88445

Анализ качества и конкурентоспособности продукции

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Цель работы: разработка практических рекомендаций по повышению качества и конкурентоспособности продукции. Проведен анализ качества и конкурентоспособности продукции по направлениям: анализ качества продукции; анализ конкурентоспособности продукции; оценка резервов повышения качества и конкурентоспособности продукции.

Русский

2015-04-30

125.64 KB

19 чел.

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО

«Кубанский государственный технологический университет»

Факультет экономики, управления и бизнеса

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:  Комплексный экономический анализ хозяйственной

                            деятельности

на тему:           «Анализ качества и конкурентоспособности продукции»

Выполнила студентка 4 курса 11ЭБ-ЭК8 группы

Гагай Виктория Сергеевна

Допущена к защите                                                            

Руководитель работы, ст. преподаватель, нормоконтролер                   О.М. Ли

Защита ___________________                           Оценка___________________

                         (дата)

Члены комиссии__________________________________________________ ________________________________________________________________

Краснодар

2015
Кубанский государственный технологический университет

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

  УТВЕРЖДАЮ

  Зав. кафедрой БУАиА, профессор

    ______________Т.А. Мартынова

   «______»_______________ 2014г.

ЗАДАНИЕ

для курсовой работы

Студенту группы      11ЭБ-ЭК8       курса 4                Гагай В.С

Факультета   Экономики, управления и бизнеса

Направление  080100 Экономика

Тема курсовой работы  «Анализ качества и конкурентоспособности продукции»

Содержание задания:

1 Теоретические вопросы качества и конкурентоспособности продукции

2 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Бежицкий хлебокомбинат»

3 Анализ качества и конкурентоспособности продукции ОАО «Бежицкий хлебокомбинат»

4 Рекомендации по повышению качества и конкурентоспособности продукции в ОАО «Бежицкий хлебокомбинат»

Объем работы  35 с.

Список рекомендуемой литературы:

1 Анализ хозяйственной деятельности: Учебник / И.А. Белобжецкий, В.А. Белобородова, М.Ф. Дьячков и др.; Под ред. В.А. Белобородовой, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 352с.

2 Бороненкова С.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 426 с.

3 Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 448 с.

Срок выполнения работы:                с «18»  сентября по «07» декабря 2014 г.

Срок защиты:                                  с 22 »  декабря  по «27 »   декабря   2014 г.

Дата выдачи задания:                                                      

       «18» сентября 2014 г.

Дата сдачи работы:

         «08» декабря 2014 г.

Руководитель курсовой работы  __________                                           О.М. Ли

                                                                                   (подпись)                                               (инициалы, фамилия)

Задание принял студент               __________                                     В.С. Гагай

                                                                          (подпись)                                        (инициалы, фамилия)


Реферат

Курсовая работа: 50 с., 12 табл., 15 источников, 6 прил.

АНАЛИЗ, КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ, МЕТОДИКА, СОРТ ПРОДУКЦИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ, ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ

Объект: ОАО «Бежицкий хлебокомбинат»

Цель работы: разработка практических рекомендаций по повышению качества и конкурентоспособности продукции.

Проведен анализ качества и конкурентоспособности продукции по направлениям: анализ качества продукции; анализ конкурентоспособности продукции; оценка резервов повышения качества и конкурентоспособности продукции.

В процессе работы использовались методы сравнительного анализа и статистики по отчетным данным за три года.

В результате исследования выявлены недочеты в системе обеспечения качества и конкурентоспособности продукции. На основе выявленных недостатков предложены мероприятия.


Содержание

Введение 4

1 Теоретические вопросы анализа качества и конкурентоспособности продукции 6

1.1 Цель, задачи и информационное обеспечение анализа качества и конкурентоспособности продукции 6

1.2 Понятие качества и конкурентоспособности продукции, их  основные показатели 7

1.3 Основные методики и направления анализа качества и конкурентоспособности продукции 9

2 Организационно-экономическая характеристика  ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» 18

2.1 Общие сведения об организации 18

2.2 Финансово-экономическая характеристика организации 20

3 Анализ качества и конкурентоспособности продукции в ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» 27

3.1 Анализ качества продукции 27

3.2 Анализ конкурентоспособности продукции 30

3.3 Резервы повышения качества и конкурентоспособности продукции 33

4 Рекомендации по повышению качества и конкурентоспособности продукции в ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» 34

Заключение 35

Список использованных источников 37

Приложение А Бухгалтерский баланс за 2013 г……….……………..…….….39

Приложение Б Отчет о финансовых результатах за 2013 г...…………………41

Приложение В Бухгалтерский баланс за 2012 г……………………….............43

Приложение Г Отчет о финансовых результатах за 2012 г……………..…….45

Приложение Д Бухгалтерский баланс за 2011 г…...……………........………..47

Приложение Е Отчет о финансовых результатах за 2011 г…..……...……......49


Введение

Выбранная тема курсовой работы является актуальной, поскольку одним из основных разделов анализа деятельности предприятия является анализ качества и конкурентоспособности продукции. Обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции во всем мире рассматриваются как важная проблема национальной экономики, от которой зависят темпы промышленного развития страны и ее национальный престиж.

В рыночной экономике основным фактором коммерческого успеха предприятия с любой формой собственности является конкурентоспособность его продукции, т.е. насколько лучше она аналогов-продукций выпускаемой конкурирующими предприятиями.

Конкурентоспособной считается такая продукция, которая имеет не только  высокие потребительские свойства, но  и соответствует требованиям международных стандартов по экологической безопасности.

Конкурентоспособность продукции и получение наиболее выгодных для организации контрактов возможны в условиях рыночной экономики только при условии обеспечения соответствующего качества реализуемой продукции, отвечающей потребностям как внутреннего, так и внешнего рынка.

Основной целью курсовой работы является разработка практических рекомендаций по повышению качества и конкурентоспособности продукции.

Объектом исследования является ОАО «Бежицкий хлебокомбинат».

Предмет исследования – качество и конкурентоспособность продукции в ОАО «Бежицкий хлебокомбинат».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1.  выявить цель, задачи и охарактеризовать информационное обеспечение анализа качества и конкурентоспособности продукции;
  2.  рассмотреть понятие качества и конкурентоспособности продукции, их основные показатели;
  3.  изучить основные методики и направления анализа качества и конкурентоспособности продукции;
  4.  дать общие сведения об организации;
  5.  проанализировать финансово-экономические показатели деятельности организации;
  6.  
  7.  разработать рекомендации по повышению качества и конкурентоспособности продукции в ОАО «Бежицкий хлебокомбинат».

