88313

Фирма в системе рыночного хозяйствования

Контрольная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Модель функционирования фирмы в рыночной среде Хозяйственный процесс фирмы -– это комплекс целесообразных действий. Экономическая деятельность фирмы проявляется в самом процессе производства продукции работ услуг при котором происходит непосредственное преобразование ресурсов в продукцию.

Русский

2015-04-28

268.77 KB

1 чел.

Контрольная работа

Фирма в системе рыночного хозяйствования


Содержание

1. Модель функционирования фирмы в рыночной среде

2. Рыночный механизм – среда функционирования фирмы

3. Рыночные структуры и конкуренция

5. Государственное регулирование деятельности фирм

6. Маркетинговые исследования

Литература


1. Модель функционирования фирмы в рыночной среде

Хозяйственный процесс фирмы – это комплекс целесообразных действий. Он состоит из четырех компонентов:

1.Система целей и задач. Экономическая деятельность предприятия – это форма целенаправленной деятельности. Отсюда  - фирме не обойтись без четко обозначенных целей. В условиях рынка для этого требуются маркетинговые исследования.

2. Осуществление целенаправленной и координирующей экономической деятельности невозможно без творческого подхода и динамичного участия в самом процессе. А для этого необходима соответствующая система управления фирмой.

Экономическая деятельность фирмы проявляется в самом процессе производства продукции (работ, услуг), при котором происходит непосредственное преобразование ресурсов в продукцию. Сам производственный процесс, в свою очередь состоит из трех основных стадий: закупка сырья и материалов, производство и сбыт.

4. Рыночное хозяйство – это товарно-денежная система. Закупаемые и потребляемые ресурсы, а также реализуемая продукция фирмы влияют на финансы  фирмы. В финансовый оборот поступают также другие самостоятельные финансовые факторы, которые выступают изолированно от товарных потоков. Тем самим на фирме образовывается финансовый процесс, который состоит из блоков: вложение капитала,  высвобождение капитала, приток капитала, отток капитала.

Компоненты хозяйственного процесса фирмы определяют структуру фирмы и ее функциональные сферы хозяйствования. Основными функциональными сферами фирмы выступают: маркетинг, менеджмент, снабжение, производство, сбыт, финансы, логистика (см. рис.1.).

рынок продукции

потребители, конкуренты

Государственное регулирование экономики (налоги, дотации, кредиты и т.д.)

Социально-экономическое, политическое и международное положение и т.д.

логистика

рынок ресурсов,

поставщики

хозяйственный процесс фирмы

управление

маркетинг

Финансы

сбыт

снабжение

производство

Рис.1.   Основные функциональные сферы фирмы и элементы внешней среды

Маркетинг на фирме. Для того чтобы знать, что необходимо производить какой ассортимент, в каком количестве — фирме следует  изучить рынок, т. е. заняться маркетингом. Этот процесс  предполагает сбор и анализ достоверной  информации, которая включает:

  1.  характеристику товаров: являются они товарами конечного потребления или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, приемлема ли цена потребителю, каковы цели у конкурентов;
  2.  общую характеристику рынка: большое или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношение покупателей к товарам, условиям и срокам поставки, условия продажи у конкурентов;
  3.  каналы распространения товаров: наличие посредников между производителями и потребителями, их количество;
  4.  конкретное состояние рынка: существует ли конкуренция между производителями товаров и каков ее уровень;
  5.  законодательные ограничения, препятствующие  маркетинговой деятельности;
  6.  уровни управленческой деятельности в области маркетинга: долговременные цели фирмы (на 10—15 лет), учитывающие ситуацию на внутреннем и внешних рынках и тенденции ее развития;
  7.  финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей;
  8.  перспективные (до 5 лет) цели фирмы, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами;
  9.  оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, не противоречащие долговременным стратегическим целям.

Снабжение включает приобретение, хранение и подготовку  к использованию в процессе производства необходимых материально-технических ресурсов.

Производство – центральное звено фирмы, где в процессе приложения технологии и организации производства происходит преобразование ресурсов в готовую продукцию (работ, услуг), отвечающую требованиям покупателей.

Сбыт – завершающий этап производственного процесса. Готовая продукция реализуется покупателям. Доходы от реализации продукции и оказания услуг создают условия для возмещения всех понесенных затрат фирмой и получения прибыли. Тем самим создаются условия для продолжения предпринимательской деятельности фирмой. Решающее влияние при сбыте продукции опять таки имеет маркетинг.

