88395

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Реферат

Педагогика и дидактика

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из анатомо-физиологических и психологических особенностей ребёнка.

Русский

2015-04-29

759.5 KB

8 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT1

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования

Программа повышения квалификации:

«Воспитание здорового ребенка»

КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

НА ТЕМУ

«РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Автор работы (проекта):

Крутикова Татьяна Викторовна

Санкт-Петербург

Содержание.

Введение………………………………………………………………….-3-

Глава I. Теоретические основы использования дидактической

игры в процессе обучения………………………………………………-6-

1.1.Психологические основы игры…………………………………….-6-

1.2.Общая характеристика дидактической игры……………………..-8-

1.3 Роль дидактических игр в формировании у дошкольников

знаний в области физической культуры……………………………….-11-

Выводы по I главе……………………………………………………….-15-

Глава II.Особенности формирования знаний у детей старшего

дошкольного возраста в области физической культуры на

материале дидактических игр (по материалам

констатирующего эксперимента)………………………………………-16-

2.1. Задачи и методика констатирующего эксперимента……………-16-

2.2.Особенности формирования знаний у детей старшего

дошкольного возраста в области физической культуры

на материале дидактических игр………………………………………-19-

Выводы по II главе……………………………………………………...-25-

Заключение………………………………………………………………-27-

Список использованной литературы………………………………….-28-

Приложение

Введение.

Актуальность. За последние годы в отечественной литературе появилось немало научных трудов, посвящённых решению различных проблем воспитания дошкольников. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране в конце двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. По мнению ряда учёных, в настоящее время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями государства их осуществления для каждого человека [4,5,6,11].

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из анатомо-физиологических и психологических особенностей ребёнка.

В дошкольном возрасте закладываются основы здорового образа жизни, формируются знания в области физической культуры и спорта.

Вышеуказанные причины создают прочное основание считать тему нашего исследования актуальной для развития современной науки и педагогической практики.

Цель исследования – научно-теоретическое обоснование, разработка и проведение констатирующего эксперимента для определения уровня сформированности у детей дошкольного возраста знаний в области физической культуры на материале дидактических игр.

Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач исследования:

  1.  Изучение психологической и методической литературы с целью определения состояние проблемы на данное время.
  2.  На основании изученной литературы составление системы дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников знаний в области физической культуры.
  3.  Разработка и проведение констатирующего эксперимента с целью определения сформированности у детей дошкольного возраста знаний в области физической культуры на материале дидактических игр.

Объект исследования – педагогический процесс формирования у детей дошкольного возраста знаний в области физической культуры на материале дидактических игр.

Предмет исследования – эффективность методики формирования у дошкольников знаний в области физической культуры на материале дидактических игр.

Гипотеза исследования – использование дидактических игр помогает в формировании знаний в области физической культуры у детей дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:

- отбор дидактических игр для формирования у дошкольников знаний в области физической культуры.

- целенаправленное применение системы дидактических игр, ориентированных на формирование у дошкольников знаний в области

Методика исследования.

- изучение психологической и методической литературы;

- разработка серий заданий для проведения констатирующего эксперимента;

- проведение констатирующего эксперимента;

- анализ результатов констатирующего эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в определении и систематизации основных методических приёмов  наиболее эффективного формирования у дошкольников знаний в области физической культуры на материале дидактических игр в условиях детского сада.

Практическое значение нашего исследования заключается в повышении эффективности формирования у дошкольников знаний в области физической культуры, а, следовательно, более высоком физическом развитии личности ребёнка.

Глава I. Теоретические основы использования дидактической игры в процессе обучения.

  1.  Психологические основы игры

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребёнка и найти её место в общей системе воспитательной работы учреждений для детей.

Главнейшим является значение игры для мотивационно - потребностной сферы ребёнка. Согласно работам Д.Б. Эльконина [17, с274], проблема мотивов и потребностей выдвигается на первый план.

В основе информации игры при переходе от пред-дошкольного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встаёт теперь перед ребёнком как задача и мир. Этот мир осознается им в ходе его дальнейшего психического развития само расширение круга предметов, с которым ребёнок хочет действовать самостоятельно, является вторичным. В его основе лежит "открытие" ребёнком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их отношениями. Ребёнок на границе перехода от предметной к ролевой игре ещё не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых и смыслах их деятельности [17].

Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием. Игра вступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребёнка.

Рассматривая действия ребёнка в игре легко заметить, что ребёнок уже действует со знанием предметов, но ещё опирается при этом на их материальные заменители – игрушки. Анализ развития действий в игре показывает, что опора на предметы – заменители и действия с ними все больше сокращаются.

Если на начальных этапах развития требуется предмет – заменитель и относительно развёрнутое действие с ним, то на более позднем этапе развития игры, предмет выступает через слова – названия уже как знак вещи, а действие – как сокращённые и обобщённые жесты, сопровождающиеся речью. Таким образом, игровые действия носят промежуточный характер умственных действий со значениями предметов, совершающихся на внешние действия.

