8851

Основные понятия бухгалтерского учета

Лекция

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Основные понятия бухгалтерского учета Цель лекции: студент должен познакомиться с основными понятиями бухгалтерского учета Содержание. Бухгалтерский учет. Виды бухгалтерского учета. Функции бухгалтерского учета. Объекты бухгалтер...

Русский

2013-02-17

217.33 KB

156 чел.

Основные понятия бухгалтерского учета

Цель лекции: студент должен познакомиться с основными понятиями бухгалтерского учета

Содержание

1. Бухгалтерский учет 1

2. Виды бухгалтерского учета 2

3. Функции бухгалтерского учета 3

4. Объекты  бухгалтерского учета 3

4.1. Классификация имущества организации  по составу и размещению 4

4.1.1. Внеоборотные активы 7

4.1.2. Оборотные активы 8

4.2. Классификация имущества организации  по источникам его формирования 9

4.2.1. Капитал  (собственный капитал) 12

4.2.2. Обязательства  (заемный капитал) 15

4.3. Хозяйственные операции и их результаты 16

5. Основные задачи бухгалтерского учета 17

6. Предмет бухгалтерского учета 18

7. Метод бухгалтерского учета 18

8. Принципы бухгалтерского учета 19

Контрольные вопросы: 20

  1.  Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

(Федеральный закон  «О бухгалтерском учете»)

Бухгалтерский учет имеет свои отличительные особенности, а именно:

  1.  является документальным и доказательным учетом;
  2.  непрерывен (изо дня в день) во времени и сплошной по охвату (без всяких пропусков) всех изменений, происходящих в финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  3.  применяет особые, только ему присущие способы обработки данных (бухгалтерского счета, двойная запись, баланс и др.);
  4.  является стоимостным учетом (средства и операции отражаются в обязательном порядке в стоимостном выражении);

Бухгалтерский учет играет большую роль в управлении предприятием, т.к. представляет наиболее полную информацию о его деятельности, финансовом состоянии. Информация должна соответствовать юридическим нормам.

За это несет ответственность руководитель предприятия, бухгалтер и лица, являющиеся хранителями материальных и денежных средств.

Бухгалтерский учет организуется с момента организации предприятия и ведется непрерывно в течение всего времени его существования.

Таким образом:

в бухгалтерском учете обеспечиваются регистрация, обработка и хранение информации о фактах финансово-хозяйственной деятельности с целью ее предоставления заинтересованным лицам для принятия управленческих решений, т.е. информация, полученная в системе бухгалтерского учета, дает возможность руководству принимать обоснованные управленческие решения, связанные с успешным функционированием хозяйствующего субъекта.

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность организации.

назад

  1.  Виды бухгалтерского учета

Виды бухгалтерского учета: управленческий, финансовый, налоговый

1) управленческий учет представляет собой вид такого учета, при котором происходит сбор, обработка и предоставление учетной информации для нужд управления на предприятии.

Т.е. управленческий учет, являясь составной частью бухгалтерского учета, предназначен для сбора учетной информации, которая используется внутри организации руководителями различных уровней.

Его главная цель — обеспечить необходимой и в полном объеме информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных результатов.

Основной частью такого учета является учет и анализ затрат (себестоимости произведенной продукции). Управленческий учет тесно взаимосвязан с анализом готовой информации для руководства организации (улучшение технологического процесса производства, оптимальное снижение расходов и т. п.).

2) финансовый учет – это учетная информация о затратах и доходах предприятия, о дебиторской и кредиторской задолженностях, о составлении имущества, о фондах и т. д.;

Финансовый учет — это система сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление бухгалтерской отчетности.

Данные финансового учета используются внутри организации руководителями различных уровней и внешними пользователями (инвесторами, кредиторами, банками, налоговыми органами и т.п.).

Примечание:

Инвестор — лицо или организация (в том числе компания, государство и т. д.), совершающее связанные с риском вложения капитала, направленные на последующее получение прибыли (инвестиции). Если тот или иной проект будет убыточный, то капитал будет утрачен полностью или частично.