Финансы и учет – обеспечивает фирму финансовыми ресурсами, осуществляет учет всех хозяйственных операций, затрат и результатов деятельности.

Управление – обеспечивает координацию и организованную работу всех структурных элементов, в том числе управление персоналом осуществляет отбор и прием на работу работников и эффективно организует труд персонала.

Логистика – осуществляет системное управление всеми потоковыми процессами на фирме.

Фирма как система представляет собой целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, в свою очередь соединенных связями с  внешней  средой. Данная целостность имеет интегративное свойство – организация предпринимательства с целью получения прибыли, свойство которое не присуще ни одной ее составляющей в отдельности. Однако фирма не просто система, а открытая система, так как она взаимодействует с внешней средой и приспосабливается к изменениям в ней.

Как открытая система фирма состоит из трех элементов: «вход» (материальные, трудовые и финансовые ресурсы, информация, энергия и т.д.); «преобразование (процесс)» (процесс превращения ресурсов в готовую продукцию); «выход» (продукция, услуги).

Рис. 32. Фирма как открытая система

Взаимодействие этих трех элементов определяет цикл событий фирмы как открытой системы. От параметров «выхода» зависят параметры «входа». Поэтому вначале, как уже отмечалось выше, на основе маркетинговых исследований определяют параметры «выхода», а именно что, сколько, какого качества производить, по какой цене, когда и где продавать. В результате на «выходе» должна быть конкурентоспособная продукция (товары, работы, услуги). Затем определяют параметры «входа», т.е. определяется  потребность в материальных, финансовых, трудовых  и  информационных ресурсах. Наконец, большое значение имеет состояние параметров «преобразования», процесса превращения ресурсов в готовую продукцию. Параметры «входа» должны соответствовать параметрам «преобразования», т.е. уровню технологии производства и управления. В то же время именно от параметров «преобразования»  зависят параметры «выхода». Таким образом, элементы системы: «вход» - «преобразование» - «выход» образуют цикл, а параметры каждого элемента обусловлены параметрами двух других элементов. Нормальный ход функционирования фирмы как системы может быть нарушен в следующих случаях:

1) на вход в установленные сроки не поступают необходимые ресурсы соответствующего качества, и соответственно не происходит производство необходимой продукции;

2) уровень технологии и управления не обеспечивает производство конкурентоспособной продукции.

Таким образом, если на выходе нет требуемого результата, виновными в этом являются «вход» или «преобразование», а возможно и оба элемента вместе.

Содержание и характер деятельности фирмы определяются группой следующих факторов:

  1.  наличие и объем спроса на продукцию;
  2.  наличие собственных ресурсов (материальных, финансовых, пр.);
  3.  уровень рентабельности (отношение цены товара к его себестоимости);
  4.  наличие конкурентов и их намерения;
  5.  степень оснащенности квалифицированными кадрами;
  6.  наличие возможностей для расширения производства и др.

Все факторы можно подразделить на факторы внутренней и внешней среды.  Функциональные сферы фирмы в совокупности составляют внутреннюю среду фирмы.

Внутренняя среда формируется под воздействием множества факторов.

По степени  влияния на функционирование фирмы эти факторы можно разделить на четыре группы.

1. Факторы ресурсного обеспечения производства. К ним относятся производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, сырье и материалы, топливо и электроэнергия, рабочая сила и др.).

2. Факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития (НТП, организация труда и производства, повышение квалификации, инновации).

 Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности фирмы (маркетинг, реклама и т.д.).

4. Факторы, определяющие институциональную структуру фирмы (отношения собственности, распределение полномочий и ответственности между участниками, порядок распределения чистой прибыли и т.д.).

К внешней среде относятся все условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности данной фирмы, но оказывающие непосредственное влияние на ее внутреннюю среду. Факторы внешней среды подразделяются на две группы: прямого и косвенного воздействия.

Прямое воздействие внешней среды на экономику  фирмы оказывают: государство, поставщики, потребители, конкуренты.

Косвенное воздействие внешней среды на экономику фирмы оказывают: состояние экономики, социальные факторы,    политические    факторы,    достижения    НТП, международное экономическое влияние.

