88314

Фирма как субъект предпринимательской деятельности

Контрольная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Для удовлетворения своих потребностей человек как экономический индивид может выбирать любой из следующих видов деятельности: домашнее хозяйство, работа по найму, предпринимательство. Предпринимательство отличается от других видов экономической деятельности своей активностью и, по сути...

Русский

2015-04-28

196.25 KB

3 чел.

Контрольная работа

Фирма как субъект предпринимательской деятельности


Содержание

1. Сущность предпринимательской деятельности

2. Виды предпринимательства

3. Критерии классификации фирм

4. Классификация фирм по организационным формам предпринимательства

Литература


1. Сущность предпринимательской деятельности

Для удовлетворения своих потребностей человек как экономический индивид может выбирать любой из следующих видов деятельности: домашнее хозяйство, работа по найму, предпринимательство.

Предпринимательство отличается от других видов экономической деятельности своей активностью и, по сути, означает предпринять чего-то кардинального  с целью улучшения своего материального положения. Так, В.И. Даль в своем словаре пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что-либо.

Предприниматель в условиях неопределенности и ответственности, определяет неудовлетворенный объем спроса потребителей на что-либо  или формирует спрос на новые товары и услуги, рискуя ресурсами, посредством новых или прежних  технологий самостоятельно организует их производство и сбыт на новых предприятиях или использует имеющиеся мощности.

В процессе исторического развития сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались.

Впервые в экономическую теорию этот термин ввел Ричард Кантильон. Его книга «Очерк о природе торговли вообще»  была издана в Лондоне на французском языке в 1755г. Еще за десять лет до А. Смита он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Поскольку, покупают по известной цене, а продают по неизвестной,  наиболее специфической функцией предпринимателей Р. Кантильон считал несение риска или неопределенности. Он также пишет, что предприниматель вовсе не обязательно должен что-либо производить или заниматься предпринимательской деятельностью на свои деньги. Тем самым, проводит разграничение между предпринимательской функцией и функцией капиталиста.

Важный вклад в теорию предпринимательства внес выдающийся французский экономист Жан Батист Сэй.  В своих трудах: «Трактате политической экономии» (1803) и «Полном курсе практической политической экономии» (1828) главную функцию предпринимателя (entrepreneur) Сэй видел в координации факторов производства: земли, капитала и человеческого фактора.

Согласно Сэю, величина факторных доходов определяется законами рынка, а соотношение спроса и предложения самого предпринимательства определяет заработную плату предпринимателя. Как считает Сэй, спрос на предпринимательство зависит от спроса на его продукт, а предложение его ограничено такими факторами как личные  качества предпринимателей, их опыт и «связи». В результате чего доход, который предприниматель получает за свою деятельность, выше, чем доход других факторов.  

Знаменитый австрийский экономист Йозеф Шумпетер считает, что главное в предпринимательстве - инновационная деятельность, а право собственности на капитал - несущественный признак предпринимательства.

Он описывает гипотетическое стационарное состояние «кругооборота», которое характеризуется неизменным составом, количеством, а также способами потребления всех производимых благ.  Как считает Шумпетер, чтобы экономика сошла со своей привычной траектории и «резко изменила свои собственные показатели»2, должны быть осуществлены так называемые «новые комбинации», основными видами которых являются: 1) производство новых благ; 2) применение новых способов производства и коммерческого использования благ существующих; 3) освоение новых рынков.

Концепция Шумпетера позволяет отличить предпринимательство от бизнеса. Статус предпринимателя непостоянен, так как субъект рыночной экономики является предпринимателем только тогда, когда осуществляет функции инноватора, и утрачивает этот статус, как только он начинает заниматься репродуктивной (рутинной, шаблонной) деятельностью в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без творчества и поиска инноваций.  На двадцать бизнесменов приходится лишь один предприниматель.

Предприниматели, хотя и преследуют получение прибыли, но финансовый успех не всегда является для них единственной целью. Наоборот, истинные предприниматели меняют к лучшему жизнь окружающих людей и общества, создавая новые возможности, полезные продукты и условия для самореализации сотрудников. Последующая реализация этих новых возможностей приводит к фантастической рентабельности предпринимателей. Примеров  к тому много: компании Ford, McDonald’s, IBM, Adobe, Microsoft, Disney, Apple и др.

Так, Генри Форд создал не только конвейер и гигантское производство автомобилей, но и средний класс Америки. В начале 80-х годов прошлого века, переманивая из PepsiCo талантливого маркетолога Джона Скалли в компанию Apple, Стиве Джобс произнес одну из самых известных своих фраз: «Ты хочешь до конца жизни продавать сладкую воду или получить шанс изменить мир?».

Основатель современного менеджмента Питер Друкер в своих работах подчеркивал социальную ответственность предпринимателей и роль социальных инноваций для экономического роста. Он писал: «Требование социальной ответственности является, в значительной мере, платой за успех» (Drucker, 1973: 289).

Наиболее полное определение  предпринимательства в 1992 г. дал американский ученый Р. Хизрич: « Предпринимательство  - это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и  социальной  ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым».

Предпринимательская деятельность может осуществляться: 1) путем непосредственного производства какого-либо товара, продукта или услуги; 2) путем посреднических функций по продвижению товара, продукта или услуги от производителя к потребителю.

Субъектами предпринимательской деятельности могут быть: отдельный гражданин (индивидуальный предприниматель), объединение граждан (коллективное предпринимательство) и государство. Юридический статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации фирмы или индивидуального предпринимателя.

Предприниматель не всегда является собственником фирмы, поэтому следует отличать доход предпринимателя (прибыль) от дохода собственника (рента). Как правило, при создании своего бизнеса, каждый  стремиться как можно быстрее стать директором в своем деле, и потом как можно скорее поручить управление фирмой профессиональному менеджеру, оставаясь владельцем.

К наиболее привлекательным сферам предпринимательства  относятся:

  1.  производственная сфера (промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбный промысел, транспорт, услуги производственного характера);
  2.  коммерция;
  3.  финансовая сфера;
  4.  интеллектуальный комплекс.

К важнейшим признакам  предпринимательства относятся:

  1.  самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов;
  2.  экономическая заинтересованность;
  3.  хозяйственный риск и ответственность;
  4.  инициатива и активный поиск.

Выбор и конкретизация целей предпринимательской деятельности в основном определяются такими факторами, как интересы и потребности владельца фирмы (включая государство); размеры его капитала, а также действием внешних и внутренних факторов, Среди наиболее важных целей предпринимательства следует выделить: производство товаров и услуг; получение  дохода; развитие бизнеса; создание имиджа.  Главной целью предпринимательской деятельности фирмы является получение и наращивание дохода (прибыли).

Условия, необходимые для предпринимательской деятельности. Для  осуществления предпринимательской деятельности  необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.

Экономические условия это предложение товаров и спрос на них; виды производимых товаров; объемы денежных средств потребителей; избыток или недостаток рабочих мест,  влияющие на уровень заработной платы работников.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств.

Социальные условия – это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде, нравственные и религиозные нормы, оказывающие прямое воздействие на образ жизни потребителей и посредством этого на потребительский  спрос. Социальные условия влияют также на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь определяет  его отношение к величине заработной платы, к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

Правовые  условия -  это, в первую очередь, наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства; создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое значение также имеет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

2. Виды предпринимательства

Рациональное сочетание и организация различных  видов предпринимательской деятельности фирмы обеспечивают ее успешное  функционирование в текущем и долгосрочном планах в соответствии с принятой стратегией.  Каждая из них имеет свою специфику и методы организации, характеризуемые соответствующей системой показателей, оценивающих различные стороны результативности этих видов деятельности.

Каждый вид предпринимательства связан в той или иной степени со всеми  фазами воспроизводственного цикла - производством продукции и услуг, обменом и распределением товаров, их потреблением. Однако в любом виде деятельности превалирует ее основная функция и определяет ее содержание. В зависимости от содержания деятельности различают следующие виды предпринимательства:

1. Производственное предпринимательство.

Коммерческое (торговое, посредническое) предпринимательство.

3. Финансовое предпринимательство.

4. Страховое предпринимательство.

5. Консультативное предпринимательство.

Производственное предпринимательство является ведущим видом предпринимательства, поскольку оно задает параметры развития другим видам деятельности. К производственному предпринимательству относятся производство товаров, работ и услуг, информации, духовных ценностей. Функция производства в этом виде предпринимательства – главная.

Под производством понимается процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества.  Материальное производство включает следующие основные компоненты:

  1.  целесообразную работу, или сам труд;
  2.  людей (профессионально подготовленный персонал);
  3.  предмет труда (сырье и материалы различного происхождения);
  4.  средства (орудия) труда (машины, оборудование, инструменты, с помощью которых человек преобразует предметы труда);
  5.  энергию (электрическую, тепловую и др.);
  6.  информацию (коммерческую, оперативно-производственную и др.);
  7.  место производства.

