88590

Политика Петра I. Реформы

Реферат

История и СИД

Грандиозные внешнеполитические успехи России в ХVIII веке резкий подъем экономического и культурного потенциала страны ставших своего рода историческим феноменом неразрывно связано с деятельностью Петра I выдающегося государственного деятеля полководца и дипломата.

Русский

2015-05-02

52.04 KB

6 чел.

                                              Содержание

Введение                                                                                                                   3

1.  Внутренняя политика   Петра  I                                                                        4

1.1  Административная реформа                                                                           4

1.2   Военная реформа                                                                                             5  

1.3  Экономическая реформа                                                                                  7

1.4  Церковная реформа                                                                                          9

2.  Внешняя политика  Петра I                                                                             11

2.1  Великое посольство                                                                                        11  

2.2  Северная война  (1700-1721 гг.)                                                                    13

2.3  Прутский  поход                                                                                             15

2.4  Восточная   политика  Петра  1.  Каспийские (персидские)

походы  (1722-1723 гг.)                                                                                         17

Заключение                                                                                                             20

Список использованных источников                                                                   21

         Введение

Время Петра Великого, или, иначе говоря, эпоха петровских преобразований, - важнейший рубеж в отечественной истории. Грандиозные внешнеполитические успехи России в ХVIII веке, резкий подъем экономического и культурного потенциала страны, ставших своего рода историческим феноменом,  неразрывно связано с деятельностью Петра I - выдающегося государственного деятеля, полководца и дипломата.

Благодаря внешней политике Петра, было покончено с политической изоляцией, и укреплялся международный престиж России. Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.

Основные направления внешней политики России этого периода – северо-западное и южное - определялись борьбой за выход к незамерзающим морям, без чего невозможно было вырваться из экономической и культурной изоляции, а, следовательно, преодолеть общую отсталость страны, а также стремлением приобрести новые земли, укрепить безопасность границ и улучшить стратегическое положение России .

Программа реформ созрела задолго до начала правления Петра I и начались они еще при его деде и отце - царях Михаиле и Алексее. Перестройка тогда коснулась многих сторон жизни. Но Петр, продолживший дело предшественников, пошел гораздо дальше их, вложил в преобразования такую энергию, страсть, которые тем и не снились.

Актуальность темы предопределена большим интересом к истории России, ее  внутренней и внешней политики, международным отношениям во времена правления Петра 1.

  1.   Внутренняя политика  Петра I

         1.1   Административная   реформа

Она была призвана обеспечить неограниченность власти самодержца при решении всех вопросов государственной жизни. Для последней стали характерны строгая централизация, бюрократизация аппарата управления государством, регулярная армия, включение церкви в общую систему государственного администрирования, упорядочение финансовой сферы. Существенное влияние на административные реформы оказали модели центрального управления Швеции. А на уровне областного управления – завоеванных Россией Эстляндии и Лифляндии. Высшим учреждением петровской администрации стал Правительствующий Сенат, сменивший прежнюю Боярскую думу, в 1771г. Во главе Сената с 1722г. находился Генеральный прокурор (до этого обер-секретарь). Вместо приказов, функционировавших на основе персонального принципа, были учреждены коллегии, действовавшие на принципах коллегиальности. В 1717 - 1718 гг. в России было учреждено 12 коллегий, функционировавших на основе специальных регламентов (уставов). Президентами коллегий были русские. А вице-президентами - в большинстве случаев иностранцы. Введение иностранцев в состав коллегий должно было повысить эффективность работы новых органов управления. Преобразование местного управления характеризуется комплексом самостоятельных реформ: городского управления (1699-1721гг.), органов управления на местах (1708-1711, 1719гг.), однако прочной почвы городское самоуправление не в России не имело. В  Петербурге был учрежден Главный магистрат, ведавший делами всего городского сословия в России. В 1708-1709гг. было произведено разделение на 8 губерний. Во главе губерний стоял губернатор, называемый царем. В его руках была сосредоточена исполнительная и судебная власть. В 1719г. они были разделены на 50 провинций, которые делились на уезды,  возглавляемые воеводами.

