88699

Аудиторская деятельность в Республике Казахстан

Курсовая

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Термин «аудит» происходит от латинского «audit» – слушание. Существует немало исторических свидетельств, подтверждающих активную деятельность аудиторов на протяжении всего средневековья. Из общего понятия «счетный работник» не позже XIII в. Выделяется новое понятие – «аудитор». С XIII в. аудитор и бухгалтер стали людьми разных профессий. Во времена средневековья появились специальные трактаты, касающиеся аудита.

Русский

2015-05-03

72.49 KB

4 чел.

ВВЕДЕНИЕ

В Казахстане с внедрением рыночных отношений все большее развитие получает независимый контроль, обеспечивающий потребности пользователей финансовой отчетности экономических субъектов в виде подтверждения ее достоверности. В первом Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана было представлено видение будущего нашего общества и миссии нашего государства – «Стратегия развития страны до 2030 года». Казахстан успешно завершил переходный период и уверенно входит в качественно новый этап своего развития. Вводятся в действие стандарты аудиторской деятельности, улучшается система профессионального контроля качества работы аудиторов, предъявляются дополнительные требования к профессиональной подготовке специалистов в этой области.

Термин «аудит» происходит от латинского «audit»  – слушание. Существует немало исторических свидетельств, подтверждающих активную деятельность аудиторов на протяжении всего средневековья. Из общего понятия «счетный работник» не позже XIII в. Выделяется новое понятие – «аудитор». С XIII в. аудитор и бухгалтер стали людьми разных профессий. Во времена средневековья появились специальные трактаты, касающиеся аудита.

Массовое банкротство акционерных обществ и предприятий во время массового экономического кризиса в начале ХХ века стало очередным сильным фактором развития аудиторской деятельности. Требования к финансовой отчетности предприятий и подтверждению их данных независимыми аудиторами возросли.

В Республике Казахстан 18 октября 1993 года был принят первый Закон «Об аудиторской деятельности», а 6 мая 1994 года на I съезде аудиторов страны был зарегистрирован Устав палаты аудиторов, для регулирования отношений, связанных с осуществлением аудиторской деятельности. На Республиканской конференции аудиторов в марте 2000 года было принято решение о переходе аудиторской деятельности в Казахстане на международные стандарты и принятия их в качестве национальных.

Аудит представляет собой проверку финансовой отчетности юридических лиц с целью выражения независимого мнения о достоверности и объективности составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан.

Сущность аудиторской деятельности заключается в том, что она является предпринимательской деятельностью аудиторских фирм (аудиторов), которые предлагают клиентам услуги по независимой проверке финансовой отчетности, платежно-расчетной документации; оказанию различных услуг и консультаций; ведению и восстановлению бухгалтерского учета; оценке активов и обязательств организации; составлению налоговой декларации; проведению экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Аудиторские проверки, проводимые по отдельным предприятиям, отраслям национальной экономики и регионам, нужны государственным органам республики, министерствам и ведомствам, судам, прокуратуре и другим учреждениям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Цель аудита финансовой отчетности заключается в предоставлении аудитору возможности дать заключение (выразить мнение) в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспектам в соответствии с установленной концептуальной основой составления финансовой отчетности.

Значение аудита состоит в достижении интересов соответствующих сторон, а именно:

  1.  экономических субъектов (фирм, акционерных обществ) в лице их владельцев;
  2.  государства в лице налоговой службы;
  3.  различных пользователей финансовой отчетности;
  4.  аудиторов – в целях защиты интересов собственника и государства, а также обеспечении учета и отчетности.

Потребность в аудите возникает, когда права собственности и управление предприятием разделяются. Однако существуют определенные преимущества, присущие аудиту финансовой отчетности, даже в случае отсутствия законодательного требования к его проведению. Аудит будет включать в себя всестороннюю проверку деятельности предприятия и, следовательно, может предоставить аудитору возможность выработать более конструктивные рекомендации по руководству деятельностью предприятия и повышению ее эффективности.

Осуществляя проверку, независимые аудиторы выполняют две основные функции:

  1.  сбор и оценку доказательств для подтверждения полноты и достоверности финансовой отчетности;
  2.  проверку соответствия данных финансовой отчетности общепринятым стандартам учета.

Основная задача аудиторских служб состоит в обеспечении качественных проверок соблюдения законодательства, регулирующего финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта, ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности и обеспечении пользователей информацией о финансовом положении. Аудиторская работа требует высокой квалификации, большого внимания и профессионализма.

1 Нормативно-правовые акты регулирующие аудиторскую деятельность в Казахстане

 

Правовые и этические механизмы регулирования взаимоотношений, связанных с осуществлением аудиторской деятельности, могут разрабатываться как государственными, так и профессиональными независимыми органами финансового контроля. В нашей стране создана государственная система нормативно-правового регулирования аудита.

Результаты аудиторской проверки являются основой для принятия важных управленческих решений. Аудиторская деятельность может регулироваться не только в пределах деятельности профессиональных аудиторских организаций, но и в государственных масштабах.

Нормативно-правовое регулирование-это исследование функционирования объекта аудиторской проверки относительно норм и правил, предусмотренных законом, нормативными документами, правилами (внутреннего распорядка, распределения обязанностей и др.).

В Казахстане в систему нормативного регулирования аудита входят следующие нормативно-правовые документы:

1. Закон РК «Об аудиторской деятельности» № 304-1 от 20.11.1998 г. (с изменениями и дополнениями)

2. Кодекс РК «Об административных правонарушениях» № 155-II от 30.01.2001 г. (с изменениями и дополнениями)

3. Уголовный кодекс РК № 167-1 от 16.07.1997 г. (с изменениями и дополнениями)

4. Гражданский кодекс РК (Общая часть) № 268-XIII от 27.12.1994 г. (с изменениями и дополнениями)

5. Закон РК «О банках и банковской деятельности в РК» № 2444 от 31.09.1995 г. (с изменениями и дополнениями)

6. Закон РК «О страховой деятельности» № 126-II от 18.12.2000г. (с изменениями и дополнениями)

7. Закон РК «Об инвестиционных фондах в РК» № 576-2 от 7.07.2004 г.