Производственное предпринимательство по своей природе носит двойственный характер: с одной стороны, отражает технологическое назначение, связанное с изготовлением продукции, отвечающей по количеству, качеству и срокам поставки требованиям рынка (принятая технология должна обеспечивать нужное количество продукции при минимуме затрачиваемых на ее изготовление факторов производства), а с другойэкономическое назначение, т.е. производство  заданного количества продукции при минимуме затрат (достижение уровня издержек, позволяющих получить прибыль).

Рис. 1. Двойственный характер предпринимательства

Важным элементом производственного процесса на фирме является выбранный вариант технологии, определяющий объем и соотношение ресурсов, кадровый состав и др. Технология тесно связана с ценой выпускаемой продукции и уровнем ее качества. Одновременно эти два фактора формируют и конкурентоспособность продукции.

Производственное предпринимательство включает следующие этапы:

  1.  Проведение маркетинговых исследований, в ходе которых определяется потребность в конкретных товарах и услугах и заключаются контракты между производителем и потенциальным покупателем;
  2.  Расчет потребности в финансовых средствах. Общая потребность в денежных ресурсах на ведение производственной деятельности определяется путем суммирования предполагаемых расходов на оплату факторов производства, а также внепроизводственных расходов (транспортных, ремонтных и др.).
  3.  Приобретение (покупка либо аренда) факторов производства. К последним относятся: производственные фонды (основные и оборотные), рабочая сила и информация.
  4.  Производство товаров и услуг.
  5.   Сбыт товаров и услуг.

Рис. Этапы производственного предпринимательства

В  ходе текущей производственной деятельности решаются две основные задачи: выпуск продукции определенного количества и соответствующего качества и соблюдение сроков ее поставки; снижение уровня издержек производства.

Результатом производственной деятельности фирмы является продукция, которая выражается в форме продукта (товара), услуг (работ).

Продукт – изделие, имеющее натурально-вещественную форму, получаемое из сырья и материалов посредством определенной технологии, в результате которой исчезают свойства исходного материала и создается новая потребительная стоимость.

Услуга — это неосязаемые выгоды, которые один субъект (поставщик услуги) предоставляет другому (потребителю услуги). В результате оказания услуги не создается новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукта или обеспечивается сохранность этого качества в определенном пространстве и во времени. Услугой  не признается деятельность сотрудника фирмы по отношению к самой фирме, так как их взаимоотношения регламентируются трудовым договором.

Услуги могут быть производственного  и непроизводственного характера.

От степени готовности продукция предприятия делится на готовые изделия, полуфабрикаты и незавершенное производство.

Готовое изделие – продукт, не требующий продолжения  обработки (или сборки) на данном предприятии и предназначенный для отпуска на сторону или потребления на этом же предприятии.

Полуфабрикат –изделие, которое закончило свою обработку в одном цеху, но нуждающееся в дальнейшей, окончательной обработке или в сборке в  других цехах.

Незавершенным производством считаются те изделия, обработка которых начата, но еще не закончена в пределах одного цеха предприятия.

Рис.3. Состав продукции производственного предприятия

Основным методом учета промышленной продукции является натуральный в соответствующих физических единицах измерения (штуки, килограммы, метры, литры и т.д.). Классификация и кодирование продукции (услуг, работ) для целей государственной статистики и обеспечения сопоставлений информации на международном уровне осуществляется в соотвествии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).

Общий результат производственной деятельности предприятия за определенный период времени представляет собой валовая продукция. Валовая продукция может быть направлена на следующие цели:

внутреннее потребление на предприятии;

реализация (отпуск на сторону);

изменение остатков на предприятии за период.

Объем валовой продукции определяется как  сумма товарной продукции и разностей остатков полуфабрикатов и незавершенного производства (инструментов, приспособлений) на начало и конец планируемого периода

               

где - стоимость товарной продукции

– разница стоимости остатков полуфабрикатов на начало и конец данного периода.

- разница стоимости остатков незавершенного производства на начало и конец данного периода.

Готовая продукция, которая не подвергается на данном предприятии дальнейшей переработке, представляет собой товарная продукция. В стоимостном выражении объем товарной продукции характеризует масштабы производственной деятельности, ее возможности и вычисляется по формуле:

где Тп – объем товарной продукции, руб.,

Цn – цена одной единицы продукции, руб.,

К – количество единиц готовой продукции, шт.

Объем товарной продукции включает в себя:

стоимость  готовых изделий для реализации на сторону;

стоимость готовых изделий для нужд капитального строительства и непромышленного хозяйства своего предприятия;

стоимость полуфабрикатов своего производства и продукции вспомогательных цехов для реализации на сторону;

стоимость основных фондов собственного производства, введенных за период;

стоимость услуг и работ промышленного характера по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия.

Реализованная продукция характеризует стоимость объема продукции, поступившей в данном периоде на рынок и оплаченная потребителями. Реализованная продукция отличается от товарной остатками готовой продукции на складе. Объем реализованной продукции (Рп) определяется по формуле:

 

где – разница остатков нереализованной продукции на начало и конец планового периода.

Пример. На предприятии произведено в отчетном году изделий А 600 ед. , изделий Б 800 ед., цена изделий соответственно 20 тыс. руб. и  25 тыс. руб. Предприятие оказало услуги другим фирмам на сумму 2100 тыс. руб. Запасы готовой продукции на складах предприятия к концу года по сравнению на начало сократились на 300 тыс. руб., а стоимость незавершенного производства увеличилась на 220 тыс., стоимость остатков  полуфабрикатов к концу года снизилась на 150 ты. руб.

Объем товарной продукции = (600*20 + 800*25)+2100 = 34100 тыс. руб.

Объем валовой продукции = 34100+220-150=34170 тыс. руб.

Объем реализованной продукции = 34100+300 = 34400 тыс. руб.

Для характеристики  деятельности фирмы используется и показатель чистой продукции. Чистая продукция - это валовая продукция за исключением материальных и приравненных к ним затрат.

Показатели валовой, товарной, реализованной и чистой продукции характеризуют количественные параметры производства. Для оценки качественных параметров производства используются такие показатели как  уровень издержек производства (себестоимости), качество продукции, производительность труда, прибыль и рентабельность производства.

Уровень издержек производства определяется степенью использования производственной базы, уровнем прогрессивности организации производства и труда, его технической оснащенности. Снижение уровня издержек производства является важнейшим условием повышения конкурентоспособности продукции и получения большей прибыли.

При оценке уровня издержек производства необходимо иметь в виду, что измерить данный показатель довольно сложно. Это связано, во-первых, с различиями в определении расходов на сырье и материалы, рабочую силу, и во-вторых, со сложностями подсчета амортизационных отчислений, поскольку первоначальная стоимость основного капитала за срок его службы сильно меняется не только в сторону уменьшения (так, она может возрасти в результате инфляции).

Показатели качества различны для продукции разного производственного назначения. Например, для продуктов питания главным является содержание в них полезных веществ, витаминов; для изделий текстильной промышленности – прочность окраски, степень усадки, соответствие моде и т.д.

Увеличение производительности труда ведет к снижению издержек производства, а главное – способствует достижению запланированного выпуска продукции при минимуме затрат на их производство. Уровень производительности труда (W) измеряется путем деления количества произведенной продукции (Q) на время, затраченное на ее производство (T) или на численность работников(N):

Прибыль фирмы определяется как разница между денежной выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и издержками производства и обращения. Оценить уровень эффективности работы фирмы можно сопоставляя полученный результат (доход, прибыль) с затратами или используемыми ресурсами. Например, рентабельность отдельных видов продукции рассчитывается отношением прибыли к издержкам на производство и реализацию конкретной продукции, а рентабельность продаж отношением всей прибыли ко всей выручке от реализации продукции.

В текущей производственной деятельности фирмы значительная роль принадлежит и большой группе технико-экономических показателей, характеризующих технико-экономическое и технико-организационное состояние производства на определенный момент времени. Кроме того, важны и такие показатели, как уровень использования, степень механизации и автоматизации производства, прогрессивность технологии и организации труда, квалификации кадров. Сложность их использования состоит в определении степени влияния каждого из них и всей их совокупности на уровень экономического состояния фирмы в целом.   

Коммерческое (торгово-посредническое) предпринимательство.  Производственное предприятие в условиях рынка не может обойтись без коммерческой деятельности. В задачу коммерческой деятельности входит, с одной стороны, обеспечение предприятия в нужном количестве и качестве сырьем, материалами и оборудованием по приемлемым ценам, т.е. не ведущим к увеличению издержек производства, а с другой — успешная реализация произведенной продукции, как по объему, так и по ценам, выгодным для предприятия. Однако коммерческая деятельность не выступает основной функцией производственного предпринимательства.

