88443

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курсовая

Политология и государственное регулирование

На основании актуальности выделим цели нашего исследования. В данном случае – это определиться с понятием «органы исполнительной власти», разобраться, какие институты включены в него, понять систему и структуру органов исполнительной власти в Российской Федерации.

Русский

2015-04-30

45.95 KB

2 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты органов исполнительной власти

1.1 Понятие и классификация органов исполнительной власти

1.2 Система, структура и полномочия органов исполнительной власти

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. История становления и развития исполнительной власти в Российской Федерации

2.2 Система и структура органов исполнительной власти в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях (Ростовская область)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ


          В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа. Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. Согласно ст. 10 и 11 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов. 

Актуальность темы исследования. Данное исследование является актуальным, так как в структуре и системе исполнительной власти в Российской Федерации остается много спорных вопросов. Точки зрения различных теоретиков по этой теме порой кардинально противоположны. Поэтому так важно разобраться в понятии и структуре органов исполнительной власти. Согласно статистике 85 процентов государственной власти в России принадлежит исполнительной "ветви власти", а парламенту, судам, прокуратуре, другим органам в совокупности - порядка 15 процентов. Подавляющее большинство государственных органов являются исполнительными.

Цель и задачи исследования. На основании актуальности выделим цели нашего исследования. В данном случае – это определиться с понятием «органы исполнительной власти», разобраться, какие институты включены в него, понять систему и структуру органов исполнительной власти в Российской Федерации. Принимаясь за работу над выбранной темой, мы собирались решить следующие задачи:

определиться с понятием органов исполнительной власти;

вычленить элементы системы исполнительной власти в Российской Федерации;

проанализировать специфику деятельности органов исполнительной власти;

проверить, работает ли на практике теория трех ветвей государственной власти в Российской Федерации.

Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования являются органы исполнительной власти РФ.

Предмет исследования. Предметом исследования в нашем случае является взаимодействие органов государственного управления в системе исполнительной власти в России.

Научная разработанность проблемы. Данный вопрос в своих научных работах затрагивали многие ученые: Л.И. Абалкин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, А.И. Бобылев, А.А. Демин, В.А. Зимин, А.П. Коренев, М.А. Лапина, Л.Л. Попов и другие. Выбранная нами тема была детально проработана с различных сторон: с точки зрения структуры, характера деятельности, разделения властных полномочий и так далее.

База источников исследования. При анализе источников данного исследования было проработано множество источников – от нормативно-правовых актов до монографий. В ходе исследования было проработано множество источников литературы – как в печатном, так и электронном виде. Открытый доступ к большинству источников позволил нам глубоко проработать выбранную тему.

Практическая значимость исследования. Практическое значение данного исследования заключается в том, что без знания и понимания устройства государственной власти в своей стране невозможно работать в сфере юриспруденции.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

1.1 Понятие и классификация органов исполнительной власти

В Российской Федерации существует разделение на три ветви власти: исполнительную, судебную и законодательную, причем каждая из них осуществляется независимо от двух других.

Исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, которые занимаются осуществлением совокупности полномочий по управлению государственными делами. Основным назначением данной ветви власти в России является организация практического исполнения высшего нормативного правового акта – Конституции РФ, а также законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, которая направлена на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд всех граждан страны. Исполнительная власть осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

В теории административного права нет единого понятия термина «Орган государственной власти». Согласно Л.Л. Попову, «Орган исполнительной власти – это структура государственного властного механизма (госаппарата), создаваемая специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью претворения в жизнь законов в ходе регуляции экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества». А.А.Демин добавляет к признакам органа исполнительной власти обеспечение указаний государственного органа государственным принуждением. Исходя из вышеуказанных характеристик, можно дать следующее определение: «Орган исполнительной власти – это государственная организация, которая является целостной самостоятельной структурой госаппарата и представляет собой организованный коллектив людей, наделенных компетенцией решать различные, стоящие перед государством и обществом задачи, а также исполняет функции исполнительной власти в современной России».

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определен в Конституции РФ, в федеральных конституционных законах, в федеральных и иных законах, в указах Президента РФ, в постановлениях Правительства РФ, в конституциях республик, в уставах и иных нормативно-правовых актах субъектов РФ.