Методологической и методической основой работы послужили: законы РФ, постановления Правительства, приказы министерств и ведомств, материалы периодических изданий, труды российских и зарубежных авторов.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, список использованных источников, заключение, а также приложения.


1 Теоретические вопросы анализа качества и конкурентоспособности продукции

1.1 Цель, задачи и информационное обеспечение анализа качества и конкурентоспособности продукции

Основной целью анализа качества и конкурентоспособности продукции организации является разработка практических рекомендаций по повышению качества и конкурентоспособности продукции.

В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:

  1.  оценивается технический уровень продукции; выявляются отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;
  2.  анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;
  3.  выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня;
  4.  обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь [1, 234].

Информация, используемая для комплексного анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т.д.).

Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытания, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др.

Также при анализе качества и конкурентоспособности продукции используют бухгалтерскую отчетность предприятия:

  1.  бухгалтерский баланс;
  2.  отчет о финансовых результатах;
  3.  отчет об изменениях капитала;
  4.  отчет о движении денежных средств;
  5.  пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
  6.  аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации.

1.2 Понятие качества и конкурентоспособности продукции, их  основные показатели

Качество продукции – один из основных факторов, способствующих росту реализации продукции. Это основной показатель конкурентоспособности организации и выпускаемой ею продукции. Однако, как правило, повышение качества продукции требует дополнительных затрат и увеличивает себестоимость единицы продукции.

Рост объема выпуска за счет качества отражается через себестоимость, цену, прибыль и является объектом экономического анализа.

Влияние качества продукции на результативные показатели работы организации оцениваются с помощью показателей качества.

Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Качество продукции является одним из факторов, способствующих увеличению выручки от продаж, повышению конкурентоспособности выпущенной продукции, а, следовательно, и конкурентоспособности организации в целом. Таким образом, анализ качества продукции является актуальным для организаций любых отраслей экономики [2, 14].

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Показатели качества характеризуют параметрические потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Столь широкая трактовка показателей технического уровня (производительность, габариты, показатели надежности, цена, эксплуатационные расходы и др.) и качества изделий приводит к их многообразию. Например, номенклатура показателей, характеризующих технический уровень и качество морских и речных судов, содержит более 110 наименование.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например удельный вес:

  1.  новой продукции в общем ее выпуске;
  2.  сертифицированной и несертифицированной продукции;
  3.  продукции, соответствующей мировым стандартам;
  4.  экспортируемой продукции и др. [3, 4].

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

  1.  полезность (долговечность, безотказность в работе);
  2.  технологичность, отражающую эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость и т.д.);
  3.  эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за недоброкачественную продукцию, объем и удельный веем забракованной продукции, удельный вес прорекламированной продукции, потери от брака и др.

Таковы основные показатели качества и конкурентоспособности продукции в организации, расчет которых необходим для определения основных направлений повышения эффективности качества и конкурентоспособности продукции на любом предприятии. Далее необходимо рассмотреть основные методики и направления анализа качества и конкурентоспособности продукции.

1.3 Основные методики и направления анализа качества и конкурентоспособности продукции

Анализ качества и конкурентоспособности продукции проводится по многим направлениям.

Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной оценки.

На первоначальной стадии анализа качества продукции необходимо дать общую оценку выполнения принятого организацией задания и рассмотреть динамику выпуска сертифицированной продукции (СП) на основе оперативно-технического учета.

Качество продукции характеризуется следующими показателями: удельный вес (Ув) или коэффициент сертифицированной продукции (Кс) в общем объеме выпущенной продукции (Оп) в действующих отпускных ценах организации (без НДС и акцизов).

Удельный вес сертифицированной продукции, Ув, %, определяется по формуле  

Ув = (СП:  Оп) × 100%; Кс = СП:  Оп,         (1)

где СП – выпуск сертифицированной продукции, тыс. руб.;

Оп – общий объем выпущенной продукции, тыс. руб.;

Кс – коэффициент сертифицированной продукции [4, 39].

Вышеуказанные показатели характеризуют долю сертифицированной продукции в процентах или уровень сертифицированной продукции в копейках на 1 руб. общего объема продукции (работ, услуг).

Путем сопоставления фактического удельного веса или коэффициента сертифицированной продукции с аналогичными показателями за прошлый год или принятым заданием на текущий год можно дать оценку выполнения принятого задания по повышению качества выпущенной продукции или выявить изменение качества выпускаемой продукции по сравнению с прошлым годом [5, 115].

Только в случае невыполнения организацией задания по выпуску сертифицированной продукции необходимо провести анализ номенклатуры сертифицированной продукции, для того чтобы установить, по каким видам продукции фактический объем выпущенной продукции не достиг планового уровня.

Необходимо также выявить причины изменения удельного веса сертифицированной продукции по сравнению с прошлым годом.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы, в том числе балльный.

Сущность балльного метода оценки состоит в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству [6, 173].

Чаще всего в качестве планового показателя качестве принимается усредненный балл качества по аналогичной продукции, производимой организациями-конкурентами.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделий в сопоставимых условиях.

При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановым [7, 279].

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

  1.  отношением количества продукции первого сорта к общему количеству;
  2.  отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта:

Средний коэффициент сортности, Ксорт, рассчитывается по формуле

где ∑NiZi – стоимость продукции всех сортов, тыс. руб.;

NZ1сорт – возможная стоимость продукции по цене первого сорта, тыс. руб.

Оценка выполнения плана по качеству продукции производится также по удельному весу сертифицированных изделий, удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.

Комплексный анализ отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей в организации системы представления информации о браке анализируются потери от брака как по организации, так и по конкретным изделиям и причинам [8, 305].

Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, отступление  от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки.

Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с данными предыдущих отчетных периодов, планом, аналогичными данными других родственных организаций [9, 420].

Расчет влияния качества продукции на стоимостные показатели работы организации: выпуск товарной продукции, ∆NТ, тыс. руб., выручку от реализации продукции, ∆N, тыс. руб. и прибыль, ∆P, тыс. руб. – производится следующим образом

где z0 и z1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества, тыс. руб.;

 – количество произведенной продукции повышенного качества, ед.     

                               

где  – объем реализации продукции повышенного качества, ед.

где  S0 и S1 – соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества, тыс. руб.

Если организация выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная  себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам рассчитать влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации [10, 390].

Средневзвешенная цена, Z, тыс. руб., определяется следующим образом

где Z – средневзвешенная цена.

Для расчета влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно также использовать способы, которые применяются при анализе структуры производства продукции.

Необходимо отметить, что качество продукции непосредственно связано с его потребительной стоимостью и прямо определяет границы и уровень удовлетворения потребности, для реализации которой она приобретается [11, 107].

