88698

Особенности рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном суде

Курсовая

Деньги и денежные системы

Общие положения о несостоятельности банкротстве. Стадии рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве. При этом законодательство о банкротстве преследует цель минимизировать негативные последствия несостоятельности должника путем сочетания и соблюдения частных интересов должника и его кредиторов...

Русский

2015-05-03

55.45 KB

13 чел.

26

СОДЕРЖАНИЕ    

                                                                                                                    стр.                                                                             

Введение………………………………………………………………………..3-4

Глава 1. Общие положения о несостоятельности (банкротстве)…………......5

           1.1.Понятие банкротства………………………………………………5-7

           1.2.Признаки банкротства………………………………….………....7-8

Глава 2. Особенности рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном суде ……………………………………………………………………………...9

           2.1.  Лица, участвующие в арбитражном процессе по делам о несостоятельности………………………………………………………..….9-12

         2.2. Порядок разбирательства дел о несостоятельности в арбитражном суде…………………………………….………………………………….…13-16

        2.3. Стадии рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве………………………………………………………………….16-22

Заключение………………………………………………………………….23-24

Список использованной литературы……………………………………...25-27

ВВЕДЕНИЕ

          Предпринимательская деятельность, особенно в современных условиях, является достаточно рискованной. Неизбежно возникают ситуации, когда та или иная коммерческая организация не может рассчитаться по своим долгам перед кредиторами. При этом от финансового кризиса не застрахованы даже крупные компании. Так в 1999г. Южнокорейская компания Daewoo потерпела банкротство, ставшее самым крупным в мире. Рискованные сделки только одного менеджера привели к банкротству старейшего банка Великобритании «Беринг». Финансовые затруднения должника неизбежно отражаются на его контрагентах и имеют негативные социальные последствия (снижение налоговых поступлений в бюджет, массовое высвобождение работников и т.д.).

       Регулировать взаимоотношения между испытывающим финансовые трудности должником и его кредиторами призван институт несостоятельности (банкротства), который считается «частью (элементом) нормального функционирования рыночной экономики». Институт несостоятельности (банкротства) способствует оздоровлению экономики, так как из гражданского оборота выводятся неэффективные коммерсанты. При этом, законодательство о банкротстве преследует цель минимизировать негативные последствия несостоятельности должника путем сочетания и соблюдения частных интересов должника и его кредиторов, а также публичных интересов государства.

       Экономические последствия применения законодательства о несостоятельности проявляются в оживлении «экономики рыночного типа, так как в процессе ликвидации неконкурентоспособных предприятий экономическая среда улучшается».

       Количество дел о несостоятельности, отличающихся повышенной сложностью и социальной значимостью, в производстве арбитражных судов резко возрастает из года в год. Так, в 2007г. было принято к производству таких дел на 30% больше, чем в 1999г, и в 4 раза больше, чем в 1998г. Эти данные свидетельствуют о расширении практики применения законодательства о банкротстве и необходимости ее обобщения.

        В настоящее время выбранная мною тема является актуальной, так как в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является несостоятельность (банкротство). В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.

        Целью моей работы является изучение рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном суде, а целью законодательства о несостоятельности - сохранение предприятия-должника путем применения различных мер реорганизационного характера.

       Задачи работы состоят в том, чтобы определить: понятие и признаки банкротства, особенности рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном суде.

      Предметом настоящего исследования являются порядок рассмотрения судами дел о несостоятельности, установление и изучение специфики этой категории дел.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ).

  1.  ПОНЯТИЕ БАНКРОТСТВА.

         Законодательное регулирование специфики рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) во многом обусловлено понятием и целями банкротства как института гражданского права. В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате денежных платежей. Статья 65 ГК РФ рассматривается несостоятельность (банкротство) как одно из оснований для ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом) в принудительном порядке - по решению суда, или объявлено несостоятельным (банкротом) в добровольном порядке - по решению, принятому юридическим лицом совместно с его кредиторами.

Основанием признания юридического лица (должника) несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве) является его неспособность удовлетворить требования кредиторов.

Несостоятельным (банкротом) может быть признано (объявлено) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда. Казенное предприятие не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства), поскольку при недостаточности имущества казенного предприятия по его обязательствам субсидиарную ответственность несет Российская Федерация3.

Если стоимость имущества соответствующего юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном рассматриваемой статьей4.

