88258

ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ

Лекция

Астрономия и авиация

Основные фонды - важнейшая и преобладающая часть всех фондов предприятия (имеются в виду основные и оборотные фонды, а также фонды обращения). Они определяют производственную мощь предприятия, характеризуют его техническую оснащенность, непосредственно связаны с производительностью труда, механизацией...

Русский

2015-04-27

345.9 KB

10 чел.

ЛЕКЦИЯ 4

ТЕМА 4 ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ

ПЛАН

4.1 Основные  фонды авиапредприятий их состав и структура

4.2 Оценка основных фондов ее виды

4.3 Физический и моральный износ основных фондов авиапредприятий

4.4 Амортизация и воспроизводство основных фондов авиапредприятий

4.5 Эффективность использования основных фондов: понятие и критерии оценки

Терминологический словарь ключевых понятий.

  1.  Основные фонды (в стоимостной оценке основные средства, основной капитал) - это материально-вещественные ценности, используемые в качестве средств труда, которые действуют в неизменной натуральной форме в течение длительного периода времени и утрачивают свою стоимость по частям.
  2.  Основные средства - это основные фонды, выраженные в стоимостном измерении.
  3.  Физический износ - постепенная утрата основными фондами своей первоначальной потребительной стоимости, происходящую не только в процессе функционирования, но и при их бездействии (разрушение от внешних воздействий, атмосферного влияния, коррозии).
  4.  Моральный износ - снижение стоимости средств производства вследствие роста производительности труда в отраслях, которые их производят, и появления более совершенной техники.
  5.  Амортизация – это постепенный перенос стоимости основных производственных фондов на вновь созданную продукцию.
  6.  Сумма амортизации - это величина износа основных фондов, выраженная в денежной форме, за определенный период.
  7.  Норма амортизации - это установленный в процентах размер амортизационных отчислений по каждому виду основных фондов за определенный период.
  8.  Воспроизводство основных фондов - это непрерывный процесс обновления основных фондов путем приобретения новых, реконструкции, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта.
  9.  Форма простого воспроизводства - замена устаревших средств труда и капитальный ремонт.
  10.  Форма расширенного воспроизводства - новое строительство, расширение действующих предприятий, их реконструкция и техническое перевооружение, модернизация оборудования.

4.1 Основные фонды авиапредприятий их состав и структура

Основные фонды - важнейшая и преобладающая часть всех фондов предприятия (имеются в виду основные и оборотные фонды, а также фонды обращения). Они определяют производственную мощь предприятия, характеризуют его техническую оснащенность, непосредственно связаны с производительностью труда, механизацией, автоматизацией производства, себестоимостью продукции, прибылью и уровнем рентабельности.

Основные фонды предприятия представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, созданных общественным трудом, длительно участвующих в процессе производства в неизменной натуральной форме и переносящие свою стоимость на изготовленную продукцию по частям по мере износа.

Существует следующая классификация основных фондов (ОФ).

В зависимости от характера участия основных фондов в производстве различают производственные и непроизводственные ОФ.

Основные производственные фонды (ОПФ) принимают непосредственное участие в производстве (здания, аэровокзал, авиационнотехническая база (АТБ), автохозяйство, самолеты, вертолеты и авиадвигатели (СВАД)).

Непроизводственные основные фонды, необходимые для обслуживания личных, бытовых и культурных потребностей работников, включают в себя принадлежащие авиапредприятиям общежития, сооружения.

В состав основных фондов гражданской авиации входит огромное число различных средств труда, различающихся между собой характером выполняемых функций, сроками службы, особенностями ремонта и другими признаками. Для правильной организации учета и планирования основных фондов, начисления амортизации, определения себестоимости выпускаемой продукции основные фонды в зависимости от их целевого назначения группируются определенным образом.

В соответствии с принятой классификацией основные производственные фонды гражданской авиации по характеру выполняемых функций делятся на следующие группы:

1. Здания - строительные объекты, которые создают необходимые условия для протекания производственного процесса, обеспечивают сохранность оборудования, защиту его от внешних атмосферных воздействий (аэровокзалы, ангары, здания цехов и мастерских, лабораторий и складов, доки для технического обслуживания летательных аппаратов, гаражи, гостиницы для пассажиров и др.).

2. Сооружения - инженерно-строительные объекты, выполняющие те или иные технические функции по обеспечению производственного процесса, не связанные при этом с изменением предметов труда (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны, места стоянок самолетов, гидроаэропорты, эстакады, резервуары горюче-смазочных материалов, мосты, подъездные железнодорожные пути авиапредприятий, водонапорные башни и др.).

3. Передаточные устройства, осуществляющие передачу электрической, тепловой и механической энергии от двигателей к рабочим машинам, а также передачу жидких и газообразных веществ от одного объекта к другому (линии электропередач, трансмиссии, трубопроводы для передачи воды, пара, газа, масла, нефти, воздуха, кислоты и всех видов ГСМ, воздушные и кабельные линии, водораспределительные сети водопроводов, телефонная сеть).

4. Машины и оборудование: а) силовые машины и оборудование - машины-генераторы, производящие тепловую и электрическую энергию, а также все виды двигателей, превращающих энергию разного вида в механическую (двигатели внутреннего сгорания, паровые и электрические двигай тели, генераторы, паровые и газовые турбины, котлы, трансформаторы, передвижные электростанции, распределительные устройства и др.); б) рабочие машины и оборудование, предназначенные для непосредственного воздействия на предмет труда либо перемещения " предметов труда в процессе производства (металлообрабатывающее оборудование и станки технических мастерских и цехов АТБ, оборудование и приборы для диагностики технического состояния самолетов и их агрегатов, подъемно-транспортное оборудование и погрузочно-разгрузочные механизмы, моечные машины, грейдеры для очистки ВПП от снега и др.); в) измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторное оборудование (амперметры, манометры, вольтметры” барометры, компасы, гальванометры, авиационные тренажеры, радиомаяки, светооборудование взлетно-посадочных полос, приборы и аппаратура самолетовождения, связи и навигации как установленные на самолетах, так и в виде наземного оборудования, лабораторное оборудование и пр.); г) прочие машины и оборудование (пожарные машины, механические пожарные лестницы, киносъемочные камеры, магнитофоны, телевизоры и радиоприемники обыкновенные, музыкальные инструменты, холодильники бытовые и т. д.).

Кроме того, из группы “Машины и оборудование” выделяются все виды автоматических машин и оборудования, т. е. выполняющих операции производственного процесса в определенной технической последовательности и заданном ритме без непосредственного участия работника (машины-автоматы цехов и мастерских, телефоны-автоматы, билетные автоматы).

5. Транспортные средства, предназначенные для перемещения людей (пассажиров) или грузов, т. е. подвижной состав всех видов транспорта. Принятая в ГА классификация основных фондов предусматривает выделение из группы “Транспортных средства такой подгруппы, как “Самолето-вертолетный парк” (СВП), в которую включаются самолеты, вертолеты и двигатели на них, а также запасные авиадвигатели. Кроме СВП, к транспортным средствам относятся также прочие транспортные средства (вагоны, тепловозы, буксировщики, автотягачи, автопоезда, автокары, легковые машины, электрокары, прицепы и полуприцепы и др.).

6. Инструменты и приспособления, применяемые для закрепления предметов труда в процессе их обработки. При этом в состав. основных фондов не входят инструменты и приспособления, имеющие стоимость менее 100 р. (независимо от срока службы) или срок службы менее одного года (независимо от стоимости).

7. Производственный инвентарь и принадлежности летательных аппаратов (парашюты и шкафы для их хранения, самолетные стремянки, сигнальные фонари, предназначенные для обслуживания ЛА, рабочие столы, стеллажи, верстаки, оборудование, способствующее выполнению правил техники безопасности и охраны труда).

8. Хозяйственный инвентарь - предметы, необходимые для хозяйственного оснащения помещений (обстановка контор, служебных помещений и аэровокзалов, шкафы, вешалки, кресла, портьеры, предметы противопожарного назначения — гидропульты, ручные лестницы и т. п.).

 Классификация основных средств представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. - Классификация основных средств.

Для наилучшего использования основных фондов различные их виды должны находиться между собой в определенных соотношениях. Процентное отношение стоимости отдельных групп основных фондов от общей стоимости носит название технологической структуры основных фондов. Сна дает представление о качественном составе средств труда отдельного предприятия или отрасли.

Структура основных фондов зависит от ряда факторов, что предопределяет ее специфику по отдельным отраслям народного хозяйства. На нее влияют технико-экономические особенности данной отрасли, темпы научно-технического прогресса, географическое размещение предприятия, формы организации производства, структура капитальных вложений и др. Влияние перечисленных факторов приводит к тому, например, что в промышленности в общей стоимости основных фондов преобладает доля машин и оборудования, зданий и сооружений. На транспорте высокий удельный вес занимают транспортные средства.

Анализ технологической структуры основных фондов имеет большое практическое значение, так как соблюдение определенных пропорций в стоимости отдельных групп основных фондов позволяет произвести необходимую продукцию с наименьшими затратами. Наиболее эффективной является такая структура основных фондов, при которой в процессе все возрастающего объема производства фондоотдача максимальна. В активную часть входят те средства труда, которые непосредственно воздействуют на предмет труда и определяют производственную мощность предприятия. В гражданской авиации активная часть основных фондов включает в себя самолето-вертолетный парк, сооружения, машины и оборудование. Остальные виды средств труда, обеспечивающие нормальное функционирование, активной части основных фондов отряжают пассивную часть.

