88429

РИМСОКЕ ПРАВО КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

История римского права естественно отразила перемены в государственном строе Рима. значительный вклад в развитие юриспруденции особенно гражданского права внесли Марк Манилий Публий Муций Сцевола и Юний Брут. Наиболее известными из них были Катон Старший Марк Манилий Алфен Вар Квинт Муций Сцевола...

Русский

2015-04-29

40.75 KB

1 чел.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2

  1.  ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТОВ ДРВЕНЕГО РИМА…………………………………………………………………3
  2.  РИМСОКЕ ПРАВО КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА…………....9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..…………….16

ВВЕДЕНИЕ

Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и древнем мире в целом.

За более чем тысячелетний период истории Римского государства право претерпело в нем глубокие изменения. История римского права, естественно, отразила перемены в государственном строе Рима. Но, будучи связанным и с более глубинными пластами римского общества, оно в своей эволюции испытало на себе влияние все усложняющихся экономических и иных общественных отношений, в том числе связанных и с рабством.

Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода. Развивавшаяся экономика и усложнение форм оборота предъявляли новые разнообразные запросы, требовавшие точной формулировки прав рабовладельцев. Рядом с этим противоречия интересов крупных землевладельцев и богачей-ростовщиков на почве различия применявшихся теми и другими методов эксплуатации крестьян и других малоимущих слоев населения, в частности – провинциалов, в свою очередь, делало необходимой помощь юристов в целях наилучшего урегулирования возникавших вопросов.

Цель работы – выделить особенности древнеримской юриспруденции и значение деятельности известных древнеримских юристов.

  1.  ЮРИСТЫ ДРЕВНЕГО РИМА

В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов, одной из коллегий жрецов. Ежегодно один из понтификов сообщал частным лицам позицию коллегии по правовым вопросам. Около 300 г. до н.э. юриспруденция освобождается от понтификов. Начало светской юриспруденции, согласно преданию, связано с именем Гнея Флавия. Будучи вольноотпущенником и писцом видного государственного деятеля Аппия Клавдия, он похитил и опубликовал составленный последним сборник юридических формул, употреблявшихся по закону в процессе (legis actiones). Эта публикация получила название jus civile Flavianum (цивильное право Флавия) [1; 34].

В 253 г. до н.э. первый верховный понтифик из плебеев Тиберий Корунканий начал в присутствии учеников разбирать юридические вопросы и открыто высказывать свое мнение, положив тем самым начало публичному обучению юриспруденции. 

В начале II в. до н.э. Секст Элий Пэт Кат, видный государственный деятель, дополнил сборник Флавия новыми исковыми формулами (jus Aelianum). Он опубликовал и другую книгу, в которой соединил Законы XII таблиц с комментариями юристов и исковыми формулами, содержащую толкование законов и описание форм процесса. 

В середине II в. до н.э. значительный вклад в развитие юриспруденции, особенно гражданского права, внесли Марк Манилий, Публий Муций Сцевола и  Юний Брут. Первый комментарий к преторскому эдикту написал Сервий Сульпиций Руф (консул 51 г. до н.э.). Его ученик  Офилий был автором многих книг по гражданскому праву и впервые составил подробньй комментарий к преторскому эдикту [1; 35]. 

Юристы республиканской эпохи происходили, как правило, из аристократических кругов — из сенаторской знати, а в I в. до н.э. также и из всадников. Наиболее известными из них были Катон Старший, Марк Манилий, Алфен Вар, Квинт Муций Сцевола, Публий Муций Сцевола, Сервий Сульпиций Руф, (причем двух последних часто считают основателями цивильного права). 