Теоретики применяют различные классификации органов исполнительной власти. Например, А. П. Коренев считает, что все они разделяются по таким критериям, как: основания и порядок образования, характер компетенции, порядок разрешения подведомственных вопросов, территория деятельности, источник финансирования.

Критерий «по основаниям и порядку образования» делит все органы исполнительной власти на:

– образованные Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ (Администрация Президента РФ, Правительство РФ, правительства субъектов РФ);

– созданные по основам действующего законодательства, а также подзаконных актов (федеральные министерства, службы, агентства; комитеты и управления в субъектах Федерации и другие).

Критерий «по характеру компетенции» делит органы государственного управления на:

– те, что действуют в рамках общей компетенции и ведают каждой из отраслей и сфер управления (Правительство РФ, правительства, администрации краев, областей);

– те, что действуют в рамках отраслевой компетенции и ведают какой-либо отдельной отраслью управления (федеральные министерства, комитеты и управления в администрациях субъектов Федерации);

– те, что действуют в рамках специальной компетенции и ведают управленческими вопросами, которые имеют межотраслевую важность (органы государственной статистики, органы по тарифам и финансам).

Критерий «по порядку разрешения подведомственных вопросов» делит все органы исполнительной власти на коллегиальные и единоначальственные. Соответственно, первые – это те, что обсуждают и разрешают подведомственные вопросы коллегией (Правительство РФ, правительства субъектов Федерации), а вторые – это такие, где решения принимает один руководитель (министерства, управления, отделы). Следует отметить, что в этой подгруппе вышеуказанные подвиды переплетаются. Например, если начальник входит в состав коллегии или является экспертом. Но окончательное решение по тому или иному вопросу все же приводится в исполнение именно руководителем единоначальственного органа, подписывающим соответствующий приказ.

Критерий «по территории деятельности» делит органы государственного управления на:

– на федеральные, действующие по всей России (Администрация Президента РФ, Правительство РФ, федеральные министерства и другие органы исполнительной власти);

– региональные, которые действуют в нескольких объединенных территориально регионах страны;

– на субъектные, которые действуют в отдельном субъекте Федерации, будь то область, край, автономия или республика).

По источнику финансирования органы исполнительной власти рассматривают исключительно как бюджетные, то есть финансируемые за счет федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации.


1.2 Система, структура и полномочия органов исполнительной власти

Принцип, на котором базируется российская система органов исполнительной власти, - федерализм. Сама система является юридически закрепленной главным нормативно-прововым актом Российской Федерации – Конституцией, а также федеральными законами, конституциями республик, законами и иными нормативными актами субъектов Федерации.

Система исполнительной власти, действующая в настоящее время в России, делится на два уровня:

1. федеральные органы исполнительной власти;

2. органы исполнительной власти субъектов.

Данная система сохраняет свое единство благодаря тому, что акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов в субъектах РФ, в свою очередь, акты последних должны соблюдаться органами исполнительной власти на федеральном уровне.

К федеральным органам исполнительной власти относятся: Правительство РФ, федеральные министерства и другие органы исполнительной власти федерального масштаба.

Федеральные органы исполнительной власти возглавляет Правительство РФ, являющееся высшим исполнительным органом государственной власти РФ.

Согласно Федеральному Конституционному Закону №2 «О Правительстве РФ», Правительство РФ – коллегиальный орган, который возглавляет единую систему исполнительной ветви власти в России. Председателя Правительства назначает Президент РФ при согласии Госдумы. Других членов Правительства Президент назначает, обращая внимание на предложения Председателя Правительства.

Правительство по Конституции исполняет следующие функции:

— разработка и представление в Госдуму федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

— отчет перед Госдумой об исполнении федерального бюджета;

— обеспечение проведения в России единой финансово-кредитной и денежной политики;

— проведение единой государственной политики в таких направлениях, как культура, наука, образование, здравоохранение, соцобеспечение, экология;

— управление федеральной собственностью;

— осуществление мер, обеспечивающих оборону Российской Федерации, госбезопасность и реализацию внешней политики страны;

— воплощение мер по защите законных прав и свобод россиян, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

— формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации.

Правительством осуществляются и другие функции, которые возложены на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ.

По регламенту работу Правительства осуществляют, основываясь на плане который разрабатывается на 6 месяцев и который утверждает его Председатель. Правительственные заседания, в соответствии с этим документом, проводят не реже 1-го раза в месяц. Также существуют и внеочередные заседания, за проведение которых отвечает Председатель Правительства или его заместитель, если первый по каким-либо причинам отсутствует.

