88535

Проведение анализа организации международного сотрудничества отечественных предприятий со странами СНГ и дальнего зарубежья на примере ОДО «Альтеза»

Курсовая

Международные отношения

Международное разделение труда можно определить как важную ступень развития общественного территориального разделения труда между странами которое опирается на экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет к взаимному обмену результатами...

Русский

2015-05-02

181 KB

1 чел.

Введение

Актуальность темы работы обусловлена тем, что внешняя торговля не ограничивается лишь формами операций, связанными с движением товаров, работ и услуг, хотя они и занимают главное место. Особые формы внешнеторговых операций представляет международное экономическое сотрудничество, как промышленное, так и научно - техническое.

Такое сотрудничество между государствами и предприятиями различных государств является объективной необходимостью, результатом международного разделения труда и научного прогресса, в процессе которого создаются все новые и новые формы, выходящие за рамки обычной торговли. Основой международного промышленного и научно - технического сотрудничества являются прямые связи предприятий и - в ряде случаев - межправительственные соглашения, конкретизация видов отношений сторон в которых производится в сделках, совершаемых непосредственными участниками путем заключения различных договоров, соглашений и контрактов.

Объектом исследования является международное межфирменное сотрудничество.

Предметом исследования является влияние международного межфирменного сотрудничества на деятельность белорусских предприятий.

Целью исследования является разработка предложений по развитию международного межфирменного сотрудничества для белорусских предприятий.

В работе решаются следующие задачи:

1. Изучение теоретических аспектов международного межфирменного сотрудничества;

2. Проведение анализа организации международного сотрудничества отечественных предприятий со странами СНГ и дальнего зарубежья на примере ОДО «Альтеза»;

3. Разработка предложений по развитию международного межфирменного сотрудничества для белорусских предприятий на примере ОДО «Альтеза».

При выполнении работы использованы такие методы, как системный подход и общенаучные методы познания: сравнение, обобщение, экономический анализ, синтез.


1 Международное межфирменное сотрудничество

1.1 Развитие форм международного сотрудничества

Международное разделение труда — объективная основа международного обмена товарами, услугами, знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между всеми странами мира независимо от их экономической развитости и характера общественного строя. Суть международного разделения труда заключается в снижении издержек производства и максимальном удовлетворении потребностей потребителей. Именно международное разделение труда является важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного экономического взаимодействия государств в масштабах всей планеты. Международное разделение труда — цементирующая основа мирового хозяйства, позволяющая ему прогрессировать в своем развитии, создавать предпосылки  для более полного проявления общих (универсальных) экономических законов, которое дает основание говорить о существовании мирового хозяйства [1, c. 90].

В многосторонней системе международного разделения труда  является неизбежным участие любого и каждого государства в мирохозяйственных связях, безотносительно к уровню их экономического развития. Сущность международного, равно как и общественного в целом, разделения труда проявляется в динамическом единстве двух процессов производства — его расчленения и объединения. Единый производственный процесс не может не расчленяться на относительно самостоятельные, обособленные друг от друга фазы, не концентрироваться по отдельным стадиям производства на определенной территории, в отдельных странах. Вместе с тем это одновременно и объединение обособившихся производств и территориально-производственных комплексов, установление взаимодействия между странами, участвующими в системе международного разделения труда. В обособлении (и специализации) различных видов трудовой деятельности, их взаимодополнении и взаимодействии - основное содержание разделения труда. Иначе говоря, разделение труда есть одновременно способ соединения труда. Необходимость повышения производительности труда, обусловливающего экономический и социальный прогресс,— движущая сила в развитии разделения труда, в том числе и международного. Международное разделение труда осуществляется в целях повышения эффективности производства, служит средством экономии затрат общественного труда, выступает средством рационализации общественных производительных сил [8, c. 24].

Международное разделение труда можно определить как важную ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, которое опирается на экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет к взаимному обмену результатами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях. Международное разделение труда играет возрастающую роль в осуществлении процессов расширенного производства в странах мира, обеспечивает взаимосвязь этих процессов, формирует соответствующие международные пропорции в отраслевом и территориально-страновом аспектах. Международное разделение труда, как и разделение труда вообще, не существует без обмена, который занимает особое место в интернационализации общественного производства.

Основным побудительным мотивом международного разделения труда  для всех стран мира, независимо от их социальных и экономических различий, является их стремление к получению экономических выгод от участия в международном разделении труда. Поскольку в любых социально-экономических условиях стоимость образуется из затрат средств производства, оплаты необходимого труда и прибавочной стоимости, то все товары, поступающие на рынок, независимо от их происхождения участвуют в формировании интернациональной стоимости, мировых цен. Товары обмениваются в пропорциях, подчиняющихся законам мирового рынка, в том числе и закону стоимости. Реализация преимуществ международного разделения труда в ходе международного обмена товарами и услугами обеспечивает любой стране при благоприятных условиях получение разности между интернациональной и национальной стоимостью экспортируемых товаров и услуг, а также экономию внутренних затрат путем отказа от национального производства товаров и услуг за счет более дешевого импорта. К числу общечеловеческих побудительных мотивов к участию в международном разделении труда, использованию его возможностей относится необходимость решения глобальных проблем человечества совместными усилиями всех стран мира. Диапазон таких проблем очень велик: от охраны окружающей среды и решения продовольственной проблемы в планетарном масштабе до освоения космоса.

Под влиянием международного разделения труда  торговые связи между странами усложняются и обогащаются, все более перерастая в комплексную систему мирохозяйственных связей, в которой торговля в традиционном ее понимании хотя и продолжает занимать ведущее место, но постепенно теряет свое значение. Внешнеэкономическая сфера мирового хозяйства обладает в наше время сложной структурой. Она включает международную торговлю, международную специализацию и кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество (НТС), совместное строительство предприятий и их последующую эксплуатацию на международных условиях, международные хозяйственные организации, различного рода услуги и многое другое[1, c. 104].

Международное научно-техническое сотрудничество  - одно из наиболее динамично развивающихся направлений внешнеэкономической деятельности, которое включает совместную разработку научно-технических проблем, обмен научными результатами и производственным опытом, совместную подготовку квалифицированных кадров. Сфера международного научно-технического сотрудничества охватывает широкий спектр проблем, начиная с фундаментальных исследований и кончая решением практических задач освоения недр Земли, Мирового океана, космоса. Многообразие форм сотрудничества (взаимные консультации, разработка научных прогнозов, кооперирование при проведении научных исследований, сотрудничество в области научно-технической информации, патентного дела, изобретательства, стандартизации и др.) позволяет странам выбирать те из них, которые в наибольшей степени соответствуют их национальным интересам и особенностям экономического развития.

Особо можно выделить научно-техническое сотрудничество, которое осуществляется в виде совместных программ научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ путем объединения научных, финансовых и материальных ресурсов, создания совместных научно-исследовательских групп специалистов или организаций.

