88447

Количественные и качественные показатели безработицы

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Цель курсовой работы состоит в теоретико-методологическом анализе рынка труда г. Омска и предложении механизмов регулирования безработицы в современных условиях. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: рассмотреть категории «занятость» и «безработица» как характеристики...

Русский

2015-04-30

138 KB

1 чел.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Безработица: сравнительный анализ методов и показателей измерения 5

1.1 Сущность безработицы и причины возникновения 5

1.2. Уровень и показатели безработицы в России 11

Глава 2. Количественные и качественные показатели безработицы. 20

2.1 Основные формы безработицы. Особенности российской безработицы. 20

2.2 Пути снижения безработицы и основные направления снижения безработицы 22

Заключение 35

Список использованных источников литературы 37

ПРИЛОЖЕНИЯ


Введение

В современных условиях проблема занятости и безработицы населения является одной из наиболее актуальных и все чаще выступает предметом научных исследований, и изучается в практике управления. Сложное положение с занятостью и безработицей в стране и регионах поставило перед экономической наукой проблему разработки теоретических основ, новых подходов к управлению занятостью населения, рекомендаций по регулированию рынка труда. При рассмотрении этой проблемы, следует обратить особое внимание на региональные особенности формирования и функционирования рынка труда. Для развития экономики необходимо обеспечивать адекватность трудовых ресурсов требованиям и спросу на современном рынке труда.

Сегодня безработица, как научная проблема, связанная с эффективностью использования трудовых ресурсов, еще не получила достаточного теоретического обоснования и практического решения. Уровень безработицы считается одним из наиболее важных индикаторов национального благосостояния и стабильности любой территориальной единицы, индикатором состояния социума в целом, и, особенно, индикатором эффективности социально-экономических реформ. Поэтому, изучение места безработицы в системе экономических отношений, ее сущности, особенностей, причин и форм является, на наш взгляд, одной из наиболее актуальных тем современной экономической науки.

Рынок труда призван решать важнейшие вопросы занятости населения и устранения безработицы, а именно: распределение трудовых ресурсов, создание условий и стимулов для их эффективного использования, повышение мобильности рабочей силы, усиление экономической и иной мотивации труда, адаптация населения к меняющимся рыночным отношениям, создание условий для эффективного производства и воспроизводства квалифицированных кадров.

Новые условия хозяйствования, определяющиеся процессами глобализации и информатизации общества, предъявляют особые требования к качеству рабочей силы, к уровню подготовки и квалификации. Особую актуальность, в данной ситуации, приобретают исследования трудоизбыточных регионов России, характеризующихся слабой обеспеченностью квалифицированными кадрами ряда специальностей, являющихся приоритетными для развития экономики этих регионов.

Изучение тенденций развития рынка труда и повышения занятости, таким образом, является крайне актуальной задачей.

Цель курсовой работы состоит в теоретико-методологическом анализе рынка труда г. Омска и предложении механизмов регулирования безработицы в современных условиях.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  1.  рассмотреть категории «занятость» и «безработица» как характеристики экономического развития общества;
  2.  исследовать рынок труда как подсистему региональной экономики;
  3.  провести комплексный анализ состояния и перспектив рынка труда г. Омска;
  4.  рассмотреть концепции государственного регулирования экономики, в том числе, рынка труда г. Омска;
  5.  предложить механизмы регулирования занятости и минимизации безработицы в г. Омске.

Объектом курсовой работы является состояние занятости и безработицы в г. Омске.

Предметом курсовой работы являются социально-экономические отношения, формирующиеся в процессе обеспечения занятости в г. Омске.


Глава 1. Безработица: сравнительный анализ методов и показателей измерения

1.1 Сущность безработицы и причины возникновения

Занятость важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости — важный макроэкономический показатель. Но занятость не только экономическое явление, она зависит от демографических процессов, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.

Как экономическая категория занятость — это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.

В Законе «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определяется как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая, как правило, заработок (трудовой доход). Эта характеристика занятости выражает как социально-экономическое, так и правовое содержание.

Занятость общественно-полезной деятельностью охватывает широкий круг трудоспособного населения: работающие по трудовому договору (контракту); занимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; занятые в подсобных промыслах; выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел; проходящие очный курс обучения в общеобразовательных и других образовательных учреждениях; временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовками или иными причинами.

По роду деятельности всех занятых можно разбить на три большие группы.

  1.  Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью.
  2.  Военнослужащие. Занимаются деятельностью, не приносящей прямого денежного дохода. По мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике.
  3.  Учащиеся с отрывом от производства.

По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы:

  1.  наемные работники. К ним относятся занятые на основе продажи своей рабочей силы;
  2.  работодатели. К ним относятся предприниматели, реализующие свои предпринимательские способности;
  3.  самозанятые. К ним относятся лица, работающие за свой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе.

В соответствии с Международным классификатором статуса занятости выделяются шесть групп занятого населения:

  1.  наемные работники;
  2.  работодатели;
  3.  лица, работающие за свой счет;
  4.  члены производственных кооперативов;
  5.  помогающие члены семьи;
  6.  работники, не классифицируемые по статусу.

В зависимости от целей анализа можно использовать разные классификации.

Переход России от экономики административно-командного типа к рыночным отношениям потребовал проведения экономических реформ в сфере занятости. Опираясь на мировой опыт, были выработаны и закреплены в законодательных актах— в Конституции Российской Федерации и «Законе о занятости населения Российской Федерации» — основные принципы занятости.