Публий Муций Сцевола — трибун 141 г. до н.э., консул в 133 г., великий понтиф в 133 г. Цицерон называет его одним из немногих «истинных» юрисконсультов, так как он, исполняя судейские должности, вносил в разбор дел истинное беспристрастие, а при защите соединял юридические познания с удивительным ораторским искусством. Плохие ораторы вызывали со стороны Сцеволы скорбь и насмешки. Будучи великим понтифом, он обращал усиленное внимание на усиление юридических знаний коллегии, считая ее главной задачей основательное знание права, а не сохранение отживших привилегий, уменьшению которых способствовал своей интерпретацией. Написал 10 книг, посвященных обработке ius civile [3; 25]

Квинт Муций Сцевола, сын предыдущего, был консулом в 95 г. до н.э., великим понтифом в 84 г. Получив широкое философское (стоическое) образование, сделался еще более, чем отец, выдающимся политическим деятелем и юристом; соединял юридическое и ораторское искусство с нравственными началами деятельности, проводя в юридическую интерпретацию начало «доброй совести». Около 100 г. до н.э. написал свое знаменитое сочинение “De iure civile” (18 книг), в котором в первый раз изложил это право в систематическом порядке, состоявшем в совместной разработке родственных юридических понятий, в противоположность старому легальному порядку, представлявшему простую интерпретацию законов в их официальной последовательности. Юридические определения и формулы Квинта Муция Сцеволы отличались удивительным сочетанием краткости, ясности и изящества формулировки. Философская мысль помогла ему внести единство во многие частные определения, выразить их в более общей форме и извлечь из них новые юридические последствия (например, praesumptio Muciana, cautio Muciana и т.п. формулировки, связанные с его именем). Если его отец был одним из первых юристов, начавших литературную интерпретацию норм цивильного права, то Квинт Муций Сцевола может быть назван основателем науки гражданского права. Он преподавал в юридической школе и был учителем знаменитого Цицерона. 

Расцвет деятельности юристов относится к I-III вв. - эпохе принципата. Авторитет юристов, их мнения, заключения по вопросам права оценивались чрезвычайно высоко. Император Август предпринял попытку унифицировать деятельность юристов, разрешив только определенному их кругу давать ответы, имеющие официальное значение (ius respondendi). Эти юристы должны были записывать свои ответы (консультации), ставить свою печать, чтобы тем самым засвидетельствовать легальность правового источника. Данная система закреплена при императоре Адриане, который подтвердил установившийся порядок, согласно которому только мнение определенных юристов имело правовую, т.е. обязательную силу. Если таковые юристы по какому-либо вопросу приходили к общему согласию, судья обязан был с ним считаться при вынесении решения. Ответ юриста мог состоять из одного слова: да или нет. 

Из юристов классической эпохи следует назвать наиболее известных: 

Публий Ювенций Цельз - участник заговора против императора Домициана в 95 г. н.э. При Адриане занимал ряд государственных должностей (претор, консул 129 г.н.э.), являлся членом императорского совета. Автор дигест в 39 книгах. Ему принадлежит знаменитый ответ на глупый вопрос одного чиновника: "Либо я ничего не смыслю в твоем вопросе, либо сам вопрос глуп" [3; 23].] 

Сальвий Юлиан - родом из северной Африки (г. Гадрамент - современный Тунис), При Адриане занимал ряд государственных должностей, являлся членом императорского совета. Автор дигест в 90 книгах и Quaestiones. Умер около 169 г.н.э. Проделал огромную исследовательскую работу по систематизации преторского права. Его теоретические разработки стали основой для официального сближения двух источников права. В 125-138 гг. н.э. Сальвий Юлиан кодифицировал не только эдикты городских преторов, но и эдикты провинциальных правителей, систематизировал наиболее ценные в юридическом отношении нормы преторского права, придал ему окончательную редакцию. Составленный им сборник, в котором насчитывалось 90 книг, получил название “Постоянный эдикт” (edictum perpetuum). Ему была придана обязательная сила. Впоследствии знаменитые правоведы Павел и Ульпиан написали к этому сборнику множество комментариев, которые позже также были приравнены к источникам римского права. Многие положения “Постоянного эдикта” вошли в свод гражданского права [3; 22]

Секст Помпоний - автор знаменитого очерка истории римского права, количество произведений его огромно. Наиболее важные: а) комментарии к эдикту в 150 книгах; б) комментарии к Сабину; в) Enchyridium -учебник в 1 книге, включавший и знаменитый очерк истории права. 