1.2   Военная   реформа

В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами.

Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определялся войной. Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-1696 гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время. В казне не было необходимых средств, и строительство флота поручалось так называемым «кумпанствам» (компаниям) - объединениям светских и духовных землевладельцев. Начало Северной войны стало толчком к окончательному созданию регулярной армии.

До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского ополчения     и различных  полурегулярных   формирований (стрельцы, казаки,  полки иноземного строя). Революционным изменением было то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами. В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности.

В 1699г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С  двадцати дворов брали одного человека, холостого, в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах.  Были приняты  Воинский (1716г.) и  Морской уставы (1720г.), проводилось широкомасштабное   перевооружение армии.

К концу Северной войны Петр имел огромную, сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.

Главные итоги  военных реформ Петра Великого заключаются в следующем: создание  боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их; появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.); создание мощного военного флота.

Развитие металлургии способствовало значительному росту производства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов. В армии было впервые произведено соединение холодного и огнестрельного оружия - к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска. В начале XVIII в. впервые  в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени.

1.3   Экономическая   реформа

Важное место в комплексе петровских преобразований занимают экономические реформы, отличающиеся практической направленностью. Наибольшие успехи были достигнуты в развитии промышленности, что определялось, прежде всего, необходимостью первоочередного удовлетворения потребностей армии. Правительство всячески стимулировало развитие частного капитала. Для строительства новых мануфактур промышленникам предоставлялись ссуды, различные льготы и монополии. Поощрялось создание промышленных компаний. Для ослабления конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей правительством установились повышенные тарифы на товары, ввозимые из-за границы. Нельзя игнорировать и наличие к концу XVII в.  достаточного развитого внутреннего рынка, национального частного капитала, что в значительной мере обеспечило динамизм и в целом успех проведения преобразований.

Реформа сельского хозяйства:

Именно эта основная отрасль экономики страны была наименее доступна для регулирующей деятельности государства, потому что значительная часть крестьян находилась в полной собственности помещиков. По отношению к помещикам, доводящим своими поборами крестьян до разорения, правительство ограничилось мерами контроля и внушения. В 1721г. вышел Указ о применении в уборке зерновых кос и граблей. Были заложены первые виноградники на Дону. Под особым попечительством государства находилось животноводство.

Социальная реформа:  

Преобразования в социальной сфере не колебали структурной основы общества, но сделали еще более четким сословные границы, одновременно повысив уровень социальной мобильности некоторых категорий населения. Принятие в 1722г. Табеля о рангах, разделило всю массу государственных чиновников на 14 рангов, установил порядок производства в чин на гражданской и военной службе не по знатности, а по личным заслугам и способностям. Преобразования Петра дали толчок возникновению и развитию новых социальных слоев российского общества - бюрократии и буржуазии. Старая аристократия сумела в целом сохранить свое влияние.

Власть помещиков над крестьянами расширилась одновременно с еще большим ограничением гражданских прав последних. В 1724г. в России была введена паспортная система, лишившая крестьян возможности без позволения помещика отлучаться с места своего постоянного проживания.

1.4   Церковная  реформа

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «местоблюстителя патриаршего престола». В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах. Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти. В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви.

Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью. Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления. В 1721г. видный деятель  Петровской  эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в «Святейший правительственный Синод», официально уравненный в правах с Сенатом.

Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую»  систему  церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах.