Общественное разделение труда закрепило коммерческую деятельность как основную функцию за торгово-посредническим предпринимательством. Коммерческое предпринимательство можно разделить на два подвида - торговое и посредническое. Торговый предприниматель выступает в роли посредника между производителем и потребителем. Он как коммерсант покупает готовые изделия по более низким ценам и реализует их по более высоким ценам. Разница в ценах является источником торговой прибыли.

Посредническое предпринимательство проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход.

Торговое предпринимательство включает все виды деятельности, которые относятся к различным вариантам видов обмена товара и денег. Несмотря на то, что основополагающими для торгового предпринимательства являются отношения купли-продажи товаров, в нем используются те же факторы и ресурсы (персонал, средства труда, предметы труда), что и в производственном предпринимательстве.

Торговое предпринимательство, в отличие  от производственного, не организует производство товаров и не вкладывает значительные средства в основное производство.  

Коммерсанты имеют реальные перспективы получения значительной прибыли в кратчайшие сроки, что создает иллюзию легкости ведения данного бизнеса. Однако торговый предприниматель должен обладать определенными навыками, знаниями и умениями, а также определенной долей везения.

ИНВЕСТИЦИИ

ТОВАРЫ

ОБОРОТНЫЕ

СРЕДСТВА

ОСНОВНЫЕ

ФОНДЫ

ТРУДОВЫЕ

РЕСУРСЫ

ОБЪЕМ ПРОДАЖ

ДОХОДЫ

ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ

ПРИБЫЛЬ

Рис. 4. Коммерческая деятельность

Условия успешной коммерческой деятельности:

  1.  знание особенностей и характера развития рынка товаров, производимых фирмой;
  2.  знание существующих высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, каналов сбыта;  
  3.  умение  организовать реализацию продукции фирмы в соответствии с ее возможностями и требованиями рынка;
  4.  своевременное изменение  содержания своей деятельности, в идеале – опережающие действия (это позволяет фирме получать сверхприбыль до тех пор, пока конкуренты не придут к аналогичным решениям).

Недооценка хотя бы одного из вышеназванных условий неизбежно ведет к снижению эффективности коммерческой работы фирмы, особенно в долгосрочном плане.

Эффективная  реализация вышеназванных условий зависит от многих обстоятельств. Основными из них являются:

  1.  умение выбрать нишу сбыта своей продукции на рынке, наиболее полно отвечающую внутренним возможностям предприятий, а именно — выпускать и реализовывать продукцию по количеству, качеству, срокам поставки и цене, отвечающим требованиям рынка;
  2.  умение создавать собственного потребителя путем проведения эффективной сбытовой политики, инструментами которой должны быть ценовая политика, реклама, продуктовая и ассортиментная политика, продвижение товаров и обслуживание;
  3.  стимулирование работников коммерческой службы в поиске эффективных методов реализации продукции.

В формировании валового внутреннего продукта страны доля оптовой и розничной торговли (включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования) примерно составляет 20%.

Розничная торговля представляет собой конечное звено в процессе движения товара от производителя к конечному потребителю и осуществляется через розничную торговую сеть и розничных рынков. Доля розничных рынков в общем объеме розничного товарооборота составляет 13-14%. Остальное приходится на торговую сеть, которая представлена магазинами и мелкорозничной торговой сетью – палатками, киосками, ларьками и т.д.

Магазинам принадлежит основная роль в обслуживании покупателей, для чего отводится специальное помещение – торговый зал, наличие которого является признаком магазина. Магазины по многим характеристикам различаются между собой. Классификацию магазинов можно осуществлять следующим образом:

Признаки классификации

Виды магазинов

Масштаб деятельности

Малые, средние, и крупные магазины.

Состав обслуживаемого контингента покупателей

Городские и сельские магазины.

Характер размещения на территории населенного пункта

Магазины в жилой застройке и в местах общегородского назначения.

Товарная специализация

Универсальные, комплексные, специализированные, узкоспециализированные, неспециализированные магазины.

Метод продажи товаров

Магазины индивидуального обслуживание, самообслуживания и обслуживания по образцам и каталогам.

Ценовые уровни товаров

Магазины с низкими, средними и высокими ценами.

В основном многообразие типов предприятий розничной торговли определено масштабами функционирования, размерами торговой площади, товарной специализацией, методами обслуживания населения, обслуживаемым сегментом товарного рынка.

Предприятия оптовой торговли выступают коммерческими посредниками между поставщиками (производителями) товаров и розничными торговыми предприятиями. Небольшие розничные торговые предприятия торгуют ассортиментом товаров сотни и более поставщиков-производителей, находящихся за тысячи километров. Оптовое звено закупает товары у поставщиков-производителей, организует доставку и их хранение, преобразовывает производственный (узкий) ассортимент товаров в торговый (широкий) и снабжает магазины товарами по согласованному графику. При  этом проводит маркетинговые исследования, как оптовых продавцов, так и покупателей

Оптовое звено представлено рядом организационных коммерческих структур. К ним относятся:

предприятия, с полным циклом обслуживания своей продукции и поставкой ее крупными партиями различным потребителям;

универсальные и специализированные оптовые предприятия по торговле потребительскими товарами и средствами производства, осуществляющие закупку крупными оптовыми партиями и продажу их более мелкими оптовыми партиями;

оптово-розничные предприятия, осуществляющие оптовые закупки и мелкооптовые и розничные продажи товаров;

различные коммерческие посредники (дилеры, дистрибьюторы, брокеры, торговые агенты), осуществляющие операции по приобретению и продаже оптовых партий товаров. (Брокер работает за счет и от имени клиентов. Дилер работает за свой счет, но от имени клиента. Дистрибьютор работает от своего имени и за свой счет.).

Все оптовые предприятия в зависимости от роли и места их в оптовом звене подразделяются на три категории.

Первая категория – это независимые оптовые торговцы, т.е. предприятия, занимающиеся оптовой торговлей и приобретающие право собственности на товар (оптовые экспортеры, оптовые импортеры, маклерские фирмы).

Вторая категория – предприятия, выполняющие функции оптовых посредников без приобретения права собственности на товар (брокерские конторы, предприятия-агенты).

Третья категория – это предприятия-организаторы оптового оборота (товарные биржи, оптовые ярмарки и рынки).

Основным стоимостным показателем оценки результатов коммерческой деятельности фирмы является товарооборот (объем продаж), который определяется по следующей формуле:

где  Р – объем продаж, руб.,

      Ц -   рыночная цена за единицу товара, руб.,

      К – количество единиц товара, шт.

Проблема расчетов данного показателя состоит в том, что он подвержен сильному влиянию инфляционных процессов, поэтому очень важно сделать правильный выбор периода, за который он подсчитывается.

Объем реализации зависит от объема поступления товаров, суммы товарных запасов и прочего выбытия (естественная убыль и т.д.). Между отдельными показателями товарооборота имеется связь, которая выражается балансовой формулой товарооборота.

Зн + П = Р + В + Зк,

где  Зн - товарные запасы на начало периода;

 П - объем поступления товаров в периоде;

 Р-  объем реализации товаров в периоде;

 В -  выбытие товаров в связи естественной убылью и другим причинам;

 Зк -  товарные запасы на конец периода.

Пример. Поступление товаров в магазин в 1 квартале составило 570 тыс. руб. Товарные запасы составили (тыс. руб.): на 1 января  90, на 1 апреля 116. Выбытие товаров в связи естественной убылью и другим причинам 4 тыс. руб. Определить товарооборот магазина в 1квартале.

Р = П+ Зн –Зк – В.

Р= 570 + 90 – 116 – 4 = 540 тыс. руб.

Уровень организации работы коммерческих структур характеризуют также и другие важные показатели:

Рентабельность торговли определяется по формуле:

где    Пр –прибыль, руб.,

          Р – товарооборот, руб.

Коэффициент оборачиваемости средств рассчитывается по формуле:

 

где Р – объем товарооборота, руб.,

      Оср – средняя величина оборотных средств.

Этот коэфициент показывает, сколько активов необходимо использовать для получения каждого рубля от продажи продукции.

В оценке результативности коммерческой деятельности, как и производственной, используется также группа дополнительных показателей, позволяющих судить об эффективности различных ее сторон. К ним относятся: доля на рынке товаров продукции, производимой предприятием; объем товаров, продаваемых в кредит; процент возврата товаров; затраты на единицу реализованных товаров; количество каналов сбыта на объем продаж и т.д.

 Финансовое предпринимательство. Финансовое предпринимательство по своей сути является разновидностью коммерческого предпринимательства. Ее особенность в том, что объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валюта, ценные бумаги.