Инвести́ции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли

3) налоговый учет – это вид бухгалтерского учета, при котором происходит обобщение информации в целях определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

назад

  1.  Функции бухгалтерского учета

1) контролирующая – обеспечивает контроль за сохранностью, наличием и движением предметов труда, средств труда, денежных средств;

2) информационная функция – является одной из главных функций, так как является источником информации для всех подразделений предприятия и вышестоящих организаций;

3) обеспечение сохранности имущества;

4) функция обратной связи – бухгалтерский учет формирует и передает информацию обратной связи, т.е. информацию о фактических параметрах развития объекта управления;

5) аналитическая функция – с помощью нее происходит раскрытие имеющихся недостатков, наметить и проанализировать способы совершенствования деятельности организации и ее основных служб.

назад

  1.  Объекты  бухгалтерского учета

Объектами бухгалтерского учета  являются:

1) имущество предприятия – основные средства, нематериальные активы и т. д.;

2) обязательства предприятия – расчеты, сделки и т. д.;

3) хозяйственные операции – операции, связанные с деятельностью предприятия (снабжение, производство, продажа и финансовые результаты).

Хозяйственная операция – факт хозяйственной жизни (внутренний или внешний), оказавший влияние на состояние капитала, имущество и финансовые обязательства предприятия.

снабжение

Финансовые результаты

продажа

производство

производство

Капитальных вложений

Капитальных вложений

  1.  Классификация имущества организации  по составу и размещению

Каждому предприятию для осуществления эффективной хозяйственной деятельности необходимы трудовые ресурсы, недвижимое имущество, оборудование, материалы, денежные средства и т.п.

Хозяйственные средства — это средства предприятия, которые находятся в его распоряжении и используются им для осуществления своей деятельности.

В бухгалтерском учете хозяйственные средства, которыми располагает предприятие, называют активами.

Активы — это ресурсы организации, находящиеся в ее собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении.

В зависимости от того, какими хозяйственными активами располагает предприятие, и как они участвуют в производственном цикле предприятия, их классифицируют по составу и размещению

По составу активы предприятия подразделяются на оборотные и внеоборотные активы:

Оборотные активы — это средства, которые постоянно находятся в текущем процессе кругооборота средств и переходят из сферы производства в сферу обращения.

По размещению оборотные активы делятся на активы, которые используются:

в сфере производства — это предметы труда: материалы, сырье, комплектующие изделия, запасные части, топливо, инвентарь, инструменты и т.п. Эти средства, как правило, используются в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции;

в сфере обращения — товары, готовая продукция на складах и отгруженная покупателю, денежные средства, ценные бумаги, средства в расчетах и т.п.

Внеоборотные активы — это дорогостоящие средства труда, которые используются не в одном, а в нескольких производственных циклах, а также имеют длительный срок использования (более одного года).

К внеоборотным средствам относятся основные средства и нематериальные активы.

Основные средства — это средства труда, связанные с производством продукции, выполнением работ и услуг, которые служат в течение длительного времени и имеют стоимость более 10 тыс. р. за единицу.

К основным средствам относятся

здания,

сооружения,

рабочие и силовые машины,

оборудование,

измерительные и регулирующие приборы и устройства, инструменты,

автотранспорт, вычислительная техника и т.п.

Основные средства постепенно по мере износа переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции в процессе начисления амортизации, они, как правило, не изменяют свою материальную форму в процессе эксплуатации.

Нематериальные активы — это средства, которые не имеют материальной формы и физических свойств, но могут использоваться в течение длительного времени и приносить доход предприятию.

К нематериальным активам относятся 

авторские права на интеллектуальную собственность,

права на использование программ для ЭВМ, баз данных,

патенты на изобретение и ноу-хау,

промышленные образцы,

товарные марки и знаки,

деловая репутация фирмы и т.п.

