88317

Инновационная деятельность фирмы

Контрольная

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Все эти направления способствуют интенсификации производства улучшению условий труда росту его производительности повышению качества и конкурентоспособности продукции фирмы. Финансовые ресурсы предназначенные для инвестиций условно подразделяются по следующим направлениям: освоение и выпуск новой продукции...

Русский

2015-04-28

68.99 KB

1 чел.

Контрольная работа

Инновационная деятельность фирмы


Содержание

1. Научно-техническое развитие фирмы

2. Сущность  и виды инноваций

3. Модели инновационного процесса

4. Экономическая эффективность новой техники и технологии

Литература


1. Научно-техническое развитие фирмы

 Научно-техническое развитие фирмы в настоящее время является неотъемлемой частью ее основной деятельности. Под научно-техническим прогрессом понимается процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства.

В современной экономике основными направлениями научно-технического развития фирмы являются:

1. Комплексная механизация и автоматизация производства;

2. Электрификация производства;

3. Химизация производства;

4.Электронизация производства;

5. Создание и внедрение новых материалов;

6. Освоение новых технологий, в т.ч. нанотехнологий.

Все эти направления способствуют интенсификации производства, улучшению условий труда, росту его производительности, повышению качества и конкурентоспособности продукции фирмы. Таким образом, научно-техническое развитие фирмы представляет непрерывный процесс осуществления нововведений, или инноваций.

Освоение и выпуск новых изделий, применение новой техники и технологии становятся реальными лишь при условии их финансирования, поэтому инновации и инвестиции на фирме тесно связаны между собой.

Финансовые ресурсы, предназначенные для инвестиций, условно подразделяются по следующим направлениям:

  1.  освоение и выпуск новой продукции;
  2.  техническое перевооружение производства;
  3.  расширение производства;
  4.  реконструкция;
  5.  новое строительство.

2. Сущность  и виды инноваций

 Новшество – это новый метод производства, изобретение или открытие. Нововведения – первое практическое применение новшества. Инновации – повсеместное распространение применения новшества.  Инновации  это основанный на достижениях науки и техники новый способ удовлетворения потребностей, дающий прирост полезного эффекта.

Существуют следующие направления инновационной деятельности фирмы:

  1.  освоение новой и модернизация выпускаемой продукции;
  2.  внедрение в производство новых технологий, машин, оборудования, инструмента и материалов;
  3.  использование новых информационных технологий и новых способов производства продукции;
  4.  совершенствование и применение новых прогрессивных методов, средств и правил организации и управления производством и сбытом.

Для инноваций в равной мере важны такие ее свойства: научно-техническая новизна; производственная применимость; коммерческая реализуемость. 

Таблица 1.  

Классификация инноваций

Критерий

Вид инноваций

В зависимости от технологических параметров

Продуктовые

процессные

В зависимости от глубины вносимых изменений

Радикальные

Улучшающие

Псевдоинновации

По типу новизны

Новые для отрасли в мире

Новые для отрасли в стране

Новые для данной фирмы

По преемственности

Заменяющие

Отменяющие

Расширяющие

По охвату

Стратегические

Системные

Локальные

По времени выхода на рынок

Инновации-лидеры

Инновации-последователи

Технологические нововведения инициируют замену морально и физически устаревшей техники. Вместе с тем их инвестиционный эффект может заключаться и в увеличении мощностей в рамках прежнего ассортимента продукции, так как благодаря новой технологии возможно улучшение продукции, снижение производственных затрат и увеличение продаж.

 Различают два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные. Продуктовая инновация, в свою очередь, подразделяется на радикальную - внедрение нового продукта,  основанное на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении, и инкрементальную - усовершенствование продукта, связанную с существующим продуктом, когда меняются его качественные или стоимостные характеристики.

Процессная инновация — это освоение новых или значительно усовершенствованных способов производства и технологий, изменения в оборудовании или организации производства.

По степени новизны инновации подразделяются на принципиально новые,  т.е. не имеющие аналогов  в отечественной и зарубежной практике,  и на новшества относительной новизны.

Жизненный цикл инноваций.  Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества, и определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.

Жизненный цикл инновации включает 5 стадий:

1. Зарождение и внедрение новшества — является наиболее трудоемкой и дорогостоящей, поскольку  сопровождается  выполнением необходимого объема научно-исследователь-ских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества.

2. Промышленное освоение производства — характеризуется медленным и растянутым во времени наращиванием выпуска продукции с одновременным выходом на рынок.