8. Закон РК «О естественных монополиях» № 272-I от 9.07.1998 г. (с изменениями и дополнениями)

9. Закон РК «Об иностранных инвестициях» № 266- XIII от 27.12.1994 г. (с изменениями и дополнениями)

10. Закон РК «Об акционерных обществах» № 415-2 от 13.05.2003 г. (с изменениями и дополнениями)

11. Закон РК «О лицензировании» № 2200 от 17.04.1995 г. (с изменениями и дополнениями)

12. Закон РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» № 220-I от 22.04.1998 г. (с изменениями и дополнениями)

13. Международные стандарты аудита в Казахстане принятые в 2000г.

14. Постановление Правительства РК «Об утверждении Правил лицензирования аудиторской деятельности» №878 от 29.06.1999 г. (с изменениями и дополнениями)

15. Постановление Правления Национального банка РК «Об утверждении Инструкции о требованиях, предъявляемых к заявителю, и перечне документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии на проведение аудита банков, страховых (перестраховочных) организаций» № 384 от 27.10.2003 г.

16. Инструкция № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет подоходного налога с юридических лиц». Утверждена Приказом МФ РК № 161 от 28.06.1995г. (с изменениями и дополнениями)

17. Положение негосударственного учреждения Квалификационной комиссии по аттестации аудиторов РК. Утверждено Республиканской конференцией палат аудиторов от 23.12.1998 г.

18. Положение о порядке аттестации кандидатов в аудиторы. Утверждено Квалификационной комиссией по аттестации аудиторов РК Приказом № 25 от 20.10.2003 г.

В вышеизложенных законодательных документах определены важнейшие нормы и положения, имеющие непосредственное отношение к аудиторской деятельности. Их следует четко знать и правильно применять на практике.

В Казахстане разработана система нормативного регулирования аудиторской деятельности на основании принятия второго Закона РК «Об аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 года, в него вносились изменения и дополнения от 18.12.2000г., от 15.01.2000 г., от 26.12.2002 г., от 16.05.2003 г., от 11.06.2003г., от 5.05.2006г. Своевременное принятие второго Закона об аудите способствовало закреплению фактической независимости аудиторов и аудиторских организаций в республике, так как были неоднократные попытки со стороны правительственных и иных исполнительных органов лишить их самостоятельности и заставить работать по инструкциям министерств и ведомств. Этот Закон относится к документам первого уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РК. (рис.1)

Закон регулирует отношения возникающие между государственными органами, юридическими и физическими лицами, аудиторами и аудиторскими организациями в процессе осуществления аудиторской деятельности в РК.

Закон включает в себя 6 глав и 25 статей:

Глава 1. Общие положения (ст.1-4)

Глава 2. Аудитор, аудиторская организация, палата аудиторов (ст. 5-8)

Глава 3. Аттестация кандидатов в аудиторы и лицензирование аудиторской деятельности (ст.9-13)

Глава 4. Осуществление аудиторской деятельности (ст.14-16)

Глава 5. Права, обязанности и ответственность аудиторов и аудиторских

организаций (ст.17-20)

Глава 6. Права, обязанности и ответственность аудиторского субъекта  (ст.21-25).

Законодательство Республики Казахстан об аудиторской деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержит законодательство Республики Казахстан об аудиторской деятельности, то применяются правила международного договора.

Законы и нормативные акты значительно различаются по их отношению к финансовой отчетности. Некоторые законы и нормативные акты определяют форму или содержание финансовой отчетности субъекта, суммы, подлежащие учету, или информацию, подлежащую раскрытию в финансовой отчетности. Другие законы или нормативные акты подлежат соблюдению руководством субъекта или устанавливают условия, при которых субъект имеет право осуществлять свою деятельность. Несоответствие деятельности законам и нормативным актам может привести к таким финансовым последствиям для субъекта, как штрафы, судебные процессы и т.д.

К документам второго уровня относятся международные стандарты аудита в РК. На пятой Республиканской конференции Палаты аудиторов РК, состоявшейся в марте 2000г., было принято решение о переходе аудита в РК на международные стандарты и принятие их в качестве национальных.

Третий уровень – внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими фирмами на базе практики аудита. Документы этого уровня детализируют документы более высоких уровней. Содержание и форма таких документов совершенствуется по мере становления и расширения рынка аудиторских услуг.

Согласно требованиям Закона РК «Об аудиторской деятельности», были проведены мероприятия по созданию аккредитованных профессиональных аудиторских организаций, избранию ревизионной комиссии и образованию квалификационной комиссии по аттестации аудиторов.

В настоящее время профессиональные аудиторские организации Казахстана располагают солидной нормативной базой, что позволяет им не только успешно проводить аудиторские проверки, но и оказывать консультационные и прочие профессиональные услуги.

Нормы данного закона действуют на всей территории республики по отношению ко всем хозяйствующим субъектам независимо от формы собственности и сферы деятельности.

Аккредитованная профессиональная аудиторская организация представляет собой независимую «неправительственную», общественную, некоммерческую, самоуправляемую и самофинансируемую организацию. Она является юридическим лицом, которая на добровольных началах и принципах равенства ее членов, объединяет аудиторские фирмы и аудиторов, финансируемых за счет членских взносов и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан и своим уставом.

Аккредитованные профессиональные аудиторские организации призваны содействовать развитию, совершенствованию и унификации процедур аудита.

В Законе РК «Об аудиторской деятельности» дано определение аудиторской организации, под которой понимается коммерческая организация, созданная для осуществления аудиторской деятельности в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью.

В процессе регулирования аудиторской деятельности в Казахстане принимают непосредственное участие следующие государственных органы и организации:

характер документов

область регулирования

степень разработанности

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности

Закон РК «Об аудиторской деятельности», другие  Законы (О Нацбанке РК, О банках, Об иностранных инвестициях и др.)