Нематериальные активы, подобно основным средствам, постепенно переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции в виде амортизационных отчислений.

Основные средства и нематериальные активы так же, как и оборотные активы, могут быть использованы:

в сфере производства — здания цехов, станки, вычислительная техника, промышленные образцы и т.п.;

в сфере обращения — здания складов, автотранспорт, программы складского учета и т.п.

Основные средства и нематериальные активы составляют производственную базу предприятия.

Имущество организации по составу и размещению

Внеоборотные активы

Основные средства

Основные средства

Нематериальные активы

Капитальные вложения

Долгосрочные финансовые вложения

Оборотные активы

Материальные оборотные средства средства

Средства в расчетах

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

назад

  1.  Внеоборотные активы

К ВНЕОБОРОТНЫМ активам относятся основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения и др.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА составляют активы, используемые в процессе производства продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, способные приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Одним из условий включения активов в состав основных средств является их приобретение не для продажи.

К основным средствам относятся:

здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и пр.

В составе основных средств учитываются также капитальные вложения на коренное улучшение земель, капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования.  

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ включают объекты, не имеющие материально-вещественной структуры, осуществляющие самостоятельные функции в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо предназначенные для управленческих нужд организации в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования свыше 12 месяцев.

Такие активы приобретаются или создаются организацией не для продажи, а с целью получения экономической выгоды (дохода) в будущем.

К нематериальным активам относятся:

  1.  объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности);
  2.  исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
  3.  имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
  4.  исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

В составе нематериальных активов также учитываются деловая репутация организации и организационные расходы — расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации.

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ включают инвестиции организаций в ценные бумаги организаций, в уставный (складочный) капитал других организаций, а также предоставленные другим организациям займы сроком обращения свыше 12 месяцев.

назад

  1.  Оборотные активы

Оборотные активы включают:  

  1.  материальные оборотные средства,
  2.  средства в расчетах,
  3.  краткосрочные финансовые вложения,
  4.  денежные средства.

В состав МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ включаются:

  1.  сырье, материалы, топливо и другие ценности, которые используются в одном производственном цикле или для управленческих нужд и стоимость которых сразу относится на расходы организации;
  2.  незавершенное производство — продукция, не прошедшая всех стадий технологического процесса, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки;
  3.  готовая продукция — конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией) и предназначенные для продажи;
  4.  товары часть материально-производственных запасов, приобретенных у других юридически» или физических лиц и предназначенных для продажи;
  5.  расходы будущих периодов — затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим периодам.

СРЕДСТВА В РАСЧЕТАХ - разные виды дебиторской задолженности юридических и физических лиц перед организацией:

  1.  покупателей и заказчиков за отгруженную им продукцию, оказанные услуги;
  2.  поставщиков и подрядчиков по выданным им авансам;
  3.  подотчетных лиц по выданным им под отчет денежным суммам;
  4.  учредителей по вкладам в уставный капитал организации;
  5.  прочих дебиторов

или

К дебиторской задолженности относятся долги покупателей, заказчиков за реализованную продукцию, работы, услуги, а также задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал и задолженность прочих дебиторов (переплата налогов в бюджет, государственные внебюджетные фонды, подотчетных лиц, работников организации по предоставленным займам и возмещению материального ущерба).

Краткосрочные финансовые вложения - предоставленные другим организациям займы на срок до 12 месяцев, ценные бумаги (акции, облигации), векселя и другие ценные бумаги, сроком погашения до 12 месяцев

Денежные средства  – сумма наличных денег и денежных документов в кассе организации, а также средств на расчетных, валютных и других счетах в банках

назад

  1.  Классификация имущества организации  по источникам его формирования

Все хозяйственные средства, которые предприятие уже имеет или собирается приобрести, были или могут быть получены за счет каких-либо источников, собственных или заемных средств, например, кредитов банка.

Поэтому, в зависимости от того, каковы источники поступления хозяйственных средств, их подразделяют на собственные и привлеченные, т.е. заемные.

