88515

Аспекты классификации медикаментов

Курсовая

Таможенное регулирование

Классификация – очень сложная процедура, она помогает производить кодирование товаров, определять размер таможенных платежей и таможенную стоимость, вести отчетность, поставляет информацию для статистики таможенного дела, помогает в изучении структуры внешней торговли.

Русский

2015-05-02

94.92 KB

4 чел.

Введение

Проблемы классификации объектов таможенного оформления и таможенного контроля по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации всегда имели огромное значение, т.к. именно от правильности определения кода товара зависит не только сам факт соблюдения таможенного законодательства, но в первую очередь, объем начисленных и уплачиваемых таможенных платежей.

Классификация товаров – отнесение товаров в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ТС к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям, указанным в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, применяемой в Российской Федерации, и соответствующим им цифровым кодам.

Классификация – очень сложная процедура, она помогает производить кодирование товаров, определять размер таможенных платежей и таможенную стоимость, вести отчетность, поставляет информацию для статистики таможенного дела, помогает в изучении структуры внешней торговли.

Актуальность выбранной темы очевидна. Ведь правильная классификация товаров имеет большое значение для повышения объективности таможенной статистики внешней торговли, используемой при выработке таможенной политики. От правильной классификации товаров зависит обоснованное начисление и взимание таможенных платежей.

Целью данной работы является изучение и выявление проблем контроля классификационного кода фармацевтической продукции и мер по минимизации рисков. Объектом изучения данной работы являются нарушения, возникающие при оформлении товара и заявлении его кода, а также причины, приводящие к этим нарушениям.

Задачи, обусловленные целью курсовой работы, следующие:

  1.  Рассмотреть историю развития классификационных систем в международной торговле;

Изучить Требования к товарной номенклатуре;

  1.  Разработку классификаторов как основы для создания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;
  2.  Проанализировать статистические данные об экспорте и импорте Фармацевтической продукции;
  3.  Осуществить анализ практики декларирования фармацевтической продукции;
  4.  Определить возможные пути минимизации таможенных рисков при контроле классификационного кода фармацевтической продукции.

Глава 1. Этапы унификации товарных номенклатур для международной торговли.

1.1 История развития классификационных систем в международной торговле.

Ход исторического развития общества связан с появлением товарного производства. Возникновение товароведения как специальной области знаний относят к середине XVI в. В этот период начинают развиваться капиталистические отношения и появляется промышленное производство, резко увеличиваются объемы и ассортимент выпускаемых товаров. Создается необходимость в сведениях о товарах и их количествах. Для этого периода характерно развитие описательных руководств о различных видах товаров и способов их использования, особенно импортных и не являющихся предметом повседневного спроса. Например, вышедшая в России в 1575 г. «Торговая книга», в ней «описаны всяких земель товары различные». На этом этапе развития товароведения товары, как правило, описывались в алфавитном порядке, без какой либо систематизации и классификации.
           К началу XVIII в. под влиянием развития технологических факторов: появление новых видов материалов и машинных технологий, простое описание товара уже не удовлетворяло запросы того времени, так как возникла необходимость не просто в описании товара, но и в оценке его идентичности. Встала острая необходимость выявления критериев установления тождественности товаров как основы регулирования и обеспечения, как производства внутри страны, так внешней торговли.
Так как каждая страна имеет свои приоритеты в производстве тех или иных товаров, а количество видов товаров растет по мере развития общественного производства, то, следовательно, возникает необходимость в их упорядочении. По мере расширения торговли увеличивался и интерес к определенной классификации и универсальному обозначению товаров. Как правило, причиной тому было желание властей различных государств облагать налогами или сборами товары, перемещаемые в рамках их территорий либо пересекающие их границы. Если бы каждая страна производила только конкретный ограниченный перечень товаров, то не возникло бы потребности в разработке какой-либо единой системы классификации товаров.

В дальнейшем, по мере развития промышленного производства, появилась необходимость не только знать объемы внутренней и внешней торговли, но и устанавливать перечни товаров с учетом их экономической значимости для бюджета государства. Первые системы классификации товаров были, практически единообразны и просты, в большинстве случаев представляли собой алфавитный список — перечень товаров, к которым применялась та или иная ставка пошлины (налога) либо которые были освобождены от их уплаты. Однако по мере развития международных связей увеличивались и количества различных ставок пошлин, в отдельных случаях товары освобождались от ее уплаты. Такая ситуация приводила к необходимости одновременного существования различных перечней, а также к увеличению и самих объемов алфавитных списков. Возникла ситуация, что для систематизации товаров, более выгодной и удобной была бы такая классификация, которая основывалась бы на ином критерии, отличном от принципа сходства товара с порядком, применяемым только в области таможенного налогообложения. На этом этапе, относящемся к началу XIX в., исследования в области товароведения нашли свое практическое применение в регулировании сферы товарного обращения. Поэтому появились таможенные тарифы, основанные на критерии существа или характере товара, а не на его пошлинном статусе. Определенный товар при этом идентифицировался для уплаты пошлины в рамках соответствующей классификационной системы.

Следует отметить, что каждая страна решала проблему такой систематизации товаров для целей внутренней и внешней торговли по-своему. Одновременно, в связи с ростом объема и значения международной торговли для экономики большинства развитых стран мирового сообщества, стало очевидным, что из-за различий в национальных таможенных тарифах возникает множество проблем. Сложности обусловливались и были связанны с применяемым порядком и внутренней структурой тарифных номенклатур, названиями и дефинициями товаров и даже с основными классификационными критериями, лежащими в основе тех или иных тарифов. Некоторые национальные тарифы были разработаны лишь в самой общей форме; другие — первоначально составлены на какой-либо методологической основе, которая впоследствии неоднократно подвергалась видоизменениям в силу принимаемых национальных протекционистских мер, международных коммерческих или многосторонних тарифных соглашений. Необходимо также иметь в виду лингвистические, страноведческие и другие особенности международных отношений. Следовательно, необходимость определенной классификации и обозначения товаров обусловливается в первую очередь экономическими факторами, но и устанавливает правовой статус внешнеэкономических товарных операций. Систематизация товаров позволяет управлять их ассортиментом, гибко строить товарную политику, обеспечивает требования сферы обращения и статистики. Однако по мере развития научно-технического прогресса, возникновения новых потребностей возникает огромное разнообразие товаров, что обусловило необходимость их разграничить и однозначно определять. Таким образом, без существования определенным образом упорядоченного перечня данных товаров сделать это практически невозможно. Таким образом, само естественное развитие торговых и экономических связей выдвинуло необходимость разработки и применения унифицированной номенклатуры товаров, способной обеспечить: систематизацию всех товаров, вращающихся в международной торговле; единообразную классификацию всех товаров в тарифах стран, применяющих такую номенклатуру;
принятие общего международного таможенного «языка», с тем чтобы применяемая терминология могла бы быть однозначно понята как экспертами, так и участниками торговли, облегчая тем самым задачи импортеров, экспортеров, производителей продукции, ее перевозчиков и, естественно, таможенных администраций; простоту и определенность единиц измерений при ведении переговоров, применении и верном истолковании двусторонних и многосторонних таможенных соглашений;
международную едино образность и сопоставимость данных для облегчения анализа и сравнения статистики мировой торговли.
Усилия, направленные на разработку единой международной номенклатуры товаров, способной облегчить ведение товарообмена, начали реализовываться на практике более века назад. Они в первую очередь вели к созданию номенклатур, которые одновременно использовались бы как для тарифных, так и для статистических целей.
В середине XIX в., в период промышленной революции в Европе, быстрыми темпами стал развиваться товарообмен, и в том числе международная торговля С другой стороны, интенсивное развитие мировой экономики обусловило необходимость знать объемы внутренней и внешней торговли. Интенсивное развитие торговых и экономических связей выдвинуло задачу разработки стандартизированной товарной номенклатуры, способной обеспечить системную, международно-единообразную классификацию товаров на общепринятом международном таможенном «языке», с четко и доступно определенными терминами.