Первым принципом, закрепленном в Конституции РФ, является добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду. Каждый человек может выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая позволяет ему лучше реализовать себя в жизни. Принуждение к труду не допускается, кроме случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не служит основанием для их привлечения к административной и иной ответственности. Сфера труда становится одним из равноправных видов общественно полезной деятельности, наряду с учебой, занятием домашним хозяйством, воспитанием детей, общественной, религиозной и другой деятельностью.

Данный принцип позволяет человеку свободно выбирать тот или иной вид деятельности, место и форму приложения своих способностей. Проводимые реформы, в частности, приватизация средств производства, особенно приватизация жилья, права его продажи и обмена, замена прописки регистрацией, способствуют реализации этого принципа.

Второй принцип — это ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость.

Третий принцип — учет и обеспечение долговременных национальных интересов.

Четвертый принцип — комплексный подход к решению проблем занятости— включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ.

В новых экономических условиях государство отказалось от прямого централизованного управления занятостью. Постепенно формируется новая система воздействия на занятость — система регулирования занятости. Главными звеньями выступают законы, программы стимулирования занятости; соглашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне и в рамках предприятий. Важная роль отводится инвестиционно - структурной, налоговой, финансово-кредитной политике. Совместными усилиями субъектов социально-трудовых отношений должны определяться основные направления занятости, изменение ее структуры, улучшения качественных характеристик рабочей силы, повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках труда. Государство в этой системе выступает координатором этих усилий, создает рамочные условия для их функционирования.

Достижение полной и эффективной занятости ключевая задача социально-экономической политики, важнейшая проблема экономической науки.

Понятие «полная занятость» не имеет однозначного толкования и в зависимости от критерия, лежащего в основе его характеристики, трактуется по-разному. В советский период таким критерием, для науки и практики служила всеобщая занятость, обеспечение всего трудоспособного населения рабочими местами. Общество стремилось достичь баланса трудовых ресурсов на предельно высоком уровне, прогноз движения трудовых ресурсов лежал в основе прогноза и плана создания рабочих мест.

В результате такой политики государства занятость достигла сверхвысокого, предельного уровня. К началу 90-х гг. более 94% всего трудоспособного населения было занято в общественном производстве и другой общественно-полезной деятельностью. В условиях централизованной планово-распределительной системы полная занятость — это состояние экономики, при котором задействованы все трудовые ресурсы. Однако практика показала, что такой уровень занятости чрезмерный, так как наносил ущерб другим важным сторонам жизнедеятельности— здоровью людей, семейному воспитанию детей.

В западной экономической мысли и практике полная занятость— это состояние экономики, при котором все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу. В этом контексте как тождественное используется понятие «оптимальная занятость».

Полная занятость заключается в обеспечении соответствия рабочих мест потребности в них населения. Однако не каждое рабочее место может удовлетворить потребность в нем. Об этом говорит наличие в экономике вакантных (незанятых) рабочих мест одновременно с наличием безработных. Поэтому речь должна идти о предлагаемых экономически целесообразных рабочих местах.

Экономически целесообразное рабочее место — это продуктивное (общественно-полезное, обеспеченное оборотными средствами и т.д.) рабочее место, позволяющее человеку реализовать свой личный интерес, добиться высокой производительности труда, используя достижения науки и техники, и иметь достойный заработок, обеспечивающий нормальное воспроизводство работника и его семьи. Отвечающее указанным требованиям физическое рабочее место (определенная зона, предназначенная для производства работ или услуг) может использоваться в 2-3 смены. В этом случае экономически целесообразных будет 2-3 места. Рабочее место может быть индивидуальным и коллективным.

Если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы, это и будет означать полную занятость. Равновесие или сбалансированность на указанной основе позволит обеспечить лучшие результаты в масштабе экономики. Без постоянного совершенствования рабочих мест, создания новых, отвечающих современным требованиям, и вывода из производственного процесса старых, не отвечающих экономической целесообразности мест нельзя добиться социального прогресса, реализации интересов общества и каждой личности.

Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса со стороны государства, общества. Государственному регулированию, в первую очередь, подлежат фундаментальные науки, образование, здравоохранение, экологическая и национальная безопасность, функционирование так называемых естественных монополий (железные дороги, энергетические и трубопроводные сети).

Задачу соединения рыночной саморегуляции и государственного регулирования можно решить в ходе трансформации современной экономики в социально ориентированную рыночную. При этом структура занятости претерпит существенные изменения. Будет устранена чрезмерная занятость. Собственно, последняя в сфере профессионального труда преодолена в значительной мере уже в настоящее время. Однако это произошло не в результате структурной перестройки и повышения производительности труда, а на основе спада в экономике, роста безработицы и выбывания части безработных из состава рабочей силы, ухода с рынка труда. Структура занятости в современной России не отвечает потребностям ни общества, ни большей части населения.

Полная занятость возможна и при некотором отклонении существующих рабочих мест от статуса экономически целесообразных, при несоответствии их профессионально-квалификационному составу, образовательному уровню. В данной ситуации и работники, и государство будут нести экономические и социальные потери. Часть работников будет получать низкие заработки, не обеспечивающие нормальное существование, а государство, общество — недополучать ресурсы в бюджет и в социальные фонды.

