88320

Стратегия развития и планирование деятельности фирмы

Контрольная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Постоянно усиливающаяся конкуренция; новые технологии и новые товары; политические коллизии; рост требований потребителей; сокращение жизненного цикла продукта; непредсказуемость внешней среды, - вот неполный перечень факторов, влияющих на нестабильную обстановку вокруг фирмы.

Русский

2015-04-28

126.1 KB

0 чел.

Контрольная работа

Стратегия развития и планирование деятельности фирмы


Содержание

1. Стратегия развития фирмы. Стратегическое планирование

2. Система планов фирмы, их взаимосвязь

3. Экономический анализ деятельности фирмы

4. Прогнозирование деятельности фирмы

5. Планирование производства

6. Маркетинговое планирование

7. Бизнес-план фирмы

Литература


1. Стратегия развития фирмы. Стратегическое планирование

Постоянно усиливающаяся конкуренция; новые технологии и новые товары; политические коллизии; рост требований потребителей; сокращение жизненного цикла продукта; непредсказуемость внешней среды, - вот неполный перечень факторов, влияющих на нестабильную обстановку вокруг фирмы. В этих условиях управлять фирмой, перенося опыт прошлого на будущее, становится не просто невозможным, а опасным.

Маневренность в управлении, способность и умение оперативно перестраиваться, не упустить новые шансы, открываемые рынком и нововведениями, видеть перспективы развития, а также вовремя уйти от опасностей - вот новые требования к менеджменту в современных условиях конкурентной борьбы.

Все это привело к необходимости разработки   и   реализации   системы   стратегического планирования и   управления фирмами.

Долгосрочное планирование от стратегического планирования отличается трактовкой будущего. В отличие от долгосрочного стратегическое планирование не предполагает, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций развития.

Первым этапом стратегического планирования является анализ перспектив фирмы, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, шансов, а также чрезвычайных ситуаций, способных изменить поведение фирмы.

На втором этапе осуществляется анализ позиций фирмы в конкурентной борьбе. На этом этапе определяется насколько можно поднять результаты фирмы  путем улучшения конкурентной стратегии. Логически следует третий этап - выбор стратегии: сравнение перспектив фирмы различных видах деятельности, установление приоритетов и распределение ресурсов между различными видами деятельности для обеспечения будущей стратегии.

В случае наличия в арсенале тех или иных видов и средств достижения цели фирма переходит к разработке бюджетов и программ. Однако зачастую нынешние возможности неприемлемы для фирмы, и это приводит к поиску путей диверсификации производства.

Вскоре приходит понимание того, что для новой стратегии необходима новая организационная структура и потенциал самой фирмы. Тем самым стратегическое планирование преобразовывается в стратегическое управление. При этом структура управления, методы и механизмы взаимодействий ее отдельных звеньев фирмы должны быть построены так, чтобы обеспечить выработку и гибкую реализацию долгосрочной стратегии для успешной конкуренции при изменяющихся условиях внешней среды.

Основными принципами   стратегического управления являются:

  1.  обоснование выбора целей и стратегий развития фирмы (в области секторов рынка, новой продукции, технологий и др.);
  2.  непрерывный поиск новых форм и видов деятельности для повышения конкурентоспособности фирмы;
  3.  обеспечение  взаимодействия  между фирмой  и  внешней средой, между всеми элементами организации;
  4.  индивидуализация стратегий с учетом специфики конкретной фирмы;
  5.  разграничение задач стратегического управления от задач оперативного управления.

На практике указанные принципы в разной степени реализуются в фирмах, что отражается на их конкурентных преимуществах.

Самым важным решением при планировании является выбор стратегической цели. Стратегическая цель или миссия организации – это четко выраженная причина существования предприятия и логическая точка отсчета для выбора наилучшей альтернативы. Она должна содержать: вид деятельности предприятия; отношения предприятия с внешней средой и организационная структура предприятия.

Многие предприятия, особенно представители малого бизнеса, считают стратегической целью получение прибыли. Но получение прибыли – эта внутренняя проблема предприятия, а предприятие является открытой системой и выбор общей цели следует осуществить в окружающей среде. Так, Г. Форд определил для своей компании стратегическую цель: предоставление людям дешевого транспорта.

В то же время для малых предприятий, а таких в сфере товарного обращения большинство, сохраняется риск в выборе обширной миссии.

Для многих предприятий характерными на перспективу являются следующие цели:

  1.  рост конкурентоспособности предприятия, т.е. рост товарооборота, увеличение числа покупателей, рост доли предприятия на данном товарном рынке, реализация определенной маркетинговой концепции;
  2.  совершенствование организационной структуры и создание эффективного механизма управления предприятием, т.е. структурная перестройка, совершенствование планирование, экономического стимулирования, учета и анализа хозяйственной деятельности на базе информационных технологий;
  3.  реализация политики диверсификации капитала и новых направлений в развитии деятельности предприятия, в формировании ассортиментной политики и обслуживании покупателей;
  4.  обеспечение финансовой устойчивости предприятия.

Реализация каждой стратегической цели осуществляется посредством частных целей, которые находят отражение в текущих и оперативных планах предприятия.

Многообразие стратегий является модификациями четырех базовых стратегий, каждая из которых эффективна для соответствующего сочетания внутренней и внешней среды.

Стратегия ограниченного роста применима по отношению многих предприятий и продажи большинства товаров. Если предприятие имеет стабильный рынок продажи, сложившийся контингент покупателей и стабильный доход от своей деятельности, то и на перспективу он стремится придерживаться сложившейся стратегии.

Стратегия роста  характерна для вновь созданных предприятий и для реализации товаров-новинок и модных изделий. Она применяется динамично развивающими предприятиями и предусматривается ежегодное превышение уровня развития по сравнению с предыдущим годом.

Стратегия сокращения применяется, когда показатели деятельности предприятия продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или для спасения фирмы. Он проводится в форме ликвидации, отсечения лишнего, а также сокращения и переориентации.

Комбинированная стратегия предполагает использование сочетания всех предшествующих трех стратегий. Данная  стратегия является характерной для многих  предприятий, которые занимаются реализацией товаров широкого ассортимента. Каждый товар требует отдельную стратегию. В товарном ассортименте встречаются товары, реализация которых следует расширить или же вовсе прекратить.

Оценка разработанной стратегии осуществляется путем сравнения результатов работы с целями. Она  должна проводится системно и постоянно, т.к. является механизмом обратной связи в системе стратегического управления.