Наиболее рациональными и эффективными формами этого сотрудничества являются [8, с. 25]:

- создание общих научно-исследовательских центров, бюро, лабораторий для использования новейших научно-технических идей, конструирования, маркетинговых исследований и технико-экономических расчетов;

- совместные эксперименты в области совершенствования действующей техники и технологии с целью улучшения технико-экономических показателей работы фирмы;

- совместные изыскания и изучение зарубежного опыта в области организации производства и труда;

- текущая координация и консультации по вопросам научно-технической политики;

- организация подготовки квалифицированного исследовательского персонала.

Особо важным для научно-технического сотрудничества является анализ его эффективности. Эффективность полученных научных результатов рассматривается в нескольких аспектах.

Теоретическая ценность состоит в методах решения проблемы, областях применимости результатов, влиянии на смежные отрасли науки.

Техническая ценность характеризуется уровнем технических характеристик (надежности, долговечности, производительности и т.п.), конкурентоспособностью, значением для сотрудничества стран и фирм.

Прикладная ценность выражается в возможности и сферах применения результата в народном хозяйстве или на фирме, масштабах внедрения, наличии побочных результатов. Перспективность мероприятия оценивается временем, в течение которого можно эффективно использовать результат.

Предполагаемая стоимость разработок включает затраты на научные исследования, подготовку специалистов, создание и установку необходимого оборудования, на информационное обеспечение. Время разработки складывайся из времени на подготовку материально-технической базы исследований и их проведение, на получение и проверку результатов, на внедрение [1, c. 105].

Вероятность реализации планов и результатов разработки связана с соответствием научной и материальной базы разрабатываемой проблеме, с правильностью выбранной формы сотрудничества. Экономическая эффективность внедрения результатов, определяется чистым эффектом (прибылью), сроками окупаемости, конкурентоспособностью по экономическим показателям национального и мирового уровня.

1.2 Стратегическое партнёрство и стратегические альянсы

В научной литературе под стратегическими альянсами понимаются различные формы долговременной, устойчивой кооперации двух или более партнеров, пытающихся достичь определенных коммерческих целей и получить эффект от их объединенных и взаимодополняющих ресурсов, причем речь идет о партнерстве, развивающемся дальше обычных торговых операций, но не доходящем до корпоративного слияния. Глобализация экономики предполагает активные взаимодействия компаний разных стран. Кооперация в осуществлении исследовательских проектов или маркетинговых программ, создание совместных предприятий повышают конкурентоспособность фирм, позволяют им осваивать новые технологии, выходить на зарубежные рынки сбыта, разделять риски и адаптироваться к требованиям антимонопольного законодательства.

Межфирменные партнерства в мировой экономике известны давно. Но только в 1990-х – начале 2000-х годов специфические формы партнерств, которые отвечают стратегическим интересам их участников, оказались в центре внимания руководителей международного бизнеса. В современных теоретических работах отмечается, что альянсы «размывают» традиционные границы фирмы и подчас трудно определить, где они начинаются и где заканчиваются. Десятки тысяч стратегических альянсов превратились ныне в важнейших участников мирохозяйственных отношений. По оценкам американских исследователей, с середины 80-х годов количество стратегических альянсов в мире ежегодно возрастало более чем на 25%. В США, например, в 1986 – 1995 гг. число совместных предприятий – одной из наиболее распространенных форм – выросло более чем вчетверо. ТНК стремятся гибко сочетать слияния и поглощения с образованием и развитием стратегических альянсов со своим участием: две трети из 337 президентов крупнейших компаний мира (с общим оборотом свыше 2,2 трлн. долл.) отметили, что альянсы – «важнейший инструмент глобального корпоративного роста».

Стратегические альянсы нацелены на достижение долгосрочных преимуществ, входят в глобальный стратегический план компании. По структуре стратегические альянсы совмещают, как правило, несколько организационных форм, включая совместные предприятия, лицензионные соглашения, долгосрочные контракты на поставку и закупку продукции, программы совместных разработок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, взаимное представление реализационных сетей.

Главным критерием отнесения альянсов к стратегическим является их роль в создании конкурентных преимуществ фирмы. Если отношения с внешним партнером существенно влияют на развитие фирмы, позволяют привлекать потребителей и защищать от негативного воздействия отраслевой конкуренции, то они могут считаться стратегическими. Это отличает их от тактических партнерств, обычных долговременных контрактов.

В современных альянсах усложняются формы и механизмы межфирменного взаимодействия, а также связи с университетами, государственными лабораториями. В корпоративной практике наблюдается тенденция переноса акцента с образования двусторонних партнерств на создание сетей стратегических альянсов с участием нескольких компаний.

Стратегические альянсы в международном маркетинге реализуют стратегию, получившую название «аикидо» по аналогии с одним из видов восточной борьбы. Эта стратегия в определенной степени отвергает принцип ведения конкурентной борьбы как войны, целью которой должно быть обязательное поражение соперника [10, c. 82].

Сущность данной стратегии заключается в том, чтобы нейтрализовать сильные стороны конкурента, а также в том, чтобы использовать действия самого конкурента для того, чтобы одержать победу над ним. Цель – не разрушение, а завоевание превосходства. Конечная цель защиты в рамках стратегии «аикидо» состоит не в уничтожении противника, а в его нейтрализации и получении возможности контролировать его действия, а также в собственном самосовершенствовании, что представляет особо ценный опыт.

При традиционной же конкуренции обе компании не реализуют полностью своих целей, поскольку действуют параллельно и противостоят друг другу.

Классификация альянсов зависит от выбора критерия, в соответствии с которым группируются формы межфирменного сотрудничества.

Характеристики отраслей, представляемых участниками, позволяют выделять внутри- и межотраслевые альянсы, причем участников отличают и стадии жизненного цикла их отрасли (быстрый рост, зрелость, стагнация). По критерию собственности выделяются альянсы как без создания форм общей собственности (контракты с разделением риска и доходов и контракты без такого разделения), так и с участием в капитале (взаимный обмен акциями, совместные предприятия). Еще одним базовым критерием служит сфера общих интересов, в рамках которой рассматриваются преимущественно технологические (проведение НИОКР, передача технологий, нововведения) и преимущественно рыночные (маркетинговые, защита доли рынка, доступ к дешевым ресурсам) альянсы. По критерию механизма деятельности альянсы классифицируются в зависимости от характера связей (формальные контракты, неформальные связи) и взаимоотношений (двусторонние или многосторонние).

Можно выделить следующие три укрупненные позиции по поводу мотивации к созданию стратегических альянсов с участием ТНК.

