88576

Типы и виды культуры

Реферат

Культурология и искусствоведение

Содержательная характеристика конкретно-исторических типов культуры называется типологией культуры. История развития теоретической мысли о культуре знает много типологизаций, например, Данилевского, Ницше, Шпенглера, Сорокина, и др.

Русский

2015-05-02

58.5 KB

12 чел.

Типы и виды культуры.

Общее понятие «культура» в реальной жизни воплощается, проявляется во множестве конкретных типов культуры. Типы культуры – конкретно-исторические совокупности ценностей и норм, которые образуют целостные, относительно замкнутые системы, которые образуют целостные, относительно замкнутые системы. Эти системы состоят в свою очередь из ценностей и норм, сложившихся в различных сферах общественной жизни и представляющих собой соответственно художественную, экономическую, политическую, нравственную, правовую, религиозную и другие культуры, которые называют сферами культуры.

Содержательная характеристика конкретно-исторических типов культуры называется типологией культуры. История развития теоретической мысли о культуре знает много типологизаций, например, Данилевского, Ницше, Шпенглера, Сорокина, и др. Существует более десятка встречающихся в теоретической литературе принципов систематизации культуры. В качестве основных критериев можно назвать следующие:

- социальная структура общества,

- регионально-этническая специфика общества,

-исторический тип общества.

1.Социальные типы культуры.

Любое общество неоднородно, состоит из разных социальных групп – национальных, демографических, профессиональных ит.д. Несмотря на существующую между ними различия, у них некоторые общие ценности и нормы, обусловленные общими условиями жизни. Эта объединяющая большинство членов система ценностей и норм называется доминирующей культурой. В силу имеющихся различий постепенно у каждой из них формируется собственная культура, получившая название субкультура.

Субкультура – эта часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающая или противостоящая доминирующей куьтуре, но в главных частях согласующаяся и продолжающая ее.

 Контркультура. Термин предложен американцем Т.Роззак в труде "Становление контркультуры" (1969). В целом идейным предшественником контркультуры считают философию Ф.Ницше.

Элитарная концепция Ф.Ницше проявляет себя в виде сверхчеловека. Сверхчеловек имеет привилегированное положение в обществе и наделен уникальной эстетической восприимчивостью.

Наиболее яркое проявление контркультуры – движение хиппи. Это бунт против действительности, против стереотипов, против ядерной и технотронной действительности. Массу шокирует поведение представителей контркультуры: манера одежды, мышления, поведения, чувствования, общения. Культ спонтанного, неконтролируемого разумом поведения, склонность к массовым сборищам, оргиям, наркотикам, создание коммун, коллективных семей с беспорядочными половыми связями, сексуально-революционная мистика тела и т.д.

Контркультура может быть определена  как протест против материального благополучия, конформизма и бездуховности наиболее обеспеченной части человечества. Представители контркультуры провозглашают собственность, семью, нацию, этику, личную ответственность и другие традиционные ценности цивилизации ненужными предрассудками.

Контркультура характерна для элиты молодежной среды, следовательно, ее можно рассматривать как молодежную контркультуру, как социальный инфантилизм, как детскую болезнь молодежи, физическое становление которой наступает гораздо раньше гражданского становления. Представители контркультуры впоследствии, после обретения жизненного опыта, становятся вполне законопослушными представителями своего общества.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень выделяют такие типы культуры, как элитарная, народная и массовая.

Элитарная культура существовала с античных времен. В ХХ в. в элитарной культуре произошли такие явления как распад реализма в пластических искусствах, появление импрессионизма, кубизма; трансформация романа в "поток жизни", "поток сознания" Пруста и Джойса; символизм в поэзии (Блок, Белый).

Явления элитарной культуры исследовали Ницше, Ортега, Парето и др. По мнению Ортеги, элита есть в каждом обществе. Элита – это наиболее способная к духовной деятельности. Одаренная нравственными и эстетическими задатками часть общества. Именно элита обеспечивает прогресс общества. Поэтому художник сознательно обращается к ней, а не к массе. Недостаток элитарной культуры – эстетический изоляционизм, бесстрастное отношение к человеку, дегуманизация искусства.

Типичное явление элитарной культуры – теория и практика "чистого искусства". В первой половине ХХ в. сторонниками чистого искусства были С.Дягилев и художник А.Бенуа. Сторонники "чистого искусства" абсолютизировали личность творца. Они считали строго обязательным особое авторское видение действительности в художественном произведении. Причем этот подход понимался как наличие совести у художника.

