88675

Механизм функционирования налогов, взимаемых с бюджетных учреждений

Дипломная

Налоговое регулирование и страхование

Гражданским кодексом Российской Федерации определено, что некоммерческие организации не могут иметь в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. К их числу относятся и бюджетные организации (учреждения), основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета.

Русский

2015-05-03

406 KB

0 чел.

Содержание:

Введение  

I Экономическое содержание, функции и роль налогов, взимаемых с учреждений бюджетной сферы…………………………………………………...5

1.1. Сущность и функции налогов, взимаемых с учреждений бюджетной сферы………………………………………………………………………………..5

1.2. Место налогов, взимаемых с учреждений бюджетной сферы, в налоговой системе РФ и их роль в формировании доходов бюджетов....………………...14

II Организационно – экономическая характеристика и содержание финансовой работы субъектов налогообложения учреждений бюджетной сферы (на примере Коми Республиканской психиатрической больницы)…...21

2.1. Организационно – экономическая характеристика учреждения…………21

2.2. Механизм функционирования налогов, уплачиваемых Коми Республиканской психиатрической больницей………………………………...25

2.2.1. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц – работников Коми Республиканской психиатрической больницей……………25

2.2.2. Механизм функционирования единого социального налога…………...29

2.2.3. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль……………………...32

2.2.4. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество…………………...34

III Меры ответственности за нарушение налогового законодательства……...37

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Гражданским кодексом Российской Федерации определено, что некоммерческие организации не могут иметь в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. К их числу относятся и бюджетные организации (учреждения), основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета. Бюджетные организации в настоящее время вынуждены самостоятельно вырабатывать стратегию мобилизации источников финансирования для выполнения своих специфических задач, ради которых они создаются и функционируют: социальных, образовательных, благотворительных, религиозных. Поэтому бюджетное учреждение является полноправным субъектом налогового права.

Целью написания дипломной работы является наиболее полное раскрытие механизма функционирования налогов, взимаемых с бюджетных учреждений.

Для достижения данной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:

  1.  определение сущности и функции налогов, взимаемых с учреждений бюджетной сферы;
  2.  определение места налогов в налоговой системе Российской Федерации и их роль в формировании доходов бюджетов;
  3.  рассмотрение механизма функционирования налогов, уплачиваемых бюджетным учреждением, на конкретном примере.

В качестве объекта исследования выбрано государственное учреждение «Коми Республиканская психиатрическая больница». Коми Республиканская психиатрическая больница создана в результате реорганизации Коми республиканского объединения психиатрии и наркологии на основании Указа Главы Республики Коми «О реорганизации Коми республиканского объединения психиатрии и наркологии» от 13.04.1998 года № 146, приказа Министерства здравоохранения Республики Коми от 20.05.1998 года № 74-р и находится в ведении Министерства здравоохранения Республики Коми.

В своей работе Коми Республиканская психиатрическая больница руководствуется нормативными актами Российской Федерации, республики Коми, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения Республики Коми, Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми, Госкомстата Российской Федерации, Приказом главного врача Коми Республиканской психиатрической больницы и Уставом данного учреждения.

Учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в Учреждениях банков, печать со своим наименованием и наименованием  вышестоящего органа управления здравоохранения, бланки, реквизиты, клише.

Учреждение выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах, у мирового судьи, отвечает по своим обязательствам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Республики Коми.

Источниками информации по вопросам налогообложения учреждений бюджетной сферы при написании дипломной работы являлись нормативные документы Российской Федерации, специальная учебная литература, периодические издания, освещающие вопросы налогообложения бюджетных учреждений.

Методика изучения налогообложения учреждений бюджетной сферы, используемая в дипломной работе, представлена М.В. Романовским, О.В. Врублевской, Д.Г. Черника, Н.П. Кондраков и другими авторами.


I
Экономическое содержание, функции и роль налогов, взимаемых с учреждений бюджетной сферы

1.1. Сущность и функции налогов, взимаемых с учреждений бюджетной сферы

 Налоги – важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство.

 Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента. Первый сущностный признак налога – императивность. Императивность предполагает отношение власти и подчинения. Применительно к налогам это означает, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности – внесения оклада налога в бюджетный фонд. При выполнении обязательств применяются соответствующие санкции.

Смена собственника – второй признак налогов. Посредством налогов доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной, при этом образуется централизованный денежный фонд – бюджетный фонд. Налоги поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Поэтому налоги – отношения не целевые. Этим налоги отличаются от сборов – денежных отношений, в процессе которых образуются целевые денежные фонды. Это, например, сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образовательных учреждений, курортный сбор.

Важный отличительный признак налогов – безвозвратность и безвозмездность, иными словами, налог никогда не возвращается плательщику налога, и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот признак различает налоги и пошлины (денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо хозяйственных операций (вывоз, ввоз товаров), получает какое-либо свидетельство, документ).

Взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости) не относятся к налогам, так как не обладают указанными выше признаками. Взносы вносятся на определенные цели; возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд.

Для изучения каждого отдельного налога необходимо выделить его элементы. Важнейшие элементы налога:

  •  субъект налога;
  •  носитель налога;
  •  объект налога;
  •  источник налога;
  •  единица (масштаб) обложения;
  •  ставка налога;
  •  оклад налога;
  •  налоговый период;
  •  налоговая квота (бремя налога);
  •  налоговая льгота;
  •  налоговая политика;
  •  налоговый кадастр;
  •  система налогов.

Субъект налога – физическое или юридическое лицо, на которое государством возложена обязанность – внесение оклада налога в бюджетный фонд. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату оклада налога на другого субъекта, который будет действительным носителем налога.

Носитель налога – физическое или юридическое лицо, уплачивающее оклад налога из собственного дохода. При этом носитель налога вносит оклад налога субъекту налога, а не государству. В действительности субъект и носитель налога не совпадают только тогда, когда существуют условия для его переложения. Классический пример переложения налога – косвенный налог. Тогда субъект налога – производитель или продавец товара, а носитель налога – потребитель товара.

Объект налога – имущество или доход, которые служат основанием для обложения налогом. Объекты налога многообразны. К ним относятся: недвижимое имущество – земельные участки, дома, строения и т.п.; движимое имущество – ценные бумаги, денежные средства (на счетах в банке, в кассе хозяйствующего субъекта); предметы потребления – чай, сахар, соль и т.д.; доходы – заработная плата, прибыль, рента и др.

Источник налога – доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится оклад налога. Например, источник налога на прибыль – прибыль; подоходного налога – заработная плата, доходы лиц, работающих не по найму, дивиденды по акциям и т.д. Источник может совпадать с объектом налога, примером чего может служить подоходный налог с рабочих и служащих: объект налога – заработная плата, она же источник налога.

Единица (масштаб) налога – часть объекта налога, принятая за основу для исчисления размера налога. Такой единицей по подоходному налогу может служить один рубль дохода, по земельному налогу – единица измерения площади – 0,01 квадратного метра.

Ставка налога – размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах.

