8853

Хозяйственные операции и хозяйственные процессы

Лекция

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Хозяйственные операции и хозяйственные процессы Цель лекции: студент должен познакомиться с понятиями хозяйственные операции, хозяйственные процессы. Содержание 1. Понятие хозяйственного процесса и хозяйственной операции 1 2.1. Характеристика ...

Русский

2013-02-17

68.54 KB

79 чел.

2

Хозяйственные операции и хозяйственные процессы

Цель лекции: студент должен познакомиться с понятиями «хозяйственные операции», «хозяйственные процессы».

Содержание

1. Понятие хозяйственного процесса и хозяйственной операции 1

2.1. Характеристика процесса капитальных вложений 2

2.2. Характеристика процесса снабжения 3

2.3. Характеристика процесса производства 4

2.4. Характеристика процесса продаж 5

Контрольные вопросы: 6

  1.  Понятие хозяйственного процесса и хозяйственной операции

В любой организации осуществляется хозяйственная деятельность:

производственная,

торговая,

заготовительная,

коммерческая и др.

Такую организацию принято называть хозяйствующим субъектом.

Хозяйственная деятельность организации независимо от ее организационно-правовой формы представляет собой последовательное сочетание взаимосвязанных, поочередно или одновременно протекающих хозяйственных процессов.

Каждый хозяйственный процесс в деятельности любой организации (от ее создания до ликвидации) слагается из множества постоянно совершающихся фактов хозяйственной жизни — хозяйственных операций.

Под хозяйственной операцией понимается комплекс действий сотрудников организации, результатом которых является решение конкретно поставленной оперативной цели.

Необходимое условие отражения каждой хозяйственной операции в учете — наличие правильно оформленного документа. Суть выполненной хозяйственной операции фиксируется в первичных документах (одном или нескольких).

назад

  1.  Основные хозяйственные процессы

При  осуществлении хозяйственных операций необходимо решить три проблемы:

  1.  установить время совершения хозяйственной операции и ее регистрации (проблема идентификации);
  2.  установить стоимостное выражение хозяйственной операции (проблема оценки);
  3.  определить, каким образом операция должна быть отражена в учете (проблема классификации).

Все хозяйственные операции организации можно разделить на условные группы, имеющие место в разных фазах хозяйственной деятельности:

Назначение этих процессов — получение определенных результатов.

назад

  1.   Характеристика процесса капитальных вложений 

Внеоборотные активы (основные средства – ОС и нематериальные активы –НМА) могут:

  1.  приобретаться за плату у поставщиков;
  2.  создаваться или возводиться (хозяйственным либо подрядным способом).

Для учета процесса капитальных вложений используется счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».

К нему открываются счета аналитического учета по каждому объекту вложений. Фактические затраты, связанные с приобретением ОС и НМА, включают:

  1.  оплату покупной стоимости ОС и (или) НМА;
  2.  затраты на доставку, погрузочно-разгрузочные работы;
  3.  затраты на строительство ОС или создание НМА;
  4.  расходы на монтаж объектов ОС;
  5.  расходы на проектирование;
  6.  другие расходы организации, связанные с приобретением ОС и НМА.

Увеличение затрат отражается по дебету счета 08 с кредита разных счетов.

 

При вводе в эксплуатацию объектов внеоборотных активов первоначальная стоимость объектов списывается с кредита счета 08 в дебет счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности» и 04 «Нематериальные активы».

Сальдо счета 08 отражает произведенные организацией фактические затраты в незавершенные строительством и приобретением активы.

По данным учета фактических затрат на объекты ОС и НМА на счете 08 рассчитывается (калькулируется) себестоимость (первоначальная стоимость) ОС и НМА, вводимых в эксплуатацию

назад

  1.  Характеристика процесса снабжения 

В процессе снабжения организации приобретают производственные запасы (сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты), товары.

С каждым поставщиком предварительно заключается договор о поставках товарно-материальных ценностей (ТМЦ), в котором указываются следующие реквизиты:

  1.  наименование ТМЦ;
  2.  количество; |
  3.  цена;
  4.  франко-место (место, до которого затраты несет поставщик, а затем — покупатель, например франко-склад покупателя) и др.

