88321

Теоретические основы бухгалтерского учета

Контрольная

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Документы второго уровня утверждаются Министерством финансов РФ, на которое возложено методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в народном хозяйстве в целом по стране. Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета Минфином России разработаны и приняты...

Русский

2015-04-28

73.24 KB

1 чел.

Контрольная работа

Теоретические основы бухгалтерского учета


Содержание

1.  Теория и принципы бухгалтерского учета

2. Организация бухгалтерского учета экономических  субъектов. Статус бухгалтерской службы

3. Предмет и метод бухгалтерского учета. Формы бухгалтерского учета.

4. Бухгалтерские счета и двойственное отражение операций

5. Бухгалтерский баланс (виды бухгалтерского баланса, влияние хозяйственных операций на изменения баланса)

Литература

1. Теория и принципы бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

         В настоящее время система нормативного регулирования бухучета в РФ имеет четырехуровневую структуру.

Первый уровень составляют законы и иные законодательные акты      (указы Президента, постановления Правительства), регулирующие постановки   бухучета на предприятиях.

Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон          от 21 ноября 1996. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями).  Важным документом данного уровня является Гражданский кодекс   Российской Федерации. В нем законодательно закреплены многие вопросы учетной работы.

Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимого  признака юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского     отчета, обязательны случаи аудиторского заключения, понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий), порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц, различных организационно-правовых форм.           Подробно изложены принципы составления и положения договоров, заключенных хозяйствующими субъектами с клиентами, банками, другими организациями с целью своевременного и качественного выполнения обязательств.

К этой же группе документов можно отнести и Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором установлены правила организации налогового учета.  В свою очередь принципы налогового учета базируются на данных, полученных на основе традиционных принципов бухгалтерского учета.

Второй уровень системы нормативного регулирования составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

Документы второго уровня утверждаются Министерством финансов РФ, на которое возложено методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в народном хозяйстве в целом по стране. Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета Минфином России разработаны и приняты  21 Положение по бухгалтерскому учету.

Третий уровень нормативного регулирования представляют собой нормативные документы, являющиеся по существу подзаконными актами, которые представлены в виде методических указаний по ведению бухгалтерского учета,

в том числе в инструкциях, рекомендациях и т. п. К этой группе документов  относятся     методические   указания  по  бухгалтерскому  учету   материально-

производственных     запасов,  методические   указания   по   инвентаризации    

имущества и финансовых обязательств, по заполнению форм бухгалтерской отчетности и др. Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. К ним также можно отнести многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя, чистые активы и др.). Документы этого уровня утверждаются как Минфином РФ, так и другими органами управления, которым законодательно предоставлены соответствующие права (например, Центральным банком России, Министерством РФ по налогам и сборам и др.).

Четвертый уровень составляют приказы, методические указания, инструкции, которые издаются самими хозяйствующими субъектами и в которых раскрываются базовые и нормативные положения, устанавливаемые в нормативных документах 1–3-го уровней, с учетом особенностей и специфики деятельности той или иной организации.

Примером таких нормативных документов являются приказы, касающиеся учетной политики организации, методов оценки и амортизации тех или иных объектов бухгалтерского учета, документов и документооборота  и т. д. Особенность документов четвертого уровня состоит в том, что изложенные в них рекомендации и методические положения не могут противоречить нормативным документам 1–3-го уровней.

Принципы бухгалтерского учета

         Принципы (требования) бухгалтерского учета представлены основаниями, условиями, необходимыми для практической деятельности.

Важнейшими  принципами   бухгалтерского учета,  характерными  для

отечественной и международной практики учета являются:

         – принцип имущественной обособленности;

         –  принцип непрерывности деятельности предприятия;

         –  принцип последовательности применения учетной политики;

           – принцип начисления и соответствия;

           – принцип осмотрительности (осторожности) экономического субъекта;

           – принцип двойной записи;

           – принцип объективности;

         – принцип существенности (значимости);

         – принцип периодичности;

         – принцип стоимостной оценки.

           ПРИНЦИП ИМУЩЕСТВЕННОЙ ОБОСОБЛЕННОСТИ – имущество и обязательства предприятия существуют отдельно от имущества и обязательств его собственников и других предприятий. В отчетности организации отражает-

ся  только  то  имущество,  которое  законодательно  признается  ее  собственностью.

Таким  образом,  принцип  имущественной  обособленности  исходит  из  

права собственности.  Факты    хозяйственной      жизни      регистрируются   в

бухгалтерском учете, в их связи с предприятием, но не с его собственником.

Соблюдение данного принципа является основой для определения внешними пользователями (контрагентами) действительного имущественного и финансового состояния предприятия.

ПРИНЦИП  НЕПРЕРЫВНОСТИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ  – основывается на предположении о том, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и не планирует существенно сокращать масштабы деятельности или  самоликвидироваться, и, следовательно, обязательства (как краткосрочные, так и долгосрочные) будут погашаться в          установленный срок.

Ведение бухгалтерского учета начинается с момента государственной   регистрации предприятия и прекращается при его ликвидации.

         ПРИНЦИП ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ (постоянства) самым тесным образом связан с предыдущим. Он означает, что принятые организацией способы и приемы ведения учета будут применяться последовательно из года в год. Постоянство обеспечивается соблюдением одних и тех же процедур составления отчетности от одного отчетного периода до другого (отчетные периоды – временные отрезки, за которые составляется бухгалтерская отчетность предприятия). Такими периодами признаются: месяц, квартал, год (с 1 января по 31-ое декабря включительно). Этот принцип обеспечивает сопоставимость данных о деятельности предприятия, взятых за различные промежутки времени. В международной практике этот принцип определяется как принцип неизменности.