Оценка разработанной стратегии проводится по пяти параметрам:

  1.  внутренняя совместимость стратегии с возможностями предприятия;
  2.  степень учета в стратегии внешних изменений;
  3.  допустимая степень риска в стратегии;
  4.  ресурсная обеспеченность стратегии;
  5.  эффективность использования ресурсов.

Как видим из выше приведенного, ресурсная обеспеченность важнейший фактор при выборе стратегии. При оценке стратегии следует определить, на сколько эффективно используются эти ресурсы.  

2. Система планов фирмы, их взаимосвязь

 Эффективность функционирования фирмы тесно взаимосвязана с тем, насколько оно предвидит свою перспективу и как организует в этой связи  свою работу. В условиях рынка, с его жесткой конкуренцией, планирование хозяйственной деятельности является важным условием выживаемости фирмы, ее экономического роста и процветания.

Планирование — это процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения. Процесс планирования охватывает ряд направлений.

Планирование является средством стратегического управления, т.к. последнее обязательно включает в себя стратегическое планирование и контроль, а также текущие задания, которые непосредственно связаны с реализацией стратегии и выступают в качестве управляющего и корректирующего элемента между стратегическим планированием и контролем реализации планов.

Планирование обеспечивает сбалансированную и последовательную увязку имеющегося потенциала фирмы с ее целями, предполагает выбор решения из различных вариантов. Однако выбор альтернативы осуществляется на основе решений, принимаемых сегодня, т.е. существует вероятность ошибки. Отсюда вытекает необходимость в непрерывности процесса принятия решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются по времени цели и задачи развития фирмы, определяется стратегия развития и разрабатываются детальные планы. Результаты текущей деятельности  за год используются для своевременной корректировки перспективных стратегических планов с учетом изменившейся хозяйственной ситуации, т. е.  используется принцип скользящего планирования.

В зависимости от обязательности различают директивные и индикативные планы. Директивные планы применяют как в государственном управлении, так и в частном предпринимательстве. Индикативное планирование носит рекомендательный характер и применяется на макроуровне (регион, отрасль, комплекс и др.). При индикативном планировании государство осуществляет косвенное регулирование экономического развития объекта посредством прогнозов социально-экономического развития, целевых программ, льгот, дотаций и других экономических регуляторов.

Планы по срокам исполнения подразделяются на:

  1.  долгосрочные (перспективные) (свыше 5 лет);
  2.  среднесрочные (1-5лет);
  3.  текущие (до 1 года);

Следует различать перспективное планирование от аналогичного по форме прогнозирования. Прогнозирование выступает начальным этапом планирования. Под прогнозированием понимается система действий, сориентированная на определение вероятности поставленных целей и выявление результатов  деятельности  фирмы в перспективе. При этом прогноз носит вероятностный характер, но  обладает определенной степенью достоверности.

По важности поставленных целей различают стратегические, тактические и оперативные планы, инвестиционные проекты, бизнес-планы.

Стратегическое планирование может охватить 10-15 лет. Однако не  это является существенным его признаком. Как уже отмечалось выше, стратегическое планирование – это  процесс определения  места и роли фирмы в рыночной нише, а также основных тенденций развития и средств ее эффективного функционирования в долгосрочной перспективе, т.е. это долгосрочная программа «быстрого реагирования», связанная с конъюнктурой рынка и конкуренцией.

Тактические планирование создает условия для реализации новых потенциалов стратегии фирмы, обоснования путей, методов и средств, необходимых для достижения заранее намеченных целей. С помощью технико-экономического плана, охватывающего внутрипроизводственный хозяйственный механизм, устанавливаются связи между структурными подразделениями фирмы, разрабатываются научно-обоснованные пропорции и бюджеты (сметы) по ключевым видам деятельности и осуществляется контроль за их исполнением.

Оперативное планирование детализирует тактический план и направлено на решение конкретных задач в краткосрочном периоде.

Инвестиционные проекты направлены на увеличение производственных мощностей.

Бизнес-планы разрабатываются для обоснования создания нового предприятия или вида деятельности.

Таблица 1.

Классификация планов

Критерий

Вид планирования

По срокам исполнения

долгосрочное (перспективные);

среднесрочное;

текущее.

По содержанию предпринимательской политики

стратегическое;

тактическое;

оперативное.

По предмету планирования

целевое

планирование средств

программное

планирование действий

По сфере функционирования

НИОКР;

производства;

маркетинга и сбыта;

ресурсного обеспечения (персонала, сырья, материалов и др.);

инвестиций;

финансовое  планирование.

По уровню организационных структур

корпоративное;

внутрифирменное;

подразделений фирмы;

отдельных участков.

По сфере функционирования различаются следующие виды планов: НИОКР, производства, маркетинга, сбыта, персонала, материально-технического снабжения, инвестиций, финансовый план и др.

По управленческому уровню существуют следующие планы: корпоративные, внутрифирменные, подразделений фирмы, отдельных участков.

По стадиям разработки бывают проекты планов и окончательные планы.

Возможна классификация планов и по другим критериям. Виды планов, классифицированные по основным критериям, приведены в таблице 1.

Процесс планирования условно можно разделить на семь этапов: анализ, прогноз, постановка целей, выбор варианта развития фирмы, разработка программы, бюджетирование, контроль и корректировка планов.

Таблица 2.

Этапы планирования

Этапы

Содержание

  1.  Анализ

Определение места фирмы, тенденций развития, системный анализ факторов влияющих на хозяйственную деятельность

  1.  Прогнозирование

Предвидение имеющихся ресурсов, определение объема спроса, объема продаж, оценка рынка и конкурентов

  1.  Выбор варианта развития фирмы

Сравнение различных вариантов развития и выбор оптимального варианта

  1.  Постановка целей

Определение четких целей и сроков их достижения

  1.  Разработка программы

Разработка программы действий с соответствующим графиком работ

  1.  Бюджетирование

Стоимостная оценка программы и распределение ресурсов, и прежде всего финансовых.

  1.  Контроль и корректировка планов

мониторинг производственного процесса и информирование руководителя для принятия управленческих решений

В плане развития фирмы предусматривается:

  1.  цель деятельности фирмы и ее подразделений, количественно определяемая системой показателей;
  2.  средства (ресурсы) достижения целей;
  3.  способы увязки средств и целей;
  4.  этапы и сроки выполнения работ;
  5.  ответственные исполнители по срокам и видам работ;
  6.  система контроля и корректировки планов.

