88471

Волейбол. Правила игры в волейбол. Судейство в болейболе

Реферат

Физкультура и спорт

Одной из важных задач в волейболе является задача определения траектории и скорости полёта мяча и умение своевременно выйти на мяч занять удобное исходное положение для приема передачи нападающего удара блокирования. Особое значение придается пространственной точности движений крайне необходимой при первых и вторых передачах мяча подачах нападающих ударах. Некоторые склонны считать родоначальником волейбола американца...

Русский

2015-04-30

315 KB

44 чел.

ВВЕДЕНИЕ

С момента своего «изобретения» игра в волейбол переживает бурное развитие. Это выражается и в растущем количестве волейболистов, и в растущем числе стран-членов Международной федерации волейбола. По своей распространённости эта игра занимает ведущее положение на мировой спортивной арене.

Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности.

В своём реферате я расскажу о развитии волейбола в мире и в нашей стране, о правилах этой игры, о её технике и тактике.

Одной из важных задач в волейболе является задача определения траектории и скорости полёта мяча и умение своевременно «выйти на мяч» - занять удобное исходное положение для приема передачи, нападающего удара, блокирования. Способность быстро решать такие задачи можно развивать специальными упражнениями.

Ведущую роль играют быстрота и сила в определенных сочетаниях. При этом первостепенное значение имеет скорость мышечного сокращения и регулирования скорости движений. Особое значение придается пространственной точности движений, крайне необходимой при первых и вторых передачах мяча, подачах, нападающих ударах.

Важна быстрота двигательной реакции и способность управлять временем движений.

Ещё одна отличительная черта волейбола - сложность и быстрота решения двигательных задач в игровых ситуациях. Волейбол должен учитывать расположение игроков на площадке, предугадать действия партнеров и разгадать замысел противника, быстро произвести анализ сложившейся обстановки, вынести решение о наиболее целесообразном действии, эффективно выполнить это действие. При скоростной игре степень и срочность решения задач, которые зависят от быстроты действий игроков, значительно повышаются.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛА

Официально, датой рождения волейбола считается 1895год, когда преподаватель физкультуры Гелиокского колледжа (штат Массачусетс, США) Вильям Морган изобрёл игру волейбол, а затем и разработал её первые правила. Это официальная версия, хотя есть и другие. Некоторые склонны считать родоначальником волейбола американца Халстеда из Спрингфилда, который в 1866году начал пропагандировать игру в «летающий мяч», названную им волейболом.

Попробуем проследить за развитием предка волейбола. Сохранились, например, хроники римских летописцев 3 века до нашей эры. В них описывается игра, в которой по мячу били кулаками. До нашего времени дошли и правила, описанные историками в 1500 году. Игру тогда называли «фаустбол». На площадке размером 90х20 метров, разделённой невысокой каменной стеной, состязались две команды по 3-6 игроков. Игроки одной команды стремились перебить мяч через стену на сторону соперников.

Позже итальянский фаустбол стал популярным в Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Дании и других странах Европы. Со временем и площадка, и правила изменились. Так, длина площадки была уменьшена до 50метров, а вместо стены появился шнур, натянутый между столбами. Строго определился и состав команды - 5человек. Мяч перебивали через шнур кулаком или предплечьем, причём уже оговаривали три касания мяча. Можно было перебивать мяч через шнур и после отскока от земли, но в этом случае разрешалось одно касание.  Игра длилась в два тайма по 15 минут. Эта спортивная игра появилась давно, но её возраст отсчитывается только с 19 века потому, что первые правила волейбола были обнародованы в 1897 году. Естественно, сейчас они во много отличаются от первоначальных, волейбол растёт и совершенствуется.

В нашей стране волейбол широко распространили после революции 1917 года.

В 1925 года по инициативе секции игр в Москве созывается актив, на котором были приняты первые в нашей стране правила игры, в этом же году состоялись первые официальные соревнования по волейболу. С 1927года проводится ежегодное первенство Москвы. В последующие годы волейбол получает повсеместное развитие.

В 1928 году в Москве состоялся чемпионат СССР, вошедший в программу 1 Всесоюзной спартакиады. В нём участвовали команды со всей страны. Однако, несмотря на бурное распространение и популярность новой игры, и целый ряд новинок, которые привезли на этот чемпионат команды, спортивное мастерство волейболистов находилось ещё на низком уровне.

Великая Отечественная война затормозила развитие волейбола. Но, несмотря на огромные трудности военного времени, спортивная жизнь в стране не замирала. В 1943 году разыгрывается первенство Москвы, в 1944 году первенство и кубок Москвы по волейболу. В 1945 году вновь проводится первенство СССР. Чемпионами страны стали московские команды «Динамо» (мужчины) и«Локомотив» (женщины). На этих соревнованиях мужская команда «Динамо» (Москва) широко применяла в защите взаимодействие защитных линий и доигрывание принятых мячей, а в нападении использовала всё пространство по длине сетки для выпадения нападающего удара. Такая организация игры и принесла команде титул чемпионата СССР и дала толчок дальнейшему развитию тактики волейбола.

Прошедшие в 1946-1947 гг. первенства страны, а также успешное выступление советских волейболистов на международной арене послужили толчком к дальнейшему развитию волейбола в СССР. В 1947 году советские волейболисты, участвуя в соревнованиях на международном фестивале демократической молодёжи в Праге, заняли первое место. В этом же году создаётся Международная федерация волейбола (ФИВБ). После выступления Всесоюзной волейбольной секции в члены этой организации (1948год) волейболисты СССР, становятся участниками всех международных соревнований.

В 1949 году мужская команда советских волейболистов завоёвывает звание чемпиона в первом официальном первенстве мира. Наши сборные команды мужчин и женщин побеждают и в первенстве Европы. Свои чемпионские титулы они подтверждают и в последующие два года. Летом 1952 года первенство мира проводилось в Москве. Советские волейболисты и волейболистки в этих соревнованиях стали сильнейшими в мире.

Включение в 1964 году волейбола в программу Олимпийских игр значительно повысило требования к игре волейболистов

РАЗМЕТКА ПЛОЩАДКИ

Игровое поле для волейбола включает игровую площадку и свободную зону. Оно должно быть прямоугольным и симметричным.



Размеры свободной зоны: расстояние от боковых линий 3 – 5 м и от лицевых – 5 – 8 м. Высота свободного пространства над игровым полем – 12,5 м. Минимальные размеры свободной зоны и высоты свободного пространства над игровым полем волейбола могут быть указаны в положении о соревнованиях.
На каждой волейбольной площадке передняя зона ограничена осью средней линии и краем линии нападения, проведенной на расстоянии трех метров от этой оси (ширина линии входит в зону). Передняя зона игрового поля находится за боковыми линиями до конца свободной зоны. Зона подачи - это участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии. Для волейбола, зона подачи ограничена по бокам двумя короткими линиями длиной 15 см. каждая, нанесенными на расстоянии 20 см. от лицевой линии, позади ее, как продолжение боковых линий. Обе короткие линии включены в ширину зоны подачи. Волейбольная сетка устанавливается вертикально над осью средней линии. Верхний край сетки устанавливается на высоте 2,43 м для мужчин и 2,24 м для женщин.