По аналогии с хозяйственными средствами, которые называют активами, источники образования этих средств называют пассивами.

К собственным источникам образования хозяйственных средств относятся все виды капитала, прибыль и резервы.

На предприятии могут быть образованы три вида капитала: уставный, резервный и добавочный.

Уставный капитал является обязательным для всех предприятий. Он образуется за счет взносов учредителей, которые создают это предприятие, а для бюджетных организаций — за счет средств, выделенных из бюджета. Взносы учредителей могут быть внесены не только в виде денежных средств, но и в виде какого-либо имущества. Уставный капитал является первоначальным стартовым капиталом предприятия.

Резервный капитал обычно образуется за счет собственной прибыли предприятия. Он представляет собой своеобразный резерв предприятия и необходим для разного рода непредвиденных обстоятельств, например, для покрытия убытков в результате аварий, стихийных бедствий и т.д.

Добавочный капитал образуется за счет прироста стоимости имущества предприятия при проведении операций, не связанных с производственной деятельностью. Средства добавочного капитала используются на увеличение уставного капитала или могут быть направлены на расчеты с учредителями.

Прибыль — основной источник формирования собственных хозяйственных средств предприятия. Прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов, направляется на пополнение хозяйственных средств, развитие производства, расчеты с учредителями и другие цели.

Резервы создаются на предприятии за счет прибыли или включения затрат в себестоимость готовой продукции. Резервы предназначаются для покрытия убытков, например, при обесценении ценных бумаг, а также на проведение ремонта основных средств и т. п.

Заемные или, как их еще называют, привлеченные источники хозяйственных средств — это, прежде всего, краткосрочные и долгосрочные кредиты, предоставленные предприятию банками, или займы, полученные от юридических лиц, а также обязательства предприятия перед другими организациями или физическими лицами, например, перед поставщиками, бюджетом, работниками предприятия и т.д.

Кредиторская задолженность

Займы

Кредиты банка 

Основные средства

Обязательства

(заемный капитал)

Капитал

(собственный капитал)

Источники формирования имущества организации

Уставный капитал

Добавочный капитал

Резервный капитал

Обязательства по распределению

Целевое  финансирова-ние и поступление

Нераспределенная прибыль

Или схема 2

К собственным источникам образования хозяйственных средств относятся все виды капитала, прибыль и резервы.

назад

  1.  Капитал  (собственный капитал)

Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации.

При определении финансового положения организации величина капитала рассчитывается как разница между активами и обязательствами.

В составе собственного капитала учитываются

уставный,

добавочный,

резервный капитал,

нераспределенная прибыль,

средства целевого финансирования.

Уставный капитал – это основной собственный источник средств организации

Уставный капитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах (уставе организации) величину собственного капитала, внесенного учредителями в виде денежных средств или другого имущества при учреждении организации (ООО, товарищества, акционерные общества, кооперативы, государственные предприятия).

Резервный и добавочный капитал.

Резервный капитал создается посредством отчислений от чистой прибыли в соответствии с действующим законодательством и уставом организации.

Размер резервного капитала определяется уставом организации.

Например, в открытых акционерных обществах минимальный размер резервного капитала составляет 5% уставного капитала и формируется путем ежегодных отчислений в размере не менее 5% чистой прибыли.

Резервный капитал используется:

  1.  для покрытия непредвиденных убытков и потерь организации при отсутствии иных источников покрытия;
  2.  выплаты доходов учредителям по привилегированным акциям при недостаточности или отсутствии  годовой прибыли для этих целей;
  3.  погашения облигаций, выпущенных организацией, и выкупа собственных акций.

Добавочный  капитал формируется за счет :

  1.  прироста стоимости основных средств организации по результатам проведения их переоценки;
  2.  эмиссионного дохода — в акционерном обществе;
  3.  курсовой разницы, связанной с формированием уставного капитала, величина которого выражена в иностранной валюте.

