88490

Философия Николо Макиавелли

Реферат

Логика и философия

Итальянские города – республики были не в состоянии создать предпосылки для объединения страны, но именно в этих городах зародились очаги «Эпохи возрождения». С переменных успехом сохранялась политика «Итальянского равновесия», которая хоть как-то могла предотвращать стычки между городами и вторжения...

Русский

2015-04-30

111.5 KB

8 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

ТОМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Международный факультет управления

Кафедра Государственного и муниципального управления

РЕФЕРАТ

На тему: «Философия  Николо Макиавелли»

Выполнил

студент гр.№21121

_______Д.А.Иванов

Проверил

канд.ист.наук, доцент ________

И.Е.Максимова

___________________

зачтено/незачтено

Томск 2012

Содержание:

  1.  Введение…………………………………………………………стр.3
  2.  Биография Николы Макиавелли……………………………….стр.4-6
  3.  Трактат «Государь»……………………………………………..стр.7
  4.  Государство ……………………………………………………..стр.8 -11
  5.  Религия в государстве ………………………………………….стр.12-14
  6.  Народ и государство ……………………………………………стр.15-16
  7.  Цезарь Борджиа ………………………………………………...стр.17-18
  8.  Заключение ……………………………………………………...стр.19-20
  9.  Список литературы ……………………………………………..стр.21

Итальянский мыслитель выступает сторонником опытного познания явлений общества и государства. Схоластическим рассуждениям и догматическим аксиомам, основанным на священном писании и высказываниях отцов церкви, Макиавелли противопоставил опыт и трезвое наблюдение фактов, выводы, проверяемые данными истории.

«Уже Макиавелли, Кампанелла,»

К. Маркс

Введение 

Конец XV – начало XVI в. – считаются периодами глубокого кризиса итальянского гуманизма. Италию раздирают внутренние феодальные войны, отбросившие ее развитие на несколько столетий назад и ,превратившие ее в отсталую европейскую провинцию.

Итальянские города – республики были не в состоянии создать предпосылки для объединения страны, но именно в этих городах зародились очаги «Эпохи возрождения». С переменных успехом  сохранялась политика «Итальянского равновесия», которая хоть как-то могла предотвращать стычки между городами и вторжения других европейских государств. В этот момент в Италии не нашлось той силы, которая бы могла взять в свои руки создание «итальянской монархии», как это происходило в других европейских державах. Именно в этот момент раздробленности Италия является лакомым кусочком  и легкой добычей для своих соседей и яблоком раздора для Испании и Франции. Но не смотря на все это, богатство опыта ренессансное общество Италии отличавшееся от феодального, нашло свое в политических и гуманистических идеях и учениях. Большое составляющее осознания античного опыта было связанно с античными идеями. Именно в эту катастрофичную эпоху были рассмотрены различные идеи и факты античной истории, также были предприняты попытки ответа на сложившиеся проблемы современной действительности, которые находят свое отражение в идеях Николы Макиавелли.

Биография Николы Макиавелли

Его жизнь, можно сказать,

всецело в его произведениях.

Макиавелли Никколо ди Бернардо (1469-1527) – историк, писатель, общественный и государственный деятель , родился во Флоренции 3 мая 1465 года. Происходил из обедневшей дворянской семьи нотариуса. Фамилия Макиавелли образовалась из прозвища, которое переводится как «вредный гвоздь». Это прозвище означало, что все носители могут постоять за себя. Родители Макиавелли были образованными людьми. Его отец – Бернардо Макиавелли поддерживал дружеские связи с известными книгопродавцами. В их числе был и Джунта, потомок которого позднее стал первым издателем книг Никколо. Сохранились сведения о том, что мать Никколо писала поэмы. Семья была большая. Заработка Бернардо едва хватало на покрытие самых непосредственных нужд семьи. Это дало повод Никколо писать.