В начале пятого века (426 г. н. э.) императоры Феодосий II и Валентиниан III издали эдикт, согласно которому цитаты из пяти знаменитых юристов - Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина, Гая - имели для судей обязательную силу. При расхождении во мнениях по рассматриваемому вопросу предпочтение отдавалось большинству. При равенстве голосов решающим было мнение Папиниана. 

Эмилий Папиниан - родом из Сирии, при Септимии Севере был префектом претория, имел огромное влияние и авторитет среди юристов. Стал для будущих поколений «первым из всех» (primus omnium). За высочайшее умение решать архисложные юридические казусы имел прозвище - “Блистательный”. Император Константин предписал: “Во избежание бесконечных споров юристов уничтожить замечания Ульпиана и Павла к тексту Папиниана, так как они не столько исправляют его, сколько портят во имя собственного прославления” [3; 21]. 

Казнен императором Каракалой в 212 г. н.э. за то, что в ответ на требование составить оправдательную речь для императора в связи с убийством им своего брата Геты, сказал: "Гораздо труднее оправдать убийцу, нежели им стать". 

Юлий Павел - префект претория при Александре Севере (нач. III в.н.э.). Написал более 300 книг, из которых сохранились так называемые "Сентенции к сыну". Сочинения и заключения Павла в извлечениях и переработке составили 6-ю часть Дигест [3; 19]. 

Домиций Ульпиан (ок. 170-228) - родом из Тира в Финикии. Автор комментарий  к эдикту в 83 книгах и к Сабину в 51 книге. Убит в 228 г. разъяренными солдатами-преторианцами при попытке установления воинской дисциплины. Примерно 1/3 Дигест (около 2500 отрывков) принадлежит Ульпиану. Он заявляп, что поскольку народ якобы уступил свою власть императору, то последний вообще не связан законами. Ему принадлежит формула: “Что угодно принцепсу, имеет силу закона”. 

Геренний Модестин, ученик Ульпиана,  – в 226-244 гг. был префектом стражи в Риме. 345 фрагментов из произведений Модестина включены в Дигесты. 

Гай - возможно, Гай Кассий Лонгин, сабиньянец, родом из Малой Азии, современник императоров Адриана и Антонина Пия (II в.н.э.), автор знаменитого учебника римского права – Институций (143 год н.э.). 

Теоретические положения профессора Гая по римскому праву получили силу закона в кодификации Юстиниана. Случай в юриспруденции редчайший. Институции Гая - единственный источник классической юриспруденции, который сохранился почти полностью. Они были самым распространенным учебным пособием в школах империи [2; 25]

Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту. От институций других римских юристов они отличаются большей полнотой и четкостью изложения. В них дается стройное и логичное деление гражданского права: "Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам". Хотя многие исследователи не считают систему, использованную Гаем, оригинальной, она была значительным шагом вперед в понимании права. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права — от средств их защиты. Несмотря на трехчленную классификацию самого правового материала Институции Гая разделены на 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Эта система, получившая впоследствии название институционной, оказала большое влияние на последующую историю права [2; 24]. 

С переходом к абсолютной монархии намечается упадок римской юриспруденции. Однако с конца III в. н.э. до V в. при Диоклециане и Константине появился ряд ценных работ, с успехом приспосабливавших высказывания классиков к новым социально-экономическим условиям, удовлетворявшим новые потребности. Но эти работы были или анонимными, или ввиду исключительного авторитета классических юристов приписывались последним. При этом несомненно, что начиная с IV в. имело место  снижение творческого характера деятельности юристов. Юристов используют уже не в качестве творцов права, а на должностях императорских чиновников. Показателем упадка является, между прочим, закон (первой половины V в.) о цитировании юристов: вместо былого творческого решения возникающих  в жизни вопросов теперь применяют механические ссылки на выдающихся юристов, мнения которых признаны по этому закону обязательными. К ним относились Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин, Гай, а также те юристы, на которых ссылались эти пять юристов [2; 23]. 