Качество продукции является фундаментом механизма конкурентоспособности продукции предприятия, причем относительно низкое качество не означает низкой конкурентоспособности. Более того, высокое качество – тоже не синоним конкурентоспособности.

При оценке покупателями качества продукции в сочетании с потребительскими предпочтениями проявляется такая экономическая категория, характеризующая товар, как потребительная стоимость продукции. Она устанавливает, насколько продукция удовлетворяет определенную человеческую потребность. Сложность оценки потребительной стоимости заключается, во-первых, в отсутствии единицы оценки и, во-вторых, в том, что у каждого человека свой уровень потребностей и соответственно своя оценка потребительной стоимости. Однако примерно оценить ее все же можно, хотя и условно. Таким образом, при взаимодействии таких экономических категорий, как качество продукции и предпочтения потребителей, появляется потребительная стоимость [12, 64].

Важнейшими факторами, определяющими в совокупности с потребительной стоимостью такую характеристику продукции, как цена, являются уровень платежеспособного спроса (в широком смысле) и издержки на производство продукции. От уровня платежеспособного спроса зависит, смогут ли потребители приобрести предлагаемый товар. С одной стороны, без учета данного фактора реализация продукции может быть сильно затруднена или вообще невозможна. С другой – цену определяют издержки на производство продукции, с учетом которых устанавливается экономическая эффективность ее производства. Если продукцию будет невыгодно производить, то (в соответствии со здравым смыслом), как бы она не была конкурентоспособна, производить ее никто не будет. Таким образом, при взаимодействии таких экономических факторов, как потребительная стоимость изделия, уровень платежеспособного спроса и издержки на производство, появляется цена изделия – одна из важнейших его количественных характеристик. Цена изделия включает в себя затраты на его разработку, выпуск и реализацию, а также необходимый уровень прибыли; ее величина определяет конкурентоспособность продукции и является основой расчета показателя «цена/качество» – одного из главных показателей конкурентоспособности. Кроме того, сопоставление цены изделия с уровнем платежеспособного спроса даст реальный объем спроса на продукцию, позволит определить потенциальных покупателей, выявить их предпочтения и максимально их учесть при разработке товара и дальнейшем товаропродвижении. Значение цены продукции определяется и тем, что существует особый вид конкуренции – ценовая, основанная на использовании конкурентного преимущества в более низких издержках.

Таким образом, цена – мощный инструмент обретения и управления конкурентоспособностью продукции. Однако истинное значение конкурентоспособности появляется только тогда, когда производитель выходит со своим товаром на рынок, когда товар на рынке противостоит аналогам других производителей и товарам-заменителям [13, 429].

Только в том случае, если товар обладает конкурентным преимуществом (более низкой ценой или более высокой потребительной стоимостью по сравнению с товарами-конкурентами), он будет реализован, то есть подтвердит свою конкурентоспособность при наличии у покупателя выбора между данным товаром, товарами-аналогами и товарами-заменителями.

Различают два критерия уровня конкурентоспособности продукции. Первый – апостериорный, второй – априорный.

Апостериорным (объективным) критерием уровня конкурентоспособности продукции является относительная доля продаж, Воі, %, оцениваемой продукции по сравнению с конкурентом

где М0 и Мi – объемы продаж оцениваемой продукции и і-го ее аналога, тыс. руб.

Априорно (субъективно) уровень конкурентоспособности продукции можно оценить как вероятность Воі того, что на данном рынке произвольный потребитель, осуществляя покупку, отдаст предпочтение данной продукции, а не і-му ее конкуренту-аналогу. Вероятность Воі называют преимуществом одной продукции (оцениваемой) перед другой продукцией (і-м ее аналогом). Такую априорную вероятность можно получить с помощью экспертных методов. При этом количественную оценку Воі можно определить двумя способами:

  1.  каждый эксперт оценивает преимущество Воі данной продукции перед конкретным аналогом-конкурентом на данном рынке в данный период. Потом оценки приводят к среднему значению;
  2.  каждый эксперт определяет, какой продукции он отдал бы предпочтение, осуществляя покупку на данном рынке в данный период. Числовое значение Воі получают в результате обобщения полученных данных.

Для оценки конкурентоспособности продукции необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции [14, 184].

При расчете интегральных показателей используют, прежде всего, технические и экономические параметры. Остальные параметры (эстетические, нормативные) используют в качестве дополнительных для всесторонней оценки уровня конкурентоспособности.

Единичные показатели (а) представляют собой соотношение (выраженное в долях единицы или процентах) уровней какого-либо технического или экономического параметра продукции анализируемой и конкурирующей организаций.

Применяется два метода расчета:

  1.  при расчете единичных показателей для технических параметров, рост которых обеспечивает повышение конкурентоспособности продукции, da, доли ед., используется формула

где УN – уровень параметра анализируемой продукции;

УNK – уровень параметра продукции организации-конкурента;

  1.  при расчете единичных показателей для технических параметров, рост которых сопровождается снижением конкурентоспособности продукции, da, доли ед., используется формула

где УN – уровень параметра анализируемой продукции;

УNK – уровень параметра продукции организации-конкурента;

Групповой показатель, G, доли ед., объединяет единичные показатели (dai) по определенной группе параметров (технических, экономических) с помощью весовых коэффициентов (wi), устанавливаемых экспертным путем

где dai – единичные показатели (dai) по определенной группе параметров (технических, экономических);

wi – весовые коэффициенты, установленные экспертным путем.

Интегральный показатель, Kj, представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (GТ) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ)

где GТ групповой показатель по техническим параметрам;

Gэ – групповой показатель по экономическим параметрам.

В заключение отметим, что если Kj>1, то анализируемая продукция превосходит продукцию организации-конкурента по своим параметрам, то есть является конкурентоспособной, а если Kj<1, то анализируемая продукция уступает продукции организации-конкурента по своим параметрам, то есть является неконкурентоспособной.


2 Организационно-экономическая характеристика
ОАО «Бежицкий хлебокомбинат»

2.1 Общие сведения об организации

ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» - крупное предприятие Брянской области по производству хлебобулочных и кондитерских изделий.

ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» одно из старейших хлебопекарных предприятий Брянской области. В 2014  году он отпраздновал свой 80-летний юбилей.

В 1934 году в городе Бежица был построен небольшой хлебозавод по выпуску весового ржаного хлеба и небольшого ассортимента булочных изделий. Суточная мощность его была около 16 тонн. Все технологические операции выполнялись вручную, печи топились дровами, затем углем 15.

В дальнейшем завод реконструировался: был расширен основной цех и построено небольшое административное здание.