Достаточно присутствия на Заседании 50% членов Правительства, чтобы считать его правомочным. Каждое из решений, принятых в ходе заседания оформляют по протоколам.

Для решения экстренных вопросов Правительство приказом Председателя может создать Президиум.

Правовые формы полномочий Правительства – это постановления и распоряжения, которые принимаются на основе и в целях исполнения Конституции РФ, федеральных законов, а также нормативных указов Президента.

Правительство лишается своих полномочий, когда избирается новый Президент. Однако ему позволено подать в отставку и раньше назначения новоизбранного главы государства. Отставку может принять только Президент, он же может ее и отклонить. Госдума, приняв большинством депутатов соответствующее постановление, может выразить свое недоверие Правительству. После этого Президент может либо уволить Правительство, либо отвергнуть предложение Госдумы.

Организационно-правовыми формами органов федеральной исполнительной власти являются 3 элемента:

— федеральные министерства;

— федеральные службы;

— федеральные агентства.

Первый уровень данной системы – министерства Российской Федерации.

Министерство РФ является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет полномочия по разработке государственной политики и нормативно-правовых актов в отдельной сфере деятельности.

Министерство создает Президент, подписывая соответствующий указ. Данный орган исполнительной власти возглавляет министр, которого также назначает глава государства с подачи Председателя Правительства. Министр является членом Правительства РФ, он осуществляет государственное управление и координирует деятельность в находящейся у него в подчинении отрасли или сфере деятельности. Министр действует в рамках принципа единоначалия, в связи с чем он лично ответственен за выполнение тех или иных возложенных на его ведомство задач и функций.

Министерство опирается на Конституцию, федеральные законы, указы и распоряжения Президента России, на постановления и распоряжения российского Правительства и положения о министерстве, которые утверждаются Президентом или Правительством РФ.

Министр имеет право издавать приказы, распоряжения, указания, инструкции по тем вопросам, что входят его компетенцию (в некоторых случаях это делается совместно с руководителем другого министерства). Таким образом, министр устанавливает правила поведения, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами (нормативные правовые акты).

У министра есть несколько заместителей, которых также назначает Президент или Правительство.

Совещательным органом в министерстве является коллегия. В ее состав входит министр, который является ее председателем, его замы, руководящие работники и специалисты министерства, ученые, а также представители других организаций. Каждого из участников коллегии назначает Правительство Российской Федерации. По итогам работы коллегии принимаются решения, которые впоследствии оформляют в виде протоколов. После этого министр может реализовать данный протокол в приказ.

Структура министерства состоит из руководящего звена (министра, его замов, коллегии), департаментов, главных управлений, управлений, отделов и иных подразделений. Структуру утверждает министр, кроме тех министерств, которые находятся в ведении Президента (например, Министерство внутренних дел). Министерство – это юридическое лицо, имеющее собственный баланс, печать с изображением Государственного герба и свое наименование.

На данный момент в Российской Федерации министерства подразделяются на две группы:

— под руководством Президента РФ (МВД, МЧС, Министерство иностранных дел; Минобороны, Минюст);

— под руководством Правительства РФ (Минздрав, Министерство культуры и массовых коммуникаций; Министерство образования и науки, Минприроды, Министерство промышленности и энергетики, Министерство регионального развития, Министерство сельского хозяйства, Минтранспорт, Министерство информационных технологий и связи, Минфин, Минэкономразвития.

Следующее звено – федеральные службы, также относятся к федеральным органам исполнительной власти. Федеральные службы осуществляют полномочия по контролю и надзору в определенной сфере деятельности, а также исполняют специальные функции в области обороны, госбезопасности, защиты госграницы России, борьбы с преступностью и общественной безопасности.

По Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, не все федеральные службы имеют самостоятельность, часть из них входит в структуру федеральных министерств. Одни службы находятся в ведении Президента РФ, другие относятся к Правительству РФ.

Самостоятельными федеральными службами, которыми руководит Президент РФ, являются: Государственная фельдъегерская служба РФ, Служба внешней разведки РФ, ФСБ России, ФСКН РФ и Федеральная служба охраны РФ.