Если внимательно рассмотреть портрет Макиавелли, то наверняка , сложно представить себе Макиавелли юного, с гибким телом, со свежими красками на лице, с искрящимися глазами. Но на этом портрете мы увидим бюст костлявого, чуть сгорбленного человека. Лицо худое. Плохо выбритые, впалые щеки. Утомленные глаза сидят глубоко, смотрят рассеянно и беспокойно, но в них много затаенной думы, и они способны загораться порывами решимости и энергии. Но за всем этим не столько впечатляющим образом скрыт талант великого человека.Каков был Макиавелли в пожилые годы, таков должен был быть и в молодости. В 1478 году, девятилетним мальчуганом, Никколо видел, как обезумевший народ гонялся по улицам за членами семьи Пацции их сторонниками, как висели в окнах Дворца Синьории архиепископ Сальвиати. Образование он получил самое суммарное. Греческого он, по-видимому, все –таки не знал , а в латинском не мог угнаться за матерыми гуманистами. Настоящею школою Никколо была флорентийская улица, этот удивительный организм, где формировалось столько больших умов. Дома он читал древних и Данте. Бродя по улице, получал среднее и высшее образование. И проходил курс политики.

В 1512 годы стал катастрофным для Макиавелли : сначала лишение службы, потом привлечение по делу о заговоре против Медичи, тюрьма, пытка веревкою. Потом — чистилище после ада — долгое прозябание в деревне, бесплодные попытки устроиться

вновь и ощущение бесповоротно разбитой жизни.

Один из приятелей писал ему однажды: «Если бы я знал,

куда обратиться с такой молитвою, я бы просил, чтобы скорее

все беды этого мира свалились мне на голову, чем та, моровой

язве подобная, отвратительная, гнилая (pestiferissimo e dispia.

Tatissimo et putrefato) болезнь, которая зовется меланхолией и

которая, я знаю, гнетет одного любимейшего нашего друга. Да

избавит его от нее природа»

В 1526 году, Италии угрожало порабощение со стороны испанцев,  он поспешил послужить на благо родного города ,он предложил проект укрепления стен Флоренции, который был принят. Пятидесятилетний Макиавелли еще имел достаточно сил для большой государственной работы, он предлагает свою кандидатуру на пост канцлера Флорентийской республики. Вскоре после этого 21 июня 1527 года Никколо Макиавелли скончался, Рядом с ним там покоятся Микеланджело, Галилей и другие великие итальянцы.

Трактат «Государь»

Находясь в ссылке и тоскуя по реальной политической жизни, Макиавелли создал целый ряд замечательных произведений. Одними из первых были написаны трактаты «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Мандрагора». Макиавелли размышлял о политическом строе, истории Италии, о социальных проблемах и предпосылках будущего развития.

 На написание «Государя» пришла Макиавелли вдохновила сложная политическая ситуация в Италии. Сын римского папы Александра IV Борджиа Чезаре пытался при поддержке отца создать собственное государство на территории современной философу Италии, однако все его попытки оказались тщетны – после кончины папы в 1503 году для Чезаре наступила черная полоса, и он потерпел поражение в своих замыслах. Именно это натолкнуло Никколо на написание своеобразного «руководства к применению власти» для правителей. 

В «Государе» Макиавелли отображает  модель абсолютного монарха, который с помощью всех необходимых средств – жестокости и обмана, демагогии и справедливости, хитрости и прямодушия – обеспечивает сохранение, укрепление и расширение своей власти. Также можно утверждать, что « Государь» - это отображение  взглядов Макиавелли на религию, государство, мораль и нравственность, и человека в целом. Наряду с этим, трактат – это своеобразный свод правил и указаний, который, по мнению Макиавелли, позволит стать хорошим государем. Нельзя не заметить, что большинство умозаключений Макиавелли в трактате выходят из анализа исторический событий Италии, так как  множество пример он приводит именно оттуда, например в главе XXVI «Призыв овладеть Италией и освободить ее из рук варваров» уже само ее название указывает на это факт.

Как уже ранее подмечалось, что  в трактат заключено рассмотрение таких аспектов как государство, мораль и нравственность, религия, то главы можно распределить по данным группам.

