88499

Процесс формирования централизованного российского государства

Реферат

Политология и государственное регулирование

Образование единого государства относится ко второй половине XV — первой половине XVI вв., хотя некоторые предпосылки для этого стали складываться и раньше. XV — XVI вв. являются крупной вехой в истории всей Европы — как Западной, так и Восточной, периодом значительного подъем а экономики и культуры, политической централизации и роста классовой борьбы, образования сильных централизованных государств.

Русский

2015-04-30

38.68 KB

0 чел.

Введение

 

Актуальность  темы обусловлена тем, что образование единого централизованного Русского государства является закономерным и очень важным этапом в истории нашей страны. Оно было подготовлено длительным общественно-экономическим и политическим развитием Руси.

Несмотря  на огромные разрушения хозяйства и  культуры, причиненные татаро-монголами, с конца XIII — начала XIV вв. стало восстанавливаться сельское хозяйство, отстраивались разрушенные и строились новые города, оживлялась торговля. Постепенно в течение XIV — первой половины XV вв. стали складываться условия для объединения русских земель.            

Еще при  Иване Калите началось усиление Московского княжества. Оно продолжалось при его преемниках. Крупную роль в этом процессе сыграла Куликовская битва (1380 г.).

Однако  политические процессы на Руси в XIV —  первой половине XV вв. развивались противоречиво. Еще не прекратился процесс феодального  дробления. Централизация происходила, главным образом, в рамках отдельных  наиболее крупных русских княжеств при одновременном обострении борьбы между ними.

Образование единого государства относится  ко второй половине XV — первой половине XVI вв., хотя некоторые предпосылки  для этого стали складываться и раньше. XV — XVI вв. являются крупной  вехой в истории всей Европы —  как Западной, так и Восточной, периодом значительного подъем а экономики и культуры, политической централизации и роста классовой борьбы, образования сильных централизованных государств.

Вместе  с тем образование централизованных государств проявлялось в разных странах по-разному, в специфических условиях. В Западной Европе в это время начиналось разложение феодальных и развитие капиталистических отношений. На Руси образование единого государства происходило еще в условиях господства феодального строя.

Но и  здесь этот период ознаменовался  значительным ростом производительных сил, усилением общественного разделения труда, ростом товарно-денежных отношений  и экономических связей как между  городом и деревней, так и между  отдельными районами. Политическая раздробленность  Руси становилась тормозом дальнейшего  развития производительных сил.

Цель  работы – изучение процесс формирования централизованного российского  государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпосылки образования  централизованного российского  государства

 

Параллельно с объединением русских  земель, созданием духовной основы национального государства, шел  процесс укрепления русской государственности, формирование централизованного российского  государства. Предпосылки этого  процесса были заложены в период татаро-монгольского ига.

Исследователи отмечают, что вассальная зависимость русских земель от Золотой  Орды в определенной мере способствовала укреплению русской государственности. В этот период внутри страны возрастает объем и авторитет княжеской  власти, княжеский аппарат подминает  под себя институты народного  самоуправления, и вече — древнейший орган народовластия постепенно исчезает из практики на всей территории исторического ядра будущего российского  государства 

В период татаро-монгольского ига  были уничтожены городские вольности  и привилегии. Отток денег в  Золотую Орду препятствовал появлению  «третьего сословия», опоры городской  самостоятельности в странах  Западной Европы.

Значительные изменения происходили  в основной сфере производства —  сельском хозяйстве. Земледелие становилось  более производительным. Более оживленный характер приобретала торговля хлебом и другими, продуктами сельского  хозяйства. На местах (в том числе  в крестьянских селах) появились  богатые скупщики хлеба и других продуктов. Наиболее крупные из них  вели торговые операции не только в  пределах волости, но и в более  обширных районах. Крупным потребителем привозного хлеба, мяса и других продуктов  была Москва с ее 100-тысячным населением. Большие торговые операции хлебом и  другими продуктами вели некоторые  монастыри, особенно Троице-Сергиевский  и Соловецкий.

 

Важным показателем усиления общественного  разделения труда в XV—XVI вв. являлось развитие ремесленного производства. Промыслы и ремесла развивались как в деревце, так и особенно в городе. В таких крупнейших городах, как Москва, Новгород, насчитывались тысячи ремесленных дворов; по сравнению с Древней Русью в несколько раз выросло количество ремесленных специальностей. При этом часть ремесленников порывала связи с сельским хозяйством, начинала работать специально на рынок.