ПРИНЦИП НАЧИСЛЕНИЯ И СООТВЕТСТВИЯ  является базисным (фундаментальным) принципом бухгалтерского учета и заключается в том, что доходы и расходы начисляются, т. е. признаются предприятием, по мере производственного и иного использования хозяйственных ресурсов, а не на дату фактического получения доходов и выплаты денежных средств или их эквивалентов. Таким образом, при осуществлении бухгалтерского учета факты хозяйственной деятельности должны относиться к тому отчетному периоду, в котором они имели место. Доходы и расходы включаются в бухгалтерскую        отчетность тех временных периодов, к которым они относятся. Признание доходов и расходов основано на концепциях реализации (продаж продуктов труда) и соответствия (документального обоснования хозяйственных фактов). По российским стандартам принцип начисления и соответствия трактуется как принцип временной  определенности фактов хозяйственной деятельности.

ПРИНЦИП ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ (ОСТОРОЖНОСТИ) ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА  определяет тактику поведения организации по отношению к возможному    риску. Прибыли должны быть приняты к бухгалтерскому  учету лишь тогда, когда они фактически получены.

В международной практике этот принцип рассматривается как принцип

консерватизма.

К числу международных концептуальных учетных принципов также  мо-

гут быть отнесены принципы:

         –  двойной записи;

         –  объективности;

  1.  существенности (значимости);
  2.  периодичности;
  3.  стоимостной оценки.

ПРИНЦИП ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ  предполагает отражение хозяйственной операции на счетах бухучета дважды: по дебету одного и кредиту другого в одинаковой сумме.

         ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ  согласно этому принципу каждый хозяйственный факт регистрируется в бухгалтерском учете только в том случае, если  есть документальное подтверждение его совершения; только тогда информация может считаться объективной.

 ПРИНЦИП СУЩЕСТВЕННОСТИ (ЗНАЧИМОСТИ) – бухгалтерская информация признается существенной или значимой, если она может повлиять на принятие экономических решений пользователями. Следовательно, существенным считается судьбоносный для хозяйствующего субъекта факт.

ПРИНЦИП ПЕРИОДИЧНОСТИ  согласно данному принципу жизненный цикл действующего предприятия разбивается на условные отрезки времени: месяц, квартал, полугодие, 9 мес., год.

Международными стандартами учета допускается использование периодов учета различной продолжительности. Однако общепринятым является период в один календарный год.

 ПРИНЦИП СТОИМОСТНОЙ ОЦЕНКИ – в бухгалтерском учете регистрируются только те факты хозяйственной деятельности предприятия, которым можно дать денежную оценку. Преимущество подобного учета состоит в том, что именно с помощью денежного измерителя можно оценить неоднородные факты (объекты) экономической деятельности предприятия. Все показатели бухгалтерской отчетности представляются только в денежном измерителе.

2. Организация бухгалтерского учета экономических

субъектов. Статус бухгалтерской службы

Одной из составляющих системы управления хозяйствующим субъектом является подсистема бухгалтерского учета, выделяющая в своей структуре финансовый, управленческий и налоговый учет. Деятельность бухгалтерской службы организации осуществляется на основании самых разнообразных документов: организационных, распорядительных, платежных, учетных.

Так, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» все факты хозяйственной деятельности, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами, поэтому постановка        бухгалтерского дела, в узком смысле, сводится к разработке правил оформления, приема, выдачи и хранения учетной документации на основании организационных и распорядительных документов, и составлению ряда дополнительных, корректировке специализированных  документов-регистров  бухгалтерского и налогового учета и документов внутренней отчетности.

Таким образом, организация бухгалтерского учета предполагает:

          –  разработку организационно-распорядительных и внутренних правовых документов (положения о бухгалтерии, должностных инструкций работников бухгалтерии, штатного расписания);

        –  составление графика документооборота организации;

        –  создание номенклатуры дел и организацию хранения документов;

         – кадровой политики бухгалтерии (порядка аттестации бухгалтеров, системы подбора персонала и повышения его квалификации);

–  создание технологии обработки получаемой информации  (применяемая форма ведения учетного процесса) формирование учетной политики организации.

Учетная политика представляет собой совокупность выбранных предприятием способов ведения бухгалтерского учета.

На выбор учетной политики могут влиять следующие факторы:

  1.  форма собственности и организационно-правовая форма предприятия;
  2.  отраслевая принадлежность или вид деятельности;
  3.  объемы деятельности;
  4.  технические возможности материальной базы бухгалтерского учета;
  5.  уровень квалификации бухгалтерских кадров.

Должностные инструкции составляются главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации. После ознакомления с инструкцией работник ставит отметку «ознакомлен», дату и подпись. В штатном расписании должны быть указаны общее количество работников бухгалтерии, наименование должностей, основные обязанности работников, система оплаты труда и размер заработной платы. Главный бухгалтер должен обоснованно определить количество работников бухгалтерии и степень их квалификации. В дальнейшем проводится аттестация работников бухгалтерии, по результатам которой работник может быть уволен, переведен на другую должность и т. п. Кроме этого, необходимо       решить вопросы взаимозаменяемости сотрудников в случае болезни,      отпусков и т. п. Требуемое количество бухгалтеров определяется в зависимости от объемов обрабатываемой информации по каждому из объектов учета. Расчеты количества бухгалтеров могут быть сделаны на основе типовых норм времени и норм обслуживания на работы по бухгалтерскому учету.          В соответствии с расчетным количеством работников бухгалтерии и формируется ее организационная структура. Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условий организации   и  технологии   производства,  объема  учетной  работы  и  наличия  технических средств учета. В настоящее время сложились три типа организации структуры бухгалтерии: линейная, вертикальная и комбинированная.

Статус бухгалтерской службы

 Деятельность бухгалтерской службы регулируется нормативными доку-

ментами, организационно-правовой формой и общей структурой управления

организацией.  Задачами  бухгалтерской (финансово-бухгалтерской)  службы

являются:

– взаимодействие организации с другими субъектами хозяйствования;

– поиск внутренних и внешних краткосрочных и долгосрочных источников финансирования, выбор наиболее оптимального их сочетания;

– своевременное обеспечение финансовыми ресурсами текущей деятель-

ности организации;

           – эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей организации;

– сохранение и рациональное использование основного и оборотного    капитала, собственного и заемного капитала;

          – обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации.