        2.
Внешняя политика  Петра I

2.1 . Великое посольство

Идея  «Великого посольства» (март 1697 - август 1698г.)  формально имело целью посетить столицы ряда европейских государств  для заключения  союза против Турции. Великими послами были назначены генерал-адмирал Ф.Я. Лефорт, генерал Ф.А. Головин, начальник Посольского приказа, и думный дьяк П.Б. Возницын. В посольство входило 280 человек, в том числе 35 волонтеров, ехавших для обучения ремеслам и военным наукам, среди которых под именем Петра Михайлова был и сам царь Петр. Путь посольства лежал через Ригу и Кенигсберг в Голландию, бывшую в то время крупнейшей морской державой Европы (флот ее составлял 4/5 всего европейского флота), и Англию. Из Англии посольство возвратилось в Голландию, затем оно посетило Вену. В дальнейшем предполагалось направиться в Венецию.

Кроме переговоров и выяснения расстановки сил в Европе, Петр много времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела, знакомству с передовой военной техникой, различными сторонами жизни европейских стран. Он посещал верфи и арсеналы, мануфактуры и школы, монетные дворы и крепости, театры и музеи, парламент и обсерваторию. В течение нескольких месяцев Петр сам работал в качестве плотника на верфях Ост-Индской компании в Голландии, осваивая корабельное дело, и получил соответствующий диплом плотника-корабела. Построенный при участии царя корабль «Петр и Павел» несколько раз ходил в Ост-Индию. «Великие послы» активно стремились наладить торговые, технические и культурные связи с развитыми европейскими державами.

Между тем отношения в Европе в это время складывались не в пользу продолжения войны с Турцией, и вскоре (14 января 1699 г.) России, как и другим странам - членам «Священной лиги», пришлось пойти на перемирие, заключенное в Карловцах. Одновременно Петр убедился, что антитурецкая коалиция распалась, но сложилась благоприятная внешнеполитическая обстановка в борьбе за Балтику, так как крупнейшие европейские государства были заняты предстоящей войной за испанское наследство (1701-1714) - борьбой за обширные владения в Европе и Америке в связи с отсутствием прямого наследника после смерти испанского короля Карла II. Петр хорошо понимал, что именно через Балтийское море возможно установление прочных связей с развитыми странами Европы.

Летом 1698г. Петру неожиданно пришлось прервать поездку. В Вене он получил донесение о новом стрелецком мятеже в Москве. Еще до приезда Петра мятеж был подавлен правительственными войсками. Стрелецкие полки, шедшие на Москву, были разбиты под Новым Иерусалимом (ныне район города Истры под Москвой). Более 100 стрельцов казнили, многие из них были наказаны кнутом и сосланы в различные города. Петр по возвращении заставил пересмотреть приговор. Он лично возглавил новое следствие. Была установлена связь восставших стрельцов с московским боярством и опальной Софьей. Казнили уже более 1000 стрельцов, в казнях участвовали сам царь и его приближенные. Софья, постриженная в монахини под именем Сусанны, под строжайшим надзором прожила до конца своей жизни в Новодевичьем монастыре (1704).

Отсутствие прямых экономических и политических связей с Западной Европой сдерживало рост производительных сил России, замедляло процесс первоначального накопления, являлось одной из причин ее экономической, политической и военно-технической отсталости, что в конечном итоге могло поставить под угрозу ее национальную независимость.

Таким образом, идея «Великого посольства»   имело целью посетить столицы  ряда европейских государств  для заключения союза против Турции. Посольство  не достигло прямой цели, но оно изучило международную обстановку, подготовило почву для борьбы за Прибалтику и за выход в Балтийское море.

2.2 . Северная  война  (1700-1721 гг.)

Основным направлением внешней политики России в рассматриваемую эпоху стала борьба за выход к Балтийскому морю, а ее содержанием явилась длительная, занявшая почти все годы петровского правления Северная война (1700-1721). Северная война началась через 11 лет после восшествия Петра на престол. Вторгшиеся в июле 1655г. шведские войска быстро овладели почти всей территорией польских земель с Варшавой и Краковом, а также частью Литвы. Успехи шведов определялись, прежде всего, капитулянтской позицией польских магнатов и части шляхты, признавших власть шведского короля Карла X Густава. Ян II Казимир бежал в Силезию. Угроза потери независимости и бесчинства оккупантов вызвали патриотический подъем польского народа. Сопротивление оккупантам в Краковском Подгорье в декабре 1655 года положило начало изгнанию захватчиков.

