88326

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

Контрольная

Физкультура и спорт

Содержание планирования и особенности методики тренировки на различных этапах подготовки в спортивных играх. Непременным условием успешной деятельности педагога преподавателя физической культуры и спорта является уверенное овладение двигательными навыками спортивных игр знание структуры игры техники...

Русский

2015-04-28

78.59 KB

1 чел.

Контрольная работа

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

Содержание:

  1.  Теоретические основы многолетней подготовки в спортивных играх.
  2.  Периодизация спортивной тренировки в спортивных играх.
  3.  Средства и методы спортивной тренировки в спортивных играх.
  4.  Принципы спортивной тренировки и их реализации в подготовке спортигровиков.
  5.  Содержание планирования и особенности методики тренировки на различных этапах подготовки в спортивных играх.
  6.  Документация и учёт в учебно-тренировочном процессе.

Литература

1. Теоретические основы спортивной тренировки

Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.

В сфере физической культуры и спорта спортивные игры входят в цикл базовых физкультурно-спортивных дисциплин в соответствии с государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами. Целевые установки курса спортивных игр направлены не «внутрь» своей дисциплины – спортивной игры, а на подготовку будущего профессионала со всеобъемлющим видением своей профессиональной деятельности, то есть спортивно-педагогическая дисциплина «Методика преподавания спортивных игр» является не конечной целью, а средством достижения общей для всех дисциплин цели.

Будущий дипломированный специалист-педагог должен знать структуру и специфику собственной педагогической деятельности в физическом воспитании подрастающего поколения и активно применять ее на практике. Применение и поиск активных методов обучения в совместных действиях обучающего и обучаемых должно стать постоянной обязанностью педагога.

Непременным условием успешной деятельности педагога, преподавателя физической культуры и спорта является уверенное овладение двигательными навыками спортивных игр, знание структуры игры, техники и тактики, глубокие теоретические знания в области подготовки спортивных резервов, чему и способствует данный раздел учебного материала.

Основными понятиями в теории спортивной тренировки являются: спорт, спортивная подготовка, тренированность, тренировочная нагрузка, объем, интенсивность, средства и методы тренировочного процесса, принципы спортивной тренировки.

Спортивная тренировка направлена на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. Уровень спортивных достижений в современных спортивных играх постоянно повышается. Это требует от тренера глубоких и всесторонних знаний об особенностях спортивной тренировки как педагогического явления, средствах, методах и формах организации занятий с юными спортсменами.

Под спортивной тренировкой подразумевается специально организованный педагогический процесс, направленный на достижение высоких результатов в избранном виде спорта (Л.П. Матвеев). Спортивная тренировка организуется в рамках системного использования физических упражнений с одной стороны, и сочетания их с отдыхом и иными средствами восстановления организма, которые обеспечивают планомерный рост тренированности – с другой.

Тренированность – это мера приспособления организма к конкретной работе, достигнутая путем тренировки. Она выражается в росте работоспособности, а, в конечном счете – в росте спортивных достижений.

Подготовленность – понятие более емкое, чем «тренированность» и включает в себя все то, что дает спортсмену подготовка, а именно: физическую, технико-тактическую, психологическую и теоретическую подготовленность.

Основными наиболее важными компонентами системы многолетнего процесса  подготовки являются:

1) система отбора и спортивной ориентации;

2) система соревнований;

3) система спортивной тренировки;

4) система факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности:

а) подготовка кадров;

б) научно-методическое и информационное обеспечение;

в) медико-биологическое обеспечение;

г) материально-техническое обеспечение;

д) финансирование;

е) организационно-управленческие факторы;

ж) факторы внешней среды.

Каждый компонент системы спортивной подготовки имеет свое функциональное назначение и одновременно подчинен общим закономерностям устройства, функционирования и развития ее. Так, например, эффективность функционирования системы соревнований, т.е. достижение запланированных спортивных результатов в определенных стартах и в нужные сроки, обеспечивается эффективной системой тренировки.

Тренировочный процесс является основой спортивной подготовки, определяет характер и содержание всей двигательной деятельности, а также финансового, материально-технического, информационного, научного и медицинского обеспечения и восстановительных мероприятий.

В процессе тренировочной деятельности спортсмен совершенствует свою физическую, техническую, тактическую и психическую подготовленность, а успешными предпосылками для достижения их высокого уровня является воспитание человека и уровень его интеллектуальных способностей.

2. Периодизация спортивной тренировки в спортивных играх

Подготовка в спортивных играх проводится в несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности. Главным отличием является возраст и уровень физического развития детей, зачисляемых в ту или иную группу подготовки. Для зачисления дети проходят тестирование по показателям физического развития и общей физической подготовленности. После каждого года обучения учащиеся сдают предусмотренные программой: нормативы.

Многолетняя подготовка в спортивных играх строится на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач, решаемых в учебно-тренировочном процессе.

Прежде всего, это целевая направленность подготовки юных спортсменов на высшее спортивное мастерство. При большом охвате детей занятиями баскетболом главным остается воспитание спортсменов высокого класса. Для этого в течение всего периода проводится отбор наиболее перспективных детей для рекомендации в группы подготовки для спорта высших достижений.

Для достижения высшего спортивного мастерства требуется освоение определенных объемов тренировочных и соревновательных нагрузок. Необходимо так строить подготовку, чтобы сохранить равновесие между затратой и восстановлением энергоресурсов занимающихся. Для этого нужна рациональная структура учебно-тренировочного процесса и индивидуализация подхода к каждому игроку.

Мастеров высокого класса в спортивных играх можно подготовить только при комплексном решении задач обучения, тренировки и всестороннего физического развития. На этапе начальной подготовки эта проблема решается наиболее просто за счет комплексных занятий. Когда на этапе начальной специализации происходит дифференциация подготовленности юных спортсменов, такой подход становится малоэффективным. Необходимо использовать специализированные тренировочные и короткие соревновательные циклы.

Система многолетней подготовки высококвалифицированных спортсменов требует четкого планирования и учета нагрузки на возрастных этапах. Эта нагрузка определяется средствами и методами, которые используют в процессе занятий. Во всех периодах годичного цикла в спортивных играх присутствуют все виды подготовки, их соотношение и, главное, формы значительно отличаются. Общая физическая и техническая подготовка имеют тенденцию к уменьшению. Доля специальной физической, тактической и соревновательной нагрузок постоянно возрастает.

Общий подход к распределению нагрузки различной направленности на всех этапах заключается в примерном равенстве количества часов, отводимых на физическую подготовку (совместно общую и специальную), технико-тактическую (совместно техническую и тактическую) и игровую (игровую во время тренировки, контрольные и календарные игры) Однако от этапа к этапу нарастает величина специальной физической подготовки с уменьшением общей.

Такая же картина наблюдается в соотношениях технической и тактической подготовки. Игровая соревновательная нагрузка постоянно нарастает в противовес игровой подготовке, которая осуществляется в тренировочном процессе.

Очень важно помнить, что основные детские соревнования, особенно многодневные с выездом в другие города, следует проводить, но время каникул. Поэтому весь годичный макроцикл подготовки должен быть спланирован так, чтобы юные баскетболисты могли успешно выступить в соревнованиях именно в это время (табл.1).

Таблица 1. Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по годам обучения (%)

Вид подготовки

Этапы подготовки

НП

УТ

СС

ВСМ

До года

Свыше года

До 2-х лет

Свыше 2-х лет

До года

Свыше года

ОФП

30

25

25

21

20

18

18

18

16

13

13

11

СФП

15

26

16

18

18

19

19

19

20

22

22

18

Тех.

