88469

Приемы, направленные на предупреждение невротических расстройств у старших дошкольников

Курсовая

Психология и эзотерика

В последнее время растет количество детей с различными эмоциональными переживаниями. Как показали исследования в детских садах где достаточно хорошо был организован уход за детьми и их кормлением но не уделялось должного внимания воспитательной работе с ними эмоциональный тонус детей был очень понижен.

Русский

2015-04-30

157 KB

9 чел.

ВВЕДЕНИЕ

В XX веке среди прочих проблем медицины отмечается и возрастание  числа неврозов как у взрослых, так и у детей. Неизлеченный в детстве невроз может исказить судьбу человека, отразиться на всей его жизни. Родители нуждаются в понимании причин развития невроза у своего ребенка, так как без этого не может быть не предупреждения, ни его преодоления. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Дошкольник еще не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и также быстро исчезают. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка, а также общение со взрослыми и сверстниками.

В последнее время растет количество детей с различными эмоциональными переживаниями. Они вызваны многими причинами: неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками, недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов. Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, разговаривали и играли с ним, любили его и были с ним нежными. Он нуждается в этом не меньше, чем в витаминах и калориях. Именно это научит его любить других людей и наслаждаться жизнью. Ребенок, которому не хватает ласки и любви, вырастает холодным и  неотзывчивым. Как показали исследования, в детских садах, где достаточно хорошо был организован уход за детьми и их кормлением, но не уделялось должного внимания воспитательной работе с ними, «эмоциональный тонус детей был очень понижен».

Эмоционально – стрессовые состояния, переходящие в неврозы, вызываются раздражителями, действие которых определяется не их физическими параметрами, а информационным значением.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, распознавать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

Понимание своих эмоций  и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего организма.

Неврозы относятся к числу наиболее распространенных форм нервно-психических заболеваний. По данным  В. А. Колеговой, Г. В. Козловской,  

С. В. Лебедева невротические расстройства у детей 6 - 7 летнего возраста встречаются чаще, чем у младших дошкольников. Данная позиция отражает актуальность нашего исследования.

Проблема: является ли система приемов эффективным средством   предупреждения неврозов у старших дошкольников

Объект: особенности эмоциональной сферы старших дошкольников

Предмет: приемы, направленные на предупреждение невротических   расстройств  у старших дошкольников  

 Цель: определить наиболее оптимальные приёмы, направленные  на предупреждение невротического развития старших дошкольников

Задачи:

  1.  Раскрыть понятие неврозов в психологической науке
  2.  Определить основные виды и причины возникновения неврозов  
  3.  Выявить особенности эмоционального развития детей 6-7 лет
  4.  Подобрать приемы, направленные на коррекцию невротического развития старших дошкольников
  5.  Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей  по предупреждению невротических состояний с помощью разнообразных приемов 


НЕВРОЗЫ КАК ФОРМА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

Понятие неврозов в психологии

Свое отношение к окружающему, к своей деятельности человек проявляет в чувствах, переживаниях, эмоциях. Эмоционально положительное отношение к своей деятельности пробуждает, как правило, энергию, активность, творческие возможности. И, наоборот, отсутствие положительного отношения к деятельности ведет к спаду энергии, снижению качества работы.

Отрицательно окрашенные эмоции (страх, тревога, беспокойство, разочарование) возникают в связи с различными неблагоприятными обстоятельствами. При сильной эмоциональной напряженности, при постоянном повторении негативных эмоций у человека может развиться комплекс психических и психосоматических нарушений, «эмоциональный стресс», что и приводит к развитию неврозов.

Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области невропатологии, но и прежде всего, родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен  диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А. И. Захарова к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины [8, 46].  

Судя по масштабу распространения этой проблемы – в недалеком будущем нам грозит «полная невротизация населения». Общество, состоящее в основном из невротиков, не сможет гармонично существовать в дальнейшем. Чем может обернуться проблема детских неврозов в дальнейшем,  говорить не приходиться.

Невроз – психогенное, функциональное, личностное расстройство, которое проявляется преимущественно: эмоциональными нарушениями, нарушениями поведения и нарушениями нейровегетативной регуляции внутренних органов.

Неврозы – это функциональные расстройства высшей нервной деятельности, обусловленные воздействием на человека психотравмирующих факторов. Их можно расценивать как срыв высшей нервной деятельности вследствие ее перенапряжения в различных жизненных ситуациях [20, 76].

Невроз не относится к разряду тяжелых психических расстройств (хотя некоторые симптомы невроза субъективно тягостны для индивида). Невроз – это граница между нормой и патологией, есть даже специальный термин для невроза: «пограничное расстройство».

Невроз – это следствие неразрешимого внутриличностного мотивационного конфликта при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты.

Первое определение понятия «невроз» было введено великим врачом  Галеном  в 1776 году. Неврозы - расстройства ощущений и движений, которые не сопровождаются лихорадкой  и  не зависят от местного поражения какого-либо органа, а обусловлены общим страданием, от которого специально зависят движения и мысль.  Во второй половине XX века наметились два основных направления в учении о происхождении неврозов: анатомическое и психологическое [1, 329].