Вначале 1656г. шведы были изгнаны с территории Речи Посполитой, чему способствовало заключение перемирия России с Речью Посполитой и начало русско-шведской войны 1656-58гг.  Однако летом 1656  года шведы с помощью Бранденбурга вновь овладели Варшавой. Карл X выдвинул проект раздела Речи Посполитой и заручился поддержкой трансильванского князя Дьёрдя II Ракоци, войска которого вторглись в 1657г. в Польшу, но были разбиты. Речь Посполита получила поддержку Австрии и ценой отказа от прав сюзеренитета над Восточной Пруссией добилась перехода на свою сторону Бранденбурга (Велявско-Быдгощский трактат 1657г.). После вступления в войну (июнь 1657г.) Дании против Швеции шведские войска почти полностью покинули территорию Речи Посполитой. В 1658  году Дания, потерпев поражение, вышла из войны (по Роскилльскому миру 1658 года  Дания потеряла Сконе и другие территории). Но, в том же году, она возобновила войну, получив поддержку не только Речи  Посполитой, Австрии и Бранденбурга, но и Нидерландов. В конце войны противоречия между противниками спасли Швецию от разгрома. Речь Посполитая, стремясь вновь овладеть Украиной, присоединившейся к России в 1654 году, и Белоруссией, большая часть которой была занята русскими войсками в 1654-55гг., заключила со Швецией Оливский мир  в 1660 году. Военным действиям Дании против Швеции положил конец Копенгагенский мир 1660 года.

В итоге Северная война 1655-1660гг. существенно ослабила Речь Посполитую, но в 1659г. она возобновила войну против России, что вынудило Россию пойти на заключение невыгодного для неё Кардисского мирного договора  в 1661г.  со Швецией.

Правительство Петра проявляло достаточную гибкость и осмотрительность по отношению к западноевропейскому конфликту. Провозгласив официальный нейтралитет, русская дипломатия вместе с тем старалась поддерживать как экономические, так и политические связи с обеими воюющими сторонами. Тем самым Россия оставляла за собой широкое поле внешнеполитического маневрирования, цель которого состояла в достижении благоприятной международной обстановки для успешного завершения войны.

Внешняя политика России за первую половину Северной войны проделала длинный, сложный и противоречивый путь. Расчеты союзников разгромить Швецию за один-два года оказались несостоятельными. Поражение под Нарвой не только показало неготовность вооруженных сил России к борьбе со шведской армией, но к предопределило стратегическую линию русской дипломатии не допустить в ближайшие несколько лет шведского вторжения в пределы страны.


2.3.  Прутский  поход

Интерес в южном направлении был проявлен Петром I еще в 1695 гг. когда молодой царь совершил поход на Азов - турецкую крепость в устье Дона, преграждавшую путь в Приазовье и Северное Причерноморье. Плохо подготовленная армия не смогла взять Азов штурмом, а наладить правильную осаду ее оказалось невозможным из-за отсутствия флота. После трехмесячной осады Азова (весна-лето 1695г.) Петр был вынужден отступить. Без флота осадить крепость и с суши и с моря было невозможно. Первый азовский поход закончился неудачей. Зимой 1695-96 гг. развернулась подготовка к второму походу. В Воронеже началось строительство первого русского флота. К весне были готовы 2 корабля, 23 галеры, 4 брандера и 1300 стругов, на которых 40-тысячное русское войско в мае 1696 г. вновь осадило Азов. После блокады с моря 19 июля турецкая крепость сдалась, флоту нашли удобную гавань - Таганрог, стали строить порт.