Волейбол - спортивная командная игра с мячом двух команд по 6 человек в каждой. Игроки одной команды, используя не более трех ударов любой частью тела выше пояса, направляют мяч через натянутую над площадкой сетку на сторону другой команды так, чтобы он коснулся площадки в ее границах или был отбит противником с нарушением правил игры. В игре участвуют 12 игроков (по 6 игроков с каждой стороны), и ведётся она мячом весом250грамм и окружностью 65-68 сантиметров.

Игра состоит из трёх или пяти партий, в каждой счёт ведётся до 15 очков. Побеждает та команда, которая выиграет две партии из трёх или три из пяти. Если первую партию выигрывает одна команда, а вторую другая, то проводится третья, решающая. Аналогичные условия и при игре из пяти партий. После каждой партии команды меняются площадками.

Расположение игроков на площадке следующее. Три игрока занимают место на передней линии у сетку, остальные - на задней линии, но так, чтобы можно было контролировать всю площадку. Волейболисты, находящиеся на передней линии, участвуют в приеме и передачах мяча, нападают, блокируют, подстраховывают друг друга. Игроки задней линии подают подачу, принимают и передают мяч, подстраховывают, но не имеют права выходить на переднюю линию для атаки и блокирования.

Игра начинается с подачи мяча одной из команд. Право на первую подачу определяется жеребьевкой, которую проводит судья с капитанами команд. Причем капитан команды, выигравший жребий, получает право на выбор площадки или на первую подачу.

Когда игроки занимают свои места на площадке, судья подает команду начинать игру. На подачу отводится не более 5 секунд. Один игрок выполняет подачи до тех пор, пока его команда не совершит ошибку. Если это произошло, то мяч передается сопернику. В этом случае команда, отыгравшая подачу, производит переход игроков из зоны в зону по часовой стрелке.

Каждая команда, принимая мяч с подачи соперника, имеет право на три поочередных касания. Если два игрока одной команды одновременно касаются мяча, то засчитывается два касания. Если же мяч задерживается над сеткой между руками игроков разных команд, то игра останавливается. Производится повторная подача для розыгрыша спорного мяча.

Мяч считается вышедшим из игры, если он пролетел за ограничительными лентами на сетке, которые крепятся над проекцией боковых линий, или коснулся предметов вне площадки. Боковые и лицевые линии (разметка)входят в площадь игрового поля.

Команда теряет право на подачу или соперник выигрывает очко, если:

- мяч падает на своей площадке;

- команда совершает более трех касаний;

- мяч брошен или задержан;

- мяч коснулся тела игрока ниже пояса;

- игрок касается сетки;

- игрок совершал два касания подряд;

- ступня игрока полностью находится на стороне соперника и не касается средней линии;

- игрок производит нападающий удар на стороне соперника;

- игрок задней линии из площади нападения перебивает на сторону соперника мяч, который находится выше верхнего края сетки;

- игрок задней линии участвовал в блокировании и коснулся мяча;

- команда нарушает расстановку в момент подачи;

- игрок во время удара по мячу пользуется поддержкой товарища по команде;

- игрок получает персональное замечание;

- игрок касается мяча или игрока противоположной команды, когда мяч находится на стороне противника;

- умышленно затягивается игра;

- замена игрока произошла неправильно;

потребован третий перерыв для отдыха после предупреждения;

- использовано более 30 секунд на второй перерыв для отдыха;

- игрок без разрешения судьи уходит с площадки вовремя перерывов в игре;

- игроки предпринимают действия для того, чтобы помешать сопернику;

- нарушены правила блокирования.

Партия считается выигранной, если одна из команд набрала 15 очков с преимуществом не менее 2=х очков. При счете 14:14 игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не добьется преимущества в 2 очка (16:14; 17:15 и т.д.)

Команда имеет право на два перерыва по 30 секунд в каждой партии. Разрешена замена игроков, но не более шести в каждой партии.

Волейболисты должны иметь одинаковую форму. Тапочки недолжны иметь каблуков. Игрокам запрещается иметь украшения, которые в ходе игры могут явиться причиной травмы. На майки наносят номера (с 1-го по 99-й), причем в команде не должно быть двух и более игроков с одинаковыми номерами на майках.

Во время игры к судье может обращаться только капитан команды. Игрок не имеет права:

- оспаривать решение судей и делать замечания в их адрес;

- вести себя нетактично по отношению к сопернику или делать оскорбительные замечания в адрес игроков противоборствующей команды.

Каждый игрок обязан хорошо знать правила игры, строго их выполнять и соблюдать нормы поведения.

Судьи, порядок судейства.

Судейская бригада. Официальные процедуры. Жесты судей.

Состав судейской бригады.

Для проведения встречи создается судейская бригада. Положением предусматривается определенный состав судейской бригады в зависимости от ранга соревнований.

При проведении соревнований в коллективах физкультуры обычно одну встречу проводят первый судья и секретарь встречи, который ведет протокол встречи и выполняет функции второго судьи.

При проведении соревнований внутри коллектива физкультуры встречу обслуживает один судья. В этих случаях незаменим прибор для судейства соревнований по волейболу, с помощью которого судья, проводящий встречу, ведет счет в партиях, контролирует правильность замен и т. д. После окончания встречи судье остается только заполнить результат встречи в упрощенном бланке протокола соревнований.

При проведении всесоюзных соревнований на одну встречу назначается бригада из девяти судей: первый и второй судьи, секретарь встречи, судья-информатор, оператор табло или счетчик очков, четверо судей на линии и шесть подавальщиков мячей, а на международных соревнованиях еще два вытиральщика площадки.

СУДЕЙСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

Только первому и второму судьям разрешается давать свисток во время встречи. Все остальные члены судейской бригады строго в соответствии со своими полномочиями могут установленными жестами обращать внимание первого судьи на нарушение игроками правил соревнований.

Секретарь встречи в случае нарушения очередности подачи сообщает об этом второму судье, который принимает окончательное решение - остановить встречу. Если встречу проводят два судьи (первый и секретарь встречи), то при нарушении расстановки секретарь должен свистком остановить встречу и объяснить команде характер нарушения (“расстановка” или “подача вне очереди”).

Первый судья дает свисток на выполнение подачи, который возвещает о начале игрового действия. После свистка подающий в течение пяти секунд должен выполнить подачу.