Конкретными формами реализации задач финансово-бухгалтерской службы является разработка учетной политики, элементами которой являются:

  1.  финансовая политика;
  2.  кредитная политика;
  3.  политика управления денежными потоками;
  4.  амортизационная политика;
  5.  дивидендная политика;
  6.  политика формирования доходов и расходов;
  7.  налоговая политика.

Основополагающие признаки, характеризующие статус главного бухгалтера организации, определены ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Однако в соответствии с данным Законом и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,  утвержденным Приказом Минфина РФ от 27 августа 1998. № 34н  установлено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при совершении фактов хозяйственной деятельности несет руководитель организации.

Руководители организации в зависимости от объема работы могут:

– учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

        –  ввести в штат должность бухгалтера;

          – передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной организации или бухгалтеру-специалисту;

        –  вести бухгалтерский учет лично.

На практике руководитель редко ведет бухгалтерский учет лично. В этом

случае он должен создать необходимые условия для его правильного ведения.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от долж-

ности руководителем организации.

По     российскому   законодательству    главный   бухгалтер  выполняет

следующие функции:

1) отвечает за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского

учета, своевременное представление достоверной бухгалтерской отчетности;

2) обеспечивает контроль  за движением имущества и выполнением обязательств организации, соответствие законодательству осуществляемых фактов хозяйственной деятельности;

3) дает всем работникам организации обязательные для выполнения    указания по документальному оформлению фактов хозяйственной деятельности и представлению для учета необходимых документов, отчетов, иных сведений.

За невыполнение или недобросовестное выполнение своих обязанностей главный бухгалтер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. При вступлении в должность главному бухгалтеру в первую очередь необходимо ознакомиться с положением о бухгалтерии, а при его отсутствии  – создать данный документ. В нем должны быть отражены цели, задачи и функции бухгалтерии, взаимоотношения с другими структурными подразделениями организации, а также организация учетного процесса.

3. Предмет и метод бухгалтерского учета.

Формы бухгалтерского учета

Предмет и метод бухгалтерского учета

          Предметом бухгалтерского учета являются наличие и движение имущества, источники его формирования и использования, а также возникшие обязательства и полученные результаты деятельности экономического субъекта. Соответственно, бухгалтерский учет, будучи одной из экономических наук, общим предметом которых является  познание   производственных   отношений.

Содержание предмета раскрывается в экономической  сущности учитываемых объектов. Объектами бухгалтерского учета выступают внеоборотные, оборотные и отвлеченные активы, собственный и заемный капитал, а также хозяйственные операции, характеризующие процесс их кругооборота.

Внеоборотные  и  оборотные активы в основе своей состоят из движимого и недвижимого имущества и  различных  видов  дебиторской  задолженности.

Текущая деятельность организации возможна, если она слагает определенным размером собственных и заемных средств, соотношение которых зависит как от вида деятельности, так и финансовой устойчивости.

ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ   состоят из материальных и нематериальных  активов, затрат в незавершенном строительстве, долгосрочных финансовых   вложений.

ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ   включают производственные запасы, денеж-

ные    средства,   дебиторскую   задолженность,  краткосрочные   финансовые

вложения и т. д. Перечень оборотных активов в составе имущества  экономического субъекта является наиболее широким. Это наиболее ликвидные активы, поскольку постоянно находятся в цикле превращения их в денежные

средства. Ту часть оборотных активов, которую легко преобразовать в          наличные средства, принято называть легкореализуемыми активами.

Помимо денежных средств в кассе и на счетах в банках, к ним относятся

ценные бумаги и различные виды дебиторской задолженности. По сравнению с   

ними    затраты   в  незавершенном  производстве  и  запасы  товарно-матери-

альных ценностей представляют собой труднореализуемые оборотные активы.

ОТВЛЕЧЕННЫЕ АКТИВЫ – это  специфический  вид  имущества  экономического субъекта, определяемый исходя из его места в воспроизводстве совокупного общественного продукта. Они представляют собой сумму средств, безвозвратно изымаемую из прибыли (платежи в бюджет в виде налогов, сборов         и т. д.), либо направляемую в связи с целевым характером ее использования путем формирования фондов специального назначения и в других целях. Поэтому указанные средства отвлечены от участия в текущей деятельности организации.

УБЫТКИ  разновидность отвлеченных активов. Их наличие характеризует прямые потери имущества как результат неэффективного управления предприятием. Убытки могут быть следствием непредвиденных форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий, пожаров, наводнений       и т. п., а также политических потрясений – революций, забастовок и пр.).

        ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ – представляют собой факты хозяйственной жизни, совершающиеся на предприятии и связанные с движением имущества и капитала.

        ЗАЕМНЫЙ КАПИТАЛ  с учетом сроков привлечения рассматривается как долгосрочный и краткосрочный. Он состоит из кредитов займов, а также непогашенных обязательств (кредиторской задолженности).

Это движение происходит при осуществлении хозяйственных процессов, составляющих основу функционирования предприятия.  Хозяйственные процессы состоят из трех слагаемых: снабжения, производства и продажи.

Метод  бухгалтерского учета

Метод показывает, как, каким образом, по средствам каких приемов и способов, называемых элементами метода бухгалтерского учета, отражаются в учете его объекты.

Элементами бухгалтерского учета являются:

  1.  документация;
  2.  оценка;
  3.  бухгалтерские счета;
  4.  двойная запись;
  5.  инвентаризация;
  6.  калькуляция;
  7.  балансовое обобщение, отчетность.

ДОКУМЕНТАЦИЯ    это    первичная    регистрация   хозяйственных

операций   с  помощью  документов  в  момент  и  в  местах  их  совершения.