Работы по разработке единой всемирной номенклатуры товаров были начаты в первой половине XIX в. Это было обусловлено:
бурным ростом промышленного производства; развитием международной торговли. Целью было создание номенклатуры, которая одновременно использовалась бы для тарифных и статистических целей.
Остановимся на основных вехах исторического пути развития классификационных систем в международной торговле.
В 1831 г. — Бельгия представила свою внешнеторговую статистику, сгруппированную по трем генеральным разделам: сырье, продукты потребления в естественном состоянии, готовые изделия. Эта классификация в 1854 г. была заменена на систему перечисления товаров в алфавитном порядке. В период с 1851 по 1908 г. было проведено несколько международных экономических конгрессов, имевших целью подготовить единую статистическую номенклатуру. Первый Международный статистический конгресс, проходивший в Брюсселе в 1853 г., предложил подготовить единообразную международную тарифную номенклатуру в качестве основы международной статистической номенклатуры. При этом конгресс исходил из того, что используемые статистические номенклатуры большинства государств разрабатывались в тесной увязке и на основе их тарифных номенклатур и изменения в одной из них влекли аналогичные перемены в другой. Таким образом, были приняты рекомендации по унификации товарных номенклатур для таможенного регулирования и ведения статистики внешней торговли. Подобного рода рекомендации принимались также на других торговых и экономических конгрессах и конференциях. Международные статистические конгрессы по данной проблематике проводились в Гааге (1869 г.), Санкт-Петербурге (1872 г.) и Будапеште (1876 г.), Антверпене (1894 г.), Монсе (1905 г), Милане (1906 г.). На этих конгрессах анализировалось состояние дел в области статистики международной торговли, были названы важнейшие причины имеющейся несопоставимости данных и поставлена задача стандартизации собираемой статистической информации. Однако в конце XIX — начале XX в. эти намерения были реализованы лишь в незначительной степени . И только спустя 60 лет эти рекомендации были воплощены.
В 1885 г. — для координации работ был учрежден Международный институт статистики. В 1890 г. проходивший в Париже Международный конгресс по таможенным правилам предложил принять унифицированную номенклатуру и ознаменовал создание Международного союза для публикации таможенных тарифов. Знаменательным событием в истории развития международных систем классификации товаров стала разработка Австро-Венгрией в 1892 г. тарифной номенклатуры, которая позднее была взята за основу в статистической Брюссельской номенклатуре 1913 г. и в проекте Таможенной номенклатуры Лиги Наций 1931г. таким образом, до 1900 г. практически во всех публикуемых различными странами справочниках по итогам внешней торговли приводились лишь те товары, которые имели наиболее важное значение для внешней торговли той или иной страны. При этом одни государства классифицировали товары в алфавитном порядке, другие группировали их по признаку происхождения (сельскохозяйственные и промышленно-ремесленные).

1.2  Требования к товарной номенклатуре.

Необходимость систематизации товаров для международной торговли, ведения экономико-статистического анализа и осуществления таможенной деятельности обусловливает необходимость разработки соответствующих классификаторов товаров. Однако различия в раз-личных системах классификации товаров приводят к дублированию усилий, ошибкам и, как следствие, издержкам. Единственным способом избежать этого является создание общей системы описания и кодирования товаров, если такая система возможна. На первом этапе необходимо определить, в каких областях эта система будет использована. Прежде всего — это в таможенных тарифах, статистике внешней торговли, статистике производства, транспортных тарифах, каталогах поставщиков и баз данных. Товарные классификаторы могут использоваться одновременно для нескольких целей. Однако в разных областях и сферах деятельности к ним предъявляются различные требования . Почти все страны облагают таможенной пошлиной импортируемые товары, для того чтобы:
стимулировать отечественное производство, а для этого сделать импортные товары более дорогими, чем отечественные; получить доходы от внешнеэкономической деятельности. Необходимость проводить различие между разными видами товаров существует и тогда, когда таможенные пошлины вводятся или сокращаются по другим причинам, например:
нацелены на компенсацию размера разницы между нормальной стоимостью товара и его более низкой экспортной ценой;
снижение нормальной ставки пошлины на определенный период, с тем чтобы позволить беспошлинно импортировать для отечественной промышленности сырье и полуфабрикаты, не производимые отечественной экономикой .Все эти различные типы пошлин требуют разграничений между раз-личными типами товаров. Поэтому таможенный тариф всегда состоит из двух частей, а именно: таможенной номенклатуры, т. е. всеобъемлющего перечня товаров, который может дополняться определенными инструкциями; ставок пошлины, которые необходимы для расчета пошлины (например, 10 % стоимости или 0,5 евро за килограмм).
Таможенная тарифная номенклатура должна отвечать определенным требованиям: номенклатура является инструментом налогообложения, поэтому товары должны быть четко и недвусмысленно разграничены;
текстовая часть номенклатуры (наименование товаров, примечания) должна быть сформулирована максимально просто, чтобы должностные лица таможенных органов могли увидеть необходимые различия между товарами без помощи специалистов; нецелесообразно применять характеристики, которые не могут быть проверены по объективным признакам изделия. Таможенные органы должны быть уверены, что назначается правильная тарифная ставка в интересах равного налогообложения.

Требования статистики внешней торговли статистика внешней торговли показывает взаимозависимость между экономикой страны и экономикой других стран через посредство международной торговли. Сбор данных об объеме и стоимости импортируемых и экспортируемых товаров служит следующим целям: обеспечивает фактическими данными, необходимыми для осуществления внешней политики (например, изменение ставок пошлины, снятие или введение количественных ограничений на импорт и экспорт); национальная статистика внешней торговли дает также базовый материал для международных организаций, которые проводят исследования по международной торговле (например, Статистическое бюро ООН); статистика внешней торговли важна для экономической политики, потому что она дает информацию о зависимости национальной экономики от экономики других стран;
статистика внешней торговли включается в национальную статистику, которая дает всеобъемлющую информацию об экономике (структуре, тенденциях).Требования к статистическим внешнеторговым номенклатурам не столь жесткие, как к таможенно-тарифным номенклатурам. Многие страны используют свою таможенно-тарифную номенклатуру в качестве основы для статистической внешнеторговой номенклатуры. Для классификации используются следующие основные критерии: используемое сырье; производственные методы; использование производимой продукции. Требования транспортного тарифа
При установлении транспортного тарифа необходимо позаботиться о том, чтобы, с одной стороны, покрывались транспортные расходы и обеспечивалась прибыль, и с другой — финансовое бремя перевозки не было бы столь высоким, чтобы вообще препятствовать перевозкам.
Разграничения между различными видами товаров позволяют:
учесть особые условия, которые повышают стоимость перевозки (такие, как замораживание до низких температур или защита от радиации или взрыва) или понижают ее (например, перевозка товаров навалом или в контейнерах); обеспечить перевозку не только дорогих товаров, таких как ювелирные изделия, но и дешевых товаров, например резинотехнические изделия. Разные виды транспорта предъявляют свои определенные требования, в частности: по трубопроводу можно транспортировать только жидкие и газообразные вещества; насыпные и наливные грузы нельзя перевозить воздушным транспортом; вес товара важен при его перевозке по воздуху, но менее важен при перевозке по железной дороге;
скоропортящиеся овощи перевозятся либо в охлажденном виде, и в этом случае возможна их перевозка тихоходными видами транспорта, например судами; либо они перевозятся быстроходным транспортом, например самолетом на большие расстояния или грузовым автомобилем — на малые.

Для транспортного тарифа расстояние столь же важно, сколь и вид товара. Описание товаров, необходимое для транспортного тарифа, во многом схоже с описанием, необходимым для таможенного тарифа. В частности, нужно базировать эти описания на объективных и четких критериях, поскольку те, кто пользуется транспортными услугами, будут стараться избегать товарных позиций с высокой тарифной ставкой. С другой стороны, требуется меньшая детализация, чем для таможенного тарифа или для статистической внешнеторговой номенклатуры.
Требования международной торговли в условиях рыночной экономики для обеспечения успеха предприятия очень важно знать поставщиков, которые могли бы поставить конкретные товары в необходимом количестве по наиболее низким ценам. Иметь ясность по этому вопросу нелегко даже на внутреннем рынке. Это еще сложнее, если вас интересуют предложения из других стран. И здесь требуется систематизированная классификация, общая унифицированная система описания и кодирования товаров. Для такой системы нужна меньшая детализация, чем для таможенного тарифа. С другой стороны, лингвистические и терминологические особенности в ряде случаев препятствуют конструктивным торговым переговорам. Необходима четкая идентификация товара по объективным критериям, что обеспечивает возможность заблаговременного определения экономической эффективности заключаемого договора на основе информирования о мерах тарифного и нетарифного регулирования, применяемых к рассматриваемому товару. Например, товарная позиция «прочие», используемая для обеспечения полноты таможенных тарифов и статистики, не требуется в коммерческом секторе, так как нужна информация о конкретных товарах, а не о «прочих изделиях». Таким образом, от товарных номенклатур требуется систематизированная классификация, основанная на конкретных данных и отражающая коммерческие реальности. Классификации различных товаров не должны пересекаться, а критерии для разграничения между различными видами товаров должны быть четкими и простыми. Номенклатура должна включать несколько уровней и быть увязана с другими номенклатурами, охватывающими ту же или смежные области. Однако есть различия в уровнях детализации, необходимых в разных областях, и целесообразности идентифицировать отдельные характеристики, которые могут быть несущественны для другой сферы.