Эти виды основных фондов оказывают наиболее активное влияние на объем и качество продукции.

Наряду с эксплуатационными предприятиями гражданская авиация располагает также промышленными предприятиями. В их состав входят авиаремонтные предприятия, а также опытно-экспериментальные заводы, изготавливающие средства наземной механизации и автоматизации.

Особенностью структуры основных производственных фондов авиаремонтных предприятий ГА является высокий удельный вес зданий, что объясняется наличием на авиаремонтном производстве больших помещений ангарного типа, а также машин и оборудования. Вместе с тем, доля машин и оборудования в стоимости основных фондов авиаремонтных предприятий является более низкой по сравнению с ее значением в машиностроении, чем в определенной мере и объясняется недостаточно высокий уровень механизации и автоматизации производственных процессов на авиаремонтном производстве.

Особенностью ОФ авиапредприятий проявляющейся в их классификации, является наличие запасных деталей и авиадвигателей на каждый приписной самолет или вертолет.

По своему отношению к производству активной частью ОФ являются самолеты, вертолеты и авиадвигатели (СВАД), остальные OФ - пассивная часть, поскольку они лишь создают условия функционирования непосредственного производителя продукции (СВАД)

4.2 Оценка основных фондов ее виды

Основные фонды на предприятиях гражданской авиации планируются и учитываются в соответствии с их классификацией в натуральном и стоимостном (денежном) выражении. Оба вида учёта ведутся параллельно, дополняя друг друга. Для обеспечения нормальной хозяйственной деятельности предприятиям выделяют необходимые основные фонды в их натуральной форме. Учет основных фондов в натуральном выражении позволяет установить потребность в отдельных видах основных фондов, осуществлять планирование и учет их использования, рассчитать производственную” мощность предприятия, выявлять резервы производственных площадей и т. д.

Планирование и учет основных фондов в натуральных показателях осуществляются на основании материалов инвентаризации основных фондов, проводимой на предприятиях не менее 1 раза в год, паспортов предприятий и их подразделений, технических паспортов (ведутся по самолетам, вертолетам, авиадвигателям), а также данных по объектам учета.

Учет основных фондов в денежном выражении необходим для определения стоимости основных фондов, динамики и структуры их как в целом, так и по группам, начисления амортизации и характеристики процесса воспроизводства основных фондов, расчета ряда показателей производственно-хозяйственной деятельности' авиапредприятий (фондоотдачи, рентабельности и т. д.).

Для учета и планирования воспроизводства основных фондов, важное значение имеет правильная их оценка. Различают несколько видов оценки основных фондов: по полной первоначальной (балансовой) стоимости, полной первоначальной стоимости с учетом износа, восстановительной стоимости, восстановительной стоимости с учетом износа.

Первоначальная стоимость основных фондов включает в себя сумму фактических затрат на их приобретение или постройку, а также затраты на доставку и монтаж основных фондов, расходы на разработку проектно-сметной документации. По этой оценке основные фонды учитываются на балансе предприятия в течение-всего срока их службы. В этом случае величина основных фондов. предприятия складывается из стоимости объектов, произведенных в разные периоды, в ценах этих периодов (в момент приобретения). Оценка по первоначальной, стоимости служит основой для учета движения основных фондов, определения степени их износа в денежном выражении и начисления амортизации, расчета рентабельности и фондоотдачи предприятий. Первоначальная стоимость основных фондов может быть изменена лишь в результате их переоценки, производимой по специальному решению правительства, либо в случае переоборудования объектов (реконструкции, модернизации и т. п.). Недостатком этого метода оценки является выражение их стоимости в смешанных ценах (ценах разных лет), что снижает точность и достоверность величины основных фондов и их динамики, а также искажает размеры амортизации. Кроме того, этот метод оценки основных фондов не отражает степени их изношенности.

Пример. Авиакомпания в начале 2014 г. Приобрела воздушное судно общей стоимостью 100 млн. дол.(без НДС).

Оценка по первоначальной стоимости служит основой для учета движения ОФ, определении степени их износа в денежном выражении и начисления амортизации, расчета рентабельности и фондоотдачи. Первоначальная стоимость ОФ может быть изменена лишь в случаи переоборудования объекта (реконструкция, модернизация) или в результате  их переоценки по решению правительства.

Первоначальная стоимость основных фондов с учетом износа (остаточная стоимость) представляет собой разницу между первоначальной стоимостью и суммой износа. Необходимость определения остаточной стоимости связана с тем, что по мере использования основных фондов их стоимость постоянно уменьшается до тех пор, пока средства труда не отслужат установленный для них срок службы и полностью не перенесут свою стоимость на изготавливаемый продукт. Учитывая степень износа основных фондов, остаточная стоимость показывает в смешанных ценах ту часть их стоимости, которая на данный момент сохранилась в основных фондах и которая будет перенесена на изготавливаемую продукцию в будущих периодах.

Восстановительная стоимость основных фондов выражает, сумму затрат, которые были бы необходимы для воспроизводства имеющихся в данный момент основных фондов в современных условиях (при действующих ценах) с учетом морального износа и удешевления их производства и строительства. Разрыв между первоначальной и восстановительной стоимостью основных, фондов создается вследствие изменения (роста) производительности общественного труда. Единообразие в оценке основных фондов, т. е. определение восстановительной стоимости их может быть достигнуто только в результате проведения переоценки основных фондов, введенных в действие в разные годы. Она проводится периодически в одно и то же время в масштабах всего народного хозяйства по единой программе и методологии (примерно 1 раз в 10 лет) с учетом действующих оптовых цен и тарифов в строительстве. Устраняя смешанные цены, восстановительная стоимость основных фондов в то же время не фиксирует степень их износа.

Восстановительная стоимость основных фондов с учетом износа показывает величину еще не перенесенной на изготовленную продукцию части стоимости средств труда, но исчисленную в ценах года их переоценки.

Экономическое значение этого метода оценки состоит в том, что он позволяет уточнить фактическую стоимость существующих основных фондов и темпы их роста, позволяет сравнивать объем основных фондов отдельных предприятий и отрасли, дает представление об отраслевом строении основных фондов и размещении их по территории страны.

Ликвидационная стоимость - стоимость реализации ОФ после окончания его срока службы.

Среднегодовая стоимость ОФ (Фср)  может быть определена по упрощенному методу следующим образом:

Фср = Фо +( Фвв´м / 12 – Фвыб´м1 / 12)

Где:    Фо – стоимость основных фондов на начало года;

        м (м1) – количество месяцев до конца года с момента ввода (выбытия) основных фондов;

        Фвв – стоимость вводимых основных фондов;

        Фвыб – стоимость выбывших основных фондов.

Единицей учета ОФ является инвентарный объект.

В авиакомпаниях структура основных производственных фондов (ОПФ) следующая (в среднем по всем авиакомпаниям):

  1.  здания производственые - 9,6%;
  2.  сооружение и передаточные устройства — 6,5%;
  3.  машины и оборудование — 14,9%;
  4.  транспортные средства — 58,0%;
  5.  в т. ч. самолетно-вертолетный парк — 52,7%;
  6.  инструмент и прочие ОФ — 1,0%.

Приведенные данные показывают, что в авиакомпаниях более 50% приходится на активную часть ОФ (СВП), на ремонтных же заводах активная часть (машины и оборудование) составляет приблизительно 30% от всего объема ОФ.

4.3 Физический и моральный износ основных фондов авиапредприятий

Особенностью основных фондов является их многократное использование в процессе производства, но время их функционирования все же имеет определенные границы, обусловленные износом.

Различают два вида износа основных фондов — физический и моральный.

Под физическим износом понимают постепенную утрату основными фондами своей первоначальной потребительной стоимости, происходящую не только в процессе функционирования, но и при их бездействии (разрушение от внешних воздействий, атмосферного влияния, коррозии). Физический износ основных фондов зависит от их качества, технического совершенства (конструкции, вида и качества материалов, качества постройки зданий и монтажа станков), особенностей технологического процесса (скорости и силы резания, подачи и т.п.), времени действия (количества дней работы в году, смен в сутки, часов работы в смену), степени защиты от внешних условий, качества ухода и обслуживания, от квалификации рабочих и их отношения к основным фондам.

Физический износ происходит неравномерно даже по одинаковым элементам основных фондов. Различают полный и частичный износ основных фондов. При полном износе действующие фонды ликвидируются и заменяются новыми (капитальное строительств или текущая замена изношенных основных фондов).Частичный износ возмещается путем ремонта [6; 173-174].

Для характеристики степени физического износа основных фондов используется ряд показателей.

 Коэффициент физического износа основных фондов (Ки.ф):

Где:  И - сумма износа основных фондов (начисленная амортизация) за весь период их эксплуатации;

 Пс - первоначальная (балансовая) или восстановительная стоимость основных фондов. Коэффициент физического износа основных фондов может быть определен по отдельным инвентарным объектам и на основе данных о фактическом сроке их службы.

 Для объектов, фактический срок службы которых ниже нормативного, расчет ведется по формуле:

 Где:  Тф и Тн - фактический и нормативный сроки службы данного инвентарного объекта.

 Для объектов, у которых фактических срок службы равен нормативному или превысил его, коэффициент физического износа рассчитывается по следующей формуле:

Где:  Тв - возможный остаточный срок службы данного инвентарного объекта сверх фактически достигнутого в данный момент срока службы. Чаще всего он определяется экспертным путем.

