8861

Гуманному отношению к животным посвящается

Конспект урока

Экология и защита окружающей среды

Гуманному отношению к животным посвящается Цель: Формирование системы ценностных ориентаций учащихся через осознание своей роли в экомире расширение положительных нравственных качеств личности, таких как гуманизм, сострадание, милосерди...

Русский

2013-02-17

273 KB

51 чел.

Гуманному отношению к животным посвящается

Цель:

Формирование  системы ценностных ориентаций учащихся через осознание своей роли в экомире; расширение  положительных нравственных качеств личности, таких как гуманизм, сострадание, милосердие, доброта.

Задачи:

1Воспитание гуманного отношения к животным, как одной из составляющей духовной культуры человека.

2.Осмысление  учащимися важнейших положительных человеческих качеств, являющимися общечеловеческими ценностями.

3. Формирование   активной жизненной  позиции учащихся по данной проблеме, через осмысление  своих  и чужих поступков по отношению к животным.

4. Мобилизация  учащихся на конкретные поступки  по оказанию посильной помощи   бездомным животным.

Оформление: компьютерная  презентация,  цитаты, фотографии бездомных животных, ватманские листы, фломастеры, магниты, конверты с заданиями для групп.

      

                                               

                                             План классного часа.

1. Вступительное слово.

2. Компьютерная презентация «Памятники животным»

3. Обсуждение  появления памятника «Сочувствие».

4. Фрагмент мультфильма  «Волшебное кольцо».

5.Работа в группах «Высказывания известных людей».

6. Стихотворение Р.Ругина «Брошенные собаки».

7. Работа в группах: Социальный проект «Бездомные животные».

8. Заключительное слово.

9. Подведение итогов (рефлексия).

                                                    

                                                          

Ход  дискуссии.

1. Здравствуйте ребята! Меня зовут Ольга Андреевна! Как зовут Вас, я вижу, а познакомиться с вами поближе,  я надеюсь в течение нашей беседы. 

С ребятами моего класса мы много общаемся: Ездим на экскурсии, ходим в боулинг, поем в караоке, но очень часто мы разговариваем  и на серьезные темы. На одну из таких тем я и предлагаю вам поговорить сегодня.

Перед тем как сообщить тему нашего разговора я хочу  вас спросить:

  •  Кто себя считает себя добрым человеком? Поднимите руки.
  •  Кого можно считать добрым человеком? Что означает  понятие доброта?

/ Ответы детей/

Это были ваши мысли, высказывания, рассуждения о доброте. А вот как объясняет понятие доброта толковый словарь Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление к бескорыстной помощи ближнему».

  •  По отношению к кому можно совершать  добрые дела, поступки?

                         /Близким людям, товарищам, животным/.

2.     4 октября  отмечается  Всемирный день  защиты  животных.

Решение празднования всемирного дня животных было принято в 1931 году на международной конференции сторонников движения защиты животных, проходивших во Флоренции. 4 октября - день ангела и день смерти монаха Франциска Ассизского. Он основал орден, носящий его имя, и считается защитником и покровителем животных. На протяжении всего эволюционного пути животные стали незаменимыми помошниками в человеческой деятельности. И конечно в благодарность за неоценимую помощь, эти благородные и самоотверженные животные были увековечены человеком  в памятниках.

Презентация «Памятники животным»

  •  В Лондоне на Парк-лейн находится монумент животным, погибшим в боях за Англию. Надпись на монументе гласит: «У них не было выбора». Этот памятник посвящен всем тем животным, которые сражались и погибали вместе с британскими военнослужащими и их союзниками во все времена.
  •  В Японии есть памятник дельфину. Его установили рыбаки, отблагодарив, таким образом, своего водоплавающего помощника по кличке Оло. Дельфин помогал находить косяки рыб и предупреждал  рыбаков о мелководье.
  •  Удостоился памятника и обыкновенный воробей. В Бостоне, США, памятник этой птичке поставили в благодарность за спасение садов и посевов от нашествия гусениц.

