88401

Школа гражданина

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры.

Русский

2015-04-29

31.12 KB

0 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ      КАЗАХСТАН

ФИЛИАЛ АО НЦПК « ОРЛЕУ»

Институт повышения квалификации педагогических работников по  Павлодарской области

Исследовательский реферат

по теме проекта

«Школа гражданина»

                                                                           Выполнил: Шарипов А.С.

                                                                           СОШ им. Тленшина

                                               с.Кожамжар, Актогайского района.

                                                                               

   

                                                                                                                                                                                                           

Павлодар, 2013

Цель:  Сформировать у учащихся способы гражданской компетенции

Задачи:

1.Изучить  теоретические и методологические основы формирования у учащихся гражданской компетенции

2.Создать модель (формы, методы, способы) формирования гражданской компетенции.

3.Внедрить в практику работы школы способы формирования гражданской компетенции.

4.Обобщить способы формирования гражданской компетенции у учащихся.

Актуальность:

Патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны. 
Воспитание патриотических чувств учащихся – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Наш задача -  создать условия для социальной адаптации учащихся через систему краеведческой работы в школе, культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.

 Гражданин получает большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время растёт ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. Поэтому государством уделяется большое внимание гражданскому воспитанию подрастающего поколения. На это указывают следующие государственные документы:

•    Закон «Об образовании»;

•     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РК на 2006-2010 г.г.»;

Гражданское воспитание -  понятие широкое. Оно включает в себя много направлений, важное место среди которых занимает патриотическое воспитание.  

Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Ключевая идея воспитательной системы класса направлена на формирование активной гражданской позиции школьника. В условиях становления гражданского общества и правового государства  за основу патриотического  воспитания необходимо взять воспитание гражданских качеств, таких как: способность к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью; понимание ценности семьи и семейных отношений;  уважение к истории и традициям своего народа,  государства, любовь к  Родине  и готовность ее защищать.

Ступенями развития гражданственности  можно считать:

•воспитание гражданского отношения к себе через осознание себя частью окружающего мира;

•воспитание гражданского отношения к семье через  осознание себя частью своей семьи;

•воспитание гражданского отношения к детскому сообществу через осознание себя частью классного коллектива;

•воспитание гражданского отношения к окружающим людям через осознание себя частью общества;

•воспитание  гражданского отношения к Отечеству  через осознание себя его частью.

Патриотическое воспитание – основа в системе воспитания.

Многие проблемы в стране и обществе мешают обучению и воспитанию подрастающего поколения в настоящий период. Например, мощный духовный кризис, переоценка ценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров в обществе, приземленность интересов, зачастую ограниченных потребительско-бытовой сферой – диктуют необходимость постоянного поиска новых форм нравственного воспитания. При этом нельзя забывать о традиционных моральных устоях, являющихся незыблемыми в любом государстве – воспитание достойного гражданина и патриота своего Отечества.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к семье, дому, к своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимутся до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. С этой целью в план воспитательной работы включаются мероприятия, посвященные важным датам : День конституции, День Победы, День Независимости, посещение музееввозложение цветов к памятнику погибшим воинам.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

Теоретическая значимость.  На основании теории кандидата педагогических наук Тургалиева Б.Ж. 

Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не  только его сущность и содержание, но и психолого – педагогические компоненты. Такими компонентами являются  потребностно – мотивационный , когнитивно – интеллектуальный, эмоционально – чувственный, поведенческий и волевой.

Потребностно – мотивационный компонент патриотизма:

Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе  учебных занятий, в процессе разнообразных форм внеклассной работы путём создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались её историей, мужеством и храбростью патриотов.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:

Духовно – нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности

Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество. Только в семье человек может быть по – настоящему счастлив. Здесь созревает личность.

Но многим из нас сегодня не ведомо, что такое истинная семья, простые семейные радости. Мы утратили семейную преемственность, отошли от традиций. Вот почему на помощь семье призвана прийти школа.

Как показывают многочисленные исследования, большинство казахстанцев идентифицируют себя с семьей. И в этом есть определенная закономерность. Социальный мирок, воспринимаемый как мир родины, отчего дома, родства, позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снижает уровень напряженности и конфликтности

Практическая значимость:

Патриотическое воспитание юных граждан Казахстана – это воспитание юных  казахстанцев, идентифицирующих себя со своим народом и страной. Оно берет начало с приобщения ребенка к историко – культурным традициям родного края. На этом этапе формируется своеобразная «корневая система» личности, ориентирующая ее на такие ценности как: СЕМЬЯ, НАРОД, РОДНОЙ КРАЙ, ОТЧИЗНА и не позволяющая  противоречить принципу: «Где хорошо, там и Родина».

