88450

ВСТУПЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВТО

Курсовая

Международные отношения

Цель данной курсовой работы является изучение роли ВТО в международной торговле и проблем вступления в нее Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: рассмотреть историю создания Всемирной торговой организации, изучить правовые основы, соглашения и принципы ВТО...

Русский

2015-04-30

191.5 KB

5 чел.

PAGE  35

Содержание

[1]
ВВЕДЕНИЕ

[2]
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ВТО

[2.1] 1.1 История создания Всемирной торговой организации и ее правовые основы

[2.2] 1.2. Принципы деятельности ВТО и исключения из них

[3]
2. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

[3.1] 2.1 Всемирная торговая организация и мировая экономика

[3.2] 2.2 Преимущества торговой системы ВТО

[3.2.0.1] Рассмотрим выгоды ВТО для потребителей.

[4]
3. ВСТУПЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВТО

[5]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[6]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Всемирная торговая организация была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле, заключенного сразу после Второй мировой войны.

Со времени своего создания деятельность ВТО служила форумом для успешных переговоров об открытии рынков в области телекоммуникаций, информационно-технологического оборудования и финансовых услуг. Она участвовала в урегулировании более 200 торговых споров и продолжает наблюдать за выполнением соглашений, достигнутых во время Уругвайского раунда всемирных торговых переговоров 1986 - 1994 гг. В 2001 году в Дохе (Катар) ВТО начала новый раунд многосторонних торговых переговоров, известных как Повестка дня в области развития, принятая в Дохе.

Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

Преимущества системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.

Цель данной курсовой работы является изучение роли ВТО в международной торговле и проблем вступления в нее Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1.  рассмотреть историю создания Всемирной торговой организации,
  2.  изучить правовые основы, соглашения и принципы ВТО,
  3.  проанализировать роль ВТО в мировой экономике,
  4.  осветить проблемы вступления РБ в ВТО.

Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой освещена история создания и принципы действия ВТО. Во второй главе освещена роль ВТО во всемирной экономике. И в третьей главе рассмотрены проблемы вступления во Всемирную торговую организацию Республики Беларусь.

При написании работы использовалась научная литература по макроэкономике и экономической теории, были использованы статьи и монографии.


1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ВТО

1.1 История создания Всемирной торговой организации и ее правовые основы

Попытки создать Всемирную торговую организацию были предприняты сразу после окончания Второй мировой войны. Люди, которые этим занимались, ясно представляли, что такой важный участок международного экономического общения, как международная торговля, не может существовать без общепринятых правил движения на мировом рынке. В 1947-1948 гг. был создан проект, устав полной международной торговой организации. В разработке этого проекта участвовали и наблюдатели от Советского Союза. Он был частью послевоенной организации мира. Политическая организация мира – это Организация Объединенных Наций, а экономическая должна была состоять из трех главных элементов, два из которых уже существовали – Международный валютный банк и Всемирный банк. Третий элемент создан не был. Этого не произошло по вине Соединенных Штатов Америки.

Второй раз создать международную торговую организацию пытались в 1955 г. Сделать это не удалось опять из-за американцев.

В 1964 г. инициативу проявил Советский Союз. Тогда из-за сопротивления западных стран нам реализовать эту попытку полностью не удалось. Была создана лишь квазимеждународная торговая организация, которая называется Конференция ООН по торговле и развитию. Она действует и сегодня.

Только в 1987 г. начались многосторонние торговые переговоры, из которых выросла Международная торговая организация [1, c. 113].

В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров стран-участниц ГАТТ 1986-1994 гг. был подписан ряд Соглашений, которые стали юридической базой для создания Всемирной торговой организации – ВТО. Правительства согласовали условия доступа к рынкам с тем, чтобы позволить бизнесу превратить торговые уступки в новые торговые возможности.

Цель создания Всемирной Торговой Организации – обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок. Введение таких мер возможно в связи с наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Тем не менее, деловые сообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены о преимуществах торговой системы ВТО. Основная причина этого – огромная сложность системы, что до сих пор мешает деловым людям получить от нее выгоду и осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что эта правовая система не только коммерчески выгодна производителям и торговым предприятиям, но и предоставляет им большие права [8, c. 120].

Основной целью ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции.

Правовой основой ВТО являются: Генеральное соглашение по тарифам и торговле-1994, включающее ряд новых соглашений, договоренностей и решений, а также Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности - ТРИПС. Рассмотрим подробнее каждый из аспектов.

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 года.

В результате реализации всего комплекса соглашений и договоренностей «Уругвайского раунда» произошла существенная перестройка ГАТТ, в результате которой появился новый ГАТТ, получивший название «ГАТТ-1994». Он состоит из прежнего соглашения и всех новых договоренностей.

2. Генеральное соглашение по торговле услугами – ГАТС.

Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС является вторым главным приложением к Соглашению об образовании ВТО. Оно содержит важнейшие принципы, которые составляют основу регулирования международной торговли услугами. Это Соглашение впервые создало механизм международной торговли услугами. До этого не было международных торговых правил, регулирующих сферу услуг: банковское дело, страхование, транспорт, телекоммуникации, туризм, строительство, телевидение. Каждая страна защищала свои интересы, руководствуясь собственными правилами и нормами. В ходе «Уругвайского раунда» было достигнуто соглашение о честной, без дискриминации, торговле в сфере услуг. В него включены специальные положения, касающиеся финансовых услуг, воздушного транспорта, телекоммуникаций.

ГАТС состоит из трех основных блоков. В первом блоке излагаются взаимные обязательства стран-членов в сфере торговли услугами. Второй и третий блоки Соглашения включают соответственно списки начальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг и приложения о специальном статусе отдельных секторов услуг (в частности, финансовых услуг и телекоммуникаций) [8, c. 129].

Генеральное соглашение по торговле услугами содержит 35 статей, объединенных в 6 разделов и 4 приложения.

I. Круг ведения и термины;

II. Общие обязательства и дисциплина

III. Специальные обязательства;

IV. Прогрессивная либерализация обмена услугами;

V. Процедурные положения;

VI. Заключительные положения.

Круг ведения ГАТС (раздел I) включает все виды услуг, за исключением тех, поставка которых вызвана выполнением правительством функции управления.

В ГАТС дается толкование таких терминов, как «меры», «торговля услугами», «поставка услуг» (Статья I). Термин «меры» предполагает действия центральных, региональных и местных властей, а также неправительственных учреждений, через которые осуществляется юрисдикция правительств. При этом каждая договаривающаяся сторона берет на себя полную ответственность за соблюдение соответствующих положений ГАТС и обязуется предпринять разумные шаги, чтобы обеспечить соблюдение этих положений региональными и местными органами власти. Это имеет важное значение для принятия национальных законов.

3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности – ТРИПС.

Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность определяет рамки применения основных принципов в области охраны прав интеллектуальной собственности. К таким принципам относятся взаимное предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования, недискриминация. Сфера действия Соглашения распространяется на регулируемые соответствующими международными конвенциями авторские права, торговые знаки и знаки обслуживания, патенты, географические названия, промышленный дизайн, раскладку интегральных схем, ноу-хау, коммерческие тайны [9, c. 136].