Если в ходе осуществления ликвидации юридического лица на основании решения суда обнаруживается недостаточность его имущества для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени должника, кредиторы ликвидируемого юридического лица, а также иные лица, которым в соответствии с законодательством о банкротстве предоставлено право на обращение в арбитражный суд, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании соответствующего юридического лица банкротом. При признании такого должника банкротом функции конкурсного управляющего могут быть возложены судом на руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора)5.

В соответствии с п. 3 статьи 65 основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". К отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, названный Федеральный закон применяется с особенностями, установленными Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

В соответствии с Законом о банкротстве к неплатежеспособному юридическому лицу могут быть применены не только ликвидационные процедуры, но и иные процедуры банкротства, направленные на предупреждение банкротства.

1.2. ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА.

В статье 3 Закона определяются признаки банкротства. При этом обращает на себя внимание тот факт, что речь идет о признаках, при наличии которых суд может признать должника несостоятельным (банкротом). Единственный такой признак для юридических лиц - срок неисполнения требований кредиторов, который должен быть больше трех месяцев (размер задолженности при этом не имеет значения, так как учитывается только в системе признаков, достаточных для принятия судом заявления о банкротстве должника). Во всех случаях подлежат учету как требования из денежных обязательств, так и требования по уплате обязательных платежей.

Таким образом, юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если существует даже минимальная задолженность более чем три месяца.6 В этом состоит сущность критерия неплатежеспособности - установление презумпции невозможности осуществления деятельности при наличии неисполняемых требований кредиторов (возможности должника по удовлетворению этих требований могут быть учтены на восстановительных стадиях, но если они, ни к чему не привели, то должник признается банкротом независимо от представления доказательств наличия имущества и т.п.).

Для физических лиц срок задолженности установлен также три месяца. Однако применительно к гражданам установлен критерий неоплатности, суть которого состоит в том, что неспособность удовлетворить требования кредиторов может возникнуть только при недостаточности всего имущества для расчетов со всеми кредиторами, т.е. при превышении пассива над активом должника.7

Следует отметить, что в силу прямого указания Закона, к гражданам - индивидуальным предпринимателям применяется критерий неплатежеспособности.

Отметим, что по Закону 1992 г. критерий неоплатности присутствовал и для юридических лиц, что крайне негативно отразилось на практике, когда отдельные должники в течение длительного времени поддерживали активы на несколько более высоком уровне, чем пассивы (в том числе и путем частичного удовлетворения требований), не опасаясь банкротства.

Критерий неоплатности в настоящее время применяется для юридических лиц - естественных монополистов топливно-энергетического комплекса.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ.

2.1. Лица, участвующие в арбитражном процессе по делам о несостоятельности

       Закон о банкротстве содержит статьи о лицах, участвующих в деле о банкротстве (ст.30), и о лицах, участвующих в арбитражном процессе (ст.31).

    Так, по Закону о банкротстве лицами, участвующими в деле, являются должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

       Указанные лица в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и совершать иные  процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

       Расходы на проведение указанной экспертизы возмещаются за счет лица, обратившегося с ходатайством о назначении экспертизы.

       В отличие от АПК РФ Закон о банкротстве не называет в числе лиц, участвующих в деле, третьих лиц.

       Положение прокурора в арбитражном процессе ограничено.8 При этом Закон о банкротстве вообще не называет прокурора в числе лиц, участвующих в деле.   

       Названные лица имеют право на обращение с заявлением о признании должника банкротом при наличии признаков банкротства. При этом нахождение организации в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии не лишают уполномоченный орган права ставить вопрос о признании в судебном порядке должника банкротом при наличии внешних признаков банкротства. На такую возможность указал Президиум  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении по конкретному делу, рассмотренному в порядке надзора. 9    

       Лица, участвующие в деле, имеют право:

  1.  знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии;
  2.  заявлять отводы;
  3.  представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства;
  4.  участвовать в исследовании доказательств;
  5.  задавать вопросы другим участникам арбитражного процесса;
  6.  заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения арбитражному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам;
  7.  знакомиться с ходатайствами, заявленными другими лицами, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле;
  8.  знать о жалобах, подданных другими лицами, участвующими в деле, знать о принятых по данному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа;
  9.  обжаловать судебные акты.