 Коэффициент физического износа зданий и сооружений может быть рассчитан по формуле:

 Где:  di - удельный вес i-го конструктивного элемента в стоимости здания, %;

  ai - процент износа i-го конструктивного элемента здания.

  Коэффициент годности основных фондов укрупнено характеризует их физическое состояние на определенную дату и исчисляется по формуле:

 Коэффициент годности основных фондов может быть определен и на основе коэффициента физического износа:

Кгф = 100 - Киф.

Все эти формулы предполагают равномерное физическое изнашивание основных фондов, что не всегда совпадает с реальной действительностью.

 Моральный износ основных фондов. Наряду с физическим износом основные фонды претерпевают моральный износ (обесценивание). Сущность морального износа состоит в том, что средства труда обесцениваются, утрачивают стоимость до их физического износа, до окончания срока своей физической службы.

 Моральный износ проявляется в двух формах.

 Первая форма морального износа заключается в том, что происходит обесценивание машин такой же конструкции, что выпускались и раньше, вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях.

 Вторая форма морального износа состоит в том, что происходит обесценивание старых машин, физически еще годных, вследствие появления новых, более технически совершенных и производительных, которые вытесняют старые.

 На каждом предприятии процесс физического и морального износа основных фондов должен управляться. Основная цель этого управления - недопущение чрезмерного физического и морального износа основных фондов, особенно их активной части, так как это может привести к негативным экономическим последствиям для предприятия. Управление этим процессом происходит через проведение определенной политики воспроизводства основных фондов.

Некоторые экономисты выделяют третий вид износа – социальный, когда происходит расхождение социальных характеристик объекта основных средств (безопасности, уровня вредных выбросов, освещенности) с их нормальным уровнем в обществе.

От степени износа основных производственных фондов предприятия напрямую зависят объем и качество выпускаемой продукции, ее конкурентоспособность, уровень издержек производства и эффективности работы предприятия. Поэтому одной из важнейших задач управления является контроль за состоянием основных фондов с целью не допустить их чрезмерного физического и морального изнашивания.

Для экономического возмещения износа основных фондов их стоимость в виде амортизационных отчислений ежемесячно включается в затраты на производство продукции.

4.4 Амортизация и воспроизводство основных фондов авиапредприятий

В процессе производства продукции, часть стоимости основных производственных фондов, предназначенная для возобновления их на новой технической основе, переносится на вновь созданный продукт. Процесс перехода стоимости основных фондов из производительной формы в денежную, в результате чего обеспечиваются возмещение их стоимости и накопление денежных средств для последующего воспроизводства средств труда носит название амортизации.

Амортизация – это постепенный перенос стоимости основных производственных фондов на вновь созданную продукцию.

Амортизационные отчисления производятся предприятиями ежемесячно исходя из норм амортизации и балансовой стоимости основных производственных фондов по отдельным группам или инвентарным объектам, состоящим на балансе предприятия.

Перенесенная часть стоимости, отделившись от потребительной стоимости средств труда, совершает самостоятельное движение и после реализации произведенной продукции аккумулируется в амортизационном фонде. При этом одновременно осуществляется накопление средств, предназначенных как для частичного воспроизводства основных фондов в течение всего периода их эксплуатации, так и для полной замены средств труда после выбытия их из процесса производства. Амортизация основных фондов, таким образом, представляет собой важную народнохозяйственную проблему, от правильного решения которой во многом зависит создание необходимых источников воспроизводства и обеспечение сохранности средств труда в течение срока их службы.

Амортизационный фонд, в первую очередь, должен служить источником средств для возмещения выбывающих средств труда, изношенных физически и устаревших морально. Обслуживая простое воспроизводство, амортизационные отчисления в то же время представляют собой дополнительный источник расширенного воспроизводства основных фондов, поскольку накапливаются эти средства постепенно, а расходуются лишь по истечении сроков службы основных фондов. Ускорение научно-технического прогресса увеличивает возможность использования амортизационных отчислений для финансирования расширенного воспроизводства основных фондов, так как непрерывное качественное совершенствование средств труда сокращает их число, обособляющееся в фонде возмещения.

Система амортизации включает в себя разработку научно обоснованных норм амортизации, а также определение порядка планирования, начисления и использования амортизационных отчислений. Под нормой амортизации следует понимать установленный размер амортизационных отчислений на образование амортизационного фонда. Важное требование, предъявляемое к нормам амортизации, заключается в том, чтобы их значение не только отражало долговечность средств труда в конкретных условиях их эксплуатации, но и учитывало моральный износ основных фондов, а также экономическую целесообразность их замены, обеспеченную имеющимися для этого в народном хозяйстве ресурсами.

Нормы амортизации установлены раздельно по каждому виду средств труда или отдельным объектам на полное их восстановление (реновацию) и капитальный ремонт, включая и модернизацию. Нормы амортизации на капитальный ремонт основных фондов определяются, кроме того, с учетом затрат на проведение среднего ремонта, осуществляемого с периодичностью свыше одного года. Корректирование одной нормы за счет другой не допускается. Общая норма амортизации равна сумме норм амортизации на полное восстановление и капитальный ремонт основных фондов.

В случае особого режима эксплуатации основных фондов, когда происходит повышенный или пониженный износ средств труда, к нормам амортизационных отчислений применяются соответствующие поправочные коэффициенты. Они учитывают сменность работы машин и оборудования, естественные условия, влияние агрессивной среды и другие факторы. Для норм амортизации на капитальный ремонт предусмотрено применение поправочных коэффициентов, поскольку эти расходы зависят от степени износа средств труда в процессе их эксплуатации. Для отдельных видов основных фондов, эксплуатируемых на предприятиях ГА, применяется различная методика определения норм амортизации.

Объектами для начисления амортизации являются основные фонды предприятий, действующих как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

Сумма амортизации - это величина износа основных фондов, выраженная в денежной форме, за определенный период. Она определяется исходя из балансовой стоимости по каждому виду основных фондов с учетом ввода в эксплуатацию новых и выбытия изношенных, а также установленных норм амортизации в процентах. Сумма амортизации рассчитывается по формуле:

А = Ф*n / 100,

 Где: Ф - балансовая стоимость основных фондов;

n - норма амортизации.

 Норма амортизации - это установленный в процентах размер амортизационных отчислений по каждому виду основных фондов за определенный период. При этом за балансовую стоимость принимается стоимость основных производственных фондов по данным последней переоценки или их первоначальная стоимость:

n = А / Т*Ф

 Где: Т - нормативный срок службы;

  А - полная сумма амортизации, начисленная за нормативный срок службы, грн.;

  Ф - первоначальная стоимость основных производственных фондов, грн.

По наземным основным фондам (зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, машинам и оборудованию, инструментам и инвентарю) нормы амортизации установлены в процентах к полной первоначальной стоимости. В этом случае нормы амортизации зависят от стоимости основных фондов и срока их службы, затрат и капитальный ремонт и модернизацию средств труда в течение всего периода их функционирования.

По самолетам, вертолетам и авиадвигателям до 1980 г. нормы амортизации устанавливались в рублях на 1 ч налета. Указанная система начисления амортизации не стимулировала предприятия воздушного транспорта в увеличении времени использования самолетов и вертолетов. Кроме того, начисление норм амортизации на полное восстановление самолето-вертолетного парка в рублях на один летный час в основном учитывало физический износ авиатехники, связанной со степенью ее использования. В период же нахождения авиатехники в ремонте, на техническом обслуживании, простоя самолета амортизация вообще не начислялась. Недостаточное возмещение морального износа самолетов, вертолетов авиадвигателей, в свою очередь, влекло за собой замедление темпов замены устаревшей техники.

На сегодня отсутствуют четкие правила (рекомендации) относительно выбора метода амортизации, который был бы наилучший для предприятий разных организационно-правовых форм и областей, объектов основных средств и способов их использования.

Предприятия могут начислять амортизацию основных средств (кроме других необоротных материальных активов), согласно Положению (стандарту) бухгалтерского учета 7 “Основные средства”  утвержденным Приказом Министерства финансов от 27 апреля 2000 года № 92, который приобрел силу с 1 июля 2000 года, применяя такие методы: прямолинейный; уменьшение остаточной стоимости; ускоренного уменьшения остаточной стоимости; кумулятивный; производственный.

Три последних являются методами ускоренной амортизации. Кроме того, предприятие может применять нормы и методы начисления амортизации предусмотренные налоговым законодательством. Но, к сожалению, пока что на практике предприятия вынуждены применять лишь методы начисления амортизации предусмотренные п. 26 Положение (стандарта) 7 “Основные средства”: “предприятие может применять нормы и методы начисления амортизации, предусмотренные налоговым законодательством”.

Метод амортизации избирается предприятием самостоятельно с учетом ожидаемого способа получения экономических выгод от его использования и пересматривается в случае изменения ожидаемого способа получения экономических выгод от его использования. Начисление амортизации по новому методу начинается в месяце, следующеим за месяцем принятия решения об изменении метода амортизации.

Начисление амортизации проводится ежемесячно. Предприятия с сезонным характером производства годовую сумму амортизации начисляют на протяжении периода работы предприятия в отчетном году. Месячная сумма амортизации при применении методов уменьшения остаточной стоимости, ускоренного уменьшения остаточной стоимости, прямолинейного и кумулятивного определяется делением годовой суммы амортизации на 12.

Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования.

Начисление амортизации прекращается, начиная с месяца, следующего за месяцем убытия объекта основных средств.

Сумму начисленной амортизации все предприятия отображают увеличением суммы затрат предприятия и износа необоротных активов.

Рассмотрим особенности начисления амортизации основных средств разными методами, представленными в таблице 1.

Таблица 1

Методы начисления амортизации основных средств

Суть метода

Сумма амортизации

годовая

Дополнительные показатели

Примечания

1. Прямолинейный метод

Годовая сумма амортизации определяется делением амортизируемой стоимости на срок полезного использования объекта основных средств

Агод = АмС : Т

АмС = ПС - ЛС

Размер амортизации зависит только от срока использования объекта ОС.

Преимущества: этот метод отличается легкостью расчета. стоимость объекта ОС списывается равными частями в течение всего срока его эксплуатации.

Недостатки: не учитывается моральный износ объектов ОС и фактор повышения затрат на ремонты по мере его эксплуатации (особенно в последние годы использования объекта ОС)

2. Метод уменьшения остаточной стоимости

Годовая сумма амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта на начало отчетного года или первоначальной стоимости на дату начала начисления амортизации и годовой нормы амортизации.

Годовая норма амортизации (в процентах) исчисляется как разница между единицей и результатом корня степени количества лет полезного использования объекта из результата от деления ликвидационной стоимости объекта на его первоначальную стоимость

Агод = ОСТ (ПС) х На

                          1/Т

На = 1 - (ЛС : ПС)

Преимущества: в течение первых лет эксплуатации объекта ОС накапливается значительная сумма средств, необходимых для его восстановления.

Недостатки: предполагает обязательное наличие ликвидационной стоимости, необходимой для расчета нормы амортизации. Если же ликвидационная стоимость равна нулю, то составляющая (ЛС : ПС)1/Т также будет равна нулю. Таким образом годовая сумма амортизации окажется равной первоначальной стоимости

3. Метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости

Годовая сумма амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта на начало отчетного года или первоначальной стоимости на дату начала начисления амортизации и годовой нормы амортизации, исчисляемой согласно сроку полезного использования объекта, и удваивается.

Данный метод применяется лишь при начислении амортизации к объектам основных средств, входящим в группы 4 (машины и оборудование) и 5 (транспортные средства).

Агод = ОСТ (ПС) х На

На = (АмС : Т) х 2

Преимущества: в течение первых лет эксплуатации объекта ОС накапливается значительная сумма средств, необходимых для его восстановления.

Данный метод дает возможность на протяжении первой половины полезного срока использования основных средств возместить до 60 — 70 % их стоимости

4. Кумулятивный метод

Годовая сумма амортизации определяется как произведение амортизируемой стоимости и кумулятивного коэффициента. Кумулятивный коэффициент рассчитывается делением количества лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта основных средств, на сумму числа лет его полезного использования

Агод = АмС х kі

ki = Кл : Сл

Например, для объекта основных средств со сроком службы 5 лет кумулятивное число составит:

1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15.

Соответственно кумулятивный коэффициент каждого года эксплуатации объекта составит:

— в первый год — 5/15;

— во второй год — 4/15;

— в третий год — 3/15;

— в четвертый год — 2/15;

— в пятый год — 1/15.

Преимущества:

1. В первые годы, когда интенсивность использования объекта ОС максимальная, амортизируется большая часть его стоимости.

2. В первые годы накапливаются денежные средства для замены амортизируемого объекта ОС.

3. Обеспечивается возможность увеличения части расходов на ремонт амортизируемых объектов ОС, приходящихся на последние годы их использования без соответствующего увеличения расходов производства (себестоимости продукции) за счет того, что сумма начисляемой амортизации в эти годы уменьшается.

Недостатки: определенная степень трудоемкости

5. Производственный метод

Месячная сумма амортизации определяется как произведение фактического месячного объема продукции (работ, услуг) и производственной ставки амортизации. Производственная ставка амортизации исчисляется делением амортизируемой стоимости на общий объем продукции (работ, услуг), который предприятие рассчитывает произвести (выполнить) с использованием объекта основных средств

Амес = Nмес х На

На = АмС : Nобщ

Применяется для начисления амортизации объектов ОС, техническое состояние которых зависит от количества произведенной продукции.

Преимущества: этот метод очень рационален. Удобно применять при определении амортизации автотранспорта в зависимости от его пробега, станков и любого производственного оборудования.

Недостатки: применение связано с трудностью определения выработки отдельных объектов ОС. Пока не совсем понятно, как будет применяться этот метод в связи с введением обязательного минимально допустимого срока амортизации ОС

Условные обозначения:

Агод — годовая сумма амортизации;

АмС — амортизируемая стоимость;

Т — срок полезного использования объекта;

ПС — первоначальная стоимость;

ЛС — ликвидационная стоимость;

ОСТ — остаточная стоимость;

На — норма амортизации;

kі — кумулятивный коэффициент;

Кл — количество лет, оставшихся до конца срока полезного использования объекта ОС;

Сл — сумма числа лет полезного использования объекта ОС;

Nмес — фактический месячный объем продукции (работ, услуг);

Nобщ — общий объем продукции (работ, услуг), который предприятие ожидает произвести (выполнить) с использованием объекта ОС.

Рассмотрим методы начесления амортизации на примере предприятия. Предприятие приобрело производственное оборудование:

1) первоначальная стоимость – 25000 грн.;

2) ожидаемый срок полезного использования оборудования – 6 лет;

3) ликвидационная стоимость оборудования – 1500 грн.

4) ожидаемый объем продукции, которая будет произведена с использованием данного оборудования – 36800 кг.

Первоначальная стоимость - историческая (фактическая) себестоимость необоротных активов в сумме денежных средств или справедливой стоимости других активов, уплаченных (переданных), израсходованных для приобретения (создания) необоротных активов.

Ликвидационная стоимость - сумма средств или стоимость других активов, которую предприятие ожидает получить от реализации (ликвидации) необоротных активов после окончания срока их полезного использования (эксплуатации), за вычетом затрат, связанных с продажей (ликвидацией).

Срок полезного использования (эксплуатации) - ожидаемый период времени, на протяжении которого необоротные активы будут использоваться предприятием или с них использованием будет изготовлен (выполнен) ожидаемый предприятием объем продукции (работ, услуг).

Прямолинейный метод амортизации основных средств.

По этому методу затратами текущего периода в течение всего срока полезного использования актива определяется всегда одинаковая часть стоимости объекта основных средств, который амортизируется.

Сумма амортизации определяется делением стоимости основных средств, которая амортизируется, на ожидаемый период времени использования объекта основных средств. За год в нашем случае это будет составлять (25000 - 1500) : 6 =3916 грн.(табл. 13.3). Сумму начисленной амортизации также можно рассчитывать как произведение стоимости основных средств, и нормы амортизации. Годовая норма амортизации по этиму методу является величиной обратной ожидаемому сроку использования объекта в процентах:

1/6 х 100 % = 16,67 %.

Отсюда годовая сумма амортизации равняется:

(25000 - 1500) х16,67 % = 3916 грн.

Эта сумма амортизации из года в год, в течение срока полезного использования объекта, будет включаться в затраты предприятия и будет отображаться в Отчете о финансовых результатах. На эту сумму равномерно будет увеличиваться накопленная амортизация (износ) и соответственно будет уменьшаться остаточная стоимость объекта основных средств, которые отображаются в Балансе предприятия.

Этот метод используется для тех объектов основных средств, которые выполняют относительно постоянный объем работы в течение всего срока службы и для которых основным фактором, который ограничивает срок службы, есть их физическое старение.

Он наиболее распространен в мире и сравнительно с другими методами амортизации наиболее прост в применении. Использование этого метода целиком оправдано при условии, когда не существует вероятность быстрого морального старения.

К таким средствам относят здания, сооружения, большинство видов производственного оборудования, инструментов, приборов. Хотя игнорируется то, что со временем степень изношенности основных средств возрастает и они нуждаются в больших затратах на обслуживание и ремонт.

 Производственный метод.

Этот метод базируется на том, что амортизация объекта зависит в основном от интенсивности его использования. Он применяется, как правило, к активной части основных средств, которые эксплуатируются неравномерно. Он основывается на том, что величина амортизации является результатом эксплуатации объекта и зависит от объема произведенной на нем продукции. Поэтому для определения нужно иметь данные о расчетном суммарном объеме продукции в натуральных показателях за весь срок полезного использования и фактический объем единиц продукции в конкретном периоде. Сумма амортизации определяется как произведение фактического объема продукции на производственную ставку амортизации. Производственная ставка определяется делением разницы первоначальной и ликвидационной стоимости объекта на ожидаемый общий объем продукции с использованием данного оборудования. Начисление по производственному методу можно считать обоснованным в случае, если фактически полученный доход от использования основного средства действительно связан с объемом производства с его помощью в каждом учетном периоде. При использовании этого метода амортизация производственного оборудования рассматривается как сменные затраты, поскольку их сумма меняется прямопропорционально к количеству единиц изготовленной продукции. Этот метод целесообразно использовать, например, для амортизации грузовых автомобилей. Он эффективен также для амортизации тех основных средств и нематериальных активов, которые могут самостоятельно выполнять конкретный определенный объем работ. В нашем случае производственная ставка:

Производственная ставка = (25000-1500):36800 = 0,64 грн. за кг.