1.3 Разработка классификаторов как основы для создания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.

Существование множества различных видов товарных классификаторов, применяемых различными странами по своему усмотрению, являлось постоянным источником ошибок и издержек, следовательно, была необходима гармонизация классификаторов в максимально возможной степени. Через 60 лет после первого Международного статистического конгресса в 1913 г. в г. Брюсселе прошла Вторая международная конференция по коммерческой статистике, которая приняла Первую практическую единообразную статистическую номенклатуру товаров, учрежденную Международной конвенцией. Эта конвенция была подписана 29 государствами 31 декабря 1913 г. Основные положения конвенции сводились к тому, что, сохраняя для своих публикаций национальные классификации и товарные номенклатуры, они будут составлять и сообщать специально создаваемому Международному бюро внешнеторговой статистики данные по единой классификации и товарной номенклатуре. Итак, появилась первая Брюссельская товарная номенклатура. Она состояла из 5 разделов, включавших 186 товарных позиций. Брюссельская номенклатура явилась основой для сравнительного анализа коммерческой статистики, проведенного Бюро торговой статистики в 1922 г., и использовалась в тарифных целях около 30 странами. Вскоре после публикации Брюссельской товарной номенклатуры 1913 г. выявились недостатки разработанной системы классификации товаров, в том числе недостаточная детализация номенклатуры и, как следствие, неудобство ее использования в качестве международного стандарта. Поэтому на Международной экономической конференции Лиги Наций был поставлен вопрос о разработке более простой и единообразной классификации на базе таможенно-тарифной номенклатуры. Подготовка к созданию следующего варианта международной номенклатуры была начата на Всемирной экономической конференции, состоявшейся в 1927 г. под руководством Лиги Наций. Комитет экспертов закончил проработку первого варианта Единой таможенной номенклатуры в 1931 г., и был опубликован ее проект. В 1937 г. был введен в действие ее пересмотренный вариант. Созданная номенклатура называлась Женевской. Она включала в себя 21 раздел, 86 товарных групп и 991 товарную позицию. Существенным отличием от предыдущей редакции стало включение в основные, базовые товарные позиции «вторичных», а в ряде случаев и «третичных», и «четвертичных» подпозиций. Предполагалось, что обязательными для государств, принявших номенклатуру, будут только основные позиции, в то время как национальные власти могли сокращать подпозиции, объединять их или создавать новые, не предусмотренные в Женевской номенклатуре. Причиной для изменения количества подпозиций могли стать экономические, таможенные или статистические нужды государства. В 1938 г. Экономический комитет Лиги Наций создает специальный комитет экспертов по статистике для разработки товарной классификации, пригодной для экономико-статистического анализа внешней торговли. Итак, накануне Второй мировой войны была предложена новая товарная номенклатура, получившая название Женевской. Номенклатура имела множество недостатков (например, была недостаточно детализирована) и была принята лишь небольшим числом стран. Однако именно в ней были заложены основные принципы классификации товаров для целей международной торговли.
Измененный проект таможенной номенклатуры 1937 г. использовался помимо своего прямого назначения как основа Минимального списка товаров для статистики международной торговли, изданного в 1938 г. Лигой Наций. Она представляла собой товарную классификацию вертикального типа. Все товары были распределены на 17 разделов. Разделы, в свою очередь, были разбиты на 50 групп и 456 базисных товарных позиций.  Таким образом, разделы в данной номенклатуре были значительно расширены и детализированы по сравнению с первой Брюссельской товарной номенклатурой 1913 г. В последующие годы минимальный список товаров для статистики международной торговли неоднократно дорабатывался. Ряд стран использовали эту номенклатуру как основу для своих национальных классификаций.
Опыт этой работы был позднее использован «Исследовательской группой Европейского Таможенного Союза», созданной при Европейском Экономическом Совете в 1947 г. Позднее, в 1948—1950 гг., т. е. во время создания номенклатуры Совета таможенного сотрудничества, эта номенклатура явилась основой для международной товарной системы ООН. В дальнейшем она была выпущена под названием «Стандартная международная торговая классификация» (СМТК). Стандартная международная торговая классификация (СМТК) Эта классификация явилась результатом работы во взаимодействии правительств ряда стран и специалистов-консультантов Секретариата ООН. Опубликована классификация была в 1950 г. и была предназначена в качестве основы для системного анализа мировой торговли, а также представления внешнеторговых показателей международным организациям. К 1960 г. большинство стран мира, а также международные организации при составлении своих отчетов использовали СМТК. Ряд государств Латинской Америки и страны Содружества Наций в базе СМТК разработали свои таможенные номенклатуры. 12 июля 1950 г. Экономический и социальный совет ООН принял резолюцию, обязывающую все правительства использовать Стандартную классификацию путем: введения в действие этой системы классификации с возможными необходимыми дополнениями, обусловленными национальными особенностями, не нарушающими общей структуры классификации; реорганизации своих статистических данных в соответствии с этой системой для достижения сопоставимости на международном уровне. В целях достижения сопоставимости между СМТК и другими товарными номенклатурами группа экспертов ООН разработала новый пересмотренный вариант СМТК, который в 1960 г. был утвержден Статистической комиссией ООН, а издан в 1961 г. Таким образом, странам была предложена международная система, пригодная как для таможенных целей, так и для экономико-статистического анализа. В 1969 г. был издан второй, а в 1985 г. — третий пересмотренный вариант СМТК.
СМТК охватывает все виды товаров-предметов международной торговли, с различной степенью детализации. Каждый уровень иерархически основывается на предыдущем. Данная классификация состоит из 10 разделов (с 0 по 9 включительно), 67 групп, 261 товарной подгруппы, 1033 базисных товарных позиций и 3118 субпозиций. Для национального использования субпозиции могут быть детализированы. Кодовое обозначение номенклатуры построено следующим образом: первый знак определяет раздел, первые два знака — группу, три знака — подгруппу, четыре — товарную позицию, пять знаков — субпозицию. Последующая детализация товарных субпозиций производится добавлением шестого знака и последующих.