Под совестью подразумевалась субъективная искренность творца в выражении им красоты. Деятельность Бенуа и других представителей "чистого искусства" получила мировую известность и поддержку от представителей западного модернизма.

Народная культура возникла в глубокой древности и существует как историческое наследие, передающееся из поколения в поколение. Авторами  народных творений являются простые люди, не профессионалы. Они зачастую неизвестны. Их произведения распространяются как в письменном, так и в устной форме. И существуют обычно  во множестве вариантов (мифы, эпос, песни, сказки, легенды и т.д.).  К народной культуре относится народная медицина, народная педагогика, суть которой часто выражается в пословицах и поговорках. Народная культура постоянно развивается и пополняется новообразованиями (анектдоты, тосты, песни и т.д.).

Понятие "массовая культура".

Х. Ортега-и-Гассет "Восстание масс" (1930) выводит понятие "масса" из определения "толпа". Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество и есть масса. Причину выдвижения масс на авансцену культуры Х.Ортега видел в низком качестве культуры, когда человек "не отличается от остальных и повторяет общий тип".

Д.Белл (США) в работе "Конец идеологии" (1960) сформировал 5 значений понятия "масса":

1) Масса – недифференцированное множество.

2) Масса – синоним невежества.

3) Масса – механизированное общество (придаток техники).

4) Масса – бюрократизированное общество (потеря индивидуальности в пользу стадности).

5) Масса – толпа.

Вывод: масса есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.

М.Маклюэн (Канада). "Печатная техника создала публику, электронная – массу". Современные СМИ, создав "глобальную деревню", создают и "нового племенного человека". Этот новый человек отличается от племенного тем, что его мифы формирует электронная информация.

Проблемы массовой культуры.

Понятие "массовая культура" отражает сдвиги в механизме современной культуры. Идет развитие средств массовой коммуникации (радио, кино, телевидение, газеты, журналы, аудио, видео); становление индустриально-коммерческого типа производства; распределение стандартизированных духовных благ; демократизация культуры  и повышение уровня образования масс;  увеличение времени досуга и затрат на досуг в домохозяйствах. Эти причины превращают культуру в отрасль экономики, превращая ее в массовую.

Через СМИ продукция массовой культуры охватывает большинство членов общества. Массовая культура ориентирует и подчиняет себе многие стороны  человеческого существования от типа жилища до выбора одежды и форм интимных отношений.

Когда появилась массовая культура? 1870 г. Великобритания – закон о всеобщей грамотности. 1895 г. – изобретение кино. Начало ХХ в. – изобретение магнитофона и телевидения.

Механизм распределения массовой культуры связан с  рыночными отношениями. Продукция массовой культуры должна находить спрос в массах, иначе ее производители разорятся. Следовательно, массовая культура – искусство для каждого, оно обязано учитывать его вкусы и запросы. "Кто платит, тот и заказывает музыку".

Массовая культура, с одной стороны, демократична, с другой – превращает человека в запрограммированную машину, человека-винтика машины массовой культуры.

Можно выделить ряд признаков продукции массовой культуры:

- развлекательность, сентиментальность;

- примитивизация человеческих отношений;

- натурализация (секс, насилие);

- культ успеха сильной личности;

- культ посредственности, примитивная символика.

Массовая культура как часть общечеловеческой культуры имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства: демократична, доступна, потому что она базируется на архетипах (архетип – бессознательный интерес людей к эротике и насилию).  Этот интерес – база успеха массовой культуры. Недостатки: низведение творческой деятельности человека к акту бездумного потребления.

В качестве культурологической оппозиции массовой культуре выступает элитарная культура. Основное отличие элитарной культуры от массовой – сохранение творческого начала. Творчество в элитарной культуре проявляется как творцом произведений, так и потребителем его.

Массовая культура – это культурная продукция, которая производится ежедневно в больших объемах, потребляется повсеместно и распространяется СМИ.

Массовая культура рассчитана на массовое потребление. Следовательно, духовные и материальные артефакты выступают в данном случае как товар для многочисленного покупателя. Производитель данного товара имеет заданную коммерческую установку на продажу как можно большего количества культурного товара. Для того, чтобы организовать массовое производство товаров массовой культуры, создаются финансово-индустриальные объединения, включающие банки, промышленность, творческие коллективы. Крупные вложения экономических ресурсов, которые производят данные объединения, требуют выпуска коммерческих, кассовых, развлекательных произведений искусства, рассчитанных на массового зрителя. Цель – получение максимальной прибыли.

Такую прибыль можно получить лишь, организовав сбыт своей продукции через аудиторию огромных залов, стадионов, телевидения и киноэкранов. Следовательно, производство продукции массовой культуры невозможно без соответствующего массового потребителя.

Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы. Под влиянием массовой культуры происходит отказ от рационального начала в сознании.

Цель массовой культуры – заполнение досуга, снятие напряжения и стресса, а также стимулирование потребительского сознания. Т.е. массовая культура, манипулируя сознанием человека, создает себе потребителя, который пассивен, некритичен в отношении продукции массовой культуры. Следовательно, важнейшая черта массовой культуры – манипуляция человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной  сферы чувств человека. Массовая культура формирует массовое сознание. Оно отличается консервативностью, инертностью, носит ограниченный характер. Массовое сознание имеет специфические средства выражения:

- ориентация на стереотипы, искусственно создаваемые образы;

- идолопоклонство;

- конформизм.

В массовой культуре используются такие жанры искусства, как мелодрама, мюзикл, детектив, вестерн и т.п. В рамках данных жанров создаются упрощенные "версии жизни" – стереотипы поведения. Ритуальные формы массовой культуры "добро всегда вознаграждается", "любовь всегда побеждает".

Т.о., массовая культура стремится определить мировоззрение человека, базируясь на определенных философских основаниях.

Философское основание массовой культуры можно найти уже в учениях античных философов. Греческая философская школа киренаиков создала этическое учение – гедонизм. Основа гедонизма – тезис, что наслаждение является целью всего поведения человека.

В качестве современной философской основы массовой культуры выступает философия позитивизма. Позитивизм в эстетике проявился как натурализм. Это философия, которая сводит эстетические принципы к законам биологии. Зависимость искусства от биологии стала мировоззренческой платформой для многих произведений массовой культуры.

В массовой культуре нашла воплощение ключевая идея Г.Спесера – индивидуализм, конкурентная борьба и выживание наиболее приспособленных необходимы для развития общества. Спенсеровский социал-дарвинизм нашел отражение в произведениях массовой культуры в виде идей тотального противостояния культур, религий, рас. Пример: American dream, советский образ жизни.

Философия позитивизма явилась главной формой мировоззренческого обоснования натуралистического художественного метода в искусстве. Натурализм как метод художественного творчества оформился во второй половине XIX в. в Европе (братья Гонкуры, Э.Золя и др.). В натуралистических произведениях роль материальной среды преувеличена, выпучена, и недооцениваются другие факторы, влияющие на личность. Натуралистические школы привели к развитию бытоописательства, развитию искусства, в котором доминировали подробности физической жизни человека.

Философия прагматизма также является одной из основ массовой культуры.

Д.Дьюи, США (1859-1952), "Искусство как опыт" (1932), культурологическая концепция. В основе художественного творчества лежит чувственный опыт, который является результатом взаимодействия организма и его окружения. Следовательно, искусство может обладать социально-интегрирующей способностью, т.е. быть массовым.

Прагматизм утверждает, что все то, что имеет практическую пользу, и есть истина. Любая идей (научная, религиозная, художественная) может быть оправдана, если она обеспечивает успех деятельности людей. Прагма – лат. "дело", "действие".

Практическая реализация прагматизма в искусстве – реклама.

Философия З.Фрейда – фундамент массовой культуры. В своей теории бессознательного Фрейд утверждал, что сущность человека выражается в свободе от инстинктов. Следовательно, жизнь в обществе возможна только тогда, когда эти инстинкты подавляются, возникает фрустрация – неосознанная ненависть индивида к обществу. Но поскольку общество всесильно, то человек находит выход страстям в искусстве.

Влияние Фрейда на массовую культуру состояло в том, что массовая культура стремится использовать инстинкты человека – страх, агрессивность, секс.

Реализация инстинкта страха кинематографически:

- ужасы (катастрофы, монстры, сверхъестественные силы);

- инопланетяне;

- терроризм.

Результат подобного творчества  - преступления, чувство страха, нечувствительность к происходящему, подготовка к разрушению цивилизации.

Подобный же результат вызывают художественные произведения, основанные на эксплуатации инстинкта агрессивности – насилие.

Секс…

2.ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУР.

Человечество состоит из народов (этносов). Этнос – это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей. Этнос может существовать в виде отдельного племени, народности, нации. Этнообразующими факторами и одновременно признаками этноса являются кровное родство, общность исторической судьбы, единство территории и языка, общая культура и традиции, общее самосознание, устойчивая преемственность поколений. Культура этноса существует преимущественно на уровне обыденной жизнедеятельности, бытовом уровне. Она включает орудия труда, нравы, обычаи,  нормы права, постройки, домашнюю утварь, фольклор  ит.д. Этническая культура связана с ландшафтом, географическими и климатическими условиями жизни людей на определенной территории , поэтому ей присущ местный (локальный) характер.