На практике количество разделов плана фирмы и их названия различаются в зависимости от размеров фирм, их отраслевой принадлежности и сложившихся традиций, однако содержание плановой работы не изменяется. Каждый раздел плана должен быть внутренне согласован. После составления отдельных разделов плана производится их взаимная корректировка до полной увязки и сбалансированности, как по товарно-материальным, трудовым и финансовым ресурсам, так и по времени исполнения, а также по ответственным исполнителям.

Методы планирования на предприятии - это конкретные приемы и способы определения и расчетов плановых показателей. Можно выделить следующие методы планирования, применяемые на предприятии (см. табл. 3.):

Таблица 3.  

Методы планирования

Методы

Содержание

Нормативный

на основе установленных норм и нормативов рассчитывают потребности предприятия в ресурсах, а также задания по видам деятельности

Расчетно-аналитический

на основе анализа достигнутого и темпов изменения в плановом периоде определяют плановое значение показателя

Балансовый

при построении материальных, трудовых и финансовых балансов достигается увязка имеющихся в наличии ресурсов и фактической потребности в них

Оптимизация плановых решений

разработка нескольких вариантов развития и выбор наиболее оптимального из них

Экономико-математическое моделирование

применение экономико-математических методов и построение моделей на основе корреляционных связей и зависимостей

3. Экономический анализ деятельности фирмы

Экономический анализ деятельности фирмы призван определить экономическую эффективность её деятельности за отчетный период, реализация поставленных задач и определение возможных направлений развития её деятельности на текущий и перспективный периоды с учетом ресурсной обеспеченности.

Анализ хозяйственной деятельности направлен на обеспечение информацией маркетинга и планирования.

В зависимости от конкретных целей анализа используются различные показатели, которые дают количественную и качественную оценку деятельности фирмы. По этим принципам их можно классифицировать следующим образом:

показатели, характеризующие ресурсный потенциал;

показатели, характеризующие затраты;

показатели, характеризующие результаты.

В совокупности эти три группы показателей образуют систему показателей комплексного анализа хозяйственной деятельности. В отличие от комплексного тематический анализ исследует конкретную сторону хозяйственной деятельности.

  1. Финансово-экономический
  2. Функционально-стоимостной
  3. Организационно-управленческий
  4. Маркетинговый
  5. Аудиторский

1.Тематический

2. Комплексный

Виды экономического анализа

По степени охвата

По направлениям

  1. Сравнительный
  2. Факторный
  3. Экономико-математический
  4. Маржинальный
  5. Диагностический

По методам

Рис. 1. Классификация экономического анализа

К экономическому анализу предъявляются следующие основные требования: оперативность, конкретность, систематичность, объективность, комплексность и системность.

Источники информации о состоянии экономики предприятия. Основными источниками информации о состоянии экономики предприятия являются нормативно-правовые, плановые, учетно-отчетные и внеучетные.

К нормативно-правовым источникам информации относятся все действующие законодательные акты, ведомственные нормативы и инструктивные материалы, качающие функционирования предприятия на данный период. Ими являются: налоговая система и налоговые ставки, порядок образования себестоимости и формирования доходов; нормы амортизационных отчислений; тарифы на оплату услуг и т.д.

Все показатели планов (стратегических, долгосрочных, текущих, краткосрочных и оперативно-календарных) образуют плановые источники информации.

К учетно-отчетным источникам относятся данные оперативного, бухгалтерского, статистического учета и отчетности.

Внеучетными источниками являются хозяйственно-правовые документы, акты проверок и ревизий, договоры на поставку продукции (работ, услуг), объяснительные записки, данные маркетинговых исследований.

Анализ товарно-экономического равновесия фирмы. Начальным пунктом экономического анализа является объективная связь хозяйственных процессов с лежащими в их основе экономическими целями фирмы.  Цели фирмы отражают параметры структурирования хозяйственных процессов, определяя, что, когда, где, какого качества и в каком количестве должно быть закуплено, произведено и реализовано.

Структурирование хозяйственного процесса фирмы означает описание взаимно согласованных процессов снабжения, производства и сбыта, объективно необходимых для достижения целей фирмы. Выполнение последних требует товарно-экономического равновесия, которое выражается в том, что стадия закупки ресурсов соответствует в каждый момент времени требованиям фазы производства, а также в том, что выход готовой продукции по результатам производства соответствует на каждый момент времени требованиям фазы сбыта продукции. При этом должно соблюдаться и условие экономической оптимальности (максимизация выручки, прибыли, минимизация затрат). Анализ хозяйственной деятельности должен определить насколько оптимальное товарно-экономическое равновесие имеет место на фирме.

Анализируя товарно-экономическое равновесие фирмы, следует обратить внимание на три основных момента:

  1.  Своевременное и качественное обеспечение производства необходимыми ресурсами при минимуме затрат.
  2.  Минимизация затрат на комбинирование используемых факторов производства при организации производства.
  3.  Оптимизация использования инструментов сбытовой политики с учетом производственных и маркетинговых затрат, а также желательных объем продаж, прибыли и рентабельности.

Понятие и цель управленческого учета. Информация для планирования и управления. Сущность управленческого учета определяется как интегрированная система учета движения всех хозяйственных средств, финансовых результатов, капитальных и финансовых вложений, нормирования, планирования, контроля и анализа, которая систематизирует информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия.

Управленческий учет как система внутрифирменного управления включает четыре вида учета: бухгалтерский, оперативный, финансовый, и статистический. Каждый вид учета выполняет специфические функции и имеет свои формы отчетности.

Бухгалтерский учет является главной информационной системой, отражающей результаты текущей хозяйственной деятельности торгового предприятия, состояние и движение его ресурсов, затраты и доходы. Он,  будучи основой, для оперативного, финансового и статистического учетов, предусматривает не только учет, но и анализ хозяйственной деятельности, выявляющий причины происходящих изменений.

Оперативный учет необходим для повседневного управления предприятием и выполняет функцию текущего регулирования и контроля за хозяйственной деятельностью предприятия. Основа оперативного учета - это бухгалтерский учет  и результаты специального оперативного учета.

Финансовый учет предусматривает учет всех денежных средств и ресурсов финансово-хозяйственной деятельности. С помощью финансового учета определяется финансовый результат и составляется финансовая отчетность. Данные финансового учета используют в своей деятельности инвесторы и банки, налоговые и статистические органы, аудиторы и др.