Оклад налога – сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд. В действительности в момент установления государством налога – как отношения, возлагающего обязанности на субъект, - никаких денежных платежей не осуществляется. И только тогда, когда конкретный субъект по определенному налогу исчислит оклад налога и внесет его в бюджетный фонд, осуществится платеж (уплата денег). Поэтому именно оклад налога и следует считать денежным платежом (а не налоги, как ошибочно, на наш взгляд, утверждается в ряде законов, документов, монографий и статей).

Налоговый период – время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.

Налоговая квота – доля оклада налога в источник налога. Она может быть исчислена по конкретному налогу, а также в целом по субъекту налога (по совокупному налогу). Налоговая квота отражает тяжесть налогового бремени, так как показывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный и все налоги в совокупности.

Налоговая льгота – снижение размера (тяжести) налогообложения. Могут применяться следующие льготы: введение необлагаемого минимума – освобождение от налога части объекта налога; установление налогового иммунитета – освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (дипломаты); понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочки внесения оклада налога); изъятия из налогообложения части объекта налога и др.

Налоговая политика – мировоззрение и меры в области налогов, направленные на достижение каких-либо целей.

Налоговый кадастр – перечень объектов налога с указанием их доходности. Применяют земельный, подомовый и другие кадастры, которые служат определению средней потенциальной доходности объекта налогов – земли, строений и т.д.

Система налогов – совокупность и структура налогов страны в соответствии с их классификацией, установленной в законодательном порядке [3 с.116].

Рис. 1 Схема налогов, уплачиваемых бюджетными организациями (учреждениями).

К плательщикам налога на прибыль относятся российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ. На этом основании бюджетные организации юридически признаются плательщиками налога на прибыль. Объект налогообложения по бюджетным учреждениям определяется как разница между доходами и экономически обоснованными расходами, при этом в составе доходов не учитываются авансовые платежи, целевые и другие поступления, а учитываются только доходы, приносящие экономическую выгоду в денежной или натуральной формах: доходы от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам, доходы от других видов предпринимательской деятельности. В доход для определения налоговой базы включаются сумм, поступившие от реализации основных средств и иного имущества, а также доходы от внереализационных операций, к которым относятся сдача имущества в аренду, доходы от вложения свободных внебюджетных средств на депозитные счета, курсовые разницы. В состав расходов, при определении налоговой базы, должна учитываться амортизация, начисленная на основные средства, приобретённые за счёт доходов от коммерческой деятельности и используемые для её осуществления. В бюджетной классификации расходов такой вид затрат как амортизация отсутствует, а в бухгалтерском учёте вместо амортизации значится износ основных средств. Указанная правовая коллизия требует от бюджетных учреждений необходимости ведения двух видов учёта – налогового и бюджетного. Одним из важных условий  признания расходов бюджетных учреждений экономическими обоснованными является их планирование и отражение в смете доходов и расходов. В сметах бюджетных учреждений, как правило, предусмотрено финансирование коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала за счёт двух  источников. В этом случае при налогообложении применяется метод расчёта затрат для списания их на расходы от предпринимательской деятельности пропорционально объёму доходов [6 с. 311].

Бюджетные учреждения, реализующие продукцию, товары, работы, услуги, становятся плательщиками налога на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Однако отдельные виды деятельности от налога на добавленную стоимость освобождены. Исчерпывающий перечень льгот приведён в НК РФ и в методических рекомендациях МНС РФ от 20.12.2000 г. № БГ-3-03/447 по применению гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

Главное условие освобождения тех или иных  товаров, работ, услуг от налога на добавленную стоимость заключается в их социальной значимости:

  •  услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми в государственных и муниципальных учреждениях социальной защиты;
  •  услуги по содержанию детей в дошкольных некоммерческих организациях;
  •  услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях, студиях;
  •  медицинские услуги определённого перечня, оказываемые физическим и юридическим лицам лечебными, санитарно-профилактическими организациями и врачами, занимающимися частной практикой;
  •  услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия, включая видеопоказ и т. д.

Все организации, в том числе имеющие льготу по налогу на имущество, должны представлять расчёты по этому налогу  и одновременно с предоставлением расчёта заявлять о праве на льготу. Налоговая база по налогу определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, являющееся объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учёта.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определённой за налоговый период. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленной налогоплательщиком суммой налога и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Бюджетные учреждения, имеющие в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства обязаны уплачивать транспортный налог. В НК РФ ст. 356 говорится о том, что этот налог вводится законами субъектов Российской Федерации, при этом он полностью зачисляется в региональные и местные бюджеты. Налоговой базой является мощность двигателя транспортного средства. Налоговые ставки устанавливаются в рублях  за одну лошадиную силу. Субъекты Российской Федерации могут устанавливать льготы для налогоплательщиков. Увеличивать или уменьшать налоговые ставки, устанавливать дифференцированные ставки в отношении каждой категории транспортных средств с учётом срока их эксплуатации.

Земельный налог отнесён к местным налогам. Земельный налог вносят собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Объектами налогообложения являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли, предоставленные юридическим лицам в собственность, владение или пользование.

От уплаты земельного налога по федеральному законодательству полностью освобождаются:

  •  учреждения искусства, кинематографии, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счёт средств соответствующих бюджетов;
  •  детские оздоровительные учреждения;
  •  религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры;
  •  учреждения культуры;
  •  высшие учебные заведения;
  •  научно-исследовательские учреждения.

Бюджетные организации, наряду с коммерческими, являются плательщиками единого социального налога, если они являются работодателями. Единый социальный налог (взнос) зачисляется в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Этот предназначен для мобилизации средств в части реализации права граждан на государственное, пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, выплачиваемые работодателями в пользу работников по всем основаниям. (Эти выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счёт средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.)

Налоговая база налогоплательщиков – работодателей, производящих выплаты наёмным работникам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, перечисленных ниже), начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.

Отчётным периодом по налогу признаётся календарный месяц. Ставки налога устанавливаются дифференцированно по видам взносов в зависимости от размера налоговой базы на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года. При расчёте налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, установленном Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

Также в бюджетных  организациях уплачивают налог на доходы физических лиц. Все 100% отчислений от налога зачисляются в доходы регионального бюджета. Налогоплательщиками налога являются физические лица, получающие доходы на территории Российской Федерации и проживающие на территории Российской Федерации более 183 дней в году Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения. Также плательщиками, независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации, признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей  и сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации. Объектом налогообложения являются доходы, полученные гражданином за календарный год. Бюджетные организации являются налоговыми агентами при расчёте налога на доходы физических лиц. Они исчисляют налог по итогам налогового периода по всем доходам, дата получения которых относится к соответствующему  налоговому периоду. Налог перечисляется не позднее дня фактического получения  в банке наличных денежных средств на выплату дохода. Сумма налога определяется в полных рублях, если сумма налога менее 50 копеек, то она отбрасывается, а если 50 копеек и более, то округляется до полного рубля. Ставка налога 13 %.

Выделяют две основные функции налогов: фискальную и регулирующую.