Добавочный капитал используется:

  1.  на погашение сумм снижения стоимости основных средств по переоценке;
  2.  увеличение уставного капитала;
  3.  распределение между учредителями.

Прибыль организации

Бухгалтерская прибыль (убыток) - конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основе данных бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период за минусом:

  1.  налогов, причитающихся к уплате за счет прибыли;
  2.  санкций за несоблюдение правил налогообложения;
  3.  иных аналогичных обязательных платежей

На основании  решения общего собрания учредителей или акционеров нераспределенная прибыль может быть направлена:

– на выплату дивидендов учредителям;

– на создание и пополнение резервного капитала;

– на увеличение уставного капитала;

– на покрытие убытков прошлых лет;

– на другие цели

Резервы и целевое финансирование

Резервы создаются в ходе деятельности организации и используются по целевому назначению.

Резервы

Предстоящих расходов

Под обеспечение финансовых вложений

По

сомнитель-ным

долгам

Под снижение стоимости материальных ценностей

К резервам предстоящих расходов относятся резервы:

  1.  на предстоящую оплату отпусков работникам;
  2.  на ремонт основных средств;
  3.  на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
  4.  на покрытие производственных затрат по подготовительным работам в связи сезонным характером производства;
  5.  на покрытие предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
  6.  на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание

Целевое финансирование

Средства целевого финансирования могут поступать из бюджета в виде государственной помощи, от других организаций и лиц и предназначаться для проведения конкретных мероприятий.

назад

  1.  Обязательства  (заемный капитал)

Обязательством признается задолженность организации (должника) как результат определенного действия или бездействия по отношению к другому лицу (кредитору), в связи с чем возникает требование передать активы, выполнить работу, уплатить деньги, совершить иные действия в пользу этого лица по договору или в силу действия другой правовой нормы, а также обычаев делового оборота.

В состав обязательств организации включаются

  1.  кредиты банков,
  2.  займы, полученные от других организаций,
  3.  кредиторская задолженность,
  4.  обязательства по распределению.

Кредиты банков. Временную нехватку средств организация покрывает за счет банковских кредитов, которые банк предоставляет:

  1.  в денежной форме,
  2.  на определенный срок,
  3.  под определенный процент,
  4.  на условиях возвратности и обеспеченности.

Займы могут предоставляться юридическими и физическими лицами:

  1.  в денежной форме или в виде вещей,
  2.  на определенный срок,
  3.  под определенный процент либо без процентов за пользование займом,
  4.  на условиях возвратности,
  5.  под залог или без залога имущества.

Кредиты и займы могут быть долгосрочными (выданными на срок более 12 месяцев) и краткосрочными (выданными на срок до 12 месяцев).

Кредиторская задолженность (временно привлеченные средства) – это долги организации юридическим и физическим лицам:

  1.  поставщикам и подрядчикам - за полученные, но неоплаченные материальные ценности и услуги,
  2.  покупателям – по полученным от них авансам.

Обязательства по распределению ) – это кредиторская задолженность, возникающая по операциям внутри предприятия:

  1.  по начисленной, но еще не выплаченной заработной плате;
  2.  по начисленным, но еще не перечисленным в бюджет налогам (НДФЛ, ЕСН, НДС и др.);
  3.  по начисленным, но еще не выплаченным учредителям доходам от участия в капитале;
  4.  по прочим операциям.

назад

  1.  Хозяйственные операции и их результаты

Средства предприятия, которые находятся в его распоряжении и используются им для осуществления своей деятельности, называются хозяйственными средствами.

Хозяйственные средства постоянно находятся в движении, так как включены в кругооборот хозяйственных операций (процессов).

Хозяйственная операция – факт хозяйственной жизни (внутренний или внешний), оказавший влияние на состояние капитала, имущество и финансовые обязательства предприятия.

В кругообороте  хозяйственных операций (процессов) можно выделить три основных процесса: снабжение, производство и реализацию (рис. 4.3).

Рисунок 4.3 – Хозяйственные процессы

Причем процессы снабжения и реализации в свою очередь составляют процесс обращения.

