88446

Анализ объема производства и продаж продукции на примере ООО фирма «Калория»

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Целью настоящей курсовой работы является анализ объема производства и продаж продукции на примере конкретного предприятия. Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи: раскрыть содержание процесса производства и реализации; определить показатели объема произведенной и реализованной продукции...

Русский

2015-04-30

170.5 KB

27 чел.

Введение

В процессе хозяйственной деятельности предприятие производит и реализует произведенную продукцию. Объем продаж – базовый показатель бюджетирования, т.е. сметного планирования на предприятии.

Объем реализованной продукции в основном определяется объемом производства и выпуска продукции. Поэтому анализ выполнения плана и динамики реализации продукции опирается на итоги анализа объема произведенной, как правило, товарной продукции.

Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия, а также в целом на эффективность работы организации. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

Актуальность рассмотрения темы «Анализ объема производства и продаж продукции» заключается в том, что на основе такого анализа производится расчет плановых показателей, составляется бизнес-план, а также делается прогноз развития деятельности предприятия.

Целью настоящей курсовой работы является анализ объема производства и продаж продукции на примере конкретного предприятия.

Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:

-раскрыть содержание процесса производства и реализации;

-определить показатели объема произведенной и реализованной продукции;

-установить задачи и источники анализа объема производства и продаж продукции;

-дать технико-экономическую характеристику ООО фирма «Калория»

-изучить динамику производства и реализации продукции;

-проанализировать факторы, влияющие на выполнение производственной   программы, и факторы формирования выручки от продаж;

-выявить резервы роста объема производства и реализации продукции и рекомендации по их использованию.

Объектом исследования служит ООО фирма «Калория».

Предметом исследования выступает произведенная и реализованная продукция.

1 Теоретические вопросы анализа объема производства и продажи продукции

1.1 Задачи и информационная база анализа объема производства и продажи продукции

Производственная организация - это пространственно-временная структура производственных факторов, которая обеспечивает их взаимодействие для получения максимальных результатов в самое короткое время и при

Ориентиры для деятельности любой организации задают ее планы: план производства и реализации продукции. Формирование разделов производственной программы осуществляется с применением балансового метода. Организации самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями товаров и поставщиками и определяют перспективы развития. Объем производства и продаж товаров являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства товаров. Итоговые показатели плана по производству товаров нужны для анализа потребности в ресурсах для производства и технологической оснастки, общего объема выпуска товаров, темпов роста выпуска и динамики производительности труда, материалоемкости и энергоемкости продукции, фондоотдачи, объемов продаж и других показателей.

Задачи анализа объема производства и реализации продукции:

1) оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

2) определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

3) выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

4) разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Полезными источниками информации для анализа являются: бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, данные текущего бухгалтерского и статистического учета и отчетности, журналы ордера, карточки складского учета и др. При анализе производства товаров могут применяться натуральные, условно-натуральные и стоимостные показатели. Последний показатель считается более предпочтительным. Важным вопросом является сопоставимость цен.

1.2  Показатели, используемые в анализе  объема производства и продажи продукции

В число основных функций предприятия, независимо от того, каков профиль его деятельности, входят производство и реализация произведенной продукции. [4,295]

Производство представляет собой процесс изготовления, создания продукции.

Реализация – это совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции.

Соответственно, различают объем произведенной продукции и объем продаж (реализованной продукции), которые могут выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены. Схема формирования и анализа стоимостных показателей продукции приведена на рисунке 1.1

Рис. 1.1- Схема формирования и анализа показателей и факторов выпуска и           

              продажи продукции

Объем произведенной продукции юридического лица определяется без стоимости так называемого внутризаводского оборота, т.е. без стоимости той части выработанных предприятием готовых изделий и полуфабрикатов, которая используется предприятием на собственные производственные нужды (кроме продукции, зачисленной в состав основных средств данного юридического лица).