Правительство России заведует: антимонопольной службой; федеральной службой по тарифам; службой по финансовым рынкам; службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; службой государственной статистики; службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Последнее звено системы федеральных органов исполнительной власти – федеральные агентства. Они представляют собой орган, который осуществляет деятельность в определенной сфере государственных услуг, управляющий госимуществом и занимающийся применением правовых функций, за исключением контроля и надзора. Президенту подчиняются Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ.

Основную часть федеральных агентств включили в состав федеральных министерств. К примеру, Министерство природных ресурсов имеет 3 федеральных агентства: водных ресурсов, лесного хозяйства и по недропользованию. Еще два их федеральных агентства – по атомной энергетике и космическое агентство – самостоятельные, ими заведует Правительство РФ.

Главой федерального агентства является генеральный директор. Федеральные службы и агентства опираются на Конституцию РФ, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также на положения о них, утверждаемые Президентом или Правительством РФ. В федеральных службах и агентствах образуются коллегии, которые утверждает Правительство России. Здесь ситуация обстоит так же, как и в Правительстве. Органы исполнительной власти субъектов Федерации являются вторым уровнем исполнительной власти.

Стоит отметить, что система органов исполнительной власти в разных субъектах РФ неодинакова. Различия можно наблюдать, как в количестве составляющих органов, так и их в организационно-правовых формах. Разделяют органы исполнительной власти общей, отраслевой и межотраслевой (специальной) компетенции.

Систему и правовые формы органов исполнительной власти в республиках определяют их конституции, законы и иные акты; в других субъектах Федерации – в краях, областях, городах федерального значения и автономных образованиях – их уставы, которые принимаются в соответствии с президентскими законами и указами.

К органам общей компетенции относят:

— правительства республик и других субъектов РФ, которые образуются представительными органами государственной власти или при сочетании выборности глав правительств и назначений на должности других членов правительств;

— администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.

В республиках система организации исполнительной власти может быть построена различным образом. Всего на территории России существует 6 разных систем.

Первая – когда глава республики (президент) является также и председателем правительства своего региона (республики Бурятия, Коми).

Вторым способом организации исполнительной власти является такая система, когда кабмин республики (правительство) – исполнительный и распорядительный орган государственной власти республики, подчинен главе республики (республики Башкортостан и Татарстан).

Третий вид организации исполнительной власти – когда президент республики – это высшее должностное лицо данного субъекта Федерации (Якутия, Чувашия).

Четвертым видом организации является такая система, в которой президент республики имеет полномочия главы исполнительной власти (республики Тыва и Северная Осетия-Алания).

По еще одной системе в республике существует коллегиальное формирование и организация исполнительной власти. В таком случае правительство республики формирует депутатский корпус (Удмуртия), а исполнительный орган власти – это коллегия, образующая правительство республики (Госсовет в Республике Дагестан).

Последним видом системы организации исполнительной власти в республике является такая схема, при которой президент субъекта РФ является главой республики и ее высшим должностным лицом (республики Калмыкия и Кабардино-Балкария).

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 История становления и развития исполнительной власти в Российской Федерации

В Российской империи на протяжении ХХIII-ХIХвв. существовал абсолютизм, власть царя не ограничивалась никакими выборными органами, в отличие от европейских стран, где  власть развивалась в направлении парламентаризма и демократии.  Но  по мере развития общества власть всё более нуждалась в исполнительных органах, деятельных и наиболее приспособленных к проведению в жизнь её предначертаний и поэтому в  ХХIII и ХIХвв. в России появляется министерская система как форма организации высших органов государственного управления, основанная на принципе единоначалия.

Высшим административным органом был Комитет министерств, учрежденный в 1802 г. Он состоял из министров, главноуправляющих, государственного казначея, с 1810 г. включал председателей департаментов Государственного совета, с 1812 г. - отдельных лиц по назначению императора. В первой половине XIX в. Россия оставалась абсолютной монархией. В октябре 1905 г. под влиянием революции царизм декларировал ответственность министерств перед государственной Думой. Но фактически министерства оставались в полном подчинении императору. Несмотря на происшедшие изменения, правительство ещё не приобрело буржуазного  характера.

С приходом Советской власти исполнительные органы все чаще стали заменяться партийными, а исполнительная власть подменяла собой власть законодательную . Фактически в государстве в трансформированном виде возрождались некоторые традиции дореволюционной российской государственности с её централизацией .