Статистический учет необходим для изучения деятельности предприятия в динамике, не только за отчетный год, но и за определенный период (5-10 лет). Он может быть выборочным и основываться не только на бухгалтерском учете, но и на данных самостоятельного наблюдения.

Развитие технических средств информационного обеспечения и информационных технологий на базе компьютерной сети позволяет накапливать информацию, получать ее в реальном масштабе времени и моделировать различные управленческие решения и выбирать из них оптимальный вариант.

Управленческий учет может представить информацию, как для внутреннего, так и для  внешнего пользования. Внутренними пользователями являются как высшие руководители, так и менеджеры всех уровней управления. Внешними пользователями информации управленческого учета выступают инвесторы, акционеры, поставщики и потребители продукции, налоговые органы и аудиторские фирмы и т.д.

Руководитель фирмы должен быть информирован по следующим направлениям:

стратегические цели предприятия;

долгосрочные и краткосрочные цели, а также тактика на данном этапе;

анализ ситуации во внешней среде относительно действий предприятия;

оценка состояния и изменений, происходящих во внутренней среде;

прогноз развития предприятия на перспективу и т.д.

Эффективность управленческого учета зависит от качества информационного обеспечения. К качеству экономической информации предъявляются следующие основные требования: достоверность, своевременность, сопоставимость, доступность и понятливость, а также конфиденциальность.

Сущность, функции и виды контроллинга. Контроллинг представляет собой совокупность методов анализа, принятия управленческих решений и их корректировки в процессе реализации стратегических целей предприятия. В отличие от традиционного контроля контроллинг включает в себя обратную связь с принятием управленческих решений на планируемый период.

Контроллинг выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих оптимальное развитие предприятия, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного управления.

Функциями контроллинга являются:

сбор, обработка и анализ экономической информации по результатам хозяйственной деятельности предприятия и его структурных единиц,

с равнение фактических или ожидаемых результатов с плановыми, (отчетными прошлых периодов, с результатами аналогичных предприятий) и выявление отклонений;

анализ причин, вызвавших отклонения;

определение тенденций развития и корректировка управления.

В функции специалистов по контроллингу входит участие в разработке новых проектов, расчете и контроле их эффективности, анализе издержек производства и их отдельных статей, анализе эффективности использования основных фондов и оборотных средств, финансового состояния предприятия и т.д. Для этого контроллеры участвуют во временных рабочих группах куда включаются и специалисты по бухучету, анализу, маркетингу и др.

В контроллинге при принятии решений используются программно-целевой метод, матричные модели, пакеты прикладных программ и т.п.

Основными видами контроллинга являются: предварительный; текущий и заключительный. Предварительный контроллинг строится в форме определенной политики, процедур и правил. Он применяется, как правило, по отношению ресурсов предприятия. Текущий контроллинг проводится во время выполнения работы, а заключительный – после ее выполнения. Текущий и заключительный контроллинг основывается на обратных связях, т.е. результаты контроллинга влияют на дальнейшие управленческие решения.

Основными формами контроллинга выступают: финансовый и оперативный (административный).

На средних и малых предприятиях задачи контроллинга выполняет предприниматель сам или привлекает сторонних экспертов (консультантов по вопросам налогообложения, аудиторов).

На малых  предприятиях главным направлением является контроль издержек в связи с контролем прибылей и убытков. А на средних предприятиях таким направлением выступает контроллинг прибылей, убытков и затрат в связи с контроллингом платежеспособности.

4. Прогнозирование деятельности фирмы

Различают следующие виды прогнозов:

1. В зависимости от рассматриваемой области производства прогнозы делятся на  экономические и научно-технические. Научно-технические прогнозы позволяют определить вероятное натурально-вещественное состояние прогнозируемого объекта (например, качество продукции, снижение ее себестоимости и др.). Экономические прогнозы позволяют предвидеть наличие и распределение ресурсов по различным направлениям и секторам экономики, а также результаты их использования.

2. В зависимости от целей фирмы, а также внешней и внутренней ситуации – целевые и генетические прогнозы. Целевое прогнозирование направлено на определение перспективных целей развития данной фирмы, а также сроков решения поставленных задач. Генетическое прогнозирование направлено на выявление закономерностей  и вытекающих отсюда  возможностей развития данного производства, определение на их основе достижимых значений экономических и технических  параметров производства.

3. По срокам – оперативные (на 3-6 месяцев),  краткосрочные (до 1 года),  среднесрочные (до 2-3 лет),  долгосрочные (10-20 лет).

Существуют следующие методы прогнозирования:

  1.  метод экспертных оценок, в основе которых находятся упорядоченные мнения специалистов-экспертов;
  2.  экстраполяции, или статистические методы, основанные на обработке ретроспективных данных и распространении полученных результатов на будущее;
  3.  методы моделирования, заключающиеся в воссоздании наиболее существенных закономерностей поведения изучаемого объекта   в виде экономической или какой-либо другой модели.

Полученные на основе прогнозирования данные уточняются на стадии маркетинговых исследований, ведущихся в конкретной области, установленной прогнозом.

Прогнозирование сбыта. Анализ факторов внешней среды, правильное и полное представление о сильных и слабых сторонах фирмы позволяют составить прогноз сбыта, являющийся основой всего внутрифирменного планирования.

Существует много различных методов прогнозирования сбыта. Среди них наиболее распространенными являются:

1.Опрос группы руководителей различных служб и отделов фирмы.

2.Обобщение оценок отдельных торговых агентов фирмы и руководителей ее сбытовых отделений.

3. Прогнозирование на базе предыдущего оборота.

  1.   Анализ тенденций, циклов и факторов, вызывающих изменения в объеме сбыта.
  2.   Корреляционный анализ, т е. определение статистически значимых факторов влияния на сбыт продукции фирмы.
  3.   Прогнозирование сбыта фирмы на основе «доли рынка».
  4.    Анализ конечного использования. Прогноз здесь основывается на предполагаемых объемах заказов основных заказчиков.
  5.   Анализ ассортимента товаров.
  6.   Пробный маркетинг. Это наиболее точный подход к составлению прогноза сбыта, при котором новый продукт или какие-либо изменения, произведенные в системе товародвижения, осуществляются на очень небольшом по размеру рынке, а затем распространяются на более крупные рынки.

10. Методы стандартного распределения вероятностей, т.е.  оценки и пересмотра планов с использованием сетевых моделей и методов планирования и управления. Его сущность заключается в следующем.