Следует отметить, что поиски патологоанатомического субстрата неврозов до настоящего времени существенных результатов не принесли, хотя сторонники анатомического направления полагают, что достижения в области молекулярной биологии и генетики позволяют уверенно отрицать существование функциональных болезней и находить морфологические субстраты, адекватные любому нарушению функций. Сторонники психологического направления наиболее многочисленны. Уже во второй половине XIX века основой для возникновения у человека неврозов, в частности истерии, считали его повышенную внушаемость и самовнушаемость. Поэтому главным методом лечения невротических состояний предлагался гипноз.

Невроз – приобретенное функциональное заболевание нервной системы, при котором происходит «срыв» деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения. Невроз является следствием неудач, фрустраций и межличностных столкновений и в тоже время нередко служит их причиной. Так что получается порочный круг: конфликты приводят к невротизации, а она, в свою очередь, провоцирует новые конфликты. Кратковременные невротические состояния, проходящие со временем сами собой, без лечения, наблюдаются в той или иной период жизни практически у любого человека.

Причины неврозов кроются в самых разнообразных психотравмирующих ситуациях, в остром или хроническом эмоциональном стрессе. И в зависимости от предрасполагающего фона болезнь может проявляться различными симптомами. И. П. Павлов считает, что в основе развития неврозов лежат срыв высшей нервной деятельности, обусловленный перенапряжением раздражительного или тормозного процесса, а также нарушение их подвижности. Неврозы зависят от исходного типа нервной системы [1, 330].

У человека, в отличие от всех высших животных, есть вторая сигнальная система, без которой невозможна речь и абстрактное мышление, и соотношение этих двух систем у разных людей разное. По мнению З.Фрейда, возглавившего психоаналитическую школу, неврозы объясняются действием «ущемленных» аффектов, вытесненных в бессознательное различных влечений. Фрейд делил все психогенные расстройства на две основные группы: конверсионные неврозы (истерия) и актуальные неврозы.  Последние  включали  невроз страха, ипохондрию и неврастению. С позиции различных психологических направлений, связанных с фрейдизмом, сущность конфликтов при неврозах – противоречие между инстинктами в сфере бессознательного  и социальными нормами.

Невроз – это полностью обратимое, то есть поддающееся полной коррекции психическое расстройство.

Невроз возникает при столкновении личности с психотравмирующим событием, либо в результате стрессов, конфликтов между людьми, внутриличностных конфликтов. Ученые считают, что именно внутриличностный конфликт является одной из основных причин невроза.

Невротические расстройства наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний (собственно неврозов) они приобретают, как правило, лишь после 5-6 летнего возраста. До того невротические расстройства проявляются обычно в виде отдельных симптомов, которые мало осознаются и переживаются личностью ввиду ее незрелости [8, 51].

Невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека без искажения картины мира. Опасность этого заболевания кроется не  в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство людей просто не обращают внимания на первые признаки неврозов.

Виды неврозов  

    Проявление неврозов у детей отличается большим своеобразием, которое связано с незавершенностью, рудиментарностью симптоматики, преобладанием самовегетативных и двигательных расстройств, слабостью или отсутствием личностного осознания имеющихся нарушений.

Выделяют несколько видов неврозов. Рассмотрим некоторые из них.

1. Неврастения (лат. – «нервная слабость») возникает вследствие перенапряжения нервной системы в связи с чрезмерной умственной или физической нагрузкой. К неврастении приводят непосильные нагрузки, особенно в тех случаях, когда ребенок наряду с обычными школьными нагрузками имеет добавочные: изучает иностранный язык, занимается в музыкальной школе, различных кружках и т.д. Часто неврастения развивается у детей, которые длительно находятся в психотравмирующей их ситуации (разлады в семье, неудачи в школе). В наибольшей степени это относится к детям, которые имеют слабый тип нервной системы или перенесли длительное истощающее заболевание [5, 32].

Неврастения выражается в форме неустойчивости настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, плаксивости, утомляемости. Работоспособность ребенка резко падает, он быстро утомляется; появляются головная боль, вялость, сонливость, пассивность.

2. Истерический невроз возникает у детей, в предневрозном характере которых на первом месте стоят такие черты, как эгоистичность, несамостоятельность, инфантильность, внушаемость и истеричность. Путь в истерический невроз обычно таков. Вначале ребенок случайно добился желаемого криком, затем уловил связь между болезнью и ее благоприятными последствиями: вниманием к нему, поблажками. И, наконец, его, уже подготовленного к неврозу неправильным воспитанием, уже эгоиста, что-то пребольно «щелкнуло по носу». Истерический невроз у детей встречается часто, как и неправильное воспитание, которое приводит к нему. Ребенок с истерическим неврозом более всего досаждает родителям, труднее лечится.

При истерическом неврозе отсутствует контрастность переживаний и поступков ребенка. Он эгоистичен, привык к повышенному вниманию матери, не приучен обслуживать себя, ждать, согласовывать свои желания с интересами других детей. И таков он везде – дома и вне его [5,32].

3. Невроз навязчивых состояний. У человека появляются стойкие тревожные мысли, страхи, например, «заразиться болезнью», потерять близкого человека, покраснеть при беседе, остаться одному в помещении. При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасений, но не может от них избавиться.