Развитие ремесленного производства и торговли приводило к росту  числа городов и усилению их роли в жизни страны. Примерно за столетие, к середине XVI в., число городов  выросло более чем в два  раза. В конце XV—первой половине XVI вв. на местах быстро росли рядки, торжки, слободы, превращавшиеся постепенно в города.

В русских городах конца XV—середины XVI вв. проживало едва ли более 2—3% населения, но многие города становились центрами экономических связей района, административными  и культурными центрами, превращались объективно в опорные пункты объединения  государства, хотя в отличие от Западной Европы они не стали главной силой  этого процесса.

Таким образом, главными объективными предпосылками образования единого  Русского государства явились экономическое  развитие, экономическое сближение  русских земель. Однако этот процесс  до середины XVI в. был еще далек  от завершения и развивался медленнее, чем в ряде стран Западной Европы (Англия, Голландия, Франция и др.).

Более медленное развитие производства и товарно-денежных отношений на Руси обусловлено, прежде всего, татаро-монгольским  игом, разрушившим и надолго затормозившим  развитие производительных сил. Большой  помехой нормальному хозяйственному развитию южных районов Руси были постоянные набеги крымских татар, продолжавшиеся и в XV—

 

XVI вв., которые разоряли все на  своем пути и отвлекали на  себя значительные силы Русского  государства.

Сказывалось влияние и других факторов. В то время как в Западной Европе в XV—XVI вв. интенсивно разрушалась крестьянская община, на Руси она еще сохраняла свою замкнутость, что также сдерживало развитие товарно-денежных отношений. Страны Западной Европы находились и в более благоприятных для развития производства природно-климатических условиях, обладали более удобными морскими и иными путями сообщения. Русь же с ее огромными пространствами и суровыми зимами была отрезана от морей, сухопутные дороги тянулись тончайшими ниточками, реки на полгода покрывались льдом. Это создавало дополнительные трудности для развития производства и торговли.

Следствием экономического развития Руси на данном этапе являлось не разложение, а укрепление феодального строя, известная перестройка форм феодального  хозяйства и эксплуатации крестьян. Повышалась ценность земли и рабочих  рук. Росла потребность в земле, особенно со стороны служилого дворянства. Великие князья начали широко раздавать  служилым людям чернотяглые, государственные земли. Но этот фонд не мог расходоваться бесконечно, так как сокращалось «государево тягло» и доходы казны. Усиливалась борьба за землю и за рабочие руки внутри класса феодалов. Увеличивалась барская запашка за счет сокращения крестьянских земель. Если до XV в. преобладающей формой была натуральная рента (натуральные оброки), то с конца XV—XVI вв. широкое распространение начала получать и рента отработочная — барщина. В Западной Европе она в это время уже исчезала.

Наряду с барщинной системой стала развиваться и денежная рента, особенно в северо-восточных  районах Руси. Росли размеры барщины  и денежных оброков.

Все это приводило к усилению интенсивности феодальной эксплуатации крестьян и процесса их закрепощения, что в свою очередь

сопровождалось обострением классовых  противоречий и классовой борьбы. Классовый протест крестьян и  городских низов принимал различные  формы. Это были и открытые выступления горожан и крестьян (ряд городских восстаний 1547—1550 гг., многочисленные нападения крестьян на владения феодалов, поджоги и др.), и бегство крестьян и горожан на окраины государства (в это время стало складываться донское казачество), и многочисленные случаи самовольной запашки крестьянами земель феодалов, монастырей, порубки лесов и т. п., и усиление идеологической борьбы, принимавшей форму ересей (появление сект иосифлян и нестяжателей в конце XV—начале XVI вв.). Для подавления классового протеста низов, обеспечения эксплуатации крестьян в новых условиях класс феодалов нуждался в сильном едином государстве.

Образование Русского централизованного  государства по времени совпало  в основном с образованием великорусской  народности (начало ее образования  относится к XIV — XV вв.). Образование  великорусской народности на базе экономической, культурной, языковой, территориальной  общности ускорило рост национального  самосознания, способствовало объединению  русских земель. В свою очередь  единое государство способствовало созданию политической общности и формированию великорусской народности.

