88509

Страхи современных детей дошкольного возраста

Реферат

Психология и эзотерика

Детские страхи могут получить отголоски и во взрослой жизни. Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком говорят о нервной ослабленности...

Русский

2015-04-30

48.88 KB

3 чел.

Реферат по специальной детской психологии                                       Тема: «Страхи современных детей дошкольного возраста».

Введение

Специфика сегодняшнего времени, которая проявляется в повсеместно распространенной жестокости нашей социальной среды, которая порой пропагандируется средствами массовой коммуникации, несомненно оказывает определенное влияние на психическое развитие личности современного человека. Это, в свою очередь, создает благодатную почву для возникновения таких состояний, как беспокойство, тревожность, появления различных страхов. Человеку свойственно чего-то бояться, а ребенку тем более. Детские страхи могут получить отголоски и во взрослой жизни. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие), которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорят о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи и психиатры (Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская), лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям.

С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

В то же время страх как отражение отношений ребенка со значимыми взрослыми  - осмыслен в гораздо меньшей степени.                      Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам. Поэтому выявление роли семейного воспитания в формировании страхов детей дошкольного возраста является важной задачей социальной и общей психологии. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы преодоления детских страхов.                            Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, воспитателю и принять меры по преодолению страхов у ребёнка. B связи с этим, для педагогов и родителей, очень важной является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

Проблема страхов в психолого-педагогической литературе.

Проблема изучение страхов, несмотря на свою давнюю историю, так и остается актуальной в настоящее время. Относясь к категории эмоциональных состояний личности, следует отметить, что эмоциональная жизнь играет немаловажную роль в становлении и развитии личности. Каким будет личностное развитие: позитивным или негативным зависит от того, какой эмоциональный психологический склад будет иметь место в процессе личностного становления. Страх, выступает как психоэмоциональное состояние личности, имеет не только биологические корни, связанные с инстинктами самосохранения и продолжением рода, но и определяется социальными факторами развития, способствуя при этом жизнедеятельности человека как индивида, индивидуальности, личности.

Страх – одна  из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. И это вполне естественно. Ребенку неуютно в огромном мире. Если про многие детские проблемы можно сказать, что, скорее всего ребенок их со временем перерастает, то со страхами дело обстоит не так утешительно. Ребенок растет, а вместе с ним растут и страхи. Чем больше расширяются его познания, и развивается фантазия, тем больше он осознает опасности, подстерегающие человека в нашем далеко не безопасном мире. Российский психолог А.И. Захаров считает, что страх – это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула.

Р.С. Немов  в психологическом словаре определяет  страх как сильную эмоцию типа аффекта,  которая чаще всего возникает в ситуациях реальной или мнимой опасности для жизни человека, сопровождающаяся чувством боязни, тревоги, а так же стремлением человека избежать или устранить соответствующую угрозу. Страх – естественная и нормальная реакция организма на какую-либо опасность, но преобладание этой эмоции ведет к негативным психологическим последствиям: развитию эмоциональной неудовлетворенности, исчезновению положительных эмоций (смеха, чувства полноты жизни), тревожно-пессимистической оценке будущего.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта   (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д.).

Гораздо более распространены так называемые внушённые детские страхи. Их источник – взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет. Если запугивать просто так, без нужды, то ребенок полностью теряет спонтанность поведения и уверенность в себе. Тогда страхи растут, а ребенок становится все более неуверенным в себе, скованным и осторожным.  

Тоже самое происходит, когда ребенка сознательно запугивают в воспитательных целях. Иногда остается только поражаться недальновидности некоторых взрослых. Пугая ребенка полицейскими в магазинах, «Бабаями» с мешком, когда малышу не спится, они добиваются сиюминутной выгоды и послушания. Но, видимо, даже не представляют себе степень невротизации ребенка такими пуганиями.  Дети обладают прекрасной памятью, запоминая такие угрозы. И если однажды ребенок окажется в ситуации, из которой он мог бы выйти двояко – испугавшись или нет, то итог такой ситуации для пуганного ранее ребенка в силу ограниченности знакомства с окружающим миром, особой детской логики и уже подготовленной благодатной почвы, может оказаться весьма плачевным. И это может быть не только глубокий невротический страх, но и тики, заикание, энурез и прочие очень тяжело поддающиеся коррекции проблемы. К числу внушенных страхов можно также отнести страхи, которые возникают у чересчур беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.