Государство

Глава первая названа «сколько видов бывают государства и как они приобретаются». В данной Макиавелли рассказывать о возможных видах государства. Он выделяет республики, либо государства, управляемые единовластно. «Все государства, все державы, обладавшие или обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластноЕдиновластные государства в свою очередь разделяются еще на несколько.



В третьей главе рассказывает о смешанных государствах. «Трудно удержать власть новому государю. И даже наследному государю, присоединившему новое владение — так, что государство становиться как бы смешанным, — трудно удержать над ним власть, прежде всего вследствие той же естественной причины, какая вызывает перевороты во всех новых государствах.»  Завоеванные государства делятся на принадлежащие к одной стране и имеющей один язык либо к разным странам и имеющим разные языки. И если государство принадлежит твоей стране то власть удержать проще, но если «если завоеванная страна отличается от унаследованной по языку, обычаям и порядкам, то тут удержать власть поистине трудно, тут требуется и большая удача, и большое искусство». В этом случаем Макиавелли предлагает либо переселится государю в чужое государство , либо учредить колонии, которые бы связывали земли с государством завоевателя. «Если же государь обо всем этом не позаботится, он скоро лишится завоеванного, но до того претерпит бесчисленное множество трудностей и невзгод». Затем Никколо приводи примеры, из жизни соседних государств, рассуждая об ошибках А точку в этой главе  ставит именно такой вывод: «горе тому, кто умножает чужое могущество, ибо оно добывается умением или силой, а оба эти достоинства не вызывают доверия у того, кому могущество достается». 

Глава пятая названа «как управлять городами и государствами, которые до того как были завоеваны, жили по своим законам», здесь автор рассматривает три способа удержания такого государства. «Первый – разрушить; второй – переселиться туда на жительство; третий – предоставить гражданам право жить по своим законам, при этом обложив их данью и вверив правление небольшому числу лиц, которые ручались бы за дружественность государю». Но приведя пример верными остаются только два решения «разрушить их или же в них поселиться». 

Шестая глава «О новых государствах, приобретаемых собственным оружием или доблестью». Анализируя поведение таких людей как Моисей, римский чай Ромул, Кира и Тезея автор подчеркивает что на пути людей подобных этим, «встает множество опасностей, для преодоления которых требуется великая доблесть. Но если цель достигнута, если царь заслужил признание подданных и устранил завистников, то он на долгое время обретает могущество, покой, почести и счастье». Заканчивается глава рассказом о Гиероне Сиракузском чья тактика может быть примером упразднив старое ополчение и набрав новое, расторгнув старые союзы после революции и заключив новые, он на фундаменте собственного войска и своих союзников смог завоевать власть новых, построить новое государство и легко удерживать власть в нем. 

Глава седьмая «О новых государствах, приобретаемых чужим оружием или милостью судьбы», здесь речь идет о тех, кому власть досталась за деньги или была пожалована в знак милости. Эти правители зависят на взгляд мыслителя от воли фортуны и от тех, кому они обязаны властью и удержаться от власти они не могут и не умеют. «Не умеют оттого, что человеку без особых дарований и доблести, прожившему всю жизнь в скромном звании, негде научиться повелевать; не могут оттого, что не имеют союзников и надежной опоры». После примеров такого приобретения к власти становится понятно почему автор делает такие выводы. 

В главе восьмой «О тех кто приобретает власть злодеяниями» это анализ ситуаций где частный человек достигает верховной власти путем преступлений либо в силу благоволения к нему сограждан. Главный вывод в таких случаях это вести себя с подданными и в случаи в беды и в моменты подъема для государства одинокого, вовремя разрешать все конфликты и совершать периодически благодеяния, чтобы народ «распробовал их как можно лучше. 

