88340

Предмет и метод экономической теории

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Экономическая система это часть общественной системы сфера человеческой деятельности в которой осуществляется производство обмен распределение и потребление продуктов услуг и факторов производства. Классическая точка зрения включая марксистскую под предметом экономической теории подразумевает...

Русский

2015-04-28

180 KB

0 чел.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный горный университет

 

Кафедра политической экономии

Реферат

По дисциплине: экономическая теория

                                    (наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)

Тема:  Предмет и метод экономической теории

Выполнил: студент  гр. МТ-11-1                   ___________                 /Зуевич И. А../

                                                                                                                  (подпись)                                           (Ф.И.О.)   

Проверил:     профессор                                     __________               /Волович В. Н./

                                  (должность)                                                             (подпись)                                          (Ф.И.О.)

               Санкт-Петербург

           2011


Содержание:

Введение…………………………………………………………………………….3

  1.  Что изучает экономическая теория……………………………………………
  2.  Важнейшие экономические понятия………………………………………….
  3.  Проблемы эффективности……………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………………

Введение

Каждая наука имеет свой предмет. Политическая экономия и получившая широкое распространение за рубежом экономика в ее западной версии (экономике) — два относительно самостоятельных звена в системе экономических знаний. Но сам термин «политическая экономия» появился почти на три столетия раньше понятия «экономике», введенного в научный оборот в конце XIX в.

Основы экономической теории представляет собой одну из частей более общей и всеобъемлющей экономической науки, какой является политическая экономия.

Основы экономической науки в интерпретации современных западных авторитетов определяются как экономика, наука, исследующая проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими, с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

Приблизительно такой же взгляд проводится и в определении экономической науки в целом, т.е. политической экономии. "Экономическая наука - это наука об управлении редкими ресурсами". Она изучает формы, которые принимает человеческое поведение при использовании этих ресурсов; она изучает и объясняет, каким образом индивидуум или общество направляет ограниченные средства на удовлетворение своих многочисленных и неограниченных потребностей"

Современная экономическая теория призвана соединить потенциал фундаментальных основ и методологическую вооруженность политической экономики с инструментарно-методическим аппаратом и прагматичной ориентированностью экономики.

Цель темы — выяснить предмет экономической теории, определить сущность экономических  методов исследования.

  1.  Что изучает экономическая теория?

В Университете мы начинаем изучать такой предмет, как «Экономическая теория».Что это означает? Само слово "экономика" («ойкономиа») греческого происхождения, буквально означающее "науку о домашнем хозяйстве" ("ойкос" - дом, домашнее хозяйство, "номос" - правило, закон).

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П.Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.  
       В самом начале можно сказать, что экономика, или экономическая теория, изучает экономические закономерности, экономические проблемы. Это первый шаг к определению предмета экономики.
        Пока не очень понятно, что такое "экономические закономерности", нам как-то понятней, что такое "экономические проблемы". Например, в г. Лакинске Владимирской области на грани банкротства находится крупная текстильная фабрика, объем производства сократился там настолько, что вместо 6 тысяч рабочих летом 2000 г. там было занято 500 рабочих, а остальные стали безработными. В августе 1998 г. россияне познакомились со словом девальвация(резкое снижение курса валюты государства в соотношении с твердыми валютами, международными счетными единицами). Девальвация рубля привела к тому, что цены на импортные товары к концу 1998 г. выросли в 3-4 раза. Или, ученику дана 1000 рублей на неделю. Он может пойти в клуб, либо купить подарок девушке, либо купить учебники и т.д. У него много идей по поводу того, как потратить эти деньги. Но на все этой суммы не хватит, поэтому ему придется выбирать, причем постараться выбрать лучший вариант расходования денег. И так, и безработица, и девальвация, и необходимость выбора (как израсходовать деньги? что купить?) - все это экономические проблемы.
     
  Экономические проблемы существуют и решаются людьми в рамках человеческого общества, в рамках существующей там экономической системы. Экономическая система - это только часть общественного устройства. Общество представляет собой сложную структуру, в которой есть семья, нравственность, производство товаров и услуг, политика, идеология, наука, религия, национальные отношения. Важнейшую часть общественного устройства представляет собой экономическая система данного общества.

Экономическая система - это часть общественной системы, сфера человеческой деятельности, в которой осуществляется производство, обмен, распределение и потребление продуктов, услуг и факторов производства.

