88575

Понятие замещающих действий

Реферат

Психология и эзотерика

Анализ теоретической и прикладной литературы показал что в настоящий момент имеется ограниченное число публикаций прямо или косвенно затрагивающих данную проблему поэтому довольно затруднительно систематизировать и выстроить целостную картину категорий замещение замещающие действия и замещающее поведение.

Русский

2015-05-02

81.5 KB

1 чел.

Реферат

«Понятие замещающих действий»

Винокурова М.А.

Содержание

1. Понятие замещения.......................................................................................................1

2. Замещающие действия ……………………………….................................................7

3. Виды и формы замещения ……………..…………………………………..….........10

Список литературы..........................................................................................................12

 

Проблема поиска путей наиболее эффективного и гармоничного развития ребенка всегда находилась в центре внимания философии, психологии и педагогики. Анализ теоретической и прикладной литературы показал, что в настоящий момент имеется ограниченное число публикаций прямо или косвенно затрагивающих данную проблему, поэтому довольно затруднительно систематизировать и выстроить целостную картину категорий «замещение», «замещающие действия» и «замещающее поведение». До сих пор отсутствует единое, научно обоснованное содержание и методика, позволяющие обеспечить полноценное и своевременное формирование процессов замещения в наиболее сензитивные периоды детства.

Ключевые слова: «замещение», «замещающее действие», замена, виды замещения, формы замещения,   знаково-символическая деятельность, «защитный механизм», потребности, символическое замещение, адаптивные и неадаптивные замещающие действия.

1. Понятие замещения

Понятие «замещение» рассматривается авторами неоднозначно.

В физиологии замещение - это замещающее функционирование, под которым важно понимать равновероятность [1].

В психологии замещение трактуется, как

  •  замена одной цели другой, когда первая была блокирована или удалена (Мещеряков Б., Зинченко В.). 
  •  При чтении, письме или говорении – замена слова, слога, буквы или фонемы на другую. 
  •  В психоанализе – как защитный механизм, посредством которого социально приемлемые цели замещают неприемлемые.

В психотерапии имеется такое понятие как «замещением симптома» - если невротические симптомы устраняются без соответствующей терапии самого расстройства, то оно вскоре начинает проявляться через другие симптомы [1].

Первым обратил внимание на замещение как перенос действия К. Левин (1944). Действие переносится человеком с недоступного объекта на действие с доступным объектом. При этом замещение разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, которая не приводит к желаемой цели. Когда человеку не удается выполнить действие, необходимое для достижения поставленной перед ним цели, он иногда совершает первое попавшееся бессмысленное движение, дающее какую-то разрядку внутреннему напряжению.

К. Левин изучал вопрос о том, в каком случае вводимое дополнительно действие приобретает значение замещения первоначального действия. Исследователь выявил, что замещающая ценность тем выраженнее, чем в большей степени промежуточное действие приближается к достижению иным путем блокированной ранее цели, а не преследует новую цель [8]. Коверзнева И.А. отмечает, что это особенно отчетливо показано в экспериментах Лисснер М., Малер В. и Хенле [7].

Согласно теории К. Левина, появление действия замещения объясняется тем, что квазипотребности могут находиться в состоянии коммуникации, при которой энергия из одной системы переходит во вторую. Для дифференцированной психики взрослого человека характерна высокая степень коммуникации квазипотребностей (заряженных систем). Что же касается детей и умственно отсталых людей, чья психика не обладает значительной дифференцированностью, по мнению автора, то они часто возвращаются к незавершенным заданиям, даже если те были заменены однородными. Это объясняется затруднением процесса коммуникации между напряженными секторами, расположенными в их внутреннем пространстве поля. Согласно теории К. Левина, динамические процессы могут также разряжаться в нереальном, то есть в воображаемом плане: мечтах, фантазиях.

Это отчетливо проявляется у детей: чем старше ребенок, тем легче это замещение наступает.

По К. Левину, замещение зависит от степени напряженности системы. Именно сила напряженности определяет эффективность замещения, а недостижимость цели приводит к символическому замещению (замещению в «ирреальной сфере») [8].