К основным положениям Соглашения относятся:

  •  защита патентов в течение 20 лет независимо от того, где они были введены и является ли продукция, выпускаемая на основе этих патентов, импортируемой или производится внутри страны;
  •  авторское право в каждом отдельном случае защищается по крайней мере в течение 50 лет;
  •  авторы компьютерных программ и кинофильмов, а также исполнители и продюсеры звукозаписей и радиовещательных программ наделяются исключительными правами;
  •  торговые марки и географические идентификации, особенно важные для европейских производителей вин, получают более надежную защиту; разработки в области полупроводниковых приборов имеют защиту в течение 10 лет; впервые коммерческая тайна защищается от неправомочного раскрытия.

Соглашение обязывает его членов принять национальные законы, которые позволяли бы эффективно защищать права интеллектуальной собственности как иностранцев, так и собственных граждан. Кроме того, страны-члены должны предусмотреть в национальных законодательствах уголовное наказание или крупные штрафы за намеренное подделывание товарных знаков и другие аналогичные нарушения.

Определяются конкретные меры, которые могут быть предприняты таможенными органами на границе с целью предотвращения ввоза пиратских товаров вплоть до их уничтожения. В Соглашении затрагиваются также вопросы допустимости ведения антиконкурентной практики, определяется порядок разрешения споров. В частности, предусматривается разрешение споров по ТРИПС в рамках интегрированного механизма рассмотрения споров в ГАТТ, предусмотренного по результатам «Уругвайского раунда».

Устанавливаются общие рамки переходного периода для приведения своих национальных законодательств в соответствии с правилами: 1 год – для промышленно развитых стран; 5 лет - для развивающихся стран; 11 лет – для наименее развитых стран. [1, стр. 148]

1.2. Принципы деятельности ВТО и исключения из них

Работа стран по нормам, выработанным ВТО, предполагает прежде всего соблюдение принципов деятельности этой международной организации. В то же время в документах ВТО содержится перечень исключений из принципов, что позволяет государствам защищать национальные рынки от иностранных товаров и содействовать «своим» производителям.

Принципы деятельности ВТО сформулированы в Преамбуле Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации, в Генеральном соглашении по тарифам и торговле, других соглашениях ВТО. К ним относятся [11, c. 215]:

  •  недискриминация на основе предоставления Договаривающимися Сторонами во взаимной торговле товарам иностранного происхождения режима наибольшего благоприятствования (ст. I ГАТТ, ст. II ГАТС, ст. 4 ТРИПС) и национального режима (ст. III ГАТТ, ст. XVII ГАТС, ст. 3 ТРИПС);
  •  гарантированный и предсказуемый доступ на рынки на основе защиты национального рынка с помощью таможенных тарифов и запрета применения количественных ограничений, лицензий и других нетарифных барьеров (ст. II и ст. XI ГАТТ)
  •  прозрачность (транспарентность) (ст. Х ГАТТ, ст. III ГАТС);
  •  специальный и дифференцированный режим для развивающихся стран (ст. XVIII ГАТТ);
  •  прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе многосторонних торговых переговоров (ст. XXVIII, XXVIII-bis ГАТТ);
  •  проведение консультаций для урегулирования проблем, связанных с международной торговлей (ст. XXII ГАТТ).

Принцип недискриминации предполагает предоставление странами ВТО режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и национального режима (НР). Оба этих режима заложены в основных правилах ВТО в отношении товаров, услуг и интеллектуальной собственности.

Режим наибольшего благоприятствования означает, что ни одна страна ВТО при импорте или экспорте аналогичного (схожего) товара не должна предоставлять особые торговые преимущества другой стране ВТО или применять в отношении ее дискриминационный подход.

Режим наибольшего благоприятствования должен предоставляться в отношении таможенных пошлин и сборов на импорт и экспорт, на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом [11, c. 223].

Этот принцип направлен против дискриминации товаров в международной торговле на основе страны их происхождения или назначения.

Исключение из режима наибольшего благоприятствования допускается лишь в некоторых случаях, среди которых:

  •  общие исключения (ст. XX ГАТТ), включающие меры, необходимые для защиты общественной морали; для охраны жизни и здоровья человека, животных и растений; относящиеся к импорту или экспорту золота или серебра; принимаемые для охраны национальных сокровищ художественной, исторической или археологической ценности и др.;
  •  если страна является членом таможенного союза, зоны свободной торговли и в отношении приграничной торговли (ст. XXIV.5 ГАТТ);
  •  если развивающиеся страны на постоянной основе используют четыре категории торговых льгот, такие как тарифные преференции по Всеобщей системе преференций; тарифные преференции, действующие между развивающимися странами; более льготные дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений «Токио-раунда»; специальный режим в отношении наименее развитых стран;
  •  по соображениям безопасности (ст. XXI ГАТТ);
  •  в отношении исторически сложившихся преференций (ст. I.2-4 ГАТТ);
  •  в исключительных обстоятельствах по решению Конференции министров (Марракешское соглашение, ст. IX.3, «вейвер»).

Оценка основных преимуществ, которые дает РНБ, в целом не поддается формальному анализу [9, с.261]. Тем не менее эксперты выделяют следующие аргументы в пользу данного режима:

  •  РНБ позволяет перевести на многостороннюю основу взаимное сокращение тарифов, о которых государства могли договариваться в двустороннем порядке;
  •  РНБ позволяет свести к минимуму искажение «рыночных» принципов: если проводимая государством политика ставит иностранных поставщиков в равные условия, у импортеров и потребителей есть возможность выбрать иностранного поставщика, предлагающего наиболее низкую (или оптимальную по сочетанию различных характеристик) цену;
  •  РНБ защищает более слабые государства от дискриминации со стороны экономически более развитых государств, не допускает практики «разорения соседа»;
  •  РНБ обеспечивает выполнение правил, установленных многосторонними соглашениями и повышает издержки, если государство – член ВТО отступает от своих обязательств (так, если какая-либо страна поднимает тариф, она обязана применить этот измененный тариф ко всем членам ВТО, что увеличивает политический проигрыш от данной меры);
  •  РНБ позволяет снизить издержки, связанные с нормотворчеством, так как выработка множества двусторонних соглашений в процессе переговоров может обернуться очень большими затратами;
  •  в отсутствие РНБ у государств может появиться стимул к объединению в замкнутые дискриминационные международные группы [9, с. 262].

Национальный режим означает, что на внутреннем рынке на иностранные товары должен распространяться режим не менее благоприятный, чем предоставляемый аналогичным (схожим) товарам национального происхождения касательно всех налогов, внутренних сборов и регулирования (законов, правил и требований, относящихся к их внутренней продаже, покупке, перевозке, распределению и использованию).

Налогообложение импортных товаров не должно представлять собой защиту отечественных товаров, непосредственно конкурирующих либо заменяющих импортные товары.