Поэтому возникает проблема эффективной занятости. По данному вопросу среди экономистов имеется довольно широкий разброс мнений. Многие отечественные экономисты под эффективной занятостью в условиях социально ориентированной рыночной экономики понимают занятость населения, обеспечивающую достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.

Таким образом, занятость рассматривается как основополагающая характеристика рынка труда и объект социальной политики. В Законе «О занятости населения Российской Федерации» занятость определяется как общественно-полезная деятельность, что выходит за пределы отношений, присущих рынку труда. Тем не менее и в системе «рынок труда» занятость играет первостепенную роль. Занятость имеет социальное и демографическое содержание, и поэтому выступает объектом социальной политики.

1.2. Уровень и показатели безработицы в России

Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда - безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

К нашей сегодняшней действительности могут быть приложены концепция естественного уровня безработицы, анализ типов безработицы, ее экономических и социальных последствий, определение показателей безработицы, исследование факторов, влияющих на динамику безработицы, включая взаимосвязь безработицы и инфляции.

Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая; упоминается также скрытая, сезонная и т.д. Рассмотрим их.

Фрикционная - безработица, вызванная постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В результате наниматель не находит нужного ему работника, а работник - нанимателя, хотя работник сохраняет достаточную квалификацию, но для выполнения уже не требующихся обществу работ. Сегодня фрикционную безработицу считают той ценой, которую общество должно платить за поддержание эффективности экономики, за постоянное обновление производства в угоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица - явление, которое устранить не только невозможно, но и нецелесообразно. Более сложной является оценка структурной безработицы.

Структурная - безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше. Избежать структурной безработицы невозможно. Она сопровождается ожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и т. д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность рынка труда, но не решают проблему. Социальная защита людей пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре государственной политике занятости.

Циклическая, как следствие спада производства в переходный период достигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей уровень безработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка труда, при котором на нем существует примерный баланс между числом свободных рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу). Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10% и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы.

Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

Анализ экономических показателей дает возможность оценить издержки безработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального объема производства на 2% норма безработицы имеет тенденцию к снижению на 1%, и наоборот.

Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают: зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости; скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска. Скрытая характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%.

Существует еще так называемая безработица по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения.

Расчет численности безработных.

Безработица измеряется двумя основными показателями: уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных полностью безработных в численности самодеятельного населения, то есть людей, живущих на доходы от своего труда. Этот показатель не дает полного представления о ситуациях, складывающихся в сфере занятости. Так, человек может быть фактически безработным: работать один час в день, не регистрироваться на бирже труда, но официально он не будет числиться безработным.

В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в %. Числитель при этом определяется службой занятости за определенный период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель является показателем, который представляют органы Государственного комитета по статистике России на основании проводимого обследования домашних хозяйств по проблемам занятости населения.

Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы.

Правда, почти полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому ученые продолжают дискутировать: безработица - это причина или повод возникновения отрицательных последствий? Пищу для спора дают те исследования, которые устанавливают соотношения, а не причинно-следственные связи между уровнем безработицы и динамикой функциональных нарушений или помещением человека в специальные лечебные учреждения. Тем не менее, исследования конкретных случаев, изучение продольных срезов групп населения и проведение одномоментных серийных исследований дают сходную картину последствий безработицы и явлений, сопутствующих ей. Различие в результатах можно объяснить влиянием многих факторов, в частности, уровнем безработицы на момент потери работы, поддержкой со стороны семьи и друзей, запасами, которые могут помочь безработному и его семье пережить трудный период, длительностью безработицы.

Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.

Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.

Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.

Мало известно о “пороге терпимости”, когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого считает обременительными.

Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.

Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.

Однако кое для кого курсы оказываются недостаточно эффективными, поскольку официальная политика государства заключается в сохранении некоторого избытка рабочей силы. Если обучавшийся на курсах по поиску работы или участвовавшие в программах стимулирования занятости в последствии терпят неудачу, невозможность получить работу может парализовать их волю к действиям. В результате они становятся еще более уязвимыми перед отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствия работы. Они могут вообще потерять шансы на получение работы, так как рискуют попасть в учреждения социального обеспечения на излечение.

Вместе с тем, растет численность незарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления. На кого же, с точки зрения опрошенных, в первую очередь может рассчитывать человек, потерявший работу?

2,0% - на местную администрацию;

5,8% - на руководство предприятий;

8,6% - на профсоюзы;

70,6% - только на себя;

13% - ни на кого не надеются.

Легко убедиться, что люди отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать не приходится.

А каковы самые предпочитаемые и действенные способы поиска работы? Рассчитывают на:

  1.  личные связи - 42,9%;
  2.  государственную службу занятости - 26,5%;
  3.  объявления - 11,1%;
  4.  организацию собственного дела - 7,3%;
  5.  коммерческую службу занятости - 6,1%;
  6.  обращение к работодателю - 6,1%.

Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.

Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату.

Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.

Отрицательные последствия безработицы для жителей городских и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ.


Глава 2. Количественные и качественные показатели безработицы.

2.1 Основные формы безработицы. Особенности российской безработицы.

Проанализируем динамику экономически активного населения и безработицы (таблица 2.1).

Таблица 2.1 – Экономически активное население России за 2008-2012гг

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2012г. к 2008г.

(+,-)

1

2

3

4

5

6

7

Численность населения, тыс. чел.

Численность экономически активного населения, тыс. чел.

Численность безработных, тыс. чел.