Система работы педагогов школы по патриотическому воспитанию учащихся

Патриотическое воспитание учащихся через работу библиотеки

Патриотическое воспитание учащихся через урочную деятельность

Патриотическое воспитание учащихся через работу музея

Патриотическое воспитание учащихся через участие в мероприятиях различных уровней:

- акции;

- выставки;

- конкурсы;

- экскурсии;

-месячники;

- работа с ветеранами и многое другое.

Патриотическое воспитание учащихся через организацию экскурсий, выходов:

- выход и экскурсия в школьный историко – краеведческий музей и городской историко – архитектурный  музей.

Патриотическое воспитание учащихся через систему классных часов:

 -изучение государственной символики Казахстана;

-уроки мужества;

- встречи с ветеранами ВОВ;

-беседы, посвященные  чествованию памятных дат, дней воинской славы;

-классные часы, посвященные Дню пожилого человека, Дню защитника Отечества, Дню Победы и другие мероприятия.

Патриотическое воспитание учащихся через систему дополнительного образования:

- участие в различных конкурсах, выставках по патриотической направленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективное патриотическое воспитание юных казахстанцев сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется  в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.

Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества , родного края и малой родины.

                                                                             

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Алматы;2007. –Ч.1. – С. 11-42.

2.  Караковский, В.А. Воспитай гражданина.  – Мектеп., 2009. – С. 8-20.

4. Пашкович. И.А. Патриотическое воспитание: система работы. – Волгоград; 2006 г.

5. Тисленкова, И.А. Гражданско – патриотическое воспитание в 6 – 7 классах. – Алматы; 2006г.

6. Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е.-М.: Советская энциклопедия, 2007.               7. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников.-2006.-№ 3.-С. 23-3

8.  Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика. -2008.-№ 6.-С. 44-52

9. Страничка Интернета/Rambler/Воспитание/@. Ru

10. Страничка Интернета/5-ballow/Образование/@. Ru

11. Страничка Интернета/5-ballow / Воспитание /@. ru

                                                                                                                                                                                                                         

Приложение № 1

Отношение к патриотизму.

Цель: оценка уровня  патриотического воспитания в Казахстане.

Выразите свое отношение по предлагаемым вопросам.

1. Развито ли чувство патриотизма у современной молодежи?

А) да; б) нет; в) скорее да; г) скорее нет.

2. Главенствующую роль в  формировании патриотических позиций Вы отводите?

А) средствам  массовой информации; б) школе; в) общественным организациям; г) семье; д) молодежным группировкам.

3. Почему у молодежи недостаточно сформировано чувство патриотизма?

А) отсутствие ясной патриотической цели в обществе; б) ненормальная обстановка в семье;

в) отрицательное влияние друзей; г) отсутствие возможности проявить себя в нужном деле;

д) отсутствие дружного коллектива; е) трудная обстановка в стране.

4. Хотите ли Вы эмигрировать из страны, если бы были возможности?

А) за границу для получения образования; б) временно уехать; в) уехать навсегда; г) предпочитаю жить в Казахстане, даже при плохом раскладе событий.

5. Испытываете ли Вы чувство гордости

                  за Казахстан                   а) да;          б) нет

                  за  город                     а) да;          б) нет

                  за школу                     а) да;          б) нет.

6. Какие Вы оцениваете возможности нашего города?

А) нет перспектив; б) имеет большие возможности? в) имеет средние возможности.

7. Хотите ли Вы в будущем остаться  и работать в своем городе?

А) да; б) нет (почему?).

8. Участвуете ли Вы в мероприятиях патриотического и военно – патриотического характера, проводимых в школе и городе?

А) да; б) нет.

9. Как изменилось состояние патриотического сознания среди молодежи  Вашего населенного пункта за последние два года?

А) в лучшую сторону; б) в худшую сторону; в) постоянное.

Приложение № 2.
Эссе «Моя школа – это …»

Приложение № 3.

Анкета «Что такое Армия?»

1. Чем для тебя является служба в Армии?

2. Хочешь ли ты служить в Армии? Почему?

3. Какой должен быть срок службы?