Глава девятая о тех государях которые получают власть в силу благоволения сограждан и носит она название «О гражданском единовластии». Такая власть, по мнению автора, учреждается по требованию либо знати либо народа, в зависимости от того кому первому представляется удобный случай. И если с враждебно настроенным народом сложно что-то сделать, тро о знатью можно, и если государь народ выбрать не может, то знать выбрать может, потому что имеет право её и карать и миловать. Если правитель пришел к власти с помощью народа, он должен стараться удержать его дружбу, иначе в трудное время он будет свергнут. Мудрый государь должен сделать так чтобы его граждане и знать и народ всегда нуждались в государе и в государстве, только тогда они будут верны ему. 

Глава десятая «как следует измерять силы всех государств» это своеобразная инструкция о том, как понять государю может ли он в случае необходимости отстоять себя собственными силами или же он нуждается в защите со стороны. Государь, чей город хорошо укреплен, а народ не озлоблен, кто поступает со своими людьми, так как было предложено автором в предыдущих пунктах, не может подвергнуться нападению. Но если это и случится, неприятель принужден будет с позором ретироваться, потому все в мире меняется с такой быстротой, что едва ли кто-нибудь сможет год продержать войско в праздности, осаждая город. Разумный государь без труда найдет способы укрепить дух горожан во все время осады, при условии, что у него хватит, чем прокормить и оборонить город 

В XXIII главе Макиавелли настаивает на том, чтобы государь  больше всего избегал льстецов, которыми полны дворцы об этом он говорит так : «Я хочу коснуться еще одного важного обстоятельства, а именно одной слабости, от которой трудно уберечься правителям, если их не отличает особая мудрость и знание людей. Я имею в виду лесть и льстецов, которых во множестве приходится видеть при дворах государей, ибо люди так тщеславны и так обольщаются на свой счет, что с трудом могут уберечься от этой напасти»  И на это проблему у Макиавелли есть свой ответ, он рекомендует окружить себя  людьми, которые способны ему всегда говорить только правду, какой бы горькой она не была. «Поэтому благоразумный государь должен избрать третий путь, а именно: отличив нескольких мудрых людей, им одним предоставить право высказывать все, что они думают, но только о том, что ты сам спрашиваешь и ни о чем больше; однако спрашивать надо обо всем и выслушивать ответы, решение же принимать самому и по своему усмотрению.»

 

Макиавелли справедливо полагает, что государи становятся великими, когда преодолевают трудности и оказанное им сопротивление. Он выстраивает внушительную программу, выполняя которую государь может добиться того, чтобы его почитали. Если правила, предлагаемые Макиавелли, соблюдаются государями, то власть, нового государя делается крепче и обеспеченнее.


Религия в государстве

Макиавелли хорошо видел, чувствовал и сознавал силу религии, её социальную функцию, её консерватизм и власть над умами и сердцами верующих. Роль церкви и в истории Италии, и в истории Европы Макиавелли оценивал очень негативно. И поэтому призывал всемерно использовать эту силу для общего блага, в особенности для объединения и укрепления государства. Макиавелли настоятельно рекомендовал главам республик или царств сохранить основы, поддерживающей их религии. Если они будут поощрять и преумножать всё, что создается на благо религии, пусть если они и считали это обманом, то им будет легко сохранить своё государство религиозным, а значит -  единым.

Вероятно, что если бы кому-либо из римских пап удалась попытка объединить Италию под властью римской курии и создать единое и независимое итальянское государство, Николо по-другому отнесся бы к политике Ватикана, но и это сомнительно. Как политический деятель Макиавелли умел принимать и ценить успех и также оправдывать практически любые средства, ведущие к достижению поставленной цели. Но не смотря на все это, Макиавелли  был патриотом своей страны, как Флоренции, так и всей Италии. Он считал основным несчастьем своей родин это то, что церковь не обладала достаточной силой, чтобы объединить страну, но была достаточно сильной, чтобы помешать ее объединению не под своим главенством.