Экспертным путем определяются три вида прогнозов сбыта: По — оптимистический прогноз, Пв— наиболее вероятный прогноз, ПП — пессимистическая оценка прогноза сбыта. Далее рассчитывается ожидаемое значение прогноза сбыта (ЕР) по формуле 6.1:

         

Использование этого метода позволяет составить экспертные оценки со статистически ожидаемым значением, чтобы определить наиболее вероятный диапазон вариации прогноза сбыта.

Пример. Оптимистичные оценки объема продаж предприятия на будущий год составляют порядка 350 тыс. изделий. Однако наиболее вероятным, по мнению экспертов, будет объем реализации 340 тыс., а пессимистичный прогноз — 300 тыс. В соответствии с приведенной выше формулой статистически ожидаемое значение прогноза составит:

Стандартное отклонение (СО) вычисляется по формуле:

В соответствии с общей теорией статистики наиболее вероятное значение переменной — объема сбыта (с вероятностью 95%) будет находиться в пределах 335 тыс. + 28,33 тыс. изделий, т.е. между 318,34 тыс. и 351,66 тыс. изделий.

Эффективность применения того или иного метода зависит от конкретных условий и специфики хозяйственной деятельности фирмы и может быть определена только непосредственно самой фирмой. Обычно считается, что прогноз составлен правильно, если разница между предполагаемым и реальным сбытом составляет не более 5%.

По итогам испытаний и оценкам специалистов определяется жизнеспособность продукта и его возможность стать удачным дополнением к товарному ассортименту фирмы. В случае положительного решения все предложения, касающиеся продукта и его реализации,  передаются руководству для утверждения. Утвержденные руководством рекомендации используются при составлении плана продвижения товара на рынок, который служит основой для координации работы всех подразделений фирмы.

5. Планирование производства

Планирование производственных процессов на фирме можно представить как систему отдельных планов, каждый из которых выполняет специфические задачи.

Как видно из рисунка краткосрочное планирование включает четыре вида планирования: 

  1.  планирование производства в пространстве
  2.  планирование запускаемых в производство партий
  3.  планирование производства во времени
  4.  оперативно-календарное планирование.

Планирование производства

Долгосрочное планирование

Краткосрочное планирование

Планирование размера

фирмы

Планирование осуществления производства

стратегическое

тактическое

оперативное

планирование производственной

программы

планирование производства в пространстве

планирование запускаемых в производство партий

планирование производства во времени

оперативно-календарное планирование

Рис. 2. Система планирования производства

Задачей планирования производства в пространстве является определение факторов производства, их количества, времени и интенсивности использования для производства определенного количества продукции с минимальными издержками производства.

Планирование размера запускаемых в производство отдельных изделий имеет место, если на некотором производственном оборудовании последовательно должны изготавливаться различные виды продукции. Его задача состоит в определении величины и последовательности запускаемых партий, чтобы заданное количество всех видов продукции было произведено за плановый период с минимальными затратами, включая расходы на переналадку оборудования и складские затраты.

Планирование производства во времени представляет собой согласование размеров производства в отдельные отрезки планового периода с возможностями сбыта продукции, которое обеспечит выполнение производственной программы до момента сбыта готовых изделий с минимальными затратами на их производство и хранение.

Оперативно-календарное планирование позволяет определить, какие заказы на каком оборудовании, с использованием какого персонала и в какой последовательности во времени нужно выполнять, чтобы при использовании много стадийных производственных процессов были минимизированы затраты на незавершенное производство и на технологические простои оборудования.

Все четыре частные планы в качестве критерия оптимизации предусматривают минимизацию затрат. Для производственной программы указанный критерий недостаточен, необходима оптимизация программы  по максимуму прибыли.

Производственная программа выступает как система плановых заданий по производству продукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества, предназначенной для удовлетворения различных потребностей, с использованием определенных технологий и направлена на достижение максимума прибыли или рентабельности. Показателями производственной программы выступают: номенклатура, содержащая наименование продукции с указанием количества, качества и сроков сдачи, товарная продукция, незавершенное производство, валовая продукция.

Существуют следующие виды планирования производственной  программы:

- стратегическое (выбор стратегических продуктовых групп, или сфер деятельности и решение о глубине собственной переработки изделий);

- тактическое (решение о конкретных выпускаемых продуктах и применении производственных фондов в рамках выбранных продуктовых групп и заданной глубины производства);

- оперативное (определение окончательной номенклатуры производства по видам и количествам включаемой в нее продукции).

Составление производственной программы для разных типов производства имеет свои особенности. Производственная программа для единичного и мелкосерийного производства разрабатывается на основе графика изготовления изделий в соответствии с утвержденными сроками поставки продукции клиентам. Расписание запуска-выпуска изделий составляется в порядке, обратном ходу технологического процесса, на основе длительности производственного цикла по всем видам работ (испытание, сборка, механическая обработка, подача заготовок).

Планирование выпуска продукции при серийном производстве  осуществляется с учетом незавершенного производства на всех стадиях технологического процесса и изменения номенклатуры запускаемых в производство изделий.

Массовое производство осуществляется обычно поточным методом. Поэтому производственная программа составляется одновременно по фирме и по всем основным подразделениям, с разбивкой по кварталам и месяцам.

Фирма разрабатывает различные варианты программы выпуска продукции во времени  и выбирает из них наиболее отвечающая целям достижения полной и равномерной загрузки оборудования, рабочих мест и эффективного использования персонала.

Разработка и выполнение производственной программы осуществляется в следующей последовательности:

  1.  Формирование портфеля заказов продукции;
  2.  Обоснование системы производственного планирования и учета;
  3.  Расчет производственной мощности;
  4.  Расчет плана выпуска готовой продукции;
  5.  Разработка оперативных планов структурных подразделений;
  6.  Разработка плана по повышению качества продукции;
  7.  Формирование плана сбыта продукции
  8.  Определение потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах;
  9.  Учет, контроль и диспетчеризация производства;
  10.  Оценка выполнения производственной программы.

Как отмечалось выше разработка производственной программы начинается с формирования портфеля заказов. Портфель заказов фирмы формируется на основе полученных заказов от клиентов и прогноза сбыта продукции потенциальным потребителям. Он состоит из трех разделов:

текущие заказы, обеспечивающие безостановочную повседневную работу;

среднесрочные заказы со сроком исполнения до одного года и более;

перспективные заказы, включая прогнозные на два года и более.

Решающее влияние на формирование производственной программы оказывает производственная мощность фирмы.