В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребёнка, оно становится произвольным. Под произвольным поведением необходимо понимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образом и контролируемое путём сопоставления с этим образом как с этапом.

Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.

З.В. Манулейко [13] раскрывает вопрос о психологическом механизме игры. Опираясь на её работы, можно сказать, что большое значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которой роль находит своё воплощение.

Указание на мотивы является, однако, недостаточным.

Необходимо найти тот психический механизм, через который мотивы могут оказывать это воздействие. При выполнении роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно этапом, с которым ребёнок сравнивает своё поведение, контролирует его. Ребёнок в игре, выполняет как бы две функции: с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой контролирует своё поведение.

Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за выполнением этого образца. При выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, то есть "рефлексия". Но это ещё не сознательный контроль, так как функция контроля ещё слаба и часто требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь зарождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения.

Особенностью игры является то, что заниматься ею побуждает детей интерес не к результату, а к процессу деятельности. Этим игра единственно отличается от других видов деятельности (труда, учения), которые в основном направлены на достижение того или иного результата.

Игра есть отражение окружающей действительности и прежде всего действий и взаимоотношений окружающих людей. "Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить". (М.Горький).

Играя ребёнок воспроизводит в активной, наглядно-действенной форме сцены из жизни окружающих взрослых, их труд, их отношение друг к другу и к своим обязанностям и таким образом получает возможность полнее осознавать окружающую действительность, глубже пережить изображаемые события, правильнее их оценить.

Поэтому игра оказывает такое глубокое влияние на психическое развитие ребёнка – дошкольника, на формирование его личности.

1.2.Общая характеристика дидактической игры

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к "рубежным играм", представляя собой переходную к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игры, но облекают её в занимательную для детей форму.

Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в лёгкой, непринуждённой форме. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма.

Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, туда, быта того или иного народа.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила своё развитие в трудах учёных и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убеждён, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду.

Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля: игры должна быть обучающей, в противном случае это "пустая игра", не оказывающая влияние на развитие ребёнка. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. Рассмотрим эти компоненты:

1. Обучающая (дидактическая) задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая.

2. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях.

3. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настолько-печатные и словесные игры.

1.3 Роль дидактических игр в формировании у дошкольников знаний в области физической культуры.

В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею.

Дидактические игры по физическому воспитанию способствуют закреплению у детей знаний, полученных на тематических занятиях по физическому воспитанию. Основная их цель – формирование у детей устойчивого интереса к физкультуре и спорту. Все игры многофункциональны. Они не только развивают интерес к спорту, но и способствуют формированию и развитию психических процессов:

- развитию восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени;

- развитию зрительного и слухового внимания;

- формированию и развитию мыслительных операций (сравнения, сопоставления, обобщения, исключения, классификации), операций анализа и синтеза; формированию логического мышления детей;

- формированию общей и мелкой моторики рук.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Дидактическая игра содействует формированию у дошкольников знаний в области физической культуры. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и в старших группах руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

В каждой группе воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные, изолированные игры, могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

В старшей и подготовительной к школе группах непосредственное обучение на занятиях также связано с обучение в дидактических играх. Но соотношение их, особенно в подготовительной группе, изменяется, главным становится обучение на занятиях, где дети овладевают систематизированными знаниями, элементарными формами учебной деятельности.

Следует учитывать, что в дидактической игре, направленной на формирование знаний в области физической культуры,  необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д.

При помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.

Руководя дидактическими играми по формированию у дошкольников знаний в области физической культуры, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве прямого участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссур, сохраняя и оберегая её самостоятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату.

Развитие дидактической игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения ими игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъем как бы спадает и темп игры вновь замедляется.

Руководя дидактической игрой, педагог использует разнообразные формы организации детей. Если необходим близкий контакт, то дошкольников усаживают на стульчики, поставленные в круг или полукруг, а педагог садится в центре. В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удерживать игру в пределах установленного времени – большое искусство. Воспитатель уплотняет время, прежде всего, за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу.

Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.

В методике отсутствует единый обучающий комплекс по формированию у детей знаний в области физической культуры на основе дидактических игр.

Выводы по I главе.

  1.  Игра оказывает глубокое влияние на психическое развитие ребёнка-дошкольника, на формирование его личности.
  2.  Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.
  3.  Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов.
  4.  Дидактические игры по физическому воспитанию способствуют закреплению у детей знаний, полученных на тематических занятиях по физическому воспитанию.
  5.  Основная цель дидактической игры по физическому воспитанию – формирование у детей устойчивого интереса к физкультуре и спорту.
  6.  Отсутствует единый обучающий комплекс по формированию у детей знаний в области физической культуры на основе дидактических игр.

Глава II.

Особенности формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста в области физической культуры на материале дидактических игр (по материалам констатирующего эксперимента).

2.1. Задачи и методика констатирующего эксперимента.