Следует отметить, что сам Макиавелли все-таки был человеком верующим. Однако не приветствовал политику папской церкви. В «Государе» Макиавелли приводит множество примеров ошибочной политики Ватикана и объяснял их  тем, что Ватикан всегда ставил свои интересы выше национальных интересов Италии. Тем более он выступал против вмешательства римско-католической церкви в светские дела, так как это, по его мнению, к добру не приводило и привести не могло. В «Рассуждениях», в частности, сказано следующее: «Так вот, мы, итальянцы, обязаны Церкви и священникам прежде всего тем, что остались без религии и погрязли во зле. Но мы обязаны им еще и гораздо большим, и сие – вторая причина нашей погибели. Церковь держала и держит нашу страну раздробленной»

 

Макиавелли признавал именно практическую пользу религии. Его слегка пренебрежительное отношение к католической церкви вполне объяснимо. Как христианин,  он обязан был знать основные догматы христианской веры, а  как образованный человек своего времени он должен был читать труды отцов церкви, но тот, мир, которые он видел, не напоминал мир евангельских заповедей. Продажные священники, кардиналы, дерущиеся за власть подобно стае диких псов, - вот это было  обычным для того времени. Находились люди, которые  пытались  бороться с создавшимся положением, но чаще всего они расставались со свободой, а то и с самой жизнью. В качестве примера можно привести современника и земляка Макиавелли – Савонаролу. Савонарола указывал на несправедливое распределение налогов, нападал на богачей, говоря, что они «присваивают себе заработную плату простонародья, все доходы и налоги», а бедняки умирают с голода. Всякий излишек — смертный грех, так как он есть достояние бедных. Но и этот борец за чистоту и справедливость вряд ли являлся человеком, способным привлечь симпатии  Николо Макиавелли к христианской религии: непомерная гордыня, плохо сочетающаяся с проповедуемым им христианским смирением, - человек, наделённый такими качествами, не слишком подходил на роль идеального пастыря.

Пожалуй, единственным государственным деятелем, выступавшим на стороне римской Католической церкви заслужившим одобрение  Макиавелли, был Цезарь Борджа.  Нельзя сказать, что Борджа не преследовал личных интересов, а сражался только за идею  господства Римской Католической церкви. Но именно в этой личной заинтересованности, в энергии и воле, в уме этого человека видел Макиавелли успех процветания страны, управляемой таким человеком. Но обстоятельства были против Борджа, хотя он был очень близок к осуществлению своих планов. Возможно, что именно  эта неудача  окончательно предопределило отношение Никколо Макиавелли к церкви и ее политике. Впрочем, это неприятие было вполне взаимным: уже в 1559 году католическая церковь внесла труды Макиавелли в «Индекс запрещенных книг», но при этом продолжала пользоваться политическими принципами,  изложенными в них.

В то же время к самой христианской религии (в ее первоначальном варианте) он относился весьма положительно, осуждая при этом разделение ее на православие и католичество.

Народ и государство

Много внимания Макиавелли уделял отношениям между государством и народом. Под народом он понимал трудящийся люд, который не обладает ни богатством, ни знатностью. Народ играет активную роль в государственной жизни. Народ неспособен к быстрым решениям и движениям, дорожа благами, которые нуждаются прежде всего в прочном государственном порядке, народ, по самой природе своей, отличается постоянством и служит самым надежным хранителем законного порядка.

В XIX главе тракта «Государь» Николо призывает государя избегать таких дел, которые могли бы вызывать ненависть и призрение. «Презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Этих качеств надо остерегаться как огня, стараясь, напротив, в каждом действии являть великодушие, бесстрашие, основательность и твердость

Стоит отметить, что по мнению Макиавелли, государь может навлечь на себя ненависть не только совершая дурные дела, но также и добрыми. Именно поэтому он постоянно должен постоянно метаться. А ведь все зависит от того, чье расположение хочет достичь государь. Именно в данной ситуации Макиавелли четко выделяет классовое различие интересов: народ дорожил спокойствием, поэтому любил мирных правителей, а солдаты, соответственно, любили  жестокого государя. И если те императоры, которые оказались  неспособными держать в руках народ и солдат, всегда погибали. В подтверждение это, Николо сравнивает две группы императоров. Такие императоры, как Марк, Пертинакс и Александр – враги жестокости, но все, кроме Марка, закончили плохо. Противоположным примером служат Север, Антоний Каракалла и Максимин были величайшими злодеями – ради удовлетворения солдат они не останавливались ни перед каким насилием против народа. Но все они, кроме Севера закончили также плохо. Исходя из всего выше сказанного, Макиавелли считал достижение  равновесия классовых интересов .