В отечественной психологии замещение является предметом многочисленных исследований (Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова, Д.Б. Эльконин и др.) и рассматривается - как наиболее адекватный и характерный вид знаково-символической деятельности в дошкольном возрасте, с помощью которого ребёнок может решать встающие перед ним задачи по освоению, применению и преобразованию окружающей действительности и личного опыта.

Д.Б. Эльконин пишет, что замещение является основным механизмом перехода от слоев различной степени реальности к ирреальным слоям [18].

Процессы замещения присутствуют практически во всех видах детской деятельности, которые именно в дошкольном возрасте имеют ярко выраженный моделирующий характер. Так, сюжетная игра, отражающая взаимоотношения между людьми, основывается на замещении трех компонентов - предмета, позиции и ситуации. Исключительную роль замещение играет в изобразительной деятельности, в процессе которой ребенок создает графическую модель мира. Особенно ярко замещение проявляется в речи, где связано с расширением значений употребляемых слов и тех функций, которые она выполняет в жизни ребенка.

Борисова Н.А. отмечает, что умение понимать и создавать идеализированную предметность и оперировать ею является фундаментальной способностью человека, расширяющей сферу его воздействия на объективную действительность [2].

Как любая многоуровневая способность, пишет Фишман М.Н. (1989), знаково-символическая деятельность развивается постепенно, по мере вхождения ребенка в социальный, знаковый мир. На ранних этапах ее развитие связано с общением со взрослым, подражании, игре, рисовании, а затем в процессе интериоризации она усложняется и формирует такие психические процессы, как мышление и творчество. Система знаково-символической деятельности дошкольника включает три взаимосвязанных уровня развития: замещение, моделирование и элементы умственного экспериментирования [16].

Таковы и взгляды К. Левина по вопросу о слоях различной степени реальности в психологической структуре личности и о динамике замещения как основном механизме перехода от одних слоев к другим [8].

Д.Б. Эльконин на основе анализа работ К. Левина, установил некоторые особенности замещения:

а) чем больше потребность, тем сильнее тенденция к замещению;

б) замещающие действия часто возникают в ситуациях, в которых оказывается невозможным достижение известной цели и в которых существует психобиологическое напряжение;

в) замещающее действие возникает из системы напряжений, соответствующей первоначальному действию;

г) во многих случаях замещающее действие не приводит к полному удовлетворению потребности и личность становится лишь более неудовлетворенной;

д) замещающая ценность действия тем выше, чем более реальным является само замещающее действие;

е) при неспонтанно возникающем замещении замещающая ценность тем выше, чем больше соответствует замещающее действие не новой цели, а другому способу достижения первоначальной цели;

ж) чем сильнее потребность, тем меньше оказывается замещающая ценность замещающего действия, но, с другой стороны, тенденция к замещающему действию усиливается вместе с усилением напряжения самой потребности [18].

С.Ю. Головин (1998) определяет замещение как процесс и результат замены вытесненного влечения или представления некоей иной тенденцией или символом, как защитный механизм, имеющий различные формы проявления. К результатам и показателям замещения относятся ошибочные действия, остроты, некоторые компоненты сновидений, невротические симптомы и пр. Заместитель определяется автором как душевный импульс, направленный из бессознательного в сознание и являющий собой новую форму старой вытесненной идеи, связанной с несовместимым желанием [14]

О.А. Науменко (2000) отмечает, что процессы замещения присутствуют практически во всех видах детской деятельности. Исключительная роль принадлежит замещению в изобразительной, речевой деятельности, но особенно ярко замещение проявляется в игре. Именно в игровой деятельности появляется возможность замещать одни предметы, операции другими. В игровой ситуации ребёнок начинает использовать предметные и ролевые замещения, т.к. в символической форме он удовлетворяет свою реальную потребность воспроизводить действия взрослого в той мере, в которой они ему понятны и обобщены, а также получает возможность использовать предмет не в его прямом назначении, а в функции выражения природы другого предмета [12].

