88431

Изучение современного бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Курсовая

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Предметом исследования в работе выступает изучение особенностей ведения бюджетного учета на предприятии. Объектом исследования является сам бюджетный учет на предприятии. Методы исследования, применяемые для изучения организации бюджетного учета в данной курсовой работе: анализ и синтез литературы...

Русский

2015-04-30

7.32 MB

7 чел.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Особенности бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях 5

1.1.Определение, основные задачи, принципы бюджетного учета 5

1.2.Нормативное регулирование бюджетного учета 11

1.3.Учетная политика бюджетного учреждения 15

Глава 2.Организация основных видов учета на примере бюджетной организации 21

2.1.Учет средств в бюджетной организации 21

2.2.Учет расчетов в бюджетной организации 24

2.3 Бухгалтерская отчетность организации 26

Заключение 31

Библиографический список 33

Приложение А «Письмо Минфина России от 17.02.2012 № 02-06-07/552»…35

Приложение Б «Письмо Минфина России от 30.03.2012 № 02-06-07/106»…42

Приложение В «Приказ от 2 февраля 2009 г. N 10н»…………………………43

Приложение Г «Баланс исполнения учета гимназия №6»……………………45

Приложение Д «Сведения о движении основных средств гимназии № 6»………………………………………………………………………………….46

Приложение Е «Баланс главного распорядителя, получателя бюджетных средств гимназии № 6»...………………………………………………………..47  

    

         Введение

Тема, связанная с учетом в бюджетных учреждениях всегда очень актуальна, так как учет в бюджетных организациях меняется из года в год. Ведение бухгалтерского учета играет важную роль в экономике, так как посредством него осуществляется оценка деятельности предприятия. Благодаря ведению бухгалтерского учета осуществляется контроль за движение средств, активов на предприятии.

Цель данной работы всестороннее изучение современного бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

При выполнении работы были сформулированы следующее задачи:

- изучить основные принципы бюджетного учета;

- определить задачи бюджетного учета;

-охарактеризовать основные нормативно-правовые акты, регулирующие данный вид учета;

- изучить ведение учета средств и расчетов в бюджетном учреждении;

- выявить значение бухгалтерской отчетности в учете организации.

Предметом исследования в работе выступает изучение особенностей ведения бюджетного учета на предприятии. Объектом исследования является сам бюджетный учет на предприятии.

Методы исследования, применяемые для изучения организации бюджетного учета в данной курсовой работе: анализ и синтез литературы; сравнение; анализ нормативно-правовой документации; индукция; дедукция; обобщение.

При написании данной работы были использованы работы таких авторов как Валова С., Васильев Ю., Гарнов И.Ю., Климов А.В, Коблова Г.И., Золотарева Е.В, Колодин И.В., Красноперова О.А., Мельников И., Полещук Т.А., Заворотная Т.Э., Соколова Е.С., Соснаускене О.И., Успехова Л., Хабаев С.Г. Их труды существенно помогли в написании курсовой работы.

Данная работа состоит из двух глав, введения и заключения. В первой главе речь идет о теоретических аспектах ведения учета в бюджетных учреждениях. Во второй главе анализируется данный вид учета на примерах ситуаций, которые могут сложиться в организации.

        1. Особенности бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях 

        1.1.Определение, основные задачи, принципы бюджетного учета

Бухгалтерский учет – это система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах предприятия путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций [8. C.2].

Бухгалтерский учет представляет собой в широком смысле перечень расходов и доходов предприятия, в результате анализа которого можно детализировать деятельность фирмы.

Одним из видов предприятия являются бюджетные организации. Бюджетная организация – это учреждение, находящееся на государственном обеспечении и выполняющее всевозможные функции, не связанные с получением прибыли [9].

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах [16].

Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов и в порядке, предусмотренном инструкцией №107н. Эти учреждения при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельны в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

В свою очередь с 1 января 2011 года бюджетные учреждения подразделяются на три типа: казенное учреждение, бюджетное учреждение и автономное учреждение в соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 83-ФЗ. [4]

Казенным учреждение признается государственная организация, которая занимается оказанием соответствующих услуг, выполнением работ, исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти либо органов местного самоуправления, финансирование деятельности данного учреждения происходит за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Бюджетное учреждение без разрешения владельца не вправе владеть особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, который выделены ему владельцем на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Автономным учреждением - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, здравоохранения, занятости населения, культуры, образования, социальной защиты, физической культуры и спорта, и в других сферах в случаях, установленных федеральными законами (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" в ред. Закона N 83-ФЗ) [4].

Главным признаком, объединяющим бюджетные учреждения, является условие того, что учредителем могут быть только Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование.

Следующим признаком для бюджетных учреждений является классификация видов деятельности, для реализации которых оно предназначено, перечень этих видов должен быть отображен в уставе учреждения, так же действуют ограничения на распоряжение имуществом, в зависимости от типа учреждения.

Такого рода организации ведут бюджетный учет. Бюджетный учет – это бухгалтерский учет, который ведется в бюджетных предприятиях.

Таким образом, понятие бюджетного учета напрямую связано с бухгалтерским учетом, то есть бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

К таким предприятиям относятся: органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений.

Помимо общих особенностей бухгалтерского учета, существует ряд специфических признаков: контроль исполнения сметы расходов; выведение в учете кассовых и фактических расходов; организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации; строгое соответствие учета и отчетности требованиям нормативных документов; отраслевую специфику учета [9].