У детей, страдающих неврозом навязчивых состояний, обострен инстинкт самосохранения. Для них характерна контрастность переживаний, поступков, обусловленная наличием у них обостренного внутреннего конфликта. Эти дети гиперсоциальны – дисциплинированны, обязательны, тревожно осмотрительны, и у них очень выражена установка «надо!», но у них обострен и инстинкт самосохранения и не менее сильно выражена установка: «Опасно, а поэтому – не надо!»   Невроз навязчивых состояний отличается преобладанием разнообразных навязчивых явлений у детей это – навязчивые движения и действия (обессии) и навязчивые страхи (фобии).

Обессивный  невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – тиками и простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания, наморщивание кожи лба, повороты головы, подергивание плечами, «шмыгание» носом, «хныкание», покашливания (респираторные тики). При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям более старшего возраста более свойственны навязчивые страхи болезни и смерти [5, 33].

4. Депрессивный невроз наблюдается в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания.

5.  К речевым неврозам или логоневрозам относятся  заикание, мутизм, сурдомутизм.

Заикание у мальчиков возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-6 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы.

Мутизм (немота) может возникнуть после острой тяжелой психической травмы. В этих случаях он сочетается с другими невротическими расстройствами. Мутизм наблюдается  преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. У девочек он возникает вдвое чаще, чем у мальчиков.

Сурдомутизм (глухонемота) – такое же происхождение  как  и у мутизма. Лечением неврозов занимается врач - психотерапевт. Методик избавления от неврозов довольно много: медикаментозное лечение, гомеопатия, широко применяется игровая терапия, сказкотерапия, рисуночная терапия.

    Каким бы расстройством нервно - психической сферы не страдал ребенок (заиканием, логоневрозом т.д.), это для него уже само по себе является травмирующим фактором и ведет к возникновению тяжелых переживаний и ряду вторичных наслоений (робости, нерешительности, неуверенности). Поэтому учителя, воспитатели и родители должны с особой чуткостью подходить к таким детям.

Причины возникновения невротических состояний

Говоря о психической травме как о первопричине невроза, следует заметить, что она не всегда очевидна, особенно у детей. То, что взрослые и не заметят, например, шутливую борьбу подростков, у ребенка может вызвать психологический шок. В то же время ребенок не всегда способен понять, что разыгравшаяся на его глазах ситуация – трагедия. У детей свои понятия о том, что страшно, опасно, а что не стоит внимания. У ребенка свой, очень  сложный внутренний мир, и его надо понимать.

Встречающиеся еще в некоторых семьях такие методы воспитания, как телесные наказания, запугивание, бесконечное повторение замечаний, ведут,  в конечном счете, к озлоблению ребенка, развитию у него страха перед наказанием, ощущению неуверенности в себе. Все это создает почву для возникновения неврозов. Взрослый человек должен всегда, а особенно в присутствии детей, быть сдержанным, корректным и уравновешенным. Наряду с этим важное значение имеют другие причины (внутренние и внешние).

Причины неврозов можно условно разделить на две группы:

 - внутренние причины, которые связывают со слабым типом нервной деятельности, с ослаблением нервной деятельности, произошедшим в результате длительного заболевания, когда нервная деятельность на время становится близкой по своим характеристикам  к слабой;

 - внешние причины или психотравмирующие факторы: испуг, недосыпание, неблагополучное положение в семье, наличие физического дефекта, перегрузки учебными занятиями, завышенные требования к результатам учебы, не соответствующие возможностям детей, неприятие ребенка в коллективе класса, неадекватные воспитательные воздействия со стороны учителя, воспитателя и других.

По данным детского психоневролога и психолога А.А. Дубровского  более 50% всех неврозов, диагностированных им у школьников, были «дидактогенными», т.е. сформированными по вине школы и учителей. Если психотравмирующие факторы оказывают свое воздействие на ребенка и его нервная система не в состоянии справиться с предъявляемыми к ней требованиями, то может развиться невроз. При этом изменяется самочувствие, поведение детей, ухудшается успеваемость. [6, 18]

Причины нервных заболеваний детей кроются не в совершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, от чего у ребенка тик, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят с «больной головы на здоровую». Первопричина в них самих. Несостоятельность как родителей, конечно,  спровоцировала выход невроза «на поверхность», либо напряженный момент – облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве. Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.

Н. Д. Лакосина, специально изучавшая различные варианты невротического развития, отмечает, что наибольшие сложности представляет формирование личности ребенка в распавшихся семьях с постоянными конфликтами между родителями. В таких случаях часто имеет место «безразличное отношение  к ребенку, отсутствие заинтересованности в его судьбе». [12, 266]

Невроз не передается по наследству, но основы его могут быть заложены в раннем детстве вследствие поведения родителей. Невроз зависит от того, как индивид использует свою энергию. Некоторые из его тенденций могут зависеть от его унаследованной конституции,  но фактическое развитие больше зависит от того, чему он учится,  наблюдая своих родителей.

Чтобы не делали родители младенца, это кажется ему «естественным порядком вещей», поскольку ему редко удается сравнивать их поведение с поведением других. Ребенок, подражая родителям,  становится приятным и любящим, или злобным и жадным. Если он видит, что при столкновении с трудностями они выходят из себя, вместо того чтобы справляться с действительностью согласно принципу реальности, то он будет подражать их поведению. Если они используют свою энергию невротическим способом, то у него будет тенденция поступать также, потому что все поведение родителей представляется младенцу «необходимым».