Численность официально зарегистрированных безработных, тыс. чел.

Уровень экономической активности населения, %

Уровень безработицы, %

Уровень официально зарегистрированной безработицы, %

143474

72909

5674,8

1920,3

65,3

7,8

2,6

142754

73811

5262,8

1830,1

65,8

7,2

2,5

142221

74156

5311,9

1742,0

66,1

7,2

2,3

142009

75060

4588,5

1553,0

67,1

6,1

2,1

141904

75892

4791,5

1521,8

67,7

6,3

2,0

-1570

2983

-883,3

-398,2

2,4

-1,5

-0,6

Чтобы проанализировать данные, представленные в таблице 2.1, рассмотрим такие показатели, как абсолютный прирост, темп роста и темп прироста (таблица 2.2, 2.3).

Таблица 2.2 – Аналитические показатели динамики численности безработных за 2008-2012гг

год

Численность безработных

Абсолютный прирост, тыс. чел.

Темп роста, %

Темп прироста, %

цепной

базисный

ц

б

ц

б

2008

5674,8

-

-

-

-

-

-

2009

5262,8

-412

-412

92,7

92,7

7,3

-7,3

2010

5311,9

49,1

-362,9

100,9

93,6

0,9

-6,4

2011

4588,5

-723,4

-1086,3

86,4

80,9

-13,6

-19,1

2012

4791,5

203

-883,3

104,4

84,4

4,4

-15,6

Также рассчитаем средние величины:

 1. Среднегодовой темп роста:

(1)

2. Среднегодовой темп прироста:

 (2)

По формуле (2) в среднем за рассматриваемый период общая численность безработных уменьшилась на 4,1%.

3. Средний абсолютный прирост

(3)

Формула (3) говорит о том, что в среднем за рассматриваемый период число безработных уменьшилось на 220,8 тыс. человек ежегодно.

Таблица 2.3 – Аналитические показатели динамики численности официально зарегистрированных безработных за 2008-2012гг

год

Численность официально зарегистрированных безработных

Абсолютный прирост, тыс. чел.

Темп роста, %

Темп прироста, %

цепной

базисный

ц

б

ц

б

2008

1920,3

-

-

-

-

-

-

2009

1830,1

-90,2

-90,2

95,3

95,3

-4,7

-4,7

2010

1742,0

-88,1

-178,3

95,2

90,7

-4,8

-9,3

2011

1553,0

-189

-367,3

89,2

80,9

-10,8

-19,1

2012

1521,8

-31,2

-398,5

98,0

79,3

-2,0

-20,7

1. Среднегодовой темп роста:

94,4% (4)

2. Среднегодовой темп прироста:

 (5)

Согласно формуле (5), в среднем за рассматриваемый период численность официально зарегистрированных безработных уменьшилась на 5,6%.

3. Средний абсолютный прирост

тыс. человек  (6)

В соответствии с формулой (6) численность официально зарегистрированных безработных уменьшилась 99,6 тыс. человек ежегодно.

В рассмотренных выше расчетах представлены аналитические данные по общему и официальному уровню безработицы, сравнивая между собой эти показатели, можно заметить, что численность официально зарегистрированных безработных намного ниже общей численности безработных.

2.2 Пути снижения безработицы и основные направления снижения безработицы

Рассмотрим структуру безработных в зависимости от возраста, используя следующие таблицу 2.4 и гистограмму:

Таблица 2.4 – Структура безработных по возрастным группам, %

Возраст,

лет

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2012г. к 2008г. (+,-)