20

21

21

20

20

17

17

17

16

16

16

16

Такт.

15

15

15

16

16

16

16

16

17

15

15

15

Игровая

15

17

17

16

16

18

18

18

20

20

20

20

Соревнования

5

б

6

9

10

12

12

12

11

14

14

20

Кроме знания величины и направленности нагрузки, необходимо знать сочетаемость упражнений различной направленности для получения положительного срочного тренировочного эффекта. Наиболее рациональным считается подбор средств однонаправленного воздействия. Однако если на занятии необходимо решать различные задачи, то сначала надо применить скоростно-силовые упражнения, далее средства, воспитывающие скоростную выносливость, а потом нагрузку для воспитания общей выносливости.

Особенно творчески надо подходить к построению подготовки на учебно-тренировочных сборах, когда проведение тренировок не лимитируется занятостью спортсменов. В этот период возможно применение микроциклов и 4:1, и 3:1.

При трехразовых тренировках в день каждое занятие должно иметь четкую направленность. Утренняя тренировка способствует повышению общего тонуса организма и улучшению работоспособности на последующих занятиях, на дневной и вечерней тренировках решаются основные задачи подготовки. Причем одна направлена на решение главной задачи этого дня микроцикла, а другая – второстепенной.

При выполнении игровых упражнений следует учитывать количество игроков, размер поля, установки на игру (личная защита или зонная, с форой или без нее и пр.), так как все эти компоненты создают значительную разницу интенсивности упражнений. Разное количество баскетболистов, участвующих в поточных упражнениях, тоже существенно меняет темп в связи с удлинением или укорочением пауз между повторениями.

Летом в спортивном лагере планирование произвольное, сообразно имеющимся средствам и задачам, которые необходимо решить.

3. Средства и методы спортивной тренировки

Средством называется то, что используется для решения поставленных задач. Комплекс средств спортивной тренировки составляют:

  1.  физические и идеомоторные упражнения;
  2.  оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;
  3.  технические средства обучения и тренажеры.

Ф и з и ч е с к е  упражнения – это двигательные действия используемые для решения определенных задач, являются основным и специфическим средством спортивной тренировки. Различают соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные упражнения2.

Соревновательные упражнения в спортивных играх представляют собой комплекс двигательных действий, которые являются предметом специфическими для конкретного вида. Для баскетбола такими упражнениями являются все технические приемы: перемещения, ведения, броски и передачи в нападении и способы противодействия им. Соревновательные (специальные) упражнения начинают применять в тренировке юных баскетболистов уже на начальном этапе подготовки, при условии соблюдения принципа «от простого к сложному».

Специально-подготовительные упражнения – двигательные действия сходные с соревновательными упражнениями, как по форме, так и по характеру проявления физических и психических качеств.

Методы спортивной тренировки в спортивных играх.

Конкретный эффект любого педагогического средства определяется не только его содержанием и формой, но и способом применения, т.е. методом.

В учебно-тренировочном процессе в спортивных играх используются три основных группы методов: 1) словесные; 2) наглядные; 3) практические.

К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа, разбор.

Наглядные методы многообразны и направлены на активизацию сенсорных процессов у занимающихся. К ним, прежде всего, относятся: показ упражнений или их элементов (учителем, тренером или наиболее подготовленным учеником). К вспомогательным наглядным методам относятся: демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий, использование демонстрационных досок, планшетов, информационных технологий.

Определенное значение имеют методы ориентирования (предметные или условные ориентиры – линии разметки, стойки, мячи, зрительные или звуковые сигналы и т.д.).

Практические методы базируются на активной двигательной деятельности занимающихся. В учебно-тренировочном процессе в спортивных играх используются все известные методы спортивной тренировки:

  1.  Равномерный метод – непрерывное выполнение упражнений в равномерном темпе. Применяется в спортивных играх при воспитании общей выносливости, в подготовительном периоде (кросс, ОРУ циклического характера с участием большого количества мышечных групп). ЧСС – 140-150 уд/мин, продолжительность работы 40-90 мин.
  2.  Переменный метод – чередование нагрузок различной интенсивности. Применяется на этапе общей и специальной физической подготовки. Непрерывное выполнение различных упражнений, где основным переменным фактором является структура движения (например, броски в баскетболе с различной дистанции или различными способами).
  3.  Повторный метод – заключается в многократном выполнении упражнений при сохранении содержания, величины и характера нагрузки (например, многократное пробегание с одинаковой скоростью отрезков, соответствующих игровому расстоянию, выполнение бросков, ударов с одной и той же точки определенном образом). ЧСС перед повторением не должна снижаться ниже 120-130 уд/мин. Данный метод позволяет в течение одной тренировки выполнять большой объем работы, способствует совершенствованию функциональных возможностей формированию и упрочению двигательных навыков, используют при воспитании быстроты, выносливости, гибкости, в технико-тактической подготовке.
  4.  При воспитании силовых способностей баскетболистов используют метод выполнения упражнений «до отказа», основу которого составляет повторное выполнение упражнений сходных по структуре с элементами игры с непредельными отягощениями (до 60-70% от максимальной). Другим методом воспитания силы является метод максимальных усилий – предполагающий использование с предельно высокими отягощениями. Не более одного занятия в неделю.
  5.  Повторно-переменный метод – разновидность повторного метода. Характеризуется изменением нагрузки при повторении в сторону увеличения или уменьшения, с общей тенденцией к повышению.
  6.  Интервальный метод – предполагает многократное повторение кратковременной работы при строгой регламентации продолжительности упражнений и пауз отдыха между повторениями. Интенсивность работы контролируется по ЧСС – в пределах 1809 уд/мин. Упражнения циклического характера – 1,5-2 мин. Специальные упражнения –2-3 мин. Паузы отдыха могут быть пассивными и активными (ЧСС до 120-130 уд/мин.). Количество повторений от 10 до 20. Данный метод способствует развитию сердечной мышцы, увеличение объема сердца и улучшении. Показателей аэробного обмена.
  7.  Игровой метод – позволяет частично моделировать условия соревнований. Характеризуется постоянным или внезапным изменением игровых ситуаций при наличии определенного сюжета и конечной цели. Требует комплексного проявления физических качеств, двигательных действий, самостоятельности, инициативности и взаимопонимания между игроками. Включает в себя использование разнообразных подвижных и учебных игр, игровых упражнений и заданий. Применяется для избирательного воздействия на отдельные способности и комплексного совершенствования двигательной деятельности баскетболистов.
  8.  Соревновательный метод – это специально организованные состязания, в которых создаются условия для индивидуальной  и командной борьбы. Этот метод позволяет создать наиболее благоприятные условия для максимальных функциональных сдвигов, особый эмоциональный фон, психологическую напряженность, близкую к собственно соревновательным условиям. Применяется этот метод при решении отдельных задач подготовки: при воспитании физических качеств, совершенствовании технических приемов, тактических взаимодействий, для стимулирования интереса и активизации занимающихся.
  9.  Метод сопряженных воздействий – основан на взаимосвязи развития физических качеств и двигательных навыков. Для этого используют специальные упражнения, направленные на развитие необходимых двигательных качеств при условии их динамического соответствия биомеханическим и анатомо-физиологическим особенностям двигательной деятельности баскетболистов. Здесь учитывается не только состав работающих мышц, но и величина усилий и характер изменения этих усилий в различных фазах движения, что позволяет симулировать работу нервно-мышечного аппарата и обеспечивает высокую эффективность двигательных действий.