Вся деятельность фирмы направлена на поиск неудовлетворенной потребности во внешней среде, приобретению из внешней среды ресурсов и технологий для организации производства продукции пользующего спросом и реализацию  этой продукции во внешней среде, возмещая при этом все произведенные расходы и получая прибыль. Таким образом, успех фирмы   во многом определяется внешней средой.

Рис.3 Внутренняя и внешняя среда фирмы

Фирма воспринимает внешнюю среду как некое заданное условие, и приспосабливается к изменениям внешней среды, осуществляя соответствующие изменения во внутренней среде. Регулирование внутренней среды осуществляется на основе изучения среды, посредством анализа, планирования и управления хозяйственной деятельности предприятия.

От того насколько правильно фирма определит и даже прогнозирует изменения во внешней среде, а затем насколько под эти изменения скорректирует свою деятельность, настолько обеспечена устойчивость фирмы и ее эффективное функционирование в условиях постоянного изменения внешнего окружения.

2. Рыночный механизм – среда функционирования фирмы

Рынок, как известно, представляет собой совокупность экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу купли-продажи товаров.

Рынок выполняет следующие основные функции: ценообразующую, регулирующую, посредническую, информационную, санирующую.

Рынок формируется под воздействием трех исторических условий:

  1.  Общественное разделение труда, вследствие чего возникает обмен, появляются деньги и в итоге - товарное производство;
  2.  Экономическая обособленность товаропроизводителей, выражающаяся через обособленные экономические интересы и  возникшая на базе частной собственности на средства производства;
  3.  Самостоятельность субъектов рынка и свобода предпринимательства.

На дальнейшее развитие рыночной экономики влияют следующие факторы:

  1.  уровень развития отношений собственности и степень экономической обособленности участников рыночных отношений, располагающих правом владения,  пользования и распоряжения средствами производства и результатами труда;
  2.  обеспечение свободы предпринимательской деятельности и ограничение вмешательства государственных органов;
  3.  конкуренция товаропроизводителей и демонополизация экономики;
  4.  рыночное ценообразование;

развитие инфраструктуры рыночного хозяйства.

Самостоятельность участников рынка и свобода предпринимательства

Общественное разделение

труда

Экономическая обособленность товаропроизводителей

РЫНОК

развитие инфраструктуры

рынка

рыночное ценообразование

развитие конкуренции и демонополизация экономики

обеспечение свободы предпринимательства

уровень

развития

отношений          собствен-ности

Факторы развития рынка

Рис.4. Условия возникновения и факторы развития рынка

Основными предметами купли-продажи на рынке выступают факторы производства, финансовые средства, товары широкого потребления и услуги. Каждый предмет купли-продажи обращается на соответствующем рынке, для которого присущи свои особенности функционирования. В зависимости от предметов купли-продажи рынок делится на отдельные виды (элементы): рынок факторов производства, финансовый рынок, рынок труда, потребительский рынок и т.д.

Классификация рынка осуществляется и по другим признакам. Так, по степени конкуренции различают рынки: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный, конкурентный и неконкурентный.

В зависимости от соотношения спроса и предложения выделяются рынок продавца и рынок покупателя.

По территориальному признаку существуют следующие рынки: местный, региональный, национальный, мировой.

Спрос, предложение и цена – элементы рынка. Основными элементами рынка являются спрос, предложение и цена товара. Спрос – это платежеспособная потребность в товаре. На спрос влияют следующие факторы: цены на товары и услуги, доходы потребителей (населения), мода и потребительские предпочтения, цены на товары-заменители, реклама, географические, национальные и природно-климатические особенности.

Обратная связь между ценой и количеством покупаемого товара отражается законом спроса, согласно которому при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении складывается в обратной зависимости от цены. Объясняется такая зависимость рядом причин:

  1.  снижение цены увеличивает число покупателей, а ее рост сдерживает потребителей от совершения покупки;
  2.  согласно принципу убывающей предельной полезности товара, каждая последующая покупка приносит все меньше и меньше полезности,  следовательно, при снижении цены увеличится объем реализации;
  3.  проявляется эффект дохода, состоящий в том что, при росте доходов покупатели способны купить большее количество данного товара после снижения цены;
  4.  проявляется эффект замещения, в соответствии с которым потребители начинают заменять дорогостоящие товары более дешевыми товарами-субститутами.