Бюджетный учет, как составная часть бухгалтерского учета имеет свои задачи, которые должны решаться в процессе деятельности, к ним относят:

1. Организация бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными актами.

2. Использование передовых форм и методов бухгалтерского учета в обработке информации на базе широкого применения современной вычислительной техники.

3. Осуществление предварительного контроля за своевременным правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций.

4. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям.

5. Предотвращение отрицательного результата хозяйственной деятельности и образование резервов для обеспечения финансовой устойчивости.

6. Точное утверждение и целевое использование бюджета.

Ответственность за соблюдение правил бюджетной дисциплины и правильную организацию бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях несут руководитель учреждения и главный бухгалтер [9].

Для более целостного ведения операций существуют принципы бюджетного учета, которые совпадают с принципами бухгалтерского учета, таковыми являются:

Принцип стоимости. В соответствии с ним средства учитываются по цене приобретения или создания, и она же служит основой для оценки будущего использования средств.

Принцип денежного выражения. Бухгалтерский учет оперирует только теми фактами, которые поддаются оценке в денежном выражении с достаточной степенью объективности.

Принцип действующего предприятия. Исходя из этого принципа, составляется отчетность, где имущество показывается с обеих сторон: по составу и размещению и по источникам формирования.

Принцип целостности организации. Предполагает имущественную обособленность организации от имущества её собственников и других юридических лиц.

Принцип реализации. В бухгалтерском учете прибыль считается полученной, когда товары или услуги поступили заказчику, и он принял на себя обязательства по ним.

Принцип двойственности. Любая хозяйственная операция будет рассматриваться в двух аспектах: один представлен активами, другой – источником. Эти два аспекта всегда равны друг другу.

Принцип накопления. Сущность этого принципа заключается в том, что под чистой прибылью организации понимают разницу между доходами и расходами, а не поступившими и затраченными денежными средствами.

Принцип существенности. Согласно этому принципу информация считается существенной, если ее значение важно в процессе выработки и принятия решения. Исходя из этого принципа, каждая существенная величина актива или обязательства должна представляться в бухгалтерской отчетности отдельной строкой.

Принцип осмотрительности (консерватизма). Сущность принципа сводится к тому, что бухгалтер должен отражать самую низшую из возможных стоимостей активов и доходов и самую высокую из возможных стоимостей пассивов и расходов. Расходы должны быть зафиксированы как можно раньше, а доходы как можно позднее.

Принцип постоянства. Заключается в том, что если организация выбрала метод бухгалтерской обработки определенного типа данных, то она должна точно придерживаться именно этого метода при обработке всех данных этого типа.

Принцип своевременности означает, что данные в бухгалтерском учете должны быть представлены без задержки, для того чтобы пользователь мог принять необходимое решение.

Принцип полноты заключается в требовании, чтобы бухгалтерская информация не содержала пропуски и изъятия.

Принцип ценности, достоверности и сопоставимости. Ценность информации заключается в ее влиянии на принятие пользователем решений в отношении организации. Достоверной признается информация, в которой нет существенных ошибок, т.е. она соответствует требованиям нейтральности, правдивого представления, полноты и адекватности. Сопоставимость показателей, содержащихся в финансовой отчетности, с соответствующими показателями предыдущих периодов или показателями других организаций обеспечивается постоянством выбранных методов учета [12. C. 18-22].

Кроме указанных принципов бухгалтерского учета так же можно выделить принципы, которые относятся к бюджетному учету:

- принцип "единства кассы" подразумевает осуществление всех бюджетных операций в рамках единого счета соответствующего бюджета, что позволяет обеспечить полную прозрачность при формировании и использовании бюджетных средств и существенно повысить управляемость государственными (муниципальными) финансами;

- принцип "подведомственности расходов" исключает возможность реализации функций распорядителя бюджетных средств организациями, подведомственными органам исполнительной власти других уровней. Функции по распоряжению бюджетными средствами такими организациями должны быть переданы главным распорядителям средств бюджета [9].

Объектами бюджетного учета признаются доходы бюджета, источники финансирования его дефицита, расходы, операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, а также сметы доходов и расходов бюджетных учреждений. Бюджетный учет основывается на едином плане счетов [7.C.5].

Бюджетное учреждение можно в целом характеризовать следующими признаками: учредителями бюджетного учреждения могут являться органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления; бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера; деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда; основой для выделения и расходования бюджетных средств является смета доходов и расходов, утверждаемая в установленном порядке.

Бюджетные организации реализуют конституционное право граждан на бесплатное обучение, лечение и культурное просвещение. Функции каждого конкретного учреждения выражаются в зависимости от сферы, которой они принадлежат. Так учреждения образования выполняют целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, государства. Бюджетный учет таких предприятий непосредственно связан с бухгалтерским учетом, так как именно он составляет базис, основу бюджетного учета, но рассматриваемый вид учета имеет также и свои особенности, которые свойственны только бюджетным учреждением, главной из них, по моему мнению, является способ финансирования такого рода учреждений из средств государственного бюджета, все источники финансирования можно разделить на две большие группы: активы, которые  приобретаются за счет бюджетного финансирования и активы, приобретаемые за счет внебюджетных средств.

1.2.Нормативное регулирование бюджетного учета

Все сферы жизнедеятельности регулируется нормами права,  исключение из этого не составляет и бухгалтерский бюджетный учет.

С развитием государства изменяется и законодательство, на современном этапе развития бюджетного учета можно выделить четыре уровня его нормативного регулирования.