  1.  Фискальная функция налогов сводится к тому, что налоги формируют и пополняют бюджет государства. Отметим, что доля налоговых доходов в бюджетах большинства современных стран высока и находится на уровне 80-90 % всех доходов бюджетов этих стран.
  2.  Регулирующая функция налогов заключается в том, что посредством изменений порядка налогообложения отдельных объектов и секторов экономики государство стимулирует их развитие или упадок. Например, при установлении жёсткого налогообложения в сфере потребления и льготного в сфере производства хозяйствующие субъекты станут развивать, инвестировать в производственный сектор экономики, так как это будет приносить им большую прибыль.

Отдельные авторы выделяют также контрольную функцию налогов. Суть этой функции налогов заключается в том, что налоги являются отражением экономических процессов, то есть анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, протекающих в экономике, об эффективности, существующей налоговой системы и её влиянии на хозяйственную деятельность экономических субъектов. Но у этой функции налогов существует ряд недостатков, которые являются одной из основных бед российской экономики, а именно:

  •   операции с наличными деньгами, которые не отражаются в бухгалтерском учёте;
  •  открытие счетов предприятиями однодневками, специализирующимися на оказании фиктивных услуг.

Кроме того, в теории налогообложения встречаются также упоминания о распределительной, экономической, стимулирующей, социальной, воспроизводственной и других функциях налогов [9 с. 12].

1.2. Место налогов, взимаемых с учреждений бюджетной сферы, в налоговой системе РФ и их роль в формировании доходов бюджетов

Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов и основой функционирования финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Взимание налогов с учреждений бюджетной сферы является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с интересами этих организаций. С помощью налогов государство регулирует и получает в своё распоряжение ресурсы необходимые для выполнения возложенных на него общественных функций, регулирует внешнеэкономическую деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, финансирует расходы по социальному обеспечению, определяет конечное распределение доходов.

При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней всего целесообразно классифицировать доходы по видам. В соответствии со ст. 41. Бюджетного кодекса  Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счёт безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся:

  •  доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  •  доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
  •  средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причинённого Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного  взыскания;
  •  доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  •  иные неналоговые доходы.

К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств и зачисляемые в соответствующие бюджеты. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчётам. Под взаимными расчётами понимаются операции по передаче средств между бюджетами различных уровней в случае внесения изменений  в налоговое или бюджетное законодательство Российской Федерации, происшедшее после утверждения закона о бюджете и потому не учтённых в законе,  а также при передаче полномочий по финансированию расходов или передаче доходов.

Закон РФ от 7.05.2002 г. № 51-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О бюджетной классификации РФ”» предусматривает следующие элементы классификации доходов бюджетов Российской Федерации:

  •   налоговые доходы;
  •   неналоговые доходы;
  •   безвозмездные перечисления;
  •   доходы целевых бюджетных фондов;
  •   доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При реализации межбюджетных отношений доходы подразделяются также  на собственные и регулирующие. К собственным доходам бюджетов относятся доходы, полностью или частично закреплённые на постоянной основе законодательством Российской Федерации за соответствующими бюджетами. Под регулирующими доходами понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на очередной финансовый год, или на долговременной основе (не менее чем на 3 года), устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты [6 с.103].

Российская Федерация состоит из отдельных субъектов. У каждого из этих субъектов есть свой бюджет.  Исходя из вышеизложенного определим значимость налоговых поступлений в республиканский бюджет Республики Коми за 2006 и 2007 года.

Таблица № 1

Объём поступлений в республиканский бюджет Республики Коми

Доходы

2006 год

2007 год

Отклонение

Сумма, т.р.

Уд. вес, %

Сумма, т.р.

Уд. вес, %

По сумме, т.р.

По уд. весу, %

1

2

3

4

5

6

7

Налог на прибыль

14 035 015,0

61,34

15 358 530,0

62,09

1 323 515,0

0,76

Налог на товары, реализуемые на территории РФ

965 379,0

4,22

987 836,0

3,99

22 457,0

-0,23

Налог на совокупный доход

414 741,0

1,81

529 040,0

2,14

114 299,0

0,33

Налог на имущество

2 552 791,0

11,16

2 744 743,0

11,10

191 952,0

-0,06

Налоги, сборы и регулярные плате- жи за пользование природными ресурсами

1 549 711,0

6,77

1 630 661,0

6,59

80 950,0

-0,18

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

378 947,0

1,66

291 804,0

1,18

-87 143,0

-0,48

Платежи при пользовании природными ресурсами

141 304,0

0,62

129 958,0

0,53

-11 346,0

-0,09

Доходы от оказания платных услуг и компенса -ция затрат

24 100,0

0,11

82 773,0

0,33

58 673,0

0,23

Доходы от прода- жи материальных и нематериальных активов

3 400,0

0,01

480,0

0,00

-2 920,0

-0,01

Административ -ные платежи

2 000,0

0,01

2 733,0

0,01

733,0

0,00

Штрафы, санк -ции, возмещение ущерба

31 050,0

0,14

436,0

0,00

-30 614,0

-0,13

Прочие неналоговые доходы

1 078 157,0

4,71

76 114,0

0,31

-1 002043,0

-4,40

Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет

6 570,5

0,03

10 301,3

0,04

3 730,8

0,01

1

2

3

4

5

6

7

Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет

-0,3

0,00

-58,6

0,00

-58,3

0,00

Безвозмездные поступления

1 698 517,5

7,42

2 888 770,3

11,68

1 190 252,8

4,26

Итого доходов

22 881 682,7

100,0

24 734 121,0

100,0

1 852 438,3

0,0

По данным  таблицы видно, что наибольший удельный вес в объёме поступлений республиканского бюджета Республики Коми занимает налог на прибыль: 61,34% в 2006 году и 62,09% в 2007 году соответственно. За анализируемый период с 2006 по 2007 г.г. произошёл рост налога на прибыль на 1 323 515 тыс. руб. или на 0,76%. За 2006–2007 г.г. в целом произошло  увеличение поступлений в республиканский бюджет Республики Коми на 1 852 438,3 тыс. руб.  

Рис. 2 Динамика доходов республиканского бюджета Республики Коми за 2006-2007 г.г.

Из представленной диаграммы четко видно, что в 2007 году по сравнению с 2006 годом произошёл рост доходов республиканского бюджета Республики Коми на 1 852 438,3 тыс. руб.


Таблица № 2

Распределение расходов республиканского бюджета Республики Коми по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации

Расходы

2006 год

2007 год

Отклонение

Сумма, т.р.

Уд. вес, %

Сумма, т.р.

Уд. вес, %

По сумме, т.р.