Первый и второй судьи свистком останавливают игру только тогда, когда точно знают, что была совершена ошибка, и когда им ясен характер этой ошибки. Если игровое действие закончилось, даже в случае фиксации очевидной ошибки (мяч после подачи попал в центр сетка, приземлился далеко за пределами площадки или после нападающего удара беспрепятственно упал в центре площадки), судьи обязаны дать свисток на остановку игры. Здесь они должны последовательно выполнить следующее:

- официальным жестом показать характер допущенной ошибки;

- показать номер игрока (жестом пальцев) или указать на игрока, совершившего эту ошибку, жестом руки указать команду, которая должна подавать после совершения данной ошибки. Иногда судья затрудняется в определении игрока, которого коснулся при блокировании мяч. В таких ситуациях он показывает на игроков, участвующих в блокировании. Делать это, нужно не спеша, каждый жест должен быть хорошо виден игрокам команды и зрителям и понятен им.

Судья встречи должен следить за соблюдением правил соревнований и спортивной этики. По идентичным нарушениям он должен принимать одинаковые решения. Если он допустил ошибку при определении нарушений игроками правил соревнований и осознал это до введения мяча в игру, то должен отменить свое ошибочное решение.

Когда игровое действие прекращено не из-за нарушения правил соревнований, судья встречи должен официальным жестом объявить “спорный мяч” и предложить команде, подававшей до этого игрового действия, выполнить повторную подачу. В этом случае очко ни одной из команд не прибавляется. Такая ситуация возможна:

- после совершения игроками обеих команд обоюдной ошибки (мяч над сеткой задержан игроками разных команд);

- судья ошибочно остановил игру;

- первый судья отменил решение второго судьи, когда тот ошибочно (по мнению первого судьи) свистком остановил игровое действие;

- игровое действие было прервано при получении игроком травмы;

- при появлении на площадке второго мяча или другого постороннего предмета.

Судьи не должны использовать права назначать “спорный мяч” как выход из затруднительного положения, когда сомневаются в нарушении правил и не могут определить виновную команду.

Если судья осознал, что перед этим он принял ошибочное решение, которое не отменил, то в дальнейшем он ни в коем случае не должен компенсировать это потерпевшей команде, в противном случае он не исправляет, а усугубляет ошибку (допускает вторую ошибку) и в представлении игроков, официальных лиц и зрителей предстает необъективным, чем подрывает свой авторитет.

Судьям не следует вступать в пререкания с игроками и допускать оспаривание принятых решений.

Недисциплинированные игроки, словами или жестами проявляющие недовольство по поводу решений судей, должны быть немедленно наказаны в соответствии с правилами. В таком случае первый судья свистком останавливает встречу, чтобы сделать предупреждение или наказать за неправильное поведение команду либо отдельного игрока. Если недисциплинированность была проявлена во время игрового действия, то судья должен остановить встречу после окончания игрового действия, чтобы эта остановка не оказалась в пользу провинившейся команды.

ЖЕСТЫ СУДЕЙ

Для обозначения характера совершенной ошибки или разрешения перерыва в игре первый и второй судьи, а также судьи на линии должны применять официальные жесты.

Жест показывают в течение некоторого времени таким образом, чтобы он был хорошо виден и понятен игрокам и зрителям, а также судье-информатору и судье- секретарю. Если жест показывают одной рукой, то Рука должна быть одноименна той стороне, на которой находится команда, совершившая ошибку (двойное касание, касание сетки, мяч - в поле, переход подачи, мяч задел игрока, четыре касания, мяч задержан, ошибка в расстановке, переход в игровое пространство соперника, игрок задней линии нанес запрещенный атакующий удар, перерыв на отдых, замечание и дисквалификация до конца партии).

Далее судья показывает на игрока, совершившего ошибку, или команду, обратившуюся с просьбой (перерыв для отдыха, для замены), или на пальцах показывает номер игрока. Действие судьи заканчивается показом в сторону команды, которая должна выполнять подачу.

Каждая подача выполняется после официального жеста, которым первый судья должен сопровождать свисток, разрешающий выполнение подачи.

ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ СУДЬИ

Для судейства соревнований подбирают более или менее равных по квалификации судей, которые поочередно выполняют функции первого и второго судьей. Если в течение одного игрового дня каждый судья должен судить две встречи, то рекомендуется сначала выступить в качестве первого судьи, а затем - второго.

Нежелательно в течение одного игрового дня поручать судейство одному судье более двух раз. Как показала практика, к третьей встрече обычно наступает усталость и увеличивается количество судейских ошибок.

МЕСТА СУДЕЙ

Первый судья исполняет свои обязанности, стоя на судейской вышке. Как исключение допускается исполнение судейских обязанностей сидя.

Первый судья должен отрегулировать высоту площадки или сиденья таким образом, чтобы уровень его зрения находился приблизительно на высоте 50 см от верхнего края сетки.

Второй судья исполняет обязанности, стоя и располагается перед столиком секретаря. Точно месторасположение второго судьи не обозначено - в зависимости от игровой ситуации он перемещается в зоне замены, чтобы занять удобную для обзора позицию.

При выполнении атакующих действий второй судья должен располагаться на стороне блокирующих игроков и следить за правильностью выполнения блокирования, причем продолжать наблюдать за блокирующими и в момент их приземления, чтобы определить его правильность (касание средней линии, сетки). Взаимодействие членов судейской бригады. Первый судья должен тесно взаимодействовать со всеми членами бригады, давать возможность выполнять свои функции второму судье, секретарю, судьям на линии. Приведу несколько примеров:

1. После свистка об окончании действия он должен немедленно обратить внимание на своих коллег:

посмотреть на судью, контролирующего линию, около которой мяч коснулся пола, чтобы убедиться, что мяч коснулся площадки или очутился за ее пределами;

во время игрового действия первый следит, не подает ли второй судья сигнал о нарушении ошибки (касание, двойной удар и т. д.).

2. Если мяч ушел “за” от блока, его судит первый и второй судьи и судьи на линии.

Первый судья не должен спрашивать блокирующих, коснулись они мяча или нет.

Второй судья дает свисток на перерыв для замены или отдыха. В этом случае первому судье не следует давать повторного свистка.

Второй судья свистком сигнализирует об окончании перерыва для отдыха. Игроки команды занимают свои места, и только после этого первый судья дает свисток на выполнение подачи.

Во время встречи, прежде чем дать свисток на выполнение подачи, первый судья должен убедиться, что подающий игрок находится с мячом в зоне подачи, а второй судья готов к продолжению встречи (после перерывов, смены площадок и т. п.).

Перед началом каждой партии второй судья передает карточку с расстановкой игроков первому судье, чтобы он в процессе игры мог точно фиксировать расстановку игроков.

3. Если площадка становится скользкой и игроки обращают на это внимание, первый судья должен дать возможность им или вытиральщикам вытереть пол тряпкой (шваброй). Второй судья должен убедиться, действительно ли площадка скользкая.

4. Первый судья должен употреблять только официальную жестикуляцию.