Первый уровень правового регулирования составляют Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «О бухгалтерском учете», и др., указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

На втором уровне правовое регулирование осуществляется Инструкцией № 148н, которая претерпела некоторые изменения, и Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, приказы Минфина РФ и Федерального казначейства по организации исполнения бюджета. Указанные нормативные правовые акты Минфина России формируют единую государственную учетную политику для всех организаций сектора государственного управления и устанавливают единый для всех бюджетных учреждений порядок учета и отчетности.

Третий уровень правового регулирования составляют нормативные правовые акты, издаваемые органами, организующими исполнение федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, по вопросам бюджетного учета, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять правовое регулирование отдельных вопросов бухгалтерского учета. К этому же уровню нормативного регулирования формируют нормативные правовые акты, издаваемые с учетом отраслевых особенностей главными распорядителями средств соответствующего бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами органов, организующих исполнение данного бюджета.

К четвертому уровню относятся учетная политика и локальные правовые документы бюджетных учреждений, принятие которых предусмотрено Инструкцией № 148н [5.C. 22-23].

Весь данный перечень нормативных документов претерпевал изменения в своем содержании.

Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" был утвержден новый план счетов, вступивший в силу с 2011 года.

Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 152н "О внесение изменений в Инструкцию по бюджетному учету утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н", действие которого распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2010, внесен ряд изменений в бюджетный учет.

С 1 января 2011 года приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, предназначенные для ведения в едином порядке учета органами государственной власти, местного самоуправления, управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук и учреждениями. Это связано с изменениями в законодательстве, направленными на совершенствование правового положения государственных учреждений: c начала 2011 года таковыми признаются автономные, бюджетные и казенные учреждения. Соответствующие поправки внесены в отдельные нормативные правовые акты Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

В 2011 году вступили в силу многие нормативных актов, касающихся бухгалтерского учета в государственных организациях. С 1 января 2011 года указанные учреждения отражают финансовые операции, руководствуясь Единым планом счетов бухгалтерского учета. Логическим продолжением всех изменений, касающихся учета, был выход Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 191н, которая пришла на смену действовавшей ранее Инструкции N 128н.

Бюджетные учреждения, изменившие свой правовой статус в соответствии с Федеральным законом N 83-ФЗ [17], представляют годовую, квартальную и месячную финансовую отчетность своим учредителям по формам, которые будут установлены для данных организаций Минфином. Из этого следует, что финансовое ведомство разработает формы и инструкцию по их составлению, которая будет применяться данными организациями.

В баланс (ф. 0503130) введены новые строки, по которым показываются соответствующие стоимостные остатки основных средств в данной группировке. Аналогичной корректировке подверглись и другие строки отчетной формы. Порядок заполнения формы не изменился [1].

В 2011 году Инструкция N 148н изменилась. Теперь вместо одной инструкции по бюджетному учету есть две:

- Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений;

- Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета [10].

Утверждены новые формы извещения (форма 0504805), уведомления по расчетам между бюджетами (форма 0504817) и справки (форма 0504833), с помощью которой оформляются дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» [11.C.6].

В 2012 года были опубликованы:

Письмо Минфина России от 17.02.2012 № 02-06-07/552 ,разъясняющее порядок заполнения Сведений о принятых бюджетных обязательствах (Приложение  А) [14].

Письмо Минфина России от 30 марта 2012 г. № 02-06-07/1061 "О порядке отражения в бюджетном учете операций по закреплению недвижимого имущества, составляющего имущество казны Российской Федерации, на праве оперативного управления"  (Приложение Б) [15].

Так же в 2012 году был подписан приказ N 10н, в котором указан перечень приказов, утративших сою силу (Приложений В).

С развитием государства меняется и законодательство, эти все изменения также касаются и бюджетного учета. За последние годы эта часть регулирования деятельности предприятия претерпела большие изменения, причинами этих явлений во многом стали: переход к рыночным отношениям, повлекший за собой реформированием системы бухгалтерского учета, изменение политической ситуации в стране, переход стран на международные стандарты. Для бюджетного учета вместе с общими правилами его организации разработаны правовые акты, законы, приказы, характерные только для данного вида учета.

Бухгалтерский учет в некой степени расширяет свои границы и в то же время упрощается его ведение путем разработки специализированных программ по ведению учета, но по прежнему вся процедура ведения бухгалтерского учета должна подчиняться нормативно-правовому регулированию. Все документы, в том числе и внутренние, не должны противоречить документам, отнесенным к 1-3 уровням  правового регулирования, все операции должны быть правильно оформлены в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета и другими документами, упомянутыми в данном параграфе. Любое несоблюдения правильности ведения учета на предприятии в соответствии с нормативно-правовыми актами  может повлечь за собой юридическую ответственность.

        1.3.Учетная политика бюджетного учреждения

Нормативными документами, действующими в организации, определена необходимость для разработки учетной политики отдельно для организации бухгалтерского и налогового учета. Вместе с тем, определяются принципы формирования требований учетной политики, зачастую, из-за этого разработка учетной политики является проблемной для бухгалтеров организаций.

Учетная политика представляет собой  общепринятые правила ведения бухгалтерского учета и внутреннего контроля, указываемые в учетной политике организации.