При формировании классификационных группировок СМТК используются следующие признаки: сырьевой (вид материала, из которого изготовлен товар); производственно-технологический (степень обработки товара);назначение товара; значение товара в мировой торговле.
Для каждого раздела применяется своя последовательность признаков; используется десятичная система кодирования. Современная статистика торговли основана именно на СМТК. Номенклатура Совета таможенного сотрудничества (НСТС) Период после окончания Первой мировой войны характеризовался: подъемом в мировом торговом обороте; расширением рынков сбыта; необходимостью защиты экономических интересов.
Вышеперечисленные факторы обусловили необходимость в тесном
международном сотрудничестве в области таможенного дела и ведения внешнеторговой статистики. Окончание Второй мировой войны явилось началом нового этапа в развитии международного торгового сотрудничества. Сотрудничество стран по таможенным вопросам развивалось под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН).
В 1947 г. было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Оно было рекомендовано для применения в мировом масштабе вне зависимости, будет существовать Европейский таможенный союз или нет.
В конце 1949 г. исследовательская группа пришла к выводу, что подготовленный проект таможенной номенклатуры следует применять в мировой масштабе. В результате 15 декабря 1950 г. были заключена «Конвенция о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах» и создан Совет таможенного сотрудничества (СТС).
В рамках СТС был создан постоянный Комитет по номенклатуре, который занимался разработкой основы классификации товаров и выработкой единообразного подхода к классификации. Юридическая привязка Брюссельской конвенции о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах 1950 г. к Конвенции о создании СТС установлена в ст. XIV Конвенции о Брюссельской номенклатуре 1950 г., согласно которой к ней могут присоединиться только стороны, присоединившиеся к Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества, а отказ участвовать в СТС означает невозможность подписания Конвенции о номенклатуре. Кроме того, согласно ст. XI, ратификационные грамоты от стран, не являющихся членами СТС, не принимаются на хранение до тех пор, пока не будет сдана ратификационная грамота о присоединении к Конвенции о создании СТС. В связи с этим многие государства применяли номенклатуру de facto, не участвуя в Конвенции. Для юридических целей собственно под «номенклатурой» Конвенция (ст. I) понимала товарные позиции с соответствующими им номерами (именно номерами, а не кодами), примечания к разделам и группам и Основные правила интерпретации, установленные в приложении к Конвенции, которое являлось ее неотъемлемой частью. Первым этапом ПОСЛУЖИЛО создание унифицированной таможенной номенклатуры, первоначальный вариант которой был подготовлен в 1951 г. За основу была принята Женевская номенклатура Лиги Наций (1937 г.). Впервые в качестве основного принципа построения классификационной системы был применен критерий «характер материалов, из которых изготовлен товар». Однако впоследствии это вызвало определенные затруднения, связанные с тем, что для публикации статистической отчетности данные необходимо было перегруппировывать в соответствии с обобщенными экономико-статистическими критериями, которые требовали группировать товары по степени их обработки и по отраслевому происхождению . Структура номенклатуры также предусматривала разделение всего многообразия товаров на 21 раздел и 99 групп. Товары смежных отраслей объединены в один общий раздел, который по отраслевому критерию подразделяется на группы. Группы, в свою очередь, подразделяются на товарные позиции с учетом уровня обработки товара. Каждая позиция имеет четырехзначный унифицированный код, где первые цифры означают номер группы, а последние две — товарный номер позиции внутри группы.
Первое издание номенклатуры, разработанной Комитетом по номенклатуре СТС, было выпущено в 1955 г. и известно как Брюссельская таможенная номенклатура (БТН). Конвенция по таможенной номенклатуре вступила в силу 11 сентября 1959 г.1 Все страны, которые подписали Конвенцию о применении БТН, были обязаны строить свои таможенные тарифы в соответствии с установленными принципами, полностью сохраняя названия разделов, групп, позиций и их нумерацию. Разработчики БТН стремились унифицировать тарифную классификацию товаров таким образом, чтобы, сформировав общие принципы построения товарной номенклатуры, сохранить за собой свободу маневра и обеспечить возможность выделения более мелких неунифицированных позиций в подпозиции. Поэтому построенные на основе БТН таможенные тарифы содержали сотни неунифицированных товарных позиций. Это сводило на нет унифицированные положения номенклатуры и резко усиливало протекционистский характер национальных тарифов. Однако необходимо отметить, что количество неунифицированных позиций увеличивалось и вследствие объективных причин, так как внешняя торговля год от года характеризовалась появлением большого количества новых товаров, о которых на момент разработки БТН ее разработчики не могли даже догадываться. Брюссельская товарная номенклатура была принята большинством стран, в частности Западной Европой, Японией и др.
Изменения в структуре международной торговли заставляли СТС постоянно пересматривать БТН, вносить в нее изменения и дополнения (в 1959, 1965, 1972 гг.). Последний вариант БТН был опубликован в 1978 г.
Все эти номенклатуры были построены на базе разных классификационных принципов и имели различную степень детализации товарооборота. На практике это затрудняло сопоставление данных о товарной структуре экспорта и импорта стран, использующих различные товарные номенклатуры. Зачастую даже в случаях, когда наименования товарных групп или разделов номенклатур текстуально совпадали, содержание их могло быть различным. Работы по сближению главных международных классификаций (СМТК и БТН) привели к созданию в 1978 г. нового проекта Брюссельской номенклатуры. С формально-юридической точки зрения — лишь редакции БТН, а с содержательной — принципиально новой номенклатуры. Этот проект получил название Номенклатура Совета таможенного сотрудничества (НСТС). В отличие от первоначального варианта БТН в основу классификационной схемы новой номенклатуры были положены принципы обработки и происхождения товаров, а также по назначению и химическому составу. При образовании групп был заложен критерий степени обработки. Однако для построения товарных позиций в разных группах применялась различная последовательность трех основных признаков: степень обработки, назначение и сырьевой материал, из которого изготовлен товар1. Эта номенклатура состоит из 21 раздела, которые делятся на 99 групп, содержит 1011 товарных позиций. Важной особенностью НСТС является то, что в отличие от систем кодирования товаров, принятых в СМТК, товарные шифры не содержат номера раздела. Номенклатура основана на четырехразрядном обозначении товаров — все товары в номенклатуре разделены на 99 групп и все группы независимо от принадлежности к тому или иному разделу пронумерованы в возрастающем порядке от 01 до 99. Внутри группы товары также пронумерованы в порядке возрастания двумя знаками от 01 до 99. Структура кода товарной позиции: первые две цифры обозначают группу, в которую входит данный товар, третья и четвертая цифры отражают порядковый номер товарной позиции внутри этой группы.
Кроме того, дополнительно к номенклатуре СТС были разработаны:
пояснения — являющиеся официальной интерпретацией номенклатуры, утвержденной СТС; алфавитный указатель, в котором перечисляются товары, упоминаемые или описываемые в НСТС и Пояснениях; сборник классификационных мнений, включающий в себя утвержденные Советом мнения по вопросам классификации тех или иных товаров.
В 1985 г. почти 150 государств, на которые в то время приходилось 75 % объема международной торговли, применяли НСТС в качестве основы построения своих таможенных тарифов и внешнеторговой статистики. В то же время 14 стран, в частности СССР, США, Китай и Канада, не применяли НСТС. НСТС использовали во многих странах мира (преимущественно Западной Европы) как в статистических целях, так и в качестве товароведческой основы формирования национальных таможенных тарифов. Несмотря на объективные различия НСТС и СМТК, обе организации — Совет таможенного сотрудничества и Статистическая комиссия ООН — пытались сопоставить две номенклатуры путем применения ключей перехода. Единая товарная номенклатура внешней торговли СЭВ (ЕТН ВТ СЭВ). В 1960—1980 гг. в СССР полным ходом шла работа по созданию своеобразной альтернативы БТН и НСТС. Вопрос о создании единой номенклатуры Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) впервые подняли в марте 1959 г. на совещании специалистов-статистиков внешней торговли стран — членов СЭВ, на котором странам СЭВ с 1960 г. в статистических и таможенных целях рекомендовалось использовать Единую товарную номенклатуру внешней торговли Министерства внешней торговли СССР 1954 г. с внесением необходимых изменений, обусловленных сдвигами в структуре внешней торговли. Однако эти сдвиги даже в рамках внутренней (в пределах СЭВ) торговли оказались столь значительными, что решено было выработать новую единую товарную номенклатуру. И такая номенклатура была создана. В начале 60-х гг. единую номенклатуру СЭВ подготовил Отдел статистики Секретариата СЭВ, и в 1962 г. Секретариат Совета экономической взаимопомощи принял эту номенклатуру и опубликовал ее под окончательным названием — Единая товарная номенклатура внешней торговли стран — членов СЭВ (ЕТН ВТ СЭВ) .
ЕТН ВТ СЭВ объединила товары по их назначению в народном хозяйстве, по их происхождению и по степени обработки. Она же давала возможность разбить товары на средства производства и предметы потребления, на основные и оборотные средства, на изделия промышленности и сельского хозяйства. Классификация давала возможность проводить дополнительные группировки экспорта и импорта товаров по различным экономическим признакам. ЕТН ВТ СЭВ включала 9 товарных разделов, 57 товарных групп, 325 подгрупп, 4200 товарных позиций и более 10 тысяч субпозиций.
Существенным отличием ЕТН ВТ СЭВ от других номенклатур было присутствие в ней дополнительного «нулевого» раздела, в который входили производственные операции (раздел № 0 — «Операции (услуги) материального характера»). Применение ЕТН ВТ СЭВ давало возможность обеспечить сопоставимость плановых и отчетных показателей по внешней торговле как в пределах одной страны, так и всех стран — членов СЭВ. Связь с другими международными классификациями осуществляется с помощью переходных таблиц. В ЕТН ВТ СЭВ последней редакции 1984 г. было принято семизначное кодовое обозначение. Первый знак отводился для обозначения раздела, два первых — группы, три первых — подгруппы, пять знаков — для товарной позиции и семь знаков — для товарной субпозиции. Данная нумерация давала возможность расширять при необходимости номенклатуру. Подобная возможность проявлялась в наличии свободных номеров в подгруппах и товарных позициях. Следовательно, структура ЕТН ВТ СЭВ позволяла не только вести статистический учет в пределах товарных наименований, но и в необходимых случаях выделить отдельные виды, сорта и марки товаров. Такая детализация учета давала возможность более глубоко изучить товарную номенклатуру внешней торговли, ее географическую направленность и ценовую динамику. Товары в ЕТН ВТ СЭВ распределялись по разделам, группам и подгруппам по признаку назначения или происхождения либо по материалам, из которых они изготовлены. Такая классификация давала возможность группировать товары на средства производства и потребления, на основные и оборотные средства, на изделия промышленности и сельского хозяйства, а также проводить дополнительные группировки экспорта и импорта товаров по различным экономическим критериям. Ежегодно в номенклатуру вносились дополнения и изменения. Они были вызваны появлением в производстве и торговле новых видов то-варов, изменениями торговой структуры внешнеторгового оборота стран — членов СЭВ, динамикой объема торговли. Хотя ЕТН ВТ СЭВ была первоначально разработана как статистическая товарная номенклатура, она являлась одновременно основой таможенного тарифа СССР . Однако система классификации товаров в ней была недостаточно приспособлена к выполнению защитно- протекционистских функций. Это не давало возможности таможенному тарифу превратиться в эффективный торгово-политический инструмент и выполнять функции экономического регулирования внешней торговли.
После введения с апреля 1989 г. декларирования товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности через государственную границу СССР, с представлением грузовой таможенной декларации (ГТД), а также перехода государства с 1 января 1991 г. в тарифных, статистических и товароведческих целях на использование ТН ВЭД был начат процесс качественного переформирования мер государственного регулирования внешнеэкономических связей в условиях перехода на рыночные отношения в сфере внешней торговли и приближения осуществления последних к мировой практике. Для более плавного перехода от ЕТН ВТ СЭВ к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, а точнее к европейской детализации Гармонизированной системы — Комбинированной номенклатуре, которую СССР, а впоследствии и Россия решила взять за основу своей таможенной номенклатуры, в 1990 г. Госкомстат СССР совместно с Министерством внешних экономических связей СССР и Главным управлением Государственного таможенного комитета СССР разработали таблицы переходов от одной классификации к другой. Однако это позволяло добиться лишь ограниченной сопоставимости. Зачастую даже в случаях, когда наименования товарных групп разных номенклатур текстуально совпадали, содержание их могло оказываться различным .
Таким образом, ТН ВЭД полностью заменила действовавшую более 50 лет ЕТН ВТ СЭВ, которая в силу особенностей построения не обеспечивала сопоставимость данных о внешней торговле на международном уровне.
Таким образом, основа для создания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров была заложена в 1913г. Дальнейшая разработка классификаторов позволила учесть практический опыт их применения и объединить таможенное и статистическое направления с целью создания многоцелевой международной товарной номенклатуры.