Документация является одной из основных отличительных особенностей бухгалтерского учета, так как позволяет осуществлять сплошное наблюдение за

хозяйственными  процессами. В  документах  или  на  технических  носителях

информации отражают содержание произведенных операций, данные которых

затем подвергаются экономической  группировке  и  обобщению.  Документальное   оформление операций – важнейшее средство контроля за соблюдением законности, сохранности и целесообразным использованием имущества предприятия.

  1.  Для дальнейшего отражения в учете обобщения документально подтвержденных разнородных хозяйственных операций их следует оценить. ОЦЕНКА заключается в денежном измерении имущества, обязательств и операций.
  2.  В процессе оценки натуральные и трудовые показатели, содержащиеся в документах, переводятся в денежные с помощью цен, тарифов и т. д. В целях сопоставимости стоимости имущества и обязательств различных организаций установлены единые правила оценки. Например, в бухгалтерском балансе основные средства показываются по остаточной стоимости, покупные материальные ценности по фактической стоимости их приобретения и заготовления и т. д.
  3.  Для получения итоговых данных о каждом объекте бухгалтерского учета после оценки, все операции обобщают и группируют в определенном порядке. С этой целью используют бухгалтерские счета.

СЧЕТ  это экономическая группировка в виде таблицы, в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, обязательств, хозяйственных операций.

На счетах регистрируют состояние и изменение объектов бухгалтерского учета, происшедшие под влиянием хозяйственных операций. По каждому учетному объекту, т. е. по каждому виду хозяйственных процессов, категории имущества и обязательств открывают отдельный счет.

  1.  Отражение хозяйственных операций производится способом двойной записи. Сущность этого способа состоит  в том, что каждая операция регистрируется (отражается) одновременно на двух взаимосвязанных счетах в одной и той же сумме, что имеет важное значение для контроля.
  2.  Правильность отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета периодически проверяется с помощью инвентаризации.         ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – способ проверки фактического наличия имущества в натуре. Инвентаризация является важным средством контроля за сохранностью собственности и работой материально-ответственного лица. Данные инвентаризации сверяются с показателями учета. В случае несоответствия выявляют недостачи, которые в зависимости от  причин относят на  виновное

лицо, или издержки производства, или излишки, которые приходуют. Этим

самым данные учета приводят в соответствие с действительным наличием имущества предприятия.

  1.  Документально обоснованные данные, выраженные в денежной форме, сгруппированные на счетах бухгалтерского учета с применением двойной записи и проверенные с помощью инвентаризации, служат основанием

для  калькуляции. Калькуляция представляет способ исчисления себестоимости

средств  и  предметов  труда, а  также  произведенной  готовой  продукции  и

оказанных услуг. Он заключается в подсчете общей суммы затрат, относящихся к   калькулируемому    объекту,  и   в   установлении  себестоимости  единицы

продукции или общего ее объема. Исчисление фактической себестоимости готовой продукции, оказанных работ и услуг служит для определения финансового результата хозяйственной деятельности предприятия – прибыли или убытка.

  1.  Итоговые данные по счетам, полученные с помощью двойной записи, и исчисленный финансовый результат подвергают дальнейшей укрупненной группировке с целью получения обобщенных показателей деятельности. Для этого применяют баланс и отчетность. С помощью балансового обобщения осуществляется контроль за объектами бухгалтерского учета путем сопоставления хозяйственных средств предприятия с их источниками, которые по общей сумме должны быть равны друг другу.

Бухгалтерский баланс характеризует финансовое состояние предприятия. Балансовое обобщение является важнейшей основой бухгалтерского учета. Наряду с балансовым обобщением данные о деятельности и финансовом состоянии предприятия содержатся и в других формах бухгалтерской отчетности. Последняя, кроме баланса, состоит из ряда таблиц (форм) и служит для оперативного руководства хозяйственной деятельностью предприятия, контроля за сохранностью имущества, экономического анализа и оценки деятельности предприятия. Составление бухгалтерской отчетности является завершающим этапом учетной работы на предприятии.

Формы бухгалтерского учета

         Строение учетных регистров, применяемых в бухгалтерском учете, их взаимосвязь, последовательность и способы записи в них хозяйственных операций определяются формой бухгалтерского учета.

ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА – это совокупность учетных регистров для отражения хозяйственных операций в определенной последовательности и группировке соответствующими приемами записей.

В России наибольшее распространение получили ручные формы учета: мемориально-ордерная и журнально-ордерная, и автоматизированная форма учета, использующая ЭВМ. В связи с формированием значительного количества МП получила развитие упрощенная форма бухучета на МП и в крестьянских

(фермерских)     хозяйствах.   Основными  регистрами  журнально-ордерной

формы учета являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости приме-

няются обычно в тех случаях, когда необходимые аналитические данные сложно получить непосредственно из журналов-ордеров.

Поэтому данные первичных документов предварительно группируются в

ведомостях, а их итоги затем переносят в журнал-ордер.

В основу построения журналов-ордеров и положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций, т. е. данные первичных документов или

Соответствующих    ведомостей   записывают  в  журналы-ордера  только  по

кредиту  соответствующих счетов с одновременным отражением оборотов по дебету корреспондирующих счетов. Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносят в Главную книгу, которая является обобщающим регистром синтетического учета. В ней по каждому счету (синтетическому) отражаются обороты по дебету каждого счета в разрезе корреспондирующих счетов, общий оборот по кредиту счета, сальдо на начало и конец каждого месяца. Главная книга построена по дебетовому признаку, что является одним из средств контроля за правильностью записей по счетам.

По данным Главной книги составляется бухгалтерский баланс. В случаях, когда остатки по отдельным счетам бухучета в балансе необходимо показать по нескольким статьям, запись производится на основании учетных регистров.

4. Бухгалтерские счета и двойственное отражение операций

Хозяйственные средства в сводном виде отражаются на статьях бухгалтерского баланса. Текущий учет хозяйственных операций осуществляется непрерывно и в систематизированном порядке. В текущем бухгалтерском учете хозяйственные операции, а также хозяйственные средства и источники их образования группируются по однородным экономическим признакам.