В соответствии с гипотезой и задачами исследования был разработан констатирующий эксперимент. Его цель – выявить эффективность влияния дидактических игр на формирование знаний в области физической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Эксперимент был направлен на решение следующих задач:

  1.  Выявить профессиональную готовность воспитателя в использовании дидактических игр, направленных на формирование знаний в области физической культуры у детей старшего дошкольного возраста;
  2.  Выявить отношение детей старшего дошкольного возраста к дидактическим играм, направленным на формирование знаний в области физической культуры;
  3.  Выявить уровень освоения детьми старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры на материале дидактических игр;
  4.  Выявить степень влияния дидактических игр на формирование знаний в области физической культуры у старших дошкольников;

В соответствии с названными задачами констатирующий эксперимент включал четыре серии.

Первая серия констатирующего эксперимента имела целью – выявление профессиональной готовности воспитателя в использовании дидактических игр, направленных на формирование у старших дошкольников знаний в области физической культуры.

Для этого проводилось следующее задание на выявление профессиональной  готовности воспитателя в использовании дидактических игр, направленных на формирование у старших дошкольников знаний в области физической культуры.

Задание № 1

Беседа с воспитателем

Цель – выявление профессиональной готовности воспитателя в использовании дидактических игр, направленных на формирование у старших дошкольников знаний в области физической культуры (Список вопросов для беседы см. в Приложении 1).

В целом, первая серия была направлена на выявление профессиональной готовности воспитателя в использовании дидактических игр, направленных на формирование у старших дошкольников знаний в области физической культуры.

Вторая серия констатирующего эксперимента имела целью выявление отношения детей старшего дошкольного возраста к дидактическим играм, направленным на формирование знаний в области физической культуры.

Для выявления отношения детей к дидактическим игам проводились следующие задания.

Задание № 1.

Беседа с детьми.

Цель – выявление отношения каждого ребёнка к  дидактическим играм, направленным на формирование знаний в области физической культуры.

Беседа с каждым ребёнком проводилась индивидуально (Список  вопросов для беседы см. в Приложении 2).

В целом, вторая серия была направлена на выявление отношения каждого ребёнка к  дидактическим играм, направленным на формирование знаний в области физической культуры.

Третья серия констатирующего эксперимента имела целью  - выявление  уровня освоения детьми старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры на материале дидактических игр.

Для этого проводились следующие задания на выявление уровня освоения детьми старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры на материале дидактических игр.

Задание № 1.«Найди пару».

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь и оборудование, определять к какому виду спорта он относится; развивать умение анализировать и обобщать; развивать творческое мышление и воображение.

Правила: 1 вариант: играют от 2 до 4 человек. Ведущий сортирует карточки по парам и делит их поровну между игроками. По команде игроки должны подобрать парные карточки и сложить их. Побеждает тот, кто первым справился с заданием и правильно назвал спортивный инвентарь.

В целом, третья серия была направлена на выявление уровня освоения детьми старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры на материале дидактических игр.

Четвертая серия констатирующего эксперимента имела целью – выявление

степени влияния дидактических игр на формирование знаний в области физической культуры у старших дошкольников.

Для этого проводились следующие задания на выявление степени влияния дидактических игр на формирование знаний в области физической культуры у старших дошкольников.

Задание № 1. «Спорт зимой и летом»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать логику, память, мышление, умение классифицировать и сортировать виды спорта.

Правила: Игроку предлагается выбрать символы (изображения) только зимних или только летних видов спорта. Затем он называет данные виды спорта; объясняет, почему они летние или зимние; рассказывает, как определяется победитель.

В целом, четвертая  серия была направлена на выявление степени влияния дидактических игр на формирование знаний в области физической культуры у старших дошкольников.

2.2.Особенности формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста в области физической культуры на материале дидактических игр.

Констатирующий эксперимент проводился на базе ГБДОУ № 93 Красногвардейского района в сроки с 31.01.12 по 14.02.12. в эксперименте приняли участие 20 детей. Из них 11 мальчиков и 9 девочек.

2.2.1 Анализ результатов первой серии констатирующего эксперимента.

Первое задание было связано с тем, что с воспитателем была проведена беседа для выявления  профессиональной готовности воспитателя в использовании дидактических игр, направленных на формирование у старших дошкольников знаний в области физической культуры.

Воспитатель согласился сотрудничать и ответил на интересующие нас вопросы следующим образом:

  1.  Я считаю, что при работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо использовать дидактические игры, направленные на формирование у дошкольников знаний в области физической культуры, потому что игры нравятся детям и способствуют усвоению материала.
  2.  Я использую следующие дидактические игры «Сложи картинку», «Найди пару», «Две половинки», «Хорошо и плохо», «Спортивная угадайка».
  3.  Я их использую один раз в месяц.
  4.  Я считаю, что дидактические игры помогают детям старшего дошкольного возраста лучше усваивать знания в области физической культуры.
  5.  Я считаю, что дидактические игры повышают уровень освоения детьми старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры.