Инфраструктура финансового предпринимательства представлена коммерческими банками и фондовыми биржами. Коммерческий банк является финансово-кредитным учреждением акционерного типа. Коммерческие банки выполняют три группы операций:

  1.  активные (выдача кредитов);
  2.  пассивные (прием денежных вкладов от клиентов);
  3.  комиссионно-посреднические операции по поручению клиентов с уплатой комиссии.

Источником доходов коммерческих банков является разница между процентными ставками ссудных и привлеченных (депозитных) средств.

 Фондовая биржа – это рынок ценных бумаг, на котором осуществляется регулярная оценка специалистами курсов ценных бумаг среди их покупателей и продавцов (котировка ценных бумаг). Цены покупки и продажи ценных бумаг являются основой для получения индексов биржевой активности, которые выступают  барометрами экономической конъюнктуры.

Особой формой финансового предпринимательства является страховое предпринимательство. Суть данного предпринимательства заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении застрахованного случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход страховой компании.

Консультативное предпринимательство. Данная форма предпринимательства является слабо развитой в нашей стране, вместе с тем в экономически развитых странах вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг (консалтинг) считаются не менее эффективными, чем вложения в новое оборудование или передовую технологию.

В настоящее время все виды консалтинговых услуг объединяются в восемь групп: общее управление, финансовое управление, управление кадрами, производство, маркетинг,  информационные технологии, администрирование, специализированные услуги.  К наиболее распространенным видам консалтинговых услуг относятся : оптимизация финансовых потоков и налоговых схем, модернизация бухгалтерского или управленческого учета и др.

В рыночной системе хозяйствования наиболее успешно применяются и взаимодействуют три вида, или метода  консалтинга:

1. Обучающий – подготовка почвы для выработки решения посредством проведения собеседований и пр.

 Процессный – активное взаимодействие специалиста с клиентом на всех этапах разработки проекта.

3. Экспертный – весь процесс осуществляется консультантом, клиент только предоставляет необходимую информацию.

Процесс консалтингового предпринимательства включает три основных этапа:

  1.  диагностика (выявление проблем);
  2.  разработка решения или проекта;
  3.  внедрение решения (проекта).

В настоящее время в России сложились три группы консалтинговых компаний. Одна из них представлена дочерними копаниями финансово-промышленных групп, оказывающими  широкий спектр консультативных услуг только этим ФПГ. Другая группа представлена крупными российскими консалтинговыми компаниями,  не входящими  в состав каких-либо холдингов, при этом оказывающими широкий спектр услуг  всевозможным клиентам. Третья группа – это небольшие компании, имеющие ограниченный спектр услуг.

3. Критерии классификации фирм 

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

1.По виду и характеру деятельности  предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной и др. Соответственно фирмы подразделяются на промышленные, аграрные, торговые, финансовые фирмы и др.;

  1.  По формам собственности – частные, государственные (федеральные и субъектов федерации), муниципальные фирмы;
  2.  По характеру рыночной деятельности – предпринимательские, капиталистические, государственные, директорские и самоуправляющиеся фирмы;
  3.  По мощности производственного потенциала (размеру фирмы) – малые (микропредприятия), средние, крупные;
  4.  По видам лиц – предпринимательство физических лиц и юридических лиц;
  5.  По степени предпринимательской деятельности юридических лиц – коммерческие и некоммерческие организации;
  6.  По принадлежности капитала – национальные, иностранные и совместные;
  7.  По организационно-правовым  формам предпринимательства– единоличные фирмы и объединения предпринимателей (товарищества, общества и др.);
  8.  По организационно-экономическим формам – концерны, ассоциации, холдинги, финансово-промышленные группы и др.

На различия типов предпринимательства  влияют следующие признаки: состав учредителей, участников и их число; способ формирования и изменения капитала; формы ответственности учредителей и участников; организация управления и порядок принятия решений; способы распределения доходов между участниками; порядок правопреемства.

Классификация по виду и характеру деятельности. Одним  из главных критериев являются отраслевые различия выпускаемой продукции, в том числе ее назначение, способы производства и  потребления. С этой точки зрения различают:

  1.  промышленные предприятия, которые, в свою очередь,  подразделяются на машиностроительные, металлургические, химической, деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности. Предприятия, производящие предметы потребления, считаются важнейшими с точки зрения удовлетворения потребностей человека;
  2.  сельскохозяйственные, в том числе предприятия животноводства, растениеводства, а  также агропромышленные;
  3.  предприятия транспорта и строительной индустрии, и др.

Большинство современных фирм имеют межотраслевую структуру. Критерием классификации таких организаций является структура производства, в соответствии с которой различают:

  1.  Узкоспециализированные фирмы (изготавливают ограниченный  ассортимент продукции массового или крупносерийного производства: чугун, ткани, муку и др.);
  2.  Многопрофильные фирмы (выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения);
  3.  Комбинированные фирмы (фирмы, на которых один вид товара превращается в другой и даже  в третий вид: сырье – волокно – полотно).

Классификация по формам собственности. Форма собственности лежит в основе юридического статуса фирмы. В народном хозяйстве действуют частные, муниципальные и государственные фирмы, а также фирмы, имеющие смешанную форму собственности, основанные на объединении имущества, находящегося в частной, муниципальной и государственной собственности, собственности иностранных государств, иностранных юридических лиц и граждан, а также в собственности общественных организаций.

Частная (семейная) фирма (предприятие) основана на собственности граждан. Эти фирмы могут существовать  в виде самостоятельных независимых компаний либо объединений, созданных как на основе системы участия, так и на основе договоренностей между участниками объединения. В зависимости от формы объединения фирма может быть юридически самостоятельной и сама решать хозяйственные вопросы, или быть лишено самостоятельности.

Государственная фирма (предприятие) учреждается органом государственной власти. Имущество государственной фирмы образуется за счет бюджетных средств или вкладов других государственных предприятий, полученных доходов. В чисто государственных фирмах государству принадлежит весь акционерный капитал; в смешанных компаниях государство в лице какой-нибудь держательской компании может владеть более 50 % пакета акций, осуществляя в данном случае контроль за  деятельностью данной фирмы.

Муниципальная фирма учреждается местными органами власти. Имущество таких фирм также образуется за счет бюджетных ассигнований соответствующего уровня или других муниципальных предприятий.

Классификация по характеру рыночного поведения. По этому признаку различают следующие типы фирм.

Предпринимательская фирма представляет собой хозяйственный субъект, чаще небольшого размера и специализированный по характеру деятельности, принадлежащий одному владельцу. Характерным признаком является объединение функций управления и собственности и нацеленность на максимизацию прибыли.

Капиталистическая фирма — это принадлежащее многим владельцам капитала образование, имеющее сложную организационную структуру, а также множественность целей. Характерными признаками являются отделение собственности от управления,  стремление к расширению своей доли рынка и поиск оптимального соотношения между уровнем капитализации прибыли и дохода на капитал.

В отличие от капиталистической, директорская фирма представляет собой тип фирмы, характеризующейся размытостью прав собственности, ключевые решения в которой принимаются управляющими,  с вытекающей отсюда ориентированностью на максимизацию выгод, получаемых менеджерами. Значительная доля административных издержек способствует низкой эффективностью их деятельности, несмотря на увеличение объема продаж.

Самоуправляющаяся фирма представляет собой образование, принадлежащее коллективу работников. Главной целью такой  фирмы является максимизация трудового дохода,  что стимулирует фирму к использованию большего количества труда. Между тем, как свидетельствует практика, самоуправляющиеся фирмы нацелены не на максимизацию дохода, а прежде всего на сохранение занятости, чем и обусловлено их возникновение.

Государственная фирма обычно трактуется как фирма, в которой определяющие решения в отношении ее деятельности принимаются государственными органами. Поведение таких фирм может носить как коммерческий, так и некоммерческий характер (в данном случае деятельность направлена на максимизацию общественных выгод). В последние годы все большая часть государственных фирм трансформируется в структуры предпринимательского типа при сохранении за ними статуса государственной собственности.

Классификация по размерам фирмы. Группировка фирм по мощности производственного потенциала имеет наиболее широкое распространение. В соответствии с данным признаком все фирмы подразделяются на мелкие, средние и крупные, при этом в качестве критериев могут применяться следующие показатели:

  1.  численность персонала;
  2.  объем выпуска продукции (товаров, услуг) в стоимостном выражении;
  3.  стоимость средств производства.

Размеры фирм тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Например, крупными традиционно являются предприятия черной металлургии и машиностроительные; в легкой и пищевой промышленности – в основном средние предприятия; сфера бытового обслуживания представлена мелкими предприятиями.