Важно помнить и о том, к причинам возникновения неврозов  относится и раннее половое созревание детей. Этому способствуют слишком частые и неумеренные ласки, излишне мягкая постель, особенно общая с другими членами семьи, обильная еда на ночь и т. д.

Ребенок с раннего детства должен учиться правильному взаимоотношению  с  детским коллективом. Чувства уважения, товарищества, доброты  воспитываются  именно при первом общении ребенка со своими сверстниками. Если ему, например, все время напоминать: «Это твоя игрушка, играй только сам, не смей ее никому давать», или «Ешь конфеты сам, не вздумай угостить никого из товарищей, у них есть свои», то это, естественно, развивает у него эгоистические черты. Когда же такой ребенок подрастает и начинает понимать, как важно бывает в жизни делиться не только конфетами, но и последним куском хлеба, у него может возникнуть  «внутренний конфликт», от которого рукой подать до возникновения невроза [12, 271].

Многие взрослые знают, как трудно удержать в руках контроль за подростками. Очень важно всегда говорить им правду, всячески поддерживать их романтические порывы, стремление быть принципиальным, защищать справедливость. Ведь любое разочарование, воспринимается в этом возрасте особенно болезненно, легко может привести к нервному срыву.

Неврозы нужно лечить и устранять их причину, так как дети требуют очень внимательного отношения к себе со стороны педагога, родителей. Знание основ нервной деятельности, причин и механизмов нервно- психических нарушений должно способствовать пониманию того, что необходимо не только не ослаблять нервную систему в равной степени и переутомлением, и излишним «изнеживанием», но и воспитывать, закалять ее.

Вот почему особенно важно с самых ранних лет развивать такие качества, как стойкость, волю к достижению поставленной цели, смелость, общительность, чувство товарищества, ответственности перед обществом. Слабый человек в тяжелую минуту ссылается на нервы и отступает, а волевой, сильный человек говорит: «надо выдержать», не пасует перед трудностями и гораздо реже заболевает неврозом.

Главное, никакое лечение не будет эффективным, если не менять жизнь ребенка. Неразделима триада «смех-радость-счастье». Если отрицательные эмоции (страх, агрессия) формируют отрицательные стрессы, то положительные – смех и радость - создают положительные стрессы. Смех является механизмом стирания ненужных стереотипов. В жизни каждого ребенка должна быть радость, и чем больше, тем лучше!


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ

РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Эмоционально-волевая сфера старших дошкольников

Шестилетний ребенок существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии – его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.

Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность [18, 82].

Если оценивать особенности чувств шестилетнего ребенка, то надо сказать, что в этом возрасте он не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Его день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Шестилетний ребенок – пленник эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, - переживания. Эмоции формируют личность ребенка.

Эмоции утомляют его до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.

При всей подвижности эмоций и чувств шестилетнего ребенка характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. В то же самое время способность к рефлексии может привести не к развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого своеобразных дивидендов – восхищения и похвалы окружающих.

Шесть лет – это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет.      Шестилетний ребенок не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни – это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих [18, 87].

Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением.

Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей [17, 44].

К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни детей старшего дошкольного возраста. Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности дошкольника, в том числе и психического развития.

Таким образом, ребенок в старшем дошкольном возрасте должен иметь достаточный уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих реальные ситуации, способен адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладеть такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.

Проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики.

Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г. М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, Я.З. Неверович, П.В. Симонов и др.). Отечественные исследователи (И. В. Алехина, Н.М. Амосов, П.К. Анохин, М.В. Антропова, И.А. Аршавский, А. Баллон, А. И. Захаров, М.И. Кольцова, А.Д. Кошелева, Н. Л. Кряжева, Н. М. Матяш, Т. А. Павлова, Н.А. Степанова и др.) связывают возникновение проблем в эмоционально-волевой сферы ребёнка с дефицитом прежде всего положительных эмоций и волевого усилия [17, 46].

Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста. Образовательный процесс в ДОУ должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в будущем к школьному учреждению и высокий уровень волевого усилия.

Приемы, направленные на предупреждение невротических расстройств у старших дошкольников

Для предупреждения невротических расстройств ребенка необходимо развитие его эмоциональной сферы, которое может происходить практически в любом виде деятельности: в общении, в игровой и продуктивной деятельности, а также на специальных занятиях в детском саду.

Главное  в  развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - осознанность. В этом возрасте ребёнок осмысленно идет на контакт или же не идет опять же осознанно. Поэтому так важен индивидуальный и творческий подход к каждому ребёнку.

Одним из основных направлений работы по предупреждению невротических расстройств ребёнка является использование специальных игр, посредством которых развивается эмоционально - волевая сфера ребенка, снижается уровень невротических расстройств. Широко используются игры на снятие тревожности, агрессивности, снижение психологического напряжения. По ходу изложения данных игр, раскрытия цели и формулировки заданий даются методические указания, на которые взрослый должен обратить внимание. Можно неоднократно возвращаться к выполнению этих заданий и усложнять их [24, 56].

Например, в свободное время с дошкольниками можно использовать игры следующего содержания.

Игра «Волшебные шарики» (Приложение 2.1.)  

Форма проведения – групповая.

Цель – снятие невротического расстройства и эмоционального напряжения.

Ход игры – Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает ребёнку в руки стеклянный шарик и даёт инструкцию: «Возьмите шарик в ладошку, согрейте его своим дыханием, покатайте его в руках, подышите на него, отдайте ему часть своего тепла и ласки».