В 1710 году подстрекаемый Карлом XII и дипломатами ведущих европейских государств турецкий султан объявил России войну, потребовав возвращения Азова и ликвидации русского флота. После неудачных попыток прийти к компромиссу дипломатическими путями Петру в конце февраля 1711 г. пришлось принять вызов Турции. В конце июня 1711 г. русская армия под командованием Петра вступила в Молдавию и, переправившись через Днестр, подошла к Пруту. Обещанная помощь от молдавского господаря Кантемира была незначительна, а валашский правитель Брынковяну, изменив России, выдал план войны султану. В результате 9 июля 1711 г. 38-тысячная русская армия была окружена у реки Прут 135-тысячной турецкой армией и 50-тысячным войском крымского хана.

Несколько ранее, представители православных балканских народов, буквально осаждавшие Москву с просьбой о помощи, из лучших побуждений преувеличивали размах антитурецкого движения в своих странах и в таких же пропорциях преуменьшали ожидавшие русскую армию трудности.

В конце июне 1711г. русские войска под командованием Петра вступили в Молдавию. Однако единственной «подмогой», какую они дождались, стал приезд молдавского господаря Кантемира с кучкой придворных. Не было ни многотысячных отрядов восставших, ни обещанных складов с провиантом, ни воды. А турецкое войско вместо того, чтобы поднять бунт против своих начальников и разбежаться, взяло русских в окружение. Петр, сидя в осажденном лагере, до того пал духом, что, направив к великому визирю своего посла Шафирова, приказал добиваться мира любой ценой. Если потребуется, не только отдать Турции все завоеванные на юге земли, но и вернуть шведам всю Прибалтику, кроме Петербурга, а если шведам этого покажется мало, отдать им и Псков с прилегающими землями... Словом, ведено было «соглашаться на все, кроме рабства».

К счастью, турки   вовсе не собирались вести дипломатические баталии в защиту шведских интересов, однако в отстаивании своих интересов преуспели. Шафиров  и великий визирь Балтаджи Мехмет-паша подписали Прутский мирный трактат, по которому Россия обязывалась вернуть Турции Азов, срыть свои крепости,  Таганрог и Каменный Затон, уничтожить русские корабли на Черном море, не вмешиваться в польские дела, не держать в Польше войска, отказаться от содержания в Стамбуле постоянного посольства (что по меркам того времени было неслыханным унижением российской дипломатии). Горькая ирония заключается в том, что после первого сражения турецкие войска, даже янычары, отнюдь не горели желанием идти в бой. В Прутском походе русская армия потеряла  свыше  27 тысяч человек. Из них в боевых действиях погибли только 4 тысячи, остальные - от жажды, болезней и голода. Однако, вернувшись в Петербург, Петр поступил совершенно по-современному - устроил пышный парад, словно это он остался победителем и безусловным триумфатором.

2.4  Восточная   политика Петра  1.  Каспийские (персидские)   походы  (1722-1723 гг.) 

Наряду с «западным» Россия проявляла отчетливый интерес и к «восточному» направлению. В 1714г. экспедиция Бухгольца к югу от Иртыша основала Омск, Семипалатинск, Усть-Каменогорск и другие крепости. В 1716-1717гг.  Петром был направлен в Среднюю Азию через Каспий, 6-тысячный отряд князя А. Бековича-Черкасского с целью склонить хивинского хана к подданству и разведать путь в Индию.  Однако и сам князь, и его отряд, расположившийся в городах Хивы, были уничтожены по приказу хана.

К другим внешнеполитическим мероприятиям правительства Петра относится Каспийский (Персидский) поход 1722-1723гг. Воспользовавшись внутриполитическим кризисом в Иране, Россия активизировала внешнюю политику в Закавказье. Летом 1722г. Петр I лично возглавил персидский поход русского войска в связи с обращением к нему за помощью сына персидского шаха Тохмас-мирзы. 18 июля двадцатитысячный русский отряд во главе с императором отплыл из Астрахани по Каспию. Вдоль берегов двигались  девять тысяч  кавалерии и  пятьдесят тысяч казаков и татар. Вскоре без боя был взят Дербент, и Петр вернулся в Астрахань. Командование войсками было поручено генералу М.А. Матюшкину, который в декабре занял Решт, а в июле 1723 г. был высажен десант и взят Баку.