Важнейшим элементом рыночной структуры, наиболее гибкой и динамичной формой развития предпринимательства является малое предпринимательство.

В соответствии с действующим законодательством малыми предприятиями признаются юридические лица и индивидуальные предприятия, которые соответствуют следующим условиям:

- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25 процентов;

- доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25 процентов;

- средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет не более 100 человек включительно (до 15 человек - для микропредприятий);

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн. рублей (для микропредприятий - 60 млн. рублей).

Малые предприятия имеют следующие преимущества:

- сокращенный срок проверок контролирующими органами (для малого предприятия не может превышать 50 часов в год, в отношении микропредприятий - 15 часов в год).

- упрощенный состав бухгалтерской отчетности;

- упрощенная система налогообложения;

- финансовая поддержка за счет средств региональных и местных бюджетов.

Создание сети малых предприятий представляет собой  необходимое условие формирования рыночной среды, благоприятствующей возникновению конкуренции товаропроизводителей. Малые предприятия  способны быстро реагировать на изменение потребительского спроса, наиболее восприимчивы к техническим новшествам, обеспечивают быструю окупаемость затрат, их распространение является одним из эффективных способов разрешения проблемы занятости населения. Так, в развитых странах на долю малого бизнеса приходится 50-70% прироста числа рабочих мест.

Вместе с тем, в современной России  развитие малого предпринимательства сталкивается с рядом трудностей, связанных как с недостатками в структуре российской экономики, так и с отсутствием системной поддержки  малого бизнеса со стороны государственных органов3.

Одним из самых эффективных инструментов, позволяющих повысить эффективность малого бизнеса, является  франчайзинг. Предприятия (франчайзи), получая передовые технологии и поддержку от крупного предприятия (франчайзера) на основе договора франчайзинга, становятся более конкурентоспособными.

Классический франчайзинг предполагает обязательное наличие следующих признаков:

  1.  передача лицензии на торговую марку;
  2.  обучение франчайзи ведению бизнеса и организация системы платежей;
  3.  обеспечение независимости франчайзи от франчайзера.

Отношения, при котором отсутствует, хотя бы один признак, означает  обычный лицензионный договор на право использования бренда или договор с элементами франчайзинга.

Классификация по принадлежности капитала. По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют национальные, иностранные,  совместные (смешанные) фирмы (предприятия, организации).  

Национальными называются фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям, являющимся гражданами данной  страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании.

Иностранными называются фирмы, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или частично обеспечивающим их контроль. Организация деятельности иностранных компаний определяется законодательством страны их местонахождения, определяющим порядок регистрации компании, их правовой статус, размер налогообложения, и др. Иностранные фирмы образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм.

Совместными являются фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран, и созданные с целью осуществления совместной предпринимательской деятельности.

Классификация по степени предпринимательской деятельности юридических лиц. Различают коммерческие и некоммерческие фирмы. Коммерческими являются фирмы (предприятия, организации), преследующие в качестве  основной цели своей деятельности извлечение прибыли, поэтому предпринимательство служит для них главным стержнем. Организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве своей основной цели, являются некоммерческими; они осуществляют предпринимательскую деятельность лишь в той степени, в какой это служит достижению целей их деятельности (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и др.).

4. Классификация фирм по организационным формам предпринимательства

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы, выбор которой определяется следующими условиями:

  1.  личными интересами предпринимателя и сферой его деятельности;
  2.  состоянием рынка;
  3.  финансовыми ресурсами предпринимателя;
  4.  выгодами, приносимыми данным видом деятельности.

По организационно-правовым формам все фирмы можно разделить на три вида: хозяйственные объединения, производственные кооперативы и унитарные предприятия.

Хозяйственным объединением  является соединение юридических и физических лиц в единую хозяйственную структуру. Объединения предпринимателей существуют в виде товариществ и обществ. Для классификации объединений используются следующие признаки: характер объединения (лиц или капиталов), степень ответственности участников объединения по обязательствам фирмы (всем своим имуществом или вкладом участников). Различаются следующие виды ответственности: солидарная и субсидиарная. 

Рис. 5.  Организационно-правовые формы предпринимательства

Солидарная ответственность представляет собой совместную ответственность группы лиц, принявших на себя обязательство. Субсидиарная ответственность дополнительная ответственность, возлагаемая на членов, например, полного товарищества, несущих солидарную ответственность, в условиях, когда основной ответчик не способен оплатить долг

Товарищество – это  партнерство, объединение  лиц для совместного бизнеса.  В зависимости от вида имущественной ответственности своих участников товарищества делятся на два типа: полное товарищество и коммандитное (товарищество на вере).

Полное товарищество – это добровольное объединение участников предпринимательской деятельности на договорной основе путем внесения каждым участником своей доли в общий складочный капитал товарищества. Участниками полного товарищества являются индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Участник одного товарищества не может быть участником другого товарищества.

Каждый  участник  полного  товарищества  имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его  участников. Каждый  участник  полного  товарищества  вправе действовать от имени  товарищества , если учредительным договором не установлено, что все его  участники  ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным  участникам .

Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом (даже личным) по обязательствам товарищества. Прибыль, а равно и ответственность распределяется между участниками пропорционально вкладам в складочный капитал, если иной порядок не предусмотрен учредительным договором.

Пример. Фирма «Экспресс», компания «Трансэко» и индивидуальный предприниматель Алиев С.Ю. создали полное товарищество «Экспресс и Ко». Складочный капитал составляет 9200 тыс. руб., доля каждого участника соответственно: 50%, 30%, 20%. Кредитор предъявил иск на сумму 8500 тыс. руб., однако сумма активов товарищества составили 6000 тыс. руб. Фирма «Экспресс» при этом обанкротилась и прекратила свое существование.

По обязательствам полного товарищества ответственным является, прежде всего, имущество самого товарищества. В нашем примере оно составляет 6000 тыс. руб.

К дополнительной субсидиарной ответственности участников своим личным имуществом  может быть предъявлена сумма 2500 (8500-6000) тыс. руб. Если учредительный договор полного товарищества не предусматривает внутреннего распределения ответственности по обязательствам товарищества, то ее следует распределять соразмерно доле участия каждого из них в убытках товарищества.

Поскольку фирма «Экспресс»  стала несостоятельной, ответственность на 2500 тыс. руб. распределяется между компанией «Трансэко» и Алиевым С.Ю. следующим образом:

Долг компании «Трансэко»  - 2500*30/(20+30)= 1500 тыс. руб.

Долг Алиева С.Ю.-    2500*20/(20+30)= 1000 тыс. руб.   

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) состоит из «полных товарищей» и вкладчиков. Первая часть членов этого объединения, именуемых полными товарищами, несет полную солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Вторая часть в виде членов-вкладчиков (коммандитистов) несет ограниченную ответственность и отвечает по обязательствам только своим паевым вкладом в объединение. Вкладчиками могут быть граждане, юридические лица, учреждения (если иное не установлено законом).

Полные товарищи управляют всеми делами товарищества, но, а вкладчики же практически не участвуют в управлении, однако и риск их ограничен размерами их вкладов в капитал товарищества.

Товарищество на вере - это видоизмененная форма полного товарищества, позволяющая товарищам привлекать средства со стороны на менее рискованных условиях, чем по договору займа. Для вкладчиков эта форма привлекательна возможностью получать доходы от предпринимательства, лично в ней не участвуя и не рискуя всем своим имуществом.

Прибыль и убытки товарищества на вере распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников. Не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли или в убытках.

Таким образом, товарищество на вере имеет следующие признаки:

  1.  является юридическим лицом и коммерческой организацией;
  2.  представляет собой договорное объединение (на основе учредительного договора) нескольких лиц, включая полных товарищей и вкладчиков (не менее одного полного товарища и одного вкладчика);
  3.  представляет собой объединение капиталов (посредством внесения вкладов в складочный капитал, который разделен на доли участников);
  4.  полные товарищи осуществляют от имени товарищества предпринимательскую деятельность и солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества;
  5.  полными товарищами могут быть только коммерческие организации и/или индивидуальные предприниматели, которые не являются участниками другого полного товарищества;
  6.  управление деятельностью и ведение дел товарищества осуществляется его полными товарищами;
  7.  вкладчики (коммандитисты) не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности и  не несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, свыше суммы внесенных ими вкладов;
  8.  вкладчики (коммандитисты) не участвуют в управлении и ведении дел товарищества.

Пример. Завод «Эльтав» и фирма «Азимут» являются полными товарищами коммандитного товарищества «Эльтав и Ко», а гражданин Иванов его вкладчиком.  Складочный капитал товарищества составляет 12000 тыс. руб., в том числе соответственно: «Элтьав» 6000 тыс. руб., Азимут 45000 тыс. руб., Иванов 1500 тыс. руб.