       Лица, участвующие в деле, должны добросовестно  пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

       Арбитражный управляющий наделен более широким кругом процессуальных прав и обязанностей, чем другие лица, участвующие в деле, что в определенной степени обусловлено предъявляемыми у нему требованиями.10

  В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:

  1.  представитель работников должника;
  2.  представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия;
  3.  представитель учредителей (участников) должника;
  4.  представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;
  5.  представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну;
  6.  уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника;
  7.  иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом.

       В арбитражном процессе по делу о банкротстве вправе участвовать:

  1.  саморегулируемая организация арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения их в деле о банкротстве или член которой утвержден арбитражным управляющим в деле о банкротстве, при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а также жалоб на действия арбитражных управляющих;
  2.  орган по контролю (надзору) при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих;
  3.  кредиторы по текущим платежам при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением прав кредиторов по текущим платежам.

       Вышеперечисленные лица наделяются правом знакомиться с материалами дела о банкротстве, делать выписки из них, снимать с них копии.

       Производство по делу о банкротстве возбуждается в арбитражном суде на основании заявления о признании должника банкротом, которое подается лицом, имеющим право на обращение в арбитражный суд с таким заявлением. Круг этих лиц четко определен в ст. 7 Закона о банкротстве: это должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты принятия решения, подтверждающего взыскание задолженности за счет имущества должника.11  

2.2. Порядок разбирательства дел о несостоятельности в арбитражном суде

Статья 6 Закона определяет некоторые особенности: прежде всего, установлено, что дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Это одна из процессуальных особенностей конкурса - ни суды общей юрисдикции, ни третейские суды рассматривать дела о банкротстве не могут. Арбитражные суды рассматривают все дела о банкротстве независимо от того, кто является заявителем или должником, в том числе, если это граждане, либо некоммерческие организации.

         Основанием для возбуждения дела может служить заявление должника, заявление кредитора (кредиторов) или заявление прокурора.

        Заявление должника подается в арбитражный суд в письменной форме на основании решения собственника или органа уполномоченного руководить имуществом должника. Должно быть подписано лицом,  уполномоченным на подачу заявления о признании должника банкротом.  Заявление должно содержать сведения о форме и субъекте собственности, о причинах по которым должник не выполняет требований и о сумме требований. К заявлению прилагается список кредиторов и должников и бухгалтерский баланс. Заявление не может быть отозвано.

Кредитор вправе подать заявление в случае невыполнения должником своих обязательств по истечении трех месяцев со дня наступления сроков исполнения. Перед обращением в суд необходимо соблюсти досудебный порядок  разрешения спора: кредитор должен послать должнику извещение с уведомлением о вручении. В этом извещении должны содержаться требования к должнику в недельный срок исполнить свои обязательства. В случае получения уведомления и неисполнении обязательств должником у кредитора появляется право обращения в суд. К заявлению прилагаются документы,  подтверждающие требования к должнику, уведомление и копия заявления с приложениями. Заявление кредитора может быть им отозвано до возбуждения производства по делу.

Прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в случае обнаружения им признаков умышленного или фиктивного банкротства и в других случаях предусмотренных законом. Умышленное банкротство - преднамеренное создание или увеличение руководителями или собственником неплатежеспособности предприятия, нанесение ими ущерба в личных интересах или в интересах других лиц, а также заведомо некомпетентное ведение дел. Фиктивное банкротство - заведомо ложное объявление предприятия о своем банкротстве с целью введения в заблуждение своих кредиторов, с целью отсрочки или рассрочки платежей либо скидки с долгов. Заявление прокурора может быть отозвано им до возбуждения производства по делу.

По результатам рассмотрения дела суд принимает одно из нижеследующих решений:

  1. Решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, направленного на ликвидацию предприятия.

  2. Решение об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность.

  3. Может быть вынесено определение о приостановлении производства по делу и проведении реорганизационных процедур (внешнее управление имуществом или санация) при наличии ходатайства на их проведение.

В настоящее время принята следующая система признаков и критериев несостоятельности: для юридических лиц: размер задолженности - 100 тыс. руб. и более; срок неисполнения - три месяца; установленность требования (подтверждение требования заявителя вступившим в законную силу решением суда, арбитражного, третейского суда).12 Для должников - физических лиц система признаков такая же, за исключением размера задолженности, он установлен в 10 тыс. руб. Для физических лиц – не предпринимателей установлен критерий неоплатности.