Даже если товары не являются аналогичными, будет считаться нарушением, если товары:

  •  прямо конкурирующие или взаимозаменяемые (субституты);
  •  не облагаются сходным образом;
  •  различное налогообложение применяется для защиты отечественного производства.

При разрешении торговых споров для определения, являются ли товары аналогичными, прямо конкурирующими либо взаимозаменяемыми (субститутами), критерии устанавливаются в каждом конкретном случае и, как правило, используются такие, как физические свойства товара, конечная цель использования товара (потребления), тарифная классификация, предпочтения потребителей («место на рынке»).

Исключения из национального режима допускаются лишь в некоторых случаях, среди которых:

  •  общие исключения, включающие меры, необходимые для защиты общественной морали; охраны жизни и здоровья человека, животных и растений; относящиеся к импорту или экспорту золота или серебра; принимаемые для охраны национальных сокровищ художественной, исторической или археологической ценности и др.;
  •  по соображениям безопасности;
  •  в исключительных обстоятельствах по решению Министерской конференции (Марракешское соглашение, ст. IX.3, «вейвер»);
  •  в случае государственных закупок, касающиеся демонстрации кинофильмов (ст. III.10 ГАТТ).

Принцип гарантированного и предсказуемого доступа на рынки предполагает:

  •  защиту национального рынка с помощью таможенных тарифов;
  •  запрещение применения квот, лицензий и других нетарифных барьеров.

Ни одна Договаривающаяся Сторона не должна устанавливать или сохранять в отношении импорта или экспорта никаких запретов или ограничений, «...будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов» (ст. XI ГАТТ).

Предсказуемость торговой политики достигается прежде всего за счет связывания тарифов – принимаемое страной обязательство не увеличивать ставку импортного тарифа сверх установленного предела. Одним из достижений Уругвайского раунда является договоренность государств об увеличении количества связанных тарифов с 78 до 99% в развивающихся странах, с 21 до 73% – в развитых и с 73 до 98% – в странах с переходной экономикой. В области торговли сельскохозяйственной продукцией все 100% тарифов связанные.

Исключения из принципа исключительной тарифной защиты:

  •  защита национального рынка с использованием внутренних налогов, налагаемых на аналогичные отечественные товары, антидемпинговых и компенсационных пошлин, сборов, соразмерных стоимости предоставленных услуг (ст. II.2 ГАТТ);
  •  изменение перечня ответных и взаимных уступок (ст. XXVIII.2 ГАТТ);
  •  в исключительных обстоятельствах по решению Министерской конференции (Марракешское соглашение, ст. IX.3, «вейвер»);

Принцип предсказуемости торговой политики также предполагает отказ от использования для ограничения внешней торговли таких нетарифных мер, как квоты, импортные и экспортные лицензии.

Принцип транспарентности предполагает, что члены ВТО обязаны публиковать нормативные акты, регулирующие сферу внешней торговли; создавать и поддерживать институты для анализа решений, затрагивающих внешнюю торговлю; отвечать на запросы других стран-членов о предоставлении информации; уведомлять ВТО об изменениях во внешнеторговой политике. Публикация торговых правил дает возможность правительствам и коммерсантам ознакомиться с ними. Быстрой публикации подлежат законы, правила, судебные решения и административные распоряжения общего характера, применяемые любой Договаривающейся Стороной и касающиеся классификации или оценки товаров для таможенных целей, либо ставок пошлин, налогов или других сборов, либо требований, ограничений или запрещений импорта или экспорта, или перевода платежей за них, либо влияющие на их продажу, распределение, транспортировку, страхование, хранение на складах, осмотр, выставление на обозрение, обработку, смешивание или другое использование [3, c. 146].

Исключение: раскрытие конфиденциальной информации, которое противоречило бы общественным интересам или нанесло бы ущерб законным коммерческим интересам отдельных государственных либо частных предприятий.

Принцип специального и дифференцированного режима для развивающихся стран предполагает, что развивающиеся страны берут на себя в основном те же обязательства, что и экономически развитые, но многие соглашения ВТО предусматривают более мягкие обязательства в отношении данных стран и более продолжительный переходный период их реализации. Так, допускается применять гибкую тарифную структуру, количественные ограничения, субсидирование экспорта и др. Специальный и дифференцированный режим предусматривает не носящие обязательного характера «максимальные усилия» со стороны экономически развитых стран, которые должны ускорить реализацию обязательств по доступу на рынки товаров, экспортируемых из наименее развитых стран.

В результате следования принципу прогрессивного снижения таможенных тарифов в ходе многосторонних торговых переговоров средний уровень импортного тарифа в результате раундов многосторонних торговых переговоров ВТО в развитых странах снизился на промышленные изделия с 6,3 до 3,8%. Значительно увеличилась доля импортных товаров, в отношении которых применяется беспошлинный режим. Так, в ЕС 21% от общего числа ставок таможенных пошлин являются нулевыми. Существенно вырос уровень связанных тарифов. Обязательства по обеспечению доступа к рынкам через снижение тарифов, которые в ходе Уругвайского раунда взяли на себя свыше 120 государств, зафиксированы в национальных тарифных списках.


2. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1 Всемирная торговая организация и мировая экономика

Начало ХХI столетия несет в себе как новые тенденции, направления и формы развития современной мировой экономики, связанные, прежде всего, с ее растущей глобализацией, так и новые проблемы и противоречия. Процесс глобализации мировой экономики предъявляет качественно новые требования к системе международных организаций, прежде всего к тем из них, которые фактически являются организациями общемирового, глобального масштаба. Существенную, во многом определяющую роль в процессе глобализации мировой экономики играет ВТО.

С учетом принятия в ноябре 2001 г. на конференции ВТО в Дохе в состав этой организации КНР и Тайваня доля стран – участниц ВТО в мировой торговле товарами увеличивается почти до 95%.

Можно сказать, что на протяжении этих пяти десятилетий в значительной мере была преодолена тенденция к усилению протекционизма, господствовавшая в период между двумя мировыми войнами, а частично и после второй мировой войны. Результатом явился динамичный рост международной торговли – с 1948 по 2000 г. мировой экспорт товаров увеличился с 346 млрд. долл. до 6 346 млрд. долл., то есть более чем в 18 раз. Его среднегодовой темп (около 7%) более чем в 1,5 раза опережал темп роста мирового производства (около 4%) [16, c. 47].

Однако к началу ХХI столетия ВТО не удалось разрешить всех противоречий и проблем международной торговли. Напротив, появились новые проблемы, связанные, в частности, с глобализацией мировой экономики, которая помимо позитивных несет в себе и негативные черты. Свидетельством подобных негативных аспектов явился финансовый кризис 1997-1998 гг., потрясший ранее, казалось бы, наиболее благополучный регион развивающихся государств – новые индустриальные страны Восточной и Юго-Восточной Азии, а затем перекинувшийся на другие регионы мира.

Не случаен в связи с этим и тот факт, что именно ВТО оказывается одним из основных объектов критики со стороны антиглобалистов.