Всё это даёт основание говорить об условно-рефлекторном характере страха, даже если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь непроизвольно  ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.

Отечественный исследователь эмоции страха А.И. Захарова, разделяет страхи по следующим признакам: 1) по характеру - природные, социальные, ситуативные, личностные; 2) по степени реальности - реальные и воображаемые; 3) по степени интенсивности - острые и хронические.

Приведенные выше классификации не являются единственными в своем роде. Следует отметить, что в современной психологии эмоций не существует универсальной классификации страхов; страхи делят по силе, интенсивности, биологической, психологической и социальной значимости.   Профессор Ю.В. Щербатых разделяет все страхи на три группы:

1) природные страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку. К числу природных явлений, внушающих людям сильнейший страх, относятся гроза, солнечные затмения, появление комет, извержения вулканов и сопровождающее их землетрясения, которые ассоциируются у человека со страхом конца мира. Особую группу природных страхов составляют страхи животных. К животным, вызывающим у людей особенно сильный страх, несомненно, относятся разнообразные змеи и пауки.

2) социальные страхи – боязнь и опасения за изменение своего социального статуса. Социальные страхи могут вытекать из страхов биологических, но всегда имеют специфический социальный компонент, который в них выходит на первое место, оттесняя более примитивные факторы выживания. Следует отметить, что конкретные формы проявления социальных страхов зависят от особенностей исторической эпохи, возраста человека, профессиональной принадлежности и типа общества. В результате неоднократных исследований было установлено, что на первом месте стоит страх за здоровье своих близких, на втором – страх возможной войны, на третьем – страх перед преступностью. Затем последовательно – страх бедности, страх перед некоторыми животными, страх перед возможными неблагоприятными изменениями в личной жизни, страх перед начальством. Многие люди испытывают страх пред болезнями и перед публичными выступлениями.

3) внутренние страхи – рожденные лишь фантазией и воображением человека и не имеющие под собой реальной основы для беспокойства. Особо хочется отметить, что к внутренним страхам исследователи относят не только страхи, рожденные фантазией человека, но и страхи собственных мыслей, если они идут вразрез с имеющимися моральными установками (боязнь собственных мыслей и желаний).

Овчарова Р.В. выделяет следующие виды страхов:

1) Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития.

2) Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха.

Другие психиатры, например Д. Б. Сэдок и Г.И. Каплан, предпочитают делить страхи на конструктивные – представляющие естественный защитный механизм, помогающий лучше приспособиться к экстремальной ситуации, и патологические, которые являются неадекватным ответом на определенный стимул по интенсивности или длительности и часто приводят к психопатологиям.

Однако, как и все в природе, первоначально эмоция страха возникла в процессе эволюции как защита организма человека от всевозможных опасностей жизни. В социальном же  развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания, выполняя определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него, а на выработку умений владеть собой при его наличии.

Пока страх не выходит за пределы разумного, в нем нет ничего ужасного или дезадаптивного. Он защищает нас от опасности, заставляет учитывать возможный риск, и это чрезвычайно полезно для адаптации и в конечном итоге способствует благополучию и счастью индивида. Детские страхи, в случае нормального развития, являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и в целом имеют положительное значение.

Иначе обстоит дело у детей с эмоциональным неблагополучием. Их страх, как правило, не связан с какими-то предметами или ситуациями и проявляется в форме тревоги, беспричинного, беспредметного страха. Если пугливый ребенок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя «непредсказуемым» образом. В этом случае самые незначительные предметы и ситуации фиксируются ребенком, и именно их впоследствии он начинает бояться. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть совершенно неадекватной реакцией на ситуацию.

При состоянии хронического беспокойства и страха ребенок находится в напряженном ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьезен и озабочен.  Общение у беспокойных и боязливых детей становится избирательным, эмоционально неровным и, как правило, ограничивается старым кругом привязанностей. М.И.Буянов, В.И. Гарбузов, С.Ю. Циркин отмечают, что при страхах  имеет место так же нарушение работоспособности и изменение концентрации внимания, расстройства, скованность, депрессивные состояния, речевые расстройства. Хронический страх отражается почти на всех сферах жизнедеятельности человека, заметно ухудшая его  самочувствие и осложняя отношения с окружающими людьми.