Первые кодификационные попытки были предприняты частными лицами, составлявшими сборники императорских конституций. Так, известны два сборника, составленные в конце III в. — начале IV в. н.э.: Codex Gregorianus, объединивший конституции от Адриана (II в.н.э.) до конца III в.н.э. и Codex Hermogenianus, дополнивший первый сборник последующими конституциями, до Константина (начало IV в. н.э.). 

В первой половине V в.н.э. была осуществлена первая официальная кодификация: император Феодосий издал Codex Theodosianus (Феодосиев кодекс), состоявший из 16 книг. 

В первой половине VI в.н.э. при Юстиниане особой комиссией была проведена большая кодификационная работа. Активное участие в ней принимали выдающиеся юристы того времени — Трибониан (начальник императорской канцелярии и заведующий редактированием законов) и Феофил (профессор Константинопольской школы права). Комиссия, образованная для этой цели в 528 году, уже в 529 г. составила сборник императорских законов. В 530 году была образована комиссия для кодификации ius, сочинений классиков, и в 533 году был составлен и обнародован сборник извлечений из сочинений классических юристов под названием Digesta (собранное). Этот сборник, получивший обязательную силу, состоял из 50 книг. В том же 533 году был издан элементарный учебник римского права — Институции, получивший вместе с тем силу закона. Институции Юстиниана состояли из четырех книг. В 534 году появился кодекс законов, известных под названием «50 решений», который состоял из 12 книг. После окончания кодификационных работ Юстинианом был издан ряд законов, которые известны под названием Новелл. Институции, Дигесты, Кодекс и Новеллы получили в своей совокупности название Corpus iuris civilis (Свод гражданского права) [2; 17]. 

  1.  РИМСКОЕ ПРАВО КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

В III в. н. э. в общественной жизни Древнего Рима произошли перемены, которые в конечном счете не могли не сказаться на состоянии юриспруденции. Убийство в 235 г. принцепса Александра Севера положило начало периоду анархии в политической сфере древнеримского общества, продолжавшемуся целых полстолетия - до воцарения императора Диоклетиана. За это время на римском престоле сменилось 17 принцепсов. Восстания, мятежи, заговоры, политические убийства стали обычаем в общественной жизни Римской империи. Ко всему этому добавлялась хозяйственная разруха. Таким образом, произошел подрыв того экономического и политического фундамента, на котором покоилось величественное здание римской классической юриспруденции.
Для правителя огромной империи, находившейся в состоянии анархии, было естественным обращение к бюрократическим методам управления. Именно бюрократия могла стать реальной силой, цементирующей общественный строй, предотвращающей его окончательный распад. Развитие же бюрократии, выдвижение ее на ведущую роль в общественной жизни неизбежно влекли за собой замену прежнего формулярного судебного процесса, предполагавшего свободное состязание сторон с участием претора и при посредничестве третейского судьи, процессом бюрократическим (экстраординарным). Последний предполагал в качестве судьи чиновника, представителя имперской администрации. Состязательность сохранялась, но она была в значительной мере скована поной процедурой разбирательства дел, весьма похожей на обыкновенное административное рассмотрение какой-либо жалобы. Претор, игравший прежде важную роль в осуществлении юрисдикции и правотворчестве, уступил место городскому префекту [3; 15].

В историко-правовой науке перемены в римской правовой культуре, происходившие в период после III в., характеризуется как «быстрый упадок юриспруденции». И на первый взгляд такая характеристика представляется вполне оправданной.