Предприятия постоянно осуществляют процесс производства и принимают участие в процессе обращения.

В процессе снабжения у поставщиков приобретаются оборудование, сырье, материалы, которые необходимы для изготовления продукции, выполнения работ. Материальные запасы, как правило, приобретаются в больших объемах и поэтому поступают сначала на склады предприятий, а затем уже используются в производстве.

Процесс производства является основой деятельности предприятия. При его осуществлении используют:

  1.  трудовые ресурсы;
  2.  материальные ресурсы — сырье, материалы, топливо, запасные части и т.п., которые являются предметами труда и составляют материальную основу выпускаемой продукции;
  3.  средства труда — оборудование, машины и прочие основные средства, которые создают условия производственного процесса.

Результатом процесса производства является готовая продукция, поэтому можно сказать, что уже на стадии производства закладывается будущая прибыль предприятия.

Процесс реализации представляет собой третью стадию кругооборота хозяйственных средств предприятия. Его задачей является продажа продукции покупателям в целях получения денежных средств для возмещения затрат на производство и реализацию продукции, а также прибыли в составе выручки от реализации.

За счет полученной выручки предприятие приобретает новые партии материалов, выплачивает заработную плату своим работникам, вновь производит продукцию и продает ее покупателям. Таким образом, повторяется цикл производственной деятельности предприятия.

назад

  1.  Основные задачи бухгалтерского учета

1) своевременное и правильное производство необходимых расчетов и обязательств;

2) оперативный контроль за правильностью и достоверностью информации в учетных документах;

3) своевременное отражение учетных данных в регистрах бухгалтерского учета.

Основная задача бухгалтерского учета заключается в формировании полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организаций, так и внешним — инвесторам, кредиторам и др.

назад

  1.  Предмет бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия или физического лица, которая осуществляется с помощью хозяйственных средств:

1) основные средства;

2) нематериальные активы;

3) оборотные средства;

4) денежные средства;

5) средства в расчетах;

6) отвлеченные средства.

Основные средства – это средства, которые участвуют в хозяйственной деятельности предприятия длительное время, сохраняют свою форму и в себестоимость произведенной продукции включаются частично (в виде амортизационных отчислений).

Нематериальные активы – это патенты, секреты производства, лицензии, торговые марки и т. д.

Оборотные средства используются в процессе производства недолго (примерно один производственный цикл).

(Производственный цикл — календарный период времени с момента запуска сырья и материалов в производство до момента выхода готовой продукции, приемки ее службой технического контроля и сдачи на склад готовой продукции, который измеряется в днях, часах.)

К оборотным средствам относятся сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, электроэнергия, топливо, тара.

Денежные средства – это деньги в кассе предприятия, на расчетном и специальных счетах в банках.

Средства в расчетах – это дебиторская задолженность.

Отвлеченные средства – это суммы, которые уплачиваются в виде налогов и сборов, формируются за счет собственных средств, а также с помощью заемных источников.

назад

  1.    Метод бухгалтерского учета

Метод бухгалтерского учета – это приемы, элементы, с помощью которых осуществляется бухгалтерский учет.

Элементы и методы бухгалтерского учета:

1) счета;

2) двойная запись;

3) документация;

4) инвентаризация;

5) оценка и калькуляция;

6) бухгалтерский баланс;

Счет – это инструмент учета, группировки, кодировки хозяйственных средств и операций.

Корреспонденция счетов – это взаимосвязь счетов.

Двойная запись – это запись хозяйственных операций по дебету одного и кредиту другого счета.

Документация – это сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия в учетных документах.

Инвентаризация – это проверка фактического наличия товарно-материальных ценностей, денежных средств, финансовых обязательств на определенную дату.

Оценка – определение стоимости в денежных измерителях.

Калькуляция – это определение затрат на производство продукции. В нее включаются статьи затрат.

Бухгалтерский баланс – это способ обобщения хозяйственных средств, группировки их источников на определенную дату.