Таковы внутренние социально-экономические  и политические предпосылки образования  Русского единого государства.

Важную роль в этом процессе сыграло  внешнеполитическое положение Руси. Ни одно крупное государство Западной Европы ко времени централизации не находилось в таких неблагоприятных внешних условиях, как Русь, над которой двести с лишним лет тяготело татаро-монгольское иго и которая еще в течение веков должна была обеспечивать свою безопасность от постоянных массовых набегов крымских татар и угрозы таких в то время крупных и сильных стран, как Швеция, Турция и др.[1]

Все это приводило к тяжелым  разрушениям хозяйства, к гибели тысяч и тысяч людей, к отвлечению огромных сил и средств на борьбу с внешними врагами, веками давило на сознание русских людей. Необходимость  освобождения от татаро-монгольского ига и обороны от постоянной угрозы нашествий других иноземных завоевателей ускоряла образование единого Русского государства.

Совокупность всех этих причин сложилась  и отчетливо проявилась ко второй половине XV в. Сложились к этому  времени и силы, способные обеспечить объединение Руси.

В Западной Европе решающей силой  образования централизованных государств служил союз королевской власти и городов при поддержке мелкого рыцарства. На Руси растущие города нередко тоже объединялись вокруг великокняжеской власти в борьбе за объединение. Жители ряда городов (Твери, Новгорода и др.) своим активным участием способствовали присоединению земель к Москве. Но о прочном и постоянном союзе городов с великим князем едва ли можно говорить. На Руси XV в. в отличие от Западной Европы горожане еще не стали «более необходимы обществу, чем феодальное дворянство». Главной политической силой в создании Русского единого, а затем и централизованного государства стало растущее феодальное дворянство в союзе с великокняжеской властью при поддержке городов. За сильное единое государство стояли и некоторые бояре, интересы которых были тесно связаны с великим московским князем. Русская церковь в целом также нуждалась в сильной государственной власти для обеспечения своих привилегий. Однако она вступала и в борьбу с княжеской властью, когда это затрагивало земельные и другие интересы церкви и монастырей.

В центре всего экономического и политического процесса объединения Руси стояли крестьяне и городские посадские люди. Их трудом создавались

экономические условия для объединения. Многовековой ратный труд, подвиги  и жертвы народа привели к свержению  татаро-монгольского ига. Народные массы  стояли за ликвидацию междоусобиц, за сильное государство, способное  отстоять независимость страны.

На пути процесса объединения надо было не только свергнуть иноземное  иго, но и преодолеть сопротивление  значительных внутренних сил великих  и удельных князей, боярской верхушки. Эти элементы были сильны не численностью, а своим экономическим и политическим могуществом, влиянием на различные  связанные с ними группы населения, силой вековых традиций и привычек.

Центром объединения русских земель стало наиболее развитое и сильное  Московское княжество, возглавившее все  русские земли в борьбе против татаро-монголов.

 

 

 

 

Процесс формирования централизованного  российского государства

 

Уже во времена  правления Ивана III в русском государстве  складывается система авторитарной власти, имевшая значительные элементы восточных деспотий. «Государь всея Руси» обладал объемом власти и авторитетом, неизмеримо большим, чем у европейских монархов. Все  население страны — от высшего  боярства до последнего смерда — были подданными царя, его холопами. Отношения  подданства ввела в закон Белозерская  уставная грамота 1488 года. По этой грамоте  все сословия были уравнены перед  лицом государственной власти[5].

Экономической основой подданнических отношений явилось преобладание государственной собственности на землю. В России, отмечал В.О.Ключевский, царь являлся своего рода вотчинником. Вся страна для него — это собственность, с которой он действует как полноправный хозяин.

Количество  князей, бояр и других вотчинников  постоянно сокращалось: Иван IV свел их удельный вес в экономических  взаимоотношениях в стране до минимума. Решающий удар по частной собственности  на землю был нанесен институтом опричнины. С экономической точки зрения опричнина характеризовалась выделением в особый государев удел значительных территорий на западе, севере и юге страны. Эти территории были объявлены личными владениями царя. А это значит, что все частные собственники в опричных землях должны были или признать верховные права царя или подлежали ликвидации, а их собственность конфисковалась. Большие вотчины князей, бояр делились на мелкие поместные и раздавались дворянам за государеву службу в наследственное владение, но не в собственность. Таким образом уничтожалась власть удельных князей и бояр, укреплялось положение служилых помещиков — дворян под неограниченной властью царя-самодержца.