При организации учетной политики утверждаются следующие документы:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, в котором содержатся необходимые для ведения синтетического и аналитического учета, счета;

2)формы первичных учетных документов для оформления хозяйственных операций, для которых не имеются типовые формы первичных учетных документов;

3) методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

4) порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;

   6) порядок контроля за хозяйственными операциями и другие решения, необходимые для системы бухгалтерского учета.

Государственная учетная политика реализуется. Инструкцией № 148н  через:

- план счетов бюджетного учета;

- порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;

- перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета;

- другие вопросы организации бюджетного учета.

 

СССслрыСуществуют следующие правила формирования учетной политики:

- принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета;

- принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год;

- изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности;

- в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года;

- в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет об изменениях в своей учетной политике на следующий отчетный год.

Кроме перечисленных выше правил при формировании учетной политики следует руководствоваться еще некоторыми правилами:

- в учетной политике рассматриваются только те вопросы, решение которых в соответствии с нормативными документами многовариантно;

- дополнения в учетную политику могут быть внесены в течение года, необходимость дополнений может быть связана с изменениями, происшедшими в организации;

- учетная политика утверждается и применяется по учреждению в целом, то есть филиалы не могут иметь учетную политику, отличную от той, что принята в головном отделении бюджетного учреждения.

Поменять учетную политику можно только в отдельных случаях:

— изменения законодательства;

—изменения нормативных актов органов, которые регулируют бухгалтерский учет;

— разработки учреждением новых способов ведения бухгалтерского учета;

— существенного изменения условий деятельности учреждения.

Для обеспечения сопоставимость данных бухгалтерского учета, изменения в учетную политику необходимо вносить с начала финансового года [13].

В организационном разделе учетной политики необходимо отразить следующую информацию:

1. Организация бухгалтерской службы в учреждении. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» существуют следующие варианты организации бухгалтерской службы в бюджетном учреждении:

- бухгалтерская служба является структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером;

- в учреждении может быть предусмотрена штатная должность бухгалтера;

- ведение бухгалтерского учета может осуществляться централизованной бухгалтерией.

2. Рабочий План счетов. В рабочем Плане счетов должен быть указан перечень используемых в бюджетном учреждении

синтетических и аналитических счетов.

3. График документооборота. Регламентирует перечень и формы первичных учетных документов, сроки их составления, а также

перечень должностных лиц, ответственных за их оформление и утверждение.

4. Формы первичных учетных документов, применяемых для формирования хозяйственных операций, по которым не

предусмотрены типовые формы.

5. Формы учетных регистров.

6. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, который утверждает руководитель учреждения по согласованию с главным бухгалтером.

7. Технология обработки учетной информации.

8. Структура инвентарного номера.

9. Порядок и сроки проведения инвентаризации.

10. Срок, на который выдаются денежные средства под отчет на хозяйственные нужды.

11. Постановка бухгалтерского учета в филиалах. Если у бюджетного учреждения есть филиалы, оно должно определиться, каким

образом будет организована учетная работа [5.C.22-25].

В статье И.Ю. Гарнова  «Учетная политика в бюджетном учреждении» Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, N 15, выпущенной в августе 2009 г. автор выделяет несколько разделов учетной политики бюджетной организации, к ним относятся: общие положения, организация бюджетного учета, методики ведения бюджетного учета, учет нематериальных активов, учет материальных запасов,  учет финансовых активов [3].   

Учетная политика подразумевает под собой  общепринятые правила ведения бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые указываются в учетной политике в организации. Формирование учетной политики бюджетными учреждениями закреплено законодательно. В соответствии с ней должны вестись все проводимые операции в учреждении, для учетной политики бюджетных организаций разработаны специальные ее разделы, в которых и рассматриваются порядок ее изменения, содержание, требования к учетной политике бюджетных учреждений.

      Бюджетная организация представляет собой организацию, которая находится  на государственном обеспечении и выполняет функции, не связанные с получением прибыли. Данные предприятия  ведут бюджетный учет, имеющий свои особенности, рассмотренные в данной главе, к таковым можно отнести: организацию учета происходит в соответствии с классификацией статей бюджета; происходит контроль исполнения сметы расходов; учитываются отраслевые особенности учета в рассматриваемых учреждениях; в бюджетном учете выделяют кассовые и фактические расходы.

        Весь учет ведется в соответствии с нормативно - правовыми актами, которые разрабатываются государственными органами и самим предприятием, но внутренняя документация не должна противоречить вышеуказанным документам. Основным же внутренним документом, который регулирует весь учет в организации – это учетная политика предприятия, представляющая собой правила ведения бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Данный документ формируется в соответствии с Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

       С течением времени нормативно-правовое регулирование изменяется: каждый год вносятся изменения, дополнения в законы, нормативно-правовые акты и перечисленные в главе документы, но основы ведения учета остаются в большей степени неизменными.

      

       2.Организация основных видов учета на примере бюджетной организации

2.1.Учет средств в бюджетной организации

Учет средств в бюджетной организации можно рассмотреть на примере учета основных средств.

Объектам основных средств присваивается инвентарный номер, сохраняющийся за ним на весь период его нахождения в учреждении.

Присвоенный инвентарному объекту номер обозначен материально ответственным лицом в присутствии начальника управления (или его заместителя) и работника бухгалтерии путем прикрепления жетона, обеспечивающим сохранность маркировки.

Операции движения объектов основных средств оформляются следующими унифицированными документами: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (ф. 0306001); ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210); Акт о списании объекта основных средств (ф.0306003); Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф.0504143).

Акт (ф. 0306003), применяется для оформления и учета списания пришедших в негодность основных средств.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.