В экономической системе условно можно выделить несколько важнейших сфер экономической деятельности людей: производство, обмен, распределение и потребление 

Следовательно, экономическая теория изучает ту часть общественного устройства, которая называется экономической системой.

Но это определение предмета экономической теории является слишком общим. Все экономические науки с разных сторон изучают экономическую систему. В частности, среди экономических дисциплин, кроме экономической теории, есть бухгалтерский учет, экономическая статистика, финансы и кредит, международные экономические отношения, экономика предприятия и многие другие. Но в отличие от экономической теории все эти науки являются специальными конкретно-экономическими науками.
        Одни авторы в качестве предмета
экономической теории рассматривают экономическое поведение человека, в связи с использованием им редкостных производственных ресурсов.

Классическая точка зрения, включая марксистскую, под предметом экономической теории подразумевает ту совокупность производственных отношений, которые складываются между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. 

Поведение людей в экономической системе первоначально определяется их потребностями. Удовлетворение наших потребностей дает нам возможность жить, к чему-то стремиться, радоваться жизни, творить. В самом общем виде, потребности людей - это то, что им нужно для жизни.

Потребности - это нужда или недостаток в чем-то, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, группы людей, общества в целом.

Именно наши потребности заставляют нас, людей, производить необходимые нам для  жизни продукты, обмениваться с другими людьми тем, что у них есть в избытке, на то, чего им не хватает. С того момента, когда люди начинают готовиться к удовлетворению своих потребностей, опираясь на имеющиеся ограниченные ресурсы, и начинается экономическая деятельность. Существует великое множество самых разнообразных потребностей.

В первой группе потребности выделяются в зависимости от той роли, которую они играют в жизни человека, то есть в зависимости от их функциональной роли. Потребности в средствах существования являются важнейшими потребностями человека в продуктах питания, в одежде, жилье и т.п., необходимых для поддержания жизни человека и его семьи. Социально-культурные потребности - это потребности в образовании и квалификации, развлечениях, в искусстве, в общении с другими людьми. Для того чтобы удовлетворить первые две группы потребностей, необходимо располагать материальными ресурсами, то есть средствами деятельности. Возникают и развиваются потребности в средствах деятельности.
         Во вторую группу потребности включаются в зависимости от того, в какой форме эти потребности удовлетворяются, то есть в зависимости от объекта потребностей. Материальные потребности для их удовлетворения предполагают наличие продуктов в материальной вещественной форме, например потребности в продуктах питания и одежде, в транспорте и жилище. Нематериальные потребности - это потребности, удовлетворяемые в нематериальной форме, то есть это потребности духовные, этические, эстетические, например, потребность в творчестве, в любви к людям, в знаниях, в общении с природой, в красоте и т.д.
         Объединение потребностей в третьей группе осуществляется в зависимости от того, кто является носителем потребности, кто ее выражает, то есть в зависимости от субъекта потребности. Например, потребности в питании и одежде удовлетворяются индивидуально, это индивидуальные потребности. В подъезде дома у жителей есть потребность в приобретении домофона, это групповая потребность. Потребности в обороне страны, в охране общественного порядка, в создании единой налоговой системы - это общественные потребности.
         Следует обратить внимание, что потребности меняются с развитием человеческого общества, одни потребности исчезают, другие появляются. Более того, их общее количество растет очень быстро. Потребности растут значительно быстрее, чем возможности их удовлетворения. Можно сказать, что потребности являются неограниченными. Если взять в целом долгосрочную перспективу развития общества, то в этой перспективе потребности являются неограниченными. Хотя, конечно, потребность человека в каком-то конкретном продукте в данный период времени может быть удовлетворена, и в этот момент она ограничена. Например, потребность в продуктах питания в данный момент времени ограничена.
         Для удовлетворения потребностей необходимо иметь возможности их удовлетворения, другими словами нужны ресурсы, факторы производства.

Ресурсы - это имеющиеся в распоряжении людей материальные и нематериальные возможности для удовлетворения потребностей.

Факторы производства - это экономические ресурсы, то есть ресурсы, используемые для производства продуктов и услуг.

Самая главная их особенность состоит в том, что ресурсы и факторы производства ограничены. Ограничены, прежде всего, в том смысле, что их не хватает для удовлетворения всех растущих потребностей общества. Факт ограниченности ресурсов является принципиальным для возникновения и развития экономики. Ресурсы и факторы производства, так же как и потребности, разнообразны и многочисленны.

