-хозяйственную деятельность предприятия;
  2.  информационную — фиксирует фактическое состояние финансово-хозяйственной системы;
  3.  контрольную — обеспечивает контроль выполнения плановых (прогнозных) заданий и параметров и сохранность собственности хозяйствующих субъектов.

Основная цель бухгалтерского учета — обеспечить руководителей информацией о состоянии предприятия, организации, учреждения: какие средства производства имеются на предприятии, где они находятся, как используются; сколько и когда предприятие должно уплатить своим поставщикам, а покупатели ему; сколько средств затрачено на производство продукции; сколько и чего произведено и реализовано; сколько денежных средств выручено. Итоговая и наиболее важная информация в системе бухгалтерского учета — сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности (суммы прибылей или убытков).

Экономически обоснованное управление любой организацией невозможно без хорошо организованной системы бухгалтерского учета.

1.4 Задачи и основные принципы ведения бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет, наиболее регламентированная функция управления, должен организовываться таким образом, чтобы обеспечить контроль за рациональным и экономным использованием государственных, акционерных, кооперативных и других средств и в максимальной степени удовлетворить потребности органов управления в информации.  Кроме этого, он должен представлять объективную информацию для составления установленной отчетности.

Основные задачи бухгалтерского учета:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах;

- обеспечение при совершении хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.

Статьей 3 Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» установлены принципы бухгалтерского учета и отчетности.

 Бухгалтерский учет и отчетность основываются на принципах непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности.

  1.  Принцип непрерывности деятельности заключается в том, что информация об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации формируется в бухгалтерском учете и отчетности в зависимости от намерения организации продолжать или прекращать свою деятельность в дальнейшем.
  2.  Принцип обособленности означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации учитываются отдельно от активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов собственника имущества (учредителей, участников) организации.
  3.  Принцип начисления означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним.
  4.  Принцип соответствия доходов и расходов означает, что расходы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором признаются связанные с ними доходы (при их наличии).
  5.  Принцип правдивости означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности при выполнении условий признания их таковыми, установленных законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.
  6.  Принцип преобладания экономического содержания означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания.
  7.  Принцип осмотрительности означает, что учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов – занижена.
  8.  Принцип нейтральности означает отсутствие ориентации содержащейся в отчетности организации информации на определенных пользователей и (или) получение определенного результата.
  9.  Принцип полноты означает наличие в отчетности организации всей информации, способной повлиять на принимаемые пользователями на ее основе решения, касающиеся финансового положения организации.
  10.  Принцип понятности заключается в доступности для понимания пользователями содержащейся в отчетности организации информации.
  11.  Принцип сопоставимости означает возможность сравнения отчетности организации за разные отчетные периоды, а также с отчетностью других организаций.
  12.  Принцип уместности означает полезность содержащейся в отчетности организации информации для принятия пользователями решений, касающихся финансового положения организации.

1.5 Государственное регулирование бухгалтерского учета. Учетная политика организации

Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из  Закона о бухгалтерском учете и отчетности, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и принятых в соответствии с ними иных актов законодательства Республики Беларусь, регулирующих отношения в области бухгалтерского учета и отчетности.

Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров РБ, Национальным банком РБ, Министерством финансов РБ и иными республиканскими органами государственного управления.

Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в области бухгалтерского учета и отчетности.

Совет Министров Республики Беларусь:

  1.  обеспечивает проведение единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности;
  2.  координирует и контролирует деятельность республиканских органов государственного управления в области бухгалтерского учета и отчетности;
  3.  устанавливает совместно с Национальным банком РБ порядок введения в действие на территории РБ МСФО;
  4.  устанавливает порядок проведения аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера, порядок подтверждения квалификации физическими лицами, имеющими сертификат профессионального бухгалтера;
  5.  осуществляет иные полномочия в области бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь:

  1.  устанавливает порядок проведения аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера банка, порядок подтверждения квалификации физическими лицами, имеющими сертификат профессионального бухгалтера банка;
  2.  утверждает форму сертификата профессионального бухгалтера банка;
  3.  проводит аттестацию на право получения сертификата профессионального бухгалтера банка и подтверждение квалификации физических лиц, имеющих сертификат профессионального бухгалтера банка;
  4.  осуществляет иные полномочия в области бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Министерство финансов Республики Беларусь:

  1.  реализует единую государственную политику в области бухгалтерского учета и отчетности;
  2.  осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в организациях (за исключением НБ РБ, банков);
  3.  утверждает национальные стандарты бухгалтерского учета;
  4.  утверждает форму сертификата профессионального бухгалтера;
  5.  проводит аттестацию на право получения сертификата профессионального бухгалтера и подтверждение квалификации физических лиц, имеющих сертификат профессионального бухгалтера;
  6.  представляет в пределах своих полномочий РБ в международных организациях, занимающихся вопросами бухгалтерского учета и отчетности;

Республиканские органы государственного управления, осуществляющие государственное регулирование и управление в определенной сфере экономической деятельности:

  1.  участвуют в реализации единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности;
  2.  осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в организациях, осуществляющих соответствующие виды экономической деятельности;
  3.  принимают по согласованию с Министерством финансов РБ нормативные правовые акты, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отчетности в организациях, осуществляющих соответствующие виды экономической деятельности.

Общественные организации (объединения) бухгалтеров, ассоциации (союзы) коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, созданные в соответствии с законодательством РБ, вправе:

  1.  участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и отчетности;
  2.  участвовать в разработке учебно-программной и учебно-методической документации, информационно-аналитических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых при подготовке к аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера и сертификата профессионального бухгалтера банка;
  3.  оказывать методическую и иную помощь организациям по вопросам бухгалтерского учета и отчетности;
  4.  представлять интересы бухгалтеров в международных профессиональных организациях.

Учетная политика организации представляет собой выбор организацией определенных  способов ведения и организации бухгалтерского учета, исходя из установленных правил и особенностей деятельности.

В соответствии с законодательством РБ учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

Учетная политика разрабатывается во всех организациях, независимо от форм  собственности и источников финансирования и оформляется приказом руководителя.

Учетная политика организации включает:

  1.  применяемые организацией виды учетной оценки;
  2.  план счетов бухгалтерского учета организации;
  3.  разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;
  4.  применяемую организацией форму бухгалтерского учета;
  5.  порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  6.  иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.

В приказе по учетной политике должны найти отражение методический, организационный и технический аспекты бухгалтерского учета в организации.

 Методический аспект раскрывает природу отдельных объектов учета исходя из действующей нормативной базы. На основе действующих общих правил организации бухгалтерского учета предприятия имеют право самостоятельно:

  1.  устанавливать метод оценки потребленных производственных запасов, готовой продукции, незавершенного производства;
  2.  устанавливать порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;
  3.  выбирать методику группировки и списания затрат на производство;
  4.  устанавливать способ учета выпуска продукции;
  5.  выбирать способ распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;
  6.  выбирать меты учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции;
  7.  устанавливать варианты сводного учета затрат на производство;
  8.  создавать  резервы и определять порядок их создания;  

   и др.

Выбранные организацией способы ведения бухгалтерского учета применяются всеми ее структурными подразделениями.

Организационный аспект описывает построение бухгалтерской службы и взаимодействие ее с другими подразделениями. Организация вправе определять права, обязанности, ответственность должностных лиц за организацию и ведение бухгалтерского учета; организационную форму, подчиненность и структуру бухгалтерской службы; уровень централизации учета и др.

Технический аспект определяет процедуры, реализация которых позволяет обеспечить методический и организационный аспект. Организация разрабатывает рабочий план счетов, форму бухгалтерского учета, формы первичных документов и график документооборота, технологию обработки информации, состав и формы отчетности.

Вновь созданные организации оформляют учетную политику после государственной регистрации.

Внесение изменений в учетную политику организации допускается в случаях:

  1.  изменения законодательства Республики Беларусь;
  2.  изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации;
  3.  принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.