2.Практические аспекты классификации медикаментов.

2.1 Анализ статистических данных об экспорте и импорте фармацевтической продукции.

Фармация  (от греч. pharmakeia — лекарство, применение лекарства), научно-практическая отрасль, занимающаяся вопросами изыскания, получения, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств. Растения, минералы, части животных организмов, воды природных источников и другие вещества использовались для лечения задолго до появления письменности, на сегодняшний день эта отрасль имеет ключевое значение в жизни человека, а уровень знаний и видового разнообразия препаратов и лекарственных средств так велик, что возникает проблема с классификацией товаров данной группы[13].

Товары 30 группы (фармацевтическая продукция) относится к VI разделу ТН ВЭД ТС: «Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности». К этой группе относится лекарственные препараты для использования в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, стерильные материалы и средства, вещества и органы человеческого, животного происхождения  для использования в терапевтических, профилактических, диагностических целях. Главная отличительная черта группы фармацевтических продукции в том, что она предназначена для использования в медицинских, ветеринарных целях, содержит вещества, имеющие лекарственные свойства, содержание которых достаточно для использования в терапевтических или профилактических целях.

Основные классификационные признаки фармацевтической продукции - функциональное назначение и химический состав.

Функциональное назначение является главным признаком, так как продукция обязательно должен применяться в медицине, хирургии, стоматологии, ветеринарии, а состав быть достаточным для применения в вышеназванных целях [1].

Рассмотрим параметры экспорта и импорта фармацевтической продукции.

Таблица 2.1 - Структура экспорта и импорта фармацевтической продукции ТН ВЭД ТС (млн. долл. США) [12]

Номер группы

2009год

2010год

2011год

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

30

309.4

8507.5

384.6

11126.3

395.5

12186.5

Из данной таблицы мы видим, что импорт за 2011 год превысил импорт за 2009 на 30 %, а за 2010 на 9 %. Экспорт 2011 года превышает экспорт 2009 на 20 %, а 2010 на 3 %.

Динамика экспорта фармацевтической продукции ТН ВЭД ТС представлена на рис.2.1

Рис. 2.1 Динамика экспорта фармацевтической продукции ТН ВЭД ТС

Из этой диаграммы видно, что наибольшее количество экспорта фармацевтической продукции было в 2011 году и по стоимости составило 395,5 млн. долл. США.

Динамика импорта фармацевтической продукции ТН ВЭД ТС представлена на рис. 2.2

Рис. 2.2 Динамика импорта фармацевтической продукции ТН ВЭД ТС

Исходя из этой диаграммы, мы видим, что наибольшее количество импорта составил 2011 год. В стоимостном размере он составил 12186, 5 млн. долл. США.

Более подробно рассмотрим статистику импорта и экспорта фармацевтической продукции ТН ВЭД ТС в разрезе товарных позиций (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Импорт и экспорт товаров товарных позиций 3001-3006 ТН ВЭД ТС (млн. долл. США) [10,12]

Товарная позиция ТН ВЭД ТС

Наименование товара

2009

2010

2011

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

3001

Железы и прочие органы, предназначенные для органотерапии, высушенные, измельченные или не измельченные в порошок; экстракты желез или прочих органов или их секретов, предназначенные для органотерапии; гепарин и его соли; прочие вещества человеческого или животного происхождения, подготовленные для использования в терапевтических или профилактических целях, в другом месте не поименованные или не включенные

47532,6

14373,1

47642,4

39981,1

38754,1

13751,5

3002

Кровь человеческая; кровь животных, приготовленная для использования в терапевтических, профилактических или диагностических целях; сыворотки иммунные, фракции крови прочие и иммунологические продукты, модифицированные или немодифицированные, в том числе полученные методами биотехнологии; вакцины, токсины, культуры микроорганизмов (кроме дрожжей) и аналогичные продукты

115279,2

41327,1

142446,3

43985,5

183293,8

46188,8

Продолжение таблицы 2.2

3004

Лекарственные средства (крометоваров товарной позиции 3002, 3005 или 3006), состоящие из смешанных или несмешанных продуктов

7048003,3

237689,4

9217673,9

267503,6

9607980,2

298156,8

3003

Лекарственные средства (кроме товаров товарной позиции 3002, 3005 или 3006), состоящие из смесей двух или более компонентов, для использования в терапевтических или профилактических целях, но не расфасованных в виде дозированных лекарственных форм или в формы для упаковки  для розничной продажи

36449,3

757,5

56763,7

689,2

643687,2

710,5

3005

Вата, марля, бинты и аналогичные изделия (например, перевязочный материал, лейкопластыри, припарки), пропитанные или покрытые фармацевтическими веществами или расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи, предназначенные для использования в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии

25167,2

13054,2

4295

18088,2

41423,5

16055,3

3006

Фармацевтическая продукция, упомянутая в примечании 4 к данной группе

240208,3

2182,1

298421,6

2284,4

322124,3

2389,1

Больше всего на протяжении всех трех лет импортировались и экспортировались товары товарной позиции 3004 - Лекарственные средства (кроме товаров товарной позиции 3002, 3005 или 3006), состоящие из смешанных или несмешанных продуктов. По состоянию на 2011 год импорт составил 9607980,2 млн. долл. США, а экспорт 298156,8 млн. долл. США.