К концу первого года товарищество имеет чистой прибыли 2000 тыс. руб. Она может быть распределена следующим образом:

«Эльтав» 2000 * 6000/12000 = 1000 тыс. руб.

«Азимут» 2000*4500/12000= 750 тыс. руб.

Иванов  2000*1500/12000=250 ты. руб.

В итоге складочный капитал может составить 14000 тыс. руб. ,в т.ч.:

«Эльтав» 7000 тыс. руб.; «Азимут» 5250 тыс. руб.; Иванов 1750 тыс. руб.

Во втором году товарищество задолжало кредиторам на 16000 тыс. руб., однако чистые активы 15000 тыс. руб. Сумма дополнительной (субсидиарной) ответственности составляет 16000-15000=1000 ты. руб. Данная ответственность распределяется лишь между полными участниками пропорционально их вкладам:

«Эльтав» 1000 * 7000/12250 = 571,4 тыс. руб.

       «Азимут» 1000*5250/12250= 428,6 тыс. руб.

Общество с ограниченной ответственностью представляет собой добровольное объединение участников путем первоначального образования уставного фонда только за счет вкладов учредителей. Участники данного общества несут ответственность по обязательствам фирмы в пределах своего вклада.

Учредительным документом общества является его устав, в котором указываются размер уставного капитала, адрес и наименование общества, порядок перехода долей и другие обязательные условия. Количество участников ООО может быть от одного до пятидесяти. В случае если количество его участников превысит пятьдесят, оно должно преобразоваться в ОАО или производственный кооператив. Участниками могут быть дееспособные российские и иностранные граждане (а также лица, не имеющие гражданства) и юридические лица.

Уставный капитал ООО составляется из номинальной стоимости долей его участников, а его минимальный размер уставного капитала, установленный действующим законодательством, составляет 10 тыс. руб. (предполагается его увеличение до 500 тыс. руб.). Доля участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Уставный капитал может быть внесен как денежными средствами, так и имуществом, имущественными правами, либо иными правами, имеющими денежную оценку.

Высшим органом управления в ООО является общее собрание участников общества, а руководство текущей деятельностью осуществляется исполнительным органом общества (директор, дирекция, правление, совет директоров). В обществах, имеющих более пятнадцати участников, образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества является обязательным. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих участников, участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общим собранием участников общества принимается также решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества. Распределение прибыли между участниками осуществляется пропорционально их долям в уставном капитале общества, если уставом  не установлен иной порядок ее распределения.

Пример. Некий гражданин является членом ООО, где его доля составляет 8% в уставном капитале. В отчетном году ООО имеет чистую прибыль в сумме 3000 тыс. руб. Решением общего собрания между участниками будет распределена лишь половина прибыли.

Гражданин может получить прибыль: 3000/2*8%=120 тыс. руб.

Общество с дополнительной ответственностью – это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный   капитал   которого   разделен   на   доли,   чьи   размеры определяются   учредительными   документами   данного   общества.

Участники общества с дополнительной ответственностью  (ОДО) солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех   кратном   размере   к   стоимости   их   вкладов   в уставный капитал общества, определяемом учредительными документами данного общества. При банкротстве одного из участников ОДО его ответственность по обязательствам данного общества распределяется между остальными участниками общества пропорционально их вкладам в уставный капитал ОДО, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами.

Во всем остальном ОДО ничем не отличается от ООО. Фирменное наименование такого общества должно указывать, что это, действительно, общество с дополнительной ответственностью.

Общества с дополнительной ответственностью не получили пока сколько-нибудь серьезного распространения в России, так  данная форма юридического лица возлагая на своих членов дополнительную ответственность, не дает каких-либо серьезных преимуществ по сравнению с ООО.  

Акционерное общество - это коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, распределенных между акционерами. Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Решение о создании акционерного общества принимается на учредительном собрании, где участники заключают между собой письменный договор о порядке создания общества.  

Однако учредительным документом АО является не сам договор, а устав, утверждаемый единогласно решением учредительного собрания. Устав должен содержать сведения о категориях выпускаемых акций, их номинальной стоимости, количестве и соответственно о размере уставного капитала общества, о правах акционеров, порядке подготовки и проведения общего собрания акционеров, о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, сведения о типе общества (открытое или закрытое), его местонахождении, наличии филиалов и представительств.

Акционерное общество может быть создано гражданами или юридическими лицами (одним или несколькими). Данные по всем акционерам содержатся в реестре акционеров.

Акции представляют собой ценные бумаги, и они могут быть либо простыми, либо привилегированными. Простые, (обычные) акции, наделяют их держателей всей совокупностью прав участников общества. Держатели привилегированные акций не имеют права голоса на общем собрании акционеров. Однако привилегированные акции предоставляют их держателям определенные преимущества: фиксированный  размер дивидендов, а при ликвидации - стоимость. Доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала не должна превышать 25 %.

Высшим органом акционерного общества является общее собрание акционеров, которое должно проводиться ежегодно.

Единоличным исполнительным органом является директор (генеральный директор), а коллегиальным - правление (дирекция). Избрание учредителями органов управления обществом осуществляется ими большинством в три четверти голосов.

Уставный капитал АО составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Однако статья 26 Закона N 208-ФЗ  от 26.195 N 208-ФЗ (ред. от 28.12010) "ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ" устанавливает, что минимальный уставный капитал ОАО должен составлять не менее 1000 МРОТ,  а ЗАО - не менее 100 МРОТ, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества.

До внесения изменений в соответствующие федеральные законы за базовую сумму МРОТ, принята сумма равной 100 руб. (ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"). Таким образом, уставный капитал ОАО не может быть меньше 100 000 руб., а ЗАО - 10 000 руб.

Проектом новой редакции ГК РФ предусмотрены другие размеры минимального уставного капитала: для акционерных обществ (вместо ЗАО) – 5 млн. руб., для публичных акционерных обществ (вместо ОАО) – 100 млн. руб.

Он не может быть менее 1000-кратного для открытого АО и 100-кратного для закрытого АО минимального размера оплаты труда. Не допускается открытая подписка на акции до полной оплаты уставного капитала учредителями. При учреждении акционерного общества все его акции должны быть распределены среди учредителей.

Уставный капитал АО может быть увеличен путем дополнительной эмиссии акций или изменения их номинальной стоимость. Увеличение уставного капитала может происходить также в результате возврата акций, находящихся у дочерних обществ, возврата части акций из резервного фонда, а также в результате переоценки основных фондов.

Общий размер имущества общества в процессе деятельности может меняться также и в сторону уменьшения, но не должен опускаться ниже размера уставного фонда. Уменьшение уставного капитала АО осуществляется путем снижения номинальной стоимости акций или выкупа части акций в целях сокращения их общего. Уменьшается уставный капитал и при передаче акций дочерним обществам, а также при направлении части акций в резервный фонд.

 В акционерных обществах в обязательном порядке создается резервный фонд, который предназначен для покрытия убытков и погашения облигаций общества, а также для выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.

Пример. Общее собрание акционеров приняло решение об уменьшении уставного капитала АО на 25 тыс. руб., путем выкупа 50 акций номинальной стоимостью 500 руб. с их последующим погашением. Фактически акции были выкуплены по цене 700 руб. У акционерного общества нет средств для покрытия разницы между ценой выкупа и номинальной стоимостью аннулированных акций. Тогда из резервного фонда потребуются средства на сумму:

(700-500)*50 = 10 000 руб.

Резервный фонд формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества,  но не менее 5 процентов от величины уставного капитала. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5 процентов от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.

Чистая прибыль АО, которая остается после уплаты налога на прибыль и других обязательных платежей направляется на следующие цели: производственное и социальное развитие общества; выплата процентов по облигациям; отчисления в резервный и специальный фонды;  выплаты служащим АО в виде денежных вознаграждений; выплата дивидендов акционерам.

Пример. Акционерное общество имеет уставный капитал на сумму 500 тыс. руб. и минимальный размер резервного фонда. Номинальная стоимость одной акции 500 руб. Уставом общества предусмотрена максимальная доля привилегированных акций и фиксированный по ним дивиденд 20%. В первый год работы общество имеет убытки на 15 тыс. руб. Кроме этого было принято решение об уменьшении уставного капитала АО на 25 тыс. руб., путем выкупа 50 привилегированных акций. Акции были выкуплены по цене 600 руб. У акционерного общества нет средств для покрытия убытков и разницы между ценой выкупа и номинальной стоимостью аннулированных акций.

Во втором году АО имеет чистую прибыль 125 тыс. руб. Определить максимально возможный размер дивиденда на 1 простую акцию.

Определим первоначальный размер резервного фонда:

5%*500 = 25 тыс. руб.