Отмечая неоднозначность оценок деятельности ВТО, следует подчеркнуть, что в настоящее время существует целое направление, объединяющее теоретиков и политиков-практиков, выступающих против либерализации международной торговли и того доминирующего положения, которое в этом процессе занимает не только ВТО, но и другие международные экономические организации. По их мнению, либерализация международной торговли ухудшает экономическое положение беднейших слоев населения в развивающихся странах, ведет к дальнейшему перераспределению «глобального мирового дохода» в пользу стран «золотого миллиарда», открывает доступ к достижениям НТП лишь крупнейшим ТНК и ведущим странам мира.

Несмотря на определенную маргинальность подобной позиции, она вместе с тем не лишена оснований и опирается на вполне реальные процессы, протекающие в рамках глобализирующейся мировой экономики. Действительно, в своей реальности современная мировая экономика не оставляет иллюзий по поводу свободной конкуренции, равных экономических условий для всех субъектов мирового хозяйства. Одним из наиболее крупномасштабных противоречий современного мира фактически становится противоречие между группой ведущих индустриально развитых стран, которые стремятся формировать «новый мировой порядок», и всеми остальными странами, которые «не вписываются» в ядро мировой экономики и составляют ее периферию [16, c. 48].

Пример Китая, вступившего в ВТО в конце 2001 г., свидетельствует об имеющихся в данной области проблемах. Китай был принят в ВТО с 200 существенными оговорками. В частности, КНР должна полностью открыть свой внутренний страховой рынок для иностранных инвесторов и отменить особые условия инвестирования в специальных (особых) экономических зонах, сыгравших свою значительную роль в экономическом развитии страны. В течение 15 лет Китай не будет считаться страной с рыночной экономикой, а значит, не сможет применять защитные антидемпинговые процедуры и обращаться в т.н. Roster (квазиарбитражный суд ВТО). Тем самым страна оказывается лишенной одного из ключевых прав вновь принятых членов ВТО (особенно развивающихся стран). ВТО также будет осуществлять мониторинг китайского законодательства в экономической области и практики регулирования экономики с точки зрения их соответствия задачам, поставленным перед КНР при его приеме. В связи со вступлением Китая в ВТО снижаются импортные пошлины на сельскохозяйственную продукцию, что в сочетании с ожидаемым замедлением темпов роста ВВП страны может привести к обострению проблемы занятости, прежде всего в сельской местности.

Для многих еще ВТО является неизвестной величиной. Это не удивительно, ведь в отличие от таких организаций, как Международный валютный фонд, деятельность ВТО не наглядна: ВТО не предоставляет многомиллиардных кредитов, не участвует в формировании текущей экономической политики государств. Но ее роль в мировой экономике велика, и с этим согласны как противники, так и сторонники ВТО. В нее сейчас входят почти 150 стран, на долю которых приходится 95% оборота мировой торговли. И именно через ВТО они устанавливают правила игры на мировом рынке.

Нынешний политический курс на вступление России в ВТО разделил активную часть отечественной бизнес-элиты на противников и сторонников этого шага. Первые утверждают, что Россия совершенно не готова к открытию своего рынка для экспансии западных конкурентов. Производительность труда в России - 12% от уровня США, 18% - от уровня Германии, 23% - от уровня Великобритании. Производительность же труда лежит в основе конкурентоспособности. То есть то, что, к примеру, в США производят за час, мы делаем за семь часов. Ясно, говорят противники вступления в ВТО, что открытие российского рынка приведет к массовому банкротству отечественных предприятий и толпы безработных просто сметут правительство, которое это допустило. Им возражают: экономика современной России может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Снижение российских тарифов, переход на международные правовые нормы, отмена многочисленных торговых ограничений и участие России в механизме разрешения споров приведут к улучшению имиджа страны на мировой арене, снижению уровня бюрократизации, росту иностранных инвестиций, повышению вследствие конкуренции качества российских товаров и в перспективе к росту экспорта наукоемких товаров и услуг. Но как бы ни шла эта дискуссия, политическое решение уже принято – Россия стремится в ВТО[17, c. 3].

Эта полемика, развернувшаяся сейчас в России, довольно четко представляет как положительную, так и отрицательную роль ВТО на мировой арене.

Тем не менее, вопрос о вступление в ВТО решается отдельно для каждого государства, которое, в случае положительного решения о приятии его во ВТО, становится еще одним звеном мировой торговли.

ВТО, как и все другие организации, имеет свои недостатки. Но главные возражения не могут быть адресованы самой ВТО. Задача ВТО состоит в том, чтобы установить основные правила международной торговли, она не предназначена для достижения других социальных целей. Поэтому проблема на самом деле заключается не в ВТО, а в отсутствии таких же влиятельных и эффективных организаций, всецело предназначенных для достижения этих самых социальных целей. На самом деле, самая главная проблема нынешнего мирового порядка заключается в том, что производство товаров личного потребления возобладало над социальным развитием, то есть перед обеспечением общественных благ.

2.2 Преимущества торговой системы ВТО

Преимущества системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.

Рассмотрим выгоды ВТО для потребителей.

Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя – это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. Благодаря существованию организации торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.

В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.

Импортные тарифы, государственные производственные субсидии (например, в сельском хозяйстве) и количественные ограничения импорта (к примеру, в торговле текстилем) в конечном итоге приводят не к желаемым результатам защиты отечественного рынка, а к повышению стоимости жизни. Так, потребители в Великобритании, по статистическим расчетам, платят на 500 миллионов фунтов в год больше за одежду из-за торговых ограничений на импорт текстиля; для канадцев эта сумма составляет примерно 780 миллионов канадских долларов. Аналогичная ситуация в секторе услуг: либерализация сектора телекоммуникаций в Европейском Союзе привела к снижению цен в среднем на 7-10 процентов.

Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают. Так, крупная реформа торговли текстилем и одеждой в рамках ВТО, которая завершилась в 2005 году, включала в себя устранение ограничений на объем импорта.

Более широкий выбор товаров и услуг – также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции [13, c. 16].

Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью.

Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

Далее следует рассмотреть экономические выгоды ВТО.

Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния.

Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.

Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны.

Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест. Подобная ситуация сложилась, к примеру, в США в 1980-е гг., когда были введены жесткие ограничения на импорт японских автомобилей. И наоборот, либерализация рынка ЕС создала как минимум 300 тысяч новых рабочих мест в странах Сообществ. В экспортных отраслях США заняты как минимум 12 миллионов рабочих; в металлургии России из около 1 миллиона занятых 600 тысяч также работают на экспорт.

Разумное использование защитных мер и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли.

Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Не дискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций [12, c. 54].

В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.

Помимо экономических выгод от более свободной внешней торговли, государство получает и определенные политические выгоды.

У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом.

Проводимая государством политика протекционизма для отдельных отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, ведь в конечном счете от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты, замедляется экономический рост и падает общее благосостояние.

Присоединение к системе ВТО помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды.