1

2

3

4

5

6

7

Всего в экономике

100

100

100

100

100

15-19

20-24

25-29

30-49

50-54

55-59

60-72

10,4

17,7

12,3

11,3

8,7

2,8

2,3

10,5

17,9

13,0

10,9

9,0

3,6

2,4

9,5

21,6

13,9

10,4

8,4

3,8

1,3

9,0

20,5

11,7

11,2

9,2

3,5

1,6

9,2

20,2

12,2

10,4

9,6

5,1

2,4

-1,2

2,5

-0,1

-0,9

0,9

2,3

0,1

Средний возраст

34,9

35,7

33,3

34,5

34,9

Мужчины

15-19

20-24

25-29

30-49

50-54

55-59

60-72

10,3

18,3

12,7

10,9

8,7

3,5

2,8

10,3

19,5

12,7

10,8

8,1

4,1

2,1

8,8

21,9

14,4

10,4

7,9

4,1

1,4

9,4

21,0

11,7

11,05

8,4

3,8

1,5

9,8

20,6

12,5

10,0

9,4

5,3

2,5

-05

2,3

-0,2

-0,9

0,7

1,8

-0,3

Женщины

15-19

20-24

25-29

30-49

50-54

55-59

60-72

10,6

17,0

11,9

11,7

8,6

2,9

2,1

10,8

16,0

13,4

11,0

10,0

3,0

2,8

10,4

21,3

13,3

10,4

9,0

3,6

1,1

8,5

19,9

11,7

11,2

10,1

3,2

1,7

8,4

19,8

11,9

10,7

9,9

4,8

2,3

-2,2

2,8

-

-1,0

1,3

1,9

0,2

10,4

10,5

9,5

9

9,2

17,7

17,9

21,6

20,5

20,2

12,3

13

13,9

11,7

12,2

11,3

10,9

10,4

11,2

10,4

8,7

9

8,4

9,2

9,6

2,8

3,6

3,8

3,5

5,1

2,3

2,4

1,3

1,6

2,4

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

2012г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

Год

Количество безработных, %

60-72

55-59

50-54

30-49

25-29

20-24

15-19

Рисунок 1 – структура безработных по возрастным группам

Анализируя табличные и графические данные, можно отметить, что основную часть безработных в Российской Федерации составляют люди в возрасте 20-24 лет, т.е. самая молодая и работоспособная часть трудовых ресурсов. Это обусловлено тем, что молодым людям, только окончившим какой-либо Вуз или людям, получившим средне-специальное образование, довольно трудно устроится на работу. В России почти все работодатели предпочитают нанимать сотрудников с опытом работы не менее 3х лет. Средний возраст безработных колеблется от 33,3 до 35,7 лет. Кроме того, значительное количество безработных относится к возрастным группам 25-29 лет и 30-49 лет. Наименьшее число безработных приходится на долю пожилых людей (55 – 72 лет).

Анализ структуры занятого населения можно продолжить с рассмотрения половой структуры занятого населения

Ниже, в таблице 2.5 показаны соответствующие данные для 2012 года.

Таблица 2.5 – Структура занятого населения в 2012 году.

 

2012

Занятые, всего

67279

из них: мужчины, тыс. чел.

34186

доля в ЭАН, %

50,81

женщины, тыс. чел.

33093

доля в ЭАН, %

49,19

проживают в городе

51592

доля в ЭАН, %

76,68

проживают в селе

15687

доля в ЭАН, %

23,32

Изобразим данные на диаграмме (Рисунок 2)

Рисунок 2 – Структура занятого населения

Из рисунка наглядно видно, что доля занятых мужчин немного больше доли занятых женщин. Так же видно, как велика доля городского населения в общей сумме занятых, что вполне очевидно, учитывая, что численность городского населения также значительно выше.

Наглядно видно, что доля занятых мужчин немного больше доли занятых женщин.

Далее проанализируем структуру занятого населения по возрасту. Исходные данные для 2012 года даны в таблице 2.6

Таблица 2.6 – Возрастная структура занятого населения в 2012 году.

Возраст, лет

Доля в общем числе занятых, %

до 20

2,2

20-29

22,1

30-39

24,5

40-49

30,1

50-59

16,8

60-72

4,4

Для более наглядного представления данных построим диаграмму

Рисунок 3 – Возрастная структура занятого населения

Из диаграммы видно, что наибольшая доля занятых (30,1%) приходиться на возрастную группу 40 – 49 лет. На втором месте (24,5%) возрастная группа 30 – 39 лет, а на третьем - 20 – 29 лет (24,5%). Эти три группы являются основными и в совокупности составляют более 75% всего занятого населения.

Анализ структуры безработицы играет важную роль в разработке эффективной политики занятости. Рассмотрим состав безработных в Российской Федерации, начиная с образования. Структура безработных по уровню образования отражена в следующей таблице:

Таблица 2.4 – Динамика структуры безработных по уровню образования

Уровень образования

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2012г. к 2008г. (+,-)

Всего в экономике

100

100

100

100

100

Высшее профессиональное

Неполное высшее профессиональное

Среднее профессиональное

Среднее (полное) общее

Основное общее

Начальное общее, не имеют начального общего образования

10,9

2,7

20,5

33,1

13,5

1,1

10,1

2,9

18,8

32,4

16,4

1,1

10,7

2,1

17,3

37,0

13,5

1,8

11,5

2,5

18,8

34,9

12,6

1,1

12,3

3,3

19,3

32,2

11,0

1,4

1,4

0,6

-1,2

-0,9

-2,5

0,3

Мужчины

Высшее профессиональное

Неполное высшее профессиональное

Среднее профессиональное

Среднее (полное) общее

Основное общее

Начальное общее, не имеют начального общего образования

10,0

2,5

15,3

32,4

16,2

1,4

8,8

3,0

13,5

33,1

19,5

1,2

8,7

1,9

13,0

39,8

14,8

1,9

9,3

1,5

15,7

35,4

14,7

1,6

9,5

3,0

15,6

33,5

13,0

1,6

-0,5

0,5

0,3

1,1

-3,2

0,2

женщины

Высшее профессиональное

Неполное высшее профессиональное

Среднее профессиональное

Среднее (полное) общее

Основное общее

Начальное общее, не имеют начального общего образования

11,9

2,9

25,8

33,8

10,7

0,7

11,5

2,9

25,0

31,5

12,8

1,0

13,0

2,3

22,1

33,8

12,1

1,8

14,0

3,6

22,4

34,3

10,1

0,5

15,7

3,8

23,7

30,6

8,5

1,1

3,8

0,9

-2,1

-3,2

-2.2

0,4


В таблице показано распределение безработных граждан в процентном соотношении в зависимости от их образования. Также, проведено разграничение между мужчинами и женщинами. Для более наглядного представления о влиянии уровня образования на безработицу рассмотрим гистограмму:

10,9

10,1

10,7

11,5

12,3

2,7

2,9

2,1

2,5

3,3

20,5

18,8

17,3

18,8

19,3

33,1

32,4

37

34,9

32,2

13,5

16,4

13,5

12,6

11

1,1

1,1

1,8

1,1

1,4

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

2012г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

год

Количество безработных,%

Начальное общее, не

имеют начального

общего образования

Основное общее

Среднее (полное)

общее

Среднее

профессиональное

Неполное высшее

профессиональное

Высшее

профессиональное

Наглядно изобразив данные из таблицы о взаимосвязи уровня образования и безработицы, можно отметить, что больше всего безработных имеют среднее полное образование, причём в 2010 году эта цифра была самой максимальной – 37,0%. Меньшая же доля безработных приходится на граждан, имеющих начальное общее образование или не имеющие образование вообще. В 2008, 2009 и 2011 годах эта цифра была минимальной – 1,1%.