Игра «Двое с одним мелком»  (Приложение 2.2.)

Цель: снятие негативного напряжения, развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Оборудование: лист А4, карандаши.

Ход игры: - Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.

- Что ты нарисовал, работая в паре?

- Сложно ли вам было рисовать молча?

- Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?

- Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?

Игра «Разговор с руками» (Приложение 2.3.)

(Форма проведения – индивидуальная).

Цель: снятие невроза, научить контролировать свои действия, развитие воображения.

Ход игры: Обвести на листе силуэт ладоней. Затем предложить ребенку «оживить» ладошки – нарисовать им глазки, ротик, шляпы, причёски. Можно раскрасить определенным цветом каждый пальчик. После выполнения этой работы можно начать беседу с пальчиками, спросить: «Как вас зовут?» (может ребёнок придумает свои имена пальчикам), «Что вы любите делать?», «Чего вы не любите?», «Какие вы?». При этом необходимо подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить что), но иногда не слушаются своего хозяина.

  •  Беседу очень подходяще провести после драки между детьми.

Игра «Разговор сквозь стекло» (Приложение 2.4.)   

Цель: снятие невротического напряжения, развитие чувства взаимопонимания между детьми.

Ход игры: Дети разбиваются на пары. – Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой – ждёт его на улице. Но вы забыли договориться о том, что надо купить, а выход – на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: вы все равно друг друга не услышите.

Кроме игр также широко используются и упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников, на снятие тревоги, беспокойства, снижение невротических расстройств, снятие мышечных зажимов.

Упражнение «Друг к дружке» (Приложение 3.1.).

Цель: Обеспечить возможность контакта и взаимодействия почти всех детей друг с другом. Помочь детям почувствовать свое тело. Снятие невростении.

Инструкция. Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень быстро. Вы быстро выбираете себе пару и пожимаете друг другу руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом:

- правая рука к правой руке,

- спина к спине.

Каждый раз, когда я крикну: «Друг к дружке», - вам будет нужно быстро - быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы будете дотрагиваться друг до друга. Итак: «Друг к дружке! Ухо к уху! Пятка к пятке!».

         Упражнение «Найди пару» (Приложение 3.2.).

Цель: Настрой на совместную деятельность, общение. Создание позитивного настроения.

Дети врассыпную ходят по залу и по сигналу ведущего останавливаются, находят себе пару. Затем обмениваются друг с другом улыбками и рукопожатием или гладят друг друга по плечу.

Игра «Слушай команду» (Приложение 3.3.).

Цель: Успокоение возбужденных детей и их организация.

Дети под музыку идут друг за другом по кругу. Когда музыка прекращается все останавливаются, слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, и тотчас ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задания.

Упражнение на расслабление «Тряпичная кукла и солдат» (Приложение 3.4.).

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Инструкция. Встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдаты. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели и не двигаетесь, примерно вот так… (Показ ведущего) А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Показ ведущего). Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы - очень подвижными.   

Для развития эмоциональной сферы у детей и снятия эмоционального напряжения   желательно   вместе   с   игровыми   занятиями   проводить и познавательные,  на которых, используя разнообразные методические приемы, знакомить   детей   с   эмоциями.   На     таких   занятиях   дети   проживают различные эмоциональные состояния,  вербализуют свои  переживания, знакомятся  с опытом сверстников. Цель занятий: расширить круг понимаемых эмоций, глубже понять себя и других; проявление эмпатийности по отношению к окружающим.

С целью профилактики и коррекции невротических расстройств в старшем дошкольном возрасте необходимо проводить коррекционно-развивающие занятия с включением различных приёмов. Это такие занятия как «Путешествие в страну Вообразилию», «В стране добрых Фей», «Здравствуй, это я!» и другие.

Необходимо отметить, что каждое занятие включает в себя ритуал приветствия, упражнения для снятия агрессивности, эмоциональной возбудимости.

Коррекционно-развивающее занятие «Путешествие в страну Вообразилию» (Приложение 4.1.). Его цель: снятие психоэмоционального напряжения, формирование адекватной самооценки, развитие эмпатии между детьми. Оно включает в себя следующие приемы:

Упражнение «Волшебная шкатулка» - формирование адекватной самооценки, ощущение значимости каждого ребенка.  Упражнение «Шире уже» - развить способность манипулирования голосом.  Упражнение «Вопрос ответ» - сформировать представление о значимости задавания вопросов.  Упражнение Моя история» - активизация каналов восприятия для того, чтобы создать историю.  Физкультминутка - релаксация детей, снятие чувства тревожности.  Игра «Дама сдавала в багаж» - развитие двигательной и слуховой памяти, развитие речи.  Упражнение «Волшебная палочка» - направить фантазию детей на положительные проявления.  Упражнение «Дразнилочки, хвалилки, жалелки» - изменение поведения в положительную сторону путем получения определенного знания, формирования отношения к положительному и отрицательному поведению, выработки навыка положительного поведения.

