88472

Использование дифференцированного подхода на уроках баскетбола в ВУЗе

Реферат

Физкультура и спорт

Использование дифференцированного подхода к студентам на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми студентами определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Дифференциация обучения предполагает гибкость и подвижность.

Русский

2015-04-30

67.28 KB

2 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Башкирский государственный университет»

                                       Кафедра гуманитарных наук

                   

Реферат

по дисциплине «Физкультура»

на тему: «Использование дифференцированного подхода на уроках баскетбола в ВУЗе »

Выполнила: студентка направлении «Экономика »  БУАиА

ОДО4  курса, 43группы, Яппарова Р. Т.

Проверил: ст.преподаватель Ермолаев А.П.

Стерлитамак 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Роль дифференциации обучения в обосновании ВУЗа……………………...5

1.1 Цели и формы дифференцированного обучения……………………………5

1.2 Баскетбол в системе физического воспитания ВУЗа……………………….9

1.2.1 Влияние баскетбола на организм человека………………………………14

2. Разработка методики дифференцированного обучения студентов на практических занятиях по баскетболу в ВУЗе……………………………………...19

2.1Организация и методы исследования……………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованных источников…………………………………………...26

Введение

В настоящее время приоритетной задачей развития физкультурно-спортивного движения в нашей стране является максимальное вовлечение детей, подростков и молодежи в активные занятия физической культурой и спортом. Особой популярностью пользуются занятия массовыми видами спорта такими, как: баскетбол, волейбол, легкая атлетика и др.

Баскетбол занимает одно из ведущих мест в программном материале по физической культуре всех образовательных школ, колледжей и вузов. Поэтому очевидна актуальность вопроса повышения качества образовательной деятельности, совершенствования методики обучения студентов  вузов навыкам игры в баскетбол. Следует отметить, что содержание процесса обучения техническим приемам баскетбола механически переносится из программно-нормативного обеспечения общеобразовательных школ, что не позволяет качественно решать задачи практических занятий физической культурой в ВУЗе.

Каждый студент, который осознает необходимость физических упражнении, выбирает для себя вид спорта, наиболее подходящий для него. И довольно большой процент студентов выбирает баскетбол. Поэтому обоснование эффективности применения баскетбола, как средства развития выносливости и психофизических способностей студентов является актуальным для совершенствования средств и методов подготовки студентов.

Проблема определения роли современного физического воспитания в формирование личности здорового образа жизни приобретает все большую актуальность. Именно физкультурно-спортивной деятельности отдан приоритет в воспитании здорового поколения.

Тенденция к ухудшению здоровья учащегося, снижению уровня их физической подготовленности наблюдается очень часто. Одной из причин такого положения является то, что основная масса студентов не занимается спортом нигде, кроме занятий физкультурой, что недостаточно для выполнения суточной двигательной активности. Необходимо увеличить двигательную активность, чтобы прекратить развивающуюся гиподинамию и устранить многие причины болезней.

Однако использование традиционных подходов к организации занятий по физическому воспитанию не имеет должного воздействия на студентов, на их стремления  к занятиям спортом.

Таким образом, важной проблемой является оптимизация двигательной активности студентов с использованием различных форм организации учебного процесса по физическому воспитанию.


1. Роль дифференциации обучения в обосновании ВУЗа.

1.1.Цели и формы дифференцированного обучения.

Дифференцированный процесс обучения предполагает широкое использование различных форм, средств, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей студентов. Использование данных форм, средств, методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях студентов, создаются благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Можно констатировать что:

1) построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого студента как личности и присушим только ему личностным особенностям;

2) обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью. Это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;

3) раскрывая индивидуальные особенности каждого студента в развитии, т.е. в дифференцированном образовательном процессе, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого студента в учебном процессе. Особенно важно чтобы общий уровень образования в вузе должен быть одинаков для всех.

Развитие личности студента в условиях дифференцированного обучения в личностно-ориентированном образовании ставит своей целью обеспечить студентам свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода

индивидуальных особенностей личности на основе государственного образовательного стандарта образования, выведенного на интеллектуальный уровень.

Использование дифференцированного подхода к студентам на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми студентами определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференциация обучения предполагает гибкость и подвижность. позволяющая преподавателю в процессе обучения подходить  индивидуально к каждому студенту и способствовать общей активизации группы.

Организация учебной деятельности с помощью дифференциации с одной во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. С другой стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности студента, абстрактно-логический тип мышления. При дифференцированной организации учебной деятельности эти две стороны тесно взаимосвязаны.