Рассмотрим приобретение основных средств за счет бюджетного финансирования.                                     

Школа приобрела в мае за счет бюджетных средств мебель стоимостью 36 000,60 руб. (в том числе НДС – 5 491,62 руб.). Затраты по доставке мебели составили 2 360 руб. (в том числе НДС – 360 руб.) Мебель перед передачей в эксплуатацию необходимо было собрать. Сборка мебели осуществлялась силами учреждения. Заработная плата работников, участвующих в сборке, составила 3 000 руб.

       В данном примере к фактическим затратам на приобретение основных средств относятся суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику мебели с учетом НДС, затраты по ее доставке до учреждения с учетом НДС и затраты по сборке.

Журнал операций за май 2011 г.

Хозяйственная операция

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

Оприходована мебель

36 000

1 106 01 310

1 302 17 730

2

Отражена сумма копеек

0,60

1 401 01 280

1 302 17 730

3

Отражены затраты по доставке мебели

2 360

1 106 01 310

1 302 03 730

4

Отражены расходы на оплату труда работников, участвовавших в сборке мебели

3 000

1 106 01 310

1 302 01 730

5

Начислены ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на заработную плату работников по ставке 26%

780

1 106 01 310

1 303 02 730

6

Начислены взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на заработную плату работников в размере 0,2 %

6

1 106 01 310

1 303 06 730

7

Мебель введена в эксплуатацию

42 146

1 101 06 310

1 106 01 410

       

       При отражении операций были использованы следующие счета:

1 206 08 560 (660) «Увеличение (уменьшение) дебиторской задолженности по выданным авансам за приобретение основных средств»; 1 304 05 310 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по приобретению основных средств»; 1 106 01 310 (410) «Увеличение (уменьшение) капитальных вложений в основные средства»; 1 (2) 401 01 280 «Прочие расходы»; 1 401 01 800 «Прочие доходы»; 2 201 01 610 «Выбытие денежных средств учреждения с банковских счетов» 1 302 17 730 (830) «Увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по приобретению основных средств»; 1 302 03 730 (830) « Увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг»; 1 101 04 410 «Увеличение стоимости машин и оборудования» [2].

       Помимо такого приобретения основных средств, возможно приобретение его за счет разных источников финансирования, но данная процедура сложная по своему содержанию, примером может являться приобретения основного средства за счет бюджетного финансирования и за счет средств от предпринимательской деятельности.

        Средства бюджетные учреждения могут получать за чет бюджетного финансирования, в том случае, когда этих средств недостаточно, организация может привлекать средства из разных источников финансирования, например от предпринимателей, благотворительных фондов и т.д., но данные операции вызывают затруднения в отражение их в учетной политике предприятия, в результате чего учреждения в силу своей специфики зачастую не приобретают средства за счет различных источников.

        Все средства, приобретенные  организацией должны быть документально зарегистрированы и их поступление отражено в бюджетном учете в журнале хозяйственных операций и других документах, указанных в Учетной политике предприятия, актах и законах, регулирующих данный вид учета, предприятия для дальнейшего анализа экономического состояния учреждения, отражение данных о поступивших или убывших средствах не должно оставаться скрытым – это противоречит нормативно - правовому законодательству. Учет средств ведется по счетам плана счетов бюджетных учреждений, измененного в 2011 году, с начала функционирования предприятия до его ликвидации.

         

        2.2.Учет расчетов в бюджетной организации

Учет расчетов в бюджетной организации организуется по разным направлениям: учет расчетов по оплате труда, учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, учет расчетов с покупателями и заказчиками и т.д.

Возможны так же неденежные расчеты, т.е. расчеты безналичной форме – посредством перечисления денежных средств со счетов, открытых им в органах Федерального казначейства (кредитных организациях), он применяется при расчетах с поставщиками и подрядчиками, при обмене нефинансовых активов на имущество, но обязательным условием является то, что продавец выступает и покупателем (заказчиком).

По общему правилу товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности.

В случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности по договору.

Отгрузка нефинансовых активов (объектов основных средств, материалов, готовой продукции, товаров и т. п.). Операции отражаются по дебету счета учета расчетов по доходам (205 31 560 или 205 21 560) и кредиту счетов учета доходов (401 10 130 или 401 10 120), дебету счетов учета доходов и кредиту счетов учета нефинансовых активов.

Зачет взаимных требований по договору мены. При этом дебетуются счета расчетов по обязательствам и кредитуются счета учета расчетов по доходам – в случаях когда обмен признан равноценным.

При неравноценном обмене после оформления операций по взаимозачету обязательств на счете учета расчетов по доходам  возникает сальдо, которое погашается при перечислении или поступлении денежных средств.

В рассматриваемой ситуации материалы могут быть оприходованы в составе только прочих материалов. Это связано с тем, что отходы не могут быть использованы по тому же назначению, что и исходные активы.

Рассмотрим данный вид расчетов на примере: при ведении лечебной деятельности (в рамках муниципального задания) получены отходы в виде одноразовых систем, которые подлежат сдаче за плату организации-поставщику. По условиям поставки сумма стоимости переданных отходов подлежит зачету при проведении последующих расчетов. В учреждении оприходованы отходы на сумму 10 000 руб. После их сдачи (фактически – реализации) эта сумма была зачтена в счет следующей поставки аналогичного оборудования на сумму 25 000 руб. Первоначальная стоимость поступивших материальных запасов формируется непосредственно на счете 4 105 00 000.