Закон РК «Об аудиторской

деятельности» от 20.11.98 г. (С изменениями и дополнениями от 18.12.2000, от 15.01.01, от 02.03.01, от 26.12.02, от 16.05.03,  от 11.06.03)

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

Международные стандарты аудита (МСА) в РК

Устанавливают нормы аудита

Разработаны 36 МСА

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

внутрифирменные аудиторские стандарты

Определяют действия аудиторских фирм в конкретных условиях

Разрабатываются аудиторскими фирмами

Рис. 1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РК

1. Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов РК;

2. Национальный банк РК;

3. Палата аудиторов РК;

4. Квалификационная комиссия по аттестации аудиторов.

Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов РК является основным уполномоченным государственным органом, определенным Правительством РК. Департамент осуществляет контроль над деятельностью аудиторов и аудиторских организаций путем лицензирования аудиторской деятельности, т.е. выдачи, приостановления, отзыва лицензии.

Основными функциями Департамента являются:

  1.  издание в пределах его компетентности нормативно-правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  2.  утверждение стандартов аудиторской деятельности;
  3.  организация в установленном законодательством РК порядке системы лицензирования аудиторской деятельности;
  4.  организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами лицензионных требований и условий;
  5.  утверждение квалификационных требований к аудиторам;
  6.  контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами стандартов аудиторской деятельности;
  7.  ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций;
  8.  публикация в средствах массовой информации сведений о выдаче, отзыве и приостановлении действия лицензии;
  9.  рассмотрение обращений аудиторов, аудиторских организаций и аудируемых организаций, связанных с осуществлением аудиторской деятельности.

Основной функцией Национального Банка РК является выдача лицензии на проведение аудита банковской и страховой деятельности.

Палата аудиторов РК является некоммерческой профессиональной организацией, осуществляющей регулирование деятельности аудиторов и аудиторских организаций в рамках своих полномочий. Палата аудиторов объединяет на добровольной основе аудиторов, аудиторские организации и финансируется за счет членских взносов и иных источников, не запрещенных законодательством РК.

В Республике Казахстан действуют территориальные и Республиканская палата аудиторов.

Основными функциями территориальных палат аудиторов являются:

  1.  содействие развитию аудита, повышению его эффективности, организации и координации деятельности аудиторов и аудиторских организаций;
  2.  обеспечение соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями требований стандартов аудита;
  3.  рассмотрение споров аудиторов, аудиторских организаций и аудируемых организаций, связанные с осуществлением аудиторской деятельности;
  4.  в случаях выявления фактов уклонения аудиторов и аудиторских организаций от заключения договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности и нарушения иных требований законодательства РК об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности аудиторов и аудиторских организаций информируют уполномоченный государственный орган;
  5.  обеспечение аудиторов и аудиторских организаций законодательными актами РК и методическими документами, связанными с осуществлением аудиторской деятельности;
  6.  анализ, обобщение и распространение опыта работы аудиторов и аудиторских организаций;
  7.  представление интересов аудиторов и аудиторских организаций в государственных, общественных, иностранных и международных организациях;
  8.  осуществление иной деятельности, не противоречащей законодательству и международным договорам.

Республиканская палата аудиторов выполняет все перечисленные функции территориальных палат, а также дополнительно занимается:

  1.  осуществлением координации деятельности территориальных палат аудиторов;
  2.  разработкой на основе международной практики стандартов аудита;
  3.  организацией обучения и подготовки к аттестации кандидатов в аудиторы, профессиональной учебы, повышения квалификации аудиторов и других специалистов;
  4.  обращением в Департамент Минфина РК, Национальный банк РК с предложением об отзыве или приостановлении действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности и внесение предложения об аннулировании квалификационного свидетельства аудитора с указанием конкретных причин.

Квалификационная комиссия по аттестации аудиторов образуется в организационно-правовой форме учреждения (некоммерческая организация) на республиканской конференции палат аудиторов. В состав Квалификационной комиссии входят:

  1.  не более 2/3 от общей численности – представители от каждой палаты аудиторов;
  2.  не менее 1/3 от общей численности – представители государственных органов, определяемых Правительством РК.

Основными функциями Квалификационной комиссии являются:

  1.  определение квалификационного уровня кандидатов в аудиторы посредством проведения экзаменов на основе квалификационных требований;
  2.  принятие решения о присвоении квалификации «аудитор» путем выдачи свидетельства о присвоении квалификации «аудитор» и личной печати аудитора;
  3.  принятие решения об аннулировании квалификационного свидетельства и информирование об этом решении Департамента и Национального банка РК.

2 Образование, профессиональная аттестация и лицензирования аудиторов

Аудитором является физическое лицо, аттестованное Квалификационной комиссией и получившее свидетельство о присвоении квалификации «аудитор». Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве индивидуального предпринимателя.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности – это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационное свидетельство аудитора и личная печать с указанием номера квалификационного свидетельства. Срок его действия не ограничен.

В ст. 9 гл.3 Закона «Об аудиторской деятельности» предусмотрен допуск к аттестации лиц, имеющих высшее образование и опыт работы в экономической, финансовой, учетно-аналитической, контрольно-ревизионной или правовой сферах в течение пяти лет из последних семи, а также лиц, занимающихся научно-преподавательской деятельностью по бухгалтерскому учету и аудиту в высших учебных заведениях и имеющих стаж практической работы в указанных сферах не менее двух лет из последних пяти.

Основным требованием на занятие аудиторской деятельностью является получение образования аудитора. Элементами образования аудитора выступают:

  1.  базовое образование;
  2.  практический опыт;
  3.  специальное профессиональное образование.

Аудиторам можно повышать свою квалификацию путем:

  1.  постоянного и систематического изучения законов, стандартов, инструкций и других нормативных актов, вносимых в них изменений и дополнений;
  2.  участия в семинарах, конференциях;
  3.  изучения зарубежного и отечественного опыта по организации и методике проведения аудита.

Лица, не прошедшие аттестацию, допускаются к прохождению повторной аттестации не раньше чем через 6 месяцев.