Осуществление дифференцированной организации в личностно-ориентированном образовании напрямую связано:

с изучением индивидуальных особенностей и учебных возможностей студентов;

с определением критериев деления студентов на группы;

с умением совершенствовать способности и навыки студентов при индивидуальном руководстве;

с умением анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;

с перспективным планированием деятельности студентов (индивидуальное и групповое) направленное на руководство учебным процессом;

с умением заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства обучением более рациональными.

Содержание обучения должно быть ориентировано на  тенденции развития студентов, которые являются доминирующими для  каждого возраста, иными словами, быть полезным для каждой возрастной группы на сегодня или на ближайшее будущее.  При разработке целей и содержания обучения, должно учитываться Специфические потребности развивающегося человека.

Каждый студент как носитель субъективного опыта уникален. Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого более разностороннюю среду, дающую возможность проявить себя в образовательном пространстве. Когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, можно рекомендовать наиболее благоприятные для развития студентов дифференцированные формы обучения.

Дифференциация в переводе с латинского ' difference  означает   разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение это: 1) форма организации учебного процесса, при которой преподаватель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих осуществление процесса обучения в гомогенных группах.

Дифференцированное обучение осуществляется в различных организационных формах, с помощью различных учебных средств и на различных уровнях (частно - методическом, технологическом, общепедагогическом, социальным). В современной образовательной практике используется следующая классификация видов и форм дифференциации.

По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:

- региональную, по типу вуза (педагогические, технические, гуманитарные);

- внутривузовскую (уровни, профили, отделения, потоки);

- внутри параллели (группы различных уровней);

- межгрупповую (факультативные, разновозрастные группы);

- внутригрупповую, или внутрипредметную (подгруппы в составе группы).

К внутренней дифференциации иногда относят и деление группы на любые, даже разнородные подгруппы, для которых применяется интегративная модель дифференцированного обучения. Примерами может служить разделение студентов при групповых способах обучения, использование игровых методик и т.п.

В особую дифференциальную группу может быть выделена любая группа, обучение в которой отличается какими-либо условиями или компонентами учебно-воспитательного процесса. По этим признакам отмечают следующие виды дифференцированных групп:

- по целям обучения: группы компенсирующего обучения (выравнивания, коррекции, педагогической поддержки); творческие работы с одаренными; предвузовской подготовки; овладения специальностью и др.;

- по содержанию обучения: группы бакалавриата, специалитета, группы основного отделения и спецмедгруппы;

- по методам и технологиям: группы развивающего обучения, коллективного способа обучения, работающие по авторским методикам; методики, повышенного индивидуального внимания, и др.;

- по уровню обучения: группы базового образовательного стандарта, (группы углубленного изучения предмета, факультативные), адаптирующего уровня (выравнивания, коррекции, педагогической поддержки), специальные

- по темпу (времени) обучения: группы опережающего, ускоренного и замедленного обучения [6].

В концепции дифференциации сформулированы основные целя, рассматриваемые с трех направлений:

1) индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого студента.

2) учет индивидуальных различий для лучшей реализации общих, единых для всех целей обучения, где студентам предоставляются возможности выбора.

3) воспитание индивидуальности с целью противодействия «уравниванию» личности.

С социальной точки зрения цель дифференциации – целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.

С дидактической точки зрения цель дифференциации – решение назревших проблем путем создания новой методической системы дифференцированного обучения студентов, основанной на принципиально иной мотивационной системе.

1.2 Баскетбол в системе физического воспитания ВУЗа.

Баскетбол - одна из самых распространенных игр. Пожалуй, нет такого уголка в нашей стране, где бы ни увлекались ею. Ценной, этой игры сейчас общепризнанна.

Особенно важно, что наряду с глубокой эмоциональностью, игра в баскетбол отличается исключительной доступностью - не требует дорогостоящего оборудования и включает в себя наиболее употребительные, с детства знакомые каждому, естественные движения, такие как бег, прыжки, метания. Поэтому, неудивительно, что баскетбол пользуется большой популярностью у детей и юношества. Это увлечение нужно всячески развивать и правильно руководить им. Без грамотного руководства игровая деятельность ребят может легко превратиться из средства всестороннего развития в свою противоположность.

Баскетбол привлекает своей зрелищностью, обилием разнообразных технико-тактических приемов, эмоциональностью, воздушностью, динамичностью, одновременно коллективизмом и индивидуализмом и к тому же является, по нашему мнению и мнению многих специалистов, самым эффективным средством для всестороннего физического развития.

Правильная организация таких занятий - это, прежде всего, проведение их в комплексе с другими средствами физического воспитания.