Понятие «замещение» было использовано З. Фрейдом (1989) в различных контекстах с целью демонстрации работы внутрипсихических механизмов, когда в результате бессознательной деятельности человека осуществляется своего рода подставка вместо одного чего-то другого [17].

В его работе «Толковании сновидений» речь шла о сновидении как целом, являющемся «искаженным заместителем чего-то другого», замещении элементов сновидения символами и замещающих представлениях, которые попадают в поле сознания при толковании сновидений.

В других работах З. Фрейда, включая «Психопатологию обыденной жизни» и «Бессознательное и его отношение к остроумию», процессы замещения рассматривалось в плане образования ошибочных действий и промахов человека, различного рода острот, шуток и каламбуров.

В его работах, посвященных исследованию природы невротических заболеваний и аналитической терапии, замещение трактовалось в плане возникновения симптомов. По этому поводу З. Фрейд заметил: «Образование симптома – это замещение чего-то другого, что не могло появиться. Определенные душевные процессы нормальным образом должны были развиться настолько, чтобы они стали известными сознанию. Этого не случилось, но зато из прерванных, каким-то образом нарушенных процессов, которые должны были остаться бессознательными, возник симптом» [17].

Василюк Ф. Е. (1984) описывая процессы переживания, показывает как происходит преобразование или замена структурных компонентов деятельности, иначе говоря, как замещения. Основой понятия замещения в данном контексте является представление о связи между двумя разновременными и отличающимися деятельностями, когда последующая, хотя бы отчасти решает проблемы, стоявшие перед предыдущей, но не разрешенные ею.

Замещающая деятельность может отличаться от исходной переходом активности в иной план (например, от предметно-практического осуществления в плоскость фантазии) изменением формы активности (просьба может смениться требованием, требование - угрозой), сдвигом к генетически более ранним способам поведения [4].

Кроме изменения самой активности происходят изменения непосредственной цели или объекта действия. Данный набор «параметров» замещения выделяют Д. Миллер и Г. Свэнсон. Например, авторы полагают, что выделенные параметры замещения – это источник действия, само действие, соответствующая эмоция и объект [4].

2. Замещающие действия

Рядом с понятием «замещение» К. Левин употребляет «замещающее действие» (Substitution), как действие, выполняющее функцию снятия напряженности в системе. Замещающие действия как избыточность ресурсов для удовлетворения важных для человека потребностей дает ему чувство уверенности и надежности, избавляет от страха перед потерями и от необходимости считать каждую мельчайшую единицу ресурса (например, копейку).

Избыточность имеющихся ресурсов обычно осознается человеком как наличие замен, замещающих действий, запасных вариантов, позволяющих гибко менять способы удовлетворения потребности. По мнению автора, если в составе избыточных ресурсов имеются разнокачественные функциональные эквиваленты, то возникает ситуация выбора и человеку приходится решать, какие из имеющихся разнородных средств использовать для удовлетворения потребности, а какие оставить без употребления [8].

В теории К. Левина замещающее действие несет в себе функцию регуляции, а не защиты как у З.Фрейда. В психологии известен эффект так называемого незавершенного действия (Б.В. Зейгарник, К. Левин). Он заключается в том, что всякое препятствие ведет к прерыванию действия до тех пор, пока препятствие не будет преодолено или человек не откажется от его преодоления. В работах автора показано, что незаконченные действия формируют тенденцию к их завершению, при этом, если прямое завершение невозможно, человек начинает совершать замещающие действия, или некоторые специализированные формы замещающих действий [8].

Неудовлетворенные потребности как последствия незавершенных действий могут быть удовлетворены через замещающие действия, т.е. напоминающие незавершенную деятельность или являющиеся производными от нее. Если влечения остаются нереализованными, то З. Фрейд говорит о «судьбах влечений» или о смене собственно активности влечения через смещение первоначального объекта влечения на замещающий, или о так называемой сублимации «энергии влечения», которая разряжается тем самым в форме относительно безобидных видов активности [17].