Стоимость произведенной продукции может выступать в двух видах: валовая и товарная продукция. Валовая продукция включает:

-готовые изделия (продукты), выработанные за отчетный период и предназначенные для реализации на сторону, передачи своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям, зачисления в состав собственных основных средств, а также выдачи своим работникам в счет оплаты труда;

-полуфабрикаты своей выработки, отпущенные за отчетный период на сторону, своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям, независимо от того, выработаны они в отчетном периоде или ранее;

-работы (услуги) промышленного характера, выполненные по заказам со стороны, для своего капитального строительства и своим непромышленным подразделениям, а также работы по модернизации и реконструкции собственного оборудования;

-работы по изготовлению продукции (изделий) с длительным производственным циклом, производство которых в отчетном периоде не завершено.

В отличие от валовой продукции товарная продукция не включает незавершенное производство. На предприятиях, где имеет место производство продукции с длительным (более года) производственным циклом, а значит, колебания незавершенного производства значительны, о произведенной продукции судят по валовой продукции; на предприятиях, где длительность производственного цикла менее года, а значит, остатки незавершенного производства не подвержены значительным колебаниям, – по товарной продукции, т.е. по стоимости товаров, работ и услуг, предназначенным к продаже.

Стоимость продаж (реализованной продукции) также может учитываться в двух вариантах в зависимости от учетной политики предприятия: как правило, по отгруженной продукции; в некоторых случаях – по оплаченной продукции.

Объем отгруженной продукции представляет собой стоимость продукции собственного производства, фактически отгруженной (переданной) в отчетном периоде потребителю, выполненные работы и услуги, принятые заказчиком, независимо от того, поступили деньги на счет производителя или нет.

Самым обобщающим показателем объема продукции является объем продаж, т.е. объем оплаченной отгруженной продукций. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства. [14, 73-74]

Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности – условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости, и т.д. [11, 105-107]

С помощью трудовых измерителей (нормо-часов, нормативной заработной платы, нормативной стоимости обработки и др.) определяют трудоемкость продукции, что во многих случаях лучше характеризует действительный объем выполненных работ, чем полные стоимостные показатели.

Нормативные трудовые единицы измерения используются для анализа выполнения плана по объему производства главным образом в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства невозможно использовать натуральные единицы измерения.

Применение показателей трудоемкости продукции для оценки результатов производственной деятельности позволяет уточнить эти результаты, выявить влияние побочных факторов на показатели объема производства и выпуска продукции. Вместе с тем измерение продукции в единицах трудоемкости имеет и недостатки, связанные с содержанием самих измерителей. Например, нормо-часы исчисляют рабочее время без учета различий в квалификации рабочих, отражают труд, как правило, основных производственных рабочих. Качественный уровень нормо-часов в различных производствах и цехах неодинаков, часто применяются устаревшие нормы, не отражающие достигнутый уровень производства, и т.д. Поэтому при анализе хозяйственной деятельности использование единиц трудоемкости имеет вспомогательное значение наряду с использованием денежной оценки. [14, 77]

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятии являются:

-оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

-определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

-выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

-разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

 1.3 Основные направления анализа объема производства и продажи продукции

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической взвешенной:

;      ( 1 )

;                          ( 2 )

.      ( 3 )

Где - темп роста выпуска продукции; - темп роста реализации продукции; - темп прироста выпуска продукции; - темп прироста реализации продукции.

Особое внимание следует уделить анализу влияния факторов, определяющих объем производства и реализации продукции. Продукция создается тремя производственными факторами: средствами труда, предметами труда и живым трудом, каждый из которых характеризуется показателями экстенсивности  и интенсивности. Отсюда формула объема продукции ():

,         ( 4 )                                           

где F – величина основных средств; FO – фондоотдача;

,     ( 5 )                                             

где M – материальные затраты; MO – материалоотдача;

,     ( 6 )                                            

где T – численность персонала; ПТ – производительность труда на 1 человека.

2 Организационно-экономическая характеристика ООО фирма «Калория»

2.1 Общие сведения об организации

ООО фирма «Калория» находится по адресу: 353720, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Стародеревянковская, ул.Украинская, 100

Фирма «Калория» создана на базе небольшого маслосырзавода, который был построен в 1928 г. Молоко подвозилось подводами, для подогрева использовались печи,  отапливаемые соломой, охлаждалось молоко льдом, для сохранения которого в летний период было построено хранилище для льда. Заготовки льда велись зимой всем коллективом, насчитывающим в то время около 40 человек. Главной вырабатываемой продукцией был сыр «Пошехонский» и масло «Крестьянское». Сепараторы, маслоизготовители, - все было на ручных приводах. Позднее, в начале 50-х годов, была построена котельная на твердом топливе, появилось электричество.