В результате практика ВАС РФ стала ограничивать подачу заявлений о банкротстве кредиторами, уже имеющими решение суда, требованием представления доказательств невозможности исполнения этого решения 13. Вызвано это было тем, что указанные кредиторы иногда обращались в суд с заявлением о банкротстве должника, уже получив исполнение своего требования. Однако такая позиция ВАС РФ приводила к ущемлению прав установленных кредиторов по сравнению со всеми остальными. Реальный выход из описанной ситуации многим представлялся в установлении дополнительного признака, в рамках которого обращаться с заявлением о банкротстве могли бы только те кредиторы, чьи требования уже подтверждены решением суда.

       Действительно, на первый взгляд это способно пресечь некоторые злоупотребления со стороны недобросовестных кредиторов. Однако на самом деле указанное правило, во-первых, противоречит одной из основных целей конкурсного права; во-вторых, способно повлечь гораздо более серьезные злоупотребления. Цель конкурсного права, о которой идет речь (а также один из его сущностных признаков), - возможность оперативного перехода от применения обычных положений процессуального права в части исполнения требований к положениям конкурсного права. Разница состоит в том, что в обычном порядке каждый кредитор получает полное исполнение своих требований после исполнения требований предыдущего - до тех пор, пока у должника есть имущество. В конкурсном порядке удовлетворение осуществляется одновременное и пропорциональное, в соответствии с правилами очередности.

Суть конкурсного права, в том числе заключается в обеспечении перехода к положениям, которые содержат механизм приостановления индивидуального исполнения. Иными словами, в соответствии с целями и внутренней сущностью конкурсного права любой кредитор в любое время должен иметь возможность инициировать конкурс с тем, чтобы исполнение производилось в соответствии с принципами пропорциональности и очередности (а также в целях возможного восстановления платежеспособности должника, что приведет к полному удовлетворению всех требований).

В настоящее время достижение этой цели затруднено. Соответственно теперь конкурсное право не имеет возможности оперативно вмешаться и пресечь индивидуальное исполнение: пока одни кредиторы получат решение суда, чтобы заявить о банкротстве должника, другие успеют обратить взыскание на имущество (либо получить иное исполнение). Более того, недобросовестный должник может успеть распорядиться активами таким образом, что к моменту удовлетворения судом иска кредитора имущества у должника не останется вовсе.

2.3. Стадии рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве

Необходимо  отличать понятие процедуры банкротства от стадии арбитражного процесса по делу о банкротстве (на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве может быть заключено мировое соглашение").14 

В арбитражном процессе по делу о банкротстве различают следующие основные стадии: принятие заявления, проведение судебного заседания по проверке обоснованности поданного заявления, подготовка дела к рассмотрению, проведение заседания по рассмотрению дела по существу (является ли банкротом данный должник), вынесение судебного акта об отказе в признании должника банкротом или о прекращении производства по делу либо о введении определенной процедуры банкротства, его исполнение, возможно - обжалование вынесенного судебного акта, завершение производства по делу о банкротстве.

  1.  Введение наблюдения. В целях предупреждения необоснованной подачи заявления о банкротстве и злоупотребления процедурой банкротства со стороны заявителей (конкурсных кредиторов и уполномоченных органов) Закон, в отличие от Закона о банкротстве 1998 г., предусмотрел, что наблюдение может вводиться по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48. Если заявление подает должник, то такая проверка не требуется .

     Порядок введения наблюдения находится в зависимости от лица, подавшего заявление о банкротстве. Он сохраняется при возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника, т.е. с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Статьей 204 Закона предусмотрен план погашения долгов гражданином, который может быть утвержден арбитражным судом. При его исполнении дело о банкротстве прекращается. Не применяется наблюдение при банкротстве ликвидируемого должника, отсутствующего должника, кредитной организации.

Значительно продлен срок наблюдения - с трех (как было предусмотрено в Законе о банкротстве 1998 г.) до семи месяцев. Как и прежде, его завершение связывается со сроком рассмотрения дела о банкротстве. Процедура наблюдения завершается рассмотрением арбитражным судом дела о банкротстве и принятием решения (определения) о применении к должнику одной из следующих процедур банкротства: внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения, либо прекращении производства по делу о банкротстве по основаниям, предусмотренным ст. 57 Закона.