Рядом исследований А.Д. Храмцова, А.М. Зинин, С.Н. Анискина, и др. сейчас доказано, что умелая организация занятий баскетболом значительно улучшает протекание всех жизненных функций организма, что в значительной мере определяет благоприятный характер его общего формирования.

Баскетбол является одной из главных форм проведения занятий по физической культуре в высших учебных заведениях, так как это эффективное средство формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитанию физических качеств, которые необходимы любому специалисту в различных видах профессиональной деятельности.

Баскетбол как средство физического воспитания нашел большое применение в различных звеньях физкультурного движения. Эго одна из самых популярных спортивных игр, получившая широкое распространение в России.

В зависимости от задач в том или ином звене физкультурного движения основное содержание, направление и методика занятий приобретают специфические особенности. В физическом воспитании студентов высших учебных заведений баскетбол используется в двух формах: на академических занятиях и факультативно.

Популярность баскетбола и широкое его применение в российской системе физического воспитания обусловливаются экономической доступностью игры (небольшие средства для приобретения инвентаря и оборудования, возможность самостоятельного строительства площадки и сравнительная простота ее содержания), высокой эмоциональностью игры и большим зрелищным эффектом.

Баскетбол в системе физического воспитания, используется как комплексное средство физического развития и воспитания молодежи.

Коллективность действий. Баскетбол - командная спортивная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров. Различные функции каждого члена команды обязывают играющих постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения обшей цели. Эта особенность имеет важное значение для воспитания ответственности, привычки подчинять свои действия интересам социума. В то же время коллективность действий предполагает раскрытие и умелое использование социумом индивидуальных творческих возможностей.

Соревновательный характер. Процесс игры представляет собой состязание между игроками двух команд. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, точности бросков в цель и в других действиях, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности, целеустремленности.

Комплексный и разносторонний характер воздействия игры на функции организма и на проявления двигательных качеств. разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности, оказывает общее комплексное воздействие на организм спортсменов. Занятия баскетболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основу физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), формированию различных двигательных навыков и укреплению внутренних органов.

Непрерывность и внезапность изменения условий игры. Игровая обстановка меняется очень быстро. Каждый матч создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро.

Непрерывное наблюдение за процессом игры помогает развитию у баскетболистов способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации

Самостоятельность  действий. Изменчивость условий осуществления игровых действий требует проявления высокой самостоятельности баскетболистов. Каждый участник, на протяжении встречи учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать. Это важно для воспитания у спортсменов творческой инициативы.

В общем, не следует забывать о том, что из всех командных видов спорта баскетбол более других предрасположен к том), чтобы выставлять на показ индивидуальные способности, а также, иногда, в одиночку решать исход того или иного матча.

Достойное место в системе физического воспитания занимает баскетбол как наиболее популярная игра среди молодежи. В вузе он включен в программу по физическому воспитанию студентов и является составной частью учебных и факультативных занятий.

Рабочая программа по спортивным играм предусматривает изучение студентами теоретических и практических основ баскетбола.

В процессе занятий решаются задачи:

  1.  формирования практических навыков владения основными приемами техники игры;
  2.  привития методических навыков и умении при выполнении

двигательных игровых действий;

  1.  формирования умений и навыков в организации судейства соревнований по изучаемым видам;
  2.  формирования навыков использования баскетбола для решения задач оздоровления студентов, приобщения их к здоровому образу жизни, оптимизации двигательного режима, самостоятельных занятий физической культурой.

Занятия по программе баскетбола проводят в виде:

  1.  лекций;
  2.  методических занятий;
  3.  практических занятий;
  4.  учебно-тренировочных занятий;

На практических занятиях даются теоретические сведения, где раскрывается роль и место баскетбола в системе физического воспитания учащейся молодежи, особенности использования средств той или иной игры в развитии основных двигательных качеств, основные правила игры. организация и проведение спортивных соревнований.

Учебные практические занятия строятся по традиционной схеме в которой присутствует подготовительная, основная и заключительная части. В подготовительной части даются упражнения на растяжение, перемещения с невысокой скоростью, прыжки без больших мышечных усилий, упражнения с мячами в группах (передачи, броски ведение, подборы и др.). В основной части игра по упрощенным правилам или тренировка игровых фрагментов игры. В заключительной части - восстановление всех функций организма в норму [6]

На практических занятиях по физической культуре осуществляется дифференциация занимающихся по медицинским группам: специальной, подготовительной и основной.

Основная задача занятий баскетболом в специальной медицинской группе содействие укреплению здоровья студентов и позитивному отношению к занятиям по физической культуре.