1. Доступ на зарубежные рынки. Такой доступ посредством альянса обеспечивает его участникам [12, c. 129]:

- снижение рисков;

- лучшие условия для экспорта, преимущества от диверсификации сферы деятельности;

- возможность более быстрого, нежели вне альянса, проникновения;

- утилизацию региональных экономических выгод;

- удовлетворение требований правительств к иностранному капиталу.

Та или иная ТНК может вступать с определенными фирмами в соглашения о разделе рынка на сферы влияния ил устанавливать более тесные отношения сотрудничества. Международные стратегические альянсы (МСА) в состоянии уменьшать риск каждого из партнеров посредством распределения рисков крупного проекта между несколькими фирмами, предоставления возможностей диверсификации номенклатуры товаров, обеспечения более быстрого вхождения на рынок и большей окупаемости (в сравнении с фирмой, действующей в одиночку).

2. Доступ к ресурсам и рост эффективности их использования. Речь может идти, например, о потребности ТНК, ведущих деятельность на конкурентных рынках, в финансовых ресурсах, технологии или оборудовании, в снижении трансакционных издержек и повышении эффективности своей деятельности в целом. Издержки фирм в каждом звене цепи «НИОКР - снабжение – производство – сбыт» могут оказаться выше, чем у конкурентов. В этом случае звенья, наиболее слабые с точки зрения величины издержек, логично передать партнеру по альянсу. Когда каждая организация выполняет работу, в которой она наиболее компетентна, издержки на единицу продукции снижаются для всех партнеров.

Важный фактор мотивации создания МАС – удорожание четырех главных элементов системы бизнеса компании: НИОКР, современных средств производства, мощной сети продаж и обладания торговой маркой. соответствующие высокие постоянные издержки требуют расширения объемов производства для того, чтобы дать возможность фирмам окупить свои инвестиции и максимизировать прибыли. В результате создаются так называемые связывающие альянсы («link alliances»),  особенность которых заключается в том, что каждая из фирм выполняет взаимодополняющие функции.

3. Обретение новых знаний. ТНК вступают в МСА нередко именно с конкурентами, чтобы совершенствовать всю совокупность своих интегрированных, целостных знаний, рассматривая их как актив, даже более важный для результативности корпоративной деятельности, нежели запатентованная технология. Например, японская ТНК «НЕК» создала стратегический альянс с зарегистрированной в США компанией «Ханэулл» и с базирующейся во Франции фирмой «Буль» именно ради использования опыта, навыков и технологий своих партнеров. Способность учиться у других, прежде всего у своих партнеров по данному альянсу, - главный фактор, обусловливающий положение «НЕК» как единственной «глобальной компании» с  устойчивой долей своего рынка в области телекоммуникаций, полупроводников и крупных компьютеров. Для обозначения такого рода МСА в последние годы появился термин «обучающиеся альянсы». В условиях нестабильности, крайне быстрых и зачастую радикальных изменений внешней среды, информация, знания, а значит и способы их создания, обработки и корпоративного внедрения, приобретают особую значимость. Среди ресурсов лидерство переходит к «человеческому капиталу» («человеческому потенциалу») – носителю знаний и к совершенному механизму работы с ним, среди мотивов заключения стратегических альянсов – к доступу именно к этому роду ресурсов.

Интенсивность и характер образования альянсов в значительной мере зависят как от внешней среды (характеристик отрасли), так и от конкурентного потенциала самих фирм. Отмечается, что в быстро растущих отраслях, где требуются крупные инвестиции в новые разработки, сокращается инновационный цикл и перенос технологий имеет существенное значение , фирмы тяготеют к технологическим альянсам. В зрелых отраслях более привлекательными оказываются альянсы, ориентированные на доступ к новым рынкам и производственным ресурсам.

Сфера информационных технологий. Деятельность компаний, принадлежащих к быстрорастущим и высокотехнологичным отраслям, связанным с производством компьютерного и коммуникационного оборудования, программного обеспечения и предоставлением коммуникационных услуг, радикально меняет формы деловой активности в мировой экономике. Расширяются границы электронной коммерции, формируются основы интеграции науки и производства, преодолеваются коммуникационные барьеры, упрощается получение информации о партнерах и конкурентах. Отраслевые альянсы (в том числе сетевые) способствуют инновационным прорывам и выработке новых международных стандартов. Стратегические альянсы опираются и на национальные конкурентные преимущества компаний-партнеров: американских – в технологических нововведениях, азиатских – в эффективной организации производства, европейских – в удержании клиентской базы с высоким покупательским потенциалом.

Так как альянсы оформляются контрактами, большое значение имеют контроль доступа к конфиденциальной информации и схемы разделения рисков. Выгоды от альянса для конечного потребителя очевидны. Таковы, например, освоение интегрированных пакетов программных и консультационных продуктов, переход к более полным операционным системам или наборам телекоммуникационных услуг, экономия времени и ресурсов при работе в информационной сфере [10, c. 102].

Автомобилестроение. Консолидация автомобилестроительных компаний посредством образования стратегических альянсов является важнейшим источником повышения их конкурентоспособности. Высокая активность в этой области связана с особенностями современных масштабов и концентрации производства, организацией маркетинга и сбыта автомобилей, со стремлением осваивать нововведения в зрелой отрасли, возможностями электронной коммерции.

В международном автомобилестроении альянсы по сравнению с со слияниями и поглощениями считаются менее рискованным способом рыночной экспансии. Зрелый характер отрасли и прогнозируемость спроса и рынка предопределяют общую ориентацию альянсов на повышение эффективности производства. Консолидация через альянсы позволяет получать эффект от экономии на масштабах, совместимости комплектующих, общего формирования отраслевых стандартов. Она также укрепляет позиции участников в переговорах с поставщиками. Партнерства, в том числе создаваемые на основе обмена акциями и организации совместных предприятий, дают возможность осваивать каналы выхода на зарубежные рынки сбыта благодаря лучшему пониманию потребителей, дилеров и партнеров.

Сфера транспортных услуг. Развитие альянсов в этой сфере, прежде всего в авиаперевозках, обусловлено глобализацией экономики, создавшей предпосылки для возникновения международных транспортных систем. существенными факторами являются также жесткая конкуренция в зрелой отрасли с низким уровнем прибыльности и высокими стандартами, стремление бизнеса преодолеть законодательные барьеры при консолидации авиакомпаний. Участие транспортных компаний в межотраслевых альянсах позволяет им диверсифицировать операции и выходить на новых клиентов. Важно отметить, что роль государства и межгосударственных органов в регулировании деятельности таких альянсов исключительно высока. Государство обеспечивает жесткий контроль безопасности полетов и качества услуг, сертификацию партнерств.