Метод сопряженных воздействий применяют на подготовительном и предсоревновательном этапах подготовки баскетболистов, а также в соревновательном периоде. Когда необходимо тесное увязывание задач физической, технической и тактической подготовки в условиях дефицита времени на физическую подготовку.

4. Принципы спортивной тренировки

Принципы спортивной подготовки построены на основе общепедагогических принципов, определяющих процесс воспитания и обучения. Однако в связи с особенностями процесса физической, технической, тактической, психологической подготовки в спорте (значительные нервные и физические нагрузки, необходимость обучения технике сложных движений, постоянное повышение функциональных возможностей организма спортсмена), принципы спортивной подготовки получили особое содержание. Возникли новые принципы, связанные с особенностями спортивной подготовки.

Современные принципы спортивной тренировки отражают такие закономерности, как целостность организма человека и его единство с внешней средой, соответствие нагрузок функциональным и адаптивным возможностям спортсмена, регулярность и вариативность тренировки,  органическую взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса, гиперкомпенсацию в восстановительных процессах и многое другое. Каждый тренер учитывает в своей работе те принципы, которые соответствуют особенностям его вида спорта, однако существуют основные принципы, соблюдение которых обязательно для любого вида спорта. К ним относятся следующие принципы: сознательности и активности, специализации и всесторонности, возрастающих нагрузок, повторности, наглядности и индивидуализации.

  1.  Принципы сознательности и активности – определяют важнейшую роль спортсмена в практической реализации им системы подготовки на пути к поставленной цели. Принцип сознательности определяет сознательное отношение спортсменов к своей подготовке и дает возможность каждому спортсмену знать что, почему и зачем он делает. В спортивных играх данный принцип обеспечивает успешное освоение спортивной техники и тактики игры, влияет на эффективность физической подготовки. Реализуется принцип сознательности через углубленное изучение теории и методики избранного вида спорта, а так же смежных научных дисциплин, что дает спортсмену большой запас знаний и опыта, позволяет ему  более эффективно совершенствовать спортивное мастерство.

Принцип сознательности так же способствует овладению огромными потенциальными ресурсами нервно-психических сил и реализуется через процесс воспитания и самовоспитания таких способностей как умение концентрироваться, усиливать и направлять мысли и сознание на волевые усилия и физические действия при выполнении физических упражнений, особенно в процессе соревновательной деятельности.

Принцип активности неразрывно связан с принципом сознательности и определяет роль самостоятельной практической реализации спортсменом системы спортивной тренировки. Активное отношение к тренировочному процессу контролируется и направляется тренером, который должен так организовать тренировку, чтобы побуждать спортсменов к активности, к стремлению достичь цели, к творчеству, к приобретению знаний. Для реализации этого принципа необходимо учитывать возрастные особенности  спортсменов, их индивидуальные и личностные интересы, психические особенности личности каждого ученика. В спортивных играх, которые являются в основном командными видами спорта, очень важно так же учитывать внутригрупповые  межличностные отношения.

При реализации принципов сознательности и активности в учебно-тренировочном процессе необходимо:

  1.  Формировать у спортсменов осмысленное отношение  и устойчивый интерес к занятиям спортом (цели ближайшие и отдаленные в жизни и спорте, воздействие спортивных игр на организм, их прикладное значение, структура техники, тактики и т.д.);
  2.  Стимулировать сознательный анализ (самоанализ), самоконтроль и рациональное использование сил при выполнении упражнений (обратная связь – срочная и отставленная, наблюдение, анализ ошибок, действие);
  3.  Воспитывать инициативность, самостоятельность, творческое отношение к заданиям;
  4.  Стимулировать активность посредством подбора увлекательного материала (средств, методов, организации занятий), достижения реального результата;
  5.  Формировать простейшие методические умения и навыки самоконтроля, формировать физическую активность как основу здорового образа жизни.
  6.  Принцип специализации является основой в достижении высоких спортивных результатов. «Этот принцип указывает, что объективно необходимым условием для высших достижений является сосредоточие времени и сил  на каком-либо избранном предмете спортивных занятий». Только посредством специфически направленных упражнений и воздействий можно получить и специфические изменения в органах и системах организма спортсмена применительно к требованиям избранного вида спорта. Такую же специализированную направленность можно придать и овладению техникой и тактикой, воспитанию волевых качеств, приобретению общего физического развития, достижению любой другой цели обучения и воспитания.

Однако спортивная специализация может достигаться посредством применения разнообразных средств и методов, а так же через реализацию принципа всесторонности. Только на основе всестороннего развития и укрепления организма, на основе повышения его функциональных сил создается возможность для достижения наивысших уровней адаптационных сдвигов, обеспечивается органическая взаимосвязь между общей и специальной подготовкой.

Особое значение принцип специализации имеет в занятиях  с детьми. В спортивных играх, где набор осуществляется с 7-9 лет важное значение имеет единство общей и специальной подготовки. В связи с этим планирование ОП и СП происходит с учетом особенностей конкретного вида спорта, в группах начальной подготовки ОП отводится большее количество времени, постепенно увеличивая соотношение ОП и СП в сторону  последней. Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки закономерно изменяется как в многолетнем процессе подготовки спортсменов, так и на различных этапах спортивного совершенствования.

Преимущество систематических занятий избранным видом спорта или его элементами с раннего возраста заключается в приобретении правильной по своей основе спортивной техники, в воспитании специальных физических и волевых качеств. Регулярные спортивные тарировки юных спортсменов, соответствующие их возрастным особенностям (по технике, инвентарю, нагрузкам и т.д.) способствуют возникновению специфических приспособительных реакций органов и систем применительно к избранному виду спорта, что создает важные предпосылки к специализированной тренировке в более старшем возрасте.

Таким образом, принцип специализации в занятиях с юными спортсменами реализуется как построение прочного фундамента, позволяющего достичь через специальную тренировку высоких результатов в избранном виде спорта.

  1.  Принцип всесторонности основан на понятиях целостности организма и требует от спортсмена всестороннего развития, в том числе морального и культурного.

Из принципа всесторонности следуют такие положения:

  1.  Всестороннее, функционально гармоничное развитие организма спортсмена обеспечивает ему  наибольшую жизнедеятельность, отличное состояние ЦНС, лучшую восприимчивость нагрузок и адаптацию к ним, устойчивость против неблагоприятных влияний, другими словами – отличное здоровье, как условие высокой жизнедеятельности организма.
  2.  Всестороннее развитие, общая физическая, психологическая и моральная подготовленность являются необходимым условием для реализации принципа специализации (т.е. для дальнейшей углубленной специализации в избранном виде спорта).
  3.  Всесторонняя подготовка спортсменов позволяет избежать односторонности в подходах к тренировкам, когда увеличивается какая-либо часть  подготовки в ущерб другим. Например, «сила важнее стиля» – 1938-40 гг.; «техника решает все» – 1945-50 гг.; «изометрия – лучший метод» – 1962-64 гг.; «все дело в тренажерах» – 1972-80 гг.

Широкое исследование проблемы разнообразия в специальной тренировке, проведенное М. Бочаровым (Болгария, 1986), показало с большой достоверностью, любая спортивная специализация опирается на  всестороннюю подготовленность спортсмена, имея в этом глубокие физиологические, морфологические и психологические корни.

