88550

Правовое регулирование назначения пенсии за выслугу лет на современном этапе

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Русский

2015-05-02

127 KB

9 чел.

                       

Министерство образования и науки Российской Федерации

                                 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
                                
высшего профессионального образования
                
            «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»     

                               Факультет подготовки региональных кадров

            Специальность «Право и организация социального обеспечения»

                                                       Курсовая  работа

по дисциплине________________________________________________________

                                             Пенсии за выслугу лет

                     Выполнил студент 1 курса заочной формы обучения (гр. 7-61 ПР/14)
Соболев Антон Игоревич

(подпись)

                                                  Научный руководитель 

                              преп. Сегеда Анастасия Владимировна
                                              

  (подпись)

                                                                         г.Нижний Новгород

                                                                     2012


Содержание

Введение

1 Пенсия за выслугу лет

1.1 Понятие пенсии за выслугу лет

1.2 Круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет и условия ее назначения

1.3 Размер пенсии за выслугу лет. Надбавки к пенсии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Право социального обеспечения является самостоятельной отраслью в системе

российского права, которая сформировалась во второй половине XX в.

Переход Российской Федерации к рыночной экономике отразился на системе

социального обеспечения.  Новая система создается на базе концепций программ,

утвержденных Правительством Российской Федерации.

Конституция РФ 1993  г.  закрепляет права человека в области социального

обеспечения. В соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,  установленных законом.  Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.  При этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета,  страховых взносов и других поступлений.  Материнство и

детство, семья находятся под защитой государства.

В настоящее время право социального обеспечения развивается на основе новых

принципов и концепций, охватывает новые группы отношений, которые ранее находились за пределами данной отрасли права.  Сформировалась новая государственная система социального обеспечения.1

Целью данной курсовой работы является рассмотрение правового регулирования назначения пенсии за выслугу лет на современном этапе.

                    

          1 Пенсия за выслугу лет

          1.1 Понятие пенсии за выслугу лет

Пенсии за выслугу лет —  ежемесячные денежные выплаты,  назначаемые гражданам в связи с длительной профессиональной деятельностью выплачиваемые, как правило, при условии оставления работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет.

Пенсии за выслугу лет устанавливаются в связи с длительной подземной работой,

работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда,  а также в случаях занятия лицами некоторыми видами профессиональной деятельности,  связанной с риском преждевременного профессионального старения.

Пенсия за выслугу лет служит формой материального обеспечения таких категорий работников, которые из-за особого характера профессии не могут продолжать работать по данной профессии в силу особых требований,  предъявляемых к состоянию здоровья данной категории работников,  либо в силу того,  что дальнейшая работа по прежней профессии не всегда целесообразна в связи с некоторыми обычными возрастными изменениями, а также в силу того, что продолжение работы в этих условиях труда и в этих профессиях с высокой степенью вероятности может привести к утрате или снижению трудоспособности,  установлению инвалидности.  Цель пенсии за выслугу лет — освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу,  компенсировать им в значительной части утраченный заработок в связи с переходом на другую работу либо полным прекращением трудовой деятельности.

Пенсия за выслугу лет назначается при наличии определенной продолжительности специального трудового стажа,  как правило,  независимо от возраста и состояния профессиональной трудоспособности. Порядок исчисления специального трудового стажа устанавливается с учетом особенности и специфики характера и условий труда,  а также профессий.  Суммирование различных видов специального стажа не допускается. Законодательством не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет при неполном специальном трудовом стаже ( исключение установлено для работников гражданской авиации в случаях оставления летной работы по состоянию здоровья).

В некоторых случаях дополнительными условиями для назначения пенсии за выслугу лет может быть достижение определенного возраста,  а также наличие общего трудового стажа.В отличие от пенсии по старости пенсии за выслугу лет назначаются четко очерченному в законодательстве кругу лиц и выплачиваются,  как правило,  при условии оставления работы ( службы),  с выполнением которой она установлена.  При выполнении работы другого характера пенсия за выслугу лет выплачивается на общих основаниях.

К пенсиям за выслугу лет, назначаемым по Закону РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20  ноября 1990  г., не начисляются никакие виды надбавок,  кроме надбавки участникам Великой Отечественной войны.