Занятие - путешествие «В стране добрых Фей» (Приложение 4.2.) направлено на закрепление понятия о добре, дружбе, взаимопомощи, развитие эмоционально-выразительных движений, совершенствование коммуникативных навыков, развитие воображения, пантомимической и речевой выразительности, создание общего положительного эмоционального настроя, снятие психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе, обучение положительному самоотношению и принятию других людей, формирование потребности в саморазвитии. Данное занятие включает в себя следующие упражнения: упражнение «С добрым утром!» - создание позитивного настроя, упражнение «Волшебные башмачки»  - развитие пантомимической выразительности, упражнение «Как живешь?» - пальчиковая гимнастика, развитие мелкой моторики, упражнение «Есть или нет?», упражнение «Волшебный мешочек» - создание общего положительного эмоционального настроя,  упражнение «Эстафета дружбы» - формирование эмпатийности, принятия других детей, упражнение «Волшебный сон» - снятие психоэмоционального напряжения,  упражнение «Клубочек» -  формирование уверенности в себе, развитие речи.

Занятие «Здравствуй, это я!» (Приложение 4.3.) ориентировано на знакомство с понятием «самооценка», выявление своей самооценки; работу над адекватной самооценкой и позитивным отношением к себе.

Данное занятие включает в себя беседу о самооценке, а также игру «Ошибки куклы Маши». Использовать куклу либо любую другую игрушку. Рассказ о любой ошибке либо нескольких ошибках, которые совершила эта кукла. Обсуждение. Упражнение «Моя самооценка». Работа с положительными и отрицательными качествами. Обсуждение. Игра «Я — реальный. Я — идеальный». Предложить нарисовать себя реального на одном листе бумаги и себя идеального на другом. Упражнение «Похвальное слово самому себе». Вспомнить какое-нибудь свое достижение, заслугу, дело, которым можно гордиться. Вспомнить все-все случаи, когда можно себя похвалить. Похвалить себя. Обсуждение.

Предложенная нами серия специальных игр, упражнений, занятий оказывает значительное влияние на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного   возраста,   способствует   снижению   уровня   невротических расстройств в этом возрасте, снятию агрессивности, застенчивости, повышенной тревожности у дошкольников.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психика ребенка дошкольного возраста характеризуется повышенной ранимостью и легкой истощаемостью. Многие воздействия окружающего мира могут оказаться для него сверхсильными и явиться причиной нервных реакций и даже нервных расстройств.

Дошкольный возраст невропатологи называют колыбелью невроза, периодом упрямства, негативизма, ибо ребенок бурно протестует против многочисленных барьеров, которые ставят взрослые на пути его активной познавательной и мышечной деятельности.  Возможность развития невроза у дошкольников явно возрастает, когда родительский запрет сопровождается окриком, угрозой или телесным наказанием. В подобной ситуации запрет приобретает характер психотравмы, рождающей не только конфликт между ребенком и родителями, но и грубую дезорганизацию детских мыслей и чувств, а иногда — полный срыв психоэмоциональной деятельности.

Одномоментная, но сильная психическая травма может вызвать у ребенка невроз в форме нарушения речи — заикание или даже полное выключение речи на определенное время. Нередко причиной заикания бывают поведение пьяных родителей, грубые наказания ребенка. Заикание затрудняет общение детей с другими лицами, рождает чувство собственной неполноценности.

Следствием потрясения или конфликта ребенка с окружающими может быть невроз навязчивых состояний. Навязчивыми бывают страхи, воспоминания, поступки. Такое болезненное состояние обычно развивается как закрепившийся условный рефлекс с нежелательным эффектом. Связь с пережитой психической травмой может зафиксироваться также в навязчивых действиях в виде бесконечного оплевывания,  шмыгания носом, постукивания ногой или рукой, кивания головой.

Психическая  травма  дошкольника  бывает обусловлена одномоментным сверхсильным воздействием различного происхождения, но непременно связанным со страхом. Так, ребенок может сильно испугаться во время грозы, землетрясения, пожара. Ужас охватывает малыша при внезапном появлении разъяренной лающей собаки. Чувство страха может появиться и в зверинце или в цирке, где демонстрируются крупные хищники.

Следует учитывать, что психика особенно ранима у детей физически ослабленных от рождения, у малышей возбудимых, легко истощаемых, часто болеющих. Этим детям крайне необходим надежный заслон от психотравмирующих воздействий окружающей среды. Если же ребенку и предстоит встреча с непонятными, но впечатляющими воздействиями (например, посещение зоопарка), то малыша необходимо психологически к этому подготовить и по необходимости ограничивать зрелищные и другие впечатления.

Невроз детского страха возникает иногда в результате просмотра кинофильмов и телевизионных передач. Содержание детских телевизионных передач, а также сказок, рассказов, стихотворений, песен, должно быть понятным и доступным, но не устрашающим.

Наиболее часто встречающаяся форма невроза у детей — неврастения, то есть резко выраженное истощение функциональных возможностей центральной нервной системы. У детей - неврастеников отмечаются неуверенность в своих силах, ослабление воли, памяти, внимания, нарушение сна. Умственные и физические нагрузки, даже умеренные, нередко вызывают у них бурные вегетативные реакции: покраснение или побледнение лица, обильное отделение пота, боль в сердце, повышение температуры тела.

Основной принцип профилактики неврозов у детей — это соблюдение оптимального ритма жизни: разумное чередование и сочетание умственных, эмоциональных и физических нагрузок.