Система свободной торговли также создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что в конечном счете способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями-импортерами - т.н. «квотной ренты». Сейчас в ВТО ведется работа по сокращению и устранению многих еще существующих квот, особенно на текстильные изделия.

Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана.

Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО [13, c. 16].

Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи «предоставленными самим себе», могли бы привести к серьезному конфликту. До Второй мировой войны такой возможности не было. После войны торгующие страны в ходе переговоров согласовывали правила торговли, которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают в себя обязательства вынесения своих споров в ВТО и неприменения односторонних действий.

Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается прежде всего с точки зрения действующих норм и правил. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения.

Увеличивающееся число споров, выносимых в ВТО, свидетельствует не о нарастании напряженности в мире, а скорее об укреплении экономических связей и увеличивающемся доверии стран к данной системе разрешения разногласий.

Торговая система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.

Ярким примером влияния торговли на международную безопасность является торговая война 1930-х годов, когда страны соревновались в возведении протекционистских торговых барьеров. Это усугубило Великую депрессию и в конечном счете сыграло определенную роль в развязывании Второй мировой войны.

Повторения предвоенного напряжения в торговле после Второй мировой войны в Европе удалось избежать через развитие международного сотрудничества по торговле углем и черными металлами в рамках Европейского объединения угля и стали, которое послужило основой для создания в будущем Европейского Союза. В мировом масштабе было учреждено Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 году во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Система доказала свою жизнеспособность, ибо политический конфликт между странами со сложившимися стабильными торговыми отношениями менее вероятен. Кроме того, люди, которые более обеспечены и благополучны, проявляют меньше склонности к конфликтам.

Система ВТО, в которой соглашения заключаются путем консенсуса в результате переговоров и правила соглашений неукоснительно выполняются, также является важным инструментом укрепления доверия. Когда правительство уверено в том, что другие страны не поднимут свои торговые барьеры, у него не возникает искушения сделать то же самое. Государства также будут гораздо более расположены к сотрудничеству друг с другом, и это позволит избежать ситуаций, подобных торговой войне 1930-х годов.


3. ВСТУПЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВТО

Для всех стран очень важна их успешная интеграция в мировую систему хозяйствования. Этому способствует, прежде всего, закрепление основ рыночной экономики и повышение конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем и внешних рынках, независимо от членства стран в ВТО.

Однако, сам факт, что ВТО объединяет 153 страны различного уровня развития и около 30 государств находятся в процессе присоединения, говорит о том, что ВТО не препятствует реализации национальных интересов.

Для Республики Беларусь, если рассматривать с позиции государственных интересов и внешнеторгового бизнеса можно выделить следующие аргументы в пользу вступления во Всемирную торговую организацию.

Во-первых, современная мировая торговля приобрела глобальные масштабы и ВТО регулирует около 97% всей мировой торговли. Республика Беларусь является экспортоориентированной страной. По данным ЮНКТАД, среднемировой уровень экспортной квоты (отношение экспорта к ВВП) составляет около 30%, то в Беларуси он на уровне 60%.

Во-вторых, актуальной задачей для Республики Беларусь является диверсификация рынков торговли, как экспорта, так и импорта. При вступлении в ВТО она получает постоянные и неограниченные условия статуса режима наибольшего благоприятствования (РНБ) для своих товаров на рынках зарубежных стран. В настоящее время РНБ предоставляется белорусским товарам по желанию торговых партнеров, и никто не гарантирует его предоставления в будущем [19].

В-третьих, в сферу регулирования ВТО начинают входить вопросы работы стран в рамках региональных торговых соглашений. По данным за 2007 г. около 51% всей мировой торговли осуществляется в рамках различных региональных интеграционных объединений стран. Беларусь является членом ряда интеграционных объединений (СНГ, ЕвроЗЭС), активно работает над созданием Таможенного союза с Россией и Казахстаном. Так же следует отметить, что вступление стран в ВТО таможенным союзом соответствует нормам данной организации. Статья XII Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации предусматривает, что «любое государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в ведении своей внешнеторговой политики может присоединиться к настоящему Соглашению на условиях, согласованных между ними и ВТО».

В-четвертых, государства, граничащие с Беларусью (за исключением России) являются членами ВТО. Польша вошла в состав ВТО 1 июля 1995 года, Латвия - 10 февраля 1999 года, Литва – 31 мая 2001 года, Украина – 16 мая 2008 года.

В-пятых, при вступлении в ВТО страна-кандидат должна привести свое национальное законодательство в соответствие с правилами всего пакета соглашений данной организации, что делает его более стабильным, основанным на международных нормах.

В-шестых, вступив в ВТО, Республика Беларусь получит доступ к механизмам ВТО по урегулированию торговых споров. Но это дорогостоящая процедура.

19 декабря на заседании Высшего евразийского экономического совета в Москве Александр Лукашенко заявил, что Беларусь рассчитывает на вступление стран Таможенного союза во Всемирную торговую организацию с минимальным временным разрывом. После официального вступления в ВТО Россия окажет Беларуси всестороннюю поддержку по скорейшему вступлению во Всемирную торговую организацию. Обещание закреплено в Меморандуме о взаимопонимании по вопросам вступления в ВТО, подписанном Александром Лукашенко и Дмитрием Медведевым. Стороны договорились, что Россия будет способствовать снятию политических препятствий на пути организации переговорного процесса Беларуси в ВТО.

Кроме того, Россия предоставит консультационно-экспертное содействие при подготовке белорусской стороной документов в рамках переговорного процесса по вступлению в ВТО и при необходимости рассмотрит возможность выделения дополнительной технической помощи на эти цели [19].

Вступая в ВТО, государство и его национальный бизнес получают выгоды, прежде всего, от улучшения условий доступа экспорта на рынки зарубежных стран. При этом расширяются возможности для поступления иностранных товаров и услуг на рынок присоединяющейся к ВТО страны. Поэтому оценивая «за» и «против» вступления в ВТО, правомерен вопрос: «А готов ли национальный бизнес к вступлению государства в ВТО?».

Полный расчет экономических последствий присоединения объективно невозможен. Это подтверждается и опытом вступивших в ВТО стран. Можно посчитать как, например, повлияет таможенный тариф на импорт и экспорт определенного товара, но сложно однозначно ответить на главный вопрос: в какой степени вступление в ВТО вызовет структурную перестройку каждой отрасли, а именно в этом должен состоять главный эффект.

Распространенное мнение, что основной риск для национального бизнеса при вступлении государства в ВТО связан с более либеральными условиями доступа иностранных товаров на рынок страны-члена организации и, следовательно, ослаблением конкурентоспособности отечественных производителей. Это мнение подтвердилось и при проведении семинаров по вопросам ВТО в 2008-2009 гг. (семинары прошли во всех областных городах Республики для представителей бизнеса, местных органов управления, высших учебных заведений и всех заинтересованных лиц в рамках реализации проекта «Содействие Правительству Республики Беларусь при вступлении в ВТО через усиление экспертного и институционального потенциала», реализуемым МИД Беларуси и ПРООН в сотрудничестве с ЮНКТАД). Проводимое анкетирование более 300 респондентов выявило, что основная проблема, которая волнует субъектов хозяйствования, усиление конкуренции со стороны импортных товаров-аналогов, как на внутреннем, так и зарубежных рынках (более 95% всех ответов). Еще один вопрос, который интересует бизнес в части мер регулирования: «Будут ли отменены льготы для субъектов хозяйствования по налогообложению, кредитованию, др. и ликвидированы свободные экономические зоны?».