Финансовая сфера. Особенность финансовой сферы в 1990-е годы – значительная активизация процессов внутриотраслевой консолидации и межотраслевого сотрудничества банков. Главными мотивами здесь являются защита конкурентных позиций в связи с возросшими неопределенностью операций в финансовой сфере и мобильностью финансовых потоков, ускоренное получение видимых результатов для клиентов, давление на конкурентов. Наряду с традиционным объединением усилий по консолидации средств, обработке банковских чеков, работе с сетями банкоматов и системами кредитных карт современные альянсы позволяют создавать новые и интегрированные виды финансовых услуг. Не все стратегические альянсы оказываются успешными. Можно назвать следующие варианты завершения деятельности альянсов: альянс признан неудачным; обнаружились существенные разногласия между партнерами относительно перспективных задач, общих ценностей, управленческой совместимости; выявились пределы развития в рамках формального соглашения; альянс больше не отвечает стратегическим целям участников; возникли новые возможности развития или размещения ресурсов; альянс достиг своих целей. Этому соответствуют и типичные сценарии прекращения деятельности альянсов: оно может быть запланированным или незапланированным, дружественным или недружественным, осуществляться по взаимному согласию или при возражениях одной из сторон. Различаются и перспективы альянсов: прекращение деятельности в связи с поглощением (слиянием), завершением их «жизни», реорганизацией или реструктуризацией компании [1, c. 135].

Итак, международные стратегические альянсы в последние 20 – 25 лет выступают как одно из весьма распространенных проявлений глобализации экономики, ее существенный неотъемлемый элемент. В качестве основного субъекта МСА утвердили себя доминирующие в мировой экономике, зрелые ТНК, операции которых прочно приобрели действительно глобальный характер. Для них МСА давно превратились в гибкий, свободный от заформализованности (организационной, юридической и др.) инструмент, позволяющий на основе общности интересов носителей таких альянсов достигать поставленных ими стратегических целей с меньшими, чем при использовании традиционных средств концентрации и централизации капитала (например, слияний и поглощений), издержками.

1.3 Производственно-техническое сотрудничество

Международное производственно–техническое сотрудничество, которое складывается непосредственно в материальном производстве, стало важной формой внешнеэкономической деятельности фирм, функционирующих на мировом рынке. Оно затрагивает такие виды деятельности компаний разных стран, как совместная организация производства конечной продукции на основе международной специализации и кооперирования производства, разработка  и выполнение совместных производственных программ по выпуску новейших видов продукции, совместное участие в сооружении крупных промышленных объектов, требующих объединения специализированных видов деятельности, научно–техническое сотрудничество и т.д.

Процесс расширения международного производственного сотрудничества в современных условиях носит объективный характер и определяется усилением производственных связей между фирмами. Это вызвано углублением процессов специализации и диверсификации производства, с одной стороны, а с другой, – отражает возрастающие темпы и масштабы происходящей научно–технической революции, растущие затраты на научные исследования и разработки в области совершенствования технологий и создания продукции с заранее заданными свойствами.

Таким образом, основными предпосылками развития производственно–технического сотрудничества являются:

огромные финансовые затраты на научные исследования и разработки, связанные с производственными процессами;

усложнение процессов производства и реализации продукции [2].

Концентрация производства в рамках отдельных производственных фирм в современных условиях не может объективно развиваться без дальнейшего расширения производственно–технических связей между ними.

Под международными производственно–техническими связями понимаются отношения между самостоятельными производителями разных стран в области производства, науки и техники, определяемые единством конкретного целевого назначения с применением организационных и правовых форм этого сотрудничества.

Под международными связями понимаются как внутрифирменные, так и межфирменные связи ТНК, а также связи, устанавливаемые между двумя и более международными фирмами одной страны базирования.

Производственно–технические связи необходимо отличать от операций по обмену научно–техническими знаниями (результатами интеллектуальной собственности) и другими услугами, в основе которых лежит обмен товарами, выступающими в форме услуг в виде продукта труда. По словом «связи» понимаются взаимоотношения между производителями, которые устанавливаются в результате применения организационных форм, предусматривающих согласование, координацию, взаимодействие между различными субъектами.

1.4 Уровни и формы международного сотрудничества, организационные формы

Основными видами международного производственного сотрудничества являются:

производственное кооперирование;

техническое сотрудничество;

совместное проведение научно–исследовательских работ (программ) [12, c. 142].

Международные производственно–технические связи представляют собой особые формы проявления общественного характера производства на интернациональной основе. Одной из форм обобществления производства в международном масштабе является международное разделение труда. До последнего времени одной из важнейших форм обмена результатами деятельности различных фирм–производителей продукции из разных стран являлась международная торговля. В этом случае за пределы стран выходили лишь заключительная и начальная фазы процесса воспроизводства. В настоящее время наблюдается все более интенсивный выход за пределы стран и непосредственной фазы производства.

Основными организационно–правовыми формами производственно–технического сотрудничества являются:

1. Соглашения о промышленном сотрудничестве. Они заключаются с целью передачи технических знаний или обмена ими, поиска лучших условий производства и использования рабочей силы, расширения серийного производства, поиска новых рынков, сокращения издержек производства и т.д. Часто в этих соглашениях предполагается обмен услугами и товарами между сторонами, а также использование продукции, полученной в результате промышленного сотрудничества, для оплаты других поставок или услуг.

2. Объединения фирм. В зависимости от организационно–правовой формы это могут быть совместные предприятия, которые имеют форму юридического лица, и договорные объединения – консорциумы, ассоциации и т.д. (не юридические лица).

Совместные предприятия создаются путем объединения капиталов, принадлежащих предпринимателям различных стран, для осуществления ими совместной деятельности. Совместное предприятие регистрируется в стране одного из учредителей в соответствии с действующим национальным законодательством. Цель создания совместных предприятий – реализация соглашений о специализации и кооперировании производства; сооружении крупных промышленных и других объектов, требующих больших капиталовложений; налаживании производства новых видов продукции с большими рисками и затратами на освоение новых технологий; осуществлении научно–техническом сотрудничестве и т.д.

Консорциум представляет собой временное объединение на договорной основе ограниченного числа независимых в юридическом и хозяйственном отношении фирм, создаваемое на определенный срок для координации их действий по достижению конечного результата. Создаются чаще всего для реализации крупномасштабных проектов, требующих по финансовым, техническим и другим причинам объединения усилий нескольких партнеров. Участниками консорциума обычно бывают производственные, инжиниринговые, торговые, финансовые и страховые фирмы.

Ассоциации создаются на основе заключения договора между двумя или несколькими фирмами для совершения определенных сделок. Договаривающиеся стороны вносят часть необходимого капитала и пропорционально своему вкладу пользуются результатами сделки. Ответственность по совершаемым сделкам несут участники ассоциации, а не она сама.

3. Специализированные органы по координации, согласованию, консультированию сотрудничающих фирм. Как правило, создаются в виде комитетов, учреждаемых на паритетных началах, или групп со статусом общества, располагающего финансовыми средствами для осуществления сотрудничества. Иногда для согласования деятельности фирм–партнеров используются совещания компетентных органов соответствующих фирм.