Таким образом, страхнеизбежная составная часть нашей жизни. В новых и новых формах он сопровождает нас от рождения до смерти. Страх так же естествен, как  и явления внешние – дождь, ветер, туман или гроза, а  значит, не может быть ни неуместным, ни ненужным, ни вредным, ни деструктивным. И с точки зрения нашей внутренней природы желание «ликвидировать» страх так же абсурдно, как и желание ликвидировать неприятные погодные условия.  Как говорит Стенли  Холл: «Педагогическая проблема в отношении к страху заключается не в том, чтобы искоренить страх, а в том, чтобы привести его в границы здоровой  реакции». Страх играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью, выступает своеобразным средством познания окружающего мира. Устойчивый  же страх является причиной многих нарушений здоровья и тем самым – причиной многих заболеваний ребенка: нервных нарушений в физическом и душевном развитии, боли в животе, головные боли. Страх сказывается и на его личностном развитии. Мышление теряет свою гибкость, становится скованным бесконечными опасностями, предчувствиями и сомнениями. Восприятие лишается целостности и непосредственности, уменьшается познавательная активность, любознательность, любопытство. Иногда страхи могут указывать и на более серьезные психические заболевания, например, шизофрению, аутизм.

 

Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.

В нашей культуре сложилось так, что мы часто различным эмоциям даем оценки. Гнев, страх, печаль – это плохо, и надо стремиться к тому, чтобы оградить ребенка от этих переживаний. Получается некая модель воспитания, когда ребенок растет под «колпаком», не научаясь в минимальных дозах принимать реальность нашего мира. А по своей природе любая  эмоция не может быть ни плохой, ни хорошей. Она есть всего лишь оценочное отражение ситуации, которая возникает в данный момент, и связана с возможностью или невозможностью удовлетворить возникающие в этой ситуации потребности. Важно уметь видеть, что стоит за той или иной эмоцией, а применительно к эмоции страха - не только то,  чего боится ребенок, а так же то, что стоит за этим страхом, чего на самом деле не хватает ребенку. Детям боятся естественно. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития. Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественная реакция познания окружающего мира, т.е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка; например, с началом самостоятельной ходьбы и получением большей «степени свободы» в освоении пространства, или, когда дети начинают узнавать своих близких, появление чужого, незнакомого лица может вызывать у них страх. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и имеют положительный адаптационный смысл.

Детские страхи бывают разными по своей природе: бывают страхи охранительные (защитные), нормативные (возрастные), невротические. Охранительные – это те, с помощью которых мы осознаем опасности и избегаем угрозы нашей жизни. Даже у новорожденных присутствует инстинкт самосохранения, например, при приближении большого предмета младенец откидывает голову, поднимает руки. Если же ребенок совсем ничего не боится, это тоже серьезный повод для беспокойства. Детские страхи, которые называются нормативными или возрастными, испытывают практически все дети в определенном возрасте, и это нормально, и даже необходимо для общего развития ребенка, потому что, преодолевая их, ребенок становится сильнее, более зрелым эмоционально и личностно.                                                                                                   Условно страхи также можно  разделить на две большие группы: врожденные (возрастные) и приобретенные. Страхи, названные врожденными, сопровождают определенный возрастной период развития.

На каждом из этапов своего развития дети испытывают страхи, которые различны для разных возрастов:

- от рождения до 6 месяцев малышей способен напугать любой громкий и неожиданный шум, любое быстрое движение со стороны другого человека, падение и потеря физической поддержки, опоры;

- от 7 месяцев до года малыша пугают уже определенные громкие звуки (например, шум пылесоса), практически любые незнакомые люди, раздевание, одевание и смена обстановки, высота. Для многих малышей источником страха является отверстие стока в ванной и душе;

- дети от 1 года до 2 лет могут бояться разлуки с родителями, незнакомых людей, травм, засыпания и самого сна из-за ожидания ночных кошмаров;

- источником страхов детей до 3 лет являются отвержение со стороны родителей, незнакомые ровесники, смена обстановки, изменение порядка жизни. Специалисты советуют определять детей в учреждения дошкольного образования либо до 1,5 лет, либо после 3, поскольку период с 2 до 3 лет является во многом критическим и трудным для малышей. Кроме того, детей этого возраста путают угрожающие и непонятные объекты большого размера - краны, большие машины;

- дети с 3 до 4 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства.