В подготовительном отделении обучение проводится по принципу овладения основами баскетбола. Студенты отбираются в группы в соответствии с их подготовленностью и учетом желаний.

Ориентировка учебных занятий по баскетболу в основном отделении направлена на развитие общих и специальных физических качеств, овладение простыми и сложными навыками игры при сочетании с различными тактическими схемами игры в нападении и защите, а также формирование профессиональных навыков средствами баскетбола.

Сборные команды вуза участвуют в первенстве города среди вузов, КФК и в других соревнованиях, а для студентов, занимающихся в подготовительном отделении, систематически проводятся соревнования на первенство курсов, факультетов, института. Занятия на этом отделении проводятся в вечернее время.

Контрольные занятия, зачеты обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента [4].

1.2.1 Влияние баскетбола на организм человека.

Баскетбол относится к нестандартным ситуационным физическим упражнениям резкой переменной интенсивности. В процессе игры интенсивность движений может быть то максимальной, то умеренной. а в отдельные моменты игры активная мышечная деятельность может быть прекращена. Подобные изменения интенсивности происходят непрерывно, что определяется изменяющейся обстановкой, условиями игры. В результате при игре в баскетбол складывается своеобразный динамический стереотип нервных процессов, обеспечивающий быстрый переход, переключение функций с одного уровня деятельности на другой, с высокого на низкий и наоборот.

В отличие от представителей других видов спорта баскетболисты высокого класса отличаются большей длиной тела — 190 см и выше, а так же значительным весом. Это в определенной мере накладывает отпечаток на характер спортивной деятельности. В ходе спортивного совершенствования, посредством центральной нервной системы, улучшается способность управлять своими движениями, повышается скорость реакции, улучшаются функции анализаторов.

Баскетболисты отличаются хорошими показателями поля зрения, глубинного зрения, что позволяет им хорошо ориентироваться на площадке. Высокого уровня развития достигает двигательный анализатор. Спортсмены высокого класса хорошо оценивают усилия, время выполнения движения, точность передач и бросков [3].

Игровая активность баскетболистов отличается высокой напряженностью. Об этом свидетельствуют высокие функциональные изменения в ходе игры. Частота пульса может доходить до 180-230 ударов в минуту.

В процессе игры уровень потребления кислорода находится в  пределах 72,3 - 96,6% от максимума. При этом частота дыхания достигает 50-60 дыхательных циклов в минуту, а минутный объем доходит до 120 -150 литров. Таким образом, участие в играх предъявляет высокие требования к дыхательным возможностям баскетболистов. Расход энергии у баскетболистов за игру составляет 900-1200 ккал.

Переменный характер деятельности баскетболиста объясни заметные колебания функции в процессе игры. Так, у хорошо тренированных игроков частота пульса в ходе минутных пауз отдыха может приближаться к исходным данным. Наряду с этим у них хорошая восстановительная реакция сохраняется по ходу матча.

У баскетболистов невысокого класса и слабо тренированных по мере развития утомления наблюдается заметное ухудшение восстановления показателей сердечнососудистой системы в паузах отдыха, а также после тренировочного занятия в течение 12 часов наблюдается более высокий уровень внешнего дыхания, потребления кислорода по сравнению с исходными данными.

Нагрузки субмаксимальной интенсивности вызывают заметное повышение обменных процессов, когда около 80% необходимой энергии доставляется аэробным путем, поэтому уровень молочной кислоты в крови повышается лишь до 30-50 мг%. Частота сердечных сокращений достигает 170-190 уд/мин. В ткани каждую минуту поступает в 4 л кислорода, но все-таки величина кислородного долга сохраняется довольно большой (7-9 л). Продолжительность таких нагрузок может составлять 5-7 мин.

Нагрузки средней интенсивности могут выполняться на всем протяжении игрового времени (до 2-3 ч). Часть анаэробного извлечения энергии здесь снижается до 5-10 %. Это разрешает снизить уровень молочной кислоты в крови до 15-30 мг%. При этом частота пульса находится в границах 140-170 уд/мин, минутная вентиляция - 15-20 л. Потребление кислорода составляет 2-4 л/мин, а кислородный долг-3-5 л.

Как отмечают современные специалисты в области баскетбола, занятие этим видом спорта оказывает большое влияние на развитие мозга. Разнообразные сигналы во время игры стимулируют функционирования нервных клеток и взаимосвязей между ними, оказывают содействие проявлению и развитию преемственных (генетических) возможностей нервной системы [4].