Макиавелли заботиться о благе народа, объясняя это тем государям, что недовольный, презирающий своего вождя народ – это более страшная угроза для правителя, чем самый сильный внешний враг. Макиавелли убежден, что сильным государство может стать только тогда, когда неустанно заботить о благе своего народа. Именно так Макиавелли понимает идею демократии. По его мнению  идеальным государственным устройством является то, которое обеспечивает благо большинства.

Таким образом идеальный князь должен добивается сознательной  поддержки народа, и Макиавелли призывает добиваться согласия народных масс на единственно возможный в то время вид демократии – абсолютную монархию, разрушающую феодальную и синьориальную анархию.

Цезарь Борджиа

Своими советами и рекомендациями Макиавелли обращался исключительно к государям ,а не к народу, и затрагивал исключительно область политики, а не частную сферу жизни, как утверждают некоторые. Все свои советы Николо подкрепляет примера из реальной жизни. И вот один наиболее яркий, пожалуй даже самый яркий пример этого Цезарь Борджиа. Это единственный человек, которым восхищался даже столь суровый критики, как Макиавелли. Борджии посвящена  целая глава тракта «Государь». Деятельность Борджии это яркий пример воплощения политических приемов Макиавелли.

Будучи гостем герцога, Макиавелли он лестно отзывался о нем, также Никколо был удивлен тому, как искусно Цезарь выполнял свои политические планы и той решительности, с которой он преодолевал свои препятствия.

Деятельность Борджия Макиавелли более подробно описывает в «Князе». Он подробно рассказывает о том, как Цезарь не владея изначально никакими навыками смог образовать целое государство и достичь в нем мир и порядок. Для достижения своих целей Борджия не пренебрегает ничем, что только мог позволить себе делать человек для укрепления своей власти. Достигнув определенного положения, конечно же, не без помощи внешних сил, он также попытался создать свою, собственную силы, чтобы избежать внешнюю зависимость, и на которую можно было бы опираться в будущем. Врагов своих он истреблял, подкупая подарками он привлек к себе много приверженцев.

Но один наиболее важным качество, которым овладел Борджия – это умение расположить к себе народ. Что очень важно по мнения Макиавелли, который считал, что  самой страшной угрозой и в тоже время серьезной силой, которая способна сломить любую армию. Это управление заключалось в том, что умел грамотно создать иллюзию того, что все жестокости, которые были направлены на народ исходили не от него, а от его подчиненных, для удовлетворения интересов народа, он был способен выдать своих слуг на растерзание народу. Именно так Николо Макиавелли описывает деятельность Цезаря Борджиа.

В завершении рассказа Макиавелли охарактеризовал герцога так : «рассматривая все поведение герцога, я не могу его ни в чем упрекнуть; напротив, мне кажется, что его

можно поставить в пример всем, которые достигнут власти при помощи счастья и чужого оружия. Имея высокую душу и великие цели, он не мог действовать иначе»

Макиавелли смотрит на Борджиа как на мудрого правителя стремившегося к установлению твердого государственного порядка, и потому во всей его жестокости и безнравственной политике видит лишь проявление решительности, проницательности и ловкости; где преследуются политические цели, там все средства кажутся ему дозволенными.

Заключение

Макиавелли – один из самых трудных для понимания и истолкования иднологов. Не случайно уже на протяжении четырех с половиной столетий вокруг его основного произведения «Государь» ведутся множество дискуссий, а его доктрина и взгляды слиты  в резко негативный термин «Макиавеллизм» - синоним политического коварства, двуличия, лицемерия, предательства, жестокости и т.д.