В бухгалтерском учете отражаются операции:

  1.  поступления ТМЦ;
  2.  формирование транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) и других расходов, связанных с приобретением ТМЦ;
  3.  расчеты с поставщиками за ТМЦ и ТЗР.

При приобретении ТМЦ формируется их фактическая себестоимость, которая включает:

  1.  стоимость ТМЦ по ценам поставщиков;
  2.  расходы на приобретение ТМЦ (ТЗР, прочие расходы на приобретение ТМЦ). Для учета процесса снабжения

Планом счетов предусмотрены два варианта:

  1.  с использованием счета 10 «Материалы» (или 41 «Товары»);
  2.  использованием счетов 10 «Материалы» (или 41 «Товары»), 15 «Приобретение и заготовление материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

назад

  1.  Характеристика процесса производства 

Группировка затрат

В процессе производства создается продукция, выполняются работы или оказываются услуги. Их себестоимость слагается из затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации изготовленного продукта.

Затраты на производство и управление отражаются в бухгалтерском учете:

  1.  по составу — элементам затрат (что израсходовано);
  2.  по направлениям затрат — статьям калькуляции (на какие цели).

Затраты по элементам подразделяются следующим образом:

  1.  материальные расходы;
  2.  расходы на оплату труда;
  3.  отчисления на социальное страхование и обеспечение;
  4.  амортизация основных средств;
  5.  прочие расходы.

Статьи калькуляции организация определяет самостоятельно в зависимости от своей отраслевой принадлежности, например для промышленных предприятий — это:

  1.  сырье и материалы;
  2.  возвратные отходы (вычитаются);
  3.  топливо, энергия на технологические нужды;
  4.  покупные изделия;
  5.  производственные услуги сторонних организаций;
  6.  основная заработная плата производственных рабочих;
  7.  дополнительная заработная плата производственных рабочих;
  8.  отчисления на социальное страхование;
  9.  расходы на освоение и подготовку производства;
  10.  расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
  11.  общепроизводственные расходы;
  12.  общехозяйственные расходы;
  13.  потери от брака;
  14.  прочие производственные затраты;
  15.  внепроизводственные расходы.

Классификация затрат на производство

Классификация затрат на производство продукции:

  1.  по экономической роли в производственном процессе:
  2.  основные,
  3.  накладные;
  4.  по способу включения в себестоимость продукции:
  5.  прямые,
  6.  косвенные;
  7.  по отношению к объему производства:
  8.  условно-переменные,
  9.  условно-постоянные;
  10.  по периодичности возникновения:
  11.  текущие,
  12.  единовременные;
  13.  по отнесению к отчетному периоду:
  14.  истекшие затраты,
  15.  зарезервированные расходы,
  16.  расходы будущих периодов;
  17.  по участию в процессе производства:
  18.  производственные расходы,
  19.  расходы на продажу;
  20.  по эффективности:
  21.  производительные,
  22.  непроизводительные.

Наиболее важна классификация затрат по способу включения в себестоимость продукции. По этому признаку затраты делятся на прямые и косвенные

назад

  1.  Характеристика процесса продаж 

Продажей продукции завершается кругооборот средств организации. Продажа продукции, работ и услуг должна обеспечить возмещение расходов на производство, сбыт и получение прибыли.

Из полученной выручки организация может оплатить приобретенные имущество, сырье и материалы, а также рассчитаться:

  1.  с работниками по оплате труда;
  2.  с бюджетом по налогам и сборам;
  3.  по платежам во внебюджетные фонды;
  4.  с банком по кредитам.

Продажа продукции означает переход права собственности на нее (владение, пользование, распоряжение):

  1.  от продавца к покупателю;
  2.  от производителя к потребителю.

С этого момента стоимость проданной продукции признается доходом и включается в объем выручки.

Для целей бухгалтерского учета выручка признается при наличии следующих условий:

  1.  организация имеет право на получение этой выручки согласно конкретному договору купли-продажи или заказу;
  2.  сумма выручки может быть определена;
  3.  имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод;
  4.  право собственности на продукцию перешло от изготовителя к покупателю, работа принята заказчиком, услуга оказана определенной организации или физическому лицу;
  5.  произведенные расходы по данной операции могут быть определены.

Доходы организации в зависимости от характера их получения и направлений деятельности организации подразделяются следующим образом:

  1.  доходы от обычных видов деятельности (выручка составляет 5 и более процентов общей суммы доходов организации за отчетный период);
  2.  прочие доходы (поступления, составляющие менее 5% общей суммы доходов организации за отчетный период).