Таким образом, международное и межфирменное сотрудничество  - одно из наиболее динамично развивающихся направлений внешнеэкономической деятельности. Основными организационно–правовыми формами производственно–технического сотрудничества являются: соглашения о промышленном сотрудничестве,  объединения фирм, специализированные органы по координации, согласованию, консультированию сотрудничающих фирм.


2 Анализ организации международного сотрудничества отечественных предприятий со странами СНГ и дальнего зарубежья (на примере ОДО «Альтеза»)

2.1 Краткая характеристика предприятия

Одним из представителей в области поставки и обслуживания грузоподъемного оборудования на территории Республики Беларусь является ОДО «Альтеза». В настоящее время предприятие является одним из немногочисленных производителей и продавцов грузоподъемного оборудования, а также любых металлоконструкций, имеющих разрешение Проматомнадзора Республики Беларусь.

Предприятие зарегистрировано Минским городским исполнительным комитетом 2 февраля 2005 года (свидетельство о государственной регистрации №181) по юридическому адресу: г. Минск, ул. Мележа, д. 5, кор. 1, пом. 304А, ком. 32.

Уставный фонд сформирован в размере 2460 тыс. рублей.

Основной бизнес – производство и реализация кранов мостовых и козловых, кранов-балок и тельферов электрических. Имеет лицензию на монтаж, демонтаж, электромонтаж и пусконаладочные работы всех типов кранов, выполняет ремонт любой сложности с применением сварки, электроремонт, перевод кранов на управление с пола, диагностику и проектирование подкрановых путей в любой точке РБ, реконструкцию с согласованием в Проматомнадзоре РБ, проектирование и ремонт подкрановых путей.

ОДО «Альтеза» имеет небольшое количество персонала, гибкую структуру руководства, что позволяет быстро обслуживать клиентов. На предприятии в настоящее время занято 41 человек: 10 работников, занятых в сфере управления, и 31 рабочих, занятых в производстве.

ОДО «Альтеза» на основании лицензии осуществляет монтаж, ремонт и наладку грузоподъемных механизмов.

Выпускаемая и планируемая к производству продукция обладает новизной технических и технологических решений. При конструировании используется комплексный подход к оптимизации всех параметров продукции: геометрических параметров продукции; прочностных характеристик техники; норм расхода сырья и трудоемкости производства. Проектирование продукции осуществляется при помощи компьютерной техники с применением метода трехмерных проектных технологий.

Ежегодно выпускается более 10 единиц строительной техники. Вся выпускаемая техника высокого технического уровня и соответствует мировым стандартам.

Обеспечение комплектующими в основном осуществляется в соответствии со сложившимися экономическими и производственными связями предприятиями Беларуси, России, Украины, Германии и других стран. При проектировании и выпуске техники широко используется производственная кооперация с предприятиями России в части поставок материалов, комплектующих, ТЭР и др. Значительную долю комплектующих (около 60 % в себестоимости выпускаемой продукции) ОДО получает от завода «Стройтехника» из Российской Федерации.

Крупные компании Беларуси, применяющие передовую технологию, ориентируются преимущественно на ведущих поставщиков грузоподъемного оборудования и материалов, продукция которых зарекомендовала себя на рынке. Они предъявляют спрос на наиболее сложные виды грузоподъемной техники, электронную аппаратуру и т.п., предпочитают приобретать наиболее дорогостоящую технику и сырье, если они выше качеством. ОДО «Альтеза» неоднократно поставляло грузоподъемное оборудование на крупные предприятия Беларуси и имеет достаточный опыт по продвижению данного вида продукции.

ОДО «Альтеза» проведена большая работа по наращиванию объемов производства и расширению рынков сбыта своей продукции. Данная организация довольно быстрыми темпами завоевывает потребителей своей республики, неоднократно становилась победителем тендерных процедур закупок.

Технико-экономические показатели работы ОДО «Альтеза» за 2008-2009 г. представлены в таблице 2.1.


Таблица 1 - Технико-экономические показатели работы ОДО «Альтеза» за  2006-2007гг.

Показатели

2008 г.

2009 г.

Абсолют-ное отклонение

Относитель-ное отклон-ение,%

1. Выручка от реализации

товаров, продукции, работ,

услуг в действующих ценах, млн. руб.

6300

8010

171

27,09

2. Себестоимость товарной продукции, работ,

услуг в действующих ценах, млн. руб.

6210

7880

167

26,91

В том числе:

Фонд оплаты труда, млн. руб.

1118

2129

101,1

17,5

3. Прибыль от реализации, млн. руб.

90

120

3

33,84

4. Рентабельность продукции, %

1,45

1,53

0,08

5,52

5. Рентабельность продаж, %

1,43

1,51

0,08

5,59

6. Среднесписочная

численность работников, чел

41

41

0

0,00

7. Производительность труда

153,7

195,4

41,7

127,1

Данные предприятия

Учитывая тот факт, что предприятие ОДО «Альтеза» работает только на заказ, реализованная продукция равна товарной продукции. То же касается себестоимости, себестоимость товарной продукции равна себестоимости реализованной продукции.

По данным таблицы видно, что прибыль предприятия за прошедший год выросла на 33,84%, что в абсолютном выражении составило 30 млн. руб., в то время как себестоимость товарной продукции выросла на 26,91% и в абсолютном измерении составила 1670 млн. руб. Прирост выручки от реализации продукции составил 27,09 %, что меньше прироста прибыли (33,84%), что говорит о благоприятной тенденции в развитии предприятия, так как по «золотому» правилу экономики темпы роста прибыли должны опережать темпы роста выручки от реализации продукции.

Необходимо отметить, что у предприятия низкая рентабельность продаж, но это связано в большинстве своём со спецификой данной отрасли, конкуренция в которой невелика и ценовой фактор не является определяющим. Определяющим является имидж предприятия и качество продукции. За последний год рентабельность продаж выросла до 1,51% по сравнению с 1,43% в 2008 году. Это свидетельство того, что предприятие ОДО «Альтеза» находится на пути своего развития, ещё молодо и амбициозно.

Также необходимо отметить, что на предприятии совершенно отсутствует текучесть кадров, что и понятно: коллектив небольшой, поэтому взаимосвязи и  взаимодействия между работниками очень тесные и находятся на  высоком профессиональном уровне.

Темпы роста заработной платы не должны опережать темпы роста выручки от реализации продукции, что и наблюдается на предприятии ОДО «Альтеза». Необходимо признать, что показатели данной таблицы сбалансированы и имеют тенденцию к росту, что говорит о положительных тенденциях в развитии предприятия.

проведём анализ себестоимости товарной продукции по отдельным элементам и статьям затрат.

Таблица 2 - Издержки на производство товарной продукции на предприятии ОДО «Альтеза», тыс. руб.