По уд. весу, %

1

2

3

4

5

6

7

Общегосударствен -ные вопросы

1 357 842,9

5,72

2 025 970,5

7,73

668 127,6

2,01

Национальная оборона

103,0

0,00

119,3

0,00

16,3

0,00

Национальная безопасность

1 450 757,9

6,11

1 710 199,8

6,53

259 441,9

0,42

Национальная экономика

3 935 090,9

16,57

4 037 739,3

15,41

102 648,4

-1,16

ЖКХ

127 331,2

0,54

168 199,8

0,64

40 868,6

0,11

Охрана окружающей среды

35 525,4

0,15

42 522,6

0,16

6 997,2

0,01

Образование

1 497 769,9

6,31

2 098 308,0

8,01

600 538,1

1,70

Культура, кинематография, СМИ

415 093,2

1,75

556 150,8

2,12

141 057,6

0,37

Здравоохранение и спорт

3 234 762,2

13,62

3 585 535,6

13,69

350 773,4

0,06

Социальная политика

3 064 847,7

12,91

3 909 151,3

14,92

844 303,6

2,01

Межбюджетные трансферты

8 623 292,2

36,32

8 061 959,4

30,78

-561 332,8

-5,54

Итого расходов

23 742 416,5

100,0

26 195 856,4

100,0

2 453 439,9

0,00

По данным, приведенным в таблице, видно, что за период с 2006 по 2007 г.г. произошло увеличение расходов на: общегосударственные вопросы на 2,01 %; национальную безопасность на 0,42 %; ЖКХ на 0,11 %; охрану окружающей среды на 0,01 %; образование на 1,70 %; культуру, кинематографию и СМИ на 0,37 %; здравоохранение и спорт на 0,06 %; социальную политику на 2,01 %. Снижение расходов произошло только на национальную экономику на 1,16 % и на межбюджетные трансферты на 5,54%.

Рис. 3 Динамика расходов республиканского бюджета Республики Коми за 2006-2007 г.г.

На данной диаграмме ясно видно, что в 2007 году по сравнению с 2006 годом произошло увеличение расходов республиканского бюджета Республики Коми на 2 453 439,9 тыс. руб.

Рис. 4 Соотношение доходов и расходов за 2006 год.

В 2006 году расходы республиканского бюджета Республики Коми превысили доходы на 860 733,8 тыс. руб.

Рис. 5 Соотношение доходов и расходов в 2007 году.

 

В 2007 году также как и в 2006 году расходы республиканского бюджета Республики Коми превысили доходы на 1 461 735,4 тыс. руб.


II
Организационно-экономическая характеристика и содержание финансовой работы субъектов налогообложения учреждений бюджетной сферы (на примере Государственного учреждения «Коми Республиканской психиатрической больницы»)

2.1. Организационно-экономическая характеристика учреждения

Государственное учреждение «Коми Республиканская психиатрическая больница», далее Учреждение, создано в результате реорганизации Коми республиканского объединения психиатрии и наркологии на основании Указа Главы Республики Коми «О реорганизации Коми республиканского объединения психиатрии и наркологии» от 13.04.1998 года №146, приказа Министерства здравоохранения Республики Коми от 22.05.1998 года №74-р и находится в ведении Министерства здравоохранения Республики Коми.

Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств Республиканского бюджета Республики Коми на основе сметы.

Почтовый адрес Учреждения: 167019, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Эжвинская, д. 1 «а».

В своей работе Учреждение руководствуется нормативными актами РФ, РК, Министерства здравоохранения РФ, Министерства здравоохранения РК, Фонда обязательного медицинского страхования РФ, Территориального фонда обязательного медицинского страхования РК, Госкомстата РФ, приказами главного врача Учреждения и Уставом.

Учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в Учреждениях банков, печать со своим наименованием и наименованием вышестоящего органа управления здравоохранения, бланки, реквизиты, клише. Учреждение выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах, у мирового судьи, отвечает по своим обязательствам в соответствии с действующим законодательством РФ, РК.

Предметом деятельности Учреждения является:

  •  неотложная психиатрическая помощь;
  •  консультативно-диагностическая помощь;
  •  лечебная помощь;
  •  психопрофилактическая помощь;
  •  реабилитационная помощь во внебольничных и стационарных условиях;
  •  все виды психиатрической экспертизы;
  •  определение временной нетрудоспособности;
  •  социально-бытовая помощь;
  •  содействие в трудоустройстве лиц, страдающих психическими расстройствами;
  •  решение вопросов опеки;
  •  консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи для лиц, страдающих психическими расстройствами;
  •  психиатрическая помощь при стихийных бедствиях и катастрофах;
  •  создание лечебно-производственных предприятий для трудовой терапии лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов;
  •  обучение несовершеннолетних лиц, страдающих психическими расстройствами по общеобразовательной и вспомогательной школьной программе.

Помимо основных видов деятельности, Учреждение вправе осуществлять деятельность приносящую доходы:

  •  содержать находящиеся в оперативном управлении общежития, которые предназначены для проживания медицинских работников Учреждения и учреждений здравоохранения республиканского подчинения и предоставлены им на период работы в республиканских лечебно-профилактических учреждениях. Жилищная политика осуществляется в соответствии с Жилищным Кодексом РФ;
  •  проводить осмотры граждан на пригодность лица к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности, деятельности, связанной с источником повышенной опасности, годности лиц к обучению по тем или иным специальностям;
  •  предрейсовые осмотры водителей;
  •  комплексные психолого-психиатрические экспертизы граждан;
  •  транспортные услуги;
  •  лечебная физкультура;
  •  гидромассаж;
  •  обзорная рентгенография легких;
  •  другие медицинские и немедицинские услуги, предусмотренные действующим законодательством, оказание которых проводится на платной основе.

Имущество Учреждения является собственностью РК и закрепляется за ним на праве оперативного управления Министерством имущественных отношений РК. Имущество, принадлежащее Учреждению на праве оперативного управления, состоит из основных фондов и оборотных средств.

Источниками финансирования и формирования имущества Учреждения являются:

  •  имущество, закрепленное собственником или уполномоченным им органом в соответствии с действующим законодательством;
  •  имущество, приобретенное за счет финансовых средств Учреждения, в том числе за счет доходов от платных услуг и другой, предусмотренной Уставом Учреждения деятельности, приносящей доход;
  •  бюджетные ассигнования и другие поступления от органа управления здравоохранением;
  •  внебюджетные средства;
  •  доход, получаемый от платных услуг и другой, предусмотренной Уставом Учреждения деятельности, приносящей доходы;
  •  безвозмездные благотворительные взносы от юридических лиц всех форм собственности и частных лиц;
  •  иные источники в соответствии с законодательством РФ.

Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете, в том числе сдавать в аренду, отдавать в залог, передавать во временное пользование и другое.

Реорганизация Учреждения (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению собственника или уполномоченного им органа.

Учреждение может быть ликвидировано по решению: собственника или уполномоченного им органа; суда.


Таблица № 3

Анализ сметы по Коми Республиканской психиатрической больнице

за 2007 год

Наименование статьи

2007 год

Отклонение

I квартал

IV квартал

по сумме, руб.

по уд. весу, %

сумма, руб.

уд. вес, %

сумма, руб.