6.Маркетинговое планирование

 

Планирование продуктовой и ассортиментной политики. В конечном итоге продукт является предметом сделки купли-продажи или  аренды, что придает основополагающее значение продуктовой и ассортиментной политике фирмы. В последнее время оно усиливается и тем, что ценовая конкуренция уступает место конкуренции по качеству, лишь продуктовые инновации обеспечивают прорыв в росте средней рентабельности, сокращается жизненный цикл товара, велика риск неудач внедрения в производство новых продуктов.

Продуктовая политика включает в себя следующие области: продуктовые инновации; продуктовые вариации; удаление продукта.

Продуктовые инновации – это разработка и внедрение на рынок новых продуктов. Уровень новизны определяется относительно в трех аспектах: для кого новый, насколько новый, как долго считается новым.

Продуктовые вариации заключаются в изменении уже выведенных на рынок продуктов и преследуют две цели: укрепление собственных позиций на рынке по сравнению с позицией конкурента и репозиционирование продуктов, по которым наблюдалось ухудшение рыночной позиции.  

Формирование (создание) нового продукта можно разделить на три части: формирование качества продукта, разработки упаковки и формирование марки продукта.

Качество продукта определяется комбинацией множества факторов (см. рис 2.).

Качество конечной продукции

Качество промежуточного продукта

качество производственной среды

качество предметов и средств труда

качество

труда

качество технологии

качество управления

Рис.2. Формирование качества продукции

Современная политика фирмы в области качества продукции заключается во взаимосвязанности ее с общей политикой фирмы, представляющей собой средство успешного решения задач качества. К таким задачам относятся:

  1.  расширение или завоевание новых рынков;
  2.  достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;
  3.  улучшение важнейших показателей качества продукции;
  4.  снижение уровня дефектности изготовляемой продукции;
  5.  развитие сети сервисных услуг;
  6.  увеличение сроков гарантии на выпускаемую продукцию.

Вариативность внешних форм проявления продукта зависит от  формы, дизайны, цветы, способы и размеры упаковки.

Упаковка должна соответствовать своей цели, защищать товар при транспортировке и хранении при повреждений и порчи, а также быть удобной при открывании и закрывании. Упаковка товара должна подчеркивать преимущества и оригинальность продукта, учитывать привычки потребителей, соответствовать содержанию, быть привлекательной.

Благодаря своему внешнему виду продукт получает наряду с продуктовым именем свой собственный профиль. А это чрезвычайно важно для марочных продуктов.

Марочный артикль  продукта (марка производителей или торговая марка) формирует в потребителях приверженность к одной марке.

В отличие от продуктовой политики, которая сфокусирована на определенный продукт, ассортиментная политика охватывает мероприятия, относящиеся к составлению всей программы, того, что касается вида, направления и объема сбыта.

Ассортиментная политика состоит из следующих направлений:

  1.  расширение программы (дополнение продуктовых линий);
  2.  варьирование программы (изменение широты и полноты ассортимента);
  3.  исправление программы (удаление продуктовых линий).

При формировании программы предложения продуктов следует учесть эффект сопряженного взаимодействия  отдельных продуктов. Например, отсутствие в продаже товаров, на которые приходится незначительная доля, может привести к потере покупателей.

Важное значение в формировании ассортиментной политики имеют также решения о дополнительных услугах, гарантиях,  сервисе, которые фирма отчасти бесплатно предоставляет клиентам.

Ассортиментная и продуктовая политика направлена на формирование оптимальной программы (созданию оптимальных продуктов и продуктовых линий (групп товаров), оптимальной широты и полноты ассортимента).

Вспомогательными средствами продуктовой и ассортиментной политики являются: анализ оценки продукта, анализ жизненного цикла продукта, анализ структуры программы.

Планирование кондиционной политики. Кондиционная политика включает в себя все связанные с контрактами инструменты, которые независимо от цены могут быть предметом переговоров о способах возмещения результата. В частности к ним относятся: политика скидок, сбытовые кредиты, условия поставок и платежей.

Скидка – условие сделки, определяющее размер снижения базовой цены товара при получении клиентами определенных услуг. Система скидок может преследовать следующие цели: рост объема продаж, усиление привязанности покупателей, передача преимущества рационализации покупателям, управление распределением времени при поступлении заказов, получение имиджа эксклюзивности для определенных продуктов при предложении продуктов по той же цене.

Задачами политики скидок выступают: выбор правильной системы скидок и определение оптимальной величины скидок.

К политике кредитования сбыта относят все мероприятия, направленные на побуждение к покупке потенциальных клиентов средствами предоставления и передачи кредитов по сбыту. Целью при этом также является увеличение сбыта, привлечение новых покупателей. Эффективность данной политики определяется сравнением издержек  и выгод от достижения целей.

Условия поставок и платежей регулируют: передачу или доставку товаров, право на обмен, штрафы при просрочке и невыполнении поставок, расчеты за дополнительные расходы,  способы расчета (предоплата, оплата наличными, платеж после получения товара, уплата в рассрочку по частям и по процентам), исполнение платежа (платеж против счета, платеж аккредитива), платежные гарантии, встречные сделки, сроки платежа и т.д.

Планирование дистрибутивной (сбытовой) политики. Дистрибутивная политика – это общие принципы деятельности, которых фирма собирается придерживаться в сфере построения каналов распределения своего товара и перемещения товаров во времени и пространстве.

Действенными параметрами дистрибуции с одной стороны являются каналы распределения, их структуру, сам процесс выбора сбытовых каналов, а с другой – действия по разработке и реализации маркетинговых мероприятий по физической дистрибуции товара.

Сбыт продукции фирмой  потребителю может быть осуществлен напрямую или через посредников. Формирование каналов распределения должно отвечать задачам минимизации расходов по сбыту при желаемом уровне дистрибуции. Участие посредников между производителем и потребителем оправдано, в том случае когда посредники осуществляют сбыт более эффективно и с меньшими затратами, чем  это делал бы сам производитель.

Прямой сбыт целесообразен:

при сбыте товаров, для которых требуется приводить объяснения и убеждения;

для товаров, высокая цена которых исключает их хранение по экономическим причинам;

при сбыте чувствительных к транспортировке товаров;

при сбыте товаров, приобретение которых происходит только с большими временными интервалами.

Непрямой сбыт эффективен в силу следующих факторов:

сокращается число прямых контактов производителя с многочисленными потребителями;

посредник закупает продукцию крупными партиями с узким производственным ассортиментом от нескольких производителей и поставляет другим контрагентам мелкими партиями с широким торговым ассортиментом;

из-за большей приближенности посредника к потребителям улучшается их обслуживание.