Например, основные фонды отражаются отдельно от материалов, денежные средства в кассе – отдельно от денежных средств на расчетном счете.

Объединенные в однородные группы хозяйственные средства и источники их образования учитываются на счетах бухгалтерского учета. На счетах должно быть отражено: поступление, выбытие и остатки всех ценностей, находящихся на учете. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывают отдельный счет. Различают следующие виды счетов: активные;  пассивные;  активно-пассивные. Свое название они получили от названия сторон баланса,  и отражают их содержание.

Активные счета расположены в активе баланса и предназначены для учета хозяйственных средств по видам и размещению, а также для отражения изменения их состояния. Источники образования хозяйственных средств и изменения их состояния отражаются на счетах бухгалтерского баланса, расположенных  в  пассиве  баланса,   которые  называются  пассивными.  Группа  счетов,  которые  в  зависимости от хозяйственной ситуации могут выступать в роли активных или в роли пассивных, называется активно-пассивной.

Строение счета независимо от вида (активный или пассивный) одинаково.

Это таблица, левая сторона которой называется дебет, правая – кредит.

«Дебет» и «кредит» – условные технические термины.  В толковом словаре

русского языка даются следующие понятия:  дебет – приходная страница бухгалтерской (купеческой) книги;  дебетовать – записывать в долг кому-либо; кредит –  доверие;  кредит  –  вторая страница бухгалтерской  книги, в которой

отражен долг кому-либо.

Для одних счетов дебет означает увеличение, кредит – уменьшение, а для

других наоборот: дебет – уменьшение, а кредит – увеличение.

К активным счетам относятся счета, которые отражают наличие и движе-

ние  хозяйственных средств (имущества): счет «Основные средства»; счет «Касса» и т. д.  Схема активного счета имеет следующий вид:

Наименование счета

ДТ_____________________________________________________КТ

             S/ - остаток на начало

               отчетного периода             

+ Увеличение средств                                – Уменьшение средств                                            _________________________________________________________________

Оборот по дебету                                         Оборот по кредиту

_________________________________________________________________

  S// - остаток на конец

   отчетного периода

 

Таким образом, по активному счету отражаются: по дебетовой стороне – остатки на начало и конец проведения операций  и хозяйственные операции, вызывающие увеличение остатка; по кредитовой стороне счета – хозяйственные операции, вызывающие уменьшение остатка.  Для обозначения остатка на бухгалтерских счетах используют  термин  «сальдо» (с итал. – saldo – расчет, остаток). Сальдо бывает начальное и конечное.

ОБОРОТ – это сумма текущих записей по каждой стороне счета. Оборот по дебету счета называется дебетовым, по кредиту – кредитовым.

Определение остатка на конец отчетного периода по активному счету можно выразить следующей математической моделью:

S// = S/ + Oдт – Окт,

где  S// -  сальдо (остаток) на конец отчетного периода; S/ - сальдо (остаток) на начало отчетного периода; Одт – оборот по дебету счета; Окт – оборот по кредиту счета. Пассивными называются счета, которые предназначены для                   отражения наличия и движения источников хозяйственных средств: счет     «Уставный капитал», счет «Добавочный капитал», счет «Краткосрочные      кредиты банков» и т. д.

Схема записи на пассивном счете имеет такой вид:

Наименование счета

ДТ______________________________________________КТ

                                                                                      S/ - остаток на начало

                                                                                       отчетного периода

– Уменьшение средств                            + Увеличение средств

_____________________________________________________________

Оборот по дебету                                         Оборот по кредиту

____________________________________________________________

                                                                                     S// - остаток на конец

                                                                                     отчетного периода

Таким образом, на пассивных счетах остатки на начало и конец отчетного

периода записываются по кредиту. Увеличение учитываемого объекта отражается по кредиту, а уменьшение – по дебету.

Остаток на конец отчетного периода является начальным остатком для следующего отчетного периода.

Следовательно, активный счет может иметь только одно и непременно дебетовое сальдо, а пассивный счет – тоже одно и непременно кредитовое.

Практика хозяйствования показывает, что в ней есть такие области деятельности, когда следует отразить на одном и том же счете дебетовое или кредитовое, или одновременно и одно, и другое сальдо.

Такие счета называют активно-пассивными. Они предназначены для отражения расчетов предприятия и учета финансовых результатов.

Активно-пассивные счета делятся на счета, которые постоянно имеют два сальдо (по дебету и кредиту). Например. На счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» по дебету сальдо показывает дебиторскую задолженность, по кредиту – кредиторскую. Когда счет имеет два остатка, сальдо называют развернутым.

Счета по учету финансовых результатов также являются активно-пассивными. По кредиту их отражают формирование прибыли, по дебету – убытков. В течение года на счетах отдельно учитывают прибыли, отдельно убытки. По итогам отчетного периода на счете выявляется конечный финансовый результат: Дт  > Кт имеем убыток; Кт > Дт – имеем прибыль. Следовательно, счета по учету финансовых результатов, хотя и являются активно пассивными, но на конец отчетного периода имеют одно сальдо, либо по                   дебету – убыток, либо по кредиту – прибыль.

Каждая хозяйственная операция из ее экономического содержания, обязательно затрагивает два объекта учета, и два счета, так как она имеет двойственный характер. Двойная запись представляет собой запись, в результате которой     каждая хозяйственная операция отражается на счетах    бухгалтерского  учета дважды: в дебет одного счета  и  одновременно в  кредит  другого  взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму.

Например, получены деньги в кассу с расчетного счета – 500 руб.