На Рисунке 2.3 представлена динамика экспорта и импорта товаров товарной позиции 3001 ТН ВЭД ТС.

Рис. 2.3 Динамика экспорта и импорта товаров товарной позиции 3001 ТН ВЭД ТС

Наибольший экспорт и импорт товаров товарной позиции 3001 ТН ВЭД ТС составил 2010 год.

Динамика экспорта и импорта товаров товарной позиции 3002 ТН ВЭД ТС представлена на рисунке 2.4.

Рис. 2.4 Динамика экспорта и импорта товаров товарной позиции 3002 ТН ВЭД ТС

Наибольший экспорт товаров товарной позиции 3002 показал 2011 год. А импорт – 2010 год.

Динамика экспорта и импорта товаров товарной позиции 3003 ТН ВЭД ТС представлена на рисунке 2.5.

Рис 2.5 Динамика экспорта и импорта товаров товарной позиции 3003 ТН ВЭД ТС

В соответствии со статистикой наибольший экспорт составил 2009 год. А импорт - 2011 год.

Динамика экспорта и импорта товаров товарной позиции 3004 ТН ВЭД ТС представлена на рисунке 2.6.

Рис. 2.6 Динамика экспорта и импорта товаров товарной позиции 3004 ТН ВЭД ТС

В соответствии с динамикой экспорта товаров товарной позиции 3004 ТН ВЭД ТС мы видим, что наибольшее количество экспортировалось в 2011 году. А вот импортировалось в 2010 году.

Динамика экспорта и импорта товаров товарной позиции 3005 ТН ВЭД ТС представлена на рисунке 2.7.

Рис. 2.7 Динамика экспорта и импорта товаров товарной позиции 3005 ТН ВЭД ТС

Товары в товарной позиции 3005 больше всего экспортировались в 2010 году. А больший объем импорта был в 2011 году.

Рис. 2.8 Динамика экспорта и импорта товаров товарной позиции 3006 ТН ВЭД ТС

В соответствии со статистикой наибольший объем экспорта товаров данной товарной позиции был в 2011 году, а импорта – в 2011[].

2.2 Анализ практики декларирования фармацевтической продукции

При контроле кода 30 группы ТН ВЭД ТС могут возникнуть проблемы, такие, как недостоверное заявление товара, кода товара, таможенной стоимости, и т.д., которые приводят к уменьшению взимаемых таможенных платежей, из-за:

  1.  недостаточной образованности декларантов и таможенников;
  2.  недостаточности сведений об изделиях из драгоценных камней и металлов, заявленных в ГТД;
  3.  всеми предыдущими проблемами обусловлены попытки незаконного перемещения товара через таможенную границу путем заявления недостоверного кода товара, таможенная стоимость которого ниже.

Приведем некоторые примеры практики декларирования фармацевтической продукции (таблица 2.3).

Таблица 2.3 - Примеры практики декларирования фармацевтической продукции [6, 7, 8, 9]

№ п/п

Описание  товаров

Достаточность необходимых сведений

в графе 31 ДТ

в акте таможенного досмотра

1

Лекарственное средство "Назал", расфасованный для розничной продажи во флаконы П/Э с распыл. 15 мл. Содержит антибиотик фенилэфрин. Не содержит этилового спирта.№ 1-100035 УП/3001.05 КГ/СЕР.607,608/ КОД ОКП 93 2800.

Лекарственное средство, раствор для введения внутрь, с содержанием антибиотика фенилэфрина. Расфасованы для розничной продажи в виде флаконов по 15 мл, в 1 картонной пачке, всего 200.  штук. №1-100035 УП/3001.05 КГ/СЕР.607,608/ КОД ОКП 93 2800.

Достаточно сведений

2

Медикаменты, содержащие антибиотики. Расфасованы для розничной продажи. Не для ветеринарии, не содержат этил. спирта.

Лекарственное средство, содержащее антибиотики, расфасовано для розничной продажи. Не для ветеринарии.

Недостаточно сведений. Не указано какой именно атибиотик содержится, форма упаковки и количество, штрих-код, включенный в гос. реестр лекар. средств

3

Медикаменты, в формах для розничной продажи, не для ветеринарии - эдицин  лиофилизат для приготовления раствора для инфузий 1г. (флакон) №1, всего 5494 УП., АРТ. 690490, СМ.ДОП.N 1 НА 2Л.,

Лекарственное средство, в формах для розничной продажи, не для ветеринарии. Лиофизилат для приготовления раствора для инфузий 1г. (флакон) №1, всего 5494 УП., АРТ. 690490, СМ.ДОП.N 1 НА 2Л.

Сведений достаточно.

4

Кенгут хирургический стерильный не для ветеринарии ( в дюжинах, в кассетах)

Кенгут хирургический стерильный, 20 уп.

Сведений достаточно.

5

Материал шовный хирургический - кенгут, 35 уп.

Кенгут хирургический 35 упаковок.

Сведений не достаточно. Не указано, стерильный ли материал.

Продолжение таблицы 2.3

6

Изделие медицинского назначения-материал перевязочный, имеющий липкий слой: ср-ва фиксирующие хирургические-клейкие полоски для бесшовного сведения краев ран и разрезов (пластырный шов). С усиливающими волокнами STERI-STRIP, ТИП R1541.

Материал перевязочный адгезивный, имеющий липкий слой. Расфасованы для розничной продажи, 200 уп.

Сведений достаточно.

7

Средства хирургические перевязочные, фиксирующие, компрессионные и лечебные из марли, для исп. в медицине. Расфас. для розничной продажи: марлевые тампоны из х/б марли для остановки кровотечений в 20 нитей на см2, стерильный АРТ.4812849 - 5040УП. В 42 К/К

Марлевое изде

лие для использования в медицине, стерильное, расфас. для розничной продажи. 5040уп.

Сведений достаточно.

8

Спопогательное антисептическое средство в стоматологии Йодоформ. Содержит йод, расфасовано в упаковки для розничной прдажи 150 уп. Спок годности 3-4 года.

Лекарственное антисептическое средство, содержит йод, расфасовано в упаковки для розничной прдажи 150 уп.

Сведений не достаточно. Не указан штрих-код, включенный в гос. реестр лекар. средств.

9

Лекарственное средство Бетадин (повидон-йод). Раствор для местного и наружного применения (Флакон-капельницы полиэтиленовые) 10% - 30 мл. №1 - 400 УП.

Лекарственное средство Бетадин (повидон-йод). Раствор для местного и наружного применения . Расфасованы для розничной продажи: флакон-капельницы полиэтиленовые 10% - 30 мл. №1 - 400 УП.

Сведений не достаточно. Не указан штрих-код, включенный в гос. реестр лекар. средств

10

Вата хирургическая не стерильная 250г 200 уп. СЕР. 092009 ДО 01.09.14

Вата хирургическая не стерильная расфас. Для розничной продажи 200 уп по 250 г.

Сведений достаточно.

Проанализировав практику описания фармацевтической продукции в ДТ и АТД можно сделать вывод, что описание фармацевтической продукции вызывает некоторые трудности в определении кода по ТН ВЭД ТС. Причинами неправильной классификации являются:

1. Неполное или недостоверное описание товаров в предъявляемых к таможенному оформлению документах (ДТ и АТД).

2. Неправильно заявленный код ТН ВЭД

3. Нехватка информационно-справочных материалов, методических пособий для правильной классификации и идентификации фармацевтической продукции.

4. Незнание перечня признаков

5. При проведении таможенного оформления и таможенного контроля ДТ должностные лица таможенных постов не в полной мере используют имеющуюся информацию и разъяснения о классификации отдельных товаров (программные продукты «ВЭД-ИНФО», распоряжения и письма ФТС России).

6. Специфичность терминов и понятий, используемых в ТН ВЭД.

2.3 Пути минимизации таможенных рисков при контроле классификационного кода фармацевтической продукции

Проблемы классификации объектов таможенного оформления и таможенного контроля по ТН ВЭД РФ имеет большое значение, т.к. именно от правильности определения кода товара зависит не только сам факт соблюдения таможенного законодательства, но, в первую очередь, объем начисленных и уплачиваемых таможенных платежей.