В годы войны здание завода сильно пострадало от пожара. После освобождения Брянска в 1943 году оно было восстановлено. Уже в 1944 году была превышена довоенная выпечка хлеба.

В 1969-70 гг. хлебозавод был полностью реконструирован с использованием новой техники. Вместо печей ФЛТ-2 были смонтированы технологические линии с непрерывным способом приготовления ржаного теста с расстойно-печными агрегатами ХПА-40.

В 1972 году был построен новый хлебозавод № 2 хлебокомбината по выпуску булочных изделий с бестарным хранением муки и более современным оборудованием.

C 1992 года предприятие зарегистрировано как Открытое Акционерное Общество «Бежицкий хлебокомбинат».

Сегодня предприятие предлагает широкий выбор хлебобулочных изделий как традиционных сортов, так и ассортимент нетрадиционных рецептур.

ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» не имеет в своем составе филиалов, представительств, дочерних и зависимых обществ.

Основным видом деятельности общества является производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения. Дополнительные виды - это оптовая торговля хлебом и хлебобулочными изделиями; производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности; оптовая торговля мукой; розничная торговля; и другие виды деятельности.

По состоянию на 31 декабря 2013г. у ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» зарегистрировано всего 37 видов деятельности.

Деятельность общества осуществляется в трех производственных подразделениях:

  1.  хлебозавод №1, расположенный по адресу: г. Брянск, ул.Ульянова,д.60
  2.  хлебозавод №2, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Литейная, д.80
  3.  мельничный комплекс, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Молодой Гвардии, д.36

Розничную торговлю хлебобулочными и кондитерскими изделиями предприятие в 2013 году осуществляло через собственные торговые точки:

  1.  ларек «Горячий хлеб, расположенный по адресу: г. Брянск ул. Ульянова,60;
  2.  ларек «Пончики», расположенный по адресу: г. Брянск ул. Ульянова,60.
  3.  ларек «Свежий хлеб», расположенный по адресу:  г. Сельцо, ул. Свердлова, д.9.

Доставка продукции покупателям осуществляется на 56 собственных специализированных автомобилях, а также с привлечением наемного транспорта. Всего на балансе общества числится 61 единица транспортных средств.

2.2 Финансово-экономическая характеристика организации

Рассмотрим основные экономические показатели деятельности
ОАО «Бежицкий хлебокомбинат», взятые из
бухгалтерской отчетности предприятия (Приложения А-Е). Расчеты отразим в таблице 1.

Таблица 1 – Динамика основных финансово-экономических показателей
деятельности
ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» в 2011-2013 гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Абсолютное отклонение

Темпы роста, %

2012 г. от 2011 г.

2013 г. от 2012 г.

2012 г. от 2011 г.

2013 г. от 2012 г.

1 Выручка от продажи продукции, тыс. руб

449513

498090

589369

48577

91279

110,81

118,33

2 Полная себестоимость продукции, тыс. руб

416862

473632

553822

56770

80190

113,62

116,93

3 Прибыль от продаж, тыс. руб

32651

24458

35547

-8193

11089

74,91

145,34

4 Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб

31299

21183

32680

-10116

11497

67,68

154,27

5 Чистая прибыль (непокрытый убыток), тыс. руб

24841

16522

25909

-8319

9387

66,51

156,82

6 Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб

54160

73388,5

91634

19228,5

18245,5

135,50

124,86

7 Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб

45298

51149,5

68134,5

5852

16985

112,92

133,21

8 Среднесписочная численность персонала, чел

590

563

560

-27

-3

95,42

99,47

9 Фонд оплаты труда, тыс. руб

118364

143026

165191

24662

22165

120,84

115,50

10 Затраты на 1 р. выручки, коп

0,93

0,95

0,94

0,02

-0,01

102,54

98,82

13 Фондоотдача, руб/руб

8,30

6,79

6,43

-1,51

-0,36

81,77

94,77

14 Фондовооруженность, руб/чел

91,80

130,35

163,63

38,56

33,28

142,00

125,53

Окончание таблицы 1

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Абсолютное отклонение

Темпы роста, %

2012 г. от 2011 г.

2013 г. от 2012 г.

2012 г. от 2011 г.

2013 г. от 2012 г.

15 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, количество оборотов

9,92

9,74

8,65

-0,19

-1,09

98,13

88,83

16 Период оборачиваемости оборотных средств, дней

36

37

42

1

5

101,91

112,58

17 Производительность труда, тыс. руб/чел

761,89

884,71

1052,44

122,82

167,74

116,12

118,96

18 Среднемесячная заработная плата, тыс. руб

16,72

21,17

24,58

4,45

3,41

126,63

116,12

11 Рентабельность продукции, %

7,83

5,16

6,42

-2,67

1,25

-

-

12 Рентабельность продаж, %

7,26

4,91

6,03

-2,35

1,12

-

-

Показатели, представленные в таблице 1, говорят о том, что в 2013 г. на предприятии произошел рост выручки от продаж, если в базовом году она составляла 449513 тыс. руб, то в 2013 г. уже 589369 тыс. руб, т.е. 118,33% от уровня 2012 г.

Динамика полной себестоимости отрицательна, она увеличивается на протяжении последних трех лет. Однако плюсом является то, что темпы роста полной себестоимости продукции ниже, чем темпы роста выручки от ее реализации, что обеспечивается небольшим подъемом цен на хлебную и булочную продукцию.

Прибыль от продаж  предприятия в 2011 г. составляла 32651 тыс. руб, в 2012 г они снизилась до 24458 тыс. руб, в в 2013 г. составила 35547 тыс. руб, т.е. 145,34% от уровня 2012 г.

Прибыль до налогообложения и чистая прибыль организации имеют ту же динамику, причем темпы их роста даже превышают темпы роста прибыли от продаж.

Среднегодовая стоимость основных средств и среднегодовая стоимость оборотных средств в ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» увеличиваются, темпы роста по отношению к 2012 г. составляют 124,86 и 133,21% соответственно.

Среднесписочная численность персонала в 2011 г. составляла 590чел., в 2012 г. 563 чел., а в 2013 г. 560 чел, что на 3 чел. меньше, чем в предыдущем году.

При уменьшении численности персонала фонд заработной платы увеличивается, что связано с увеличением среднемесячной заработной платы сотрудников с 16,72 до 24,58 тыс. руб.

Затраты на 1 р. выручки в 2011-2013 гг. находятся примерно на одном уровне: 0,93, 0,95  и 0,94 руб. соответственно.