  1.  Финансовое оздоровление наряду с внешним управлением является процедурой банкротства, целью которой, в отличие от конкурсного производства, является сохранение должника как самостоятельного хозяйствующего субъекта. Она применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. При этом задолженность должника перед кредиторами должна погашаться в соответствии с графиком погашения задолженности.15 Основное отличие финансового оздоровления от другой процедуры, направленной на восстановление платежеспособности должника, - внешнего управления - заключается в том, что в ходе финансового оздоровления органы управления должника, в т.ч. его руководитель, продолжают выполнять свои функции, правда с отдельными ограничениями и под контролем административного управляющего (ср. п. 1 ст. 82 и п. 1 ст. 94 Закона). Общим же для названных процедур является то, что они имеют целью восстановление платежеспособности должника и предотвращение признания его банкротом, влекущее открытие конкурсного производства, что в конечном итоге приведет к ликвидации должника как хозяйствующего субъекта.

Пункт 1 статьи 26 определяет круг лиц, которые вправе обратиться с ходатайством о введении финансового оздоровления. Это может быть сам должник, его учредители (участники), орган, выступающий от имени собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также третьи лица.

  1.  Внешнее управление- это стадия дела о банкротстве, целью назначения которой является восстановление платежеспособности должника. Ходатайство о назначении той или иной процедуры банкротства подается исключительно по решению общего собрания кредиторов (п. 2 ст. 12). Решение о введении внешнего управления принимается простым большинством от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании.

Пункт 2 ст. 93 устанавливает максимально возможный срок внешнего управления, но допускает и назначение более короткого срока, который вместе со сроком финансового оздоровления не должен превышать двух лет. Финансовое оздоровление назначается на срок не более двух лет (ст. 80 Закона).

Кредиторы вправе ходатайствовать о досрочном прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника.

  1.  Конкурсное производство является последним этапом производства по делу о банкротстве должника. Его целью является соразмерное удовлетворение требований кредиторов (ст. 2 Закона). Однако этот этап может завершиться не только соразмерным удовлетворением требований кредиторов и ликвидацией юридического лица - должника, но и переходом к процедуре, которая призвана сохранить должника как юридическое лицо, как субъекта предпринимательской деятельности и одновременно способствовать удовлетворению всех требований кредиторов. По ходу конкурсного производства кредиторы и должник вправе также заключить мировое соглашение согласно ст. 150 Закона, что прекратит производство по делу о банкротстве. Но неисполнение мирового соглашения и, как следствие, его расторжение, возвратит стороны к стадии конкурсного производства.

Арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в следующих случаях:

  1.  по окончании наблюдения в соответствии с п. 1 ст. 75 Закона;
  2.  по результатам финансового оздоровления, когда и суд, и административный управляющий, и кредиторы не видят иного пути удовлетворения требований кредиторов и налицо все названные в Законе признаки банкротства (п. 6 ст. 88 Закона);
  3.  по окончании внешнего управления, если платежеспособность должника не восстановлена, все требования, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены, имеются обстоятельства, препятствующие заключению мирового соглашения (п. 6, 7 ст. 119 Закона);
  4.  после расторжения мирового соглашения или отмены определения об утверждении мирового соглашения, заключенного на стадии конкурсного производства (в порядке, определенном ст. 163, 164 Закона).

В решении первого собрания кредиторов может содержаться предлагаемый кредиторами срок проведения конкурсного производства в установленных настоящим пунктом временных пределах (п. 3 ст. 74 Закона). Но учитывая общий характер этой нормы, представляется, что не только первое собрание кредиторов вправе установить срок проведения конкурсного производства, но и последующие собрания, подводящие итог той или иной стадии дела о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления), могут предлагать срок проведения конкурсного производства, с ходатайством о возбуждении которого конкурсные кредиторы обращаются в арбитражный суд.16 

Лица, которые наделены правом обратиться в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока конкурсного производства: должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, органы исполнительной власти Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления по месту нахождения должника, лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления 17. Все эти лица являются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Только лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обращаться с ходатайствами о продлении срока конкурсного производства, но не более чем на шесть месяцев.

Датой завершения конкурсного производства считается дата внесения записи о ликвидации должника - юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц (п. 4 ст. 149 Закона).

  1.  Мировое соглашение. Заключение мирового соглашения кредиторами, уполномоченными органами и должником является наиболее щадящим способом урегулирования отношений сторон и удовлетворения их требований. По своей правовой структуре мировое соглашение - более сложный юридический факт, чем просто многосторонняя сделка. Мировые соглашения могут заключаться между кредитором и должником при урегулировании неисполнения договорных обязательств должником в случаях, когда законом не установлены препятствия для подобного разрешения конфликтов.