уд. вес, %

Оплата труда

13748000

54,76

16607000

55,14

2859000

0,38

Прочие выплаты

20000

0,08

175000

0,58

155000

0,50

Начисления на оплату труда

3601976

14,35

4351034

14,45

749058

0,10

Услуги связи

46000

0,18

45000

0,15

-1000

-0,03

Транспортные услуги

-

-

10000

0,03

10000

0,03

Коммунальные услуги

2129800

8,48

2579200

8,56

449400

0,08

Оплата на содержание помещений

100000

0,40

100000

0,33

0

-0,07

Оплата текущего ремонта инвентаря

85000

0,34

122000

0,41

37000

0,07

Капитальный ремонт

100000

0,40

 

0,00

-100000

-0,40

Прочие услуги

170000

0,68

175000

0,58

5000

-0,10

Прочие расходы

9000

0,04

 

0,00

-9000

-0,04

Продукты питания

3300000

13,14

3382000

11,23

82000

-1,91

Мягкий инвентарь

-

-

776000

2,58

776000

2,58

Предметы снабжения

84000

0,33

84000

0,28

0

-0,05

Центр. закупка оборудования

125000

0,50

125000

0,42

0

-0,08

Центр. закупка м/оборудования

250000

1,00

250000

0,83

0

-0,17

Медикаменты

1238000

4,93

1237000

4,11

-1000

-0,82

По заболеваниям

100000

0,40

100000

0,33

0

-0,07

ВСЕГО РАСХОДОВ

25106776

100,00

30118234

100,00

5011458

-

Из анализа сметы по КРПБ за 2007 год видно, что наибольшую часть расходов занимают расходы на оплату труда, начисления на оплату труда и расходы на продукты питания.

В течение года на предприятии наблюдается рост расходов как в целом (на 5011458 руб.), так и по отдельным статьям:

  •  Расходы на оплату труда увеличились на 2859000 руб. или на 0,38%;
  •  Начисления на оплату труда выросли на 0,1% или на 749058 руб.;

Расходы на продукты питания выросли на 82000 руб.


2.2. Механизм функционирования налогов, уплачиваемых «Коми Республиканской психиатрической больницей»

2.2.1. Порядок исчисления и уплаты налога  на доходы физических лиц – работников «Коми Республиканской психиатрической больницей»

 Коми Республиканская психиатрическая больница является налоговым агентом при расчёте налога на доходы физических лиц своих работников. Учреждение исчисляет налог по итогам налогового периода по всем доходам, дата получения которых относится к соответствующему  налоговому периоду.

Не облагаются налогом:

  •  государственные пособия, пособия по беременности и родам, за исключением пособий по временной нетрудоспособности;
    •  компенсационные выплаты, связанные с возмещением вреда здоровью, бесплатным предоставлением жилых помещений, коммунальных услуг, исполнением трудовых обязанностей;
    •  материальная помощь в связи со стихийным бедствием, смертью работника или членов его семьи;
    •  государственные пенсии;
    •  алименты;
    •  вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь.

Учреждение обязано предоставлять своим работникам налоговые вычеты, при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Стандартные налоговые вычеты в размерах:

  •   3000 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого из работников, если работник является инвалидом ВОВ, чернобыльцом по перечню, ядерщиком по перечню, инвалидом военнослужащим 1-й, 2-й и 3-й групп;
    •   500 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого из работников, если он является героем Советского Союза и РФ, жертвой блокады в Ленинграде, бывшим узником концлагерей, инвалидом с детства, а также  родителям и супругам военнослужащих, погибших при защите СССР и РФ, воинам-участникам в военных действиях в Афганистане, гражданам, принимавших участие в боевых действиях на территории РФ;
      •   400 руб. ежемесячно на каждого работника, если его совокупный доход, нарастающим итогом, не превысит 20 000 руб.;
      •   600 руб. на каждого ребёнка для каждого из родителей до месяца, в котором их доход, нарастающим итогом, не превысит 40 000 руб. Вдовы, вдовцы, опекуны имеют право на налоговый вычет в двойном размере, то есть на 1 200 рублей.

Также работники Учреждения имеют право на получение социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.

Социальные налоговые вычеты:

  •   в сумме доходов, перечисляемых на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов;
  •   в сумме, уплаченной работником в налоговом периоде за своё обучение в образовательных учреждениях, за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения - в размере фактически произведённых расходов на обучение, но не более 50 000 рублей;
  •   в сумме, уплаченной работником в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями РФ, а также уплаченной за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей, детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях РФ, а также в размере стоимости медикаментов, назначенных лечащим врачом, приобретаемых за счёт собственных средств. Но общая сумма вычета не может превышать 50 000 рублей.

Имущественные налоговые вычеты:

  •   в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трёх лет, но не превышающих в целом 1 000 000 рублей, а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находящегося в собственности налогоплательщика менее трёх лет, но не превышающих 125 000 рублей;
  •   в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них, в размере фактически произведённых расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам, полученным от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них.

Профессиональные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам: получающим доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера, - в сумме фактически произведённых ими и документально подтверждённых расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ; получающим авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, в сумме фактически произведённых и документально подтверждённых расходов.

Ставка налога в Учреждении установлена в размере 13 %. Исчисление сумм налога производиться нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, начисленным налогоплательщику (работнику Учреждения) за данный период, с зачётом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Налоговые агенты обязаны удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. Налог перечисляется не позднее дня фактического получения  в банке наличных денежных средств на выплату дохода. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная Учреждением у своих работников, в отношении которых оно признаётся источником дохода, уплачивается по месту учёта Учреждения в налоговом органе. Сумма налога определяется в полных рублях, если сумма налога менее 50 копеек, то она отбрасывается, а если 50 копеек и более, то округляется до полного рубля Удержанная совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет, а если совокупная сумма удержанного налога, составляет менее 100 рублей, то она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года. Коми Республиканская психиатрическая больница ведёт  учёт доходов, полученных от неё физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством финансов РФ. Учреждение предоставляет в налоговый орган по месту своего учёта сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истёкшим налоговым периодом, по форме, утверждённой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов [1 с. 195].

Применение налоговых вычетов при расчете НДФЛ.

В штате сотрудников Коми Республиканской психиатрической больницы работает бухгалтер и получает заработную плату в размере 7500 руб. Она предоставила в бухгалтерию на предоставление стандартных налоговых вычетов документы о том, что у нее есть ребенок 1996 года рождения и документ, подтверждающий то, что она является одиноким родителем.

Так как она является одиноким родителем и ребенку 12 лет, то согласно ст.218 НК РФ ей предоставляется налоговый вычет на ребенка в двойном размере, т.е. 1200 руб. и вычет 400 руб. на себя.

Январь: (7500 – 400 - 1200)*13% = 767 руб.

Февраль: (7500*2 - 400*2 – 1200*2)*13% = 1534 руб.

Март: (7500*3 – 400*2 – 1200*3)*13% = 2353 руб., так как сумма дохода в марте превысила 20000 руб., поэтому налоговый вычет на работницу не предоставляется.

Апрель: (7500*4 – 400*2 – 1200*4)*13% = 3146 руб.