Однако, что касается либерализации внутреннего рынка, то она вряд ли произойдет резко и масштабно. Уровень либерализации рынка в значительной степени зависит от обязательств, согласованных государством с другими странами при вступлении в ВТО по уровню импортного таможенного тарифа, а он, как свидетельствует настоящий переговорный процесс, существенно не снизится. Его снижение предусматривает переходный период (обычно шесть лет), даже после завершения которого уровень тарифа останется достаточным для защиты национального производителя. Для многих товаров белорусского производства уже сегодня импортный таможенный тариф не является основной защитной мерой, учитывая низкие цены и более высокую конкурентоспособность определенных товаров китайского, турецкого, российского и др. стран производства. Кроме того, как свидетельствует международная практика, основными мерами защиты рынков от иностранных товаров стали нетарифные меры, особенно по стандартизации, различным процедурам (в, частности, прохождения таможни), выполнению экологических норм. И если они применяются на недискриминационной основе ко всем странам ВТО, то противостоять им достаточно сложно. Белорусские товары уже в настоящий период ощущают ограничительное воздействие нетарифных мер (в частности, норм сертификации) при экспортных поставках продукции и не только на рынок стран ЕС, но и СНГ.

Международный опыт показывает, что станы часто сами идут на значительную либерализацию при поставках импорта на свои рынки, как до вступления в ВТО, так и будучи членом этой организации. Проводят процесс либерализации весьма целенаправленно. Нулевые или низкие ставки таможенных пошлин вводятся, прежде всего, на технологическое оборудование, новые технологии и импортные комплектующие, используемые для производства экспортоориентированной продукции.

Что касается индивидуальных льгот, то они подлежат отмене. Производство и международная торговля Беларуси будет связана жесткими обязательствами о недискриминации. Именно дотационные предприятия при присоединении Беларуси к ВТО могут иметь наиболее острые экономические и социальные последствия. Но государство может создать более либеральные условия для производства как национального, так и с участием иностранного капитала на территории всей Беларуси.

За последние годы белорусская экономика значительно приблизилась к нормам ВТО, поэтому особых потерь и дивидендов от вступления в эту организацию ждать не стоит. Находясь вне ВТО Беларусь интегрировалась в мировую экономику, приводила законодательство в соответствии с нормами ВТО, снижала уровень импортных пошлин, ставки по многим из которых уже ниже установленных ВТО предельных уровней.

Вступив в ВТО Республика Беларусь может защищать национальных производителей разрешенными в международной практике мерами защиты внутреннего рынка:

- антидемпинговыми мерами;

- компенсационными пошлинами;

- защитными мерами;

- на основе применения исключений из принципов деятельности ВТО.

Вступление в ВТО вызывает сдержанный оптимизм и призывает излишне не опасаться негативных последствий. Тем более, что мировая практика ведения бизнеса свидетельствует, что валютно-финансовые риски оказывают не меньшее, а даже более значительное влияние на торговлю, чем положительные и отрицательные эффекты вступления стран в ВТО. Задача ведущих белорусских переговорщиков (а при вступлении Беларуси в ВТО таможенным союзом с Россией и Казахстаном и переговорщиков стран-союзниц) – добиться лучших условий присоединения Беларуси к ВТО. А основная задача бизнеса еще до вступления в ВТО - усилить конкурентоспособность своих товаров.

Беларусь ведет переговоры о вступлении более 10 лет. Необходимость этого шага очевидна и для тех, кто ведет переговоры с этой организацией от имени МИД, и для ученых, исследующих последствия, а также прогнозирующих изменения, которые либо произойдут автоматически, либо должны произойти с подачи госструктур, чтобы минимизировать отрицательные последствия.

Переговоры по присоединению к ВТО ведутся по 4-м направлениям:

1) приведение законодательства в соответствие с многосторонними соглашениями ВТО;

2) доступ на рынок товаров;

3) доступ на рынок услуг;

4) государственная поддержка сельского хозяйства.

Вступление в ВТО требует от страны-кандидата имплементации в национальное законодательство и, тем самым, выполнения ряда системных правил, обязательных для всех стран – членов организации.

Рассмотрение вопросов о соответствии национального законодательства системным правилам ВТО осуществляется в ходе многосторонних заседаний Рабочей группы ВТО по присоединению Республики Беларусь. По результатам заседания Рабочей группы страны-члены могут принять решение о переходе к очередному этапу переговоров исходя из достигнутых результатов по приведению национального законодательства присоединяющейся страны в соответствие с системными правилами ВТО. Этапы переговоров на данном направлении предусмотрены процедурой ВТО и представляют собой определенную последовательность принятия документов (Меморандум – Контрольный список – Сводный отчет – проект Доклада Рабочей группы).

В состав Рабочей группы по присоединению Беларуси к ВТО входит 39 стран-членов ВТО. К настоящему моменту состоялось 7 формальных заседаний Рабочей группы (соответственно 5 июня 1997 г., 28 апреля 1998 г., 5 марта 2001 г., 24 января 2003 г., 30 января 2004 г., 30 сентября 2004 г., 24 мая 2005 г. с неформальным продолжением 24 октября 2005 г.). В результате белорусской стороне удалось пройти следующие этапы переговорного процесса. В 1996 г. распространен Меморандум о внешнеторговом режиме. По итогам 4-го заседания Рабочей группы принято решение о подготовке Контрольного списка. На 5-м заседании Рабочей группы страны-члены одобрили начало подготовки Сводного отчета. Основным итогом 6-го заседания Рабочей группы ВТО стало решение о подготовке второй редакции Сводного отчета. Рассмотрение данного документа начато на 7-м заседании Рабочей группы ВТО и было продолжено на неформальном заседании. Однако по итогам двух последних заседаний из-за позиции некоторых членов не удалось добиться решения Рабочей группы о переходе к следующему этапу переговоров – подготовке проекта Доклада Рабочей группы – итогового документа, содержащего пакет обязательств Республики Беларусь, как члена ВТО [4, c. 17].

После 2005 г. заседания Рабочей группы проводились в неофициальном формате: проведено 4 раунда консультаций Председателя Рабочей группы с участием членов ВТО (июнь 2006 г., июль 2007 г., октябрь 2007 г., июнь 2009 г.), в ходе которых рассматривался вопрос о подготовке проекта Доклада Рабочей группы.