Чтобы рассмотреть динамику безработных в зависимости от уровня образования, рассчитаем значения показателей структурных сдвигов (А – абсолютный прирост; Тр – темп роста)


Таблица 2.5 – Показатели структурных сдвигов

Уровень образования

2009

2010

2011

2012

А

Тр

А

Тр

А

Тр

А

Тр

Высшее профессиональное

Неполное высшее профессиональное

Среднее профессиональное

Среднее (полное) общее

Основное общее

Начальное общее, не имеют начального общего образования

-0,8

0,2

-1,7

-0,7

2,9

0

92,7

107,4

91,7

97,9

121,5

100

0,6

-0,8

-1,5

4,6

-2,9

0,7

98,2

77,8

84,4

111,8

100

163,6

0,8

0,4

1,5

-2,1

-0,9

-0,7

105,5

92,6

91,7

105,4

93,3

100

0,8

0,8

0,5

-2,7

-1,6

0,3

112,8

122,2

94,2

97,3

81,5

127,3

Анализируя показатели годового прироста и темпа роста безработных, отметим, что наибольший рост безработицы произошёл в 2010 году – число безработных с начальным общим или не имеющих начального общего образования (Тр=163,6) по сравнению с 2009 годом возросло примерно в 1,5 раза. Если рассматривать образовательный уровень безработицы по половому признаку (таблица 2.4), то можно прийти к следующему выводу: в общем различий по безработице в зависимости от уровня образования нет, за исключением того, что уровень безработицы женщин, имеющих среднее профессиональное образование выше аналогичного показателя у мужчин. Это можно проследить по следующему графику:

 

Рисунок 4 – численность безработных, имеющих среднее профессиональное образование


Для повышения эффективности функционирования рынка труда в области, социальная защита от безработицы и содействие в трудоустройстве граждан необходимо:

  1.  выполнение полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных для осуществления органам государственной власти;
  2.  содействие занятости и созданию новых рабочих мест в депрессивных территориях области;
  3.  сокращение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы посредством подготовки кадров рабочих и специалистов для отраслей экономики;
  4.  повышение эффективности использования иностранной рабочей силы.

Решение поставленных задач планируется выполнить в результате проведения следующих мероприятий:

  1.  информирование населения и работодателей о положении на рынке труда;
  2.  организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  3.  развитие социального партнёрства на рынке труда;
  4.  профессиональная ориентация, психологическая поддержка и социальная адаптация;
  5.  развитие качества рабочей силы и системы профессионального обучения граждан;
  6.  содействие трудоустройству населения;
  7.  трудовая миграция и привлечение иностранной рабочей силы;
  8.  социальная поддержка безработных граждан;
  9.  подбор, подготовка и переподготовка кадров для организаций на создаваемые новые рабочие места и для малого предпринимательства;
  10.  развитие самозанятости и предпринимательской инициативы безработных граждан;
  11.  проведение мониторинга потребности в иностранной рабочей силы и формирование квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Омской области;
  12.  привлечение иностранной рабочей силы для трудоустройства на квалифицированные рабочие вакансии, в том числе на вновь создаваемые рабочие места;
  13.  приоритетное направление безработных граждан на профессиональное обучение по заявкам организаций машиностроительного и агропромышленного комплексов, стройиндустрии и ЖКХ;
  14.  развитие системы дистанционного обучения в соответствии с потребностями местного рынка труда в квалифицированной рабочей силе в депрессивных территориях;
  15.  развитие сети и координация деятельности центров содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования

Анализ результативности бюджетных расходов проводится по предварительной оценке достижений в текущем году индикативных показателей и эффективности использования бюджетных средств в соответствии с методикой расчёта эффективности использования бюджетных средств и утверждённого перспективного плана (Таблица 2.6).

Таблица 2.6 - Показатели использования бюджетных средств

Направления деятельности

2012 год, тыс. руб.

Достижение индикативных показателей в 2012году, тыс.человек

Предусмотр. в росписи расх-в бюджета

Оценка факт. исполнения

план

факт

Изм-ние

1. Мероприятия по содействию занятости населения, всего

232523,3

232523,3

1322,7

1322,7

0,0

в том числе:

организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образ.учреждений

34818,3

34818,3

18,9

18,9

0,0

организация общественных работ

24119,8

24119,8

14,7

14,7

0,0

социальная адаптация безработных граждан на рынке труда

1580,0

1580,0

9,2

9,2

0,0

содействие самозанятости безработных граждан

5794,1

5794,1

4,2

4,2

0,0

профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан

159722,7

159722,7

15,5

15,5

0,0

информирование о положении на рынке труда

2548,9

2548,9

1189,0

1189,0

0,0

организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест

1646,7

1646,7

-

-

-

организация профессиональной ориентация граждан

2292,8

2292,8

84,6

84,6

0,0

2. Социальная поддержка безработных граждан, всего

2506130,2

2506130,2

-

-

-

в том числе:

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными

2505970,2

2505970,2

188,9

188,9

0,0

содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности

160,0

160,0

0,182

0,182

0,0

3. Трудоустройство граждан при содействии службы занятости на постоянной и временной основе, из них безработных

102,7

58,2

102,7

58,2

0,0

0,0

4. Численность безработных граждан, состоящих на учете, на конец периода

53,0

53,0

0,0

5. Уровень регистрируемой безработицы на конец периода, %

3,1

3,1

0,0

6. Напряженность на рынке труда, чел./вак.