Труд - это человеческие ресурсы, то есть рабочая сила, имеющаяся в обществе и используемая в производстве продуктов и услуг. Рабочая сила (труд) как фактор производства предполагает, что люди имеют определенную квалификацию, знания, навыки и опыт, необходимые для производства продуктов и услуг. Рабочая сила в наше время - это главный ресурс любой экономической системы.    

Капитал - это все то, что используется рабочей силой в производстве продуктов и услуг, в частности это станки, оборудование, инструменты, здания, транспортные средства, склады, трубопроводы, линии электропередачи, системы водоснабжения и канализации. Средства труда в физической форме называют реальным капиталом. Реальный капитал является экономическим ресурсом, фактором производства. Денежный капитал - это всего лишь сумма денег, необходимая для приобретения реального капитала.
         
Земля - в экономической теории это все естественные ресурсы, используемые в производстве продуктов и услуг. Это то, из чего производятся продукты, потребляемые человеком. К этим ресурсам относятся собственно земля как сельскохозяйственные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы, леса. Естественные ресурсы выступают в качестве предметов труда, то есть тех предметов, на которые направлены труд человека и которые им преобразуются с помощью средств труда. Предметы труда и средства труда вместе взятые образуют средства производства. Это обобщающий термин, включающий в себя все материальные ресурсы.
         Предпринимательская способность как фактор производства - это особый вид человеческих ресурсов, способность объединять все факторы производства в каком-то производстве, способность рисковать и внедрять в производство новые идеи и технологии.
         Любой из перечисленных ресурсов является ограниченным, и этот факт очень важен для экономики. Ограниченность ресурсов при удовлетворении неограниченных потребностей еще называют редкостью. Редкость ресурсов не позволяет производить все продукты и услуги, которые хотело бы иметь общество. Поэтому людям приходится выбирать, какие потребности удовлетворять в данный момент в первую очередь, каким способом использовать имеющиеся ресурсы. Производя намеченные продукты, можно использовать разную технологию, разные способы производства. Кроме этого, произведенные продукты необходимо распределить между людьми, учитывая их разные потребности. В любом случае необходимо делать выбор из разных вариантов. Это относится и к ассортименту производимой продукции, и к технологии производства, и к распределению произведенной продукции. Необходимость выбора вытекает из факта ограниченности ресурсов, их редкости.

Существует множество вариантов того, как использовать ограниченные ресурсы для удовлетворения потребностей. Естественно, что люди стремятся выбрать лучший вариант. Это такой вариант, который в наибольшей степени удовлетворяет наши потребности при наименьших затратах ресурсов. Экономисты называют такой вариант наиболее эффективным вариантом. Выбор наиболее эффективного варианта использования ресурсов в производстве продуктов и услуг - это наиболее общая и в то же время центральная проблема экономической теории.

1.2. Важнейшие экономические понятия

В экономической теории используются многие общие понятия, которые известны практически каждому человеку, например: производство, распределение, товар, деньги, цена, издержки и т.д.
         Самыми важными сферами экономической деятельности в обществе являются производство, обмен, распределение и потребление.

Производство - это процесс создания благ (продуктов и услуг), необходимых человеку и обществу для существования и развития.

Сам процесс производства включает несколько основных элементов: труд как целенаправленную деятельность человека по преобразованию вещества природы, предметы труда, средства труда. Конечной целью производства является потребление произведенных продуктов и услуг. Производство важно не само по себе, а лишь как средство для удовлетворения человеческих потребностей.
        Производство в принципе является непрерывным процессом, его непрерывность определяется непрерывностью потребления.

Производство является определяющей сферой экономической деятельности. От того, как налажено производство благ, зависят масштабы и качество потребления, благосостояние общества в целом. Общество стремится к тому, чтобы производство было плодотворным, чтобы оно осуществлялось без потерь ресурсов, давало наилучшие результаты. Плодотворность производства, его результативность измеряется производительностью труда.

Производительность труда - это плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей, которая измеряется количеством продукции, произведенной работником в единицу времени. Различают часовую производительность труда, месячную, годовую производительность труда.

Чем выше производительность труда на предприятии, в обществе в целом, тем выше его благосостояние, уровень жизни населения. Поэтому, рассматривая возможности повышения производительности труда на предприятии или в экономике, необходимо знать важнейшие факторы, влияющие на производительность труда. Главными из них являются качество используемых ресурсов, уровень и совершенство используемой технологии, организация труда и управление, разделение труда и специализация, кооперация труда. В частности, чем выше уровень квалификации работников, чем более совершенной является используемое оборудование, тем выше производительность труда. Четкая организация производства и качественное управление производством и сбытом продукции способствуют росту производительности труда, так как снижают возможные потери от бесхозяйственности.