Эпоха Российской Федерации началась в декабре 1991 года и продолжается по настоящее время. За прошедшее время в стране произошли принципиальные перемены. Была принята новая Конституция РФ 1993 года, которая позволила сформировать демократическую политическую систему. Стала реальностью многопартийность. Россияне избрали Президента РФ, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления.

В 1992-1993, российская государственность в своем высшем эшелоне была представлена тремя ветвями власти: законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет), исполнительной (Президент и назначаемое им правительство, председатель правительства утверждался Съездом народных депутатов по представлению Президента) и судебной с венчающим её Конституционным судом.

История современной системы органов исполнительной власти в РФ  берет свое начало в постановлении Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1991 г. "О дополнительных полномочиях Президента РСФСР по обеспечению законности деятельности Советов народных депутатов в условиях ликвидации последствий попытки государственного переворота в СССР", оно определяло  право Президента РСФСР отстранять от должности председателей, если те не исполняли указов Президента РСФСР, актов Правительства РСФСР.2

В то же время появилась должность главы администрации в крае, области, автономной области, автономного округа как руководителя соответствующего исполнительного органа. Причем в те годы глава администрации обладал немалыми полномочиями.  Очень интересным является тот факт, что процесс создания новой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти проходил без какой либо законодательной основы. Это и объясняет, почему в те годы не эффективное функционирование системы органов государственного управления явилось одной из причин кризиса в экономике, государстве и обществе. Самостоятельность федеральных органов исполнительной власти при осуществлении полномочий обеспечивалась наличием собственной компетенции, хотя конечно, в целом их деятельность велась под руководством Правительства РФ, а в некоторых случаях под руководством самого Президента РФ, например, министерство обороны, министерство внутренних дел.

Таким образом Правительство России как высший исполнительный орган государства в течение двух столетий проделало значительную эволюцию. Машина исполнительной власти работала во исполнение задач по управлению происходившими в России государственными и общественными процессами. На различных исторических этапах роль правительства не была одинаковой,  менялось его название, разным был количественный состав, совершенствовались со временем административные навыки. В то же время отчётливо прослеживаются устойчивые традиции историческая преемственность в развитии этого института власти, без учёта которых, как представляется, строительство новой Российской государственности не может быть вполне успешным.

2.2 Система и структура органов исполнительной власти в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях (Ростовская область )

Орган исполнительной власти как ветвь государственной власти- это  политическое учреждение, предназначенное  для участия в реализации  функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным так как:3

а) организационно -  не является ее структурным подразделением;

б) функционально - его главное назначение - осуществление управленческой, исполнительно - распределительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально - культурной, административно -политической и других сферах жизни общества;

в) юридически - органы имеют свою компетенцию, закрепленную правовыми актами, не производную от компетенции какого - либо иного органа.

Понятия «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти были нормативно установлены еще в 90-х г, но несмотря на это сами понятия «система» и « структура» органов исполнительной власти до сих пор законом не определены.

Система органов исполнительной власти - это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Система органов исполнительной власти в РФ образуется и функционирует в соответствии с принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных начал в государственном управления.

В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня, которые включают: руководящие органы (Президент РФ, Правительство РФ); органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).
        Государственная администрация представляет собой административный аппарат, непосредственно реализующий государственную политику, цели и приоритеты, определяемые в решениях руководящих органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством.

Областные органы исполнительной власти осуществляют координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), а также разрешительные, контрольные и надзорные функции.

Под структурой  федеральных органов исполнительной власти понимают перечень всех федеральных органов исполнительной власти, утвержденных  Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. Структура федеральных органов исполнительной власти в РФ менялась на протяжении многих лет, но подробно мы рассмотрим структуру существующую в настоящее время:4

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. Включают в себя  5 федеральных министерств; 11 федеральных служб и 4 федеральных агентства.

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. Включают 13 федеральных министерств;  21 федеральную службу и 20 федеральных агентств.

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. Это 6 федеральных служб и 3 федеральных агентства.

Изменения структуры органов исполнительной власти Российской Федерации произведены в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти.

