8866

Собака - друг человека

Конспект урока

Экология и защита окружающей среды

Тема: Собака - друг человека Продолжительность: Класс: 2 класс Технологии: компьютерная презентация Аннотация: Урок по теме Собака - друг человека проводится в рамках Года добрых дел. На этом уроке рассматривается произведение Б. Заходера Песн...

Русский

2013-02-19

73.5 KB

140 чел.

Тема: Собака - друг человека

Продолжительность:

Класс: 2 класс

Технологии: компьютерная презентация

Аннотация:

Урок по теме Собака - друг человека  проводится в рамках Года добрых дел. На этом уроке рассматривается произведение Б. Заходера Песня бездомных собак. В нашей жизни очень часто можно встретить бездомных собак, и поэтому данная тема – это очень больной вопрос.  Жизнь изменилась так, что родители мало  учат детей терпимости, совершать добрые поступки, а учат не уступать никому, обязательно давать сдачу обидчику. Наши дети мало читают, а больше смотрят такие фильмы, где царят жестокость, насилие, ужасы. Поэтому очень важно в школе постоянно  проводить уроки на воспитание сочувствия, отзывчивости, желания помочь другим, доброго отношения ко всему живому.

На этом уроке поставлена триединая цель: обучающая, развивающая и воспитательная, и вся работа строится для достижения этих целей.  На уроке используются ИКТ, наглядные пособия с целью повышения мотивации к учению, познавательной активности, развития внимания, памяти и мыслительной деятельности учащихся. Заранее подготавливается доска, где записаны дата и слова физкультминутки, висит карта мира, нарисованы три облака и выставлены работы учащихся. Содержание урока соответствует программе и целям урока, способствует развитию речи учащихся и формированию нравственных устоев  школьника. Урок по типу – комбинированный. Данный урок в  системе уроков по разделу -  . На уроке осуществляется чередование разных видов деятельности, сочетание разных форм работы: индивидуальной, групповой, коллективной. Учитель оказывает индивидуальную помощь при составлении и записи предложения в тетрадь. Конспект урока предусматривает и дифференцированную работу учащихся: сильные ученики работают у доски и выбирают слова, вызывающие жалость и радость, а остальные в это время работают с учителем.  Также на уроке предусмотрена самостоятельная работа учащихся: первичное чтение произведения про себя и определение темы стихотворения. На уроке используются различные методы и приёмы: сравнение, создание проблемных ситуаций, поисковый метод и др., осуществляется межпредметная связь: знания, приобретённые на уроках окружающего мира, используется при ответах детей. В конспект урока включено и выступление учащихся 4 класса, так как  2 и 4 классы являются одним классом-комплектом, и 4-классники никак не могут остаться в стороне от такой важной темы. Они подготовили заранее сообщение о собаках и на этом уроке пишут сочинение по серии картинок о собаке.  

Практическая реализация:

Николаева Надежда Алексеевна, учительница начальных классов:

       - На уроке доминирует атмосфера доброжелательности и активного творческого труда учащихся, наблюдается чёткое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, сочетание различных форм фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Чередуются виды деятельности, оптимально сочетаются различные методы и приёмы, обеспечивающие активность и самостоятельность мышления. Была своевременно и качественно проведена физкультминутка. Учитель обеспечивает активное учение каждого школьника, работает над формированием умений рассуждать и умозаключать. На уроке эффективно используется ИКТ, наглядность. Урок очень эмоциональный и содержательный.

Галкин Станислав, ученик 2 класса:

        - Урок мне очень понравился. Интересно было узнавать новое о собаках. Особенно жалко было бездомных собак. У меня появилось желание приютить такую собаку.

Конспект урока:

Цели урока:

  •  Работать над выразительностью и правильностью чтения художественного произведения Б.Заходера «Песня бездомных собак», учить выделять основной смысл стихотворения, соотносить его со своим опытом.
  •  Содействовать развитию у детей внимания, устной речи, умения размышлять, осмысливать, делать самоанализ.
  •  Выявить нравственную позицию ребёнка в его отношениях с животными, воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к четвероногим друзьям.

Оборудование:

             Компьютерная презентация, учебник литературного чтения для 2 класса «Парус» под ред. Рыбаковой А.В., Артемьевой Т.В. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2003, карта мира, книги Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес» и  А.Милена «Винни-Пух и все, все, все», книги Б.Заходера, иллюстрации пород собак, выставка работ учащихся «Моё любимое домашнее животное».

Ход  урока.

  1.  Организационный момент.

           На доске три облака (радостное, грустное, не выражающее чувств)

     Учитель: Посмотрите внимательно на облака. Какое облако вам больше нравится?

Ответы детей.

Учитель: Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока такое настроение будет у всех.

  1.  Постановка целей урока.

Учитель: Угадайте загадку и узнаем, о чём сегодня будем говорить.

Кто встречает у порога

Вас как верного друга?

Кто, увидев вас так рад

И бежит, поджав свой хвост?

Ответы детей.

Слайд: «Тема урока: Собака – друг человека»

Запись даты и темы урока в тетрадь.