Одним из факторов повышения производительности труда является разделение труда и специализация.

Разделение труда - такая система труда, которая складывается в результате дифференциации труда, то есть расчленения трудовой деятельности на части, приводящей к обособлению различных видов труда.

Разделение труда возникает и развивается под воздействием научно-технического прогресса. Разделение труда способствует росту производительности труда. Работник, сосредоточивая свои усилия на производстве отдельной детали или отдельной операции, повышает свое мастерство, изобретает более совершенную технологию, ориентированную на сокращение времени производства детали. В масштабах общества это дает огромный эффект.

Важным фактором, влияющим на производительность труда, является кооперация труда.

Кооперация труда - это единство, согласованность совместных действий производителей, различных производств и отраслей экономики.

Кооперация труда позволяет избежать множества ошибок, например дублирования производства, перепроизводства. С другой стороны, согласованность и координация действий, объединение множества усилий позволяет сделать то, что не под силу одному производителю или одному предприятию.

Таким образом, чем больше производительность труда, тем больше в обществе производится благ при имеющихся ограниченных ресурсах. Теперь необходимо уточнить понятие блага. Производство имеет своей целью создание продуктов и услуг, необходимых для потребления и жизнедеятельности людей. Продукты и услуги - это блага.

Блага - это продукты и услуги, это материальные и нематериальные средства удовлетворения человеческих потребностей.

Существует великое множество благ. Условно их можно объединить в несколько крупных групп. Благами могут быть и вещи, и свойства вещей, и нематериальные услуги. Одни из потребляемых благ имеются в более или менее неограниченном количестве, например, воздух, вода в некоторых районах земного шара. Это свободные блага. Другие блага существуют в ограниченном количестве, поэтому их необходимо производить. Это так называемые экономические блага, например хлеб, компакт-диск, автомобиль, знания, услуги программиста.
        С другой точки зрения, в частности с точки зрения вещной формы, блага можно разделить на материальные и нематериальные, или осязаемые и неосязаемые. К первым, например можно отнести дом, воду, цветы, а ко второй группе относятся главным образом услуги, например, информация о погоде на завтра, стрижка в парикмахерской, перелет на самолете. С функциональной точки зрения, блага делятся на две большие группы: потребительские блага и блага производственного назначения. К последним относятся материальные факторы производства, такие как оборудование, сырье, заводские здания, транспорт, дороги.

В рыночной экономике произведенные ограниченные блага распределяются путем обмена одних благ на другие. В процессе обмена экономических благ возникает понятие товара.

Товар - это экономическое благо, являющееся продуктом труда и произведенное для обмена.

В условиях рыночной экономики понятия "товар" и "благо" близки друг другу. Вместе с тем, из вышеизложенного видно, что любой товар - это всегда какое-то благо, но не любое благо является товаром. Оно не является товаром, если это свободное благо и если это экономическое благо, но оно произведено не для обмена.
        Рассматривая важнейшие сферы экономики, мы подчеркивали определяющую роль сферы производства. Вместе с тем производство может продолжаться только в том случае, если произведенные продукты прошли через сферы обмена, распределения и потребления. Конечной целью производства и всей экономической деятельности является потребление. Производство и потребление связаны между собой стадиями обмена и распределения. Произведенные продукты и услуги поступают в сферу обмена.

Обмен - это сфера (стадия) движения произведенных продуктов и услуг, где происходит взаимный обмен деятельностью между людьми в форме обмена результатами труда на возмездной основе.

В процессе обмена произведенные потребительские товары доходят до потребителей, а товары производственного назначения - до производителей. Обмен товарами возникает в результате разделения труда и специализации производителей. Это был длительный исторический процесс.
        Каждый производитель производит на продажу ограниченный ассортимент продукции, но в жизни ему и его семье требуется множество разнообразных продуктов и услуг. Удовлетворение его потребностей зависит от других производителей. Например, производителю тканей нужны хлопок и ткацкие станки для производства тканей, продукты питания, жилье, книги, школы и больницы для себя и своей семьи. Все это он сможет получить, лишь обменяв произведенную им ткань на необходимые продукты. 
        Важно подчеркнуть, что обмен должен быть возмездным и эквивалентным. Принцип возмездности и эквивалентности означает, что количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой. Другими словами, в обмен на ткань производитель должен получить такое количество других продуктов, которое компенсирует ему затраты труда и средств производства, осуществленные им при производстве тканей.
        С обменом продуктов и услуг тесно связано их распределение.