В 60-е годы завод вошел в состав Брюховецкого молочно-консервного комбината. Ассортимент продукции расширился, для жителей района начали выпускать молоко и кисломолочную продукцию, творог. Во время перестройки завод пришел в полнейший упадок, оборудование износилось и устарело, работники увольнялись.

Ситуация начала меняться с 1991 года, когда директором Стародеревянковского завода стала Наталья Боева, которая руководит предприятием по сей день. Наследство, доставшееся новому директору, напоминало графские развалины. Тем не менее, коллектив помог предприятию не просто выжить,  сотрудникам удалось повысить объемы производства и расширить ассортимент продукции. Полностью реконструированы и оснащены новым оборудованием приемное отделение, аппаратный цех, сырцех. Цех фасовки кисломолочной продукции, фасовки масла, отделение по производству плавленных сыров. Оборудована заквасочная для производства заквасок на стерилизованном молоке, вся продукция предприятия выпускается в удобной потребителю мелкой фасовке, современного дизайна .Сегодня фирма «Калория»  производит более 270 видов молочной и 150 немолочной продукции и реализует около 200 тонн молока в день. Имеет 44 фирменных магазина, и продает свою продукцию не только в Каневском, но и в других районах края,а также за  его пределами . «Калория» поставляем свою продукцию в  следующие регионы: Волгоградская область, Астраханская область, республика Казахстан, Ростовская область, республика Абхазия, а в летний период обслуживает все черноморское побережье.

Особое внимание на предприятии уделяют качеству продукции, ведется постоянный контроль,  проводятся ежедневные дегустации, при участии ведущих специалистов фирмы. Отдельному  тестированию подвергаются смывы с оборудования. В лаборатории молоко, а также смеси для изготовления молочной продукции и уже готовые продукты  проходят  тщательную  проверку по химическим и бактериологическим  показателям. Поэтому некачественной, нестандартной продукции фирма «Калория» не производит. Выпуск качественной продукции  - основная стратегия  предприятия. Пожалуй, с этим согласятся многие жители края, которые покупают молоко, сметану, масло и другие  вкусные и полезные натуральные продукты. Кстати, сотрудники  ООО фирма «Калория» никогда не останавливаются на достигнутом. Они придумывают все новые и новые виды продукции, которые неизменно находят своего покупателя.

За время  своего существования, фирме «Калория» удалось сделать свое имя известным, завоевать прочные позиции среди других молокоперерабатывающих заводов края. При личном участии директора, в целях наращивания производства, проводится постоянная реконструкция предприятия, вводятся новые мощности, модернизируются старые. Благодаря четкой технолого – экономической политике, предприятие крепко стоит на ногах и непрестанно модернизируется.

 

2.2 Финансово-экономическая характеристика организации

Рассмотрим основные экономические показатели деятельности ООО фирма  «Калория» в 2013 году, представленные в таблице 1. 2  

Таблица  1 - Основные экономические показатели деятельности  ООО   

                       фирма  «Калория»

Показатели

2011 г

2012 г

2013 г

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

2012г от 2011г

2013г от 2012г

2012г к

2011г

2013г к 2012г

1. Выручка от продажи, тыс. руб.

220 467

221 259

221 733

792

474

100,

36

100,

21

2. Себестоимость проданной продукции, тыс. руб

211 454

213 726

213 726

2 272

0

101,

07

100

3. Прибыль от продаж, тыс.руб

2 843

581

28

-2 262

-553

20,

44

4,82

4. Прибыль до налогообложения, тыс.руб

2 290

377

870

-1 913

493

16,46

230,

77

5. Чистая прибыль, тыс.руб

1 754

302

268

-1 452

-34

17,22

88,

74

6. Среднегодовая стоимость основных средств ( по первоначальной стоимости), тыс.руб

6 948

7 141

7 695

193

554

102,

77

107,

75

7. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб

36 812

40 694

41 359

3 882

665

110,

55

101,

63

8. Среднесписочная численность персонала, чел.