В самом деле основным способом правотворчества в IV - VI вв. выступает законодательная деятельность императоров. Императорские конституции носят имена императоров и не упоминают имен юристов, участвовавших в их составлении. Факт этот немаловажен: он отражает ослабление роли юристов в правотворческом процессе. Суждения выдающихся представителей римской юриспруденции продолжают учитываться при вынесении судебных решений. Однако применение их ограничивается. Закон о цитировании 426 г. признал юридическую силу лишь за мнениями пяти юристов: Папиниана, Павла, Гая, Ульпиана и Модестина. Если по одной и той же проблеме между перечисленными юристами обнаруживалось разномыслие, то действительным надлежало считать мнение, высказанное большинством из них.  При равенстве предпочтение отдавалось Папиниану. Закон о цитировании разрешал учитывать мнения и других представителей римской классической юриспруденции, однако лишь при условии, что на них ссылаются упомянутые пятеро. На практике мнения юристов, не названных в законе о цитировании, почти не принимались во внимание, поскольку в распоряжении законодателей и судей не было текстов их сочинении.
По сравнению с классическим периодом время IV - VI вв. более бедно юридической литературой. Значительную часть ее составляют произведения компиляторского характера — сборники изречений римских юристов-классиков, в основном Папиниана, Павла и Ульпиана, создаваемые, как правило, частными лицами и не имеющие официальной юридической силы. Роль этих сборников сводится лишь к тому, чтобы служить учебным пособием при подготовке судей. Но даже при такой ограниченной роли произведения юристов в большей своей части остаются невостребованными.
Юридическое образование в Древнем Риме IV—VI вв. не было столь престижным и популярным, как прежде. Многие должности, которые в предшествующий период могли занимать только лица, обученные юриспруденции, теперь принадлежали в большинстве своем тем, кто не обладал никакими юридическими знаниями [3; 14].

Следующая примечательная черта юриспруденции IV—VI вв. — явная тенденция к упрощению и сокращению юридических формул. Юридическая терминология утрачивает прежнюю четкость, точность, становится неопределенной, расплывчатой. К примеру, римские юристы классического периода четко разграничивали понятия собственности и владения. «Собственность не имеет ничего общего с владением», — указывал Ульпнан. В отличие от владения, обозначавшегося термином «possessio», собственность обозначалась в классической римской юриспруденции как «dominium». Для «possessio», с точки зрения римских юристов-классиков, достаточно было наличия двух условий: фактического обладания вещью и отношения к вещи как к своей, т. е. воли владеть. Владельцем поэтому мог быть и несобственник вещи. Право владения приобреталось соответственно способами, отличными от способов приобретения права собственности. Различными были здесь и формы защиты. «Право владения защищают с помощью интердикта, право собственности же—посредством иска»,—отмечал Павел.

Со второй половины III в., а в особенности с IV в., римские юристы начинают использовать термин «possessio (владение)» там, где в классический период применялся термин «dominium (собственность)». И в то же время термин «собственность» нередко употребляется вместо термина «владение»4. В дополнение к термину «dominium» появляется термин «propritetas», также обозначающий собственность. В ряде случаев для обозначения права собственности вместо одного термина используется целая фраза, например «право владеть непоколебимо» и т.д.
Значительным отступлением от воззрений римских юристов-классиков на право владения стало введение в 326 г. законом императора Константина защиты владения для арендаторов владельца—колонов, других зависимых людей и даже рабов. Прежде право на защиту своего владения мог осуществить только сам владелец [3; 23].