5. Первый судья имеет право изменить решения своих коллег, а также свое собственное. Допустим, он остановил игру свистком, но замечает, что второй судья показывает жестом другое решение. В таком случае он может:

принять свое решение, если абсолютно уверен в его правильности;

переиграть мяч, если считает, что ошибка допущена одновременно игроками противоположных команд;

не согласиться со вторым судьей и переиграть мяч, если считает, что второй судья не прав (неправильная расстановка, касание сетки и т.д.); исправить собственную ошибку, если заметил ее.

6. Первый судья может отстранить от судейства и заменить любого судью из бригады, если убедился, что тот не знает своих обязанностей или необъективен.

Права первого судьи распространяются на период от выхода команд на разминку до подписания протокола после окончания встречи. В этот период ему подчиняются все официальные лица судейской бригады и члены обеих команд. Он же контролирует действия подающих мячей.

Если судьи замечают какое-либо нарушение, они должны сообщить об этом первому судье, который и примет необходимые меры согласно правилу.

Первому судье в спорных ситуациях рекомендуется подозвать к себе второго судью и выслушать его мнение. Но делать это надо только в исключительных случаях, чтобы не превращать игру в совещание судей. Обычно первый и второй судьи должны использовать для общения официальные жесты.

Права и обязанности каждого члена судейской коллегии подробно изложены в правилах.

ПРЕЗИДИУМ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ

Судейство соревнований почетная и ответственная обязанность, которая проводится на добровольных началах в общественном порядке.

Судьей может стать любой гражданин РФ. Для руководства судейской работой в коллективах физкультуры, школах, институтах, академиях, университетах избираются бюро судейской ячейки или президиум коллегии судей. Председателя коллегии судей назначает федерация данного района, в состав которой он был избран.

Председатель президиума коллегии судей с общественностью и местным спорткомитетом формируют состав президиума, который утверждается президиумом федерации по волейболу данного района.

В составе президиума обычно работает четыре комиссии: организационно-массовая, испытательно квалификационная, методическая и комиссия по назначению судей. Президиум решает следующие задачи:

1. Подготовка судей-общественников на семинарах и при практических судействах.

2. Повышение категории судейских кадров и их учет.

3. Назначение судей на соревнования, проводимые в данном районе,

4. Руководство коллегиями по подчиненности.

5. Рекомендации для судейства соревнований более высокого ранга.

СОСТАВ СУДЕЙСКОЙ КОЛЛЕГИИИ

Для проведения любого соревнования комиссия по назначению судей подбирает кандидатуры для комплектования судейской коллегии.

Каждая кандидатура рассматривается президиумом коллегии судей. После чего ее утверждают в федерации волейбола и передают в отдел волейбола соответствующего спорткомитета, который и обеспечивает вызов судей на соревнования.

В зависимости от ранга соревнований и предусматриваемого объема работ в состав судейской коллегии входят главный судья, заместители главного судьи, главный секретарь (ГСК), первые и вторые судьи, судья - секретарь, судьи на линии, счетчики очков или оператор табло, судьи - информаторы, судья при участниках или старший судья, врач на правах заместителя главного судьи по медицинской части, подавальщики мячей.

Организаторы соревнований должны познакомить и отправить в распоряжение ГСК коменданта соревнований, дежурных сантехников, электриков, бригадира по подготовке спортивной арены, медиков для врачебного обслуживания.

В коллективах физкультуры соревнования, на к правило, проводят бюро секции, которое из своего состава назначает главную судейскую коллегию, первых и вторых судей, секретарей и судей на линии.

На всесоюзных, республиканских, областных и городских соревнованиях для всех судей обязательна единая форма одежды белого цвета (рубашка с эмблемой судьи, брюки, носки и тапочки, поверх рубанки допускается ношение пуловера белого цвета). Права и обязанности членов ГСК подробно изложены в правилах, приведение которых не входит в тему реферата.

ОШИБКИ  И НАКАЗАНИЯ

В ходе встречи участники (игроки, тренеры, врач) могут совершать действия, противоречащие правилам игры, или допускать недисциплинированное поведение. Право оценивать поведение игроков на игровом поле, тренеров и медперсонала команды, степень их виновности и меру наказания за каждое нарушение предоставляется только первому судье встречи, и только он один решает, какое наказание наложить на провинившегося участника соревнований (в соответствии с требованиями настоящего правила). Мера наказания должна соответствовать степени виновности.

При объяснении меры наказания первый судья должен точно определить характер проступка.

Второй судья и другие члены судейской бригады могут только обратить внимание первого судьи на недисциплинированное поведение участников и по его просьбе разъяснить тому характер проступка.

Судья, заметив недисциплинированность, не должен сразу останавливать игру, если эта остановка даст преимущество провинившейся команде. Судья сразу же объявляет виновному игроку характер его проступка и установленным жестом сообщает меру наказаний, как только закончится игровой эпизод и игра остановлена.

Объявленная мера наказания не может оспариваться никем из участников команды. Капитан команды, если ему не ясно что-то, может попросить судью повторно объяснить характер проступка игрока его команды.

Право наложения взыскания на участника распространяется на весь период встречи: от момента выхода команды на разминку перед встречей до подписания протокола встречи после ее окончания.

Если недисциплинированность зафиксирована до начала встречи, то объявленная санкция должна быть отнесена к первой партии. Например, команде за задержку начала встречи была показана желтая карточка. В первой партии за аналогичный проступок судья должен сразу показать красную карточку.

Если недисциплинированность допущена в перерыве между партиями, то объявленная санкция должна быть отнесена к последующей партии.

Когда игроку команды за грубое поведение в перерыве между партиями была показана красная карточка, следующую партию его команда начнет при счете 0:1, или если она должна была в следующей партии первой выполнять подачу, то лишается этого права.

НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В процессе игры участники команды неправильно себя ведут.

Поведение отдельных игроков и команд в отношении официальных лиц (членов ГСК, судейской бригады, обслуживающей данную встречу), тренеров и игроков соперников, зрителей или товарищей по команде может быть неспортивным (грубым, оскорбительным, агрессивным). Меры наказания за такое поведение определяет только первый судья в зависимости от степени совершенного.

НЕСПОРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

- Несмотря на неоднократные устные предупреждения судьи об окончании разминки перед началом встречи, команда не прекращает ее.

- Команда затягивает время перерыва перед началом партии (более 2 мин) или время перерыва для отдыха.

- После остановки игры игрок умышленно направляет мяч на сторону соперника или ударяет по нему ногой.

- Запасные игроки, располагаясь на мнимом продолжении боковой или лицевой линии, подсказывают игрокам - “ мяч за” - “в поле”.

- Игрок кричит, топает ногами, запугивает соперника словесно или угрожающими жестами, спорит с игроками или зрителями.

- Игрок или тренер пытается оспорить решение судьи, мимикой или словесно комментирует действия членов судейской бригады, апеллирует к зрителям.

- Тренер (капитан): просит перерыв для замены при отсутствии игрока в зоне замены, третий перерыв для отдыха, просит перерыв, когда мяч находится в игре (обычно после свистка первого судьи на подачу); в этих случаях второй судья отказывает в просьбе, а после остановки игры тренеру делается предупреждение.