С момента последнего формального заседания Рабочей группы белорусской стороной проведена серьезная работа по дальнейшему приведению внешнеторгового законодательства и правоприменительной практики в соответствие с правилами ВТО. Республика Беларусь в 2005-2010 гг. представила на рассмотрение странам-членам ВТО более 15 документов, подтверждающих соответствие национального законодательства требованиям ВТО (в т.ч. информацию об изменениях в экономическом и внешнеторговом законодательстве Республики Беларусь, информацию по вопросам таможенного администрирования, сельского хозяйства, третью редакцию Сводного отчета и др.).

9 июня 2009 года в ходе заседания Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) главами правительств «тройки» ЕврАзЭС было согласовано и принято решение о вступлении во Всемирную торговую организацию единой таможенной территорией.

На заседаниях Комиссии Таможенного союза 12 августа, 25 сентября и 11 декабря 2009 года был рассмотрен вопрос об организации переговорного процесса по присоединению стран-участниц Таможенного союза к ВТО.

В соответствии с решениями Комиссии Таможенного союза:

  •  сформирована единая переговорная делегация по вопросам присоединения к ВТО;
  •  утвержден график работы единой переговорной делегации;
  •  утверждены директивы единой переговорной делегации на проведение переговоров по присоединению единой таможенной территории Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан к ВТО.

С июня 2009 года состоялась серия консультаций единой переговорной делегации со странами-членами ВТО, Секретариатом ВТО, в ходе которых обсуждены подходы по вопросу о присоединении стран Таможенного союза к ВТО.

В январе 2010 г. состоялся визит в г. Минск делегации ЕС во главе с заместителем Генерального директора Генерального директората по торговле П. Балашем, в ходе которого сторонами был рассмотрен вопрос относительно хода процесса присоединения Беларуси к ВТО.

В апреле-мае 2010 года белорусской стороной были подготовлены и представлены обновленные вопросники по вопросам внешнеторгового режима республики: по процедурам импортного лицензирования, по применению санитарных и фитосанитарных мер, по техническим барьерам в торговле, а также информация о применяемой системе определения таможенной стоимости товаров и ответы на вопросник по применению Соглашения ВТО о торговых аспектах прав на объекты интеллектуальной собственности [4, c. 20].

По запросу стран-членов ВТО Беларусь, Казахстан и Россия подготовили и 31 марта 2010 года распространили среди членов ВТО информационный документ, описывающий механизмы и правовую базу функционирования Таможенного союза.

В августе - сентябре 2010 г. белорусской стороной были представлены в ВТО следующие материалы:

1) информационный документ, описывающий изменения в экономическом законодательстве, затрагивающие условия деятельности участников внешнеэкономической деятельности и инвесторов на территории Республики Беларусь,

2) тексты нормативных правовых актов Республики Беларусь на английском языке.

В июне 2011 г. странам-членам ВТО направлен обновленный План нормотворческих работ по приведению национального законодательства Республики Беларусь в соответствие с правилами и принципами ВТО.

Старший научный сотрудник центра мировой экономики и международных экономических отношений Института Экономики НАН РБ К. Куриленок социально-экономические последствия вступления в ВТО разделил на краткосрочные, преимущественно негативные. И долгосрочные - потенциально позитивные. Такой баланс он назвал предрасполагающим к неверной интерпретации, так как негатив выходит на первый план [20].

Краткосрочные последствия означают замедление темпа роста ВВП в течение не очень продолжительного времени после вступления в ВТО - 2-3 года. Потом наступает период адаптации, когда темп роста ВВП выходит на равновесный уровень. А потом с какого-то момента начинается выигрыш, когда мы получаем дополнительный прирост к трендовому росту ВВП.

Беларусь выполнила программу-минимум по требованиям ВТО. Но успешному переговорному процессу по вступлению Беларуси в ВТО мешает позиция стран-членов этой организации, которые считают, что самый правильный подход - это позиция «подвести всех под один шаблон».

Беларусь никаких преференций, не предусмотренных правилами ВТО, в процессе присоединения не обсуждает и не выдвигает. А лишь в немногих чувствительных вопросах, затрагивающих социальную направленность белорусской экономики, выступает за гибкие допуски и механизмы и за добровольность принятия обязательств там, где это допускается правилами ВТО.

Вступающим странам, в т.ч. РБ, предлагаются более жесткие условия, чем у тех стран, которые внутри ВТО, и которые предлагают эти условия. Например, РБ предлагается ввозной импортный тариф совершенно обнулить [20].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вступление в ВТО означает не просто готовность присоединяющейся страны следовать правилам ВТО, а также согласие других стран-участниц ВТО с тем, что она способна придерживаться этих правил и что ее присоединение отвечает общим интересам. В соответствии со статьей XII «зонтичного» соглашения вступить в ВТО страна может на условиях, которые согласует с участниками. Поэтому зачастую каждая страна-кандидат рассматривается как своеобразная «заготовка», из которой переговорщики хотят «слепить» идеального участника ВТО. В этой связи в рамках Всемирной торговой организации, помимо обязательств по выполнению основных соглашений, вступающей стране могут выдвигаться требования присоединения к так называемым необязательным соглашениям или секторальным инициативам, носящим добровольный характер – «ВТО плюс».

Процедура присоединения к ВТО состоит из нескольких этапов и не имеет временных рамок. Повестка рабочей встречи включает в себя четыре переговорных трека, на которых рассматриваются:

1) системные вопросы на соответствие законодательства и практики требованиям ВТО;

2) переговоры по таможенному тарифу (страна обязана зафиксировать максимальные уровни импортных таможенных пошлин и не превышать их в будущем);

3) обсуждение режима допуска нерезидентов на внутренний рынок услуг (с обязательствами, что данный режим должен быть не хуже существующего);

4) переговоры по сельскому хозяйству, предполагающие фиксирование уровня годовой поддержки производителей сельхозпродукции. Со стороны партнеров Беларуси по переговорам удалось достигнуть понимания того, что потребности страны в финансировании АПК обоснованы ситуацией, складывающейся в данном секторе в последние годы.

Важным является достижение баланса между переговорными треками, и соответствие объема обязательств реалиям кандидата и интересам участников.

Одним из главных условий вступления в ВТО является приведение национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда. Прежде всего это относится к вопросам государственного регулирования внешней торговли, мерам по защите экономических интересов при осуществлении внешней торговли, лицензированию экспорта и импорта, сертификации и стандартизации продукции и услуг, интеллектуальной собственности, внедрению международных систем стандартизации и сертификации.

Динамичное развитие внешнеторговых связей и переговоры о присоединении к ВТО обусловили принятие нового Закона о «Государственном регулировании внешнеторговой деятельности», предусматривающего четыре метода регулирования внешнеторговой деятельности – таможенно-тарифное, нетарифное регулирование, запреты и ограничения в торговле услугами, товарами и продуктами интеллектуальной собственности, а также меры развития внешней торговли. В соответствии с требованиями ВТО закон предусматривает запрет на введение в действие нормативно-правовых актов задним числом, запрет на взимание процента от суммы контракта в качестве платы за оформление сделок, запрет на взимание дифференцированных ставок налогов в зависимости от страны происхождения товара.