    Конечно, рекордсменом по установке памятников является собака.

  •  В Париже – сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек;
  •  В Петербурге – собаке Павлова, служащей науке;
  •  Памятник собаке Балту, принесшей вакцину для смертельно больных детей и спасшей своего хозяина.
  •  В Ижевске открыли памятник собаке-космонавту, лайке по имени Звездочка.

Но бывает и так, что памятники животным появляются   в связи с жестокими поступками  человека по отношении к своим преданным четвероногим друзьям.

3.     Позвольте, я расскажу вам одну историю.

Беспородный пес по кличке «Мальчик» жил в переходе около станции метро «Менделеевская» более пяти лет, а появился еще щенком. Пса отличали обаяние и добродушный нрав. Его подкармливали продавцы торговых палаток и работники станции. Однажды пес попался на глаза молодой девушке, шедшей по  переходу с собакой бойцовской породы, которую и натравила на мирно стоящую дворнягу. Спасти собаку не удалось.

Обстоятельства гибели собаки возмутили всю общественность. Деятели культуры обратились к руководству московского метро с просьбой дать разрешение на установку памятника. Открытие скульптуры состоялось в 2007году. По замыслу авторов это памятник не столько конкретной собаке, сколько всем животным, пострадавшим от человеческой жестокости. Фигура собаки, как внешностью, так и размерами похожа на «Мальчика». Пес  лежит на гранитном постаменте с надписью: «Его надо погладить». Автор памятника скульптор Александр Цигаль, попросил милиционеров и сотрудников метрополитена разрешать фотографировать, сажать детей на бронзового пса и даже ставить около него сумки: «Пусть их Мальчик охраняет, продолжая участвовать в жизни людей».

Есть у памятника и название: «Гуманному отношению к животным посвящается».

                       

Именно  о гуманном отношении к животным я предлагаю вам поговорить сегодня.

  •  Скажите, какие чувства вызвала у вас эта история.

/Жалость, сочувствие, сострадание, возмущение./

  •  Как  можно назвать  этот поступок?   

     /Жестокость, бессердечность, варварство./

  •  Как вы считаете, почему авторы скульптуры написали  на монументе именно эти слова «Его нужно погладить». Что они хотели  сказать этой фразой?
  •  Как вы понимаете термин гуманность?  Можно ли сказать, что гуманизм и доброта это родственные понятия?
  •  Назовите  литературные произведения, в которых описывается   взаимодействие и взаимопомощь людей и животных?

           / «Му-Му» Тургенев, «Песнь о собаке» Есенин, «Кусака» Андреев, «Белый Бим,       

            черное ухо» Траепольский. /

  •  Вспомните, какими качествами свойственными человеку, авторы наделяют этих благородных животных.

4.      Фрагмент мультипликационного фильма «Золотое кольцо»

  •  Сталкивались ли вы лично с жестоким обращением людей к животным?
  •  Скажите, считаете ли вы проблему жестокого отношения к животным свойственной только нашему времени, почему?
  •  Только ли благосостояние человека влияет на отношение к братьям нашим меньшим?

5.   Работа в группах.

Прочитайте  высказывания известных людей.  Подумайте, над смыслом прочитанного.  Согласны ли вы с этими словами?

1 группа: «…Все живое имеет одну и ту же душу, все  живое    страдает одними  страданиями и в  великом безличии  и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».(Л.Андреев).

2 группа: Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми. (С.-П.Бернарден)

3 группа: Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. (А.Шопенгауэр)

6.   Стихотворение Р.Ругина «Брошенные собаки» + презентация

Когда я вижу брошенных собак,
Такая боль одолевает сердце,
 
Что затмевает белый свет в глазах,
И камень давит душу; и деться
Куда от той сжимающей тоски,
От темной наплывающей печали,
Когда я вижу, как они, скучая,
 
Подолгу бродят улицами, ждут
Чего-то, вечно сидя у помоек,
Как будто грязь отбросов стерегут,
Как будто ждут, что позовут домой их.