- Игрок выполняет подачу до свистка.

- Тренер покидает свое место и пытается воздействовать на членов судейской бригады.

- Участник команды в перерыве между партиями комментирует действия членов судейской бригады или пытается оказать на них давление.

За такие нарушения команда или участник получает предупреждение: первый судья показывает желтую карточку. В протокол об этой санкции запись не делается, но первый судья должен запомнить или записать, кому было сделано предупреждение.

ГРУБОЕ ПОВЕДЕНИЕ

- Вторично в одной партии проявляет неспортивное поведение.

- Кто-либо из участников ведет себя вразрез с правилами хорошего тона, морали либо выражает пренебрежение в адрес судей, соперников или зрителей.

- Команде по просьбе тренера, капитана предоставлен ( свистком остановлена игра) третий перерыв для отдыха или выполнение ошибочной замены при использованных в этой партии двух перерывов для отдыха. За эти нарушения команда или участник получает замечание - красная карточка; об этом делается запись в протоколе.

ОСКОРБИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В этих случаях первый судья прибегает к самым крайним мерам наказания. Удаление игрока до конца партии и дисквалификация игрока до конца встречи. В обоих случаях судья должен сделать запись в протоколе встречи, даже если нарушение произошло после окончания встречи, так как обычно, согласно положению о соревнованиях, за такой проступок игрок не допускается к следующей игре, а о дальнейшем его участии в соревнованиях решает ГСК.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ В ВОЛЕЙБОЛЕ

ТЕХНИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЙ

Прежде чем осуществить тот или иной технический прием, волейболист перемещается по площадке. Основная цель таких перемещений - выбор места для выполнения технических приемов. Техника перемещений включает стартовые стойки и различные способы перемещений.

Стартовые стойки. Их задача - приобретение максимальной готовности к перемещению. Это возможно в том случае, если игрок принимает неустойчивое положение, при котором ему легко начать движение. Для принятия оптимальной стоки необходимы относительно небольшая площадь опоры и незначительное сгибание ног в коленях. Она позволяет в начале движения выполнить толчок ногой от опоры, быстро вывести ОЦТ тела за границу опоры и быстро, без больших усилий начать перемещение в любую сторону. Выделяются три типа стартовых стоек. Устойчивая стойка - одну ногу (чаще разноименную сильнейшей руке) ставят впереди другой. ОЦТ тела игрока проектируется между ног на середине площади опоры, ноги согнуты в коленях, туловище несколько наклонено, руки согнуты в локтях и вынесены вперед.

Основная стойка - обе ноги расположены на одном уровне, стопы параллельны на расстоянии 20-30 см друг от друга. ОЦТ тела игрока проецируется на середину опоры, вес тела равномерно распределен на обе ноги, согнутые в коленях. Туловище несколько наклонено вперед, согнутые в локтях руки вынесены перед туловищем (см. рис.)

 

Неустойчивая стойка - обе ноги расположены на одном уровне, аналогично основной стойке. Игрок стоит либо на носках, либо на полной ступне; однако в последнем случае вес тела приходится на переднюю треть стоп обеих ног. Ноги согнуты в коленях, руки согнуты в локтях и вынесены вперед. Приняв определенную стойку, игрок может либо стоять неподвижно на месте, переступая с ноги на ногу или подскакивая на обеих ногах, - это активизирует деятельность мышечного аппарата ног и помогает быстрее начать перемещение. Такие стойки называют соответственно статическими и динамическими.

Особенности стартовых стоек следующие:

во всех случаях начало движения в любую сторону из положения стартовой стойки осуществляется быстрее и точнее, чем из обычного положения;

начало движения из положения динамических стоек осуществляется быстрее, чем из положения статических стоек;

независимо от типа стоек скорость движения в стороны определяется по рангу: вперед-влево - вправо-назад;

наиболее оптимальной является основная стойка (статическая, динамическая).

В различных игровых ситуациях при выполнении различных технических приемов могут использоваться все типы стартовых стоек.

Перемещения. Перемещения по площадке осуществляют ходьбой, бегом, скачком.

Ходьба - игрок перемещается пригибным шагом. В отличие от обычного шага здесь ногу выносят вперед слегка согнутой в колене. Это позволяет избежать вертикальных колебаний ОЦТ тела и быстро принимать исходные положения для выполнения технических приемов. Кроме обычного шага можно применять приставной и скрестный шаги.

Бег характеризуется стартовыми ускорениями, незначительными расстояниями перемещения, резкими изменениями направления и остановками. Осуществляют его тем же пригибным шагом, позволяющим сохранить высокую скорость движения на малом расстоянии передвижения. Последний беговой шаг по длине должен быть наибольшим и заканчивается стопорящим движением вынесенной вперед ноги, аналогичным напрыгивающему шагу при нападающем ударе. Это позволяет быстро делать остановки после перемещения или резко менять его направление.

Скачок - это широкий шаг с безопорной фазой. Как правило, скачок сочетается с шагом или бегом. Перемещение может заканчиваться скачком, позволяющим быстрее завершить его.

ТЕХНИКА ВЛАДЕНИЯ МЯЧОМ

Подачи.

Подача - технический прием, с помощью которого мяч вводят в игру. Несмотря на различия в технике отдельных способов подач движения при их выполнении имеют ряд общих закономерностей. Перед выполнением подачи игрок принимает устойчивую стойку, левую ногу ставит впереди правой на расстоянии шага. Ноги, согнутые в коленях, располагает примерно на ширине плеч. При этом тело имеет угол поворота относительно фронтальной оси до 450, левое плечо находится впереди правого - это играет существенную роль в последующем ударном движении. При нижних подачах туловище слегка наклонено вперед, при верхних - расположено вертикально. Вес тела равномерно распределен на обе ноги, ОЦТ тела игрока проецируется на середину площади опоры. Левая рука согнута в локтевом суставе и вынесена вперед так, чтобы локоть был отведен от туловища, а кисть находилась на уровне носка левой ноги. Мяч лежит на ладони. Правая рука готовится к замаху.

Важнейшая деталь техники подачи - подбрасывание мяча. Значительная часть ошибок в технике падает именно на эту часть подачи, которая во многом определяет последующее ударное движение. Для обеспечения наилучшего выполнения удара необходимо соблюдать следующие условия:

траектория движения мяча снизу-вверх должна быть, возможно, ближе к вертикальной, для чего кисть при подбрасывании во всех положениях параллельна опоре;

подбрасывание мяча необходимо выполнять плавным движением руки с постепенным нарастанием скорости - это способствует оптимальному регулированию формы траектории и высоты подбрасывания мяча.

Замах осуществляют рукой назад в плоскости будущего ударного движения, при этом правое плечо отводят еще дальше назад. Одновременно с замахом игрок переносит вес тела на стоящую сзади ногу - проекция ОЦТ тела смещается к задней границе опоры. Обе ноги сгибают в коленях, стоящая сзади - несколько больше. Затем следует небольшая пауза.