С 1 июля 2000 года, со вступлением в силу долгожданного Положения (стандарта) 7 “Основные средства” предприятия Украины получили право самостоятельно избирать методы начисления амортизации. Среди таких методов есть методы ускоренной амортизации. Использование методов ускоренной амортизации позволит предприятиям быстрее обновлять производственный аппарат, материально-техническую базу предприятия, повышать и на этой основе увеличивать качество и конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешних рынках. Ускоренная амортизация отображает процесс износа основного капитала, активизирует вывод из эксплуатации физически и морально сработанного оборудования, отвечает расширению самостоятельности предприятий и развития рыночных отношений, выполняет задачу ускоренного обновления основного капитала.

Метод уменьшения остаточной стоимости.

Согласно этому методу годовая сумма амортизации определяется как произведение годовой нормы амортизации на остаточную стоимость объекта основных средств на начало отчетного года (или первоначальная стоимость на начало начисления амортизации).

,

где Т – количество лет полезного использования объекта основных средств.

В нашем случае годовая норма амортизации 34 %. Сравнительно более сложные математические подсчеты нормы амортизации дадут возможность получить более точный, систематический и рациональный метод распределения стоимости основных средств. Единственное, что ликвидационная стоимость должна быть немного больше нуля.

 Метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости.

Норма амортизации, вычисленная по прямолинейному методу удваивается и применяется к остаточной стоимости объекта. В зарубежной практике его еще называют методом двойного уменьшения остатка. Ликвидационная стоимость в этот расчет не входит. Ее величина нужна лишь для расчета амортизации за последний год

Этот метод ограничивает свободу выбора ускорения отечественным бухгалтерам. Вместе с тем предоставления такого права, как отмечают специалисты, увеличивает субъективизм в учете.

 Кумулятивный метод.

Метод заключается в том, что для подсчета суммы амортизации за учетный период стоимость актива, которая амортизируется, умножают на кумулятивный коэффициент. В нашем примере сумма чисел лет полезной эксплуатации оборудования равняется 1+2+3+4+5+6=21. Кумулятивный коэффициент составляет для первого году, второго, третьего, четвертого, пятого, шестого соответственно 6/21, 5/21,4/21, 3/21, 2/21, 1/21

Этот метод можно применять и в обратном порядке, когда, например, под конец срока полезного использования предполагается выпуск больших объемов производства и потому оборудования во второй половине срока эксплуатации большей мерой изнашивается (замедленная амортизация). Кумулятивный метод есть простым и рациональным, обеспечивает полное возмещение стоимости объекта, который амортизируется, но имеет определенный недостаток, который зарубежные ученые считают значительным. При использовании этого метода не всегда соблюдается принцип соответствия: сумма амортизации, признанная затратами текущего периода часто не согласовывается с фактической эксплуатацией актива, а следовательно, и с полученными от него доходами.

Мы рассмотрели все рекомендованные Положениям (стандартом) бухгалтерского учета 7 “Основные средства” методы начисления амортизации основных средств и методы установлены Законом Украины “ О налогообложении прибыли предприятий”. Исходя из этого можно сделать выводы:

прямолинейному методу начисления отвечают следующие факторы, которые влияют на ожидаемый способ получения экономических выгод:

а) производство разнородной продукции,

б) равномерная эксплуатация объекта,

в) незначительный моральный износ;

методу уменьшения остаточной стоимости:

а) объект используется в производстве разнородной продукции,

б) быстрый физический и моральный износ,

в) необходимость быстрого накопления средств для ускоренного восстановления основных средств;

кумулятивному методу:

а) объект используется в производстве разнородной продукции,

б) быстрый физический и моральный износ,

в)необходимость быстрого накопления средств для ускорения обновления основных средств;

методу ускоренного уменьшения остаточной стоимости:

а) объект используется в производстве разнородной продукции,

б) быстрый моральный и физический износ,

в) необходимость быстрого накопления средств для ускоренного обновления основных средств ;

производственному методу:

а) объект используется для производства одного вида продукции или предоставления тех самых услуг;

б) срок полезного использования объекта непосредственно определяется его ресурсом: количеством выпущенных с его помощью единиц продукции т.п.;

в) неравномерность эксплуатации объекта;

г) количество плановой и выпущенной продукции с его использованием постоянно измеряется;

д) роль морального износа незначительная;

методу уменьшения остаточной стоимости (налоговый):

а) не учитывает сроков эксплуатации,

б) не учитывает физический и моральный износ,

в) не учитывает производственных факторов использования основных средств и рассчитан только для целей налогообложения;

методу ускоренной амортизации (налоговый):

а) рассчитан в основном для целей налогообложения,

б) недоработан нормативно.

Подробный анализ этих методов приводит к выводу, что между некоторыми из них нет существенного отличия, как в теоретическом плане, так и по практическим результатам, что может быть основанием для их сокращения. Речь идет о методе ускоренного уменьшения остаточной стоимости и методе уменьшения остаточной стоимости.

Этот метод не полностью отвечает своему названию и его использование предопределяет потребность в корректировании начисления амортизации в последние годы срока эксплуатации. Метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости отвечает своему названию лишь при условии небольших сроков эксплуатации и при довольно значительной ликвидационной стоимости. Когда же ликвидационную стоимость принимают такой, что она равная нулю, условий для применения метода ускоренного уменьшения остаточной стоимости практически не остается.

Кроме того, неизвестно как быть, когда ликвидационная стоимость объекта имеет отрицательное значение, то есть затраты преобладают над доходами от ликвидации и при условиях продолжительного срока использования объектов, а также инфляционных процессов, довольно сложно реально подсчитать стоимостное значение ликвидационной стоимости. Нужно учитывать, и то что, ликвидационная стоимость объектов может иметь разную величину в зависимости от того, будут объекты реализованные или ликвидированные, что заведомо неизвестно. При ликвидации оборудования доходом является стоимость полученного от ликвидации металлолома, драгоценных металлов, запасных частей и др., а при реализации этих объектов – реализационная стоимость объекта. Поэтому необходимая методика расчета ликвидационной стоимости объектов необоротных активов.

Положением (стандартом) БУ 7 предусмотрено то, что предприятия самостоятельно решают, какой метод начисления амортизации они выбирают , большое экономическое значение имеет определение сроков полезного использования объектов, формирование их стоимости, которая амортизируется. Было бы целесообразно определить, имеет ли право предприятие одновременно использовать разные методы начисления амортизации к разным группам, объектам основных средств в эксплуатации.

Согласно ст. 8 Закона Украины “О налогообложении прибыли предприятия” амортизация не начисляется на непроизводственные объекты основных средств, а начисляется при этом износ. В п. 24 Положение (стандарта) БУ 7 указаниный, что при определении срока полезного использования (эксплуатации) нужно учитывать физический и моральный износ, который предполагается. Согласно требованиям нового Плана расчетов по национальным стандартам, критерий использования основных средств в хозяйственной деятельности предприятий не влияет на источник начисления амортизации (износа), то есть в любом случае суммы износа (начисленной амортизации) относятся на затраты отчетного периода. В налоговом учете изменений по этому вопросу не произошло, то есть амортизация производственных основных средств учитывается при определенные суммы налогооблагаемой прибыли, а непроизводственных основных средств не учитывается. Положительным есть то, что в случае, когда избранные предприятием методы амортизации не отвечают ожидаемым экономическим выгодам от использования объекта, Положение (стандарт) БУ 7 позволяет их пересматривать. Такое корректирование считается изменением учетной оценки, которая не нуждается в корректирования за предыдущие годы. Корректирование осуществляется через изменение нормы амортизации согласно принятому в результате пересмотра метода амортизации. При расчета скорректированной нормы амортизации за стоимость объекта основных средств принимается остаточная стоимость на момент корректирования. Изменение метода начисления амортизации раскрывается в Примечаниях к финансовой отчетности.

Международные стандарты бухгалтерского учета требуют последовательного от одного периода к другому применения методов амортизации. Исключение составляют лишь случаи, когда изменение обстоятельств оправдывает изменение метода амортизации.

От значений норм амортизации, их прогрессивности зависит создание финансовых ресурсов для своевременной замены изношенных физически и устаревших морально средств труда новыми. Поэтому в условиях ускорения научно-технического прогресса, непрерывного совершенствования применяемой техники и технологии производства, а также в связи с систематическим пересмотром изменением цен на промышленную продукцию действующие нормы амортизации периодически уточняются. Экономической базой этого является переоценка основных фондов.

Политика в области воспроизводства основных фондов должна осуществляться как на макро - так и на микроуровне так как именно она определяет количественное и качественное состояние основных фондов.

Воспроизводство основных фондов — это непрерывный процесс обновления основных фондов путем приобретения новых, реконструкции, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта, включающий следующие взаимосвязанные стадии (рис. 1.):

создание;

потребление;

амортизация;

восстановление и возмещение.

Рис. 1. Стадии воспроизводства основных фондов

На схеме стадии воспроизводства основных фондов разделены на две части. Одна часть — это создание основных фондов, что чаще всего происходит вне предприятия. Создание основных фондов в соответствии с их структурой происходит в двух сферах: в строительной индустрии и машиностроении, том числе и в приборостроении. Вторая часть — это стадии, которые осуществляются внутри предприятия

Выделяют два вида воспроизводства основных фондов. Простое воспроизводство предусматривает обновление основных фондов в неизменном масштабе путем замены устаревших средств труда и капитального ремонта. Расширенное воспроизводство предполагает обновление основных фондов в увеличивающемся объеме, т. е. повышение их физического объема путем нового строительства, расширения действующих предприятий, реконструкции и технического перевооружения, модернизации оборудования.