Эффективность использования основных средств на предприятии уменьшается из года в год, за 2011-2013 гг. фондоотдача снизилась с 8,30 до 6,43 руб/руб. При этом показатель обеспеченности предприятия основными фондами увеличивается. Так, фондовооруженность в 2011 г. составила 91,80 тыс. руб/чел, а в 2013 г. уже 163,63 тыс. руб/чел.

Также снижается эффективность использования оборотных средств предприятия, в 2011 г. коэффициент оборачиваемости оборотных средств составлял 9,92 оборотов, в 2013 г. только 8,65 оборотов, период оборачиваемости оборотных средств возрос с 36 до 42 дней.

Эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии повышается, в 2011 г. производительность труда в ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» составляла 761,89 тыс. руб/чел., а в 2013 г. только 1052,44 тыс. руб/чел.

Показатели рентабельности на предприятии в 2013 г. были выше, чем в 2012 г., но не смогли достичь уровня 201 г. Так, рентабельность продукции, в 2011-2013 гг. составляла 7,83, 5,16 и 6,42% соответственно, рентабельность продаж - 7,26, 4,91 и 6,03%.

В таблице 2 представлена динамика, состав и структура имущества ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» за 2011-2013 гг.

Таблица 2 – Динамика, состав и структура имущества ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» за 2011-2013 гг.

Показатель

2011г.

2012г.

2013г.

Абсолютное отклонение (+,-)

2013 г. от 2011 г.

тыс. руб

уд. вес, %

тыс. руб

уд. вес, %

тыс. руб

уд. вес, %

тыс. руб

уд. вес, %

Внеоборотные активы - всего, в том числе:

65066

59,55

89401

60,61

96410

55,23

31344

-4,32

основные средства

59520

54,48

87257

59,16

96011

55,00

36491

0,52

отложенные налоговые активы

108

0,10

112

0,08

118

0,07

10

-0,03

долгосрочные финансовые вложения

50

0,05

50

0,03

50

0,03

0

-0,02

прочие внеоборотные активы

5388

4,93

1982

1,34

231

0,13

-5157

-4,8

Оборотные  активы - всего, в том числе:

44196

40,45

58104

39,39

78166

44,77

33970

4,32

запасы

17858

16,34

22429

15,21

47617

27,28

29759

10,94

налог на добавленную стоимость по
приобретенным ценностям

840

0,77

222

0,15

316

0,18

-524

-0,59

дебиторская задолженность

19452

17,80

25908

17,56

23011

13,18

3559

-4,62

финансовые вложения

0

0,00

1230

0,83

430

0,25

430

0,25

денежные средства

6046

5,53

8315

5,64

6792

3,89

746

-1,64

Итого

109261

100,00

147504

100,00

174576

100,00

65315

х

По данным таблицы видно, что на протяжении всего анализируемого периода времени предприятие концентрирует свои средства во внеоборотных активах, в структуре которых главное место отведено основным средствам (в 2011 г. 54,48% от всего имущества, в 2012 г. -  59,16%, а в 2013 г. 55%).

Доля оборотных средств менее значима, но к концу 2013 г. она увеличилась до 44,77%, что связано с ростом запасов, дебиторской задолженности, денежных средств и финансовых вложений.

В таблице 3 представлена динамика, состав и структура источников образования имущества ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» за 2011-2013 гг.

Таблица 3 – Динамика, состав и структура источников образования имущества ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» за 2011-2013 гг.

Показатель 

2011г.

2012г.

2013г.

Абсолютное отклонение (+,-)

2013 г. от 2011 г.

тыс. руб

уд. вес, %

тыс. руб

уд. вес, %

тыс. руб

уд. вес, %

тыс. руб

уд. вес, %

Капитал и резервы – всего, в том числе

77915

71,31

87518

59,33

106857

61,21

28942,00

-10,10

уставный капитал

96

0,09

96

0,07

96

0,05

0,00

-0,03

переоценка внеоборотных активов

4282

3,92

4282

2,90

4282

2,45

0,00

-1,47

добавочный капитал без переоценки

4934

4,52

4934

3,34

4934

2,83

0,00

-1,69

резервный капитал

800

0,73

800

0,54

800

0,46

0,00

-0,27

нераспределенная прибыль

67803

62,06

77406

52,48

96745

55,42

28942,00

-6,64

Окончание таблицы 3

Показатель 

2011г.

2012г.

2013г.

Абсолютное отклонение (+,-)

2013 г. от 2011 г.

тыс. руб

уд. вес, %

тыс. руб

уд. вес, %

тыс. руб

уд. вес, %

тыс. руб

уд. вес, %

Долгосрочные обязательства – всего, в том числе

1445

1,32

2056

1,39

2443

1,40

998,00

0,08

отложенные налоговые обязательства

1445

1,32

2056

1,39

2443

1,40

998,00

0,08

Краткосрочные обязательства – всего, в том числе

29901

27,37

57930

39,27

65276

37,39

35375,00

10,02

заемные средства

2545

2,33

15295

10,37

13410

7,68

10865,00

5,35

кредиторская задолженность

22187

20,31

36975

25,07

45088

25,83

22901,00

5,52

оценочные обязательства

5169

4,73

5660

3,84

6778

3,88

1609,00

-0,85

Итого источников образования имущества

109261

100,00

147504

100,00

174576

100,00

65315,00

х

Итак, в структуре источников образования имущества собственный капитал составлял в 2011 г. 71,31%, в 2012 г. 59,33%, а в 2013 г. 61,21%. Это означает, что компания устойчива (минимум 50% источников формирования имущества должны быть собственными).

Долгосрочные обязательства компании на протяжении рассматриваемого периода увеличились с 1445 до 2443 тыс. руб, а краткосрочные  - с 29901 до 65276 тыс. руб.

Рост краткосрочных обязательств ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» обусловлен увеличением заемных средств, кредиторской задолженности и оценочных обязательств.

В таблице 4 представлен анализ ликвидности и платежеспособности ОАО «Бежицкий хлебокомбинат».

Таблица 4 – Анализ ликвидности и платежеспособности ОАО «Бежицкий хлебокомбинат»

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Абсолютное отклонение

2012 г. от 2011 г.

2013 г. от 2012 г.

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,20

0,16

0,11

-0,04

-0,05

Коэффициент текущей ликвидности

1,48

1,00

1,20

-0,48

0,19

Коэффициент критической оценки

0,85

0,61

0,46

-0,24

-0,15

Итак, коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть текущих обязательств может быть немедленно погашена средствами, имеющими абсолютную ликвидность. Рекомендуемые нормативные значения находятся в пределах 0,20-0,25. Так как коэффициент по сравнению с базовым годом снижается, то можно сделать вывод о том, что вероятность оплаты счетов поставок и возврата кредитных ресурсов уменьшается, увеличивается риск кредитования данного предприятия.