Эта хозяйственная операция вызывает два экономических явления. Денежные средства в кассе увеличиваются на 500 руб., а на расчетном счете уменьшаются на 500 руб. (предположим, что сальдо начальное на расчетном счете 1 000 руб.). На схемах это будет выглядеть так:

ДТ            50 «Касса»          КТ

ДТ  51 «Расчетный счёт» КТ     

Сальдо – 

Об дт  500

Об кт –

Сальдо – 1000

Об дт –

500

Об кт 500

Сальдо 500

Сальдо 500

Следовательно, основное правило двойной записи  состоит в  соблюдении равенства сумм записей по дебету и кредиту.

Для построения правильной бухгалтерской  записи  необходимо  последо-вательно пройти ряд  следующий этапов:

1-й этап – оцениваются два экономических явления, вызванных хозяйственной операцией;

2-й этап – определяется экономическая сущность явлений – увеличение или уменьшение учитываемых объектов;

3-й этап – выбираются бухгалтерские счета,  на которых учитываются данные объекты;

4-й этап – определяется характеристика каждого счета – активный или пассивный;

5-й этап – в соответствии с правилами записей на активных и пассивных счетах составляется бухгалтерская проводка.

БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРОВОДКА – это указание счетов, на которых должна быть отражена хозяйственная операция и ее сумма.

С методом двойной записи тесно связаны  и такие понятия как корреспонденция счетов.  Счета, на которых учитываются объекты бухгалтерского наблюдения, вступают между собой  в корреспонденцию, которая  характеризуется адресностью  происходящих изменений в результате совершившихся операций и величиной этих изменений.

Адресатами корреспонденции выступают классификационные признаки бухгалтерских счетов (их наименование или коды),  которые характеризуют  объект  бухгалтерского наблюдения, учитываемый на счете.

КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ – это внешняя связь между счетами, возникающая при методе двойной записи.  Счета, связанные одной и той же записью при отражении хозяйственных операций, называются корреспондирующими. Корреспонденция бывает простой или сложной.

ПРОСТАЯ  – один счет по дебету и один по кредиту.

СЛОЖНАЯ – один счет по дебету, несколько по кредиту.

        При этом сумма кредитуемых счетов равна сумме дебетуемого счета,    или   один   счет   кредитуется, а  несколько  –  дебетуются. При  этом   сумма

дебетуемых счетов равна  сумме кредитуемого счета.

Масса совершаемых хозяйственных операций группируется исходя из содержания изменений в учитываемых объектах. Эти изменения происходят в строго определенном порядке.

Рассмотрим взаимосвязь  счетов на примере операций.

ПЕРВЫЙ ТИП ОПЕРАЦИЙ  изменяет одновременно величину  имущества и источников его формирования в сторону увеличения                                       (на равновеликую сумму), при этом увеличивается и валюта баланса.

Например, начислена заработная плата работникам основного производства – 2 000 руб. (Дт20     Кт70 – 2 000 руб.). Следовательно,  итог баланса как по активу, так и пассиву увеличится на 2 000 руб.

ВТОРОЙ ТИП ОПЕРАЦИЙ – изменяет состав имущества, не изменяя валюту баланса.

Например, выданы  из  кассы  деньги  (подотчет)   в  сумме  500  рублей.

Данная операция затрагивает два экономических явления:

  1.  денежные средства в кассе и расчеты с подотчетными лицами;
  2.  под воздействием данной операции уменьшаются деньги в кассе и увеличивается дебиторская задолженность;
  3.  касса – счет 50; расчеты с подотчетными лицами – счет 71;
  4.  счет 50 – активный, счет 71 – активный;
  5.  увеличение по активному счету отражают по дебету, а уменьшение – по кредиту. Следовательно, будет составлена следующая проводка Дт71      Кт50  500 руб. Итог валюты баланса не изменится, т. е. тип изменения          операции +А –А.

ТРЕТИЙ ТИП ОПЕРАЦИЙ – изменяет одновременно величину    имущества и источников его образования в сторону уменьшения, при этом уменьшается и валюта баланса. Например, с расчетного счета погашена долгосрочная ссуда банка – 50 000 руб. (Дт67     Кт51   50 000 руб.). Итог баланса,  как по активу, так и пассиву уменьшится на 50 000 руб.

ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП ОПЕРАЦИЙ – изменяет источники формирования организации без изменения валюты баланса.

Например, часть нераспределенной  прибыли направляется на увеличение резервного капитала – 20 000 руб.

         1) данная операция  затрагивает  два  экономических  явления – нераспре- деленную прибыль и резервный капитал;

        2) под воздействием данной операции уменьшается нераспределенная прибыль и увеличивается резервный капитал;

  1.   нераспределенная прибыль – счет 84; резервный капитал – счет 82;
  2.   счет 84 – пассивный, счет 82 – пассивный;

3) увеличение по пассивному  счету отражают  по  кредиту,  а    уменьшение    – по дебету. Следовательно, будет составлена следующая проводка     Дт84  Кт82  20 000 руб.

Итог валюты баланса не изменится, т. е. тип изменения операции связан с перегруппировкой источников.

5. Бухгалтерский баланс  (виды бухгалтерского баланса, влияние

хозяйственных операций на изменения баланса)

В любом виде деятельности большое значение имеет соответствие между намеченными к выполнению мероприятиями и теми возможностями, которые для этого существуют.

Так, затраты денежных средств для определенных хозяйственных нужд зависят от источников, откуда эти средства берутся. Степень удовлетворения

потребности в выпуске продукции зависит от обеспеченности производства соответствующими материалами (в нужном количестве), из которых эта продукция должна быть изготовлена.

Таким образом, между потребностями и возможностями их удовлетворения имеется прямая связь: потребности должны уравновешиваться наличными возможностями, т. е. соответствовать им.

Такая обусловленность в широком ее понимании называется сбалансированностью. В сфере учета балансовый метод, или прием балансового обобщения, применяется особенно широко.

Он позволяет группировать информацию об объектах учета в стоимостном выражении в двух аспектах: первый  характеризует состав и размещение средств, второй – источники их образования и целевого назначения. Все эти средства группируются и обобщаются в балансе в едином денежном измерении. Баланс составляется на определенный момент времени, как правило, на первое число месяца.