Рассмотрим более подробно проблемы классификации объектов таможенного оформления и таможенного контроля на примере 30 группы по ТН ВЭД РФ.

При классификации фармацевтической продукции  по ТН ВЭД РФ возникают следующие проблемы:

  1.  Определение назначения, функции препарата; цели его использования;
  2.  Определение состава лекарственного средства, в том числе на наличие в нем наркотических, ядовитых, сильнодействующих веществ;

Необходимость выявления этих двух составляющих является решающим признаком в определении цели использования, так как препараты 30 группы должны применяются, в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, а содержание веществ достаточно для использования в терапевтических или профилактических целях.

Эти проблемы обусловлены недостаточностью информации о назначении и химическом составе препаратов, при перемещении товаров. Группа разнообразна по составу и включаем препараты, которые должны включаться в эту и ни в какую другую товарную группу и позицию. Причем сложности классификации возникают как между группами, так и внутри самой группы.

Например, в позицию 3001 будут включаться только те продукты, перемещаемые для органотерапии, трансплантации, имплантации. Железы и прочие органы животных, свежие, охлажденные, мороженые или обработанные иным способом для кратковременного хранения сюда не включаются (группа 02 или 05), в связи с иной функцией  применения таких продуктов [1, 11].

В связи с этим в данную группу не включаются:

  1.  пищевые продукты или напитки (например, диетические, диабетические или обогащенные питательными добавками пищевые продукты, пищевые добавки, тонизирующие напитки и минеральные воды), кроме питательных препаратов для внутривенного введения (раздел IV);
  2.  специально кальцинированные или мелко измельченные гипсы для использования в стоматологии (товарная позиция 2520);
  3.  водные дистилляты или водные растворы эфирных масел, предназначенные для медицинских целей (товарная позиция 3301);
  4.  препараты товарных позиций 3303 - 3307, в том числе обладающие терапевтическими или профилактическими свойствами;
  5.  мыло или другие продукты товарной позиции 3401, содержащие медикаментозные добавки;
  6.  средства на основе гипса для использования в стоматологии (товарная позиция 3407); или альбумин крови, не подготовленный для терапевтических или профилактических целей (товарная позиция 3502)
  7.  желчь, в том числе сухая (товарная позиция 0510);
  8.  отдельные соединения определенного химического состава и прочие продукты группы 29, полученные обработкой экстрактов желез или прочих органов, например, аминокислоты (товарная позиция 2922), витамины (товарная позиция 2936), гормоны (товарная позиция 2937);
  9.  глобулины и фракции глобулинов (кроме глобулинов крови или сыворотки), не предназначенные для использования в терапевтических или профилактических целях (товарная позиция 3504);
  10.  ферменты (товарная позиция 3507).

Необходимо также отметить, что согласно примечанию 3, следует понимать:

  1.  под несмешанными продуктами:
  2.  несмешанные продукты, растворенные в воде;
  3.   все товары, включаемые в группу 28 или 29; и
  4.  простые растительные экстракты, включенные в товарную позицию 1302, но стандартизованные или растворенные в любом растворителе;
  5.  под смешанными продуктами:
  6.  коллоидные растворы и суспензии (кроме коллоидной серы);
  7.  растительные экстракты, полученные обработкой смесей растительного сырья; и
  8.  соли и концентраты, полученные выпариванием природных минеральных вод.

Данное примечание определяет главные составляющие товара, влияющие на его свойства и цели применения [1].

Необходимо  сказать что препараты, препараты, зарегистрированные в официальных фармакопеях, патентованные препараты не всегда включаются в товарную позицию 3003. Например, препараты против угрей, предназначенные главным образом для очищения кожи и не содержащие достаточно высоких концентраций активных ингредиентов, чтобы рассматривать их как препараты, имеющие первичное терапевтическое или профилактическое действие против угрей, должны включаться в товарную позицию 3304.

Однако следует отметить, что несмешанные продукты товарных позиций 2843 - 2846 никогда не включаются в товарную позицию 3004.

Например, серебро в коллоидном состоянии включается в товарную позицию 2843, даже если расфасовано в виде дозированных лекарственных форм или упаковано и представлено в качестве лекарственного средства.

Драгоценные металлы в коллоидном состоянии включаются в товарную позицию 2843 независимо от того, применяются они или не применяются в медицинских целях.

Смеси драгоценных металлов в коллоидном состоянии или смеси одного или более драгоценных металлов в коллоидном состоянии с другими веществами, используемые в терапевтических или профилактических целях, включаются, однако, в данную товарную позицию.

Коллоидная сера включается в товарную позицию 3004, когда она расфасована или в упаковки для использования в терапевтических или профилактических целях, во всех остальных случаях в 2802.

Внутригрупповые трудности обусловлены сложностью в определении химического состава и назначения препарата. Например: самоклеящихся пластырей трансдермального применения  (обычно прямоугольной или круглой формы) и наносятся непосредственно на кожу пациентов (позиция 300405). Активное вещество содержится в части пластыря, закрытой пористой мембраной на стороне, контактирующей с кожей. Такие системы не следует путать с медицинскими лейкопластырями товарной позиции 3005, которые не оказывают лечебного действия.

Многие товары расфасованные или упакованные, автоматически включаются в товарную позицию 3004. Например: красный костный мозг, консервированный в глицерине, змеиный или пчелиный яд, при отсутствии упаковки входят в 3001.

Исключением для 3002 позиции составляют дрожжи, молоко или молочная сыворотка, содержащие небольшие количества ферментов молочнокислого брожения, включаются в группу 04, ферменты (сычужный фермент, амилаза), даже если они имеют микробное происхождение (стрептокиназа, стрептодорназа) (товарная позиция 3507), ни мертвые одноклеточные микроорганизмы (кроме вакцин) (товарная позиция 2102).

В данную группу включаются пастилки, таблетки, капли и другие, пригодные только для медицинских целей, такие как препараты на основе серы, угля, тетрабората натрия, бензоата натрия, хлората калия или оксида магния.

Однако товары, выпускаемые в виде пастилок для горла или капель от кашля, состоящие главным образом из сахара (желатина, крахмала или муки) и вкусо-ароматических добавок (включая вещества, имеющие лекарственные свойства, такие как бензиловый спирт, ментол, эвкалиптол и толуанский бальзам), включаются в товарную позицию 1704. Пастилки для горла или капли от кашля, содержащие вещества, имеющие лекарственные свойства, кроме вкусо-ароматических добавок, включаются в данную группу, при условии, что содержание этих веществ в каждой пастилке или в капле достаточно для использования их в терапевтических или профилактических целях.

Пищевые продукты и напитки, содержащие лекарственные вещества, не включаются в данную товарную позицию, если эти вещества добавлены с целью улучшения диетического баланса, увеличения энергетического содержания или питательной ценности продукта, или для улучшения его вкусо-ароматических качеств при непременном условии, что продукт сохраняет свои свойства пищевого продукта или напитка [6].

Кроме того, продукты, состоящие из смеси растений или частей растений  для приготовления травяных настоев или травяных «чаев», обладающих слабительными, очистительными, мочегонными свойствами, также сюда не включаются в (товарная позиция 2106).

Не включаются пищевые добавки, содержащие витамины или минеральные соли, которые приготовлены в целях поддержания здоровья и хорошего самочувствия, но не имеют указаний по применению их для лечения или профилактики каких-либо заболеваний.

Однако лекарственными являются препараты, в которых пищевой продукт или напиток служит в качестве носителя, наполнителя или подсластителя для лекарственных веществ (например, для улучшения пищеварения) [14].

В товарную позицию 3005 не включаются гигиенические женские прокладки и гигиенические тампоны (товарная позиция 4818, 5601 или 6307).

Немало важным являются  материалы для наложения швов позиции 300601, при условии, что они являются стерильными. Такие материалы, как правило, поставляются в антисептических растворах или в запечатанных стерильных упаковках, что и даёт им соответственное  наименование.

Нестерильные материалы для наложения швов в 30 группу не включаются. Они классифицируются в соответствии с материалом, например, кетгут (товарная позиция 4206), волокно из фиброина шелкопряда, текстильная пряжа и пр. (раздел XI), металлическая проволока (группа 71 или раздел XV).