В условиях рыночной экономики процесс воспроизводства основных фондов может осуществляться за счет различных источников. Основные средства для воспроизводства поступают за счет вкладов в уставный капитал; за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; в результате безвозмездной передачи; путем аренды.

Для действующего предприятия формирование основных фондов включает прежде всего следующие этапы:

- инвентаризацию существующих и используемых основных фондов с целью выявления устаревших и изношенных элементов основных фондов;

- анализ соответствия существующего оборудования технологии и организации производства;

- выбор (с учетом конкретной специфики производства и планируемого объема продукции) объема и структуры основных фондов. Далее идет процесс переустановки действующего оборудования, приобретение, доставка и монтаж нового оборудования.

Анализ процесса воспроизводства основных фондов предусматривает расчет следующих показателей:

  1.  коэффициент обновления основных фондов:

Где:  Кобн – коэффициент обновления, %;

Фк – стоимость основных фондов на конец года, руб.;

Фв – стоимость основных фондов, вводимых в действие в течение года, руб.

2) коэффициент выбытия основных фондов:

Где:  Фл – стоимость основных фондов, ликвидируемых в течение года, руб.;

Фн – стоимость основных фондов на начало года, руб.

Превышение величины коэффициента обновления над величиной коэффициента выбытия свидетельствует о том, что на предприятии идет процесс обновления основных фондов.

Одной из важных задач производственно-хозяйственной деятельности предприятия является поддержание используемого оборудования в хорошем техническом состоянии. Эта задача решается, с одной стороны, путем строгого соблюдения правил эксплуатации оборудования, с другой – путем организации ремонтного обслуживания оборудования, включающего техническое обслуживание и ремонт.

Техническое обслуживание оборудования – это комплекс работ по поддержанию работоспособности оборудования при хранении, транспортировке, подготовке к использованию и эксплуатации.

Ремонт – совокупность технико-экономических и организационных мероприятий, связанных с поддержанием и частичным (или полным) восстановлением потребительской стоимости основных фондов или предметов труда.

На предприятиях проводятся два вида ремонта основных средств: плановый, осуществляемый по заранее составленному плану-графику, и внеплановый, проводимый при остановке-поломке оборудования или аварийном состоянии пассивной части основных фондов.

Система планово-предупредительных ремонтов (ППР) – это комплекс организационно-технических мероприятий по уходу, надзору за оборудованием, обслуживанию и ремонту его для содержания в нормальном рабочем состоянии, обеспечения максимальной производительности и увеличения сроков эксплуатации.

Плановый ремонт по объему выполняемых работ и источникам финансирования может быть разделен на три категории: текущий, средний, капитальный. Текущим называется минимальный по объему работ ремонт, при котором заменой или восстановлением быстроизнашивающихся деталей и регулированием механизмов достигается нормальная работа оборудования до очередного планового ремонта. Средний ремонт – ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурсов оборудования с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей. Капитальный ремонт – вид планового ремонта, осуществляемого с целью восстановления ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей (включая базовые) и их регулировкой.

Расходы на проведение ремонтов включаются в затраты на производство и реализацию продукции. Они зависят от степени физического износа основных фондов, качества проводимых ремонтов и уровня квалификации персонала, обслуживающего машины и оборудование. Среди направлений снижения затрат на ремонт можно отметить своевременное и качественное проведение планово-предупредительных ремонтов, экономическое обоснование проведения капитального ремонта, восстановление изношенных деталей непосредственно на предприятии.

Модернизация представляет собой техническое усовершенствование ОПФ с целью устранения морального износа и повышения технико-экономических показателей до уровня новейшего оборудования.

Количественная характеристика воспроизводства основных фондов в течение года отражается в балансе основных фондов по первоначальной стоимости по следующей формуле:

Фк = Фн + Фв — Фл ,

Фк — стоимость основных фондов на конец года;

Фн — стоимость основных фондов на начало года;

Фв — стоимость основных фондов, вводимых в действие в течение года;

Фл — стоимость основных фондов, ликвидируемых в течение года.

Для более детального анализа процесса воспроизводства основных фондов можно использовать следующие показатели:

коэффициент обновления основных фондов;

коэффициент прироста основных фондов;

коэффициент выбытия основных фондов;

фондовооруженность труда;

техническая вооруженность и др.

Динамика этих показателей свидетельствует о той воспроизводственной политике, которая проводится на предприятии. Кроме того, задача воспроизводства основных фондов решается путем осуществления соответствующей амортизационной, инвестиционной и налоговой политики.

4.5 Эффективность использования основных фондов: понятие и критерии оценки

Одним из важнейших условий повышения эффективности производства и качества работы гражданской авиации является улучшение использования основных производственных фондов. Решение этой проблемы имеет важное народнохозяйственное значение, поскольку более эффективное использование основных фондов не только ведет к снижению затрат живого и овеществленного труда на единицу выпускаемой продукции, но и экономии всех ресурсов. Совершенствование основных фондов воздушного транспорта и степень их использования в значительной мере определяют фондовооруженность труда работников и его производительность.

Система показателей эффективности использования основных производственных фондов гражданской авиации включает две группы: общие и частные. Общие показатели позволяют судить об уровне использования всей совокупности основных фондов отрасли в целом или отдельного предприятия (управления, объединения). Наиболее обобщающим показателем этой группы является фондоотдача, которая характеризует выпуск продукции за год (квартал, месяц) на 1 р. основных производственных фондов. В гражданской авиации объем работы исчисляется в условно-приведенных тонно-километрах путем суммирования объема транспортных работ с объемом работы на других видах использования авиации.

В экономике основные фонды предприятия принято учитывать в стоимостных единицах измерения. Напомним, основные фонды в их денежном выражении называются основными средствами.

 Оценка основных фондов предприятия может вестись: по первоначальной (балансовой) стоимости, восстановительной и остаточной стоимости.

 Первоначальная стоимость основных фондов - стоимость, слагающаяся из затрат по их возведению (сооружению) или приобретению, включая расходы по их доставке и установке, а также иные расходы, необходимые для доведения данного объекта до состояния готовности к эксплуатации по назначению.

 При длительном использовании ОФ, особенно в условиях высоких темпов инфляции, первоначальная стоимость ОФ перестает соответствовать ее реальной оценке. Поэтому для устранения искажающего влияния ценового фактора применяют оценку ОФ по их восстановительной стоимости, т. е. по стоимости их производства или приобретения в условиях и по ценам данного года.

 Восстановительная стоимость основных фондов - это стоимость их воспроизводства в современных условиях. Величина отклонения восстановительной стоимости основных фондов от их первоначальной стоимости зависит от темпов ускорения НТП, уровня инфляции и др. Своевременная и объективная переоценка основных фондов имеет очень важное значение, прежде всего для их простого и расширенного воспроизводства.

 В условиях инфляции переоценка основных фондов на предприятии позволяет:

  - объективно оценить истинную стоимость основных фондов;

  - более правильно и точно определить затраты на производство и реализацию продукции;

  - более точно определить величину амортизационных отчислений, достаточную для простого воспроизводства основных фондов;

  - объективно устанавливать продажные цены на реализуемые основные фонды и арендную плату (в случае сдачи их в аренду).

 Остаточная стоимость представляет собой разницу между первоначальной или восстановительной стоимостью и суммой износа, т. е. это та часть стоимости основных средств, которая еще не перенесена на производимую продукцию.

 Оценка основных средств по их остаточной стоимости необходима прежде всего для того, чтобы знать их качественное состояние, в частности определить коэффициенты годности и физического износа и составления бухгалтерского баланса.

 Стоимостная оценка основных фондов необходима для их учета, анализа и планирования, а также для определения объема, структуры капитальных вложений.

 Для расчета экономической эффективности использования ОФ обычно используют оценку фондов по их среднегодовой стоимости.

 Техническое состояние основных средств (ОС) оказывает большое влияние на эффективность их использования, оно характеризуется системой показателей, важнейшие из которых следующие.

 Коэффициент технической годности (Кг) характеризует степень годности ОС к эксплуатации: Кг = Остаточная стоимость ОС/Первоначальная стоимость ОС на отчетную дату.

 Коэффициент износа основных средств (Кизн) показывает степень изношенности основных средств: Кизн = Сумма износа основных средств/Первоначальную стоимость ОС на отчетную дату.

 Коэффициент выбытия ОС (Кв): Кв = Сумма выбывших ОС / Стоимость ОС на начало отчетного периода.

 Коэффициент обновления ОС (Кобн) показывает долю вновь поступивших ОС в общей их стоимости на конец отчетного периода: Кобн = Сумма поступивших ОС / Стоимость ОС на конец отчетного периода.

 Срок обновления основных средств (Тобн): Тобн = Стоимость ОС на начало отчетного периода/ Сумма поступивших ОС за период.

 Коэффициент компенсации ОС (Ккомп) отражает интенсивность процесса замещения выбывших из производственного процесса ОС новыми средствами труда. Ккомп = Стоимость выбывших ОС / Стоимость поступивших ОС.

 Кроме этого рассчитывают обобщающие показатели обеспеченности предприятия основными производственными средствами, к которым относятся фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность.