План реализации продукции. В плане реализации продукции фирмы устанавливаются объем и структура поставок выпускаемой продукции, а также планируемая сумма выручки и прибыли от реализации продукции.

Основными источниками для составления плана реализации продукции являются:

  1.  портфель заказов и заключенные на этой основе договоры по поставкам;
  2.  данные о запасах продукции на складах фирмы на начало и конец планового года;
  3.  оптовые цены и себестоимость изделий, подлежащих реализации;
  4.  сроки освоения новых видов продукции;
  5.  мероприятия по повышению эффективности производства;
  6.  расчеты по освоению и использованию производственных мощностей;
  7.  плановые технико-экономические нормы и нормативы за предшествующий год.

При планировании реализации продукции исходят прежде всего из потребности в продукции, являющейся предметом специализации данной фирмы,  сопоставляя ее с наличной производственной мощностью. В результате этого сопоставления определяется необходимость в расширении или реконструкции фирмы и возможные масштабы производства и реализации продукции.

Для определения объема выпуска и реализации продукции применяются натуральные и стоимостные измерители. Натуральные измерители могут применяться лишь при выпуске однородной продукции. Стоимостные показатели обычно включают показатели выпуска товарной продукции и объема валовой продукции. Эти показатели определяются в оптовых ценах. Товарная продукция — это продукция, которая идет на сторону и не потребляется внутри фирмы. Валовая продукция характеризует объем всей продукции, произведенной на фирме. Она складывается из товарной продукции, изменения остатков незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента собственного производства на начало и конец планового периода. Показатель валовой продукции используется при определении динамики объема продукции, численности основных рабочих, производительности труда и фондов оплаты труда, составления плана материально-технического обеспечения и сметы затрат на производство. Объем товарной продукции не отражает полностью действительное состояние указанных технико-экономических показателей.

При значительных изменениях в структуре выпускаемой продукции или изменении объема кооперированных поставок для обоснования объема производства может быть использован показатель валового оборота, который в отличие от валовой продукции точно определяет объем производственной деятельности фирмы. В валовой оборот включается стоимость валовой продукции, выработанной основными, вспомогательными и обслуживающими подразделениями предприятия (фирмы), и стоимость услуг и работ независимо от их назначения. Валовой оборот равен сумме валовой продукции всех производственных подразделений предприятия и превышает валовую продукцию предприятия на внутризаводской оборот. К внутризаводскому обороту относятся: стоимость собственного производства, стоимость израсходованного инструмента и всех видов энергии собственной выработки, услуги заводского транспорта и ремонтных подразделений и т.п. Расчет валового и внутризаводского оборотов производится на основе выявления потребности каждого цеха в продукции и услугах других цехов, включая вспомогательные и обслуживающие цехи.

К незавершенному производству относится еще не изготовленная продукция, находящаяся на разных стадиях производственного процесса от запуска материалов в производство на первую операцию до сдачи законченных производством изделий и включения их в товарную продукцию. Определение размера незавершенного производства имеет большое значение для фирмы: его завышение влечет за собой дополнительные непроизводственные расходы, вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, а занижение нарушает ритмичный ход производства, приводит к простоям. Расчет незавершенного производства осуществляется различными способами в зависимости от типа производства.

Планирование коммуникативной политики. 

Целенаправленная рыночная коммуникация  важнейшая функция маркетинга. Маркетинговые коммуникации – это процесс обмена информацией между фирмой и другими участниками маркетинговой деятельности с целью продвижения фирмы и ее товаров. Инструментами коммуникативной политики, а именно политики продвижения товаров выступают:

реклама;

стимулирование сбыта;

работа с общественностью;

персональные продажи;

прямой маркетинг.

Планирование рекламной компании включает: определение целей рекламы и целевых групп; определение размера рекламного бюджета; распределение рекламного бюджета, рекламных средств и носителей; определение эффективности рекламы.

Стимулирование сбыта в противоположность к рекламе, которая скорее направлена на долгосрочное воздействие, имеет преимущественно краткосрочную природу. Они оба дополняют друг друга. В частности к ним относятся: бесплатные пробы; установка специальной цены на товар; купоны, гарантирующие определенные потребительские преимущества; выдача накопительных таланов; демонстрация продуктов; предоставление бонусов и премий.

Работа с общественностью ставит своей целью создание и поддержание позитивного имиджа фирмы. Для этого используются выступления в средствах информации, встречи с редакциями и пресс-конференции, PR- объявления и мероприятия, пожертвования, стипендии и ценные призы.

Персональные продажи относятся к самым дорогим инструментам коммуникативной политики фирмы. Персональная продажа может рассматриваться в двух аспектах: с одной стороны это средство налаживания взаимоотношений с потребителями, а с другой – это непосредственное осуществление сбытовых операций. Его задачами выступают: содействие увеличению сбыта, проведение продаж товара, сбор информации о внешней среде, формирование имиджа фирмы.  

Прямой маркетинг использует прямые реакции на медийные средства, чтобы получать заказы и развивать отношения с клиентами. Данный инструмент коммуникативной политики используется как дешевая замена службы персональных продаж. Он включает в себя рассылка каталогов, прямой маркетинг заказным письмом, телефонный маркетинг,  радио- телевизионный прямой маркетинг (телешопинг), онлайн-маркетинг.

7. Бизнес-план фирмы

 

Бизнес-план является основой внутрифирменного планирования.  Он представляет собой план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегии, направления и географические регионы хозяйственной деятельности, определены ценовая политика, емкость и структура рынка, условия осуществления поставок и закупок, транспортировки, страхования и переработки товаров, факторы, влияющие на изменение доходов и расходов по группам товаров и услуг, производимых фирмой.

В отличие от технико-экономического обоснования, бизнес-план всегда носит вероятностный характер, предполагая различные варианты поведения фирмы.

Бизнес-план позволяет проверить свои дела, и уменьшить тем самым риск неудачи. Кроме того, он нужен для привлечения потенциальных инвесторов и партнеров.

Бизнес-план предприятия имеет определенную структуру и последовательность. Он включает следующие разделы: описание продукта (услуги), изучение рынка товара или услуги, оценка конкурентов,  стратегия маркетинга, производственный план,  организационный план, финансовый план.