В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация . Ход событий на площадке заранее неизвестен спортсмену и тренеру. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не обрабатывание стандартных навыков, а творческая деятельность — мгновенная оценка ситуации, решение тактической задачи, выбор соответствующих действий. Игрок, который находится на площадке, должен оценивать расположение игроков своей команды и соперника, анализировать особенности возникающих комбинаций, предусматривать направление передач мяча и т.п. В условиях недостаточности времени успешность его действий определяется не только правильностью избранных решений, но и скоростью прохождения нервных процессов.

Систематические занятия баскетболом способствуют развитию силы, быстроты, ловкости, выносливости, формируют быструю реакцию и ориентировку. Игра отличается большой эмоциональностью, требует проявления разносторонних физических качеств и двигательных действий, а также моральных и волевых качеств. Эти особенности делают ее одним из наиболее действенных оздоровительных и воспитательных средств оказывающих комплексные воздействия на организм занимающихся.

Любая игра, а баскетбол в особенности, привлекательна для людей любого возраста. Участвуя в игре, человек незаметно для себя переносит значительную нагрузку, выполнение которой в других условиях, в другой обстановке было бы связано с проявлением значительных волевых усилий. Особенно важно, что значительный объем движений обусловлен высоким эмоциональным фоном, который является важным фактором, поддерживающим интерес к занятиям баскетболом, и способствует снижению действия стрессовых факторов, воздействующих на человека в окружающей жизни.

Занятие баскетболом способствует укреплению сердечнососудистой и нервной систем, оказывают благоприятное воздействие на состояние вегетативной и трофической систем организма. Особо надо отметить благоприятное воздействие, которое оказывает занятие баскетболом на совершенствование двигательного аппарата и улучшения работы зрительного, вестибулярного и двигательного анализаторов. При занятиях баскетболом занимающиеся выполняют большое количество самых разнообразных движений.

Игра всегда выступает одновременно в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость. С другой - игра всегда направлена в будущее гак как жизненные ситуации, в том числе преодоление трудностей и т.д. Часто в игре закрепляются определенные качества, состояние, умение, способности необходимые студенту для выполнения будущих профессиональных обязанностей или просто для его физической закалки.

В процессе игры незаметно для студентов происходит их саморазвитие и самовоспитание.

Преимущество игровой деятельности состоит еще в том, что студент вступает в нее добровольно, без принуждения. Поэтому он свободно реализует себя, проявляет свои способности, вступает в сотворчество с педагогом.

По данным авторов  общее физкультурное образование студентов желательно осуществлять на основе дифференцированного подхода, который позволяет ликвидировать «уравниловку», развивать природные дарования, склонности и интересы. К0роме того, дифференцированный подход дает возможность преподавателю физкультуры моделировать и реализовать в каждом из студентов процесс индивидуального развития. Следовательно, проблема дифференцированного обучения элементам баскетбола на практических занятиях студентов является актуальной, а разработка дифференцированной методики обучения техническим приемам в процессе общего физкультурного образования по баскетболу - своевременной

Одной из важнейших задач физического воспитания студентов является обучение правильной технике движений, а также развитие физических качеств, воспитание интереса к занятиям и укрепление здоровья.

2. Разработка методики дифференцированного обучения студентов на практических занятиях во баскетболу в ВУЗе.

2.1 Организация и методы исследования.

Выявлено в результате анализа литературных источников, что баскетбол является одной из самых популярных игр среди студентов. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляются в командных действиях. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, опорно-двигательного аппарата, развитию координационных способностей, улучшает обмен веществ и деятельность всех систем организма занимающихся. Баскетбол является средством активного отдыха для многих категорий граждан, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью.

Ряд авторов В.К. Бальсевич, Т.Ю. Круцсвич Л Г. Пилипей  отмечают, что система физического воспитания в настоящее время недостаточно эффективна для повышения уровня физической подготовленности, здоровья, профессионально важных психофизиологических качеств для студентов вузов.

Метод педагогических наблюдений проводился с целью теоретического и экспериментального обоснования дифференцированной методики обучения основным приемам техники баскетбола на практических занятиях со студентами вуза.

Метод  хронометрирования. На основании метода хронометрирования обосновывается: необходимый объем часов на основание учебного материала по баскетболу для студентов с различной степенью владения баскетбольными навыками; затраты время потраченное на освоение учебного материала по баскетболу студентами с учетом их двигательной подготовленности; динамика освоения учебного материала по баскетболу студентами с различной степенью двигательной подготовленности.

Хронометрирование предполагает изучение затрат времени, небходимых для качественного усвоения учебного материала всеми студентами, включая и слабо подготовленных. Хронометрирование проводилось по строго определенным критериям качества усвоения знаний, практических умений и навыков со срезами непосредственно после их изучения. После того, как преподаватель проверил и закрепил усвоение этого материала.