Однако, стерильные скобки для наложения швов здесь не включаются (товарная позиция 9018).

Наборы для оказания первой помощи и сумки санитарные  содержащие небольшие количества лекарственных средств (например, пероксид водорода, настойку йода, меркурохром, настойку арники и т.д.), немного перевязочного материала, бинтов, пластырей, а также выборочно некоторые инструменты, такие как ножницы, пинцеты,  относятся к 300650, но специальные медицинские наборы, которыми пользуются врачи, сюда не включаются.

Со знанием ТН ВЭД и соответствующих примечаний определения товарного кода и классификации товара сотрудники таможенных органов будет точнее и правильнее, что также необходимо в актах таможенного досмотра и ДТ.

Заключение

Проблемы, вызываемые неправильной классификацией товара приводят к занижению размера ставки ввозной пошлины, таможенной стоимости, ухода от применения мер нетарифного регулирования (сертификация, лицензирование).

Значение правового регулирования классификации товаров в таможенных целях определяется тем, что такая классификация является единственной возможностью идентифицировать товары, выступающие предметом таможенного регулирования. От результатов таможенного приравнивания (то есть определения места товара в таможенной номенклатуре) зависит выбор ставки таможенного тарифа, возможность применения в отношении конкретного товара мер экономической политики (квотирования, лицензирования) и т.д.

Кроме того, таможенные номенклатуры товаров используются для ведения внешнеторговой статистики, и на ее основании проводятся анализ внешнеторгового оборота и разработка перспективных мероприятий таможенной политики.

В данной работе рассмотрено значение классификации объектов ТО и ТК по ТН ВЭД ТС, нормативно-законодательная база классификации объектов ТО и ТК и основные проблемы, возникающие при классификации данных объектов, а именно фармацевтических препаратов и средств.

Фармацевтические препараты и лекарственные средства  удовлетворяет различные потребности человека, способствуют улучшению самочувствия, здоровья, обладают профилактическим, диагностическим и терапевтическим воздействием, незаменимы в сфере здравоохранения, но столь значимое применение и незаменимость приводит к ряду сложностей при перемещении такой продукции.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие вывод - при классификации объектов ТО и ТК в соответствии с кодом ТН ВЭД ТС основной проблемой является правильное определение химического состава, функции и его назначение.

Группа 30 содержит перечень очень специфической терминологии, применяемой в фармации, разъяснение отдельных терминов о товаре, его функциях, его составляющих (например: вакцина, сыворотка, трансплантат, имплантат, коллоидный раствор, реагент, лигатура, кетгут и многое другое) поможет с одной стороны правильному описанию, с другой облегчит сверку и контроль сведений  о товаре.

Для правильного взимания ставки таможенной пошлины и правильного определения товара и его кода с учетом возросших требований, необходимо повышать уровень квалификации выпускаемых специалистов таможенного дела. Улучшать обеспечения таможенных органов и участников вэд информационно-справочными материалами по классификации товаров.

В настоящее время таможенные органы осуществляют жесткий контроль за перемещением фармпродукции, наркотических, психотропных,  ядовитых, сильнодействующих веществ и содержащих их препаратов через  территории Российской Федерации.. Таможенные органы, Минэкономразвития и торговли  РФ, Минздравсоцразвития РФ, другие федеральные службы ведут жесткий контроль за лекарственными препаратами при их ввозе и вывозе   и главными рычагами управления в этой области являются лицензирование и сертификация лекарственных средств, составление перечня препаратов попадающих под государственный контроль качества и перемещения.

Все эти меры способствуют эффективному контролю за товарами, которые применяются в столь важной отрасли как медицина, ветеринария, хирургия, стоматология, отраслях -  главными целями которых являются сохранение здоровья и жизни.


Список литературы

1.Матюхина З.П., Королькова Э.П. Товароведение непродовольственных товаров \\ Москва, 1998

2. Постановление правительства РФ от 10.06.2005 N 367 (ред. от 08.12.2010) "О ведении Товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности"

3. Приказом ГТК РФ от 19 ноября 2002 г. № 1208 «Об утверждении Положения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России»

4. Приказ ГТК России № 388 от 23.04.2001 года «О классификации машин и оборудования, поставляемых в виде отдельных компонентов»

5. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации»

6. Письмо ФТС РФ от 28.05.2007 N 06-73/19856 . «О лекарственных средствах»

7. ФЗ от 27.07.2010 N 192-ФЗ  «Об обращении лекарственных средств»

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. N 771 «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации»

9. Приказ ФТС России от 27 июня 2011 г. N 1369 «О требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 декларации на товары»

10. Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС) от 25.01.2012 N 917.

11. Таможенный кодекс таможенного союза от 16.04.2010

12.Таможенная статистика РФ 2009-2011г

13. Википедия [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org

14. Письмо ФТС России № 06-73-6400 от 20-02-2007 «О лекарственных средствах, подлежащих предварительному государственному контролю»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28876. Внешняя политика России XVI–XVII веков. 28 KB
  Внешняя политика России XVI–XVII веков. позволили России проводить активную внешнюю политику. предопределило включение в состав России всего Среднего Поволжья с его многонациональным населением. В1556 году русскими войсками была взята Астрахань и к России присоединились нижневолжские земли.
28877. Пётр I Вели́кий 33.5 KB
  Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи. Военная реформа Петра I и реформы органов управления. Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра. Заслугой Петра является создание регулярной российской армии.
28878. Внешняя политика Петра I. Провозглашение России империей 31.5 KB
  Провозглашение России империей. Разрешение этих задач было необходимо для обеспечения внешней безопасности России на юге и на западе. Ее преобладание тяжело сказывалось на государствах близких к Балтийскому морю: на Дании Польше России. У России Ингрию и Карелию.
28879. Эпоха дворцовых переворотов и укрепление позиций дворянства 31.5 KB
  В отечественной истории являлось эпохой дворцовых переворотов напрямую связанных с реформами Петра I. – Меньшиков Толстой и другие под прикрытием гвардии добилась провозглашения вдовы Петра Екатерины I 1725 1727 гг. В период царствования малолетнего Петра II 17271730 гг. На трон была провозглашена племянница Петра I вдовствующая герцогиня Курляндская Анна Ивановна 17301740 гг.
28880. Внутренняя политика эпохи «просвещенного абсолютизма» Екатерины II 29 KB
  Созыв Комиссии был обусловлен необходимостью кодификации законов т. В дебатах депутатов Уложенной комиссии находит выражение острая борьба трех основных направлений по проблемам модернизации общественного устройства России: консерваторов умеренных и реформаторов. Третья наиболее последовательная и радикальная группа не имея возможности выступать открыто сформировалась за пределами Уложенной комиссии. под предлогом начавшейся русскотурецкой войны Екатерина прервала заседания Комиссии чтобы больше их не возобновлять.
28881. Внешняя политика России во второй половине XVIII века 27.5 KB
  Внешняя политика России во второй половине XVIII века. была приведена чрезвычайно энергично со стороны России. В ответ на попытки Турции вернуть отошедшие к России территории русские войска в 178З г. к России отошло побережье Черного моря от Южного Буга до Днестра.
28882. Основные тенденции мирового развития в первой половине XIX века 23.5 KB
  Основные тенденции мирового развития в первой половине XIX века: 1 Мир развивался под влиянием промышленной революции; Промышленная революция – переход от ручного труда к машинному. Причины пром. Новшества пром. промть – автоматич.
28883. Попытки модернизации государственного строя в России в первой половине XIX в. 34.5 KB
  Попытки модернизации государственного строя в России в первой половине XIX в. который одним из первых в России осознал необходимость реформ. Сперанского автора всеобъемлющей системы обновления государственного управления в России. Сперанский завершил разработку Введения к уложению государственных законов предполагавшего превращение России из самодержавного государства в конституционное имеющее законодательные преграды на пути возрождения деспотизма.
28884. Внешняя политика России в первой половине XIX в. 30.5 KB
  Внешняя политика России в первой половине XIX в. Успешной для России была война со Швецией 1808 1809 гг. по итогам которой России отходила вся территория Финляндии и Аландские острова. В соответствии с заключительным актом конгресса к России отошла большая часть герцогства Варшавского Познань была отдана Пруссии Галиция Австрии.