- в 6-7 лет апогея достигает страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают, и это касается и его семьи. Кстати, именно в этом возрасте дети довольно часто переживают первую семейную утрату - постепенно уходит из жизни старшее поколение;

- 7-8-летние дети боятся вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям;

- дети с 8 лет больше всего боятся смерти родителей.

Норма «протекания» страха составляет 3-4 недели; если страх не ослабевает и не проходит, то, возможно, его уже стоит рассматривать как невроз.

В старшем дошкольном возрасте проходит самый насыщенный страхами период. И не столько потому, что дети воспринимают все более эмоционально, сколько по причине когнитивного развития. Они начинают четче разделять опасное и неопасное, страшное и нестрашное. Центральное место занимает страх смерти, максимально выраженный в 7 лет. Увеличивается в старшем дошкольном возрасте, еще не достигая максимума, страх смерти родителей.

Приобретенные страхи

Первая причина приобретенных страхов - это некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ребенком. Например, ребенок боится заходить в лифт (или в другое замкнутое пространство), потому что в нем ранее застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Сюда относятся боязнь собак, отрицательных персонажей и. «нехороших» людей. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции, и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой. Однако не все дети приобретают страхи в результате травмирующих событий.

Вторая причина. Многое зависит от особенностей характера ребенка, от степени его эмоциональной чувствительности и восприимчивости, тревожности. Некоторые дети носят в себе очень много страхов: став мнительными, имея мнительных родителей и схожий с ними тип нервной системы, они просто «переносят» родительские тревоги и страхи, а потом еще добавляют и свои.

Третья причина - запугивание в воспитании. Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники, боятся животных, природных стихий, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары. Чаще страдают от кошмаров и разнообразных страхов и гиперактивные дети, так как родители, подыскивая методы управления ребенком, очень часто используют запугивание.

Таким образом, возрастным страхам подвергаются практически все дети. Наиболее они проявляются у эмоционально чувствительных детей, имеющих   эмоциональные затруднения в отношениях с родителями, чье представление о себе искажено эмоциональным непринятием в семье или конфликтами, и которые не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви.  Для того чтобы справиться с возрастными детскими страхами, следует выработать единый план действий, включающий в себя утешение, поддержку и готовность позволить ребенку справиться с некоторыми из них самостоятельно. Степень доверия определяет дальнейшее присутствие или отсутствие страхов в жизни ребенка. Важно понять, откуда исходит страх, что является источником. Очень важно обеспечить спокойную обстановку в семье. Исключить все конфликты и ссоры, беречь ребёнка от стрессов. Читать ему те книжки, которые не пугают ребёнка, не позволять  смотреть фильмы, которые могут спровоцировать приступ страха. И стараться как можно больше разговаривать с малышом о том, что его беспокоит. Для родителей должно стать правилом, что детские страхи – это очередной сигнал, чтобы быть еще более заботливыми с ними, оберегать их нервную систему, это призыв о помощи, т.к. различные взрослые невротические проявления возникают подчас от вовремя не ушедших детских страхов.

 Методы коррекции детских страхов.

По     мнению    отечественных   и   зарубежных    авторов     (А.И.   Захаров, Е.Б.  Ковалёва,  Р.В.  Овчарова,  А.А.  Осипова,  А.С.  Спиваковская,  А. Адлер,  К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие) коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в развитии личности очень важна. Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи.
В настоящее время термин "психологическая коррекция" достаточно широко и активно используется в практике работы дошкольных учреждений. Все чаще диагностико-коррегирующую функцию относят к числу существенных, первостепенных в деятельности современного, личностно ориентированного педагога. Эту функцию воспитатель реализовывает в работе с нормально развивающимися детьми (коррекцией аномального развития занимаются врачи).