  1.  Принцип возрастающих нагрузок основан на правильном  использовании нагрузок и воздействий в процессе подготовки спортсменов. Этот принцип определяет 4 пути возрастания нагрузки.
  2.  Постепенный путь – основан на положении о том, что морфологические и физиологические перестроения и изменения в органах и системах и улучшение их функций под влиянием нагрузок происходит постепенно на протяжении длительного времени. Попытки форсировать нарастание нагрузок всегда ведут к срыву адаптационных возможностей, к перегрузке нервной системы и могут быть вредными для здоровья.

Постепенность определяет подходы к любым нагрузкам в тренировочных занятиях и соревнованиях. Однако крутизна постепенного нарастания нагрузок неодинакова и зависит от состояния спортсменов, его самочувствия и работоспособности, что требует от тренера увеличения или уменьшения крутизны постепенного нарастания нагрузки, изменение ее характера.

  1.  Скачкообразное возрастание нагрузок неразрывно сочетается с постепенностью возрастания нагрузок. Скачкообразность осуществляется на фоне относительного непрерывного нарастания функциональных проявлений организма. Следовательно, от одной скачкообразно повышенной нагрузки (увеличение дистанции, количества повторений и т.п.) до другой и.т.д. физиологические и другие адаптационные процессы развиваются постепенно. Каждое скачкообразное повышение нагрузки должно соответствовать функциональным возможностям организма спортсмена и задачам его подготовки. Увеличение нагрузки резким и большим скачком возможно лишь в случаях, когда она до этого была  заведомо занижена или спортсмены в занятии переходят к выполнению ранее освоенных упражнений и достигнутых рубежей.
  2.  Ступенчатообразность в повышении нагрузок является основным фактором приобретения спортивной подготовленности. В спортивной практике тренировочные нагрузки повышаются ступенчатообразно от одного микроцикла к другому. Внутри микроцикла сохраняются примерно одинаковые интенсивность и продолжительность упражнений, их сложность и психическая напряженность. Нередко приходится повторять два и более микроциклов с одинаковыми уровнями нагрузок, чтобы закрепить достигнутые изменения в органах и системах, долбиться стабильности в спортивной технике.

Существует прямая связь между длиной (число дней) и высотой (степень нагрузки) «ступенек»: чем меньше занятий в избранных упражнениях с одинаковой нагрузкой, тем меньше высота подъема нагрузки в следующей ступеньке. И наоборот, удлинение «ступени» позволяет переходить к более высоким нагрузкам в последующих микроциклах. В спортивных играх при овладении техникой и совершенствовании в ней, при образовании специального функционального фундамента длина ступени составляет 3-4 недели при относительно небольшой высоте. При необходимости увеличения мышечного объема – длина «ступени» составляет 1 неделю, а прирост нагрузки более значительный, чем в предыдущем случае. После дней активного отдыха или разгрузочного микроцикла «ступеньку» можно значительно увеличить, то же можно сделать после цикла совершенствования техники при средних условиях.

  1.  Волнообразность – достигается изменением учебных, тренировочных и соревновательных нагрузок и включением интервалов активного отдыха на протяжении занятия, тренировочного дня, микроцикла, этапа, периода, года, и лет. Во всех этих структурах возрастание нагрузки сменяется относительной стабилизацией на уровне значительных или повышенных требований; затем следует снижение  нагрузки и отдых. Волна имеет различную длину (продолжительность) и высоту (степень нагрузки) в зависимости от задач подготовки, применяемых тренировочных упражнений и воздействий, условий проведения тренировочного процесса и средств восстановления. Наибольшей высоты волны достигают в соревновательном  периоде. Так как в спортивных играх соревновательный период зачастую длиться  8-10 месяцев эффективными являются волны с достаточно высокой нагрузкой на протяжении 1,5-2 месяцев с последующим снижением нагрузки в 2 неделях.

В процессе спортивной подготовки на многолетнюю волну накладывается волны годичного цикла, на них, в свою очередь накладываются периодные и этапные волны, включающие в себя волны микроцикла, тренировочного дня, занятия и отдельной тренировочной работы. В каждом конкретном случае необходимо построение своей волновой структуры. С волнообразностью связан и постепенный переход от нагрузки к покою в конце занятия или дня, после тренировочного микроцикла и участия в соревновании, при переходе к активному отдыху в конце годового цикла и по окончании занятий спортом в связи с возрастом. Резкий переход от больших тренировочных  нагрузок к бездействию ведет к нарушению сбалансированности работы всего организма и как следствие к ухудшению состояния здоровья.

Итак, кривая постепенно возрастающих нагрузок будет неравномерно восходящей, скачкообразной, ступенчатообразной и волнообразной. Общая тенденция постепенного и неуклонного повышения тренировочных воздействий и требований на протяжении длительного времени должна сохраняться. (Рис 1).

Основные положения:

  1.  тенденция к увеличению нагрузок;
  2.  усложнение заданий и форм повышения нагрузок (для избежания отрицательного влияния адаптации к однообразным нагрузкам);
  3.  по мере усвоения технико-тактических действий следует постоянно варьировать условия их выполнения;
  4.  совершенствование техники сочетать с специальной физической подготовкой, способствовать повышению двигательного потенциала.
  5.  Принцип повторности (систематичности) – реализуется в повторном выполнении упражнений, действий, заданий и тренировочных работ и занятий, соревнований и т.д. Базируется на важнейших положениях о необходимости повторных воздействий для образования условно-рефлекторных связей, для возникновения соответствующих адаптационных изменений в органах и системах организма спортсмена.

Оптимальность реализации данного принципа достигается правильным сочетанием работы и отдыха, утомления и восстановления. Повторение тренировочных и соревновательных нагрузок органически связано с интервалами времени между ними и с восстановительными процессами в организме спортсмена. Число повторений и нагрузок в них, цель, характер и продолжительность интервалов зависят от задач, средств и методов конкретного вида спорта, уровня подготовленности спортсменов и внешних условий.

Основные положения принципа повторности:

  1.  Количество повторений одного упражнения, одной тренировочной работы определяется их продолжительностью и качеством. Если упражнения кратковременны и легки в выполнении, то число повторений будет больше, по сравнению с упражнениями высокой интенсивности, координационной сложности и психической напряженности.
    1.  Начинать выполнение упражнения или тренировочной работы необходимо в состоянии, соответствующем задачам подготовки. Число повторений должно соответствовать психическим и физическим возможностям спортсмена.
    2.  Интервалы между повторными нагрузками должны создавать условия для отдыха и восстановления, тем самым, обеспечивая  дальнейшее выполнение повторной работы на необходимом уровне.

Интервалы могут быть:

  1.  до полного восстановления;
    1.  восстановление в рамках отдельного тренировочного занятия или дня;
      1.  неполное восстановление – способствует повышенной адаптации при повторных возросших нагрузках;
      2.  полное восстановление функциональных возможностей отдельного органа или системы, того или иного компонента подготовленности, с учетом гетерохронности восстановительных процессов в различных системах (СС – минуты, мышечная система – часы, НС – дни, недели);
      3.  в спортивных играх кратковременный нерегламентированный отдых;
      4.  кратковременный отдых, регламентированный правилами проведения соревнований.