Политика опричнины проводилась  с крайней жестокостью. Выселения, конфискация собственности сопровождалось кровавым террором, обвинениями в  заговоре против царя. Наиболее сильные  погромы были произведены в Новгороде, Твери, Пскове. Недаром слова «опричнина» и «опричник» стали нарицательными и употреблялись как образное выражение грубого произвола.

В результате опричнины общество подчинилось  неограниченной власти единоличного правителя  — Московского царя. Главной социальной опорой власти стало служилое дворянство. Боярская дума еще сохранялась как  дань традиции, но стала более управляемой. Ликвидированы экономически независимые  от власти собственники, которые могли  послужить основой формирования гражданского общества.

Помимо государственной собственности  в Московском царстве была довольно широко распространена корпоративная, то есть коллективная собственность. Коллективными  собственниками были церковь и монастыри. Коллективной собственностью на землю  и угодья обладали свободные

крестьяне-общинники (черносошные). Таким образом, в русском  государстве практически отсутствовал институт частной собственности, который  в Западной Европе послужил основой  принципа разделения властей, создания системы парламентаризма.

Тем не менее, российскую государственность нельзя в полной мере относить к восточному деспотизму. В ней в течение  длительного времени функционировали  такие органы общественного представительства  как Боярская Дума, земское самоуправление и Земские соборы.    

Боярская  Дума как совещательный орган  управления существовала еще в Киевской Руси. Тогда она не являлась частью государственного аппарата. С образованием единого централизованного государства  Боярская Дума превращается в высший государственный орган страны. В  состав Боярской Думы помимо государя входили бывшие удельные князья и  их бояре. В ее руках практически  сосредоточиваются наиболее важные властные функции. Боярская Дума является законодательным органом государства. Без ее «приговоров» законодательные  акты не могли вступать в силу. Ей принадлежала законотворческая инициатива в принятии новых «уставов», налогов  и знаменитых Судебников (1497,1550 гг.), являвшихся сводами юридических  норм и законов, действовавших на всей территории единого государства. Одновременно Боярская дума была и высшим исполнительным органом. Она осуществляла общее руководство приказами, надзирала за местным управлением, принимала решения по вопросам организации армии и земельным делам. С 1530-1540 гг. Боярская Дума становится государственным бюрократическим учреждением[2].

С середины XVI века из Боярской Думы выделилась так называемая «Ближняя дума», а  при Иване Грозном — «Избранная рада» (1547-1560 гг.), состоявшая из узкого круга приближенных царя, таких, как  священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр, царский постельничий А.Адашев и другие, решавших экстренные и тайные вопросы. Кроме думских дьяков в чиновный аппарат Иван Грозный ввел думских дворян.

Решения «Избранной рады» шли от имени  царя и проводились в жизнь  думскими чинами, среди которых все  больше было его любимцев и родственников.

Однако  с годами Боярская Дума постепенно становится консервативным органом, который  противится начинаниям государя. Иван Грозный оттесняет ее от законодательной  и исполнительной власти. Значение Боярской Думы ненадолго возрастет  после его смерти, но к концу XVII в. она перестанет отвечать насущным потребностям управления государством и будет отменена.

В период складывания единого российского  государства шел процесс формирования центральных органов исполнительной власти. Уже в начале XVI в. в структуре государственного управления важное место занимают приказы. Во главе приказа обычно стоял боярин. Непосредственно исполнительную деятельность проводили дьяки и подьячие, вербовавшиеся из среды служилого дворянства. Приказы — это органы отраслевого управления. Они создавались по разным поводам, выполняли многие функции, иногда носили временный характер. Всеми финансами государства ведала казна. Но в определенное время приказ казны занимается также курированием южного направления внешней политики. Казенный приказ ведал общегосударственными учреждениями; земский — осуществлял полицейские функции; ямской (почтовый) — отвечал за бесперебойные связи Москвы с внутренними районами страны; разбойный -занимался разбором уголовных дел; разрядный — ведал комплектованием армии, он же заведовал постройкой крепостей и пограничными городами; поместный — заведовал государственными землями и т.д.

Существовало  множество мелких приказов (конюшенный, аптекарский и т.п.) и целая  сеть финансовых приказов.