Совокупный анализ первой серии констатирующего эксперимента позволил выделить средний уровень профессиональной готовности воспитателя в использовании дидактических игр, направленных на формирование у старших дошкольников знаний в области физической культуры.

2.2.2 Анализ результатов второй серии констатирующего эксперимента.

Первое задание было связано с тем, чтобы выявить отношение каждого ребёнка к  дидактическим играм, направленных на формирование знаний в области физической культуры.

Ответы детей анализировались с учётом следующих критериев:

- наличие ответа на вопрос;

- полнота и адекватность ответа;

- отсутствие противоречий в общей картине интересов ребёнка к дидактическим играм;

- проявление интереса к дидактическим играм, направленным на формирование знаний в области физической культуры.

Беседа с детьми выявила, что:      Таблица 1

Играть в игры

Нравится играть в игры

нравится

не нравится

дидактические

подвижные

сюжетно-ролевые

100%

0%

40%

30%

30%

20 человек

8 человек

6 человек

  1.  человек

Таблица 2

Количество видов спорта, которые дети знают

Количество спортивного инвентаря, которое дети называют

От 1 до 3 видов

От 3 до 5 видов

От 5 до 7 видов

От 1 до 3 видов

От 3 до 5 видов

От 5 до 7 видов

65%

20%

15%

65%

20%

15%

13 человек

4 человека

3 человека

13 человек

4 человека

3 человека

Таблица 1 показывает, что:

  1.   Большинству детей нравится играть в игры;
  2.  Играть в дидактические игры нравится лишь 40% (8 человек);

Таблица 2 показывает, что:

  1.  Большинство детей могут назвать от 1 до 3 видов спорта и от 1 до 3 видов спортивного инвентаря (65% - 13 детей);

Таким образом, большая часть детей характеризуется средним уровнем заинтересованности в дидактических играх, направленных на формирование знаний в области физической культуры. Это позволило нам проводить констатирующий эксперимент в соответствии с методикой, разработанной нами.

  1.  Анализ третьей серии констатирующего эксперимента.

Первое задание было связано с тем, чтобы определить, насколько хорошо дети знакомы с видами спорта; узнают и называют спортивный инвентарь и оборудование, определяют, к какому виду спорта он относится.

Совокупный анализ проведённого задания позволил выделить следующие критерии, по которым дети разделялись на три уровня:

- наличие выполненного задания;

- правильность выполнения задания, количество ошибок.

Таким образом:

К низкому уровню принадлежат те дети, которые не смогли выполнить задание.

К среднему уровню принадлежат те дети, которые выполнили задание, но с ошибками.

К высокому уровню принадлежат те дети, которые смогли правильно выполнить задание. В последующих заданиях дети были разделены по уровням в соответствии с данными критериями.

Таким образом, совокупный анализ проведённого задания позволил выделить уровни усвоения детьми старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры на материале дидактических игр:

Низкий уровень.

Дети данного уровня 35% (7 человек) не выполнили задание. Это связано с тем, что дидактические игры используются воспитателем достаточно редко, и дети сами не проявляют инициативу в их использовании в свободное время.

Средний уровень.

Дети данного уровня 50 % (10 человек) выполнили задание, но с ошибками. Это связано с тем, что дети сами играют в данные игры.

Высокий уровень.

Дети данного уровня 15 % (3 человека) правильно выполнили задание.

Это может быть связано с тем, что дети сами играют в данные игры довольно часто в саду  и дома.

Таким образом, большинство детей характеризуется средним уровнем усвоения знаний в области физической культуры на материале дидактических игр.

2.2.4 Анализ результатов четвертой серии констатирующего эксперимента.

Первое задание было связано с тем, чтобы выявит степень влияния дидактических игр на формирование у старших дошкольников знаний в области физической культуры.

Совокупный анализ проведённого задания позволил выделить следующие уровни освоения знаний в области физической культуры у старших дошкольников:

Низкий уровень.

Дети данного уровня 15 % (3 человека) не выполнили задание. Это связано с тем, что дидактические игры используются воспитателем достаточно редко, и дети сами не проявляют инициативу в их использовании в свободное время.

Средний уровень.

Дети данного уровня 65 % (13 человек) выполнили задание, но с ошибками. Это связано с тем, что большее количество детей стали сами играть в данные игры.

Высокий уровень.

Дети данного уровня 20 % (4 человека) правильно выполнили задание.

Это может быть связано с тем, что дети сами играют в данные игры довольно часто в саду  и дома.

Таким образом, большинство детей характеризуется средним уровнем освоения знаний в области физической культуры.

Сопоставим теперь гистограмму уровней усвоения детьми старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры на материале дидактических игр и гистограмму степени влияния дидактических игр на формирование у старших дошкольников знаний в области физической культуры.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дидактические игры действительно помогают детям усваивать знания в области физической культуры.