Распределение - это особая стадия в движении произведенных благ, оно предполагает определение доли благ, поступающих в потребление участникам экономической деятельности.

Распределение играет важную роль в экономике. Во-первых, оно поддерживает непрерывность производства в обществе, во-вторых, распределение может повышать или снижать эффективность экономической деятельности людей, эффективность производства. Если распределение возмещает затраты участников экономической деятельности, если оно справедливо и позволяет им достойно жить, то тем самым оно стимулирует стремление производителей работать лучше, производить больше и с наименьшими затратами, то есть стимулирует рост производительности труда в экономике. И, наоборот, если оно не возмещает затраты и несправедливо, то производительность труда может падать.
         В самом общем виде в истории человеческого общества можно выделить несколько типов распределения. В частности, в истории экономики известно уравнительное распределение, которое существовало в первобытном обществе. Оно осуществлялось независимо от трудового вклада, с учетом пола и возраста. Традиционное, иерархическое распределение в зависимости от положения человека в общественной иерархии было характерно для рабовладельческого и феодального обществ. Доля произведенного в обществе продукта, получаемая рабами и крепостными крестьянами, с одной стороны, и доля, получаемая рабовладельцами и феодалами, с другой стороны, резко различались и зависели от социального положения тех или иных групп населения. В условиях товарного обмена и капиталистической системы развиваются распределение по труду и распределение  по капиталу. Все эти формы распределения в разной степени были справедливыми или несправедливыми, по-разному стимулировали научно-технический прогресс и рост производительности труда. Но практически на протяжении всей истории человечества люди мечтали о справедливом распределении, более того, они мечтали о распределении по потребностям. Такого рода распределение, если оно в принципе возможно, вероятно, требует очень высокого уровня развития науки и техники, общественной производительности труда.
     
   Во всех перечисленных формах распределения можно отметить одну важную особенность. Она состоит в том, что характер распределения зависит от собственности на средства производства и рабочую силу, или от собственности на факторы производства. Например, рабовладелец как собственник рабочей силы и земли получает значительно большую долю произведенного продукта, чем сам производитель; собственник плодородной земли получает, как правило, доход, называемый земельной рентой, даже не работая; в рыночной экономике владелец капитала получает прибыль на капитал, а владелец рабочей силы, наемный работник, получает заработную плату. Учитывая решающую роль собственности в распределении произведенного продукта и в экономике в целом, необходимо более подробно рассмотреть это понятие.
         В понятии собственности различают две стороны: вещественную и общественную, то есть социальную сторону. С вещественной стороны собственность - это те предметы потребления и средства производства, которыми владеют люди. Вместе с тем, понятие собственности возникает только тогда, когда люди вступают в отношения по поводу присвоения вещей. Приведем упрощенную иллюстрацию этой идеи. Робинзон Крузо, персонаж знаменитого романа Д. Дефо, попав на остров после кораблекрушения, просто пользуется тем, что там находит. При этом нет смысла определять свое отношение к используемым им предметам как "мое", "наше", "ваше". Но при появлении Пятницы возникают специфические отношения между Робинзоном Крузо и Пятницей по поводу присвоения продуктов, земли и т.д. Возникает магическое слово "мое".
        Таким образом, более глубокое определение собственности предполагает введение в это понятие социально-экономических отношений между людьми.

Собственность - это отношение между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления по поводу присвоения средств производства и предметов потребления.

В любой экономической системе отношения собственности определяют особенности экономических отношений как в процессе производства, так и в процессе обмена и распределения произведенных благ. Завершающей сферой и стадией экономической деятельности является потребление.

Потребление - это использование благ для удовлетворения человеческих потребностей.

Можно выделить производственное и непроизводственное потребление. Если производственное потребление входит в процесс производства и предполагает потребление средств производства, то непроизводственное потребление происходит за пределами процесса производства. Последнее предполагает потребление благ, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека и его семьи.

  1.  Проблемы эффективности

При определении предмета экономической теории мы выделили ее центральную проблему - проблему эффективного распределения и использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей людей, то есть проблему экономической эффективности. Эффективный означает результативный, приносящий наибольшую пользу обществу, наибольшее удовлетворение потребностей. Это самый общий подход к понятию эффективности.