5,0

5,0

0,0

Расчёт эффективности использования бюджетных средств проводится по двум направлениям:

- оценка достижения плановых индикативных показателей (ДИП);

- оценка полноты использования бюджетных средств (ПИБС).

1. Мероприятия по содействию занятости населения:

Достижение индикативных показателей по данному направлению расходования средств:

ДИП 1 = (18,9/18,9+14,7/14,7+15,5/15,5+4,2/4,2+84,6/84,6+1189,2/1189,0) / 6 = = 1,000

Полнота использования ресурса:

ПИБС 1 = 232523,3 / 232523,3 = 1,000

Оценка использования бюджетных средств:

О 1 = 1,000 / 1,000 = 1,000

Значение показателя выражает высокую эффективность использования ресурсов (достижение целевого значения).

2. Социальная поддержка безработных граждан:

Достижение индикативных показателей по данному направлению расходования средств:

ДИП 2 = (188,9/188,9 + 0,182/0,182) / 2 = 1,000

Полнота использования ресурса:

ПИБС 2 = 2506130,2 / 2506130,2 = 1,000

О 2 = 1,000 / 1,000 = 1,000

Значение показателя выражает высокую эффективность использования ресурсов (достижение целевого значения).

Сводная оценка эффективности использования бюджетных средств по Главному управлению по труду и занятости населения Омской области составляет:

СО = О 1* Д 1 + О 2* Д 2

СО = 1,000*0,085 + 1,000*0,915 = 1,000

Сводная оценка эффективности использования бюджетных средств указывает на высокую эффективность использования средств бюджета (достижение целевого значения).

Оценка эффективности использования бюджетных средств в разрезе способов оказания бюджетных услуг проводится по двум направлениям:

  1.  оценка достижения плановых показателей результата оказания бюджетной услуги по способам оказания (ДПi);
  2.  оценка полноты использования бюджетных ресурсов (ПИБСi).

Результаты эффективности использования бюджетных средств на оказание содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную, свободную занятость и поддержание социальной защищённости граждан приведены в приложении 1.

В расчёте использованы показатели, по которым выделяется финансирование.

Оценка эффективности использования бюджетных средств по способам оказания бюджетной услуги указывает на высокую эффективность использования бюджетных средств (достигнуто целевое значение).

Таким образом, эффективность поставленных задач очевидна.


Заключение

Рынок труда представляет собой сложную структуру. Можно с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Этот рынок, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим причинам представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношения к цене рабочей силы - заработной плате.

Рынок труда имеет множество недостатков, в частности, ненадлежащим образом осуществляется реализация различных программ снижения безработицы и повышения занятости.

Исходя из состояния рынка труда, состава его субъектов и актуальности проблем снижения безработицы, можно сделать выводы:

1. В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок. Несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень;

2. Высокая доля работников, совмещающих работу в нескольких местах;

3. Низкая доля вакансий с оплатой труда больше прожиточного минимума;

4. Несбалансированность рынка труда: предложение рабочей силы в несколько раз превышает спрос.

Это лишь несколько особо очевидных проблем, но тем не менее при их решении возможно улучшение ситуации на рынке труда. Для решения вышеобозначенных проблем необходимо:

1. Стимулировать у граждан предпосылки к самозанятости, путем проведения семинаров, лекций, курсов по обучающим программам, профориентационную работу;

2. Обеспечить доступность образования, а точнее курсов повышения квалификации и переквалификации кадров;

3. Способствовать созданию партнерских отношений между работодателями и государственными и коммерческими службами занятости, которые должны обеспечить согласованность действий и приоритетов трудоустройства, сегментацию локального рынка труда в соответствии с существующей структурой вакансий;

4. Организация доступности информации по свободным вакансиям, а также не занятым кадрам.

Расчёт эффективности использования бюджетных средств для реализации рекомендаций позволил определить, что данные предложения являются эффективными и способствуют сокращению безработицы в России

Изучая вопросы занятости и безработицы в России можно сделать вывод, что проблема трудоустройства остается актуальной и социально значимой на ближайшее время.