Важную роль в развитии российской государственности играет Федеральное собрание РФ, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, которые работают на постоянной основе. По сложившейся традиции Совет Федерации называется верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней, хотя по своему положению они равны, и каждая выполняет свои функции, определенные Конституцией РФ. Обе палаты вырабатывают законы для всего общества, народного хозяйства России, для всех без исключения экономических укладов, основных сфер и отраслей, для всех социальных групп и каждого гражданина. Главная цель обеих палат парламента в целом - обеспечение благополучия и процветания народов России, целостности и независимости государства, защита прав и свобод человека.

Что касается регионального уровня то  система и структура исполнительной власти представлены на примере Ростовской области5. Избранный Глава Администрации (Губернатор) области возглавляет исполнительную государственную власть и является высшим должностным лицом области.

Высшим исполнительным постоянно действующим органом государственной власти Ростовской области является Администрация Ростовской области.

В структуру Администрации Ростовской области входят Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области, заместители Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и аппарат Администрации Ростовской области. Администрация Ростовской области возглавляет областные органы исполнительной власти и представительство Ростовской области при Правительстве РФ. Они образованы в соответствии с Уставом Ростовской области и входят в систему органов исполнительной власти Ростовской области.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 г. предоставляет достаточно широкие полномочия муниципалитетам в сфере определения собственной структуры органов местного самоуправления.

В Азовском районе, если взять во внимание такие переменные как способ избрания главы муниципального образования, его статус, способ образования главы администрации, степень участия представительного органа в деятельности местной администрации можно выделить следующую структуру организации местного самоуправления: - население избирает депутатов представительного органа и главу муниципального образования, который одновременно возглавляет исполнительный орган. Глава муниципального образования назначает должностных лиц, руководителей структурных подразделений местной администрации и руководит ими. Депутаты избирают из своего состава председателя Собрания народный депутатов, который занимает должность на освобожденной основе. Именно такая система органов муниципальной власти характерна для большинства муниципальных образований Ростовской области. 6

Несмотря на то, что, на уровне местного самоуправления не применяется принцип разделения властей, каждый орган должен действовать так, чтобы не дублировать другие. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12.08.1995 г. органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения в соответствии с уставом данного муниципального образования. Так, в Уставе Азовского района четко прописаны компетенция органов муниципальной власти города. Так, в соответствии со статьей 19 Устава района к компетенции Собрания народных депутатов относится:

- принимает Устав Азовского района, вносит в него изменения и дополнения;

- по представлению главы района утверждает назначение первого заместителя главы администрации района, начальника финансового управления администрации района, согласовывает назначение заместителей главы администрации района, начальников управлений, в соответствии с федеральным законодательством согласовывает назначение на должность и освобождение от должности начальника милиции общественной безопасности;

- принимает общеобязательные правила по предметам ведения местного самоуправления;

- принимает планы и программы социально-экономического развития района и утверждает отчеты об их исполнении;

- утверждает районный бюджет, вносит в него изменения и дополнения, контролирует его исполнение, утверждает отчет об его исполнении;

- образовывает внебюджетные и валютный фонды;

- устанавливает местные налоги, сборы и их ставки, принимает решения о выпуске и размещении лотерей и займов;

- утверждает цены и тарифы на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями;

- в соответствии с законодательством устанавливает налоговые и иные льготы;

- устанавливает порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью района;

- принимает решение о проведении районного референдума;

- назначает дату выборов главы муниципального образования;

- осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством и Уставом.

Глава Азовского района, в соответствии с ст. 29 Устава:

- обеспечивает исполнение на территории Азовского района Конституции Российской Федерации, федерального и областного законодательства, Устава Ростовской области, Устава Азовского района, решений, принятых населением путем прямого волеизъявления, решений Собрания народных депутатов Азовского района;

- представляет Азовский район, его жителей в отношениях с другими муниципальными образованиями и с органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в стране и за рубежом;

- обеспечивает защиту интересов района в органах государственной власти, в том числе в судах;

- подписывает от имени района договоры и соглашения;

- не реже одного раза в год отчитывается перед Собранием народных депутатов и населением о своей деятельности, об итогах социально-экономического развития Азовского района и о состоянии дел в отдельных отраслях Азовского района;

- представляет Собранию народных депутатов проект бюджета района, проекты планов и программ развития района, а также отчеты об их исполнении;

- является распорядителем кредитов при исполнении районного бюджета, за исключением средств, предусмотренных на содержание Собрания народных депутатов; открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, подписывает финансовые документы;