К. Левин сближает замещение с «орудийной» деятельностью в том смысле, что замещающая деятельность выступает как орудие удовлетворения «первичной внутренней цели». С позиции автора, замещение может выступать в двух функциях по отношению к исходной деятельности: в функции «орудия» или средства; и в функции переживания в зависимости от психологического содержания той промежуточной ситуации, которая имела место между исходной и замещающей активностью [8].

Если это была просто ситуация затруднения, то замещающая деятельность психологически выступает в «орудийной» функции, как средство достижения той же самой цели: не удалось позвонить по телефону, можно отправить телеграмму. Ф.Е. Василюк указывает, что если никакого «можно» не остается и человек впадает в состояние фрустрации, то замещающая деятельность выступает в функции переживания [4].

Р.М. Грановская отмечает, что замещающая деятельность может отличаться от исходной переводом активности в иной план, например, из практического осуществления в мир фантазии. В работах многих исследователей показано, что незаконченные действия формируют тенденцию к их завершению, при этом, если прямое завершение невозможно, человек начинает совершать замещающие действия.

Можно допустить, пишет Р.М.Грановская, что механизмы психологической защиты - это и есть некоторые специализированные формы замещающих действий. Когда человеку не удается выполнить действие, необходимое для достижения поставленной перед ним цели, он иногда совершает первое попавшееся бессмысленное движение, дающее какую-то разрядку внутреннему напряжению. Р.М.Грановская считает, что функции психологической защиты по своей сути противоречивы: с одной стороны, они способствуют адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с другой, - могут ухудшить приспособленность к внешней социальной среде. В каждодневной жизни человека часто встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность по каким-либо причинам не может быть удовлетворена, т.е. отсутствует возможность ее удовлетворения. В таких случаях поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Психологическая защита определяется как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения.

Такого рода психическая деятельность реализуется в форме специфических приемов переработки информации, которые позволяют сохранять достаточный уровень самоуважения в условиях эмоционального конфликта [5].

М.Ю. Бурыкина  выделяет комплекс фиксированных, адаптивных и неадаптивных действий, направленных на снятие напряжения нереализованных личностных потребностей.

Возникшая дисгармония личностной потребности маскируется замещающим действием (чаще простыми стереотипными, автоматизированными действиями у детей) и закрепляется в этом способе реагирования на потребностную ситуацию (по К. Левину) [8].

При этом, в самой природе замещающих действий заложены адекватные способы замещения позволяющие удовлетворить возникшую потребность и приводящие к разрядке и положительной оценке состояния удовлетворения личностной потребности.

Борисова Н. А. рассматривает замещение как основу познавательных способностей, представляющую собой фундаментальное свойство человеческого сознания. По мнению Н.А. Борисовой, замещение по праву считается одним из наиболее сложных новообразований дошкольного детства и именно в этом возрасте ярко выступает его всеобщий, универсальный характер. Отражение ребенком-дошкольником окружающей действительности с помощью различных знаковых систем способствует интенсивному развитию всех психических процессов и в первую очередь мышления, стимулирует формирование важнейших видов детской деятельности — игры, рисования и речи, ускоряет процесс социализации. При этом, указывает Н.А. Борисова, замещение лежит в основе оперирования всеми видами знаковых средств, является базовым уровнем знаково-символической деятельности, основой ее развития и совершенствования [2].

3. Виды и формы замещения

К. Левиным были выделены следующие типы замещения:

1. Эквивалентные, связанные с основным направлением деятельности. Напряжение устраняется, насыщаясь схожим по цели действием. Например, вместо того чтобы воспользоваться автобусом, человек решил поехать на метро.

2. «Pars pro toto». Человек действует в направлении первоначальной цели, но целевое действие так и не совершается. Например, человек намерен зайти в магазин, но, забыв о намерении, тем не менее, проходит по улице, на которой расположен магазин.

3. Нереальные символические решения (осуществляемые в нереальной сфере). Возникают, когда в реальности решение недостижимо [8].