Экономическая эффективность - соотношение между затратами ресурсов, с одной стороны, и полученными результатами, то есть объемом произведенных благ, с другой стороны.

Большее количество продуктов, полученное в результате одинаковых затрат ресурсов, означает большую экономическую эффективность.
       
Экономическое мышление - это мышление, направленное на определение экономической эффективности, выявление способов ее повышения. Экономическое мышление оперирует прежде всего такими понятиями, как "затраты-результаты", "затраты-выпуски", "издержки-доход", "издержки-прибыль". В масштабах общества экономическая эффективность предполагает полную занятость имеющихся ресурсов и полный объем производства. Полная занятость ресурсов означает использование всех пригодных и доступных ресурсов. Полный объем производства - это наибольший объем произведенных благ при полном использовании ресурсов общества.
        Проблему экономической эффективности можно проиллюстрировать с помощью модели простейшей экономики, которую мы назовем кривой производственных возможностей 

Рассмотрим пример простейшей экономики, которая основана на двух важнейших человеческих потребностях, потребности в удовлетворении голода и потребности в отдыхе. (Как говорили древние, люди хотят "хлеба и зрелищ".) Это экономика, где имеются два вида ресурсов, например тракторы и рабочая сила. Существует полная занятость ресурсов и производится полный объем продукции. Качество ресурсов не меняется.
     
  Производятся два вида благ - продукты питания, например зерно, и развлечения: уставшие земледельцы иногда катаются на тракторах к озеру, где можно отдохнуть и искупаться. Одни и те же ресурсы можно использовать как в производстве зерна, так и в производстве развлечений. Условно можно сказать, что в этой экономике есть две отрасли - сельское хозяйство и туризм.
        При имеющихся ресурсах и их полном использовании можно произвести лишь определенный объем продуктов и услуг, причем в определенной пропорции. Если мы захотим больше отдыхать, тогда мы будем вынуждены отвлекать ресурсы, то есть трактора и людей, из производства зерна, и количество произведенного зерна при этом уменьшится. Таким образом, всегда возникает проблема выбора, выбора соотношения между количеством зерна и количеством развлечений. Этого требуют ограниченные ресурсы. Нельзя увеличить производство зерна, не уменьшая количество развлечений. Для каждого уровня производства зерна существует вполне определенный объем производства развлечений.

Эта простейшая экономика изображена на рис. 1.1 в виде кривой производственных возможностей.

Точки А, В, С, D, E - это разные объемы производства двух благ при полном использовании ресурсов. Эти точки образуют кривую производственных возможностей.

Кривая производственных возможностей - это график, который показывает максимально возможные объемы производства двух благ при данных ресурсах и их полном использовании.

Точка А на кривой производственных возможностей показывает, что все ресурсы общества направлены на производство зерна, и его произведено 300 т. Точка Е означает, что в обществе производятся только развлечения (40 поездок к озеру). Это крайние варианты производства. На практике общество выбирает промежуточные варианты, когда производятся и продукты питания, и развлечения. Все возможные объемы производства на кривой производственных возможностей, в принципе, являются результатом эффективного использования ресурсов.
        Линия производственных возможностей на рисунке разделяет две области. Область, лежащая под кривой, это варианты неэффективного использования ресурсов и неэффективного производства. В частности, в точке W мы имеем объемы производства зерна и развлечений меньше возможных объемов при данных ресурсах. (W - от английского слова Waste, означающего "потери".) Значит, часть ресурсов недоиспользуется. Возможно, что в силу каких-то причин существует безработица, и ее результатом является недопроизводство продукции.
        Перемещение экономики в точку D кривой производственных возможностей привело бы к увеличению производства развлечений без привлечения дополнительных ресурсов и без сокращения производства зерна. В точке D достигается эффективное использование ресурсов. Общий критерий эффективности их использования достаточно простой.

Ресурсы используются эффективно, если невозможно произвести дополнительное количество какого-то блага без того, чтобы не уменьшить производство другого блага.

Пространство над кривой производственных возможностей - это место точек с недостижимыми объемами производства при данных ограниченных ресурсах, например в точке U. (U - от английского слова Unattainable, означающего "недостижимый".) В экономике могут быть произведены большие объемы продуктов и услуг только тогда, когда появятся дополнительные ресурсы или если качество имеющихся ресурсов каким-то образом улучшится.