В основной фазе игрок выполняет встречное ударное движение, которое начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси и выведения вперед правого плеча. Несколько позже в работу включают ноги; разгибаясь в коленях, они поднимают тело игрока вверх, несколько продвигают его вперед и совместно с движением поворота создают начальную скорость движения бьющей руки. Затем включают правую руку: маховым движением выводят к месту встречи с мячом. Одновременно с выведением руки вес тела переносят на стоящую впереди ногу - проекция ОЦТ тела смещается к передней границе опоры.

Удар по мячу наносят напряженной кистью так, чтобы мяч дальше вперед и вверх. Пальцы должны обхватывать мяч и удерживать от соскальзывания, кисть и предплечье в момент удара составляют единый рычаг. Движения подбрасывания мяча, замаха и удара определенным образом сочетаются по времени выполнения. Возможны три варианта такого сочетания. В первом случае игрок сначала подбрасывает мяч, затем делает замах и выполняет удар по мячу. Такое сочетание характерно для начинающих игроков и не является оптимальным. Во втором случае игрок предварительно выполняет замах, затем подбрасывает мяч и производит удар. Такое сочетание характерно для выполнения подач на точность и некоторых видов планирующих подач. В третьем случае одновременно выполняют подбрасывание мяча и замах, затем следует удар по мячу. Такое сочетание несколько сложнее в координационном отношении, но более совершенно по своей организации.

После вылета мяча рука продолжает движение и вытягивается в направлении подачи; ноги при этом выпрямлены. Для контроля за направлением полета мяча можно использовать такой прием: игрок следит, чтобы глаз, кисть вытянутой руки и верхний край сетки составляли воображаемую прямую линию. В заключительной фазе наряду с опусканием рук можно сделать шаг на площадку, чтобы быстрее перейти к новым действиям.

Существуют пять способов выполнения подачи.

Прямая нижняя подача. Здесь удар по мячу наносят ниже оси плечевого сустава, когда игрок стоит лицом (прямо) к сетке. Подбрасывают мяч на высоту до 0,5 м впереди над головой. Замах выполняют назад и несколько вверх в плоскости, перпендикулярной опоре. Удар осуществляют маховым движением правой рукой сзади-вниз-вперед на уровне пояса и наносят по мячу снизу-сзади. После удара руку вытягивают в направлении подачи и затем фиксируют в таком положении (см. рис. 1)

Нижняя боковая подача. Удар по мячу наносят ниже оси плечевого сустава, стоя боком к сетке. Существуют два варианта выполнения этой подачи. В обычном варианте замах производят в направлении вниз-назад в плоскости, наклонной в опоре примерно под углом 45. Правое плечо при этом отводят назад и опускают.

Удар осуществляют маховым Движением правой рукой сзади-вправо-вперед, ее выводят под мяч так, чтобы место удара находилось примерно на уровне пояса. Ударяют по мячу напряженной согнутой кистью снизу-сбоку. После удара осуществляют сопровождающее движение, вытягивая руку в направлении подачи и фиксируя ее в таком положении (рис. 2).

Прямая верхняя подача. Удар по мячу наносят выше оси плечевого сустава, стоя лицом к сетке (прямо). Мяч подбрасывают почти над головой и несколько впереди на высоту до 1,5 м. Замах выполняют вверх-назад, руку поднимают и отводят согнутой в локте за голову. Угол сгибания в локтевом суставе (плечо - предплечье) не должен быть меньше 90. Одновременно с замахом прогибаются в грудном и поясничном отделах, правое плечо отводят назад.

При ударном движении правую руку разгибают в локтевом суставе, поднимают и маховым движением выносят вверх, правое плечо поднимают вверх. Продолжая маховое движение, игрок выводит руку к месту встречи с мячом несколько впереди себя (угол наклона вытянутой руки - примерно 80). Удар выполняют сзади и несколько снизу, чтобы мяч двигался вперед и вверх.

Верхняя боковая подача. Удар по мячу наносят выше оси плечевого сустава, стоя боком к сетке. Подбрасывают мяч на высоту до 1,5 м так, чтобы он находился почти над головой. Замах выполняют вниз-назад, значительно опуская правое плечо и сгибая правую ногу при переносе веса тела назад. В ударном движении правую махом выносят по дуге сзади-вверх; при этом правое плечо поднимают вверх, оставляя левое в том же положении.

Продолжая движение рукой вперед, игрок ударяет кистью по мячу несколько впереди себя (угол наклона вытянутой руки коло 80) сзади и несколько снизу так, чтобы после удара мяч двигался вперед и вверх.

Прямая верхняя подача в прыжке с разбега. Исходное положение игрока перед подачей в 3-5 м. от лицевой линии в основной стойке. Мяч поддерживают обе руки чуть ниже пояса и подбрасывают одной или двумя руками вперед на высоту 3-5 м. Подготовительная фаза включает разбег, прыжок, замах аналогично подготовительной фазе при прямом нападающем ударе. При относительно невысоком подбросе мяча вверх-вперед разбег перед прыжком может быть одношажным или двушажным. Удар по мячу в фазе взлета игрока наносится сзади и чуть сверху хлестообразным движением кисти (мяч летит с вращением) или насколько закрепленной кистью в лучезапястном суставе (мяч планирует при ускоренном ударе или "укоротится" - при ударе с тормозящим эффектом).

Особенности техники подач при их тактической реализации (варианты подач)

Варианты подач как проявление особенностей при их тактической реализации определяются параметрами результирующей траектории: высотой траектории полета мяча (высокая, обычная), особенностями полета (с вращением, без вращения) и т.д.

В современной игре подача может использоваться как средство активного нападения. Тактической задачей в таких случаях является непосредственный выигрыш очка или затруднение тактических действий соперника, выполнение при этом точных, скоростных, планирующих подач. При выполнении точных подач можно использовать нижнюю прямую, обычный вариант нижней боковой и вариант прямой верхней подачи с вращением мяча. Для правильного выполнения такой подачи необходимо:

уменьшить амплитуду замаха, можно использовать и предварительный замах перед подбрасываем мяча;

увеличить длину пути руки при переносе веса тела в ударном движении;

использовать направляющую работу кисты руки, в которой кисть до выпуска мяча должна занимать постоянное положение;

вытягивать руки вперед в сопровождающем движении.

При выполнении скоростных подач используют такие варианты: прямую верхнюю подачу с вращением мяча, верхнюю боковую с места и после перемещения. Для правильного выполнения первых двух вариантов важно:

Дальше отводить руку при замахе, чтобы путь разгона ударной массы наибольшим;

последовательно включать в ударное движение основные группы мышц ног, туловища и руки;

постепенно и плавно наращивать скорость движения руки, чтобы к моменту удара она была максимальной.