Я думаю: за что же человек
Наколдовал им эту злую долю?
Как можно друга вышвырнуть на снег,
К бездомной жизни брата приневолить?
На то ли разум человеку дан?
Их жизнь – что плод на стебельке увядшем:
Подкарауливать кусок дразнящий,
Чтоб у помойки волю дать зубам;
Отстаивать у жизни каждый час,
Когда судьба так безучастна стала…
Собака эта руки вам лизала
От радости, когда встречала вас!
Она бы снова дом ваш стерегла,
Она детей бы из беды спасала.
Но человеку дружбы стало мало,
Или в душе огонь уже угас?

  •  Как вы понимаете последние строки стихотворения? О каком огне в душе человека говорит автор? /О бездушии, равнодушии, жестокости человека, об отношении к собакам как к игрушкам./
  •  Почему бездушие, жестокость стали нормальными в обществе?
  •  Почему люди стали такими жестокими? Почему можно пнуть собаку, выбросить из машины   надоевшего котенка, подкинуть на дачу бывшую любимицу всей семьи - старую черепаху?
  •  Кто в этом  виноват? /Семья, школа?/
  •  Многие ученые утверждают, что по отношению к животным можно судить о моральном состоянии общества. Можно ли сказать, что наше общество здорово, что в нем царят добрые чувства?

7.   Можно ли научить доброте?

               Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

  •  Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
  •  Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит   мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
  •  И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такой человек  защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, и способен бороться со злом.

 В наше время, которое нередко называют жестким,  тем не менее, реализуется немало  социальных проектов, в том числе и для защиты животных: организуются приюты для собак, различные акции  и т. д. Понятно, что организовать столь масштабные социальные проекты  в одиночку сложно.  В этом деле нужны единомышленники.

Я предлагаю вам поработать в группах  и подумать какое участие с нашей стороны мы можем принять для облегчения участи бездомных животных.

1 группа: Какими способами можно привлечь людей к проблеме брошенных, бездомных животных.

2 группа: Что лично вы восьмиклассники можете сделать уже сегодня.

3 группа: Разработать проект социальной рекламы, придумать слоган, воззвание к  общественности.

8.   К сожалению, у некоторых людей сердце оказывается черствым и равнодушным. Оно не может откликнуться на боль и страдание живого существа. Когда таких людей становится много - общество начинает болеть. В таком обществе человек чувствует себя одиноким, незащищенным, несчастливым. Единственное лекарство от этого доброта, и она начинается с доброты, проявленной к братьям нашим меньшим.

Закончить наш разговор мне хочется словами Б.Шоу:

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как                                                                           птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает                                                                             только одного: научиться жить на земле, как люди».                                                                                                                                                   

9.  Рефлексия

Ребята, скажите, затронул ли  вас сегодняшний разговор. Задумывались ли вы раньше над проблемой брошенных животных. Я прошу  вас высказаться.