Журнал хозяйственных операций за апрель  2011 г.

Хозяйственная операция

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

Оприходованы в учете прочие материалы (отходы)

10 000

4 105 36 340

 

4 401 10 180

Отражена сумма стоимости сданных (реализованных) отходов

10 000

4 205 21 560

 

4 401 10 120

 

2

Отражена сумма стоимости поступившего оборудования от поставщика

25 000

4 105 31 340

 

4 302 34 730

 

3

Отражена сумма взаимозачета обязательств и дебиторской задолженности

10 000

4 302 34 830

 

4 205 21 660

 

4

Произведена доплата в части стоимости полученного оборудования, превышающей стоимость сданных отходов

15 000

(25 000 – 10 000)

4 302 34 830

 

4 201 21 610

 

В данной задаче использовались счета: 4 105 36 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения», 4 401 10 180  «Прочие доходы», 4 205 21 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности», 4 401 10 120 «Доходы от собственности», 4 105 31 340  «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств – иного движимого имущества учреждения», 4 302 34 730  «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов», 4 302 34 830  «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов», 4 205 21 660  «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности», 4 302 34 830  «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов», 4 201 21 610  «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации» [6].

Учет расчетов может осуществляться в разных направлениях. Как видно, расчеты бюджетная организация может осуществлять не только наличными средствами, но и путем расчетов в  безналичной форме. В рассмотренном случае расчеты по хозяйственным операциям производятся путем перечисления денежных средств со счетов, открытых организацией в  кредитных учреждениях.

Помимо этого бюджетные предприятия могут заключать договор меня, в данном случае устанавливается, равноценен обмен или нет и в зависимости от этого далее происходит отражение все операций по соответствующим счетам бюджетного учета.

   

2.3 Бухгалтерская отчетность организации

Центральное место в системе бюджетного учета занимает бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях позволяет формировать бюджетную отчетность, лежащую в основе оценки деятельности сектора государственного управления.

Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджетов; органами, организующими исполнение бюджетов, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнение бюджетов, квартальная- по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего года, годовая- на 1 января года следующего за отчетным, месячная отчетность- на первое число месяца, следующего за отчетным.

Бюджетная отчетность составляется в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом на бумажных носителях информации, а также на электронных носителях информации. Бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях.

Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером.

В состав бюджетной отчетности включаются следующие формы: баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, отчет о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств, справка по консолидируемым расчетам, отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета, отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности, справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года, отчет об исполнении бюджета, баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета, отчет о кассовом поступлении и выбытии средств от приносящей доход деятельности, отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, баланс по поступлениям и выбытиям бюджетных средств, баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета, отчет по поступлениям и выбытиям, консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях, отчет об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемым органами федерального казначейства, пояснительная записка, разделительный баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета, отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности, консолидированный отчет о движении денежных средств, пояснительная записка к отчету об исполнении консолидированного бюджета, консолидированный отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности субъекта РФ и муниципальных образований.

Сам состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Минфином. Для предприятий, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров, устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности.

Кредитовый остаток по счету отражает положительный результат от деятельности учреждения, а дебетовый остаток – отрицательный результат.

Бюджетную отчетность рассмотрим на примере некоторых документов, регламентирующих деятельность Гимназии № 6 города Волгограда.

Особое место среди форм бюджетной отчетности занимает отчет об исполнении бюджета, основная задача которого состоит в сопоставлении друг с другом бюджетных назначений, предусмотренных соответствующим законом  о бюджете, и данных об исполнении бюджета (Приложение Г).

Совершенно другое значение в системе бюджетной отчетности отводится пояснительной записке, в которой центральное место занимает анализ финансовой отчетности и анализ отчета об исполнении бюджета.

В пояснительной записке указываются причины неисполнения бюджета в разрезе групп, подгрупп классификации доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, функциональной классификации расходов бюджетов.

Анализ финансовой отчетности основывается на анализе баланса и отчета о финансовых результатов деятельности. Анализ показателей бухгалтерского баланса осуществляется на основании сведений о движении нефинансовых активов, сведений о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 1 января отчетного года и на отчетную дату (Приложение Д).

Чтобы правильно заполнить отчет, нужно понимать, что основанием являются обороты за отчетный период по счетам баланса. Баланс главного распорядителя, получателя бюджетных средств Гимназии № 6 (Приложение Е) [19].

Бухгалтерская отчетность занимает главную позицию в системе учета, так как она показывает движение активов, данные о дебиторской и кредиторской задолжности учреждения. Она служит основой для анализа и оценке деятельности предприятия. Оформление бухгалтерской отчетности строго документировано, при ее составлении используются обороты за отчетный период по счетам, обороты по дебету и кредиту которых должны равняться, иначе не будет соблюден один из принципов бюджетного учета. В состав бюджетной отчетности включаются формы, относящиеся только к данному виду учета, таковыми являются: баланс исполнения бюджета, отчет об исполнении бюджета, справка к балансу по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года и др.

Бухгалтерская отчетность представляет собой сложный элемент, требующий подробного изучения и отражения в учетной политике организации.

Организация основных видов учета в бюджетных организациях ведется в соответствии с законодательством, регламентирующим бюджетный учет.

Учет средств в бюджетной организации ведется в соответствии с источниками финансирования, которые могут осуществляться за счет бюджета, благотворительных фондов, предпринимательской деятельности.