Метод пульсометрии проводился с целью обоснования дифференцированной методики обучения техническим приемам баскетбола основанной на реакции сердечнососудистой системы (ЧСС). Частота сердечных сокращений определялась на артерии лучезапястного сустава.

Педагогические эксперименты. Предварительный и основной педагогические эксперименты были проведены для проверки выдвинутой гипотезы. С целью изучения процесса освоения технических приемов баскетбола на практических занятиях со студентами проводился предварительный педагогический эксперимент.

Цель основного педагогического эксперимента заключается в разработке и обосновании дифференцированной методики обучала техническим элементам баскетбола на практических занятиях со студентами.

С целью изучения устойчивости интереса к занятиям баскетболом студентов до и после процесса обучения проводилось анкетирование. Для этого использовалась модифицированная методика Г.Д. Бабушкина. Надежность разработанной анкеты проверялась путем повторного опроса одних и тех же анкетируемых с интервалом в два месяца в количестве 120 человек. При помощи анкетирования определялись отдельные компоненты интереса:

1) эмоциональный компонент, раскрывающий отношение личности к занятиям баскетболом;

2) мотивационный компонент - характеризует возникновение мотивов к изучению и совершенствованию баскетбольных умений;

3) интеллектуальный компонент свидетельствует о том, насколько студент понимает значимость занятий баскетболом;

4) волевой компонент отражает проявление волевой активности на практических занятиях по баскетболу.

Высокоэффективным в настоящее время признается использование в образовательном процессе дифференцированного полхода, который позволяет гарантированно получить запланированный результат при выполнении чётко описанных процедур [М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев, 2003]. Однако в настоящее время этот подход редко используются в индивидуализации обучения двигательным действиям преподавателями вузов.

Вместе с тем, анализ теоретических источников и процесс физического воспитания в вузах показывает наличие явных противоречии:

  1.  между разработанными педагогическими технологиями индивидуализации обучения студентов и ограниченным использованием таких технологий в сфере физической культуры;
  2.  между имеющимся потенциалом модульного обучения которые можно использовать при изучении предмета физической культуры саморазвития личности студента и недостаточной проработанностью содержания и структуры учебного материала по баскетболу в  вузе.

Разрешение этих противоречий заключается в разработке современной образовательной технологии, построенной на принципе гуманизации образовательного процесса. Реализация этого принципа видится в предоставлении каждому занимающемуся возможности обучатся спортивным играм на своем собственном уровне, в зависимости от способностей, интересов студентов. организация процесса обучения должна способствовать с одной стороны, саморазвитию, самореализации занимающегося, с другой стороны, предоставлять возможность усвоить учебный предмет на уровне образовательного стандарта. Одним из путей организации образотельного процесса по физической культуре с учетом вышеназванных особенностей является использование современных технологий обучения, а именно дифференцированного подхода. Привлекательность дифференцированного подхода в образовательном процессе обусловлена, с одной стороны преимуществами планирования и контроля, с другой – возможностями проявления индивидуального мастерства преподавателем вуза.

Таким образом для того, чтобы повысить результативность вузовского обучения технике спортивных игр, необходимо поставить перед занимающимися двигательную задачу и представить им ориентировочную основу действия. помимо повышения скорости усвоения материала, использование данных элементов позволит более наглядно продемонстрировать студентам целесообразность обработки того или иного элемента техники баскетбола, т.е. способствовать повышению мотивации, а также предоставить возможность для самостоятельной работы. При обучении студентов баскетболу будет целесообразным в качестве основания индивидуализации использовать уровень обученности двигательным действиям.

Дифференцированная методика обучения для студентов позволяет подбирать конкретные задания каждому студенту, как с помощью преподавателя, так и самостоятельно, отслеживать индивидуальную скорость обучения и определять наиболее сложные для усвоения элементы техники.

Индивидуализация начального обучения баскетболу в вузе предусматривает использование самостоятельно выполняемых заданий. Используется мониторинг уровня обученности студентов позволяющий конкретизировать получаемые результаты обучения с первых занятий и пригодного для оценки обученности баскетболу.

Оптимизация процесса физического воспитания, созданная на базе новых технологий, включает в себя следующие структурные составляющие: цели, содержание; заданные планируемые результаты средства контроля состояния результатов обучения; средства и методы обучения; организация учебного процесса.

Улучшение качества обучения и воспитания в вузе зависит от многих факторов: от уровня квалификации преподавателей, от состояния учебно-материальной базы, от степени взаимодействия педагогов со студентами. Системный подход имеет большое значение имеет к совершенствованию всех сторон педагогического процесса при одновременном выделении особо актуальных задач для определённого периода и выбора оптимальных вариантов их решений [5]            .