В заключение нашего разговора я хочу вам пожелать,  чтобы в  ваших душах никогда не ослабевал огонь доброты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34114. Роль сновидений в психоаналитической терапии и техника работы с ними 73 KB
  Работа сновидения. Роль сновидения в работе психического аппарата. Развитие понимание сновидения и его роли в терапевтическом процессе от З. Классические подходы к пониманию сновидения его роль в общей структуре психики.
34115. Психоанализ и психоаналитическая терапия, основные принципы 67.5 KB
  Основные принципы классического психоанализа разработанного в наследие З. Основные отличия внешние – организационные и методологические основы клинического психоанализа психоаналитической терапии. Обратить особое внимание на основные принципы классического психоанализа разработанного З. Предлагаю обсудить вопрос который постоянно в той или иной форме возникает в ходе как профессиональных так и студенческих обсуждений отголоски этой дискуссии звучат и в раздающихся все чаще и чаще утверждениях о том что под брендом психоанализа скрывается...
34116. Показание и противопоказания психоаналитической терапии 62 KB
  Некоторые особенности российского пациента. Так же следует обратить особое внимание на особенности российского пациента и особенности построения терапии в зависимости от психологической конституции. Фрейд полагал что последние две силы связаны между собой и что существует некоторое соответствие внешней реальности и психологической предрасположенности самого пациента Тем самым предполагалось наличие патогенных компонентов в прошлом которые должны предопределять повышенную чувствительность по отношению к определенным обстоятельствам в...
34117. Сеттинг. Определение, взаимозависимость терапевтической задачи и сеттинга 46.5 KB
  Роль сеттинга в построение переходного пространства в рамках котрого происходит развертывание фантазий пациента и осуществляется работа с переносом и сопротивлением. Следует разобраться в ключевой роли сеттинга для формирования у пациента способности восприимать и продуцировать символическую организацию мира. Пациент лежит на кушетке или софе а психоаналитик сидит позади него оставаясь большей частью вне поля зрения пациента стараясь вмешиваться в процесс мышления пациента настолько мало насколько это возможно и не иначе как посредством...
34118. Структурные изменения, как основная цель психоанализа и психоаналитической терапии 62.5 KB
  Еще в 1894 году в работе “Невропсихозы защиты†он показывает что абсисивный симптом является компромиссом между неприемлемым сексуальным желанием защитой против удовлетворения этого желания и раскаянием или самонаказанием. Давайте попробуем понять фразу: Каждый симптом и каждая невротическая черта характера является компромиссным образованием И попробуенм в связи с этим ответить на два вопроса. Компромиссное образование является патологическим когда оно характеризуется любой комбинацией следующих черт: слишком большое ограничение...
34119. Терапевтические отношения. Форма и содержание 61 KB
  Именно в этом взаимодействие пациент продуцирует материал для анализа а аналитик создает условия для его интеграции в психики пациента что и будет являться основой для терапевтических изменений. Процесс ассимиляции связан с позитивной реакцией пациента на тот способ при помощи которого терапевт испоьзует полученный материал с тем как их усваивает Эго и с теми изменениями которые мы назвали “лечебными факторамиâ€. он представляет собой решающее звено между использованным способом действия терапевта и реальным эффектом для пациента...
34120. Ответы на экзаменационные вопросы Эго-психология 470.5 KB
  Положение ЭГОпсихологии в современной психоаналитической теории. ЭгоПсихология – направление в психоаналитической теории развитие которого как считалось началось с работы З. В какойто степени – это теория конкурирующая с теорией влечений и теорией объектных отношений хотя существует другая точка зрения определяющая Эгопсихологию как интегрирующую концепцию.
34121. Психоаналитическая терапия. Ответы на экзаменационные вопросы 325.5 KB
  Такой подход значительно сужает взгляд на проблему так как из вида упускается важнейший момент содержания терапевтического процесса которое образуется благодаря живому творческому взаимодействию его непосредственных участников – пациента и терапевта их влиянию друг на друга и на ход терапии в целом. Первоначально основатель психоанализа просто использует медицинскую однонаправленную модель в которой значение имеет только личность пациента катарсический метод. В дальнейшем обосновывая и развивая идею переноса Фрейд хотя и вводит в...
34122. Психодиагностика. Ответы на экзаменационные вопросы 501.5 KB
  Именно это и явилось основной предпосылкой возникновения психодиагностики как отдельной области научных знаний и системы методов исследования. Причиной этому послужили успехи в области исследования хромосомных болезней человека. Основным в исследованиях XIX века является то что психическое становилось особой областью экспериментального исследования отличной от физиологии. наибольшее влияние на становление психологической диагностики оказали экспериментальная психология диффференцальная психология прикладная психология и тестология;...