Д.Б. Эльконин подразделял коррекцию в зависимости от характера диагностики и направленности на симптоматическую и каузальную. Первая направлена непосредственно на устранение симптомов отклонения в развитии, вторая – на ликвидацию причин и источников этих отклонений. В работе педагога используются обе формы коррекционной деятельности. И все же в дошкольном периоде очевиден приоритет каузальной коррекции. Важно иметь в виду, что внешне одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно различные природу, причины, структуру. Поэтому, если мы хотим добиться успеха в коррекционной деятельности, будем исходить из психологической структуры нарушений и их генезиса.

Предметом коррекции чаще всего выступают умственное развитие, эмоционально-личностная сфера, невротические состояния и неврозы ребенка, межличностные взаимодействия. Различными могут быть формы организации коррекционной работы – лекционно-просветительная, консультативно-рекомендационная, собственно коррекционная (групповая, индивидуальная). Успех в коррекционной деятельности в значительной степени определяется тем, какие положения, принципы положены в основу ее. Сама же коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка навыков и умений (предметных, коммуникативных и др.), а как целостная осмысленная деятельность ребенка, естественно, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Особенно широко в коррекционной работе используется ведущая деятельность детей. В дошкольном возрасте - это игра в различных ее разновидностях (сюжетная, дидактическая, подвижная, игра-драматизация, режиссерская). Ее успешно применяют как для коррекции личности ребенка, его взаимоотношений с окружающими, так и для коррекции познавательных, эмоциональных, волевых процессов общения.

В отечественной современной психологии одним из средств коррекции детских страхов является игротерапия. По мнению А.Я. Варга, игровая терапия – нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на мир снизу вверх, но в мире фантазий и образов является повелителем.  Г.Л. Лэндрет сравнивал по значимости речь для взрослого и игру для ребенка. Для дошкольника игра является естественной потребностью, выступающей условием гармоничного развития личности. Л.С. Выготский писал об игре, как об основном условии развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающей уровень его ближайшего развития. Однако создавать зону ближайшего развития может лишь конкретная игровая деятельность. В тех случаях, когда ведущая деятельность не сформирована, она не сможет способствовать становлению психических свойств и качеств ребенка, приобретению знаний, умению навыков.

Так же эффективным методом коррекции детских страхов является изотерапия. Рисование, как и игра, – это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования. Последнее как раз и позволяет использовать рисование в терапевтических целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Однако это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для его психического развития. К сожалению, некоторые родители считают игру и рисование несерьезным делом и односторонне заменяют их чтением и другими интеллектуально более полезными, с их точки зрения, занятиями. Фактически же нужно то и другое. Детям с художественными задатками, эмоциональным и впечатлительным, как раз и подверженным страхам, нужно больше игр и рисования.

Коррекция посредством сказкотерапии. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения. Привлекательность сказок для психологической коррекции вообще и коррекции страхов, в частности состоит, прежде всего, в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребенок в сказках проживает проблемы, через которые проходило все человечество (отделение от родителей, проблема выбора, несправедливость и т. д.). Наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, но даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок. Выделяют несколько приемов работы со сказкой: анализ, рассказывание, переписывание, сочинение новых сказок.

Еще одним из достаточно распространенных методов коррекции страхов принято считать куклотерапию. Как  отмечает В.С. Мухина, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Кукла для ребенка – партнер в общении во всех его проявлениях,  доступных его пониманию. В диалоге с куклой происходит «замена» реального контакта с человеком, опосредованным через куклу, а в ряде случаев сама кукла выступает в роли персонифицированного персонажа или субъекта. Значимость эмоциональных контактов для детей велика, и огромную роль в развитии эмоциональной сферы личности ребенка играют именно куклы. Играя с куклой, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению.  По воле ребенка, с помощью его воображения кукла «ведет себя» так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Именно поэтому в большинстве случаев события и свойства персонажей игры вполне обоснованно могут рассматриваться как результат проекции внутренних переживаний ребенка.

Коррекция посредством улучшения детско-родительских отношений. Проблемные, «трудные», непослушные дети – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Следовательно, микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющимся у него проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит эмоциональное состояние ребенка. Поэтому, многие трудности ребенка должны разрешаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя, прежде всего, отношение к ребенку, мы разрешаем его проблему. Работа совместно с семьёй ребёнка позволяет создать условия для раскрытия личности малыша, создать ему возможности проявить себя, свои чувства и эмоции; способствовать обогащению эмоционального мира родителей и детей; содействовать повышению самооценки детей, приобретению ими чувства собственной значимости.