В дошкольных учреждениях и дома ребенку надо создать обстановку, предохраняющую его от возникновения или усиления уже существующей нервности: правильный уход за ребенком, строгое соблюдение рационального режима сна, питания, отдыха, осуществление физического воспитания и закаливания организма, способствующего повышению сопротивляемости инфекциям. Немаловажное значение в профилактике неврозов имеет предупреждение детского травматизма. Надо помнить, что взрослые могут травмировать ребенка и словом, и несправедливым к нему отношением.

Родители и воспитатели должны разговаривать с детьми спокойным тоном, без раздражения, не применять телесных наказаний, ибо они не только причиняют боль, но и озлобляют, оскорбляют ребенка. Взрослым полезно помнить простую истину: неврозы у детей легко предупредить, но очень трудно лечить.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. – 384 c.
  2.  Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 256 c.
  3.   Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства//Собр. соч. Т. 5. М., 2000
  4.  Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М.-Воронеж, 2008. – 256 с.
  5.   Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача/ В. И. Гарбузов. – М.: Медицина, 2000 – 176 с.
  6.  Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей- будущее народа. - М - 2005. – 28 с.
  7.  Еникеева Д. Д. Пограничные состояния у детей и подростков, М.: Академия, 2002. – 304 с.
  8.  Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с
  9.  Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.  –  М.: Просвещение, 2006. — 129 с.
  10.   Захаров А.И. «Дневные и ночные страхи у детей» - Изд-во «Союз»,  СПб.,  2000. – 448 с.
  11.   Карвасарский Б.Д. Неврозы. 2-е изд., перераб. и доп. — М. Медицина, 2001. — 576 с.
  12.  Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е., Сергеев И. И. Психиатрия. Учебник для студентов мед. вузов. 3-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2006. - 576 с.
  13.   Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 2006. – 283 c.
  14.   Марковская И. М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» - СПб: Изд-во «Речь», 2005. – 150 с.
  15.   Петровский А. В. Общая психология./ А. В. Петровский. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1999 - 479 с.  
  16.   Прихожан А.М.  «Тревожность  у  детей  и  подростков:  Психологическая  природа и возрастная динамика» - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
  17.   Саенко Ю. В. Специальная психология. Спб.: Речь, 2010. – 224 с.
  18.   Смирнова Е. О. Детская психология. Учебник для ВУЗов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 304 с.
  19.  Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья». Том  2  –  М.: ЭКСМО-Пресс,  2000. - 304 с.
  20.   Ставцева В.В. Основы медицинских знаний: курс лекций : учебное пособие для студентов пед. спец. вузов / Ставцева В.В.; рец.: Г.И. Горшков, Н.И. Жернакова - Белгород: БелГУ, 2010. - 116 с.
  21.   Тарнавский Ю.Б. Срыва можно избежать (неврозы, их лечение, профилактика) М.: Медицина, 2001. – 141 с.
  22.   Уманский К.Г. Невропатология для всех. Книга 2-я. М. Знание, 2009.- 176 с.
  23.  Аллан Фромм «Азбука для родителей или как  помочь  ребенку  в  трудной ситуации». – М.: АРД ЛТД, 2006. – 320 с.  
  24.  Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2005. – 176

СПИСОК  ПРИЛОЖЕНИЙ

Приложение 1. Психодиагностический инструментарий, направленный на выявление невротических расстройств у старших  дошкольников

Приложение 1.1  Методика выявления невротических детских страхов

«Страхи в домиках»

Приложение 1.2 Тест "Несуществующее животное" (в интерпретации А.Э.Симановского)

Приложение 1.3  Методика «Контурный САТ-Н» (Детский апперцептивный тест Л.Беллак, О.Беллак)

Приложение 1.4   Методика СОМОР (Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка)

Приложение 1.5    Методика ЦТО (Цветовой тест отношений А.М.Эткинда)

Приложение  1.6   Методика «Эмоциональные лица»  (Н.Я.Семаго)

Приложение 2. Серия игр, направленных на снижение неврозов у детей 6-7 лет

Приложение 2.1  Игра «Волшебные шарики»

Приложение 2.2  Игра «Двое с одним мелком»

Приложение 2.3  Игра «Разговор с руками»

Приложение 2.4  Игра «Разговор сквозь стекло»

Приложение 2.5  Игра «Эмоциональный словарь»

Приложение 3. Серия упражнений, направленных на коррекцию  невротических расстройств у старших дошкольников

Приложение 3.1 Упражнение «Друг к дружке»

Приложение 3.2 Упражнение «Найди пару»  

Приложение 3.3 Упражнение «Слушай команду»  

Приложение 3.4 Упражнение «Тряпичная кукла и солдат»

Приложение 3.5 Упражнение «Жираф»

Приложении 3.6 Упражнение «Комплименты»

Приложение 3.7 Упражнение «Подними себя»

Приложение 3.8 Упражнение «Хочухалки»  

Приложение 4  Серия коррекционно – развивающих занятий, направленных на снижение негативных эмоциональных состояний у детей 6-7 лет

Приложение 4.1 Занятие «Путешествие в страну Вообразилию»

Приложение 4.2 Занятие - путешествие «В стране добрых Фей»

Приложение 4.3 Занятие «Здравствуй, это я!»