Фондоотдача может быть определена также и по доходам. Уровень доходности определяется путем отнесения суммы доходов, полученных от выполнения авиаперевозок и работ по ПАНХ, к среднегодовой стоимости основных фондов. Фондоотдача авиаремонтных и опытно-экспериментальных предприятий гражданской авиации может быть рассчитана делением объема валовой (товарной) продукции в неизменных ценах на среднегодовую стоимость основных фондов.

Фондоотдача показывает размер продукции, приходящейся на 1 грн.среднегодовой стоимости ОС.

Фо = ОП/ОФ,

 где ОП - объем продукции,

 ОФ - среднегодовая стоимость ОС.

В условиях совершенствования хозяйственного механизма, осуществляемого в нашей стране, важная роль в планировании деятельности промышленных предприятий гражданской авиации отводится показателю нормативной чистой продукции (НЧП).. Поскольку в нормативную чистую продукцию не входит стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий, ее использование при расчете фондоотдачи промышленных предприятий ГА позволит более точно определить эффективность основных фондов.

Величина, обратная фондоотдаче, называется фондоемкостью. Выражаемая отношением среднегодовой стоимости основных производственных фондов к объему продукции или сумме доходов, она показывает, какое количество основных фондов приходится на единицу выпускаемой продукции или на 1 р. доходов (Фемк):

Фемк = ОФ/ОП.

 где ОП - объем продукции,

 ОФ - среднегодовая стоимость ОС.

Фондовооруженность (ФВ) характеризует размер производственных средств, приходящихся на одного работника промышленного персонала: ФВ = Среднегодовая стоимость производственного оборудования / Среднесписочная численность рабочих в наибольшую смену.

 Успешное функционирование основных фондов зависит от того, насколько полно реализуются экстенсивные и интенсивные факторы улучшения их использования. Экстенсивное улучшение использования фондов предполагает, что, с одной стороны, будет увеличено время работы действующего оборудования в календарный период, а с другой - повышен удельный вес действующего оборудования в составе всего оборудования, имеющегося на предприятии.

 К важнейшим направлениям увеличения времени работы оборудования относятся:

 1) сокращение и ликвидация внутрисменных простоев оборудования путем повышения качества ремонтного обслуживания оборудования, своевременного обеспечения основного производства рабочей силой, сырьем, топливом, полуфабрикатами;

 2) сокращение целодневных простоев оборудования, повышение коэффициента сменности его работы. Важным путем повышения эффективности использования основных фондов служит уменьшение количества излишнего оборудования и быстрое вовлечение в производство неустановленного оборудования.

 Интенсивное улучшение использования основных фондов предполагает повышение степени загрузки оборудования в единицу времени. Повышение интенсивной загрузки оборудования может быть достигнуто при модернизации действующих машин и механизмов, установлении оптимального режима их работы. Интенсивность использования основных фондов повышается также путем технического совершенствования орудий труда и совершенствования технологии производства; ликвидации «узких мест» в производственном процессе; сокращения сроков достижения проектной производительности техники; совершенствования научной организации труда, производства и управления; использования скоростных методов; повышения квалификации и профессионального мастерства рабочих.

К группе общих показателей эффективности использования основных фондов относится рентабельность. Показатель рентабельности определяется путем деления балансовой (общей) прибыли на среднегодовую стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Таким образом, рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля стоимости фондов.

К частным показателям эффективности использования основных производственных фондов относятся: объем продукции с 1 м2 площади, выпуск продукции с единицы оборудования или транспортного средства и др. Частные показатели эффективности использования основных производственных фондов имеют большое значение в практике планирования и учета. Ими пользуются при составлении баланса оборудования и транспортных средств, планировании их загрузки, определении производственной мощности предприятия. Поэтому при оценке экономической эффективности основных производственных фондов частные показатели должны применяться наряду с общими, дополняя их и вскрывая новые резервы увеличения выпуска продукции с имеющихся основных производственных фондов.

Важнейшей, наиболее активной частью основных фондов гражданской авиации является самолето-вертолетный парк, оказывающий решающее влияние на количество и качество авиатранспортной продукции. Поэтому в системе интенсивных качественных факторов экономического роста отрасли улучшению использования самолето-вертолетного парка принадлежит особое место.

Показатели использования самолето-вертолетного парка. Различают экстенсивное и интенсивное использование СВП. Повышение экстенсивного использования самолетов и вертолетов означает увеличение времени их работы, т. е. налета, часов на один средне-списочный самолет, а интенсивного—повышение степени использования СВП в единицу времени. К первой группе показателей относятся: налёт часов на один списочный самолет (вертолет) и коэффициент экстенсивного использования авиатехники в календарном периоде времени (год, месяц, сутки). Налет часов на один списочный самолет определяется отношением общего производственного налета по самолетам данного типа к списочному числу самолетов.

При определении экстенсивного использования самолетов необходимо учитывать простои их на капитальном ремонте и техническом обслуживании,, а также заправке ГСМ, погрузочно-разгрузоч-ных работах, по метеоусловиям и в резерве. Для этого важно знать по каждому типу самолета нормативный налет часов, который меньше календарного фонда времени на нормативную продолжительность указанных простоев. Нормативы простоев самолетов на техническом обслуживании, капитальном ремонте, внутрирейсовые простои на заправке ГСМ, погрузке и разгрузке, прочие простои (по метеоусловиям и в резерве) определяются отдельно по типам летательных аппаратов исходя из прогрессивных форм и методов организации технического и коммерческого обслуживания, особенностей проведения ремонтов, конкретных условий эксплуатации самолетов. Коэффициент экстенсивного использования СВП, рассчитанный как отношения фактического налета часов к нормативному, дает возможность более полно выявить резервы улучшения использования самолетов по времени.

Степень интенсивного использования средств труда оценивается как отношение выпущенной с их помощью в единицу времени продукции к максимально возможной производительности средств труда. Показателями интенсивного использования самолетов являются:

коммерческая загрузка самолетов; производительность полетов;

процент коммерческой загрузки; процент использования пассажирских кресел.

Виды коммерческой загрузки. Предельная коммерческая загрузка ограничена взлетной и посадочной массой самолета и вместимостью конструкции. Они определяются на основе технико-экономических данных при заданной дальности беспосадочного полета. Порядок расчета предельной коммерческой загрузки в аэропортах (службах движения и организации перевозок) и записи в загрузочной (сопроводительной) ведомости строго соблюдается в целях недопущения перегрузки самолетов и максимального использования грузоподъемности каждого самолета.

Экономическая (нормативная) коммерческая загрузка применяется вместо предельной в качестве норматива для планирования и учета степени использования коммерческой грузоподъемности самолетов и вертолетов. Для данного типа (варианта) самолета она установлена МГА постоянной исходя из 100%-ной занятости пассажирских кресел и средней по Аэрофлоту практической загрузки багажников и грузовых отсеков.

Плановая коммерческая загрузка рассчитывается для каждого типа самолета с учетом числа пассажирских кресел, норматива экономической загрузки, фактического достигнутого уровня загрузки самолета на воздушной, линии за предшествующий период, а также предполагаемых изменений в производительности самолета в планируемом периоде.

Фактическая коммерческая загрузка—это загрузка, принятая на борт самолета для перевозки.

Основным показателем интенсивного использования самолето-вертолетного парка является производительность полетов.

Производительность полетов может быть также определена путем деления налета тонно-километров на налет часов. Она используется в качестве одного из основных показателей при планировании коммерческой загрузки по аэропортам, установлении частоты движения самолетов, определении налета часов по типам авиационной техники.

В плановых расчетах по управлениям ГА определяет производительность полетов по типам самолетов. При этом различают производительность полетов: экономическую плановую, фактическую (нормативную). Для установления определенного порядка использования тоннажа самолетов для всех эксплуатационных предприятий ГА установлены постоянные, нормативные показатели по типам самолетов и вертолетов— экономическая производительность и загрузка самолетов. При этом под экономической производительностью самолетов понимается произведение экономической загрузки на часовую скорость полета данного типа самолета.

Установлены следующие нормативы экономической загрузки и производительности полетов (вертолетов) для всех предприятий гражданской авиации, эксплуатирующих самолеты и вертолеты на авиатранспортной работе.

Экономический тоннокилометраж на собственном СВП определяется исходя из производственного налета по типам самолетов и вертолетов и приведенных выше нормативов по экономической производительности. Процент коммерческой загрузки на собственном СВП рассчитывается делением фактического тоннокилометража на экономический. Процент выполнения плана по коммерческой загрузке определяется делением общего фактического тоннажа отправок на плановый пересчитанный на число фактически выполненных рейсов.

Пассажировместимость самолета характеризуется процентом использования пассажирских кресел, который рассчитывается делением фактического пассажирооборота на предельный (фактические самолето-километры, умноженные на предельное количество кресел данного самолета по конкретному рейсу).

Обобщающим показателем эффективности использования СВП, отражающим одновременно экстенсивные и интенсивные факторы, является налет тонно-километров на один списочный самолет за год (квартал, месяц). Применение этого показателя в качестве нормативного способствует увеличению производительности полетов и налету часов на один самолет.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что степень использования самолетов основных типов по налету тонно-километров из года в год повышается.

Важнейшими задачами авиакомпаний в рыночных условиях являются:

•использование производственных основных фондов с максимальной производительностью при достижении высокого качества услуг и безопасности полетов;

 улучшение структуры производственных фондов, выявление и реализация излишнего оборудования, машин и механизмов;

 установление экономически обоснованных норм и нормативов использования производственных фондов.