Предложение – количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить потребителям по определенной цене. На предложение влияют следующие факторы: цена товара, цена факторов производства, технология производства, налоги и регулирующие воздействия государства и т.д.

Между ценой товара и объемом его предложения существует прямая связь, которая называется законом предложения. Чем выше цена, тем больше товаров (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы в единицу времени.

Взаимодействие спроса и предложения приводит к образованию равновесной рыночной цены, при которой предложение равно спросу (см. рис.. Однако подобное состояние рынка не является постоянным. Под воздействием изменения факторов, влияющих на спрос и предложение, рынок  выводится из состояния равновесия, а механизм рыночного ценообразования самопроизвольно стремится к установлению равновесия.

предложение

спрос

объем

цена

Q

P

P1

Q1

Рис.5. Взаимодействие спроса и предложения

Вкратце основные положения рыночного механизма ценообразования можно сформулировать следующим образом:

  1.  цена всегда стремится к уровню, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения;
  2.  в случае роста спроса под воздействием неценовых факторов и при неизменном предложении или в случае  снижения предложения при неизменном спросе цена возрастает;
  3.  снижение спроса при неизменном предложении и рост предложения при неизменном спросе ведут к снижению цены.

Возможны и другие варианты действия ценового механизма. Однако важно знать не только качественную сторону происходящих изменений, но и оценить их количественно. Количественное влияние изменения одного из элементов рыночного механизма ценообразования на величину другого элемента выражается коэффициентом эластичности.

Эластичность спроса по цене отражает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%.

Коэффициент эластичности спроса по цене рассчитывается по формуле:

 

где - изменение спроса, %;

- изменение цены, %.

Если Еdp больше 1, спрос называют эластичным, и наоборот, неэластичным, если он меньше 1.  В случае, когда изменение цены не вызывает изменения спроса, Еdp=0. Для эластичного спроса характерна обратная зависимость между изменением цены товара и выручкой продавца, для неэластичного – прямая зависимость. Отсюда изучение потребительского спроса играет важную роль при определении ценовой политики производителя.

На ценовую эластичность спроса влияют следующие факторы:

  1. Товары-заменители: чем больше таких товаров, тем эластичнее спрос;
  2. Качество товара: чем выше качество товара, тем неэластичнее спрос;
  3. Потребительная значимость: если сравнить предметы первой необходимости с предметами роскоши, то спрос на последние эластичнее, чем на предметы первой необходимости;
  4. Доля товара в бюджете потребителя: чем выше удельный вес товара в потребительской корзине, тем эластичнее спрос на этот товар;
  5. Размеры запаса: чем больше запас, тем  эластичнее спрос;
  6. Ожидания потребителей;
  7. Размер дохода потребителя.

Для оценки влияния дохода на спрос определяется коэффициент эластичности спроса по доходу. Для этого в приведенную выше формулу вместо цены вводится показатель дохода. Значение  данного коэффициента указывает на то, растет или снижается спрос  потребителя на определенный товар при росте его дохода.

Эластичность предложения по цене отражает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1%. Коэффициент эластичности предложения по цене рассчитывается отношением относительного изменения  величины предложения к относительному изменению цены.

На эластичность предложения влияют следующие факторы: технология производства; возможные сроки хранения товара и затраты на хранение; продолжительность периода существования изменившихся цен и т.д.

3 Рыночные структуры и конкуренция

Рыночная структура - это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации, обусловливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющих характер взаимодействия фирм. Тип рыночной структуры зависит от множества факторов, как со стороны производства, так и спроса, при этом выделяют следующие факторы:

  1.  эффект масштаба, или экономия на масштабах производства, возможность которой ведет к усилению концентрации производства и уменьшению числа фирм в отрасли;
  2.  вертикальная интеграция, способствующая снижению трансакционных издержек (издержек, связанных с продвижением товара на рынок);
  3.  политика государства, которое посредством налоговых и тарифных мер оказывает влияние на совокупный спрос.