Бухгалтерский баланс  – система показателей, отражающая имущественное и финансовое положение предприятия по состоянию на определенную (отчетную) дату в денежном выражении, представляющая данные о хозяйственных средствах (активах) и их источниках (пассивах)

По форме бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу

Левая часть – актив баланса – группировка имущества по составу и размещению.

Правая  часть – пассив баланса – группировка имущества по источникам образования.

Итоги актива и пассива бухгалтерского баланса должны соответствовать друг другу.

Итог актива и пассива бухгалтерского баланса называется валютой  баланса.

назад

  1.   Принципы бухгалтерского учета

Принцип — основа, исходное, базовое положение бухгалтерского учета как науки, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения.

Основные принципы бухгалтерского учета заключается в следующих принципах:

1) принцип денежного измерения – в бухгалтерских отчетах информация всегда должна быть выражена в едином денежном измерителе (в валюте страны нахождения предприятия);

2) принцип обязательного документирования – непрерывное, сплошное, документально обоснованное и достоверное отражение учитываемых объектов;

3) принцип двусторонности или двойной записи —

заключается по источникам формирования и по признаку размещения с выполнением равенства в обеих группах бухгалтерского учета;

4) принцип автономности организации – в целях сохранения объективности учета бухгалтерских счетов, на которых отражаются все хозяйственные операции организации, ведется обособленно от счетов, которые предназначены непосредственно для учета лиц, связанных с данной организацией;

Принцип автономности предполагает, что та или иная организация существует как единое самостоятельное юридическое лицо; ее имущество строго обособлено от имущества ее совладельцев, работников и других организаций.

В бухгалтерском учете и балансе отражается только имущество, которое признается собственностью именно этой конкретной организации.

5) принцип действующей организации – любая создаваемая организация должна существовать (функционировать) и быть постоянно действующим производством;

6) принцип учета по стоимости – активы учитываются по цене приобретения, т. е. по стоимости;

7) принцип учетного периода: бухгалтерский учет ведется по учетным периодам, которыми принято считать календарные периоды;

8) принцип консерватизма (осторожности) – принцип имеет две стороны:

а) доход признается только тогда, когда имеется на то обоснованная уверенность;

б) расход признается, как только возникает обоснованная возможность;

9) принцип реализации – определяет сумму дохода, которая должна быть признана от конкретной продажи в этот период. Так как товар может быть продан по цене выше его стоимости и ниже, в рассрочку и до оплаты, то сумму реализации следует корректировать на предполагаемую сумму безнадежных долгов;

10) принцип увязки – указывает на следующее: если какое-либо событие влияет как на доход, так и на расходы, то воздействие на каждый из них должно быть признано в одном учетном периоде.;

11) принцип последовательности – предприятия могут самостоятельно выбирать метод учета, но с условием соблюдать его в течение достаточно долгого времени (не менее года), пока не возникнут достаточно веские причины для его изменения. В противном случае возникнет ситуация несоизмеримости показателей;

12) принцип существенности – устанавливает, что незначительные события могут не приниматься во внимание, но вся важная информация должна быть раскрыта полностью.

назад

Контрольные вопросы:

  1.  Понятие бухгалтерского учета.
  2.  Виды бухгалтерского учета.
  3.  Функции бухгалтерского учета.
  4.  Объекты бухгалтерского учета.
  5.  Классификация имущества организации  по составу и размещению.
  6.  Классификация имущества организации  по источникам его формирования.
  7.  Хозяйственные операции и их результаты.
  8.  Основные задачи бухгалтерского учета.
  9.  Предмет бухгалтерского учета.
  10.  Метод бухгалтерского учета.
  11.  Принципы бухгалтерского учета.