Таким образом, если страхи не корректировать, они могут привести к изменению характера, поведения ребенка, к заболеваниям. Корректируя страхи у детей, мы закладываем надежный фундамент его будущей жизни во всех ее аспектах. Если страхи устранены, оптимистично переработаны вместе с ребенком, он обогащается новым опытом, становится более ориентированным. Изжитие страхов приводит к большему доверию к людям и к жизни, к большей доброте, к оптимизму и мужеству. Но самым лучшим средством для корректировки детских страхов является доброжелательная атмосфера в семье и внимание родителей. Ведь когда малыш чувствует, что он нужен, что ему могут помочь, то он растёт спокойным и уверенным.

Заключение.

Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети испытывают страх, беспокойство, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.

Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и детском саду и целый ряд других факторов – вот причины появления у современных дошкольников невротических отклонений. Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность и расширяющих диапазон воздействия воспитателя на эмоциональное развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и страхам, отсутствие адекватной психологической защиты, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни.

                

                Список  используемой литературы.

  1.  Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст] / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Университет, 2005. – 237 с.
  2.  Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / А.и. Захаров. – СПБ.: СОЮЗ, 2011. – 441 с.
  3.  Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. – М.: МГУ, 2011. – 445 с.
  4.  Капранова, С.В. Путешествие с волшебной кисточкой [Текст] / С.В. Капранова.– Ростов-на-Дону, 2005. – 66 с.
  5.   Кряжева, Н.Л.  Мир детских эмоций. Дети  5-7 лет [Текст] / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 20101. – 158 с.
  6.  Немов, Р.С. Психологический словарь [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2009. – 419 с.    
  7.  Психолог в детском дошкольном учреждении [Текст]: методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 2007. – 134 с.
  8.  Щербатых, Ю.В. Психология страха [Текст]: учебное пособие. – М.: Эксмо-Пресс, 2008. – 416 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2989. Аграрные отношения и особенности их развития в современных условиях 98 KB
  Аграрные отношения и особенности их развития в современных условиях Производительные силы и производственные отношения в сельском хозяйстве. Институциональные изменения в системе отношений собственности в сельском хозяйстве. Земельная рента и ее фор...
2990. Максимализация рыночной стоимости компании, как основной критерий эффективности вертикальной интеграции на примере ОАО НК Лукойл 105.5 KB
  Основные положения об акционерном обществе. АО признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного обществ (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных ...
2991. Акцизное налогообложение в Республике Казахстан 122 KB
  Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Республики Казахстан выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С одной стороны акцизы являются относительно новым явлением в...
2992. Активные операции с акциями 101.5 KB
  Банки — центры, где в основном начинается и завершается деловое партнерство. От четкой грамотной деятельности банков зависит в решающей мере здоровье экономики. Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе...
2993. Изучение актов применения права 110.5 KB
  Реализация права - общецивилизованная основа и суть правопорядка. Право выступает в качестве высшей социальной ценности, но лишь тогда, когда его принципы и нормы воплощаются в жизнь, реализуются в действиях социального общения. В правовом...
2994. Федерализм в США 115.5 KB
  Одной отличительной, вполне очевидной особенностью американской правовой системы является тот факт, что она организована на федеральной основе. Федеральная система — это такая форма организации правительственной и правовой систем, при которой...
2995. Анализ деятельности коммерческого банка по данным бухгалтерского баланса 826 KB
  Введение денежного обращения, кредитования и банковских расчетов в экономике необходимо располагать оперативной и достоверной информацией о состоянии и движении денежных средств по счетам банковских организаций. Разносторон...
2996. Анализ федеральной программы реформирования государственной службы 142 KB
  Государственная служба появилась в системе социальных отношений как необходимое условие для нормальной жизнедеятельности общества и как средство обеспечения других видов социальной деятельности. Вопросы управления государственной службой вк...
2997. Анализ внешней среды организации на примере ОАО Теплоизоляция 312 KB
  Объект исследования: предприятие ОАО Теплоизоляция Цель работы: дать анализ микро- и макроокружения ОАО Теплоизоляция и влияния внешней среды на организацию работы предприятия. Методы исследования: сравнение, сопоставление, анализа оценки и обоб...