Мировые соглашения, появляющиеся в гражданском (арбитражном) процессе - более сложные явления по форме, но с очевидной договорной сущностью. Стороны, должник и кредитор, путем взаимных уступок достигают соглашения под контролем суда (арбитражного суда).

Мировое соглашение, заключаемое на одной из стадий дела о банкротстве, отличается рядом особенностей. Во-первых, в мировом соглашении участвует должник, возможно - один из арбитражных управляющих (как лицо, выполняющее функции исполнительного органа), кредиторы (чаще и естественнее, если их несколько) и третьи лица, если нет возражений. Стадия, на которой принимается решение о мировом соглашении, определяет порядок его заключения и участвующие стороны. Объединяет все мировые соглашения, заключаемые на любой стадии дела о банкротстве, факт утверждения мирового соглашения арбитражным судом, т.е. судебный контроль. Во-вторых, мировое соглашение, утвержденное арбитражным судом, обязывает даже тех кредиторов, которые не участвовали или не согласились с его заключением.

Утверждение мирового соглашения судом влечет вступление соглашения в силу. Это так или иначе меняет обязательства должника и конкурсных кредиторов (включая уполномоченные органы). Поскольку утверждение заключенного мирового соглашения прекращает рассмотрение дела о банкротстве должника, считать мировое соглашение одной из процедур банкротства было бы нелепо, тем более что мировое соглашение может быть заключено на любой стадии дела о банкротстве с учетом всех особенностей положения должника на этой стадии и последствий прекращения дела о банкротстве на этой же стадии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В данном исследовании мною был сделан и обоснован ряд выводов, о том, что несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Институт банкротства всегда выступал в качестве одного из ключевых регуляторов экономических процессов в обществе, обеспечивал стабильность и устойчивость хозяйственного оборота. Социальная и экономическая важность этого института вызывают необходимость разработки специального законодательства, а также механизма способного обеспечить адекватное правовое регулирование комплекса вопросов, связанных с банкротством. На сегодняшний день соответствующие отрасли законодательства существуют во всех странах с рыночной экономикой. Угроза банкротства побуждает не только предприятия, но и органы государственного управления принимать меры по восстановлению активного баланса и улучшению деятельности предприятий. Законодательством предусмотрен комплекс мер по восстановлению платежеспособности должника, направленных на предотвращение массовых банкротств.

       Основанием признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве) является его неспособность удовлетворить требования кредиторов. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если существует минимальная задолженность более чем три месяца.18 Для физических лиц срок задолженности установлен также три месяца. Однако применительно к гражданам установлен критерий неоплатности, суть которого состоит в том, что неспособность удовлетворить требования кредиторов может возникнуть только при недостаточности всего имущества для расчетов со всеми кредиторами, т.е. при превышении пассива над активом должника.19

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Это одна из процессуальных особенностей конкурса - ни суды общей юрисдикции, ни третейские суды рассматривать дела о банкротстве не могут. Арбитражные суды рассматривают все дела о банкротстве независимо от того, кто является заявителем или должником, в том числе, если это граждане, либо некоммерческие организации.

         Основанием для возбуждения дела может служить заявление должника, заявление кредитора (кредиторов) или заявление прокурора.

      По Закону о банкротстве лицами, участвующими в деле, являются должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

      Более детальная и тщательная регламентация процедур банкротства: внешнего управления; конкурсного производства, заключение мирового соглашения, а также введение совершенно новой для российского законодательства процедуры наблюдения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРЕТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.). //Российская газета. 25 дек. 1993 г.

2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая и вторая  (с изм. и  доп. от 20 февраля, 12 августа 1996г., 8 июля, 17 декабря 1999г).

3. Гражданско-процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002г. № 138-ФЗ (с изм. от 9 ноября 2009г. № 246-ФЗ) // Российская газета 20 ноября 2002г.

4. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002г. №95-ФЗ (с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 15-П, от 17.11.2005 N 11-П, Определением Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 22-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.03.2008 N 6-П).

5. Федеральный закон « О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г.№ 127-ФЗ

6.Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25.02.99 N 40-ФЗ (в ред. от 21.03.2002).

          Учебная литература

1. Банкротство: Вопросы правового регулирования/ Учебное издание - М.: Ось-89, 2005.