Потребуются средства резервного фонда для покрытия разницы между ценой выкупа и номинальной стоимостью аннулированных акций:

(600-500)*50=5000 руб.

Всего из резервного фонда будет израсходовано включая убытки:

15 + 5 = 20 тыс. руб. Остаток резервного фонда 5 тыс. руб.

Уставный фонд составит 500 – 25 = 475 тыс. руб.

В таком случае минимальный размер резервного фонда должен составить 5%*475=23,75 тыс. руб. Недостаток средств резервного фонда до минимума 18,75 тыс. руб.

Из чистой прибыли в первоочередном порядке направляем средства на восполнение это недостатка 125-18,75=106,25

Выплата дивидендов по привилегированным акциям, а таких акций  25%*1000 -50 = 250 -50= 200 акций, с общей стоимостью

200*500 руб=100 тыс. руб. Дивиденды по ним 100*20%= 20 тыс. руб.

Прибыль после выплаты дивидендов по привилегированным акциям

106,25-20=86,75 тыс. руб.

Размер дивиденда на 1 простую акцию:

86750 / 6 475 = 13 руб. 40 коп.

АО не вправе выплачивать дивиденды до полной оплаты уставного капитала, а также, если стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала и резервного фонда, либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов.

Пример. Акционерное общество имеет уставный капитал на сумму 500 тыс. руб. и минимальный размер резервного фонда. По результатам хозяйственной деятельности чистые активы составили 450 тыс. а чистая прибыль 100 тыс. руб. Определить возможную сумму, направляемую на выплату дивидендов

Чистые активы меньше уставного и резервного капиталов

(500+5%*500) – 450 = 75 тыс. руб.

На выплату дивидендов останется

100 – 75 = 25 тыс. руб.

Открытое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на свои акции среди неограниченного круга лиц, а также осуществлять свободную их продажу. Для всеобщего сведения оно обязано публиковать годовой отчет, бухгалтерский баланс, а также счет прибыли и убытков.

Закрытое акционерное общество вправе распределять акции только среди его учредителей. Количество участников ЗАО не должно быть больше установленного законом (не более 50),  в противном случае ЗАО должно быть ликвидировано или преобразовано в ОАО.

Акционеры закрытого общества вправе продать свою акцию только после того, как остальные члены общества, а в случае, предусмотренном уставом, - и само общество откажутся от приобретения продаваемой акции по цене предложения другому лицу. Это правило не применяется на случаи их безвозмездной передачи (при дарении, наследовании).

Производственные кооперативы – это добровольные объединения граждан на основе членства для совместной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членов на основе имущественных паевых взносов. Членами (участниками) кооператива могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с уставом кооператива. Число членов кооператива не может быть менее чем пять человек.  Число членов кооператива, внесших паевой взнос, участвующих в деятельности кооператива, но не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать двадцать пять процентов числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности.

В качестве паевого взноса могут выступать деньги, ценные бумаги и прочие материальные ценности, а также объекты интеллектуальной собственности.


Таблица 1

Сравнение характеристик организационно-правовых форм коммерческих организаций

Основные

характеристики

Конкретизация

характеристики

Организационно-правовые формы

Участники

индивидуальные предприниматели

ПК, ПТ, ТВ.

коммерческие

организации

ТВ,  ПТ

юридические и физические лица

ООО, ОАО, ЗАО, ОДО, вкладчики ТВ

Число  

участников

минимум 1

ООО, ОАО, ЗАО, ОДО

минимум 2

ПТ, ТВ

минимум 5

ПК

максимум 50

ООО, ОДО, ЗАО

максимум  неограничен

ПТ, ТВ, ОАО, ПК

Ответственность участников

полная

ПТ, полные товарищи ТВ, ОДО,

ограниченная

ООО, вкладчики ТВ, ПК, ОАО, ЗАО

Минимальный размер уставного капитала

не ограничен

ПК, ПТ, ТВ, ЕП

10 000 руб. (100 МРОТ)

ООО, ОДО, ЗАО

100000 руб. (1000 МРОТ)

ОАО

Участие в управлении

не участвуют в управлении

вкладчики ТВ, владельцы привилегированных акций

1 участник = 1 голос

Полные товарищи ТВ и ПТ, ПК

1 простая акция = 1 голос

ОАО, ЗАО

1 доля = 1 голос

ООО, ОДО

Распределение чистой прибыли

в резервный фонд

ОАО, ЗАО

в первую очередь фиксированные дивиденды

владельцы привилегированных акций

пропорционально долям, числу простых акций

ПТ, ТВ, ТВ, ООО, ОДО, ОАО, ЗАО

в соответствии с трудовым участием

ПК

ПК – производственный кооператив,  ПТ – полное товарищество, ТВ - товарищество на вере, ООО – общество ограниченной ответственности, ОАО – открытое акционерное общество, ЗАО – закрытое акционерное общество, ОДО – общество дополнительной ответственности.

Кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом. Участники кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность, которая определяется в порядке, предусмотренном уставом кооператива.

Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым и (или) иным участием. Между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в деятельности кооператива, прибыль распределяется соответственно размеру их паевого взноса и в сумме  не должна превышать пятьдесят процентов всей прибыли кооператива, подлежащей распределению между членами кооператива.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов, а исполнительным органом - правление (председатель кооператива). В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива. Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью кооператива избирается ревизионная комиссия (ревизор).

Унитарное предприятие - это коммерческая организация, создаваемая на основе государственной или муниципальной собственности по решению соответствующих органов и не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Именуются такие предприятия унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

Учредителями унитарных предприятий являются органы государственного управления  и местного самоуправления.  В зависимости от учредителя различается государственное унитарное предприятие  (ГУП) и муниципальные унитарное предприятие (МУП).

Деятельность унитарных предприятий, как и любых коммерческих организаций, направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества. При этом решаются задачи  удовлетворения общественных интересов и обеспечения государственных нужд.

Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия регламентируется законодательством (ГУП - не менее чем 5000 МРОТ, МУП - не менее чем 1000 МРОТ). В казенных предприятиях уставный фонд не создается.

Руководители унитарных предприятий назначаются учредителем. Унитарные предприятия не вправе создавать другие унитарные предприятия (дочерние предприятия), но могут иметь с разрешения учредителя свои филиалы и представительства в других районах.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

В зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий - основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).

Таблица 2

Сравнение характеристик унитарных предприятий

Унитарное предприятие, основанное

на праве хозяйственного ведения

основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие)

устав предусматривает размер уставного фонда и направления использования прибыли

устав содержит сведения о распределении дохода

формирует уставный фонд

не формирует уставный фонд

вправе распоряжаться движимым имуществом самостоятельно, не вправе продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать под залог без согласия собственника

распоряжается имуществом только с разрешения собственника

учредитель не несет ответственность по обязательствам предприятия

учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия

находится на полном хозрасчете

прямое управление собственником имущества и не вправе самостоятельно заключать сделки

 

Организационно-экономические формы объединения предприятий.  В хозяйственной практике сложились разнообразные типы объединения предприятий, различающиеся в зависимости от стратегических целей и текущих задач сотрудничества, структуры участников и характера имущественных и правовых отношений между ними, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий.

В современной экономике превалируют следующие формы корпоративных отношений: холдинги, концерны, консорциумы,   картели,  синдикаты,  пулы, ассоциации, тресты, финансово-промышленные группы и т.п. 

Холдинг  – это объединение, владеющее контрольными пакетами акций других компаний и выполняющее функции централизованного руководства связанных между собой по капиталу компаний. Холдинги могут создаваться путем горизонтальной или вертикальной интеграции. Горизонтальный холдинг ставит целью завоевание новых рынков и предусматривает последовательное присоединение или получение контроля над компаниями, которые объединены одним видом предпринимательства.

Вертикальный холдинг - это объединение предприятий единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции) с целью снижения общих издержек и повышения конкурентоспособности фирмы.

Объединение, которое получает доходы только посредством участия в акционерном капитале других фирм, называется чистым холдингом. Смешанный холдинг помимо участия в акционерном капитале других фирм занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Одной из наиболее распространенных и развитых организационных форм интеграции компаний является концерн.

Концерн - это форма объединения самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества.

Концерн  - объединение обычно производственного характера, достаточно жесткая форма интеграции компаний. Его участники формально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционеров, товариществ или обществ, а фактически подчинены материнской (головной) компании концерна, которая выступает держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий.

Вхождение компаний в  концерн  связано с контрактами или соглашениями между его членами.  В этом заключается главное  отличие   концернов от холдингов.

Юридические лица в целях реализации крупных инвестиционных программ объединяют  свои активы на основе договора о создании финансово-промышленных групп. По структуре участников ФПГ напоминают холдинг. В их состав наряду с предприятиями производства (промышленности, строительства, транспорта) входят финансовые организации (банки), страховые и торговые компании, инновационные организации.