Квалификационное свидетельство аудитора может быть аннулировано в соответствии с положениями ст. 15 Закона «Об аудиторской деятельности»:

  1.  представление недостоверных данных для допуска к аттестации;
  2.  признание аудитора недееспособным или ограничения его дееспособности в судебном порядке;
  3.  выдача заведомо ложного или неквалифицированного аудиторского отчета;
  4.  несоблюдение основных требований стандартов аудита и иных нарушений законодательства при осуществлении профессиональной деятельности.

3 Ответственность аудиторов

На основании действующего законодательства, в частности, Гражданского кодекса РК, Кодекса «Об административных правонарушениях», Закона «Об аудиторской деятельности», Закона «О лицензировании», Уголовного кодекса РК ответственность аудиторов и аудиторских организаций делится на несколько видов.

Гражданско-правовая ответственность.

Если имеет место проведение неквалифицированной аудиторской проверки, приведшей к убыткам клиента, то на основании решения суда с аудиторской фирмы могут быть взысканы:

  1.  понесенные клиентом убытки в полном размере;
  2.  расходы на перепроверку.

Аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности клиента во всех существенных аспектах.

При формировании и выражении мнения она должна руководствоваться требованиями нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в РК, и этическими нормами аудита.

П4. ст.9 Гражданского кодекса предусматривается, что «лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательными актами или договором не предусмотрено иное». Возмещение убытков не происходит по первому требованию клиента, он должен доказать в суде вину аудитора. Принципиальным вопросом является уровень профессионализма и аккуратности со стороны аудитора. Проведение проверки в соответствии с общепринятыми стандартами может служить доказательством невиновности аудитора.

Уголовная ответственность.

В ст. 229 Уголовного кодекса предусмотрены меры наказания аудиторов за использование своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя, других лиц или организаций, либо за нанесение вреда другим лицам или организациям, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемых законом интересам общества или государства, наказывается штрафом в размере от 500 до 800 месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 8 месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от 180 до 240 часов, либо исправительным работам на срок от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Административная ответственность.

Кодексом РК «Об административных правонарушениях» предусмотрены следующие санкции за правонарушения в аудиторской деятельности:

  1.  несообщение аудитором в уполномоченный государственный орган о выявленных им в результате обязательного аудита деятельности страховой (перестраховочной) организации нарушений законодательства влечет штраф на граждан в размере до 50, на юридическое лицо – в размере до 100 месячных расчетных показателей (ст. 173 п.14);
  2.  сокрытие аудитором либо иным лицом, имевшим доступ к учетно-бухгалтерской информации, от заказчиков проведения аудита факта нарушения законодательства и установленных требований к ведению бухгалтерского учета или составлению финансовой отчетности, выявленных при проведении проверки, влечет штраф в размере до 25 месячных расчетных показателей с лишением лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью (ст.183);
  3.  составление аудитором (аудиторской организацией) заведомо недостоверного аудиторского отчета влечет штраф на аудитора в размере до 25, на аудиторскую организацию – в размере до 250 месячных расчетных показателей с лишением лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью (ст. 184).

Аудит – лицензируемый вид деятельности, поэтому существует ответственность в соответствии с Законом «О лицензировании». В нем предусмотрена уголовная и административная ответственность за ведение аудиторской деятельности без соответствующей лицензии, а также материальная ответственность в виде изъятия в бюджет дохода, полученного от осуществления деятельности без лицензии.

Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии, если:

  1.  государственными надзорными или контролирующими органами выявлены нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий;
  2.  лицензиатом не выполнены требования лицензирующего органа об устранении допущенных нарушений;
  3.  исключение из профессиональной организации;
  4.  аннулирование квалификационного свидетельства «аудитор» у руководителя аудиторской организации;
  5.  неосуществление деятельности в течение двенадцати последовательных календарных месяцев.

Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной в случае неуплаты ее получателем лицензионного сбора в течение установленного срока, а также при прекращении деятельности юридического лица.

В ст. 13 Закона «Об аудиторской деятельности» предусмотрено, что «лицензиар вправе приостановить действие лицензии на срок до шести месяцев с указанием причины приостановления в соответствии с законодательством. Аудиторы и аудиторские организации вправе обжаловать решение об отказе в выдаче, отзыве и приостановлении действия в судебном порядке».

В случае отзыва или прекращения действия лицензии аудиторские организации в течение десяти календарных дней со дня принятия решения об отзыве или прекращении действия лицензии обязаны возвратить в уполномоченный орган лицензию.

Ст. 137 Кодекса «Об административных правонарушениях» предусматривает ответственность за ведение предпринимательской деятельности без лицензии, специального разрешения, квалификационного свидетельства, что влечет за собой штраф, если эта деятельность не содержит признаков уголовно-наказуемого деяния. В ст. 185-186 указаны размеры штрафов предприятиям за уклонение от проведения обязательного аудита и предоставление аудитору недостоверной информации.

В ст. 183-184 определены размеры штрафов аудиторам и аудиторским организациям с лишением их лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью за:

  1.  сокрытие аудитором либо иным лицом, имеющим доступ к учетно-бухгалтерской информации, от заказчиков проведения аудита факта нарушения законодательства и установленных требований к ведению бухгалтерского учета или составлению финансовой отчетности, выявленных при проведении проверки;
  2.  составление аудитором (аудиторской организацией) заведомо недостоверного аудиторского заключения.

4 Страхование ответственности аудиторских фирм

Аудиторская деятельность связана с возможностью ошибки аудиторской организации (аудитора), вследствие которой будет представлен неправильный аудиторский отчет. Пользователи неверного аудиторского отчета могут принять неправильное экономическое решение и понести убытки. С 13 июня 2003г. Вступил в силу Закон РК «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности аудиторов и аудиторских организаций», где указано, что объектом страхования является имущественный интерес аудитора, связанный с его обязанностью возместить имущественный вред, причиненный аудируемым субъектам при проведении аудита (ст. 3). Целью обязательного страхования ответственности аудиторов является обеспечение защиты имущественных интересов аудируемых субъектов, которым причинен имущественный вред при проведении аудита посредством осуществления страховых выплат. Обязательному страхованию подлежит гражданско-правовая ответственность аудиторов и аудиторских организаций, имеющих лицензию на осуществление аудиторской деятельности как при осуществлении добровольного, так и обязательного аудита. Обязательное страхование ответственности аудиторов осуществляется на основании договора. Аудитор не вправе осуществлять аудиторскую деятельность без заключения договора обязательного страхования ответственности.