Коэффициент текущей ликвидности является обобщающим показателем ликвидности. Так как этот показатель уменьшается, то можно сделать вывод о том, что вероятность погашения всех текущих обязательств и надежность ценных бумаг предприятия снижается.

Коэффициент критической оценки показывает, какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть погашена немедленно за счет денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности. Рекомендуемые (нормативные) значения находятся в пределах 0,7–0,8 и в ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» соблюдались лишь в 2011 г.

Таким образом, наиболее платежеспособно предприятие было в 2011 г.


3 Анализ качества и конкурентоспособности продукции в ОАО «Бежицкий хлебокомбинат»

3.1 Анализ качества продукции

Для того, чтобы проанализировать качество и конкурентоспособность продукции ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» нужно знать его ассортимент.

Ассортимент выпускаемой продукции за 2013 год составил 193 наименования, из них:

  1.  12 наименований хлеба ржано-пшеничного;
  2.  142 наименования булочных изделий;
  3.  17 наименования кондитерских изделий;
  4.  14 наименований продукции мукомольного производства;
  5.  8 наименований прочей продукции.

Новых видов освоено 25 наименований:

  1.  слойка «Хачапури»;
  2.  пончики пикантные;
  3.  хлеб «Краюшка»;
  4.  хлеб «Деснянский»;
  5.  сдоба «Винницкая»;
  6.  пирог «Подмосковный»;
  7.  палочки «Гамбургские»;
  8.  сдоба «Услада»;
  9.  пирог «Мамин»;
  10.  сухари Славянские;
  11.  хлеб «Пикник»;
  12.  булочка «Малышка»;
  13.  батончик «Баунти»;
  14.  хлеб «Раздолье»;
  15.  булочка «Уплетайка»;
  16.  булочка «Бежичанка»;
  17.  булочка «Дюймовочка»;
  18.  хлеб «Горбушка»;
  19.  хлеб гречишный;
  20.  лепешка гречневая;
  21.  рожки мелитопольские.

Основными видами выпускаемой ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» продукции являются хлеб ржано-пшеничный «Петровский» и батон «Осенний».

Объем производства и реализации хлеба ржано-пшеничного в 2013году составил 63,0 % от общего объема, батонов 22,4% (таблица 5).

Таблица 5 – Удельный вес выпущенной ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» хлебобулочной продукции за 2013 г.

Подразделение

Кол-во, кг

% от всего
выпуска

Сумма, тыс. руб

% от всей
суммы

Средняя цена,

руб/кг

Количество

наименований

продукции

Всего по х/з № 1

11 529 225,9

63,4

240 943, 82

43,6

20,90

22

Всего по х/з № 2

6 653 591,3

36,6

311 937,40

56,4

46,88

157

Всего по предприятию

18 182 817,2

100,0

552 881,22

100,0

30,41

179

Удельный вес выпущенной ОАО «Бежицкий хлебокомбинат»  мукомольной продукции (муки) представлен в таблице 6.

Таблица 6 – Удельный вес выпущенной ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» мукомольной продукции (муки) за 2013 г.

Вид продукции

Кол-во, кг

% от всего выпуска

Сумма, руб

% от всей суммы

Мука высшего сорта

6 395 400,00

47,0

93 315 336,4

60,1

Мука 1 сорта

3 776 840,00

27,7

48 182 129,32

31,1

Отруби и кормовой зернопродукт

3 452 675,00

25,3

13 644 232,78

8,8

Всего по мельничному комплексу

13 624915,00

100,0

155 141 698,50

100,00

Всего переработано зерна за 2013 г. по мельничному комплексу
ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» 13 617,77 тонн.

Информация об использовании мощностей предприятия приведена в таблице 7.

Таблица 7 – Оценка использования мощностей ОАО «Бежицкий хлебокомбинат»

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Максимально допустимая проектная мощность:

-по хлебопечению

22500 тонн /год

23500 тонн /год

24250 тонн /год

-по мукомольному производству

15200 тонн зерна/год

16500 тонн зерна/год

14950тонн зерна/год

Фактическое использование мощностей, %

-по хлебопечению

71%

72%

75%

-по мукомольному производству

80%

82%

91,1%

Причины неполной загрузки проектной мощности: отсутствие достаточного сбыта; конкуренция. Для оценки качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» в 2011-2013 гг. принимало участие в выставках - продажах и конкурсах, как на территории города Брянска, так и за его пределами.

Анализ обобщающих показателей качества продукции ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» приведен в таблице 8.

Таблица 8 – Анализ обобщающих показателей качества продукции
ОАО «Бежицкий хлебокомбинат»

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Темп роста к 2011 г.,%

Объем хлебобулочной продукции, тыс. руб.

336576

445634

552881,22

164,27

Объем    продукции    улучшенного качества, тыс. руб.

19343

32768

45355

234,48

в % к общему объему

5,75

7,35

8,20

х

Объем мукомольной продукции, тыс. руб.

111232

132645

155142

139,48

Объем    продукции    улучшенного качества, тыс. руб.

8023

12324

11232

140,00

в % к общему объему

7,21

9,29

7,24

х

Как видно из данных таблицы 8 объем производства хлебобулочной  продукции улучшенного качества вырос за 3 года в 2,3 раза. Причем темп роста более качественной продукции превышает темп роста общего объема товарной продукции, в результате доля этой продукции в общем объеме выпуска увеличилась до 8,20 % по сравнению с 5,75 % в базовом году.

Объем производства мукомольной продукции улучшенного качества вырос за 3 года в 1,4 раза. Темп роста более качественной продукции превышает темп роста общего объема товарной продукции, в результате доля этой продукции в общем объеме выпуска увеличилась до 7,24% по сравнению с 7,21 % в базовом году.

В таблице 9 представлен анализ качества мукомольной продукции по сортности.

Таблица 9 – Анализ качества мукомольной продукции ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» по сортности

Наименование продукции

Оптовая цена,

руб.

2012 г.

2013 г.

кол-во,

т

сумма.

тыс. руб.

уд. вес.

%

кол-во.

т

сумма.

тыс. руб.

уд. вес.

%

Мука высшего сорта

14,59

5471,7

76877,39

57,96

6395,4

93315,34

60,15

Мука1 сорта

12,76

4616,4

55767,62

42,04

3776,84

48182,13

31,06

Отруби и кормовой зернопродукт

3,95

0

0

0,00

3452,68

13644,23

8,79

Итого

 

10088,1

132645

100,00

13624,92

155141,70

100,00

Итак, удельный вес муки высшего сорта за 2 года увеличился с 57,96 до 60,15%, т.е. качество мукомольной продукции улучшилось.