2.Банкротство: Вопросы правоспособности должника - юридического лица. Учебное издание/Под ред. Семина А.Н. Научно-практическое издание/ Издательство « Экзамен», 2005

3.Гражданское право: Учебное пособие/Под ред. Мушинского В.О. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.- 224с.

4. Гражданское право: Учебник /Под ред. С.П.Гришаева.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:Юристъ, 2005.- 496с.

5. Комментарий к Федеральному Закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"  М.В. Телюкина

6. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (Банкротстве) »: Постатейный научно-практический/ Под ред. В.Ф.Попондопуло.2-е изд., исп. и доп.-М., Омега-Л, 2006.-с.19

7. Комментарий к ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (автор главы - Скворцов О.Ю.) / Под ред. Попондопуло В.Ф. М., 2007. С. 145.

8. Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 6 / Под. ред. В.Ф. Яковлева. М.: Юрид. лит., 1999. С. 296

9. Предпринимательское право: учебное пособие.2-е изд. испр. и доп./Под ред. Макарова Н.Д., Рябова Е.А.-М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.-256с.

10. Телюкина М.В. Соотношение понятий «несостоятельность» и «банкротство» в дореволюционном и современном праве // Юрист. 1997. №12. С.18.

11. Треушников М.К. Арбитражный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов // М.: « Издательский дом Городец», 2005.-672с.

            Периодические издания

1. .Арбитражный и гражданский процесс №8, 2003. с.- 4

2. Банкротство кредитных организаций и становление системы страхования вкладов: проблема правоприменительной практики. Материалы научно-практической конференции- М.: ЗАО Юстисинформ, 2006.- с.21

3. Весенева Н., Безнадежному банкроту помочь невозможно. // Бизнес – адвокат. 2002 г. №13.

4. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2003 г., № 2.

5. Зыкова И.В. Новеллы законодательства о несостоятельности (банкротстве)/ Адвокатская практика №4, 2007.

6. Константинов Д.А. Некоторые аспекты противодействия преступности в сфере несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. « Юрист» №4 2008г.

7. «Российская юстиция» № 2 2006г

8. Трофимов К. Ликвидация юридических лиц: вопросы имущественной ответственности // Хозяйство и право. 2008г. №9.

     Судебная практика

1.  Постановление Пленума ВАС от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление Пленума N 4)

2. Постановление Пленумов ВС. РФ и ВАС РФ N 6/8.

3. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 декабря 1997 г. N 23

4. Информационное письмо ВАС РФ от 06.08.99 N 43 "Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной практике"

3 п. 5 ст. 115 ГК РФ

4 п. 4 ст. 61 ГК РФ

5Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 декабря 1997 г. N 23

6 Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности ( Банкротстве)»: Постатейный научно-практический./ Под ред. В.Ф.Попондопуло.2-е изд., исп. и доп.-М., Омега-Л, 2006.-с.19

7 Банкротство: вопросы правоспособности должника - юридического лица: Научно-практическое издание/ А.Н.Семина.- 2-е изд., перераб. и доп. – М., Издательство « Экзамен», 2005.- с.47

8 Ст.52 АПК РФ

9 Вестник ВАС РФ. 2004. №5. С.47.

10 Ст. 23-26 ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. № 127-ФЗ

11 п.2 ст.7, п.3 ст.6 ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. № 127-ФЗ

12 Зыкова И.В. Новеллы законодательства о несостоятельности (банкротстве)/ Адвокатская практика №4, 2007.- с.13

13 п. 3 информационного письма ВАС РФ от 06.08.99 N 43 "Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной практике"

14 п.1 ст.150 ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. №127

15 Абз.12 ст.2 ФЗ « О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002г. №127

16 Предпринимательское право: учебное пособие.2-е изд. испр. и доп./Под ред. Макарова Н.Д., Рябова Е.А.-М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.-с.64.