Май: (7500*5 – 400*2 – 1200*5)*13% = 3991 руб.

Июнь: (7500*6 – 400*2 – 1200*5)*13% = 4966 руб., так как сумма дохода в июне превысила 40000 руб., поэтому налоговый вычет на ребенка не предоставляется.

Июль: (7500*7 – 400*2 – 1200*5)*13% = 5941 руб.

Август: (7500*8 – 400*2 – 1200*5)*13% = 6916 руб.

Сентябрь: (7500*9 – 400*2 – 1200*5)*13% = 7891 руб.

Октябрь: (7500*10 – 400*2 – 1200*5)*13% = 8866 руб.

Ноябрь: (7500*11 – 400*2 – 1200*5)*13% = 9841 руб.

Декабрь: (7500*12 – 400*2 – 1200*5)*13% = 10816 руб.

Общая сумма налога на доходы физических лиц составила 10 816 руб.

2.2.2. Механизм функционирования единого социального налога

Коми Республиканская психиатрическая больница является плательщиком единого социального налога (взноса). Он зачисляется в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Этот налог предназначен для мобилизации средств в части реализации права граждан на государственное, пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Налогоплательщиком ЕСН является работодатель, то есть главный врач Учреждения, производящий выплаты наёмным работникам.

Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, выплачиваемые работодателем в пользу работников по всем основаниям.

Налоговая база  определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, перечисленных ниже), начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.

Не подлежат налогообложению:

  •  государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временно нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребёнком, пособия по безработице, беременности и родам;
  •  все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с: возмещением вреда, причинённого увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения; оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия; оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях; увольнением работников, включая компенсации за не использованный отпуск; возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников; трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации; выполнением работником трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Отчётными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев, а налоговым периодом - календарный год. Ставка налога в Учреждении устанавливаются дифференцированно по видам взносов в зависимости от размера налоговой базы на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года.

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

20%

2,9%

1,1%

2%

26%

От 280001 рубля

до 600000

рублей

56000 рублей + 7,9% с суммы, превышающей 280000

рублей

8120 рублей + 1% с суммы, превышающей 280000

рублей

3080 рублей  + 0,6% с суммы, превышающей 280000

рублей

5600 рублей        + 0,5% с суммы, превышающей 280000

рублей

72800 рублей + 10% с суммы, превышающей 280000

рублей

Свыше 600000

рублей

81280 рублей + 2% с суммы, превышающей 600000 рублей

11320

рублей

5000

рублей

7200

рублей

104800 рублей + 2% с суммы, превышающей 600000 рублей

Рис. 6 Схема ставок, применяемых в Коми Республиканской психиатрической больнице

Сумма налога исчисляется и уплачивается организацией отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца организация производит исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платёжными поручениями в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования [1 с.237].

Таблица № 4

Исчисление единого социального налога по Коми Республиканской психиатрической больнице

Показатели

2006 г.

2007 г.

Отклонение

1.Налоговая база, руб.

67 108 682

72 479 744

5 371 062

2.Сумма начисленного налога всего, руб.

17 448 258

18 844 734

1 396 476

3.Сумма налога в федеральный бюджет (20%), руб.

13 421 736

14 495 949

1 074 213

4.Сумма налога в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (1,1%), руб.

738 196

797 277

59 081

5.Сумма налога в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (2%), руб.

1 342 174

1 449 595

107 421

6.Сумма налога в фонд социального страхования (2,9%),руб.

1 946 152

2 101 913

155 761

По данным таблицы № 4 видно, что сумма начисленного налога за 2007 год увеличилась на 1 396 476 руб., по сравнению с 2006 годом. Это произошло в связи роста заработной платы в 2007 году, в том числе за счет увеличения:

  •  суммы налога в ФБ на 1 074 213 руб.;
  •  суммы налога в ФФОМС на 59 081 руб.;
  •  суммы налога в ТФОМС на 107 421 руб.;
  •  суммы налога в ФСС на 155 761 руб.

2.2.3.  Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, а также налоговые ставки и сроки уплаты определены в 25 главе Налогового Кодекса РФ.

В соответствии со статьей  286   НК РФ сумма налога на прибыль  исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

На сегодняшний день общая налоговая ставка составляет 24%, и сумма налога на прибыль, исчисленная по такой ставке, распределяется по бюджетам следующим образом :

• в федеральный бюджет - 6,5%;

• в бюджет субъектов РФ - 17,5%.

Законами субъектов РФ размер ставки может быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом размер указанной ставки не может быть ниже 13,5%.

Необходимо отметить, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, отчетным – первый квартал, полугодие, девять месяцев.

Согласно статье 289 НК РФ, по истечении налогового периода налог на прибыль уплачивается до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

По итогам отчетного периода бухгалтер КРПБ представляет налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Учреждение, исчисляющее ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивает авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

Необходимо также отметить, что по итогам отчетного периода суммы уплаченных ежемесячных авансовых платежей засчитываются при уплате платежей по итогам отчетного периода, а авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога за налоговый период.

Учреждение независимо от наличия у него обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязано по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном НК РФ [1 с.252].

Таблица № 5

Исчисление налога на прибыль по Коми Республиканской психиатрической больнице за 2006 – 2007 г.г.

Показатели

2006 г.

2007 г.

Отклонение

1.Доходы от реализации, руб.

4 052 971

5 404 043

1 351 072

2.Прочие доходы, руб.

133 250

141 575

8 325

3.Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, руб.

3 978 848

5 261 828

1 282 980

4.Прочие расходы, руб.

117 748

106 429

-11 319

5.Налоговая база, руб.

89 625

177 361

87 736

6.Сумма налога, в том числе:

17 925

35 472

17 547

  •  в федеральный бюджет

5 826

11 528

5 702

  •  в бюджет субъекта РФ

12 099

23 944

11 845

По данной таблице видно, что сумма налога на прибыль в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 17 547 руб. Это произошло за счет увеличения налоговой базы на 87 736 руб., в том числе за счет:

  •  увеличения доходов от реализации на 1 351 072 руб.;
  •  увеличения прочих доходов на 8 325 руб.;
  •  увеличения расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации на 1 282 980 руб.;
  •  уменьшения прочих расходов на 11 319 руб.

2.2.4. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций, а также налоговые ставки и сроки уплаты определены в 30 главе Налогового Кодекса РФ.

Пунктом 1 ст. 374 НК РФ определено, что объектом обложения по налогу на имущество признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Налоговая база по данному налогу определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике учреждения.

Согласно п. 4 ст. 376 НК РФ среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Учитывая, что налоговой базой по налогу на имущество является среднегодовая (средняя за календарный год, а не средняя за период деятельности учреждения) стоимость имущества учреждения, при ее определении, а также при определении средней стоимости имущества должно учитываться общее количество месяцев в календарном году, а также в соответствующем отчетном периоде, т.е. квартале, полугодии и девяти месяцах календарного года [14 с.32].

Фактическая сумма налога на имущество по результатам календарного года исчисляется по окончании налогового периода. В течение года учреждение вносит в бюджет суммы, зависящие только от величины средней стоимости имущества за отчетный период и ставки налога, без их увязки с начислениями прошлого отчетного периода.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Они не могут превышать максимального размера, установленного ст. 380 НК РФ, - 2,2 % [12 с.32].

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

В соответствии с п. 2 ст. 382 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной согласно п. 1 указанной статьи, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

Учреждение по имуществу, находящемуся не его балансе и подлежащему налогообложению, представляет в налоговый орган по месту осуществления деятельности ф. 1152001 «налоговая декларация (налоговый расчет по авансовому платежу) по налогу на имущество организаций»

Бухгалтер представляет налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются бухгалтером не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом [13 с.19].

Таблица № 6

Исчисление налога на имущество по Коми Республиканской психиатрической больнице

Показатели

2006 г.

2007 г.

Отклонение

1.Среднегодовая стоимость имущества, руб.

82 397 817

121 147 598

38 749 781

2.Среднегодовая стоимость необлагаемого налогом имущества, руб.

81 763 880

120 237 847

38 473 967

3.Налоговая база, руб.

633 937

909 751

275 814

4.Сумма налога, руб.

13 947

20 015

6 068

Анализируя данные, приведенные в таблице № 6, можно сделать вывод, что за период с 2006 г. по 2007 г. сумма налога на имущество по КРПБ увеличилась на 6 068 руб. На увеличение суммы  налога повлиял рост средней стоимости имущества на 38 749 781 руб., т.е. за период с 2006 по 2007 г.г. учреждением было приобретено новое оборудование.

Рис. 7 Динамика суммы налога на имущество, уплачиваемого КРПБ за 2006-2007 г.г.

Из представленной диаграммы четко видно, что в 2007 году по сравнению с 2006 годом произошел рост суммы налога на 6 068 руб.
III
Меры ответственности за нарушение налогового законодательства

За совершенные в налоговой сфере противоправные деяния может наступить уголовная, административная, налоговая, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответственность. Причем для физического лица возможно наступление всех перечисленных видов ответственности, а для юридического – только административная (частично), гражданская и материальная (например, за вред, причиненный экологическим правонарушением).

Виды ответственности за налоговые правонарушения и соответствующие санкции представлены на рис.6.

Рис. 7 Регулирование ответственности за налоговые правонарушения

Административная ответственность – вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. Порядок и основания для привлечения к административной ответственности регулируются Кодексом РФ административных правонарушений.

Административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом административных правонарушений установлена административная ответственность. При этом административной ответственности за правонарушения, предусмотренные Кодексом, подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

К административной ответственности граждане Российской Федерации могут быть привлечены с 16-летнего возраста.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания:

  •  предупреждение;
  •  административный штраф;
  •  возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  •  конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  •  лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  •  административный арест;
  •  административное выдворение за пределы РФ иностранного лица или лица без гражданства;
  •  дисквалификация.

Налоговая ответственность является видом юридической ответственности физических и юридических лиц за налоговые правонарушения.

Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность. Иными словами, налоговое правонарушение – это противоправное деяние, т.е. деяние, нарушающее нормы налогового законодательства, причем деяние виновное (сознательное) и заслуживающее наказания.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ, причем физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста.

Привлечение организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает должностных лиц этих организаций (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации (ст. 108 НК РФ).

Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершенное налоговое правонарушение не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

Налоговая ответственность распространяется на всех налогоплательщиков независимо от форм собственности, организационно – правовых форм, ведомственной принадлежности и т.п. К налоговой ответственности не могут привлекаться филиалы, представительства и другие обособленные подразделения организаций, так как они не являются самостоятельными участниками налоговых правоотношений (налогоплательщиками, налоговыми агентами и т.п.).

Налоговая ответственность состоит в применении к нарушителю специальных санкций – денежных штрафов. В связи с этим налоговая ответственность носит исключительно имущественный характер.

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Она устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных ст. 116-119 НК РФ. С налогоплательщиков налоговые санкции взыскиваются только в судебном порядке.

Уголовная ответственность – это вид юридической ответственности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. При этом лицо подлежит уголовной ответственности  (ст. 5 УК РФ) только за те общественно опасные действия (бездействия) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Кроме того, уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ.

Уголовная ответственность начинается с момента вступления в силу обвинительного приговора, а полностью реализуется в отбытии наказания, назначенного судом. Основанием к наступлению уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ (ст. 8 УК РФ) [9 с.418].


Заключение

Согласно нормативных актов Российской Федерации и Налогового Кодекса Российской Федерации, Коми Республиканская психиатрическая больница уплачивает следующие налоги в федеральный бюджет:

  1.  налог на доходы физических лиц;
  2.  единый социальный налог;
  3.  налог на прибыль организаций;
  4.  налог на имущество организаций.

Изучая механизм функционирования налогов, уплачиваемых Коми Республиканской больницей, был сделан вывод, что сумма начисленного единого социального налога за 2007 год увеличилась на 1 396 476 руб., по сравнению с 2006 годом. Это произошло в связи роста заработной платы в 2007 году, в том числе за счет увеличения:

  •  суммы налога в ФБ на 1 074 213 руб.;
  •  суммы налога в ФФОМС на 59 081 руб.;
  •  суммы налога в ТФОМС на 107 421 руб.;
  •  суммы налога в ФСС на 155 761 руб.

 Сумма налога на прибыль учреждения за анализируемый период с 2006 по 2007 г.г. увеличилась на 17 547 руб. На это повлияло увеличение суммы  налоговой базы на 87 736 руб., в том числе за счет:

  •  увеличения доходов от реализации на 1 351 072 руб.;
  •  увеличения прочих доходов на 8 325 руб.

Сумма налога на имущество Коми Республиканской психиатрической больницы в 2007 году увеличилась на 6 068 руб., по сравнению с 2006 годом. На увеличение суммы  налога повлиял рост средней стоимости имущества на 38 749 781 руб., т.е. за анализируемый период с 2006 года по 2007 год учреждением было приобретено новое оборудование.

В целом на предприятии за анализируемый период с 2006 г. по 2007 г. суммы уплачиваемых налогов увеличились, что является отрицательной тенденцией в деятельности учреждения. Для совершенствования налогообложения Коми Республиканской психиатрической больницы были обсуждены и предложены с главным бухгалтером учреждения следующие меры:

  •  занижение налогооблагаемой базы с помощью различных вычетов и льгот;
  •  устранение разногласий между Министерством финансов и Налоговой службы;
  •  введение дополнительных льгот с целью улучшения уровня и качества жизни работников, работающих в бюджетной сфере.

В работе также было рассмотрено, какой объем поступлений занимают налоги в республиканском бюджете Республики Коми. Было отмечено, что наибольший удельный вес в объёме поступлений республиканского бюджета РК занимает налог на прибыль: 61,34% в 2006 году и 62,09% в 2007 году соответственно. За анализируемый период с 2006 по 2007 г.г. произошёл рост налога на прибыль на 1 323 515 тыс. руб. или на 0,76%. В целом за анализируемый период произошло  увеличение поступлений в республиканский бюджет Республики Коми на 1 852 438,3 тыс. руб.

Также в работе было изучено распределение расходов республиканского бюджета Республики Коми по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Было выявлено, за период с 2006 по 2007 г.г. произошло увеличение расходов на: общегосударственные вопросы на 2,01 %; национальную безопасность на 0,42 %; ЖКХ на 0,11 %; охрану окружающей среды на 0,01 %; образование на 1,70 %; культуру, кинематографию и СМИ на 0,37 %; здравоохранение и спорт на 0,06 %; социальную политику на 2,01 %. Снижение расходов произошло только на национальную экономику на 1,16 % и на межбюджетные трансферты на 5,54%.

Из анализа доходов и расходов республиканского бюджета Республики Коми было выявлено, что расходы намного превышают доходную часть бюджета РК. В 2006 году расходы республиканского бюджета Республики Коми превысили доходы на 860 733,8 тыс. руб., а в 2007 году превышение составило на 1 461 735,4 тыс. руб.

Следует отметить, что налоги играют не маловажную роль в формировании доходов бюджетов. С помощью налогов государство регулирует и получает в своё распоряжение ресурсы необходимые для выполнения возложенных на него общественных функций, регулирует внешнеэкономическую деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, финансирует расходы по социальному обеспечению, определяет конечное распределение доходов.


Список используемой литературы:

  1.  Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: ГроссМедиа, 2007.
  2.  Справочник «Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях». – Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
  3.  Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – 2-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт, 2000.
  4.  М.В. Романовский, О.В. Врублевская «Налоги и налогообложение», - 5-е изд., Питер, 2006.
  5.  Налоги: Учебник для вузов / под ред. проф. Д.Г. Черника – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  6.  Налоги и налогообложение / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, - 4-е изд. – СПб.: Питер,2003.
  7.  Налоги и налогообложение / Под ред. А.В. Перова, А.В. Толкушкин, - М., 2006.
  8.  Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков «Бухгалтерский учет в бюджетных организациях». – 5-е изд., М.,Т.К – Велби, изд-во Проспект,2006.
  9.  Худогеев В.В., Налоги и налогообложение: уч. пос. – 3-е изд., испр. и перераб. – М.: ФОРУМ; ИНФРА – М, 2007.
  10.   Профессиональный журнал для бухгалтера «Бухгалтерский учет» № 1/2006.
  11.   Профессиональный журнал для бухгалтера «Бухгалтерский учет» № 4/2006.
  12.   Профессиональный журнал для бухгалтера «Бухгалтерский учет» № 14/2007.
  13.   Профессиональный журнал для бухгалтера «Бухгалтерский учет» № 15/2007.
  14.   Профессиональный журнал для бухгалтера «Бухгалтерский учет» № 20/2007.
  15.   Профессиональный журнал для бухгалтера «Бухгалтерский учет» № 1/2008.
  16.   Профессиональный журнал для бухгалтера «Бухгалтерский учет» № 5/2008.


EMBED Excel.Chart.8 \s

23 742 416,5

22 881 682,7

Доходы

Расходы

ТВЕТСТВЕННОСТЬ за нарушение законодательства о налогах и сборах РЕГУЛИРУЕТСЯ

При наличии признаков налоговых правонарушений

При наличии признаков административных правонарушений

При наличии признаков преступления

При нарушении законодательства в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ

НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ РФ

ЗАКОНОДАТЕЛЬ-СТВОМ  РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВ-НЫХ ПРАВОНАРУШЕ-НИЯХ

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬ-СТВОМ  РФ

ТАМОЖЕННЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬ-СТВОМ РФ

Налоги, уплачиваемые бюджетными организациями (учреждениями)

Местные налоги

Региональные налоги

Федеральные налоги

− налог на прибыль организаций;

− НДС;

 ЕСН;

НДФЛ

− налог на имущество;

− транспортный налог

− земельный налог


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8636. Философия Платона. Платоновская идея 125.5 KB
  Дайте толкование мифу о пещере. Что символизируют люди в пещере, тени, вещи, костёр, солнце. Дайте определения Платоновскому понятию «идея». Дайте определения Платоновскому понятию «идея идей».
8637. Западная философия 19 века (философия жизни, экзистенциализм, позитивизм, психоанализ) 174.5 KB
  Западная философия 19 века (философия жизни, экзистенциализм, позитивизм, психоанализ) Вопросы: 1. Сформулируйте основной тезис экзистенциализма. Какие виды экзистенциализма следует различать? 2. Раскройте содержание основных принципов экзисте...
8638. Философия античности. Диалектика мифа. Квантовая теория и истоки учения об атоме и другие 305.5 KB
  Философия античности. Лосев А.Ф.Диалектика мифа. Гейзенберг. В.Квантовая теория и истоки учения об атоме. Платон: Природа души и ее свойства. Мир идеей и его познание. Теоретическое знание и философское познание. Философия как стремление...
8639. Философия Ренессанса. Гайденко П.П. Культура эпохи Возрождения. И другие 214.5 KB
  Философия Ренессанса. Гайденко П.П. Культура эпохи Возрождения. Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека. Никколо Макиавелли. Государь. Лосев А.Ф. Бытовые типы Возрождения. Оборотная сторона титанизма. Гайденко П.П. Культура ...
8640. Немецкая классическая философия. Теория познания. Нравственная философия 263.5 KB
  Немецкая классическая философия. И. Кант: Теория познания. Нравственная философия. Г.В.Ф. Гегель: Наука логики. О природе диалектического. Всемирная история. В конце XVIII – XIX вв. в Германии наступил расцвет философии, который можно сравнит...
8641. Философия Нового времени и Просвещения. Экспериментальный метод научного познания 158 KB
  Философия Нового времени и Просвещения. Черникова И.В. Механизм – образ природы Нового времени. Рене Декарт: Научное познание: методология рационализма. Интеллектуальная интуиция. Френсис Бэкон: Цель научного познания. Экспериментальный метод н...
8642. Философия Средневековья. Августин Аврелий и Фома Аквинский 225 KB
  Философия Средневековья. Августин Аврелий и Фома Аквинский: О философии. Поиск Бога и доказательство Его бытия. Теодицея: причины возникновения зла в мире. Теория познания: вера и разум. Августин Аврелий. Время и вечность. Библия. Первая книга ...
8643. Определение философии. Речь Гегеля. Энциклопедия философских наук 181 KB
  Определение философии. Гегель Г.В.Ф. Речь Гегеля. Энциклопедия философских наук. Соловьев Вл. Исторические дела философии. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Мамардашвили М.К. Философия - это сознание вслух. Г.В.Ф. Гегель (1770 - 18...
8644. Античная греческая философия 92.5 KB
  Античная греческая философия. ПЛАН 1. Становление античной философии. Философия досократиков (Милетская школа, Пифагор, Гераклит, Элейская школа, Демокрит). Философия классической эпохи (Софисты, Сократ, Платон, Аристотель). Фи...