211

234

299

23

65

110,

90

127,

78

Продолжение таблицы 1

Показатели

2011г

2012г

2013г

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

2012г от 2011г

2013г от 2012г

2012г к 2011г

2013г к 2012г

9. Фонд оплаты труда, тыс.руб

39 900

51 920

49 480

12 020

-2 440

130,

12

95,

30

10.Затраты на 1 руб продаж, руб

0,96

0,96

0,96

-

-

100

100

11. Рентабельность продукции,%

1,29

0,26

0,01

-1,03

-0,25

х

х

12. Рентабельность производства,%

1,34

0,27

0,01

-1,07

-0,26

х

х

13. Фондоотдача, тыс.руб

1,03

0,99

0,98

-0,44

-0,01

96,11

98,99

14. Фондовооруженность, тыс.руб/чел

32,93

30,52

25,73

-2,41

-4,79

92,68

84,30

15. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, кол-во оборотов

5,99

5,44

5,36

-0,55

-0,08

90,82

89,48

16. Период оборачиваемости оборотных средств, дней

60,93

67,28

68,09

6,35

0,81

1,10

1,01

17. Производительность труда, тыс.руб

1044,90

945,55

741,58

-99, 35

-203, 97

90, 49

78, 43

Окончание таблицы 1

18. среднемесячная заработная плата, тыс.руб

15,76

18,50

13,80

2,74

-4,7

117,

38

74,

60

Анализ показателей данной таблицы отображает, что за период с 2011 года по 2013 выручка от продаж: в 2012 году увеличилась на 792 тыс. рублей или на 0,36%, в 2013 году увеличилась на 474 тыс. рублей или на 0,21%. Рост выручки обусловлен увеличением заказов и соответственно ростом объемов производства продукции.

Себестоимость проданной продукции в 2012 году  увеличилась на 2272 тыс. рублей или на 1,07%, а в 2013 остаётся неизменной.

Трудовой потенциал ООО  фирма «Калория» увеличившись на 23  человека в 2012 году, увеличился на 65 штатных  единиц в 2013 году и изменился на уровне 2011 года  на 88 штатных едииц.

Ежегодно затраты на 1 рубль реализованной продукции остаются неизменными: доля себестоимости в составе оптовой цены продукции  в 2012 году составила 0,96 руб, в 2013 году также осталась неизменной.

Наибольший темп роста в 2012 году наблюдается по фонду оплаты труда, (30,12 %),в 2013 году – по прибыли до налогообложения (130,77%),.

В 2012 году величина чистой прибыли составила 302 тыс. рублей, что на 1452 тыс.рублей   меньше, чем в предыдущем периоде, в 2013год – 268 тыс.рублей, что на 34 тыс. рублей меньше, чем в 2012 году.

Уменьшение фондоотдачи на 0,05, указывает, что величина выручки основных средств уменьшилась.

Снижение рентабельности продукции в 2012году на 1,03% и в 2013 году на 0,25%; снижение рентабельности продукции в 2012 году на 1,07%, в 2013 году на 0,26% свидетельствует о негативной тенденции снижения прибыльности в деятельности предприятия.

Снижение такого показателя как коэффициент оборачиваемости оборотных средств влечет а собой нестабильность в работе производства, перебои с поставками.

3 Анализ объема производства и продажи продукции ООО фирма «Калория»

 3.1 Оценка динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

Анализ объема производства и реализации продукции начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста - таблица 2

Таблица 2  - Анализ динамики производства и реализации продукции

Год

Объем

производства

продукции,    тыс. руб.

Темпы роста, %

Объем

реализации продукции, тыс. руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

2011

592 779

118,5

118,5

592 887

118,4

118,4

2012

836 683

167,3

141,1

836 683

167,1

141,1

2013

1 276 306

255,2

152,5

1 275 284

254,7

152,4

Из таблицы видно, что за 2011-2013 гг. происходил рост производства и реализации продукции. В итоге за три года объем производства вырос на    136,7% (255,2 – 118,5), а объем реализации – на 136,3 % (254,7 – 118,4). Темпы роста производства незначительно опережают темпы роста реализации продукции. Это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия.