Договор обязательного страхования ответственности аудиторов должен быть заключен только со страховой компанией, имеющей лицензию на право осуществления деятельности по данному виду обязательного страхования. Договор заключается сроком на 12 месяцев со дня вступления его в силу. Он может быть прекращен при:

  1.  истечение срока действия договора;
  2.  досрочном прекращение договора;
  3.  осуществление страховой компанией страховой выплаты (страховых выплат) в размере страховой суммы, определенной в договоре обязательного страхования ответственности аудиторов.

Страховой случай – это событие, с наступлением которого договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности аудитора предусматривает осуществление страховой выплаты страхователю (выгодоприобретателю). Страховым случаем признается факт наступления вреда, причиненного имущественным интересам аудируемых субъектов при проведение аудита.

В соответствии со статьей 22 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности аудиторов и аудиторских организаций» страховая компания, осуществившая страховую выплату, имеет право обратного требования к аудиторской фирме или аудитору в пределах осуществленной страховой выплаты в определенных Законом случаях:

1. Умышленные действия аудитора или аудиторской фирмы, направленные на возникновение страхового случая либо способствующие его наступлению;

2. Совершение аудитором (аудиторской фирмой) действий, признанных в порядке, установленном законодательными актами РК, умышленными преступлениями либо административными правонарушениями, находящимися в причинной связи со страховым случаем;

3. Умышленное непринятие мер аудитором (аудиторской фирмой) по уменьшению убытков при страховом случае;

4. Сообщение аудитором (аудиторской фирмой) страховой компании заведомо ложных сведений об объекте страхования, страховом риске, страховом случае и его последствиях;

5. Отказ аудитора (аудиторской фирмы) от своего права требования к лицу, ответственному за наступление страхового случая, а также отказа передать страховой компании документы, необходимые для перехода права требования.

Особенностью страхования профессиональной ответственности является объект страхования, т.е. имущественные интересы застрахованного аудитора, связанные с его обязанностью возместить в порядке, установленном законодательством, ущерб, причиненный клиентам в результате ошибки или упущения, совершенных при оказании аудиторских услуг.

5 Основные принципы аудита

Согласно ст.4 Закона РК «Об аудиторской деятельности» законодательно закреплены 4 принципа аудиторской деятельности:

1. Принцип независимости – как бы ни был компетентен аудитор, его мнение о качестве отчетности может быть оспорено, если он окажется в той или иной форме зависим от клиента. Поэтому аудитор и аудиторская фирма не должны иметь имущественных и иных интересов в проверяемом предприятии, родственных связей с клиентом и т.п.

Аудит не может осуществляться:

  1.  аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых организаций, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности;
  2.  аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых организаций, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
  3.  аудиторскими фирмами и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение 3 лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой отчетности физическим и юридическим лицам.

2. Принцип объективности заключается в применении непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.

3. Принцип профессиональной компетентности аудитора заключается в том, что аудит должен быть выполнен лицами, имеющими соответствующую профессиональную подготовку и опыт. Компетентность подтверждает свидетельство аудитора. Можно привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке иных специалистов.

4. Принцип конфиденциальности заключается в следующем, аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых организаций и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Они обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Кроме основных принципов аудиторской деятельности имеют место и иные принципы аудиторской деятельности, определяемые в соответствии с международной аудиторской практикой, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.

Государственный орган, осуществляющий регулирование аудиторской деятельности, и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» и другими законами Республики Казахстан, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.

Закон республики об аудиторской деятельности определяет, какой уровень квалификации требуется от аудитора и какую деятельность он может осуществлять после получения квалификации «аудитор». Аудитор не только должен иметь соответствующую профессиональную квалификацию, но и соблюдать этические нормы и соответствовать им.

Этические нормы для аудитора состоят в обязательном соблюдении свода правил, требований стандартов и нормативов аудита, а также в проявлении высокого уровня профессиональных знаний и выполнении своих обязанностей. Аудитор должен следовать нормам морали, нравственности, быть доброжелательным к своим коллегам, клиентам-заказчикам и др.

6 Права и обязанности аудиторских фирм

Взаимоотношения аудитора и клиента-заказчика строятся на основе доброжелательности и возместимости затрат по аудиторской проверке. Клиент-заказчик вправе выбирать аудитора и аудитор – клиента-заказчика по собственному желанию. Аудиторские затраты по проверке оплачиваются согласно договору.

Права, обязанности и ответственность аудиторов и аудиторских фирм закреплены статьями 17-20 Закона РК «Об аудиторской деятельности».

Аудитор (аудиторская фирма) имеет право:

  1.  самостоятельно определять формы (план аудита) и методы аудиторской проверки исходя из требований законодательных актов республики, стандартов аудита, а также конкретных условий договора с предприятием;
  2.  осуществлять у предприятий полную проверку документации по финансово-хозяйственной деятельности, наличия финансовых средств, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим в ходе проверки вопросам и дополнительные справки или сведения. Отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым хозяйствующим субъектом требуемой документации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости;
  3.  получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку, а также привлекать на договорной основе к участию аудиторов-профессионалов из других фирм (организаций).

Аудитор (аудиторская фирма) обязан (а):

  1.  осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с согласованными планами работ и договорными условиями;
  2.  квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать другие аудиторские услуги;
  3.  обеспечивать сохранность документов бухгалтерского учета и других дел, получаемых, а также составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержание без согласия клиента-заказчика, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами республики;
  4.  в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторский отчет аудируемой организации и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
  5.  исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РК.

Проверяемое предприятие имеет право получать от аудитора (аудиторской фирмы) информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления аудитора (аудиторской фирмы) – о законодательных и нормативных актах, на которых основываются выводы и предложения аудитора.