 Типология рыночных структур базируется на ряде параметров, которые определяют признаки отраслевого рынка. К последним относятся:

 I) численность продавцов и их рыночные доли (чем больше продавцов и соответственно меньше рыночная доля каждого, тем меньше  степень влияния отдельного продавца на рынок);

2) степень дифференциации продукта (чем больше отличительных признаков у продукта какой-либо фирмы по сравнению с продукцией других фирм отрасли, тем менее конкурентным будет поведение этой фирмы, а ее рыночная власть больше);

3) условия вступления в отрасль и выхода из нее, связанные с наличием и отсутствием отраслевых барьеров (значительный положительный эффект масштаба, патенты и лицензии, большая капиталоемкость производства, норма прибыли и др.). При этом, чем выше отраслевые барьеры, тем сложнее посторонним фирмам проникать на отраслевой рынок и тем больше возможностей для действующих фирм реализовать рыночную власть;

4) рыночная власть, или степень контроля производителей над ценами (чем больше степень рыночной власти, тем менее конкурентным является рынок);

5) характер поведения фирм: нестратегическое поведение, когда фирмы  принимают решения, не учитывая реакции конкурентов, и стратегическое, когда они принимают во внимание возможность ответных действий со стороны соперников, а их рыночное поведение координируется с поведением других фирм отраслевого рынка.

Конкуренция и типы фирм. Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или другого типа фирмы, является степень развития конкурентных отношений.  

Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им сегментах рынка. В зависимости от степени конкурентности рынка, различают совершенную (чистую) и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция — тип конкуренции, при котором многочисленные мелкие фирмы не обладают никакой рыночной властью. Характерной ее особенностью является то, что продавцы не могут увеличить свои доходы за счет повышения цены и единственным доступным для них способом получения экономической прибыли является снижение издержек производства, а совершенная конкуренция становится  условием обеспечения максимальной эффективности функционирования экономики. Совокупность присущих ей свойств (стандартизированность продукта,  прозрачность рынка, полная свобода входа и выхода) определяет тот факт, что совершенная конкуренция представляет собой скорее теоретическую модель, нежели тип реального соперничества фирм.

Несовершенная конкуренция — тип конкуренции, при котором фирмы обладают рыночной властью и конкурируют за объем продаж.  Это способ соперничества фирм, имеющих разные размеры  и издержки, отличительные характеристики продукта, а также применяющих различные конкурентные стратегии.  Отличительной особенностью данного типа конкуренции является использование преимущественно неценовых факторов конкуренции (тип продукта, способ производства и сбыта и др.). Среди разновидностей несовершенной конкуренции, в зависимости от совокупности признаков рыночной структуры выделяют монополистическую конкуренцию, олигополию и абсолютную монополию.

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, при котором обладающие рыночной властью многочисленные продавцы дифференцированного товара конкурируют друг с другом за объем продаж.

Олигополия — тип рыночной структуры, характеризующийся затрудненным проникновением в отрасль и наличием стратегического взаимодействия немногочисленных фирм, производящих как стандартизированный, так и дифференцированный продукт, и конкурирующих за объем продаж.  

Абсолютная (чистая) монополия — тип рыночной структуры, характеризующийся концентрацией всего отраслевого предложения у одного производителя за счет блокирования входа в отрасль, что обеспечивает ему абсолютную монопольную власть.  

Деятельность  фирм, направленная на приобретение и удержание конкурентных преимуществ перед другими фирмами отрасли  является их конкурентной стратегией.

Завоевание и удержание конкурентного преимущества является едва  ли не определяющей задачей фирмы, поскольку именно это обеспечит ей как надежный источник получения прибыли, так и хозяйственную устойчивость в долгосрочной перспективе.  Результативность конкурентной стратегии зависит от следующих  факторов; 1) правильного выбора типа конкурентной стратегии и степени ее разработанности, 2) способности фирмы гибко реагировать на изменение условий, 3) типов стратегий, реализуемых  конкурентами.

5. Государственное регулирование деятельности фирм

С помощью государственного регулирования, с одной стороны, обеспечиваются условия функционирования фирм в рыночной среде, а с другой -  дезактивируются отрицательные проявления рынка в некоторых отраслях и сферах деятельности. Основными формами государственного регулирования деятельности фирмы выступают:

  1.  законодательное определение прав собственности;
  2.   защита свободы выбора предпринимательской деятельности, разрешенной законом;
  3.  гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации;
  4.  ограничения монопольных проявлений в экономике и использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков.