Развитие  артиллерии в период Ливонской войны  привело к образованию пушкарского  приказа, который ведал производством  пушек, снарядов и пороха.

После взятия Казани и Астрахани был организован  приказ Казанского дворца — ведомство  территориального управления. Еще в  конце XV в. возникла Оружейная палата — арсенал русского государства. Более четверти века заведовал ею талантливый дипломат и тонкий знаток искусства Б.И.Хитрово.

Именно  на приказы Иван Грозный и его  правительство возложили обязанности  проведения в жизнь крупных преобразований в середине XVI в. Окончательное оформление приказов как учреждений произошло  в конце XVI в., когда для каждого  из них были установлены определенный штат, бюджет и на территории Кремля построены специальные здания.

К середине XVII в. общее число приказов достигло 53 со штатом 3,5 тысячи человек. При крупных приказах создавались специальные школы для подготовки квалифицированных кадров государственных чиновников. Однако довольно рано проявились основные недостатки приказной системы управления: отсутствие четкой регламентации и распределения обязанностей между отдельными учреждениями; волокита, казнокрадство, коррупция и т.п.

В административном отношении основная территория Русского государства делилась на уезды, а  уезд — на волости и станы. Уездами  назывались административные округа, состоявшие из городов с приписанными к нему землями. Между волостью и  станом не было существенного различия: стан та же сельская волость, но обычно непосредственно подведомственная городской администрации. Новгородская земля вместо уездов делилась на пятины, а пятины — на погосты. Псковская же земля подразделялась на губы. Новгородские погосты и псковские губы примерно соответствовали московским волостям.

Общее управление на местах было сосредоточено  у наместников и волостелей. Наместники управляли городами и подгородными станами; волостель управлял волостями. Власть наместников и волостелей распространялась на различные стороны  местной жизни: они являлись судьями, правителями, сборщиками доходов князей, за исключением доходов

сугубо дворцового происхождения и дани; сверх того, наместники были военными начальниками города и уезда. Наместниками великого князя являлись бояре, а волостелями  — служилые люди, как правило, из среды детей боярских. И те и  другие по старому обычаю содержались, или, как тогда говорили «кормились», за счет населения. Первоначально «кормления» (то есть поборы в пользу наместников  и волостелей) ничем не ограничивались. Позднее в целях централизации  местного управления и увеличения доходов  государства были установлены нормы  «кормления», а также определены точные размеры судебных и торговых пошлин, собираемых наместниками и  волостелями в свою пользу[4].

Все делопроизводство в местном управлении, как и  центральном, было сосредоточено в  руках дьяков и подьячих, которых  также содержало местное население.

Кроме общего управления, осуществляемого наместниками и волостелями, на местах существовала еще система дворцового, вотчинного управления, ведавшего Княжескими землями  и дворцами, а также выполнением  таких общеобязательных дворцовых  повинностей («княжего дела»), как обязательное участие местного населения в уборке, молотьбе и перевозке княжеского хлеба, кормление княжеского коня и кошение для него сена, строительство княжеского двора, мельницы, участие в княжеской охоте и т.д.

На рубеже XV-XVI вв. в городах появились так называемые городские приказчики — своего рода военные коменданты, назначаемые великим князем из числа местных дворян. Городские приказчики ведали строительством и ремонтом городских укреплений, дорог и мостов, обеспечением перевозок военного провианта, производством пороха, хранением боеприпасов, оружия и продовольствия для войска. В задачу городовых приказчиков входило также проведение уездного сбора городского и крестьянского ополчений.

Для создания единообразной системы управления и суда на всей территории государства  в 1497 г. был издан Судебник — первый свод действующих законов, нечто  среднее между уголовным кодексом и конституцией. Общая тенденция  к централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание  нового Судебника 1550 г. В Судебнике 1550 г. впервые в России закон был  провозглашен единственным источником права. Он ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль государственных  судебных органов. В Судебнике впервые  было введено наказание за взяточничество. Население страны обязывалось нести  тяглу — комплекс натуральных  и денежных повинностей. Московский рубль стал основной платежной единицей в государстве. Устанавливался порядок  подачи жалоб на наместников, что  обеспечивало контроль над ними со стороны поместного дворянства. Право  сбора торговых пошлин переходило в  руки государства. Проводилась коренная реформа управления.