3. Подъем — отличается налаживанием серийного и массового производства новшества, значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства.

4. Зрелость и стабилизация — характеризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей, а также максимальной насыщенностью рынка.

5. Увядание (упадок) — связана с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля.

Состав и структура циклов жизни новой техники и технологии тесно связаны с параметрами развития производства.

Содержание инновационной деятельности. Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу фирмы, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

Для анализа инновационной деятельности фирмы необходим анализ-прогноз будущих факторов успеха в условиях неопределенности и обоснование затрат будущего периода. Поэтому анализ влияния на прибыль следует строить на основе методов прогнозирования, методов экспертных оценок, множественного регрессионного анализа, а также ситуационного и имитационного моделирования.

Инновационная деятельность фирмы по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:

  1.  проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведение лабораторных исследований, изготовление лабораторных образцов новой продукции;
  2.  подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
  3.  разработку технологического процесса изготовления новой продукции;
  4.  проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;
  5.  разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
  6.  исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
  7.  подготовку, обучение и специальные методы   подбора   персонала,   необходимого   для   проведения НИОКР;
  8.  проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
  9.  организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д.

3.Модели инновационного процесса

 Инновационному процессу характерна цикличность. До перехода на рыночные отношения он был представлен в виде линейной модели, состоящей из последовательных этапов (рис. 1)

Недостатком линейной модели инновационного процесса является, то, что она не учитывает изменение внешней среды. В противовес старой линейной модели – новая интерактивная модель учитывает воздействие рынка, маркетинговые исследования на различных этапах имеют решающее влияние. Для этой модели присуще корректирующее управление продвижением новшеств с помощью обратных связей.

Рис.1.  Линейная модель инновационного процесса

Характерными признаками нелинейной (интерактивной) модели инновационного процесса являются:

  1.  учет воздействия внешней среды;
  2.  фундаментальные исследования  не являются единственной инициирующей силой инноваций;
  3.  идеи возникают и разрабатывают на всех стадиях инновационного процесса;
  4.  допускается одновременное проектирование, маркетинг и производство новшества;
  5.  результаты исследований могут использоваться на всех стадиях инновационного процесса;
  6.  инновационный менеджер воздействует на процесс с учетом спроса потребителей.

Факторы развития инновационного процесса. Для осуществления инновационного процесса на фирме требуется соответствующие внешние и внутренние условия. Внутренняя среда инновационного процесса фирмы – это ее инновационный потенциал, который представляет часть общего потенциала фирмы.

Инновационный потенциал фирмы

Кадровые ресурсы (лидер-новатор, персонал, опыт и квалификация, связи с НИИ)

Кадровый потенциал

Общий потенциал фирмы

Интеллектуальные ресурсы (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы)

Материальные ресурсы (опытно-приборная база, технологическое  оборудование)

Финансовые ресурсы (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, гранты)

Организационные структуры (патентный отдел, службы НИОКР, информационный отдел)

Научно-технический потенциал

Производственно-технологический потенциал

Финансовый потенциал

Рис. 2. Инновационный потенциал как  часть общего потенциала фирмы

Инновационный потенциал – это наличие ресурсов. Однако важно не только наличие ресурсов, но и возможность их использования – а это называется инновационной атмосферой. Тем самим, инновационный потенциал и инновационная атмосфера на фирме образует внутреннюю среду инновационного процесса.

Инновационный потенциал будет нереализованным без благоприятных внешних условий. К внешним факторам развития инноваций, в первую очередь, относятся инновационная инфраструктура по месту нахождения фирмы, а также механизмы государственной поддержки и регулирования инноваций.

Для инноваций нужна и новая организационная форма. Организационными формами  инновационного предпринимательства являются: венчурные фирмы, фирма-экслерент, фирма-патиент, фирма-коммутант, технопарк, инкубатор бизнеса.

Венчурные фирмы - работают на этапе роста и насыщения изобретательской активности, специализируясь на исследованиях, разработке, производстве новой продукции. Они создаются учеными-исследователями, изобретателями. Они передают результаты своих исследований другим фирмам.

Венчурный капитал включает в себя вложения не только крупных компаний, но и банков, страховых и пенсионных фондов в сферы с повышенной долей риска, в расширяющийся бизнес.

Фирма-эксклерент - это пионерская фирма, «снимающая сливки», то есть повышенную долю прибыли и сверхприбыли, на этапах подъема и зрелости жизненного цикла инноваций.