Показатели

2008 год

2009год

всего

затр. на 1 р. ТП (руб)

уд.вес с/с  (%)

всего

затр. на 1 р. ТП (руб)

уд.вес с/с  (%)

1 Объем товарной

продукции в фактических

ценах

6302640

8010010

2 Себестоимость

товарн. прод.

6212300

0,99

7884320

0,98

2.1 материальные затраты:

3106150

0,5

55%

3311410

0,42

47%

Сырье и материалы

807590

0,13

13%

946110

0,12

12%

покупные компл. изд.

2298550

0,37

38%

2365290

0,3

30%

Топливо

124240

0,02

2%

157680

0,02

2%

Электроэнергия

310610

0,05

5%

315370

0,04

4%

Теплоэнергия

62120

0,01

1%

78840

0,01

1%

2.2 фонд оплаты труда

1118210

0,18

18%

2128760

0,27

27%

2.3 отчисления на

соц. страх

413740

0,11

10%

787640

0,12

12%

2.4 аморт отчисления

248490

0,04

4%

236520

0,03

3%

2.5 прочие расходы

496980

0,08

8%

551900

0,07

7%

Данные предприятия

Из таблицы 2.2 видно, что за год структура затрат изменилась. Так, 55% удельный вес материальных затрат снизился до 47% в общем объёме затрат. В то же время увеличилась удельная доля фонда оплаты труда с 20% до 29 %. Это связано не столько с увеличением заработной платы, сколько со снижением удельного веса других статей затрат, например снижение удельного веса материальных затрат. Также это связано с тем, что заказы являются разовые, поэтому они могут не совпадать по структуре затрат. Снижение удельного веса материальных  затрат является благоприятной тенденцией в развитии предприятия. Увеличение оплаты труда является материальным стимулированием работников предприятия и одновременно увеличивает себестоимость товарной продукции, но это увеличение сбалансируется за счёт снижения материальных затрат.

Сегодня ОДО «Альтеза» - стабильно развивающиеся предприятие, которое уже в достаточной степени укрепило свои позиции на отечественном рынке и ее финансовое состояние можно оценить как стабильное. За 2009 г. предприятием получена прибыль в размере 120 млн. руб. Прибыльная работа организации показывает наличие источника пополнения собственных средств для ведения эффективной хозяйственной деятельности. Кроме того, существуют все объективные предпосылки для роста его финансовой устойчивости.

Современный модельный ряд ОДО «Альтеза» включает:

- краны консольно-поворотные: грузоподъемностью от 0,5 т до 5 т, с ручным поворотом консоли, краны  консольные стационарные с механическим поворотом консоли;

- краны козловые (любой грузоподъемности): с кабиной передвижной и стационарной;

- краны мостовые однобалочные (любой грузоподъемности): мостовые электрические однобалочные подвесные, краны мостовые электрические однобалочные подвесные двухпролетные, краны мостовые электрические однобалочные подвесные во взрывобезопасном исполнении, краны мостовые электрические однобалочные опорные, краны мостовые электрические однобалочные опорные во взрывобезопасном исполнении;

- краны мостовые двухбалочные (любой грузоподъемности): мостовые электрические двухбалочные  общего и специального назначения,  грейферные, магнитно–грейферные для работы в помещении и на открытом воздухе, краны мостовые электрические во взрывобезопасном исполнении. Управление кранами с пола или из кабины открытой, закрытой, закрытой с кондиционером. Краны могут поставляться с магнитами, траверсами различного назначения, с механизмом вращения крюка и т.д.;

- тали электрические (любой грузоподъемности): в обычном и во взрывобезопасном исполнении;

- краны башенные: КБ-405.1А г/п 10т, КБ-405.2А г/п 9т, КБ-603 г/п 20т, КБ-403Б г/п 8т;

- краны-погрузчики: КБ-406МА г/п 12,5т, МКПЛ-300 г/п 10т.

Со времени основания предприятия основными клиентами являются белорусы. На рынок РБ уходит до 93% техники. Структура поставок продукции на внутренний и внешний рынки в 2010 г. будет претерпевать незначительные изменения, поскольку молодое предприятие не может конкурировать на равных с более крупными «зубрами».

Перспективным для сбыта строительной техники помимо рынка России является рынок Казахстана. Это объясняется тем, что с 2010 г. в Казахстане реализуется два крупных проекта развития экономики, в частности, трехлетняя программа поддержки села, которая предусматривает широкомасштабное строительство автомобильных дорог, школ и т.д. Также следует отметить, что строительству новых объектов (зданий, автомобильных дорог и др.) и реконструкции старых в Казахстане придается огромное значение. Так за последние 3 года в столице Казахстана – Астане на эти цели освоено более 1,1 млрд. долл.

Перспективным для освоения является также рынок стран Ближнего Востока, в 2010 году планируется выполнить несколько заказов на производство и поставку кранов консольно-поворотных: грузоподъемностью от 0,5 т до 5 т. в страны данного региона.

Структура поставок продукции ОДО «Альтеза» в 2009 году отражена на рисунке 2.1.

Рисунок 1 – Структура поставок продукции ОДО «Альтеза» в 2009 г.

Основной целью ОДО «Альтеза» в ближайшие годы, является сохранение традиционных рынков сбыта,  устоявшихся связей с потребителями своей продукции, поиск новых потребителей при одновременном  повышении качества товаров, расширении сервисных услуг. При этом рынки сбыта стран СНГ остаются приоритетными.

2.2 Анализ содержания и результатов сотрудничества

Обеспечение комплектующими в основном осуществляется в соответствии со сложившимися экономическими и производственными связями предприятиями России, Украины, Германии и других стран. При проектировании и выпуске техники широко используется производственная кооперация с предприятиями России в части поставок материалов, комплектующих, ТЭР и др. Значительную долю комплектующих (около 60 % в себестоимости выпускаемой продукции) ОДО получает от завода «Стройтехника» из Российской Федерации.

ОДО «Альтеза» в 2009 году осуществляло 4 совместных проекта, причём три совместный проекта были осуществлены с Российской Федерацией и один с Европейским Союзом. Также необходимо отметить, что присутствует очень высокая степень кооперации с имеющимися поставщиками оборудования и материалов и научными организациями.

Отличительным преимуществом ОДО «Альтеза» перед конкурентами является его высокий конструкторско-технический потенциал, практика создания и производства высокотехнологичного оборудования, высокий имидж на отечественном рынке, производственные мощности, позволяющие удовлетворить потребности рынка в строительной технике.

Продукцию ОДО «Альтеза» отечественные предприятия и организации могут приобрести, используя лизинговые схемы.

ОДО «Альтеза» имеет в своих наработках решения, реализация которых позволит снизить зависимость строительных организаций от западных производителей. Однако для их реализации требуются дополнительные инвестиции в разработку и освоение.