В 1555-1556 гг. ликвидировалась система кормлений. Всем волостям и городам было предоставлено  право переходить к новому порядку  самоуправления, по которому волости  и города должны были вносит в государеву казну особый оброк — «кормный откуп». Власть наместников полностью заменялась властью выборных земских органов. Последние возглавлялись губными и земскими старостами, которые занимались разбором уголовных дел, раскладкой податей, ведали городским хозяйством, разверсткой земли, то есть основными нуждами посадских и уездных людей. Черносошные крестьяне, посадские, служилые люди, словом «земщина» выбирали «целовальников» — присяжных заседателей, целовавших крест, давая присягу на честный суд.

Помимо  системы местного самоуправления влиятельным  институтом демократии в России XVI-XVII веков были земские соборы. Земские соборы созывались по инициативе государя для обсуждения важнейших проблем внутренней и внешней политики. Первый Земский собор был созван 27 февраля 1549 года как собрание «всякого чина людей в Московском

государстве» или «великая земская дума» для обсуждения вопроса как строить местное самоуправление и где взять деньги на ведение войны против Литвы. В его состав входили члены Боярской Думы, деятели церкви, воеводы и дети боярские, представители дворянства, люди посадские. Официальных документов, определяющих принципы отбора участников собора не было. Чаще всего высшие слои государственной иерархии входили туда по должности, а низшие по определенным квотам избирались на местных собраниях. Юридических прав Земские соборы не имели. Однако их авторитет закреплял важнейшие государственные решения.

Эпоха Земских  соборов продлилась свыше века (1549-1653 гг.). За это время их созывали несколько  десятков раз. Наиболее известные: в 1550 г. по поводу нового Судебника; в 1566 г. во время Ливонской войны; в 1613 г. — наиболее многолюдный (свыше 700 человек) для избрания на российский престол Михаила Романова; в 1648 г. обсуждался вопрос о создании комиссии по составлению Соборного Уложения и, наконец, в 1653 г. последний Земский собор принял решение о воссоединении Малороссии с Московским царством (Украины с Россией).

Земские соборы являлись не только орудием  укрепления самодержавия, но они способствовали формированию национально-государственного сознания русских людей.

Во второй половине XVII в. деятельность Земских  соборов, равно как и земщины, постепенно угасает. Окончательный удар нанес Петр I: в период правления великого реформатора в империи бюрократия вытеснила земщину.

Процесс формирования крепостного  права и его роль в российской государственности

 

Важным  элементом российской государственности, сближающим ее с восточной цивилизацией, является институт крепостного права.

Процесс формирования крепостного права  был длительным.

Оно порождено феодальным общественным строем и являлось его главнейшим атрибутом. В эпоху политической раздробленности не было общего закона, определявшего положение крестьян и их обязанности. Еще в XV в. крестьяне  свободно могли оставлять землю, на которой они жили и переходить к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и особую пошлину за пользование двором и земельным наделом — пожилое. Но уже в то время князья стали издавать грамоты в пользу землевладельцев, ограничивая крестьянский выход, то есть право сельских жителей «переходить из волости в волость, из села в село» одним сроком в году — неделей до Юрьева дня (26 ноября по ст.ст.) и неделей после него.

Хотя  прямого указа о введении крепостного  права нет, факт его установления письменно подтверждает правило  Юрьева дня в Судебнике 1497г. Условием перехода была уплата пожилого — компенсация  землевладельцу за потерю рабочих рук. Старожилы-крестьяне (не менее 4-х лет  прожившие у землевладельца) и  новоприходцы платили по-разному. Пожилое составляло большую, но не одинаковую сумму в лесной и степной зонах. Приблизительно надо было отдать не менее 15 пудов меду, стадо домашних животных или 200 пудов ржи.

Судебник 1550 г. увеличивал размер «пожилого» и  установил дополнительную пошлину  «за повоз», которая уплачивалась в случае отказа крестьянина выполнять обязанности привезти с поля урожай землевладельца. Судебник подробно определил положение холопов. Феодал теперь отвечал за преступления своих крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина[3].

Иван  Грозный установил режим «заповедных  лет», а указ царя Федора от 1597 г. вводил 5-летний сыск беглых крестьян. Б.Годунов то отменял, то вновь вводил систему «заповедных и урочных лет». В. Шуйский увеличил

«урочные  лета» до 10, а затем 15 лет, кроме  этого была разрешена продажа  крестьян без земли.