В дополнение к данному нормативному акту принят закон о мерах по защите экономических интересов страны при осуществлении внешней торговли товарами, также направленный на унификацию с требованиями ВТО. Закон разграничивает понятия специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также уточняет цели и упрощает процедуру окончания и продления сроков проведения расследований. Закрепление вышеперечисленных положений позволит обеспечить нормальные, прозрачные условия участия во внешне-экономической деятельности белорусских товаропроизводителей, ускорит получение Беларусью преимуществ от введения норм ВТО, а также снимет многие проблемы в торговых отношениях с Россией.

Особо следует отметить тот факт, что запросы, предъявляемые Беларуси в ходе переговоров, часто далеки от инвестиционного, торгового интереса к нашему рынку. Это осложняет переговоры. Трудно согласиться с требованиями, которые не подкреплены реальным экспортом страны, их выдвигающей, или реальным интересом инвесторов к тем секторам, в которых они добиваются полной открытости. В качестве примера можно привести требование государства, которое находится за 10 тыс. км, полностью либерализировать в Беларуси рынок железнодорожных транспортных услуг. В связи с этим следует подчеркнуть, что чем больше белорусский бизнес будет взаимодействовать с европейским, тем большее понимание будет сформировано у правительств стран ЕС о том, какие реальные экономические вопросы находятся на столе переговоров. Хуже всего, когда в отрыве от реальной экономической ситуации упор делается только на юридическую сторону вопроса.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: Наука, 2005. – 368 с.
  2.  Батанин В.В. Проблемы интеграции стран с переходной экономикой в Международную торговую систему // БИКИ. – 1999. - № 16 - стр. 5-8.
  3.  Бугаян И.Р. Макроэкономика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 435 с.
  4.  Волосатов В.В., Жабко Л.С. Проблемы вcтупления Республики Беларусь в ВТО // Белорусский экономический журнал. – 1999. - № 2 - стр. 18-22.
  5.  Герчикова И.Н. Международные экономические организации. - М: «Консалтинг», 2000. – 297 с.
  6.  Интеграция в торговлю. Вестник внешних экономических связей РБ // ВОСТОК+ЗАПАД. – 2002. - №4 - стр. 31-32
  7.  Козик Л. «Проходой балл» // ДЕЛО. ВОСТОК+ЗАПАД. – 2001. - №10 - стр. 3-5;
  8.  Макроэкономика: Учебник / Под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002. – 403 с.
  9.  Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 432 с.
  10.  Маринич М.А. Введение во внешнюю торговлю. – Мн.: Тэхналогия, 2006. – 362 с.
  11.  Михневич С.С. Многосторонняя система регулирования международных торгово-экономических отношений. – Мн.: Право и экономика, 2006. – 426 с.
  12.  Михневич. С. Эффект участия и «дефекты» неучастия // ДЕЛО. ВОСТОК+ЗАПАД. – 2001. - № 5 - стр. 54-55.
  13.  Новожилова Е.С. Что сулит ВТО // НЭГ. – 2000. - №16 - стр.16.
  14.  Пахомов А.А. Тарифные переговоры в рамках присоединения России к ВТО //. Внешняя торговля. – 2000. - №2 - cтр. 34
  15.  Правовая система ВТО, положения по ТРИПС // Вестник экономики. – 2005. - № 14 - стр. 46.
  16.  Рубченко М. Не акт, а процесс // Эксперт. - 9 апреля 2001. - № 14 - стр. 46-48.
  17.  Фридкин Л. Вступление в ВТО: 3-й раунд // НЭГ. – 2001. - № 22 - стр. 3 
  18.  Сайт Всемирно торговой организации. – 2009. Режим доступа: www.wto.org.
  19.  Россия окажет Беларуси поддержку. http://naviny.by/rubrics/politic/2011/12/20/ic_news_112_383140/
  20.  Насколько реально вступление Беларуси в ВТО. http://www.dw-world.de/dw/article/0,,2211036,00.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77819. Перспективы развития средств преодоления водных преград в инженерных войсках Российской Армии 253 KB
  Во всех армиях мира имеются значительные арсеналы специальных унифицированных инженерных плавсредств. Обычно в их общую номенклатуру входят десантные лодки, десантно-транспортные амфибии, перевозные паромы (самоходные и несамоходные), паромно-мостовые машины...
77820. ПРОДУКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ КРОЛИКОВ ПРИ АДАПТАЦИИ К РАЗЛИЧНЫМ УСЛОВИЯМ СОДЕРЖАНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОЙ ЗОНЕ 242.5 KB
  Кролиководство относится к отрасли животноводства которая имеет большие потенциальные возможности наращивания в короткие сроки темпов производства относительно дешевого и высокого качества мяса.
77821. Интернет – глобальная компьютерная сеть 116 KB
  Интернет образует как бы ядро обеспечивающее связь различных информационных сетей принадлежащих различным учреждениям во всем мире одна с другой. Интернет служивший когда-то исключительно исследовательским и учебным группам чьи интересы простирались вплоть...
77822. Релаксация на уроках английского языка 32.3 KB
  Использование песни на уроке английского языка. Содержание песни может стать основой для обучения общению на изучаемом языке для знакомства с культурой страны изучаемого языка. Песни подбираются таким образом чтобы обеспечить повторение изученной лексики чтобы предложения...
77823. Алгоритмы сжатия графических и видеоданных JPEG; MPEG и их семейства 42.16 KB
  Файлы больших размеров, особенно звуковые, графические и видео файлы, очень редко хранятся в компьютере или передаются в неупакованном виде. Для уменьшения их размеров используют методы сжатие информации (универсальные или специальные). Универсальные методы могут использоваться для сжатия любых данных и позволяют полностью восстанавливают исходную информацию.
77824. Эндокринная регуляция функций, ее значение 120.5 KB
  Следует указать также на различие между нейромедиатором нейрогормоном и паракринным гормоном рис. В таком случае оно ведет себя как гормон. Сходство генома соматических клеток предопределяет возможность секреции этого вещества или его изоформ и в качестве цитокина...
77825. Формат деловой игры на занятиях по философским дисциплинам: традиции и новации 76.28 KB
  Цель данной работы описание формата деловой игры на занятиях по философским дисциплинам, раскрытие традиций в проведении деловых игр на таких занятиях и описание новых тенденций. В соответствии с поставленной целью, в настоящем исследовании решаются следующие задачи...
77826. Временные и спектральные характеристики модулированных сигналов и периодической последовательности импульсов 54.41 KB
  Актуальность темы работы обусловлена тем, что в радиотехнике широко используется спектральное и временное представление сигналов. Хотя сигналы по своей природе являются случайными процессами, однако, отдельные реализации случайного процесса...
77827. АНАЛИЗ СОБЛЮДЕНИЯ ПАЦИЕНТАМИ ФАРМАКОТЕРАПИИ ПРИ ЛЕЧЕНИИ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ 84 KB
  Важным условием, помогающим организовать эффективный прием лекарств, является их правильное совмещение, если назначено несколько лекарственных препаратов. Неправильный подход в одновременном приеме нескольких препаратов может не только ослабить или, наоборот...