Учитель: Собака – друг человека. Часто человек забывает об этом. Сначала заботится о животном,  а когда оно надоест или заболеет, выбрасывает на улицу, как надоевшую игрушку.  

       Сегодня мы познакомимся с произведением Б.Заходера о таких  собаках, научимся выделять основную мысль стихотворения, узнаем много нового о собаках.

Слайд «Б.Заходер. Песня бездомных собак»

  1.  Проверка домашнего задания.

    Учитель: Каких любимых домашних животных вы нарисовали и подготовили по рисунку  рассказ?

   Ответы детей у доски около своей картины.

  1.  Работа по теме урока.
  2.  Знакомство с автором произведения.

    Слайды о Б.В. Заходере

Учитель: Борис Владимирович Заходер родился в 1918 году в Молдавии (показывает на карте).Он автор книг «Мартышкино завтра», «Никто и другие», « Кто на кого похож» (демонстрация  книг). Он пересказал классические произведения зарубежной детской литературы – «Алиса в стране чудес» Л.Кэрролла, «Винни-Пух и все, все,  все» А.Милена (демонстрация  книг).

  1.  Словарно- орфоэпическая работа.

Слайд: «Запомни»

Бездомный – без дома

Беззащитный  – без защиты

Беспородный  – без породы

Презирают – не любят

Воем отчаянно – воем от горя

Учитель: Внимательно прочитайте, что означают эти слова. Напишите в словарик.  А теперь правильно повторяйте  за мной. Давайте составим с ними словосочетания и предложения. Напишите 1 понравившееся предложение в тетрадь. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся)

Ответы детей.

  1.  Первичное самостоятельное знакомство с произведением.

Учитель: Ваша задача – прочитать стихотворение и определить, о чем говорится в стихотворении.

     Ответы детей.

  1.  Подготовка к выразительному чтению.

    Учитель: Какое чувство вызывает это стихотворение?

    Ответы детей.

   ( Два  ученика работают у доски: выбирают в стихотворении слова, которые   вызывают  чувство жалости и чувство радости)

   

    Учитель: В каких строчках вам особенно жалко собак?

Выборочное чтение учащихся.

Учитель: Сравните слова, написанные на доске. Чем они отличаются? Чем похожи? Найдите лишнее.

Ответы детей.

Учитель: Найдите и прочитайте  вопросительные предложения, восклицательные предложения. Будьте внимательны. Вспомните, как их нужно читать. А как нужно читать предложения с запятыми?

Ответы и упражнения детей в чтении указанных предложений.

Учитель: Для того, чтобы услышать стихотворную речь, огромное значение имеет выразительное чтение. Выразительное поэтическое слово не только учит слушать и слышать речь, но и затрагивает душу, заставляет задуматься над важными жизненными вопросами.

  1.  Выразительное чтение учащихся.
  2.  Формулирование вывода по изученному произведению.

     Учитель: Как мы можем помочь бездомным собакам?

(Дети работают группами и находят пути решения этой проблемы)

Ответы детей.

  1.  Физкультминутка.

Учитель: На доске вопросы и ответы. Один  ученик будет читать вопросы, а все остальные  будете читать хором  и выполнять движения.

-Как собаки бегают?

-Вот так! Вот так!(повторяется 3 раза)

-Как они смотрят по сторонам?

-Вправо, влево, вверх и вниз!(повторяется 3 раза)

-А как они садятся?

-На задние лапки, поджав хвост!

  1.  Закрепление изученного материала.
  2.  Работа с пословицами.

    Слайд «Пословицы»

    Чтение пословиц в учебнике.

Учитель: Чем сходны эти пословицы? Какие из них больше подходят к теме сегодняшнего урока? Почему так думаете?

Ответы детей.

Учитель: Собаки - самые преданные хозяину существа. Заслуги собак перед человеком огромны.  В Париже стоит памятник легендарному сенбернару Барри. Он спасал людей в Альпах зимой. В Италии есть памятник псу Верному. Он ежедневно в течение 14 лет ходил на вокзал встречать своего хозяина, который погиб на войне.

А какую же информацию нашли учащиеся 4 класса о собаках?

  1.  Сообщения учащихся 4 класса о собаках.

Дети: 1) Считается, что предок  домашней  собаки – волк был первым животным, которого человек принял в свой дом. Это произошло 20 тысяч лет назад. Сейчас на Земле более 400 пород собак.

Показ иллюстраций пород собак.

2) На Руси с древних времён собаки помогали охотникам. У Петра I была собака – связная. Она разносила его письма и распоряжения.

3 ) Л.Н.Толстой написал рассказ о пожарной собаке по кличке Боб, которая вынесла из огня 12 маленьких детей.

4) Собаки-таможенники научились находить взрывчатку и даже оружие, которым могут воспользоваться бандиты, террористы, также они находят наркотики.

Учитель: После уроков мы поищем в сети интернета более подробную информацию о собаках.

Ответы детей.

  1.  Игра «Кто больше знает клички собак?»

     Учитель: Будем передавать друг другу мяч и называть кличку собак.