У Макиавелли не было никаких религиозных и моральных иллюзий. Он базировался только на по всеместном и зверином эгоизме людей и на укрощении этого эгоизма любыми государственными средствами с допущением жестокости, вероломства, ,кровожадности, убийства, любых обманов, любой бесцеремонности. Идеалом Макиавелли был не кто иной, как развращеннейший и жесточайше настроенный в отношении всех людей вплоть до аморализма и нигилизма герцог Цезарь Борджиа.! И тут уже каждый скажет, что перед нами самоотрицающе-модифицированный Ренессанс.

В учении Макиавелли Ренессанс сам отказывается от самого себя. Это действительно значит, что Макиавелли был «революционером», но то была «революция» против возрожденческих религиозно - моралистических и эстетических ценностей. Николо был патриотом своего народа, он мечтал об изгнании из Италии ее захватчиков и верил в справедливое будущее. Но предлагавшиеся им методы государственного правления являются жесточайшим и античеловеческим механицизмом, возникшим в виде полной противоположности эстетическим и свободомыслящим идеалам возрожденческой Италии.

«Государь» Макиавелли формально является опорой Италии периода эпохи возрождения. Макиавелли наврятли бы удивился славе, которую принес ему «Государь» и даже при жизни он пытался выступить с критическими замечаниями. «Я учил государей становиться тиранами, а подданных - от них избавлять» - так отвечал Никколо тем, кто обвинял его в пропаганде деспотизма.

Основной идеологией для него — это единство народа и восстановление его родины. Ради своего народа и горячо любимой им родины Макиавелли был готов на любые ужасы абсолютистски - полицейского государства и на любые кошмары в обращении с отдельными личностями и группировками.

 

Уже самая личность Макиавелли обладает настолько страшными чертами, что заслуживает хотя бы краткого упоминания. Ренессанс требовал всестороннего развития личности, и Макиавелли тоже был всесторонне развит. Но эта всесторонняя развитость доходила у него до полной беспринципности, всегда и всюду оставляла по себе самые неприятные чувства и сделала его откровенным циником, лишала его возможности иметь друзей и близких людей и открывала для него дорогу к разного рода безобразнейшим предприятиям.

В истории редко можно встретить такую полную гармонию между словом и делом, какую являл в этот год Никколо. Он стал олицетворением добродеятеля. и навсегда остался для Италии — и не для одной Италии — учителем, неумирающим примером того, как нужно и как можно действовать «по-сумасшедшему» в трагические моменты кризисов в государстве и у народа.

Список литературы:

1) Горфункел А. X. -Философи эпох Возрождения. Учеб.пособие. — М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.

2) Соколо В. В. Европейска философи XV —XVII веков: Учеб. пособи дл филос. фак-то ун-тов.— М.: Высш. шк.,1984. 448с.

3) Серия «РУССКИЙ ПУТЬ» Никколо Макиавелли: PRO ET CONTRA – С-П.2002./ Алексей Дживелегов/ Никколо Макиавелли. Стр. 507-575

4) Серия «РУССКИЙ ПУТЬ» Никколо Макиавелли: PRO ET CONTRA – С-П.2002./ Алексей Лосев. Никколо Макиавелли (1469-1527). Стр. 576-582

5) Макиавелли/ Никколо Каппони; [перевод с английского А.Л.Уткина] – М.: Вече, 2012. – 352с.ил. – (Великие исторические персоны).