Проведение констатирующего эксперимента ещё раз показало необходимость целенаправленной работы по формированию знаний в области физической культуры у дошкольников на материале дидактических игр.

Выводы по II главе:

По результатам I серии констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы:

  1.  Воспитатель считает, что при работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо использовать дидактические игры, направленные на формирование у дошкольников знаний в области физической культуры, потому что игры нравятся детям и способствуют усвоению материала.
  2.  Воспитатель используют следующие дидактические игры «Сложи картинку», «Найди пару», «Две половинки», «Хорошо и плохо», «Спортивная угадайка».
  3.  Воспитатель  использует их один раз в месяц.
  4.  Воспитатель считает, что дидактические игры помогают детям старшего дошкольного возраста лучше усваивать знания в области физической культуры.
  5.  Воспитатель считает, что дидактические игры повышают уровень освоения детьми старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры.
  6.  У воспитателя был выявлен средний уровень профессиональной готовности воспитателя в использовании дидактических игр, направленных на формирование у старших дошкольников знаний в области физической культуры.

По результатам II серии констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы:

  1.  Большая часть детей характеризуется средним уровнем заинтересованности в дидактических играх, направленных на формирование знаний в области физической культуры.
  2.  Детям нравятся дидактические игры, соответственно их можно использовать для формирования у дошкольников знаний в области физической культуры.

По результатам III серии констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы:

  1.  Большинство детей характеризуется средним уровнем усвоения знаний в области физической культуры на материале дидактических игр

По результатам IV серии констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы:

  1.  Большинство  детей характеризуется средним уровнем освоения знаний в области физической культуры.
  2.  Дидактические игры действительно помогают детям усваивать знания в области физической культуры.

Заключение.

В заключении нашего исследования были сформулированы следующие выводы.

- В процессе исследования были решены поставленные задачи:

1) Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в методике что отсутствует единый обучающий комплекс по формированию у детей знаний в области физической культуры на основе дидактических игр.

2) В констатирующем эксперименте было выявлено, что

- у воспитателя средний уровень профессиональной готовности в использовании дидактических игр, направленных на формирование у старших дошкольников знаний в области физической культуры.

- дидактические игры действительно помогают детям усваивать знания в области физической культуры.

Данное исследование позволило наметить следующее направление работы по данной проблеме:

- данное исследование перспективно с точки зрения переноса его основных положений методику формирования у  детей дошкольного возраста знаний в области физической культуры на материале дидактических игр.

Список использованной литературы:

  1.  Дошкольное образование в России: Сб. действующих нормативно – правовых документов и науч. – метод. материалов. – М. 1995.
  2.  Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 2003. - 128 с.: ил.
  3.  Выготский Л.С. “Воображение и творчество в детском возрасте” - М.: Просвещение, 1991г.
  4.  Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М.: Владос, - 2001. – 176с.
  5.  Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 2004. - № 3.
  6.  Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1980.
  7.  Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Схемы и таблицы. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 192с.
  8.  Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: Научно-методический журнал. – 2004. - № 1.
  9.  Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Психолого-педагогические основы. // Дошкольное воспитание. – 2003, №12; 2004. № 1. –С.80; №2.- С.89; №3. – С.54; №5. – С.66.
  10.  Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002. - 160 с.: ил.
  11.  Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практ. работников детских дошк. учреждений. – М., 2000. – 108 с. 
  12.  Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. - М.:2002.- 455 с.
  13.  Пидкосистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996. – 286 с.
  14.  Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2001. – 368 с.
  15.  Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002. - 61 с.
  16.  Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2003. – 144с.
  17.  Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум: пособие для ср. педаг. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 1996.- 176с.
  18.  Эльконин Д.Б. “Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание” 1966г. №3.
  19.  Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Конспекты занятий для старшей и подготовительной группы. Спортивные праздники и развлечения. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 256 с.

Приложение 1

Беседа с воспитателем

  1.  Считаете ли вы, что при работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо использовать дидактические игры, направленные на формирование у дошкольников знаний в области физической культуры? Почему?
  2.  Какие дидактические игры Вы используете?
  3.  Как часто Вы их используете?
  4.  Считаете ли вы, что дидактические игры помогают детям старшего дошкольного возраста лучше усваивать знания в области физической культуры? Почему?
  5.  Считаете ли вы, что дидактические игры повышают уровень освоения детьми старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры?

Приложение 2

Беседа с детьми.

Каждому ребёнку были заданы следующие вопросы:

  1.  Тебе нравится играть в саду?
  2.  В какие игры тебе нравится играть?
  3.  Тебе нравится играть в дидактические игры?
  4.  Какие ты знаешь виды спорта?
  5.  Какой спортивный инвентарь ты знаешь?

Приложение 3

Дидактические игры, направленные на формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры.

«Сложи картинку»

Картинки с изображением видов спорта, инвентаря разрезаны на различные геометрические фигуры.

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать воображение, мышление, логику.

Правила: игрок собирает картинку из частей. Собрав, ребёнок рассказывает, что изображено на картинке.