3.2 Анализ конкурентоспособности продукции

Для того, чтобы проанализировать конкурентоспособность продукции предприятия необходимо знать на территории каких районов работает
ОАО «Бежицкий хлебокомбинат».

Для этого составим таблицу 10.

Таблица 10 – Территория реализации хлебобулочной продукции
ОАО «Бежицкий хлебокомбинат»

Территория реализации хлебобулочной продукции

2011 г.

2012 г.

2013 г.

В городе Брянск

62,6

60,85

60,06

В т.ч. Бежицкий район

39

36,5

33,83

Советский район

15,06

15,02

15,87

Фокинский район

4,24

5,13

5,96

Володарский район

4,28

4,2

4,4

По Брянской области

35,33

37,19

37,66

За пределами области

2,07

1,96

2,28

В т.ч. Калужская область

1,78

1,68

1,88

Орловская область

-

0,01

0,02

Смоленская область

0,27

0,28

0,38

Итого:

100

100

100

Итак, основными покупателями продукции общества являются торговая сеть города Брянска.

В 2013 году поставки продукции также осуществлялись в районы Брянской, Калужской, Орловской и Смоленской областей.

Общее количество клиентов без разбивки на торговые точки составляет:

  1.  на 31.12.2011г. 834, в том числе по мельничному комплексу 12;
  2.  на 31.12.2012г. 990, в том числе по мельничному комплексу 12;
  3.  на 31.12.2013г. 989, в том числе по мельничному комплексу 9.

Всего предприятием за 2013год реализовано хлебобулочной продукции и кондитерских изделий 18183 тонны, тогда как за 2012 г.17633 тонн, то есть на 550 тонн больше.

Хлебобулочные изделия в области производят восемь хлебопекарных предприятий с долей собственности Брянской области (семь акционерных обществ и ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»), хлебокомбинаты облпотребсоюза и ООО «Возрождение», хлебозавод Брянского ТПО Московского филиалала ОАО «Железнодорожная Торговая Компания», а также мини-пекарни и индивидуальные предприниматели.

Как видно, на рынке хлеба и хлебобулочных изделий наблюдается достаточно серьезная конкуренция. Участников на рынке с каждым годом становится больше. Кроме указанных выше местных производителей, присутствует продукция производителей других регионов России и зарубежья.

Основными конкурентами ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» являются: ОАО «Каравай», ГУП «Брянский хлебокомбинат № 1» и ООО «Возрождение».

В таблице 11 проведен анализ конкурентоспособности хлеба «Петровский» ОАО «Бежицкий хлебокомбинат»

Таблица 11 – Анализ конкурентоспособности хлеба «Петровский»
ОАО «Бежицкий хлебокомбинат»

Показатели

Хлеб «Петровский»

ОАО «Бежицкий хлебокомбинат»

Аналог №1 ОАО «Каравай»

Аналог №2 ГУП «Брянский хлебокомбинат № 1»

Аналог №3 ООО «Возрождение»

Состояние мякиша:

Пропеченность

Пропеченный, не липкий, не влажный, эластичный, после легкого надавливания мякиш приобретает первоначальную форму

Пропеченный, не липкий, не влажный, эластичный, после легкого надавливания мякиш приобретает первоначальную форму

Пропеченный, не липкий, не влажный, эластичный, после легкого надавливания мякиш приобретает первоначальную форму

Пропеченный, не липкий, не влажный, эластичный, после легкого надавливания мякиш приобретает первоначальную форму

Промесс

Без комочков и следов непромеса

Без комочков и следов непромеса

Без комочков и следов непромеса

Без комочков и следов непромеса

Пористость

Развитая, с небольшими пустотами

Развитая, без пустот и уплотнений

Развитая, без пустот и уплотнений

Развитая, без пустот и уплотнений

Вкус

Выраженный хлебный, в меру соленый, без постороннего привкуса

Хлебный, слегка кисло-сладкий, без постороннего привкуса

Выраженный хлебный, в меру соленый, без постороннего привкуса

Выраженный хлебный, слегка кисло-сладкий, без постороннего привкуса

Запах

Свойственный, без постороннего запаха

Свойственный, без постороннего запаха

Свойственный, без постороннего запаха

Свойственный, без постороннего запаха

Таким образом, видно, что продукция ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» менее конкурентоспособна, чем ее аналоги (из-за пустот в мякише).

3.3 Резервы повышения качества и конкурентоспособности продукции 

На предприятии имеются резервы роста качества продукции, которые заключаются в повышении качества муки, из которой печется хлеб.

Данный резерв можно рассчитать при помощи таблицы 12.

Таблица 12 – Резервы повышения качества и конкурентоспособности продукции ОАО «Бежицкий хлебокомбинат»

Вид продукции

Объем реализации 2013 г, т

Объем реализации после повышения качества продукции, т

Прибыль с 1 т, руб

Резерв увеличения суммы прибыли за счета роста качества продукции, тыс. руб

Хлеб «Петровский»

302

478

6,7

1179,2

Батон «Новый» 

78

125

5,6

263,2

Хлеб «Горчичный»

224

282

4,9

284,2

Таким образом, рост качества хлеба обеспечит повышенный спрос на изделия хлеб «Петровский», батон «Новый», хлеб «Горчичный». Поэтому можно будет увеличить объем их производства, тем более, что мощности для этого есть в 2013 г. использовались на 75%).


4 Рекомендации по повышению качества и конкурентоспособности продукции в ОАО «Бежицкий хлебокомбинат»

В рамках анализа качества и конкурентоспособности продукции, выпускаемой ОАО «Бежицкий хлебокомбинат», можно дать следующую рекомендацию: предприятию в целях совершенствования экономической и финансово-хозяйственной деятельности необходимо разрабатывать более широкий ассортимент выпускаемой продукции за счет введения новых технологий по ее изготовлению, при этом, повышая ее качество, в результате чего возможно добиться более высокого уровня объемов продажи продукции данного вида и соответственно лучших показателей финансовых результатов.

В целях повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятию необходимо осуществлять на постоянной основе следующие мероприятия:

  1.  проводить анализ спроса и требований потребителей к продукции;
  2.  максимально повышать эффективность производства;
  3.  выпускать продукцию, отвечающую требованиям потребителя;
  4.  привлекать потребителей путем активного продвижения продукции на рынке.