Соборное Уложение (1649 г.) вводит бессрочный срок для розыска и возврата беглых и насильно вывезенных крестьян и  наказания их укрывателям. Так завершился процесс юридического оформления крепостного  права в России.

Крепостное  право возникло и развивалось одновременно с феодализмом и было неотделимо от него. Именно в крепостном праве реализовалась возможность владельцев средств производства получать с непосредственных производителей феодальную ренту в ее самых разнообразных формах. До середины XVI в. преобладал. оброк натуральный, реже денежный, а затем приоритет получила барщина.

В России крестьяне делились на дворцовых (царских), вотчинных, поместных, церковных и государственных. Особенностью феодализма на Руси стало развитие «государственного феодализма», при котором само государство выступало собственником. В XVI-XVII вв. характерными чертами процесса дальнейшей эволюции феодализма стало усиленное развитие государственной поместной системы, особенно в районах севера и на окраинах страны.

В центре и на юге России наметилась тенденция  усиления крепостнических отношений, проявившаяся в дальнейшем прикреплении крестьян к земле и праве феодала  отчуждать крестьян без земли, а  также крайнем ограничении гражданской  дееспособности крестьян. Трехдольные  крестьянские наделы в первой половине XVI в. составляли 8 десятин. Постоянно  росли размеры оброка и барщины.

Показателем глубокого обострения социальных противоречий, вызванного усилением крепостничества, явились массовые народные выступления  в XVI в.: крестьянское восстание (1606-1607 гг.) под руководством И.Болотникова, городские восстания, крестьянская война под предводительством С.Разина (1670-1671 гг.) и др.

XVI-XVII вв. в истории России были переломным временем, когда окончательно определилось развитие феодализма по пути усиления крепостничества и самодержавия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Процесс образования централизованного  Русского государства раньше всего  выразился в объединении всех русских великих и удельных княжеств и земель, всей русской территории в одно целое — Московское великое  княжество. К концу XV в. были ликвидированы  собственные московские уделы, к  Москве были присоединены Новгород, Тверь, Ярославль, Ростов и Вятка; в начале XVI в.— Псков, Рязанское княжество и Смоленск (отвоеван у Литвы в 1514 г.). Процесс объединения собственно русских земель, создания территории централизованного государства был к этому времени в основном закончен. Наряду с русскими землями в состав государства до середины XVI в. вошли карелы, коми, ханты, манси, мещера, мордва, удмурты и др. Русское единое государство сразу складывалось как многонациональное, Русь превращалась в Россию. Территория Русского государства выросла с начала княжения Ивана III (1462 г.) к середине XVI в. в восемь раз, почти до 3 млн. кв. км; значительно выросла численность населения — по разным сведениям до шести — девяти миллионов человек к середине XVI в.

Само  присоединение земель к Москве еще  с XIV в. осуществлялось разными способами—с  помощью денег и хитрости Ивана  Калиты, браков, между различными ветвями княжеских династий. Но во многих случаях присоединение крупных княжеств в XV—XVI вв. требовало серьезных военных усилий Москвы.

Объединенные  земли становились частью единого  государства; ликвидировалась удельная система; вассальные отношения независимой  местной княжеско-боярской знати  превращались в отношения подчинения великому князю и обязательной государственной  службы. Вместо деления Руси на княжества, земли, уделы стала складываться общегосударственная административно-территориальная  система деления на уезды и  волости. Порядки феодальной раздробленности  были ликвидированы не сразу и  не полностью. Уделы в Московском княжестве имели братья Ивана III, после

его смерти его сыновья также получили удельные владения. Живые следы прежней  автономии, особенности в управлении сохранялись до XVII в., писал В. И. Ленин. Но эти остатки былого уже не определяли характер государства.

Важнейшей составной частью процесса образования  единого государства являлись централизация  всего государственного аппарата, а  также создание единого общерусского законодательства, единой системы права.