По характеру интервалы различаются следующим образом: пассивный отдых лежа, сидя или стоя (исключается после выполнения напряженной тренировочной работы, связанной с проявлением силы, быстроты и выносливости на протяжении  более 30 секунд); активный отдых в виде ходьбы, медленного бега, упражнений на расслабление и т.д. (особую роль играет в интервальном методе  развития выносливости); тренировочный режим с использованием сниженных нагрузок, подготавливающих к повторному выполнению упражнения и т.д.; самовнушенный и внушенный отдых (в перерывах между таймами в спортивных играх); с применением восстановительных средств и мероприятий; реабилитация (после значительных тренировочных или соревновательных нагрузок); комплексный отдых с использованием двух и более средств из перечисленных выше.

Продолжительность интервалов определяется, исходя из задач и методов тренировки, состояния спортсмена и особенностей вида спорта, внешних условий и характера интервала. Увеличение нагрузки обычно требует  удлинение интервала, и наоборот.

Непрерывность и преемственность процесса обучения обеспечивается  оптимальным чередованием нагрузок и отдыха. Повторяемость необходима для формирования технико-тактических умений на уровне двигательного навыка, вариативность – обеспечивает эффективность приемов игры в различных условиях соревновательной деятельности.

Последовательность занятий, средств и методов важна в спортивных играх, где имеет место обширный арсенал технико-тактических действий и рассматривается в следующих аспектах:

  1.  локальная последовательность – относительно способов отдельного приема игры или тактического действия;
  2.  региональная последовательность – отдельно для всей технической подготовки и всей тактической подготовки;
  3.  общая последовательность – для технико-тактической подготовки в динамике  многолетней подготовки (Ю.Д. Железняк, 1978).
  4.  Последовательность в воспитании физических качеств: нагрузки скоростного характера должны предшествовать нагрузкам на выносливость, хорошо сочетаются скоростные и силовые нагрузки и т. д.
  5.  Принцип разнообразия и новизны подразумевает включение в подготовку спортсменов кроме обычно используемых упражнений и воздействий. Еще и такие, которые отличаются по форме и содержанию, сохраняя вместе с тем направленность на решение задач общей и специальной подготовки в конкретном виде спорта. Чаще всего применяется в подготовке спортсменов высших разрядов и достигается различными путями:
    1.  Применение вместо одного точно направленного упражнения, комплекса разных по форме, но так же точно направленных упражнений;
    2.  Применение разных и новых упражнений для целей ОФП (например, из других видов спорта);
    3.  Применение «специализированного разнообразия» (например, упражнения с двумя мячами в спортивных играх);
    4.  Применение различных внешних условий, в которых проводятся тренировки, соревнования, восстановительные мероприятия;
    5.  Принцип разнообразия и новизны отрицает возможность повторения одного большого цикла с одинаковым содержанием тренировки. Практика показывает, что подобное повторение в лучшем случае возможно лишь дважды, далее идет снижение работоспособности и результатов.
  6.  Принцип наглядности не должен сводиться к одному лишь показу. Этот принцип очень важен в обучении технике и тактике в спортивных играх. Реализация принципа наглядности в спортивных играх осуществляется через демонстрацию наглядных пособий (видеозаписей, кино, фото, таблиц, рисунков, моделей) с целью создания у спортсменов правильного представления на основании конкретных образов.

Наглядность – средство создания в процессе обучения приемам игры и развития физических качеств зрительных, слуховых, мышечных ощущений, формирования более полного и точного чувственного образа техники и тактики, физических способностей, условий выполнения технико-тактических действий и их результатов.

В спортивных играх выделяют комплексный анализатор, например, «чувство мяча» в баскетболе. Для формирования чувственного образа необходима взаимосвязь непосредственной и опосредованной наглядности. Непосредственная – зрительный (показ, демонстрация различных пособий), двигательный анализаторы (облегчающие тренажеры и приспособления). Опосредованная – слово, сочетание зрения и слуха (с помощью аудиовизуальных средств).

  1.  Принцип индивидуализации – является развитием педагогического принципа доступности, определяющего такое осуществление учебного процесса, которое бы возможно полнее соответствовало силам и знаниям учащихся.

Учитывает особенности занимающихся и посильность  предлагаемых им заданий, обеспечивает оздоровительный эффект обучения.

Определяющие меры доступного:

  1.  возрастно-половой аспект (многолетний);
  2.  индивидуальные особенности (на любом уровне).

Методические условия доступности:

- оптимальная преемственность содержания занятий и постепенность нарастания трудностей (развитие специальных физических качеств,  подводящие упражнения и т.д.)

- переход от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному; чем богаче двигательный опыт спортсменов, тем эффективнее процесс освоения сложных двигательных действий, характерных для спортивных игр.

Особое значение в реализации принципа доступности и индивидуализации имеют подводящие и подготовительные упражнения. Индивидуализация предполагает учитывать индивидуальные особенности спортсменов (при выборе игрового амплуа, определении величины нагрузки и характера выполняемых специальных упражнений).

Особое значение в реализации принципа доступности и индивидуализации имеют подводящие и подготовительные упражнения. Индивидуализация предполагает учитывать индивидуальные особенности спортсменов (при выборе игрового амплуа, определении величины нагрузки и характера выполняемых специальных упражнений).

5. Этапы многолетнего процесса подготовки

Этап начальной подготовки

Основной принцип работы в этих группах – универсальность подготовки учащихся. Исходя из этого, на занятиях групп начальной подготовки первого и второго годов решаются следующие задачи:

  1.  Укрепление здоровья, содействие физическому развитию и разносторонней физической подготовленности.
    1.  Воспитание специальных качеств, необходимых для успешного овладения навыкам игры (координация движений, быстрота, гибкость, ловкость, способность ориентироваться в меняющейся обстановке, скоростно-силовые).
      1.  Укрепление опорно-двигательного аппарата.
      2.  Обучение основам техники.
      3.  Начальное обучение тактическим действиям в нападении и защите.
      4.  Выполнение нормативных требований по видам подготовки.
      5.  Привитие навыков к соревновательности в соответствии с правилами и стойкого интереса к занятиям спортивными играми.
      6.  Первичный отбор способных к занятиям спортивными играми детей.

В соответствии с этими задачами происходит распределение времени по видам подготовки. На 1 и 2 году обучения особое внимание уделяется общей и специальной физической и технической подготовке спортсмена. Во второй половине года на техническую и тактическую подготовку уделяется большее количество времени, чем на физическую.

В группах начальной подготовки количество тренировочных занятий и их продолжительность одинаковы в недельном цикле. Рекомендуется одноразовые тренировки, четыре раза в неделю, продолжительностью 2 (академических) часа3.

                                возраст           наполнен.         в неделю         в год

1 год обучения       10- 12 лет       15 человек          9 часов         416 часов

2 год обучения       11- 13 лет       15 человек          9 часов         416 часов

Основная направленность программы начальной подготовки – обучающая. Заключается она в создании предпосылок для успешного обучения юных спортсменов широкому технико-тактическому арсеналу, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности. Основной показатель работы спортивных школ – выполнение в конце каждого года программных требований, предъявляемых к уровню подготовленности занимающихся.

Физическая подготовка в первый год, основана на разностороннем развитии ребенка, которое в дальнейшем будет способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям и позволит овладеть необходимыми игровыми умениями и навыками.