Аудиторская фирма несет ответственность за качество и сроки оказания сопутствующих аудиту услуг согласно действующему законодательству, а также в соответствии с условиями договора, заключаемого между аудиторской фирмой и аудируемой организацией.

Аудиторская проверка не может проводиться:

  1.  аудиторами, являющимися учредителями, акционерами, собственниками, руководителями и другими должностными лицами проверяемого хозяйствующего субъекта, а также имеющими родственные отношения или несущими ответственность за соблюдение бухгалтерского учета;
  2.  аудиторами или аудиторскими фирмами, оказывающими данному хозяйствующему субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности;
  3.  для экономических субъектов, являющихся дочерними предприятиями, филиалами, представителями или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм (организаций).

Организации, в отношении которых проводился аудит, не имеют права требовать от аудиторских фирм предоставления рабочей документации аудита или ее копий полностью или в какой-либо части, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

 

7 Права и обязанности аудируемого субъекта

Права, обязанности и ответственность аудируемого субъекта закреплены в статьях 25-27 Закона РК «Об аудиторской деятельности».

При проведении аудиторской проверки аудируемая организация и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

  1.  самостоятельно выбирать аудиторскую фирму для проведения аудита;
  2.  поручить, если имеет в своем составе структурные подразделения и филиалы, проведение аудита бухгалтерской отчетности данных подразделений разным аудиторским фирмам;
  3.  получать от аудиторской фирмы или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах РК, на которых основываются выводы аудиторской фирмы или индивидуального аудитора;
  4.  осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащих законодательству РК.

Аудируемый субъект несет ответственность за полноту и достоверность документов и другой информации, предоставленной аудитору или аудиторской фирме для проведения аудита. Согласно ст. 185 кодекса РК «Об административных правонарушениях» представление проверяемым лицом аудитору (аудиторской фирме) в ходе проведения аудита недостоверной или неполной информации, приведшей к составлению недостоверного аудиторского отчета, влечет штраф на должностное лицо в размере до 25, на юридическое лицо – в размере до 200 месячных расчетных показателей.

Обязанности руководителей и иных должностных лиц организации в процессе аудиторской проверки состоит в том, чтобы:

  1.  создавать персоналу аудиторской фирмы (организации) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки и предоставить им всю документацию бухгалтерского учета, приказы по кадровым, финансово-хозяйственным и другим вопросам, договора (контракты) по поставкам, потреблению и т.д., а также по запросу аудитора давать разъяснения и объяснения в устной или письменной форме;
  2.  в процессе аудиторской проверки оперативно устранять выявленные нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, составления финансово-хозяйственной отчетности;
  3.  налагать запрет на любые действия в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению в процессе аудиторской проверки.

Руководитель юридического лица, уклоняющийся от проведения обязательного аудита либо препятствующий его проведению, несет ответственность в соответствии со ст. 186 кодекса РК «Об административных правонарушениях», что влечет к уплате штрафа на руководителя организации в размере до 25, на юридическое лицо – в размере до 200 месячных расчетных показателей.

Проведение аудита не освобождает аудируемого субъекта от ответственности за несоответствие представляемой финансовой отчетности и иных документов требованиям законодательства Республики Казахстан.

8 Проведение аудиторской проверки на предприятии с учетом соблюдения нормативно-правовых актов

Организация и проведение аудита начинается с определения перечня деловой документации, объемов и качества предоставляемой информации об особенностях технологии и организации производства, характере и назначении вырабатываемой продукции, состоянии коммерческой деятельности предприятия – клиента, его размерах и организационной структуре необходимой для ведения аудита и получения доказательств. Для того чтобы принять решение о проведении аудита, в первую очередь необходимо собрать и изучить информацию о потенциальном клиенте.

Возникает сложная ситуация, если у аудиторов слишком мало информации, чтобы составить заключение с ограничениями или отрицательное заключение, но слишком много, чтобы отказаться от составления заключения. Такие проблемы обычно возникают из-за недостаточности информации об определенных событиях, финансовых показателях или счетах. Часто недостаток информации объясняется ограничениями масштаба проверки, невозможностью выполнить важные процедуры или неопределенностью, когда информацию просто невозможно использовать на момент принятия решения о составлении отчета.

В аудиторском отчете должна быть описана любая недостаточность информации, возникшая в результате невозможности выполнить необходимые в данных условиях аудиторские процедуры.

При ознакомлении с учетной политикой предприятия аудитору необходимо установить полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета. Базой для формирования учетной политики служат стандарты бухгалтерского учета. Учетная политика, выбранная хозяйствующим субъектом, применяется им последовательно от одного отчетного периода к другому.

На основании письма-заявки независимая аудиторская фирма произвела аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности за 200Х год с достоверностью определения результата по итогам года.

Аудиторская проверка проводится с целью установления соответствия финансово-хозяйственных операций законодательным и нормативным актам, действующим в РК, в части бухгалтерского учета и отчетности.

Проверка документов проводилась выборочным методом с элементами сплошной проверки отдельных хозяйственных операций.

При проведении аудиторской проверке было выявлено, что по счету № 1310 «Сырье и материалы» был приобретен через расчеты с подотчетными лицами бензин и списан на затраты производства. Однако приложенные путевые листы полностью не оформлены: без подписи ответственного лица и печати предприятия, без показания спидометра, движения горючего и т.д. Кроме того, отсутствует сводный реестр по списанию бензина за подписью руководителя. Необходимо дополнить первичные документы для обоснованности списания на затраты предприятия договорами аренды легкового автомобиля у физического лица и приказом по предприятию за 200Х год.

При проверке учета расчетов с персоналом по оплате труда, прежде всего необходимо изучить подлинность первичных документов, правильность их заполнения, соответствие их требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда.

При изучении первичных документов особое внимание уделяется проверке табелей учета рабочего времени и нарядов.

Основной задачей проверки расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка соблюдения нормативно – правовых актов при начислении оплаты труда, удержания из нее и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.

Источниками информации, используемой в процессе контроля, служат аналитические и синтетические данные по группе счетов 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда», первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета отработанного времени, наряды и др.), листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т.д.