Верхнюю боковую подачу можно выполнить после предварительного перемещения в один или несколько шагов. Задача такого перемещения - увеличение ударного импульса и тем самым скорости полета мяча. Условия правильного выполнения такого варианта подачи: перемещение заканчивать так, чтобы с последним шагом ноги приняли исходное положение, характерное для замаха;

на последнем шаге, одновременно с приставлением ноги, правую руку отводить для замаха;

подбрасывать мяч перед перемещением или на последнем шаге.

Для того чтобы траектория полета мяча при подачах была высокой, на открытых площадках можно использовать разновидность нижней боковой подачи. Перед выполнением подачи игрок становится правым боком к сетке, правую ногу ставит впереди. Мяч подбрасывает несколько ближе к правой руке и туловищу (меньше длины вытянутой руки). Замах правой рукой выполняет вниз-назад в плоскости, перпендикулярной опоре. Вес тела распределен на обеих ногах, ноги в коленях сгибает одновременно. В ударном движении правую руку маховым движением сзади-вниз-вперед-вверх игрок выводит под мяч так, чтобы нанести удар примерно на уровне пояса. Удар выполняет резким и быстрым движением снизу по дальней от сетки половине мяча ребром ладони со стороны большого пальца так, чтобы после удара он получил переднезаднее вращение. Обе ноги при этом выпрямляет в коленях. После удара рука продолжает движение вверх до остановки; амплитуда сопровождающего движения невелика (рис.1).

Подачи, при которых мяч летит не вращаясь, получили называние планирующих. Планирующие подачи выполняются способом верхняя прямая, по своей структуре они мало отличаются от прямой верхней подачи с вращением мяча. Однако здесь особенно важно соблюдать следующие условия: подбрасывать мяч так, чтобы он опускался не вращаясь, высоту подбрасывания уменьшать, при замахе значительно уменьшать амплитуду движения, что обеспечивает точное попадание мяча при ударе в нужное место.

По мячу следует ударять кулаком или плоской напряженной костью, обычно не создает вращающего эффекта. При ударе мяч должен полувысокую начальную скорость полета (не менее 17 м/с), в противном случае он не будет планировать. Поэтому ударное движение должно быть очень быстрым, резким. В момент удара в одном случае движение уки резко тормозится - она мгновенно останавливается),провождающее движение отсутствует), в другом - также резко тормозится, но сопровождающее движение выполняется с меньшей скоростью. Во всех случаях контакт кисти с мячом должен длиться, возможно, меньше. Верхняя боковая полчаса также может быть использована как планирующая. По конструкции движения этот вариант не отличается от обычного необходимо лишь соблюсти условия выполнения удара по мячу. Таким образом, выполнение планирующих подач определяют конструктивные особенности техники и специфика нанесения ударов по мячу.

НАПАДАЮЩИЕ УДАРЫ

Нападающий удар - технический прием атаки, заключающийся в перебивании мяча одной рукой на сторону противника выше верхнего края сетки. Различают прямые нападающие удары (выполняют лицом к сетке) и боковые (боком к сетке).
Прямой нападающий удар. Для достижения высокой горизонтальной скорости движения и ее использования для прыжка вверх выполняется двухтрехшажный разбег. Первый шаг относительно небольшой, скорость невелика. Во втором шаге длина увеличивается, скорость растет. Последний шаг самый большой и быстрый, его обычно выполняют как скачок (напрыгивающий шаг). Одну ногу (обычно правую) выносят вперед и ставят на пятку (стопорящее движение). Другую ногу подставляют так, чтобы стопы находились на одном уровне. В прыжке одновременно со взлетом игрок делает замах правой рукой вверх назад (по типу движения верхней прямой подачи). Ударное движение начинает с поворота тела вокруг вертикальной оси, затем правую руку выпрямляет в локтевом суставе и вытягивает вверх вперед к мячу. Кисть накладывает на мяч в расслабленном состоянии сверху сбоку (угол наклона руки около 75 градусов) движением "хлест" и одновременно с ведением руки вперед сгибает ее в лучезапястном суставе, направляя мяч вниз. В дальнейшем руку опускает по дуге вниз вперед, в направлении к левому колену. После удара игрок снижается и приземляется, обязательно сгибая ноги в коленях.
Боковой нападающий удар. В современной игре используют сравнительно редко. Разбег при этом ударе принципиально не отличается от прямого удара, только выполняется под более острым углом к сетке. В прыжке при взлете выполняют замах правой рукой по типу верхней боковой подачи: руку отводят вниз в сторону, туловище наклоняют в сторону бьющей руки, левую руку поднимают вверх. Ударное движение выполняют так же, как при верхней боковой подаче. Начинают его с поворота туловища вокруг вертикальной оси. Одновременно выводят вперед правое плечо и выполняют маховое движение рукой снизу-вверх по дуге, руку выводят к мячу и производят удар кистью сверху-сбоку. Затем продолжают поворот и движение плеча вперед и руки вперед-вниз. После удара игрок снижается и приземляется на согнутые ноги.
Распространенные ошибки: 1. Игрок не перебивает мяч через сетку. Причины: низкий прыжок; при выполнении удара слишком поздно отпускает мяч из руки.
2. Игрок не попадает по мячу. Причины: неправильный выбор места отталкивания в прыжке; плохое согласование действий нападающего и передающего игрока; отсутствует зрительный контроль при выполнении разбега.
3. Слишком слабый удар. Причины: выполнение удара согнутой в локте рукой; медленное движение руки к мячу. Способы устранения ошибок: укрепить мышцы ног и совершенствовать качество прыгучести с целью повышения высоты прыжка; отработать правильный выход к летящему мячу, используя для этого неподвижно закрепленный над сеткой мяч; укрепить мышцы руки; отработать удар по мячу прямой рукой, стоя у стены.

ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ

Прием мяча

Прием мяча - технический прием защиты, позволяющий оставлять мяч в игре после нападающих действий соперника. В игре используют следующие способы приема: снизу двумя руками, снизу одной рукой.
Прием мяча снизу двумя руками. После перемещения к месту встречи с мячом в последнем стопорящем шаге руки вынесены вперед вытянутыми и напряженными, кисти соединены вместе, образуя своеобразный "замок". Можно соединить кисти, сжать кулаки. Целесообразно ставить одну ногу (чаще левую) впереди другой, ноги согнуть в коленях, туловище несколько наклонить вперед. Руки располагают перпендикулярно траектории полета мяча. При приближении мяча встречное движение начинают ноги, которые, выпрямляясь в коленных суставах, поднимают тело игрока вверх и несколько вперед (примерно под углом 20 градусов). Руки включаются в работу несколько позже. Удар по мячу выполняют предплечьем (в передней его трети). Ноги выпрямляют, руки после удара вытягивают в направлении передачи.
Прием мяча снизу одной рукой. Таким способом принимают мячи, летящие далеко от игрока после предварительного перемещения или выпада. Ударное движение выполняют только рукой, ноги в нем не участвуют. Пальцы напряжены, сжаты. Можно ударить тыльной стороной ладони.
Распространенные ошибки:

1. Игрок выполняет прием мяча с техническими ошибками (мяч прокатывается по рукам, останавливается и т.д.). Причины: неправильный выход игрока к месту встречи с мячом; неправильное расположение рук при приеме мяча; отсутствие зрительного контроля при выполнении удара по мячу.
2. Игрок не может точно направить мяч своему партнеру. Причины: слишком резкое движение рук при выполнении удара по мячу; руки не вытягиваются в направлении движения мяча. Способы устранения ошибок: отработать правильный выход к мячу так, чтобы он падал на выставленное вперед колено; обратить внимание на быстрое выпрямление ног и относительно медленную работу рук при передаче; отработать вытягивание рук после передачи в направлении движения мяча.