«Найди пару»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь и оборудование, определять к какому виду спорта он относится; развивать умение анализировать и обобщать; развивать творческое мышление и воображение.

Правила:

1 вариант: играют от 2 до 4 человек. Ведущий сортирует карточки по парам и делит их поровну между игроками. По команде игроки должны подобрать парные карточки и сложить их. Побеждает тот, кто первым справился с заданием и правильно назвал спортивный инвентарь.

2 вариант: играют от 2 до 4 человек и ведущий. Ведущий сортирует карточки: в одну стопку кладёт одну карточку из пары, а в другую – вторую карточку. Одну стопку он раздаёт игрокам, а вторую кладёт на стол картинками вниз. Ведущий берет одну карточку и показывает ее игрокам. Тот игрок, у которого находится пара от этой карточки, называет, что изображено на картинке, и в каком виде спорта это используют. Если ответ верен. То игрок забирает карточку себе, если нет, то ведущий оставляет карточку себе. Побеждает тот, у кого больше собранных пар.

«Две половинки»

Картинки с изображением спортивного инвентаря и основных видов движений инвентаря разрезаны на две половинки.

Цели и задачи: учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, основные виды движения; развивать мышление и память; формировать интерес к физкультуре.

«Хорошо и плохо»

Цели и задачи: приучать детей к здоровому образу жизни; учить детей сравнивать хорошее и плохое, полезное и вредное; прививать детям желание вести здоровый образ жизни; развивать мышление, логику, память.

Правила: детям раздаются карточки, на которых изображены ситуации вредные для здоровья. Игроки должны определить, почему это вредно и найти парную карточку с изображением ситуации полезной для здоровья.

«Отдыхай активно» (кубики)

Цели и задачи: формировать интерес к двигательной деятельности; учить детей узнавать и называть виды активного отдыха; развивать память мышление, логику.

Правила: собрать кубики так, чтобы получилось целое изображение, опираясь на готовую картинку.

Усложнение 1: собрав изображение, ребенок должен назвать, что изображено на картинке.

Усложнение 2: собрать изображение по памяти, не опираясь на готовое изображение.

«Спортивное домино»

Цели и задачи: учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память, логику, мышление.

Правила: на игральных костях изображены символы видов спорта. Играют 2 – 4 человек. Перед началом игры кости выкладываются на стол рубашками вверх и перемешиваются. Каждый игрок выбирает себе любые семь костей. Остальные кости остаются лежать на столе – это «базар». Первым ходит игрок, у которого есть кость с двойной картинкой. Если у нескольких игроков есть кость с двойной картинкой, то первый игрок выбирается считалкой. Далее игроки ходят поочередно, ставя кости справа и слева от первой, приставляя к картинке одной кости такую же картинку другой. Если у игрока (чей ход) нет кости с нужной картинкой, то он берет кость на «базаре». Выигрывает тот, у кого не останется ни одной кости (или их будет меньше всего).

«Спортлото»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать внимание, память.

Правила: Играют 2-6 человек.

Каждый игрок берет 2-3 игровые карты, на которых вместо цифр изображены символы видов спорта . Водящий достает из мешочка фишку с символом, называет вид спорта и показывает её игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть такой символ, закрывает его жетоном. Выигрывает игрок, который быстрее закроет все символы жетонами.

«Спортмеморина»

Цели и задачи: формировать интерес детей к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память.

Правила: Играют 2 – 6 человек. На столе рубашкой вверх раскладываются парные карточки с символами спорта в произвольном порядке. Поочередно игроки переворачивают по две карточки. Если символы на карточках одинаковые, то игрок забирает их себе и делает следующий ход. Если символы разные, то карточки переворачивают обратно и ход делает следующий игрок. Игра заканчивается, когда все карточки находятся у игроков. Побеждает тот, кто собрал больше пар.

«Спорт зимой и летом»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать логику, память, мышление, умение классифицировать и сортировать виды спорта.

Правила: Игроку предлагается выбрать символы (изображения) только зимних или только летних видов спорта. Затем он называет данные виды спорта; объясняет, почему они летние или зимние; рассказывает, как определяется победитель.

«Спортивная угадайка»

Цели и задачи: пополнять и закреплять знания детей о спорте; развивать мышление, память.

Правила: ведущий (воспитатель) перемешивает игровые поля (на каждом изображено 6 разных видов спорта) и распределяет их между детьми. Затем ведущий показывает карточку с изображением вида спорта и называет его. Игрок, на чьем поле есть такой же вид спорта, берет ее, и кладя поверх своего поля, повторяет название. Выигрывает тот игрок, кто быстрее закроет свои игровые поля карточками.

Усложнение: играть так же, но название вида спорта называет игрок, на чьем поле есть такой же вид спорта. В случае неправильного ответа, ведущий называет правильный ответ, отдает карточку игроку, а игрок поверх карточки, которую положил на игровое поле, кладет штрафной жетончик. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных жетончиков.