На предприятии идет непрерывный процесс реконструкции и технического перевооружения, осваиваются новейшие технологические процессы, внедряется прогрессивное оборудование, что позволяет существенно приблизить номенклатуру к потребностям конкретного потребителя.

2.3 Результаты анализа. Преимущества, недостатки и проблемы сотрудничества

Финансовое состояние ОДО «Альтеза» можно оценить как стабильное. За 2009 г. предприятием получена прибыль в размере 120 млн. руб., темп ее роста составил 146%. Прибыльная работа организации позволила увеличить источник пополнения собственных оборотных средств для ведения эффективной хозяйственной деятельности.

Динамика изменения основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия за анализируемый период является положительной, что является благоприятной тенденцией в развитии предприятия. Однако необходимо отметить, что рентабельность продукции хоть и имеет тенденцию к росту, но является очень низким показателем, и для дальнейшего повышения данного показателя необходимо снижение себестоимости товарной продукции предприятия.

Дальнейшие резервы повышения эффективности деятельности предприятия связаны со следующими факторами:

- площади предприятия ограничены, поэтому необходимо искать новые и эффективные методы организации производства продукции;

- сбытовая деятельность основана на работе на заказ с постоянными клиентами, что ограничивает возможности предприятия.

Для снижения себестоимости товарной продукции на предприятии ОДО «Альтеза» необходимо снизить затраты на такие ёмкие статьи как покупные комплектующие и фонд оплаты труда.

Предприятие ведёт активное межфирменное сотрудничество с предприятиями России, Украины и других стран. При проектировании и выпуске техники широко используется производственная кооперация с предприятиями России в части поставок материалов, комплектующих, ТЭР и др. Значительную долю комплектующих (около 60 % в себестоимости выпускаемой продукции) ОДО получает от завода «Стройтехника» из Российской Федерации.

То есть к недостаткам межфирменного сотрудничества необходимо отнести тот факт, что ОДО «Альтеза» слишком зависима от основного партёра – российского завода «Стройтехника» и ухудшение финансового состояния данного предприятия приведёт к тому же результату на ОДО «Альтеза».


3 Предложения по развитию международного сотрудничества предприятия

Таким образом, на основании анализа, проведённого во второй главе необходимо отметить, что основным предложением по развитию сотрудничества является изменения его вектора, то есть поиск альтернативных партнёров.

Второй проблемой предприятия является высокая себестоимость продукции, что не позволяет ОДО «Альтеза» получать высоаую относительную прибыль (рентабельность).

Повышению эффективности работы предприятия и резервами снижения себестоимости продукции ОДО «Альтеза» будут способствовать:

  1.  Приобретение материалов и комплектации по наиболее низким ценам.
  2.  Использование новых технологий производства.
  3.  Экономное использование энергоресурсов
  4.  Снижение  трудоемкости изготовления изделий или повышение производительности труда.
  5.  Снижение затрат на оплату за счёт изменения системы оплаты труда на предприятии.

Увязывая два компонента: снижение себестоимости и изменение направления сотрудничества можно предложить импортозамещение.

В современных условиях одним из наиболее перспективных и эффективных способов снижения себестоимости товарной продукции является импортозамещение. В случае импортозамещения наблюдается экономия за счёт отказа от сотрудничества с поставщиками из стран дальнего и ближнего зарубежья в пользу отечественных производителей, что приводит к снижению цены на комплектующие.

На сегодняшний день импортозамещение имеет место почти во всех отраслях промышленности: от электроэнергетики до строительства. По сути импортозамещение является процессом замещения качественных импортных товаров, товарами отечественного производства с равнозначными или сравнимыми техническими показателями.

На рынке Республики Беларусь в некоторых областях промышленности существуют предприятия, которые предлагают продукцию, материалы, комплектующие, которые по своим данным не уступают, а зачастую и превосходит импортные аналоги. Существует несколько причин, по которым предприятие ОДО «Альтеза» использует в производстве своей продукции импортные комплектующие:

  1.  Исторически сложившиеся хозяйственные связи с российскими предприятиями;
  2.  Неизученный рынок белорусских производителей, что в большей степени является виной самих производителей, которые не ведут активной политики в области сбыта своей продукции;
  3.  Недоверие к белорусскому производителю в области качества комплектующих изделий;
  4.  Слишком высокая порой себестоимость белорусских материалов и комплектующих.


Заключение

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

1. Международное и межфирменное сотрудничество  - одно из наиболее динамично развивающихся направлений внешнеэкономической деятельности. Основными организационно–правовыми формами производственно–технического сотрудничества являются: соглашения о промышленном сотрудничестве,  объединения фирм, специализированные органы по координации, согласованию, консультированию сотрудничающих фирм.

2. Финансовое состояние ОДО «Альтеза» можно оценить как стабильное. За 2009 г. предприятием получена прибыль в размере 120 млн. руб., темп ее роста составил 146%. Прибыльная работа организации позволила увеличить источник пополнения собственных оборотных средств для ведения эффективной хозяйственной деятельности.

Динамика изменения основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия за анализируемый период является положительной, что является благоприятной тенденцией в развитии предприятия. Однако необходимо отметить, что рентабельность продукции хоть и имеет тенденцию к росту, но является очень низким показателем, и для дальнейшего повышения данного показателя необходимо снижение себестоимости товарной продукции предприятия.

Дальнейшие резервы повышения эффективности деятельности предприятия связаны со следующими факторами:

- площади предприятия ограничены, поэтому необходимо искать новые и эффективные методы организации производства продукции;

- сбытовая деятельность основана на работе на заказ с постоянными клиентами, что ограничивает возможности предприятия.

Для снижения себестоимости товарной продукции на предприятии ОДО «Альтеза» необходимо снизить затраты на такие ёмкие статьи как покупные комплектующие и фонд оплаты труда.

Предприятие ведёт активное межфирменное сотрудничество с предприятиями России, Украины и других стран. При проектировании и выпуске техники широко используется производственная кооперация с предприятиями России в части поставок материалов, комплектующих, ТЭР и др. Значительную долю комплектующих (около 60 % в себестоимости выпускаемой продукции) ОДО получает от завода «Стройтехника» из Российской Федерации.

То есть к недостаткам межфирменного сотрудничества необходимо отнести тот факт, что ОДО «Альтеза» слишком зависима от основного партёра – российского завода «Стройтехника» и ухудшение финансового состояния данного предприятия приведёт к тому же результату на ОДО «Альтеза».

3. Основным предложением по развитию сотрудничества является изменение его вектора, то есть поиск альтернативных партнёров.

Второй проблемой предприятия является высокая себестоимость продукции, что не позволяет ОДО «Альтеза» получать высоаую относительную прибыль (рентабельность).