Более поздним историческим образованием по сравнению с этносом является нация. Нация – это общность людей, имеющая не только единую территорию, единый литературный язык, общие особенности духовной жизни, но и единый хозяйственный организм и вытекающую из него единую государственность. Нация объединяет людей живущих на большой территории и необязательно связанных кровно-родственными связями (английская, немецкая и т.д.).

Не сколько наций с родственными этносами и языками, часто со смежной территорией, схожей историей образуют региональную общность людей. (арийцы, славяне, латиноамериканцы,  и т.д.)

В еще более общем плане человечество делится на западную и восточную цивилизации. Соответственно выделяют западный и восточный тип культуры, различия между которыми весьма существенны. Западная культура ориентирована на познание и преобразование окружающего мира, ценности технического и технологического развития, динамический образ жизни, содержит идею значимости личности, приоритета инициативы и творчества. Для восточной культуры характерны большая интроверсия, ориентация на приспособление к природе, идее общности и т.д.

  1.  ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУР

 Историческими типами культуры называют сменяющие друг друга эпохи в развитии общества. Хронологически первым историческим типом культуры является первобытная культура. Это самая древня и самая продолжительная эпоха  в человеческой  истории. Из-за традиционного характера цивилизаций Востока более проработанной является историческая типология европейского региона.  Но, как правило, рассматривают отдельно культуру Древнего Востока (Шумеры, Вавилон, Египет, Китай, Индию). Принято выделять: античную культуру, средневековую, культуру Возрождения, культуру Нового Времени, современную культуру.

5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76137. Безработица: сущность причины формы и последствия 30.04 KB
  Безработица это социальноэкономическое явление при котором часть трудоспособного населения не находит применения своему труду не получает работу причиной этого является превышение числа желающих найти работу над числом имеющихся рабочих мест.
76138. Элементы процесса управления. Функции управления 52.65 KB
  Актуальность темы контрольной работы состоит в том что эффективность управления определяется степенью взаимодействия сознательной управленческой деятельности с законами рыночной экономики. Цель работы: изучить вопросы определения менеджмента как вида деятельности его место в процессе управления.
76139. Несогласованность расчетов рассеивания в атмосфере вредных веществ и нормирование их концентрации 263.5 KB
  В 1951 г. в нашей стране были утверждены ПДК для 10 наиболее распространенных атмосферных загрязнителей. Это были первые в мире нормативы качества воздуха введенные работами проф. В.А. Рязанова и его последователей.
76140. WiFi технология беспроводной связи 180.5 KB
  Во всем мире стремительно растет потребность в беспроводных соединениях особенно в сфере бизнеса. Пользователи с беспроводным доступом к информации всегда и везде могут работать гораздо более производительно и эффективно чем их коллеги привязанные к проводным телефонным и компьютерным сетям.
76141. ДОПИНГ В СПОРТЕ И ЖИЗНИ 147.5 KB
  В настоящее время для профессионального спорта остро стоит проблема применения спортсменами допинга. Решение данной задачи сразу же влечёт за собой цепь сопутствующих вопросов: как совершенствовать систему допингконтроля какие препараты запретить к использованию...
76142. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТОВ ИНЕРЦИИ ТВЕРДЫХ ТЕЛ МЕТОДОМ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ 493.5 KB
  Если известен момент инерции тела относительно оси проходящей через центр масс то момент инерции тела относительно любой параллельной оси можно определить воспользовавшись теоремой Штейнера согласно которой момент инерции...
76143. Обонятельная ольфакторная сенсорная система 334.64 KB
  Сруктурно функциональная характеристика обонятельного анализатора. По волокнам обонятельного нерва импульсы поступают на обонятельную луковицу структуру переднего мозга в которой осуществляется обработка информации и далее следуют в корковый обонятельный центр.
76144. Сучасні імена українців 29.38 KB
  Візантійські імена крім давньогрецьких охоплювали давньоримські і давньоєврейські а також незначну частину імен тих народів з якими греки візантійської епохи підтримували торговельні і культурні зв’язки.
76145. Сущность и особенности функционирования рынка недвижимости 449.5 KB
  Одним из его видов является рынок недвижимости в котором главную роль играет недвижимое имущество его стоимость и участники рынка. Обязательным условием оценки недвижимости является учет специфики функционирования рынка недвижимости так как состояние рынка недвижимости оказывает существенное влияние...