- руководит комплексным экономическим и социальным развитием района, разработкой перспективных планов и программ развития;

- согласовывает решения Собрания народных депутатов либо использует право отлагательного вето;

- согласовывает в соответствии с законодательством создание и ликвидацию в Азовском районе территориальных органов государственной власти, назначение на должность и освобождение от должности государственных должностных лиц, в том числе назначение на должность и освобождение от должности начальника муниципальной милиции общественной безопасности, а также в соответствии с федеральными законами согласовывает назначение на должность и освобождение от должности начальника районного ОВД;

- назначает на должность и освобождает от должности глав администраций сельских поселений района;

- принимает в установленном порядке меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности подотчетных ему руководителей и должностных лиц местного самоуправления;

- принимает решения по снижению брачного возраста; осуществляет иные полномочия по предметам ведения местного самоуправления, за исключением отнесенных законодательством и Уставом к компетенции Собрания народных депутатов;

- возглавляет администрацию района, на принципах единоначалия и персональной ответственности руководит ее деятельностью, выступает от ее имени без особой на то доверенности.

В свою очередь, администрация Азовского района на основании федерального и областного законодательства, Устава, решений Собрания народных депутатов, постановлений и распоряжений главы района:

- разрабатывает проекты планов и программ развития района, проект бюджета района, обеспечивает их исполнение;

- обеспечивает комплексное социально-экономическое развитие Азовского района;

- осуществляет управление муниципальными предприятиями, объектами жизнеобеспечения; осуществляет управление и распоряжение муниципальной собственностью;

- выступает заказчиком на строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры, на производство работ по благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, производству продукции, оказанию услуг, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств;

- осуществляет иные полномочия по предметам ведения местного самоуправления, за исключением отнесенных законодательством и Уставом к компетенции Собрания народных депутатов.7

Таким образом, орган исполнительной власти как ветвь государственной власти - это  политическое учреждение, предназначенное  для участия в реализации  функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера.  Также исполнительная власть имеет довольно сложную структура, как на федеральном, так и на региональном уровне. Но необходимо отметить также и то, что сложная  структура ни как не влияет эффективному функционированию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей курсовой работе я рассмотрела такую интересную тему ,как исполнительная ветвь власти, основные направления, которые я изучила, были такие: сущность исполнительной власти и механизм осуществления исполнительной власти. В целом анализируя проделанную работу, могу сказать, что цель данной работы была достигнута. На мой взгляд, я довольно в полном объеме исследовала ветвь исполнительной власти. Были исследованы теоретические основы  исполнительной ветви власти, а также рассмотрены организационные основы функционирования,  в том числе и на материалах Администрации Ростовской области.

Принцип разделения властей в современном мире представляет один из основных конституционных принципов всех демократических государств. И самое главное это не то, чтобы этот принцип упоминался в Конституции, а то, чтобы он находил реальное отражение в практике построения механизма,  осуществления государственной власти.

Исполнительная власть, являясь одной из разновидностей государственных, имея при этом ряд отличительных черт, выполняет функции, которые  определяются  функциями государственного управления, хотя есть и собственные функции, которые задают основные направления деятельности  органов исполнительной власти.

Правительство России как высший исполнительный орган государства в течение двух столетий проделало значительную эволюцию. Машина исполнительной власти работала во исполнение задач по управлению происходившими в России государственными и общественными процессами. На различных исторических этапах роль правительства не была одинаковой,  менялось его название, разным был количественный состав, совершенствовались со временем административные навыки. В то же время отчётливо прослеживаются устойчивые традиции историческая преемственность в развитии этого института власти, без учёта которых, как представляется, строительство новой Российской государственности не может быть вполне успешным.

Орган исполнительной власти как ветвь государственной власти - это  политическое учреждение, предназначенное  для участия в реализации  функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера.  Также исполнительная власть имеет довольно сложную структура, как на федеральном, так и на региональном уровне. Но необходимо отметить также и то, что сложная  структура ни как не влияет эффективному функционированию.

Нами  названа лишь малая доля тех проблем, которые стоят сегодня в области исполнительной власти. Сегодня этой сфере на федеральном уровне начало уделяться достаточно пристальное внимание, о чём может свидетельствовать принятия новых указов президента в данной области.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2 «О Правительстве Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

4. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

5. Игнатюк Н.А. Компетенция федеральных министерств Российской Федерации: монография. – М., 2003.