Повышению эффективности работы предприятия и резервами снижения себестоимости продукции ОДО «Альтеза» будут способствовать:

  1.  Приобретение материалов и комплектации по наиболее низким ценам.
  2.  Использование новых технологий производства.
  3.  Экономное использование энергоресурсов
  4.  Снижение  трудоемкости изготовления изделий или повышение производительности труда.
  5.  Снижение затрат на оплату за счёт изменения системы оплаты труда на предприятии.

Увязывая два компонента: снижение себестоимости и изменение направления сотрудничества можно предложить импортозамещение.

В современных условиях одним из наиболее перспективных и эффективных способов снижения себестоимости товарной продукции является импортозамещение. В случае импортозамещения наблюдается экономия за счёт отказа от сотрудничества с поставщиками из стран дальнего и ближнего зарубежья в пользу отечественных производителей, что приводит к снижению цены на комплектующие.

В результате реализации мероприятия: в результате снижения нормы расхода комплектующих в ОДО «Альтеза» на 0,5% в следствие обеспечения их сохранности, сокращения потерь при хранении и снижения цены комплектующих на 5% себестоимость товарной продукции снизится на 2,3%. Экономический эффект составит 21,6 млн. руб.


Список использованных источников

  1.  Быков, А.А Антикризисная стратегия предприятия: теория и методология исследования: Монография / А.А. Быков; Под общ. науч. ред. проф. В.Н. Шимова. - Мн.: БГЭУ, 2005. – 167 с.
  2.  Гончаров В.И. Менеджмент. Учебное пособие. – Мн.: 2003 – 624 с.
  3.  Гончаров В.И. Менеджмент предприятия в 2-х ч. 4.1. – Мн.: МИУ, 2004 – 244 с.
  4.  Заварухин В.П. Бутоны инноваций: основные элементы инновационной стратегии США // Российское предпринимательство. — 2004. — № 7 — С. 16–21; № 8 — С. 20–25; № 10 — С. 78–83; № 11 — С 9–14; № 12 — С. 76–81; 2005. — № 1 — С. 9–15.
  5.  Кудров В. Экономика «Трех Европ» // Общество и экономика. — 2005. — № 2. — С. 3–44.
  6.  Место России в мировой экономике // Экономика и управление в зарубежных странах. — 2005. — № 3. — С. 23–24.
  7.  Недилько В.И. О состоянии и путях развития инновационной деятельности в Республике Беларусь // Инженер-механик. 2005. — № 4. — С. 11–19.
  8.  Новые тенденции в государственном регулировании экономики развитых стран // Экономика и управление в зарубежных странах. — 2003. — № 4. — С. 23–38.
  9.  Пусьлецкий З. Польша и Лиссабонская стратегия Европейского союза в условиях глобализации // Белорусский экономический журнал. — 2004. — № 2. — С. 94–102.
  10.  Сергеев, И. В. Экономика предприятий: уч. пособие – 2-е изд. / И.В. Сергеев, - М.: Финансы и статистика, 2005. – 304 с.
  11.  Сидорский С.С. О состоянии и путях развития инновационной деятельности в Республике Беларусь // Инновационная политика государства и пути ее реализации: материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. — Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006 — С. 54–81.
  12.  Суша, Г. З. Экономика предприятия: Учеб. пособие: / Г.З. Суша. – М.: Новое знание, 2004. – 384 с.
  13.  Фатхутдинов, Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2005. – 600 с.
  14.  Хрипач, В. Я. и др. Экономика предприятия: учеб. пособие / В.Я. Хрипач – Мн.: Экономпресс, 2001. – 464 с.
  15.  Шелюбская Н. Новые направления инновационной политики ЕС // Проблемы теории и практики управления. — 2003. — № 4. — С. 63–68.
  16.  Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М., – 2005. – 584 с.
  17.  Экономика предприятий: Учеб. пособие / Н.В.Максименко и др.; Под общ. ред. Н.В. Максименко, Е.Е.Шишковой. Мн.: Вышэйшая школа.  2005. 542 с.

PAGE   \* MERGEFORMAT 5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10966. Статистическая (эмпирическая) функция распределения 115.14 KB
  Статистическая эмпирическая функция распределения Статистическим распределением выборки называют перечень вариант и соответствующих им частот или относительных частот частостей. В теории вероятностей под распределением понимают соответствие между возможными з...
10967. Интервалное оценивание 150.45 KB
  Интервалное оценивание Ранее мы обсудили использование выборочных значений в качестве оценок параметров случайных величин. Однако такие процедуры дают только точечные оценки интересующих нас параметров и не позволяют судить о степени близости выборочных значений к о...
10968. Интервальная оценка выборочной дисперсии 71.39 KB
  Интервальная оценка выборочной дисперсии Доверительный интервал для оценки дисперсии по выборочной дисперсии для СВ строится аналогичным образом. Естественно что в качестве математического ожидания и дисперсии гауссовой СВ мы возьмем их несмещённые и эффективные о
10969. Статистические критерии Что такое критерий значимости? 236.79 KB
  Статистические критерии Что такое критерий значимости Прежде чем перейти к рассмотрению понятия статистической гипотезы сформулируем так называемый принцип практической уверенности лежащий в основе применения выводов и рекомендаций полученных с помощью теории ...
10970. Различие между двумя выборочными средними 173.29 KB
  Различие между двумя выборочными средними Пусть дана выборка из значений нормально распределённой СВ и значений нормально распределенной СВ причем Необходимо проверить гипотезу против гипотезы . Заметим что дисперсии и нам известны. Кроме того предположени...
10971. Непараметрические гипотезы. Критерий согласия хи-квадрат 455.84 KB
  Непараметрические гипотезы Критерий согласия хиквадрат Одной из важнейших задач математической статистики является установление теоретического закона распределения случайной величины характеризующего изучаемый признак по опытному эмпирическому распределению...
10972. Критерий Колмогорова-Смирнова. Проверка гипотезы об однородности выборок 122.84 KB
  Критерий КолмогороваСмирнова. Проверка гипотезы об однородности выборок Гипотезы об однородности выборок – это гипотезы о том что рассматриваемые выборки извлечены из одной и той же генеральной совокупности. Пусть имеются две независимые выборки произведенные из ...
10973. Линейный корреляционный анализ 175.39 KB
  Линейный корреляционный анализ Исключительный интерес для широкого класса задач представляет обнаружение взаимных связей между двумя и более случайными величинами. Например существует ли связь между курением и ожидаемой продолжительностью жизни между умственными
10974. Линейный корреляционный анализ. Коэффициент ранговой корреляции спирмена 79.27 KB
  Линейный корреляционный анализ ПРОДОЛЖЕНИЕ Пример 1.Коэффициент ранговой корреляции спирмена По двум дисциплинам А и В тестировались 10 студентов. На основе набранных баллов вычислены соответствующие ранги. Необходимо вычислить ранговый коэффициент Спирмена и пров...