8866

Собака - друг человека

Конспект урока

Экология и защита окружающей среды

Тема: Собака - друг человека Продолжительность: Класс: 2 класс Технологии: компьютерная презентация Аннотация: Урок по теме Собака - друг человека проводится в рамках Года добрых дел. На этом уроке рассматривается произведение Б. Заходера Песн...

Русский

2013-02-19

73.5 KB

139 чел.

Тема: Собака - друг человека

Продолжительность:

Класс: 2 класс

Технологии: компьютерная презентация

Аннотация:

Урок по теме Собака - друг человека  проводится в рамках Года добрых дел. На этом уроке рассматривается произведение Б. Заходера Песня бездомных собак. В нашей жизни очень часто можно встретить бездомных собак, и поэтому данная тема – это очень больной вопрос.  Жизнь изменилась так, что родители мало  учат детей терпимости, совершать добрые поступки, а учат не уступать никому, обязательно давать сдачу обидчику. Наши дети мало читают, а больше смотрят такие фильмы, где царят жестокость, насилие, ужасы. Поэтому очень важно в школе постоянно  проводить уроки на воспитание сочувствия, отзывчивости, желания помочь другим, доброго отношения ко всему живому.

На этом уроке поставлена триединая цель: обучающая, развивающая и воспитательная, и вся работа строится для достижения этих целей.  На уроке используются ИКТ, наглядные пособия с целью повышения мотивации к учению, познавательной активности, развития внимания, памяти и мыслительной деятельности учащихся. Заранее подготавливается доска, где записаны дата и слова физкультминутки, висит карта мира, нарисованы три облака и выставлены работы учащихся. Содержание урока соответствует программе и целям урока, способствует развитию речи учащихся и формированию нравственных устоев  школьника. Урок по типу – комбинированный. Данный урок в  системе уроков по разделу -  . На уроке осуществляется чередование разных видов деятельности, сочетание разных форм работы: индивидуальной, групповой, коллективной. Учитель оказывает индивидуальную помощь при составлении и записи предложения в тетрадь. Конспект урока предусматривает и дифференцированную работу учащихся: сильные ученики работают у доски и выбирают слова, вызывающие жалость и радость, а остальные в это время работают с учителем.  Также на уроке предусмотрена самостоятельная работа учащихся: первичное чтение произведения про себя и определение темы стихотворения. На уроке используются различные методы и приёмы: сравнение, создание проблемных ситуаций, поисковый метод и др., осуществляется межпредметная связь: знания, приобретённые на уроках окружающего мира, используется при ответах детей. В конспект урока включено и выступление учащихся 4 класса, так как  2 и 4 классы являются одним классом-комплектом, и 4-классники никак не могут остаться в стороне от такой важной темы. Они подготовили заранее сообщение о собаках и на этом уроке пишут сочинение по серии картинок о собаке.  

Практическая реализация:

Николаева Надежда Алексеевна, учительница начальных классов:

       - На уроке доминирует атмосфера доброжелательности и активного творческого труда учащихся, наблюдается чёткое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, сочетание различных форм фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Чередуются виды деятельности, оптимально сочетаются различные методы и приёмы, обеспечивающие активность и самостоятельность мышления. Была своевременно и качественно проведена физкультминутка. Учитель обеспечивает активное учение каждого школьника, работает над формированием умений рассуждать и умозаключать. На уроке эффективно используется ИКТ, наглядность. Урок очень эмоциональный и содержательный.

Галкин Станислав, ученик 2 класса:

        - Урок мне очень понравился. Интересно было узнавать новое о собаках. Особенно жалко было бездомных собак. У меня появилось желание приютить такую собаку.

Конспект урока:

Цели урока:

  •  Работать над выразительностью и правильностью чтения художественного произведения Б.Заходера «Песня бездомных собак», учить выделять основной смысл стихотворения, соотносить его со своим опытом.
  •  Содействовать развитию у детей внимания, устной речи, умения размышлять, осмысливать, делать самоанализ.
  •  Выявить нравственную позицию ребёнка в его отношениях с животными, воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к четвероногим друзьям.

Оборудование:

             Компьютерная презентация, учебник литературного чтения для 2 класса «Парус» под ред. Рыбаковой А.В., Артемьевой Т.В. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2003, карта мира, книги Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес» и  А.Милена «Винни-Пух и все, все, все», книги Б.Заходера, иллюстрации пород собак, выставка работ учащихся «Моё любимое домашнее животное».

Ход  урока.

  1.  Организационный момент.

           На доске три облака (радостное, грустное, не выражающее чувств)

     Учитель: Посмотрите внимательно на облака. Какое облако вам больше нравится?

Ответы детей.

Учитель: Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока такое настроение будет у всех.

  1.  Постановка целей урока.

Учитель: Угадайте загадку и узнаем, о чём сегодня будем говорить.

Кто встречает у порога

Вас как верного друга?

Кто, увидев вас так рад

И бежит, поджав свой хвост?

Ответы детей.

Слайд: «Тема урока: Собака – друг человека»

Запись даты и темы урока в тетрадь.

Учитель: Собака – друг человека. Часто человек забывает об этом. Сначала заботится о животном,  а когда оно надоест или заболеет, выбрасывает на улицу, как надоевшую игрушку.  

       Сегодня мы познакомимся с произведением Б.Заходера о таких  собаках, научимся выделять основную мысль стихотворения, узнаем много нового о собаках.

Слайд «Б.Заходер. Песня бездомных собак»

  1.  Проверка домашнего задания.

    Учитель: Каких любимых домашних животных вы нарисовали и подготовили по рисунку  рассказ?

   Ответы детей у доски около своей картины.

  1.  Работа по теме урока.
  2.  Знакомство с автором произведения.

    Слайды о Б.В. Заходере

Учитель: Борис Владимирович Заходер родился в 1918 году в Молдавии (показывает на карте).Он автор книг «Мартышкино завтра», «Никто и другие», « Кто на кого похож» (демонстрация  книг). Он пересказал классические произведения зарубежной детской литературы – «Алиса в стране чудес» Л.Кэрролла, «Винни-Пух и все, все,  все» А.Милена (демонстрация  книг).

  1.  Словарно- орфоэпическая работа.

Слайд: «Запомни»

Бездомный – без дома

Беззащитный  – без защиты

Беспородный  – без породы

Презирают – не любят

Воем отчаянно – воем от горя

Учитель: Внимательно прочитайте, что означают эти слова. Напишите в словарик.  А теперь правильно повторяйте  за мной. Давайте составим с ними словосочетания и предложения. Напишите 1 понравившееся предложение в тетрадь. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся)

Ответы детей.

  1.  Первичное самостоятельное знакомство с произведением.

Учитель: Ваша задача – прочитать стихотворение и определить, о чем говорится в стихотворении.

     Ответы детей.

  1.  Подготовка к выразительному чтению.

    Учитель: Какое чувство вызывает это стихотворение?

    Ответы детей.

   ( Два  ученика работают у доски: выбирают в стихотворении слова, которые   вызывают  чувство жалости и чувство радости)

   

    Учитель: В каких строчках вам особенно жалко собак?

Выборочное чтение учащихся.

Учитель: Сравните слова, написанные на доске. Чем они отличаются? Чем похожи? Найдите лишнее.

Ответы детей.

Учитель: Найдите и прочитайте  вопросительные предложения, восклицательные предложения. Будьте внимательны. Вспомните, как их нужно читать. А как нужно читать предложения с запятыми?

Ответы и упражнения детей в чтении указанных предложений.

Учитель: Для того, чтобы услышать стихотворную речь, огромное значение имеет выразительное чтение. Выразительное поэтическое слово не только учит слушать и слышать речь, но и затрагивает душу, заставляет задуматься над важными жизненными вопросами.

  1.  Выразительное чтение учащихся.
  2.  Формулирование вывода по изученному произведению.

     Учитель: Как мы можем помочь бездомным собакам?

(Дети работают группами и находят пути решения этой проблемы)

Ответы детей.

  1.  Физкультминутка.

Учитель: На доске вопросы и ответы. Один  ученик будет читать вопросы, а все остальные  будете читать хором  и выполнять движения.

-Как собаки бегают?

-Вот так! Вот так!(повторяется 3 раза)

-Как они смотрят по сторонам?

-Вправо, влево, вверх и вниз!(повторяется 3 раза)

-А как они садятся?

-На задние лапки, поджав хвост!

  1.  Закрепление изученного материала.
  2.  Работа с пословицами.

    Слайд «Пословицы»

    Чтение пословиц в учебнике.

Учитель: Чем сходны эти пословицы? Какие из них больше подходят к теме сегодняшнего урока? Почему так думаете?

Ответы детей.

Учитель: Собаки - самые преданные хозяину существа. Заслуги собак перед человеком огромны.  В Париже стоит памятник легендарному сенбернару Барри. Он спасал людей в Альпах зимой. В Италии есть памятник псу Верному. Он ежедневно в течение 14 лет ходил на вокзал встречать своего хозяина, который погиб на войне.

А какую же информацию нашли учащиеся 4 класса о собаках?

  1.  Сообщения учащихся 4 класса о собаках.

Дети: 1) Считается, что предок  домашней  собаки – волк был первым животным, которого человек принял в свой дом. Это произошло 20 тысяч лет назад. Сейчас на Земле более 400 пород собак.

Показ иллюстраций пород собак.

2) На Руси с древних времён собаки помогали охотникам. У Петра I была собака – связная. Она разносила его письма и распоряжения.

3 ) Л.Н.Толстой написал рассказ о пожарной собаке по кличке Боб, которая вынесла из огня 12 маленьких детей.

4) Собаки-таможенники научились находить взрывчатку и даже оружие, которым могут воспользоваться бандиты, террористы, также они находят наркотики.

Учитель: После уроков мы поищем в сети интернета более подробную информацию о собаках.

Ответы детей.

  1.  Игра «Кто больше знает клички собак?»

     Учитель: Будем передавать друг другу мяч и называть кличку собак.

  1.  Обобщение.

Учитель: У кого дома есть собака? Расскажите о них.

Рассказы детей.

Учитель: А как нужно ухаживать за ними?

(Работа детей группами и составление правил ухода за собаками)

Ответы детей.

  1.  Итог. Домашняя работа.

          Защищая природу, человек защищает самого себя. Кто в детстве спас птицу, пожалел щенка, приютил котёнка, защитил муравья, бабочку, во взрослой жизни тоже будет защищать всё живое.

          А вот сейчас вам домашнее задание. Перед вами лучи солнца. Вспомните, когда вы сделали что-то хорошее другому: человеку, животному, проявили сострадание, пусть что-то маленькое, но такое, от чего другому стало приятно, а у вас на душе светлее.

          Дома напишите об этом на луче солнца. А завтра мы с вами оформим солнышко «Добрых дел».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51927. Вставні слова (словосполучення, речення) 39.5 KB
  Мета: поглибити знання про вставні слова словосполучення речення правила їх написання; формувати вміння знаходити їх у тексті правильно розставляти розділові знаки доречно вживати вставні слова в мовленні; розвивати увагу логічне мислення пам’ять; виховувати гуманні почуття. 1 Які труднощі виникли під час виконання домашнього завдання 2 Які слова словосполучення й речення називають вставними 3 Наведіть приклади найбільш уживаних вставних слів і словосполучень. 4 З якою інтонацією вимовляються вставні слова словосполучення й...