Явным признаком сближения института владения с институтом собственности выступает появившееся у владельца право, которое ранее имел лишь собственник,— право передачи имущества по наследству.
Одновременно право собственности все больше ограничивается, перестает носить прежний абсолютный характер. В городах, к примеру, распространяется практика принудительной продажи земельных участков, если этого требуют интересы благоустройства территории. В сельской местности на собственников нередко возлагаются дополнительные обязанности, например по добыче полезных ископаемых.
В том же направлении меняется содержание юридической терминологии и в сфере обязательственного права. Термин «контракт», который в классической римской юриспруденции использовался для обозначения договора, признаваемого цивильным правом и обеспеченного специальной исковой защитой, в рассматриваемый период начинает употребляться в более широком смысле: например применительно к брачным соглашениям. Наконец, термином «контракт» обозначался и сам документ, фиксирующий договор. Одновременно исчезает прежнее различие между «контрактом» и «пактом»
[1; 15].

Подобные примеры показывают, что перемены в римской юриспруденции на рубеже III— IV вв. носили достаточно резкий характер. В историко-правовой литературе описанный процесс именуется «вульгаризацией» римского права, само же римское право постклассического периода—«вульгарным правом». «Многие из наиболее выдающихся достижений классической юриспруденции, — отмечает М. Казер,—были утрачены в этом «вульгарном праве», главными источниками которого выступали императорские постановления и их толкования с IV столетия и далее наряду с современными ревизиями некоторых классических сочинений (особенно Павловых. «Сентенций» и Гаевых «Институций»)».
На рубеже III—IV вв. происходили коренные изменения в политических и социально-экономических условиях жизни римского общества. Соответственно менялось и право. Для нового римского права — назови его как угодно: «постклассическим» или «вульгарным» - классическая римская юриспруденция не подходила. Она, следовательно, должна была уступить место какой-то новой юриспруденции. И этот процесс смены юриспруденции одного вида на юриспруденцию другого вида как раз и происходил в IV—VI вв. Правильнее поэтому говорить применительно к названному времени об упадке не римской юриспруденции в целом, а лишь одного из ее вариантов, который зовется в юридической литературе «классическим». Упадок данного варианта юриспруденции означал, одновременно развитие другого ее варианта. Римская юриспруденция начинала очередной круг своей истории: она восходила к новой своей высоте, пусть и на ином уровне. И эту высоту можно определить совершенно конкретно и точно - систематизация римского права при императоре Юстиниане, первая половина VI в.
Когда упрощение римской юридической терминологии, утрату ею прежней четкости, сокращение правовых форм и т. п. представляют как упадок юриспруденции, то при этом забывают, что в IV—VI вв. население Римской империи было не таким, как в предшествующий период. Значительную часть его составляли так называемые «варварские» племена и, кроме того, сельские жители, для которых четкая, детализированная утонченная терминология классической юриспруденции была слишком сложной и непонятной. Требовалось приспособить язык римского права к уровню населения. Упрощение терминологии и другие сопутствующие процессы, протекавшие в сфере римской юриспруденции в рассматриваемый период, были необходимы именно для того, чтобы право могло эффективнее выполнять свою регулирующую роль. Юриспруденция таким образом приспосабливалась к новым реальностям общественной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В существующей в настоящее время практике преподавания юридических дисциплин римская юриспруденция не выделяется в самостоятельный предмет изучения и рассматривается вместе с римским правом. Между тем выработанные римскими юристами приемы обработки правового материала, способы формулирования правовых норм, их классификации и систематизации, рациональные методы разрешения споров, дефиниции, понятийный и терминологический аппарат составляют наиболее ценный компонент римской правовой культуры.

Римские правовые тексты — будь то Институции Гая или Дигесты Юстиниана — могут рассматриваться с двух точек зрения. С одной стороны, в них можно видеть лишь юридические нормы, регулирующие поведение людей. С другой стороны, на них можно взглянуть как на систему знаков, выражающих определенный стиль юридического мышления, определенное мировоззрение.

Юриспруденция Древнего Рима, т. е. стоящие за римскими правовыми нормами теоретические идеи, принципы разрешения споров, логика юридического мышления, юридическая техника и т. д. — все это имеет для современного юриста не только познавательное, но и практическое значение. Римская юриспруденция была «первой попыткой в разработке всеобщей теории гражданского права».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Томсинов В.А. Юриспруденция в духовной культуре Древнего Рима (древнейший период). // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1995, № 1.