«Четвертый лишний»

Цели и задачи: формировать интерес к физкультуре и спорту; закреплять знания детей о спорте, физкультуре, гигиене и здоровье; развивать логику, мышление, память.

Правила: Игрок берет одну карточку, на которой изображены четыре картинки. Игрок называет, что изображено на карточке, затем закрывает лишнюю картинку, объясняя, почему она лишняя.

«На зарядку становись»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей составлять упражнения для утренней гимнастики; развивать память, мышление, логику.

Правила: Игрок выбирает карточку с изображением для исходного положения. Затем подбирает движения для самого упражнения (на счет 1-2 или 1-4) так, чтобы промежуточные положения тела и конечностей сочетались. После составления упражнения ребенок должен его выполнить. Играющих может быть несколько человек. Они по очереди составляют упражнение, а остальные должны выполнить задание.

«Что к чему»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; учить определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного вида спорта; развивать мышление, память, логику.

Правила: Игрок выбирает карточку с видом спорта. Далее он подбирает к ней символ данного вида спорта , инвентарь и оборудование.

Играть может одновременно несколько человек: кто быстрее соберет ряд.

«Собери символ»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с символами видов спорта; учить детей узнавать и называть вид спорта; развивать мышление, внимание, память.

Правила: Из разрезанных частей игрок собирает символ вида спорта. Затем он называет данный вид спорта и рассказывает о нём

«Спортивная четверка»

Для игры используются карты с изображением вида спорта и его символа. Они делятся на группы по четыре карты, объединенные одним символом (стоящем в верхнем углу), но имеющие разные изображения этого вида спорта.

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей различать виды спорта (по сезонам, по инвентарю, по месту проведения); развивать память, мышление, логику.

Правила: Играют 4 – 6 человек. Игрокам раздаются 4 карты. Задача каждого игрока собрать группу карт с одним видом спорта. Для этого игроки передают друг другу по часовой стрелке не нужную карту рубашкой вверх. Побеждает тот, кто быстрее соберет 4 карты с одним видом спорта.

«Я и моя тень»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать исходные положения; развивать внимание, память.

Правила: Играют 2-6 человек.

Каждый игрок берет 2-3 игровые карты, на которых изображены силуэты исходных положений и движений. Водящий достает из мешочка фишку с цветным изображением и показывает её игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть силуэт этого изображения, берет фишку и закрывает ею силуэт. Выигрывает игрок, который быстрее закроет все силуэты изображениями.

«Загадай – отгадай»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать виды спорта по признакам и определениям; учить детей загадывать вид спорта по признакам и определениям; развивать память, мышление, логику.

Правила: Играть могут 2 и более человек.

Водящий (взрослый или ребенок), с помощью карточек – «определений и признаков», загадывает вид спорта.

Игроки пытаются отгадать вид спорта. Тот, кто угадал, становится водящим.

Карточки определений и признаков

 

«Найди отличия»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память, внимание, логику.

Правила: Игроку предлагают рассмотреть картинки; назвать вид спорта; найти отличия между изображениями.

«Мой режим»

Цели и задачи: формировать у детей стремление вести здоровый образ жизни; учить детей составлять правильный режим дня; развивать память, внимание, логику.

Правила: Ребенку предлагается рассмотреть режим дня в картинках, и определить какие моменты отсутствуют. На начальном этапе обучения отсутствует только одна картинка. При последующем усвоении темы «Режим дня», количество отсутствующих картинок становится больше. На завершающем этапе ребенок самостоятельно выкладывает режим.

«Что я знаю о спорте – 1»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; закреплять знания о зимних видах спорта, необходимом инвентаре, оборудовании, экипировки для данных видов спорта; развивать мышление, память, логику.

Правила: Играют 2-6 человек.

В игре используют игровое поле, фишки, кубик с цифрами 1-3. Игроки поочередно бросают кубик и передвигают фишки, отвечая на вопросы. Если игрок правильно ответил, он получает жетон. Когда один из игроков доходит до финиша игра заканчивается и подсчитывается количество жетонов. Побеждает тот, у кого их больше.

Вопрос определяет цвет рамки символа, на который попадает фишка:

Желтый – название вида спорта

Красный – оборудование и инвентарь для данного спорта

Синий – одежда и обувь для данного спорта

Серый – в какой стране зародился данный вид спорта

Зеленый – как определяется победитель

Коричневый – одиночный или командный вид спорта

«Что я знаю о спорте – 2»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; закреплять знания о летних видах спорта,  необходимом инвентаре, оборудовании, экипировки для данных видов спорта; развивать мышление, память, логику.

Правила: Играют 2-6 человек.

В игре используют игровое поле, фишки, кубик с цифрами 1-3. Игроки поочередно бросают кубик и передвигают фишки, отвечая на вопросы. Если игрок правильно ответил, он получает жетон. Когда один из игроков доходит до финиша игра заканчивается и подсчитывается количество жетонов. Побеждает тот, у кого их больше.