Оптимизация физического воспитания - это целенаправленный подход к построению педагогического процесса на основе закономерностей и принципов теорий и методики физического воспитания, сознательный научно-обоснованно выбор наилучшего для конкретных условий, ситуаций, вариантов построения занятий и учебного процесса в целом. С целью повышения эффективное in занятий по физическому воспитанию в программы включают не только проверенные практикой, а и новые организационные методы.

Для эффективности физического воспитания целесообразно применять дифференцированную методику обучения баскетболу. Реализация с помощью учебной программы, объединяющей следующие принципы:

  1.  соответствия программного материала базовым, фундаментальным основам науки о физической культуре;
  2.  структурного единства содержания программы по спортивно ориентированному физическому воспитанию с учетом личностного развития и становления студента;

С целью повышения мотивации к физическому и духовному самосовершенствованию студентов необходимо, чтобы предлагаемые инновационные технологии физического воспитания применялись в целостном образовательном пространстве учебного заведения. Это позволит реализовать интересы и потребности студентов к регулярным занятиям по физическому воспитанию.

Дифференцированный подход в воспитании и обучении, один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе как структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам студентов. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым студентом. Дифференцированный подход облегчает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого студента (что сложно в условиях большой наполняемости групп), а для определенной «категории» студентов. Реализации дифференцированного подхода способствует организация игр, соревнований, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства студентов. Необходимое условие дифференцированного подхода - изучение межличностных отношений. Дифференцированный подход даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом и т.д. Эффективность дифференцированного подхода находится в прямой зависимости от творческой атмосферы сотрудничества в воспитательной организации и демократического управления ею и включает весьма широкий круг педагогических действий.

Ведущим условием осуществления дифференцированного подхода к студентам на практических занятиях кроме изучения типологических особенностей являются также выделение временных типологических групп.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема определения роли современного физического воспитания в формирование личности здорового образа жизни приобретает все большую актуальность. Именно физкультурно-спортивной деятельности отдан приоритет в воспитании здорового поколения.

Тенденция к ухудшению здоровья учащегося, снижению уровня их физической подготовленности наблюдается очень часто. Одной из причин такого положения является то, что основная масса студентов не занимается спортом нигде, кроме занятий физкультурой, что недостаточно для выполнения суточной двигательной активности. Необходимо увеличить двигательную активность, чтобы прекратить развивающуюся гиподинамию и устранить многие причины болезней.

Однако использование традиционных подходов к организации занятий по физическому воспитанию не имеет должного воздействия на студентов, на их стремления  к занятиям спортом.

Таким образом, важной проблемой является оптимизация двигательной активности студентов с использованием различных форм организации учебного процесса по физическому воспитанию.