Человек может успокоиться на замещающей деятельности, которую можно рассматривать как символ первоначального действия.

М. А. Карева (1994) отмечает, что для замещения большую роль играет уровень реальности второй (замещающей) деятельности. Чем реальнее ее уровень, тем выше эффективность замещения. Эффективность замещения связана с достижением внутренней цели деятельности (но не внешней!). Поэтому социальные факторы очень существенны для определения реального или нереального характера события [6].

По Р.М. Грановской, замещение имеет 2 формы: а) замещение объекта (страх замещается заместительной агрессией); б) замещение потребности (замещается обращением к новым ценностям) [5].

В психоанализе (З.Фрейд, А. Фрейд, В.Лейбин) выделяются следующие виды замещения:

1) замещение объекта (замещение путем замещения объекта) - при этом те чувства и действия, кои должны были направляться на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иррелевантный объект (не имеющий отношения к ситуации и причине конфликта); такое замещение происходит при невозможности выразить чувства или осуществить действия по отношению к нему вследствие социальных или физических причин: например, агрессия по отношению к начальнику вымещается на членах семьи;

2) замещение потребности (замещение путем замещения потребности) - состоит в изменении чувства на противоположное при сохранении неизменным объекта: любовь, не нашедшая ответа, превращается в ненависть; сексуальная потребность - в агрессию;

3) замещение деятельности - в том числе процесс пластичной смены объекта сексуального влечения и стремления на более достижимый, даже на суррогат [10].

В семейной психологии (Лангеймер И., Матейчик З.) рассматриваются следующие виды замещения:

1. Замещение семейной заботы другими родителями.

2. Замещение условий среды, компенсация неудовлетворенных аффективно-социальных потребностей.

3. Замещения товарищами. Ребенок подвергается конфликтам и повторным фрустрациям до тех нор, пока он не сумеет приспособиться к требованиям, предъявляемым детской группой; в других случаях ребенок прекращает свои стремления, становится замкнутым или же начинает искать иные замещающие пути удовлетворения, которые его продолжают отдалять от общества.

4. Сенсорное замещение – если остаток сенсорной функции настолько мал, что для осуществления основной стимуляции возможности нет, а также не имеется возможности для реабилитации, то ребенок обычно ориентируется с помощью других органов чувств и ищет замещение в повышенном приобретении стимулов из других источников [9]. Пожалуйста, подождите

В.В. Сорочан выделяет следующие пути замещения действий, то есть - «смещение» в объекте:

1. Путем «генерализации» или «растекания» поведения.

2. Путем эмоционального переноса.

3. Респондентная агрессия (агрессия при «замещающих» действиях направляется против неодушевленных предметов или посторонних лиц).

4. Аутоагрессия [15].

М.Ю. Бурыкина полагает, что замещающее действие может быть адекватным и неадекватным. Объект (или его образ) взаимодействия замещается контактом с другим человеком, способным удовлетворить возникшую потребность (нет близкого взрослого, например, матери, есть «другой» взрослый или сверстник) - это адекватное замещение приведет к разрядке и положительной оценке состояния удовлетворения личностной потребности. Неадекватное замещение (взаимодействие с предметом или его образом в отсутствие контакта с людьми) будет способствовать формированию не только психологических защит, но и их фиксации, что приведет к закреплению какой-либо формы замещающего поведения [3].