Учет расчетов ведется на предприятии как в денежной форме, то есть из кассы предприятия, так и в безналичной форме, путем открытия аккредитивов, счетов в банках, с которых происходит списание денежных средств. Расчеты могут осуществляться с работниками, с подотчетными лицами, с поставщиками и подрядчиками, по налогам и сборам и т.д. 

Ведение учетных операций осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетных учреждений 2011 года.

Все операции в итоге должны быть опубликованы в бухгалтерской отчетности бюджетной организации, правила ведения которой указываются в учетной политике, в состав отчетности входят документы, указанные в  нормативно-правовых актах, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. В результате составления бухгалтерской отчетности  анализируется деятельность предприятия, движение активов, дебиторская и кредиторская задолженность.  При формировании бюджетной отчетности показатели форм увязываются между собой.

Заключение 

Итак, бюджетная организация – это некоммерческое учреждение, которое находится на государственном обеспечении. Бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет, свойственный только для данных предприятий, соблюдая принципы бюджетного учета, к которым относятся: принцип стоимости, принцип денежного выражения, принцип действующего предприятия, принцип целостности организации, принцип реализации, принцип двойственности, принцип накопления, принцип существенности., принцип осмотрительности, принцип постоянства, принцип своевременности, принцип полноты, принцип ценности, достоверности и сопоставимости, принцип "единства кассы", принцип "подведомственности расходов".  В результате чего решаются задачи бюджетного учета.

Отражение применения принципов в решении задач осуществляется в учетной политике организации при ведении соответствующей документации о проведенных операциях.

Ответственность за соблюдение правил бюджетной дисциплины и правильную организацию бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях несут руководитель учреждения и главный бухгалтер.

        Весь учет осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Нормативно-правовое регулирование в связи с изменением политики государства и усовершенствованием законодательства претерпевает изменения ежегодно, каждый год вносятся изменения, дополнения в законы, акты и прочие документы.

      Главным внутренним документом, регулирующим весь учет в организации, является учетная политика предприятия - правила ведения бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Данный документ формируется в соответствии с Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Организация основных видов учета в бюджетных организациях ведется в соответствии с законодательством, регламентирующим бюджетный учет. Все данные об операциях документально подтверждаются и отражаются в учете, журналах хозяйственных операций.

Учет средств, расчетов ведется согласно Плану счетов бюджетного учета. Финансирование предприятий может осуществляться не только за счет бюджета государства, но и за счет сторонних организаций.

               Вся деятельность организации в конечном итоге  отражается в бюджетной отчетности предприятия, правила ведения которой прописываются в учетной политике учреждения.  

             Ведение бухгалтерского учета обязательно для все организаций, в том числе и для бюджетных учреждений, в связи с чем разрабатываются специальные нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми предприятия бюджетного типа ведут бухгалтерский учет.

Библиографический список

         1. Валова С. Бюджетная отчетность в 2011 году: изучаем новую Инструкцию № 191н //"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение".–   2011. –  N 2. –  20 c.

         2. Васильев Ю.. Бюджетный учет: Учет основных средств по новым правилам [Электронный ресурс]// URL: http://www.klerk.ru

3. Гарнов И.Ю. Учетная политика в бюджетном учреждении //Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. –  2009. – N 15. –17 c.

4. Климов А.В.   Новые формы и статус бюджетных учреждений. Учет. Отчетность. Налоги //  "Нормативные акты для бухгалтера".–  2010 . – N 23. –12 c.

5. Коблова Г.И., Золотарева Е.В. Бюджетный учет и отчетность (I часть): Учебное пособие для студентов специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080601.65 «Статистика» //  Саратовский государственный социально-экономический университет. – Саратов, 2009. 222с.

6. Колодин И.В. Неденежные расчеты: учтите нюансы // Учет в бюджетных учреждениях. – 2011. – N  12. – [Электронный ресурс]// URL:http://e.budgetnik.ru

7. Красноперова О.А. Бюджетный учет (3-е изд., перераб. и доп.). - "ГроссМедиа: РОСБУХ", 2008 г.-168с.

         8. Мельников И.  – Бухгалтерский учет.2009г. –228с.

9. Полещук Т.А., Заворотная Т.Э. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях [Электронный ресурс] //URL: http://abc.vvsu.ru

10. Соколова Е.С. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ: Учебно-методический комплекс. – М.:Изд. центр ЕАОИ. – 2008. – 200 с.

11. Соснаускене О.И. Бюджетный учет. Организация и ведение  Издательство: Эксмо. 2009 г. 228 с.

12. Успехова Л.  Организация бюджетного учета //"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение".–  2011. – N 1.– 18 с.