назад

Контрольные вопросы:

  1.  Понятие хозяйственной операции и хозяйственного процесса.
  2.  Характеристика процесса капитальных процессов
  3.  Характеристика процесса снабжения
  4.  Характеристика процесса производства
  5.  Характеристика процесса продаж

назад


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54251. Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения и их решения 2.57 MB
  Неполные квадратные уравнения и их решения. Цель: Ввести понятия квадратного уравнения неполного квадратного уравнения. Сформировать умения различать квадратные уравнения определять коэффициенты квадратного уравнения и по ним определять вид квадратного уравнения.
54252. Математика – це цікаво! Математика – це потрібно! 59 KB
  Математика це цікаво Математика це потрібно Важко обійтися сьогодні без математики Усім і дрослим і дітям потрібна її допомога у повсякденному житті. Колись в Америці було обіцяно велику премію тому хто напише книжку під назвою Як людина жила без математикиâ€. За більше ніж 30 років викладання математики в школі я переконалася що одним із шляхів удосконалення навчання учнів такому складному предмету є нетрадиційність у його репрезентації школярам.
54253. Властивості степеня з цілим показником 795 KB
  Властивості степеня з цілим показником. Сформувати прикладну необхідність вивчення властивостей степеня з натуральним показником. Які операції ви вмієте виконувати над числами Прочитати число; записати; порівняти; додати; відняти; помножити; поділити; піднести до степеня. Які саме вирази ми зараз вивчаємо Вирази зі степенями То які операції нам потрібно вміти виконувати над виразами зі степенями Прочитати вирази зі степенями; записати; порівняти; додати; відняти; помножити; поділити; піднести до степеня.
54254. Функціональна залежність в системі прикладних задач шкільного курсу математики 631.08 KB
  Стаття містить приклад класифікації прикладних задач та аналіз способу їх розв’язання, узагальнений алгоритм розв’язування задач прикладного характеру. Основне її завдання спонукати використання прикладних задач при вивченні функціональної лінії шкільного курсу математики.
54255. Письмове додавання трицифрових чисел із переходом через розряд 716 KB
  Ознайомити учнів із прийомом письмового додавання трицифрових чисел з переходом через розряд; формувати навички письмового додавання і віднімання трицифрових чисел; виховувати почуття взаємодопомоги, вміння працювати в команді, аргументовано відстоюючи власну думку; розвивати охайність при виконанні робіт.
54256. Відсоткові розрахунки, Один день праці на підприємстві 102.5 KB
  Мета уроку: Формування в учнів вмінь самостійно визначати тип задачі на відсотки та навичок обчислень відсотка від числа, числа за його відсотком та відсоткового відношення двох чисел; розкрити практичну необхідність вивчення теми «Відсотки» в шкільному курсі; розвивати інтерес до математики, прагнення до самовдосконалення; виховувати почуття колективізму та відповідальності перед колективом.
54257. Умножение и деление рациональных чисел 174.5 KB
  Цель: развивать социальную компетентность используя самооценку и взаимооценку; развивать компетентность самообразования стимулируя познавательный интерес; развивать коммуникативную компетентность организовывая работу в парах; обобщить знания учащихся об умножении и делении рациональных чисел; экономическое воспитание. Тема урока Умножение и деление рациональных чисел. Как будет называться наше АО вы узнаете по своим ответам на мои вопросы составив слово Теория первична Учитель ...
54258. Закрепление сложения и вычитания трехзначных чисел 333 KB
  Ребята сегодня у нас необычный урок математики к нам пришли гости. Какие вы второклассники Ждут вас сегодня затеи и задачи Игры шутки всё для вас Пожелаю вам удачи За работу в добрый час Ребята за ваши правильные и полные ответы я вам буду раздавать наклейки. Ребята наши гости решили поиграть с вами в прятки спрятались от вас.
54259. Переместительное свойство сложения 22.5 KB
  Материалы необходимые для урока: изображение дерева изображения листьев Ход урока: Давайте посчитаем сколько же листьев на нашем дереве Сколько листьев справа от дерева 4 Сколько листьев слева от дерева 3 Где листьев больше а где меньше 3.