Баскетбол занимает одно из ведущих мест в программном материале по физической культуре всех образовательных школ, колледжей и вузов. Поэтому очевидна актуальность вопроса повышения качества образовательной деятельности, совершенствования методики обучения студентов  вузов навыкам игры в баскетбол. Следует отметить, что содержание процесса обучения техническим приемам баскетбола механически переносится из программно-нормативного обеспечения общеобразовательных школ, что не позволяет качественно решать задачи практических занятий физической культурой в ВУЗе. Проведен анализ источников по изучаемой проблеме. В результате исследования изучено содержание практических занятий по баскетболу с использованием дифференцированного подхода для студентов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Абольянина С.Г. Дифференцированная технология физического воспитания детей с различным уровнем физической подготовленности: Автореф. дис….канд. пед. наук.-М.,2009.-30с
  2.  Андрющенко Л.Б. Спортивно-ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура,»// Теория и практика физической культуры.-2002.-№2.-С. 47
  3.  Ананьев Б.Г. К психологии студенческого возраста// Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.- Вып. 2.- С 3-15.
  4.  Баскетбол: Программа для спорт. секций коллективов физ. культ. и спорт. клубов.- М.: Физкультура и спорт, 1976.- 49 с.
  5.  Ионова Н.А. Влияние дифференцированного использования подвижных игр на занятиях по баскетболу со студентами на уровень физического развития и техническую подготовленность //Успехи современного естествознания.-2013.- №10. С.58-59.
  6.  Родин А. В., Губа Д. В. Баскетбол в университете: Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе: учеб. пособие / А.В. Родин, Д.В. Губа.- М.: Советский спорт, 2009.- 168 с.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22109. D-триггер(триггер задержки) 28.5 KB
  Название Dтриггера происходит от слова €œdelay€ – задержка. Из определения следует что состояние триггера в момент времени t1 повторяет значение входного сигнала Dt в момент времени t отсюда и название триггера задержки. Матрица переходов для Dтриггера: D Qt Qt1 0 0 0 1 0 1 0 1 0 1 1 1 Обозначения асинхронного и синхронного Dтриггеров. Матрица переходов RS триггера имеет вид.
22110. J-K триггер (универсальный триггер) 24 KB
  Триггером JK типа называют автомат Мура с двумя устойчивыми состояниями и двумя входами J и K который при условии J K = 1 осуществляет инверсию предыдущего состояния т. при J K = 1 Qt1 = Qt а в остальных случаях функционируют в соответствии с таблицей истинности RS триггера при этом вход J эквивалентен входу S а вход K входу R. Этот триггер уже не имеет запрещенной комбинации входных сигналов и его таблица истинности т.
22111. Структурная схема конечного автомата 26.5 KB
  Комбинационная схема строится из логических элементов образующих функционально полную систему а память – на элементарных автоматах обладающих полной системой переходов и выходов. Каждое состояние абстрактного автомата ai i=0n кодируется в структурных автоматах набором состояний элементов памяти Q2 R=1R. Здесь Q – состояние автомата а ai = {0 1} Как и прежде Q Общее число необходимых элементов памяти можно определить из следующего неравенства 2R n 1.
22112. Табличный метод структурного синтеза конечных автоматов 75.5 KB
  На этапе структурного синтеза выбираем также способ кодирования состояний и выходных сигналов заданного автомата через состояния и выходные сигналы элементарных автоматов в результате чего составляют кодированные таблицы переходов и выходов. Функции возбуждения элементарных автоматов и функции выходов получаются на основе кодированной таблицы переходов и выходов. Рассмотрим примеры синтеза которые позволяют сформулировать общий алгоритм структурного синтеза конечных автоматов.
22113. Технические особенности конечных автоматов 36 KB
  Здесь u – сигналы возбуждения триггера. На практике триггера часто выполняются в синхронном варианте синхронные триггера когда упомянутые элементы u включают в схему триггера. Например схему синхронного триггера RSтипа можно рассматривать как состоящую из асинхронного RSтриггера ко входам R и S которого подключены двухвходовые элементы И. Очевидно синхронные триггера будут сохранять свои состояния при С=0 а переходы в них возможны при С=1 то переходы в синхронном триггере будут осуществляться также как в асинхронном.
22114. Понятие устойчивости конечного автомата 48 KB
  Дело в том что триггера в схеме имеет различные времена задержек сигналов обратной связи которые поступают с выходов триггеров на их входы через комбинационную схему II. По этим причинам если при переходе автомата из состояния ai в as должны измениться состояния нескольких триггеров то между выходными сигналами этих триггеров начинаются гонки. изменит свое состояние раньше других триггеров может через цепь обратной связи изменить может изменить сигналы возбуждения на входах других триггеров до того момента как они изменят свои состояния....
22115. Синтез конечных автоматов 31.5 KB
  В ЦА выходные сигналы в данный момент времени зависят не только от значения входных сигналов в тот же момент времени но и от состояния схемы которое в свою очередь определяется значениями входных сигналов поступивших в предшествующие моменты времени. Понятие состояния введено в связи с тем что часто возникает необходимость в описании поведения систем выходные сигналы которых зависят не только от состояния входов в данный момент времени но и от некоторых предысторий т. Состояния как раз и соответствуют некоторой памяти о прошлом...
22116. Способы задания автомата 362 KB
  Существует несколько способов задания работы автомата но наиболее часто используются табличный и графический. Совмещенная таблица переходов и выходов автомата Мили: xj ai a0 an x1 a0x1 a0x1 anx1 anx1 xm a0xm a0xm anxm anxm Задание таблиц переходов и выходов полностью описывает работу конечного автомата поскольку задаются не только сами функции переходов и выходов но и также все три алфавита: входной выходной и алфавит состояний. Для задания автомата Мура требуется одна таблица поскольку в этом...
22117. Частичные автоматы 194 KB
  Оказывается что для любого автомата Мили существует эквивалентный ему автомат Мура и обратно для любого автомата Мура существует эквивалентный ему автомат Мили. Рассмотрим алгоритм перехода от произвольного конечного автомата Мили к эквивалентному ему автомату Мура. Требуется построить эквивалентный ему автомат Мура Sb = {Ab Xb Yb b b} у которого Xb = Xa Yb = Ya т. Для определения множества состояний Ab автомата Мура образуем всевозможные пары вида ai yg где yg – выходной сигнал приписанный входящей в ai дуге.