Однако дальнейшее продвижение русских войск было остановлено широкомасштабной турецкой агрессией на Кавказ, и однозначной поддержкой Турции со стороны Англии и Франции.  В  сентябре 1723г. в Петербурге был заключен мир с Персией, по которому в состав Российской империи включались западное и южное побережье Каспия с городами Дербент и Баку и провинциями Гилянь, Мазендеран и Астрабад; Россия и Персия заключали оборонительный союз против Порты. По Стамбульскому договору от 12 июня 1724г. Турция признала все приобретения России в Прикаспии и отказывалась от притязаний на Персию. Стамбульский трактат разграничил сферы влияния на Кавказе. Территорией преимущественно русского влияния признавались приморские части Дагестана и Азербайджана, турецкого - Грузия, Армения, внутренние районы Дагестана и Азербайджана.

Области, занятые в результате военных операций 1722-1723 годов, Россия не смогла удержать за собой. Местное население не прекращало сопротивления. Русские гарнизоны в завоеванных крепостях и во вновь основанных укреплениях подвергались постоянным нападениям. Наращивать военное присутствие в регионе преемники Петра I на российском престоле были не в состоянии, равно как, и воевать против Персии или Турции. В 1732 году в Реште был подписан мирный договор с Ираном, по которому Россия возвращала отвоеванные у него провинции Гилян, Ширван, Мазендаран, а главная квартира русских войск переносилась в Баку. За Россией в Прикаспии осталась только территория между Курой и Тереком.

Однако в Дагестане и после Рештского договора усилилось вооруженное сопротивление населения. Эту ситуацию использовала Турция, перебросив сюда отряды крымских татар для военных действий, как против Персии, так и против России. Борьба русских частей с ними велась с 1733 года с переменным успехом, требуя все больше сил и средств. В 1735году правительство Анны Иоанновны сочло за благо выйти из противоборства, заключив Гянджийский договор с Персией, по которому отказывалось от всех приобретений на побережье Каспия, сделанных при Петре I. Русская граница снова отодвинулась на Терек. Крепость Св. Креста, заложенная на Сулаке во время Персидского похода, была уничтожена. Но вместо нее, в том же 1735 году, на Тереке основали крепость Кизляр, положившую начало будущей Кавказской укрепленной линии.

Военно-политические задачи, сформулированные в начале 20-х годов по отношению к Каспийскому региону, были решены в ходе кампании 1722-1723гг., а их итоги закреплены в международно-правовом отношении. Утверждение России на западном и южном побережье Каспийского моря сорвало планы османских захватчиков прорваться к Каспию и во многом содействовало сохранению независимости Персидского государства. Продвижение южной границы на юг до Кавказских гор упрочило позиции России между Черным и Каспийским морями, что затруднило Крымскому ханству направлять мусульманские народы Кабарды, Дагестана и Кубани против России.

Намного сложнее, оказалось, выполнить задачи экономического порядка. Боевые действия в Каспийском регионе, а также продолжавшаяся феодальная война в Персии не только нанесли серьезный удар по планам Петра переключить всю шелковую торговлю Персии с Леванта на Волжско-Каспийский путь, но и привели к резкому сокращению товарооборота в русско-персидской торговле.

                                                Заключение

Итак, в первой четверти XVIII в. внешняя и внутренняя политика Российского государства была нацелена на превращение страны в великую европейскую державу с тем, чтобы ответить на исторический вызов модернизирующейся Европы.