Важнейшими нормативно-правовыми актами, регулирующими эти операции, являются Трудовой кодекс РК, Методические рекомендации по вопросам оплаты труда работников, Инструкция о порядке начисления средней заработной платы работников и др.

При проведении аудита расчетов по оплате труда необходимо установить:

  1.  правильность отнесения расходов к фонду оплаты труда;
  2.  правильность отнесения отдельных выплат на себестоимость продукции (работ, услуг)
  3.  правильность составления бухгалтерских проводок по фонду оплаты труда;
  4.  правильность ведения синтетического и аналитического учета, сводных данных и заполнения форм бухгалтерской отчетности по фонду оплаты труда.

При проведении аудиторской проверки на предприятии в течение 200Х года по счету 5510 «Нераспределенная прибыль отчетного года» проведено оказание материальной помощи работникам предприятия т.е. затраты не связанные с предпринимательской деятельностью. Согласно Кодекса РК «О порядке исчисления и уплаты социального налога» материальная помощь работникам предприятия, разного рода выплаты, производимые за счет чистого дохода (оплата услуг связи, запчасти к легковым автомобилям, за охрану квартиры и т.п.), входят в перечень выплат, включаемых в фонд оплаты труда в натуральной форме, и подлежат обложению социальным налогом.

Дебиторская задолженность слагается из долгов покупателей перед предприятием – за отгруженную им, но не оплаченную ими продукцию, например, сырье и материалы, а также из долгов перед предприятием заказчиков – по предоплате за невыполненные работы и не оказанные услуги.

Предприятие может иметь одновременно кредиторскую и дебиторскую задолженности. Покрывать одну задолженность другой запрещается. Дебиторская задолженность показывается в активе, кредиторская – в пассиве бухгалтерского баланса.

Проверка состояния кредиторской задолженности является обязательной при проведении аудиторской проверки. Необходимо провести взаимную сверку (инвентаризацию) с кредиторами с приложением актов сверки (запросов-подтверждений).

Результаты инвентаризации расчетов с кредиторами оформляются актом, где указывается сумма несогласованной кредиторской задолженности и ее величина, по которой истекли сроки исковой давности.

Покупка товаров, сырья и материалов, получение электроэнергии, тепла, услуг и работ от поставщиков осуществляется на основании договоров, заказов, писем-заявок.

При оприходовании товарно-материальных ценностей могут быть выявлены расхождения по количеству, качеству с указанными в документах поставщика. В таком случае составляют акт о выявленной недостаче.

Проверяя расчеты с поставщиками и подрядчиками, следует выяснить документальную обоснованность произведенных операций, убедиться в подлинности документов и правильности их оформления, в отдельных случаях - запросить в банках копии документов.

В ходе проведения аудиторской проверки был составлен акт сверки расчетов. При сверке данных было установлено, что отсутствует факт прихода денежных средств, т.е. на предприятии отсутствует дебиторская задолженность.

По кассовой книге произведено списание денежных средств, но при этом установлено расхождение данных кассовой книги и расходных ордеров, что является грубейшим нарушением кассовой дисциплины.

На момент проверки налоговый учет по предприятию не организован, не ведется журнал регистрации счетов – фактур. В случае реализации товаров (работ, услуг) ниже цен приобретения (фактически сложившихся затрат), возникающая разница между суммой налога, исчисленной по реализации товаров, и суммой полученной от покупателей подлежит возврату в бюджет и не подлежит вычету при определении налогооблагаемого дохода. Учитывая вышеуказанное, возникает необходимость до начисления НДС по реализации ниже фактической себестоимости. Необоснованно были отнесены в зачет по расчетам с поставщиками суммы при отсутствии налоговых счетов-фактур.

Достоверность полученной расчетным путем суммы дохода за проверяемый период не представляется возможной, о чем свидетельствуют ненадлежащее ведение учета кассовых операций, расчетов с поставщиками, отсутствие подписей подотчетных лиц в авансовых отчетах и их утверждение подписью руководителя предприятия, отсутствие налогового учета. Если бы все вышеперечисленные факты были надлежащим образом исполнены, то доход предприятия, был бы реальнее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие рыночной экономики требует более широкого спектра услуг. В настоящее время в нашей стране наблюдается тенденция повышения требований к качеству и эффективности работы финансово-экономических служб в организациях. Набирает обороты новый этап развития аудиторской деятельности.

Структурные изменения организаций путем разъединения, слияния, поглощения и выделения самостоятельных организаций вызвала потребность в объективной оценке имущественного состояния организаций, и соответственно аудиторские фирмы направили свои усилия на оценочную деятельность.

Одной из наиболее значимых тенденций развития рынка аудиторских услуг является их сочетание с процессом консультирования. Дело в том, что аудиторы в аудиторский отчет помимо выявленных ошибок и неточностей стали включать заключения о рациональности действующей учетной политики, используемых методов организации бухгалтерского учета и применяемых программных продуктах, а также рекомендации по их изменению и совершенствованию, что позволило в аналитической части аудиторского отчета внести элементы консультирования.

По мере развития аудиторской деятельности в стране все больше внимания уделяется вопросу понимания деятельности проверяемой организации, что продиктовано желанием повысить качество проведения аудиторской проверки и надежности выводов о достоверности отчетности. Для этого аудитор должен получить представление обо всех областях его деятельности, что предполагает изучение информации, выходящей за рамки сугубо бухгалтерской службы.

Стандарты аудита принимаются на конференции Республиканской палаты аудиторов и утверждаются уполномоченным государственным органом. На пятой Республиканской конференции аудиторов состоявшейся в марте 2000г. Было принято решение о переходе аудита Казахстана на международные стандарты и принятие их в качестве национальных.

Международные стандарты аудита предполагают, что знание и понимание деятельности клиента предполагает владение информацией как о нем, так и об общеэкономической ситуации в стране, отрасли деятельности клиента, его конкурентах и клиентах.