Рассчитаем Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции по формулам ( 1 ), ( 2 ), ( 3 ).

                 

  

        

Таблица 3 - Рентабельность от реализации продукции в ОООО фирма

                        «Калория»

Показатель

2011г

2012г

2013г

2013г к 2011 г, %

Выручка, тыс. р.

220 467

221 259

221 733

100,57

Себестоимость реализованной продукции, тыс. р.

221 454

213 726

213 726

96,5

Прибыль, тыс. р.

2 843

581

28

0,98

Коммерческая рентабельность (убыточность), %

99,55

103,52

103,75

Как видно из таблицы 3, за анализируемый период, прибыль от реализации снизилась и в 2013 году составила 28 тыс. рублей. Коммерческая рентабельность составила в 2013 году 103,75%, что говорит о том, что предприятие получает чистый доход.

 

3.2 Оценка материалоемкости и материалоотдачи продукции

Для оценки эффективности материальных ресурсов используется система обобщающих и частных показателей представленных в таблице 4.

Так, показатель материалоемкости продукции определяется отношением суммы материальных затрат к стоимости продукции и отражает величину материальных затрат, приходящуюся на 1 руб. реализованной продукции. В 2011 году данный показатель составлял 0,96, в 2012 году – 0,96; в 2013 году -0,96.

Таблица 4 - Показатели эффективности использования материальных

                           ресурсов  ООО «Кристалл Климат Контроль» за 2011-2013  

                         гг. (в рублях)

Показатель

2011г.

2012г.

2013г.

Изменение

2012 к 2011

2013 к 2012

Материалоемкость продукции (ME)

0,52

0,51

0,51

-0,01

0

Материалоотдача продукции (МО)

1,98

1,99

2,01

0,01

0,02

Динамика материалоотдачи положительна – в 2012 году происходит увеличение материалоотдачи производства на 0,03 единиц и в 2013 году еще на 0,02.


Фондоотдача

еличина основных фондов

Выход продукции на единицу предметов труда (материалоотдача)

Величина израсходованных предметов труда

Производительность труда

Численность работающих

Валовая продукция

Готовая продукция

Полуфабрикаты, предназначенные для реализации

Работы и

услуги

Приращение (+, -)  незавершенного производства

Товарная продукция и услуги, предназначенные к продаже

Отгруженная товарная продукция (продажа методом начислений)

Оплаченная товарная продукция (продажа кассовым методом)

Приращение (+, -) остатков готовых изделий на складе

Приращение (+, -) остатков товаров в отгрузке

Труд

Предметы труда

Средства труда


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61726. Имя прилагательное. Обобщение 19.63 KB
  Цели и задачи урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи; закрепить навыки правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных упражнять в склонении имён прилагательных и определении рода...
61727. Закрепление. Связь слов в предложении 325 KB
  Цели урока: Образовательные: развитие умений конструировать предложение из слов, анализировать его структуру; совершенствуются навыки работы с текстом (составление из слов предложений в тексте)...
61728. Работа над ошибками. Упражнения в умении определять слова, обозначающие предмет, признак предмета 30.31 KB
  Цели урока: Образовательные: проверить прочность усвоения тем: имя существительное и имя прилагательное; отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков; Развивающие: развитие умений находить и исправлять ошибки при постановке вопросов к словам и поиске...
61730. Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы 17.83 KB
  Словарный диктант. Жук жучек Еж ежик Конь конек Кот котик Как образовались новые слова При помощи чего Что такое суффикс Для чего он служит Сообщение темы урока. Научимся находить и в словах и выделять.
61731. Раздельное написание предлогов со словами 20.72 KB
  Карандаши лежат где Яблони и груши растут где Медведь живёт где Получил посылку где Всё лето мы отдыхали где Моя мама работает где Получил письмо от кого Петя пошел в магазин за чем Упражнение 5 на стр. Карандаши лежат где...
61732. Сочинение по картине В.Д. Поленова «Первый снег» («Ранний снег») 16.17 KB
  Подготовка учащихся к восприятию картины а Какой сейчас месяц ноябрь К какому времени года относится ноябрь к поздней осени Какие изменения происходят в природе характерные поздней осени Небо солнце осадки почва...