Если ранее объявленная учетная политика не изменяется, то ежегодного издания приказа не требуется. Об изменении учетной политики  организация обязана уведомить письменно налоговые органы по месту своего нахождения до наступления нового года. Изменения учетной политики должны оговаривать  в пояснительной записке к годовому отчету с соответствующими пояснениями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54127. Активізація пізнавальної діяльності при викладанні дисципліни «Автомобільні перевезення» з використанням інтерактивних технологій навчання 242.5 KB
  Однією з умов запоруки успіху в підготовці конкурентоспроможних фахівців є застосування інтерактивних форм навчання з метою активізації пізнавальної діяльності студентів. У Донецькому індустріальному технікумі широко застосовуються інтерактивні навчальні технології які забезпечують інтенсифікацію...
54128. МОДЕЛЮВАННЯ СУЧАСНОГО ЕФЕКТИВНОГО УРОКУ УКРАЇНСЬКОЇ ЛІТЕРАТУРИ 190.5 KB
  У застосуванні методів навчання треба бути обережним інакше ефективний урок може перетворитися на ефектний. Павленко Питання моделювання ефективного уроку є надзвичайно актуальним для сучасних педагогів що працюють в умовах особистісно орієнтованого підходу запроваджують інноваційні технології.Опрацювати методи і прийоми що...
54129. Хто працює, той і має. Майстер-клас 351.5 KB
  Українська мова Корінь слова. Спільнокореневі слова. формувати в учнів уявлення про спільнокореневі слова корінь на основі споріднених слів; розвивати вміння виділяти споріднені слова виділяти спільну частину; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати вміння спостерігати аналізувати зіставляти; виховувати акуратність уважність у роботі. Які виросли паростки діти називають Що спільного з словом лісце корінь тому вони і називаються спільнокореневі слова.
54130. СЦЕНАРИЙ РАЙОННОГО СЕМИНАРА ФИЗИКОВ 89.5 KB
  Смещение акцентов с содержания обучения на процесс учения выражающийся в активной познавательной деятельности школьников и в овладении ими рациональными способами этой деятельности; Создание для каждого ученика возможности реализовать свою потребность в познании и в творческой деятельности; Ориентация на овладение учащимися общекультурными ценностями коммуникативной информационной культурой культурой деятельности. Деятельностный подход к обучению предполагает что...
54131. Общая характеристика низкого (витального) уровня культуры 36.5 KB
  Деление культуры по уровням, каким бы условным оно ни было, - целесообразно. Уровень культуры - это показатель ее реального состояния, предельных возможностей ее осуществления в жизни.
54132. Застосування диференціального, інтегрального обчислень та інших елементів математики в фізиці та техніці 303 KB
  Розвивати уміння узагальнювати цілісну систему знань уміння реалізувати практичні зв’язки курсу математики і фізики з майбутньою професією уміння через організацію ділової рольової гри відображувати виробничу ситуацію. Розв’язання Потужність Р в зовнішньому колі дорівнює різниці повної потужності джерела і P1=EI потужності що губиться всередині джерела Р2=I2rтобто P=P1P2 ; P=EII2r 1 – напруга зовнішнього кола як функція сили струму. Доки Мальцев Павло розв’язував задачу на дошці клас бере участь в її обговоренні. Йде засідання...
54133. Степенева функція, її графік та властивості. (Урок з використанням інформаційних технологій) 96.5 KB
  Завдання: Дослідити властивості степеневої функції y=x для різних значень параметра. Підготовка до роботи: повторення схеми дослідження функції. Домашнє завдання: закінчити заповнення таблиці: у двох останніх рядках узагальнити властивості функції для додатного та від’ємного значень показника степеня. Дослідити властивості степеневої функції у = х коли ― ціле додатне парне: 1 встановити масштаб min X = ― 5 mx X = 5 min Y = ― 5 mx Y = 5; 2 побудувати графіки функцій: 1 у = х2 2 у = х4 3 у = х8...
54134. МАТЕМАТИЧНІ ЗМАГАННЯ! 304.5 KB
  Мета: Перевірити вміння учнів застосовувати набуті знання у нестандартних ситуаціях; продовжувати розвивати уміння працювати самостійно, активізувати розумову діяльність учнів; розвивати бажання застосовувати здобуті знання для досягнення поставленої мети; прищеплювати любов до математики.
54135. ВІДНІМАННЯ ТРИЦИФРОВИХ ЧИСЕЛ У ВИПАДКУ КОЛИ В ЗАПИСУ ЗМЕНШУВАНОГО Є НУЛЬ 88 KB
  Уявіть що ми з вами на мить стали чарівниками у кожного з вас у долонях чарівна посмішка подаруйте її своєму товаришу по парті Прошепотіть один одному на вушко комплімент і почнемо працювати з гарним настроєм Актуалізація опорних знань учнів Цей урок нас навчить: зрозуміти особливість письмового віднімання з переходом через розряд; творчо розв’язати задачу; виконувати логічні завдання. Розв’язування прикладів № 691 частину коментовано частину самостійно. За...