Для реализации настоящих целей руководство компании должно принять на себя обязательство осуществлять: мониторинг рынка на предмет спроса, установление требований потребителя к продукции и организацию качественной обратной связи с потребителем; поддержание системы качества и постоянно улучшать ее результативность; максимально снижать производственные потери; эффективное управление кадрами; изучение и внедрение передовых технологий на основе изучения новейших мировых стандартов продукции; проведение результативной рекламной политики.

После повышения качества продукции прибыль ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» возрастет на 1726,6 тыс. руб (1179,2 + 263,2 + 284,2).

Заключение

Объектом исследования курсовой работы являлось ОАО «Бежицкий хлебокомбинат». Проведенный анализ размеров предприятия свидетельствует о том, что размеры  ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» уменьшаются: снижается стоимость основных и оборотных средств. Динамика показателей эффективности использования ресурсов ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» показала, что на предприятии в 2013 г. в сравнении с 2011 г. понизилась эффективность использования основных и оборотных средств..

Проанализировав весь собранный материал, можно прийти к выводу, что качество продукции имеет немаловажное значение в производстве и дальнейшей реализации продукции. Качество продукции также влияет на ее конкурентоспособность.

Наиболее значащим результатом эффективного использования потенциала предприятия является производство конкурентоспособной продукции. Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность товаропроизводителя соотносятся между собой как часть и целое.

Возможность предприятия конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности продукции и совокупности экономических методов ведения предприятием конкурентной борьбы. Поэтому для оценки конкурентоспособности и качества продукции проводится комплексный экономический анализ.

Необходимо отметить, что в рамках исследования конкурентоспособности продукции можно получить не только положительный результат, но и наоборот – производимая продукция предприятием может оказаться совершенно неконкурентоспособной. В этом случае для выявления причин снижения конкурентоспособности продукции специалисты организации (инженеры, экономисты, мастер и др.) проводят тщательный анализ: ее конструкции (модели, рецептуры); технологии изготовления, качества и цены материалов, комплектующих изделий; состояния организации производства и др.

Как правило, комплексный анализ проводится для выявления причин отклонения параметров изделия и его компонентов от средних (взвешенных) рыночных или отраслевых параметров, принимаемых в качестве эталона для измерения. Далее разрабатывается план повышения конкурентоспособности продукции, который доводится до сведения всех работников, которые имеют какое-либо отношение к выполнению плана. Разработка такого плана позволит избежать многих ошибок, экономит время и ресурсы.

На рассматриваемом предприятии в рамках настоящей работы – в ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» - производимая продукция и реализуемые товары являются недостаточно конкурентоспособными. Рекомендовано в производстве хлеба «Петровский», батона «Новый», хлеба «Горчичный» использовать более качественную муку, что позволит избежать пустот в мякише из-за которого продукция хлебокомбината менее качественна и конкурентоспособна, чем у ОАО «Каравай», ГУП «Брянский хлебокомбинат № 1» и ООО «Возрождение». После повышения качества продукции прибыль
ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» возрастет на 1726,6 тыс. руб.


Список использованных источников

  1.  Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 360 с.
  2.  Мартынова Т.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. – Изд.2-ое, испр. – Краснодар: Изд. «Советская Кубань», 2013. – 162 с.
  3.  Фисенко О. Анализ качества и конкурентоспособности продукции // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2014. – №30. – С.3-8.
  4.  Павлов В. Анализ качества и конкурентоспособности продукции // Российский экономический журнал. – 2010. – №8. – С. 37-44.
  5.  Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ: Учеб. пособие. – 4-е изд. испр. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2013. – 224 с.
  6.  Анализ хозяйственной деятельности: Учебник / И.А. Белобжецкий, В.А. Белобородова, М.Ф. Дьячков и др.; Под ред. В.А. Белобородовой, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 352с.
  7.  Бороненкова С.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 426 с.
  8.  Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 448 с.
  9.  Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий. Учеб. пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений, экономистов и преподавателей. – М.: Академический проект, 2011. – 573 с.
  10.  Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 560 с.
  11.  Гинзбург А.И. Экономический анализ. – СПб.: Питер, 2014. – 480 с.
  12.  Управление качеством / Под ред. Ю.М. Забродина и Н. А. Носова. – М., 2012. – 522 с.
  13.  Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. – М.: «Софит», 2014. – 496с.
  14.  Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М. – 2012. – 280с
  15.  Официальный сайт ОАО «Бежицкий хлебокомбинат»: http://www.hlebokombinat.debryansk.ru/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2217. Породообразовательный процесс свиней в России и Зарубежных странах 771.79 KB
  Крупная белая порода свиней. Итоги работы по созданию белорусской крупной белой породы свиней. Разведение популяции свиней крупной белой породы в Алтайском крае. Прошлое и настоящее ливенской породы свиней.
2218. Ручне електродугове зварювання металів 912 KB
  Мета роботи: ознайомитися з основними відомостями про ручне електродугове зварювання металів плавким електродом, вибрати режим зварювання, отримати зварне з’єднання та перевірити його якість.
2219. Фінансовий аналіз 42.73 KB
  Аналіз ділової активності підприємства. Аналіз ліквідності балансу. Аналіз показників ліквідності. Аналіз динаміки і структури фінансових результатів. Аналіз фінансової стійкості підприємства.
2220. Расчет параметров кабельной линии и трансформатора 520.4 KB
  По исходным данным рассчитать параметры и подобрать марку скважной кабельной линии, повышающего трансформатора и погружного двигателя.
2221. Эксплуатация баллонов. Оборудование для газопламенной обработки материалов 89.36 MB
  Баллоны для сжатых, сжиженных и растворенных газов. Устройство баллонных запорных вентилей. Общие сведения о газопламенной обработке материалов. Рукава резинотканевые для газопламенной обработки материалов.
2222. Практические расчеты мореходных характеристик судна 61.43 MB
  Посадка судна и определение его осадки по маркам во время эксплуатации. Водоизмещение порожнем и в полном грузу. Изменение средней осадки судна при изменении солености воды. Метацентрическая диаграмма и приближенные формулы для вычисления метацентрического радиуса.
2223. Робота з програмою MPLAB 59.43 KB
  Інтерфейс MPLAB. Створення проекту в MPLAB. Демонстрація роботи в MPLAB з використанням довідки програмного продукту.
2224. ПОЗАКЛАСНА РОБОТА ІЗ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 88.89 KB
  Організація роботи щодо літературної освіти учнів у школі не обмежується лише рамками уроків за відповідними державними програмами.
2225. Екологія. Предмет і методи екології 111.9 KB
  Предмет і завдання екології. Місце екології у системі інших наук. Еволюція взаємовідносин людини й природного середовища. Принципи екології. Глобальні проблеми екології. Природні ресурси та ресурсний цикл.