Поскольку самостоятельно рынок не в силах решить проблему ликвидации негативных последствий деятельности монополий, необходимо государственное вмешательство в виде антимонопольной политики.  Главной целью антимонопольной политики является пресечение злоупотреблений, осуществляемых фирмами-монополистами. Средствами антимонопольной политики являются:

  1.  меры предупредительного характера (например, запрет на слияние фирм);
  2.  применение штрафных санкций;
  3.  контроль за ценообразованием или за объемом производства (применяется в основном в отношении естественных монополий);
  4.  прямая демонополизация (в отношении естественных монополий, где высокая экономическая эффективность делает недопустимым их дробление, применяют практику реструктуризации предприятия);
  5.  недопущение формирования новых монопольных структур.

Методы государственного регулирования экономики фирмы можно классифицировать на правовые, финансово-экономические и социальные.

Правовые методы призваны придать цивилизованные формы рыночным отношениям и определяют правила поведения фирмы как с другими субъектами рынка, так и с государством. К ним относятся антимонопольное законодательство, принципы и порядок лицензирования видов деятельности, правила обязательной сертификации продукции и услуг, защита прав потребителей, порядок функционирования бирж и т.д.

К финансово-экономическим методам относятся налоги, льготы по налогам, кредиты, дотации, государственные программы, субсидии, ценовая и тарифная политика и т.д.

Социальными методами государственного регулирования являются: минимальный размер оплаты труда, максимальная продолжительность рабочей недели, пенсии, пособия и т.д.

  1.  6. Маркетинговые исследования

Функционирование фирмы в условиях рынка невозможно представить без использования маркетинговой концепции. Само существование фирмы должно быть обосновано маркетинговыми исследованиями.

Рис.6. Факторы, влияющие на маркетинговую деятельность (по Ф.Котлеру)

Хозяйственная деятельность фирмы по производству товаров и услуг осуществляется, в первую очередь, на основе анализа соответствующей рыночной ситуации, а при реализации товаров или услуг используются различные методы обеспечения их продажи на рынке в условиях конкуренции.  Это как раз и означает, что фирма в своей деятельности руководствуется концепцией маркетинга в широком смысле.

Фирма должна производить и продавать товары, пользующиеся спросом, а не навязывать покупателю то, что удается произвести, т.е. необходимо всестороннее изучение рынка. В то же время, покупатели, зачастую, не имеют определенного представления о новых качественных характеристиках товара. Поэтому фирма должна также активно влиять на потребительский спрос, или, иначе говоря, формировать его.

Маркетинговая деятельность фирмы начинается с выбора одной или нескольких маркетинговых концепций. Фирмы используют в основном следующие маркетинговые концепции:

  1. концепция совершенствования производства (производственная);
  2. концепция совершенствования товара (продуктовая);
  3. концепция интенсификации коммерческих усилий (торговая);
  4. концепция маркетингового подхода (традиционная);
  5. концепция социально-этичного маркетинга.

Концепция совершенствования производства основана на утверждении о том, что потребитель отдает предпочтение тем товарам, которые широко распространены и доступны по цене. Следовательно, управление маркетингом должно быть направлено на совершенствование производства и повышение эффективности распределения. Данная концепция актуальна в двух случаях. Первый – когда спрос на товар превышает предложение. Здесь руководство должно искать способы увеличения объемов производства. Второй случай – когда себестоимость товара слишком высока и повышение производительности труда позволяет ее снизить.

Другой важный подход, который часто используют продавцы, – это концепция совершенствования товара. Ее суть в том, что потребитель отдаст предпочтение товару, который представляет высший уровень качества, максимальную производительность и новые возможности.

К сожалению, концепция улучшения товара оборачивается порой «маркетинговой близорукостью», которая не позволяет вовремя разглядеть новый способ удовлетворения потребностей покупателей.

Многие фирмы следуют концепции интенсификации коммерческих усилий. В ее основе лежит представление о том, потребители не будут покупать товар, производимый данной фирмой, если не предпринять специальных мер по продвижению товара на рынок и широкомасштабной продажи. Естественно, маркетинг, основанный на стратегии агрессивной продажи, связан с большим риском. Он нацелен исключительно на сам акт продажи, а не на создание длительных выгодных отношений с клиентами. Большинство исследований показывает, что покупатель не станет снова покупать товар, которым он остался недоволен.

Концепция традиционного маркетинга предполагает, что достижение фирмой своих целей зависит от определения нужд и запросов целевых рынков, а также от более эффективного по сравнению с конкурентами удовлетворения потребителей.