Образование сильного, одного из самых больших  государств того времени не только помогло русскому народу и другим народам нашей страны сбросить ненавистное  татаро-монгольское иго и сохранить  в последующем независимость  от других завоевателей, но и сыграло  большую роль в развитии производительных сил, материальной и духовной культуры. Оно сопровождалось значительным изменением соотношения общественных сил, положения  классов, государственного механизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1.  История государства и права СССР / Под ред. Калинина Г. С. – М.: Юридическая литература, 1972.
  2.  Карамзин Н.М. История Государства Российского. – М.: Классик, 1998.
  3.  Орлов А.С., Сивохина Т.А. История России. – М.: Проспект,1999.
  4.  Пушкарев С. Г. Обзор  русской истории. – Ставрополь: Кавказский край, 1993.
  5.  Радугин А.А. История России. – М.: Центр, 1998.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11450. ВИВЧЕННЯ БУДОВИ, ПРИНЦИПУ ДІЇ ТА ВИКОРИСТАННЯ ЛАЗЕРІВ 226.5 KB
  Лабораторна робота №4 ВИВЧЕННЯ БУДОВИ ПРИНЦИПУ ДІЇТА ВИКОРИСТАННЯ ЛАЗЕРІВ Мета роботи: вивчення принципу роботи і визначення довжини хвилі випромінювання газового лазера. Прилади та обладнання: лазер ЛГ209 дифракційна решітка лінійка міліметровий папір. Тео
11451. КВАНТОВА ФІЗИКА 194.5 KB
  КВАНТОВА ФІЗИКА 1. ВСТУП Закони квантової фізики квантової механіки складають фундамент вивчення будови речовини. Вони дозволили з’ясувати будову атомів встановити природу хімічного зв’язку властивості напівпровідників та ін. Квантова фізика – наука про будов
11452. Исследование скважин методом последовательной смены установившихся притоков 750 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 Исследование скважин методом последовательной смены установившихся притоков. Целью данного исследования скважин является определение коэффициента продуктивности скважин гидропроводности и проницаемости призабойной части пласта. В з
11453. ИНФОРМАТИКА В 6 КЛАССЕ. ВСЕ КОНСПЕКТЫ УРОКОВ 2.74 MB
  Учебное методическое пособие для учителя предполагает наличие в школьном кабинете информатики IBM-совместимых компьютеров, организованных в локальную сеть, а также программного обеспечения: операционной системы Windows 2000 (Windows NT, XP и т.д.), графического редактора Paint, текстового редактора Microsoft Word (или WordPad), системы программирования Pascal ABC с исполнителем Чертежник. Допустимое время работы школьников за компьютером – 20 минут.
11454. УЧАСТИЕ АФК В ОТКРЫТИИ СЛЕДОВ КРОВИ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТРУМЕНТАРИИ В РЕАКЦИИ С АЗОПИРАМОМ 32 KB
  Участие АФК в Открытии следов крови на стоматологическом инструментарии в реакции с азопирамом ПРИНЦИП МЕТОДА. При взаимодействии азопирама с гемоглобином в присутствии пероксида водорода как окислителя образуются цветные продукты с хара
11455. Определение йодного числа жира для общей оценки ненасыщенных связей 31 KB
  Лабораторная работа Определение йодного числа жира для общей оценки ненасыщенных связей Принцип. Определение основано на способности ненасыщенных жирных кислот присоединять йод по месту двойных связей. Йодное число – это количество йода в граммах присоединяемое ...
11456. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МЕТАБОЛИТОВ МОНООКСИДА АЗОТА (НИТРИТОВ) В СЛЮНЕ 28.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Определение содержания метаболитов монооксида азота нитритов в слюне НитрогенIIоксид NO это свободный радикал который образуется в организме из аргинина и выполняет роль мессенджера в ряде биологических процессов. Аргинин цитрулин NO ...
11457. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ХОЛИНСОДЕРЖАЩИХ ФОСФОЛИПИДОВ В СМЕСИ ЛИПИДОВ 30 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1 Определение наличия холинсодержащих фосфолипидов в смеси липидов ПРИНЦИП МЕТОДА. Холинсодержащие фосфолипиды имеющие четвертичный атом азота проявляют свойства сильных органических оснований поэтому способны связывать красители бром...
11458. Определение содержания ТБК-реактивных продуктов перекисного окисления липидов в сыворотке крови 90.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Определение содержания ТБКреактивных продуктов перекисного окисления липидов в сыворотке крови метод А. Кона и В. Ливерсейджа в модификации Ю. Владимирова и А. Арчакова Вследствие индукции перекисного окисления липидов ПОЛ клеточных мембран и ...