2. Томсинов В.А. Юриспруденция в Древнем Риме (классический период). // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1995, № 2.

3. Томсинов В.А. Юриспруденция в Древнем Риме (постклассический период). // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1995, № 6.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29972. Проблема предмета психологии 53 KB
  А на некоторых ученых она произвела такое впечатление что они связали с ней решение двух фундаментальных вопросов: о предмете и о методе психологии. Однако этот вывод был преодолен дальнейшим развитием психологии. Проблема предмета психологии является одной из ключевых в связи с тем на современном этапе развития психологической науки нет единого представления о ее предмете.
29973. Методология и методы исследования в психологии 71 KB
  Методология и методы исследования в психологии Вступление: об актуальности изучения методологии развитие науки междисциплинарные связи новые исследования в больших коллективах – требуют единого понимания методов. Методология науки – учение о методах и принципах познания обеспечивающих путь к объективной истине это учение о структуре логической организации методах и средствах Дружинин В. предмет – саморефлексия науки а именно изучение методологических принципов познания позволяющих решать ключевые психологич проблемы психофизич...
29974. Развитие психики в процессе эволюции животного мира 48.5 KB
  Развитие психики в процессе эволюции животного мира Психика – системное свойство высокоорганизованной материи заключается в активном отражении субъектом объективного мира в построении картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности. Зоопсихизм –путь к изучению психики ч з изучение поведения. Низший уровень простейшие: преобладают инстинктивные формы поведения. В основном форма поведения – таксисы простейшие движения у некоторых появляется подобие брачных игр черви.
29975. ВПФ по Л.С. Выготскому. Их происхождение, свойства, генезис 57 KB
  Выготский создал культурноисторическую теорию психики человека. Иногда ее называют теорией общественноисторического происхождения высших психических функций человека. 1 измененное взаимоотношение человека и природы. 2 высшие появляются у человека произвольные: человек может заставить себя запомнить некоторый материал обратить внимание на какойто предмет организовать свою умственную деятельность.
29976. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 147 KB
  Поэтому в психологии говорят о единстве сознания челка и его деятельности. Явления сознания как предмет интроспективной психологии XIX века. Существование сознания главный и безусловный факт а задача психологии – проанализировать состояния и содержание сознания предмет сознание.
29977. Классификация неосознаваемых явлений 56 KB
  Активность монад протекающая в сфере психических актов имеет различную степень сознательности: от почти полностью бессознательного до ясного и четкого сознания. Низшие уровни сознания называются малыми перцепциями их сознательная реализация получила названия апперцепции. Он сформулировал концепцию порога сознания. Порог сознания уровень психической деятельности ниже которого идеи оказываются бессознательными.
29978. Методы неосознаваемых явлений в психоанализе 55 KB
  предсознательное скрытое латентное бессознательное потенциально сознательное: может проникнуть в сознание т. бессознательное вытесненная бессознательная психика не обладает способностью проникнуть в сознание: это может только представитель вытесненной бессознательной психики. Бессознательное это место сосредоточения влечений все вытесненное из сознания как недопустимое па своей природе.Фрейда Под влиянием цензуры происходит вытеснение идеи с которой связано несовместимое желание в...
29979. Психологическая теория деятельности в отеч.психологии 56 KB
  Психологическая теория деятельности в отеч. придумал Леонтьев Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20х начале 30х гг. Но главное состояло в том что авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма теорию К. Этот общий философский тезис нашел в теории деятельности конкретнопсихологическую разработку.
29980. Понятие действия. Виды. Соотношение действий и Деятельности 43 KB
  Понятие действия. того результата который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Характеристики действия: действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности точка анализа Д – субъект.