6. А.Ф. Ноздрачёв, Ю.А. Тихомиров Исполнительная власть в Российской Федерации. – М., 1996.

7. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. – М., 1972.

8. Боголепов В.П. О состоянии и задачах развития общей теории организации // Организация управления.

9. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.

10.  Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – М., 2000.

11. Хабриева Т.Я., Сивицкий В.А. Федеральное Собрание в 2003 году: вклад законодателей в развитие федерализма и местного самоуправления // Журнал российского права. 2003. № 12.

12. Журнал «Конституционное и муниципальное право», № 3, 2004.

13. Журнал Российского права, № 5, 2004.

14. Юрков А. При слабой власти народ – сирота/ Рос. газ. 2001, 24 апреля.

15. Устав Азовского района. Решение Собрания народных депутатов от 20.06.1996 г. № 46.

16. Сайт Администрации Ростовской области : http://www.donland.ru

2  Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. – М.: Новая Правовая культура, 2004. - С. 11-24

3  Попова Л. Л, Административное право: . М., 2008. - С. 25–28

.

4 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»

5Сайт Администрации Ростовской области : http://www.donland.ru

6 Васильев В. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М., 1990. с.176.

7 Устав Азовского района. Решение Собрания народных депутатов от 20.06.1996 г. № 46.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11164. Стан корпоративного управління в Україні 69.5 KB
  Стан корпоративного управління в Україні Історія функціонування корпорацій в Україні складає понад 15 років. Вони набули широкого розповсюдження в усіх галузях вітчизняної економіки проте однією з головних рис економічних реформ що відбуваються
11165. Стандарти й моделі корпоративного управління 208 KB
  ТЕМА 2. Стандарти й моделі корпоративного управління План 2.1. Міжнародні стандарти корпоративного управління 2.2. Національні принципи корпоративного управління в Україні 2.3. Моделі корпоративних відносин 2.3.1. Англоамериканська модель 2.3.2. Японська модел
11166. Загальна характеристика органів управління акціонерними товариствами 41.5 KB
  Загальна характеристика органів управління акціонерними товариствами Відповідно до ст. 29 ЦК України юридична особа набуває цивільних прав і бере на себе цивільні обов'язки через свої органи що діють у межах прав наданих їм за законом або статутом положенням. Органи...
11167. Субєкти управління державним підприємством та корпоративними правами 144.5 KB
  Суб’єкти управління державним підприємством та корпоративними правами Держава виступає учасником діяльності корпоративних підприємств через наявність частки власності в їх статутних фондах що дає змогу певним чином управляти таким товар...
11168. Сутність і порядок створення господарських товариств 64.5 KB
  Сутність і порядок створення господарських товариств Господарськими товариствами визнаються підприємства або інші суб'єкти господарювання створені юридичними особами та/або громадянами шляхом об'єднання їх майна і участі в підприємницькій діяльності товарис
11169. Сутність контролю над акціонерним товариством. Значна угода корпорації 85.5 KB
  Сутність контролю над акціонерним товариством. Значна угода корпорації. Поняття контролю над діяльністю акціонерного товариства та контрольного пакета акцій у практиці корпоративного управління розглядаються як тотожні. У Законі України rdquo;Про оподаткування ...
11170. Сутність корпоративного управління і необхідність його розвитку в Україні 48 KB
  ТЕМА 1. Сутність корпоративного управління і необхідність його розвитку в Україні План Передумови виникнення корпоративних відносин Сутність корпоративного управління Суб'єкти й об'єкти корпоративного управління Передумов
11171. Сутність розкриття інформації в акціонерному товаристві 70.5 KB
  Сутність розкриття інформації в акціонерному товаристві. Сутність розкриття інформації акціонерними товариствами полягає у забезпеченні доступу зацікавлених осіб у тому числі акціонерів до повної достовірної інформації про виробничогосподарську діяльність підпр...
11172. Фінансові посередники в системі корпоративного управління 77.5 KB
  Тема 10. Фінансові посередники в системі корпоративного управління 10.1. Суть фінансового посередництва i його функції Світова практика свідчить про надзвичайно велику роль фінансових посередників у системі корпоративного управління Значну роль у корпоративному сект...