Таким образом,  бухгалтерский баланс является способом экономической группировки и обобщающего отражения в денежном измерении хозяйственных средств организации по составу и размещению, а также по источникам их образования на определенную дату.

В бухгалтерском учете термин «баланс» означает два понятия: во-первых, это один из элементов метода бухгалтерского учета, во-вторых,                            баланс – отчетная таблица, одна из форм бухгалтерской отчетности, содержащая сведения о состоянии и размещении хозяйственных средств организации и их источников на определенную дату.

Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится по вертикали на две части для раздельного отображения видов хозяйственных средств и источников их образования. В левой части таблицы отображаются средства по составу и размещению, в правой – по источникам их образования. Левая часть называется «актив», правая – «пассив».

Термины «актив» и «пассив», так же как и термин «баланс», латинского происхождения. Термин «актив» происходит от латинского  слова – «активный, деятельный, действующий».

Поэтому в активе отражаются действующие средства. Термин «пассив» происходит от лат. слова – «пассивный, недеятельный, противоположный активному». В пассиве отражаются источники образования средств или обязательства за полученные средства.

Каждая отдельная группа средств или источников, показанная под своим наименованием и выраженная определенной суммой,  как в активе, так и в пассиве, называется статьей баланса.  

В балансе должно присутствовать обязательное равенство: сумма статей актива баланса должна быть равна сумме статей пассива баланса. Итог баланса называется валютой.

Бухгалтерский баланс отражает состояние хозяйственных средств и источников их образования на определенную дату. Однако в процессе хозяйст-

венной деятельности средства организации находятся в непрерывном кругообороте и претерпевают изменения.

Каждая хозяйственная операция фиксируется на счетах бухгалтерского учета и оказывает влияние на баланс, изменяя отдельные статьи бухгалтерского баланса, разделы, а в отдельных  случаях и сам баланс.

Иными словами, существует неразрывная связь баланса с текущим  уче-

том хозяйственных операций.

По своему влиянию на бухгалтерский баланс хозяйственные операции подразделяются на четыре группы.

Первая группа хозяйственных операций

С расчетного счета организации в кассу поступило 2 000 руб. В результате денег на расчетном счете стало меньше на 2 000 руб., т. е. расчетный счет уменьшился. Одновременно остаток денежных средств в кассе увеличился      на 2 000 руб.

Хозяйственные операции первой группы  – это операции, в результате которых запись в бухгалтерии осуществляется по двум или более счетам, расположенным в активе баланса.

После отражения операции один из счетов увеличивается, а второй уменьшается на одну и ту же сумму, однако итоговая сумма актива, так же как и итоговая сумма пассива, останется неизменной, а равенство двух частей баланса сохранится (+А – А  = Б).

Вторая группа хозяйственных операций

Из начисленной заработной платы рабочих произведено удержание подоходного налога на сумму 2 100 руб.

В результате сумма начисленной заработной платы, подлежащей к выдаче, уменьшится на величину подоходного налога.

Одновременно долг организации перед бюджетом возрастет на величину начисленного налога.

Хозяйственные операции второй группы – это такие операции, в результате которых в бухгалтерском учете производится запись по двум или более счетам, расположенным в пассиве бухгалтерского баланса.

В результате отражения этих операций один из счетов уменьшается, а другой увеличивается на одну и ту же сумму, однако итоговая сумма пассива

(и актива) останется неизменной, следовательно, равенство баланса  сохранится (+ П – П  = Б).

Третья группа хозяйственных операций

Организация получила в банке кредит на сумму 5 000 руб. В результате

денег на расчетном счете стало больше, но одновременно возросла задолженность организации перед банком.

Хозяйственные операции третьей группы – это такие операции, в результате которых запись осуществляется по двум или более счетам, причем один из них расположен в активе баланса, а другой – в пассиве, но оба этих счета увеличиваются на одну и ту же сумму, увеличивая итог,  как актива, так и пассива. При этом равенство баланса сохраняется (+ А  + П  = Б +).

Четвертая группа хозяйственных операций

         С расчетного счета организации перечислено 2 100 руб. в счет погашения долга в бюджет. Это приводит к уменьшению  остатка  денежных  средств  на

 расчетном счете, одновременно величина долга бюджету уменьшится на эту же  сумму.  Хозяйственные операции четвертой группы – это такие операции, в результате отражения которых запись производится по двум или более счетам, причем один из них находится в активе, другой – в пассиве баланса.

        Оба счета уменьшаются, уменьшая при этом итоговые суммы актива и пассива, однако равенство баланса сохраняется (– А  – П = Б –).

В бухгалтерском учете существует множество видов бухгалтерских балансов, которые отличаются в зависимости от цели их составления.  Бухгалтерские балансы можно классифицировать по следующим признакам:

1) срок составления;

2) источник составления;

3) объем информации;

4) характер деятельности;

5) объект отражения;

6) способ очистки.

Первая классификация (по срокам составления) представляется основополагающей. По этому признаку представлены шесть разновидностей баланса.

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ БАЛАНСЫ  составляют в момент организации   предприятий (регистрация устава). Со вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учета данного хозяйствующего субъекта. Различают вступительные балансы вновь создаваемых предприятий и хозяйственных единиц, образованных на условиях правопреемственности ранее действовавших.

ТЕКУЩИЕ БАЛАНСЫ  в отличие от вступительных балансов, которые составляются только один раз (в момент организации предприятия), текущие

балансы разрабатываются в соответствии с принципом учетного периода периодически в течение всего времени функционирования предприятия и       подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие).

САНИРУЕМЫЕ БАЛАНСЫ  потребность в такой разновидности балансов возникает только в исключительных случаях, когда предприятие         находится на пороге банкротства.