  1.  Обобщение.

Учитель: У кого дома есть собака? Расскажите о них.

Рассказы детей.

Учитель: А как нужно ухаживать за ними?

(Работа детей группами и составление правил ухода за собаками)

Ответы детей.

  1.  Итог. Домашняя работа.

          Защищая природу, человек защищает самого себя. Кто в детстве спас птицу, пожалел щенка, приютил котёнка, защитил муравья, бабочку, во взрослой жизни тоже будет защищать всё живое.

          А вот сейчас вам домашнее задание. Перед вами лучи солнца. Вспомните, когда вы сделали что-то хорошее другому: человеку, животному, проявили сострадание, пусть что-то маленькое, но такое, от чего другому стало приятно, а у вас на душе светлее.

          Дома напишите об этом на луче солнца. А завтра мы с вами оформим солнышко «Добрых дел».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84247. ОТТОРЖЕНИЕ ТРАНСПЛАНТАНТА 24.04 KB
  При пересадке бессосудистых трансплантантов реакция иммунологического отторжения не появляется так как отсутствие кровообращения в трансплантанте предотвращает контакт иммунных клеток с антигенами а для развития иммунного ответа необходимо соприкосновение антигена с клетками иммунной системы Трансплантационные антигены антигены гистосовместимости. Иммунологическая реактивность против пересаженных клеток может быть направлена против большого количества антигенов на поверхностной мембране клеток. Антигены на поверхности клеток тканей: ...
84248. АУТОИММУННЫЕ БОЛЕЗНИ 22.55 KB
  Механизмы вовлеченные в процессы повреждения клеток при аутоиммунных болезнях включают II III и IV типы гиперчувствительности. II тип цитотоксический гиперчувствительности механизм ответственный за большое количество органоспецифических болезней типа аутоиммунной гемолитической анемии и простой пузырчатки. Тклеточная прямая цитотоксичность является доминирующим механизмом повреждения клеток даже при наличии антител против фолликулярных клеток в крови которые вероятно способствуют некрозу клеток путем активации II типа...
84249. НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ИММУННОГО ОТВЕТА 24.98 KB
  Диагноз может подтверждаться соответствующими иммунологическими тестами которые включают в себя: определение уровней иммуноглобулинов сыворотки и уровня комплемента; изучение периферических лимфоцитов крови; изучение биопсийного материала лимфатических узлов. При аплазии агенезии тимус отсутствует полностью при гипоплазии размеры его уменьшены деление на кору и мозговое вещество нарушено число лимфоцитов резко снижено. Тяжелый комбинированный иммунодефицит ТКИ характеризуется дефектом стволовых лимфоидных клеток что приводит к...
84250. Микроскопические грибы, их особенности 34.9 KB
  Ранее считали что грибы занимают промежуточное положение между царствами растений и животных так как ряд признаков сближает их как с растениями так и с животными. В настоящее время грибы выделены в отдельное царство Mycot которое насчитывает около 100 тыс. Грибы широко распространены в природе.
84251. Размножение грибов 113.72 KB
  Строение высших грибов: а оидии; б хламидоспоры. В этом случае на определенном этапе вегетативного размножения грибов образуются специальные плодоносящие гифы воздушного мицелия. У низших грибов споры формируются внутри шаровидных мешочков спорангиев внутри которых формируются внутренние споры эндоспоры.
84252. Классификация грибов. Характеристика наиболее важных представителей различных классов 121.81 KB
  Характеристика наиболее важных представителей различных классов Грибы относятся к царству Mycot которое делится на два отдела в зависимости от наличия жесткой клеточной стенки: отдел Myxomycot слизевики и отдел Eumycot истинные грибы. К этому классу относятся низшие грибы имеющие несептированный многоядерный мицелий. К фикомицетам относятся мукоровые грибы которые широко распространены в природе. Грибы рода Мисоr рис.
84253. Дрожжи. Их формы, размеры. Размножение дрожжей. Принципы классификации дрожжей 109.75 KB
  Принципы классификации дрожжей Дрожжи высшие грибы утратившие способность образовывать мицелий и превратившиеся в результате этого в одноклеточные организмы. Несколько реже встречаются цилиндрические палочковидные грушевидные и лимоновидные дрожжи. Почкованием обычно размножаются дрожжи овальной формы. Делением размножаются дрожжи цилиндрической формы.
84254. Отличительные признаки вирусов 31.92 KB
  Эти организмы получили название фильтрующие вирусы а затем просто вирусы. Вирусы обладают следующими характерными особенностями отличающими их от других организмов. Вне живой клетки вирусы ведут себя как объекты неживой природы например способны кристаллизоваться.
84255. Строение, размеры, формы, химический состав вирусов и фагов. Классификация вирусов 37.28 KB
  Классификация вирусов формы химический состав вирусов и фагов. Классификация вирусов Вирусная частица вирион состоит из спирально закрученной нуклеиновой кислоты ДНК или РНК покрытой снаружи белковой оболочкой капсидом. Содержание нуклеиновой кислоты и белка у разных вирусов неодинаковое.