Приведенная на графике модель простейшей экономики позволяет также ввести такое важное экономическое понятие, как альтернативные издержки. Выше уже отмечалось, что при ограниченных ресурсах всегда существует проблема выбора, в каких объемах производить блага. Если, например, мы будем увеличивать число развлечений, то мы не сможем это сделать, не уменьшив производство зерна. В частности, в точке В производится 275 т. зерна и 10 поездок на озеро. Если мы захотим увеличить число поездок до 20, то при этом мы вынуждены будем сократить производство зерна до 210 т., ресурсы перемещаются из одной отрасли в другую. Увеличение числа поездок на 10 предполагает потерю производства зерна на 65 т. Непроизведенные 65 т. зерна при переходе от одного уровня производства к другому (из точки В в точку С) - это и есть альтернативные издержки производства дополнительных 10 единиц развлечений. Альтернативные издержки производства данного блага определяются количеством другого блага, от производства которого приходится отказаться, чтобы получить дополнительное количество данного блага.

Здесь действует закон возрастающих альтернативных издержек:

По мере увеличения объема производства данного блага альтернативные издержки производства дополнительных единиц блага возрастают.

Отмеченная зависимость объясняется тем, что ресурсы не могут быть одинаково использованы в разных отраслях. Технология отраслей разная, и одинаковые ресурсы не могут быть одинаково эффективны в разных отраслях. Например, тракторы в большей степени приспособлены для сельскохозяйственного производства, чем для развлечений. Кроме этого, при перераспределении ресурсов в первую очередь изымаются менее производительные в данной отрасли ресурсы, в нашем примере - это менее качественные тракторы и менее квалифицированные работники. С увеличением числа развлечений потери в производстве зерна растут, так как из сельского хозяйства отвлекаются все более производительные ресурсы.
        Таким образом, ограниченность ресурсов и неограниченность человеческих потребностей делает необходимым экономически эффективное использование ресурсов, предполагает выбор альтернативных вариантов производства различных видов продукции, ведет к возникновению альтернативных издержек производства того или иного вида продукции.

Заключение

Во всех определениях экономической науки со стороны известных и малоизвестных экономистов красной нитью проходит мысль о экономической жизнедеятельности человека или общества в целом, его организационных и управленческих основах, определяющих эффективность производства как основы предмета этой науки.

Можно было ожидать, что наука, имеющая дело со столь важными для благосостояния человечества вопросами, привлечет к себе внимание многих талантливейших мыслителей каждой эпохи и окажется теперь на подступах к полной зрелости. Но в действительности число ученых-экономистов было всегда невелико по сравнению со сложностью проблем, которые этой науке надлежало решать, и в результате она все еще пребывает почти в младенческом состоянии.

Одна из причин того заключается в недооценке воздействия экономической науки на достижение высшего благосостояния человека. В самом деле, наука, предметом изучения которой является богатство, часто представляется многим исследователям на первый взгляд отталкивающей, ибо те, кто больше всего делает для расширения границ познания, редко пекутся о приобретении богатства ради него самого.

Рассмотренные понятия и категории, отражающие систему производственных отношений, содержат в себе прочные взаимосвязи между собой. Каждая сторона этих взаимосвязей характеризуется своими особенностями, своими закономерностями. Поэтому для производства характерен один закон, для обмена и распределения другие, для потребления и накопления свои законы и закономерности. Их взаимодействия остаются объективными также, как и то, что объективными остаются и сами эти отношения: производство, распределение и т.д.

Список использованной литературы:

  1.  Основы экономической теории. Учеб. пособие: Ч. 1 / В. Н. Волович, В. Ф. Ерыгина, М. И. Петрова, С. А. Тертышный, О. М. Ленковец; Под. ред. В. Н. Воловича; Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет).
  2.  Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособие / 2002. 115 с.
  3.  Экономическая теория: Учебное пособие. Ч.1 / Под ред. Е.Г. Ефимовой. - М.: МГИУ, 1999.