Приложение 4.4 Занятие «Дружба»

Приложение 4.5 Занятие «Сердце»

Приложение 4.6 Занятие «Моя семья»

Приложение 4.7 Занятие «Разноцветная звезда»

Приложение 5 Методические рекомендации для педагогов и родителей  по снижению неврозов в старшем дошкольном возрасте

Приложение 5.1 Психодиагностический блок

Приложение 5.2 Консультативный блок

Приложение 5.3 Психокоррекционный блок


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39987. Межсетевые экраны и их роль в построении защищенных систем 230.34 KB
  Типичные возможности фильтрация доступа к заведомо незащищенным службам; препятствование получению закрытой информации из защищенной подсети а также внедрению в защищенную подсеть ложных данных с помощью уязвимых служб; контроль доступа к узлам сети; может регистрировать все попытки доступа как извне так и из внутренней сети что позволяет вести учёт использования доступа в Интернет отдельными узлами сети; регламентирование порядка доступа к сети; уведомление о подозрительной деятельности попытках зондирования или атаки на узлы сети или сам...
39988. Переполнение буфера 240.81 KB
  Условия для переполнения буфера параметры функций передаются через стек; адрес возврата также помещается в стек; локальные переменные располагаются в стеке; стек растет вниз; данные в стеке могут интерпретироваться как команды; должны существовать процессы или программы имеющие уязвимый код; некоторые процессы или функции должны иметь высокие привилегии. Переполнение буфера Переполнение буфера Buffer Overflow явление возникающее когда компьютерная программа записывает данные за пределами выделенного в памяти буфера....
39989. Безопасность приложений WWW 47.13 KB
  Технические особенности Существенное преимущество построения Web приложений для поддержки стандартных функций браузера заключается в том что функции должны выполняться независимо от операционной системы данного клиента. Классификация угроз безопасности Webприложений Данная классификация представляет собой совместную попытку членов международного консорциума собрать воедино и упорядочить угрозы безопасности Webсайтов. Члены Web ppliction Security Consortiumсоздали данный проект для унификации стандартной терминологии описания угроз...
39990. Автоматизированные информационные системы 959.15 KB
  Автоматизированные информационные системы для студентов специальности Автоматизированные системы обработки информации и управления дневной формы обучения.. Понятие автоматизированной информационной системы. Структура автоматизированной информационной системы. Понятие и виды моделей информационной системы.
39991. Предмет, содержание, методы и задачи информационного менеджмента и маркетинга 99.5 KB
  Широкая информатизация всех сфер жизнедеятельности общества принципиально изменяет роль информации и информационных технологий в социальном и экономическом развитии страны. В таких условиях особое значение приобретают проблемы подготовки квалифицированных специалистов в области менеджмента и маркетинговой деятельности способных работать в условиях развитой информатизации насыщения производства и непроизводственной сферы всевозрастающими потоками информации и управления ими. В бизнесе управлении и маркетинге как ни в какой другой сфере...
39992. Инвестиционный менеджмент 287 KB
  Понятие и содержание инвестиционного проекта. Жизненный цикл инвестиционного проекта и подходы к его структуризации. Основные принципы оценки эффективности инвестиционного проекта. Особенности оценки эффективности на разных стадиях разработки и осуществления проекта.
39993. Логистика 83 KB
  Основная задача и функциональные области логистики. Основная задача логистики. Экономический эффект от использования логистики. Подобный подход к изучению производственнохозяйственной деятельности предприятий возник на Западе в 20е 30е годы ХХго столетия и развиваясь сформировался в самостоятельное направление научнопрактической деятельности получившей название логистики.
39994. Корпоративное управление 109.5 KB
  Пoд кopпopтивным yпpвлeниeм в кциoнepныx oбщecтвx пoнимeтcя cиcтeм oтнoшeний мeждy opгнми yпpвлeния и дoлжнocтными лицми эмитeнт влдeльцми цeнныx бyмг кциoнepми влдeльцми oблигций и иныx цeнныx бyмг ткжe дpyгими зинтepecoвнными лицми тк или инчe вoвлeчeнными в yпpвлeниe эмитeнтoм кк юpидичecким лицoм. К oблcти кopпopтивнoгo yпpвлeния oтнocятcя вce вoпpocы cвязнныe c oбecпeчeниeм эффeктивнocти дeятeльнocти кoмпнии и c зщитoй интepecoв ee влдeльцeв в тoм чиcлe peгyлиpoвниe внyтpeнниx и внeшниx pиcкoв. Оcнoвнoй экoнoмичecкoй пpичинoй...
39995. Исследование систем управления 206 KB
  Объeкт иccлeдoвния этo coвoкyпнocть cвязeй oтнoшeний и cвoйcтв cyщecтвyющя oбъeктивнo и cлyжщя иcтoчникoм нeoбxoдимoй для иccлeдoвтeля инфopмции пpeдмeт кoнкpeтня пpoблeм peшeниe кoтopoй тpeбyeт пpoвeдeния иccлeдoвний; тип иccлeдoвния пpиндлeжнocть eгo к oпpeдeлeннoмy типy oтpжющeмy cвoeoбpзиe вcex xpктepиcтик; пoтpeбнocть иccлeдoвния cтeпeнь ocтpoты пpoблeмы пpoфeccиoнлизм в пoдxoдx к ee peшeнию cтиль yпpвлeния; peзyльтт иccлeдoвния peкoмeндции мoдeль фopмyл мeтoдик cпocoбcтвyющиe ycпeшнoмy pзpeшeнию пpoблeмы...