Фирма-коммутант - работает на этапе падения жизненного цикла инноваций и нацелена на удовлетворение местных потребностей, адаптируя инновации к конкретным местным условиям.

Фирма-патиент - работает, как правило, на узкий сегмент рынка и удовлетворяет потребности, которые сформировались под действием моды, рекламы.

Технопарк – организация целью которого является формирование на территории современной инновационной среды с целью поддержки инновационного предпринимательства. Технопарк устанавливает связи с вузами и научными центрами, промышленными предприятиями и местными органами власти.

Инкубатор бизнеса – это организация, решающая задачи поддержки малого бизнеса и начинающих предпринимателей.

Система показателей инновационной деятельности фирмы. Для развития инновационной деятельности фирмы важное значение имеют следующие группы показателей:

1 группа  - Количественные и качественные показатели научно-технического потенциала фирмы;

2 группа -  Показатели технического уровня и эффективности новой техники и технологии;

3 группа -  Показатели технического уровня производства.

Анализ уровня применяемой техники и технологии требует исследования не только новизны и приоритетности, но и таких важных свойств, как способность к адаптации в уже имеющихся условиях, способность к переналаживанию производственного аппарата.

Методологически следует различать показатели эффективности повышения технико-организационного уровня и показатели самого уровня, т.е. состояния техники, технологии, организации, управления и НИОКР.

Все обобщающие показатели, характеризующие повышение экономической эффективности мероприятий по техническому и организационному развитию, объединяются в следующие группы:

  1.  приращение производительности труда, относительное отклонение численности работающих и фонда оплаты труда;
  2.  приращение материалоотдачи (снижение материалоемкости), относительное отклонение в затратах материальных ресурсов;
  3.  приращение фондоотдачи (снижение фондоемкости) основных производственных фондов, относительное отклонение основных производственных фондов;
  4.  приращение скорости оборота оборотных средств, относительное отклонение (высвобождение или связывание) оборотных средств;
  5.  приращение объема выпуска продукции за счет интенсификации использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
  6.  приращение прибыли или себестоимости продукции;
  7.  приращение показателей финансового состояния и платежеспособности предприятия.

Предлагаемая система показателей экономической эффективности новой техники едина для всех отраслей материального производства.

4.Экономическая эффективность новой техники и технологии

Экономическая эффективность характеризуется соотношением экономического эффекта, полученного в течение года, и затрат, обусловленных внедрением данного мероприятия.

Для оценки полезного эффекта нововведения как в производстве, так и в эксплуатации применяют два критерия: критерий минимума приведенных затрат и интегральный показатель качества новшества. При сравнении различных вариантов новой техники и технологии сопоставляются общие и удельные капиталовложения, себестоимость единицы продукции и пр.

При проектировании, разработке и внедрении новой техники и технологии процедура определения экономической эффективности этих мероприятий состоит из четырех этапов:

  1.  Определение необходимых затрат для реализации инновационных мероприятий;
  2.  Определение возможных источников финансирования;
  3.  Оценка экономического эффекта от внедрения новой техники и технологии;
  4.  Оценка сравнительной эффективности новшества путем сопоставления экономических показателей.

Под затратами на внедрение новой техники понимают совокупность капитальных вложений, оборотных фондов и живого труда. Экономический эффект рассчитывается по  формуле:

где Эt — экономический эффект от внедрения новой техники и технологии за расчетный период t, руб.; Рt — стоимостная оценка результатов за расчетный период t, руб.; Зt — стоимостная оценка затрат на мероприятия по разработке, внедрению и освоению новой техники и технологии за расчетный период t, руб.

Затраты и капвложения последующих лет по вариантам следует проводить с учетом фактора времени, т.е.  коэффициента приведения затрат.

Обычно приведенные затраты производства и использования новой техники определяют как сумму себестоимости и нормативной прибыли:

где Зt — приведенные затраты на единицу продукции на период t, руб.; Сt — себестоимость в период t; Ен— нормативный коэффициент эффективности; Куд — капитальные вложения на единицу продукции, руб.;

Годовой экономический эффект от новой техники и технологии определяется по формуле :

где ЭНТ — экономический эффект новой техники, руб.;

Збаз, Сбаз, К6аз — соответственно  приведенные затраты на производство единицы продукции, себестоимость продукции и  капиталовложения на единицу продукции базового варианта, руб.;

Знов, Снов, Кнов, Qнов — соответственно приведенные затраты на производство продукции, себестоимость продукции, капиталовложения на единицу продукции на основе новой техники и технологии, руб.; годовой объем производства продукции, ед.,

Ен — нормативный коэффициент эффективности.