Вопрос определяет цвет рамки символа, на который попадает фишка:

Желтый – название вида спорта

Красный – оборудование и инвентарь для данного спорта

Синий – одежда и обувь для данного спорта

Серый – в какой стране зародился данный вид спорта

Зеленый – как определяется победитель

Коричневый – одиночный или командный вид спорта


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20102. Приводы, основанные на использовании электрической энергии. Особенности конструкций, область применения 161 KB
  Притяжение заготовки к зеркалу плиты обуславливается тем что она являясь проводником магнитного потока дает возможность замыкаться этому потоку между полюсами электромагнита. Сила притяжения заготовки зависит от материала габаритов и шероховатости опорной поверхности заготовки а также от характеристики магнитной плиты. При закреплении тонкостенных заготовок величина силы притяжения зависит от толщины заготовки. Это связано с тем что при малой толщине заготовки не весь магнитный поток замыкается через нее а часть его рассеивается в...
20103. Многократные зажимные механизмы. Классификация, особенности конструкций, расчет сил зажима в них 2.51 MB
  Эти механизмы имеют ведомые звенья в виде прихватов или плунжеров. По направлению сил зажима многократные механизмы разделяются на группы: 1 механизмы последовательного действия передающие силу зажима в одном направлении от заготовки к заготовке. 2 механизмы параллельного действия передающие силу зажима в нескольких параллельных направлениях.
20104. Установочно-зажимные устройства 112 KB
  они обеспечивают установку детали в требуемом положении и одновременно ее закрепление. Очевидно для закрепления детали установочнозажимные устройства должны быть обязательно подвижными в направлении зажатия. Поэтому установочнозажимные устройства применяются в тех случаях когда конфигурация и масса деталей таковы что обычно применяемые прижимы типа плоских пружин для досыла детали к установочным базам не обеспечивает точного ее положения. В качестве основной детали таких устройств наибольшее применение находят призмы.
20105. Фундаментальные принципы построения САУ. Принцип разомкнутого управления, принцип компенсации. Принцип управления с обратной связью 122.5 KB
  Принцип разомкнутого управления принцип компенсации. Принцип управления с обратной связью. Принцип разомкнутого управления – принцип жесткого управления. Функциональная схема включает три элемента: ЗУ задающее устройство; УУ – устройство управления; ОУ – объект управления.
20106. Типовая функциональная схема САР. Классификация САР. Стабилизирующие САР. Программные САР. Следящие САР 106.5 KB
  СУ2 – дополнительное сравнивающее устройство – предназначено для образования местной обратной связи в любом месте системы. КУ – корректирующее устройство – предназначено для улучшения качества показателей системы; они могут быть в виде местных обратных связей КУ1 параллельных подключений КУ2 последовательных включений КУ3. Классификация САР Все системы в автоматике делятся на адаптивные и неадаптивные. по принципу регулирования: на системы работающие по возмущению; на системы работающие по отклонению; системы использующие...
20107. Статические и астатические САУ 31 KB
  Статические системы состоят из статических звеньев которые имеют зависимость Xвых = f Хвх Рассмотрим простейшую астатическую САР Степень открытия заслонки зависит от Q но поплавок при заданном значении уровня занимает одно и то же положение равного заданному. Особенности равновесие системы со астатическим регулированием имеет место при единственном значении РВ равной заданному. Различают системы статические и астатические по отношению к управляющему и возмущающему воздействиям.
20108. Математические модели САУ. Основные формы записи линеаризированных уравнений в автоматики 56.5 KB
  Для систем с распределёнными параметрами уравнение имеет вид уравнения в частных производных. Уравнение статики описывает поведение системы в установившемся режиме. Урие связи между вх и вых велми искомое урие то есть дифуравнение. В общем случае на динамическое звено кроме входной велны на выходную велну могут оказывать влияние возмущающие воздействия Пусть динамическое звено имеет статическую характеристику вида1 и описывается дифференциальным уравнением первого порядка.
20109. Временные характеристики линейных звеньев 49 KB
  Переходная функция и функция веса. Динамические свва звеньев можно определить по их переходным функциям и функциям веса. Переходная функция ht – такой переходной процесс который возникает на выходе динамического звена при подаче на вход звена единичного ступенчатого скачка. Весовая функция Rt представляет собой реакцию звена на единичную импульсную функцию поданную на вход.
20110. Передаточные функции динамических звеньев. Частотные передаточные функции и частотные характеристики 33 KB
  Их получают при рассмотрении вынужденного движения системы или звена когда на вход подаётся гармоническое воздействие вида : x1 = Aвхsin wt 1 Рассмотрим динамическое звено : При подаче на его вход сигнала 1 если звено линейное на выходе получается сигнал вида : y = Авыхsinwt j 2 j cдвиг фазы Для удобства принимают символическую форму записи sin or cos через ряд : sin wt = ejwt поэтому: sinwt j = еjwt ...