Создав сильную армию и обеспечивающий её военно-промышленный комплекс, внедрив организационно-технические формы и основы европейского образования, Пётр сделал Россию великой с точки зрения военного могущества. Однако это могущество основывалось не на либерализации общества и создании новых свободных социальных групп населения, а на ужесточении крепостничества, огосударствлении всей жизни своих подданных.

Петровские реформы привели к образованию военно-бюрократического государства с сильной централизованной самодержавной властью, опиравшейся на крепостническую экономику, сильную армию.

Приобретение Россией ранга великой державы нашло своё отражение в официальном признании ведущими державами Европы императорского титула за русскими государями. Признание России империей, неотделимое, в сущности, от признания её новых границ, определённых Ништадтским миром, свидетельствовало  о  её возросшем международном авторитете.

Изучение проблем внешнеполитической истории России, как и внутренних  российских реформ, необходимо  для противопоставления их тенденциозно-политическому толкованию отдельных представителей современной буржуазной историографии, которые пытаются доказать ложный тезис об «извечной агрессивности» России, о ее экономической и политической «экспансии» и о «врожденном стремлении русского царизма к мировому господству».

Список использованных источников

  1.  Баггер,  Х.  Реформы Петра Великого /Х. Баггер. -  М. :Наука, 2005. - 347 с.

2. Бушков, А.А. Россия, которой не было 3. Миражи и призраки/ А.А.Бушков. - СПб. :Питер, 2004. - 586 с.

3. Валишевский,  К.  Вокруг трона/ К. Валишевский. - М. : Терра, 2004.  - 255 с.

4. Дворниченко, А. Ю. Отечественная история (до 1917г.)/  А. Ю. Дворниченко, С. Г. Кащенко, М. Ф. Флоринский. - М. : УИЦ «Гардарики», 2002. - 445 с.

5. Илларионова, Е. В. История отечества/Е. В. Илларионова, А. С. Фомина, С. А. Гуськов. - М. : ММИЭИФП, 2004. - 146 с.

6.  История России XVIII-XIX веков. Под ред. Милова Л.В. - М.: Эксмо, 2006. - 784 с.

7. История России с древнейших времен до 1917 г.  Под ред. Халтурина В. Ю.  -  Иваново. : ИГУ, 2003. - 340 с.

8. История России с древнейших времен до наших дней: И90 учеб./А.Н.Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова.- М.: Проспект, 2009. -  769 с.

9. История России. XVII-XIX века: учебник для высших учеб. заведений. - 3-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» 2005.  -  480 с.

10. История России с древнейших времен до конца XVIII века/ А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв.ред. А.Н. Сахаров, А.П.. Новосельцев. -  М. : ООО «Издательство АСТ»,  2007.- 576 с.

11. История России XVIII - XIX века / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова; под ред. Л.В. Милова. -  М.: Эксмо, 2006. -  906 с.

12. Каменский, А. Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII века (Опыт целостного анализа)/А. Б. Каменский. -  М. :Терра,  2011.  - 469 с.

13. Керсновский,  А.А. История Русской армии/А. А. Керсновский. - М. : Русич,  2004.  - 358 с.

14.  Кириллов, В. В. История России: учебное пособие/В.В.Кириллов. - М. : Юрайт-Издат.,  2007. - 646 с.

15. Кузнецов, И.Н. Отечественная история: учебник. - 4-е изд., и доп./И.Н.Кузнецов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. -  816 с.

16. Молчанов,  Н. Н. Дипломатия Петра I/Н. Н. Молчанов. - М. :Проспект,  2006.  - 455 с.

17. Мунчаев, Ш. М. История России/ Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. - М.: Изд. группа ИНФРА М-НОРМА, 2005. - 592 с.

18.  Отечественная история: конспект лекций / Потатуров В.А. - М .: МИЭМП, 2004.  - 411 с.

19. Платонов, С.Ф. Учебник русской истории С.Ф.Платонов. - М.: Наука, 2010.  - 489 с.