Работа, ведущаяся в данные периоды, должна иметь оздоровительную направленность, способствовать формированию осанки, совершенствованию функций анализаторов и вегетативных систем организма. Главным в выборе средств подготовки должно быть их разностороннее воздействие на организм. Избранные средства нужно широко варьировать. Большое внимание следует уделять акробатическим и гимнастическим упражнения, легкой атлетике, разнообразным играм и т.п. Особое место в занятиях должны занимать упражнения с мячами. Задача их – не только физическое развитие, но и освоение умений владеть мячом, согласовывать свои действия с мячом во времени и пространстве. По мере роста подготовленности спортигровика эта способность будет приобретать все большее и большее значение.

Основной задачей технической подготовки детей является овладение основными приемами техники: перемещениями, ловлей, передачами, бросками, ведением мяча. Изучение их ведется на основе владения основными способами их выполнения. Это составит базу, на основе которой в дальнейшем занимающиеся смогут овладеть всем многообразием технических приемов.

В основе технической подготовки воспитание способности выполнять изученные приемы в сочетании друг с другом и различными способами перемещения (бег, приставные шаги, прыжки и т.д.). Эти сочетания не должны включать ни одновременно, ни последовательно большого количества приемов.

Основные задачи тактической подготовки – формирование и развитие тех способностей, которые лежат в основе тактического мышления и тактических действий, овладение индивидуальными действиями, связанными с изученными приемами техники. Здесь необходимо развивать внимание, зрительную память на ситуации, ориентировку во времени и пространстве. Широко используют не только специальные упражнения, но и подвижные игры. После соответствующей подготовки в упражнениях необходимо использовать игровой метод.

Применяются различные игры со звуковой и зрительной сигнализацией, передача мяча в различных перестроениях (в кругу треугольника). Кроме того, применяют упражнения в передаче мяча, где направление движения игрока не совпадает с направлением движения мяча, а также введение в упражнения пассивного сопротивления.

Главное в тактической подготовке на начальном этапе – это усвоение индивидуальных и частично групповых действий овладение командными действиями сводятся к знакомству с расстановкой игроков на площадке. Дети выступают в игре во всех амплуа поочередно.

Также необходимо знакомить учеников с простейшими системами передвижений, изображенных на плакатах, просматривать игры старших ребят и мастеров.

Морально- волевая подготовка. К основным особенностям поведения детей этого возраста относится высокая эмоциональная возбудимость. Восприятие окружающего мира младших школьников имеет предметно-образный характер. Отсутствие устойчивого внимания и сосредоточенности требует при проведении занятий разнообразного учебного материала, частой смены заданий. При объяснении заданий полезно использовать сравнения с образами животных, птиц.

Наряду с образным объяснением необходим неоднократный показ упражнений. На детей 7-12 лет существенно влияет присутствие зрителей. Детей на тренировке приучают сначала к игровой деятельности, а затем к соревновательной. Для этого юных спортсменов необходимо специально готовить к встрече со зрителями, сначала под шум болельщиков, записанный  на магнитофон.

Задача игровой подготовки на этом этапе – сопряженное воздействие на физическую, техническую и тактическую подготовленность юных спортигровиков. Основными средствами являются общеподготовительные упражнения с использованием сопряженного метода и игры по упрощенным правилам.

Второй год обучения в группах начальной подготовки является логическим продолжением первого. Однако на второй год несколько увеличивается количество часов на тактическую и игровую подготовку, увеличивается количество игр.

В группы принимаются практически все желающие, так как этого требуют педагогическая этика и психологические законы спортивной ориентации. На протяжении первых двух месяцев тренер ведет наблюдение за поведением и деятельностью детей при выполнении различных упражнений и участии в подвижных играх. По данным этих наблюдений делается предварительное заключение о соответствии учащихся основным требованиям спортивных игр. В случае явных противопоказаний родителям я тактичной форме указывается на то, что их ребенку нецелесообразно заниматься спортивными играми.

Этап углубленной специализации

Задачи подготовки в этом периоде:

  1. Укрепление здоровья и закаливания организма занимающихся, повышение уровня общей физической подготовленности.
    1. Развитие специальных способностей для совершенствования техники и тактики.
      1. Прочное овладение основами техники и тактики.
        1. Определение игровой функции каждого занимающегося в команде и с учетом этого – индивидуализация подготовки.
          1. Овладение основами тактики командных действий, приближение тренировочных занятий к соревновательному режиму и воспитанию навыков соревновательности (по спортивным играм).
            1. Обучение навыкам ведения дневника, системам записи игр и анализу полученных данных.
            2. Приобретение навыков в организации и проведении соревнований по спортивным играм.
            3. Выполнение нормативов спортивных разрядов и нормативных требований по видам подготовки.

В группах углубленной специализации в результате уменьшения объема общей физической подготовки значительно увеличивается объем тактической и игровой подготовки. Таким образом, основной задачей подготовки в данном возрасте является приобщение детей к спортивной деятельности. Этот этап является самым важным с точки зрения подготовки будущего мастера – в конкретном виде спортивных игр, так как предпосылки, создаваемые возростно-половым развитием представляют широкие возможности для формирования двигательных навыков и умений, проявления индивидуальных наклонностей и способностей.

В течение 4 лет увеличивается общее количество часов с 520 до 936 часов в год, увеличивается количество занятий и игровых дней. Если на первом году обучения предполагается 4 тренировочных дня в неделю, то на втором, третьем, четвертом – пять тренировочных дней. На четвертом году обучения рекомендуются двух разовые занятия.

год обучения     возраст        кол-во заним.    в неделю         в год.      

I                  12-14 лет       12 человек         10 часов            520 ч.

II                 13-15 лет       12 человек         12 часов            624 ч.

III               14-16 лет       10 человек         15 часов            780 ч.

IV               15-17 лет        8 человек          18 часов            936 ч.

Физическая подготовка в этот период принципиально не отличается от подготовки детей 10–11 лет. Перед преподавателем стоят задачи, позволяющие вести работу более разнообразно, с применением более сложных упражнений, в большем объеме и с большей интенсивностью.

Основное внимание должно быть обращено на формирование специальных физических качеств. В этом возрасте наиболее благоприятны предпосылки для развития быстроты и скоростно-силовых качеств.

Следует осторожно нагружать подростков силовыми упражнениями. Метод нагрузок «до отказа» в работе с детьми неприемлем. Нужно использовать повторный метод. При уменьшении  мощности нагрузки на половину (от предела) ее влияние на организм становится оптимальным, показатели работоспособности подростков приближаются к показателям взрослых.

Особо следует обратить внимание на методы физической подготовки девушек этого возраста. Биологическая перестройка нейроэндокринных соотношений в организме оказывает влияние на темпы роста основных физических качеств.

Известно, что для девушек в этом возрасте допустима и целесообразна интенсификация тренировочного процесса. Физическую подготовку необходимо проводить с учетом специфики игровой деятельности. Объем ее в годичном цикле не менее 30%, при этом используется метод сопряженных воздействий.

В этом возрасте рекомендуется применять нагрузки средней и большой интенсивности при частоте пульса 150-180 ударов в минуту, рекомендуется применять интервальные тренировки, при этом необходим тщательный контроль за пульсом.

На этапе углубленной тренировки в применении методов воспитания выносливости необходим строго индивидуальный подход к занимающимся, у учетом их ростовых данных, возраста.

На этом этапе подготовки обще подготовительные упражнения постепенно в процентном отношении к общему количеству нагрузки сравниваются с объемом специальных упражнений.

Активизация процессов центральной нервной системы, образование многочисленных нервных связей, а также большая устойчивость тормозных реакций в этом возрасте дают возможность разучивать большое количество сложных приемов техники, различных их сочетаний. Появляются предпосылки для совершенствования техники при активном противодействии в соответствующих условиях.