17 Ст.34 ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г № 127-ФЗ

18 Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности ( Банкротстве)»: Постатейный научно-практический/ Под ред. В.Ф.Попондопуло.2-е изд., исп. и доп.-М., Омега-Л, 2006.-с.19

19 Банкротство: вопросы правоспособности должника - юридического лица: Научно-практическое издание/ А.Н.Семина.- 2-е изд., перераб. и доп. – М., Издательство « Экзамен», 2005.- с.47


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44596. Сетевые архитектуры ArcNet и ArcNet Plus 48 KB
  Физическая топология звезда шина звезда – шина; логическая топология упорядоченное кольцо; широкополосная передача данных 25 Мбит с и 20 Мбит с для rcNet Plus; метод доступа маркерный; средой передачи может быть: коаксиальный кабель длиной 600 м при звезде и 300 м при шине; витая пара максимальная длина 244 м – при звезде и шине; Компьютеры могут быть коаксиальным кабелем связаны в шину или в иных случаях подключены к концентраторам которые могут быть: пассивными; активными; интеллектуальными....
44597. Token Ring (Маркерное кольцо) 61.5 KB
  Физическая топология звезда; логическая топология кольцо; узкополосный тип передачи; скорость передачи 4 и 16 Мбит с; соединение неэкранированной и экранированной витой пары; метод доступа – маркерное кольцо. Формат кадра используемый в сетях Token Ring Аппаратные компоненты Логическое кольцо в этой сетевой архитектуре организуется концентратором который называется модулем множественного доступа MSU – MultySttion ccess Unit или интеллектуальным модулем множественного доступа SMU – Smrt Multysttion ccess Unit....
44598. FDDI - распределенный волоконно-оптический интерфейс передачи данных 42 KB
  В сети FDDI компьютер: захватывает маркер на определенный интервал времени; за этот интервал передает столько кадров сколько успеет; завершает передачу либо по окончании выделенного интервала времени либо из-за отсутствия передаваемых кадров. Этим объясняется более высокая производительность FDDI чем Token Ring которая позволяет циркулировать в кольце только одному кадру. FDDI основана на технологии совместного использования сети.
44599. СЕТЕВЫЕ АРХИТЕКТУРЫ 34.5 KB
  В соответствии со стандартными протоколами физического уровня выделяют три основные сетевые архитектуры Данные Циклический избыточный код для проверки ошибок Приемника источника Формат кадра в Ethernet Поле Тип протокола используется для идентификации протокола сетевого уровня IPX и IP маршрутизируемый или нет....
44600. Причины расширения ЛВС и используемые для этого устройства 28.5 KB
  С ростом компаний растут и ЛВС. Однако существуют устройства которые могут: сегментировать ЛВС так что каждый сегмент станет самостоятельной ЛВС; объединять две ЛВС в одну; подключать ЛВС к другим сетям для объединения их в интернет.
44601. Мост как устройство комплексирования ЛВС 190 KB
  Эти устройства как и репитеры могут увеличивать размер сети и количество РС в ней; соединять разнородные сетевые кабели. на более высоком чем репитеры и учитывают больше особенностей передаваемых данных позволяя: восстанавливать форму сигналов но делая это на уровне пакетов; соединять разнородные сегменты сети например Ethernet и Token Ring и переносить между ними пакеты; повысить производительность эффективность безопасность и надежность сетей что будет рассмотрено ниже. Принципы работы мостов Работа моста основана на...
44602. Маршрутизаторы 41 KB
  Маршрутизатор в отличие от моста имеет свой адрес и используется как промежуточный пункт назначения. Однако эта таблица существенно отличается от таблиц мостов тем что она содержит не адреса узлов а адреса сетей Для каждого протокола используемого в сети строится своя таблица которая включает: все известные адреса сетей; способы связи с другими сетями; возможные пути маршрутизации; стоимости передачи данных по этим путям. Маршрутизаторы принимая пакеты не проверяют адрес узла назначения а выделяют только адрес сети. Они...
44603. Подключение репитера в ЛВС 168.5 KB
  Подключение репитера в ЛВС Репитеры передают весь трафик в обоих направлениях и работают на физическом уровне модели OSI. Однако репитеры позволяют соединять два сегмента которые используют различные физические среды передачи сигналов кабель – оптика кабель – пара и т. Некоторые многопортовые репитеры работают как многопортовые концентраторы соединяющие разные типы кабелей.
44604. Удаленный доступ к ресурсам сетей 35.5 KB
  Основной характеристикой модема является его производительность измеряемая количеством битов переданных за 1 секунду. Изначально скорость модема измерялась в бодах 1бод = 1 бит с. Однако бод используется в технике связи и относится к частоте изменений аналогового сигнала переносящей биты данных по телефонной линии. В 80х годах скорость бодов равнялась скорости передачи модемов 300 бод было эквивалентно 300 бит с.