20. Сухарева, О. В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I/О. В. Сухарева. - М. :Просвещение, 2005 . - 392 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40654. Эффективные предпринимательские стратегии 32.5 KB
  Стратегия система управленческих решений направленных на реализацию миссии организации и ее преобразование в новое состояние. Стратегия включает в себя несколько элементов: вопервых систему целей в которую входят миссия генеральная цель общеорганизационные и специфические цели; вовторых приоритеты ведущие принципы распределения ресурсов и осуществления действий; втретьих правила регламентирующие процесс реализации стратегии например формирования организационной структуры осуществления внутреннего взаимодействия выполнения...
40655. Виды бизнеса и критерии их выделения 112 KB
  Виды бизнеса и критерии их выделения Несмотря на некоторые общие признаки на практике реальная деятельность предпринимателей сильно различается. Это связано с тем что в отдельных видах бизнеса возникают различные конкурентные преимущества и риски реализация первых и преодоление вторых заставляет предпринимателей видоизменять механизмы функционирования своего дела. Существуют особенности и в механизмах правового регулирования и правового обеспечения предпринимательской деятельности в разных видах бизнеса.
40656. Экономическая система общества. Типы экономических систем 40 KB
  В практике хозяйствования существуют различные типы экономических систем которые различаются между собой по форме собственности организации труда и использованию рабочей силы. Среди множества экономических систем чаще всего встречаются: Традиционная примитивные орудия труда форма собственности общинная переходящая затем в рабовладельческую и феодальную натуральное производство организация труда индивидуальная или простая кооперация существуют свободные ремесленники кустари и несвободные рабы крепостные работники....
40657. Рыночная экономика: содержание, основные черты 35.5 KB
  В условиях исследуемой формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства бизнес предприниматели и правительство. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике.
40658. Стратегические и финансовые цели предприятия 52.5 KB
  Стратегические и финансовые цели предприятия. То есть говоря иначе цели это конкретное состояние отдельных параметров организации на достижение которого направлена ее деятельность. Они являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования используемая в организации; наконец цели являются точкой отсчета в процессе контроля й оценки результатов труда отдельных работников подразделений и организации в целом. Это долгосрочные и краткосрочные цели.
40659. Деньги, денежная система и ее регулирование 34.5 KB
  Но уже с самого зарождения товарного обмена начался процесс формирования будущих денег. Возникновение денег закономерный результат развития товарного обращения и форм стоимости. Сущность денег раскрывается в их функции. Без денег возможен только прямой обмен предполагающий что у каждого из партнеров есть то что нужно другому.
40660. Издержки производства и их виды. Динамика издержек производства 163.5 KB
  Издержки производства и их виды. С этой точки зрения можно утверждать что издержки которые следует учитывать при принятии экономических решений это всегда альтернативные издержки т. Как правило основная часть затрат фирмы представляет собой явные издержки денежные выплаты поставщикам факторов производства. Другими словами явные издержки фирмы это ее фактические расходы на оборудование сырье энергию полуфабрикаты заработную плату аренду помещения и т.
40661. Стратегии предприятия и процесс их разработки 64 KB
  Стратегии предприятия и процесс их разработки. Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации в которой находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы к формулированию стратегии и некоторые общие рамки в которые вписываются стратегии. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении на верхнем уровне управления организации.
40662. Функция фирмы, измерение результатов производственной деятельности 40.5 KB
  Функция фирмы измерение результатов производственной деятельности. Коуз считают что появление фирмы объясняется необходимостью уменьшения трансакционных внешних издержек. Деятельность фирмы характеризуют: функции принципы целевая направленность оптимальный размер. Основные функции фирмы: мобилизующая состоящая в объединении различных факторов производства для создания благ и услуг; производственная связана с рациональным использованием ресурсов; инвестиционная связана с инвестированием денежных средств в развитие основного...