Описание продукта (услуги) – краткое изложение предмета бизнеса, т.е. обоснование коммерческого проекта или другого бизнес предложения. Предприятие в этом разделе должно указать какие именно потребности покупателей будет удовлетворять его деятельность. Далее следует акцентировать внимание на полезный эффект от его деятельности. Определяющими для покупателя при совершении покупки являются потребительные свойства и цена продаваемого товара. Эти два элемента и выступают главными составляющими конкурентоспособности товара, отражающей его преимущества над товаром конкурента.

В этом же разделе следует указать примерную цену, торговую наценку и затраты, на реализуемый товар, что позволить оценить шансы на получение прибыли.

Изучение рынка товара или услуги должно предшествовать развертыванию бизнеса. Необходимо определить круг покупателей предлагаемых товаров, емкость рынка, а значит объем продажи, необходимые для этого ресурсы.

В этом разделе бизнес-плана следует указать:

как часто и охотно покупатели приобретают у вас товары или пользуются вашими услугами;

кто являются покупателями ваших товаров (услуг) и что именно привлекает их в ваших товарах и услугах;

какова оборачиваемость одной партии;

какова реакция покупателей на изменения цен.

Оценка конкурентов позволяет облегчить выбор конкурентной стратегии, предостеречь от внедрения на перенасыщенный рынок. Причем анализ конкурентов должен производить постоянно, так как  рынки находятся в постоянном изменении. В результате такой работы вносятся коррективы в –деятельность предприятия.

В данном разделе следует обратить внимание на следующее:

кто на сегодня являются вашими конкурентами и как идут у них дела;

чем отличаются предлагаемые вами товары (услуги) от аналогичных товаров (услуг) ваших конкурентов, каковы ваши преимущества и уязвимые места у конкурентов;

какие конкуренты могут в перспективе появится у вас и каков план действий при этом.

Стратегия маркетинга выступает важным разделом бизнес-плана. Коммерческий успех фирмы в большей степени зависит от того, как организовано товародвижение. Как считают маркетологи, организация сбыта по значению уступает только качеству товара как основного мотива выбора продавца.

В этом разделе следует отразить следующие элементы:

  1.  Организация продажи товаров и формы их распределения;
  2.  Ценовая политика предприятия;
  3.  Реклама;
  4.  Методы стимулирования потребителей.

Производственный план предусматривает систему закупки сырья, материалов и других ресурсов, управления запасами, организация технологических операций по производству продукции. Задача раздела – обосновать расчетами, что предприятие способно реализовать коммерческое предложение.

Организационный план содержит организационную схему предприятия, с указанием функциональных обязанностей каждого, механизма принятия управленческих решений и контроля их выполнения. В нем указываются, какие специалисты нужны и как стимулируется их труд.

Заключительным разделом бизнес-плана является финансовый план. Он включает расчет единовременных и текущих затрат, источники финансирования, план доходов и расходов, план движения денежных средств и расчетный баланс. В нем также указывается порядок расчетов с поставщиками и потребителями, сроки возврата кредитов и проценты по ним и т.п.

Основным разделом финансового плана является план доходов и расходов. Для его составления, прежде всего, рассчитают объемы продаж, валового дохода, а также предусматривают все возможные статьи издержек фирмы. Целесообразно план завершить расчетом точки безубыточности.

Затем осуществляется подготовка плана движения денежных средств (кассового плана) в котором сопоставляются приход и расход наличных средств по величине и срокам, а также указываются источники привлечения дополнительных средств.

После этого приступают к созданию балансового плана, характеризующего финансовые условия фирмы на определенный срок.


Литература

Моисеева Н.К.: Управление продажами в условиях конкуренции. - М.: ОМЕГА-Л, 2006

Орлова Е.Р.: Бизнес-план: методика составления и анализ типовых ошибок. - М.: Омега-Л, 2006

Под общ. ред. А.И.Ильина: Экономика предприятия. - М.: Новое знание, 2006

под ред. В.А. Алексунина: Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. - М.: Дашков и К, 2006

Под ред. Г.А. Васильева ; Рец.: Ю.А. Цыпкин, Л.-Л.Ф. Никулин: Маркетинг. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006

Под ред. проф. О.И.Волкова и доц. О.В.Девяткина: Экономика предприятия (фирмы). - М.: ИНФРА, 2006

под ред. профессора А.С. Пелиха: Экономика предприятия (фирмы). - М.: Эксмо, 2006

под ред.: В.К. Скляренко, В.М. Прудникова: Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах). - М.: ИНФРА-М, 2006

Под ред.: О.И. Волкова, О.В. Девяткина; Рец.: В.А. Слепов, М.Ю. Горнштейн: Экономика предприятия (фирмы). - М.: ИНФРА-М, 2006

Прокушев Е.Ф.: Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Дашков и К, 2006

Ред. кол.: А.К. Исаев и др.: Время эффективных собственников. - М.: РСНП, 2006

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова ; под ред.: О.И. Волкова, О.В. Девяткина ; [рец.: В.А. Слепов, М.Ю. Горнштейн]: Экономика предприятия (фирмы). - М.: ИНФРА-М, 2006

Сергеев И.В.: Экономика организации (предприятия). - М.: Проспект, 2006

Слепнева Т.А.: Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2006

Смагин В.Н.: Экономика предприятия. - М.: КноРус, 2006

Соловьев О.В.: Эффективность инновационной деятельности предприятия. - Белгород: БелГУ, 2006

Тихомиров Е.Ф.: Финансовый менеджмент. - М.: Академия, 2006


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44309. Менеджмент организаций и администрирование. Методические рекомендации 345.5 KB
  Целью методических рекомендаций является оказание помощи студентам специальности Менеджмент организаций и администрирвоание обучающимся по программе магистров в подготовке и оформлении магистерской работы. Выбор и утверждение темы магистерской работы Структура и содержание магистерской работы Оформление магистерской работы
44311. Зорі та їх скупчення. Галактики. Історія Всесвіту 101 KB
  Зорі це велетенські розкидані по космосу клуби газу які світяться. Зорі настільки далеко що навіть у найпотужніші телескопи здаються нам тільки маленькими крапочками які світяться на нічному небі. Зорі світяться через те що неймовірний тиск у їх центрі викликає реакцію ядерного синтезу.
44312. Влияние новых видов заквасок на качество ржано-пшеничного хлеба 6.78 MB
  Управление процессом приготовления закваски:. Регулирование температуры выведения закваски. Регулирование влажности закваски Регулирование соотношения выброженной закваски и питательной смеси.