Цель обучения на этом этапе – освоить все приемы игры до уровня умений и навыков. Основным на данном этапе становится целостный метод выполнения приемов. При многократном повторении правильно выполняемые движения постепенно автоматизируются, прочно усваивается навык выполнения технического приема, что достигается систематическими и длительно выполняемыми учебно-тренировочными заданиями в стереотипных условиях, в ходе которых двигательные умения переходят в закрепленные двигательные навыки. На этом этапе спортсмен совершенствует приемы, присущие игроку определенного амплуа.

При работе над техникой необходимо самым тщательным образом следить, чтобы движения были точными и эффективными, большое внимание уделять применению ее в сложных игровых условиях. Под особым контролем должно находиться развитие меткости, так как в дальнейшем добиться в этом значительных успехов труднее. В центре внимания в это время должна быть работа над скоростной техникой.

Задачи тактической подготовки:

- расширение арсенала индивидуальной тактики, основанной на изученных приемах техники;

- воспитание навыков взаимодействий двух, трех человек и командных;

- изучение специфики игровых функций, развития способности к анализу деятельности позволяет успешно вести работу.

На этом этапе тактическая подготовка приобретает более специфический характер. Поэтому им нужно давать упражнения с выбором решения из нескольких вариантов. На этапе углубленной тренировки тактическая подготовка ведется в двух направлениях: продолжается разучивание конкретных схем действия в групповых упражнениях и подбираются упражнения, которые вынуждают игрока творчески подходить к решению задачи. Основное направление подготовки – воспитание тактического мышления на базе систематически получаемых новых знаний.

Формирование у занимающихся навыков самостоятельного тактического мышления осуществляется в процессе освоения специальных тактических взаимодействий, однако работа над их разучиванием не должна быть самоцелью. Овладение навыками командных действий должно способствовать сыгрыванию команды. Однако на данном этапе не следует стремиться к четкому закреплению игровых функций. Задачи тактической подготовки должны сводиться к тактическому «многоборью»: игрок должен уметь в случае необходимости выполнять обязанности любого игрока команды. Это поможет выявить творческие способности каждого.

Игровая подготовка в группах углубленной специализации носит целенаправленный характер. На этом этапе используют все средства игровой подготовки. Особое место отводят упражнениям с конкретной направленностью, нацеленным на обучение взаимопониманию, овладение техникой и ориентировкой в условиях высокой физической нагрузки.

Морально-волевая подготовка. В среднем возрасте ребята уже уравновешены, обладают умением сосредоточить внимание в течении длительного времени, но бывают раздражительны повышенно чувствительны, что выражается в обидчивости, замкнуты. На данном этапе спортивной тренировки недостаточно общих мероприятий воспитывающего действия. Здесь нужен индивидуальный подход к каждому занимающемуся. Для активизации успешной деятельности юного спортсмена тренеру необходимо с помощью различных методов (индивидуальных бесед, бесед с родителями, с товарищами, наблюдений за поведением) собрать информацию и получить представление о типе личности подростка, его жизни, о мотивах занятия спортивными играми.

Этап спортивного совершенствования

Ведущий принцип учебно-тренировочной работы в этих группах – специализированная подготовка, в основе которой лежат игровые функции и индивидуальные особенности занимающихся. Специализация осуществляется на базе универсальной подготовки.

Основная направленность в работе с детьми этого возраста – привитие стремления к постоянному совершенствованию физических возможностей, технического и тактического мастерства. Расширяя арсенал техники, улучшая качество выполнения приемов. Наряду с продолжением решения задач предыдущего этапа нужно осуществить следующее:

а) расширение круга двигательных возможностей на основе широкого использования средств физической подготовки и совершенствования специальных качеств;

б) расширение арсенала техники в процессе овладения новой техникой – сочетанием различных приемов, приспособлением техники к индивидуальным особенностям, определенным функциям, выполняемым в команде;

в) овладение разнообразными воздействиями с учетом условий соревнований и поведения противника;

г) закрепление игровой функции и расширение навыков, обеспечивающих ее выполнение;

д) приобретение игрового опыта в результате систематического участия в соревнованиях различного масштаба;

е) повышение эффективности техники и тактических взаимодействий;

ж) подведение юниоров к требованиям, предъявляемым к команде высокой квалификации.

Распределение учебного материала по видам подготовки в годичном цикле для групп СС свидетельствует о том, что на фоне общего увеличения часов с 1248 до 1560 в год значительно увеличивается объем тактической и игровой подготовки по сравнению с учебно-тренировочными группами. Объем технической подготовки остается примерно на одном и том же уровне в течение 3-х лет обучения.

Количество рабочих часов в неделю, занятий и их продолжительность состоит из 5 тренировочных дней в подготовительном периоде, в соревновательном 6 тренировочных дней. Рекомендуется применять 2-х разовые занятия, в соревновательном и переходном периоде – одноразовые занятия.

В годичном цикле распределение объёмов компонентов тренировки зависит от периодизации.

Занятия проводятся группами по 12–15 человек. Используются следующие методы: групповой (для дозированных упражнений), поточный, как правило, в небольших группах или индивидуально.

Метод показа уступает место методу слова, упражнений, игровому методу. Широко используется в занятиях тренажеры, а также приборы, позволяющие контролировать интенсивность и анализировать ее.

В тренировочных занятиях применяется преимущественно два вида нагрузок: относительной продолжительности работа (90–120 мин) умеренной активности и непродолжительная работа субмаксимальной интенсивности и соответствующими интервалами отдыха.

На данном этапе, по-прежнему, отдается предпочтение скоростным упражнениям. Упражнения на выносливость должны носить специфический характер, свойственный игровой деятельности: они должны выполняться с предельной быстротой, в условиях перемещений в течение продолжительного времени.

В технической подготовке внимание сосредотачивается на овладение скоростной техникой. Для совершенствования техники применяются самые разнообразные упражнения:

- многократное выполнение приемов или их комплексов в одних т тех же условиях для совершенствования двигательной структуры;

- выполнение приемов или их комплексов в изменяющихся условиях, где заранее обусловлена ситуация с интервалами отдыха;

- тоже, но ситуация меняется внезапно;

- обеспечение наиболее эффективного решения при возрастающем противодействии;

- выполнение приемов и взаимодействий при различных функциональных и психологических состояниях.

Основные задачи тактической подготовки:

- воспитание способности к быстрому овладению тактическими взаимодействиями в небольших группах и в команде;

- воспитание умения проявить их в зависимости от избранной системы ведения игры и ее вариантов;

- развитие инициативы в процессе реализации общего тактического плана.

Специально- психологическая подготовка.

Задачи:

а) воспитание способности спортсмена контролировать свои действия и регулировать эмоциональное состояние в экстремальных условиях;

б) подготовка к конкретному соревнованию.

Для успешного выступления команды методы воспитания, самовоспитания, убеждения, метод постепенной адаптации к условиям соревнований, методы аутогенной тренировки.

Очень важным является период непосредственной подготовки к соревнованиям. В этот период устанавливается определенный режим тренировок и отдыха, даются специфические нагрузки, моделируются условия предстоящих соревнований на тренировках, даётся установка на конкретную игру.

Игровая подготовка. Вся подготовка на этом этапе принимает специализированный характер. Приемы игры совершенствуются в комплексных упражнениях, принимая вид технико-тактических действий. Подводящие игры применяются как средство восстановления работоспособности.