назад

Тест 1-2

Критерии:

20 вопросов 30 минут

0-9 - 2

10-14 – 3

15-18 – 4

19-20 - 5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30363. Проблема классификации СПП. Основы его современного описания 61 KB
  СПП – это предложения в которых одна часть синтаксически подчинена другой и связана с ней союзом союзным словом вопросительным или относительным местоименным словом. а придаточных частей членам предложения. Также признак положенный в основе деления является несущественным для организации сложного предложения он не определяет конструктивных особенностей СПП и характера отношений между его частями. В результате чего однородные по формальной организации и значению предложения оказываются отнесенными к разным типам предложений.
30364. Текст как синтаксический объект. Проблемы его изучения. Типология текстов 56 KB
  Научная область связанная с изучением текста имеет в современной лингвистике разные названия: грамматика текста лингвистика текста теория текста лингвистический анализ текста филологический анализ текста анализ дискурса и др. Лингвистика текста как самостоятельная научная дисциплина зародилась на рубеже 6070х годов ХХ века. Предмет лингвистики текста Казалось бы ответ содержится в названии: предметом лингвистики текста является текст. Одной из наиболее удачных квалификаций лингвистики текста признаётся её определение как науки...
30365. Основы русской пунктуации. Тенденции развития 49 KB
  случаи постановки знака препинания не связанные с синтаксическими правилами например постановку так называемого интонационного тире: 1 Ходить долго не мог; 2 Ходить долго не мог. многообразие употребления запятой тире двоеточия и других знаков. По своим общим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие точка; вопросительный знак восклицательный знак запятая точка с запятой двоеточие тире многоточие и выделяющие две запятые два тире скобки кавычки. Тире знак очень широкого употребления.
30367. История кратких прилагательных в РЯ и современное состояние 60 KB
  История кратких прилагательных в РЯ и современное состояние Краткие прилагательные первичны а полные – вторичны. Исторически прилагательные – вторичные слова своим происхождением связанные с существительными. Следующее изменение: образование полных прилагательных краткие местоимения jь j je Краткие: непроизводные первообразные: белъ худъ производные: Основа именная или глагольная суффиксы Суффиксы качественных прилагательных: ък ьк ик: узъкъ далькъ великъ ьн: ясьнъ тьмьнъ ьл: кысьлъ тепьлъ ав: величавъ...
30368. Понятие лексического значения слова 51 KB
  Лексическое значение слова – это отражение в слове явлений реальной действительности В. ЛЗС – это закреплённое в сознании говорящих соотнесенного звукового комплекса языковой единицы с тем или иным явлением действительности большинство слов называют предметы их признаки количество действия процессы и выступают как полнозначные самостоятельные слова выполняя в языке номинативную функцию. Значение слова отражает только различные признаки т.
30369. Понятие ЧП в свете современной концепции организации предложения 49.5 KB
  Важна дифференциация ГЧП и ВЧП. Второстепенные члены предложения ВЧП. Потебня строит классификацию ВЧП психологическое направление в основе синтаксиса предложение психологическое явление на их соответствие частям речи. В частности Пешковский: следует говорить не о ВЧП а о согласуемых управляемых и примыкающих ЧП.
30370. Предложение как коммуникативная единица. Актуальное членение предложений, средства его выражения. Понятие высказывания 38.5 KB
  Одним из свойств предложения является порядок слов то есть их определённая последовательность. Таким образом все предложения кроме синтаксической структуры имеют деление на логическое подлежащее предмет речи и логическое сказуемое признак. В конечном счёте чешский учёный Вильям Матезиус сказал что деление предложения на две части имеет чисто языковой смысл. Это коммуникативное членение предложения.
30371. Понятие об осложненном предложении. Спорные вопросы теории. Виды осложнения 50 KB
  К понятию осложненного предложения относится: предложения с однородными членами предложения с обособленными членами предложения с вводными и вставными конструкциями предложения с обращением Степень осложнения разная нужно основание для их объединения. Осложнение в семантической структуре предложения диктум и модус Осложнение диктума Я смотрю на звезды; монопредикативное монопропозитивное Я слушаю пенье соловья – монопредикативное 2 пропозиции осложнение семантики которое не влечет за собой синтаксическое осложнения Соловей...