4. Как далеко от нашего города ты хочешь служить?

5. Боишься ли ты «дедовщины»?

6. В каких войсках хотел бы служить?

7. Какой по – твоему должна быть Армия?

8. Хотят ли твои родители, чтобы ты служил?

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28764. Объединение русских земель вокруг Москвы (XIV - первая треть XVI в.). Социально-экономический и политический строй русского государства, его особенности 145.38 KB
  Социальноэкономический и политический строй русского государства его особенности. Образование единого централизованного государства в результате объединения русских земель вокруг Москвы на протяжении XIV XV веков представляло собой весьма сложное и противоречивое явление. Проблеме формирования единого Российского государства уделено внимание в фундаментальных исследованиях крупнейших российских историков Н. Соловьёв в большей степени обращал внимание на объективные исторически подготовленные причины формирования Российского государства на...
28765. Начало эпохи Великих географических открытий и первые колониальные захваты. НОВОЕ ВРЕМЯ как особая фаза всемирно-исторического процесса 488.57 KB
  Поскольку контроль над Южной Атлантикой оказался в руках португальцев Алькасовасское соглашение 1479 Испания желавшая установить прямые контакты со странами Востока приняла предложение генуэзского мореаплавателя Колумба об организации экспедиции на запад. Магальяйнша Магеллан фернан об организации экспедиции с целью обогнуть американский континент с юга и через Тихий океан добраться до Азии. Сам Аламинос участвовал ранее в четвертой экспедиции Колумба. Начальник экспедиции и его кормчий приступили к снаряжению трех кораблей в...
28766. Реформация и ее экономические, политические, социокультурные причины. Религиозные войны в Европе 329.55 KB
  Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои 95 тезисов в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви в частности против продажи индульгенций[прим. Интересы и чаяния зарождающегося класса капиталистов по итогам Реформации нашли проявление в основании протестантских церквей призывающих к скромности экономии и накоплению капитала а также формировании национальных государств в...
28767. Государство и общество стран Западной Европы в XVII в. 29.63 KB
  Основные тенденции развития стран Европы во второй половине XVIIXVIII веке 1. Эволюция внутриполитического устройства Во 2й половине XVII XVIII веков внутриполитическое устройство большинства стран Европы сохраняло средневековые черты. ограниченная монархия Венецианская и Генуэзская республики в XVIII столетии Швеция 17191772 гг. XVIIXVIII века в Европе стали временем когда завершился процесс собирания земель и формирование государств в их современных границах.
28768. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного 27.92 KB
  Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного. Земский собор и реформы первой половины правления Ивана Грозного. Запад и Восток во внешней политике Ивана Грозного. Но фактически власть оказалась в руках Елены Глинской матери Ивана.
28769. Россия в годы Смуты (конец XVI - начало XVII вв.) 25.23 KB
  Россия в годы Смуты конец XVI начало XVII вв. Предпосылки смуты и ее общая периодизация На рубеже XVI XVII Московское государство пережило тяжелый кризис охвативший все сферы жизни и поставивший его на грань существования. Главные предпосылки смуты это разорение страны в результате Ливонской войны и опричнины усиление социальных конфликтов. Наиболее крупный исследователь смуты академик Сергей Платонов выделял три ее периода: династический социальный и национальный.
28770. Воцарение в России Романовых. Развитие страны в XVII в. Особенности сословно-представительной монархии в России 24.43 KB
  Воцарение в России Романовых. Особенности сословнопредставительной монархии в России. Кроме того наладились дипломатические и торговые связи России с Западом. Этому способствовало то что сельское население России делилось на две категории: владельческих и черносошных крестьян.
28771. История в системе социально-гуманитарных наук. Предмет, принципы изучения и значение истории 24.23 KB
  История действительность в её развитии движении наука о развитии общества и природы прошлое сохраняющееся в памяти человечества. Однако не менее правдивым считается высказывание Гегеля что история никогда и никого ничему не учит это наглядно видно на практике. В системе социальногуманитарных дисциплин история может играть роль всеобщей базы которая постепенно накапливается.
28772. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории 30.4 KB
  Методы и источники изучения истории. Содержанием истории вообще служит исторический процесс который раскрывается в явлениях человеческой жизни сведения о которых сохранились в исторических источниках. По традиции отцом истории считается Геродот 5 в. Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов характеризующих жизнь общества как в прошлом так и в настоящем.