6) Серия «РУССКИЙ ПУТЬ» Никколо Макиавелли: PRO ET CONTRA – С-П.2002./

П.И Новгородцев. Никколо Макиавелли. Стр. 391 - 405

18


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79258. Классификация предприятий 240.56 KB
  Коммерческой деятельности Организация обособленное образование являющееся юридическим лицом выполняющая социальные услуги осуществляющая деятельность на основе: Членских и прочих взносов и платежей Коммерческой деятельности Бюджетного финансирования Особенности предприятия как производственной системы: 1. Открытый характер предприятия по отношению к внешней среде. Совокупность предметов и явлений составляющие одно целое при высоком разнообразии процессов производства и управления или комплексности целей и задач предприятия....
79259. Основные понятия, функции и принципы управления деятельностью коммерческого предприятия 19.09 KB
  Организации внутренне присущи особенности: структурированность совокупность устойчивых связей объекта внутренняя упорядоченность внутренние правила обеспечивающие рациональное налаженное состояние организации согласованность согласованность взаимодействия относительно самостоятельных частей в системном объекте Организации производства Сущность. Это единство:структуры и содержания производственной системы ее формы как юридического лица; процесса функционирования системы в соответствии с ее миссией по переработке входа системы...
79260. Значение совершенствования организации основного производства. Направления совершенствования организации основного производства 16.21 KB
  В условиях рыночных отношений обеспечить промышленному предприятию эффективное функционирование и конкурентные преимущества может только эффективная система управления его производственной деятельностью.Без четкой научно обоснованной организации процесса вряд ли можно добиться высоких показателей системы управления.Поэтому организация труда управленческого персонала во многом определяет эффективность всей системы управления производством как в текущем так и в оперативном режиме её функционирования.Формирование рациональной...
79261. Структура и взаимосвязь элементов системы организации производства. Предприятие как организационная система. Особенности, функции предприятия 17.23 KB
  Предприятие как организационная система. Особенности функции предприятия Предприятие как организационная система Системаобъективное единство закономерно связанных друг с другом предметов или целое состоящее из частей упорядоченных по определенному закону или принципу или Взаимосвязь взаимообусловленных сопокупность входящих в ее состав элемнтов Системный подход инструмент исследования – систематизированный способ мышления согласно которому процесс обоснования решений базируется на определении общей цели и подчинении ей подсистем...
79263. Отраслевой состав национальной экономики. Особенности черной металлургии 14.01 KB
  Отраслевой состав национальной экономики. Особенности черной металлургии Отраслевая структура национальной экономики заключается в группировке хозяйствующих субъектов в однородные по своему составу группы связанные однородными функциональными характеристиками – отрасли национальной экономики. Отраслевая структура национальной экономики проходит следующие этапы своего развития: 1 первый связан с активным развитием и преобладанием первичных отраслей экономики таких как сельское хозяйство добыча полезных ископаемых; 2 второй связан с...
79264. Характерные признаки предприятий, образующих металлургическую отрасль 14.74 KB
  На территориальную организацию черной металлургии влияет ряд факторов. Например в черной металлургии ФРГ этот показатель равен всего 22. Так на 1 т готового проката у нас приходится 85 человекочасов что в 15 2 раза больше чем в странах с развитой черной металлургией Южной Корее Бразилии Китае Тайвань. Низкая производительность труда на предприятиях черной металлургии ведет к тому что конкурентоспособность отечественной металлопродукции может быть обеспечена только при сохранении самого низкого из существующих уровня заработной...
79265. Основы организации и управления производством коммерческого предприятия 15.88 KB
  Основы организации и управления производством коммерческого предприятия Финансы коммерческих предприятий представляют собой экономические отношения возникающие в процессе формирования производственных фондов производства и реализации продукции образования собственных ресурсов привлечения внешних источников финансирования их распределения и использование. Финансами коммерческих организаций и предприятий присущи те же функции что и общегосударственным финансам распределительная и контрольная. Положительный финансовый результат...
79266. Методы организации производства и их технико-экономическая характеристика 15.09 KB
  Различают три основных метода организации производства: индивидуальный единичный партионный и поточный. При индивидуальном единичном методе организации производства выпуск продукции осуществляется единичными экземплярами или очень мелкими партиями изделий широкой номенклатуры. Равномерная работа на всех участках производства при партионном методе достигается за счет определения оптимальных размеров партий заделов длительности цикла графиков запускавыпуска.