Список использованных источников литературы

  1.  Закон РФ « О занятости населения в Российской Федерации» от 19. 04.1991 г; №1032-1 (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);
  2.  Положение о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан (приказ Минздравсоцразвития РФ от 29 июля 2005 г. N 485);
  3.  Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности (постановление правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 224)
  4.  Постановление Правительства Москвы № 778-пп от 11.09.2011 «Об утверждении программы «Молодежь Москвы на 2007-2011 гг»
  5.  Котляр А. О понятии рынка труда// Вопросы экономики. 2010. №1.
  6.  Луговский В.А. Спрос и предложение рабочей силы в условиях подъема экономики, 2009
  7.  Павленков В.А. Рынок труда. М., 2010
  8.  Томилов В.В., Семеркова Л.Н. Маркетинг рабочей силы, Р-н-Д, Феникс. 2010
  9.  Российский статистический ежегодник- Госкомстат РФ.- М., 2013
  10.   Руденко Г.Г Рынок труда: Учебник. Н.Новгород, ИВЦ, 2009
  11.   Рынок труда: Учебник./ Под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство <Экзамен>, 2009
  12.   Соболева И. Скрытые формы безработицы в России. М.: ИЭ РАН, 2009.
  13.   Экономика переходного периода: учеб. Пособие / Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина.- М, 2009
  14.   Эренберг Р. Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Издательство МГУ. 2010
  15.   Шабельникова С.И. Организация профессиональной ориентации молодежи в учреждениях по работе с молодежью муниципальных образований Московской области/ Материалы всероссийской научно-практической конференции Проблемы трудоустройства молодежи : пути и методы решения, 2011 г
  16.   Ясонова Т.П. профессиональное обучение безработных граждан России. Материалы всероссийской научно-практической конференции Проблемы трудоустройства молодежи : пути и методы решения, 2011 г
  17.   Войткова Л.И. (Вологда) Роль и значение профессионального обучения в решении проблем на рынке труда/ Работа и зарплата. № 5. 2009
  18.   Винокуров Г. А. За цивилизационный рынок труда // ЭКО. 2009, №2
  19.   Гришин Н.А. Профилирование и оценка профессиональной компетентности как элементы системы профессиональной поддержки безработной молодежи.// Управление персоналом, № 5, 2012
  20.   Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики.2010, №1
  21.   Джарасова С. В., Халитова А. Ф. Совершенствование системы профессионального образования/ Кадровое дело, № 7. 2010
  22.   Микульский К. Формирование новой модели занятости.// Экономист, №3, 2009
  23.   Молодое лицо рынка труда//Деловая пресса, март 2010
  24.   Москаленко А. Трудоустройство молодежи. // Работа и зарплата, май 2010
  25.   Погодаева М.А. Совершенствование государственно - правововых механизмов трудоустройства несовершеннолетних граждан.// Эксперт, № 2, 2010
  26.   Пономаренко А.М. Рынок труда: что выберет молодежь?// менеджмент и маркетинг, № 4. 2011
  27.   Сушкина А. Профессиональная подготовка и трудоустройство молодежи/ Кадровик. Кадровый менеджмент № 4, 2011
  28.   Сергеев М. Как трудиться молодежи дальше// Кадровая работа, № 1, 2010
  29.   Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // «Вопросы экономики», №2, 2009


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

852. Воля як складова стресостійкості працівників МНС 153.5 KB
  Теоретичний аналіз проблеми вольової активності в сучасній психології. Особливості вольових якостей працівників МНС з різним рівнем стресостійкості. Основні умови формування та загартування волі. Особливості стресостійкості працівників МНС.
853. Мотивы фольклора и литературной фантастики в творчестве Йордана Радичкова на примере пьесы 161 KB
  Жизненный путь, взгляды и наблюдения Йордана Радичкова. Особенности драматических произведений Й. Радичкова и история создания пьесы Попытка полета. Исследование пьесы с точки зрения театра.
854. Анализ инженерного оборудования территории сельского поселения Невское 164 KB
  Характеристика сельского поселения Невское, анализ существующей дорожной сети, расчет рациональности улучшения автомобильных дорог в данном объекте, проектирование линии электропередачи, трубопроводов, расчет охранных зон для них, рекультивация нарушенных земель, проектирование защитного лесоразведения.
855. Отечественная история 156 KB
  Предмет и задачи курса отечественной истории. Основные этапы развития российского государства. Восточные славяне в догосударственный период. Образование и политическое развитие Киевской Руси в IX-XII вв. Дворянская империя в 60-90х гг. XVIII в. Россия в период разложения крепостничества в первой половине XIX в. Реформы Александра II.
856. Себестоимость промышленной продукции 186.5 KB
  Экономическое значение и сущность себестоимости. Классификация затрат, образующих себестоимость. Затраты на топливо и энергию всех видов, приобретаемых со стороны, расходуемых как на технологические цели, так и на обслуживающие производства.
857. Оптимизация, трансформации сельскохозяйственных угодий в СПК Восток 173.5 KB
  Математическое моделирование в сельском хозяйстве и землеустройстве. Переменные величины, ограничения, целевая функция, структурная запись модели. Разработка экономико-математической модели.
858. Внешняя политика США в 1953-1975 годах 198 KB
  Основные черты внешнеполитической стратегии США 1953–1975 годах. Крупнейшие внешнеполитические инциденты 1953–1975 годах. Внешняя политика США в 1953-1975 годах.
859. Основы организации бизнеса 162.5 KB
  Развитие в России всех видов собственности и видов деятельности, современных предприятий и представительств зарубежных стран. Формы собственности и организация управления. Адаптация к рынку. Тенденции организационных изменений при переходе к рынку. Программы государственной поддержки малого бизнеса.
860. Интеграция организаций и ее сфера. Понятие венчурных фондов и организаций 176.5 KB
  Разновидности трестов. Финансово-промышленные группы. Их классификация. Формы финансово-промышленных групп. Преимущества их пред другими субъектами рынка. Направления деятельности ФПГ. Понятие венчурных фондов и организаций. Транснациональные кампании. Их типы и основные характеристики. Международные совместные предприятия.