Литература

  1.  Борисова, Н.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию способности к замещению у детей с интеллектуальной недостаточностью., автореф. дис. к. пед. наук, М. – 2004. 220 с.
  2.  Бурыкина, М.Ю. Содержание дисгармонии личностных потребностей детей дошкольного возраста в связи негативным материнским отношением к ним. Брянск, Сборник статей Ярославль.
  3.  Бурыкина, М.Ю.Замещающее поведение детей и подростков в контексте материнского отношения.- Брянск: Курсив, 2009. - 150 с.
  4.  Бурыкина, М.Ю. Психология личностных потребностей детей дошкольного возраста.- Saarbrucken, Lap Lambert Academic Publishing GmbH & Co.KG. 2012. - 326 c.
  5.  Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М., 1984.
  6.  Грановская, P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988.
  7.  Карева, М. А., Марилов, В. В. Психологический анализ случая нервной анорексии / М.А. Карева, В.В. Марилов // Патопсихологические исследования в психиатрической клинике.- М.: 1994.
  8.  Коверзнева, И.А. Психология активности и поведения. Мн., 2010
  9.  Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды / К. Левин// Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой. — М.: Смысл, 2001.
  10.  Лангеймер, И., Матейчик, З. Психическая депривация в детском возрасте., Прага,1984.
  11.  Лейбин, В. Словарь-справочник по психоанализу.- М.,  2010. -
  12.  Магун, В.С. О взаимосвязи между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворенностью / В.С.  Магун // Вопросы психологии. -1978. - № 6. - С.24
  13.  Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. –М., 2003.- 672 с.
  14.  Науменко, О.А. Формирование основ знаково-символической деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореф. канд. дисс. М., 2000. -19 с.
  15.  Сименович, Е. «Метод замещающего онтогенеза» в нейропсихологии. М.: Генезис, 2007.- 474 с.
  16.  Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин: Харвест; Минск; 1998.- 661 с.
  17.  Сорочан, В.В. Юридическая психология. М.: МИЭМП, 2010. -105 с.
  18.  Фишман, М.Н. Интегративная деятельность мозга в норме и патологии. М.: Педагогика, 1989. -144 с.
  19.  Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции / 3.Фрейд  // под ред. М.Г. Ярошевский. -М.: Наука, 1989.- 124 с.
  20.  Эльконин, Д.Б. Роль знакового опосредствования в процессе решения задач «на соображение»: Автореф. канд. дисс. М.: НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, 1982. - 26 с.

 

PAGE  13


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59963. НЕХАЙ ВОГОНЬ В СЕРЦЯХ ПАЛАЄ, А ПОЖЕЖ ХАЙ НЕ БУВАЄ 542 KB
  МЕТА: продовжувати ознайомлювати учнів із поняттям вогонь; формувати уявлення про причини виникнення пожежі в побуті та її наслідки; вчити учнів правильно діяти у випадку виявлення пожежі вдома чи інших об’єктах; розвивати навички самозахисту в умовах задимленого помешкання...
59965. План-конспект уроку фізичної культури на матеріалі волейбол 71.5 KB
  Ходьба: звичайна в обхід спортзалу; на п`ятках руки вгору; на носках руки в замок вгору; перекат з п’ятки на носок руки на пояс на зовнішній стороні стопи руки в сторони; на внутрішній стороні стопи руки за спину; в присіді...
59966. Правление князя Владимира Великого 66.5 KB
  ЦЕЛЬ: рассмотреть внешнюю и внутреннею политику Владимира Великого раскрыть её противоречия: рассмотреть территориальные изменения; установить хронологическую последовательность событий; изучить реформы Владимира и их значение для дальнейшего развития Русского государства...
59967. Ми можемо відкрити новий світ, коли навчимося ставити вірні запитання 387.5 KB
  Добре поставлене запитання – це запитання, на яке учень захоче відповісти, зможе відповісти або над яким він схоче задуматись, і він буде зацікавлений у співпраці. Уміння ставити запитання є необхідною ознакою фахової та педагогічної майстерності.
59970. Вправи для розвитку уваги, пам’яті, уяви на заняттях гуртка 56.5 KB
  Вправи для розвитку уваги 1. Вправи для розвитку памяті 1. Гра для розвитку механічної памяті Грати можна і вдвох із дитиною але краще компанією з 3-5 дітей.
59971. Нумо гратись! Скарбничка вправ – руханок 80 KB
  Учасники стають у коло один за одним. Ведучий промовляє слова які супроводжуються певними рухами а учасники повторюють за ним: Ми йдемо полювати на лева. Ведучий дає інструкцію: Уявіть що наша група – це великий годинник учасники розраховуються по порядку запам’ятовуючи свої порядкові номери.