Основные тенденции развития аудиторской деятельности связаны с углубленным проникновением аудиторов в хозяйственно-финансовую деятельность проверяемых организаций и расширением консультативной направленности аудита по различным объектам хозяйственной деятельности организации. Для обеспечения высокого качества оказываемых услуг аудиторы и аудиторские фирмы должны разрабатывать на основе международных стандартов аудита свои внутренние стандарты, учитывающие специфику работы аудиторской фирмы и раскрывающие содержание конкретных процедур проверки, сбора аудиторских доказательств, их документирования, политики взаимоотношений с клиентами, внутреннего контроля, внутренней отчетности фирмы и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РК «Об аудиторской деятельности», Алматы, Юрист, 2006 г.

2. М. С. Ержанов «Аудит-1» (базовый учебник), Алматы, 2005 г.

3. З. Н. Ажибаева «Аудит», Алматы, Экономика, 2004 г.

4. М.С. Ержанов «Теория и практика аудита», Алматы, 2004 г.

5. В. Д. Мельников «Основы финансов», Алматы, 2005 г.

6. В. Л. Назарова «Бухгалтерский учет хозяйствующих субъектов»  под ред. Н.К. Мамырова, Алматы, Экономика, 2007 г.

7. Д. О. Абленов «Аудит: теория и практика», Алматы, Экономика, 2005 г.

8. Д. О. Абленов «Профессиональный аудит», Алматы, Экономика, 2008 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30871. Эритроциты 35 KB
  Функции эритроцитов: 1. Эритрон Эритрон часть системы крови обеспечивающая поддержание постоянства количества эритроцитов. В эритрон входят: а эритороидный ряд красного косного мозга б ретикулоциты и эритроциты в органы разрушения эритроцитов г продукты распада эритроцитов д Эритропоэтины вырабатываются почками печенью а также продукты распада эритроцитов Эритрокинетика Эритрокинетика это процессы направленные на образование и разрушение эритроцитов. Продолжительность жизни эритроцитов 120 дней.
30872. Понятие о системах групп крови 45.5 KB
  Понятие о системах групп крови В настоящее время установлено что каждая клетка человеческого организма в том числе и эритроцит содержит на своей поверхности набор специфических белков Антигенов закрепленных генетически которые и обеспечивают её видовую и индивидуальную специфичность. Кроме антигенов существует и второй класс белков антитела к антигенам которые циркулируют в плазме крови и при взаимодействии с определенным антигеном расположенным на мембране клетки способны вызывать реакцию агглютинации образуя т....
30873. Понятие о гемостазе 47 KB
  Понятие о гемостазе Система гемостаза совокупность процессов направленных с одной стороны на предупреждение и остановку кровотечения а с другой на сохранение жидкого состояния циркулирующей крови. Задача поддержание адекватного состояния жидкостных характеристик крови. Плазменный собственно свертывание крови или гемокоагуляция обеспечивает остановку кровотечения из более крупных сосудов. Тромбоцитарный гемостаз: Тромбоциты Как лекоциты выполняют в основном защитную функцию так тромбоциты прежде всего участвуют в свертывании...
30874. Процесс свертывания крови 84.5 KB
  Процесс свертывания крови Гемокоагуляция собственно свертывание крови Основные положения теории свертывания крови А. Процесс свертывания крови стадийный. В современной теории свертывания крови различают 3 фазы свертывания: 1 фаза образование протромбиназного комплекса; 2 фаза образование тромбина; 3 фаза образование фибрина. Международный комитет по номенклатуре факторов свертывания крови обозначил плазменные факторы римскими цифрами в порядке хронологического открытия всего их по количеству тринадцать IXIII IIа ...
30875. Противосвертывающие факторы 26 KB
  Противосвертывающие факторы Противосвертывающая система обеспечивает поддержание крови в жидком состоянии. Механизмы обеспечивающие жидкое состояние крови: 1. В норме сосудистая стенка препятствует свертыванию крови: т. имеет одноименный электрический заряд с форменными элементами крови; адсорбирует активные факторы свертывания особенно тромбин; 2.
30876. Слуховой анализатор 29.5 KB
  Волоски рецепторных клеток омываются эндолимфой и покрыты текториальной покровной мембраной. Происходит деполяризация волосковых клеток и как следствие выделение медиатора ацетилхолин глютамат аспартат Воздействуя на постсинаптическую мембрану афферентного волокна который является дендритом ганглиозных нервных клеток спирального ганглия 1 нейрон. Аксоны этих нервных клеток несут звуковую информацию к кохлеарным ядрам слухового центра продолговатого мозга далее к верхним оливам ядрам латерального лемниска нижнему двухолмью...
30877. Биологическое значение боли 44 KB
  Болевые рецепторы ноцицепторы представляют собой свободные нервные окончания немиелинизированых волокон образующих сплетения в тканях кожи мышц некоторых органах. Ноцицепторы делятся на первый механоноцицепторы и второй хемоноцицепторы типы. Механоноцицепторы деполяризация происходит за счет механического смещения мембраны. Ноцицепторы кожи с афферентами Адельта волокон возбуждаются на механические стимулы почти не реагируют на термические раздражители и совсем не реагируют на химические раздражители.
30878. Условные рефлексы 44.5 KB
  Биологический смысл условного рефлекса Все условные рефлексы представляют одну из форм приспособительных реакций организма к изменяющимся условиям внешней среда это индивидуальная форма адаптации которая является более точной формой приспособления живых организмов к изменяющемуся окружающему миру. В процессе формирования условного рефлекса условный раздражитель приобретает СИГНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС помогает организму лучше приспосабливаться к действию БЕЗУСЛОВНОГО РАЗДРАЖИТЕЛЯ. Структурнофункциональной базой условного рефлекса...
30879. Корковое торможение 33.5 KB
  Сон и бодрствование Проявлением сна является понижение активности нервной системы выключение сознания понижение мышечного тонуса и всех чувств. Существует несколько видов сна: ежесуточный сезонный наркотический гипнотический патологический. Общая продолжительность суточного сна в среднем 7 8 часов в сутки. Активный сон по типу запредельного торможения В возникновении сна важную роль играют гипногенные структуры ствола мозга ретикулярная формация гипоталамус таламус.