Действующее законодательство предусматривает широкий круг лиц,  имеющих право на пенсию за выслугу лет.  Пенсии за выслугу лет установлены для работников просвещения и здравоохранения,  работников летно-подъемного состава гражданской авиации,  работников театрально-зрелищных предприятий и коллективов,  военнослужащих рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел, работников прокуратуры, имеющих классные чины; работников налоговой полиции и таможенной службы, государственных служащих.2

1.2 Круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет и условия ее назначения

Пенсии за выслугу лет предусмотрены как Законом 1990 г., так и Законом 1993 г., причем условия и нормы пенсионного обеспечения по этим законам существенно различаются. Расширение сферы пенсионного обеспечения за выслугу лет в последние годы происходит, в основном, путем распространения действия Закона 1993 г. на другие категории граждан, помимо военнослужащих.

Рассмотрим сначала круг граждан, обеспечиваемых пенсией за выслугу лет, и условия ее назначения, предусмотренные Законом 1990 т.

В первоначальной редакции Закона 1990 г. очерчивалась достаточно четко та профессиональная деятельность, с учетом выполнения которой предоставляется пенсия за выслугу лет. Назывались длительная подземная и некоторая другая работа с особо вредными и тяжелыми условиями труда, работа в гражданской авиации и летно-испытательном составе, педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей, лечебная и иная работа по охране здоровья населения, творческая деятельность в театрах и других театрально-зрелищных предприятиях и коллективах. Всего пять видов такой деятельности. При этом имелось в виду, что перечень не должен расширяться. Однако в дальнейшем пенсии за выслугу лет стали вводиться в связи с выполнением другой работы. Практически перечень оказался открытым — пенсии за выслугу лет стали устанавливаться в связи с любой длительной профессиональной деятельностью, если это сочтет необходимым законодатель.

Законом 1990 г. предусмотрены следующие категории граждан, пользующихся правом на пенсию за выслугу лет, и условия ее назначения.

1. Граждане, непосредственно занятые полный рабочий день на
подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (по Списку
работ и профессий, утверждаемому Правительством РФ)
3. Они имеют право на пенсию независимо от возраста, если трудились на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на
этих работах — горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики
на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, — если
трудились на таких работах не менее 20 лет. Стажевые требования в
данном случае не зависят от пола работника, однако такие работы
выполняются лишь мужчинами.

2. Граждане, работающие на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой
работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и
флота рыбной промышленности. Они имеют право на пенсию независимо от возраста при выслуге у мужчин — не менее 25 лет, у женщин — 20 лет
4.

Здесь практически названы две категории работников. Первая — занятые работой на судах морского флота рыбной промышленности

по добыче, обработке рыбы и морепродуктов и приему готовой продукции на промысле. Вторая — работа на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

3. Граждане, работающие спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных
формированиях (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством РФ). Им может устанавливаться пенсия независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет.

Перечень должностей и специальностей не утвержден. Это связано с тем, что в данном случае предусматривается лишь возможность назначения такой пенсии, она «может устанавливаться независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет». Правительство РФ не сочло возможным утвердить перечень, видимо, в связи с тем, что при такой выслуге (15 лет) пенсия по старости назначается спасателям по достижении лишь 40 лет — как мужчинам, так и женщинам.

4. Граждане, работающие в гражданской авиации. Таких категорий
практически три. Первая — это граждане, которым предоставляется
пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе;
вторая — в связи с работой по управлению воздушным движением;
третья — в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов.

Условием для установления пенсии первой категории граждан — летному и летно-испытательному составу — является выслуга не менее 25 и 20 лет (соответственно для мужчин и женщин); при оставлении летной работы по состоянию здоровья срок выслуги сокращается на 5 лет и определен для мужчин — не менее 20 лет и для женщин — не менее 15 лет. Это традиционная, одна из первых, пенсия за выслугу лет, для ее назначения необходима только соответствующая выслуга.

Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летного состава зависят от вида летательного аппарата, налета часов на соответствующих летательных аппаратах, характера полетов и некоторых других обстоятельств, обусловливающих специфику выполняемой летной работы. Так, за один месяц выслуги считаются каждые 20 часов налета на самолетах и 12 часов налета на вертолетах; за один месяц выслуги считаются каждые 12 часов налета (в том числе на самолетах) в авиации специального применения — санитарные полеты, авиахимические работы, патрулирование и т.д.; за полтора года выслуги считается один год работы в аварийно-спасательных подразделениях, в учебно-спортивных авиационных организациях (при условии выполнения плана учебно-летной подготовки) и т.д.

В льготном порядке исчисляются сроки работы в летно-испытательном составе.

Кроме того, учитывается в выслугу лет: время службы в должностях летного состава Вооруженных сил (подсчет выслуги в данном случае осуществляется в том же порядке, что и для назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим); время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях; время оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. Последние два периода учитываются по фактической их продолжительности.

Условиями для назначения пенсии второй категории граждан — занятым управлением воздушным движением — являются: для мужчин — достижение 55 лет, общий трудовой стаж не менее 25 лет, из них не менее 12 лет и 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; для женщин — достижение 50 лет, общий трудовой стаж не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов.

Рассматриваемая пенсия хотя и названа пенсией за выслугу лет, однако в ней налицо и признак пенсии по старости — определенный возрастной ценз, он ниже общего пенсионного возраста на 5 лет. По условиям, необходимым для назначения пенсии, эта пенсия близка к пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, указанными в п. «б» ст. 12 Закона 1990 г. (работа с тяжелыми условиями труда).

Работа по непосредственному управлению полетами воздушных судов— не менее 12 лет и 6 месяцев или 10 лет (соответственно у мужчин и женщин) исчисляется по календарю, со дня ее начала и до дня ее окончания.

В выслугу лет работникам, осуществляющим управление воздушным движением, засчитывается работа в летном составе авиации.

Условиями для установления пенсии третьей категории граждан — занятым в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов — являются: для мужчин достижение 55 лет, общий трудовой стаж работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; для женщин — достижение 50 лет, общий трудовой стаж в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов. Здесь также налицо признак пенсии по старости — определенный возрастной рубеж.

Для третьей категории граждан установлено специфическое требование для получения пенсии — общий трудовой стаж в гражданской авиации. В законе не расшифровывается содержание данного требования, не раскрывается оно и в актах, изданных Правительством РФ. Вполне очевидно, что в этот общий стаж должна засчитываться любая работа в системе гражданской авиации — в качестве рабочего или служащего, независимо от наименования профессии, должности и характера выполняемой работы (например, работа в качестве экспедитора или медсестры лечебного учреждения гражданской авиации).

В общий трудовой стаж в гражданской авиации работникам инженерно-технического состава засчитывается, в частности, работа в летном составе авиации и работа по управлению воздушным движением5.

5. Граждане, занятые педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Они имеют право на пенсию при выслуге не менее 25 лет. Пенсия за выслугу лет для этих граждан — одна из первых таких пенсий, введенных в СССР: она установлена в 1925 г., даже несколько раньше, чем пенсия по старости. Условия назначения данной пенсии неоднократно менялись. Особенность условий, введенных Законом 1990 г., заключается в том, что пенсия назначается за педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей. Никакая иная работа, например выборная, работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в органах просвещения и т.д., в стаж, с учетом которого устанавливается пенсия, не включается.

Правительство РФ 22 сентября 1999 г. утвердило новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги. Затем, 1 февраля 2001 г., оно внесло в эти акты соответствующие изменения и дополнения.

В Списке указаны как наименования должностей, так и соответствующие образовательные учреждения. К числу последних относятся общеобразовательные учреждения, общеобразовательные школы-интернаты, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие общеобразовательные учебные заведения для детей. В Список включены также дошкольные образовательные учреждения (детские сады), учреждения начального профессионального образования, образовательные учреждения среднего профессионального образования (техникумы, училища, колледжи, техникумы-предприятия), различные образовательные учреждения дополнительного образования для детей (центры, дворцы детского творчества, станции юных натуралистов и т.д.).

Работа в соответствующих должностях включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по всем местам работы) норм рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленного за ставку заработной платы (должностной оклад). Однако работа в качестве учителей начальных классов общеобразовательных учреждений учитывается в выслугу независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Работа в качестве руководителей обычно включается в выслугу при условии ведения преподавательской работы в определенном объеме.

Новый Список несколько отличается от того, который существовал ранее. В связи с этим установлено, что в соответствии с новым Списком засчитываются периоды работы после 1 ноября 1999 г., а периоды работы до этого учитываются по утвержденному Правительством РФ 6 сентября 1991 г. Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О Государственных пенсиях в РСФСР». Действуют, таким образом, два списка. Что касается Правил, утвержденных 22 сентября 1999 г., то они применяются при исчислении сроков выслуги независимо от времени выполнения соответствующей работы — после 22 сентября 1999 г. или до этого.

6. Граждане, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Они имеют право на пенсию при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Пенсия за выслугу лет для врачей, других медицинских работников, как и пенсия для учителей и иных педагогических работников, — одна из первых пенсий, введенных в СССР. Условия ее назначения также неоднократно менялись. Особенность условий, введенных Законом 1990 г., заключается в том, что эта пенсия назначается тем, кто действительно занят лечебной и профилактической работой; никакая иная работа, например выборная, работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в органах здравоохранения и т.д., в стаж, с учетом которого устанавливается пенсия за выслугу лет, не включается.

Для указанных работников традиционно установлена различная выслуга лет в зависимости от местности, в которой протекала трудовая деятельность. Но трудовая деятельность не так уж редко складывается из периодов работы в разных местностях. Логика подсказывает простое решение вопроса: в городах необходимо проработать не 25, а 30 лет, т. е. на 5 лет, или на 20%, больше, чем в сельской местности; коэффициент перевода времени работы в сельской местности (поселках городского типа), следовательно, равен 1,2 (30:25).

По необъяснимой причине Правительство РФ установило иное правило: один год работы в сельской местности (поселке городского типа) считать за один год и три месяца. Коэффициент пересчета здесь не 1,2, а 1.25. Если пересчитывать в таком порядке, то 30 годам работы в городе соответствует не 25 лет работы в сельской местности (поселке городского типа), а на год меньше — 24 года.

Правительство РФ 22 сентября 1999 г. утвердило новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной работой и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги. Затем, 19 февраля 2001 г., оно внесло в эти акты соответствующие изменения и дополнения.

В Списке указаны все врачи-специалисты (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи—руководители учреждений, их структурных подразделений, осуществляющие врачебную деятельность, и средний медицинский персонал, а также перечислены соответствующие медицинские учреждения.

Новый Список в данном случае также несколько отличается от того, который был утвержден Правительством РФ ранее — 6 сентября 1991 г. В связи с этим Правительство РФ установило такое же правило, как то, которое предусмотрено для исчисления выслуги в связи с педагогической деятельностью: периоды работы после 1 ноября 1999 г. засчитываются в соответствии с новым Списком, а периоды работы до этого — по ранее утвержденному Списку.

При подсчете сроков выслуги некоторая работа по специальности исчисляется в льготном порядке. К Правилам исчисления сроков выслуги приложен Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник, высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев. В Перечень включены, например, отделения хирургического профиля стационаров, оперирующие врачи всех наименований, оперирующие сестры и т.д. Надо иметь в виду, что здесь практически определен коэффициент для пересчета стажа, равный 1,5. Он применяется ко всем фактически отработанным периодам.

Не так уж редко работа выполняется в сельской местности (поселках городского типа) и в городах, да еще в должностях и подразделениях, дающих право на льготное исчисление выслуги по коэффициенту 1,5. Как следует подсчитывать выслугу в таких случаях? Она должна исчисляться так: периоды работы в сельской местности пересчитываются в период работы в городах, затем время фактической работы в определенных должностях и подразделениях увеличивается в 1,5 раза.

В ранее действовавшем законодательстве о пенсиях за выслугу лет врачам и другим работникам здравоохранения подобной нормы не было. Эта новелла введена Правительством РФ. Практически она дает возможность получить пенсию за соответствующий стаж продолжительностью всего в 16 лет 8 мес. в сельской местности и 20 лет в городской местности, т. е. в возрасте 40—45 лет, когда уровень профессионализма наиболее высок.

7. Граждане, занятые творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах. Пенсии для этих работников появились в СССР несколько позднее, чем пенсии за выслугу лет для учителей, врачей, других работников просвещения и здравоохранения, а также летно-подъемного состава. Однако и ее «возраст» уже более 30 лет. Другими словами, эта пенсия не новелла Закона 1990 г.

Для получения данной пенсии необходима выслуга 15, 20, 25 или 30 лет в зависимости от характера работы. Чем сложнее, напряженнее работа, тем меньшей продолжительности требуется выслуга, и наоборот.

Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных организаций, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден Правительством РФ 28 августа 1991 г., изменения и дополнения в него внесены Правительством 22 сентября 1999 г.

Согласно Списку, при стаже творческой работы не менее 15 лет право на пенсию за выслугу лет имеют: артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии; артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков) цирков и концертных организаций.

Право на пенсию при стаже творческой работы не менее 20 лет предоставлено: артистам балета (в том числе на льду); артистам — исполнителям танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах; артистам театров мимики и жеста; травести; артисткам-вокалисткам (солисткам) театров оперы и балета и некоторым другим. При том же стаже творческой работы (не менее 20 лет) для борцов цирков и концертных организаций предусмотрен возрастной ценз 50 лет.

При стаже творческой работы не менее 25 лет право на пенсию за выслугу лет имеют, например, артисты-вокалисты (солисты) театров оперы и балета, музыкально-драматических театров, концертных организаций, телевидения и радиовещания, оперных студий высших учебных заведений искусств (артистки-вокалистки (солистки) имеют право на пенсию при стаже творческой работы не менее 20 лет), артисты, играющие на духовых инструментах в профессиональных художественных коллективах. А вот для артисток драматических театров введен возрастной рубеж: пенсия устанавливается им при указанном стаже творческой работы по достижении 50-летнего возраста.

Наконец, при стаже творческой работы не менее 30 лет пенсия за выслугу лет назначается артистам хора профессиональных художественных коллективов, артистам (мужчинам) драматических театров (однако последним лишь по достижении 55 лет).

Итак, пенсия за выслугу лет некоторым артистам устанавливается по достижении определенного возраста: борцам цирков и концертных организаций — 50 лет, артисткам драматических театров — 50 лет, артистам таких театров — 55 лет.

Могут ли суммироваться различные виды творческой деятельности? Могут. Принцип здесь такой: к работе, для назначения пенсии по которой предусмотрена большая продолжительность требуемой выслуги, присоединяется работа, по которой необходима меньшая продолжительность выслуги; при этом необходимая выслуга определяется по той работе, для которой она выше. Так, к работе в качестве артистки драматического театра можно присоединить работу в качестве артистки, исполняющей роли мальчиков (травести). Однако в этом случае необходимая для назначения пенсии выслуга составит не 20, а 25 лет.

В соответствии с Законом 1993 г. пенсии за выслугу лет назначаются лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для таких граждан пенсия за выслугу лет — основной вид пенсии, так как пенсии по старости указанным законом не предусмотрены. Подобные пенсии для кадровых военнослужащих, рядового и начальствующего состава МВД существовали в России и ранее, были они и в СССР, есть такие пенсии практически во всех других странах. Можно сделать обобщающий вывод: пенсионные системы для кадровых военных, работников милиции, некоторых других военизированных органов почти повсеместно относятся к числу привилегированных систем, они как бы возвышаются над общими пенсионными системами. Это обусловлено спецификой, особенностями кадровой военной и другой подобной службы, на которую опирается власть.

Условия для приобретения права на пенсию — выслуга 20 лет и более на день увольнения со службы.

Гражданам, выслуга которых не достигает 20 лет, пенсия устанавливается при условии, что они имеют общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 мес. составляет указанная служба. Помимо двух названных условий (общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, в том числе не менее 12 лет 6 мес. соответствующая служба) предусмотрены еще два дополнительных условия: достижение 45 лет на день увольнения со службы и в то же время увольнение со службы по одному из трех оснований: в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Как видим, в данном случае для возникновения пенсионного правоотношения необходим весьма сложный фактический состав.

Пенсионное обеспечение, предусмотренное Законом 1993 г. для граждан, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей распространено на некоторых других служащих и их семьи (об их пенсионном обеспечении и исчислении выслуги, с учетом которой устанавливается пенсия за выслугу лет.

             1.3 Размер пенсии за выслугу лет. Надбавки к пенсии

Пенсия за выслугу лет, независимо от основания для ее назначения — трудовая пенсия. Ее размер, как и размер пенсии по старости, соизмеряется с трудовым вкладом и определяется, как уже отмечалось, тем, как долго продолжалась соответствующая трудовая деятельность и как она оплачивалась. В связи с этим для определения уровня пенсии подсчитывается выслуга лет (обычно в годах) и средний заработок.

Практика расчета пенсии за выслугу лет в России принципиально не отличается от мировой. Размер пенсии исчисляется на основе заработка: за полную выслугу в пенсию переходит определенная часть заработка; за выслугу сверх полной пенсия повышается до определенных пределов. Размер пенсии за выслугу лет в других странах обычно соответствует размеру пенсии по старости, для некоторых граждан он выше (пенсии для кадровых военнослужащих и некоторых других категорий граждан).

Размер пенсий за выслугу лет, назначаемых по Закону 1990 г., составляет, как правило, от 55 до 75% заработка. Если выслуга равна требуемой, то размер пенсии 55%. За каждый год полной выслуги сверх требуемой этот размер повышается на 1 %, но не более, чем до 75%.

Как отмечалось, пенсии за работу в летном и летно-испытательном составе могут устанавливаться при неполной выслуге. В таких случаях пенсия уменьшается на 2 % заработка за каждый год (в том числе и неполный), недостающий до полной выслуги.

Для работников, занятых на подземных и открытых горных работах сделано изъятие в части определения размера пенсии: всем таким гражданам, имеющим право на пенсию, ее размер составляет 75% заработка.

Дополнительное правило введено для летчиков-испытателей I класса: их пенсия, исчисленная по общим правилам, повышается на 10%, однако во всех случаях ее размер не может превышать 75% заработка.

Минимальный и максимальный размеры пенсий за выслугу лет такие же, как и пенсии по старости. Эти размеры повышаются за выслугу сверх необходимой в таком же порядке, как и при исчислении пенсии по старости.

Искусственное занижение минимального размера пенсии по старости начиная с конца 1993 г. фактически привело к снижению общего уровня пенсионного обеспечения за выслугу лет по Закону 1990 г., практически в такой же степени, как и других пенсий, установленных в соответствии с этим законом .

Изъятия предусмотрены в отношении максимума пенсии за выслугу лет для отдельных работников гражданской авиации. Максимальный размер пенсии для летного состава установлен на уровне не трех, а трех с половиной максимальных размеров пенсии по старости. Для летчиков-испытателей I класса максимум пенсии за выслугу лет вообще не установлен.

Особый, повышенный максимальный размер пенсии введен с 1 мая 1999 г. для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (ст. 56 Воздушного кодекса РФ). Он определен на уровне 2,2 среднемесячной заработной платы в стране, определяемой в соответствии со ст. 7 Закона 1990 г.6 В таком максимальном размере пенсия устанавливается членам летных экипажей, в том числе тем из них, которым она назначена до 1 мая 1999 г.

Правительство РФ 7 сентября 1999 г. утвердило Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на повышение максимального размера пенсии за выслугу лет (в него включены пилоты, штурманы, бортовые инженеры, бортовые механики, бортовые радисты различных наименований), а также Правила исчисления сроков выслуги и установления величины повышения максимального размера пенсии за выслугу лет членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

Согласно Правилам, при расчете повышения максимального размера учитывается выслуга, выработанная лишь непосредственно в должностях членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (т. е. выслуга, которая подсчитывается в зависимости от налета часов), иная работа не принимается во внимание.

Величина повышения максимального размера определяется так: разница между размером пенсии (с учетом повышения пенсии в соответствии с законодательством) в пределах 2,2 среднемесячного заработка в стране и суммой пенсии, равной 3,5 минимального размера пенсии по старости (с учетом надбавок и компенсационной выплаты) умножается на отношение среднемесячной суммы страховых взносов по дополнительному тарифу, фактически поступивших в Пенсионный фонд РФ в предшествующем году от работодателей — организаций, использующих труд членов летных экипажей, к сумме средств, необходимых для финансирования максимального размера пенсий пенсионеров из числа указанных лиц на начало выплатного периода. Это отношение рассчитывается ежеквартально Пенсионным фондом РФ. '»' Размеры пенсии за выслугу лет по Закону 1993 г. иные. Для тех граждан, выслуга которых составляет 20 лет (полная выслуга), размер пенсии равен 50% заработка (соответствующих сумм денежного довольствия); за каждый полный год выслуги свыше 20 лет размер пенсии увеличивается на 3% заработка, но не более чем до 85% заработка. Отличие здесь в том, что исходный размер не 55, а 50% заработка; увеличение за каждый полный год выслуги сверх требуемой составляет не 1, а 3% заработка, и предельный размер пенсии не 75, а 85% заработка.

Выше отмечалось, что в соответствии с Законом 1993 г. при отсутствии выслуги 20 лет право на пенсию за выслугу лет предоставляется гражданам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 мес. составляет военная служба, служба в органах внутренних дел. Размер пенсии таких граждан составляет 50% заработка плюс один процент заработка за каждый полный год стажа свыше 25 лет.

Максимальный размер пенсии за выслугу лет, как и других пенсий, Законом 1993 г. не установлен. А вот минимальный размер предусмотрен: он не может быть ниже общего минимального размера пенсии по старости, установленного Законом 1990 г., без повышения его за стаж сверх требуемого для назначения полной пенсии.

До 1 мая 1995 г. к пенсии за выслугу лет, назначенной по Закону 1990 г., никакие надбавки не начислялись. Она была, таким образом, безнадбавочной. При этом имелось в виду, что граждане, которым установлена такая пенсия, еще не старые люди и могут трудиться на иной работе, если они по каким-либо причинам вынуждены прекратить прежнюю профессиональную деятельность.

Федеральным законом от 7 мая 1995 г. «Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсию по закону РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» к пенсии за выслугу лет введена такая же надбавка, как и к пенсии по старости — «надбавка участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а»—«ж» п. 1 ч. 2 Федерального закона «О ветеранах»), не получающим одновременно с пенсией по старости пенсии по инвалидности». Эта надбавка, как уже говорилось, не имеет названия, она юбилейная, введена на пороге 50-летия победы над фашистской Германией и предназначена участникам только этой войны.

Размер названной надбавки к пенсии за выслугу лет, как и к пенсии по старости, дифференцирован .

Юбилейная надбавка, введенная к пенсии за выслугу лет, практически к такой пенсии не начисляется, поскольку участники Великой Отечественной войны давно перешагнули рубеж в 60 лет, они получают пенсию по старости, которая, как правило, выше: к ней начисляются другие надбавки — на уход, на иждивенцев; она всегда выплачивается в период работы. Исключение составляют лишь пенсии за выслугу лет за работу в летном и летно-испытательном составе, размеры которых могут быть выше пенсии по старости на общих основаниях.

К пенсии за выслугу лет, назначаемой по Закону 1993 г., устанавливаются, как и к пенсии по старости, надбавки на уход и на нетрудоспособных иждивенцев. Последняя надбавка начисляется к пенсии тех пенсионеров, которые не работают и достигли 50 лет. Кроме того, особая надбавка введена для участников Великой Отечественной войны. Условия ее назначения и размеры такие же, как и к пенсии по инвалидности, назначаемой по Закону 1993 г.

Заключение

В заключение данной курсовой работы можно подвести следующие итоги проделанному исследованию-

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и/или иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.

Трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии.

Одним из базисных институтов социального обеспечения  пенсия за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет не носит самостоятельного характера. По сути, она является дополнением к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и отдельно от трудовой пенсии по старости (инвалидности) не устанавливается.

Пенсией за выслугу лет признается выплата, устанавливаемая дополнительно к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию (независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия).

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие.

Возникновение права на пенсию по выслуге лет законодатель связывает с наличием у работника (служащего) необходимого стажа. Как правило, на практике, основная сложность заключается в подсчете стажа для назначения пенсии за выслугу лет. Так, если для государственных служащих такой стаж установлен в срок не менее 15 лет, то для работников летно-испытательного состава он составляет не менее 25 лет. Сотрудники таможенных органов должны иметь стаж в размере 20 лет и более и т.д.

Отдельными законодательными актами может устанавливаться льготное исчисление стажа для пенсии за выслугу лет.

Условия, и порядок назначения пенсии за выслугу лет во многом зависит от специфики пенсионного обеспечения конкретных категорий служащих.

Список использованной литературы

1   Право социального обеспечения: учебник / под ред. КН Гусова. –. М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. — 328с.  

ISBN 5-900984-17-6

2   Буянова М. О., Кондратьева 3. А., Кобзева С. И. Право социального обеспечения.

Учебное пособие. М., 1997

3 Постановление Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. № 481.

4 Постановление Правительства РФ 7 июля 1992 г. № 467.

5 Постановление Совета Министров РСФСР от 4 октября 1991 г.

6 Постановление Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. № 384.

1 Право социального обеспечения: учебник / под ред. КН Гусова. –. М.: ПБОЮЛ Грачев


С.М., 2001. — 328с.


ISBN 5-900984-17-6

2 . Буянова М. О., Кондратьева 3. А., Кобзева С. И. Право социального обеспечения.


Учебное пособие. М., 1997.

3 Соответствующий список работ и профессий утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. № 481.

4 Соответствующий список профессий и должностей утвержден Постановлением Правительства РФ 7 июля 1992 г. № 467.

5 Список должностей работников летного состава, список должностей инженерно-технического состава авиации, правила исчисления сроков выслуги утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 октября 1991 г. а Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава — Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. № 384.

6 Такой повышенный максимум введен в связи с дополнительным обязательным пенсионным страхованием членов экипажей воздушных судов гражданской авиации.

                                                                                                                                                              21             


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18673. Измерительные усилители на ОУ 57.54 KB
  Измерительные усилители на ОУ. Измерительный усилитель должен иметь: 1. Большое входное сопротивление; 2. Большой коэффициент ослабления синфазного сигнала; 3. Большой и регулируемый коэффициент усиления Рассмотрим случай когда измеряется температура с помощью мостов...
18674. Фотоэлектрические измерения 31.83 KB
  Фотоэлектрические измерения. Фотоэлектрические измерения применяются в медицине телекоммуникационных системах оптоволоконной связи датчиках положения лазерных принтерах и т.д. Одним из наиболее распространенных фотоэлектрических датчиков является полупроводн
18675. Сигма-Дельта ЦАП 40.18 KB
  СигмаДельта ЦАП. Развитие цифровой звукозаписи резко повышало требования к ЦАП. Высококачественная запись имеет динамический диапазон превышающий 96дБ. Это требование преобразователей имеющих не менее 17 разрядов. Первоначально в цифровых системах звукозаписи полу
18676. Параметры ЦАП 50.72 KB
  Параметры ЦАП. Параметры и характеристики ЦАП определяют их точность и быстродействие. Основным точностным параметром является понятие разрешающей способности преобразователя. Разрешающая способность в первую очередь определяется разрядностью входного цифрового ...
18677. Стратегия построения модели и основные этапы моделирования 19.56 KB
  Стратегия построения модели и основные этапы моделирования. Принципы построения математической модели: 1. Адекватность – соответствие модели целям исследования по уровню сложности и организации а также соответствие реальной системе относительно выбранного множест
18678. Прямые, косвенные, совокупные, совместные измерения 15.06 KB
  Прямые косвенные совокупные совместные измерения. Измерение – совокупность операций по применению технического средства хранящего единицу физической величины обеспечивающих нахождение соотношения измеряемой величины с единицей и получения значения этой величин
18679. Создание подпрограмм ВП 16.88 KB
  Создание подпрограмм ВП. Виртуальный прибор используемый внутри другого виртуального прибора называется подпрограммой ВП. Использование подпрограмм ВП помогает легко управлять изменениями и отладкой блокдиаграмм. После того как ВП сформирован создана его иконка...
18680. Структуры в среде LabVIEW 19.12 KB
  Структуры. Структуры на блокдиаграмме используются для повторяющихся операций над потоками данных для выполнения операций над данными в определенном порядке и наложения условий выполнения операций. Среда LabVIEW содержит следующие структуры: цикл While по условию цикл ...
18681. Информационные процессы в ЦА 46.41 KB
  Информационные процессы в ЦА. 1. Представление информации – это кодирование на какихлибо носителях. Т.к. информация представляется сигналами возникает задача рационального представления информации в аналоговом цифровом или аналогоцифровом АЦ смешанном виде. Ха...