Первоочередная задача ФПГ - объединение производственного потенциала и банковского капитала. Участвуя в ФПГ банк должен получать доходы не в виде процентов по кредитам, а как дивиденды от повышения эффективности производства.

Консорциум - временное объединение бизнесменов с целью совместного проведения значительной финансовой операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект, строительство плотин, мостов, дорог). Подобное объединение компаний имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, так как ответственность делится на множество участников. В условиях НТР консорциумы возникают в новых направлениях производственной деятельности и предусматривают проведение совместных научных исследований.

Картель - означает соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем, объеме производства и др.

Картельное соглашение, предусматривающее сбыт продукции его участников через единый центр представляет собой синдикат. Разновидность картельного соглашения, предусматривающая поступление прибыли от всех участников в общую кассу и последующее распределение по согласованной схеме представляет собой пул.

Трест – это объединение различных предприятий в единое объединение, теряя свою самостоятельность.

Ассоциации - это мягкая форма добровольного объединения самостоятельных фирм, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят предприятия и организации одной отрасли, расположенные на определенной территории. Важнейшая цель создания ассоциаций -  совместные решения научно - технических, производственных, экономических, социальных и других задач.

Основная выгода от создания крупных интегрированных структур заключается в преимуществах объединения капитала в сферах технологического развития, маркетинга, рекламы, продвижения капитала к потребителю, снижения внепроизводственных расходов. Гигантские транснациональные объединения создаются в таких областях, как авиастроение, космические технологии, добыча и транспортировка нефти и газа, морские и железнодорожные перевозки, в сфере банковского капитала, и др. В России и странах СНГ  в конце 20 века наибольшее развитие получили холдинги и финансово-промышленные группы.

Оценка типов предпринимательской деятельности. Многообразие типов фирм является эффективным с социально-экономической точки зрения, поскольку позволяет максимальным образом учесть различные объективные и субъективные условия предпринимательской деятельности. При этом каждая форма имеет свои преимущества и недостатки.

К числу достоинств индивидуального предпринимательства относятся простота организации и учета, широкая самостоятельность, ярко выраженный стимул получения дохода. К недостаткам можно отнести отсутствие значительных материальных и финансовых средств, экономическую уязвимость, слабую правовую защищенность и т.п. В силу недостаточности финансовых ресурсов данная форма предпринимательства  характеризуется широким применением ручного труда и малопроизводительной техники.

У товариществ главными достоинствами являются объединение организационных усилий, материальных и финансовых средств участников, взаимодополнение и взаимозаменяемость участников в процессе осуществления предпринимательской деятельности. К недостаткам следует отнести сильную зависимость от партнеров при осуществлении предпринимательской деятельности, солидарную и полную материальную ответственность. Ряд схожих характеристик присущ и кооперативам.

Значительно меньшими недостатками обладает акционерная форма предпринимательства, наиболее существенным из которых является сильная зависимость от конъюнктуры фондового рынка. Главным достоинством этой формы предпринимательства является принцип ограниченной ответственности, позволяющий вовлечь дополнительный капитал и  обеспечивающий снижение предпринимательского риска.

Специфика переходной экономики определила целый ряд особенностей функционирования различных типов фирм. К их числу можно отнести следующие:

  1.  нечеткость и непостоянство законодательной базы;
  2.  механическое копирование сложившихся в мировой практике хозяйствования типов фирм и механизмов их функционирования без учета национальных особенностей страны и условий переходного периода;
  3.  высокая доля нелегального бизнеса, теневой экономики (до 50% ВВП страны);
  4.  слабая спецификация прав собственности, неразвитость традиций цивилизованной предпринимательской деятельности;
  5.  большое количество формально зарегистрированных фирм;
  6.  высокая степень бюрократизма при открытии фирм;  
  7.  возникновение предпринимательских структур не только путем создания новых предприятий, но и путем приватизации ранее действовавших.

Литература

1. Новицкий Н.И. Основы менеджмента: Организация и планирование производства. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 208с.

2. Организация и планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент): Учебник / К.А. Грачева, М.К. Захарова, Л.А. Одинцова и др.; Под ред. Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова. – М.:Высш. шк. , 2009.- 470 с.

3. Предпринимательство. Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 520с.

4. Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. Экономика предприятия: Учебное пособие. – Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2004. – 240 с.

5. Экономика и статистика предприятия. / Под ред. Ильенкова С.Д., Сиротиной Т.П., Москва, - 2008.

6. Экономика предприятия М.С.Мокий Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина Москва, 2007.

7. Экономика предприятия О.И.Волкова М Инфра - М, 2009г.

8. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. –718с.

2 Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1983. С. 153.

3 На начало 2010 г. во всех секторах  российской экономики действовало чуть более 1600 тыс. малых предприятий, в т.ч. 1375 тыс. микропредприятий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45773. Фейерабенд. Против метода и Наука в свободном обществе 26 KB
  Согласно его точке зрения наука выиграла бы больше всего от некоторой дозы анархизма в научной теории. Он также считал что анархизм в теории желателен потому что это более гуманистический подход чем другие научные системы поскольку он не навязывает учёным жёстких правил. Он указывает что настаивание на том чтобы новые теории последовательно продолжали старые теории даёт необоснованные преимущества старым теориям и что последовательность по отношению к старым теориям не приводит к тому что новая теория лучше описывает...
45774. Франк. Духовные основы общества 29 KB
  Существование бытия вне нас и бытия внутри нас в нашем сознании подтверждается тем что мы внутри бытия. Первичное очевидное бытие в бытии непосредственное проявление и самораскрытие бытия как такового которым мы онтологически обладаем как непосредственным переживанием. Все незнание все сознание все понятия это уже вторичная произвольная форма освоения бытия которая претворяет бытие в идеальную норму; Мы в нашем бытии и через него непосредственно связаны с бытием как таковым существуем в нем и обладаем им совершенно...
45775. Г. Фреге. «О смысле и значении» 36.5 KB
  Фреге в своей статье О смысле и значении 1892 противопоставил смысл нем. Если значение денотат это сам обозначаемый предмет то смысл это информация о предмете сигнификат или десигнат. Например выражения Вечерняя звезда и Утренняя звезда имеют одно и то же значение но отнюдь не одинаковый смысл. Вместе с тем смысл не есть представление поскольку несет в себе не просто субъективный образ предмета но некоторую общезначимую информацию[3].
45777. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ 42.5 KB
  Комплекс маркетинга маркетингмикс и его элементы. Ей нужно знать как анализировать рыночные возможности отбирать подходящие целевые рынки разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых задач. 1 Анализ рыночных возможностей: Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации Маркетинговая среда Потребительские рынки Рынки предприятий 2 Отбор целевых рынков: Замеры объемов спроса Сегментирование рынка выбор целевых сегментов и позиционирование товара на рынке 3...
45778. Понятие сбыта и сбытовой политики фирмы 21.61 KB
  Комплексность с другими элементами маркетингамикс скоординированность сочетание решений в сфере сбыта ценообразования коммуникаций сервиса и др. системность рассмотрение сбыта и остальных инструментов как элементов вызывающих синергетический эффект от их совместного применения гибкость готовность к пересмотру своих позиций в случае необходимости. Задача сбытовой политики – управление конкурентоспособностью товара путем управлением каналами сбыта планирование длины ширины и типа посредников; организация и контроль...
45779. Интегрированные маркетинговые коммуникации: понятие и инструменты 40.09 KB
  Комплекс маркетинговых коммуникаций представляет собой единый комплекс коммуникационных компонентов объединяющий участников каналы и средства коммуникации и направленный на установление и поддержание взаимоотношений между организацией и маркетинговой средой в рамках достижения маркетинговый целей Маркетинговая коммуникация фирмы это комплексное воздействие фирмы на внутреннюю и внешнюю среду с целью создания благоприятных условий для стабильной прибыльной деятельности на рынке. Конечная цель любой стратегии маркетинговых коммуникаций...
45780. Социологические исследования в деятельности PR-специалиста 16.99 KB
  Количественные методы социологических исследований в PR:Наблюдение Наблюдение ещё один из видов методов социологического исследования. считает что наблюдение в социологии метод сбора информации путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. Особенности метода: Связь наблюдателя с объектом наблюдения.
45781. Элементы кристаллографии 159 KB
  Постоянная решётки, или, что то же самое, параметр решётки - размеры элементарной кристаллической ячейки кристалла. В общем случае, элементарная ячейка представляет собой параллелепипед с различными длинами рёбер, обычно эти длины обозначают как a, b, c. Но, в некоторых частных случаях кристаллической структуры, длины этих рёбер совпадают