13. Хабаев С.Г.Учетная политика учреждений//«Учет в бюджетных учреждениях» [Электронный ресурс]//URL: http://www.budgetnik.ru

         14. Письмо Минфина России от 17.02.2012 № 02-06-07/552 «Формирование сведений о принятых бюджетных обязательствах Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации официальный сайт (раздел Бюджетный учет) // URL: http://www1.minfin.ru 

15. Письмо Минфина России от 30 марта 2012 г. № 02-06-07/1061 "О порядке отражения в бюджетном учете операций по закреплению недвижимого имущества, составляющего имущество казны Российской Федерации, на праве оперативного управления" // [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации официальный сайт (раздел Бюджетный учет) // URL: http://www1.minfin.ru

16. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О некоммерческих организациях" (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2012) [Электронный ресурс]  // Справочная правовая систем «Консультант Плюс»

17. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Справочная правовая систем «Гарант»

        18. Документы, регламентирующие деятельность Гимназии № 6 [Электронный ресурс] //  URL: http://www.gim6-vlg.ru/7905535933

Приложение А

   

Приложение Б

Приложение В

         


Приложение Г

Приложение Д

 

Приложение Е



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84539. Характеристика періодів і фаз СЦ 47.19 KB
  Починається скорочення передсердя з м’язевих пучків які охоплюють гирла вен; це попереджує рух крові по градієнту тиску із передсердя в вени так як клапани тут відсутні. і внаслідок цього в шлуночок надходить остання порція крові яка складає від 8 до 30 від всього об’єму крові що надходить в шлуночок при його діастолі. Тому напруження міокарду шлуночка і тиск в ньому не змінюється не відбувається рух крові через порожнини серця; не змінюється положення клапанів. В стані спокою в шлуночку знаходиться близько 150 мл крові.
84540. Показники насосної функції серця і методи іх дослідження 42.01 KB
  Цей показник можна визначити за допомогою ехокардіографії тетраполярної реографії не інвазивні методи за допомогою методу розведення барвника внутрішньовенно вводять певні барвники і по динаміці зміни її концентрації в крові розраховують ХОК а також за допомогою методу Фіка він заснований на визначенні хвилинного поглинання кисню організмом людини і на визначенні артеріовенозної різниці вмісту кисню; для визначення а в різниці необхідно провести зондування правого передсердя – для отримання змішаної венозної крові; далі розрахунок...
84541. Роль клапанів серця у гемодинаміці. Тони серця, механізми їх походження ФКГ, її аналіз 42.92 KB
  Клапани розташовані при вході та при виході обох шлуночків серця. Мітральний та трьохстулковий клапани перешкоджають зворотньому закиду крові регургітації крові в передсердя під час систоли шлуночків. Перший систолічний тон виникає на початку систоли шлуночків. Його формують такі компоненти: закриття стулок передсердношлуночкового клапану; це основний компонент першого тону дає осциляції найбільшої висоти виникає на межі фаз ізометричного та асинхронного скорочень; міокардіальний компонент пов’язаний із напруженням та вібрацією...
84542. Артеріальний пульс, його походження СФГ, її аналіз 43.09 KB
  При аналізі СФГ враховують перш за все стан стінок крупних артеріальних судин. Про це можна судити за конфігурацією СФГ вираженості окремих її хвиль. Розрахунок тривалості серцевого циклу проводять по полікардіограмі – синхронно зареєстровані ЕКГ ФКГ СФГ.
84543. Регуляція діяльності серця. Міогенні та місцеві нервові механізми регуляції діяльності серця 40.8 KB
  Міогенні та місцеві нервові механізми регуляції діяльності серця. Баланс притоку та відтоку крові притік крові до серця по венозних судинах; відтік – за рахунок активного вигнання крові шлуночками серця; 2. Рівний хвилинний об’єм крові ХОК правого та лівого відділів серця; 3.
84544. Місцеві міогенні механізми регуляції серцевої діяльності 48.71 KB
  Залежність ССС від вихідної довжини КМЦ. Залежність ССС від опору вигнанню рівня артеріального тиску. Залежність ССС від ЧСС. Тому суть цього механізму можна викласти так: чим більше крові притікає до серця під час діастоли тим більша вихідна довжина КМЦ тим більша ССС СО.
84545. Характер і механізми впливів симпатичних нервів на діяльність серця. Роль симпатичних рефлексів в регуляції серцевої діяльності 44.58 KB
  Характер впливів симпатичної нервової системи на серце: позитивний інотропний вплив посилює силу серцевих скорочень; позитивний хронотропний вплив посилює ЧСС; позитивний дромотропний вплив посилює швидкість проведення збудження по елементам провідної системи серця особливо по передсердношлуночковому вузлу структурам провідної системи шлуночків; позитивний батмотропний вплив збільшення збудливості. Медіатор норадреналін взаємодіє переважно з βадренорецепторами оскільки αадренорецепторів тут майже немає при цьому...
84546. Характер і механізми впливів парасимпатичних нервів на діяльність серця. Роль парасимпатичних рефлексів в регуляції серцевої діяльності 44.78 KB
  Механізм впливів блукаючого нерва на серце пов’язаний із дією медіатора ацетилхоліну на мхолінорецептори КМЦ типових і атипових. В результаті підвищується проникність мембран КМЦ для йонів калію – посилення виходу йонів із клітини за градієнтом концентрації що в свою чергу веде до: розвитку гіперполяризації мембран КМЦ; найбільше цей ефект виражений в клітинах з низьким вихідним рівнем мембранного потенціалу найбільше в вузлах АКМЦ: пазуховопередсердному та передсердношлуночковому де МПС = –60мВ; менше – в КМЦ передсердь; найменше –...
84547. Гуморальна регуляція діяльності серця. Залежність діяльності серця від зміни йонного складу крові 44.41 KB
  Залежність діяльності серця від зміни концентрації йонів в плазмі крові. Найбільше клінічне значення має вплив йонів калію. При гіпокаліємії зниження концентрації йонів калію в плазмі крові нижче 1ммоль л розвиваються різноманітні електрофізіологічні зміни в КМЦ. Характер змін в КМЦ залежить від того що переважає: втрата йонів калію клітинами чи міжклітинною рідиною.