6. Документы планирования

 К документам планирования относятся учебный план, программа, график прохождения учебного материала, рабочий поурочный план, конспект занятия, расписание занятий.

Программа  это документ планирования, содержащий перечень вопросов, подлежащий изучению по каждой дисциплине учебного плана. Программа состоит из 3-х разделов:

• объяснительной записки, в которой разъясняется, как пользоваться программным материалом и даются некоторые методические указания по построению занятий;

• основного содержания, в котором приводится подробный перечень теоретического и практического материала, подлежащего изучению по годам;

• зачетных и экзаменационных норм и требований для определения успешности проведения  учебно-тренировочного процесса.

 В программе для ДЮСШ определен объем знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть спортсмены по всем разделам подготовки по годам обучения, определены нормативы их физического и спортивно- технического развития.

Программа для ДЮСШ по спортивным играм рассчитана на 9 лет. Подготовка осуществляется в группах начальной подготовки (2 года), в учебно-тренировочных группах (4 года), в группах спортивного совершенствования (3 года). Это относительно самостоятельные этапы подготовки. Каждый из них имеет свои задачи, содержание, приемные, переводные и выпускные требования.

В программе находят отражения основные нормативные положения, регламентирующие деятельность ДЮСШ: наполняем ость учебных групп и учебно-тренировочные режимы, учебный план.

Учебный план – документ определяющий содержание учебно-тренировочной работы и количество часов по каждому разделу.

График прохождения учебного плана- документ, который уточняет последовательность изучения разделов на основе материала программы по периодам, этапам, неделям, устанавливает сроки контрольных испытаний.

Рабочий план составляется на короткий отрезок времени: неделю, месяц, или четверть. В нем конкретный учебный материал излагается в методической последовательности. Наиболее распространенная форма рабочего плана поурочная или графическая.

Конспект учебно-тренировочных занятий составляется на основе рабочего плана. В нем определяются задачи урока, приводятся упражнения с дозировкой и организационно-методические указания (ОМУ) к ним (Приложение 6).

Расписание занятий составляется и утверждается тренерским советом ДЮСШ.

1.Оперативный учет – отражает всю учебно-воспитательную работу, проведенную за день. Сюда входят учет посещаемости занятий, тренировочных нагрузок, основных данных врачебного контроля. Данные оперативного учета заносятся в журнал или дневник тренера.

Основные разделы дневника тренера:

1. Личные данные о занимающихся.

2. Перспективный план подготовки.

3. Годовой план.

4. Оперативный план.

5. Учет и анализ участия в соревнованиях.

6. Данные врачебного контроля.

2. Текущий учет проводится с целью подведения итогов учебно-тренировочной работы за неделю. Исходным для этого учета являются данные оперативного учета.

3. В этапном учете подводятся итоги тренировочной, соревновательной работы за год. Учитывают успеваемость в технике и тактике игры, участие в соревнованиях, изменения в состоянии здоровья и физического развития.

Основными документами учета являются журнал учета, дневник тренера, учетная карта спортсмена и данные медицинских осмотров.

 

Литература:

1. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. Серия «Спорт без границ». – М.: Советский спорт,: 2009.

2. Кузьменко Г.А. Методики развития социального, эмоционального и практического интеллекта юного спортсмена в системе значимых качеств личности: учеб. пособие с CD диском: – М.: Советский спорт. –2010.

2  Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин–тов ф.к. – М.,1991.

3 Приводятся примерные нормы, которые могут изменятся в зависимости от конкретного вида спортивных игр.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21318. Категории атак на информацию 317.5 KB
  Существуют четыре основных категории атак: атаки доступа; атаки модификации; атаки на отказ в обслуживании; атаки на отказ от обязательств. Атаки такого рода наиболее разрушительны. Атаки нацеленные на захват информации хранящейся в электронном виде имеют одну интересную особенность: информация не похищается а копируется. Определение атаки доступа Атака доступа это попытка получения злоумышленником информации для просмотра которой у него нет разрешений.
21319. Предмет і завдання екології. Місце екології у системі інших наук. Значення екології для людської цивілізації. Глобальні проблеми екології 56 KB
  З розвитком виробництва очевидною стає обмеженість традиційно використовуваних природних багатств суші, тому в наш час перспективи розвитку виробництва все в більшій мірі звязують з використанням ресурсів Світового океану та космічного простору. Тому можна сказати, що в наш час екологічні проблеми поширилися навіть за межі Землі.
21320. Безопасность сетей 113.46 KB
  Обеспечение безопасности сетей представляет собой сумму мероприятий направленных на предотвращение несанкционированного доступа к ресурсам сети а именно: Безопасность входа в систему Безопасность доступа к файловой системе Безопасность передачи данных по сети Физическая защита оборудования и помещений. Следует отметить что доступ к сети вообще говоря не означает полного доступа ко всем ресурсам. Поэтому в решении этой задачи предусмотрены как средства аутентификации пользователя так и средства описывающие права доступа к различным...
21321. Виртуальная частная сеть. Концепция построения виртуальных частных сетей VPN 161.96 KB
  Концепция построения виртуальных частных сетей VPN. Виртуальной частной сетью Virtual Private Network – VPN называют объединение локальных сетей через открытую внешнюю среду глобальную сеть в единую корпоративную сеть обеспечивающую безопасное циркулирование данных. Объединение осуществляется на основе создания туннеля VPN в глобальной сети по которому передаются криптографически защищенные пакеты сообщений. Безопасность использования туннеля основана на взаимной аутентификации сторон криптографическом закрытии передаваемых данных...
21322. Жестовые методики ввода информации в интерактивных системах компьютерной визуализации 41 KB
  Трёхмерность, особенно в случае использования средств виртуальной реальности или “больших” экранов (то есть экранов, диагональ которых измеряется метрами, а количество пикселей – десятками миллионов) требует и новые средства ввода и связанные с ними новые пользовательские интерфейсы
21324. Криптографическая защита информации 144.5 KB
  Кpиптоанализ исследование возможности расшифровывания информации без знания ключей.Шеннона €œТеория связи в секретных системах€ стала началом новой эры научной криптологии с секретными ключами. Классификация криптографических систем Тайнопись Криптография с ключом Симметричные криптоалгоритмы Шифры перестановки Шифры замены подстановки Простой замены Сложной замены Сложные составные шифры Асимметричные криптоалгоритмы Комбинированные гибридные криптосистемы Тайнопись Отправитель и получатель производят над сообщением...
21325. Симметричное и асимметричное шифрование 1.88 MB
  Шифрование это преобразование данных в нечитабельную форму используя ключи шифрования расшифрования дешифрования. Она состоит из: одного или более алгоритмов шифрования математических формул; ключей используемых этими алгоритмами шифрования; системы управления ключами; незашифрованного текста; и зашифрованного текста шифртекста. Существуют две методологии криптографической обработки информации с использованием ключей – симметричная и асимметричная. Симметричная секретная методология где и для шифрования и для расшифровки...
21326. Межсетевой экран 214 KB
  Владелец компьютера имеющего выход в Internet устанавливает межсетевой экран чтобы предотвратить получение посторонними конфиденциальных данных хранящихся на защищаемом компьютере рис. Если с другой стороны это приложение таково что по вашему мнению оно не должно взаимодействовать с другим компьютером например текстовый редактор или новая игра загруженная из Internet то скорее всего вы создадите правило которое будет блокировать передачу пакетов этим приложением. Но тем не менее самой защищенной является сеть которая...