ЛИКВИДАЦИОННЫЕ БАЛАНСЫ   составляются при ликвидации.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ БАЛАНСЫ   составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких предприятий (структурных единиц) или при передаче одной или нескольких структурных единиц данного предприятия другому предприятию (в последнем случае баланс называется     передаточным). 

ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЕ БАЛАНСЫ    разрабатываются при объединении (слиянии)  нескольких предприятий в одно предприятие  или  при  присоедине-

нии одной  или нескольких структурных единиц к данному предприятию.

 По времени их составления  классификация балансов  производится по  признакам. Классификация по источникам составления  инвентарные, книжные и генеральные балансы.

ИНВЕНТАРНЫЕ БАЛАНСЫ составляются только на основании инвентарной ведомости имущества, средств в расчетах, обязательств.

КНИЖНЫЙ БАЛАНС  строится по данным текущего бухгалтерского учета без предварительной проверки книжных записей путем инвентаризации.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ БАЛАНС  считается самым реальным, так как в его основу положены текущие учетные (книжные) записи и результаты инвентаризации, предшествующие формированию балансовых статей.

По объему информации выделяются две разновидности балансов: единичный и сводный (или консолидированный).

ЕДИНИЧНЫЕ БАЛАНСЫ  характеризуют деятельность только одного предприятия.

СВОДНЫЕ (ИЛИ КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ) БАЛАНСЫ: во-первых,         сводные балансы разрабатывают министерства и ведомства, рассчитывая агрегированные данные в целом по отрасли,  или по подведомственным единичным предприятиям путем простого суммирования одноименных показателей и исключения остатков по взаимным расчетам между предприятиями внутри отрасли; во-вторых, сводные (или консолидированные) балансы составляет группа (холдинг, концерн),  представленная  материнской кампанией ,  и ее дочерними  кампаниями. Сводный баланс формирует информацию о группе как о едином предприятии и показывает, каким был бы собственный баланс материнской компании, если бы она закрыла все дочерние и сама осуществляла непосредственное управление их деятельностью. По характеру деятельности балансы подразделяются на основной и не основной деятельности. К основной относится деятельность, соответствующая профилю предприятия и зарегистрированная в его уставе. По объекту отражения балансы делятся на самостоятельные и  отдельные.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ БАЛАНС   имеют только хозяйствующие субъекты, наделенные правами  юридического лица. Отдельные  балансы составля-

ются   подразделениями    предприятий  (филиалы,  отделы,   цехи,   представительства и т. д.).  По способу очистки выделяются балансы-брутто (включают регулирующие статьи) и балансы-нетто (регулирующие статьи отсутствуют). Например, основные средства, нематериальные активы показывают по остаточной стоимости  = первоначальная минус  начисленная амортизация. С 1992 г. бухгалтерский баланс России переориентирован на баланс-нетто.

Литература

  1.  Конституция РФ  принятая       всенародным         голосованием     12 декабря 1993  с изм., внесенными Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004. № 1-ФКЗ.
  2.   Гражданский кодекс РФ. Ч.  от 30 ноября 1994. № 51-ФЗ; Ч. 2. от 26 января 1996. № 14-ФЗ (в ред. от 17 июля 2009).
  3.   Кодекс об административных правонарушениях (КАП РФ) от          30 декабря 200  № 195-ФЗ, принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 (действующая редакция).
  4.   Налоговый кодекс РФ. Ч.   от 31 июля 1998.№ 146-ФЗ, принят ГД ФС РФ 16 июля 1998 (ред. от 9 марта 2010); Ч. 2. от  5 августа 2000. № 117-ФЗ, принят ГД ФС РФ 19 июля 2000 (ред. от 5 апреля  2010, с изм. и доп., вступившими в силу с 7 мая 2010).
  5.   Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996. № 129-ФЗ (в ред. от 3 ноября 2006).
  6.  Бебнева Е.В. Бухгалтерский учет : учеб. пособие. – М. : Эксмо, 2008. – 528с. (Высш. экон. образование).
  7.  Богатая И.Н. Аудит : учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп.            – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 506 с.
  8.  Бочкарева И.И. Бухгалтерский учет : учебник. – М. : ТК Велби,    Изд-во Проспект, 2008. – 368 с.
  9.  Вещунова Н.Л. Бухгалтерский учет : учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. – 672 с.
  10.  Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии
    (4 изд.). – Новосибирск : фирма ЭКОР, 1996. – 670 с.
  11.  Дмитриева И.М. Бухгалтерский учет : учеб. пособие. – М. : Эксмо, 2010. – 656 с.
  12.  Дымченко О.В. Бухгалтерский учет : учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 410 с.
  13.  Ендовицкий Д.А. Бухгалтерский и налоговый учет на малом предприятии : учеб. пособие – М. : КНОРУС, 2008. – 264 с.
  14.  Касьянова Г.Ю. Бухгалтерский учет: просто о сложном. Самоучитель по формуле «три в одном» (9-е изд., перераб. и доп.). – М. : АБАК, 2010. – 736 с.
  15.  Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет для вузов : учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 548 с.
  16.  Кожинов В.Я. 10207 типовых бухгалтерских проводок. – М. : Экзамен, 2007. – 927 с.
  17.  Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет : учеб. пособие – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 832 с.
  18.  Миргородская Т.В. Аудит : учебник. – М. : КНОРУС, 2007. – 248 с.
  19.  Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет на современном предприятии : учеб.-практ. пособие. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 552 с.
  20.  Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет : учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2008. – 464 с.
  21.  Середа К.Н. Аудит : учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.          – 317 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62412. Общество как система. Подсистемы общества и их взаимосвязь 280.21 KB
  Подсистемы общества и их взаимосвязь Время 2 часа Вопросы: Общество как целостная динамичная система. Краткая характеристика подсистем общества и их взаимосвязь Первый вопрос: Общество как целостная динамичная система Социология наука изучающая общество.
62414. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА 27.5 KB
  Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий. Периоды развития общества: прогресс (от лат. progressus – движение вперед) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему...