88558

Освоение ресурсного потенциала Арктики

Реферат

География, геология и геодезия

Целью работы является освоение природных ресурсов в арктической зоне РФ. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть арктические территории (понятие, характеристика природной среды); охарактеризовать природно-ресурсный потенциал Арктической зоны РФ; рассмотреть правовые и экономические проблемы...

Русский

2015-05-02

150 KB

13 чел.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1Арктические территории (понятие, характеристика природной среды)…….5

1.1Природно-ресурсный потенциал Арктической зоны РФ……………………5

1.2 Правовые и экономические проблемы освоения природных ресурсов  в Арктике………………………………………………………………………………7

2 Анализ природных ресурсов в арктической зоне РФ………………………….14

2.1  Освоение ресурсного потенциала Арктики…………………………………………14

2.2 Роль Арктической зоны в экономике Российской Федерации………………………21

Заключение………………………………………………………………………….26

Список использованной литературы……………………………………………...27


Введение

В состав Российской Арктической зоны полностью или частично входят территории следующих субъектов РФ -  Архангельской, Мурманской областей, Республики Саха (Якутия), Красноярского края,  Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов с населением более 1 млн. чел; здесь сосредоточен громадный природно-ресурсный потенциал, который предлагается рассматривать как значимый интегральный фактор  ее стратегического развития.  Вместе с тем определились факторы, сдерживающие экономическое развитие  природно-ресурсного потенциала регионов Арктической зоны России, главными среди которых выступают:

-экстремальные  природно-климатические  условия,  отдаленность  и  труднодоступность территорий,  отсутствие  развитой  единой  транспортной  системы,  очаговый  характер  расселения, частые природные катаклизмы;

- высокая  стоимость  и  низкая  конкурентоспособность  продукции  (без  учета  уникальных минеральных  ресурсов),  моноотраслевой  характер  и  низкая  диверсификация  производства, специфичность  условий  ведения  сельского  хозяйства  и  его  высокая  дотационность,  высокая степень удорожания энергоносителей, высокая доля транспортных издержек в стоимости готовой продукции;

-низкая степень транспортной доступности, обусловленная изолированностью от единой транспортной сети РФ, сезонное функционирование основных транспортных магистралей;

-нехватка  квалифицированной  рабочей  силы,  обусловленная  миграционным  оттоком, старением и текучестью кадров;

-слабое развитие инновационного и транзитного потенциалов;

-отсутствие  целостной  системы  стратегического  управления  экономическим  развитием Арктической зоны РФ.

Многие из перечисленных факторов взаимосвязаны, вследствие чего их воздействие на процессы развития природно-ресурсного потенциала российской Арктической зоны носит мультипликативный характер.  Эти соображения и обусловили необходимость определения перспектив стратегического развития природно-ресурсного потенциала арктических регионов России.    Целью работы является освоение природных ресурсов в арктической зоне РФ.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

-рассмотреть арктические территории (понятие, характеристика природной среды);

-охарактеризовать природно-ресурсный потенциал Арктической зоны РФ;

-рассмотреть правовые и экономические проблемы освоения природных ресурсов  в Арктике;

-дать анализ природных ресурсов в арктической зоне РФ и др.

Объектом исследования является арктическая зона РФ.

Предметом – проблемы освоения природных ресурсов Арктического шельфа РФ.

Методы исследования, использованные в работе: синтез и анализ, метод обобщения.

   


1 Арктические территории (понятие, характеристика природной среды)

  1.  Природно-ресурсный потенциал Арктической зоны РФ

Арктика - это прилежащая к Северному полюсу, часть земного шара, ограниченная с юга Северным полярным кругом, находящимся на 66°33' с.ш., в пределах которого наблюдаются явления полярного дня и полярной ночи. В этих границах площадь Арктики составляет 21 млн. км2. Особенности природы Арктики: низкий радиационный баланс, близкие к 0°С средние температуры воздуха летних месяцев при отрицательной средней годовой температуре, преимущественно выпадение твёрдых атмосферных осадков в течение большей части года, круглогодичное присутствие льда на суше в виде ледников, подземных льдов и многолетней мерзлоты, безлесие суши, а также ледовитость морских акваторий - всё это позволяет выделить Арктику в особую природную ландшафтно-географическую область. Границу её обычно проводят по южному пределу зоны тундр, близкому к очертаниям июльской изотермы 10°C на суше и 5°С на море. Местами эта граница проходит севернее Полярного круга, местами южнее его. В этих пределах площадь Арктики (включая водную поверхность) составляет около 27 млн. км² (5,3% земной поверхности). На материках эта граница проходит примерно по 70° с.ш. (за исключением южной части Гренландии, полуострова Лабрадор и прилегающих частей Атлантического океана), совпадая со средним положением арктического фронта. В этом случае площадь Арктика оказывается меньшей приблизительно на 10-15%. На арктическую сушу приходится около 10 млн. км². В пределах Арктики выделяют 2 природные зоны: арктические пустыни и тундры[2, с. 11-15].

Территория континентальной суши Арктической зоны России (АЗР) составляет 4,9 млн. км². Острова занимают в сумме 0,2 млн. км², их перечень был впервые продекларирован в Постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане". Шельфовые и внутренние моря АЗР простираются почти так же широко, как и суша, и достигают площади в 4 млн км²[2, с. 11]. Границы АЗР определены решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 24 апреля 1989 г. В пределах исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российская Федерация обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Это означает, что Россия располагает исключительными юридическими правами на ресурсы недр и на биоресурсы примыкающей части Северного Ледовитого океана в пределах 200-мильной зоны; права же на континентальный шельф за пределами 200-мильной зоны требуют дополнительного геолого-геофизического обоснования. Эти работы поручено выполнить Министерству природных ресурсов РФ. Ожидается прирастить площадь исключительной экономической зоны России на 1,2 млн. км² с прогнозными ресурсами углеводородов около 4,9 млрд. т условного топлива.

Суша АЗР - это 29% территории Российской Федерации, в пределах которой могут разместиться почти все страны зарубежной Европы (кроме стран СНГ). В пределах АЗР расположены следующие субъекты Российской Федерации: Мурманская область, северные районы Архангельской области, Ненецкий автономный округ (АО), Республика Коми; Ямало-Ненецкий АО; Таймырский АО, северные части Туруханского района Красноярского края и Эвенкийского АО; заполярные районы Республики Саха (Якутия) и Чукотский АО. В обозначенных границах АЗР охватывает арктический географический пояс и северную часть субарктического[3, с. 15].

Протяженность АЗР по широте Северного полярного круга измеряется в 7 250 км, побережья окраинных морей российского сектора Ледовитого океана и Берингова моря составляют 10 400 км (порядка 68% протяженности побережий окраинных морей России).

1.2 Правовые и экономические проблемы освоения природных ресурсов  в Арктике

В годы «холодной войны» Советский Союз в интересах обеспечения национальной безопасности пошел по пути фактического закрытия арктического сектора страны для любой деятельности западных государств, находящейся вне его полного контроля.

С распадом СССР и появлением нового субъекта международных отношений – суверенной Российской Федерации, превратившейся в одно из современных капиталистических государств мира, причины военно-политического противостояния в Арктике периода «холодной войны» сошли на нет[5, с. 95].

Государства, претендующие на участие в принятии решений по проблемам Арктики, не ставя де-юре под сомнение юрисдикцию прибрежных арктических государств, де-факто пытаются найти пути изменения существующего положения

Открытие в Арктике богатейших запасов углеводородов и других природных ресурсов, возможность появления там новых глобальных торговых маршрутов обусловили переоценку геополитического значения Арктики и привлекли к ней внимание многих влиятельных государств мира.

Приверженность России секторальному подходу к разделу Арктики и жесткая трактовка режима внутри ее арктического сектора могли оказаться недостаточными для обеспечения ее национальных интересов в новых условиях. В 1997 г. Российская Федерация присоединилась к Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., участниками которой являются все арктические государства, за исключением США.

В соответствии с Конвенцией 1982 г. все прибрежные арктические государства, включая Россию, распространили свою юрисдикцию на арктический шельф и эксклюзивную экономическую зону в Северном Ледовитом океане шириной 200 морских миль, разделив между собой в рамках этих зон природные богатства Арктики. Более того, Конвенция дает им право претендовать на дальнейшее расширение шельфа до 350 морских миль, если они докажут, что подводный хребет Ломоносова – продолжение их континентальных платформ. Соединенные Штаты, вторично отказавшись присоединиться к Конвенции, оставили за собой право не ограничивать ширину своего шельфа в Северном Ледовитом океане. Тем не менее, поставив свою подпись под Иллулисатской декларацией пяти прибрежных арктических государств 2008 года, США согласились действовать в Арктике на основе существующего международного права, в частности, морского, и стремиться к мирному решению всех возможных пересекающихся притязаний на континентальный шельф[7, с. 45-48].

В этих условиях на передний план стали выходить национальные интересы прибрежных арктических государств, отношения между которыми приобретали все более прагматический характер. Эти государства заинтересованы в солидарной защите своих прав и интересов в Арктике, что делает формат общения «арктической пятерки» закономерным и устойчивым.

На расширение шельфа до 350 морских миль претендуют Россия, Канада и Дания (в лице Гренландии). Решение по этому вопросу уполномочена принимать Комиссия ООН по границам континентального шельфа, куда претенденты должны представить свои заявки и соответствующие доказательства. Россия сделала это и в настоящее время занимается сбором доказательств.

За пределами зон юрисдикции прибрежных арктических государств в Арктике могут возникнуть пространства, которые станут общим достоянием человечества. Пока преждевременно рассуждать о границах этих пространств, так как решения по указанным вопросам не приняты. Эксплуатация ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа прибрежных арктических государств перейдет под контроль Международного органа по морскому дну. Однако отказ США присоединиться к Конвенции 1982 года делает вероятность появления таких пространств весьма призрачной.

Руководствуясь положениями Конвенции 1982 г. в отстаивании своих прав в Арктике, Россия в то же время не готова полностью отказаться от секторального подхода и использования его в качестве удобного метода делимитации Арктики, разграничения зон экологической ответственности, оказания навигационных услуг и решения других подобных задач.

Государства, претендующие на участие в процессах принятия решений по ключевым проблемам Арктики, официально не ставят под сомнение юрисдикцию прибрежных арктических государств, однако пытаются найти пути изменения существующего положения. В то время как все арктические государства опубликовали свои арктические стратегии, что стало важной мерой укрепления доверия между ними, другие страны, ищущие места под «арктическим солнцем», не сделали этого, руководствуясь только им самим известными соображениями.

Они, в частности, активно лоббируют идею заключения специального договора по Арктике, аналогичного Договору по Антарктике, хотя вопрос о ничейном характере арктических территорий и пространств не является более актуальным. Эти страны поощряют предложения, направленные на установление режима международного управления делами Арктики (Arctic governance), не поднимая вопросы о международном управлении делами Средиземноморского и Балтийского морей или Тихого и Индийского океанов. Ими выдвигаются предложения преобразовать Арктический совет из международного форума высокого уровня, работающего на основе консенсуса, в одну из международных межправительственных организаций. Это неизбежно потребует заключения специального международного договора и фактически приведет к установлению режима международного управления делами Арктики[9, с. 13-14].

Страны-члены «арктической пятерки», включая Россию, считают нынешний формат деятельности Арктического совета оптимальным, а существующую международно-правовую базу – достаточной для решения любых спорных вопросов. Доказательством этого может служить успешное разрешение спорного вопроса о делимитации Баренцева моря между Россией и Норвегией.

В настоящее время весьма интенсивно обсуждаются вопросы о свободе навигации по СМП и интернационализации управления им. В «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» поставлены задачи превратить ресурсный потенциал российской арктической зоны в материальную основу решения актуальных проблем социально-экономического развития страны и сделать СМП постоянно действующей национальной транспортной артерией, открытой для международного судоходства.

Для России СМП – это пока единственный транспортный путь, способный интегрировать отдаленные районы Крайнего Севера страны и их ресурсный потенциал в национальную и мировую экономику. Без его использования проблему «северного завоза» решить невозможно. Поэтому Россия не может позволить поставить под международный контроль экономические связи между отдельными регионами страны, осуществляемые по СМП.

Следует также иметь в виду, что свобода навигации и безопасность навигации по СМП – далеко не одно и то же, когда речь идет о Северном Ледовитом океане. Ответственность за предотвращение ущерба для окружающей среды от навигации не приспособленных к арктическим условиям судов несут прибрежные арктические страны. В связи с этим было бы целесообразно не только осуществлять национальный контроль над соблюдением требований безопасной навигации в этих водах, но и совместно выработать и утвердить в рамках Международной морской организации общие правила такой навигации.

Солидарные выступления североевропейских государств по многим вопросам международной жизни в целом и по проблемам Крайнего Севера, в частности, говорят о высоком уровне субрегиональной интеграции и тесном «северном сотрудничестве», имеющем для этих государств стратегический характер. Важнейшим документом такого сотрудничества является Хельсинкское соглашение 1962 г., а ключевыми институтами – Северный Совет и Совет Министров северных стран, не говоря о широкой сети других совместных институтов. Любые попытки игнорировать наличие этих тесных интеграционных связей между северными странами, а тем более внести раскол в их ряды вряд ли могут привести к позитивным результатам и соответствовать российским интересам[8, с. 41-43].

Следует напомнить, что помимо Арктического совета в первой половине 1990-х годов по инициативе стран Северной Европы по периметру их границ были созданы Совет государств Балтийского моря (СГБМ) и Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР). Их полноправными участниками являются все пять североевропейских государств и Россия.

Страны «арктической пятерки», включая Россию, считают нынешний формат деятельности Арктического совета оптимальным, а существующую международно-правовую базу – достаточной для решения любых спорных вопросов

При их активном содействии появилось «Северное измерение» Европейского Союза, преобразованное впоследствии в программу партнерства ЕС, России, Норвегии и Исландии. Это позволило привлечь к приоритетным проектам на европейском Крайнем Севере финансовые и иные ресурсы ЕС, в частности, к поддержке деятельности существующих в рамках «Северного измерения» партнерств в области транспорта, экологии, здравоохранения и культуры. (Заметим, что ЕС является соучредителем СГБМ и СБЕР, однако в Арктическом совете он не представлен.) Россия принимает деятельное участие в работе всех названных структур и не ограничивает свое сотрудничество со странами Северной Европы лишь рамками Арктического совета.

В своей арктической политике России следует исходить из того, что при всей правомерности существования формата переговоров на уровне «пятерки» прибрежных арктических государств, долгосрочное взаимодействие восьми арктических стран – постоянных членов Арктического совета (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция) желательно и необходимо.

Кроме того, в рамках «восьмерки» налаживается тесное взаимодействие России с пятью странами-членами НАТО (Данией, Исландией, Канадой, Норвегией и США), которое имеет важные геополитические измерения. Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике – один из примеров такого взаимодействия. В национальных арктических стратегиях этих стран говорится о необходимости сотрудничества с Россией и декларируется намерение обеспечивать собственные интересы в Арктике с помощью национальных вооруженных сил, а не блока НАТО. Они в любой момент могут использовать свое членство в блоке и призвать союзников на помощь. В этих условиях постоянное институциональное присутствие НАТО в Арктике лишается смысла, а сотрудничество стран НАТО с Россией делает такую необходимость весьма призрачной[12, с. 63].

На статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете претендует и ЕС, хотя три его государства-члена – Дания, Финляндия и Швеция – являются его постоянными членами, а Германия, Франция, Великобритания, Польша, Нидерланды имеют статус постоянных наблюдателей. Дело здесь не в заинтересованности ЕС в получении постоянной информации о деятельности этого органа, а в стремлении утвердить свою институциональную причастность к арктическим делам. Не все постоянные члены Арктического совета готовы с этим согласиться. Это отнюдь не исключает использования финансовых, технологических и иных возможностей государств-членов ЕС и их частных компаний в решении актуальных проблем современной Арктики при безусловном признании прав прибрежных арктических государств на шельф и исключительные экономические зоны.

Государства, международные организации и частные компании, заявляющие о своей озабоченности делами Арктики и желании участвовать в решении ее проблем, могут на практике делать это только в сотрудничестве с арктическими государствами, прежде всего, прибрежными, при обязательном признании их юрисдикции в Арктике. Учитывая долю арктических пространств, на которые распространяется российская юрисдикция, успешное решение современных проблем Арктики немыслимо без участия Российской Федерации. Государства, искренне стремящиеся поставить ресурсы и возможности современной Арктики на службу всему человечеству, не могут не сделать выбор в пользу сотрудничества в решении этих проблем с Россией.

Для международного признания российской Арктики кроме научного обоснования необходимо вести активную деятельность в данном регионе, иначе со стороны промышленно-развитых неарктических стран могут возникнуть определенные претензии к российскому сектору, на котором страна и сама не работает и другим не дает.

  2 Анализ природных ресурсов в арктической зоне РФ

2.1  Освоение ресурсного потенциала Арктики

Россия, как и другие страны Арктической пятерки, играет важную роль в сохранении и использовании сырьевого потенциала Арктической зоны. А это треть мировых арктических владений и пятая часть территории Российской Федерации. Арктическая зона является чрезвычайно богатым минерально-сырьевыми ресурсами регионом. В регионе сконцентрировано большинство (подчеркиваю, именно большинство) открытых в России уникальных и крупных месторождений углеводородов[15, с. 25-29].

На сегодняшний день в макрорегионе открыто свыше тысячи только стратегических месторождений полезных ископаемых. Из них более половины – это месторождения нефти. В пределах Арктической зоны разведаны уникальные месторождения алмазов, редкоземельных металлов, иного сырья, востребованного как отечественной промышленностью, так и на внешних рынках.

Основными странами, активно использующими природные ресурсы в пределах Арктической зоны, и в первую очередь занимающимися освоением полезных ископаемых в Арктике, являются Российская Федерация, США, Норвегия и Канада.

Причём Россия одной из первых приступила к эксплуатации газовых, нефтяных месторождений в пределах Арктической зоны, и с вводом в разработку в 1970-е годы газовых гигантов Ямала – Уренгой, Ямбург – прочно заняла лидирующие позиции по добыче углеводородного сырья. Но, в отличие от иных стран, мы концентрируемся на суше. А что же шельф?

Шельф играет ключевую роль в поддержании мировой нефтедобычи. По сути, шельф - важный резерв роста минерально-сырьевой базы углеводородного сырья на долгосрочную перспективу. По данным международных экспертов, за последние 10 лет более 2/3 запасов углеводородного сырья открыто на шельфе. Подавляющее большинство новых активов, созданных за последние 10 лет в мире для целей разведки и разработки месторождений нефти и газа также приходится на шельф.

Объёмы поискового бурения на континентальном шельфе, в том числе, в Арктике, тоже растут, прежде всего, за счёт Норвегии, активно стимулирующей освоение собственных нефтегазовых ресурсов. По прогнозу международных экспертов, к 2020 г. объём бурения на арктическом шельфе вырастет ещё больше, прежде всего за счёт развития геологоразведочных работ на шельфе Гренландии, США, и, конечно, России.

Добыча углеводородов на российском шельфе будет играть важную роль в энергетическом балансе РФ, являясь необходимой для замещения падения добычи на действующих месторождениях и сохранения позиций России в условиях роста внутреннего и внешнего спроса на нефть и газ.

В настоящее время континентальный шельф страны является единственным крупным резервом углеводородного сырья, с которым связаны перспективы дальнейшего развития ресурсной базы страны. Наиболее значительным потенциалом характеризуются недра арктических морей. Ресурсы нефти, газа и конденсата арктического континентального шельфа оцениваются в 83 млрд т условного топлива. Из них около 80% приходится на долю Баренцева и Карского морей (включая Обскую и Тазовскую губы), где находятся все 25 открытых на сегодняшний день в Арктической зоне Российской Федерации морских месторождений углеводородов с извлекаемыми запасами промышленных категорий более 10 млрд т у. т. (8,5 трлн куб. м и газа, 430 млн т нефти)[25].

Изученность шельфа крайне неоднородна и варьируется от практически неизученных акваторий до областей, характеризующихся сравнительно высокой изученностью. Соотношение разведанных запасов и ресурсов углеводородного сырья таково, что из всех нефтегазоносных провинций России наиболее высока вероятность открытия крупных и уникальных месторождений нефти и газа именно на шельфе.

В настоящее время принимаются меры по повышению геологической изученности российского шельфа. В выдаваемые согласно законодательству лицензии на право пользования недрами континентального шельфа включаются существенные обязательства по проведению геологоразведочных работ. Это позволит кратно повысить изученность, выявить и вовлекать в разработку уже имеющийся потенциал. Вследствие выполнения дополнительных объёмов геологоразведки будет обеспечено достижение уровня изученности по всем заявленным площадям в объёме не менее 0,35 пог. км сейсмики 2D на 1 кв. км. Уже выдано 20 лицензий, рассмотрение ещё 29 заявок в настоящее время ведётся Роснедрами и Министерством. Там, где ещё недавно были белые пятна, скоро будут отрисованы перспективные структуры.

Государство выстраивает приоритеты в освоении богатой минерально-сырьевой базы Арктики. Для качественного освоения углеводородного потенциала необходимо формирование крупных морских и прибрежно-морских центров нефтегазодобычи, приуроченных к районам, где расположены наиболее крупные месторождения нефти и газа, с созданием необходимой инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойную добычу, переработку и транспортировку сырья и продуктов его переработки.

В соответствии с планами нефтегазовых компаний, работающих на российском арктическом шельфе, в настоящее время рассматриваются вопросы о начале добычи нефти в Печорском море на Приразломном, Медынское-море и Варандей-море нефтяных месторождениях. В 2015 г. планируется ввод в эксплуатацию Долгинского нефтяного месторождения.

Начало добычи газа на месторождениях Северо-Каменномысское, Каменномысское-море и Семаковское в Обской и Тазовской губах Карского моря планируется в 2017–2020 годах. С целью комплексного и полномасштабного освоения углеводородных ресурсов Баренцева и Карского морей уже сегодня формируются центры нефтегазодобычи.

Ямал является базовым регионом освоения нефтегазового потенциала Арктической зоны Сибири, наиболее изученным и инфраструктурно подготовленным регионом, имеет уникальные запасы газа и конденсата. Данные ресурсной базы нефтегазового комплекса полуострова: ресурсы газа составляют 50 569 млрд куб. м, запасы – 10 847 куб. м, нефти 4 144 млн т и 2 921 млн т соответственно, конденсата – 3 256 млн т и 231 млн т. Ямал остается регионом базовой газодобычи на среднесрочную перспективу. Гыданский полуостров – следующий после Ямала этап освоения Арктической зоны. Ресурсная база обеспечит ежегодно добычу более 60 млрд куб. м, до 4 млн т газового конденсата. Полуостров имеет высокие перспективы, в том числе развития производства сжиженного природного газа, уже выстраивается инфраструктура, чтобы можно было рентабельно вовлекать в разработку новые месторождения.

Необходимо отметить, что формирование и развитие центров нефтегазодобычи должно осуществляться с максимальным использованием существующей инфраструктуры и предполагать создание не только заводов СПГ для вывоза газа из регионов, не связанных с системой магистральных газопроводов, но и нефтеперерабатывающих производств – как с целью экспорта нефтепродуктов и повышения энергетической безопасности субъектов Российской Федерации, так и для топливообеспечения самого процесса освоения арктического региона[24,25].

Трубопровод Заполярье-Пурпе обеспечит транспортировку продукции до системы магистральных трубопроводов. Использование комплекса СПГ-Сабетта позволит расширить рынок поставок углеводородов в Азию и Европу. Впоследствии акцент в освоении минерально-сырьевой базы Арктической зоны будет смещаться на восток, на Таймыр с Хатангским заливом и Восточно-Сибирским морем, имеющий низкую геологическую изученность, но высокие перспективы, не только нефтегазовые, но и по твердым полезным ископаемым.

Важнейшая роль при освоении арктического континентального шельфа Российской Федерации, формировании центров нефтегазодобычи должна отводиться Северному морскому пути, который необходимо обустраивать и использовать в качестве единой транспортной основы дальнейшего развития Арктики. Для реализации имеющегося ресурсного потенциала, социально-экономического развития удалённых арктических регионов необходимо использование механизма государственно-частного партнёрства, в котором государство возьмёт на себя проведение начальных геологоразведочных работ и создание инфраструктуры, а бизнесу достанутся детальные геологоразведочные работы и строительство горнодобывающих комплексов.

Уже имеются заявки на лицензирование площадей, за 5–7 лет будет изучен также прилегающий шельф. Совместное освоение минерально-сырьевого потенциала шельфа и суши Арктической зоны позволит создать синергетический эффект, минимизировать инфраструктурные затраты и повысить рентабельность реализации соответствующих проектов.

Чтобы подстегнуть освоение богатых минерально-сырьевых ресурсов Арктики, Правительство Российской Федерации предприняло беспрецедентные меры по экономическому стимулированию данного процесса. В соответствии с распоряжением российского правительства № 443-р «Об основных мерах по укреплению стратегических позиций России в мировой энергетической отрасли на период до 1 января 2016 г.» предусмотрено установить такие налоговые условия, при которых доля государственных изъятий составит около 40%, что на текущий момент не имеет мировых аналогов. Это ещё раз подчеркивает важность арктического шельфа для развития отечественной экономики.

Классифицировать все шельфовые проекты на 4 категории в зависимости от уровня сложности – предоставить им разные адвалорные ставки налога на добычу полезных ископаемых (5–30%) и разные сроки государственных гарантий о неизменности налогового режима (5–15 лет). Новую систему применять для проектов, добыча на которых начнётся не раньше 1 января 2016 г. Не применять экспортную пошлину на нефть, освободить от налога на имущество, а также ввозной таможенной пошлины и НДС для высокотехнологичного оборудования. Установить возможность применения пониженных ставок налога на добычу полезных ископаемых при цене на нефть меньше 60 долларов за баррель. Вести раздельный учёт доходов и расходов по каждому проекту.

В свете нового налогового режима российские шельфовые проекты Арктической зоны выглядят весьма привлекательно. Но и сложность задачи не имеет мировых аналогов. Путём таких льгот мы можем сделать проекты на шельфе окупаемыми, несмотря на тяжелейшие условия, высокие геологические риски, колоссальные инфраструктурные затраты.

Согласно расчётам экспертов по соотношению индекса рентабельности и риска в рамках предлагаемого налогового режима российские арктические проекты смогут конкурировать за инвестиции шельфа с глубоководными проектами в других, более благоприятных условиях.

Но, идя на такие льготы, мы в конечном итоге рассчитываем на положительный эффект для экономики от реализации проектов на шельфе в долгосрочной перспективе, который выражается не только в сумме дополнительных налоговых поступлений в российский бюджет, но и в мультипликативном эффекте от развития соответствующих отраслей промышленности, в том числе высокотехнологичных, развития инфраструктуры, создания новых постоянных высококвалифицированных рабочих мест и социально-экономического развития удалённых регионов Арктической зоны[19, с.32-33].

Разумеется, мы отдаём себе отчёт, что эксплуатация природных богатств без оглядки на окружающую среду способна принести больше вреда, чем пользы. Мы уже сейчас озаботились тем, чтобы освоение шельфа и месторождений региона велось с соблюдением высочайших экологических стандартов, ведь цена ошибки в условиях хрупкой и уникальной Арктики – слишком высока.

В этой связи обращаю внимание на принятый в целях обеспечения экологической безопасности от возможных разливов нефти при её добыче на шельфе, исключительной экономической зоне и территориальном море и вступивший в силу с 1 июля 2013 г. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. №287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Указанный закон устанавливает для организации, осуществляющей эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов, проведение буровых работ в целях осуществления разведки и добычи, а также транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, обязанности по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Таким образом, с 1 июля 2013 г. эксплуатирующая организация обязана выполнять план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, иметь финансовое обеспечение осуществления мероприятий, предусмотренных планом, а также создать систему наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления своей деятельности.

В настоящее время Минприроды России разрабатывает проект приказа «Об утверждении Методики расчёта финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объёме вреда, причинённого окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов». Проект приказа направлен на гарантированное финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов, проводимых компаниями. Размер финансового обеспечения указанных мероприятий будет определяться, исходя из наиболее вероятного размера разлива.

Россия принимала активное в участие в подготовке второго в истории юридически обязывающего панарктического документа – Соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике, подписанного в ходе восьмой министерской сессии Арктического совета в Кируне 15 мая 2013 г. Подписание соглашения является ещё одним свидетельством высокой ответственности арктических государств за состояние дел в регионе.

Важной особенностью российской Арктики является тот факт, что рынок сбыта минеральных ресурсов Арктической зоны может быть ориентирован как на Европу, так и на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Минерально-сырьевая база Арктики имеет огромный потенциал, который должен стать драйвером развития удалённых и малодоступных регионов страны, развития промышленности, укрепления стратегических позиций России.

2.2 Роль Арктической зоны в экономике Российской Федерации

В  соответствии  с  Основами  государственной  политики  Российской  Федерации  в Арктике на период до 2020  года и дальнейшую перспективу,  утвержденными Президентом Российской Федерации18  сентября2008  года Пр-1969,  под Арктической зоной Российской Федерации понимается часть Арктики,  в которую входят полностью или частично территории Республики Саха(Якутия),  Мурманской и Архангельской областей,  Красноярского края,  Ненецкого,  Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, определенные  решением  Государственной  комиссии  при  Совете  Министров  СССР  по  делам Арктики от 22  апреля 1989  г.,  а также земли и острова,  указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от15  апреля1926  г. «Об объявлении  территорией  СССР  земель  и  островов,  расположенных  в  Северном  Ледовитом океане»,  и прилегающие к этим территориям,  землям и островам внутренние морские воды,  территориальное  море,  исключительная  экономическая  зона  и  континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и  юрисдикцией  в  соответствии  с  международным  правом.  Состав  АЗРФ  будет  определяться федеральным законом «Об Арктической зоне Российской Федерации»[23].

Арктическая  зона  Российской  Федерации  имеет  площадь  около 9  млн.  км,  здесь проживает  более 2,5  млн.  человек,  что  составляет  менее2%  населения  страны  и  около 40% населения всей Арктики.  При этом в АЗРФ создается12-15% ВВП страны, обеспечивается около четверти экспорта России.

В АЗРФ создан самый мощный индустриальный слой,  а масштабы хозяйственной

деятельности значительно превосходят показатели других полярных стран.  Здесь беспрецедентно высока доля добавленной стоимости добывающих отраслей и предприятий (со-ставляет60%, в Гренландии,  Норвегии,  Швеции,  Финляндии,  Исландии не более 15%; на Аляске и в арктической Канаде около 30%).  Две трети общего богатства Арктики создается в России.

Первое место в структуре хозяйства Арктической зоны занимает газовый комплекс (добывается  более 80%  российского  газа);  второе –  горнопромышленный.  В  его  составе доминируют  предприятия  цветной  металлургии(медно-никелевая  промышленность  Норильского промышленного узла и золотодобыча).  В Арктической зоне добывается значительная часть российских алмазов, 100%  сурьмы,  апатита,  флогопита,  вермикулита,  барита, редких металлов; свыше95% металлов платиновой группы, более90% никеля и кобальта, 60%  меди.  Третье место в хозяйственной структуре АЗРФ занимает рыбный комплекс.  Здесь добывается более трети рыбы и морепродуктов России,  производится около 20% рыбных консервов.

В  Арктической  зоне  сосредоточены  основные  запасы  важнейших  полезных  ископаемых,  являющихся  определяющими  для  развития  национальной  экономики. Общая стоимость  минерального  сырья  арктических недр  превышает30  трлн.  долл.  Две  трети в этой  стоимости  составляют  топливно-энергетические  ресурсы.  На  севере  Сибири  сконцентрированы  уникальные  Уренгойское,  Ямбургское,  Бованенковское,  Заполярное,  Харасавейское,  Южно-Тамбейское месторождения газа и крупнейшие Русское, Новопортовское, Суторминское,  Северо-Комсомольское,  Тарасовское,  Харампурское месторождения нефти.

Ямальские  месторождения  с  суммарными  запасами  газа  более15  трлн.  куб.  м  способны удовлетворить  перспективный  прирост  потребности  в  газе  как  внутренних  потребителей России, так и экспортных.

Месторождения  Тимано-Печорской  нефтегазовой  провинции,  которые  находятся  в Ненецком автономном округе,  обладают ресурсами нефти и газа в несколько миллиардов тонн  условного  топлива.  Здесь  создана  крупная  сырьевая  база  газовой  промышленности.

Все разведанные запасы газа сконцентрированы в пяти месторождениях(крупнейшее Лая-вожское).  Тимано-Печорская  провинция  вместе  с  шельфом  Баренцева  моря  формируют единую нефтегазовую суперпровинцию.

Извлекаемые ресурсы углеводородов континентального шельфа в Арктической зо-не  Российской Федерации составляют свыше 83 млрд.  тонн условного топлива, в том чис-ле  около13 млрд.  тонн нефти и конденсата и более 70 трлн.  м³ природного газа.  Из почти

100 млрд.  тонн условного топлива извлекаемых ресурсов углеводородов всего российско-го шельфа около 85% сосредоточено в Арктике Наибольшая  доля  углеводородных  ресурсов (около70%)  приходится  на  моря

Западной Арктики –  Баренцево и Карское:  геологические начальные суммарные ресурсы Баренцева  моря  оцениваются  в 34,9  млрд.  тонн  условного  топлива,  Карского (включая заливы и губы) –  в 48,9  млрд.  тонн,  извлекаемые ресурсы,  соответственно,  в 30,3  и 41,2 млрд.  тонн  условного  топлива.  Извлекаемые  запасы  углеводородов  Баренцева  моря составляют 5,0  млрд.  тонн  условного  топлива,  Карского  моря – 7,2  млрд.  тонн.

Углеводородные  месторождения  шельфовых  акваторий  этих  двух  морей  являются стратегическим  резервом  нефтегазового  комплекса  Российской  Федерации  на перспективу.

В арктических морях Баренцевом,  Печорском и Карском (включая заливы и губы)

Открыты 25  месторождений  нефти и газа.  К наиболее  значимым  из  них  следует  отнести уникальные  Штокмановское,  Ленинградское,  Русановское  газоконденсатные,

Юрхаровсеое  нефтегазоконденсатное,  Каменномысское - море  газовое,  крупные Долгинское и Приразломное нефтяные.

Балансовые запасы  категорий А+В+С1+С2открытых на шельфе Арктических мо-рей месторождений составляют свыше 570  млн.  т нефти и конденсата,  и около12  трлн. м³  газа.  Концентрация  запасов  углеводородного  сырья  в  месторождениях-гигантах

(Штокмановском,  Русановском,  Ленинградском  и  др.)  существенно  снижает  удельные

затраты при их потенциальном освоении.

Месторождения  алмазов,  запасы  которых  оцениваются  в  десятки  миллиардов

долларов, сконцентрированы в Республике Саха (Якутия) и в Архангельской области.

По запасам и объемам добычи медно-никелевых руд Россия занимает первые места

в мире.  Месторождения сосредоточены в Норильском промышленном районе на полуострове Таймыр,  их разработку проводит крупнейшее в России предприятие цветной металлургии «Норильский  никель».  Наряду  с  высокими  содержаниями  никеля  и  меди,  руды также содержат металлы платиновой группы, золото, серебро, кобальт. Часть богатых руд и  файнштейна  отправляется  в  Мурманскую  область  на  предприятия «Печенганикель»  и «Североникель»,  производственные мощности которых не обеспечены собственным медно-никелевым сырьем[21, с.19].

Основные запасы редкоземельных металлов России находятся в Арктической зоне

на  месторождениях  Мурманской  области.  Переработка  хибинского  апатитового  концентрата обеспечивает получение дефицитных стронция и редкоземельных металлов.  Значительны  запасы  алюминиевого  сырья  в  Арктической  зоне:  это  комплексные  апатит-нефелиновые руды Хибинских месторождений; месторождения кианитов,  расположенные в неосвоенных районах Кольского полуострова и др. Фосфатное сырье представлено комплексными апатитовыми рудами Мурманской области.

Известны крупные месторождения полиметаллов и  марганца  на  архипелаге  Новая  Земля.  В  Чукотском  автономном  округе  расположено крупнейшее месторождение меди «Песчанка».

Месторождения  железных  руд  расположены  в  экономически  освоенных  районах Мурманской области.  Крупные месторождения киновари(руды на ртуть)  расположены на Чукотке (57%  всех российских запасов).  Месторождения алюминиевых,  титановых руд и других  видов рудного и неметаллорудного  сырья известны в

Тимано-Печорской провинции.  В  пределах  Полярного  Урала  выявлены  месторождения  железных,  полиметаллических,  свинцово-цинковых  руд,  руд  редких  металлов  и  рассеянных  элементов,  хромитов, бокситов, пока еще недостаточной степени геологической изученности.

В Арктической зоне находится система крупных угольных бассейнов– Печорский,

Сосьвинско-Салехардский,  Таймырский,  Тунгусский,  Ленский,  Беринговский;  основные балансовые запасы угля сосредоточены в Таймырском бассейне.

Перспективны  на  коренное  и  россыпное  золото  месторождения  полуострова  Таймыр,  архипелага Северная Земля,  месторождение «Кючус» полярной Якутии (прогнозные ресурсы 130 тонн золота), а также Купол, Двойное, Майское в Чукотском автономном округе,  совокупный ресурсный запас золота которых составляет более950 тонн.  В арктической  зоне  Якутии  расположено  уникальное  магнетитовое  месторождения  Томтор,  руды которого характеризуются исключительно высоким содержанием редких элементов (ниобия и других редкоземельных металлов).

Наиболее богаты рыбными ресурсами Баренцево и Берингово моря.  Рыбопромы-словый потенциал Баренцева моря формируется запасами трески,  пикши,  сайды,  окуня,

зубатки,  черного палтуса.  Основной потенциал Берингова моря формируется тресковыми видами и донными биоресурсами.  При сохранении современных тенденций к потеплению  арктических  морей  может  существенно  возрасти  биопродуктивность  Карского моря в результате миграций сюда сайки, мойвы, трески.

Заключение

В настоящее время существенно возрастает роль Арктики в экономической жизни страны, в обеспечении геополитических интересов России. Минерально-сырьевые ресурсы континентального шельфа Северного Ледовитого океана представляют собой важную часть национального достояния Российской Федерации.

Арктика - зона соприкосновения интересов целого ряда стран. Проблема не только и не столько в наличии здесь интересов различных стран, сколько в наличии различных подходов к реализации целей и интересов. Многие вопросы и проблемы использования Арктического шельфа, а также осуществления в его пределах различных видов промышленной деятельности не урегулированы на международном и межгосударственном уровне.

Помимо проблем освоения ресурсов Арктики, связанных с ее весьма суровой природой, полное и эффективное освоение арктического шельфа невозможно без четкого обозначения экономических границ российской части Арктики, в частности, внешней границы арктического шельфа. Нерешенность этой проблемы ведет к интернационализации Арктики, в частности к интернационализации Северного морского пути, контролируемого Россией.

Основной вопрос, до конца не разрешенный в международном праве, состоит в определении границ северных владений приарктических государств.

К сожалению, приходится констатировать, что Россия по целому ряду требований, которые являются доминирующими, отстает от дня сегодняшнего. Необходимо быстрее пройти затянувшийся организационный период и стать активным участником общемировых процессов. Только лидирующие позиции позволят нам реализовать те "грезы" и амбициозные идеи, которые высказываются политиками самого разного уровня. Акцент на территориальные споры и аспекты (несмотря на всю их важность) не позволяет обеспечить нам продвижение в данном направлении.

Список использованных источников

 1.Арктика  на  пороге  третьего  тысячелетия  (ресурсный  потенциал  и

проблемы экологии) / И.С. Грамберг, Д.А. Додин, Н.П. Лаверов и др.; Под  ред.  академиков  И.С.  Грамберга  и  Н.П.  Лаверова;  Отв.  ред.  Д.А. Додин. СПб.: Наука, 2010. - 248 с.

2.   Арктика:  интересы  России  и  международные  условия  их  реализации Ю.Г. Барсегов, В.А. Корзун, И.М. Могилевкин и др. М.: Наука, 2012.-356 с.

3.    Арктика продолжает таять [Электронный ресурс] // cybersecurity.ru. – 2010. – 29 сентября. – http://www.cybersecurity.ru.

4.   Арктика  -  горячая  точка  XXI  века.  Борьба  за  ресурсы. Экономические перспективы России [Электронный ресурс] / Материалы

круглого стола "Комсомольской правды" // Арктика сегодня.  -  2011.  -  20 апреля. – http://arctictoday.ru.

5.   Атлас  пермских  углей  Печорского  бассейна  /  В.П.  Куклев,  И.В.

Пичугин, А.В. Подмарков и др. М.: Науч. мир, 2010. С. 150.

6   Балабонин  НЛ.,  Митрофанов  Ф.П.,  Субботин  В.В.  и  др. Минералы

платиновых  металлов  -  индикаторы  эволюции  рудоконтролирующих процессов  //  Крупные  и  уникальные  месторождения  редких  и

благородных металлов.- СПб.: СПбГИ, 2010. - С. 271-280.

9.   Бекетов Н. В. Экологизация инвестиционной политики в Арктике //

Проблемы современной экономики. - 2012. - № 1 (5).

10.  Берзон  P.O.,  Брызгалова  И.А.,  Конышев  В.О.,  Мицерина  Т.В.,

Некрасова А.Н.Геологическое строение, минеральный состав и условия

формирования  золото-ртутного  месторождения  Кючюс  (Якутия, Россия)  //  Геология  рудных  месторождений.  2009.  Т.  41.  №  6.  С.  485-506.

11.  Богатиков  О.А.,  Гаранин  В.К.,  Кононова  В.А.  и  др. Архангельская  алмазоносная провинция. М.: Изд-во МГУ, 2010. 524 с.

12.  Боргерсон  С.  Таяние  арктических  льдов  //  Россия  в  глобальной

политике. - 2010. - № 3. - Т. 6. - С. 154-168.

13. Большая Советская Энциклопедия. - М., 2010. - Т. 2. - С. 203.

14.  Боярский П., Великанов Ю., Павлов А. и др. Арктику пора спасать //

Нефть России. - 2009. - № 3.

15.Воронов А.А. Состояние и перспективы освоения ресурсов нефти и газа на арктическом шельфе в северных регионах Российской Федерации / А.А. Воронов// Сборник научных статей ««Россия на пути выхода из экономического кризиса». Выпуск 8. – СПб.: Институт бизнеса и права, 2010. – С.7 – 10.

15.  Ваганов В.И., Симонов О.Н.Конъюктура мирового рынка технических алмазов - перспективы России // Руды и металлы. 2011. №  1.

16.   Валетов  А.В.,  Бадтиев  Б.П.,  Рябикин  В.А.,  Олешкевич  О.И. Современное состояние минерально-сырьевой базы ОАО «Норильская горная

компания» // Цветные металлы. 2010. № 6.

17.   Ветров П. Полярное притяжение // Россия. - 2011. - 2-8 февраля.

18.   Говердовский Ю. Заполярье [Электронный ресурс] // Гудок.  - 2011. -27 октября. – http://old.yanao.ru.

19.   Власова И. Северяне не доживают до 50  лет // Газета.  -  2010.  -  24

ноября.

20.   Голотюк  Ю.  На  страже  белого  безмолвия  //  Россия  в  глобальной

политике. - 2011. - № 3. - Т. 6. - С. 169-179.

21.  Грамберг  И.С,  Супруненко  О.И.,  Вискунова  К.Г.  и  др. Нефтегазонос -ность Арктического супербассейна  // Разведка и охрана недр. 2010. № 12.

22.Ковалев А.А. Международно-правовой режим Арктики и интересы России в свете Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. / А.А. Ковалев // Российский ежегодник международного права. 2007. - С.-Пб.: Россия - Нева, 2012. – С.115 – 124.

23.Крюков В.А. Арктический шельф – территория грез и действительности [Электронный ресурс] / В.А. Крюков. – Режим доступа: http://www.council.gov.ru/files/journalsf/item/20100227140130.pdf

24.Парламентские слушания «Правовые и экономические проблемы освоения природных ресурсов Арктического шельфа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.severcom.ru/actions/section4/release16-2.html

25.Правовые и экономические проблемы освоения природных ресурсов Арктического шельфа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/oficial/from_min/gd_99/465.htm

PAGE   \* MERGEFORMAT 2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9177. Профессиональная деятельность педагога 21.03 KB
  Профессиональная деятельность педагога Педагогическая деятельность - есть особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, по литичес...
9178. Психология личности. Личность как социальный индивид 20.14 KB
  Психология личности Личность- это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. Э. Фромм: личность есть целостность врожденных и приобретенных...
9179. Психология общения Общение как категория психологии 25.27 KB
  Психология общения Общение как категория психологии Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология, при определенном...
9180. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности 26.6 KB
  Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, принято считать семью. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяе...
9181. Система образования в РФ 22.1 KB
  Система образования в РФ Образование - одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его н...
9182. jQuery для начинающих // JavaScript 435.14 KB
  jQuery для начинающих JavaScript jQuery - это замечательный JavaScript Framework, который подкупает своей простотой в понимании и удобством в использовании. Но изучение надо с чего-то начинать, и лично мое мнение - лучше всего начи...
9183. Использование jQuery и PHP для создания Web-страниц на базе Ajax 71.24 KB
  Использование jQuery и PHP для создания Web-страниц на базе Ajax Библиотеки jQuery упрощают PHP-разработчику решение трудоемких задач Описание:  Научитесь пользоваться компактной средой JavaScript jQuery, чтобы наделять свои РНР-страницы функциональ...
9184. Javascript и jQuery. Сходство с другими языками программирования 49.92 KB
  Javascript и jQuery В последнее время становиться все более и более популярным написание веб-приложений, которые по своей функциональности уже почти не отличаются от прикладных программ. Все веб-приложения состоят из двух главных составных частей: с...
9185. Работа с JavaScript Framework jQuery 357.09 KB
  Работа с JavaScript Framework jQuery Цель: ознакомиться с основными возможностями JavaScript Framework. jQuery, научиться применять его базовые структуры в html документах. jQuery - библиотека Javascript, фокусирующаяся на взаимодействии Javasc...