БЛОКИРОВАНИЕ

Блокированием в волейболе принято называть преграждения пути полета мяча, посланного нападающим ударом с помощью подпрыгивания и выставления рук над сеткой .По частоте своего применения блокирование занимает первое место среди всех технических элементов. В среднем оно является каждым третьим действием отдельного игрока. Основной формой блокирования является двойной блок (72 %). Одиночный (23,5 %) и тройной блок (4,5 %) применяют реже.
Блоком волейболист не только преграждает путь мячу на свою площадку, но и как бы атакует на чужой стороне. Прием требует хорошей реакции, умения быстро перемещаться, высоко прыгать; нужна и сила, чтобы сдержать нападающий удар.

Самым важным в технике блокирования является своевременное и точное расположение рук напротив мяча, пробитого нападающим ударом. Для правильного выполнения этого элемента техники необходимо соблюдать ряд условий (нужно, например, при постановке блока делать прыжок на расстоянии полуметра от сетки и выставлять кисти вперед - вверх). Касание руками сетки считается ошибкой. Чтобы избежать этого, надо отталкиваться вверх, а не вперед - вверх.

БЛОК

Блок - технический прием защиты, с помощью которого преграждают путь мячу, летящему после нападающего удара или подачи противника. Выполняют его в подавляющем большинстве случаев после перемещения. Игрок стоит около сетки, лицом к ней; ноги на одном уровне на ширине плеч, согнуты в коленях, стопы параллельны. Руки согнуты в локтях, кисти перед грудью (см. рис.) Перемещаются к предполагаемому месту встречи с мячом на расстояние до 2 м скачком, на 2-3 м - приставными шагами, более Зм - обычным бегом, поворачиваясь затем к сетке лицом. Последний шаг выполняют как напрыгивающий и стопорящий (по типу разбега к нападающему удару). Если при нападающем ударе стопор приходится на пятку, то в блоке стопорящее движение осуществляется внутренней частью стопы.

После перемещения бегом игрок предварительно поворачивается к сетке, а затем выполняет стопорящее движение. Другую ногу приставляет на ширине плеч, затем приседает и одновременно несколько опускает локти.

Движение во время прыжка начинают руки, затем ноги. Отрываясь от опоры, игрок выносит руки над сеткой так, чтобы они остались согнутыми в локтях. Предплечья имеют небольшой наклон по отношению к сетке, пальцы рук разведены и оптимально напряжены, ладони параллельны сетке (см.рис.) При блоке у края сетки ладонь одной руки, ближней к краю сетки, повернута под углом; это также относится к блокированию ударов с переводом. При приближении мяча руки разгибают в локтевых суставах и двигают вперед-вверх. Одновременно кисти сгибают в лучезапястных суставах; пальцы двигаются вперед-вниз. При ударе по мячу кисти амортизируют удар и направляют мяч вперед-вниз, на сторону противника. После завершения блока кисти поднимают вверх, игрок опускается и приземляется на согнутые ноги.

Важными элементами блока являются выбор места и времени для прыжка и постановки рук над сеткой. При выполнении блока против нападающего удара место выбирают так, чтобы блокирующий располагался на воображаемом продолжении линии разбега нападающего игрока. Блокирование нападающих ударов с переводом, как правило, осуществляют при групповом блоке; в этом случае место для прыжка выбирает игрок, блокирующий удар по ходу, а другой игрок "пристраивается" к нему. При выполнении блока против подачи блокирующий игрок выбирает место так, чтобы рука подающего игрока, выполняющего ударное движение подачи, двигалась в направлении этого места.

Выбор момента прыжка блокирующего игрока определяется действиями нападающего или подающего игрока. Конкретными ориентирами могут служить:

при скоростном ударе с передачи, направленной близко к сетке, - пересечение рукой вертикали при замахе нападающего игрока;

при скоростном ударе с передачи, отдаленной от сетки, - начало ударного движения руки нападающего игрока;

при скоростном ударе с низкой ускоренной передачи ("метр", полупрострел) - момент отрыва ног от опоры или вынос рук над головой при отталкивании нападающего игрока;

при скоростном ударе с передачи скоростной (взлет, прострел) - одновременно с нападающим игроком;

при боковом нападающем ударе - начало ударного движения руки нападающего игрока;

при подаче - приближение мяча к сетке (примерно к линии нападения).

Следует отметить, что все ориентиры для начала прыжка блокирующего против нападающего удара эффективны при условии, если наладающий и блокирующий примерно одного роста. Блокирующему игроку более низкого роста следует прыгать несколько раньше, более высокого - позже. В каждом отдельном случае такие поправки следует вносить независимо от условий игры и индивидуальных особенностей нападающих игроков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Волейбол – одна из наиболее распространенных игр в России. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Особым достоинством волейбола как средства физического воспитания является его специфическое качество – возможность само дозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех возрастов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75242. Системные свойства языка 40.5 KB
  Системность предполагает оптимальное согласование структуры субстанции и функции системы. Это значит что природа и свойства элементов входящих в систему характер их взаимодействия отношения между ними определяют функционирование всей системы в целом какие цели преследуются и какими средствами они достигаются. Описание языка как системы знаков во многом связано с именем швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра 18571913. Каждый компонент ЯС существует не изолированно а лишь в противопоставлении другим компонентам системы.
75244. Славянская группа языков 19.51 KB
  Северно (велико) русское – «окающее» и южно (велико) русское– «акающее»; русский литературный язык сложился на почве переходных говоров Москвы и ее окрестностей, куда с юга и юго-востока тульские
75245. Теория речевых актов 21.71 KB
  Теория речевых актов. Речевой акт это целенаправленное речевое действие совершаемое с правилами и принципами речевого поведения в конкретном обществе. акт всегда соотнесен с говорящим. Последовательность речевых актов дискурс.
75247. Уровни языка 21.95 KB
  Каждый уровень это некая абстракция схема модели которую создают в целях изучения. Каждый язык состоит из нескольких основных уровней: Уровень дифференциальных элементов Фонологический уровень Морфологический уровень Лексический семантический уровень Синтаксический уровень Каждый уровень состоит из набора элементов этого уровня. Уровень диф. элементов самый низший уровень состоит из самых простых элементов сугубо абстрактные части звука.