Улучшение использования ОФ означает прежде всего рост фондоотдачи. Повышение фондоотдачи эксплуатационных предприятий воздушного транспорта может быть получено следующими способами.

1.Увеличение времени работы (налета часов) авиатехники, машин, оборудования за счет:

♦ сокращения простоев авиатехники на капитальном ремонте, техническом обслуживании и т.д.;

♦ ускорения освоения новой авиатехники в эксплуатации;

♦ сокращения числа неиспользуемых машин и оборудования;

ускорения ввода в действие неустановленных машин, оборудования.

2.Оптимальная загрузка авиатехники, машин, оборудования при:

рациональной расстановке воздушных судов по авиалиниям;

повышении регулярности полетов воздушных судов;

снижении фактора сезонности авиаперевозок;

совершенствовании организации производства;

♦научной организации труда и производства.

2 .Техническое совершенствование ОФ авиапредпрития:

♦внедрение новой, более производительной авиатехники;

♦модернизация эксплуатируемых СВАД;

♦соответствие эксплуатируемой техники наземной базе;

♦ более широкое использование прогрессивных технологических процессов.

Важнейшей, наиболее активной частью ОФ авиапредприятия являются самолеты, вертолеты и авиационные двигатели (СВАД), оказывающие решающее влияние на количество и качество авиатранспортнойпродукции. Поэтому в системе факторов экономического роста отрасли и улучшения использования СВАД принадлежит особое место.

Существуют два пути повышения эффективности использования средств труда—экстенсивный и интенсивный, которые сводятся к увеличению времени их работы и лучшему использованию их во времени.

На ВТ под улучшением экстенсивного использования СВАД понимают рост налета часов на 1 списочную машину, а под повышением интенсивного использования СВАД—увеличение часовой производительности полетов.

Экстенсивное использование СВАД характеризуется отношением налета часов на списочный самолет (вертолет) к календарному фонду

времени:

Кекс = t/Tk

Где:

К екс - коэффициент экстенсивного использования СВАД;

t — налет часов на 1 списочный самолет (вертолет) данного типа;

Т к— календарный фонд времени (Тк=365 дн ×24 ч = 8760 ч).

Степень интенсивного использования СВАД определяется показателем:

Кинт =Афч/А пред.ч

Где:

К инт— коэффициент интенсивного использования СВАД; ,

Афч;А пред.ч—фактическая и предельная экономическая производительность полетов авиатехники за 1 летный час.

Часовая производительность полетов является показателем, с помощью которого оценивается интенсивность использования транспортных самолетов по типам. Этот показатель определяет объем продукции, выполненной самолетом в течение часа. С его помощью оценивается использование самолетов при полете на воздушной линии. Поскольку «производительность полетов» оценивает использование эксплуатируемого парка самолетов, то при расчете используется фактический (эксплуатационный) тонно-километраж.

Часовая производительность воздушных судов определяется по формуле:

Ач =Gк *Vкз* Vрейс.= Wткм/t  ткм/ч.

Где:

Gк— предельная коммерческая загрузка данного типа воздушного судна;

γ кз — коэффициент использования предельной коммерческой загрузки;

V рейс— рейсовая скорость самолета (вертолета);

W ткм— выполненные (фактические) тонно-километры;

t результирующий налет часов.

Следовательно, производительность полетов является функцией трех величин— предельной коммерческой загрузки, степени ее использования и рейсовой скорости или укрупнено-коммерческой загрузки самолета и рейсовой скорости полета.

Производительность полетов различают фактическую (Афч), полученную при выполнении конкретного рейса, а также по итогу работы авиапредприятия за определенный плановый период по типам воздушных судов.

Для оценки интенсивности использования самолетов в практике работы воздушного транспорта применяется нормативная (предельная) величина производительности полетов

(А пред.ч.). Нормативная (предельная) производительность полетов рассчитывается как произведение нормативной (предельной) коммерческой загрузки самолета

(Gпред.к.) и нормативной рейсовой скорости самолета (Vнор. р.):

Анорм.ч.= Gпред.к* Vнор. р. прив.т.км/сам.ч.

Нормативная коммерческая загрузка рассчитывается авиакомпанией. При этом величина нормативной коммерческой загрузки определяется из условия полной занятости пассажирских кресел и возможных для данных условий занятости багажных и грузовых помещений.

С помощью нормативной (предельной) производительности полетов рассчитывается 

нормативный (предельный) тонно-километраж (Wпред.ткм) как произведение налета часов за определенный период — год (квартал) (t) и нормативной (предельной) часовой производительности полетов:

Wпред.ткм= А пред.ч* t прив.т.км/сам.ч.

А также следует использовать и часные показатели еффективности основных фондов авиапредприятия.

Литература.

  1.  Електронна бібліотека стандартів і нормативів [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://www.e-gost.org.ua. – Останній доступ : 2012.
  2.  Горфинкель, В. Я. Экономика предприятия / В. Я. Горфинкель. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 670 с.
  3.  Бухгалтерський облік та фінансова звітність в Україні: Навчально-практичний посібник / під ред. С. Ф. Голова. - Дніпропетровськ, ТОВ “Баланс” - Клуб, 2001. – 832 с.
  4.  Бухгалтерський облік в Україні: Навчальний посібник. Нормативно-практичні матеріали / За ред. Хом'яка Р. Л. - Львів: Національний університет "Львівська політехніка", 2001. – 728 с.
  5.  Івахненко В.М. Курс економічного аналізу: Навчальний посібник. – 3-тє вид., перероб. І доп.- К.: «Знання-Прес», 2002.- 190с. *
  6.  Кігель В.Р. Математичні методи ринкової економіки: Навч.посібник для ВУЗів – К.: Кондор, 2003. – 158с.*
  7.  Кармазін В.А., Савицька О.М. Економічний аналіз. Практикум. – К.:Знання, 2007. – 255 с.
  8.  Коба В.Г. Економіка транспорту: Навчальний посібник. – К.: КДАВТ, КМУЦА, 1999. – 254 с.
  9.  Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственный деятельности предприятия. - М.: Проспект, 2000. – 422 с.
  10.  Маленков Ю.А. Рыночная экономика системы воздушного транспорта: Учебное пособие. – СПб.: Академия ГА, 1995. – 95 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53326. HOBBIES 46.5 KB
  Let`s split into two groups, according to your birthdays (spring-summer, autumn-winter).The pupils whose birthdays are in spring-summer will show different hobbies to those who were born in autumn-winter. Be attentive! You are to give the names of different kinds of activities in turn. (Hobbies are written on the cards: reading, drawing, singing, dancing, cooking, knitting, fishing, writing stories, taking photographs, playing the piano).
53327. Хобі: Дозвілля 45.5 KB
  I like to read about sports and sportsmen. I am reading an interesting story about hockey now. My father likes to read about football. He has got a lot of books about that game. My sister is fond of animals. She likes to read about them. She has got books with funny stories and fables about animals. I gave her a present yesterday: a very big and interesting book about animals at the zoo. There are a lot of funny stories in it. My mother is interested in history. So she spends her free time with a book on history. So I can say reading is my familys hobby.
53328. Вечірки і свята 144 KB
  Розвиваюча: Розвивати фонематичний слух учнів, здатність до імітації, якість вимовних навичок і довготривалу, короткотривалу, слухову пам’ять, слуховий контроль, здатність самостійно планувати мовний вчинок, уяву, здатність до здогадки; вміння логічно, послідовно висловлювати думки ІМ, культуру читання.
53329. Улюблені свята 85 KB
  My name’s Tanya. I live in Ukraine. We celebrate many holidays in our country. I should say I like all of them. Celebrating is my joy. I love greeting guests at my home. I like cooking something tasty. Guests come to share the joy of the day. Sometimes we make presents or surprises for each other. It’s great. Now tell me what holidays you like to celebrate.
53330. Spring holidays 72.5 KB
  (The class is decorated. There is a big wreath of flowers on the wall, it is written - Spring is coming. There are many childrens drawings and placards about spring. On the blackboard there is a map of the travelling over the spring forest. Prince and princess come in.)
53331. Національні свята в США та в Україні 123.54 KB
  The topic of our lesson is National Holidays in Ukraine and in the USA. Holidays are special days of celebration that form an important part of every countrys culture. American and Ukrainian holidays come throughout the year and in all varieties. Today you will learn about the different types of holidays that Ukrainians and Americans celebrate.
53332. Праздники 50 KB
  New Years Day is the most favourite of all holidays in Ukraine. We give New Year presents; children receive their presents under the New Year’s Tree on the morning of the 1st of January. The main folk heroes of this holiday are Father Frost (Did Moroz) and his granddaughter Snigurochka (The Snow Girl).
53333. Сорбционные явления в вакууме 728.5 KB
  Процесс поглощения газов или паров твердыми телами, независимо от того, происходит ли он на поверхности или в объеме твердого тела, называется сорбцией. Поглощение газа на поверхности твердых тел называется адсорбцией. Движущей силой адсорбции является снижение поверхностной энергии в твердом теле.
53334. Немає кращого місця ніж вдома 883 KB
  T: Good morning dear children. Cl: Good morning dear teacher T: How are you? CL: We are fine. T: Sit down, please. 1.2 Мотивація. Очікувані результати T: English people say “There is no place like home”. Dear friends, I believe that today we’ll have a pleasant lesson because we are going to speak about our homes and flats.