Указанная формула является основой для расчета экономического эффекта новой техники во всех отраслях народного хозяйства.

При расчете годового экономического эффекта от внедрения новой техники в составе капитальных вложений учитываются затраты на всех стадиях создания, разработки, внедрения и использования новой техники, а именно:

  1.  затраты на научные исследования, конструкторские, опытные и опытно-промышленные установки;
  2.  затраты на приобретение, доставку, монтаж (демонтаж) оборудования, техническую подготовку, наладку и освоение производства;
  3.  затраты на пополнение оборотных средств предприятия, связанные с созданием и использованием новой техники;
  4.  затраты (прибыль) от производства и реализации продукции в период освоения производства, предшествующие расчетному году.

Помимо важных показателей экономической эффективности производства и эксплуатации новшества, весомыми являются результаты объема продаж и коммерческой деятельности предприятия по реализации новшеств. Так, подсчет планируемого прироста прибыли от внедрения и реализации новой продукции производится по формуле:

 

где Δpr — прирост прибыли от производства и реализации новой продукции, руб.; Pt — оптовая цена продукции без налога в t-м году, руб.; P1— оптовая цена заменяемой продукции в базовом году, руб.; С t — себестоимость новой продукции в t-м году, руб.; C1 — себестоимость заменяемой продукции в базовом году, руб.; N1— годовой объем производства заменяемой продукции в базовом году, ед.; Qt — годовой объем производства новой продукции в t -м году, ед.


Литература

Сергеев И.В.: Экономика организаций (предприятий). - М.: Проспект, 2007

Скляренко В.К.: Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2007

Титов В.И.: Экономика предприятия. - М.: Эксмо, 2007

Титов В.И.: Экономика предприятия. - М.: Эксмо, 2007

Федеральное агентство по образованию, БелГУ, Фак. управления и предпринимательства, Каф. менеджмента организации ; А.И. Молчанов и др.; рец.: А.В. Кошарный, В.М. Поляков: Методические указания по выполнению дипломных проектов . - Белгород: БелГУ, 2007

Цепов Г.В.: Акционерные общества: теория и практика. - М.: Проспект, 2007

Чечевицына Л.Н.: Экономика фирмы. - Ростов на/Д: Феникс, 2007

Ширенбек Х.: Экономика предприятия. Задачник. - СПб.: Питер, 2007

Адамчук А.М.: Экономика предприятия. - Старый Оскол: ТНТ, 2006

Ажлуни А.М.: Административное управление. - Орел: ОРАГС, 2006

Аникин Б.А.: Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 2006


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63635. ВАРТİСТЬ İ ОПТИМİЗАЦİЯ СТРУКТУРИ КАПİТАЛУ 787.31 KB
  Перше наукове визначення капіталу дав Аристотель. У перелічених визначеннях категорія капіталу пов’язується з речовою формою і не враховує грошового капіталу який не можна ототожнювати з засобами виробництва і який призначається для їх придбання для забезпечення безперервності руху капіталу у сферах виробництва та обігу.
63637. Захватно-опорные приспособления 1.8 MB
  Захваты для закрепления образцов при испытании на одноосное растяжение. В зависимости от материала испытываемого образца различают захваты для испытаний жестких материалов металлы пластмассы керамика и резины полимерных пленок текстильных нитей и тканей.
63640. Демократия. Конституционные основы демократии в РФ 74.79 KB
  Власть народа от demos –народ и krtos власть –это форма политического строя основанная на признании народа источником власти действии принципов равенства и свободы. Демократия –форма государственно-политического устройства общества основанная на признании народа в качестве источника власти...
63642. Objectives of macroeconomic analysis and macroeconomic policy 503.5 KB
  Тhe GDP deflator reflects what’s happening to the overall level of prices in the economy. In most systems of national accounts the GDP deflator measures the ratio of nominal (or current-price) GDP to the real (or chain volume) measure of GDP.
63643. УПРАВЛIННЯ IНВЕСТИЦIЯМИ 304.68 KB
  Економічна сутність інвестицій та їх класифікація Ефективне управління інвестиціями обумовлює необхідність: з’ясування сутності інвестицій та можливості їх реалізації в різних формах; розробки і реалізації інвестиційної стратегії як головної мети інвестиційної діяльності...