EMBED Word.Picture.8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78281. Виды ошибок в методике редактирования 71.5 KB
  Виды ошибок РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ Речевые ошибки – это ошибки в коде ошибки плана выражения. В современной науке нет терминологического названия речевой ошибки но когдато оно было. Речевые ошибки делятся на две неравноценные и неравнообъемные группы: нормативные ошибки и обыкновенные опечатки. Опечатки – механические ошибки.
78282. Способы изложения и виды текста 78.5 KB
  Традиционная классификация принятая в теории и практике редактирования выделяла три способа изложения и соответственно три вида текста: повествование описание и рассуждение в некоторых пособиях рассуждение называется изъяснительным способом изложения Цель повествования – передать движение событий во времени. Традиционная трёхкомпонентная повествование описание рассуждение схема бесспорно справедлива и достаточна при рассмотрении редактором текстов художественных произведений. Своё место в ней должно найти сообщение структура...
78283. Основные законы логического мышления и смысловой анализ текста 46 KB
  Основные законы логического мышления и смысловой анализ текста Логический анализ текста необходим на всех стадиях работы над литературным произведением необходим автору критику редактору. Классической логикой выведены и сформулированы четыре основных закона правильного мышления следуя которым мы достигаем его определённости непротиворечивости последовательности и обоснованности. Контроль за соблюдением основных законов логического мышления – обязательный этап анализа текста. Вариантность его смысловой организации не безгранична:...
78284. Виды правки в методике редактирования 44.5 KB
  При втором углублённом чтении внимание редактора направлено на восприятие каждого слова каждого знака текста. Цель редакторской правкивычитки – чтение текста насквозь. Его обязанность – заметить недостатки текста и указать на них но отнюдь не править его исключая разумеется бесспорные ошибки и буквенные опечатки. Цель правкисокращения – уменьшить объем текста довести его до заданного размера.
78285. Бронхо-легенева система в умовах спокою, тренувальних впливів, екстремальних, граничних та патологічних станів: бронхо-легенева система в умовах патології 45.27 KB
  Важливу роль у виникненні бронхіту відіграє курінняпаління. Фактори ризику розвитку ХОЗЛ тривале паління тютюну індекс паління 10 20 пачкорік промислові та побутові шкідливі викиди повітряні полютанти гази та пари хімічних сполук продукти згоряння біологічного палива інфекції дитячі інфекції з тяжким перебігом респіраторні інфекції ВІЛ складний соціальний статус обмеження харчування скупченість переохолодження шкідливі звички; внутрішні – генетично зумовлені спадковий дефіцит α1антитрипсину...
78286. М’язова система в умовах спокою, тренувальних впливів, екстремальних, граничних та патологічних станів: м’язова система в умовах спокою 67.33 KB
  Скоротлива функція скелетного м’яза та його волокон у звичних умовах М’язове скорочення – це відповідь м’язів на стимул який включає потенціал дії в одному або декількох м’язових волокнах. Час між початком дії стимулу на мотонейрон і початком скорочення називається латентною фазою; період часу протягом якого відбувається скорочення – фазою скорочення а період часу протягом якого відбувається розслаблення – фазою розслаблення. Потенціал дії представляє собою електромеханічне явище тоді як скорочення – механічне. Скорочення виникає протягом...
78287. М’язова система в умовах спокою, тренувальних впливів, екстремальних, граничних та патологічних станів: м’язова система в умовах тренувальних впливів, екстремальних та граничних станів 42.94 KB
  Адаптація акліматизація до виконання фізичних вправа в умовах підвищеної температури довколишнього середовища. М’язова діяльність в умовах зниженого атмосферного тиску а також відносної вагомості. Нездужання зумовлені перебуванням в умовах високогір’я.
78288. М’язова система в умовах спокою, тренувальних впливів, екстремальних, граничних та патологічних станів: м’язова система в умовах патологічних станів 47.4 KB
  Головним симптомом фіброміалгії є больові відчуття в ділянці м’язів. На сьогоднішній день лікарі не знають, як лікувати це захворювання. Больові відчуття виникають в м’язах або в місці з’єднання м’язів з суглобами, але не в суглобах. Біль носить хронічний й прогресуючий характер. Відмінною рисою цього захворювання є наявність особливо болючих точок в м’язах.
78289. Ендокринологія спортивної діяльності 143.5 KB
  Гормональні зміни що виникають під впливом гострого та тривалого фізичного тренування підкреслюють важливу роль ендокринної системи в задоволенні метаболічних потреб які виникають під час занять фізичними вправами і реалізації механізмів задіяних у відновленні й перебудові тканин. Слід нагадати що під час спортивних змагань виникає фізіологічний стрес. Припускається що участь в змаганнях викликає не тільки підвищення тривоги але й збудження внаслідок невизначеності результатів виступу і наступних подій. Попереднє зростання...