Суть концепции социально-этичного маркетинга можно выразить следующим образом: сначала фирма выявляет нужды, потребности и интересы целевых рынков, а затем обеспечивает клиентам высшую потребительскую ценность способами, которые поддерживают или даже улучшают благополучие клиентов и общества. Эта концепция самая передовая из пяти.

Функции маркетинга

Аналитическая

Товарно-производственная

Сбытовая

Организационная

подфункции

Комплексное исследование

рынка

Разработка рекомендаций по созданию товара

Осуществление товарной политики

Организация маркетинговых служб

Организация сбыта

Планирование маркетинга

Анализ

внутренней среды  

фирмы

Моделирование показателей конкурентоспособности товара

Разработка ценовой политики

Маркетинг-аудит

Осуществление коммуникаций

Рис. 7. Функции и подфункции маркетинга 

Маркетинг — комплекс функций и подфункций, затрагивающий все сферы деятельности фирмы по вертикали и горизонтали и превращающий ее в единую систему (рис. 3).

Маркетинговые исследование рынка товаров и услуг в общем случае включают:

- определение значений показателей, характеризующих спрос на товары и услуги, производимые предприятием, на выбранный момент времени (например, на конец года );

- сравнение полученных значений показателей спроса со значениями, определёнными ранее для предшествующего момента времени (например, на начало года), и определение темпов их роста или снижения;

- определение доли предприятия на рынке производимых им товаров и услуг по сравнению с конкурентами и её изменения за выбранный интервал времени (например, за год), то есть сегментацию рынка;

- сравнение цен на продукцию, производимую предприятием, с ценами на аналогичную продукцию конкурентов и определение изменения цен на выбранный интервал времени, то есть ценовую политику;

- изучение мнений о деятельности предприятия, качестве и ценах производимых им товаров и услуг, об используемых способах их доставки, о возможных новых видах (новом качестве) товаров и услуг, которые они хотели бы получить или которые предлагает предприятие, и приемлемом уровне цен на них, о деятельности и продукции конкурентов и другое;

- изучение влияния различных факторов на спрос на товары и услуги, производимые предприятием, и прогнозирование будущего спроса;

- изучение методов и приёмов деятельности конкурентов по продвижению своих товаров и услуг.

Маркетинговое исследование включает следующие этапы:

  1.  определение проблемы и постановка целей исследования;
  2.  разработка плана сбора информации;
  3.  сбор информации;
  4.  анализ информации;
  5.  представление основных результатов.

Процесс управления маркетингом состоит из следующих этапов: анализ рыночных возможностей: отбор целевых рынков; разработка комплекса маркетинга; претворение в жизнь маркетинговых усилий.

Литература

1. Новицкий Н.И. Основы менеджмента: Организация и планирование производства. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 208с.

2. Организация и планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент): Учебник / К.А. Грачева, М.К. Захарова, Л.А. Одинцова и др.; Под ред. Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова. – М.:Высш. шк. , 2009.- 470 с.

3. Предпринимательство. Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 520с.

4. Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. Экономика предприятия: Учебное пособие. – Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2004. – 240 с.

5. Экономика и статистика предприятия. / Под ред. Ильенкова С.Д., Сиротиной Т.П., Москва, - 2008.

6. Экономика предприятия М.С.Мокий Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина Москва, 2007.

7. Экономика предприятия О.И.Волкова М Инфра - М, 2009г.

8. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. –718с.

9. Экономика предприятия: Учебник/Под ред.А.Е.Карлика, М.Л.Шухгалтера. – М.: ИНФРА. – М., 2007.

10. Экономический анализ в торговле: учеб. пособ. / под ред. М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2009.

11. Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: Учебное пособие. М.: ИКЦ "Маркетинг", - 2008.

12. Янковский К.П., Мухарь И.Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб: Питер, 2007.

13. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Краткий курс. Учебное пособие для студентов вузов и средних специальных заведений. М., 2009.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52005. Буквы о - а в корне –гор- -гар- 53.5 KB
  Тип урока: изучение нового материала Ход урока 1. Мобилизирующий этап Цель: вспомнить правило с чередующими гласнымилаг лож раст рос кас кос; умение самостоятельно делать выводы сформулировать тему урока назвать цель урока обучение русскому языку средствами субъективизации Предпол.Формулирование темы и цели урока Назовите слова выделенные из каждого ряда.